Нитьянанда Прабху – спаситель падших
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Жизнь без Бога лишь существование. Динамика духовной жизни. Быть в потоке. Тысячи рецептов. Безграничная привлекательность Кришны. Любовь в разлуке – основа Гаура-лилы. Наука об аватарах. Если бы Бог был одним из нас…. Экачакра – святое место явления Нитьянады. Уход аватаров из этого мира. Нитьянанда разыгрывает кришна-лилу. Безумие Хадая Пандита. Проповедь сознания Гауранги. Спаситель падших. Измерение некрофилов. Лучше не будет. Общество преданных – наше богатство.
Жизнь без Бога лишь существование
00:00:00 Все, что мы делаем в нашей жизни, связанной с сознанием Кришны, мы делаем, потому что вайшнавы показали нам, открыли нам какие-то сферы сознания, которые до этого были закрыты для нас. Часто мы вынуждены прославлять и поклоняться друг другу. Поклоняться друг другу не как каким-то, там, только лишь индивидуальным личностям, а оказывать друг другу почтение по-вайшнавски - в связи с тем, что каждый преданный является частичкой Господа.
00:00:49 Но чем он отличается от других живых существ? Другие живые существа в мире материи забыли о том, что они занимают особое, эксклюзивное положение. В связи с тем, что они утратили свою природу, их удача окончилась. И так они в материальном мире рождаются и умирают, радуются, скорбят. Но, по сути дела, их жизнь нельзя назвать жизнью, это существование.
00:01:19 И вот по милости преданных живое существо обретает возможность соприкоснуться с сознанием Кришны. Что такое Cознание Кришны? Насколько это глубоко? Мы не можем ответить. Это как… Больной приходит к доктору и говорит: «Вы можете меня вылечить?» Доктор говорит: «Да. Вот специальное лекарство, которое спасет Вашу жизнь». Больной может до конца не понимать «что такое лекарство», «как оно спасет его жизнь». И больной может также не понимать что такое жизнь, если он инвалид, например, он не в состоянии ни двигаться, ни ходить, ни говорить. Для него жизнь будет чем-то абстрактным. Если даже больной не осознает до конца, что он болен…
00:02:06 Но, тем не менее, мы пришли в таком ужасном состоянии сознания к духовному учителю, и духовный учитель пролил на нас особую милость. Теперь мы здесь в Санкт-Петербурге. У нас есть божества, храм, мы вынуждены одевать на себя гирлянды, духовные одежды и пытаться ещё вести себя соответственно вайшнавским стандартам. Конечно одеться гораздо легче в одежды вайшнава, чем вести себя по-вайшнавски. Но ещё труднее быть вайшнавом, стать преданным более высокой квалификации.
00:02:44 Поэтому мы проходим через разные стадии. Эти стадии связаны с тем, как мы духовно растем. Мы не видим предела. Мы понимаем, что мы стремимся к Безграничному. Но, пока мы находимся на этом уровне, мы всегда можем вспомнить, кем мы были. Я вспоминаю себя до Cознания Кришны, и меня трясет от ужаса. Я думаю, что каждый человек, который присутствует здесь, понимает, что с ним произошли определённые изменения. Может быть невозможно сегодня проанализировать и оценить все эти изменения, но то, что изменения произошли, однозначно.
Динамика духовной жизни
00:03:25 И то, что мы движемся в позитивную сторону – тоже однозначно. Конечно, наше движение – не прямой, как бы… не прямые рельсы, проложенные в духовном мире. Наше движение – всегда движение по некоей такой траектории, как у парусника. Т.е. мы постоянно идем. Раз – отклонились от курса. Надо приводить себя к курсу. Поэтому движение в Сознании Кришны, как иногда бывает в старой еврейской песне: шаг вперёд и три назад. Помните? Такая песня есть о том, что такое школа танцев, и что неприлично, и что прилично. Так вот, примерно, так сказать, для нас Cознание Кришны – школа танцев – шаг вперёд и три назад, потом ещё шаг вперёд и три назад. Тем не менее это попытка двигаться вперед.
00:04:19 Эти попытки всегда находятся в очень опасном положении. Ну, как ребенок, да? По большому счету ребенок, когда находится с матерью, мать знает, что с ним ничего не произойдет. Но тем не менее мать знает, что возможны болезни, возможны инфекции, возможно ребенок засунет пальцы в розетку, возможно ребенок съест что-то не то. И, если определить наше положение в духовной жизни, мы – дети. Мы приходим в Cознание Кришны, нам кажется, что нам все понятно. Мы делаем определённые выводы, мы имеем определённое представление.
Быть в потоке
00:05:07 Проходит много лет, наше представления меняются. Но время не является двигателем Cознания Кришны. Это очень важный момент, что время не является двигателем Cознания Кришны. Это, как «время не является двигателем лодки». В лодке важное – движение вперед.
00:05:27 Но мы также знаем, что зачастую лодка может иметь такое огромное препятствие, как течение. Мы знаем, что в одной реке есть течение вперёд и течение назад. И мы знаем, что задача гребца – скорее, не просто гребсти против течения. Сколько бы ты не греб против течения, в конечном итоге заканчивается тем, что ты устаешь, бросаешь весла, и тебя сносит обратно. А задача гребца, который движется в сторону, - найти поток, который подхватит лодку и в этом потоке балансировать.
00:06:05 Что такое Cознание Кришны? Для нас это нисходящий поток. Этот нисходящий поток подхватывает нас. В этом потоке мы удержаться и балансировать. Этот поток так же имеет некую глубину и ширину. Не везде скорость одинаковая. Если мы занимаем место в центре, в центре служения, тогда поток несет нас очень быстро.
00:06:30 Если мы, так сказать, отплываем в какую-то сторону… И можно определить ориентиры: либо карма – мы увлекаемся материалистической деятельностью, пускай даже благочестивой; либо гйана – мы накапливаем определённое знание, это знание заставляет нас… Знание настолько опасно, что оно даже может полностью нас обезоружить. Мы можем так много знать и так много сомневаться, что даже не можем совершать деятельность в сознании Кришны. Есть такие преданные [смеется], которых знание доводит до такого состояния. Потому что знание – тоже веревки деятельности. Есть преданные, которые думают, что Cознание Кришны – просто карма, благочестивая деятельность. И карма связывает их веревками.
00:07:16 Поэтому в этом потоке мы должны занять правильное положение. Шрила Шридхара Махарадж сказал: «Religion [is] proper adjustment», - занять правильное положение, занять гармоничное положение. Это гармоничное положение требует выработать в себе определённое отношение. Это отношение выработать в себе очень трудно, потому что часто мы будем вынуждены действовать не от того, что нам нравится или не нравится, не от того, что выгодно или не выгодно – это все деятельность ума: нравится, не нравится, выгодно, не выгодно, вкусно, не вкусно, кисло. Мы не приходим к доктору и не говорим: «Дайте мне вот те таблетки». Он говорит: «Нет. Вам вот эти, вот – маленькие, круглые, горькие». «А можете мне дать вот эти – сладкие, большие и красивые». Он скажет: «Знаете, это для детей. Для Вашего уровня Cознания Кришны это не подходит. Ваш уровень Cознания Кришны… Ваша болезнь гораздо более глубокая. Вам нужны те маленькие, горькие, неприятные». И мы говорим: «Ох, какой плохой доктор. Не дал то, что я хотел».
Тысячи рецептов
00:08:24 Наше ребячество оправдано, потому что мы не обладаем неким духовным опытом. Кришна всегда находится за пределами чувств – адхокшаджа, апракрита. Тем не менее, Кришна нисходит в этот мир. Он нисходит в этот мир со своими спутниками, со своим окружением, потому что Кришна понимает, что взойти до духовного мира у живого существа нет возможности и сил. Но когда живое существо стремится, стремится к совершенству, стремится к комфорту, не знает как его достичь, тогда Кришна нисходит.
00:09:00 Он говорит о том, что «Время от времени я утверждаю новую религию». Одна девушка христианка на нашем собрании встала и стала кричать… Ну, такая, девушка, так сказать, амбициозная – она только что возлюбила Господа, неделю назад. Ну и решила этим поделиться со всеми. Она крикнула о том, что «Господь уже дал один рецепт». Я сказал: «Только один? Вы вообще знаете, сколько Господь дал нам рецептов? Целую поликлинику». Среди этих рецептов [смеется] есть множество рекомендаций. Если взять полки религии – это как некие бренды.
00:09:46 Т.е. это не то, что, там, Господь дал нам две тысячи лет тому назад один рецепт. Рецептов уже столько было дано. И Господь постоянно приходит - Он обновляет эти рецепты. Он перепаковывает лекарства в новые бутылочки, добавляет в них сахар – чего Он только ни делает, чтобы мы это приняли. Поэтому я сказал: «Увы, Вы слишком ограничиваете Господа». Существует множество рецептов, которые дал Господь.
00:10:13 Но, тем не менее, можно объединить в один. Если мы скажем: «Какой самый лучший рецепт? Какое самое лучшее лекарство?» Безусловно, мы - как пользователи, мы не можем ответить. Каждая компания, каждый производитель фармакологии будет говорить: «Мое самое лучшее». И для того, кто не знает пути, для него любая дорога хороша. Но тот, кто знает каков путь, тот выбирает более оптимальный рецепт. Поэтому следует всегда обратиться к словам священных писаний, к словам преданных и к словам Господа.
00:10:52 Мы знаем, что то Cознание Кришны, с которым мы соприкоснулись сейчас, это не просто эксперимент в Лахте. Это эксперимент, как таковой, на самом высшем уровне материальной реальности. Понятно, да? Т.е. Cознание Кришны постоянно мутирует. Оно принимает новые и новые формы. Это не то, что Бог всегда одинаковый. Бог динамично развивается. Но есть то, что заставляет Его самого следовать определённому процессу.
Безграничная привлекательность Кришны
00:11:40 Мы знаем, что Кришна в высшей степени привлечен самим собой. Но проблема у Кришны очень глобальная – Кришна не может попробовать своей сладости. Кришна смотрит на себя в зеркало – Он обнимает колонну; Он смотрит на своё отражение в полу – Он удивляется: «Что это за прекрасная личность?» Но представьте, каково тем живым существам, которые окружают Кришну. И есть те живые существа, которые не просто окружают Кришну, они постоянно находятся в контакте с Ним. Если одной секунды достаточно, чтобы очароваться Кришной, то какова выдержка преданного должна быть на том самом высшем плане бытия.
00:12:24 Есть такой пример о том, как преданный Дарука омахивал Господа опахалом. И вот когда он омахивал Господа опахалом… Господь был настолько прекрасен, что преданный в какой-то момент стал терять сознание. Но когда он терял сознание, в нём родилась некая идея: «Если я сейчас потеряю сознание от очарования, от экстаза, тогда кто же будет омахивать Господа?» Поэтому для преданных высшего порядка экстаз, поклонение Господу, к которому стремятся все в этом мире – к экстазу, к ощущению полноты, для них это что-то, что мешает им служить.
00:13:04 Т.о. мы знаем, что не все могут выдержать это испытание. Поэтому, кто близки к Господу? К Господу близки только особые преданные. Но и Сам Господь, который проявляет Себя разных энергиях и формах, также очарован сам собой. Поэтому Адвайта Ачарья, Нитьянанда Прабху, Гададхар Пандит – все спутники Шри Чайтаньи Махапрабху – были инкарнациями кто Махавишну, кто Шивы, т.е. высших аватар, представителей Кришны. Но, при этом, это не мешало Кришне сохранить свою популярность и божественность. Кришна был очень красив, очень совершенен. Поэтому все живые существа всегда привлечены Им. Это не так, что Кришна, так сказать, отыгравшая звезда или отгоревший фонарик. Кришна «нава-йована», Он всегда трансцендентен. Он всегда совершен. Он всегда прекрасен.
Любовь в разлуке – основа Гаура-лилы
00:14:04 И возвращаясь к идее гаура-лилы… Мы говорили недавно на программах, что «в чем же основная концепция этого действия?» Каждое нисхождение Господа имеет какой-то смысл. Его можно описать несколькими словами. Мы знаем, что смысл лилы Господа Рамачандры в том, что в этом мире человек, мужчина и женщина никогда не смогут достичь гармонии. [смеется] Обстоятельства. Мы пытаемся занять совершенное положение в несовершенном мире. Поэтому Рамачандра делает посыл своей лилой.
00:14:48 У Кришны свой смысл Его нисхождения, да? Это очень сокровенная лила. Но на Голоке нет демонов. Поэтому Кришна должен прийти и создать Гокулу. В Гокуле появляются демоны. В Гокуле появляется антитезис. Лила Кришны в Гокуле ещё усиливается.
00:15:09 Но в гаура-лиле самым высшим идеалом является любовь Шри Чайтаньи Махапрабху. Но любовь к Богу, Шри Чайтанья Махапрабху, которую Он являет, проявляется через разлуку. Хотя разлука является неотъемлемой частью каждой лилы, каждой драматической божественной постановки. Но, тем не менее, приходит Чайтанья, и разлука занимает самое высшее положение.
00:15:36 Но помимо одного актера, который, как всегда, Кришна Чайтанья, есть другие актеры. И они в высшей степени в совершенстве. Зачем нужны другие актеры? Другие актеры нужны для того, чтобы насытить, насытить драму, насытить нисхождение определёнными переживаниями. И это одни и те же актеры. Поэтому в гаура-лиле Баладева приходит как Нитьянанда Прабху.
Наука об аватарах
00:16:09 И если мы почитаем священные писания, такие как «Чайтанйа-чаритамрита», «Чайтанйа Бхагавата», мы увидим, что все эти писания прославляют Господа Балараму. Почему? Потому что Он первый, кто изошел из Кришны. Если начертить схему, то можно сказать так: «Кришна – одна ступень. Он распространяет Себя в бесконечное количество форм. Но вторая ступень, когда Он выделяет кого-то из Себя, это Баладев. Если в Кришне красота, привлекательность… Какое второе качество Бхагавана?
00:16:51 У Бхагавана есть шесть качеств. Он прекрасен. Дальше. Он обладает силой, славой, отречением, богатством… [спрашивает зрителей] Чем еще? [зритель] Знанием? [Махарадж] Знанием. Поэтому вторая… второй аспект, который… Красота – самое главное. Поэтому красота, сказано, что это самая главная производная. Поэтому Кришна эксклюзивно её оставляет за собой.
00:17:28 Но второй Его аспект это что? Сила. Бала обозначает «сила». Поэтому Кришна, оставаясь самым прекрасным, передает также все свои аспекты Баладеву. Вопрос: является ли Баладев красивым или нет? Конечно является. Но Он на два качества уступает Кришне. Если у души 50 качеств, у деватов 55, у Нарайана 60, у Баладева 62, у Кришны 64. Его уникальные лилы с гопи и игра на флейте – эксклюзив. У Кришны есть ещё несколько эксклюзивных фишек. Например: павлинье перо, камень каустубха, т.е., ну, совсем маленькие вещи. Поэтому, если мы когда-то увидим кто это…
00:18:27 В науке об аватарах Кришнадас Кавирадж описывает: Чатур-вйуха… Из Баларамы исходит чатур-вйуха: Санкаршан, Прадьюмна, Анирудха, Васудева. Кто эти личности? Они источники всего трансцендентного бытия. Чем они отличаются? Помимо, естественно, функциональных обязанностей, которые на каждом лежат, они отличаются очень простыми вещами. Шанка, падма, чакра и… [пытается вспомнить четвертый атрибут] Шанка, падма, чакра… Что там еще? Шанка, падма, чакра… Ну, короче: лотос, булава, чакра и раковина. Четыре аспекта, которые проявлены в этих формах… Но Санкаршан, Васудева, Прадьюмна, Анирудха… Как их отличить? Очень просто. Чакра будет у одного в руке, там, в правой, но уже у другого она будет в левой руке и т.д. и т.п. Т.е. это некое… То же самое, только разные атрибуты в разных руках.
00:19:42 Для нас это ничего не говорит. Но для трансцендентного это говорит о многом. Почему? Потому что правая рука для нас является всегда неким действующим. Поэтому в зависимости от трансцендентных атрибутов также и трансцендентные качества распределены.
00:20:04 Но наука об аватарах крайне сложная. Единственное, что мы знаем, что тот самый Баладева, который явился как Нитйананда Прабху в этом мире, пришел в храм Господа Джаганнатха и что Он увидел там? Чему Он поклонялся? У Господа Джаганнатха есть форма, кторая называется чатур-вйуха. Прадьюмна, Санкаршан, Васудева, Анирудха. Он пришел пришел, чтобы поклониться этой беше, этой форме.
00:20:35 «Беш» – одежда. Божество Джаганнатха одевают каждый день в новую одежду. У Него её несколько раз в день меняют. У Него йоги-беша, где Он в форме йоги. У Него есть ганеш-беша, где Он в форме Ганеша. [смеется] У Него есть масса рзных беш, разных форм, разных одежд. У Него есть с руками, с сокровищами, такие, сякие, где Он в челме, где Он как воин, где Он как принц. Т.е. у Него бесконечное количество форм, одежд. Если у наших Божеств… [спрашивает зрителей] Сколько одежд у наших божеств? [зритель] [неразборчиво] тридцать пять. [махарадж] …около тридцати, то за последние десятки тысяч лет сколько одежд и форм Господа Джаганнатха? [спрашивает зрителей] Сколько у нас пуджари? [зритель] Ну, три. [Махарадж] Ну, три. Один – Ананда Мой, Махапатра. [спрашивает зрителей] Сколько пуджари в храме Джаганнатха? [зритель] Три. [Махарадж] Сотни. Тысячи служат. Как они служат? Абсолютно четкая иерархия. Один служит другому, другой служит другому – никто напрямую Господу не служит. Все служение директируется через махапатру. У него свои помощники, у каждого помощника свои помощники, у каждого помощника свои помощники. Даже наш [шрам] занят в служении Господу Джаганнатху – выращивает туласи и отсылает в храм Господу Джаганнатху, Туласи-манджари. Т.о. Господь экстрагирует в Нилачале служение с каждого.
00:22:05 И вот. Нитьянанда Прабху пришел в Нилачал и увидел… Кого Он увидел? Кому Он пришел поклониться? Он пришел увидеть самого себя. В этой трансцендентной форме – чатур-вйухе – Он увидел своё отражение. Он был в высшем смысле очарован своим трансцендентным отражением.
00:22:28 Часто мы стоим у зеркала и смотримся в зеркало. Но что нам говорят? Часы что говорят? [показывает на часы на руке] «Надо быстрее бежать». И так же у Господа. Он занят постоянно движением и лилой, но время от времени Он застывает, чтобы увидеть самого себя. И, Он прекрасен.
Если бы Бог был одним из нас…
00:22:53 Мы отмечаем сегодня день явления Нитьянанды Прабху. С этого начинается «Чайтанйа-чаритамрита». Все начинается с того, что тот самый Баларама, который Ананта, который чатур-вйуха, который поддерживает все вселенные, на котором все трансцендентные достояния, все прочее, Он пришел как Нитьянанда. Есть такая песня… Помните, да? «If God»… Как там она поется? «If God would be one of us». Ну, такая, известная песня. Ну, знаете, да? Такая девушка поет… Не знаю какая певица. [зритель] Джоан Осборн. [Махарадж] Да. [зритель] «What if God was one of us» по-моему. [махарадж] Да. [поет] What if God was one of us. Такая, известная. [поет] На-на-нааа на на-на-нааа. Ну, смотрели… Наверняка, слышали. Это хит. «Если бы Бог был одним из нас». Некая идея – христианская или имперсональная, или сказать, что «Ты Бог, ты Бог». Но реально… В Писаниях сказано, что иногда Брахман принимает форму и обладает способностью двигаться среди людей незамеченным. Представляете? Сверхсущество. Он ади-ману – изначальный человек. Он приходит к людям, и, как поется в этой песенке-хите и только совершенно другой смысл. Он начинает двигаться среди людей и он незамечен. Ну, как он незамечен? Как его возможно не заметить? Поэтому, для кого-то Нитьянанда Прабху замечен. Определенные трансцендентные личности заметили. Но, тем не менее, Нитьянанда Прабху явил себя тому, кому пожелал.
Экачакра – святое место явления Нитьянады
00:24:43 Нитьянанда Прабху рождается в Экачакре. Первый раз мы побывали там, по-моему, в две тысячи пятом году. Мы ехали из Навадвипа порядка восьми часов. Очень долгая дорога. Но место, куда мы приехали… Раньше я думал, что Навадвип – Бенгал, а это, оказывается… Калькутта, Навадвип – ещё центр.
00:25:07 Ну, вот. Когда мы приехали в Экачакру, мы увидели там настоящую бенгальскую деревню. Сотни и тысячи лет ничего не изменилось. Единственное, что появились не только соломенные, но ещё металлические крыши и время от времени металлические помпы. Но когда мы вошли в эту деревню Экачакру… Тысячи коров. Т.е., то, что меня поразило – везде были коровы. Эти коровы были настолько красивые… Они ели, там… Они стояли какими-то группами… Я все время фотографировал. Я не могу найти этот файл. Я не знаю, где он. По-моему, грохнулся на нашем сервере. У меня была целая съемка. Я ходил с фотоаппаратом, фотографировал. Коровы.
00:25:50 Люди. Потрясающие люди. Я таких фактурных людей не видал. Обычно в Бенгалии – спившиеся рикши с такими, там… ну, такие… с такими зубами. Такие, упыри. А здесь появлялись такие люди… [не может подобрать подходящих слов] Ну, вот… вот… вот прямо, вот… вот такие… вот какие-то ооочень такие… Ну, знаете, как... вот… ну, даже я не знаю как это назвать. Благородная кожа… пуджари, вот эти все. Очень какие-то, такие, чистые лица, гладкие… Такие… Ну, как инопланетяне они там. Вот. Это напоминало мне Стругацких «Пикник на обочине», да? Что мы где-то в центре – в Москве или в Питере, а на самом деле мы на обочине. А пикник произошел там. Т.е. какая-то трансцендентная фишка произошла там, а мы ничего не знаем об этом. Мы окружили себя какими-то коробочками, каким-то тележками, пластмассовыми телефончиками и думаем, что мы, вообще, короли природы. Но там, в этой простоте… Это было настолько потрясающе.
00:26:59 Представьте, да, бенгальская деревня фактически незатронутая. Там женщины, которые рубят солому; коровы [бафало]; там все стены измазаны навозом, обклеены, расписаны каким-то узорами. [прославляет Божеств храма] Джайа Шри-Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава Джиусундара ки! Джайа! Потрясающие дома, такие, небольшие с соломенными крышами, очень красивые. Ощущение было такое, что мы попали в какую-то матрицу. Мы пошли… И там не очень много людей. Сейчас приезжает все больше и больше.
00:27:41 Мы увидели место рождения Нитьянанды Прабху. Это очень красивое место. С одной стороны, конечно, будь, скажем так, будь… Ну, тут сложно сказать, потому что всё, что происходит с религиозными объектами, это некая, такая, современная эмансипация, да? И, вот, вокруг этого места построен там… Ну, кто-то его выкупил. …построен, там… Заборы, храмы, стоит какой-то памятник... Но, честно говоря, это вообще не вписывается туда, потому что если бы убрать все эти заборы, каменные какие-то здания, т.е. вот эту всю значимость, мы получили бы, такой, потрясающий кусочек аутентичной картины незатронутой цивилизацией.
00:28:37 И там стоял небольшой домик – такой, гхат. Там родился Нитьянанда прабху. И там потрясающий пруд, какие-то деревья баньяновые – просто нереальное место. Мы туда зашли. Естественно, там храм, некое поклонение. Дальше… Мы приехали на автобусе. У нас были с собой продукты, еда. Мы пошли гулять по местам, связанным с нитйананда-лилой.
00:29:10 Там Он родился. Его отца звали Хадай Оджа, Хадай пандит. Мать звали Падмавати. Они были брахманами по рождению. Нитьянанда Прабху провел детство… Причем, очень интересно. К нам сразу же набежала толпа индийских мальчишек – такие, маленькие мальчишечки, три-четыре года. Они все прибежали с тарелками, как только мы стали готовить. Они все просили прасад, потому что они знают, что приезжают паломники, готовят прасад. И вот это было какое-то потрясающее…
00:29:44 Мы сначала обошли все эти места. Подошел один брахман. Причем, если в раскрученных святых местах брахманы дергают за рукав, просят у тебя пожертвования. Подошел, такой, совершенно, космонавт. Причем сам. Вырулил откуда ни возьмись. Он стал нам показывать. Он сказал: «Вот в этом месте - это называется падмавати-кунда – здесь мать Нитьянанды стирала белье, и здесь Он купался. Вот под этим деревом – это называется «нитьянанда ситин плейс» – там, где Он сидел и отдыхал». Он сказал: «Вот в этой роще произошла лила»… Ну, так… Он водил нас по этим местам. Там какие-то дороги…
00:30:25 И… Знаете, вид такой, вот… Ну, не знаю. Если взять это как кадр: поле, такое вот, совершенно, поле, и там какими-то кусками вот такие вот рощи. И между вот этими рощами, такие, узкие тропки. И, причем, это вот одна, вторая, третья, четвертая, пятая, где-то там в дали за несколько километров, идет стадо коров… Потрясающая природа. Никакого… Мы, еще, приехали зимой. Представляете, там было, примерно как в Лахте, такое, немножко серое, такое какое-то небо, ну, совершенно мистическое. Вот эта вся роща просматривалась… Иногда Сатья делает здесь такие фотки очень глубокие. Какой-то свет непонятный был…
00:31:08 И, вот, мы ходили по этим рощам, и этот дедушка рассказывал нам: «Вот здесь Он играл Лакшмана, здесь Он потерял сознание, здесь проходила такая лила, другая лила». Это были какие-то рощицы, и там – какие-то развалины. Т.е. видно, что когда-то там - несколько сот лет назад – была какая-то жизнь, там были какие-то заброшенные самадхи святых покошенные, такие, утонувшие в землю. Т.е. видно, что здесь жили какие-то подвижники, которые были, оставили здесь тела. И, вот, этот мужчина ходил и показал, такую, потрясающую реку. Он сказал: «Вот по этой реке приплыло божество Кришны, которое нашел Нитьянанда Прабху. И Он здесь установил это божество Кришны». Мы прошли…
00:31:55 Честно говоря, всякое соприкосновение со святым местом отражается на нашем сознании, потому что святость этого места передать невозможно, но какое-то такое, измененное состояние сознания… Мы как-то ходили так – похихикивали, посмеивались. Знаете, как, вот, туристы приехали на место, где, например, проходила бородинская битва, или какой-то оркестр играл. Нет ни оркестра, нет ни битвы, но есть место. Но в нём что-то заключено.
00:32:29 Когда мы говорим о святых местах… Это как в компьютере. Фильм продолжается. Он, как бы, закомпрессирован, зазипован. Понятно, да? Т.е. он, как бы, закрыт от внешних глаз. Но, как сказал Шрила Шридахара Махарадж, это как вулкан. Ты можешь прийти на вулкан, встать на вулкане. И ты не увидишь ни дыма, ни огня, но ты увидишь легкое потряхивание, т.е. ты будешь понимать, что под тобой кубометры, мегаметры текущей лавы. И, вот, то, что произошло, то, что произошло там… мы чувствовали, что мы находимся на вулкане. Непонятно было – не было ни дыма, ни огня, т.е. вулкан не подавал признаков жизни. Но вулкан существовал.
Уход аватаров из этого мира
00:33:26 И позже Гурудев сделал несколько ремарок, которые раз и навсегда запомнились мне в сознании. Естественно, мы поехали, Гурудев нас благословил, и мы увидели все эти потрясающие места, потом этот брахман водил нас через всю деревню. Он показал храм, на котором плоская крыша. [спрашивает зрителя] Помнишь я тебе показывал, да? Он сказал: «Вот здесь Божества, которые установил Нитьянанда. Божество Кришны. Здесь ещё божества Вирачандры». И он говорит, что вот в этот храм они все ушли.
00:34:07 Если взять историю… Хотя мы не говорим об уходе Нитьянанды, Чайтаньи. Это мистерия, скажем так. Ну, понятно, да? Театр заканчивается на каком-то кадре – не показывается, как разбирается сцена, как артисты снимают грим, как они между собой беседуют, но, тем не менее, это происходит. Он сказал: «Вот здесь, в это место Они вошли и никогда не вернулись».
00:34:35 И, мы знаем, что Нароттам дас Тхакур, например, стал молоком. Мы знаем, что ряд великих преданных не оставили тела как мы. Нароттам дас Тхакур зашел в Гангу со своими учениками, омылся Гангой и сказал: «Все, пора уходить», - и стал [изображает таяние, растекание] «Бууулл», постепенно растаял и стал молоком. Они только успели горшок зачерпнуть с молоком. Поэтому на его самадхи всегда стоит горшок с молоком. Т.е. он уплыл как молоко по Ганге. Это как, помните в фильме «Матрица», да? Они приходят и уходят. Они сами выбирают то, как они это делают.
00:35:19 Казалось, действительно, что мы прибываем в каком-то месте, где все это… всё это правда, и всё это есть, но мы не можем этого понять. Это как прийти на место фестиваля в каком-то… Яхрому или Петяярви – мы увидим какую-то заросшую… кустарник, но когда-то здесь было много людей. Они пели, танцевали. И трудно представить, потому что зима, как бы, наложила свои следы.
00:35:44 И второе потрясающее, какое-то вообще, такое было место… Когда стало садиться солнце, я увидел тысячи тысяч летучих собак. Не мышей [показывает размеры] вот таких вот, а летучие собаки [показывает размер] вот такие. [смех в зале]. Они висели вниз головой эти летучие собаки. Тысячи летучих собак. Они поднялись в небо, улетели… как Бэтмен, такой [изображает шум летящей летучей собаки] «Вшуу», «Вшуух». В луне тысячи летучих собак. Т.е. это было какое-то нереальное место. Какое-то, чистое, такое, зовущее, какое-то, ну, вот, нетронутое. И, вместе с тем, оно какое-то необычное.
Нитьянанда разыгрывает кришна-лилу
00:36:26 Нитьянанда Прабху прожил там до тринадцати лет. Он явил там свои потрясающие детские игры. В своих детских играх Он являл лилы. Т.е., во что может играть Бог? Только в самого себя. Ему не интересно играть в жизнь смертных. Поэтому Он играл гаура-лилу, кришна-лилу.
00:36:48 Часто Он играл самого себя. И вот, однажды, когда нужно было… Взять Лакшмана. В рам-лиле Лакшман должен быть ранен стрелой Индраджита. Нитьянанда предупредил, что «Когда вы меня раните стрелой, я умру». И когда мальчики бросили в Него какой-то морковкой, как стрелой, Он умер. Все были в шоке. Никто не знал что сделать. Потом решили, что нужно доиграть эту игру. Представляете, какая потрясающая вещь – «доиграть игру»? И вот. Они стали её доигрывать. В результате того, как они стали доигрывать эту игру, в конечном итоге, лечебные травы были принесены Хануманом. Он почувствовал, возродился, как Лакшман. Все были настолько в шоке от того, что происходит. Они спрашивали: «Кто этот ребенок?» Это как «If God would be»… Брахман, который двигается среди людей. Понятно, да? Т.е. он такой же, но не такой.
00:37:44 Они соприкасаются с Ним и даже не могут осознать свою удачу, потому что соприкосновение с Ним раз и навсегда… раз и навсегда оно уничтожает обусловленную жизнь, потому что, соприкоснувшись с Ним, ты не сможешь жить по-другому. В этом есть основной… Радхарани говорит в одной из своих шлок. Они говорят, что те, кто получили Cознание Кришны, подлинно получили, они уже не могут жить по-другому. Мало того, что это Cознание Кришны, которое они получили, рождает в сердцах преданных глубочайшую тоску… Преданные думают: «А где же экстаз? Почему меня не прет?» Потому что мы меряем в этом мире все относительно себя. Но к сознанию Кришны мы приходим через его отсутствие, через тоску по Господу. И вот эта тоска рождается в сердце преданного и постепенно вытесняет все пороки, все грехи. Поэтому тоска, разлука является высшим.
00:38:48 И, вот в гаура-лиле разлука доведена до самого совершенства. Так же, как в рам-лиле, когда Господь Рамачандра уходил из Айодхии в лес… Его выгнал собственный отец. Выгнал по причине интриги. Отец любил Его настолько, что он не мог ничего с собой сделать, но обстоятельства обернулись против. Понятно, да? Т.е. в этом мире мы живем в мире обстоятельств. И драматургия построена на обстоятельствах. Эти обстоятельства непреодолимые.
00:39:31 И вот. Дашаратх выгоняет Рамачандру и умирает. И вот, когда Нитьянанда Прабху лежит без сознания, один из людей говорит: «Послушайте, этот мальчик действительно…», - они пощупали пульс, - «у него действительно остановилось сердце». Он действительно утратил связь с этим миром. И один из зрителей сказал: «Послушайте меня. Я знаю, я слышал. Когда я был молодой в нашей деревне проходил спектакль. И в этом спектакле был актер, который играл отца Рамачандра».
00:40:11 И… Вы знаете, есть две школы: Чехова и Достоевского. Ой, Станиславского. По Чехову ты должен отображать характер, но по Станиславскому ты должен стать этим характером. Поэтому, часто Станиславский сидел на пробах и кричал: «Не верю!!! Не верю!!!» Почему? «Потому что ты не стал этим». Но актер становится своим персонажем. Но когда актер играет трансцендентную личность, кем он становится?
00:40:44 Так вот, актер, который играл Дашаратха, отца Рамы, умер на сцене. Он умер от шока. Представляете? Какова эта была смерть? Его медитация была столь глубока, и он был преданным, что он умер на сцене. Все были в шоке услышав об этом. Но Нитьянанда Прабху воскрес. Но не долго было ждать этого момента. Потому что в драме смерть определяет самый лучший выход. Драматурги говорят: «Если вы считаете, что смерть для вашего героя будет лучшим выходом, вы можете его убить». В кино или в спектакле. И все скажут: «Да, это хорошо». Это как во многих фильмах о героях. Герой умирает, и все говорят - смерть самый лучший выход. Потому что в обмен на жизнь ему предлагали предательство, но он не предал.
Безумие Хадая Пандита
00:41:51 И вот. Смерть является одной из самой высших форм драматургии: Ромео и Джульетта умирают, умирают многие великие герои. И так же… В гаура-лиле… Почему посвящена… Вот когда мы пришли к Гурудеву, который знаток трансцендентных лил, он сказал, что это место не место Нитьянанды Прабху. Он сказал, что это место Хадай Пандита, Его отца, потому что именно там Его отец умер от разлуки.
00:42:22 И Нитьянанда Прабху до тринадцати лет прибывал в Экачакре. Пришло время – пришел преданный саньяси, странствующий монах. И он остановился на несколько дней у Хадай Пандита. Хадай Пандит был очень счастлив служить ему. Он видел в нём чистого преданного Кришны. Они беседовали день и ночь о Кришне, Балараме, о трансцендентном.
00:42:49 И, когда пришло время уходить, этот саньяси сказал, что… Хадай обратился к нему. Он сказал: «Какое-то пожертвование я тебе могу сделать? Что тебе нужно?» Этот саньяси сказал, что «В этом мире меня ничего не затрагивает. Нет чего-то в этом мире, к чему я стремился. У меня нет желания или нежелания. Но, беседуя с тобой и видя твоего трансцендентного сына, во мне родилось глубокое желание: если бы ты мог отпустить его со мной, потому что за это короткое время я привязался к этой трансцендентной личности. Я чувствую, что он будет самым лучшим спутником для меня. Лучший проводник в мир бессмертия».
00:43:42 И… Для Хадая Пандита это был шок, но он, будучи величайшим преданным, знал, что отказывать… …не мог отказать. Но также не мог разрешить. И вот. Он пришел к своей жене, чтобы посоветоваться, и жена сказала: «Все, что ты сделаешь, я так и решу». И Хадай Пандит долго не мог найти в себе сил, но в конечном итоге он сказал этому страннику: «Хорошо. Я знаю, что для моего сына это будет самым лучшим… с такой святой личностью, как ты обойти святые места».
00:44:20 И опять же. Когда мы говорим что такое любовь. Чистая любовь - не для себя. И вот Хадай Пандит отпускает Нитьянанду Прабху. Нитьянанда Прабху уходит. В «Чайтанйа Бхагавате» сказано, что с этого дня сознание Хадая Пандита помутнилось. Что такое помутнение сознания? Материальное сознание всегда является оппозицией трансцендентного сознания. Поэтому когда мы говорим «сознание помутилось», какое сознание? Он сошел с ума. Но с какого ума он сошел? Это не был ум… Это не был ум его души. Он просто потерял всякую привязанность к материальному миру. И в процессе, в своей медитации, постепенно памятуя о Нитьянанде Прабху, он оставил тело. Ну, за очень короткое время – несколько дней… …или неделя.
00:45:22 Он пережил глубочайшую разлуку со своим сыном, и его раса, ватсалья-раса, была исполнена. Почему? Потому что когда Кришна приходит в этот мир, у Него есть родители. И родители начинают переживать кришна-лилу. И в конечном итоге, когда Кришна уходит, родители начинают думать: «А был ли, вообще, Кришна моим сыном? Может быть этого не было?» Деваки и Васудева думают: «Может быть не было у нас сына никогда?» И потом они горят: «У нас точно никогда не было сына». И начинают опять одну и ту же молитву – они просят Кришну низойти. Кришна приходит как их сын. Они получают высшее переживание лилы в соприкосновении с Ним. Через какое-то время Кришна уходит. Они погружаются в столь глубокую разлуку, которая подобно магниту притягивает Кришну обратно.
00:46:14 И так же Хадай Пандит. В какой-то момент, памятуя о Нитьянанде прабху, он понял, что «У меня не было сына». И он ушел в вечную лилу, чтобы искать своего сына обратно.
00:46:30 Поэтому Гурудев сказал: «Это не место Нитьянанда Прабху. Это место Хадай Пандита». Он сказал: «То, что там пережил Хадай Пандит, никто не в состоянии пережить в этом мире». Любовь разлуки настолько сильна и настолько совершенна, что… Как проститутка сказала Билвамангалу Тхакуру… Когда Билвамангала Тхакур сказал, что «Я хочу твоего тела. Я люблю тебя», - она сказала: «Что ты любишь во мне? Кишки? Испражнения? Ногти? Волосы? Душу? Что ты любишь во мне?» Она сказала: «Пойми, то, о чем ты говоришь под словом любовь невозможно применить к этому туловищу. Если бы ты смог реализовать это и применить это к Кришне… Если бы ты в Кришну так поверил… Если бы ты совершил все эти аскезы ради Кришны, ты бы давно уже достиг Его».
00:47:27 И… В этом смысле мы видим, что величайшие вайшнавы полностью устремляют себя на этот поиск. Да, Кришну найти очень трудно. Кришна-према судурлабха. Она редка. Сам Кришна говорит: «Я очень редко награждаю кришна-премой. Но когда я прихожу как Махапрабху, как Чайтанья, есть некая альтернатива»… Он говорит, что даже боги этого мира – Брахма, Шива, Кувера и прочие остальные – не в состоянии обрести. Хотя Кувера заведует всеми богатствами деватов, он считает, что кришна-према – самое ценное, то, чего нет даже в его сокровищнице.
Проповедь сознания Гауранги
00:48:20 И вот. Произошло так, что Нитьянанда Прабху явился. Прошло время он оставил этот мир. Он провел свои деяния. Он встретился с Чайтаньей Махапрабху. Он проповедовал Cознание Кришны по просьбе Махапрабху. Его песня была «bhaja gauranga, kaha gauranga, laha gauranga namа». Прийдя с Чайтаньей… Чайтанья ему сказал: «Проповедуй харе-кришна». Нитьянанда Прабху сказал: «Какое харе-кршна? Какое харе-кришна я могу проповедовать? Ты – ходячее харе-кришна. Ты Кришна и Радхарани. Поэтому я буду проповедовать Гаурангу». Он наводнил Бенгал сознанием Гауранги. Когда я прочел эту историю, я был очень потрясен. Думал: «Как интересно».
00:49:18 Мы приехали первый раз в девяносто каком-то году на Грушу проповедовать. Был девяносто, может быть, пятый год. Там был фестиваль, и там были кришнаиты. Я думал: «Чем мы бы отличились от одних кришнаитов, от этих кришнаитов». Я вспомнил, что Нитьянанда прабху… Харе-Кришна мантру знают все, но сказано, что имя Гауранги и Нитьянанды способно освободить даже оскорбителей. Харе-Кришна Махамантра без оскорблений слушается. Если есть оскорбители вайшнавов, то… и они оскорбляют Святое Имя, то это очень плохо. Но Нитай-Гауранга, гаура-мантра, имя Гауранги – вне оскорблений. Его могут даже оскорбители слушать.
00:50:08 И, увидев, там целую… пьяную… как бы… Все пьяные. И все такие – [изображает невменяемого, пьяного] «Ээээааааэээ». Я имею в виду общие массы. Были люди, которые уважительно относились к религии, но в целом… И тогда я понял, что мы будем петь, следовать стопам Нитьянанды Прабху и петь «Бхаджа Гауранга», «Нитай-Гауранга» и т.д. Все пьяные ночью танцевали – «Гауранга! Гауранг!» - им очень нравилось это. Я не помню что они кричали, но они подходили на утро и говори: «О! Круто! Че вы поете? Что такое Гауранга? Нитай?» Проще, чем «Харе-Кришна». «Харе-Кришна» невозможно проговорить в пьяном состоянии. «Нитай-Гауранга» - очень просто. В особенности «Харибол» им очень понравилось. «Харибол! Харибол!» [смеется] и т.д. И так они пели «Харибол! Харибол!»
00:51:03 Я помню, нас было двое или трое, но через несколько, буквально уже, минут вокруг нас, наверное, было тысячи человек. Мы шли с мридангами и с киртаном. Уже тысяча человек танцевали и пели «Харибол! Харибол!». Это были незабываемые дни. Ничего не смешивал никаких… Сколько мы ездили и проповедовали, это самые лучшие дни моей жизни. Я уверен, что эти самые лучшие дни ещё будут, но тогда была немножко другая кондиция и можно было всю ночь петь и танцевать.
00:51:39 Я всегда вспоминаю об этом, потому что… В писаниях сказано, что «Кому нужна философия в Кали югу? Кто может её понять?» Философия для философов. Само соприкосновение с преданными гораздо больше, чем умственные переживания.
Спаситель падших
00:51:57 И вот Нитьянанда Прабху пел: «Бхаджа гауранга, каха гауранга, лаха гауранга нам». «Воспевайте Гаурангу, поклоняйтесь Гауранге». Его цель жизни, Его визита была только одна – воспеть Гаурангу. Никто не был застрахован от Его милости. Если Махапрабху играл роль санньяси, совершенной личности, то Нитьянанда прабху… Сказано, что Он проповедовал в пивных ларьках, беседовал с проститутками, Он не был связан… Любые типы людей для Него были пригодны. Если Чайтанья Махапрабху следовал правилам вед, Нитьянанда Прабху ничему не следовал. Никто не знал – то ли Он саньяси, то ли брахмачари.
00:52:48 Однажды Махапрабху пожаловались и сказали: «У твоего Шрипада больше золотых колец на пальцах, чем у какого-то миллионера», - потому что Нитьянанда Прабху очень любил золотые кольца [смеется]. В Бенгалии они любят… [рассказывает с улыбкой] Ну, видели, там, Ачарья Махараджа, Гурудева. Это бенгальская тема. У Нитьянанды Прабху были камни здесь и камни здесь [показывает на пальцы рук]. Но в «Чайтанйа Бхагавате»… Ему сказали: «А ты знаешь что это за камни?» Что, вы думаете, что у Нитьянанды Прабху какие-то булыжники? Аметисты, агаты и рубины? Это чинтамани. Это камни, способные очистить, даровать Святое Имя каждому живому существу. И Он носит их очень много и показывает во время танца [смеется].
Измерение некрофилов
00:53:35 Все реалии в трансцендентном мире… Если в этом мире везде подстава, везде обман… Например, вместо стен гипсокартон, вместо воды H20. понятно, да? [смеется] Вместо любви вы сами понимаете что там. Вместо… Т.е. здесь все замещено, как бы, какими-то объектами. Эти объекты мертвые. Поэтому, как можно назвать материалистов? Извращенцы. Получить счастье, съев мертвое животное, попив мертвой воды, обняв, поцеловав мертвое тело… Оно мертвое, оно смердит. Можно попшикать его, но в нём нет жизни. То, что мы можем действительно полюбить – душу, трансцендентное живое существо. Но мы находимся в этой иллюзии. И это накрывает нас с головой, но благодаря сознанию Кришны мы можем вспомнить о своей другой природе.
00:54:48 Нитьянанда Прабху говорит о том, что есть другая часть тебя. Да, пускай она маленькая, подобно атому, но только эта частичка – душа – движет этим огромным телом (что телом слона, что телом муравья); что душа настолько прекрасна, что она в состоянии жить без ума. Душе не нужен ум – вот этот компьютер. Да? Как: у тебя есть компьютер или мобильный телефон, а тебе скажут: «Выкини его. Ты в состоянии решить все то, что ты решаешь в компьютере». Душа в состоянии жить без чувств. Что такое твои чувства? Невроз – перекосило, хандроз – заклинило, инфаркт, или [говорит на пороге слез] «ногой не могу пошевелить». Сегодня лег – сделал дандават - и почувствовал, так, позвоночик так [изображает хруст позвоночника] «Кхык-кхык-кхык-кхык». Знаешь, так, что-то во мне, там, щелчков двадцать произошло. Я подумал: «Ничего себе, уже делаю дандаваты, и уже… Так вот это говорит о том, что песок сыпется» [смеется].
Лучше не будет
00:55:52 Есть некое состояние этого мира. И самое главное, что дальше будет только хуже. Понятно, да? [смеется] Лучше не будет. Т.е. старость, она, там«Кык!» - помигивает. И каждый: «Хочу омолодиться». На сколько лет? «Хочу омолождаться вечно!» Родишься и омолодишься. [смех в зале]. Поэтому то, к чему мы стремимся, естественно для нас. Смерть и жизнь. Показывали по телевизору: «Ооо! Убили бизнесмена грузинского». Потом оказывается – сам умер. От чего умер? От радости или от горя? Нет. Пришло время: сначала порадовался, а потом погрустил. В этом мире от тюрьмы и сумы… Никто из нас не знает сколько дней ему осталось.
00:56:50 В армии дембеля вешали веревочку и отрезали сколько… Я помню, смотрел когда они резали… столько-то дней до приказа… И тут, в одну прекрасную ночь, я помню, пришли к нам в казарму, подняли всех старослужащих, а через какое-то время они оказались уже в Кандагаре. Понятно, да? И веревочку они уже не отрезали. Веревочку отрезали им, потому что их половину просто там замачили сразу же на выводе войск. Поэтому мы можем резать свою веревочку и думать: «Воот, до конца, там… Вот сто лет я проживу… Вот уже прожил столько-то, столько-то…»
00:57:47 Поэтому Махапрабху и Нитьянанда Прабху обратились к нам и сказали, что нету гарантии, что ты родишься в следующей жизни человеком. «Джив-джаго», то, что мы поем каждое утро. Где гарантия, что ты родишься человеком? Ты тратишь своё время на что? Вот если начать записывать как прошел день: пол часа я тупил в телевизор; потом я думал: «Ааа…. Что есть?»; потом я сделал… Т.е. если записать жизнь человека, то мы увидим, что… «А что у Вас было самое главное сегодня?» «Я возмутился». Услышал по-украински «газ» и возмутился. Все. Понятно, да? Новости: «Возмущение или радость?» «Ура. Наконец-то сбили кого-то», или какая-то там подводная лодка утонула, или «Ой! Слава Богу, кому-то газ перекрыли». …моей бабушке. И т.д.
00:58:46 Т.е. вот, вот человеческая жизнь. Страдания живых существ вызывает радость. Понимаете, какие вещи? Посмотрите на фильмы. Что мы смотрим в кино? Спрашивают: «Нормальный боевик?» «Ну, такое… мочилово, примерно. Герой замачил двести человек». Мы счастливы. Почему? Да потому, что всем понятно, что душа бессмертна. Понятно, да? [смеется] Даже боевик. Мы понимаем, что это нереальность. Почему это не реальность? Потому что Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Невозможно убить или быть убитым». Все это внешняя картинка. Но мы очень привязаны к ней.
Общество преданных – наше богатство
00:59:26 И сегодня день явления Нитьянанда прабху, когда Он пришел освободить таких как мы. Понятно, да? Мы материалисты. У нас вообще нет шансов. Я понимаю, что шансов нету. Т.е. я даже понимаю, если честно, что шансов нету [сейчас самому]. Т.е. я не уверен, что всё, что я делаю в моей жизни, духовно. Я не уверен вообще, что я здесь накопил сукрити.
00:59:56 Когда я смотрю на… Сегодня я готовил на кухне и смотрел на Яшоду. И часто я над Яшодой издеваюсь – «Хи-хи, ха-ха». Но я посмотрел и подумал: «Нифига себе, Яшода. Он же с утра до вечера много-много лет без остановки»… А результат его служения мы едим каждый день. Понимаете, да? Божества и т.д. Я подумал: «Насколько нужно быть великим человеком, чтобы так себя посвятить?» И при этом он ещё говорил: «Вот, Махарадж, ложка, вот…» Т.е. он ещё успевал меня асестировать. Я подумал: «Потрясающие преданные люди. Как с ними мог я соприкоснуться?» Хотя они незаметны. Мы праздновали день рождения Джйоти. Мы знаем, что бы ни случилось в храме, Джйоти оденет на себя костюм, Виджай Раман держит его за ноги, а он ныряет в люк с испражнениями, нашими же. Это потрясающие люди, которые собой…
01:00:59 Я подумал: «Мы живем с такими людьми, но мы их не замечаем». Но если мы начнем общаться с ними, то… У них сокровище, огромное сокровище. Если мы… А как с ними общаться? Только вместе служить, помогать. Ты же не зайдешь и не скажешь: «Яшода, ну-ка раскрой-ка мне своё сердце». Он скажет: «У меня нет времени. Я раскрываю его картошке «Гауранга». Ананда Мой заказал свеклу под шубой. Я пытаюсь её исполнить». И Яшода спрашивает: «Чего хотите сегодня?» Представляешь, приходит он и говорит: «Что вы хотите сегодня на завтрак или на обед?» И это не одноразовая помощь. Это много разовое служение.
01:01:42 Вот такие люди, как преданные… Их невозможно найти нигде. Т.е. они, однозначно, не бегают толпами по улицам. Хотя, это в каждом человеке. Но в сознании Кришны этот потенциал раскрывается. И, вот, Нитьянанда Прабху своим примером показывает это. Он приходит и становится идеальным слугой. Если бы Господь не мог быть идеальным слугой, Он бы не мог требовать себе идеального служения. Вот на этом мы закончим сегодняшнюю лекцию.
01:02:15 Поэтому Нитьянанда прабху – идеальный слуга Шри Чайтаньи. Сегодня день Его явления. В Писаниях сказано: «Все, кто слышали о Его деяниях, обязательно обретут кришна-прему, обязательно обретут эти качества – качество идеального слуги» . А если у нас будут качества, то, конечно, жить нам будет гораздо легче.