Непостижимое могущество Бога
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:14 [Ведущая] Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Итак, мы начинаем наш прямой эфир. Сегодня с нами Владимир Георгиевич Критский. И мы продолжаем «Обзор различных систем йоги по “Бхагавад-гите”», а также ответим на ваши вопросы, вопросы по ведической культуре и философии. Присылайте вопросы во время лекции к нам в чат по скайпу, а также на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru. С нетерпением ждём ваших вопросов. Итак, мы начнём прямой эфир. Здравствуйте, Владимир Георгиевич.
Два типа знания
00:00:43 [Критский В.Г.] Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл «Обзор систем йоги по Бхагавад-гите». И я напомню, что в прошлый раз мы с вами начали главу 9, которая называется «Самое сокровенное знание». Мы прочитали первые три стиха. И в первом стихе Кришна говорил: «Поскольку ты никогда не завидуешь Мне, Я открою тебе это самое сокровенное знание, познав которое, ты избавишься от всех несчастий материального существования». Смысл таков: бывает, что некоторые личности завидуют Богу и не хотят признать Его существование, поскольку Он является величайшим, самым совершенным существом, всемогущим, обладающим всеми богатствами. И для некоторых людей это представляет проблему. И они пытаются каким-то образом доказать, что Бога нет, хотя доказать это довольно сложно. Затем в последующем стихе Кришна говорил: «Это знание – вершина всего познания, самая большая тайна из всех тайн. Оно извечно, его постижение наполняет человека счастьем».
00:02:02 И, наконец, в стихе 3 была очень интересная мысль о важности веры в процессе преданного служения. Но не в смысле какой-то фанатичной веры, а в смысле развития знания. Есть два типа знания: знание, полученное через какой-то, скажем так, объективный, научный процесс, научные исследования, и знание, полученное путём откровения, данное свыше. Оно имеет более целостный характер, оно извечно, оно не стареет со временем, как, например, Библия, Коран, Веды.
00:02:38 И в то же время научные теории постоянно меняются. Сейчас, например, никого не интересуют теории двухсот- или трёхсотлетней давности, [знания, взятые из учебников] быстро «стареют», в отличие от знания, полученного путём откровения. Например, помню, когда я учился в институте, у нас были курсы «История партии», «Марксизм-ленинизм», «Научный коммунизм», «Политэкономия», теперь ничего этого нет, это никому, вроде бы, не нужно. А ведь были целые кафедры, работали тысячи преподавателей. И сейчас всё это куда-то ушло, и люди переквалифицировались, стали преподавать, например, историю религии или философию. В конце концов, какая разница, что преподавать, лишь бы деньги платили. Так вот, ведическая культура говорит о том, что преподаватели, или брахманы, должны быть абсолютно честны. Они должны сами посвящать себя поиску Абсолютной Истины и давать людям знание об Абсолютной Истине.
Господь и материальный мир
00:03:43 И после это небольшого вступления мы с вами продолжим читать главу 9.
Стих 4:
मया ततमिदं सर्वं जगदव्यक्तमूर्तिना ।
मत्स्थानि सर्वभूतानि न चाहं तेष्ववस्थित: ॥ ४ ॥
mayā tatam idaṁ sarvaṁ
jagad avyakta-mūrtinā
mat-sthāni sarva-bhūtāni
na cāhaṁ teṣv avasthitaḥ
«В Своей непроявленной форме Я пронизываю всю эту Вселенную. Все существа покоятся во Мне, но Я – не в них».
00:04:00 Это слова Кришны. И комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Верховную Личность Бога невозможно воспринять с помощью материальных чувств. В ”Бхакти-расамрита-синдхуˮ говорится: "Имя Господа Кришны, Его славу, игры и так далее невозможно постичь посредством материальных чувств. Господь открывает Себя только тому, кто занимается чистым преданным служением под руководством духовного учителя". То есть Господь скрыт от взоров обычных людей. Здесь говорится, что, хотя Он вездесущ, Его невозможно воспринять материальными чувствами, но, хотя мы не видим Господа, в Нём покоится всё. Весь материальный космос представляет собой соединение Его двух энергий: высшей, духовной, и низшей, материальной, энергии. Как солнечный свет разлит по всей Вселенной, так энергия Господа распространяется по всему творению, и в ней покоится всё сущее.
00:05:01 Но отсюда не следует, что у Господа нет личностной формы. И, чтобы это подтвердить, Господь говорит: ”Я пребываю всюду, и всё сущее находится во Мне, однако сам Я нахожусь в стороне от всего”. Можно привести такой пример. Царь возглавляет правительство, которое является проявлением его энергии. Различные министерства и ведомства – не что иное, как проявление энергий царя. И каждый из них основывается на его могуществе. Но нельзя ожидать, что царь лично будет находиться в каждом из этих министерств. Точно так же всё, что мы видим вокруг, всё, что существует в материальном и духовном мире, покоится на энергии Верховной Личности Бога, даже если мы не всегда можем видеть Его лично».
Могущество Верховной Личности Господа
00:05:54 Стих 5:
न च मत्स्थानि भूतानि पश्य मे योगमैश्वरम् ।
भूतभृन्न च भूतस्थो ममात्मा भूतभावन: ॥ ५ ॥
na ca mat-sthāni bhūtāni
paśya me yogam aiśvaram
bhūta-bhṛn na ca bhūta-stho
mamātmā bhūta-bhāvanaḥ
«Однако всё сотворённое не находится во Мне. Узри Моё мистическое могущество! Хотя Я хранитель всех живых существ и Я пребываю всюду, но Я не являюсь частью космического творения, ибо Я Сам источник творения».
00:06:13 Здесь небольшое кажущееся противоречие, потому что выше Господь говорил: «Все существа покоятся во Мне», а сейчас Он говорит, что «всё сотворенное не находится во Мне». На самом деле тут противоречия нет. Суть в том, что Всевышний Господь трансцендентен, Он вне материального творения, он находится, скажем так, в ином измерении бытия, и в то же время Он поддерживает всё своими энергиями.
00:06:43 И сейчас мы с вами прочитаем комментарий Бхактиведанты Свами к этому стиху. «Господь говорил ранее, что всё сущее покоится на Нём. Эти слова следует понимать правильно. Сам Господь не выполняет функции сохранения и поддержания материальной Вселенной. Иногда мы видим рисунок, на котором изображен Атлас, держащий на своих плечах земной шар. Сгибаясь под его тяжестью, он выглядит очень усталым. Но мы не должны представлять себе таким Господа Кришну: держащим на себе всю Вселенную. Он говорит, что, хотя всё сущее покоится на Нём, но сам Он стоит в стороне от всего. Планетные системы перемещаются в космическом пространстве, которое является энергией Верховного Господа. Но сам Господь отличен от космического пространства, Он занимает особое положение. Поэтому Господь говорит: ˮХотя всё сущее покоится на Моей непостижимой энергии, я, будучи Верховной Личностью Бога, нахожусь в стороне от него”. Таково непостижимое могущество Господа.
00:07:48 В ведическом словаре ”Нируктиˮ говорится: "Верховный Господь являет удивительные, непостижимые игры, распространяя всюду Свою энергию". Господь в Его личностной форме полон разнообразных энергий, и Его воля становится реальностью сама по себе. Именно так следует понимать Верховную Личность Бога. Задумав сделать что-то, мы вынуждены преодолевать много препятствий, и нередко желанная цель оказывается недостижимой. Но когда Господь Кришна хочет что-либо сделать, то одной своей волей Он устраивает всё таким идеальным образом, что всё происходит само по себе. И иногда нам даже это трудно себе представить: как. Господь одновременно пребывает везде, но обычному человеку трудно понять, каким образом Он лично присутствует всюду. Он отличен от материального мира, который, тем не менее, покоится на Нём. На это указывают употребленные в данном стихе слова йогам айшварам, то есть мистическое могущество Верховной Личности Бога».
Сотворение материального мира
00:09:01 Стих 6:
यथाकाशस्थितो नित्यं वायु: सर्वत्रगो महान् ।
तथा सर्वाणि भूतानि मत्स्थानीत्युपधारय ॥ ६ ॥
yathākāśa-sthito nityaṁ
vāyuḥ sarvatra-go mahān
tathā sarvāṇi bhūtāni
mat-sthānīty upadhāraya
«Знай, что, как могучий ветер дует повсюду, но всегда остаётся в небе, так и все сотворённые существа покоятся во Мне».
00:09:15 Комментарий: «Обыкновенному человеку кажется непостижимым, каким образом огромное материальное творение покоится на Верховном Господе, но Господь приводит здесь пример, который может помочь это понять. Небо, вероятно, самое большое из всего, что мы можем себе представить, и в этом небе воздух, или ветер, – это самое большое проявление в материальном мире. Движение воздуха определяет движение всех предметов. Однако при всём своём могуществе воздух ограничен рамками космического пространства, за которое он не может выйти. Точно так же это чудесное космическое проявление создаётся волей Господа, и всё в нём происходит по Его воле. Как часто говорят, даже травинка не шелохнётся без воли Всевышнего».
00:10:09 Стих 7:
सर्वभूतानि कौन्तेय प्रकृतिं यान्ति मामिकाम् ।
कल्पक्षये पुनस्तानि कल्पादौ विसृजाम्यहम् ॥ ७ ॥
sarva-bhūtāni kaunteya
prakṛtiṁ yānti māmikām
kalpa-kṣaye punas tāni
kalpādau visṛjāmy aham
«О сын Кунти, в конце каждой эпохи всё материальное проявление входит в Меня, а в начале следующей эпохи посредством Своей энергии Я снова творю».
00:10:25 Здесь говорится об удивительной космической иерархии, которая описывается в Ведах и постепенно становится известной также и в научных представлениях. Это представление о цикличности творения. Это очень интересный философский момент. Творцом материального мира является Господь Махавишну, который является экспансией Кришны. Из его трансцендентного тела исходят шарики в процессе его дыхания, которые затем расширяются в огромные вселенные. И мы с вами находимся внутри одной из таких вселенных, в которой Господь Брахма осуществляет вторичное творение всех видов жизни.
00:11:13 Сейчас прочитаю комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Творение, существование и разрушение материального мира полностью зависит от воли Верховной Личности. ”В конце эпохиˮ значит ”после смерти Господа Брахмыˮ. Брахма живёт сто лет, и один Его день составляет тысячу махаюг, то есть 4 300 000 000 лет. Столько же длится его ночь. Месяц Брахмы состоит из 30 таких дней и ночей, а год – из 12 месяцев. По прошествии ста лет, когда Брахма умирает, происходит разрушение материального мира. Это значит, что энергия, проявленная Верховным Господом, вновь возвращается в Его лоно. Затем, когда возникает необходимость вновь создать материальный космос, он проявляется по воле Всевышнего. Как гласит ведический афоризм: ”Я один, но стану многим”. Это ˮЧхандогья-упанишад”. Господь распространяет Себя в Своей материальной энергии, и всё космическое проявление возникает вновь».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами.
Устройство материального мира
00:12:22 Стих 8:
प्रकृतिं स्वामवष्टभ्य विसृजामि पुन: पुन: ।
भूतग्राममिमं कृत्स्नमवशं प्रकृतेर्वशात् ॥ ८ ॥
prakṛtiṁ svām avaṣṭabhya
visṛjāmi punaḥ punaḥ
bhūta-grāmam imaṁ kṛtsnam
avaśaṁ prakṛter vaśāt
«Вся космическая иерархия находится в Моей власти. По Моей воле она проявляется вновь и вновь, и по Моей же воле она уничтожается в конце».
00:12:35 Комментарий: «Материальный мир, как мы уже неоднократно говорили, – это проявление низшей энергии Верховной Личности Бога. В период его сотворения материальная энергия высвобождается из тела Господа, и Господь входит в неё в Своём воплощении Махавишну. Он возлежит в водах Причинного океана, и из Его дыхания возникают бесчисленные вселенные, в каждую из которых Господь входит в виде своей следующей экспансии Гарбходакшайи Вишну. Так создаются материальные вселенные. Затем ещё раз Господь расширяет Себя в новую экспансию Кширодакашайи Вишну и входит во всё сущее, даже мельчайший атом. Об этом говорится в данном стихе.
00:13:23 Что касается живых существ, то они попадают в лоно материальной природы и занимают различное положение в зависимости от деятельности, совершённой в прошлом, то есть от своей кармы. И так начинается деятельность в материальном мире. Живые существа разных видов и форм начинают действовать с момента сотворения материальной вселенной. Ни одна из форм жизни не возникает эволюционным путём, они создаются одновременно во время творения материальной вселенной. Все живые существа появляются на свет в соответствии с теми желаниями, которые остались у них со времени последнего разрушения вселенной.
00:14:01 Данный стих ясно указывает, что сами живые существа не причастны к этому процессу. И в том же состоянии бытия, в котором живое существо находилось в конце прошлой жизни во время последнего уничтожения вселенной, оно проявляется вновь. Всё это происходит по воле Господа. Таково непостижимое могущество Верховной Личности Бога. Сотворив различные формы жизни, Господь разрывает с ними связь. Материальный космос создаётся для того, чтобы дать живым существам возможность осуществить свои желания, но сам Господь никак в этом не участвует».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.
00:14:45 Итак, здесь мы видим очень глубокое описание устройства материального мира. Понять это своим умом сложно, почти невозможно. Но то же самое касается и многих других, более простых, вещей. Например, можно взять первый закон Ньютона: «Если на тело не действуют другие тела, то оно находится в состоянии равномерного прямолинейного движения», как мы помним со времён школы. Ну, давайте подумаем, как же это происходит? Почему? Если на тело не действуют другие тела, то оно движется. Непонятно. Мы этого не знаем, но таков закон, его открыл Исаак Ньютон. И он в какой-то степени подтверждается нашим опытом. Но дело в том, что само условие закона представляет из себя загадку. Как можно представить, что на тело не действуют другие тела? Это просто невозможно в принципе, потому что на нас всегда действуют другие тела. Например, планета Земля, Солнце, Луна. Ну, например, известный факт, что месячные циклы женщины зависят от фазы Луны. Так как же тогда представить, что не действуют другие тела, когда они всегда действуют? То есть уже в самом условии закона содержится противоречие, поскольку оно неосуществимо. Иными словами, научное описание природы – это есть некая абстракция, приближение, которое иногда разумно и приводит к разумным выводам, а иногда неразумна, абсурдна, приводит к бессмысленным результатам. И такова, собственно, вся материальная наука, которая основывается на опыте и логических аргументах. И оба эти подхода в принципе несовершенны, о чём мы с вами не раз говорили. Поэтому более надежный и совершенный путь познания называется шабда, то есть принятие знания путём слушания из авторитетного источника. Чем мы с вами, собственно, и занимаемся.
Беспристрастность Верховного Господа
00:16:51 Стих 9:
न च मां तानि कर्माणि निबध्नन्ति धनञ्जय ।
उदासीनवदासीनमसक्तं तेषु कर्मसु ॥ ९ ॥
na ca māṁ tāni karmāṇi
nibadhnanti dhanañ-jaya
udāsīna-vad āsīnam
asaktaṁ teṣu karmasu
«О Дхананджая, материальная деятельность не может никак связать Меня. Я всегда отстранён от Неё, будучи беспристрастен».
00:17:03 Комментарий Бхактиведанты Свами: «Отсюда вовсе не следует, что Верховная Личность Бога пребывает в бездействии. В Своей обители, в духовном мире, Господь постоянно занят самой разнообразной деятельностью. В „Брахма-самхите” говорится: "Он всегда погружен в вечную, исполненную блаженства духовную деятельность, но никак не связан с деятельностью материальной". Материальную деятельность выполняют различные энергии Господа, Господь неизменно находится в стороне от этого мира. Контролируя каждую, даже самую незначительную, часть материальной деятельности, Господь занимает по отношению к ней нейтральное положение.
00:17:47 Это можно сравнить с судьей, который председательствует в зале суда: по его приказу кого-то казнят, кого-то милуют или сажают в тюрьму, а кого-то объявляют владельцем огромного достояния. Но сам судья всегда беспристрастен, он никак не связан с этими потерями или приобретениями. И таким же беспристрастным является Верховный Господь, хотя его участие ощущается в любой сфере. В ˮВеданта-сутре” сказано, что Господь не связан с двойственностью материального мира, он трансцендентен по отношению к любым проявлениям. Живые существа появляются на свет в разных формах и видах жизни в соответствии с деятельностью, совершенной в прошлом, и Господь в это никогда не вмешивается».
00:18:41 Стих 10:
मयाध्यक्षेण प्रकृति: सूयते सचराचरम् ।
हेतुनानेन कौन्तेय जगद्विपरिवर्तते ॥ १० ॥
mayādhyakṣeṇa prakṛtiḥ
sūyate sa-carācaram
hetunānena kaunteya
jagad viparivartate
«О сын Кунти, будучи одной из Моих энергий, материальная природа действует по Моему повелению, производя на свет все движущиеся и неподвижные живые существа. По Моей воле этот проявленный мир создаётся и уничтожается вновь и вновь».
00:19:04 Этим стихом Господь Кришна подводит итог первой части главы 9, где и описывается процесс материального творения. И я хочу обратить ваше внимание на очень интересные последние слова в комментарии Бхактиведанты Свами: «Живые существа появляются на свет в разных формах и видах жизни в соответствии с деятельностью, совершённой в прошлом, то есть своей кармой. Господь в это никогда не вмешивается». Это, собственно, ответ на один из главных вопросов, которые задают люди, не верующие, не преданные. Они говорят: как Бог мог допустить, что в этом мире столько зла, столько насилия, столько несправедливости? Вот в этом и заключается ответ: Господь не вмешивается в то, что происходит в материальном мире. Он создал этот закон кармы, или закон высшей справедливости, и, поскольку люди добровольно покинули духовное царство, чтобы прийти сюда, в этот мир, в такой, скажем так, независимости от Бога, Он даёт им свободу, даёт возможность делать, что они хотят. И поэтому те проблемы, те трагедии, которые происходят в материальном мире, не являются виной Бога. И мы не имеем морального права Его в этом упрекать.
00:20:33 Это свобода воли, свобода проявления живых существ, которую они получают в материальном мире. И этот принцип свободы является универсальным принципом, свобода имеет место всегда. И поэтому люди, как бы, всегда в глубине души ненавидят тиранов, каких-то деспотов, которые пытаются ограничить свободу других людей, потому что это неотъемлемое свойство души. Мы как души являемся частями Всевышнего Господа, который обладает высшей свободой. И у нас эта свобода есть в какой-то ограниченной степени. Если нас пытаются её лишить, то, естественно, человек протестует. Но эта свобода в материальном мире приводит и к определённым последствиям, и такими последствиями является то, что, собственно, происходит, в материальном мире очень много проблем, противоречий, трагедий, комедий и так далее. Я хочу на этом закончить сегодня чтение «Бхагавад-гиты». В следующий раз мы продолжим со стиха 10 и комментария к нему. Если у вас есть какие-то вопросы, пожалуйста, пишите на наш сайт, звоните. В эфире передача «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”».
Ответы на вопросы
00:21:59 [Ведущая] Владимир Георгиевич, такой вопрос:
Как понять, что человек завидует Богу, если он не верит в Него?
00:22:06 [Критский В.Г.] Дело в том, что вот это неверие и есть форма зависти, потому что существование Бога ‒ достаточно очевидная вещь. Мы с вами говорили, что серьёзные научные исследования в любой области, в биологии, в физике, в химии, заставляют нас сделать вывод, что строение материальной энергии, материального мира фантастически сложно. Оно сложно настолько, что мы даже не можем его описать, изучить в полной мере своим ограниченным умом. И при этом представлять, что всё это произошло случайно, в результате каких-то случайных процессов, взрыва или эволюции, это просто, скажем так, несерьёзно. Поэтому то, что человек всеми силами пытается отрицать существование Высшего Разума ‒ это и есть форма зависти, когда человек, по сути, обманывает сам себя. И он доказывает не столько другим, сколько самому себе, что Бога нет. Хотя эта вещь, как я уже сказал, достаточно очевидная. Это, по сути, пример самообмана. В Ведах говорится, что, скажем так, для того, чтоб обманывать других, человек должен для этого вначале обманывать сам себя. Почему? Потому что, как говорится, нет ничего тайного, что не стало бы явным. И любой обманщик, в конце концов, получит возмездие за свои, так сказать, преступления, за свои обманы. Но он себя убеждает, успокаивает: нет, никто не узнает, никто ничего не выяснит, и для меня всё это останется безнаказанно. Это на самом деле самообман. Вот таков ответ.
00:23:50 [Ведущая] Я прочитаю второй вопрос. Он звучит так:
Чем отличается разумная вера от фанатичной?
00:23:58 [Критский В.Г.] Мы уже говорили, что фанатичная вера – это вера, основанная на каких-то эмоциях, на сентиментах. Вот, мне понравилось что-то, какое-то учение, какая-то религия, и я верю, потому что мне просто это нравится. Серьёзная, или философски обоснованная, вера всегда основывается на аргументах, на здравом смысле. То есть человек должен с помощью своих умственных способностей, даже и несовершенных, попытаться проанализировать всё, что он узнал, что он услышал, и составить в своей голове стройную картину, что это согласуется с его опытом, с его жизнью. То есть это процесс, который невозможно осуществить за пять минут. Для того чтобы человек серьёзно пришёл к каким-то убеждениям, он должен осмыслить это, скажем так, в связи со всей своей жизнью и определить, действительно ли это учение соответствует его опыту. Конечно, у каждого человека свой опыт. Можно возразить и привести такой аргумент, что у какого-то гениального учёного один опыт, а у простого крестьянина ‒ другой. Но и, соответственно, и веры-то бывают разные.
00:25:21 И в «Бхагавад-гите» об этом говорится. Мы будем с вами изучать, что есть вера в саттва-гуне, в благости, в раджо-гуне, в страсти, и в тамо-гуне, в невежестве. То есть человек развивает тот или иной тип веры в соответствии с уровнем своего сознания. Даже у каких-то нецивилизованных древних аборигенов была какая-то вера в высшие силы. Они не знали, скажем так, науки, у них не было развитой цивилизации, но они интуитивно чувствовали, что не может всё быть случайно, ни с того ни с сего. Они понимали, что должно быть что-то высшее, какая-то высшая причина, и сейчас современные достижения науки и цивилизации позволяют утверждать это совершенно объективно и уверенно. Существуют тысячи опытов, связанных с реанимацией больных в состоянии клинической смерти, воспоминания людей о прошлых жизнях, которые сейчас публикуются в большом количестве. Есть целые институты парапсихологических исследований, подтверждающих, что есть явления, которые нельзя объяснить с помощью известных законов науки. Всё это говорит о существовании Высшей Силы, Высшего Разума.
00:26:42 И дальше уже, задавая этот вопрос, мы начинаем искать: если есть Высший Разум, то как он себя проявляет, где мне его найти, как мне его узнать? И мы в конце концов приходим к тому, что да, Высший Разум есть и он себя проявляет. Первое и самое очевидное его проявление – это священное писание. Мы видим, что священные писания есть в каждой традиции, у каждого народа: Библия, Коран, Веды... Эти писания извечны, они не меняются каждый год или каждое десятилетие, как научные теории, в них что-то есть, и человек начинает их изучать. И ещё более высокий уровень, когда человек встречает людей, которые следуют этому учению, то есть встречает преданных в любой традиции. Это может быть и в христианской традиции, и в мусульманской, в любой. И эти люди уже могут передать ему свой опыт, уже могут вложить в него, как бы, частичку своей веры. И тогда человек уже чувствует это, убеждается, начинает практиковать и проверять это дальше на своем опыте. Таков ответ.
00:27:58 [Ведущая] Я прочитаю следующий вопрос:
Получается, Бог не вмешивается в наши судьбы и нет возможности получить от Него милости? То есть мы имеем дело с сухим законом и больше ничего?
00:28:12 [Критский В.Г.] Да. Это, с одной стороны, так, с другой стороны, не так. Бог не вмешивается в наши судьбы до той поры, пока мы сами Его об этом не попросим. Поскольку мы пришли сюда, как бы, самостоятельно, сделали этот выбор, мы захотели, так сказать, жить без Бога и сами стать Богами, то Господь даёт эту возможность в материальном мире. И здесь все играют свои роли, которые заслужили по своей карме. Но рано или поздно, когда человек разочаровывается в материальной жизни и убеждается, что это не приносит ему счастья, начинает искать, и в конце концов, как я уже говорил, он находит что-то, Господь ему посылает. Потому что кто ищет, тот всегда найдёт. Он находит какие-то священные писания или встречает людей какой-то духовной традиции, он начинает уже анализировать, думать и в конце концов обращаться к Богу. И тогда Господь будет помогать. А так просто Господь не навязывается, он, скажем так, достаточно деликатен.
00:29:21 [Ведущая] Следующий вопрос:
Почему православие достаточно воинственно не принимает процессы перерождения? Веды предсказали пришествие Иисуса Христа. Что в них говорится именно об этом? Почему христианство настойчиво настаивает на одной жизни человека?
00:29:41 [Критский В.Г.] Вопрос о других религиозных традициях, конечно, лучше направлять представителям данной традиции, потому что я уже, скажем так, выхожу за рамки своих полномочий, когда пытаюсь что-то такое разъяснять в отношении других традиций. Но, по крайней мере, я слышал от христианских священников, что вот эта концепция одной жизни, отрицание реинкарнации, основана на следующем: если человек знает о многих жизнях, о том, что душа вечна, то у него нет стимула к духовному прогрессу. Если же человек считает, что жизнь на земле одна и после этого он получает воздаяние, то он более ответственно относится к своей жизни. То есть это такой аргумент, который приводят христиане, христианские теологии. Но, с моей точки зрения, тут важны не какие-то аргументы теологов, а тут важны реальные факты. И в данном случае как раз научные факты говорят о том, что реинкарнация существует. Я уже приводил, даже сегодня, различные опыты, которые это подтверждают. Вот так я могу ответить.
00:30:55 [Ведущая] Ну что, я могу только сказать спасибо Владимиру Георгиевичу Критскому за то, что он ответил на вопросы наших радиослушателей. Если же их больше нет, то спасибо вам, что были с нами.
[Критский В.Г.] Спасибо, Наталья. Я хочу поздравить всех радиослушателей с наступающим Новым годом, пожелать здоровья, счастья, успехов и в личной жизни, и в пути духовного осознания.
[Ведущая] Замечательное поздравление в преддверии нового года. Спасибо, что были с нами в этом году, с нетерпением будем ждать встречи с вами в следующем, 2008. До свидания, до новых встреч.
[Критский В.Г.] До свидания.
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 15 August 2022