Жизнь и наследие Шрилы Бхактивинода Тхакура

Санкт-Петербург, Лахта. центр ШЧСМ. - 10 September 2011
Духовное знание в мире материи. Дружба с Богом. Мирская и духовная поэзия. Ценности – основа мировоззрения. Универсализм духовных истин. Уникальность Шримад Бхагаватам. Передовые идеи Бхактивиноды. Многобожие в Христианстве. О природе зла. Провинциальная и Абсолютная Истина. Религия и спорт. Многообразие духовных идей. Мотивы поклонения Богу. Седьмой Госвами. Трансцендентное расследование. История о пожертвовании для Бихари Даса Бабаджи. Открытие места явления Шри Чайтаньи. Духовное «Я» Бхактивиноды Тхакура. Три энергии мироздания. «Харинама Чинтамани». Комментарий на «Бхагавад-гиту». Путешествие Дурвасы Муни. Русская культура на Востоке. «Таттва-вивека». Почему мы боимся смерти. «Знание» значит «трансформация». Что предлагать Кришне? Гуру – источник любви к Богу. Величие Васудева Гхоша
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:33:55 | качество: mp3 96kB/s 64 Mb | прослушано: 914 | скачано: 691 | избрано: 19
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Духовное знание в мире материи

00:00:00 …в различных обстоятельствах он не меняется – под лежащий камень вода не течет.

00:00:04 Поэтому, что я могу сказать? Я очень рад, что, несмотря на такую непогоду Питерскую, мы собрались сегодня. Сегодня особый духовный, святой день.
(спрашивает у Садху Прийя Прабху) What a day is today?
-(Садху Прийа Прабху отвечает) It’s Bhaktivinoda Thakur’s appearance day. Сегодня день явления Шрилы -Бхактивинода Тхакура, одного из великих вайшнавских святых. Но мы поговорим о нём чуть попозже сегодня на лекции.

00:00:29 Мы начинаем с бхаджанов, потому что вайшавская поэзия… Кстати, Шрила Бхактивинода Тхакур написал более ста песен и стихов. Это квинтэссенция духовного знания. Что такое духовное знание? Духовное знание – не то, что ты прочитал, и у тебя это находится в интеллекте. Духовное знание – то, что вышло у тебя из сердца. Так вот. Представляете, великие святые, они писали поэзию, а эта поэзия она может только та, которая изошла из сердца. Потому что сама по себе поэзия подразумевает слово с чувством, слово с определённым переживанием.

00:01:03 И вот, Бхактивинода Тхакур был великим вайшнавским святым, писателем, публицистом и поэтом. Мы поем различные песни. И одна из его песен называется «Эмана дурмати». О чем она говорит? Она говорит о том, что: «Я, в принципе, материалист. Я был рожден в этом мире». Что такое мир материи? Мир рождения, и смертей, и страданий. Каждую секунду умирают тысячи живых существ. Каждую секунду где-то в мире происходят войны. Сейчас в госпиталях… Вот здесь лахтинский хоспис. Многие люди, которые… Хоспис – уже когда тебя привозят в последние дни. Для работников хосписа смерть - это естественно. Каждую секунду кто-то умирает.

Дружба с Богом

00:01:45 Но что такое духовная жизнь? Это не какая-то дополнительная психо-соматическая программка, которая говорит, что ты научишься расслабляться, или релаксировать, это способность жить в одной семье с Богом - с Кришной. Оказывается, у Кришны есть семья. Мы говорим: «Как это – есть семья? Что, у Него тоже есть семья?» Да, у Него есть семья. «А что – у Кришны есть друзья?» Да, у Него есть друзья. У нас есть друзья, у Кришны есть друзья. А можем ли мы сказать, что мы все друзья Кришны? Потенциально. Каждый человек, который пришел сюда, он потенциально друг друга. Но для того, чтобы дружба произошла, необходимо вступить в отношения.

00:02:22 Таким образом мы понимаем, что существует Господь. Мы потенциально можем стать Его близкими. Но этого не происходит. Почему не происходит? Все мечтают стать другом Путина, другом Анджелины Джоли, другом Тарантино, но почему не другом Кришны?
-(ответ зрителя) Быть на уровне, наверное?
-Что-что?
-( ответ зрителя) дружить с этим человеком, быть на уровне? Вот.
-А что такое «быть на уровне», чтобы достичь дружбы с Кришной? Ну, с Путиным, там, или с Анджелиной Джоли, надо быть на уровне «Единой России» или Голливуда. А с Кришной? Какие условия? Как вы думаете? Нужно иметь много денег или крутые связи в Москве или в Питере, чтобы стать другом Кришны? Или, например, нужно быть ещё круче, чем академик какой-нибудь или Энштейн? Умнее? Кришна только с умными дружит. Приходишь к Кришне, а там все такие сидят (показывает думающих людей) интраверты. (смеется).
- (ответ зрителя) Может любовь ищет?
- Ну… Любовь… она начинается… Мы же не приходим…
- (ответ зрителя) Может выйти из круговорота кармы сначала?
- Т.е… «вот мы сначала выйдем из круговорота кармы, а потом, Кришна, с Тобой подружимся», - сказала она и нырнула в океан кармы и никогда не вынырнула.

00:03:49 Какие условия могут быть для того, чтобы вступить в дружбу? Хорошо. Давайте не будем говорить о Кришне. Кришна слишком далек. Давайте спросим о нас. Вот, чтобы с нами кто-то подружился, с кем мы хотим дружить. Мы сейчас не говорим, там… как в той песне: «Как повезло моей невесте – завтра мы пойдем тратить все твои деньги вместе». Мы сейчас говорим о настоящей дружбе, об абсолютной дружбе. Что нас привлечет? Вот, если какая-то личность?
- Искренность.
- Что еще?
- (ответ зрителя) Интерес.
- Интерес, внимание, да?
- (ответ зрителя) Внимание.
- Что еще?
- (ответ зрителя) Бескорыстие.
- Бескорыстие – обязательное качество.
- Что еще?
- (ответ зрителя) Преданность.
- Преданность.

00:04:29 И вот. Представляете, оказывается, что Кришна, ну как минимум, будучи Богом, не глупее нас. Оказывается, чтобы мы привлеклись к Нему, Он требует того же самого: бескорыстия, внимания, преданности, искренних отношений. Что ещё интересует Бога? Его не интересуют ни деньги, ни знания.

00:04:52 И, в этой связи, Бхактивинода Тхакур в своей песне говорит: «К сожалению, ребята, если честно, я не был таким человеком, которого привлекало все это, потому что я не понимал что такое духовная жизнь. Я думал, что духовная жизнь – налысо подстричься, или одежду какую-то одеть, или религию изменить. А оказывается, настоящая духовная жизнь – обрести качества искренности и бескорыстия, открытости в отношениях с Кришной».

00:05:24 А кто такой Кришна? Почему Он Кришна? Что обозначает Кришна? Когда Гарга-риши пришел к отцу Кришны, он сказал: «Я тебе объясню, что значит имя твоего сына». И он стал объяснять имя сына, Кришны по буквам. И он сказал, что Он, в первую очередь, обладает красотой. Это первое Его положение – Он самый прекрасный. Дальше. «А» - акшара. Он непогрешим. Да. Он совершенен. Он нара-нара. В Нем все качества. В Нем бесконечное количество качеств. Шесть главных качеств. Бхагаван. «Ete cāṁśa-kalāḥ puṁsaḥ / kṛṣṇas tu bhagavān svayam» (SB 1.3.28), «brahmeti paramātmeti / bhagavān iti śabdyate» (SB 1.2.11). Шесть качеств: красота, сила, знание, блаженство и отрешенность. Вот такой Он. Самый красивый, самый сильный и, при этом, самый блаженный и отрешенный. И Он – Кришна.

00:06:21 Почему Он Кришна? Потому что… Ему же не нужно доказывать, что Он Бог. Вы, что, думаете, Он пиарится: «Голосуй за меня! Народный фронт Кришны» и т.д. То есть, Кришна… Он не находится… Ему не нужен пиар. Почему? Ну тогда кто-то скажет: «Но почему, тогда, я не знаю о Кришне?» И что мы можем сказать? «Это ваша проблема» - основная точка зрения. Почему? Потому что вы ищите только Кришну. Вы ищите только красоту, только любовь, только самопредание. Вы ищите Кришну, но вы не знаете куда эти качества отдать. Потому что мы всегда отдаем эти качества кому-то другому - либо шефу на работе, либо жене, либо детям, либо стране, либо родине, либо бюджету, либо ещё кому-то. Но мы не можем всё это получить взамен. Нет компенсации. Да? Нету компенсации. Что бы мы ни делали, мы находимся в прострации, потому что нету компенсации.

00:07:21 В связи с этим Бхактивинода Тхакур говорит о том, что «но пришли преданные», преданные Кришны… О Кришне можно узнать только от преданных. «…и они дали мне эту перспективу». Вот часто эту песню мы поем. «Эмона дурмати».
(обращается к Садху Прийа Прабху) So, Sadhu, we’ll chant this “emona-durmati” song. Some new people… I had to tell them. Otherwise, we think we’re very [poring] singing some Indian songs [with no meaning].

00:07:47 (поет Эмона-дурмати)

Мирская и духовная поэзия

00:11:37 Почему мы будем петь сегодня песни Бхактивинода Тхакура? Потому что… Кто-то может сказать, что «все это хорошо, прекрасно, дорогие друзья. Но мне кажется, что мы находимся в России, в Санкт-Петербурге, в XXI веке. Ну зачем бенгальские песни, «песни бенгальских рыбаков?» Так в советские времена были зашифрованы программы «Харе Кришна». «Приходите попеть»… А что такое песни «Харе Кришна»? «Это песни бенгальских рыбаков».

00:12:07 Ну, вот. Тогда мы скажем: «Зачем нам – русским людям – какие-то бенгальские песни? Мы русские люди. У нас очень много своих красивых песен, своей поэзии». Но я отвечу словами Анны Ахматовой, потому что Анна Ахматова объяснила почему. Когда Анну Ахматову, великую русскую поэтессу, спросили: «Когда можно писать стихи?» Анна Ахматова сказала: «Если можете не писать, не пишите». Поэтому, когда мы говорим о духовных…когда мы говорим о духовной поэзии, мы понимаем прекрасно одну очень важную вещь, что… Что такое духовная поэзия? Ну, понятно… Светская поэзия. Поэзия любви. Страсть к противоположному полу. Проявляется вдохновение. Идет красивая поэзия. Или погиб твой лучший друг, и ты поешь, какую-то, грустную песню – «Полюшко, поле», или «Вот пуля пролетела...». Или у Аллы Пугачевой Резник хороший поэт.

00:13:10 Когда мы говорим о духовной поэзии… может ли эта духовная поэзия быть, ну скажем так, прецедентом непережитого состояния? Конечно, нет. Тогда она не будет подлинной. Это не будет настоящая поэзия. Это будет, в лучшем случае, некачественный перевод, в худшем случае, это будет непережитое чувство. Поэтому в бенгальской лирике, бенгальской поэзии, которую мы поем в храме… Это поэзия святых.

00:13:41 Если мы внимательно будем изучать тексты-переводы, постепенно… Это очень тонкая эстетика. Она даже в Индии малоизвестная. Но, очень интересный факт. Почти все европейцы знают Рабиндраната Тагора. Кто его не знает, руку поднимите. Есть такие? Ну, не слышали. Рабиндранат Тагор был великим поэтом, индийским поэтом, который получил Нобелевскую премию. И Рабиндраната знают все. Мало того, что в Бенгалии песни Рабиндраната поют все.

00:14:10 Но... Интересный такой момент. Как Рабиндранат получил Нобелевскую премию, как он стал великим поэтом? Знаете? Наверное, в меньшей степени, люди знают. Он изучил всю бенгальскую духовную лирику, поэзию вайшнавов. И, единственное, что он сделал, он убрал из поэзии слово «Бог», и все стало хорошо. Ему все стали аплодировать. Потому что, если я пою о разлуке с Богом, тогда это непонятно никому, никто разлуки с Богом не испытывает. Но, вот, разлуку с любимой девушкой испытывал каждый. И поэтому это стало близко людям.

00:14:50 Во множестве великих поэтических произведений Рабиндраната, конечно, он был тонкачом, эстетом, но суть его такова была: он взял за основу стиль переживания великих вайшнавских святых. И, в результате, был признан во всём мире, как великий поэт.

Ценности – основа мировоззрения

00:15:06 Так вот, с Бхактивинодом Тхакуром произошла обратная ситуация. Бхактивинода Тхакур, будучи очень благородным человеком из благородного рода каястх… Каястхи – банкиры. Он был хорошо образован. Его семья была достаточно образована и состоятельна. Поэтому город Калькутта, есть целый район, который пожертвовали родственники Бхактивинода Тхакура для развития этого города. Поскольку английские оккупанты, все равно, должны были опираться на каких-то разумных, мыслящих людей… Семья Бхактивинода была достаточно состоятельной и имела какое-то положение в социуме.

00:15:58 И вот, Бхактивинод, естественно, рос как, скажем так, индус, которому предвещало быть, таким, европейско… европезированным человеком. С европейским образованием. Бхактивинод Тхакур закончил колледж, потом – университет. Но в то время целью, задачей было создать империю. А империя создавалась таким образом – нужно было всех под одну гребенку. Все подчиненный народы – покоренные народы – должны были стать христианами и должны были принять английский образ жизни.

00:16:37 И вот, первые английские санскритологи, такие как Макс Мюллер и др., не имели задачу изучить санскрит или Веды. Они имели задачу следующего порядка. Им нужно было изучить санскрит и Веды, выяснить что там у индусов неправильно, и обратить индусов в европейцев – навязать свои ценности. Потому что любая цивилизация экспансируется по своим ценностям. Ну, как вот там: фильмы, Голливуд, кока-кола, джинсы, «Битлз» – всё, что угодно. Вот наши ценности. А люди, как только ценности принимают, начинают подражать и т.д.

00:17:12 И вот, было множество, целое движение английских пастырей, которые должны были учить индусов. Но задачу очень простую церковь ставила: «Вы делайте образование для бедных, для воспитанных людей. А в целом вы продвигайте идеологию христианства». Поэтому в Индии до сих пор огромное количество христианских школ, церквей. И всё это построено на том, что христиане приходят и говорят: «Ну, вот ваши дети бедные, в невежестве. Мы дадим вам образование бесплатное». Когда дети приходят, им, естественно, дают там Библию и т.п. И они, в принципе, вырастают, такими, уже европеизированными индусами.

00:17:50 В особенности это в Южной Индии в Гоа часто встречается. Гоа – вообще, практически, португальская колония. В Южной Индии я встречаю человека и говорю: «What is your name?» Он говорит: «John». Или он говорит: «Saint Tomas», Святой Томас. Католики. Я говорю ему: «А что тебя привлекло в христианстве?» Он говорит: «Ну… Господь отдал свою жизнь за нас». Я говорю: «Но если ты будешь изучать « Махабхарату», все ведические писания, то ты увидишь, что все индийские святые – Махараджа Шантидева, Махарадж Джадабхарата», то есть, я перечислил ему как минимум: Арджуна, Юдхиштхира, все великие святые… , я сказал, что «ты увидишь в глубине Пуран, что герои индийского духовного эпоса – люди, в принципе, которые идут по стопам Христа и даже ещё больше делают». Христа казнили один раз, а Харидаса Тхакура – двадцать четыре. Понимаете, да? То есть, то, что сделал Христос один раз на Голгофе, Харидасу Тхакуру пришлось делать по всей Индии. Его возили от базарной площади к базарной площади и пытались его казнить.

00:19:03 - (зритель) Об этом знает весь мир, что делал Христос. А вот про… Харидаса Тхакура…
- Правильно. Вот смотрите. Дело в том, что… Ведь стоит не вопрос, что кого-то казнили двадцать четыре раза, и знает весь мир.
- (зритель) Я не знаю.
- Естественно. Поэтому Вы и здесь, чтобы узнать об этом. Вы должны сказать: «Я только сейчас узнала». Дело-то ведь не в том, что его казнили двадцать четыре раза. Не стоит вопрос, какого йога сколько раз можно казнить. Кто-то скажет: «Меня могут казнить пятьдесят раз». А йоги лежат на гвоздях. «Я, вообще, на гвоздях живу. Ребята, верьте в меня».

Универсальность духовных истин

00:19:40 Речь не идет о том, кого сколько раз казнили. Речь идет о том, какая духовность обладает высшей наполненностью. Вот та духовность в большей… Бхактивинода Тхакур сказал: «Та духовная система более совершенна, которая более совершенно может представить себе что, такое любовь к Богу». Бхактивинода Тхакур вообще отмел внешние какие-то условия – здесь двумя пальцами крестятся, там – тремя, там – одним; там вот так крестятся, а тут вообще вот так всем показывают. Бхактивинода Тхакур сказал, что «это неважно». Он сказал: «Важно, ребята, как вы можете дать представления о любви к Богу». Если вы можете дать – делайте что угодно, но если вы не можете дать – I’m sorry.

00:20:25 И, вот, прекрасная история о Бхактивиноде Тхакуре. Он получает европейское образование и попадает под влияние европейских мыслителей. Но в Индии не только прогрессивные англичане, но есть ещё и прогрессивные индусы. Эти прогрессивные индусы, в принципе, понимают: «Да, у европейцев есть чему научиться. У них есть чему научиться». И возникает такое общество, которое называется «Брахма-самадж». В этом обществе прогрессивные индусы пытаются анализировать и сказать: «Давайте возьмем высшие ценности духовные христианства. Но, так же как в нашем индуизме, в Ведах, есть тоже высшие духовные ценности, давайте говорить так, что все реки текут в океан. Есть океан истины. И, туда течет буддизм, индуизм, христианство; и всё это очень хорошо» и т.д.

00:21:13 Бхактивинод, изначально, находится в этой организации. Он прекрасно знает Ислам, ну, цель этой организации, это как, вот, мистики, да, цель этой организации изучить все религиозные системы. Поэтому Бхактивинод изучает христианство с христианами, ислам – с топовыми мусульманскими богословами. Он знает фарси, персидский, английский в совершенстве. То есть, это очень образованный человек.

00:21:45 Но, дальше его задача какая, дальше, его задача следующая. Он должен изучить Веды. Веды, конечно, все знают. Как, вот, в Петербурге спроси: «Вы христианин?» «Да». «А вы Библию читали?» Он скажет: «Что?» Два дня назад я встречаюсь с батюшкой. Ко мне на лекцию в Киеве приходит батюшка православный. Ну, такой, сидит, хлопает, поет харе-кришна. Я вижу, прогрессивный батюшка. …такой, с бородой такой, «отец Марк». Ну… такой, вот. Я говорю… Ну, я начинаю с ним говорить. Я говорю: «А Вы»… например… Я говорю: «А Вы откровения странников, «Добротолюбие» почитывали? Отца Силуана?» Он говорит: «Что?» Я говорю: отца Силуана? «Добротолюбие»? «Откровения странника…»?» Он говорит: «Нет». Я говорю: «Хотите, я Вам запишу в аудио формате на флешку все? И про харе-кришна и про христианство?» Он говорит, типа: «Круто. Да». Почему? Потому что в глубине любой традиции – индуизма, христианства – существуют подлинные святые, которые дают нам глубокое восприятие того, что такое духовная жизнь. Вот.

00:23:08 Суть этого учения – оно всегда универсально. Они все говорят о любви к Богу, о непрестанном внутреннем самоанализе и о полном противоречии материализму. Настоящие святые об этом только говорят. Они не говорят о том, что, например, Христос любил бедных и богатых, и Христос любил тех и этих. Они говорят о другом. Они говорят о душе, о её универсальных принципах.

Уникальность Шримад Бхагаватам

00:23:37 Таким образом, мы можем сказать так. История Бхактивинода берет своё начало к тому, что вдруг Бхактивинод, будучи прекрасно осведомленным человеком в исламе, христианстве, начинает изучать собственную культуру. А, как ученый, он понимает, что, например, бесполезно изучать Библию без совершенного богослова. Понимаете? Если я сейчас почитаю Библию, то я могу сделать очень много выводов. Но, если я встречу совершенного богослова, великого богослова, то он мне объяснит Библию совершенно по другому.

00:24:18 И, вот. Бхактивинода Тхакур понимает, что есть, на самом деле, традиция, и он начинает искать святых. И, представляете, что с ним происходит? В глубине собственного индуизма он находит « Шримад Бхагаватам» - Бхагавата Пурану. И он находит откровения Шри Чайтаньи Махапрабху. Это не то, чтобы откровения Шри Чайтаньи Махапрабху спрятаны. Они общеизвестны. Они общеоткрыты. Откровения Шри Чайтаньи Махапрабху в Бенгалии знает каждый. Там все знают про Джагая и Мадхая; все знают, что Он был Нимаем Пандитом; все знают, что Он был тем, третьим, пятым и т.д. Но эти откровения, по сути дела, построены на глубоком понимании.

00:25:02 И, вдруг, Бхактивинод понимает, что перед ним глубочайший трансцендентный пласт столь великого духовного знания, который невозможно сравнить ни с какими христианскими, исламскими идеями, потому что, мы увидим, что они очень поверхностные, очень начальные. Например, христианство с трудом описывает душу. Нет четкого понимания что такое душа. В исламе представления о Боге очень ограничены. Там сказано: «Рух» - душа; Бога зовут «Кода»; Аллах – «Кода»; между Аллахом и рух существует ицх. Есть два типа душ: рух-мушарат и рух-джалладин – освобожденные души и обусловленные души. Но, когда мы открываем «Шримад Бхакгаватам», мы понимаем все аспекты: космологию, метафизику, материальное творение, элементы сознания, что такое дух, что такое материя, что такое «за пределами материального мира», как душа эволюционирует в отношениях с Богом.

00:26:06 И, в конечном итоге, в глубине «Шримад Бхагаватам»… Что такое «Шримад Бхагаватам»… где Шукадева Госвами рассказывает Махараджу Парикшиту, великому царю, метафизику в течении семи дней. А царю осталось жить семь дней. Его слушают шестьдесят тысяч мудрецов. И потом, одни из участников этой беседы, такие как Сута Госвами, пересказывают ведическим мудрецам… Представляете, что такое «ведическим мудрецам»? Одно дело «математика для школьников». Как Иисус на Нагорной горе говорит: «Не убейте. Не украдите. Не выживайте жен. Не воруйте ослов». А другое дело, представляете, лес Наимишаранья, где сидит шестьдесят тысяч йогов? …с такими дредами, бородами, которые с других планет прилетели. И эти шестьдесят тысяч йогов запарены, чтобы послушать Суту Госвами. И они говорят Суте: «Пока мы»…

00:26:56 А как это происходило? Должна была начаться Кали юга – время, в которое мы живем сейчас. Кали юге уже 5 000 лет тому назад. Пять тысяч лет тому назад мудрецы Индии, зная о том, что будет полный … собрались и сказали: «Надо что-то делать. Надо спасать мир». Что произошло? Они cтали совершать великое жертвоприношение. Но они знали, что Кали-юга уже вступила в свои права, и мудрецы сомневались, что они будут успешны до конца в жертвоприношении.

00:27:26 И вот. Эти мудрецы сказали: «Поскольку мы здесь сейчас все совершаем это великое жертвоприношение»… огненное… метафизика полная. «Но мы не знаем до конца, удастся нам или нет. Мы хотим… Среди нас есть один великий мудрец. Его зовут Сута Госвами». Чем он отличается от нас с вами и от тех мудрецов? Школьная система образования была устроена таким образом, что человек, однажды услышав веды, мог полностью запомнить все тексты. Иными словами… Представляете, да? Если бы мы сейчас были с вами совершенными людьми ведического времени: мы приходим в школу или университет, нам читают лекцию - мы всё это запоминаем.

00:28:16 Так вот. Суту Госвами звали «шрутаван». Он был тот, кто мог запомнить все от и до. Представляете, да? Например, что кто-то сказал десять лет тому назад в такой-то части… Он мог запомнить весь текст. Вот, я, сейчас, вам гарантирую, если вы попробуете законспектировать текст лекции, которую я дал, хотя, может быть, она где-то и рваная и нецелостная, то вы с трудом запишите все, о чем я говорил. Но Сута Госвами не только мог это запомнить, он мог это все ещё и понять и пересказать.

00:28:50 И вот эти шестьдесят тысяч мудрецов обратились к Суте Госвами с просьбой. Они сказали: «Во время жертвоприношения мы бы очень хотели, чтобы каждый вечер ты нам рассказывал части той легендарной беседы, в которой ты присутствовал. Потому что ты сам лично видел великого йога Шукадева, которому было шестнадцать лет и он был полностью освобожден от материи. Ты сам видел величайшего царя своего времени - Махараджа Парикшита, который сгорел в мистическом огне змея Такшаки. И из него появилась самореализованная сущность в процессе самосожжения в мистическом огне. И ты сам слышал все эти истории и видел других мудрецов, типа Ведавьяса и других». Сута Госвами согласился. Он сказал: «Хорошо. Каждый вечер я буду рассказывать «Бхагаватам».

00:29:35 Представляете, да? Сута начинает рассказывать историю, а Бхактивинода Тхакур это читает. Существуют разные читатели. Поэтому, в одном из своих текстов Бхактивинода Тхакур говорит: «Существуют разные читатели». Он говорит, что пассивный читатель – враг писателя. Он враг потому что, он всего лишь навсего воспринимает какую-то информацию. Но не в этом задача автора. Автор хочет, чтобы книга существовала как солнце, а читатель был как луна, которая отражает это знание. Понимаете, да?

00:30:11 Бесполезно писать книгу о здоровье, если… Например, читаете книгу о вреде курения (изображает процесс курения): «Я читаю книгу о вреде курения. Прикольно пишут. Там что-то про легкие» (изображает кашель) «Кстати, вот они». (смеется). То есть, это не имеет никакого смысла. Смысл имеет только то, когда человек воспринимает божественный поток откровения и он перекладывает это на себя; когда он начинает жить, совмещать. Он думает: «А как я живу? А для чего я живу? Что со мной происходит?»

Передовые идеи Бхактивиноды

00:30:47 И вот таким образом Бхактивинода Тхакур… Представляете, да? Это уникальная личность, который стал перечитывать все священные тексты. И в этот момент он понял одну простую вещь. Он не понял, что это круто. Знаете что он понял? Он понял одну очень важную вещь: что он является одним из людей, которые это могут систематизировать для всего человечества. Он написал около восьмидесяти книг.

00:31:18 Книги совершенно разные. Одна книга, которая называется «Джаява-дхарма» предназначена полностью для того, чтобы: А) уничтожить ложные представления об индуизме в индуизме. Она полностью разбивает весь индуизм и показывает что такое на самом деле индуизм. Это как, например, например, в России это не получилось, потому что те, кто говорили об имяславии, были все сосланы. То есть прогрессивные христиане в России. В России как всегда: хотели как лучше. Из них кого-то утопили, кого-то застрелили, кого-то замучили в концлагере. В общем-то прогрессивные священники в России не смогли, не получили слово голоса.

00:31:58 Бхактивинода Тхакур в Индии начинает писать эти книги. Он понимает, как сказала девушка: «А почему я об этом не знаю?». Бхактивинода Тхакур говорит: «Это сейчас не знаете. А вот когда будет интернет - узнаете». (спрашивает у зрителей) Когда он это пишет? Он пишет это в конце XIX века. Он не пишет «серверы», «интернет». Понимаете, да? Он не знает как это будет называться. Но он пишет, что скоро мир станет одним информационным пространством.

00:32:27 Бхактивинода Тхакур первый пишет по МЛМ-маркетинг. Он первый пишет, анализируя все европейские системы мысли, их несовершенства. Например, об ученых Бхактивинод пишет вот так, очень круто. Он пишет: «Ученые, к сожалению, в современном мире не до конца научны». Как это? Он объясняет: «Следуя закону причинно-следственной связи», который находится где? В физике. Так или нет? (обращается к зрителям) Кто знает закон причинно-следственной связи? Закон Ньютона.
- (ответ зрителя) Каждое действие имеет противодействие.
- Да. Он говорит: «Но они не научны». Почему? Потому что они признают только последнюю часть этого закона. А первая часть этого закона говорит о том, что «если что-то существует сейчас, это уже является» чем? Последствием какого-то действия. Поэтому, ученые верят в закон сохранения энергии, что материя сохраняет энергию. Так или нет? Но они не верят, что материя появилась из другой энергии.

00:33:32 Понятно, что ничего не существует… Существует вечный цикл «материя - энергия». А если мы принимаем вечный цикл «материя - энергия», то мы должны, как ученые, что принять? Вечность сознания, бессмертие души, цикличность материального мира. да? А Стив Хакинс говорит: «Когда мы поймем откуда все пришло, то мы поймем как нам жить дальше». «А, - как говорит Бхактивинода Тхакур, - хорошая мысль», да, у Стивена Хакинса, такого, на каталке. Ну вот. «Если ты понял, что все пришло от Кришны, то что делать дальше?»

Многобожие в Христианстве

00:34:04 И вот. Бхактивинода Тхакур очень интересным образом в своих работах, таких как «Татва-вивека», «Джайва-дхарма», «Чайтанья-шикшамрита» - более восьмидесяти книг, просто совершенным образом – кунг-фу высшего уровня – объясняет… Он не пишет, например, про все проблемы, скажем так, христианства. Он не говорит о том, что христианство… Он говорит: «Странно. Некоторые европейцы считают, что поклоняются одному Богу». (обращается к зрителям) Кто думает, что христианство – религия поклонения одному Богу, поднимите руки.
- (ответ зрителя) Как минимум три…
- Он говорит… (обращается к зрителям) А скольким богам в христианстве поклоняются, скажите ? (ответ зрителя)
- Он один в трех лицах.
- Так.
- (ответ зрителя) Как минимум три. Дева Мария – четвертая.
- Кто ещё пятый? Поэтому Бхактивинода Тхакур говорит: «Интересные ребята европейцы. Они говорят, что у них монотеизм». (смеется) Монотеизм, потому что мусульмане говорят: «Мы более монотеистичны, чем христиане. У нас только Аллах», - правда ещё Мухаммед и Али. А у Али ещё жена, по-моему, брат. (смеется) «А так, у нас вообще все ровно». Что-то? Да. Дева Мария.

О природе зла

00:35:27 Итак, сами по себе христиане абсолютно даже не думают о том, что они не монотеисты, а такие же, как язычники, многобожцы. Только у них три или четыре. Но Бхактивинода Тхакур говорит: «Но это ладно. Это нормально. Это и у нас в индуизме – и Ганеш, и Шива, и кого только не встретишь». Потому что люди не понимают, что это такое. Он говорит: «Но самый интересный факт, что там присутствует дьявол».

00:35:50 - (обращается к зрителям) А кто такой дьявол, можете мне сказать?
- (ответ зрителя) Оппозиция. Вот. Правильно. (смеется) Оппозиционная партия. Народный фронт. Единая [неразборчиво]. И т.д.

00:36:08 Что интересно, Бхактивинода Тхакур говорит: «Эта идея пришла в иудаизм от философа, которого звали Заратустра». (обращается к зрителям) Слышали что такое зарастризм? Заратустра был индусом, но, как и многим ученым, ему не повезло на родине. На родине его никто не слушал. И тогда он отправился в Иран из Индии. В Иране, поскольку он был самый умный… Ну, понимаете, да? То есть, иногда, например, чтобы стать самым умным, нужно поехать куда-нибудь в Кемску-волость или ещё куда-то, да? Так часто бывает, что ты плохой рок-н-рольщик в Питере, но хороший под Питером, и самый лучший в тысячи километров от Питера.

00:36:53 И вот. Заратустра, будучи плохим философом, отправился в Иран. Но в Иране, поскольку там философской школы не было, он оказался самым умным, как не странно. Двоечник оказался отличником. Это обычная ситуация в нашей жизни. И Заратустра, поскольку он создавал свою философскую систему, не мог понять, почему Бог, который является Богом блага, а в мире так много зла? В вайшнавизме все понятно. Почему, вообще, зло происходит? А?
- (ответ зрителя) желания обусловленной дживы....
- «Желания обусловленной души приводит к злу», кто это сказал? Правильно. Вы понимаете, да? Наши с вами желания приводят к злу. (спрашивает у зрителей) А почему они приводят к злу? А?
- (ответ зрителя)[ в невежестве...
Ну понятно. Но это ладно. Но почему наши с вами желания к злу приводят? Разве мы с вами зло хотим?
- [неразборчиво]
-Правильно! Правильно! Понимаете? У мня есть желание взять ваши ботинки, а у вас есть желание… вам понравился мой телефон.
- (ответ зрителя) Я же не хочу отдавать Вам…
- И вы не хотите менять свои ботинки на мой телефон. Я тоже. Поэтому, я решил его у вас украсть. И т.д. и т.п.

Провинциальная и Абсолютная Истина

00:38:15 Мы можем сказать, что Бхактивинод объясняет философию Шри Чайтаньи Махапрабху. Шри Чайтанйа Махапрабху говорит в «Шикшаштаке», в своем наставлении: «ayi nanda-tanuja kiṅkaraṁ» (Sri Siksastaka, 5). Это я, понимаете? Это я попал в этот мир по собственной воле и я здесь творю зло. Понятно, да? Гитлер был хорошим мальчиком. Как говорит Сократ в беседе с одним из мудрецов: «Ведь всех же детей хорошо воспитывают». Неужели мама учила Гитлера - с детства науськивала: «Захвати мир. Захвати мир. Уничтожь евреев. Дойди до Москвы. Мне нужна дача под Смоленском». Вот. Нет. Мать не говорила так Гитлеру. Мать говорила… И он вообще был классным парнем. Он был вегетарианцем, художником. Только его не приняли в академию художеств. Если бы его приняли в академию художеств, все было бы в точности до наоборот.

00:39:17 Кстати. Была недавно выставка в Германии Гитлера. Он приличный художник. Но проблема в том, что парня не взяли в академию художеств. И он пошел куда? Как и все нормальные ребята, куда он пошел? В пивбар. И о чем он стал говорить в пивбаре? О чем говорят в пивбарах?
- (ответ зрителя. смеется) Учительница была…[неразборчиво].
- Ну, было дело. (смеется). Но сейчас не будем об этом. О чем Гитлер говорил в пивбарах, кто знает? -(ответ зрителя) О величии немецкой нации, превосходстве…
- Потому что в любом пивбаре говорят только о величии, с синими носами. Понимаете, да? Больше в пивбаре говорить не о чем – о смысле жизни и о самовеличии.

00:39:59 Еще интересный момент. Когда ты едешь на такси, то ты понимаешь, что каждый таксист знает, как управлять страной. Так или нет? Но, к сожалению, не за кого голосовать. Таким образом мы понимаем одну простую вещь, что такие личности, как Гитлер и прочие, остальные, хотели как лучше. Но как получилось?
- (ответ зрителя) Как всегда.
- А почему получается как всегда? Потому что... Когда наши учителя – Бон Махарадж, пришел в канцелярию Гитлера в тридцать седьмом году… Фюрер не смог встретиться, он был очень занят. Он кусал галстук. А Геринг, который был главным идеологом Германии, послушав вайшнавов, сказал: «Это, конечно, хорошо все. Мы тоже Веды и арийцы». И, даже, чтобы показать это, сказал: «Мы, даже, готовы оплатить вам издание « Бхагавад Гиты», это любимая книга фюрера, но у нас все по-своему». Понятно, да? То есть, Геринг сказал вайшнавам: «Мы читаем ваши Веды. Мы знаем про «Махабхарату». Мы читали про атомное оружие. Мы всё это читали. Но у нас это все по своему, по-немецки».

00:41:23 Так вот, самая основная проблема – когда истина становится украинской, немецкой, китайской. Истина только одна. Она не индийская, не русская, не китайская, не немецкая. Она абсолютная Истина. И поэтому Бхактивинода Тхакур говорит: «Если мы будем с вами истину приглашать в своё несовершенное сознание и обретать вот это зеркальное, мутное представление об истине, тогда это скорее всего станет чем? Как всегда, правильно? Тогда будут появляться Гитлеры. Тогда будет появляться насилие. Почему? Потому что нету столько зла, сколько сделали ложные представления о религии.

Подлинная духовность похожа на спорт

00:42:05 Я вам задам такой вопрос, скажите: из-за того, что футбольные фанатики бьют морду друг другу после матча, должны ли мы запретить футбол? Нет, конечно. Человек разумный скажет: «Футбол – не игра для убийства, для фанатиков, которые продают майки, наживаются на футболе, забивают друг друга. Нет-нет. Футбол - спорт». Так же и религия, духовность. Подлинная духовность – спорт. (обращается к зрителям) А почему это спорт, как вы думаете?
- (ответ зрителя) Есть куда расти. Правильно.
- Второе?
- (ответ зрителя) Нужен тренер.
- Правильно. Третье?
- [неразборчиво]
- Абсолютно верно. Еще
- [неразборчиво]. (смеется лектор, смех в зале).
- Тут я могу сказать – главное участие. Потому что, если бы люди говорили, что до финиша доходит только сильнейший, то не было бы олимпийских игр. Есть разные градации спорта.

00:43:11(обращается к зрителям) Какое ощущение от спорта на начальном периоде, на начальном этапе?
- (ответ зрителя) Ленивое.
- Нет. На первом этапе очень все болит. (обращается к зрителям) На втором этапе?
- (ответ зрителя) Посерьезнее. Нет. На втором этапе ты начинаешь чувствовать лучше, да? (обращается к зрителям) А на третьем этапе?
- [неразборчиво].
- А на третьем этапе ты понимаешь, что ты не можешь без этого жить.

00:43:42 Так вот, смотрите. Поэтому, когда мы говорим о Сознании Кришны «что это такое?», мы понимаем, что мы не можем сравнить это со спортом, потому что цель в спорте ограниченная. Но мы можем сказать, что так же, как и в спорте, там надо очень много работать, нужно иметь правильного тренера, нужно быть в хорошей команде. Сначала будет все болеть, но потом ты будешь в тонусе. Но смысл духовной жизни гораздо более глубокий, чем смысл спорта.

00:44:18 Смысл духовной жизни состоит в том, что ты достигаешь своего естественного положения. Что такое любовь? Гегель сказал прекрасно: «Умереть ради интереса возлюбленного. И через эту жертву обрести себя вновь». Гегель считал, что любовь – не то, чем ты занимаешься много раз. Любовь – не то, что, там, «я люблю мороженое», «я люблю картошку», «…а я люблю вот такие-то ботинки». Любовь – жертва. Принцип основной – материнство. Потому что материнство ведет женщину к жертве. Она рожает ребенка в муках. Она его воспитывает. Она не хочет ничего взамен. Ее природа – принести себя в жертву маленькому, беспомощному живому существу.

00:45:04 В сознании Кришны у тебя есть такая возможность принести себя в жертву маленькому беспомощному Кришне. Потому что Богу неинтересно быть всемогущим. Он и так всемогущий. Кришне нужно быть маленьким и беспомощным. Вот тогда ты полностью возьмешь на себя заботу. Вот тогда твоя жертва будет совершенна. Это - гениальная мысль.

Многообразие духовных идей

00:45:27 Все эти гениальные мысли Бхактивинода Тхакур начинает рассматривать в теологии. Он говорит о том, что «Cознание Кришны, нет, это не для индусов». Он говорит, что это для всего мира. Но кто-то скажет, как эта замечательная наша, девушка, гостья: «Почему мы об этом не знали?» Когда мы могли сказать так же и о христианстве. Помните, да, «почему мы об этом не знали»? Мы можем сказать о компьютере – «почему мы об этом не знали?».

00:45:54(ответ зрителя) Сейчас потихоньку начинает…[неразборчиво]. Вот-вот. Бхактивинода Тхакур сказал: «Придет время, когда будет информационное пространство»… Он сказал: «Когда эта идея вытеснит все остальные». Она вытеснит все остальные. Не потому, что она хочет экспансироваться. Понимаете, да? «Давайте устроим вайшнавский поход на Лувр. Виджай Раман собирает ратников. Маханчор точит мечи» и т.д. (смеется). Кстати, видите, как только я его призвал, сразу точильщик появился.

00:46:30 Хотя, если мы увидим… Мы увидим, что большинство религиозных фанатиков, особенно в нашей стране в особенности, которые не приемлют никаких других, именно так и думают. Они говорят: «Зачем в России нужна Индия? Зачем индуизм в России? Нам нужны только три вещи: одна церковь, одно кафе Мак Доннальдс и одна партия. Вот, если у нас будут три, тогда мы будем непобедимы». Но это не так. Плюрализм. Всегда существует понимание другое. Даже в самой религии мы увидим. В христианстве есть много направлений: католики, православные, харизматики и т.д. Мы увидим, что в самой глубине любой духовной идеи существует множество разных глубоких уровней. Бхактивинода Тхакур учит нас в этом ориентироваться. В этом его ценность. Он учит нас ориентироваться.

Мотивы поклонения Богу

00:47:24 А что он издает в первую очередь? Он издает в первую очередь одну из книг, которая называется « Чайтанья Шикшамрита». В ней он пишет: «Существуют пять типов людей, которые поклоняются Богу». Первый тип людей – люди, которые хотят, чтобы Бог их защитил. (обращается к зрителям) Есть такие? Кто хочет, чтобы Бог защитил?
- (ответ зрителя) Все хотят.
- Все хотят. Второй тип людей – которые заодно хотят, чтобы Он им что-то сохранил, что у них уже есть. (обращается к зрителям) Есть такие? То есть Он должен работать как секьюрити компания, да? Он должен быть более надежным, чем ячейки в банке, да? Защищать. (обращается к зрителям) Что Он ещё должен сделать? «Спаси. Сохрани…» Что ещё сделать?
- (ответ зрителя) …и помилуй.
- Помилуй. (смеется). То есть я буду все делать плохо, а Ты будешь что делать?
- [неразборчиво] …благодаря…я буду…в расчете…
- Нет. Ну, мы же… Когда мы говорим «помилуй», это не значит, что «награди». Это уже в лучшем случае. -(ответ зрителя) …под этим понимание, что… оцениваешь, стоит что-то плохое делать или нет. …
- или не стоит.
- (ответ зрителя) Да.
- Давай посчитаем мух и котлет. Результаты, да?

00:48:42 Помните, как этот… В «Принц и нищий» он говорит: «Я друзей не продаю… за два фартинга». Тогда он говорит ему: «А за сколько?» «Шесть фартингов. Я продаю друзей за шесть фартингов. Два фартинга… Дружба не стоит столько».

00:49:01 Поэтому… Бхактивинода Тхакур говорит, что среди всех этих типов – «спаси», «сохрани», «помилуй» - самый важный тип отношений построен только на преданности и искренности. «Завтра я пойду тратить все твои деньги вместе» - это не то. Искренность и подлинность отношений – вот то, что может быть подлинной религией. Поэтому Бхактивинода Тхакур говорит: «Все эти «спаси», «сохрани» - очень начальные стадии. Это для материалистов. Но, если мы говорим о подлинном взаимоотношении души с Богом, то не может быть никаких…» Да? Как между… там… отцом, матерью или подлинными возлюбленными не стоит речи о «ты мне – я тебе». Это нельзя назвать основой отношений.

Седьмой Госвами

00:49:49 Таким образом в «Чайтанья Шикшамрите» и других книгах Бхактивинода Тхакур начинает объяснять главные уникальные принципы: что такое Господь; как следует к Нему относиться. И поэтому великие вайшнавы назвали его Седьмым Госвами. Шесть… Седьмым Госвами. Прошу прощения. Шесть Госвами были последователями Шри Чайтаньи Махапрабху. Они дали самые сокровенные духовные идеи. Но почему Бхактивинода причислили к этим личностям? Потому что Бхактивинод Тхакур не стал рассказывать самую глубокую метафизику, то, что сделали до него. Он, хотя, будучи писателем XIX века, светским писателем. Светским писателем в каком смысле? Он был духовным человеком, но он, в конечном итоге… был одно время магистром храма Джаганнатха. Самые богатые храмы в Индии курирует правительство. И, поскольку правительство поняло, что это глубочайший человек, который глубже всего разбирается в индуистской культуре, ему дали пост магистра храма Джаганнатха. А что должен делать магистр? Это как бы государственный надзирающий за религиозной системой.

00:51:01 И сам Бхактивинода Тхакур, когда пришел в Джаганнатха Пури… Это очень ортодоксальный, религиозный город, где божество Джаганнатха, которому поклоняются, вообще, издревле все индусы. Он, общаясь с первосвященниками этого храма, объяснил им все искажения, всё, что они делают неправильно, очень тактично. И он был магистром. То есть, он ещё и разруливал всю религиозную среду. Но когда он стал изучать о Чайтанье Махапрабху очень глубоко… Его интересовал Чайтанья Махапрабху, но он понял, что нужно явить славу Его рождения, Его явления. Это было откровение.

00:51:41 Ради того, чтобы стать… заняться таким служением, он попросил государство перевести его на более низкий пост. Он согласился стать начальником полиции Навадвипы. Он понимал, что став начальником полиции Навадвипы, он получает в доступ все архивы, все доступы.

Трансцендентное расследование Бхактивинода Тхакура

00:52:01 Представляете, Бхактивинода Тхакур – трансцендентный полицейский. А что он делает? Послушайте, что он делает. Он делает расследование, потому что никто не знает, где родился Чайтанья Махапрабху, место Его рождения. Он делает величайшее трансцендентное расследование, которое только существовало когда-либо в криминалистике. Он начинает буквально по крупицам через святых собирать информацию. А ему говорят: «Да это здесь же Ганга. Здесь Маяпур. Здесь вот так вот все». Сегодня Ганга вот так течет, завтра вот так течет. Те, кто были в Маяпуре, знают: там каждую осень наводнение, все смывает. Потом ничего невозможно строить. Ну, только в определённых местах. Он видит, что разные псевдорелигиозные секты захватывают разные места и объявляют: «Вот святое место», - и там деньги собирают. Но Бхактивинода Тхакур знает: это не то.

00:52:56 И вот. Общаясь с великими святыми, такими как Джаганнатха Дас Бабаджи Махарадж, он получает глубочайшее откровение. Потому что это можно только в откровении получить.

00:53:07 И вот. Однажды, когда он сидит на крыше своего дома в Годруме и читает махамантру… Кстати, да. Такой вот, человек, полицейский… главный начальник полиции… А знаете как он живет? Он приходит с работы. Ложиться спать в шесть-семь часов вечера. А встаёт знаете во сколько? (ответ зрителя) В четыре? В два часа ночи. И с двух часов ночи и до девяти утра чем он занимается? Бхакти йогой и пишет книги. В девять часов утра… Он ещё был судьей. … открывается суд. Он сидит в суде в костюме судьи. Говорят, что Бхактивинода Тхакур решал все судебные дела за час. А в Индии перенаселение огромное. То есть, он так читает, прямо как сканером, выносит решение, принимает решение. Говорят, что на его решения за все его время не было, фактически, ни одной апелляции. Он, просто, как компьютер. Вообще IQ нереальное. Он просто просматривает дела и тут же выносит решение. Быстро, вообще без заморочек.

00:54:12 Потом он продолжает своё расследование. И он в какой-то момент, общаясь с великими святыми… А Навадвип-дхама… Представляете, да? Говорят, что Джаганнатха Дас Бабаджи, или Гауракишора Дас Бабаджи иногда переходили Гангу вброд. Помните как Христос по воде ходил, да? Иногда Джаганнатха Даса Бабаджи Махараджа могли видеть… или, там, Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа могли видеть идущего по воде и переходящего Гангу. Ну, т.е. такие слухи. Сиддха-махапуруша.

00:54:41 Джаганнатха Дас Бабаджи Махарадж… Ему было 160 лет. Его ученик Бихари Дас Бабаджи носил в корзине. Он сидел в корзине, полностью согнувшись, с четками - харе-кришна мантра, а его ученик, которому было к тому времени 80 лет, носил своего гуру последние 40 лет в корзине. Носил в корзине на голове.

История о пожертвовании для Бихари Даса Бабаджи

00:55:02 И, такая история. Однажды идут Джаганнатха Дас Бабаджи Махарадж с Бихари Дас Бабаджи Махараджем во Вриндаван. Идут… Представляете – шесть месяцев идти. Святые – пешком. Оттуда сюда. В святые места. Ну гуру-то хорошо – он сидит в корзине. А ученик… И он говорит ему… прошли Вриндаван. …«Че-то так есть хочется. С утра маковой росинки не было». Раз – видят на углу… А уже вечер, стемнело. Смотрят: огоньки, шум, на углу еду раздают. Какой-то фестиваль в храме. Прасад раздают. Бихари говорит: «Пошли туда? Поедим. Там раздают». Джаганнатха Дас Бабаджи говорит: «Нет. Не будем. Вот дойдем. Омоемся. Вот тогда поедим». Они жили только подаянием. И потом сказал: «Все. Я не могу больше идти… я не могу…», - корзину оставил, - «все. Я должен отдохнуть». Джаганнатха Дас Бабаджи посмотрел на своего ученика и говорит: «ОК. Иди. Только сейчас не ешь. Вот дойдем, примем омовение, вот тогда поешь». Бихари Дас бабаджи прибежал, свою утарию… Утария – как бы, для сбора пожертвований у санньяси. Он прибежал, в своё утари набрал еды. Они ему надавали там… Он «раз-раз»… сумку одел, зацепил… уже идет, бежит. (смеется). (показывает, как Джаганнатха Дас Бабаджи Махарадж в корзине сидел, когда его ученик бежал с ней на голове) Джаганнатха Дас Бабаджи, там…

00:56:30 Доскакали очень быстро они до Вриндавана. В [Ведардармашели] остановились. Только он собрался есть, Джаганнатха Дас Бабаджи говорит: «Я есть не буду. Я буду поститься. А ты, - говорит, - ешь, только сначала омойся в Ямуне». Он говорит: «Положи пока еду здесь». Тот побежал быстро – гуру сказал что делать. Омылся в Ямуне. Приходит… «Раз»… А у него висела утария на гвозде в комнате. (вопрос зрителя) Что? Утария – сумка, висела с едой на гвозде в комнате. Раз – смотрит: вся сумка мокрая. (изображает испуг) Аах! Она в крови. Открывает, а там печень, глаза, почки человеческие. Он: «Ааа…», - убежал, вообще. А бабаджи сидит, старый: «Хыхыхыхы», - смеется таким голосом. У него сумасшедшие глаза. Бихари говорит: «Гурудев?!?!? Что это такое????» Он говорит: «Я же тебе сказал – не ешь. Это бхуты – духи и привидения, собрались, устроили пир и кормили паломников трупами». Такие бывают иногда мистические места. Потому что тоже привидения… свои тусовки и т.д. И тогда Бихари Дас Бабаджи понял, что его гуру вообще в другой реальности пребывает. Он знает прошлое, настоящее и будущее.

Открытие места явления Шри Чайтаньи

00:57:43 И вот этот Джаганнатха Дас Бабаджи, которому было 150 лет, был близким другом Бхактивинода Тхакура. Бхактивинода Тхакур все время приходил к нему и рассказывал ему. А бабаджи говорит: (изображает скрипучий старческий голос) «Ну что? Ищешь?» Он, такой: «Да. Ищу, святой отец». «Ищи-ищи. Найдешь» (смеется). Ну вот. «Где ищешь?» Он говорит: «Ну вот… Не знаю – там-то, там-то». «Найдешь, найдешь. Ищи». А Джаганнатха Дас Бабаджи знал, что должен прийти Бхактивинод, что должна прийти эта святая душа и явить это миру. И он никому ничего не рассказывал. Потому что парамахамса-вайшнавы что делают? Они не проповедуют. Они не общаются ни с кем. Они затворники.

00:58:23 И вот. Бхактивинода Тхакур сидел и воспевал Святое Имя. И однажды он увидел свет. И этот свет был с другого берега – через реку Сарасвати. И, вдруг, он увидел в стопе света золотой храм. И он подумал: «Что такое? Как?», - и отправился туда на это место. Пришел. Остров называется Маяпур там живут только мусульмане. Они говорят: «Это наше святое место. Вот здесь вот наше святое место. Там самадхи где-то Чанда Кази, который с Чайтаньей Махапрабху встретился». Бхактивинода Тхакур сказал: «Что-что-что? Святое место? А как называется?» «Маяпур». Он говорит: «Это не Маяпур случайно?» Они говорят: «Нет-нет. Это наше мусульманское святое место. Мияпур, не Маяпур». «Мия» - мусульманское произношение. Он понял, что свет был неслучайно.

00:59:6 Приходит, смотрит – заросли Туласи. И говорит местному старику мусульманину: «А это что за место? Откуда здесь священные деревья Туласи?» Старик говорит: «Да… здесь мы забросили. Мы здесь не пашем». Он говорит: «Почему?» Он говорит: «Здесь растет только Туласи. Картошку пробовали сажать, только Туласи растет, это пробовали сажать, только Туласи растет. Поэтому мы здесь не пашем, в этом месте. А здесь всё это Туласи». Бхактивинода Тхакур понял: «Ага... Туласи…» Он подошел к дереву. И ночью, в какое-то время, он видел великое откровение. Он увидел, как, дом матери Шачи, отца Джаганнатха Мишру. Он увидел, как… Махапрабху явил ему великое видение, что «в этом месте был мой дом. В этом месте я ждал, пока ты придешь и откроешь его».

Духовное «Я» Бхактивиноды Тхакура

01:00:16 Представляете? Это трансцендентное расследование… И, вдруг, Бхактивинода Тхакур в какой-то момент начинает понимать кто он. Вы что, думаете, бодхисаттвы приходят в этот мир и они сразу же, там… типа в детском саду: «Я бодхисаттва. Мне учиться не надо». Он-то не знал, что он боддхисатва, потому что нормальный боддхисаттва никогда не думает, что он бодхисаттва. Понимаете, да? …что он пришел из того мира. И он начинает это расследовать. И, вдруг, он начинает понимать. И, вдруг, все глубже и глубже его начинает накрывать. И он смотрит, как… Нрисимхадев… То есть он начинает видеть божества. У него открываются дежавю трансцендентные. Вообще все в другом свете. И он пишет поэзию и книги.

01:01:04 То есть вот эти книги очень научные, да? Но некоторые книги - вообще метаморфозы полные. Например, в «Навадвип-дхама махатмия» он описывает, как Нитьянанда Прабху путешествует с Дживой Госвами по святым местам Навадвипа. Понимаете, да? Нитьянанда Прабху – аватар Господа Санкаршана, А Джива Госвами – великий святой, один из шести Госвами. Они были в XVI веке и путешествовали по Навадвипе. А у Бхактивинода Тхакура описана эта в книге их беседа. И в этой книге, в конце беседы, он пишет кто он – одно стихотворение. И он пишет: «На самом деле», - он раскрывает своё духовное имя, - «я одна из возлюбленных Господа, одна из гопи» и т.д. и т.п. То есть, в какой-то момент он… Понимаете, да? …он, как Анна Ахматова сказала: «Не можете писать стихи – не пишите».

01:02:04 Поэтому, Бхактивинода Тхакур в своей поэзии чуть-чуть приоткрыл, кто он. И тогда ты понимаешь, начинаешь понимать, почему Бхактивинода Тхакура, например, « Чайтанья Шикшамрита», начинается с принципов «кто квалифицирован поклоняться Богу», а заканчивается такой метафизикой, что уши сворачиваются. То есть, там он описывает разные стадии любви к Богу, отношений, трансформации души, трансформации материи. И ты понимаешь, где-то примерно на… Две части ты читаешь, потому что это круто, а третью часть ты не читаешь, потому что это невозможно читать. Потому что это для вот таких вот уже конкретных мамонтов. (вопрос зрителя)
- Непонятно ничего?
- Понимаете… Что происходит за пределами ума? Чем вы это будете понимать? (смеется) То есть умом мы можем понять…
- [неразборчиво] …
- абсолютно позитивно.

Три энергии мироздания

01:02:56 Что мне нравится в Бхактивиноде? Мне нравится в Бхактивиноде краткость и лаконичность. Например, он пишет: «Существует три шакти: сандхини, хладини и самвит. Эти три шакти, три энергии – хладини, сандхини и самвит – образуют такую совокупность, как «место, время и происшествие». Благодаря этим трем трансцендентным энергиям получается место – духовный мир, махакала – вечное время, и происшествие – божественная лила». Но если мы возьмем эти три энергии, то мы их можем также перевести на «Что? Где? Когда?» в материальном мире. Таким образом мы видим, что хладини, сандхини и самвит также по функциям отвечают за знание, блаженство и счастье, и вечность. Вечность, знание и блаженство. Сат-чит-ананда. Но в материальном мире состояние, например, блаженства – «Пиво «Хортица» - подлинное блаженство для охотников»; или «Лореаль» - ты этого достойна»; или «Ночной клуб для девушек «Эгоистка» - Будь королевой!». (смеется). Понимаете, да? То есть мы понимаем, что это такое. Это полное искажение.

01:04:28 Он говорит: «Но энергии хладини, сандхини и самвит… В духовном мире хладини – само счастье, према, любовь к Богу». Он говорит, что «оказывается, поскольку мы с вами живем в виртуальной реальности, эти энергии отражаются на мир, в котором мы существуем. Поэтому в виртуальном состоянии энергия хладини действует на нас как вожделение, все наши совокупные желания, поиски половых контактов», - то, что Юнг назвал принципом движения жизни. Понятно, да? Но если это очистить, т.е. отделить чистое сознание, то увидим, что у души другие функции. Душа только хочет любви с Кришной. Но в теневом состоянии - это кама. В чистом состоянии – према.

«Харинама Чинтамани»

01:05:13 Итак, Бхактивинода Тхакур очень четко описывает все вообще… В книге, например, «Харинама Чинтамани» он описывает беседы Харидаса Тхакура, которого казнили двадцать четыре раза (рекомендую вам её прочесть) и Господа Чайтаньи. И Харидас Тхакур, которого казнили двадцать четыре раза, кем он является? Он Намачарья. Самый крутой в мире бхакти-йог по медитации, по молитве. К нему приходит Шри Чайтанья Махапрабху и говорит ему, типа: «Чувак, я знаю, что ты особо никому ничего не рассказываешь, но можешь мне рассказать?» Харидас Тхакур говорит: «Ты - аватара, олицетворение любви, поэтому Тебе я не могу… Я не могу смотреть на Тебя молча. Я должен открыть Тебе всю славу Святого Имени». Тогда сам Шри Чайтанья Махапрабху говорит: «Хмм… Интересно от тебя послушать что такое моё имя». (смеется). Второй йог говорит: «А Ты знаешь, что Твое Имя круче, чем Ты сам, в каком-то смысле?» Он говорит: «Почему?» «Да потому, что именем царя можно очень многие проблемы решить. Ты же Господь. Ты недоступен, а, вот, Твое Имя доступно: «Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе…» Вот поэтому Ты и приходишь через Гуру в форме своего Святого Имени, и Ты ещё более доступен, чем Ты сам. Тебя поймать невозможно, а имя Твое всегда живёт у святых в сердцах и в уме. Поэтому они Тебя захватили полностью через имя». Кришна говорит: «Ну, да. Это, такая, серьезная проблемка…Ведь имя неотлично от меня». И т.д. и т.п.

01:06:49 Представляете? То есть, Безграничное и Бхактивинод беседуют через… Вернее, Чайтанья Махапрабху и Харидас Тхакур… Харидас Тхакур – инкарнация, воплощение Господа Брахмы, творца вселенной. А Чайтанья Махапрабху – «rasa-rāja’, ‘mahābhāva’-dui eka rūpa» (CC, Madhya 8.282), сами Радха и Кришна в едином теле. Они беседуют, вообще, о трансцендентном. А что делает Бхактивинода Тхакур? Записывает. Все его книги – записи.

Комментарий на «Бхагавад-гиту»

01:07:19 И вот, однажды Ямарадж – бог смерти, Шива – божество, которе отвечает за вселенную и за её разрушение, и Брахма, а также мудрец Нарада и другие сидели и читали « Бхагавад Гиту». (обращается к зрителям) Кто читал «Бхагавад Гиту» поднимите руки? Так вот. Смотрите. «Бхагавад Гиту» читаем не только мы. «Бхагавад Гиту» читают боги вселенной и не могут её понять. Знаете почему? Она очень hi-tech’ная. Она очень навороченная. Мы читаем ее… (обращается к зрителям) Кто понял «Бхагавад Гиту»? Мы читаем её на своем уровне, но боги вселенной… Например богов вселенной интересовала шлока: «api cet su-durācāro / bhajate mām ananya-bhāk» (Bg 9.30). Там два раза говорится… В первой части говорится, что полностью трансценденталист, который достиг совершенства, он безгрешен. А во второй части говорится, что, когда он совершает грехи, думай про него, что он хороший.

01:08:23 И тогда они сказали… Представляете? Ямарадж, который бог смерти, он – дхарма, он судит людей после смерти. Они попадают на его планету. И там электронные файлы… Я помню: в Америке я пришел и говорю: «А можете мне дать распечатку по моим штрафам за вождение?» Мне, такой: (долго изображает шум принтера) «Ыы-ы-ы-ы…» С Вас 12 675 долларов. Я: «ЧТО!?!?!?!?» «Подождите». (изображает шум принтера) «Ыы-ы-ы-ы…13 675 долларов. Еще на тысячу пришло». Я, такой: «А можно я сейчас возьму эту распечатку, посмотрю, а потом заплачу?» Он говорит: «Конечно, конечно. Это, просто, чтобы Вы знали». Так вот. Представляете? На нас такие кармические рекорды (изображает шум принтера) «Ыы-ы-ы-ы…» (смеется).

01:09:13 Как… Я помню: пишу диктант в школе. У нас, такая, училка была по «русскому» - вообще жесть.
- (вопрос зрителя) Мы сейчас отрабатываем?
- Еще как. Нет. Мы зарабатываем сейчас. Отработка будет позже.
- (вопрос зрителя) Позже?
- Конечно.

01:09:32 Так вот. Дхарма – Ямарадж, который рулит всеми этими компьютерами космическими, и с которым вы встречаетесь в какой-то момент, и он говорит: «Туда. Сюда». Он не может понять, как нужно относиться к преданному, когда он совершает грех. И он говорит: «Я не могу понять. Как это вообще… Бхактивинод, объясни мне, что говорит Кришна. О чем говорит Кришна? Кришна, такой, очень странный. Кришна говорит, а понять Его невозможно».

Путешествие Дурвасы Муни

01:10:10 Один из великих йогов Дурваса пришел во Вриндаван. Маленький Кришна выбежал и сказал ему: (изображает, как кривляются маленькие дети) «Беееее». Дурваса подумал: (смеется) «Неужели вот это… Это что – Верховная Абсолютная Личность, которую я прославляю в своих мантрах???» Он сказал властным голосом, будучи йогом и великим мудрецом: «Мальчик, подойди-ка ко мне сюда. Ты что Кришна?» Кришна подошел к нему и сказал: «ААААААА». И когда Кришна сказал «АААААА», Дурваса увидел рот Кришны и он (свистом изображает засасывание Кришной Дурваса) «Фьюююуууууууу….». Словом «АААААААА» Кришна затянул его к себе в рот. Дурваса путешествовал внутри Кришны миллиарды лет. Он проходил вселенные, миры. Кришна показал ему незаселенные миры. Он путешествовал миллионы, миллиарды лет – калпы, юги. Он смотрел, как сгорают планеты, вселенные, как происходят рождение и смерть, из одной вселенной в другие, образование материи, физику. И, в какой-то момент, он услышал «ААААААААА», и Кришна его выпустил через рот. И тогда Дурваса бежал из Вриндавана в шоке. Почему? Потому что он понял, что «я не могу ставить Его под сомнения». Представляете, а первая его мысль «Мальчик, ну-ка подойди-ка сюда».

01:11:48 В игре Кришны это было только одно «ААААААААА». И в это время то, что в Кришне было одну секунду, в Дурвасе были миллиарды лет. Поэтому, поймите, на самом деле… (обращается к зрителям) Вы видели бабочек однодневок, бактерии, которые умирают и рождаются каждую секунду? По сравнению с космическим временем наша жизнь вообще ничто. Мы себе ставим планки, какие-то этапы. Это, вообще, такой бред. Всё, что нас окружает – полный бред, вообще. Самый большой бред не в том, что нас окружает, а в том, что мы этот бред воспринимаем как цель своей жизни, пребывая в бреду. Поэтому Декарт сказал: «Эта жизнь – сон во сне». Да? И вот это и называется иллюзией.

Русская культура на Востоке

01:12:43 Тем не менее, вернемся к Бхактивиноду Тхакуру. Вот у него не было в жизни бреда. Почему? Потому что, функционируя, осознавая то, что ему нужно сделать необходимое правильное действие, он не только создал будущее трансцендентное наследие для нас с вами, он также предсказал… Он, кстати, предсказал про Россию, про Петербург они пишут много интересного. В журнале «Harmonist» - статьи про Петербург. …это Сарасвати Тхакур пишет. Сравнивает Петербург, тогда как в Петербурге какие-то новейшие достижения. Он говорит: «Вот в Петербурге то-то, то-то»… Представляете, в Индии сидит человек и пишет. То есть это были люди в теме.

01:13:37 Но, так же, как великие люди… Понимаете, да? Мы не можем сказать, что каждый житель Петербурга – Достоевский. Подходишь к пивному ларьку: «А ты кто?» (изображает икающего алкоголика) «Я?... Ик… …Достоевский» (смеется). То есть, мы понимаем, да, что… Хотя, расскажу вам историю.

01:13:59 В Японии. В Японии таксисты в белых перчатках, у них такие салфетки, они в кепках. Открывают тебе багажник – чистый багажник белым уложенный. Сажусь в Японии в такси и говорю, что туда-то, туда-то нужно. Таксист мне говорит по-английски: «O, yes. We’ll coming». Я говорю: «O! You’re speaking English very good. Most [japanists] don’t speak English». He said: «Most don’t speak but I do». Он говорит: «Многие не говорят, но я говорю».

01:14:31 В это время… В Японии там везде телевизоры. В такси телевизор – панель. И там новости идут. А что-то произошло – то ли Абхазия, то ли Осетия, то ли ещё что-то – неважно. Какой-то катаклизм в России происходил, какая-то война. И я, там, слышу что-то «…Russia… …Russia…» Я говорю: «Это о России говорят?» Он говорит: «Да. А откуда Вы?» Я говорю: «Из России». Он говорит: «У вас там война». Я, такой: (изображает испуг) «Ааа…» Ну, я, так, как патриот говорю: «А Вы что-то вообще о России знаете?» (смех в зале). Он, такой: «Да-да, знаю». На светофоре достает из бардачка книгу и мне дает. Я листаю её – по-японски все написано. Ну, я листаю с умным лицом, как будто, там… (показывает, как листает) Вот так я её листаю. (крутит книгу). (смех в зале). «Да… Книга хорошая». А там портрет. Он говорит: «Кто это?» Я смотрю: какое-то лицо. Я сразу начинаю вспоминать: «Так… Хабаровск… …генерал Муравьев-Апостол, который основал Хабаровск, или может быть герой какой-то Цусимской войны…» Я, такой: «Кто? Сейчас и не припомню». (смех в зале). Он, такой: (с иностранным акцентом) «Dostoevsky». (хлопок закрытой книги) (смеется) (смех в зале).

01:15:57 И вот, я уже стою на улице. Удаляется такси, и я говорю по-русски: «Не очень-то и хотелось!!!» (смех в зале). И в этот момент только я осознал себя маленьким таким, невежественным микробом, который даже не знает, как выглядит Достоевский в лицо. Но, как говорил Шариков: «Я, конечно, книгу не читал, но вам скажу». (смеется) (смех в зале).

01:16:28 Примерно так сейчас судили «Бхагавад Гиту». Слышали, да? Томский суд судил «Бхагавад Гиту». Значит, какие-то пропоповские, просектантские чуваки подали в суд на «Бхагавад Гиту». И там эксперт востоковед сказал: «Я, конечно, книгу не читал, но вам скажу, что её не следует читать». (смеется). «Святой отец, ведь в вашей традиции запрещено читать такие книги. Как же Вы пробогохульствовали?»

«Таттва-вивека»

01:16:59 Так вот. Возвращаясь к Бхактивиноду Тхакуру. Мы сейчас с вами проехали по разным стадиям сознания. Сегодня день его явления, день его рождения. Это на самом деле… Вот из моих духовных писателей это самый любимый… один из самых любимых писателей. Хотя есть потрясающий Шридхара Махарадж, который учитель нашего учителя. Он пишет в его стиле и очень многое раскрывает. Но, тем не менее, я поражен вообще каждой книгой Бхактивинода Тхакура. Шридхара Махарадж и Бхактивинода Тхакур. Я вижу в них параллель. Хотя, конечно, Сарасвати Тхакур ещё тоже круто пишет, в конце концов, но все-таки Бхактивинод красавец. Почему? (смех в зале). Я объясню почему.

01:17:40 Он столь прекрасно выражает мысль, столь совершенно и столь вообще бескомпромиссно, что… В особенности его книга, одна из моих любимых, «Таттва-вивека» - «Распознание истины». Он говорит… «Хочешь быть искусствоведом?» Хочу. «В музыке хочешь разбираться?» Хочу. «Тебе надо развить художественный вкус. Тебе надо развить музыкальный слух». Но Бхактивинода ещё круче говорит: «Хочешь быть истиноведом? Хочешь разбираться в истине?» Ты: «Конечно хочу». «А что ты будешь с этого иметь?» «Ну как? Буду разбираться в истине – буду возвышаться над всеми, побеждать в спорах, чморить другие конфессии». (смех в зале). «Ну, девушкам буду нравиться». Всем, причем. Он говорит: «Вот так мыслить нельзя».

01:18:40 Если ты хочешь разбираться в истине, первое, что ты должен - стать её рабом. Потому что, если ты сам хотя бы на шаг отойдешь от истины, ты будешь в невежестве, ничтожеством, ты станешь тем духовным религиозным профанатором, которых девяносто девять процентов. (обращается к зрителям) Религиозные духовные профанаторы, поднимите руки. (смех в зале). Видите? Слава Богу, что здесь хоть не девяносто девять. Ну вот. Мы с Бималом знали друг друга. (обращается к зрителям). Поднимите руки те, кто хочет остаться… Из тех профанаторов, которые уже подняли руки, поднимите руки те, кто хотят стать религиозно-духовными профанаторами вечно (обращается к зрителю). Вы хотите вечно быть профанатором? (смеется). Вы, просто, не поняли, что я сказал. (смех в зале).

Почему мы боимся смерти

01:19:31 То есть, мы вынуждены скооперироваться с майей. Мы хотим любить Кришну, но до Кришны слишком далеко. Поэтому Вася подойдет тоже. Но мы не хотим вечно оставаться на уровне материи. Понимаете, да? Сейчас мы находимся в том состоянии, что мы вынуждены кооперироваться с иллюзией, потому что у нас есть инстинкты, у нас есть проблемы. В конце концов, мы очень слабо верим. Но, даже Сократ, который очень слабо верил в бессмертие, знаете, что он сказал? Он сказал: «Если смерть – это как сон, тогда я умираю каждый день». Ну… Раз, и меня нет. Заснул и все. Тогда она вообще не страшна. «Но если смерть – как место… что в Аиде живут мудрецы, которые умерли до меня… ведь было много мудрецов – Гомер и другие… тогда круто. Представляете, я попадаю к Гомеру на обед?»

01:20:34 Если, например, Достоевский, Толстой умерли и они где-то сейчас там… Представляете, да? Ты умираешь. Ангелам говоришь: «Подождите, подождите, ребята. Где тут Достоевский?» Они говорят: «Там – налево на улице – пивной бар. Внизу. По ступенькам в подвал». (смеется). Приходишь, там Достоевский, Толстой сидят, курят, обсуждают что-то. Ну, они умершие. Они говорят: «Конечно, после нашей жизни не особо люди воспринимали эти идеи. Но вот мне нравится такая целевая аудитория», - или, - «Мне нравится то-то»… «А вот этот, кстати, писатель хорошо почитал меня, и все-таки понял и много интересного написал». И ты приходишь и ты, например, сидишь вместе с Толстым и Достоевским, ну, и подвякиваешь. Они говорят: «Уйди», - или - «Убери пустые кружки пивные со стола». Ты – раз-раз – собрал. Неважно. Я бы был там с удовольствием, да? Кем бы я ни был бы, это было бы без разницы. Это шутка. Сократ говорит: «Если смерть – так, что, умерев, ты должен встретиться с великими прошлого, тогда это хорошо».

01:21:43 А почему мы боимся смерти? Сократ перед смертью говорит: «Почему мы боимся с вами смерти?» (обращается к зрителям) Поднимите руки кто, боится смерти. Я даже боюсь руку поднимать. (смеется)(смех в зале). Мы не боимся смерти, мы боимся даже думать об этом. Знаете почему? Потому что все наши местечковые... Гарантирую, что у нас местечковые интересы - маленькие, частные, совокупные штучки, коробочки, зацепочки, флешки, записные книжки, визитницы - ничего не будет. И вот этого мы боимся. А мы даже не понимаем что такое новая жизнь. Человек, который прожил всю жизнь в тюрьме, родился, даже не может представить что такое свобода, да?

01:22:33 Но есть ещё другой страх смерти. Этот страх смерти он навеян Истиной, потому что мы знаем, что мы сделали очень много плохого. А плохое рождает плохое. Даже, зачастую, очень плохое рождает совсем плохое. Да? Действие и противодействие. Если мы что-то начинаем делать плохо, то потом совсем хреново становится. Да? Например, плохо курить. Но когда ты делаешь это каждый день, становится хреново – рак легких. Плохо употреблять наркотики. Но когда ты это делаешь регулярно, то ты получаешь СПИД или Гепатит-С. Я помню, пара хороших друзей в молодости умерло от СПИД’а. Завяли, как бутоны.

01:23:23 Так вот. Оказывается, то, что плохо мы сейчас делаем, плохо не в том, что мы сейчас делаем плохо, а плохо в том, что последствия этого «плохо» ужасные. И они будут ужасные не из категории наших физических страданий – это все ерунда, а наши последствия негативных поступков будут отдалять нас все дальше и дальше от истины. И вот это самое страшное. Поэтому Махапрабху сказал: «Сохрани частичку искренности в своем сердце. Долго не оставайся в святых местах – во Вриндаване». Не надо жить в храме. Приди сюда, получи здесь вдохновение и 24 часа думай о храме. Да? Потому что хуже всего жить в храме и 24 часа о чем думать? Те, кто живут, знают о чем они думают. (смеется). Понятно. Хотя, сказать честно, есть некоторые, которые не думают и ни там и ни здесь ни о чем. (смех в зале). Те, кто знает, они тоже посмеялись и сказали.

«Знание» значит «трансформация»

01:24:32 Таким образом я могу сказать, что такая личность, как Бхактивинода Тхакур, даровал нам величайшую надежду. Его надежда состоит в том, что он не рассматривает нас как плохих или хороших, достойных или недостойных. Бхактивинода, вообще, говорит: «Нет недостойных». Есть, как девушка правильно сказала: «А я не знала об этом». Но незнание закона не освобождает от ответственности. Есть истина, которая прекрасна. Истина, которая танцует. Если мы узнаем от нее… вот он говорит: «Во тогда у вас начнутся проблемы». До тех пор, пока вы не знали Кришну, все было хорошо, все было четко и понятно. Был местечковый мирок, цели, задачи – все понятно, да? А вот, когда ты узнал о Кришне, как ты будешь жить вообще с этим? Как ты будешь спать в этом мире, зная, что где-то есть Кришна? Как ты будешь самоутверждаться либо говорить, что ты – самый крутой, когда есть Кришна?

01:25:34 Поэтому, проблемы начинаются, когда человек узнает о Кришне. Поэтому Кришна говорит: «Не потому все не знают в Петербурге обо мне, потому что я не хочу». Кришна самый крутой пиарщик. «Я могу сделать бешенную пиар-компанию. Я знаю одну проблему. Самое страшное начнется с теми, кто узнает обо мне, но останутся материалистами». Вот это самый облом. Поэтому одно из оскорблений Святого Имени – знать о Кришне и продолжать быть материалистом. Вот для меня это самое страшное. И вот так мы вынуждены все жить.
- (зритель) …такие вещи.... (смех в зале).
- Правильно. [неразборчиво]. (смех в зале).

Что предлагать Кришне?

01:26:21 -(вопрос зрителя) А что сделать тогда с деньгами, если ты их зарабатываешь? Не зарабатывать?
-Нет-нет. Вы должны… К Джаганнатха Дас Бабаджи Махараджу пришел один мирянин и сказал: «О! Я женился. Что делать с женой?» Джаганнатха Дас Бабаджи, которому, помните, было 150 лет. Он сказал: «Одень её, как принцессу, и думай о ней, как о гопи. Не как о своей». Он сказал: «У тебя есть жена, но не думай о ней, как о своей собственности». Он сказал: «Живи божественной жизнью, но не присваивай себе ничего в этом мире. Ты никто в этом мире. Всё для Кришны. Если ты начнешь действовать, предлагая всю свою деятельность Кришне, то постепенно у тебя появится в мозгах идея, что Кришне надо предлагать не то, что нравится тебе, а то, что нравится Ему».

01:27:29 Анекдот на эту тему. Парень идет с девушкой. У него в кармане только три рубля. «Мороженого хочешь? Не хочешь, как хочешь». Смотрит: квас. «Квасу хочешь? Не хочешь, как хочешь». Смотрит: ещё что-то. Шарики продаются. «Шарики хочешь? Не хочешь как хочешь». Потом, смотрит: «Леденец на палочке. 3 руб.». Он, такой: «Леденец хочешь?» Она: «Хочу!!!» (смех в зале). Он, такой: «Вот и купим. Не спеши». (смеется)(смех в зале).

01:28:15 Поэтому мы не должны дарить Кришне леденцы на палочках. Мы должны дать Кришне то, что было бы ценно для нас. Но ещё более совершенно – дать Кришне то, что ценно для Него. Поэтому Кришна сказал: «patraṁ puṣpaṁ phalaṁ toyaṁ / yo me bhaktyā prayacchati (Bg 9.26)» - «Если ты мне с любовью и преданностью предложишь воду или цветок, я это приму». Представляете, что Кришна говорит? Он… Он здесь стоит. Он же Абсолют. Он может явить себя видимым в камне или бронзе. Ему без разницы. Все это – Его энергии. И Он говорит: «Если ты с любовью и преданностью мне предложишь цветок или воду, я это приму». Ты скажешь: «Ооо, как это круто. Все, я побежал за цветами, за водой». «Вам какую: «Боржоми» или, это самое… У меня здесь есть «Ессентуки-17». Ааа… Я вспомнил: «с любовью и преданностью». Подождите. Сейчас я в себе любовь и преданность»… (изображает, как посредством концентрации, медитации пытается проявить любовь и преданность в себе) (смех в зале). «Любовь и преданность. Во мне должна быть любовь и преданность. Во мне должна быть любовь и преданность. Что-то нету во мне любви и преданности. Подождите, ещё сейчас…» (смех в зале).

Гуру – источник любви к Богу

01:29:41 Поэтому мы ищем гуру. «Bhaktyā sañjātayā bhaktyā» (SB 11.3.31), любовь исходит из любви. Почему Христос? Потому что любовь. И любовь заставляет приносить себя в жертву, даже если в это никто не верит. Поэтому святые, такие как Бхактивинода Тхакур, который один из наших учителей, приносят себя в жертву. И мы предлагаем не Кришне, а им. И, вот тогда, через них… они говорят: «Прими эту душу. Ты же хотел, я пришел в этот мир из сострадания, которому нету предела».

Величие Васудева Гхоша

01:30:18 Одна из шлок в «Чайтанья Чаритамрите» - сказано, что по милости Васудева Гхоша Шри Чайтанья Махапрабху обещал освободить все души из этой вселенной. Я спросил Гурудева: «А почему Васудев Гош? Почему, по нему?» Гурудев сказал: «О, ты не знаешь?» История была такова. Когда Шри Чайтанья Махапрабху инкарнировал в этот мир… Он – Бог. Он создал все законы. Богу, для того, чтобы нарушить закон, нужна причина. И Он ждал причину. И тогда к Нему пришел Васудев Гош и сказал Ему: «Господь, отправь меня в ад вечно. Пускай я буду страдать за грехи всех живых существ». Очень похожа на христианскую идею. И что ему сказал Чайтанья? Он сказал: «Потому, что я – царь, я – Господь. Я, только потому, что у меня есть один преданный, как ты, обещаю тебе, Васудев, что я освобожу все ады, всех живых существ, всех награжу любовью к Богу в этой брахманде, в этой вселенной. И это только потому, что ты меня попросил».
- (зритель) Возможность.
- Да. И только потому, что такой крутой преданный, как ты, не нужно…

01:31:33 Для того, чтобы Богу кого-то простить, ему не нужно самому страдать за это. И Он сказал: «Но поскольку есть ты, который вызвался на такую жертву… Ты – мой великий преданный. Тебе нет смысла страдать». Но, как сказал Нрисимхадев Прахладу Махараджу: «Если преданный обретет преданность к Кришне, сто поколений родственников вперед, неродившихся, и тысяча поколений предков умерших выйдут из адов». Вы говорите: «А что я могу сделать для семьи, для Петербурга, для Родины?». Достигните Сознания Кришны, и Авадхут Махарадж выйдет из ада. (смех в зале). (смеется). Такой, с тележкой: «Мороженое! Мороженое! Недорогое мороженое!» Ему, такие: «Вы что, не видите – это Голока-Вриндавана? Здесь запрещена коммерческая деятельность». «Хорошо. Будем меняться». (смех в зале). «Что у вас есть? Давайте Чинтамани, драгоценные камни». Они говорят: «А зачем Вам драгоценные камни? Они же здесь везде лежат». «Так это здесь везде, а там, в материальном мире…» Такой, (изображает полет) «Фиииууууу» обратно Авадхут Махарадж с тележкой драгоценных камней Чинтамани. Лондон. Аукцион. Абрамович и олигархи. «Этот драгоценный камень из духовного мира. Кто даст больше?»

01:32:53 «А вы знаете, что драгоценные камни духовного мира исполняют все желания?» Но только, знаете, какая проблема? Они не исполняют наши материальные желания, потому что наши материальные желания очень плохие.

01:33:05 Так вот. Святое Имя Господа – тот самый драгоценный камень, который исполняет все желания. Сейчас, по прошествии этой замечательной лекции, по милости Бхактивинода Тхакура мы будем проводить арати и воспевать Святые Имена. И наш замечательный гость Садху Прийа Прабху из Австралии… К сожалению у него не было сегодня возможности выступить. Но он выступит в другой раз. Мы обязательно услышим ещё от него. У нас сейчас он здесь. Он будет на следующие выходные также давать лекции. Поэтому я надеюсь, что вы придете, также его послушаете. А мы сейчас проводим арати – вечернюю службу. И приглашаем всех, по милости Бхактивинода Тхакура, воспеть святые имена Радхи и Кришны, предложить те самые цветы сегодня его стопам и т.д. Джайа Шри Бхактивинода Тхакур Ки! Джайа! Шри Харинама-санкиртана Ки! Джайа! Шри-Шри Радха-Мадхава Джива Сундара Ки! Джайа!