Любовь – высшая цель жизни

Шри Чайтанья Сарасват Матх - 27 January 2007
Ароматы любви поймет только должный дегустатор. Формула любви. Преображение Махапрабху. Лотосная стопа в подарок. Любовь выше религии. Потеряв, найти больше?. Пополни счет, скачай и «раззипуй». Осознать свою природу. Сконцентрироваться на главной цели. Не имитировать других, а найти свое служение. Духовное знание – милость высшего мира . Стать провайдером Сознания Кришны. Кришна открывается тем, кого выберет. Духовность – внутренняя характеристика.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:12:32 | качество: mp3 40kB/s 20 Mb | прослушано: 653 | скачано: 563 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Ароматы любви поймет только должный дегустатор

00:00:00 …и в каждом из нас множество разных программ. Например, в человеке может быть программное обеспечение «мать», или программное обеспечение «работа», или программное обеспечение «преданный». Есть в последнем, мне нравится, Mac’е… можно одновременно всеми программами пользоваться. Ну, вот. И там такие интерфейсы… Ты одновременно можешь все программы открыть и смотреть. Ну, сейчас тоже самое и в «писюках». В целом, поскольку мы несовершенны, нам нужно с одной программы переключиться на другую. Когда мы приходим в храм, перед божествами мы читаем мантры, поем бхаджаны, чтобы войти в состояние для того, чтобы принимать именно духовное знание и, соответственно, отдавать тоже.

00:00:55 Возвращаясь к началу нашего общения… Мы знаем, что Веды описывают… «Чайтанйа Чаритамрита» описывает, что Шри Чайтанья Махапрабху, день явления которого мы будем отмечать четвертого марта, был инкарнацией Кришны, Кришны и Радхарани. Мужское и женское начала в потоке божественной любви в одной личности. «rādhā-bhāva-dyuti-suvalitaṁ naumi kṛṣṇa-svarūpam» (CC, Adi- lila, 1.5) Кришна черный, Радхарани золотая. Когда Они соедиются в одно, становятся Гаурангой с поднятой рукой. Этот Гауранга танцует в экстазе. Это Кришна, который испытывает сердце своей возлюбленной, или возлюбленная, которая пожертвовала своё сердце Кришне.

00:01:49 Существуют разные формы. Шрила Шридхара Махарадж описывает в своей книге то, как великие святые Госвами явили различные экстатические состояния любви. Если взять слово «любовь», трудно назвать это понятие «наука», «наука любви». Но мы увидим, что с другой стороны для кого-то само по себе состояние любви может быть абсолютно непонятным. Это как некий аромат. И, множество разных ароматов присутствуют вместе – благоухание. Но, тем не менее, кто-то, кто обладает очень, скажем так… [Канасур], дегустатор может понять.

00:02:42 Недавно был, такой, совершенно некрофилистический фильм, который называется «Парфюмер». Но некрофилистический потому, что там человек делал из людей духи. Но идея состояла в том, что был кто-то, кто мог понять, в высшей степени оценить состав. Никто не мог разгадать тайну духов. Но когда этот совершенно нереальный человек пришел, он тут же мог понять, что в каком составе в этом аромате находится. Он описан как тот, кто, родившись, обладал ограниченными внешними чувствами. Но его обоняние было развито настолько сильно, что он жил в мире запахов, т.е. он определял мир по запахам.

00:03:38 Возвращаясь к идее вайшнавизма… Есть такое понятие как «любовь». Для нас это абсолютно непонятное, смутное представление. Но мы знаем, что наши учителя подобны тем дегустаторам, смогли проникнуть в глубь этого понятия и найти те ароматы, составляющие, из чего это состоит, из чего состоит любовь. Они поняли, что антитезисами любви может быть как ненависть, так и взаимопринятие. Они поняли, что настоящая любовь построена на тонких конфликтах, нюансах, на… иногда, вспышках ревности, иногда на вспышках самопосвящения и т.д. и т.п.

00:04:30 Т.е. дегустаторы трансцендентной любви определили, что это не некое, такое, состояние «укололся и забылся», где полностью отсутствует какое-либо сознание, а наоборот, что сознание отличается тем, что оно обладает возможностью чувствовать. Когда у тебя есть сознание, ты можешь чувствовать. Только человек с проявленным сознанием может почувствовать красоту музыки, красоту фильма, красоту противоположного пола, красоту заката. Человек, у которого чувства притуплены, не сможет этого оценить.

Формула любви

00:05:09 Итак. Любовь обладает разными стадиями, разной глубиной. В целом, Чайтанья когда пришел в этот мир… Сказано, что «Он пришел пережить высшее умонастроение Радхарани и Кришны», но присутствовал всегда в трех аспектах: внешний, внутренний и самый внутренний.

00:05:36 Шрила Шридхара Махарадж дал некие представления о том, что… Он сказал, что иногда, когда возлюбленные стремятся друг к другу, в них появляется страх, потому что они думают о том, как они могут потерять друг друга. Хотя они близки друг к другу, но в их сердце может появиться страх потери, страх разлуки.

00:06:04 Иногда, в противоположность этому, их чувства могут быть растворены в «я» каждого. В этой связи мы можем думать: «Это имперсонализм или нет?». Что такое имперсонализм? Это безличностное. Имперсонализм значит потерять своё собственное «я», растворить своё собственное «я». Многие имперсоналисты говорят очень красиво: «Раствориться в любви», «Перестать существовать в любви». Но вайшнавы говорят словами Гегеля: «Любовь значит растворить своё собственное «я» ради интересов возлюбленного и через это обрести своё собственное «я». Иными словами: только принеся своё собственное «я» в жертву, можно найти собственное «я», т.е. понять кто ты есть.

00:07:05 И, вот это – самая глубокая формула, которая построена на представления о любви. Она полностью разложена вайшнавами. Для большинства нас вода – просто вода. Но химик может сказать: «Это H2O» и т.д. и т.п. Поэтому для большинства из нас любовь – просто любовь, о которой мы слышали. Мы можем часто говорить об этом, говорить: «Бог – любовь. Жизнь - любовь». Но в результате мы не понимаем ни кто такой Бог, ни что такое любовь, ни, в конечном итоге, что такое жизнь. Почему? Потому что… Если мы говорим о том, что жизнь это… «жизнь ради любви», тогда возникает вопрос «Почему мы её не получаем?» И можно сказать с другой стороны: если без любви жизнь невозможна, тогда вопрос - «Почему мы живем?», - [смеется] да? Каждый день. Т.о. можно дать некую формулу о том, что любовь – самая тонкая функция сознания.

Преображение Махапрабху

00:08:12 Махапрабу, Гауранга Махапрабху, когда пришел в этот мир, Он играл роль, как артист. В Его роли Он был вынужден иметь отношения с внешним кругом. Хотя у Него были Его преданные, Его родственники, Его друзья, которые были без ума от Него, любили Его как свою жизнь, тем не менее Он играл внешнюю функцию. Например, в ранних играх Он был учитель Нимай Пандит, или школьник. Но в более поздних играх, когда Шри Чайтанья Махапрабху показывает себя, как духовная личность… Помните, что Махапрабху не показывал себя духовной личностью в начале. Он просто был спорщиком, ученым. У Него был круг Его близких людей. Его любили все женщины, Его любили все мужчины. Он был настолько прекрасен, что Ему были готовы простить всё, что угодно. Но в результате определённых событий Он обещает преданным, что «когда-то я стану такими же, как вы». Он говорит им: «Я стану даже лучше, чем вы. Я возглавлю вас всех».

00:09:22 И, когда Он ведет себя как спорщик, как, такой, заносчивый молодой человек, прекрасный, совершенный, все преданные думают: «Как такой прекрасный молодой человек может не быть преданным Кришны? Как он прожигает свою жизнь впустую», но Махапрабху, читая мысли всех, поворачивается и говорит: «Мукунда, ты думаешь, что я провожу свою жизнь впустую? Настанет день, когда я стану преданным таким же как ты». В этот момент Мукунда думает: «Откуда он знает мои мысли? Как он понял то, что я говорю?» Но мы имеем дело с Господом.

00:10:03 Поэтому Он, Его игра, Его способность трансофрмироваться в один день приводят к тому, что, вернувшись из Гаи, Он преображается. Кришнадас Кавирадж говорит, что Есть несколько версий о том, почему преобразился Махапрабху. Одни сказали: «Он преобразился, стал преданным от того, что встретился с великим святым Мадхавендрой Пури». Другие считают, что Он пошел в паломничества и в паломничестве Он увидел лотосную стопу Кришны.

Лотосная стопа в подарок

00:10:45 Гая – место, где во время своего пришествия пять тысяч лет тому назад Кришна совершал паломничества. Кришна и Баларама совершали паломничества. И, вот, придя в Гаю, Господь Кришна омылся в Ганге, сказав, что это самое святое место. И, омывшись, Он оставил отпечаток своей стопы. И, по воле Кришны отпечатки этих стоп окаменели. Они примерно такого размера вот [показывает]. Стопа Кришны где-то такого размера. Т.е., это говорит о том, насколько человечество последние пять тысяч лет обмельчало. Такие, карлики, хоббиты [смеется]. Т.е. сейчас мы приняли хобботические размеры. И, в Кали югу будут… В конце Кали юги будут до вот такого [показывает]. Наши пра-пра… правнуки будут… [зритель] ботиночки надо будет вот такие… [Махарадж] …но очень прожорливые и очень мерзкие [смеется]. Как говорится, маленькие и мерзкие.

00:11:50 Оставив стопы, Господь Кришна… А там есть такой храм, в Гае, куда можно прийти и увидеть, такой, красивый барьер. И этим стопам поклоняются брахманы. И вот… Представляешь, стопы Кришны? Также стопу Кришны можно увидеть в храме Радха-Дамодара. Стопа Кришны была подарена Рагхунатхдасу Госвами. Он был очень старый, не мог обходить холм Говардхан каждый день. Это двадцать два километра паломничество занимало.

00:12:19 И, вот. Когда он уже был старый и не мог обходить [храм] Говардхана, Кришна явился ему во сне и сказал: «Слушай, я понимаю, что ты уже стар... Хочу тебе сделать скромный подарок. Когда я был здесь пять тысяч лет тому назад, на Говардхане я играл… И ты знаешь, что Вриндаван – место, где отпечатки моих стоп. Но вермя и события сделали так, что люди забыли об этом. Но кое где, чтобы вы не думали, что это шутка, я реально оставил отпечатки своих стоп. Я хотел бы тебе подарить говардхана-шилу – камень с отпечатком моей стопы. Обойдя вокруг него четыре раза, ты совершишь парикраму в двадцать два километра». И [Санатана] Госвами проснулся и увидел в это время… нашел стопу. С тех пор эта стопа хранится в храме. Такого, где-то, размера [показывает] её показывают. Достаточно большая. Эта стопа осталась…

00:13:32 Тем не менее… Сказано, что «три вещи, которые очищают человека». Одна из этих вещей – общение с вайшнавом – самая мощная. Вторая – соприкосновение с какими-то трансцендентными святынями, такими, как лотосные стопы, святые места. И санкиртана, воспевание Святого Имени. Сказано, что если ты пообщаешься со святыми людьми, получишь даршан божественного, ты обязательно будешь воспевать. Т.е. это три вещи, которые неразлучны друг с другом. «sādhu-saṅga, nāma-kīrtana, bhāgavata-śravaṇa» (CС, Madhya 22.128), слушание бхагавата; шри арчайа, мурти-сева, нама-санкиртана, поклонение божествам и воспевание санкиртаны.

Любовь выше религии

00:14:27 И, вот, Махапрабху, прийдя из Гаи, стал теистом. Он стал преданным. До этого Он ходил в храм и поклонялся, как все индуисты. Он соблюдал все праздники, все обряды, как миряне все ходят в церковь – яйца, пасха. Т.е. есть некая жизнь, которая связывает нас с религией, с дхармой.

00:14:57 Сказано: «Дхарма, артха, кама, мокша, бхакти», да? Сказано, что такое религия, дхарма? Религия позволяет человеку артха, достичь богатства. Религия позволяет человеку действовать в рамках кармы, деятельности. Т.е. без религии… Что такое религия? Это понимание – «И сказала кроха: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Не путайте понятия «религия шестнадцатого века – костры [смеется] с ведьмами». Это не религия [смеется]. То, что мы имеем дело… Некие осколки духовного знания – это не религия. Веды не считают это религией. Веды не считают, что «если я плохо выучил урок», или «я по другому верю, и тебя надо сжечь», или предать анафеме. Поэтому Веды не считают это религией. Современные теистические представления нельзя назвать религией, потому что они очень ограничены.

00:16:00 Религия, в том смысле – дхарма, это Веды, где описана душа; где описан путь души; устройство вселенной; где тысячи наук, которые поддерживают, так сказать, духовность. Почему? Потому что, если есть религия – представление о душе, о Боге, то должно быть представление о космосе, должно быть представление об устройстве человеческого тела, должно быть представление об устройстве человеческого общества, о высших планетах. Поэтому Веды наполнены всем этим. Это можно назвать религией. Почему? Изучая Веды, ты будешь знать как устроен космос, как устроена душа, как устроен ты сам, каким образом работает сознание, что такое материя, что такое дух и т.д. и т.п.

00:16:43 Если у кого-то, например, из всей школы остался только учебник, например, по труду, где написано как делать молоток, как его держать, как строить кораблик [смеется], то этот учебник нельзя назвать целостным образованием. Поэтому Веды дают очень широкое представление обо всем и, тем не менее, очень узко говорят о том, что такое дхарма, что такое артха, что такое мокша, что такое кама. Даже как чувства наслаждать. Как бы это не было неразумно, но религия учит тому, как наслаждаться. Для наслаждения существует ашрам, грихастха-ашрам; для богатства существует система, в которой человек распоряжается этим богатством.

00:17:44 И сказано, например: «Когда человек практикует духовную жизнь, когда человек совершает очистительные обряды, когда человек посещает храм, это увеличивает его физическую жизнь». И наоборот: «Когда человек придается греху, когда человек придается вожделению, когда человек придается низменным своим качествам», - что делается с ним? Это уменьшает его жизнь, уменьшает его сферу возможностей, уменьшает его статус. Поэтому дхарма определяет человека как развивающееся существо.

00:18:20 Махапрабху, вернувшись из Гаи, показывает, что есть что-то выше, чем дхарма - Он показывает прему, любовь. Оказывается, цель каждого живого существа – према, любовь. Не существует цели выше, чем любовь. Мы говорим часто что такое душа: сат – вечность, чит – сознание и самое главное – ананда – счастье. Все стремятся к бессмертию; все стремятся к сознанию, к развитому восприятию; все стремятся к самому главному – к счастью.

00:18:58 Ананда, счастье, любовь, гармония, красота – неразрывные понятия. Поэтому если в тебе есть сознание, и если это сознание не дошло до уровня ананды… Ты понимаешь, единственное, что мне нужно – счастье, ананда. Единственный эквивалент моего восприятия всего состоит в том, что «а я счастлив или несчастлив?». И даже не так. «Что сделает меня счастливым».

00:19:34 Мы когда устраиваемся на работу, мы говорим: «Я буду работать тем-то». Почему? «Хочу быть тем-то. Потому что это принесет мне то-то, то-то, то-то, то-то. И в результате этого я буду счастливым». Т.е. всё, что мы делаем построено на одной перспективе – счастье. Выбор должен привести нас к счастью. Счастье – ананда. В конечном итоге мы понимаем, что самое высшее счастье – любовь.

00:20:05 Но в этом мире – мире двойственности – мы существуем в рамках материальных отношений. Если мы нисходим в мир двойственности… Т.е. здесь все имеет двойственную природу: счастье, горе; любовь, ненависть; и т.д. и т.п. Поэтому Махапрабху показывает: иногда Он во внешнем сознании. И, вот, когда Он прибывает во внешнем сознании, Он играет роль внешнего человека. Т.е. Он говорит, ест, пьет, т.е. функционирует, как мы. Но есть ещё одно состояние сознания, в котором Махапрабху всегда прибывает. Это состояние внутреннее. Это состояние, к которому нас приводит такое понятие, как духовное знание, подлинное духовное знание. Т.е. осознание этой природы.

00:21:06 Мы не можем, как дети, хвататься за всё, что нам понравится. Мы не можем жить на уровне языка, гениталий, интеллекта, глаз, чувств, да? Только дети хватаются – всё, что видят, тянут в рот. У нас другая ситуация. Мы живем внешне, но наш внутренний мир построен, выстраивается совершенно с другой точки зрения. Он выстраивается нашим мировоззрением, на нашей идеологии, на нашем восприятии «что принесет мне счастье», на наших внутренних ценностях. И сказано, что вот этот внутренний мир гораздо важнее, чем внешний.

00:21:46 Человек может быть во внешнем мире проявлен как телезвезда, ведущий, богатый человек, но мы видим, что это все внешняя оболочка. Копни чуть глубже – он не обладает… у него нет духовного потенциала, у него нет понятия о добре и зле, у него нет понятий о ценностях. Хотя с внешнего мира он выглядит очень успешным, красивым, а как только мы с ним знакомимся ближе видим, что его внутренний мир совершенно другой.

00:22:18 И наоборот. Есть человек, который внешне может казаться очень скромным человеком, который даже не всегда может коммуницировать. Помните о том, что сознание внутри прибывает? Например, многие великие художники, гении, ученые не могли коммуницировать. Помните Герасима и Му-Му? Т.е., человек, который обладал каким-то внутренним миром, внешне был «му-му». Т.е. всё, что он мог сказать – два слова. Но внутренне… Т.е. великие русские классики описывают внутреннюю красоту человека.

00:22:57 Это всегда тезис и антитезис. Какая-то там барыня, которая вся в бриллиантах, и которой ничего не стоит утопить какую-то собачку. И есть какой-то Герасим, который совершенно не может в этом мире коммуницировать, но его внутренний мир настолько прекрасен, что его сострадание к живому существу настолько сильное, настолько совершенное, что он… Его внутренний мир прекрасен. Поэтому классик нам показывает красоту внутреннего мира человека.

00:23:31 Махапрабху – Абсолют, Свайам Бхагаван – обладает всем в совершенстве. Он абсолютно прекрасен внешне, но ещё более прекрасен внутренне. И, вот, сказано, что когда Махапрабху падал без сознания, Он был похож на золотого ежа. Он когда падал от транса Кришна-премы, входя вот в это внутреннее сознание, Он… у Него волосы стояли дыбом… И Он был похож на… как гора золота рухнула. Т.е. Его красивое тело золотое было настолько прекрасно… но когда оно ещё было в пыли, когда… пыль храма Джаганнатха, и когда его тело лизали коровы. Или когда Он танцевал во время санкиртаны.

00:24:20 Люди когда смотрели Его танец, они сходили с ума. Они не видели ничего подобного никогда. Мы часто видим танцы разные, да? Мы видим танцы… Но, в целом, это танцы нижней чакры. Да? [смеется] Есть ещё танцы «Лебединое озеро», балет. Это уже меньше нижние чакры работают, больше, так сказать, чакра средняя какая-то. Но экстатический танец, танец души для нас невозможен для восприятия. И вдруг, представляете, мы видим танец души? И Махапрабху крайне прекрасен.

00:24:55 Почему Махапрабху терял сознание? Потому что было ещё более глубокое состояние сознания. Он переставал быть на внешнем плане сознания и переходил на внутренний. Но в этом внутреннем мире Он находил самый главный аспект – ананда, блаженство.

Потеряв, найти больше?

00:25:12 И вот этот аспект ананды, любви… Помните, да? Он заставляет тебя пожертвовать своим собственным «я» ради возлюбленного. Только в этом самопожертвовании ты можешь найти своё подлинное «я». Т.е. Махапрабху, воспевая Харе-Кришна Махамантру… Помните, Кришна хочет постичь себя благодаря своему собственному имени? Т.е. насколько Харе-Кришна Махаманта обладает огромным потенциалом. Не просто вы можете самореализоваться. Это, вообще, глупость с точки зрения… Это микроскопическая задача. Понятно, да, что крошка со стола накормит миллион микробов? Это не вопрос. Но сама суть того, что делает Махапрабху, Кришна, который вибрирует Харе-Кришна Махамантру, собственную трансцендентную вибрацию «Кришна». Кришна настолько прекрасен, что Он сам без ума от самого себя.

00:26:18 И вот в этом состоянии Кришна приходит в самое своё субъективное положение, где Он полностью теряет себя. И имперсоналисты бы похлопали [хлопает в ладоши], сказали: «Вот вы к имперсонализму и пришли. «Потерять себя» - вот буддизм, вот Шанкара, вот видите?». Но вайшнавы говорят ещё глубже: «И через это забвение находит себя нового». Понятно, да? Т.е. какой смысл утерять своё сознание, чтоб потом не осознать себя опять? И вот в этом смысле вайшнавы самую глубокую идею приносят. Они говорят, что «это одна грань любви – утерять своё сознание», а другая грань – настолько глубоко… [говорит прихожанам] Проходите, пожалуйста, мы очень рады. …глубоко себя осознать через Харе-Кришна Махамантру, через… через самого себя.

00:27:19 Т. о. Махапрабху живёт в этом мире: иногда Он во внешних чувствах, иногда Он уходит во внутренний мир, иногда Он уходит в самое глубокое состояние своего «я». И так же жили наши учителя. Иногда они функционировали внешне: давали какие-то наставления - храм, менеджмент. Часто наши учителя были реформаторами. Им приходилось иметь дело с большим количеством людей, с учениками, с наставлениями. Иногда они уходили в свой собственный субъективный мир, откуда они нисходили.

00:28:03 И в этом большая разница между нами и ими. Когда мы говорим о «Харе Кришна», о вайшнавизме, о философии… Я, например, да? Я зашел в этот храм и сказал: «Я слишком...». Я два часа обсуждал менеджмент, ругался, говорил по телефону, и вдруг мне надо переключиться и говорить о чем-то духовном. Представляете? Т.е. я должен из своего внешнего «я» войти в своё внутреннее «я». Поэтому все говорят: «Не надо петь! Перестаньте!» [смеется]. Ну вот. Но я знаю, что я не могу… т.е. вот так переключиться… вот так вот не получится с ходу, да? почему? Потому что нужна какая-то… нужно что-то, да?

Пополни счет, скачай и «раззипуй»

00:28:52 Воспевая Харе-Кришна Махамантру очень быстро… очень быстро… Ну, как бы… Это как в телевизоре - пошли каналы, да? Т.е. каналы… Вы не думайте, что… Это же так. Мы не можем сами транслировать. Мы не трансляторы. Т.е. мы не телестанции, мы только трансляторы. Мы как мобильные телефоны. Без связи с гуру, с Кришной мы не имеем собственного потенциала. Если я вам дам мобильный телефон, который не подключен ни к одному провайдеру, вы можете забивать им смело орехи. Поэтому, наша задача – подключиться к провайдеру. Т.е. наша задача – это…

00:29:35 Провайдер скажет: «Оплатите счет». Т.е. провайдер – значит то, что мы подключены к нему через наше служение. И мы должны постоянно свою карточку пополнять, свой счет пополнять. Потому что, если ты… чем глубже ты хочешь говорить, чем более, так сказать, «long distance» твои звонки в трансцендентную реальность, тем более у тебя… тем больше должен твой быть счет. Понятно, да? Иначе ты сможешь делать только время от времени маленькие звонки и локальные, смотреть, что номер кого-то высвечивается и потом говорить: «Я тебе перезвоню по домашнему» [смеется].

00:30:12 Но если ты хочешь безлимитный Интернет, безлимитный, как бы… безлимитный канал, настоящий, оптическое волокно, не какой-то очень такое… дешевое соединение твоей души… там, такое… локальное, через какой-то там старый провод с очень маленьким… «скачать иногда»… Понимаете? Это как – не в обиду нашим братьям христианам, но можно сказать, что два года… две тысячи лет тому назад мы скачали какую-то фишку и она висит у нас на рабочем столе, и мы в неё, так сказать… Духовная жизнь – откровение: ты должен постоянно скачивать.

00:30:55 Вот такие личности, как Шрила Гурудев, как Госвами Махарадж – всегда с ними очень приятно. Почему? Потому что они всегда «рендерят». Понятно, да? Они не просто, как бы, получают некий download - т.е. «я, вот, там, что-то скачал для себя духовное и понял». А они всегда – скачали это и начинают это «рендерить». Рендеринг – такой термин… при склейке фильма происходит. Т.е. ты должен «отрендерить» этот файл, обработать его.

00:31:28 И вот, когда ты обработал этот духовный файл – то, что ты скачал сегодня, «отрендерил» его, когда ты пропустил его через своё сознание, когда ты развернул его… Понятно, да? Т.е. он там сконцентрированный. Это как - Ведавьяс получил десять шлок от Нарады. Это как – Нарада пришел и сказал: «Вот флешка. Вот тебе быстренько файл», - да? И он сказал Ведавьясу: «Ты его, - как бы, - расширишь, поставишь своё расширение, фильтры и ты увидишь целую огромную картину. Это «зазиповано». То, что я тебе даю – очень сжато до сверхтонкого состояния. Если ты не лох, ты «раззипуешь» [смех в зале]. Но если у тебя проблемы, ты не сможешь «раззиповать» это».

00:32:20 Многие люди думают: «Я получил Харе-Кришна Мхамантру». «А ты «раззиповал» ее? Ты реадизовал потенциал этой мантры?» Потому что сказано, что «мантра раскроется в твоем сердце, как Голока Вриндавана». Я говорю об очень тонких терминах, но эти термины настолько понятны человеку, который пользуется компьютером. Он понимает, что «если у меня нет «раззиповывающей» программы, то эта мантра будет лежать в моем сердце, как архиве на рабочем столе, и никогда не будет реализована». Поэтому писания говорят о том, что ты должен «раззиповать» это через севу. «sevonmukhe hi jihvādau» (CC Madhya 17.136) – ты должен через севу, через своё служение «раззиповать» эту Махамантру, тогда это заполнит все твоё сознание.

00:33:08 Кришна говорит множество разных наставлений в «Бхагавад-гите»: «yat karoṣi yad aśnāsi yaj juhoṣi dadāsi yat» (BG: 9.27) – «Что бы ты ни делал, что бы ты ни давал – делай это как подношение мне». Кришна дает множество разных, скажем так, ходов по «раззиповыванию» этой Махамантры, да?

Осознать свою природу

00:33:28 И… Если часто мы говорим, что «в моем сердце нет Cознания Кришны». Это так и не так. С одной стороны – да. мы понимаем, что Cознание Кришны больше, чем сама душа. Это что-то, что выше, чем ты даже по качествам. Поэтому, если ты оценишь, что то, что ты получил, выше, чем то, что ты в состоянии пережить с помощью даже своих духовных чувств, тогда ты поймешь, что ты не можешь это чувствовать. То, что в тебя вживили гуру в процессе инициации, больше, чем ты сам, гораздо выше, чем твой собственный потенциал.

00:34:10 У души есть свои грани, хотя сказано, что душа безгранична. Но относительно Кришны… Понимаете, когда Веды объясняют наши возможности и наши потенциалы… Например, душу сравнивают как одна десятитысячная конского волоса. [выделяет это высказывание] Одна десятитысячная относительно реальности. Понятно, да? не относительно конского волоса. Просто, если сказать, что существует некое целое, Абсолют, Кришна, Бог, то душа – очень-очень маленькая, атомарная частичка. Это как во мне бифидобактерия. Это часть меня, но очень-очень маленькая, очень атомарная.

00:35:01 И если эта клетка или бактерия начинает жить как раковая клетка… А что такое раковая клетка. Раковая клетка выстраивает все вокруг себя. Знаете, да? принцип рака. Она начинает жить вокруг себя. Она выстраивает все вокруг себя и поедает все остальное. Т.е. идея рака такова, что «я использую тебя, я использую тебя, я использую тебя, тебя тоже использую, тебя тоже использую» - я всё это пытаюсь замкнуть на себе. Вот когда мы пытаемся это сделать, то мы функционируем, как раковые клетки.

00:35:42 И мы становимся злокачественной опухолью, злокачественной опухолью в мире сознания, в мире реальности, поэтому мы должны быть - «Пть» [звуком изображает процесс ампутации, удаления] – отрезаны, удалены в мир материи. Здесь, в мире материи мы можем прогрессировать как раковые клетки, получая различные временные состояния. Но как только клетка осознала свою природу, природу слуги, клетка уже в этом мире может начать свой регресс, своё возвращение в духовную реальность. Т.е. мы должны осознать свою природу. «jīvera ‘svarūpa’ haya—kṛṣṇera ‘nitya-dāsa’» (CC, Madhya 20.108) – «Я вечный слуга Кришны».

00:36:24 Что это обозначает? Это обозначает то, что «я – вечный слуга красоты, любви, гармонии». Да? Какой красоты? Можно показать вазу:
- Красота?
- Красотааа.
- А цэ красота?
- Красотааа.
Т.е. это очень опасная философия, потому что, если ты подумаешь, что это – красота для тебя, значит ты – эксплуататор. Но если ты понимаешь, что это – красота для Него… «Īśāvāsyam idam sarvaṁ» (Īśopaniṣhad: 1). Все принадлежит Кришне. Это вечный признак, который прославляет «Шримад Бхагаватам» и вайшнавы. «Я для Него». «Ты для Него». «Он для Него». Все для Него. Если я пытаюсь пользоваться Им ради себя, то это можно сравнить с тем, что «хотите ли напечатать портрет любимой девушки на туалетной бумаге?» Ну, принцип тот же самый: что-то, что самое ценное, дорогое напечатать на туалетной бумаге и, как бы, пустить в массовое распространение [слегка смеется]. Нет. Если мы принадлежим Ему, то наше отношение состоит в том, что мы должны не пользоваться Им, а мы должны удовлетворять Его.

00:37:54 И, вот в этом смысле наш гуру – совершенная личность. Шрила Говинда Махарадж. Обратили внимание, когда Гуру был здесь… Он обладает потрясающими качествами. Он всегда пытается трансформировать осознанно всё, что приходит к нему, как служение Кришне и гуру.

Сконцентрироваться на главной цели

00:38:18 Когда мы были на Украине с Госвами Махараджем, он сказал потрясающую вещь. Он сказал: «В принципе»… Потому что мы часто говорим: «А вот если я сделал множество грехов, совершил множество негативных поступков?» Он говорит: «Это не так важно. Важно то, что находится реально внутри тебя». Речь не идет о твоем внешнем интерфейсе на уровне добра и зла: сколько ты выкурил сигарет или сколько украл в магазине булочек, не заплатив. [легкий смех в зале] Это некое… Это некое, там… «Я зашел в супермаркет и съел пирожок – не донес его до кассы. Я грешен, Махарадж, или нет?» [смех в зале] Ну, вот. Т.е. речь идет о совершенно других вещах.

00:39:12 Да, безусловно, за каждое действие существует реакция. Но в отличие от того, что… «Если Вы съели булочку, испеките булочку и накормите бомжа». Т.е. есть некая карма-канда, которая учит поверхностные реакции нейтрализовать поверхностными действиями, да? Украл булочку, бомжу отдал две булочки. Поэтому, каждый раз, воруя булочку в магазине, ты помнишь, что ты две булочки должен бомжу и записываешь. И потом, в конце года приглашаешь, с большим пирогом выходишь и все бомжи приходят, и ты нейтрализовал все свои реакции. Нет. Речь идет о другом.

00:39:52 Речь идет не о том, что… Что такое [«пап»], грех? Писания говорят: «То, что отдаляет тебя от Кришны». Понятно, да? Т.е. каждое твоё действие самое-самое хорошее может стать грехом. Почему. Это ещё глубже утвердило тебя в мире эксплуатации. Ты можешь сказать: «Я – совершенный человек. Я круто умею организовывать». Твое эго, гордыня. Т.е. ты сразу же отделил себя от преданных. «А это что [заставило тебя]?» «А преданные не умеют организовывать». Или: «Я – крутой водитель, а эти преданные...» Т.е. к примеру, да… Т.е. существует множество функций. И эти функции отдаляют тебя от цели, реально отдаляют тебя от цели.

00:41:03 Когда мы вели недавно переговоры с городом Сочи, там за олимпийский комитет отвечает какая-то девочка, которая вышла… Мы сидели с мэром. И она кричала: «У нас самое голубое небо! Нам никто не ну…» Ну, такая… Ну, глупая девочка. И я сказал: «Вот Вы кричите и кричите, а на самом деле вы отдаляетесь от цели со своим голубым небом, потому что ваше сочинское голубое небо, - как бы, - останется голубым, но… Подумайте, как вы можете использовать нас, все этих людей, чтобы донести эти идеи до тех пятисот журналистов, которые приедут на форум обсуждать нужна здесь олимпиада или нет».

00:41:51 В этом смысле: мы всегда должны помнить, что у нас существует главная цель. Если мы забываем свою главную цель, если мы низводим свою духовную жизнь на уровень булочек и бомжей, если мы не входим в некое глубинное состояние определённых ценностей… потому что ценности могут жить только внутри. Если у человека нет внутреннего мира, выстроенного внутреннего мира, мира, который выстраивается в процессе духовной практики, серьезной духовной практики, этот человек утеряет духовную жизнь.

00:42:34 Меня спрашивают: «Махарадж, почему так много людей пришло получить посвящение, почему так мало «раззиповали» свои файлы?» Потому что духовная практика выстроена внутри человека. И мы увидим из священных писаний, что очень многие святые мудрецы… Как, например, Прахлада Махарадж один раз летел, облетал своё царство и вдруг увидел мужика, который лежит на боку. Типа Ильи Муромца. Он спросил: «А ты че здесь лежишь?» Он говорит: «Да я лежу, как питон» [прославляет божества храма] Джайа Шри Гуру Гауранга Радха-Мадхава Джиусундар ки. Джай. «Все, что приходит мне само, я использую это. И всё, что не должно прийти ко мне, я пропускаю». И, действительно… И Прахлада Махарадж понял, что этот садху, святой относится к школе «Питона».

00:43:45 Что такое школа питона? Он бездействует. Но на самом деле, бездействуя… То, что приходит к нему, он тут же использует для духовного прогресса, а определённые вещи он не использует для себя вообще. Для кого-то это может быть очень привлекательная техника. Скажете: «Я тоже стану питоном. Лягу на диван, включу телек. [изображает курящего сигарету]». «Ты кто?» «Я из школы питона. Я, типа, жду, пока под лежачий камень потечет вода». Ну, вот.

00:44:33 Но это не так, потому что питон в состоянии заглотить и переварить. Если бы у питона было много предложений, он бы быстро их переваривал и заглатывал. Т.е. смысл какой: ты должен быть питоном относительно внешнего мира. Да? Потому что к тебе могут приходить множество разных предложений тусануться там, познакомиться с этим, сделать то, сделать это… Ну, вот.

00:45:10 Мне часто говорят: «Махарадж, а почему Вас там нету?» Я, просто, объясняю: «Ребята, я не тусуюсь, но меня все знают». [смеется] Но те, кто тусуется, их никто не знает. Ты можешь присутствовать на любой тусовке, но тебя там никто не узнает. Но если какой-то значимый человек придет, ну, куда-то, - да? – то его узнают все. Поэтому можно быть присутствовать в отсутствии и наоборот, да? Т.е. смысл какой: если ты реально осознаешь, обладаешь неким интеллектом какое служение к тебе сейчас пришло, если ты в состоянии это служение отделить от остальных видов неслужения, то это очень и очень хорошо. Понятно, да? И этим мы и пытаемся здесь заняться.

00:46:05 Как говорит Виджайа Раман: «Попытайтесь сконцентрироваться на главном». Потому что у всех людей есть цели, но только у великих людей есть главные цели. Цели есть абсолютно у всех. Но у великих людей есть главные цели. Самая высшая цель – цель духовной жизни, которая включает в себя ряд аспектов, ряд аспектов духовной жизни и практики. Вот если мы сможем сконцентрироваться на самом главном, чтобы все внешнее приводило нас, в конечном итоге возвращало нас на эту некую стезю, это очень хорошо.

00:46:51 Потому что нам в жизни нужны будут деньги, нам в жизни нужны будут связи, нам в жизни нужна будет техника. И если мы просто станем совсем питонами, ляжем и будем лежать, ничего не делать, то мы ничего не обретем. Но когда нужно будет ехать в Индию, у нас не будет билета, денег на билет в Индию; когда нужно будет позвонить гуру, у нас не будет денег на счете мобильного телефона; когда… Т.е. мы будем вынуждены тормозиться в своем духовном развитии. Поэтому человек выстраивает свою планку… [«подчеркивает» сказанное] Человек выстраивает свою планку, и он стремится к этой планке.

Не имитировать других, а найти своё служение

00:47:39 И очень часто люди хотят имитировать других. Например, некоторые преданные хотят делать то, что я делаю. Ну, это естественно – все смотрят на то, кто что делает. Но некоторые преданные не знают, например, что прежде, чем я что-то научился делать, я потратил много лет. Правильно? Поэтому нет смысле имитировать меня. «Пойми, что тебе нужно делать сейчас». Потому что если ты хочешь стать мной – возможно. Я не говорю, что я незаменим. Нет незаменимых. Но, просто, тебе придется может быть лет двадцать попахать. И может быть лет через двадцать у тебя и не получиться. Но если ты видишь то, как сегодня ты можешь быть применен в сознании Кришны… Да?

00:48:27 Ну, к примеру. Я говорю людям, что я очень много пахал и пашу для того, чтобы иметь возможность жить духовной жизнью. это стоит миллионы. Понятно, да? Вот… Ну, посчитай: если тебе надо будет построить… пригласить гуру, построить храм… ну, то есть… Ну, посчитай, т.е. сколько это денег тебе нужно будет заработать, чтобы жить духовной жизнью. Ну… Пять миллионов долларов. Минимальный… Минимальные входные. Но ты, придя в храм, например, да, и заняв положение на кухне, или в алтарной, можешь обрести то же самое, не заплатив пяти миллионов. К примеру, да? То есть…

00:49:26 Потому что некоторые люди считают, что они живут в храме… ну, и в храме сложно, в храме нужно работать. Я могу сказать больше: «Ребята, - я не говорю про Санкт-Петербург или Москву, - все уже приходит по капиталистически». Жить в Токио, или в Нью Йорке, или в Москве сегодня обозначает то, что ты должен генерировать огромное количество усилий только на то, чтобы выжить. Потому что за квартиру тебе нужно будет заплатить тысячу долларов, за еду тебе надо будет заплатить ещё тысячу долларов, за то заплатить ещё столько-то. И ты будешь вынужден жить, чтобы генерировать огромное количество усилий. Каждый человек, чтобы просто выжить, должен генерировать огромное количество усилий. А если ты хочешь…

00:50:19 Поэтому сегодня Cознание Кришны доступно либо очень богатым, либо тем, у кого ничего нету. Потому что средний класс не может себе позволить… Вот тут у нас есть представитель среднего класса, да? Можешь ли ты позволить, например, с женой, там, поехать в Индию? Ну, там, может быть раз в два года, пожить в ашраме, купить себе билет и т.д. Но то, например, у кого ничего нет – [имеет в виду одного из зрителей] Субал [смех в зале] – [Махарадж смеется] он уже был в Индии. Десять раз в Индии был, и два раза ему давали пинков, там, чуть ли не выгоняли из храма за плохое поведение и потом опять принимали и т.д. Это шутка, не критикуя тебя. Но понятно, да? Т.е. он может себе позволить. Почему? Он никому ничего не должен. [смеется] Это очень дорого.

00:51:07 Но с другой стороны, ты должен понять: если ты - человек, который никому ничего не должен, и ты продолжаешь оставаться маргиналом… ну, как бы, год, два, три… т.е. если ты не пришел в храм и не стал кем-то и чем-то… не научился готовить прасад, не научился пудже, не выучил священные писания, не стал проповедником, просто остался маргиналом – значит ты не «раззиповался». Т.е. лучше бы ты был материалистом успешным и приходил бы сюда раз в неделю. Поэтому наша задача состоит в том, что в своей духовной жизни мы должны прийти к своему самому эффективному состоянию. Вот, где ты максимально эффективен? В чем?

00:52:04 Вот мне нравится… чтоб не перехваливать… наш пуджари, да? Ну, вы знаете все. Все, кто живут в храмах знают: пуджари – фактически это рабство. Все поклоняются пуджари, все знают, что это очень круто, но никто не хочет стать пуджари [смех в зале]. Потому что, когда ты на алтаре, например, у тебя три службы в день, ты должен встать каждый день в четыре утра, лечь в одиннадцать. Ты должен построить свою жизнь относительно божеств. И если ты серьезный пуджари… Ананда Мой, наверное, не проспал на… за пять лет… Представляете, пять лет не проспать ни один раз? Хочет тебе, не хочется, поваляться, там, и т.д. [зритель] Больной ли ты, здоровый… [Махарадж] Больной ты, здоровый… Т.е. у тебя все… Но эта ответственность потрясающе тебя продвигает духовно. Да? Т.е. как только ты в духовной жизни принимаешь на себя какую-то ответственность…

Духовное знание – милость высшего мира

00:53:10 Вот, какая проблема в России? Большинство – безответственных людей. Понятно, да? Т.е. принцип какой: ты даешь человеку какой-то объект или проект… В Индии, например, огромное количество супер ответственных людей, которые будут биться за работу, а у нас – вымирающая, деградированная Россия… Извиняюсь за выражение, это так, да? …где огромное количество безответственных людей. И сейчас в интернете самое большое слово – «работа», но все топ-менеджеры пишут в своих статьях, что работать некому. Приходят люди, которые хотят три тысячи долларов в месяц, пять тысяч долларов в месяц, десять. А когда их берут, то оказывается, что это просто маргиналы, которые играют в компьютерные игрушки. Ну, там, хорошо причесанные, в костюмах. [смеется] Ну… Т.е., я, просто, разговаривал со многими людьми. Т.е. работать некому. Почему? Нет ответственных людей. И даже не важно, сколько ты денег им платишь. Хоть миллиарды плати, всё равно они будут играть [смеется] в компьютерные игрушки, «Масяню» смотреть. [зритель] Это сознание.

00:54:18 [Махарадж] Т.е. сознание, маргинализированное сознание. В духовной жизни – тоже маргинализированное сознание. Это ужасно – быть маргиналом с точки зрения материи, да? Но, представляете, насколько это ужасно – быть с духовной точки зрения? Т.е. если ты, в конечном итоге, через миллион жизней попал, получил гуру, получил посвящение, узнал о Кришне… Представляете, да? Это же не вопрос, там, того, что ты закончил университет за пять лет. Это вопрос, вообще, твоей… эволюции тебя. И на самой вершине эволюции ты маргинализировался и, там, поковырял в носу [изображает ковыряние в носу] и сказал: «Нее, - типа, - хочу кайфовать» [смеется]. Ну, вот. Типа: «Хочу наслаждаться, хочу, чтобы было как у всех». Но ты должен понять, что то, что есть у тебя, нет у всех.

00:55:19 Духовное понимание даруется как особый дар. Очень редко, очень редкому человеку. Понятно, да? Это раскрывается… Это тайна посвящения. Посвященный – тайна, хотя мы делаем это открыто, при всех. Но нужно понять, что это тайна, самая большая тайна. Люди, которые прошли обряд посвящения, обряд связи с гуру, прошли огромный мистический процесс. И, если вы увидите… Тот же Амид вам расскажет, что в Индии, в классической кастовой Индии тебе просто не дадут посвящения. Тебе даже Веды не дадут изучать, потому что млеччхи Веды не изучают. Но через Чайтанью Махапрабху, через Гаурангу это Cознание Кришны явлено всем.

00:56:12 И… Адвайта Ачарья написал стих. Адвайта Ачарья… Был три дня назад его уход… или приход. Он молился пятьдесят лет, чтобы пришел Чайтанья. И, вот, Чайтанья пришел в этот мир, и Адвайта Ачарья очень… с большим почтением наблюдал за деяниями Чайтаньи Махапрабху и участвовал в них, безусловно. И вот, однажды, когда он почувствовал в сердце некое… трансцендентный поток, он написал стихотворение. И он сказал спутникам Чайтаньи Махапрабху: «Отдайте его Махапрабху». Махапрабху прочитал это стихотворение. И это стихотворение стало… эта шлока стала началом Его ухода из этого мира.

00:57:07 И знаете о чем это стихотворение было написано? Написано, что урожай самый ценный, то, что ждали в процессе засухи, в конечном итоге дал свои плоды. И теперь цена риса дошла до… Ну, представляете, да, если, пять… много лет неурожай, и вдруг какой-то год - настолько урожая и настолько много всего, что все хлебом бросаются? И он пишет, что рис… рис обесценился. Теперь его столько, что все могут есть. Ну, как бы, это уже не…

00:57:53 И в этой поэзии метафорически Адвайта Ачарья сообщает Чайтанье: «Тебя ждут там, от куда ты пришел, в том мире. В этом мире всё, что возможно, Ты сделал». Т.е. «тот дефицит божественного… божественного сознания, любви к Богу, который испытывал этот мир, Ты компенсировал». Т.е. «Ты – садовник. Ты дал этот урожай всему человечеству. И этот урожай настолько безграничен, что теперь многие, - так сказать, - купцы, которые скупят свои элеваторы, будут разбрасывать этот рис. Ты сделал. Ты провел революцию». Косвенно Ачарья говорит Ему, что пора уходить. «Твоя работа сделана. Я пятьдесят лет молился, чтобы Ты пришел в этот мир и теперь я сообщаю Тебе, что your time is over». Махапрабху, прочитав этот стих, стал немножко печальным, засмеялся… И все прочитали этот стих из Его спутников. И они поняли, что пора уходить. Ушли через какое-то время. Но до сих пор этими плодами этого урожая, который посеял Махапрабху, мы живем здесь.

00:59:19 Некоторые люди говорят: «Если это Cознание Кришны такое ценное, такое прекрасное, почему так мало людей знают об этом?» Ну, я отвечу тем, что всегда существует историческая эпоха того, когда… Электричество, которое открыли… Да? Фарадей… было достоянием очень небольшого количества людей. Были времена, когда автомобиль был неким чудом, над которым смеялись, потому что лошади были гораздо более продвинутые. Т.е. всегда существует некое время, когда что-то новое рождается. И это новое трансформированное в умах несовершенных личностей имеет несовершенное отражение. Понятно, да?

01:00:17 Потому что каждый думает: «Как можно применить философию?» Маркс написал… Энгельс написал «Капитал», да? А Ленин подумал как мы можем это применить. И он создал своё общество. Много нужно было расстрелять, конечно, людей, но… Пытались. Не получилось. Т.е., проверяя эксперимент в течении семидесяти лет, убив двадцать миллионов людей, мы поняли, что это было наша ошибка. Ну, мы реабилитируемся – те, кого не замучили в лагерях и т.д. Но идея состоит в другом.

01:00:53 В отличие от этого в сознании Кришны нет необходимости ставить какие-то эксперименты. Это уже совершенная система. Веды – совершенная доктрина, совершенная система. Сейчас, вот, я буквально разговаривал по телефону с человеком, и он говорит: «К нам на сайт заходят тысячи людей. Аюрведа сейчас во всём мире катит». Т.е., почему? Потому что реальная какая-то фишка, которая построенная на чем-то подлинном, тут же быстро воспринимается всеми.

Стать провайдером Сознания Кришны

01:01:31 Вот это очень важная составляющая – мы, да? люди, первые, которые пришли к идее Cознания Кришны. Потому что, в принципе, по нам будут смотреть. Понятно, да? Т.е. если кто-то прочитает в интернете что-то о сознании Кришны или посмотрит мультимедийный диск, и там будет указана Лахта, он придёт сюда и встретит какого-то депрессивного человека, который не в состоянии ни объяснить, ни показать что такое Cознание Кришны, он знаете что скажет? «Это очень интересная фантастика. Очень хорошая фантастика. В принципе, идея очень крутая, но я был в Лахте, а там такие маргиналы конкретные, что не дай Бог туда попасть». [смеется] Это говорит о том, что пока мы не в состоянии будем принять эту идею, пока мы не трансформируем эту идею Cознания Кришны через себя, мы не сможем эту идею донести до людей.

01:02:34 И ещё очень важный момент. Идея Cознания Кришны построена на том, что она функционирует в тебе тогда, когда она передается другому. Знаете, почему? Это же как система Интернет – ты подключаешься и ты можешь почувствовать поток только когда ты подключаешь других. Понятно, да? Т.е. если ты подключишь на один, твои возможности перекачки, твои возможности напрямую общаться с гуру и с Кришной очень маленькие. Но когда ты подключаешь других, т.е. ты начинаешь проповедовать, рассказывать людям о сознании Кришны, сразу же через тебя… представляешь? …идет поток на троих, например, на пятерых. Ты становишься провайдером.

01:03:24 И идея Cознания Кришны построена только тогда, т.е. ты сможешь реализоваться, когда ты сам станешь мини провайдером. Без мини провайдерства в сознании Кришны невозможно практиковать, поэтому большинство из наших людей… они сами не уверены в этом, потому что они не проповедуют. Понимаешь, это - если я тебе дам сейчас пачку евро или долларов, и ты не начнешь их тратить, ты не сможешь быть уверенным, что я тебе дал. Понятно, да? Я тебе дам маленькую пачку и скажу: «Вот здесь сто тысяч евро. Иди». Если ты положишь её под кровать себе и на матрас ляжешь, и ты будешь думать много это или мало. Но если ты начнешь тратить это реально, то ты сможешь увидеть насколько это обладает потенциалом. А я скажу ещё больше: а если ты начнешь это инвестировать грамотно, вот тогда ты сможешь реально из этого выстроить капитал. Т.е. наша задача – не просто получить Cознание Кришны, а проинвестироваться этим сознанием Кришны, т.е. «раззиповать», отрендерить это и разместить это в сердцах других людей. И вот тогда, когда мы будем сами садовниками, мы сможем пропалывать и своё сердце и помогать другим.

01:04:47 И, вот на этом… Это наша основная задача, на самом деле. Это сегодняшняя наша обязанность – нести Cознание Кришны другим людям. И в этом есть наша величайшая удача. Понятно, да? Т.е. в этом величайшая удача, потому что если ты хочешь понять о чем-то, о любом, постарайся рассказать, научить этому другого – сам может быть поймешь. Но если ты хочешь постичь что-то духовное, то ты сможешь постичь это, говоря с другими людьми.

Кришна открывается тем, кого выберет

01:05:23 И вот на этом я закончу нашу лекцию. Если только у кого есть какие-то вопросы, может быть в рамках сказанного? Но мне кажется, что здесь все такие уже настолько опытные акулы сидят… трансцендентные…
[Зритель] В 2004 году, во время [неразборчиво] Шрила Гурудев на [неразборчиво] сказал, что [неразборчиво] Он один танцует, а все остальные [неразборчиво].
[Махарадж] Ну, это не совсем так. Он не всегда танцевал один, но смысл состоит в том, что мы участвуем в Его санкиртане. Т.е. наш потенциал… Т.е. не считается, что мы воспеваем Святое Имя, считается, что мы участвуем в санкиртане нашего гуру. Понятно, да? Т.е., как бы, твоё способность провайдерства всё равно ограничена по сравнению с мега провайдером. Понятно, да? Т.е., в конечном итоге, сказано, что «адвайа гйан» – существует только Кришна, и Он является вдохновителем всего. Ну, естественно, когда мы говорим «Кришна – это Радхарани», «духовный мир», «гопи»… Понятно, да? Все они, все крутится вокруг Него. Его желание – чтобы об этом узнали все, и ты об этом узнал. Если бы у Кришны не было желания, чтобы ты знал… Большинство людей живут и даже не знают кто такой Кришна. Для простого обывателя слово «Кришна» ничего не обозначает.

01:06:51 Когда я в первый раз услышал слово «Кришна», меня что-то вперло. Я первый раз услышал слово «Кришна» и Харе-Кришна Махамантру в шестнадцать лет... или пятнадцать. Ну, вот. Но я не понял. Ну, например, там, расы неаполитанские родились под Харе-Кришна. Это «барабанные сестры» называется [небольшой смех в зале]. Ну, вот.

01:07:13 Т.е. ты можешь это услышать в какой-то момент, но мы уже объяснили, что это должно быть «раззиповано», это должно быть явлено в тебе. Понимаешь, да? Т.е. мало родиться, слышав этого. Ты должен потратить свою жизнь, чтобы реализовать этот потенциал. Это наша основная задача – реализация собственного потенциала. Эта реализация собственного потенциала проходит в проповеди.

01:07:40 У вас есть круг людей. Я сам был в шоке. Я начинаю проповедовать… Я думал вообще, там… Например: этим людям… Я думал, как можно, например, чиновникам из города Сочи что-то говорить? Мы полностью были замаскированы, да? Она говорит: «Мы почитали про вас в Интернете»… [смеется, смех в зале] «Харибол». [смеется, смех в зале] Ну, вот. То есть… Ну, это к примеру, да? Т.е., это говорит о чем? Это говорит о том, что… Ты знаешь, что она мне сказала? Что «Я знаю что вы». И она, типа, сказала… И она имела в виду, что «Ну, я хотела бы позже поговорить об этом, не на совещании с мэром». Т.е. о чем это говорит? Это говорит о том, что на самом деле ты не знаешь кому Кришна хочет себя открыть. Тебе кажется, что, там, какой-то толстый дядька, бородатый, или какая-то женщина самая обыкновенная. А может быть Кришна хочет ей открыть. Понимаешь, да?

Духовность – внутренняя характеристика

01:08:43 Поэтому ты должен понять как протестировать. Потому что иногда потрясающие вещи происходят. Иногда люди, которые совершенно тебе не кажется, что… Т.е. у тебя есть представление о том, что «эти люди – ну какие они там духовные?». Или наоборот. Ты думаешь о какой-нибудь известной личности, музыкальной или кинозвезде.

01:09:03 Вчера я слышал интервью одного своего друга по каналу «Культура», одного режиссера. Мы с ним вместе жили в Америке. Так над ним смеялся ведущий этого канала «Культура». И мы тоже с [Сати] смеялись, потому что мы его хорошо знаем. Он даже не… Он просто мычал. [изображает речь-мычание вышеупомянутого режиссера] «Ээыэыы… Эээыыэыы» [смеется]. Т.е. он не мог ничего сказать. Т.е. иногда какая-то личность, которая на экране кажется… ну, там, такой вот… все… а в жизни реальной она [«млеит» подобно козлу (козе)] «Ме-е-е-е-е». Вот… [смеется]. Не может сформировать даже каких-то там отношений своих к миру, там…

01:09:43 Как, ему говорят: «А что ты продвигаешь в своих героях?» [говорит «млеящим» голосом, подобно козлу (козе)] «Абсу-у-урд в абсу-у-урде». [смеется] Он говорит: «Ну, все таки ты объясни радиослушателям, что у тебя не было, - как бы… » И он говорит: [говорит «млеящим» голосом, подобно козлу (козе)] «А-а-абсурд. А-а-а-а». «Так ты, все таки, комик?» [говорит «млеящим» голосом, подобно козлу (козе)] «А-а-а-а-а». [смеется]. «Нет. Ну, все таки ты признался, что ты комик». А он: [говорит «млеящим» голосом, подобно козлу (козе)] «А-а-а-а-а». Ну, вот. Т.е. это говорит о том, что у тебя может быть внешний интерфейс, но внутренне ты нищ. И с другой стороны, когда самые какие-то глубокие вещи внешне могут казаться совершенно не… никакими. Внутренне это может быть сокровище.

01:10:29 Многие преданные, которые на фестивалях, да? Часто мы встречаемся. Иногда ты не знаешь этих преданных, да? Вот я часто езжу… Я видел их здесь… и… Мы часто знакомимся, когда живем в одной квартире, я начинаю что-то готовить для них. Т.е. на самом деле вот… ну, как бы, жизнь идет. Вот когда в проповеднических турах приезжаешь к кому-то и мне кто-то говорит типа: «Ой, я, - типа, - думала, что Вы такой… - какой-то там… типа, - злой бородатый дядька толстый, а Вы ещё и анекдоты рассказываете» [смеется] Ну, вот. А ты думаешь, ну, там, «какая-нибудь девчонка» или «какой-нибудь человек» казался внешне – ну, никакой. Но когда ты начинаешь ближе его узнавать, ты вдруг узнаешь – там такая личность вообще. В оболочке какого-то простого человека живёт такая прекрасная душа, чистая, жертвенная. И думаешь: «Потрясающе. Какая удача, что я вообще встретился…» И так же преданные в Гаура-лиле. Когда Махапрабху пришел, они же не знали друг друга. Они приняли разные роли. Только через определённое вытаскивание вот это духовного качества… духовных качеств друг из друга они смогли познать кто они. Ну, это уже отдельная тема. Я думаю, что сейчас арати. И не нужно затягивать. После арати - прасад. Ну, вот. А потом, как говорится, те, кто доедут до города, не замерзнут, смогут вернуться сюда на следующей неделе [смеется]. [зритель] А завтра будете? [Махарадж] Да. По принципу «степь да степь кругом, путь далек лежит» [смеется]. [прославляет духовных учителей гурупарампары, премадхавани] Ом Вишну-пад Шрила Бхактисундар Говинда Дев-госвами Махараджа Ки. Джайа. Ом Вишну-пад Шрила Бхактиракшак Шридхар Дев-госвами Махараджа Ки. Джайа. Ом Вишну-пад Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Бхагаван Тхакур Ки. Джайа. Ом Вишну-пад Шрила Гауракишордас Бабаджи Махарадж Ки. Джайа.