Гнев и принятие себя

vedaradio.fm - 15 июля 2022
Трое ворот ада: вожделение, жадность и гнев. Аскезы в отношении наших желаний. Материальная энергия и её опасности. Материальная и духовная природа желаний. Важно быть удовлетворённым! Упайя для Сатурна. Ответы на вопросы: потребности и желания - как различить? Возможно ли развитие через неудовлетворённость собой? Почему у женщины больше желаний, чем у мужчины? Что делать, если внешняя природа женская, а психика воина? Как сохранять уверенность в себе и ресурс?
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:01:27 | качество: mp3 48kB/s 21 Mb | прослушано: 10 | скачано: 27 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:06 [Ведущая] Доброго вечера, дорогие слушатели Веда-радио! Рада снова быть с вами в прямом эфире, тем более что нам вновь предстоит знакомство с божественным и демоническим внутри нас. Вот уже на протяжении многих эфиров наша гостья, психолог Гуна Манджари на основе священных текстов «Бхагавад-Гиты» рассказывает нам, как взращиваются лучшие качества и побеждаются пороки. Мы ждём ваши вопросы, которые вы можете оставлять на сайте vedaradio.fm или присылать нам в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963. А я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:44 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:00:48 [Ведущая] Спасибо вам, что мы неизменно продолжаем углублять своё понимание божественных качеств и качеств демонических. И очень интересно, шаг за шагом постигаем нашу собственную суть. И интересно узнать, о чём же сегодня пойдёт наша беседа?

Трое ворот ада: вожделение, жадность и гнев

00:01:04 [Гуна Манджари] Спасибо за ваш интерес к этому знанию. И спасибо «Бхагавад-Гите», которая даёт нам это знание. Сегодня мы продолжим рассматривать проявление демонических качеств. Мы подходим уже к концу этой главы, и ещё немного, и мы подведём итог этой теме. Мы поговорим о том, как изложены эти качества в «Бхагавад-Гите», после этого мы ответим на вопросы, которые у нас остались с прошлых эфиров и если будут ещё, то также обратим на них внимание, насколько нам позволит время.

00:02:03 Итак, то, что мы рассмотрим сегодня. Мы обращаемся к разделу 16 Глава «Божественные и демонические качества» и текст, на который мы сегодня обратим внимание, 21. И в нём говорится о том, что “в этот ад ведут трое ворот - вожделение, гнев и жадность. Каждый здравомыслящий человек должен отречься от этих пороков, ибо они губят душу” (Бхагавад Гита 16.21).

00:02:41 Тут также есть комментарий Шрилы Прабхупады: «Здесь описаны истоки демонической жизни. Человек пытается удовлетворить своё вожделение, а когда ему это не удаётся, в его сердце возникает гнев и жадность. Здравомыслящий человек не хочет попасть в демонические формы жизни, он должен постараться избавиться от этих трёх врагов, способных настолько погубить его душу, что он уже не сможет освободиться из материального плена». Это то, о чём нам говорит Верховная Личность Бога, что в ад ведут трое ворот, то есть не что-то такое фантастическое, эзотерическое. На самом деле всё очень просто. Наше счастье или наше наказание находится в наших качествах, в том, как мы взаимодействуем с этим миром, как мы взаимодействуем внутри себя.

00:03:57 И вот эти трое врат, которые ведут нас к страданиям, это именно качества, перечисленные здесь: вожделение, жадность и гнев. И конечно все психологические практики будут говорить о том, что важно избавиться от этих качеств, в принципе, в той или иной степени будут об этом говорить. Потому что уже экспериментальным путём на опыте жизни людей замечено, что когда человек злоупотребляет этими проявлениями, то всё в жизни выстраивается как-то очень сложно и ему становится тяжело жить. Поэтому так важно это в себе контролировать, это в себе трансформировать. И так важно понимать, как проявляются эти качества, что это за качества.

00:05:07 Вожделение, говорится также в «Бхагавад-Гите», когда оно не удовлетворено, оно рождает гнев, и гнев рождает жадность. Они все в определённой мере родственники. И вожделение – это непрекращающийся поток желаний, и, к сожалению, общество в котором мы живём и всё пространство, в котором мы находимся, транслирует нам как бы понимание того, что «ты этого достоин», как можно больше культивировать желаний, как можно больше распалять это вожделение определённое. Вожделение - это присутствие желаний в неконтролируемом, неограниченном их количестве.

00:06:17 Везде вот эти маркеры, люди рассказывают о своей жизни, как вот они живут, как они наслаждаются жизнью, как можно ещё и ещё увеличить возможности для этого внешнего такого уровня. И конечно человеку, живущему в этом мире, [особенно в женской форме жизни], необходимо исполнять какие-то потребности чувств, в этом есть необходимость. Мы не можем полностью выключить себя, отключить себя от этого. И это не происходит искусственным образом, то есть когда человека прекращает беспокоить поток желаний.

00:07:14 Бесспорно, какой-то минимум мы должны исполнять, удовлетворять - это необходимость. Мы не можем искусственно имитировать совершенно аскетическую жизнь, без того, что какие-то наши желания будут удовлетворяться, исполняться. В этом есть определённая необходимость, потребность и это надо учитывать. Поэтому нельзя копировать аскетический образ жизни, который не соответствует нашей природе. И чуть позже, я имею в виду, в перспективе, мы будем рассматривать, какие природы бывают в этой человеческой форме жизни.

Аскезы в отношении наших желаний

00:08:12 Допустим, женская природа подразумевает чуть больше такого чувственного аспекта: красота должна окружать, и в этом есть определённая необходимость, то есть женщине не рекомендуют суровые аскезы. Хотя, бесспорно, мы можем встретить в ведических писаниях такие эпизоды, случаи, когда женщина высшего плана – Богини - занимались аскезами, они себя посвящали этому в определенных этапах жизни, то есть этому тоже есть место. Но если у человека не достаточно внутренней силы, то лучше, конечно, не имитировать, не идти по чужому пути как говорится опять же в «Бхагавад-Гите», что лучше выполнять свои обязанности пусть даже несовершенным образом, чем совершенным образом пытаться исполнять чужие обязанности.

00:09:27 Но идея здесь в том, что желание – это то, что должно быть контролируемо. И сама природа желаний сравнивается с огнём. И если мы будем искать аналогию в астрологии, то планета, которая отвечает за желания, в основном, ярко проявленный импульс желания – это Марс. И Марс – это такой как бы изначальный импульс наших желаний. Он связан с огненной стихией. Желания обладают огненной природой, поэтому как и огонь нужен для определённых целей, для каких-то определённых сфер нашей жизни, но всегда должен быть контролируемый.

00:10:35 И мы знаем, что если у нас что-то стоит на плите, если мы включаем огонь, то за этим делом нужно обязательно следить, он не может сам по себе гореть и быть без контроля. То же самое относительно желаний, они обязательно должны быть контролируемые. Потому что чем больше желания не контролируемы, тем больше они разгораются, тем больше не контролируемой становится ситуация, то есть человек становится рабом своих желаний, поэтому с ними нужно быть очень осторожными. И сейчас современная культура, общество, в котором мы находимся, служит тому, что оно вот эти желания распаляет.

Материальная энергия и её опасности

00:11:31 И даже можно заметить в современных духовных сферах, люди, которые практикуют духовный образ жизни, что нужно жить в так называемом балансе, хотя ничего против баланса я не имею. Баланс обязательно должен быть, но тут тоже нужно быть осторожным, что мы подразумеваем под этим словом, особое материальное процветание, каких-то успехов добиваться. Очень часто можно заметить, что даже те, кто практикуют духовную жизнь, слишком уходят в материальный прогресс и как бы пропаганду такого образа жизни, хотя ничего против этого нет, естественно. Тут очень нужно быть осторожным с этим.

00:12:38 Во многом всё зависит от кармы человека. Если человеку с его прошлой жизни даётся какое-то процветание, даётся определённый уровень, то есть здесь принцип в том, что процветание должно приходить легко. Если это идёт естественно в твоей жизни, и ты это просто принимаешь и задействуешь для своего прогресса в определённых благих целях, то есть тебя это не портит, это не занимает так много твоей жизненной энергии. Тем не менее, это всё равно будет занимать твою жизненную энергию и с этим нужно всегда быть очень осторожным.

00:13:32 Кстати говоря, в Ведической системе Цари, которые обладали самыми большими ресурсами, естественно Царю принадлежит всё, что находится в стране, над ними всегда находились Брахманы. То есть это считалось высшее сословие общества. Брахманы – это священнослужители, то есть духовные советники, духовные учителя, люди, которые жили по законам духа. Не просто это выражалось в словах, это был их образ жизни. Они контролировали Царей, они находились над Царями, они смотрели, чтобы материальная энергия не затуманила сознание человека, который находится в контакте с ней, который как бы подвергается такому риску, находясь с большим количеством материальной энергии.

00:14:52 Потому что процветание, деньги – это материальные энергии, материальные потоки и тут нужно быть достаточно сильным, чтобы с ними совладать. Недаром, в Ведической системе деньги и материальное процветание называется Лакшми. Лакшми – это богиня процветания и она является супругой Вишну, она служит Ему, только Ему. И когда мы хотим владеть этой Лакшми полностью, не посвящая её Вишну, в обход её супругу, то естественно нас ожидает разрушение. И об этом говорит история из «Рамаяна» когда Равана хотел украсть Ситу, то есть он хотел украсть «процветание» и хотел сам стать Вишну, сам хотел стать её супругом, но это невозможно и он был уничтожен таким образом. И естественно, Лакшми покидает того, кто хочет эксплуатировать, наслаждаться ею в обход её супруга Вишну, то есть Верховной Личности Бога.

00:16:09 Поэтому это всё говорится к тому, что материальная энергия, всё вот это процветание, оно обладает огромной силой. И человеку нужно быть очень трезвым, ему нельзя подвергаться такому опьянению, потому что материальная энергия опьяняет и человек ощущает, что ему всё дозволено. И возникает ложное состояние всесильности и это его погубит. То есть когда человек переходит все границы, и он уже полностью как бы опьянён этими возможностями, то это «начало конца» и есть такое выражение «когда Бог хочет наказать, он отнимает разум».

00:17:16 Это происходит, когда человек опьянён возможностями, когда он опьянён бесконечным потоком желаний. И есть также такая аксиома, что «все желания удовлетворить нельзя». И чем больше мы пытаемся, чем больше мы им служим, тем больше они разгораются. Это как в аналогии с огнём, «невозможно погасить огонь, подливая в него масло», то есть чем больше мы питаем наши желания, тем больше они разгораются.

00:17:56 Есть такой один из Святых ведических, вайшнавских, он поёт в своём бхаджане по поводу материальных желаний, что «всю жизнь я служил вам верой и правдой, но вы хлестали меня, и вы никогда не были довольны мной. Вы вели себя как безжалостные господа, и я служил Вам постоянно, но вы никогда не были мною довольны, вы всегда были со мной жестки, неудовлетворены, вы всегда хлестали меня своими кнутами, прося всё больше и больше. Чтобы я всё больше и больше Вам служил». И такова природа вот этого вожделения или материальных желаний. Их невозможно удовлетворить, исполняя их, то есть в какой-то момент это нужно просто контролировать и прекратить.

Материальная и духовная природа желаний

00:18:59 Да, и предвидя вопросы, которые могут возникнуть на эту тему, это не означает, что мы полностью прекращаем что-то желать, это невозможно, потому что желание - это природа души, но у неё есть и другие желания помимо материальных. И мы говорили об этом, что есть материальная, есть духовная природа – это её истинные желания и желание любить. Изначальное желание любить относится к духовной природе, эта природа непосредственно связана с источником любви, с Верховной Личностью Бога, и через это мы можем реально любить и всех окружающих, и близких наших. Опять же, не означает, что духовная жизнь это «только я и Бог», бесспорно, все остальные также являются его частями, то есть он также проявлен и в них - одно другому не противоречит.

00:20:18 Дело в том, что эти материальные желания, то есть всё, что касается нашего тела, и даже нашего ума, каких-то тонких амбиций нашего ложного эго, это не удовлетворяется никогда. Здесь нужно давать минимум, какие-то потребности, которые у нас есть, нам необходимо их удовлетворить. Если этого не дать - ум взбесится, и тогда мы будем вынуждены это всё делать насильственным путём. Это подобно тому, как с диетами: кто-то хочет похудеть - он полностью прекращает всякое питание, потом срывается и начинает наедаться уже бесконтрольно. Поэтому тут важно понимать свою природу и давать себе то, что необходимо. Потому что природа, мы говорили, что это Дайва Шакти, то есть это материальная природа. Это тоже божественная природа, и она сильнее нас. Если мы её подавляем, то будем вынуждены ей подчиниться, и тогда может, что называется, «сорвать нас с катушек», и опять же будет такое чрезмерное потребление.

00:21:46 Но идея в том, что тут очень важен баланс, не давать этому огню вожделения разгораться слишком сильно, потому что он будет пожирать всё. Он будет пожирать нашу внутреннюю энергию и будет приводить в состояние полной неудовлетворённости, такой уязвимости, стресса и всех негативных состояний. То есть мы будем ощущать себя, как будто нас поджаривают на огне, потому что желание имеет огненную природу. Поэтому очень важно не давать себе идти на поводу чужих желаний. Повторюсь, что время, в которое мы живём, очень разбалансированное и люди транслируют бесконечный поток желаний, он отовсюду льётся и нас всё это может захватить, приведя к такому внутреннему разрушению.

Важно быть удовлетворённым!

00:22:54 Поэтому очень важно в связи с этим культивировать такое качество как удовлетворённость. И, кстати говоря, не так часто встречаю его в людях, именно вот такое внутреннее состояние удовлетворения. Очень много можно увидеть неудовлетворённых людей, им всё мало, им всё недостаточно: есть семья, есть там то, что они хотели. Но вот всё равно что-то не хватает, не так, можно бы и лучше. Это также проявляется в воспитании с детьми, то есть родители не удовлетворены детьми. Дети хорошо, допустим, учатся, на «4», но, так или иначе, “могли бы и получше!” - вот этого в воздухе, в атмосфере современного общества предостаточно. Постоянно витает этот дух неудовлетворения. То есть никто не удовлетворён ничем. Вот есть муж, есть жена, более или менее всё нормально, есть за что жить, как жить.

00:24:28 Я не говорю, что есть какие-то деструктивные отношения, когда идёт абьюз полный, когда что-то выходящее за рамки, угрожающее нашей жизни, психике, здоровью и так далее; конечно, тут не нужно быть удовлетворённым. Тут нужно видеть проблему и её решать, не надо зарывать голову в песок, - это своего рода слепота определённая, но тут не об этом речь.

00:25:03 Здесь идёт речь, когда более-менее всё нормально в нашей жизни, не угрожает ничего, но, тем не менее, вот этот внутренний зуд заставляет нас что-то искать, быть не умиротворённым, заставляя нас не быть довольным тем, что у нас есть. И как мы говорили на одной из наших передач, что есть определённые моменты, и об этом говорится в Ведах, которые удовлетворяют Верховную Личность Бога, то есть они относятся к служению. Вот это состояние живого существа, удовлетворенность своей жизнью, это один из факторов, который нравится Верховной Личности Бога.

Упайя для Сатурна

00:26:10 Также это умиротворяет и планеты, если мы возьмём астрологию. Упайя - это то как мы можем планеты «задобрить», если у нас что-то не так в карте астрологической, есть ряд мер, которые помогают нам умиротворить ту планету, с которой у нас есть какие-то проблемы.

00:26:55 И обычно проблемы нам приносит Сатурн, он такой строгий учитель, считается №1 по тому как учит нас именно в строгости. Важная упайя для Сатурна, помимо кормления чёрных ворон или поста по субботам, ещё внутренние состояния, которые также планеты считывают, они в курсе наших качеств, нашего сознания. Сатурн удовлетворён, одна из его упай – умиротворение, когда мы удовлетворены тем, что у нас есть.

00:27:55 Это определённый труд души, определённая внутренняя работа, аскеза - быть удовлетворённым тем, что у тебя есть. И не просто терпеть, и находится в каком-то подавленном состоянии, а удовлетворение означает, что я в позитивном состоянии нахожусь и я не просто там себе что-то придумал, сочинил, я реально, по факту испытываю состояние удовлетворения, не умозрительно, а реально я испытываю это состояние. Это как раз состояние связано с тем, чтобы контролировать этот поток желаний, не расчёсывать этот зуд, потому что желания они сравнимы с зудом. И чем больше мы расчёсываем это место, тем оно больше чешется. Прекратить зуд мы можем, только прекратив чесаться, поэтому это и есть, когда мы не находимся в состоянии этого бесконечного потока желаний, который нас тревожит, а учимся тому, что мы удовлетворены, и мы благодарны за то, что у нас есть, и это приносит нам очень большой ресурс.

00:29:28 Просто очень часто наблюдала за тем, да и сама переживала состояния, когда так много энергии освобождается, когда ты перестаёшь хотеть того, что в твою жизнь не приходит, а начинаешь просто радоваться и быть удовлетворённым тем, что в твоей жизни есть, и ты замечаешь, что так много всего уже дано. И что, в принципе, тебе ничего не мешает быть в состоянии радости, покоя. Конечно, если нет жёстких условий, если бомбы не взрываются рядом с тобой, то, понятно, тут надо спасать свою жизнь. Но я имею в виду, что если более-менее всё нормально, то это твоё внутреннее состояние и тебе ничего не мешает быть счастливым, естественно занимаясь тем, чем ты должен заниматься.

00:30:41 Духовная практика достаточно не сложная в наше время и всё остальное тоже. Жизнь может быть и должна быть достаточно простой, для того чтобы человек уходил на глубину, а не растворялся в каких-то внешних вещах. Я думаю, что я достаточно много всего наговорила, может быть, мы перейдём к диалогу, есть какие-то вопросы, у вас, Анна, может быть, вы хотите что-то добавить или уточнить?

Потребности и желания - как различить?

00:31:20 [Ведущая] Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари, за поднятие этой темы. Внутренняя удовлетворённость, мне кажется, она актуальна как никогда. И вот про желания, я буквально недавно общалась с подругой, вот она сказала, что «истинная искренность перед Богом, это когда мы признаём свои желания, говорим Ему «вот у меня есть такие желания, вот такой я есть, Господь, вот Я перед тобой - открытая книга!». Но я слышала, что признать свои желания это ещё не достаточно, всё-таки, в отношении с Богом нужно молить о том, чтобы Он в каком-то смысле избавил нас от желаний, чтобы мы единственным нашим желанием стали отношения с ним. Вот я хотела у вас узнать, как у людей, которые духовно практикуют, это должно быть? Или это просто последовательные этапы. Мы сначала признаём свои желания, потом стараемся их сократить. Или как это работает?

00:32:17 [Гуна Манджари] Спасибо, что подняли этот вопрос. Тут тонкие такие моменты затронуты. Потому что без того, что мы разберёмся в двух понятиях. будет сложно с этой темой тут ориентироваться. Потому что есть желания и есть потребности. У нас есть потребности, это как потребность еды - мы не можем без этого. У нас есть какие-то психологические, телесные потребности. И тут очень важно понять свои потребности, отличать их от наносных желаний, которые нам транслируют извне социум. И тут всё индивидуально, я не могу, допустим, привести список, который будет подходить для всех, потому что у нас у всех есть разная психофизика.

00:33:20 Кому-то достаточно вот это и он будет удовлетворён, а кому-то нужно немножко больше. Поэтому для этого важна искренность, здесь важно изучить, понять себя, нужна интроверсия, нужно понять кто ты, кто я, какой я. Не пытаться себя сравнивать с другими людьми, пытаться как-то соответствовать. Это вот тоже, кстати говоря, о желаниях и такой неудовлетворённости, когда мы не принимаем нашу долю. Вот что нам дано вот это и это, такая внешность, какие-то условия, такой психотип. Допустим, вот кто-то не может действовать быстро, по природе он не может быть быстрым. И он/она себя постоянно подгоняет, потому что есть кто-то более быстрый, он всё быстро делает и всё у него «спорится в руках», ладится. И вот такой человек сравнивает себя с другими, то есть он как бы хочет то, что ему не дано.

00:34:43 В «Шри Ишопанишад» говорится о том, что каждому даётся его доля и наши возможности – это тоже наша доля. Поэтому мы должны хорошо ознакомиться со своей долей, вот какая у нас психофизика и не пытаться подражать другим. Потому что очень часто можно увидеть что «я вот пыталась жить как другие» и, конечно, это ни к чему хорошему не приводит. Потому что это очень сильно истощает человека, истощает его жизненную энергию. Мы очень сильно истощаемся, когда мы не идём по своему пути, не идём в соответствии со своей природой. И у него и ресурса уже нет ни на что другое, и он очень сильно устаёт от этой гонки бешеной, пытаясь подражать кому-то ещё. Сейчас есть “модели поведения”.

00:35:42 Поэтому здесь очень важно такое качество как такая здоровая интроверсия, то есть познакомиться с собой, погрузиться, понять свою природу, принять её. И в этом плане действительно это та искренность, о которой говорится, что мы должны быть искренни перед Богом. Мы должны принять себя такая, какая я есть, вот допустим у меня динамика более медленная, поэтому я это принимаю, я не соревнуюсь с очень шустрыми людьми. Нужно ознакомиться с собой, потому что мы настолько погружены в созерцание внешнего мира, настолько погружены в созерцание всех других “вот как они”, “как у них”, что мы совершенно не знаем себя. Я уже не говорю о каком-то духовном составляющем, мы не знаем даже свою тонко-материальную природу. Поэтому нужно с этим ознакомиться, нужно хорошо понять свои потребности, свою природу, и в этом плане - да, мы должны дать этому удовлетворение, удовлетворять свои потребности.

00:37:14 Но другое дело, что тут очень важно уметь различать свои потребности, необходимость от того, что не является нашей природой, от того что является наносным, как говорится «Бог проявляется в мелочах, дьявол в крайностях». И поэтому тут очень важно умение отделять зёрна от плевел, то есть что истинно - что не истинное, ложное от истинного. Конечно, для этого нужно определённого рода погружение, определённого рода осознанность и это, в первую очередь, необходимо тем, кто идёт по духовному пути, они не могут просто имитировать весь окружающий мир, который живёт во внешнем пространстве, во внешней энергии. То есть духовный человек - это человек, который погружен вовнутрь, прежде всего.

00:38:16 Это не в каких-то атрибутах, допустим, платочек на голове или строгий взгляд, очень часто так духовных людей определяют. Нет, это, прежде всего, внутреннее состояние, внутренняя погружённость, осознанность, такая медитация определённая. Слово “осознанность” охарактеризует это состояние, потому что материальное сознание – оно именно характеризуется такой бессознательностью. Человек в полубессознательном находится положении, то есть он действует автоматически, ряд каких-то автоматизмов и “вот модно так, модно сяк или ещё как-то, другие ведут себя так и так, поэтому надо вот так”. И успешный человек он “такой”, или успешная женщина “вот так себя ведёт”, у неё должны быть такие атрибуты, она должна себе позволить то, сё, пятое, десятое, отдых там, сям, на таких, сяких курортах, такой гардероб и так далее - это признак “успеха”, это всё внешнее сознание, то есть ничего общего с тобой не имеющее.

00:39:41 Поэтому нужно для того, чтобы определить потребности от внешнего, что нам привнесено, этот поток нам пригнал, я извиняюсь, мусора, или когда поток гонит какие-то щепки, всякое такое. Нужно понять «что есть я» и «что не есть я». И тогда, да, тогда нужно признать свои потребности, кому-то больше, кому-то меньше, кому-то какие-то нюансы, я не могу с общей меркой подойти; признать это, принять, не пытаться имитировать уровень, которого я не ищу, я не тяну на который, это есть искренность. С этого уже, с этой платформы искренней практиковать, и в любом случае наше продвижение совершается нашими усилиями, но даётся нам свыше.

00:40:54 Это не так, что вот сейчас я поднапрягусь, и вот сейчас вот я очищусь и обрету какие-то возвышенные качества, это не так происходит. Мы просто совершаем какие-то усилия в этом направлении и свыше нам даётся благодать, как в этом стихотворении «Как нам даётся благодать». Свыше нам даются эти все дары, вдруг в нас возникают эти качества определённые или расширяется наше сознание, видение, мы начинаем видеть, понимать достаточно много вещей, нам раскрывается много всего, к нам приходит много всего. Я не знаю, может быть ушла в сильно философскую степь, но ответила ли я на ваш вопрос?!

Возможно ли развитие через неудовлетворённость собой?

00:41:45 [Ведущая] Спасибо большое! Да, очень важно было это понять, разграничить, чем отличается потребность от желаний, и что такое чужие, наносные желания. И вот вы сказали о важности принятия своей природы, пришёл такой вопрос: «А если неудовлетворённость собой помогает развиваться, хочется быть лучшей версией себя. Это нормально?».

00:42:08 [Гуна Манджари] Вы знаете, всё нормально в определённых дозах. Лекарство от яда отличает доза. Допустим, есть некие крайности и, кстати говоря, в психологии тоже можно их заметить, когда пытаются лишить человека чувства вины полностью, или каких-то ограничений. “Ты не должен испытывать каких-то чувств, что тебе неудобно”, или ещё что. Почему не должен? Это же определённые маркеры, через которые с человеком мир разговаривает, таким образом, что-то сигнализируя.

00:43:08 Да, если есть какая-то неудовлетворённость, это куда-то нас подталкивает, куда-то ведёт. Мы не должны полностью “вырезать” все вот такие беспокоящие нас чувства, скажем так, и превратиться в «самодовольную свинюшку», её ничего не беспокоит, и она не парится вообще. Не для этого человеческая жизнь предназначена, конечно, что-то нас должно изнутри мотивировать, что-то нас должно толкать, нам маяки должны быть, которые сигнализируют, что “вот здесь что-то не так”, “здесь я не совсем поступила правильно по отношению к кому-то”, у меня есть чувство вины. Ничего плохого в этом нет как в таковых качествах, плохо всё в крайностях. Опять же, это как специи, они должны присутствовать, немножко перца или соли, или каких-то специй – это нормально, это придаёт вкус. Но если мы в небольшую кастрюльку бухнем банку перца или банку соли, то понятно это испортит весь вкус, это уже не нормально.

00:44:31 Тоже самое и с неудовлетворённостью, с чувством вины; может быть есть ограничивающие вещи нас, они присутствуют – это адекватные вещи. Они адекватные реальности, и их не надо полностью удалять, исключать из нашего арсенала. Но идея в том, что тут очень важно мера - «дьявол проявляется в крайностях». А мы живём в такое время, когда всё в крайностях, очень сложно найти что-то в равновесии, поэтому здесь нужно балансировать с этим чувством неудовлетворённости.

00:45:16 Да, это хорошо, мы развиваемся, становимся лучшей версией себя, но в какой-то момент также нужно вместе с этим уметь практиковать и удовлетворённость тоже, не только на одной неудовлетворённости двигаться; нужно уметь и быть удовлетворённым, и уметь останавливаться и ценить то, что есть, научиться двигаться вовнутрь себя, а не вовне. Такая неудовлетворённость также может быть и во внутреннем развитии, но, тем не менее, тут тоже нужно учиться определённому балансу.

Почему у женщины больше желаний, чем у мужчины?

00:46:04 [Ведущая] Спасибо, Вам! Я помню вы часто говорите, что истина -она посередине, действительно к этому балансу стоит стремиться. И вот следующий вопрос, хочется разобраться нашей слушательнице: «Почему у женщин больше желаний, чем у мужчины? Нужно ли женщине стараться больше желать духовных вещей?».

00:46:22 [Гуна Манджари] Да, у женщины больше желаний, чем у мужчины, потому что женщина такая форма жизни. Конечно, это всё связано с нашими желаниями, это то, что мы захотели, тут есть и свои сильные стороны, и слабые стороны, как и везде. И её сила в какой-то степени в её желаниях, и там же её и слабость. Да, она больше связана с материей, с природой, это как бы её экспансия, такой действующий принцип, поэтому женщина более деятельная в своих чувствах, в своих желаниях, это её сила, с одной стороны, и слабость естественно также. В этом она ближе считается к материи. но мы видим, что в наше время есть балансирующие нас с мужчинами обстоятельства, и женщин очень много приходит на духовный путь.

00:47:37 Поэтому нужно понимать свою такую природу, особенность, что да, есть больше зависимость от материи, больше контакта с ней. Но и в тоже время если материю одухотворить то это может быть очень сильным “транспортным средством”, который будет двигать нас в духовности. В Кали-Югу, в то время, в которое мы живём, находясь в женской форме жизни, больше механизмов для развития, для преображения пространства вокруг себя. Женщины сейчас сильнее в этом плане, более влиятельны в духовном контексте могут быть.

00:48:36 Поэтому здесь важно правильно взаимодействовать с этим инструментарием, и женщине не обязательно себя засушивать, ей не обязательны какие-то суровые аскезы. Она может жить в достаточно комфортных для себя условиях, и должна, в принципе. Но здесь как «палка о двух концах», тут важно придерживаться здорового чувства меры. Потому что есть эта тенденция, женщине очень сложно не поддаваться крайностям, не поддаваться под влияние социума, ей сложнее в женской природе, чем в мужской. Потому что женская природа это больше энергия воды, а вода принимает формы сосудов, в которых она находится, - поэтому женщине нужно это понимать. Потому что помимо того что я - женщина, у меня есть разум, у меня есть человеческая составляющая. Я не только женщина, я ещё разумное существо.

00:49:50 Психологи это называют внутренний мужчина, назовём это так, но это всё очень условно. Это не то, что какой-то сидит дядечка в нас, это условные такие обозначения. У нас есть разумная составляющая, помимо природной, и посредством этой разумной составляющей мы можем понять, что нам уже будет слишком, как мы должны чуть-чуть поток желаний немножечко утихомирить, уходить на глубину, практиковать умиротворение, медитацию, состояние спокойствия внутреннего, когда ум перестаёт “чесаться”, когда надо ещё, ещё и ещё.

00:50:52 Контроль ума, контроль чувств он также необходим и в женской форме жизни, это не так что «Я – женщина» и вот все мои чувства сейчас разгуляются, и не будут знать предела. Это совершенно провальный образ мыслей. Поэтому для женщины, для любого человека, который встаёт на духовный путь, для него необходимо практиковать контроль ума, и вместе с этим как автоматом идёт контроль чувств, осознанность. Но нюансы для женщины и мужчины, могут быть разными, тут уже нужно конкретно разбирать ситуацию.

00:51:40 Я, может быть, уже хожу по кругу, разбирая этот вопрос, но хочется, чтобы была ясность: это не означает, что женщина должна полностью стать в таком аскетическом статусе, это не рекомендуется. Но для каждого свой уровень аскез, чтобы она не засушилась, чтобы она не находилась в состоянии стресса, тут каждый для себя выбирает. Йога не делается в напряжённом состоянии, йога осуществляется на расслаблении, но и в тонусе одновременно.

Что делать, если внешняя природа женская, а психика воина?

00:52:33 [Ведущая] Спасибо, вам! И вот вы сегодня тоже об этом говорили, о том, что нужно понять свою природу и просто задействовать её самым наилучшим образом. Нет плохих природ, есть просто наша. И вот ещё такой интересный вопрос пришёл: «А если внешняя природа женская, но психика воительницы. Как тогда, к чему стремиться к тишине, уюту, очагу или на баррикады условно? Кажется, что постоянно мечусь между двумя природами».

00:53:01 [Гуна Манджари] Воительница – это такая тоже себе женская природа. Если мы посмотрим на Дургу, которая является одним из архетипов женской природы, её не назовёшь “такая беленькая, пушистенькая кошечка”. Она как раз воительница, она Богиня войны, разрушения, как раз её призывали, когда надо было демонов сокрушать, она сокрушала демонов и в каждой руке у неё оружие, и она перемещается на тигре, льве, не совсем такое спокойное животное. И да, всё очень индивидуально и женщины тоже бывают разные. Есть более спокойная природа, у нас был ряд эфиров на эту тему «Ипостаси женственности» и тут, конечно же, в контексте нашего этого эфира, не нужно смотреть на других, сравнивать себя с другими, сравнивать с шаблонами или ярлыками.

00:54:32 Нужно понять себя, принять свою природу и действовать соответствующе, то есть может быть нужно больше деятельности, больше движения. Тут уже всё индивидуально, как вы будете это реализовывать, спорт или какая-то деятельность, пожалуйста, для женщин много всего, где она может применить свою эту огненную энергию. Танцы в ведической системе существовали. И были женщины-кшатрии, женщины-воины, они умели владеть оружиями тоже, скакали на конях, всё это присутствовало. Природу невозможно уничтожить, энергия она неуничтожима, она только может переходить в другие качества. Поэтому нужно как-то задействовать в мирных целях, много всего, что нуждается в такой природе динамической. Поэтому всё нормально. Так бывает.

Как сохранять уверенность в себе и ресурс?

00:55:43 [Ведущая] Спасибо, это тоже важный ответ про принятие себя. И вот ещё один вопрос, наверное, он комплексный, но пришёл нам ещё в начале эфира, озвучу его: «Меня зовут Лариса, мне 40 лет. Как сохранять уверенность в себе, общаясь с разными людьми? По работе приходиться много общаться, как сохранять ресурс и не раздражаться, не проваливаться в обиженного ребёнка и т.д.?».

00:56:07 [Гуна Манджари] Да, это действительно комплексный вопрос и тут много составляющих, но конечно мы не будем и не сможем сейчас погружаться в эти темы. Но, если, в общем говорить так, как бы резюмируя всё, то здесь момент принятия себя, своей природы. Потому что если мы не принимаем себя вот такая, какая есть, то о чём мы сегодня говорили, мы может быть, даже не знаем себя. Потому что мы погружены во внешнее, мы не погружены в такую интроспекцию, и мы пытаемся соответствовать внешнему, соответствовать другим людям и поэтому мы неуверенные, потому что мы не уверены, соответствуем ли мы им.

00:57:03 Но когда мы знакомимся с собой и принимаем себя, мы становимся удовлетворёнными тем, что нам выделена наша доля, а именно вот такой психотип, вот такая психика, которая у нас есть, такая реакция. Первый шаг – это познакомиться с собой, вот я такой, такой, такой; я не хуже и не лучше, я такой как все, но другой тип, понять свой типаж. Принять и не сравнивать себя с другими людьми, потому что вот это сравнение, желание как-то соответствовать связано с этим потоком желаний, оно связано вот с тем вожделением, о котором мы сегодня говорим, внимание своё заостряем.

00:58:06 Поэтому нужно принять себя, нужно быть удовлетворённым этим, потому что нам действительно даётся то, что нам нужно. И действительно это хорошо для нас и нам от этого хорошо, это не плохо, это не хуже. Потому что когда мы очень сильно погружены во внешнее, мы распыляем свою энергию, мы постоянно пытаемся гнаться за кем-то и мы постоянно видим, что мы не успеваем, что мы как-то не соответствуем - это причина нашего неудовлетворения, причина нашего беспокойства и нашей неуверенности.

00:58:56 Но когда мы познакомимся с собой, примем это как свой ресурс и то, что нам надо и самое лучшее, что для нас есть – это придаст нам, мы примем себя и тогда нас примут окружающие. Это и есть та платформа, на которой зиждется принятие и уверенность. Это не просто я что-то изображаю, я типа наглый такой, или я внешне демонстрирую всем в большей степени от страха такую уверенность; внутреннее удовлетворение, принятие себя - это и есть источник этой уверенности, которого нам не хватает.

01:00:00 [Ведущая] Спасибо! Это такой прямо духовный закон, духовная платформа самооценки, той истины, к которой мы все стремимся сейчас. Так много семинаров про поиск себя, про свою самооценку. Вот вы дали простой, понятный и вместе с тем возвышенный инструмент. Мне кажется, очень ценно на этой ноте закончить, завершить наш эфир сегодня. Сегодня прямо эта тема «Принятие себя» красной нитью, в том числе проходила. Поэтому спасибо большое, что мы раз за разом встречаемся и обсуждаем такие глубокие темы. Я уверена, они поддерживают каждого, кто слушает нас, очень нам необходимы.

01:00:38 [Гуна Манджари] Спасибо Вам большое, Вам, Анна, и нашим слушателям, за то, что вы раскрываете эту тему. Потому что это становится более глубоким, потому что это раскрывается здесь. Я желаю всем нам внутренней глубины, потому что если мы рассеиваем своё внимание вовне, то это залог того, что мы не будем удовлетворены, и поэтому всем нам хочется пожелать этого внутреннего удовлетворения, погружённости и осознанности.

01:01:18 [Ведущая] Спасибо Вам за такие ценные пожелания! И тогда до свидания! До новых встреч!

01:01:24 [Гуна Манджари] До свидания!

транскрибирование: Светлана Александрова | Казань | Россия | 01 октября 2022