Природа наших желаний
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:06 Ведущая: Добрый вечер, всем кто слушает и слышит нас, меня зовут Анна! И этот мир веды называют «миром двойственности» ведь здесь чередуются радость и страдания, плохое ходит рука об руку с хорошим, но внутри нас уживается божественная и демоническая натура. И об этих натурах или качествах мы продолжаем наши беседы. В гостях у «Веда-радио» психолог, автор книг для женщин, наша дорогая гостья Гуна Манджари. Мы ждём ваши вопросы, которые вы можете оставлять на сайте vedaradio.fm или присылать нам в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963. А я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!
00:00:45 Гуна Манджари: Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!
00:00:49 Ведущая: У нас был достаточно продолжительный перерыв, больше месяца мы не слышали вас и очень соскучились. Хочется продолжить эту тему, мы её так глубоко изучаем, эти божественные и демонические качества. Поэтому передаю вам слово и с нетерпением жду узнать, о чём же сегодня пойдёт наша речь?
Очищение истинной природы человека
00:01:08 Гуна Манджари: Спасибо, я тоже скучала по нашим беседам, передачам, размышлениям на эту тему. И сегодня мы продолжим рассматривать виды живых существ - божественные и, в большей степени, демонические, и конечно мы приближаемся к концу по главе, которую мы рассматриваем в этой связи. Мы говорим о «Бхагавад-Гите» - книге, в которой непосредственно записана прямая речь Верховной Личности Бога. И он как источник всего и конструктор этого мира, сам говорит о том, что здесь было им задумано, как тут всё работает, как мы называем полушутя «инструкция от изготовителя».
00:02:17 Опять же скажу о том, что мы достаточно давно рассматриваем в частности то, что посвящено демоническим натурам, потому что здесь только один стих с первого по третий, в одном стихе здесь говорится о божественной природе, и с четвертого по двадцать четвёртый, то есть двадцать стихов говорится о демонической природе. Ещё раз напомню, для того чтобы была какая-то связь с тем о чём мы говорим, что для нас гораздо важнее понимание демонической природы, потому что божественная в нас итак есть, она дана нам по факту нашего существования.
00:03:20 И вся проблема только в том, что она покрыта материей. Материя как раз ответственна за проявление демонических качеств. Так, условно говоря, ответственны мы сами, но материя нам помогает это осознать. Идея в том, что нам просто нужно очистить свою истинную природу, очистить то кем мы являемся, то есть реинсталлировать себя самих и для этого нам нужно хорошо понять то, кем мы не являемся. Поэтому в человеческой жизни, в развитии человека большое значение имеет очищение.
00:04:22 Тут очень важно понимать, как это всё происходит, то есть от чего нам нужно очиститься. В самой же «Бхагавад-Гите» говорится, что кто понимает причину и природу невежества – избавляется от этого же невежества. То есть он уже больше не в невежестве, он уже – в знании. Поэтому знание помогает рассеять это неведение, как свет рассеивает тьму. Даже небольшая свеча может рассеять целую комнату тьмы. Поэтому, такая связка к тому, о чём мы говорили, продолжим, и может быть, уже скоро мы подойдём к концу в рассмотрении этих качеств. Тем не менее, связка в том, что даже небольшое понимание о том, что покрывает нашу истинную природу, поможет нам избавиться от невежества и этого загрязнения.
Проявление демонических качеств
00:05:40 Для этого мы обращаемся к источникам, то есть мы обращаемся к «Бхагавад-Гите». И я хочу немножечко зачитать из 16 Главы, которая посвящена этой теме, она называется «Божественные и демонические натуры». Я напомню об описании демонических проявлений, начиная с текста 17, я просто почитаю чуть-чуть, чтобы мы настроились на этот лад.
00:06:24 आत्मसम्भाविता: स्तब्धा धनमानमदान्विता: ।
यजन्ते नामयज्ञैस्ते दम्भेनाविधिपूर्वकम् ॥ १७ ॥
а̄тма-самбха̄вита̄х̣ стабдха̄
дхана-ма̄на-мада̄нвита̄х̣
йаджанте на̄ма-йаджн̃аис те
дамбхена̄видхи-пӯрвакам
«Самодовольные и дерзкие, ослеплённые богатством и гордыней, иногда они, кичась собою, совершают жертвоприношения, но делают это лишь для вида, не следуя никаким правилам.»
00:06:38 अहङ्कारं बलं दर्पं कामं क्रोधं च संश्रिता: ।
मामात्मपरदेहेषु प्रद्विषन्तोऽभ्यसूयका: ॥ १८ ॥
ахан̇ка̄рам̇ балам̇ дарпам̇
ка̄мам̇ кродхам̇ ча сам̇ш́рита̄х̣
ма̄м а̄тма-пара-дехешу
прадвишанто ’бхйасӯйака̄х̣
«Введённые в заблуждение ложным эго, силой, гордыней, вожделением и гневом, демоны ненавидят Бога, который пребывает в их телах и в телах всех остальных живых существ, и поносят истинную религию».
00:06:56 Здесь говорится о том, что на самом деле, причиняя боль и насилие другим живым существам, такая личность или человек, ведомый такими побуждениями, прежде всего, причиняет боль самому себе. Потому что Верховная Личность Бога в форме Параматмы – Сверхдуши, находится как в его сердце, так и в сердцах всех живых существ, не только людей, но и животных. Поэтому таким образом, мы связаны со всеми, со всем миром, как нить, которая пронизывает жемчужины, создаёт такое жемчужное ожерелье, так и мы связаны со всем творением. Мы не можем принести кому-то боль, не принеся её, таким образом, прежде всего себе, потому что мы пытаемся убить Бога, который находится в нас самих, что называется «позавидовали самим себе». И также здесь говорится, что когда действия таких людей направлены на разрушение других живых существ, таким образом, в первую очередь они разрушают себя самих.
00:08:41 И говорится о том, что «они поносят истинную религию», чтобы было более понятно, здесь не идёт речь об узко-религиозном контексте. На санскрите это слово звучит как дхарма. Дхарма – это закон, Вселенский закон, он нашёл отражение во всех религиях, потому что это всем понятно, что все религии говорят об одних и тех же вещах, об одних и тех же ценностях. То есть это отражение Вселенского закона, оно давалось таким образом, чтобы люди могли это понять, усвоить, и в зависимости от различных обстоятельств, места, времени – оно имеет несколько разную внешнюю подачу.
00:09:36 Но, так или иначе, везде отражён этот Вселенский закон, закон дхармы. Поэтому здесь более широкое значение это слово имеет, потому что тут говорится о нарушении вообще человеческих законов, о ненасилии. Мы перечисляли божественные качества, и когда эти качества не культивируются, то происходит нарушение принципа правдивости – это всё есть проявление адхармы - нарушение законов истинной религии или дхармы.
00:10:31 Далее, следующий текст:
तानहं द्विषत: क्रूरान्संसारेषु नराधमान् ।
क्षिपाम्यजस्रमशुभानासुरीष्वेव योनिषु ॥ १९ ॥
та̄н ахам̇ двишатах̣ крӯра̄н
сам̇са̄решу нара̄дхама̄н
кшипа̄мй аджасрам аш́убха̄н
а̄сурӣшв эва йонишу
«Их, исполненных ненависти и злонравных, самых низших среди людей, Я всегда низвергаю в океан материального существования, в разные формы демонической жизни».
00:10:52 То есть здесь говорится о том, что само умонастроение такое, как говорили о качествах демонической натуры, и, кстати, я могу их напомнить, их не так много, но они такие яркие: гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество – таковы качества людей обладающих демонической природой.
Обусловленность
00:11:21 Так как мы здесь говорим о начальной психологии, ведической психологии, речь идёт о том, что вот эти качества, которые перечислены как демонические, являются наказанием для живого существа. Это не что-то такое, что «хочет или не хочет проявлять, а вот будь хорошим и всё» - это называется таким термином как обусловленность, или как данность определённая, которая, выражаясь современным языком, - своего рода программа. Человек определённым образом психологически запрограммирован, и он действует таким образом. Достаточно сложно бывает не действовать по этой программе, если человек наделён этими качествами от природы - это своего рода наказание. И понятно, что знание разрушает карму, если наказание – это такая негативная карма, и в этом преимущество человеческой жизни, что нет такой жёсткой предопределённости (как у животных).
00:12:48 Человеческая жизнь даёт своего рода свободу, которой нет в более низших формах жизни, поэтому эта свобода находится в разуме живого существа. Поэтому при помощи разума, осознав определённые вещи, развиваясь, человек может выйти из под этой запрограммированности и дальше опять же в «Бхагавад-Гите» даётся понимание того, как человек выходит из этих негативных программ, в которых он вынужден находится пока не поднимается на более высший, более развитый уровень осознанности.
00:13:42 Многие психологи грешат тем, что очень сильно придают значение умозрительным вещам «а вот ты себе представь то, или ты представь это, а вот ты это качество вот так визуализируй, и вот мы его тут взяли и минимизировали». И в принципе да, наглядность может помочь увидеть что-то, осознать. Но полностью искоренить или избавиться от этой программы таким образом невозможно, потому что программа дана нам высшими силами, которые намного превосходят наши возможности.
00:14:37 Поэтому полностью трансформироваться – для этого нужен to transcend – трансцендентный путь, когда мы не просто полагаемся на свой ум, на свои способности, пытаемся в этом как-то маневрировать и манипулировать этими нашими инструментами; а когда мы поднимаемся на более высокий уровень сознания, мы выходим из нашей обусловленности и мы связываемся с высшими силами, с Верховной Личностью Бога. То есть когда мы поднимаемся на духовный уровень, не внешний религиозный, а в глубокой осознанности, то это помогает нам выйти из этой программы. Вот эту данность, эту цепь железную определённым образом разомкнуть, поэтому так важно понимать, быть осознанным, понимать каким образом это в нас проявляется.
Милость свыше как ответ на наши усилия
00:16:05 Так как мы живём в Кали-Югу, где люди привыкают мыслить категориями или крайностями, существует две крайности к этому подходу. Одни считают «хочешь быть хорошим – будь им! хочешь быть счастливым – будь им!», очень много таких лозунгов, несколько самоуверенных, что вот «я хозяин своей жизни…. я там то, это… а вы просто это сделайте, а вы просто перестаньте то или иное чувствовать». И в этом есть определённый смысл.
00:16:50 Бесспорно, мы должны к чему то стремиться, действовать на этом пути. При этом очень важно понимать, что мы не являемся окончательным, определяющим всей ситуации. По сути дела нам даётся свыше как милость, какие-то плоды, как ответ на наши усилия. Поэтому очень важно это понимать и, в частности, есть такой типа анекдота, но он помогает понять как, что работает или как не работает. Есть тренинги «как стать богатым», «как стать успешным» и так далее. Не хочется их полностью нивелировать, там есть много полезных вещей: как себя организовать, как наладить внутреннюю дисциплину, как быть позитивным – это всё, бесспорно, работает, но в конечном итоге сверху определяется - нам что-то будет дано или не дано, но это не означает, что мы не должны действовать.
00:18:11 Анекдот или история о том, как один миллионер, миллиардер – очень богатый человек рассказывал о том, как он разбогател. «Поделитесь, пожалуйста, как вы пришли к такому успеху? Он говорит: «Ну, я пошёл на базар, купил яблоко, и я продал это яблоко. На эту сумму я купил 2 яблока, я продал 2 яблока, купил 4 яблока. Так я продавал яблоки, покупал побольше. А потом умерла моя тётя богатая, где то там, в богатой стране и оставила мне миллионное наследство. Вот так я стал миллионером!».
00:19:01 Большинство вещей вот приблизительно из этой сферы. Человек каким-то образом получает милость свыше, и естественно его усилия тоже будут играть значение. И другой полюс, о котором тоже хочется сказать, это полюс того, что человек просто как ритуал, или как какое-то заклинание читает молитвы. Он читает просто бездумно, просто слепо; принял какую-то догму и ей следует. Бесспорно, это начало какой-то веры, это тоже очень благочестиво, это оценивается свыше, но, тем не менее «с закрытыми глазами туда не прийти» и поэтому даётся вот это знание, человек ещё должен осознать, как проявляется невежество, как проявляется его собственное невежество, его демонические качества.
00:20:10 Потому что человек руководствующийся лишь догмами и духовными ритуалами, становится фанатичным и слепым. Есть эта категория людей, которая отталкивает всех остальных вокруг себя. Это как раз говорит о недостаточности осознанности и понимания этим человеком. Поэтому очень важно это всё развивать и видеть, как в тебе это всё отражается, знать природу невежества, как она проявляется. Поэтому даётся так много знания, так много информации, так много книг на эту тему. И далее по тексту немножечко я пойду. Может быть, вы хотите что-то сказать или прокомментировать Анна? Мы можем поговорить или пойти дальше...
Как справляться с обусловленностью?
00:21:17 Ведущая: Давайте, мне кажется, пойдём дальше. Потому что я чувствую, что здесь углубляется, раскрывается эта тема. Мне очень интересно слушать, потому что от этой иллюзии хочется избавиться и сейчас всё больше методов, которые, мне кажется, вызывают вопросы. Вот хочется понять, как справляться с этой обусловленностью?
00:21:35 Гуна Манджари: Вот мы прочли о том, что эти люди низвергаются в океан материального существования в разные демонические формы жизни. И мы как раз об этом говорили, что это не просто так человек наделён демонической природой или демоническими качествами, проявлениями. Это он наказан таким образом.
00:22:07 Далее тут более конкретизировано:
त्रिविधं नरकस्येदं द्वारं नाशनमात्मन: ।
काम: क्रोधस्तथा लोभस्तस्मादेतत्त्रयं त्यजेत् ॥ २१ ॥
tri-vidhaṁ narakasyedaṁ
dvāraṁ nāśanam ātmanaḥ
kāmaḥ krodhas tathā lobhas
tasmād etat trayaṁ tyajet
«В этот ад ведут трое ворот: вожделение, гнев и жадность. Каждый здравомыслящий человек должен отречься от этих пороков, ибо они губят душу».
00:22:26 Мы упоминали вот эти трое ворот, может быть сегодня более подробно на них остановимся: вожделение, гнев и жадность. И мы посмотрим, что говорится в комментарии на этот счёт. Зздесь Шрила Прабхупада, комментатор «Бхагавад-Гиты» объясняет: «Здесь описаны истоки демонической жизни. Человек пытается удовлетворить своё вожделение, а когда ему это не удаётся, в его сердце возникают гнев и жадность. Здравомыслящий человек, который не хочет попасть в демонические формы жизни, должен постараться избавиться от этих трёх врагов, способных настолько погубить его душу, что он уже не сможет освободиться из материального плена».
00:23:23 Вот здесь мы можем увидеть, тут вопрос не просто психологии, что «не надо быть плохим человеком, не надо быть гневным, вожделенным и жадным – это не хорошо!». А вот почему это не хорошо? Здесь объясняется, что это низвергает человека всё глубже и глубже в материалистическое рабство, материальный плен. И важно понять саму природу материи, и мы говорили об этом много раз, для того чтобы связать с тем, о чём мы сейчас говорим, можно напомнить саму природу материи. Материя, по своему существу, по своей физике, стремится к разрушению. Любой человек кто знает физику, скажет, что основной здесь закон – это закон энтропии, то есть всё стремится к своему разрушению.
00:24:37 И это очень простые такие вещи, что ничего со временем не становится новее, никто не становится моложе, всё со временем стремится к разрушению, приходит к хаосу, то есть это природа материи. И чем глубже душа погружена в материю, тем вот эти законы разрушения всё больше и больше влияют на душу. И в психике, и в жизни такого человека всё больше и больше разрушения, потому что такова природа материи. Мы говорили, про гуны: благость, страсть и невежество. И вот природа материи - это невежество, это тамас или разрушение.
00:25:38 Поэтому чем глубже живое существо погружается в материю, тем больше разрушения, тьмы, страданий - всё, чего мы хотим избежать. По большому счёту, оно как раз связано с таким глубинным погружением. Это к тому, почему нам важно понимать, зачем культивировать саттвичные качества и избегать демонической природы. Потому что это такой обман существует, что «если я буду слишком добрым, хорошим, то я там чего-то лишусь» - это лежит как бы на поверхности, такое искушение, нарушить закон дхармы. Но глубинная польза внутри находится - в том, что человек всё-таки культивирует в себе дхармичную природу, божественные качества.
00:26:51 И здесь описано как то, что человек пытается удовлетворить своё вожделение и когда ему это не удаётся, возникает гнев. И в «Бхагавад-Гите» об этом тоже подробно говорится, что неудовлетворенное вожделение, неудовлетворённое желание – провоцируют гнев, поэтому человек гневный не просто так. Это означает, что он чего-то не получил в жизни. То есть гнев не возникает на пустом месте, гнев возникает, когда человек чего-то не получает. Поэтому дальше говорится о том, что это вожделение и гнев обладают природой огня.
00:27:50 Гнев – это очень огненное, разрушительное чувство, трансформирующее. И как огонь он способен сжечь всё на своём пути, то так и гнев деструктивный. Также как огонь, когда в огонь что-то кидаешь, это ещё больше его разжигает «масло в огонь». Когда человек пытается свои желания удовлетворить, то желаний, таким образом, становится всё больше и больше. Это бесконечно, это как есть такой пример отдающийся в Ведах это как расчёсывать зуд, то есть от того что ты чешешься, ты ещё больше хочешь чесаться.
00:28:43 Это тоже большая тема, работа с бесконечными желаниями, тоже важно сверяться в этом вопросе с тем, о чём говорят нам Веды, о чём говорят священные писания, которые рекомендуют регулировать свои желания. Сейчас мы можем увидеть, просто хочется немножко какой-то связки с сегодняшним временем, что много коучей. Очень много даётся знаний, информаций, очень много даётся того чего надо фильтровать. Сейчас как раз вопрос не в том чтобы получить информацию, задача стоит в том, чтобы отфильтровать информацию, понять что рабочее, а что нет – «отделить зёрна от плевел».
00:29:47 Сейчас вот эта тема желания очень сильно культивируется и даже я смотрю, блогеры или какие-то лекторы, особенно в женской теме, и даже те, кто практикуют духовные практики, говорят о важных вещах. Влияние этого современного общества потребления распространяется на всех. И причём неважно, это запад или восток, сейчас много разговоров о том, что всё зло идёт с запада. Но мы живём в материальном мире, мы живём в Кали-Югу и всё тут уравновешено, зло – везде есть.
00:30:50 Все заражены этим сознанием потребления, что здесь, что там. И ведутся такие разговоры, особенно в женских кругах, женские лекторы говорят о том, что женщина, её желания, – это “закон незыблемый”, и сколько она исполняет свои желания и культивируют ещё, и ещё. Все показывают, как они хорошо живут и как ещё они могут хорошо жить, женщины смотрят друг на друга. У такой - такие возможности, у другой - другие возможности, и там и сям, своего рода ярмарка тщеславия. Это тоже самое, что зуд, от этого возникает зуд.
00:31:54 И для того чтобы быть действительно объективным стоит учесть, что есть такой момент как желание, а есть такой момент как потребность. И в женском теле стремление к комфорту, гармонии, красоте – достаточно более сильное, и говорится «женщина более близка к этому всему в 7-9 раз», чем обычный человек, шутя говоря. И это надо учитывать, то есть вопрос не в том, чтобы в какую-то себя аскезу запереть, закрыть все свои потребности. Но мы говорили неоднократно о том, что есть природа, есть потребности, а есть бесконечное «расчёсывание» своих желаний.
00:32:54 И говорится, что обязательно нужно знать, понимать свою природу, потому что мы живём в Кали-Югу. И Кали-Юга очень несбалансированное время, для неё характерны крайности. То есть когда люди получают какое-то духовное знание, духовная практика, то маятник может качнуться в одну крайность, когда такой аскетизм: серая юбка, спим на полу, никаких излишеств, никакого комфорта - это чистое искушение, майя или ещё как-то называется – это одна крайность. Непонимание того, что находясь в этом теле ты ещё не свободен от него. Не надо имитировать святых, которые прошли длинный путь или они уже пришли с определёнными наработками и в другом теле находятся. Поэтому идёт в начале, когда общество только получает это знание, такой аскетизм, не подтверждённый уровнем развития.
00:34:27 И потом маятник обязательно качается в другую крайность – идёт торжество вседозволенности: «о чём вот нам тут всякие фанатики навязывают…. а что вот ведическая женщина, она может быть и такая, и такая…. и всё мы там откроем и дадим природе ходу… и желаний бесконечное множество… потому что это же женская природа… это же святое…» у меня есть что сказать на эту тему, но это может быть не в этой передаче.
00:35:13 Когда другая крайность начинается, муссируют другую крайность – это уже похоже на то о чём здесь говорится, бесконечное вожделение, которое и помещает душу в этот огонь полностью неудовлетворённый и вот этого зуда внутреннего. И кажется вот тебе и это, и это и всё равно вот хочется ещё чего-то и вот у женщины начинаются истерики, депрессии и прочее, и прочие проявления. Вроде в жизни у неё всё есть, но она хочет ещё чего-то и ещё начинает что-то придумывать себе: муж у неё не идеален.
00:36:12 К сожалению, приходится встречаться с такими случаями, и как жертвоподобные проповеди бесконечного культивирования своих желаний. Просто люди забывают, о чём им даётся в этих вечных законах, о том, что желания удовлетворить невозможно, их можно только остановить, как невозможно погасить огонь, подбрасывая в топку дрова. Важно урегулировать желания, и это вопрос самодисциплины, который также важен и для женщины, потому что мы говорим о развитии.
00:37:07 Потому что опять же безмерные вот эти все желания ведут к сильнейшей неудовлетворённости, к чувству неполноценности, к зависти. Опять этот вечный огонь материального существования может начать разгораться и, как следствие, неудовлетворенные желания ведут к появлению гнева. А гнев, так как в большей степени у нас женская аудитория, и мы ориентируемся на женщин, – это разрушительная эмоция. Есть разные его проявления. Если для мужской природы более свойственны проявления гнева – это как ярость, агрессия.
00:37:59 Хотя женщины тоже этому не чужды, но в большей степени для женской природы гнев может проявляться как обида, неудовлетворённость, истеричность и далее может идти до депрессии. Депрессия – это гнев, который обращен внутрь себя. Поэтому вот это такая деструктивная эмоция. Если мы готовы к диалогу, то мы можем перейти к диалогу, если нет, я могу ещё поговорить. Что вы думаете, Анна?
Как одновременно контролировать свои желания, но не подавлять?
00:38:48 Ведущая: Спасибо Вам, за эту тему про желания. У нас есть пара вопросов; я думаю, каждый узнал себя так или иначе, потому что желания нас постоянно сопровождают. И вот первый вопрос пришёл: «Понимаю, что большая тема, но может быть можно объяснить: как одновременно контролировать свои желания, но не подавлять, ведь это не полезно, насколько я слышала?».
00:39:10 Гуна Манджари: Да, это так. Желания подавить не возможно, также как невозможно подавить стихию, но другой момент, если у нас есть огонь в доме, мы же его контролируем, мы ему не даём разойтись по всему дому. Допустим, свеча у меня сейчас горит, она находится в какой-то ёмкости и я её закрою, потушу, когда уйду, я её не оставлю. Тоже самое, все свои желания должны быть осознанным, не просто слепо стремится удовлетворить их или слепо стремиться подражать, кому-то, кто может удовлетворять свои желания, у кого больше возможностей для этого.
00:40:08 То есть тут важно культивировать знания, понимание. Если мы заявляем, что идём по духовному пути, по пути самоосознания, важно изучить природу желаний, тут важна осознанность, то есть понимать, что это такое. Это на уровне понимания, знания. И на практическом уровне тоже важна внутренняя, внешняя дисциплина, духовная практика – это тоже дисциплина ума, дисциплина разума. Я не могу давать какие-то общие рекомендации, каждый сам для себя их определяет, аскетичность тоже важна, а не просто «я - женщина я могу просто сходить с ума и, пожалуйста, всем стоять тут я – женщина», нужно тоже себя отслеживать, не позволять себе, не залезать на голову другим и самой себе.
00:41:27 Допустим, когда человек теряет вкус ко всему, то есть у него много всего; и у него потерян вкус, это такой пример, к еде и ему уже ничего не нравится и ему хочется чего-то такого эдакого, то ему рекомендуется немного попоститься, чтобы чувства отрезвились и очистились. Поэтому здесь важна такая внутренняя дисциплина – не давать своим чувствам полный разгул, дать им дисциплину, аскезу; даже если в женском теле, тоже важна аскеза, в то же время изучать свою природу, свои потребности, понимать что тебе нужно для того чтобы ты функционировал нормально, адекватно.
00:42:46 Приведу пример, чтобы это было более наглядно, свой собственный. Я знаю, что мой ум успокаивается на природе, мне необходима природа. Я читаю свои мантры, иногда мне сложно в помещении, я знаю, что мне нужно выйти куда-то. И кто-то сам для себя определяет, что ему удобно, чтобы он был в нормальном состоянии, в адеквате функционировать. Может быть, кому-то нужно отдохнуть больше, кому-то нужно посидеть в одиночестве, другому нужно меньше чего-то делать. И для женщины тоже может быть важны внешние атрибуты, может ей украшения нужны или ещё что-то, для того чтобы в балансе свой ум держать.
00:43:55 Это всё существует и ведическая культура это всё предусматривает, то есть если посмотреть на женщин ведической культуры, то они не выглядят аскетично. Они достаточно в теле, украшены, танцуют, поют, никто их не держит в состоянии подавления. Поэтому нет, конечно, не нужно себя подавлять, нужно себя понимать, знать. В то же время, это как с лошадью «вожжи не должны быть распущены, но и не должны быть сильно натянуты – потому что лошадь взбрыкнёт». Должен быть нормальный тонус, чуть-чуть в тонусе держать себя и чуть-чуть в тонусе держать свои поводья. И каждый сам для себя определяет этот тонус.
Как справляться с желанием и слабостями в студенческое время, когда семью ещё не создал, но гормоны влекут в физические отношения?
00:45:03 Ведущая: Благодарю Вас за ответ, тут есть над чем поразмыслить. И вот вопрос, тоже связанный с желаниями, и с чувствами даже, в чём-то с гормонами, прислал нам, скорее всего мужчина или молодой человек. Вопрос о вожделении: «В студенческое время, когда семью ещё не создал, концентрироваться пытаешься на учёбе. Но гормоны, интерес влекут в отношения, включая физические. Как справляться с желанием и слабостями в этом плане? Даже при активной учёбе, при погружении в мир знаний, мудрости, всё равно оказываешься в этой зоне. Спасибо заранее!».
00:45:35 Гуна Манджари: Да, спасибо за вопрос, и это важный такой момент. Потому что, особенно в молодом таком возрасте, и такой зрелости, активности, гормоны очень активны и очень много идёт энергии во все центры, особенно в центр, который связан с воспроизводством. Рекомендуется – физическая активность, особенно, что касается мужской природы, и для женщины это тоже будет в какой-то степени справедливо.
00:46:19 Когда человек учиться, может быть, недостаточно физической активности, поэтому нужна в этом плане программа, чтобы было достаточно движений, бег или какой-то вид спорта. Тогда вот этот запас энергии или этот поток энергии, который идёт, будет расходоваться на то, чтобы все центры активно функционировали. Энергия будет уходить туда, она будет уходить на физическое движение.
00:47:17 Если говорить астрологически, то за потенцию отвечает Марс – планета Марс. Он же отвечает и за физическую активность, физические упражнения, за силу воли. Поэтому важно видеть себя не только с учебниками и с изучением (это всё относится больше к сфере Меркурия, он даёт такую более воздушную природу), но также важно задействовать вот эти Марсианские энергии.
00:48:01 Они задействуются в физической активности, причём желательно, (я запомнила, есть такая упайя для Марса – проработка его), чтобы до пота, чтобы пот выходил, желательно пропотеть, чтобы было какое-то сверхусилие определённого рода. Не просто я прошёлся быстро по набережной – нет, нужно так хорошо поработать физически. И конечно режим дня важен определённый, более или менее ранний подъём, потому что студенты имеют тенденцию засиживаться допоздна, потом поздно встать, потом режим может быть такой плавающий, скользящий. Важно более или менее чёткий режим.
00:49:14 Марс отвечает за дисциплину тоже, аскезы важны, правильное питание, не слишком тяжёлая пища, я уже не говорю о пище, которая не связана с насилием, она тоже помогает сдержать вожделение. Недавно прочла, духовный учитель писал о том, что мясная пища очень сильно провоцирует энергию вожделения свободного мужчины. Поэтому питание должно быть сбалансированное, без продуктов насилия. Также что касается специй, может быть меньше перчёной, пряной пищи, кстати говоря, лук и чеснок очень сильно энергию вниз опускают (!). Йоги – реальные йоги не употребляют лук и чеснока, потому что эти продукты усиливают течение энергий по нижним чакрам, туда энергию утяжеляют. Разного рода обливания прохладной водой, контрастные души тоже помогают. Вот, целый комплекс мер, который будет этому способствовать.
00:51:11 И, конечно, нужно меньше общаться с противоположным полом. Недаром, раньше существовали школы для мальчиков и девочек отдельно, чтобы энергия, шла на обучение, а не в другие центры, более нижние. Вот такой режим для себя составить – это будет помогать держать себя в правильном тонусе, и энергия, чтобы была распределена равномерно. Ещё из последних рекомендаций тоже помогает этому – йога, в частности перевёрнутые позы: стойка на голове, если есть подготовка, либо что-то типа «плуга» в йоге называется эта асана, или также «асана свечи», в нашем понимании это «берёзка», вот такие перевёрнутые позиции помогают тем, кто практикует воздержание или как-то хочет поднять энергию выше.
Помогают ли психологические практики от программ обусловленности или работать нужно глубже?
00:52:49 Ведущая: Благодарю Вас! Очень практичный ответ, я бы сказала, это универсальные принципы: физическая нагрузка, режим дня – это то, что всем нам нужно соблюдать. И вот есть два вопроса, связанные с психологами, сегодня тоже обсуждали, что много разных техник, и спрашивают: «Помогают ли от этих программ психологические практики или работать нужно глубже?».
00:53:11 Гуна Манджари: Это определённо, то есть ответ в самом вопросе - «работать нужно глубже!». Психологические практики помогают в той или иной степени. Если люди совершенно в невежестве, они вообще не понимают что есть какие-то программы, что это всё существует, что это не так что «все какие-то неправильные, тут я один такой весь в белом» или «какие-то мне все неправильные люди попадаются» - человек полностью находится в бессознательной позиции.
00:53:47 Психологические практики помогут увидеть, что твоя точка зрения не является истиной в последней инстанции, что всё гораздо шире, всё гораздо более объёмнее. В этом плане большая помощь существует, но окончательно решить вот этот вопрос с запрограммированностью они не могут. Потому что психологические практики тоже работают в рамках этой же обусловленности, они исходят от людей, и люди находятся в рамках этой программы, которая даётся Высшими силами. Поэтому тут нужно апеллировать к более Высшим источникам, от которых эти программы исходят. Поэтому в конечном итоге нужно к более Высшему источнику обратиться.
Карты-желаний и аффирмации только раздувают огонь желаний или ими можно пользоваться для реального анализа своих целей?
00:54:55 Ведущая: Это конечно важный критерий при поиске специалиста, чтобы они всё-таки помогли расширить твоё сознание, не укрепили тебя в этих программах, которые есть. И вот ещё один вопрос про конкретную уже методику: «То есть вот эти все карты-желаний и аффирмации только раздувают огонь или этим всем можно пользоваться для реального анализа своих целей?».
00:55:18 Гуна Манджари: Знаете, есть такая пословица, что «от мудреца можно принять яд, а от глупца и нектар принимать не нужно», поэтому в большинстве своём да. В большинстве своём идёт раздувание чего-то такого умозрительного. И в какой-то степени может быть это поможет человеку определиться, что он хочет, потому что часто, особенно женщины не знают очень часто, чего они хотят. Могу сказать из практики, что иногда половина времени на консультации у нас уходят на то, чтобы определить, с какой проблемой пришёл человек, в частности женщина.
00:56:18 Потому что её что-то волнует, но она не знает что и она не понимает что. И вот мы пытаемся это понять. В какой-то степени это может помочь понять, что есть природа человека, есть какие-то его желания, но в большинстве своём я не встречалась с таким экологическим подходом к этому. В основном это какие-то наклейки из журналов, сценарии мелодрам, что вот «я хочу то, то, пятое, десятое», что не сильно в контексте с жизнью человека, с его судьбой, с его планом жизненным, как он пришёл, что от него хочет Вселенная, выражаясь таким общим языком.
00:57:20 В большинстве я больше встречала, скажем так, вреда от этого, чем пользы, то есть человек, особенно женщины, я не видела мужчин, которые себе карты желаний составляют. Они более в этом плане адекватны. Я не хочу полностью это дело обнулить, женщине свойственно более ярко представлять ситуацию, в этом её сила. Но сила должна быть контролируема, а не так, что она просто живёт в своих грёзах, совершенно оторвана от реальности и теряет контакт с собственной интуицией, со своим внутренним гидом.
00:58:18 Она просто нахватывается внешних наносных идей и таким образом теряется контакт с собой, желание быть как все, все навязывают свой стиль жизни успешный. Женщины в этом плане более падкие, они “заражаются” идеями друг от друга и принимают наносные идеи совершенно внешнего плана, они пытаются на себя это всё “напялить”, натянуть и в итоге какая-то ерунда из этого выходит.
О чём говорит рассеянность молодого человека по отношению к женщине?
00:59:18 Ведущая: Да, благодарю! Мы раз за разом учимся применять разум. Последний вопрос это скорее даже не вопрос, а ситуация. Обратилась слушательница, я знаю, что женщины очень всегда ждут вашего совета на их историю, поэтому озвучу: «Подскажите, о чём говорит рассеянность молодого человека по отношению к женщине? Пишет, зовёт гулять, каждый день интересуется «как дела?», одновременно с этим после своего вопроса и моего краткого ответа – пропадает, говорит, что отвлёкся на фильм, разговор, новости. То есть диалога не получается ни в переписке, ни при личной встрече, например, уходит в середине ужина курить. Пыталась разорвать отношения, извиняется, просит его простить и говорит, что очень серьёзно ко мне относится, такая ситуация уже полгода. Познакомил с мамой, не стесняется меня показывать друзьям, но душевных разговоров очень не хватает, не могу его понять. Что делать?»
01:00:13 Гуна Манджари: Спасибо за доверие. Пытаюсь я понять, конечно, для того чтобы дать более полный ответ, более точечный ответ, важно больше конкретной информации. В общем, тут можно понять, что есть определённая природа, каждый человек обладает своей природой. И возможно это его природа, где преобладает стихия воздуха, люди такие более лёгкие, им сложно сосредоточиться, сложно быть последовательными, возможно это природа этого человека и возможно так он видит отношения. Девушке важно понять - сможет ли она жить с такой природой – слишком воздушной?
01:01:17 Человек не может в глубокие глубины погружаться, и вот так он видит свою жизнь, и так он видит отношения. Тут важно понять для себя «я с этим смогу вот так по жизни идти?» или «просто не мучать природу другого, дать ей быть какая она есть». Либо принять, либо понять, что «не могу». Видите, общий ответ, мне сложно сказать, я не знаю этого молодого человека, не могу задать вопросы по поводу него, не хотелось бы быть категоричной, может быть есть возможность с этим работать, может быть, он захочет в себе что-то понять и услышать другого человека.
01:02:32 Потому что иногда люди могут адаптироваться друг под друга. Если поговорить о том, что раздражает; то, что девушка написала, можно озвучить молодому человеку, но не наезжая, а просто сказать, отзеркалить, что называется, что вот так и так, что «я не могу так на полуслове закончить разговор» или ещё что-то. И если, поговорив несколько раз поговорив, вы видите, что человек пытается, идёт вам навстречу, он пытается учитывать вашу натуру, что вам нужно, может быть есть смысл о том, чтобы дальше развивать эти отношения.
01:03:35 Если его природа берёт верх: такая воздушная, непоседливая, лёгкая и поверхностная, тогда можете задать себе вопрос: «вы так сможете жить или нет? вот оно так будет по жизни». Даже может быть, он серьёзно относится, но вот считая, что отношения вот такие - это нормально, это отношения между близкими людьми – тоже нормально. Важно определиться друг с другом, проговорить, что для вас означают отношения и понять, что для него означают отношения, и понять сможете ли вы учитывать специфику друг друга.
Что делать с чувством стыда за свои негативные проявления?
01:04:31 Ведущая: Спасибо Вам большое. Тоже очень важный вопрос, я думаю, те, кто хотели услышать, они услышат для себя тоже универсальные принципы, которые вы сказали. Не могу не зачитать последний вопрос, просто мне кажется, он очень такой важный, чтобы завершить сегодняшнюю тему: «Что делать с чувством стыда за свои негативные проявления? Не могу иногда с ними справиться и сама потом жалею».
01:04:55 Гуна Манджари: Да, спасибо за вопрос. Это достаточно тоже частая распространённая тема, она называется «рефлексия», есть такой термин. Рефлексия – я что-то сделаю, и потом долго сижу думаю над этим. Она свойственна многим людям, особенно людям более глубокого подхода к жизни, и такого рода интеллигенции. Знаете, оно где-то помогает, потому что есть люди, которые вообще не думают не над тем, что они делают, не над тем какое они производят действие на окружающих, то есть совершенно без этого.
01:06:00 Поэтому как говорится «лекарство от яда отделяет мера», то есть в какой-то степени это присуще иметь совесть, иметь стыд, думать над чем-то, думать над реакцией – это нормально. Но «всё чрезмерно – оно уже не здорОво». Поэтому есть другая крайность, когда люди просто зависают, они могут упиваться этим, могут сидеть на всех этих моментах – это уже лёгкая аддикция – одержимость. Тут важно учиться просто отбрасывать это от себя. Опять же, мы подходим к знанию ведическому, духовному знанию, которое нам объясняет структуру человеческой личности, что существует у нас: тонкое тело, у нас есть ум, разум, душа и рядом с душой находится сверхдуша, есть пять органов чувств, своего рода такая колесница, в которой находится личность.
01:07:15 И вся вот эта структура, кроме души - нами не является – это просто компьютер. Он действует по своим компьютерным программам и это относится к контролю ума, ум необходимо контролировать. И вот бесконтрольный ум начинает играть в свои программы, он что-то там транслирует, или какое-то чувство вины, или желания, о которых мы говорили, или гнев.
01:07:46 Поэтому очень важно понять, как работает ум и растождествиться с умом, для этого есть знания, есть практика – духовная практика, она именно помогает растождествиться с умом. Многие из нас читают мантру, «мана» - это ум, «трайя» - освобождение ума; «Маха-Мантра» - мощная помощь, в том, чтобы освободиться от гнёта ума, который начинает этот гнёт, если мы его не контролируем. Поэтому тут важно уметь контролировать ум, абстрагироваться от ума, не подпадать под его программы, в этом нам помогает разум и духовная практика, помощь свыше.
01:08:45 Ведущая: Спасибо вам большое, дорогая Гуна Манджари. Как вы сказали сегодня в начале эфира «именно знания помогают нам освобождаться от невежества, очищать нас от этих негативных проявлений, высвобождать нашу божественную, позитивную природу». Поэтому спасибо, что мы вновь смогли обсудить эти качества сегодня, поговорили о наших желаниях – это было очень важно. Будем рады снова слышать вас, через две недели, надеюсь, получится встретиться ещё и углубить вновь эту тему.
01:09:14 Гуна Манджари: Спасибо, я тоже надеюсь. И спасибо вам, дорогая Анна, и нашим радиослушателям за глубину вопросов, за то, что на одной волне, в теме. Я читаю все вопросы, которые присылают нам наши радиослушатели, пожалуйста, не отчаивайтесь, если вы не услышали ответа на ваш вопрос. Я стараюсь учитывать эти вопросы в том, о чём говорю, поэтому это даром не проходит, даже если ваш вопрос не зачитали. Поэтому, пожалуйста, продолжайте писать вопросы. Я очень благодарна за диалог и желаю всем нам проявления божественной природы в нас, в пространстве вокруг нас, её сейчас очень сильно не хватает. Всем высшей божественной помощи и защиты. До следующих встреч!
01:10:24 Ведущая: Благодарю Вас за это пожелание, за сегодняшнюю встречу. До свидания!
01:10:29 Гуна Манджари: До свидания!
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 10 January 2023