Всепривлекающий Господь

Аюрведа радио - 11 April 2008
Молитвы Арджуны. Безграничная сила Господа. Различные образы Всевышнего. Как обрести божественное видение. Четырёхрукий и двурукий образ Господа. Как постичь Тайну. Причина всех страданий. Ответы на вопросы. Почему Кришна говорит, что можно предлагать Ему листок, цветок, плод и воду, но не называет молоко? В какую эпоху жил Господь Рамачандра и какого Он цвета? Кто ещё смог увидеть вселенскую форму Господа на поле Курукшетра, кроме Арджуны?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:43:39 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 47 | скачано: 225 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ведущая: Добрый день, дорогие радиослушатели, рада поприветствовать всех собравшихся возле своих компьютеров, чтобы послушать «Аюрведа» радио. Немного разочаровали всех тех, кто собрался послушать Сергея Тимченко, к сожалению, ветка метрополитена, по которой мне нужно добираться до работы на три часа была заблокирована. Какое-то ЧП произошло в Москве, такое бывает. Но я думаю, что это не помеха, потому что на следующей неделе мы продолжим семинар с Сергеем Тимченко, он обязательно придёт к нам и расскажет о принципах гостеприимства в ведической культуре. Ну, а сейчас мы продолжим, Владимир Георгиевич Критский, «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Уважаемые радиослушатели, вы можете присылать свои вопросы во время лекции в чат скайпа, а также на наш почтовый адрес. Итак, давайте приступим.
Владимир Георгиевич, здравствуйте.

Молитвы Арджуны

00:01:00 Критский В.Г.: Здравствуйте, Наталья.
Ведущая: Здравствуйте, здравствуйте, вас слышно замечательно.
Критский В.Г.: Итак, дорогие друзья, мы продолжаем наш цикл «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ и завершаем главу 11 под названием «Вишварупа-йога», или «Вселенская форма». Я как обычно повторю несколько наиболее ярких стихов, которые мы с вами прочитали в прошлый раз, где Арджуна обращается к Господу Кришне как к Верховной Личности Бога, будучи подавлен страхом перед ужасающим видом этой вселенской формы.

00:01:43 Стих 14: «Изумленный и потрясенный, с волосами, стоящими дыбом, Арджуна благоговейно склонил голову и, сложив ладони, стал возносить молитвы Верховному Господу». Стих 31: «О Бог Богов, Твой образ столь ужасен. Поведай, кто Ты есть, о изначальный Господь, скажи мне, для чего Ты явился в этот мир?»

00:02:07 Господь Кришна отвечает на мольбу Арджуны: «Верховный Господь сказал: „Я есть время, великий разрушитель миров, несущий гибель всему живому. Кроме вас, Пандавов, все воины с обеих сторон должны погибнуть в предстоящем сражении». Стих 33: «А поэтому встань и приготовься к битве! Покорив врагов, ты завоюешь славу и насладишься цветущим царством. Все они уже приговорены к смерти по Моей воле, ты же, о Савьясачи, можешь быть оружием в этом сражении».

00:02:45 Практически вся глава 11 состоит из молитв Арджуны, который осознает бесконечное величие Господа. Мы с вами уже как-то говорили о значении молитвы в духовной жизни. Верховный Господь, будучи в сердце как Сверхдуша, слышит все наши молитвы и отвечает на них. Но в данном случае Арджуна лично присутствовал на поле боя, и Господь Кришна был вместе с ним на боевой колеснице.

00:03:17 Арджуна продолжает: «Ты изначальный Господь, древнейший из древних, последнее прибежище всего мироздания. Ты знаешь всё, и все стремятся постичь Тебя. Ты высшая обитель вне гун материальной природы. О беспредельный, Тобою пронизан весь проявленный мир».

00:03:41 И стих 40, на котором мы в прошлый раз остановились. Я прочитаю стихи 40, 41 и 42. «О неукротимая сила, повелитель безграничной мощи, Ты вездесущий, и поэтому Ты есть всё. Считая тебя своим другом, я небрежно обращался к Тебе «о Кришна», «о мой друг». Не ведая о Твоем величии, я не раз принижал Тебя своими шутками, когда в час досуга мы делили с Тобой общее ложе или сидели за трапезой. О непогрешимый, прошу Тебя, прости мне все эти вольности».

Безграничная сила Господа

00:04:17 И теперь мы продолжим читать следующий стих. Стих 43:
पितासि लोकस्य चराचरस्य
त्वमस्य पूज्यश्च गुरुर्गरीयान् ।
न त्वत्समोऽस्त्यभ्यधिक: कुतोऽन्यो
लोकत्रयेऽप्यप्रतिमप्रभाव ॥ ४३ ॥

pitāsi lokasya carācarasya
tvam asya pūjyaś ca gurur garīyān
na tvat-samo ’sty abhyadhikaḥ kuto ’nyo
loka-traye ’py apratima-prabhāva

«О Господь, Ты отец всего материального мироздания, Ты объект почитания всех живых существ, движущихся и неподвижных. Их повелитель и духовный учитель. Ни одно живое существо не может превзойти Тебя или сравниться с Тобой. Кто во всех трех мирах может быть более великим, чем Ты, о Господь, обладатель безграничной силы?»

00:04:46 Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Верховную Личность Бога Кришну нужно почитать так, как сын почитает отца. Он изначальный духовный учитель, ибо на заре творения Он открыл Брахме мудрость Вед и сейчас излагает Арджуне „Бхагавад-гитуˮ. Поэтому Кришна – изначальный гуру, и любой авторитетный духовный учитель должен принадлежать к ученической преемственности, ведущей начало от самого Кришны. Не будучи представителем Кришны, нельзя стать духовным наставником и преподавать трансцендентную науку. В «Шветашватара-упанишад» говорится: „У Верховного Господа Кришны, так же как у обычного человека, есть тело, чувства и ум. Но его чувства, тело, ум и Он сам тождественны друг другуˮ. Это была цитата из «Шветашватара-упанишад». Кришна абсолютен, поэтому Его деяния, энергия превыше всего в этом мире. Говорится также, что, хотя Его чувства отличаются от наших, Он обладает всеми видами чувственного восприятия и при этом Его органы чувств ничем не ограничены и совершенны.

00:06:08 Знание, могущество и деяния Верховного Господа целиком духовны. Об этом говорится в главе 4 „Бхагавад-гитыˮ: „Тот, кто постиг Верховную природу деяний и могущества Господа Кришны, оставляя своё тело, попадает в обитель Кришны, чтобы больше никогда не вернуться в этот материальный мир, полный страданийˮ».
Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:06:33 Здесь я немного поясню. Шрила Прабхупада пишет интересную вещь. Верховная Личность Бога, так же как обыкновенный человек, имеет тело, ум и чувства, но обычный человек в материальном мире имеет все эти атрибуты как внешние, то есть они искусственные, временные. Например, тело мы оставляем в момент смерти, и в следующей жизни принимаем новое тело и связанные с ним чувства. Наш ум сопровождает нас в процессе наших странствий по материальному миру до поры освобождения, до той поры, пока мы не покинем материальный мир. В этом неестественность нашего положения в материальном мире, так как наше тело состоит из отдельных составных частей, различных тканей, из атомов и молекул, и поэтому тело обречено на распад. Но душа едина, и, как говорит Господь Кришна в начале «Бхагавад-гиты», для души нет ни рождения, ни смерти, она вечна, неизменна и всегда одна и та же. И, подобно этому, Всевышний Господь един, и в этом абсолютность его духовной природы, её неизменность и вечность. Вот это очень интересный и, я думаю, очень глубокий философский момент, который, с одной стороны, не такой уж сложный, но с другой стороны – приводит к очень глубоким выводам.

00:08:11 То есть наша временная материальная оболочка, тело и ум, состоят из различных составных частей. Это факт, который не может отрицать никто, в том числе современная наука, и поэтому наше тело временно и обречено на распад. И хотя, согласно каким-то там теориям, тело образовалось само собой, в результате эволюции, хотя это никак не было доказано, но факт остается в том, что тело временно, тело рано или поздно распадается, а вот духовная природа, душа, она цельна, она едина, и поэтому она, собственно, вечна.

Различные образы Всевышнего

00:08:53 Стих 44:
तस्मात्प्रणम्य प्रणिधाय कायं
प्रसादये त्वामहमीशमीड्यम् ।
पितेव पुत्रस्य सखेव सख्यु:
प्रिय: प्रियायार्हसि देव सोढुम् ॥ ४४ ॥

tasmāt praṇamya praṇidhāya kāyaṁ
prasādaye tvām aham īśam īḍyam
piteva putrasya sakheva sakhyuḥ
priyaḥ priyāyārhasi deva soḍhum

«Ты Всевышний Господь, которому все должны поклоняться. Поэтому я падаю ниц перед Тобой и молю Тебя о милости. Как отец терпеливо сносит дерзости сына, как друг сносит неучтивости друга, а супруг прощает ошибки своей супруге, так и Ты прости мне, пожалуйста, все мои ошибки и оскорбления».

00:09:19 Комментарий: «Преданных Кришны связывают с Ним различные отношения: одни относятся к Нему как к сыну, другие – как к мужу, третьи – как к другу или как к господину. Кришну и Арджуну связывают отношения дружбы. И как отец снисходителен к сыну, муж – к жене, а хозяин – к слуге, так и Кришна всегда снисходителен к своим преданным».

00:09:44 Стих 45:
अदृष्टपूर्वं हृषितोऽस्मि दृष्ट्वा
भयेन च प्रव्यथितं मनो मे ।
तदेव मे दर्शय देव रूपं
प्रसीद देवेश जगन्निवास ॥ ४५ ॥

adṛṣṭa-pūrvaṁ hṛṣito ’smi dṛṣṭvā
bhayena ca pravyathitaṁ mano me
tad eva me darśaya deva rūpaṁ
prasīda deveśa jagan-nivāsa

«Я радостно созерцаю Твою вселенскую форму, которую я никогда прежде не видел, однако мой ум охвачен страхом. Поэтому прошу Тебя милостиво, яви мне снова свой образ Верховной Личности Бога, о владыка владык, о прибежище Вселенной».

00:10:06 Комментарий: «Поскольку Арджуна – друг Кришны, он всегда ощущает близость Кришны. И как друг гордится богатством и могуществом своего друга, так и Арджуна радуется тому, что его друг Кришна – Верховная Личность Бога и может явить ему эту удивительную вселенскую форму. Но в то же самое время вид вселенской формы напугал Арджуну, напомнив, что в прошлом он, движимый чистыми дружескими чувствами, нанес Кришне много оскорблений. Из-за этого его ум пришел в смятение, он боится, а ведь причин для страха на самом деле нет. Поэтому Арджуна просит Кришну предстать перед ним в форме Господа Вишну или Нараяны, ибо знает, что Кришна может принять любой облик. Вселенская форма Господа материальна и временна, как и сам материальный мир. Однако на планетах Вайкунтхи Господь пребывает в духовной форме, в облике четырехрукого Господа Нараяны. На каждой из планет Вайкунтхи Господь пребывает в этом образе Нараяны, и каждый образ отличается своим расположением атрибутов, раковины, палицы, лотоса и диска. В зависимости от расположения этих атрибутов в руках Нараяны Его называют разными именами».

00:11:30 Стих 46:
किरीटिनं गदिनं चक्रहस्त-
मिच्छामि त्वां द्रष्टुमहं तथैव ।
तेनैव रूपेण चतुर्भुजेन
सहस्रबाहो भव विश्वमूर्ते ॥ ४६ ॥

kirīṭinaṁ gadinaṁ cakra-hastam
icchāmi tvāṁ draṣṭum ahaṁ tathaiva
tenaiva rūpeṇa catur-bhujena
sahasra-bāho bhava viśva-mūrte

«О вселенская форма, о тысячерукий Господь, я хочу лицезреть Тебя в Твоем четырехруком облике, увенчанном короной, с палицей, диском, раковиной и лотосом в руках. Я желаю увидеть этот Твой облик».

00:11:47 Комментарий: «В Брахма-самхите» говорится, что Господь вечно пребывает в сотнях и тысячах обликах, главными из которых являются Рама, Нрисимха, Нараяна и другие. Этим образам нет числа, и Арджуна знал, что Кришна – изначальный Господь, принявший временную вселенскую форму. Но сейчас он просит Кришну предстать перед Ним в духовной форме Нараяны. Этот стих не оставляет никаких сомнений в том, что Кришна – изначальная личность Бога, источник всех остальных проявлений Господа. В каждом из своих бесчисленных образов он остается Богом, причём всегда имеет облик прекрасного юноши. Это неотъемлемая черта Верховной Личности Бога. Тот, кто постиг Кришну, сразу очищается от всей скверны материального мира».

00:12:40 Стих 47:
श्रीभगवानुवाच
मया प्रसन्नेन तवार्जुनेदं
रूपं परं दर्शितमात्मयोगात् ।
तेजोमयं विश्वमनन्तमाद्यं
यन्मे त्वदन्येन न दृष्टपूर्वम् ॥ ४७ ॥

śrī-bhagavān uvāca
mayā prasannena tavārjunedaṁ
rūpaṁ paraṁ darśitam ātma-yogāt
tejo-mayaṁ viśvam anantam ādyaṁ
yan me tvad anyena na dṛṣṭa-pūrvam

«Верховный Господь сказал: „О Арджуна, я был рад явить тебе эту вселенскую форму материального мира с помощью своей внутренней силы. До тебя никто и никогда не видел эту безграничную, ослепительно сияющую формуˮ».

00:13:01 Комментарий: «Арджуна, преданный Господа, хотел увидеть Его вселенскую форму, и из милости к Арджуне Господь Кришна предстал перед ним в этом облике. Ее смогли увидеть также другие преданные слуги Господа, живущие на райских и других планетах Вселенной. Иными словами, все, кто принадлежали к ученической преемственности, смогли увидеть вселенскую форму, которую Кришна показал Арджуне.

Как обрести божественное видение

00:13:28 Стих 48:
न वेदयज्ञाध्ययनैर्न दानै-
र्न च क्रियाभिर्न तपोभिरुग्रै: ।
एवंरूप: शक्य अहं नृलोके
द्रष्टुं त्वदन्येन कुरुप्रवीर ॥ ४८ ॥

na veda-yajñādhyayanair na dānair
na ca kriyābhir na tapobhir ugraiḥ
evaṁ-rūpaḥ śakya ahaṁ nṛ-loke
draṣṭuṁ tvad anyena kuru-pravīra

«О лучший из воинов династии Куру, никто и никогда прежде не видел этой вселенской формы в материальном мире. Эту Мою форму нельзя увидеть, изучая Веды, совершая жертвоприношения, раздавая пожертвования или свершая суровые аскезы».

00:13:49 Комментарий: «Этот стих объясняет, что значит обладать божественным видением. Божественный – значит, присущий Богам. Кто такие полубоги? В ведических писаниях сказано, что полубогами называют преданных Господа Вишну. Безбожники и атеисты, которые не верят в существование Господа или же считают Всевышним безличный аспект Кришны, лишены возможности обрести божественное видение, ибо им не может обладать тот, кто не предан Господу Кришне. Обрести божественное видение можно только развив в себе божественные качества, иными словами, божественное видение позволяет видеть мир таким, каким его видел Арджуна.

00:14:35 В этом стихе употребляется несколько важных слов, например таких, как изучение Вед и совершение жертвоприношений. К Ведам относятся все писания, такие как четыре Веды (Риг-, Яджур-, Сама- и Атхарва-веда), 18 пуран, Упанишады и «Веданта-сутра». Изучать их можно дома или в любом другом месте. Кроме них есть ещё сутры, в которых изложены принципы совершения жертвоприношений. Пожертвование должно даваться достойному человеку, например тому, кто преданно служит Господу, брахману или вайшнаву.

00:15:17 К категории „благочестивой деятельностиˮ относятся огненные жертвоприношения и деятельность, связанная с исполнением обязанностей в системе варнашрамы. А добровольное принятие тех или иных телесных страданий называется аскезой. Человек может делать всё это: совершать аскезы, раздавать пожертвования, изучать Веды, но если он не станет преданным Господа, как Арджуна, то он не сможет увидеть вселенскую форму Бога».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Четырёхрукий и двурукий образ Господа

00:15:49 Стих 49:
मा ते व्यथा मा च विमूढभावो
दृष्ट्वा रूपं घोरमीदृङ्‍ममेदम् ।
व्यपेतभी: प्रीतमना: पुनस्त्वं
तदेव मे रूपमिदं प्रपश्य ॥ ४९ ॥

mā te vyathā mā ca vimūḍha-bhāvo
dṛṣṭvā rūpaṁ ghoram īdṛṅ mamedam
vyapeta-bhīḥ prīta-manāḥ punas tvaṁ
tad eva me rūpam idaṁ prapaśya

«Мой устрашающий облик привел тебя в смятение. Покончим же с этим. Да будет Мой преданный свободен ото всех страхов. Со спокойным умом и миром в душе ты можешь созерцать тот облик, который пожелал увидеть».

00:16:10 Комментарий: «„Бхагавад-гитаˮ начинается с описания смятения Арджуны. Он был встревожен тем, что ему предстояло убить Бхишму и Дрону, своего деда и учителя, перед которыми он поклонялся. Кришна сказал, что ему не следует бояться этого. Когда сыновья Дхритараштры пытались раздеть Драупади на виду у всего рода Куру, Бхишма и Дрона не проронили ни слова, и тем самым они пренебрегли своим долгом и поэтому должны были погибнуть. Кришна явил Арджуне свою вселенскую форму главным образом для того, чтобы показать ему, что все эти люди уже уничтожены в наказание за содеянное. Кришна дал Арджуне возможность увидеть эту сцену, потому что преданные всегда настроены миролюбиво и не способны на кровопролитие. Теперь Арджуна желал увидеть четырёхрукий образ Господа, и Кришна исполнил его желание. Преданных не привлекает вселенская форма Господа, поскольку она не дает возможности проявлять свою любовь к Господу, и ощутить его взаимность. Преданный желает поклоняться Господу либо в настроении почтения и благоговения, либо желает видеть перед собой двурукий образ Кришны, чтобы с любовью служить Верховной Личности Бога».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами.

00:17:34 Стих 50:
सञ्जय उवाच
इत्यर्जुनं वासुदेवस्तथोक्त्वा
स्वकं रूपं दर्शयामास भूय: ।
आश्वासयामास च भीतमेनं
भूत्वा पुन: सौम्यवपुर्महात्मा ॥ ५० ॥

sañjaya uvāca
ity arjunaṁ vāsudevas tathoktvā
svakaṁ rūpaṁ darśayām āsa bhūyaḥ
āśvāsayām āsa ca bhītam enaṁ
bhūtvā punaḥ saumya-vapur mahātmā

«Санджая сказал Дхритараштре: „Произнеся эти слова, Верховная Личность Бога Кришна предстал перед Арджуной в образе четырёхрукого Вишну, а затем снова явил свой двурукий облик, желая ободрить испуганного Арджунуˮ».

00:17:56 Комментарий: «Появившись на Земле как сын Деваки и Васудевы, Кришна сначала предстал перед ними в образе четырёхрукого Нараяны, но затем по просьбе родителей превратился в обычного младенца. Подобно этому, Кришна знал, что Арджуну не интересовал его четырёхрукий образ, но, поскольку Арджуна просил показать его, то Кришна предстал перед ним в этом облике, а затем вновь принял свой двурукий облик. Очень важным является слово саумйа-вапух̣ – „образ, исполненный красотыˮ, поскольку этот образ считается самым красивым образом Господа. Когда Кришна находился на Земле, то все были очарованы Его красотой. Господь Кришна с легкостью рассеял страх своего преданного Арджуны и вновь предстал перед ним в своем прекрасном облике Кришны. В «Брахма-самхите» (5.38) говорится: „Только тот, чьи глаза умащены бальзамом любви к Богу, может увидеть этот прекрасный образ Господа Кришныˮ.
Это был комментарий Бхактиведанты Свами.

00:19:07 Стих 51:
अर्जुन उवाच
दृष्ट्वेदं मानुषं रूपं तव सौम्यं जनार्दन ।
इदानीमस्मि संवृत्त: सचेता: प्रकृतिं गत: ॥ ५१ ॥

arjuna uvāca
dṛṣṭvedaṁ mānuṣaṁ rūpaṁ
tava saumyaṁ janārdana
idānīm asmi saṁvṛttaḥ
sa-cetāḥ prakṛtiṁ gataḥ

«Увидев Кришну в Его изначальном облике, Арджуна воскликнул: „О Джанардана, теперь, когда я вижу Тебя в прекрасном человекоподобном образе, мой ум спокоен, и я окончательно пришел в себя».

00:19:23 Комментарий: «Употребленные здесь санскритские слова ясно указывают, что изначальной формой Верховной Личности Бога является двурукая форма Кришны, поэтому те, кто считают Кришну обычным человеком, ничего не знают о Его божественной природе. Будь Кришна обычным человеком, разве мог бы Он явить Арджуне вселенскую форму, а затем принять облик четырехрукого Нараяны? Таким образом, ясно, что те, кто сбивает читателей с толку, говоря, что устами Кришны говорит безличный Брахман, несут вздор. Чистого преданного все эти ложные толкования „Бхагавад-гитыˮ не могут ввести в заблуждение, он знает им цену. Смысл стихов „Бхагавад-гитыˮ ясен как день, они сияют подобно Солнцу, и чтобы понять их, не нужно прибегать к услугам недалеких комментаторов, пытающихся осветить Солнце».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Как постичь Тайну

00:20:20 Стих 52:
श्रीभगवानुवाच
सुदुर्दर्शमिदं रूपं दृष्टवानसि यन्मम ।
देवा अप्यस्य रूपस्य नित्यं दर्शनकाङ्‍‍क्षिण: ॥ ५२ ॥
śrī-bhagavān uvāca
su-durdarśam idaṁ rūpaṁ
dṛṣṭavān asi yan mama
devā apy asya rūpasya
nityaṁ darśana-kāṅkṣiṇaḥ

«Верховный Господь сказал: „Дорогой Арджуна, увидеть Меня в этом облике, который ты созерцаешь сейчас, чрезвычайно трудно. Даже полубоги вечно жаждут увидеть этот дорогой для них обликˮ».

00:20:39 Комментарий: «В стихе 48 этой главы говорится, что, явив свою вселенскую форму, Господь Кришна сообщил Арджуне, что её не могут увидеть даже те, кто совершил множество благочестивых поступков, жертвоприношений и т. д.. Но двурукий облик Кришны увидеть ещё труднее. Чтобы увидеть вселенскую форму Господа, нужно привнести некий оттенок преданного служения в то, что мы делаем, когда совершаем аскезу, изучаем Веды или рассуждаем о природе Абсолютной Истины. Увидеть эту форму можно только тогда, когда у всех этих видов деятельности есть оттенок бхакти – преданного служения, о чем говорилось в предыдущих стихах. Но, как ни трудно увидеть вселенскую форму Кришны, его двурукую форму увидеть ещё труднее, даже для таких полубогов, как Брахма и Господь Шива. Они жаждут увидеть Кришну, о чем говорится в „Шримад-Бхагаватамˮ: когда полубоги узнали, что Кришна находится во чреве своей матери Деваки, все они собрались, чтобы увидеть это чудо. Они стали возносить Господу прекрасные молитвы, хотя Он был скрыт от их взоров. Все они с терпением ждали Его появления на свет».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами.

00:22:03 Стих 53:
नाहं वेदैर्न तपसा न दानेन न चेज्यया ।
शक्य एवंविधो द्रष्टुं दृष्टवानसि मां यथा ॥ ५३ ॥

nāhaṁ vedair na tapasā
na dānena na cejyayā
śakya evaṁ-vidho draṣṭuṁ
dṛṣṭavān asi māṁ yathā

«Образ, который ты видишь своими трансцендентными глазами, нельзя постичь, изучая Веды, совершая аскезы, раздавая пожертвования или проводя обряды поклонения. Эти методы не позволяют постичь Мою истинную природу».

00:22:22 Стих 54:
भक्त्य‍ा त्वनन्यया शक्य अहमेवंविधोऽर्जुन ।
ज्ञातुं द्रष्टुं च तत्त्वेन प्रवेष्टुं च परन्तप ॥ ५४ ॥

bhaktyā tv ananyayā śakya
aham evaṁ-vidho ’rjuna
jñātuṁ draṣṭuṁ ca tattvena
praveṣṭuṁ ca paran-tapa

«Дорогой Арджуна, лишь путем безраздельного преданного служения можно по-настоящему постичь и увидеть Меня в том образе, в котором ты Меня сейчас видишь. Только так можно проникнуть в тайну Моего существования».

00:22:40 Комментарий: «Постичь Кришну можно только в процессе безраздельного преданного служения. Он очень ясно говорит об этом в данном стихе. Те, кто тщательно изучили Веды, могут почерпнуть оттуда разнообразные сведения о Господе, в Ведах собрано множество правил и предписаний, но тот, кто действительно хочет постичь Кришну, должен следовать принципам, приведенным в авторитетных священных писаниях. Он может совершать аскезы в соответствии с этими принципами, например можно дать обет держать полный пост над Джанмаштами, день явления Кришны, и дважды в месяц, в день экадаши (на 11 день после полнолуния и новолуния). Что касается пожертвований, то в писаниях ясно сказано, что пожертвования следует давать преданным Господа, который занимаются служением Ему и распространяют философию сознания Кришны по всему миру. Сознание Кришны – это благословение всему человечеству. Рупа Госвами назвал Господа Чайтанью воплощением великодушия, ибо Он щедро дарил любовь к Богу всем людям, обрести которую чрезвычайно трудно.

00:23:54 Поэтому тот, кто помогает людям, занимающимся проповедью сознания Кришны, давая им деньги на распространение сознания Кришны, тот совершает великое деяние. А тот, кто поклоняется Богу в храме в соответствии с правилами священных писаний (причём во всех храмах Индии установлено изваяние Господа, чаще всего Вишну или Кришны), тот получает возможность духовно совершенствоваться, поклоняясь Верховному Господу и выражая Ему своё почтение. Для новичков в преданном служении поклонение Господу в храме является необходимым, что подтверждают Веды (Шветашватара-упанишад, 6.23): „Тот, кто безраздельно предан Верховному Господу и служит Ему под руководством духовного учителя с непоколебимой верой, сможет увидеть Верховную Личность Бога в момент откровения. Нельзя постичь Кришну просто рассуждая о Нём. Тот, кто не прошел подготовку под личным руководством духовного учителя, не может даже вступить на путь познания Бога. Человек не должен гордиться теоретическим знанием Вед, он должен заниматься преданным служением Кришне, только тогда он сможет попытаться комментировать „Бхагавад-гитуˮ».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Причина всех страданий

00:25:16 И, наконец, последний стих этой главы. Стих 55:
मत्कर्मकृन्मत्परमो मद्भ‍क्त: सङ्गवर्जित: ।
निर्वैर: सर्वभूतेषु य: स मामेति पाण्डव ॥ ५५ ॥

mat-karma-kṛn mat-paramo
mad-bhaktaḥ saṅga-varjitaḥ
nirvairaḥ sarva-bhūteṣu
yaḥ sa mām eti pāṇḍava

«Дорогой Арджуна, тот, кто занимается чистым преданным служением, не осквернённым стремлением к материальной деятельности и умозрительному философствованию, кто посвящает Мне свой труд, считает Меня высшей целью своей жизни и дружески относится ко всем живым существам, тот непременно вернется ко Мне».

00:25:42 Комментарий Бхактиведанты Свами: «Каждый, кто хочет достичь Верховного Господа, обитающего на высшей планете духовного мира Кришналоке и установить отношения с Кришной, Верховной Личностью Бога, должен следовать этому наставлению, которое дает сам Господь. Данный стих считается квинтэссенцией „Бхагавад-гитыˮ. „Бхагавад-гитаˮ – это книга для обусловленных душ, которые стремятся властвовать над материальной природой, ничего не зная об истинной духовной жизни. „Бхагавад-гитаˮ призвана помочь живым существам постичь природу духовного бытия, своих личных взаимоотношений с Верховной Личностью и указать путь, ведущий обратно домой, к Богу. И здесь, в данном стихе, предельно ясно описан метод, позволяющий достичь духовного совершенства, – это преданное служение. Что касается нашей деятельности, то всю свою энергию нужно использовать в служении Кришны. Такую деятельность называют кришна-кармой. Мы можем выполнять самую разную работу, но при этом не следует привязываться к плодам своего труда; всё, что мы делаем, нужно делать для Кришны.

00:26:51 К примеру, бизнесмен может действовать в сознании Кришны, если будет заниматься своим бизнесом ради Кришны. Так как настоящим хозяином предприятия является Господь Кришна, то и получать доходы от него должен также Он. Вместо того, чтобы возводить огромный особняк для собственного удовольствия, человек может построить красивый храм для Кришны, установить там Божество Господа и проводить богослужения в соответствии с принципами священных писаний. Всё это будет кришна-кармой. Не питая привязанностей к плодам своего труда, человек должен отдавать их Господу Кришне, а сам довольствоваться прасадом, остатками того, что было предложено Кришне. Тому, кто построил для Кришны просторный храм и установил там изваяние, Божество Господа, может жить в нём сам, но он должен помнить, что настоящим хозяином дома является Кришна.

00:27:53 Это называется сознанием Кришны. Тот, кто не в состоянии построить для Кришны храм, может помогать убирать этот храм, это тоже кришна-карма. Можно работать в саду. Тот, у кого есть земля (в Индии почти у каждого бедняка есть клочок земли), может использовать её для служения Кришне, выращивая на ней цветы и поднося их Господу. Он может посадить там деревце туласи, поскольку листья туласи необходимы при поклонении Господу в храме, о чем говорится в „Бхагавад-гитеˮ. Кришна говорит, что преданный может предложить ему листок, цветок, плод или воду, и Господь будет доволен этим подношением. Даже последний бедняк может заниматься служением Кришне. И, наконец, преданные Кришны дружелюбно относятся ко всем живым существам, поэтому здесь сказано, что у него нет врагов.

00:28:51 Что это значит? Преданный, обладающий сознанием Кришны, понимает, что только преданное служение Господу способно помочь человеку решать его жизненные проблемы. Он убедился в этом на собственном опыте и поэтому хочет распространить сознание Кришны среди людей. История знает немало примеров, когда преданные Господа проповедовали сознание Бога даже с риском для собственной жизни. Всем известен пример Господа Иисуса Христа. Он был распят атеистами и пожертвовал жизнью ради распространения сознания Бога. Немало подобных случаев есть в истории Индии. Можно вспомнить Харидаса Тхакура и Прахладу Махараджу. Ради чего они подвергали себя такому риску? Ради того, чтобы распространить сознание Кришны, а это нелегкая задача. Человек, сознающий Кришну, понимает, что причиной всех страданий людей является забвение их взаимоотношений с Господом. Поэтому самое большое добро, которое человек может сделать другим людям, – это освободить своих ближних от всех проблем материальной жизни, и Господь через него являет необыкновенную милость всем обычным людям. Можно представить себе, насколько милостив Кришна к тем, кто ради служения Ему готов пойти на любой риск. Поэтому такие выдающиеся люди, оставив тело, несомненно, попадают на высшую планету духовного мира.

00:30:22 Подводя итог этой главы, можно сказать, что Кришна показал Арджуне свою вселенскую форму, а также форму всепоглощающего времени и даже четырехрукий образ Вишну. Отсюда следует, что Кришна является источником всех форм, а не наоборот. Кришну нельзя считать проявлением вселенской формы или аватарой Вишну. Существуют сотни, тысячи образов Вишну, но для преданного ни один из этих образов не имеет такого значения, как изначальный двурукий образ Кришны, или Шьямасундары. В «Брахма-самхите» сказано, что те, кто отдает свою любовь и преданность Кришне в этом двуруком образе, всегда созерцают Его в своем сердце, поэтому высшей формой Бога является Господь Кришна».

00:31:08 Таков смысл одиннадцатой главы, и так заканчивается комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к главе 11 «Бхагавад-гиты» под названием «Вселенская форма». И мы на этом, я думаю, закончим читать. У нас сегодня было много приключений, когда мы созерцали эту вселенскую форму, и, пожалуйста, если у вас есть вопросы, то звоните нам, пишите на наш сайт. В эфире передача «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ.

Ответы на вопросы

00:31:37 Ведущая: Дорогие радиослушатели, вопросы вы можете присылать в чат скайпа, а также на наш почтовый адрес Ayurvedaradio@mail.ru. Владимир Георгиевич, вы все ещё с нами?
Критский В.Г.: Да, конечно.
Ведущая: Замечательно, сейчас мы тогда прочитаем вопросы.
Почему Кришна говорит, что можно предлагать Ему листок, цветок, плод и воду, но не называет молоко?

00:32:03 Критский В.Г.: Да, это интересный момент. Я не слышал ответа духовного учителя на лекции, но могу, по крайней мере, предположить. Во-первых, молоко отличается от всех продуктов, которые здесь называются. Листок, цветок и плод – это всё-таки тела живых существ. То есть, в принципе, когда мы срываем листок, срываем плод, мы наносим какой-то ущерб растениям. И поэтому их предложение Господу должно быть, скажем так, санкционировано. А в Библии, как я уже говорил, в самой первой главе «Бытия» говорится, что Бог дал людям в пищу растения, сеющие семя, и каждой твари, в которой душа живая, дал в пищу растения, сеющие семя. То есть различные растения, растительные продукты предназначены в пищу, хотя, строго говоря, они живые, и их добывание связано с убийством растения, но Господь санкционирует их. У них нет нервной системы, они не испытывают какой-то особой боли, хотя и чувствительность у них какая-то есть, мы об этом с вами говорили. Что же касается молока, то молоко – это продукт, который специально предназначен в пищу Господом. Корова производит молоко для своих телят, молоко есть практически у всех млекопитающих животных, в том числе у человека.

00:33:54 И поэтому в отношении молока нет никаких сомнений, что оно предназначено в пищу. Как мы знаем по жизни Господа Кришны, Он был большим любителем молока и молочных продуктов. В Индии практически на каждом шагу есть изображения Кришны, и Его очень часто изображают в виде ребенка, мальчика с какой-то молочной сладостью, ладу или сметаной. Или он лазает, чтобы достать из горшка йогурт, это в Индии уже стало традиционной картинкой. Молочный продукт – это любимый продукт Кришны. Вот то, что я могу сказать на эту тему, чем смог, тем помог. Если у кого-то из наших слушателей есть более подробный ответ, то я буду очень рад, если вы пришлете его нам на скайп, чтобы он прозвучал в эфире. Спасибо.

00:35:03 Ведущая: Следующий вопрос прочитаю. Он не по «Бхагавад-гите». В лекции Олег Геннадьевич Торсунов говорил, что Господь Рамачандра жил 12 тысяч лет назад. Иногда говорят, что 6 тысяч лет назад. Это же Трета-юга, а она закончилась почти миллион лет назад. Прокомментируйте это, пожалуйста. И почему на картинках часто Рама изображается синего цвета? Я слышал, что он должен быть зеленого цвета.

00:35:39 Критский В.Г.: Да, в писаниях говорится, что Господь Рама – аватар зеленого цвета. Синего или голубого цвета – это сам Кришна, а Господь Рамачандра, условно, зеленоватого цвета. Он много, 14 лет жизни, странствовал по лесам, когда его изгнали, и на картинках его часто изображают с зеленоватым оттенком. Что касается времени его явления, то вы абсолютно правильно сказали, что он явился в Трета-югу. Двапара-юга у нас вдвое длиннее Кали-юги, то есть 860 тысяч лет, почти миллион лет. То есть практически Трета-юга закончилась около миллиона лет назад, немножко меньше. Число 12 тысяч лет мне непонятно, я этой лекции не слышал, возможно, имеется в виду не земных лет, а небесных. Если это 12 тысяч лет по исчислению полубогов, а у них в 360 раз длиннее, то получается примерно то же самое. Получается как раз примерно миллион лет или около этого. Только так я могу это объяснить. Возможно, 12 тысяч не земных лет, а по исчислению полубогов.

00:37:04 Ведущая: Следующий вопрос.
Не могли бы вы рассказать подробнее о янтрах? Что это за графическое изображение и как их объясняет ведическая философия?

00:37:20 Критский В.Г.: Спасибо большое, дорогие слушатели, но я должен признаться, что мои познания ограничены. Я конечно слышал о янтрах, что они являются частью астрологической практики, и они условно изображают различные планеты, различных полубогов, и я даже видел их изображения. Они предназначены для медитации, то есть это такие мистические картинки, которые позволяют нам установить связь с полубогами. В ведической культуре очень много таких сложных мистических вещей, которые довольно трудно объяснить современным языком, и как раз собственно цель этого моего семинара в том, что я пытаюсь в какой-то степени логично и рационально объяснить то, что я понял за эти годы, пока я знакомился с ведической традицией, где-то около 28 лет. В данном случае этот вопрос нужно задать кому-то из знатоков астрологии, тому же Олегу Геннадьевичу Торсунову или кому-то из других лекторов. Я не компетентен.

00:38:42 Ведущая: Следующий вопрос.
Помогите, пожалуйста, понять комментарий к тексту 47. Вселенскую форму Кришна показал всем присутствующим на Курукшетре или только преданным, в том числе и с других планет, а все остальные воины только слышали разговор Кришны и Арджуны?

00:39:05 Критский В.Г.: Значит, в комментарии Прабхупада пишет неоднократно, что эту вселенскую форму видели преданные Господа. Преданные Господа, и на поле Курукшетра, несомненно, их было достаточно много, причём преданные были не только на стороне Пандавов, они были и на стороне Кауравов, те же самые Бхишма и Дрона. Одна из таких трагических завязок «Бхагавад-гиты» в том, что в ней, скажем так, нет деления на темные и светлые силы, а преданные Господа были по обе стороны, так же как и демонические личности были не только на стороне Кауравов, но и были на стороне Пандавов. Так что из этого комментария Прабхупады, который мы прочитали, следует, что это была милость по отношению к преданным Господа. Почему это так? Как я это понимаю. Вселенская форма является убедительным доказательством того, что Господь Кришна — Верховная Личность Бога, и это приемлемо только для преданных. Был случай, когда Кришна показал какую-то свою вселенскую форму Дурьодхане, когда он приезжал в Хастинапур для переговоров, и Дурьодхана глупо пытался схватить Кришну, арестовать Его, хотя его отец, Дхритараштра, будучи в какой-то степени преданным, по крайней мере признающим Господа, сказал ему: «Что ты хочешь сделать? Ты пытаешься шапкой поймать Луну». Он Кришну уподобил Луне.

00:41:51 Кришна родился в лунной династии. Он сказал: «Ты пытаешься шапкой поймать Луну». Дурьодхана не послушался его совета и отдал приказ схватить Кришну. Тогда Кришна показал Дурьодхане и всем присутствующим свою какую-то огромную вселенскую форму, он предстал в облике до небес, в пламени и дыме, и после этого Он, так сказать, исчез с горизонта, и все увидели только удаляющуюся колесницу. Это не произвело впечатления на Дурьодхану, он посчитал это просто каким-то колдовством, какой-то магией. «Мы тоже умеем колдовать, – сказал он, – у нас тоже есть маги и волшебники». Вот это вот видение непреданных. Дурьодхана был самым демоничным, самым непреданным, и он таким образом воспринял вселенскую форму, когда увидел её в Хастинапуре. Поэтому вселенская форма, несомненно, является милостью по отношению к преданным, и эту милость Господь являет только им. Вот так я могу ответить на этот вопрос.

00:42:05 Ведущая: Замечательно. Дорогие радиослушатели, вы по-прежнему можете присылать вопросы к нам в чат скайпа и на наш почтовый адрес Ayurvedaradio@mail.ru. Но на текущий момент вопросов нет.
Критский В.Г.: Ну, и время уже пятый час.
Ведущая: Да, вопросов нет. Я с удовольствием поблагодарю вас, Владимир Георгиевич, что были сегодня с нами, постараюсь к следующей передаче подготовить вопрос, у меня есть, но я не могу просто его сформулировать более конкретно, он немного уже по более поздним главам, текстам, и я думаю, что мы как раз дойдем к этому моменту, и я спрошу.

00:42:45 Критский В.Г.: Я думаю, что у нас сегодня было много приключений, как у Арджуны на поле Курукшетра, который видел вселенскую форму Кришны.
Ведущая: Да, да, одно хочу попросить вас напомнить, мы прочитали стихи с 42-го по …?
Критский В.Г.: По 55, последний стих главы 11 – стих 55.
Ведущая: Хорошо, спасибо большое, что были сегодня с нами.
Критский В.Г.: Спасибо вам.
Ведущая: До свидания, до новых встреч.
Критский В.Г.: Всего хорошего.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 18 December 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 26 December 2022