Положение Адвайта Ачарьи в гаура-лиле
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Успех лежит за гранью комфорта
00:00:00 Все мы о Господе никогда не узнаем. Да и вряд ли все нас интересует. Нас не интересует все. Нас интересует в большей степени в этом мире то, что касается нас самих.
00:00:15 Когда мы ищем связь с Богом, по сути дела, мы ищем гармонию, некое состояние, в котором мы будем чувствовать себя комфортно, гармонично, совершенно. Это то, на что мы рассчитываем от связи с Господом. Мы хотим гармонии.
00:00:38 Но удивительным образом многие известные личности, достигшие успеха в той или иной сфере, начиная с материальной и до духовной, говорят следующую вещь: успех лежит за пределами, гранью комфорта. И от сюда возникает вопрос что такое гармония.
00:01:05 Что такое гармония? Что такое комфорт? Например, кому-то комфортно лежать в постели; кому-то комфортно иметь слуг; кому-то комфортно, чтобы ему поклонялись, как известной звезде. Но разве может быть личный комфорт гармонией, тем более абсолютной гармонией? [прославляет божеств храма] Джайа Шри-Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава Джиусундара Ки! Джайа! [обращается к зрителям] А может свет, как-то, зажжем? Нет? А то у нас темно здесь очень. Вот. И на алтаре тоже.
00:01:49 Итак. Мы помним о том, что личный комфорт, к которому мы все так стремимся в той или иной степени… Мы всегда говорим себе, зачем нам нужен этот комфорт. По сути дела, мы считаем, что комфорт – часть гармонии. Но удивительная вещь, что в той или иной степени обретя какой-то определённый комфорт – внешний, материальный комфорт, мы чувствуем, что мы потеряли что-то очень ценное, внутреннее. Мы понимаем, что когда-то мы может быть имели что-то, что невозможно ни купить, ни поменять ни на какой комфорт. И, соответственно, нас ждет разочарование.
00:02:38 Так вот. Возвращаясь к идее «что такое гармония»… Мы все знаем, теоретически знаем, что гармония – служение Господу. Но привести состояние служения к комфорту нам очень тяжело. Потому что понимаем, что служение, как правило, - дискомфорт. Нужно что-то сделать, перенапрячься, много работать.
История о раздаче листовок на Брайтон-Бич
00:03:08 Но вот происходит удивительная вещь. Я рассказывал одному своему другу, что первое удовлетворение в жизни я испытал от того, что… Ну, я имею в виду настоящее удовлетворение. …от того, что… Может быть, Ямуна помнит те светлые времена. [спрашивает у Ямуны] Может быть помнишь, когда мы поехали проповедовать на Брайтон? Ты была тогда? Это было в Нью Йорке. Нет? [Ямуна отвечает] Я помню, что были на Брайтон, но меня, кажется, не было там. Не было, да?
00:03:44 Ну, вот. Мы поехали проповедовать на Брайтон. И впервые мы напечатали листовку о сознании Кришны. И, могу сказать, что нас никто не воспринял там, потому что Брайтон – такие, достаточно… публика очень местечковая. У нас, даже, такая история была интересная. Мы встали с книжками Шрилы Прабхупады на русском языке, на английском. #00:04:10# Ну вот. И, первое состояние удовлетворения я испытал, когда эту листовку на русском языке о сознании Кришны, которую мы набрали на компьютере… Я её распечатал на ксероксе. И, вот. Помню, такое у меня было счастье, удовлетворение: прихожу, говорю: «Можете сделать это – размножить?» Он говорит: «Сколько экземпляров?» Я говорю: «Чем больше, тем лучше». Он говорит: «У меня только триста или четыреста листов бумаги сейчас есть». Я говорю: «Давайте». И начинает эта машина ксероксная работать. И в этот момент я чувствую, что меня как-то прет вообще нереально. Я вижу эти листовки о Харе-Кришна, которых становится больше, больше, больше и больше, и испытываю такое счастье…
00:05:01 Естественно, мы собрались с преданными, поставили стол с книгами, прасад. Нас было человек десять. Идет народ, поток. Причем, сказать честно, что в Америке, в особенности на Брайтон не все из Москвы и Санкт-Петербурга. Это, как правило, «Жмеренка», «Бердищево» - так сказать, вся наша многострадальная Родина… бухарские евреи, пенсионеры и т.д. и т.п.
00:05:34 Мы раздаем книги. Люди подходят [говорит с «одесским» акцентом]: «А скажите – а що вы здесь продаете? Що это у вас такое?» «Это Cознание Кришны». «А что из-под меня будет для этого?». Ну, вот такие вопросы. Время от времени появляются люди: «Да. О Боге – интересно, духовно». Берут. Ну, все равно, мы в полном драйве раздаем листовки. Чем больше раздаем листовок, тем больше прет.
00:05:58 И, когда мы говорим о божественной драме, о божественных деяниях, то… Господь, безусловно, не приходит в этот мир один. он говорит: «janma karma ca me divyam / evaṁ yo vetti tattvataḥ» [Bg 4.9], - «Вы должны понять, что я не один». «Бхагавад-Гита» говорит: «Кто поймет меня и моё окружение…». Поэтому идея в том, что Господь один… «Он один. Он един» - это очень далекая идея. Чем ближе мы будем приближаться к Господу, тем больше мы увидим, что Господь окружен преданными.
Департаменты служения
00:06:38 Но ещё одна реализация, которая придёт к нам… Например. Кто-то может сказать: «Здесь президент Виджайа Раман». Но кто-то скажет: «Но на кухне он ничего не решает. На кухне всем разруливает Яшода». Или в видео студии всем разруливает Сатйа Сундара. С интернетом всем разруливает тот-то. С электрикой всем разруливает Джо. Возникает вопрос: кто такой дирижер? Кому-то может казаться, что дирижер – тот, кто играет на всех инструментах, кто дует во все дудки. На самом деле – нет. Мы увидим, что даже зачастую дирижер стоит к оркестру, иногда, спиной. Часто дирижер может стоять к оркестру лицом. Но если это очень квалифицированный дирижер… Понятно, да? …то оркестр понимает его даже со спины. Естественно не тогда, когда он репетирует, а тогда, когда необходимо выступить, когда выступление. Так же Кришна.
Драматические роли демонов
00:07:57 Зачастую Кришна становится спиной к оркестру и лицом к зрителю. Но этот оркестр настолько совершенен, что в этом оркестре каждый знает свою арию. Поэтому кажется, что Кришна совершает свою лилу. На самом деле мы знаем, что это глубоко пронизанные определённым сознанием действа. В этом действии даже демоны… Даже демоны… И даже демоны в этом действии занимают особое положение. Узнав историю, мы увидим, что демоны, которые в кришна-лиле, - великие преданные Кришны. Да, они пришли сыграть роли демонов, но это не значит, что они демоны. Мало того, что мы увидим, что демоническая природа – тоже что-то временное.
00:09:04 Мы увидим, что ведьма Путана пыталась убить Кришну, но она изменилась. Каким образом? Представим первый вариант. Ведьма Путана хотела убить Кришну и вдруг она раскаялась по дороге. Пришла к матери Яшоде и сказала [говорит низким хриплым голосом]: «Никакая я не прекрасная девушка. Я просто жалкая беспомощная ведьма. У меня нет ни капли любви к Богу». И т.д. и т.п. Мать Яшода сказала [хлюпает носом]: «Не расстраивайся, не расстраивайся. Мы всё равно дадим тебе понянчить Кришну. Какой бы ты страшной ни была». Но это не так.
00:09:57 Ведьма Путана до конца сыграла свою роль. По полной программе. Когда она пришла в прекрасной форме. Гопи поняли, что здесь что-то не то. Но она была настолько позитивна. От нее перло таким позитивом, что, как бы, она даже и спрашивать особо никого не стала. Она взяла сразу же младенца Кришну на руки и тут же предложила Ему отравленную грудь.
00:10:27 Но суть состоит в том, что Кришна высосал из ведьмы Путаны весь негатив. У ведьмы Путаны не было особого самоанализа, психо-рассуждений, покаяний. Через это проходим мы. С ведьмой Путаной было все очень четко и понятно: нужно убить Кришну; вот Кришна; вот то, что принесет Ему смерть.
00:10:56 . Но в конечном итоге, каково разворотное событие этой драмы? А все думают: «Кришна! Как же Он? Стой, Кришна. Ведь там отравленная грудь!» Ананда Мой встаёт и машет рукой. Шйама с Урмилой кричат: «Не пей! Не пей!» [смеется] В это время Кришна поворачивается на руках ведьмы Путаны и «Кык!» - подмигивает Урмиле. Ананда Мой всё равно кричит: «Нет! Нет!» А Он поворачивается и как ни в чем не бывало начинает пить молоко.
00:11:44 Что произошло? Шйама в полном шоке. Урмила выхватила два револьвера. Ананда Мой упал с алтарной без сознания. Все. Кришна умер. Что происходит? [неразборчиво] Пули Урмилы летят в мертвое физическое тело Путаны.
00:12:26 И вдруг мы узнаем о потрясающем изменении. Демоническая натура преобразилась в прекрасную, ещё более привлекательную трансцендентную сущность. Это уже больше не ведьма Путана. Кришна дал ей возможность стать одной из своих матерей.
00:12:54 И Вишванатх Чакраварти Тхакур говорил, что когда Кришна пил молоко ведьмы Путаны, Он зажмурил глаза. Вайшнавы – те люди, которые знают самые тонкие детали о кришна-лиле. Для нас это может быть совсем незначительно. Кто-то сказал: «Он зажмурил глаза, потому что Ему нужно было убить женщину, к тому же, и кормилицу». Поэтому Кришна закрыл глаза, чтобы сохранить принципы религии. Другой сказал [смеется], что ведьма Путана была очень отвратительным живым существом: у нее очень дурно пахло изо рта [смеется]. Т.е. внешне она каким-то образом удерживала маску. Но её сущность проперала через её маску по полной программе. Это тоже драматическая идея. Ведь суть драмы состоит в том, что рано или поздно происходит срыв масок.
Душа и маска
00:14:04 Когда мы говорим о драме «Коза и семеро козлят», что происходит? Волк стучится в дом козы. Козы нет дома. Волк одет во что? Он одет в козлиную маску. Он говорит: «Ребя-я-я-тушки, козля-я-я-тушки, отворите». И вот они уже готовы вот-вот открыть дверь, что кричит Урмила? [смех в зале] [смеется] Урмила опять достает два револьвера. Ананда Мой опять кричит: «Нет! Нет! Это подстава!!! Это волк!» Что происходит с козлятами? Они ничего не слышат. В полном позитиве, думая, что это мама, они открывают дверь своей смерти.
00:15:15 Но в какой-то момент маски сорваны. Мы все понимаем, что это волк. Так же и здесь. Мы одеваем маски. Одна преданная мне вчера сказала: «Где существует разница между нашими масками и нами самими?»
[Махарадж спрашивает зрителей] Что такое наши маски, кто может сказать?
[ответ зрителя] Защита.
[Махарадж] Защита. Еще какие идеи?
[ответ зрителя] Ложное эго.
[Махарадж] Ложное эго. Что еще?
[ответ зрителя] Тот, кем мы хотим казаться [неразборчиво].
[Махарадж] Тот, кем мы хотим не быть, а казаться. Или?
[ответ зрителя] Самоотождествление.
[Махарадж] Самоотождествление.
[ответ зрителя] Да. В какой-то степени кем мы пытаемся быть, но [неразборчиво].
[Махарадж] Но не можем.
[ответ зрителя] До конца не можем, но показываем, что мы такие.
00:16:12 [Махарадж спрашивает зрителей] Что в этом плохого?
[вопрос зрителя] А что хорошего?
[Махарадж] Я вас хочу спросить.
[ответ зрителя] Хорошего ничего нет.
[Махарадж] А плохого?
[ответ зрителя] Да нет. Нужно всё равно это… [благо].
[Махарадж] Так.
[вопрос зрителя] И все видят какой ты плохой? Или хороший? Или то, что ты пытаешься стать хорошим? И действительное твоё лицо [неразборчиво].
00:16:42 Вы помните, да? В фильме «Остров» некий герой, отец Анатолий, косит под плохого. [спрашивает зрителей] На самом деле какой он? [ответ зрителя] Хороший. Хороший. Там главный поп косит под…? …хорошего. [спрашивает зрителей] Но потом признается в чем? [неразборчиво]. Нет. Что он… Да. Что он не дотягивает. [прославляет божеств храма] Джайа Шри-Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава Джиусундара Ки! Джайа!
00:17:17 [Махарадж спрашивает зрителей] А чем мы отличаемся от этой ситуации? [ответ зрителя] То, что в маске спрятано. Когда маска падает, и мы видим какие… себя таким… Т.е. мы видим подлинную свою сущность. Т.е. мы прячемся за этой маской, и сами не видим какие мы есть. Вот это, мне кажется, важнее всего. То, что как со стороны на нас смотрят и то, что о нас думают – не важно. Главное, что мы увидим, что на нас была маска. Вот это самое важное, мне кажется.
00:17:47 [Махарадж спрашивает зрителей] Но когда мы узнаем, что эта маска была ложная, что происходит с нами? Что мы должны делать? [ответ зрителя] Больше её не одевать. [Махарадж] Ну хорошо. Представим: какой-то человек пытался быть вдохновителем для преданных. Раньше всех вставал; всем обещал совершить служение; всех повозил, увозил; работал на кухне; проповедовал; был лидером. Дальше он говорит: «Это была маска. Но кем был я? Кем был я, одетый в эту маску?» И если это маска, хоть она и ложная, но она очень-очень классная, а «я», хоть оно и настоящее, но оно очень-очень ложное «я» во всех отношениях. Что делать?
00:19:13 [ответ зрителя] Пытаться подтянуть «я» к маске, если оно хорошее. А если [неразборчиво] на эту маску, но знать какой ты на самом деле. Сам для себя знать. Но если в маске собрана какая-то лучшая часть нас, если она действительно такая классная, то нужно надеяться на то, что постепенно, может быть, ты войдешь в эту форму. А если наоборот – собираются какие-то плохие вещи, то может быть лучше понять, что ты не такой уж и [монстр]. Т.е. есть две части нас – хорошая и плохая. Все таки, мы где-то чувствуем, хоть в какой-то степени.
00:19:57 [вопрос зрителя] А плохая маска, плохая часть – это не вторая маска? [неразборчиво]
Множество обликов Господа
00:20:22 Что же такое маска, в конечном итоге, если их много? Поэтому, божественные инкарнации тоже одевают на себя маски. Но…
[Махарадж спрашивает зрителей] У меня такой вопрос: когда Кришна, например, становится Чайтаньей, это маска?
[ответ зрителя] Вряд ли.
[Махарадж] А что это?
[ответ зрителя] Это Чайтанья.
[Махарадж] А что за Чайтанья, скажи мне, если это Кришна?
[ответ зрителя] Ну, это не совсем Кришна. Как говорится в «Чайтанйа Чаритамрите», что это Шримати Радхарани. [неразборчиво] Это Кришна в определённом настроении. Маска. можно сказать, что это маска. Ну, не маска. Можно сказать, что это облик [неразборчиво].
[Махарадж] Что-что?
[ответ зрителя] Все облики изначально [неразборчиво]. Это реально. Просто, когда [неразборчиво].
00:21:52 [Махарадж] Ну, и? [ответ зрителя] Он в форме Чайтаньи так же, как Он Свайам Бхагаван в форме Кришны [неразборчиво]. [Махарадж] Мы сейчас не пытаемся не дооценить подлинность Чайтаньи или неподлиность Кришны.
00:22:16 [Махарадж спрашивает зрителей] Кто такая инкарнация Господа? Кто Он, когда Он ей становится? [ответ зрителя] Маска – это, все таки, производная какая-то, да? [Махарадж] Ну, мы сейчас же не говорим о человеке. Мы говорим о Господе. Мы знаем, что у Него тоже много обликов и ликов. [спрашивает зрителя] Ашутоша, что ты скажешь по этому поводу?
00:29:04 [ответ зрителя] Это зависит от того, кто оценивает, с точки зрения кришна-лилы. [неразборчиво] наверное, Кришна занимает первичное положение, а Чайтанья – один из Его обликов, проявлений. [неразборчиво] а Чайтанья, я думаю, наоборот. [неразборчиво].
00:23.04 Шридхара Махарадж объясняет, что есть те преданные, которые эксклюзивно имеют привязанность к Кришне. Им очень трудно объяснить что-то другое. Есть преданные, которые имеют эксклюзивную привязанность к Чайтанье. И для них очевидна, как бы, некая идея Махапрабху. Но есть те, кто одновременно прибывают и там и там, которые могут одновременно оценить и Кришну и Чайтанью.
Проявления Вишну в Кришна-лиле
00:23:36 Но, возвращаясь к роли… роли каждой аватары и роли каждого спектакля… Мы знаем, что… [Махарадж спрашивает зрителей] В кришна-лиле Вишну появляется сколько раз?
[ответ зрителя] Много.
[Махарадж] Давай посчитаем.
[ответ зрителя] [неразборчиво].
[Махарадж] В кришна-лиле Вишну появляется где?
[ответ зрителя] Ну… Похищение детей.
[Махарадж] Раз. [неразборчиво] Что?
[ответ зрителя] В похищении детей… Там Он просто [прилетает]. Ну… Убивает демонов там же, вроде, Вишну.
[Махарадж] Нет. Ну, это, как бы…
[ответ зрителя] При каждом убийстве, получается.
[Махарадж] Ну, это, как бы… Ну, да. При убийствах.
00:24:27 [спрашивает зрителей] А вообще… с Вишну то… С чего начинается кришна-лила? [неразборчиво]. Что-что? [неразборчиво] Ну ладно, ну о чем вы говорите? Кришна-лила с чего начинается? Двоечники. Деваты, боги приходят на берег причинного океана. Вместе просят Брахму.
[Махарадж спрашивает зрителей] Что они просят?
[ответ зрителя] «Низойди». Спасти Землю[неразборчиво]
[Махарадж] Т.е. они обращаются к Вишну. Почему?
[ответ зрителя] Ну, до Кришны им вообще никак не добраться.
[Махарадж] Ну, помимо того, что кому до кого можно добраться…
00:25:14 Суть состоит в том, что кришна-лила начинается с того, что провозглашается некий принцип. Этот принцип – Бог. Поэтому, «Бхагаватам» говорит, что все эти лилы, которые здесь описаны – это Вишну. Поэтому невежда – кто не обладает проникновением на глубокий план Cознания Кришны… Индус покажет «Бхагаватам» и скажет: «Вот видите? Все написано про Кришну, а в конце написано, что все эти лилы Вишну. Это доказательство того, что не Кришна первоначальный, а Вишну первоначальный. Оно в «Бхагаватам».
00:25:56 Но Шрила Шридхара Махарадж объясняет почему появляется эта шлока в «Бхагаватам». Это шлока хочет установить божественность. Вишну нужен для того, чтобы установить божественность, потому что первая задача драмы – рассказать как можно больше о главном герое. Понятно, да? И в первом акте Вишну говорит полубогам: «Я явлюсь на этой земле. Готовьтесь». Да? «Рождайтесь там-то. Делайте то-то. Делайте это». после этого появляется Сам Господь.
Вишну и Кришна
00:26:37 Поэтому в гаура-лиле тоже существует тот же самый принцип. Адвайта Ачарья… …потому что лила одна и та же. Он является, да? И писания называют его изначальным. Поскольку писания и вайшнавы называют его изначальным, в конце гаура-лилы происходит некое поворотное событие. [спрашивает зрителей] Какое? Часть сыновей Адвайта Ачарьи отвергают Гаура-Нитйананду. Почему? Они говорят, что «Наш отец – Вишну. Наш отец - Господь». И они отвергают.
00:27:31 Вторая часть во главе с Ачйутой, Ачйутанандой принимает идею божественности Махапрабху. [слышится свист] Кто это у нас свистит так? [ответ зрителя] Ветер. Нас уже освистывает даже ветер? Вот.
00:27:47 Так вот. В чем эта идея? [слышится свист] [смеется]. Это флаг? [ответ зрителя] В вентиляции, наверно. [Махарадж] Так вот. Делая изменения, мы говорим о чем? О том, что Адвайта Ачарья занимает эксклюзивное положение. Его положение ставится под сомнение. Потому что одни участники драмы говорят: «Нет! Он – верховный». Тогда как вторые говорят: «Нет. Он действительно верховный, но у него есть одна очень важная функция».
История создания «Говинда-бхашьи»
00:28:44 Баладев Видйабхушан пришел в Джайпур. В Джайпур перенесли божества. Говиндаджи находится в Джайпуре. Возникал вопрос: как поклоняться? Брахманы сказали очень просто: «Нужно поклоняться Лакшми и Нарайане. Кришне можно поклоняться как аватару». Но вайшнавы Вриндавана сказали, что это полностью неправильно. Эта некая апасиддханта. Она состоит в том, что Лакшми и Нарайана являются производными от Кришны.
00:29:33 Баладев Видйабхушан пришел в Джайпур. Когда Баладев Видйабхушан пришел в Джайпур, то местные брахманы с кучей священных Писаний сказали: «Ты откуда?» Он сказал: «Я ученик»… [спрашивает зрителей]…Дживы Госвами, да, он был? «Я ученик Госвами». Они сказали: «А что же Госвами сами не пришли?» Ну, из тех, кто остался в живых. Баладев Видйабхушан сказал, что «Во-первых, они не спорят. Во-вторых, они все уже в почтенном возрасте. Они не могут легко добраться сюда до Джайпура». Это несколько сот километров. «Но если вас что-то смущает относительно нашего учения – вайшнавизма – и тех принципов, которые заложены в поклонении божествам, основанных на учении Рупы Госвами, в линии Махапрабху, вы можете задать вопросы мне».
00:30:40 Шридхара Махарадж пишет, что в то время Баладеву Видйабхушану было порядка 29-30 с чем-то лет. Увидев эту трансцендентную личность, который полностью посвятил себя жизни в обществе вайшнавов, они подумали: «Ты-то что можешь нам, знатокам священных Писаний, рассказать об этом, если даже твои Гуру не пришли? Да, мы знаем, что твои Гуру очень известны. Все знаю про Рупу Госвами, все знают про Санатану, все знают про Дживу Госвами». Они были прославлены в то время. «Но ты»…
00:31:23 И тогда брахманы решили, как бы, его [дисмис], убрать. Они сказали: «Вообще-то, всё, что ты сказал, не имеет для нас особого значения. Поскольку мы даже не знаем из какой вы сампрадаи». Но Баладев Видйабхушан сказал: «Как из какой? Мы от Чайтанья Махапрабху. Это гаудиа-вайшнавская сампрадая». Но брахманы сказали: «Есть Шри-сампрадая, Мадхава-сампрадая, Рамануджа-сампрадая, Вишнусвами-сампрадая. Четыре авторитетных сампрадаи. Вы-то откуда? Мы понимаем, что вы из Мадхава-сампрадаи. Но Мадхава не дает таких концепций, как вы. Значит, вы не следуете Мадхаве, да?»
00:32:23 Он сказал: «Нет-нет. Вы неправильно поняли. Мы – пятая сампрадая. Мы сапрадая, которую учредил Сам Чайтанья Махапрабху, который Сам Господь Кришна». Они сказали: «Мы все знаем про Шри Чайтанью. Мы совершенно не ставим под сомнение его святость. Мы знаем, что он занимает трансцендентное положение. Но если это так, как ты говоришь, у вас должна быть своя бхашья, у вас должен быть свой комментарий. Вы должны дать некое понимание священным Писаниям. Вы должны в этих пониманиях священных Писаний опираться на Веданта-сутру, на Упанишады, на Пураны, на Тантры, на «Шримад-Бхагаватам», на слова авторитетов. И, вот тогда… Если бы у вас была эта теологическая диссертация, ваша бхашья, тогда мы могли бы вас признать как сампрадаю».
00:33:27 Любая сампрадая имеет цену в том, что в ней все разложено по полочкам. Все разложено по полочкам… Кто-то скажет: «У меня в голове нет полочек. Я не понимаю. Я здесь уже пять лет. Я делаю то, что говорят, но у меня большие дырки в голове». Да, это так. Возможно. Так и не так. Потому что, если мы говорим о вайшнавской теологии, о вайшнавском образовании, на сегодняшний день это сложная тема.
00:34:10 В буддистских монастырях первые двадцать лет ты плетешь ковры. Почему? Буддисты считают, что пока у тебя крыша на место не встала, тебя учить бесполезно. Мы читаем каждое утро «Чайтанйа Чаритамрита» - самое термоядерное священное писание вообще реальности. «Чайтанйа Чаритамрита» не сравнима ни с чем.
00:34:34 Поэтому, когда мы говорим о глубокой идее вайшнавов… Баладев Видйабхушан сказал брахманам, что «У меня нет того, что вы просите. Но поскольку я учился у наших учителей – у Рупы, Санатаны Госвами, у всех наших учителей, знаю их духовное наследие, то я могу подготовить вам и собрать это все в единой работе». Тогда брахманы сказали: «Очень хорошо. Вот, когда вы соберете, когда напишите, тогда и приходите – будем спорить».
00:35:11 Но Баладев Видйабхушан сказал: «Да, я готов собрать». Они сказали: «Сколько Вам нужно лет?» Он сказал: «Неделя». Брахманы сказали: «Неделя??» Он сказал: «За неделю управлюсь». В это время с Божества Говинды упала гирлянда, и пуджари увидели, что Говинда дал авторизацию. Они сказали: «Сам Господь является свидетелем нашей беседы. Сам Господь дает направление».
00:35:46 Баладев Видйабхушан писал в течении недели. Через неделю Баладев принес «Говинда Бхашйа». «Говинда Бхашйа» - высшее заключение, основанное на примерах «Веданта-сутры», примерах логики, выражений священных писаний и т.д. и т.п. Он утвердил положение Господа Кришны над положением Господа Нарайаны.
00:36:14 Но, если мы говорим о том, каково истинное положение Господа Кришны и Господа Нарайана, то мы увидим, что Господь Нарайана, хотя Сам является воплощением [айшварьи], богатства. а Лакшми-деви является Богиней процветания, Господь Нарайана смиренно стремится поклоняться Господу Кришне.
Адвайта Ачарья – инкарнация Вишну и Шивы
00:36:46 Иногда Адвайту ачарью называют Махавишну и Садашива. Где-то говорится, что он Махавишну; где-то он Садашива. Возникает вопрос: почему Махавишну? Почему Садашива? Да? Шрила Шридхара махарадж объясняет: когда Господь стоит лицом к Кришне, в этот момент Он - Вишну. Когда Его сознание направлено на Майю, в этот момент Он спит. Вот это Его полусонное состояние, Его взгляд становится Садашивой.
00:37:35 Поэтому, когда мы говорим «божество Хари-Хара» или «Какова разница между Вишну и Шивой»… Нитйананда Прабху когда путешествовал по Южной Индии Шива-вачи и Вишну-качи, Он увидел, как невежественные брахманы ругают друг друга. Те кричат: «Шива – самый главный!». Другие: «Вишну – самый главный!» Нитйананда Прабху посмотрел, посмеялся и ушел. Даже не стал с ними ни о чем говорить. Почему? Потому что… Шрила Прабхупада сказал: «Если Вишну – молоко, то Шива - йогурт». Существует некая производная стадия, некая реальность, где…
00:38:22 Поэтому иногда Адвайта Ачарью называют инкарнацией Шивы, Садашивы; иногда Адвайта Ачарью называют инкарнацией Махавишну. То и иное – правда. Писания не врут. Некая способность привести это в гармонию – удел наших учителей, не нас. Мы не обладаем квалификацией.
00:38:49 Так вот. Адвайта Ачарья, когда приходит в этот мир… Мы знаем, что Майя не в состоянии выдержать… Майя не присутствует там, где Господь. Майя – иллюзия. Поэтому Майя смиренно в стороне. Когда Адвайта Ачарья приходит, перед ним Божества, в которых отсутствует божественный принцип, взрываются. Адвайта приходит на день явления Чайтаньи Махапрабху. Приносит золотые орнаменты, украшения. Адвайта самый авторитетный. Что Адвайта делает? Полный дандават Чайтанья Махапрабху. Что происходит с Чайтаньей Махапрабху? Он улыбается, вытаскивает свои стопы из люльки, и Адвайта Ачарья принимает пыль.
00:40:04 Сначала все в шоке. Адвайта делает поклон. Но, с одной стороны, этот поклон - также «Он есть Он», «Он пришел». Если бы это был не Он… Понятно, да? Если Адвайта Ачарья заходит в храм и там не Он, или не Дурга, не Шива, а что-то другое из ума какого-то материалиста, то это взрывается. Майя не выдерживает Адвайта Ачарью. Он делает поклон Махапрабху, показывая тем «Это Он. Он тот, кого я звал. Он пришел». Поэтому Адвайта в великом счастье, и другие полубоги. Они приходят в форме простых людей.
Явление Шри Чайтаньи
00:40:53 Джаганнатха Мишра сидит полностью опьяненный идеей того, что у него родился Махапрабху. В это время полубоги приходят под видом обыкновенных жителей из Бенгала. Но они приносят золото, одежду, шелковые ткани, орнаменты, украшения. Что делает Джаганнатх Мишра? Он просто, там [изображает растерянность]: «А… Харе-Кришна, спасибо». Все встают.
00:41:22 Там описано: «Некоторые жадные брахманы вставали в очередь по четыре раза». Вопрос только: до чего они были жадные. С материальной точки зрения можно сказать: «О, они были жадные до даров». С другой стороны, я помню как Бимал Канти залезал в тарелку Гурудева. Все хотели «ААА!!!» Бимала, но Гурудев сказал: «ОК. ОК. He’s greedy for the mercy». [смеется] Бимал четыре раза подходил к Гурудеву с прасадом. И когда все хотели выбросить его, спустить с лестницы, Гурудев сказал: «Нет-нет, он очень жаден до милости». Поэтому эти же самые брахманы, которые, с одной стороны, можно сказать, прельстились золотыми украшениями, орнаментами, а с другой стороны можно сказать, что какова была их жадность; они хотели получить даршан чистого преданного. Это называется «Не мытьем, так катаньем мы заставим тебя пить нектар Cознания Кришны».
Предвестник явления и ухода Шри Чайтаньи
00:42:36 Я заканчиваю. Ну, я все – заканчиваю. Пять минут. Из этого мы знаем, что Адвайта Ачарья, придя в этот мир, провозгласил эру прихода Махапрабху. когда Махапрабху обезумел и сказал: «Я уничтожу всю вселенную»… Т.е. не всегда Он, Махапрабху был в очень трансцендентном состоянии раздачи милости. Есть такая история, которая говорит о том, что Махапрабху пришел домой, разрушил полностью весь дом. Он был в гневе. Он ломал и крушил все. его мать стояла как вкопанная. Сказано: «Потом Он упал на пол и заснул», - как Вишну. Он сломал всё, что было в доме. Ничего не оставил.
00:43:48 Что произошло? Мать Шачи на следующий день ничего не сказала. Она просто стала убирать. Она не сказала: «У нас был один горшок, одна полка. А теперь у нас нет ничего». Он автократ. Он все разрушил. Кто-то может сказать: «Как он мог это сделать? Где Его мораль?» Мать Шачи не сказала так. Она приняла волю Господа.
00:44:24 Поэтому иногда Махапрабху мог сказать: «А, они мешают санкиртане, воспеванию святых имен? Сейчас я приду как Нрисимха-дев и уничтожу всех, убью всех грешников». Т.е.: «Меня глючит от этих грешников, материалистов. Я сейчас уничтожу всех». И только Адвайта мог Его похлопать по плечу и сказать: «Сейчас не время». И т.д.
00:45:01 Поэтому… Сегодня день явления Адвайта ачарьи. Адвайта Ачарья занимает величайшее положение в драматической лиле Господа Чайтаньи. Он пришел в этот мир, чтобы быть предвестником прихода Господа. Он участвует в самых главных событиях жизни Махапрабху. И он является предвестником Его ухода. Он пишет стих.
00:45:38 Он пишет, что «Тот самый рис, который был дорог во время неурожая, голода, засухи»… Он говорит, что в этом мире была засуха Cознания Кришны. Как правило, земля плодородна. Но время от времени приходит засуха. В чем суть этой засухи? Суть засухи в том, что это неестественное состояние.
00:46:06 И, вот. Была засуха. Началась Кали-юга. Люди потеряли полное представление о сознании Кришны. Что говорить о сознании Кришны, т.к. они потеряли полное представление о себе. Какое Cознание Кришны? Сознание себя утрачено. Сегодня один преданный сказал мне: «Махарадж, Вам нужно почаще уходить в себя». [зритель] И не возвращаться. Нет. Это естественно для каждого из нас анализировать наши действия. Я ему сказал:
- Но я ведь такой запаренный.
- Чем?
- Сознанием Кришны. [смеется]
- Что такое Cознание Кришны?
- Прийти к себе.
- Тогда чем вы так запарены?
- Сознанием Кришны.
- Чьего? Кого?
- Пытаюсь Его осознать.
Время уйти в себя
00:47:06 Поэтому… На этой радостной ноте мы закончим. С Адвайта Ачарьей все гораздо проще. Он всегда осознавал своё положение. Он всегда осознавал положение себя как слуги Господа. Во всей гаура-лиле он всегда с большим почтением относится к Махапрабху. Он всем своим существом пытается удовлетворить Его.
00:47:33 Вот он пишет стих. И этим стихом он говорит, что «Все. Ты сделал. Больше ничего людям не нужно. Ты принес кришна-прему. Ты создал Рупу, Санатану Госвами. Ты дал Cознание Кришны. Ты посвятил всех самых возвышенных личностей». И что происходит с этого момента? Махапрабху говорит: «Время уйти в себя». Для каждого из нас должно прийти время «уйти в себя». Но это время уйти в себя придёт тогда, когда мы выполним наше служение. После этого Махапрабху уже не вернулся из Себя.
00:48:33 Уйти в себя не значит поехать тусоваться куда-то на фестиваль или в Сочи или ещё куда. Уйти в себя – значит «не вернуться». Был момент, когда Шрила Бхакти Сиддханта тоже ушел в себя. Ему было тогда шестьдесят два года. Он оставил мир за шесть месяцев. От чего умер Бхакти Сиддханта Сарасвати? От разлуки с Кришной. После того, как он ушел в себя… И когда Шрилу Шридхара махараджа спросили: «Почему ушел Сарасвати Тхакур в таком юном возрасте?» Казалось, Cознание Кришны вот-вот…
00:49:15 Это был сорок… тридцать какой-то год. [спрашивает зрителей] Тридцать седьмой, да? Тридцать шестой год. Европа была на пороге войны. Идея об изменении мира витала в уме Гитлера, Ленина, Сталина, это было самое жестокое время в Европе.
00:49:36 Поэтому, с одной точки зрения можем сказать: Сарасвати Тхакур ушел потому, что мир не был готов для его идеи. Он подготовил Шридхара Махараджа, Прабхупаду и т.д. Но второй ответ состоит в том, что, как сказал Шрила Шридхара Махарадж… Он сказал: «Наше вдохновение было таково, что не только его разлука с Кришной заставило его уйти быстрее, а разлука Кришны с ним». Мы всегда помним о том, что это всегда два – преданный и Господь. И если преданный грустит о Господе, и в его сердце есть подлинная разлука, то это значит, что в сердце Господа также существует разлука.
00:50:31 [вопрос зрителя] А когда мы будем отмечать этот праздник? Завтра или в следующую субботу? Мы отмечаем его сегодня. [зритель] Нет. Я имею ввиду Нитйананда [неразборчиво]. Мы отмечаем Нитйананда Прабху как положено. [вопрос зрителя] «Как положено» - когда? Девятнадцатого? Девятнадцатого. Но праздник, рекламу на праздник мы на двадцать третье делаем для людей, потому что день Нитйананды сокровенный праздник – будет для преданных. Потом будет ещё раз для людей. [смех в зале] Т.е. преданные не люди. [смех в зале]. Для нелюдей. [вопрос зрителя] Т.е. завтра [неразборчиво]. Мы сейчас отмечаем день явления Адвайты. В пятницу… [вопрос зрителя] В субботу не будем [неразборчиво]. В субботу мы будем отмечать для прихожан. [зритель] Так суббота же восемнадцатое. Ну что, когда петь-то? Давайте сейчас споем, а потом будем сидеть и объяснять административные вопросы.