Хорошие и плохие качества по Бхагавад Гите
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Ведущая] Добрый вечер, дорогие слушатели Веда Радио. Рада приветствовать вас на наших интернет волнах. Меня зовут Анна, и в это воскресенье по ведическому календарю отмечается день Дивали или Дипавали - праздник победы высших божественных сил над злом. И обе эти природы и божественная, и демоническая влияют на каждого из нас и проявляются в наших хороших или плохих качествах. Поэтому это война двух природ идёт и внутри каждого из нас. В ближайший час мы с психологом и нашим дорогим лектором Гуной Манджари продолжаем разбирать добродетели, чтобы именно они одержали в нас верх. Пожалуйста присылайте свои вопросы к нам в ватсапе и Вайбере по номеру телефона + 7 900 239 0963 или оставляйте на сайте vedaradio.fm. А я передаю слово нашей гостье. Здравствуйте, Гуна Манджари.
00:00:56 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.
Ведическая космология или 14 уровней планетных систем
00:01:02 [Ведущая] Так замечательно в прошлый эфир разобрали ещё одно важное качество. Интересно, о чём же сегодня пойдёт наша речь, что ещё мы разберем.
00:01:10 [Гуна Манджари] Я думаю, что сегодня мы также ещё немножко разберём качество правдивости и пойдём дальше. Тогда ещё дополню по поводу ведических праздников. Большинство ведических праздников - это как раз по поводу победы добра над злом. То есть это вот эта битва между добрыми и злыми силами, так называемыми, происходит постоянно и в любой религии, в любом, так сказать, духовном направлении есть своя “демонология”, где описываются различные-различные силы зла. Опять же «так называемые», потому что с абсолютной точки зрения это всё очень относительно.
00:02:10 Но так или иначе невежество воплощается в различные формы, чтобы нам было проще это всё понять. И есть такой разбор - как они на нас влияют. Есть обязательно какие-то светлые силы, святые или ангелы, которые побеждают эти негативные все проявления. Как мы уже говорили об этом, что в нашем случае это проявляется в форме - в нашей натуре проявление негативных качеств, или как их называют ещё демоническими, и благостных качеств, или как ещё они называются божественными. Вот это вечная битва между добром и злом, божественной и демонической природой.
00:03:10 И на самом деле это не просто такие аллегории. Это реальные вещи. Действительно, в этой космической системе материального мира существуют разные уровни планет в соответствии с ведической космологией. То есть, существуют разные планеты. И все планеты населены различными живыми существами. Во вселенной существует 14 планетных систем и Земля - это седьмой уровень, она находится посередине. Есть высшие планетные системы - там находятся божественные живые существа, или как их ещё называют, райские планеты. И есть средний уровень, земной уровень. Это Земля также относится к земному уровню. И есть низшие планетные системы, их называют адские планеты. Там живут совсем другие живые существа и совсем другое влияние идёт.
00:04:18 И во всех этих планетных системах, бесспорно, происходит их влияние на друг друга. В частности Земля - это такой полигон. То есть место, где они встречаются очень проявленные. И где есть, как говорится, фифти-фифти, 50 на 50. Где могут и те и другие проявляться в разной мере, и где происходит вот эта борьба. Потому что, предположим, на райских планетах - там больше проявлена благость, там больше проявлена такая божественная природа. На адских планетах - там больше проявлена демоническая природа. Но земные планеты, это как раз средний уровень, седьмой уровень. Он средний. То есть там проявлено и то и другое, в одинаковой мере. И человек - это такая форма жизни, за которую борются и демонические, и божественные начала.
00:05:22 И вот в нём может победить, преобладать и то и другое. Поэтому вот такая форма жизни, человеческая форма жизни, может быть крайне различна в своих проявлениях. И очень большой диапазон проявлений от совершенного такого демонизма до божественности. Это происходит только на земных планетах, на планетах земного уровня. Поэтому здесь такие огромные возможности, вариации проявлений, которые могут быть по этой шкале. И поэтому нам важно это знать, важно культивировать знание, быть в осознанности, быть в понимании этих моментов. Потому что очень много зависит от того, от нашего разума, от того, какой выбор мы сделаем, от нашего внутреннего понимания.
Что есть мы?
00:06:29 И вот об этом мы как раз и говорим на наших эфирах. Вот и поэтому это так важно для человеческой формы жизни, так важно развитие, важно образование, потому что есть большой-большой диапазон - как вверх, так и вниз развиваться. И также я хотела предварить наш разговор по вопросу, который мы получили из прошлого эфира, и ответить на него, потому что он также объясняет тему, о которой мы говорим. И я зачитаю вопрос: «Здравствуйте. А что из этих плохих и хороших качеств вообще наше? Что есть мы?». То есть вот такой вопрос, он вполне уместен. И он может возникнуть, когда мы изучаем все эти качества, и поэтому, я думаю, нужно осветить этот момент - что мы на самом деле относимся по своей природе к божественным качествам, ближе всего.
00:07:48 Душа - она всегда совершенна, в соответствии опять же с ведическими знаниями, ведическими писаниями. Говорится, что душа она обладает природой Сат-Чит-Ананда. Так это на санскрите звучит. То есть мы все вечны, мы все исполнены знаний, исполнены блаженства. Мы совершенно прекрасные по своей природе, мы божественные. И когда речь идет о божественных и демонических качествах, то есть это вопрос только о нашем таком покрытии. И когда чистая, духовная душа покрывается материальным телом, то в соответствии с этим, её качества также покрываются. И чем плотнее это покрытие, тем больше её вот такая склонность к демоническим проявлениям.
00:08:48 То есть демонические проявления – это загрязнение души, скажем так. Это её болезнь. В реальности она этим не обладает, это не её естественная природа. Это её неестественное положение. И находясь в божественном состоянии, качества божественной природы - это её наиболее чистое состояние. Наиболее чистое к её естественному положению, это наиболее такое тонкое покрытие. Вот откуда проявлено, откуда проявляется её истинная природа.
00:09:36 Все качества, которые относятся к божественным проявлениям, это как раз качества, которые просвечивают через наиболее такое тонкое покрытие души. Потому что, чем обусловленнее душа, тем она более грубо покрыта материей. И также мы можем понять по этой аналогии. То есть все вот эти планетарные системы: райские, средние и адские - это всё уровень покрытия души материей. Чем более плотная материя, тем ниже уровень планетной системы. И вот самая такая жёсткая материя, самое такое плотное покрытие, это на адских планетных системах. И говорится, что на некоторых из них даже нет солнечного света, всё покрыто очень жёстко, плотно. Там искусственное освещение.
00:10:41 То есть туда даже не пробивается солнечный свет - таково плотное покрытие материи там. Поэтому мы изначально все относимся к божественной природе, и даже более. То есть наша душа даже ещё более совершенна, чем вот божественные качества, которые здесь описаны. И поэтому изначально, как говорится, мы все хорошие. И это ощущение, на самом деле, есть у каждого живого существа. Каждый где-то внутри себя, он чувствует, что он хороший. И естественно, будучи покрытым определенным слоем невежества, человек может совершать самые дурные поступки, самые дурные действия. Но внутри у него есть вот это ощущение, что он хороший. И это ощущение правильное, потому что мы действительно хорошие.
00:11:42 Но попадая в иллюзию, покрываясь вот этим слоем невежества, мы как бы извращённо действуем, извращённо понимаем, что такое хорошо, что такое плохо. Но тем не менее, вот это изначальное ощущение того, что я хороший, оно правильное. То есть оно глубоко в душе есть и оно верное. Но просто оно искажается здесь. И поэтому качество правдивость очень-очень важно, потому что позволит нам увидеть нашу истинную природу и получить такое истинное понимание вещей и видеть вещи такими, какие они есть и обладать теми качествами и тем пониманием, к которому мы всегда стремимся.
00:12:46 Потому что мы всегда стремимся к знанию, это наше естественная такая тенденция. И мы хотим узнать, мы слушаем какие-то вещи, изучаем, получаем знания. Мы стремимся к тому, чтобы очень популярные люди, которые могут нам что-то сказать, увидеть будущее, ответить на какие-то вопросы в плане того, что произойдёт. Это всё наше естественное качество, это естественное качество души - видеть и понимать эти моменты, видеть будущее, видеть какие-то планы определённые, понимать, ориентироваться в этом. И это всё связано именно с качеством правдивости, когда мы очищаем наше существование. Наше видение и понимание - оно становится ясным.
Божественные и демонические качества по Бхагавад-Гите
00:13:49 И я, наверное, ещё раз прочту этот текст, по которому мы идём, который называется «Божественные и демонические натуры». Текст этот из Бхагавад-Гиты, 16 глава, текст с первого по третий. Верховный господь сказал: “Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, отрешённость от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям - таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделенных божественной природой”.
00:14:57 То есть вот эти все качества, которые здесь перечислены, они все нам свойственны. Это всё наше как бы естественное право, наше естественное проявление. И каждому из нас это всё свойственно. Это не что-то такое заоблачное, это наша природа. Просто, будучи покрытыми, опять же материальными оболочками, мы можем быть отделены от этих качеств и в нас проявляются такие качества, как гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество - таковы качества людей, обладающих демонической природой, о сын Притхи.
00:15:44 Вот об этом говорится тут же, в Бхагавад-Гите. То есть перечисляя качества демонических людей, то есть, это всё те же божественные существа. Просто они покрыты вот такой оболочкой. Как в Библии есть тоже повествование о падшем ангеле, который стал Люцифером. То есть он был ангелом. Тоже самое. Это как бы определенная аналогия, которая говорит о живом существе, которое изначально обладает высшей природой. Но просто в силу общения с материей оно покрывается и становится своей противоположностью. Поэтому шансы и это право - быть божественным, есть у каждого живого существа.Это право даётся нам от рождения.
Качество правдивости
00:16:49 И поэтому, опять же, очень важно изучать эту природу. И когда говорится такое высказывание, что когда цель ясна - она достижима. Поэтому очень важно видеть и понимать: «Кто мы?», и тогда мы можем этого достичь посредством определенного процесса очищения. В прошлый раз мы остановились на таком качестве, как правдивость. И, действительно, это очень важное качество, мы посвятили ему несколько эфиров. И всё равно я чувствую, что этого недостаточно, чтобы обрисовать это качество и проявить, пояснить важность этого качества и описать его как бы со всех сторон его граней.
00:17:48 Потому что именно то, что мы находимся в иллюзии, то есть именно то, что это нам изменило наше качество правдивости, и как раз обуславливает нас теми недостатками и проблемами, пороками и страданиями, которые мы испытываем. И мы говорили об этом также подробно, как это проявляется. Мы говорили на прошлом эфире. Я не буду повторяться. И также чтобы резюмировать вот этот разговор, я ещё дополню тем, что в этом говорят в ведах. В ведах говорится, что живое существо, попадая в материальный мир, обуславливается четырьмя видами недостатков.
Четыре вида недостатков материального мира, которые обуславливают душу
00:18:44 Эти четыре вида недостатков, это следующие:
- мы склонны попадать в иллюзию. То есть независимо ни от чего, просто так, находясь вот здесь, мы все склонны находиться в иллюзии. Это как априори, находясь в этом мире, мы находимся в иллюзии.
- также наши чувства несовершенны. То есть вследствие этого, наши чувства, они несовершенные. И есть очень простой пример, доказывающий это. Что, находясь в темноте, мы ничего не видим. И это не означает, что там ничего нет. Мы просто не видим, наши чувства не могут дать нам информацию там, где они не способны её получать. Но реальность объективная там существует, независимо от наших чувств. Когда люди слишком доверяют своим чувствам, к примеру, вот есть такое выражение, что «Ну, покажите мне бога, и я тогда поверю в него».
00:19:52 Но нужно понимать, что чувства совершенно не передают нам всего. Они несовершенны, и поэтому мы не можем видеть многое. Мы не можем видеть, слышать и ощущать многого, что происходит. Вот допустим, те же ультразвуки, мы не можем их слышать. Летучие мыши и дельфины - они их слышат. Много всего мы не можем осязать и чувствовать нашими чувствами. Поэтому это также очень важный момент, который мы должны понимать - когда мы становимся на путь духовного знания, на путь совершенствования, мы учимся подвергать сомнению какие-то наши ощущения, наши какие-то выводы.
00:20:48 Потому что обычно материалистичный человек, у него «вот как он чувствует, как он понимает, видит - это всё есть правда, это всё абсолютная реальность». И поэтому ему, конечно, ничего не докажешь, он не понимает о том, что его чувства вполне могут его обманывать. Поэтому любое совершенствование или путь восхождения начинается с того, что мы принимаем вот эти аксиомы, что наши чувства - они несовершенны.
- И вследствие этого мы склонны обманывать других людей. Это естественно, что в этом мире все обманывают, в силу своих несовершенных чувств. То есть им кажется вот, что так. Поэтому люди, они обманывают осознанно, либо сознательно они обманывают.
00:21:47 Либо они это делают бессознательно, если они руководствуются только своими чувствами. То вся картина - она не будет объективной. И также, четвёртый недостаток живого существа, погружённого в материальный мир, в материю - это то, что он обманывается. Как мы говорили до этого, что в ведах говорится, что этот мир - это мир обманутых и обманщиков. То есть это происходит в силу того, что наши чувства несовершенны. Иногда это происходит без всякого злого умысла просто потому, что здесь есть иллюзорная энергия. И мы погружены в неё. И мы склонны обманываться и обманывать. Поэтому так важно обращаться к знаниям, которые не находятся под влиянием этой иллюзорной энергии. Это ведические писания, другие духовные знания, которые несут в себе истину или отголоски этой истины.
00:22:56 То есть они являются таким проявлением Абсолюта - Знания, не находящиеся под влиянием иллюзорного вот этого восприятия. Оно абсолютное, и поэтому очень важно его принимать таким образом. В этом мире существует вот такое высказывание, что у каждого своя правда. И это так, если мы находимся в таком обусловленном состоянии, доверяя своим чувствам, доверяя своему уму. То, действительно, тут каждый находится в своей реальности, как говорится «смотрит своё кино». И тут, конечно, никогда не разберёшься: «А что же такое - абсолютное законы? Что такое абсолютная дхарма, закон вселенской справедливости?»
00:23:56 То есть мы совершенно не сможем понять, руководствуясь нашим умом и нашими чувствами, потому что в эту систему уже встроены определённого рода несовершенства, недостатки, иллюзия. Очки, через которые мы смотрим - они нам очень сильно искажают реальность. И поэтому так важно очищение собственного существования, очищение своего сердца, чтобы мы могли слышать интуицию, мы могли слышать голос сердца и Высшей Души, Сверхдуши - Параматмы, или Верховной Личности Бога, которая пребывает в нашем сердце. То есть это и есть интуиция, это и есть какое-то такое состояние озарения. Когда в какой-то момент иллюзия на доли секунды отодвигается, и мы можем увидеть реальность такой, какая она есть, и мы ощущаем неимоверный подъём.
Роль принципа правдивости во взаимоотношениях
00:24:57 Это вот эти секунды, именно истинное такое проявление высшей истины, высшей правдивости, скажем так, принципа. Поэтому так важно следовать этому принципу, потому что он открывает нам ворота освобождения от иллюзий, в которой мы здесь пребываем. И это важно и в таком глобальном смысле, и также это важно и в наших повседневных вопросах. Очень много сейчас проблем во взаимоотношениях. То есть мы постоянно сталкиваемся с непониманием. Очень тяжело в тот век, в которой мы живём стало строить взаимоотношения.
00:25:51 И это основная наболевшая тема. Все слушают, все вопрошают о том, как наладить отношения, о том как создать отношения, как их поддерживать, налаживать, как их чинить. То есть люди в основном, особенно женщины, в основном заняты этой темой. И большой процент в этом вопросе играет именно принцип правдивости. В том плане, что опять же не только в том ключе, что мы должны «рубить там правду-матку», как говорится. Но это совершенно такое не глубинное, достаточно примитивное понимание того, что есть правдивость. Правдивость - гораздо более глубокое качество, имеющее много-много граней.
00:26:51 И одна из этих граней - вот то, о чём мы говорили, что наши чувства, наше восприятие имеет склонность попадать под иллюзию, попадать под влияние нашего ума, который находится в иллюзии. Поэтому наше восприятие, оно в большинстве своём находится под этим влиянием. И поэтому мы во многом видим ситуацию искажённым нашим восприятием. Когда человек, допустим, приходит к психологу, то здесь во многом лечебным оказывается то, что другой человек не находится под этим влиянием чувств, искажающих реальность. Просто помогает своему клиенту увидеть реальность такой, какая она есть.
00:27:50 И наш ум - самый великий мистификатор. Он любит рисовать некоторые вещи, какую-то иллюзию, особенно у женщины. Говорится, что у женщины в 9 раз сильнее ум и чувства, чем у мужчины. И поэтому очень важно знать о такой своей тенденции. Она есть у всех у нас, и поэтому здесь очень важно прояснять и знать об этой тенденции. Есть такое выражение: «Предупреждён - значит вооружён». То есть, когда мы предупреждены о том, что да, у нас есть такая склонность принимать иллюзию за реальность, то мы начинаем это учитывать в своём восприятии, в своих отношениях с другими людьми. И мы учимся прояснять. Потому что женщина - она такой великий мастер вот такой иллюзии. Она себя может очень хорошо запутывать. То есть ей кажется, она себя накручивает. Вот эти все обиды.
Обида - один из видов иллюзии
00:28:54 И обида, мы говорили об этом. У нас есть эфир, посвящённый обиде. Одна тоже из видов иллюзии. Обида - она обладает такой энергией самовоспроизводящейся. То есть она рисует разные-разные ситуации. «А вот если я вот сделаю так, он сделает так. Вот он, наверное, что-то задумывает, он наверное…». Ну и дальше идёт совершенное такое дорисовывание «рогов и копыт» всем своим близким и тем, на кого мы обиделись, чего в реальности не существует. А реальность, если мы начинаем снимать вот эти пласты обиды и своего такого дорисовывания негативного, то реальность может оказаться совершенно простой и совершенно далёкой от той картины, которую мы описали.
00:29:55 И поэтому в отношениях очень важно прояснение. И большинство конфликтов, и большинство каких-то тяжёлых ситуаций, или даже разрывов в отношениях - они не произошли бы, если бы люди просто умели прояснять. Первый момент, который важен, - это самой себе уяснить что то, что ты чувствуешь, во многом это есть просто проявление несовершенства твоих чувств и иллюзии, которой мы все здесь склонны и подвластны. Поэтому самое правильное - нужно прояснить: «А правильно то, что я чувствую? Правильно то, что я думаю по поводу этого человека?». Поэтому очень важно научиться это прояснять, особенно в отношениях, когда чувства очень активно взаимодействуют.
00:31:00 Там масса всяких иллюзий также пробуждается, масса всяких иллюзий возникает. Там такое “кино” очень активное начинает перед глазами проявляться. Поэтому очень важно сказать себе: «Стоп. Успокойся. А что на самом деле произошло?». Иногда человеку очень сложно самому себе помочь. Как говорится, что связанный человек не может себя развязать. Не всегда, но очень часто. Поэтому иногда нужен кто-то третий, кому бы я мог (могла) это всё рассказать. Кто мог бы эту ситуацию прояснить. Потому что я даже когда рассказываю кому-то, я смотрю на это со стороны, и мне это уже кажется не таким глобальным, не настолько взрывным, как это я всё ощущаю внутри себя.
00:32:06 Это вот наши чувства, наш ум - вместе они это всё под влиянием иллюзии амплифицируют во много-много раз. Поэтому в отношениях, особенно у женщины, которая большая мастерица вот этих всех виртуальных сюжетов, ей очень важно смотреть на это всё со стороны и учиться прояснять, прежде всего для себя самой, и потом учиться прояснять и объяснять это и другим людям, с кем она находится во взаимоотношениях. Либо вовремя просить о помощи и быть в контакте с трезвыми, разумными людьми, которые в состоянии ей оказать эту помощь. Я, наверное, много уже всего сказала. Если есть какие-то вопросы, прояснения мы можем сейчас поговорить тоже об этом.
Что делать, если на определённом этапе духовного пути негативные качества становятся ярче и сильнее?
00:33:09 [Ведущая] Спасибо вам большое, дорогая Гуна Манджари. Столько важной информация вы говорите, столько важных знаний передаёте. Есть несколько вопросов. Вот, например. В ведической культуре пишется, что есть такой путь, который называется Анартха нивритти. То есть если человек следует по духовному пути, на определённом этапе вот эти все негативные качества, они как будто становятся ярче и сильнее проявляются. И я знаю, что многих людей это пугает. В ведической традиции или в какой-то другой это проявляется. И вот как на этом этапе работать, когда ты вроде бы духовно развиваешься, и тут внезапно ты стал более злой, более раздражительный, более какой-то такой вот остро реагирующий на всё. Что с этим делать?
00:33:55 [Гуна Манджари] Это достаточно высокий уровень развития. И духовный путь - это конечно не что-то такое, что вот мы на облачке наслаждаемся божественным светом. Это да, это придёт. Но это путь, и очень часто духовных людей изображают как духовных воинов. То есть действительно, мы должны пройти какой-то путь, и очень много таких вызовов мы должны принять. И это есть в любой культуре духовной. Допустим, в Исламе это называется джихад. Это звучит сейчас очень зловеще, но на самом деле, если взять оригинально, то есть изначально что имелось в виду - это имелось в виду, что человек должен сразиться со своими внутренними демонами.
00:34:58 Но находясь в извращённом таком контексте, в то влияние времени, в которое мы живём - Кали-Югу, где принцип правдивости извращается, и много нападок на этот принцип правдивости. То он в извращённом виде проявляется в том, что нужно убивать кого-то ещё. Но идея была, что нужно сразиться со своими внутренними демонами, или, как вы сказали в ведической культуре, это процесс Анартха нивритти называется.
00:35:34 В Христианстве также есть такое. Даже книга написана, посвящённая этому. Я её читала на английском языке, очень хорошая книга. Называется «Тёмная ночь души», написал Хуан де ла Крус, или как его ещё знают в англоговорящем мире, Иоанн Креста. Это святой конца XVI века. Средневековый святой, у которого была тяжёлая жизнь и много испытаний. Его мучили его же братья в боге, как говорится. То есть много чего он прошёл и написал эту книгу. Она также посвящена Анартха нивритти - тёмная ночь души.
00:36:20 И он приводит такой пример, что перед рассветом самая тёмная ночь - она перед тем, как взойдёт солнце. Так и душа - она испытывает вот этот период перехода от такого грубого материального существования к свету, к видению. И проявляется так: когда солнце приближается, мы начинаем видеть вещи более ясно. И когда мы приближаемся к истине, мы начинаем видеть вещи более ясными.
00:37:00 И в том числе мы начинаем видеть собственные недостатки, собственное вот это покрытие более ясным. Потому что не может быть такое, что вот мы видим недостатки всех, а свои собственные не видим, не замечаем. Это значит, что мы далеки от света. Потому что когда солнце приближается, когда есть свет, то мы видим всё в этом свете. Мы видим и других, мы видим и себя, и комнату, в которой мы находимся. То есть свет имеет такую абсолютную природу, поэтому мы видим всё хорошо. И мы видим сам источник света. И поэтому да, это говорит о том, что мы становимся где-то ближе вот к этому свету, ближе к истине, когда мы начинаем видеть свои такие недостатки - анартхи они называются на санскрите. И для того, чтобы понять, что такое наши недостатки, я немножко углублюсь в понимании этого слова – анартха.
00:38:00 Слово "артха" - это процветание, это ценность, даже путь развития так называется на санскрите. Приставка «ан» - это то, что отрицает. То есть анартха - это то, что не имеет ценности. И вот сами наши эти недостатки характеризуются как то, что не имеет особой ценности, что-то типа мусора. Поэтому, когда мы понимаем эти вещи, то есть, когда мы видим в себе столько всего несовершенного, мы можем в начале ужаснуться. Но потом, если мы продолжаем идти по этому пути, мы просто понимаем, что это просто мусор, и что ко мне это не имеет никакого отношения. То есть, когда мы растождествляемся со всем вот этим "внутренним зоопарком" в себе, который мы начинаем видеть, мы понимаем, что это просто наше покрытие и что это не есть я.
00:39:07 И нам становится легко и свободно. И в какой-то момент, когда мы начинаем это понимать и видеть, мы испытываем огромнейшее облегчение, огромнейшее вот такое чувство освобождения от этого всего. Оно перестаёт на нас влиять. То есть мы больше не отождествляем себя с нашими вот этими недостатками, с нашими - ну вот «всё, что мы в себе обнаружили такого». Пока мы с этим связаны, пока мы считаем, что мы и есть "это", конечно нам очень тяжело, нам очень обидно. Нам кто-то что-то сказал, подумал, и мы очень озадачены тем, как мы выглядим в глазах других людей, чтобы произвести впечатление. Потому что мы считаем, что мы всё это. Но когда в нас происходит вот этот процесс Анартха нивритти, или мы проходим через эту тёмную ночь души - это болезненно.
00:40:06 Но в какой-то момент через это мы освобождаемся, и мы испытываем огромное облегчение, огромную радость, когда мы понимаем, что мы не есть всё это. Но это надо пройти, это надо прочувствовать. И любой, кто это проходил, любой, кто это проходит, имеет опыт в этом - он становится реально радостным. И его состояние радости и такого внутреннего торжества, сложно понять людям, погружённым полностью в материю. Поэтому да, это определённого рода битва, это борьба, это болезненно. Но оно стоит того. Потому что после этого наступает такое исцеление души.
Почему с духовными людьми не всегда бывает так просто и легко?
00:41:00 Вот поэтому да, люди, проходящие путь Анартха нивритти могут становиться какими-то такими вредными немного. Немного это всё начинает проступать, потому что идёт процесс очищения. И если расширить эту тему, то это также связано с тем, что почему с духовными людьми не всегда бывает так просто и так легко. И почему кажется, что вот обычные люди - они намного добрее, они намного лучше, чем вот эти все духовники и, так называемые, святоши. То есть много всего есть на эту тему, тут есть много разных ответов на эти вопросы - почему так происходит. И один из ответов, что люди проходят Анартха нивритти. Они проходят очищение, когда все их негативные качества - они становятся явными в процессе очищения.
00:42:00 Этот процесс, он также сравнивается с тем, как мы топим масло. Когда его ставят на огонь (делаем топлёное масло гхи) когда его топят, его ставят на огонь. И вся вот эта нечистота этого масла, вся вот эта накипь поднимается на поверхность. И мы это снимаем, счищаем. И вот этот огонь - это духовная практика. И когда мы начинаем ей заниматься, то это вот такой огонь, как топление гхи, топление масла. То вот вся эта нечистота, которая хранилась у нас в сердце, она также начинает подниматься, и мы начинаем это видеть. И это начинают видеть другие тоже. Но таков процесс. То есть тут очень много разных нюансов, которые существуют вот в этом. И один из этого - вот этот Анартха нивритти.
Какова природа или ядро негативных качеств?
00:43:00 [Ведущая] Действительно, когда начинаешь уборку дома, достаёшь всё из шкафов, кажется, как будто беспорядка стало ещё больше. Ты уже всё достал, всё теперь где-то лежит не на своих местах. Но потом получается избавиться от лишнего, все поставить на свои места. И вот вроде бы порядок. Спасибо, что рассказали этот процесс. И хочется узнать, какова природа или ядро вот этих негативных качеств? Есть ли какое-то вот одно качество, которое объединяет всё это таким одним словом. Можно ли назвать вот эту природу демонической натуры?
00:43:34 [Гуна Манджари] Это, конечно, иллюзия и невежество. То есть тут нужно идти очень глубоко, к тому, как душа, как живое существо оказалось в материальном мире, и это всё описывается. В ведах есть также аллегорично достаточно. Это есть и в Библии. Когда душа, она будучи божественной, чистой по своей природе, находясь в духовной - в своей естественной стихии, где нет смерти, старости и болезней, где она вечна, находящаяся в блаженстве, всегда прекрасна, красива - то есть совершенна, скажем так. Это то, к чему мы всегда стремимся - наша природа. Так потому, что наша природа такова.
00:44:30 И в какой-то момент она захотела себя почувствовать Высшей Душой, она захотела почувствовать себя богом. То есть, это момент опыта и какой-то зависти, скажем так. Вот это можно назвать ключевым, вот этим словом, о котором вы спросили. Вот, наверное, это слово. И поэтому зависть или получение ещё какого-то опыта, которого у неё не было - такая душа захотела почувствовать себя богом. И поэтому, так как в духовном мире сбываются все желания. Всё, о чём мы думаем, чего мы хотим - оно там сбывается. Нет такого препятствия к нашим желаниям. И поэтому это желание тоже должно было сбыться. Но, так как это невозможно осуществить в духовном мире, потому что там присутствие Бога везде проявлено. И двух богов не может быть
00:45:34 Иначе – Бог, Он Абсолют, и единственный в своем числе. Поэтому для души было (чтобы её желания сбывались) был проявлен, создан материальный мир, где у нас есть вот это ложное эго. Душа одевается в такой определённый скафандр, чтобы существовать здесь и считать себя богом - вот это ложное эго. Посредством этого ложного эго мы себя видим богом. И присутствие Бога здесь не проявлено, оно скрыто для того, чтобы нам ничего не мешало себя чувствовать в центре. И поэтому здесь всё так эгоцентрично в материальном мире, и здесь все борются за влияние, за то, чтобы быть вот этим богом. Ну кому как удаётся. Кому удаётся это сделать в крупных размерах, и человек становится там царём или кем-то еще. То есть он повелевает большим количеством, то есть он себя ощущает большим количеством материи.
00:46:43 Либо, если ему не удалось, то хоть над кем-то он пытается себя ощутить верховным повелителем – там может быть собака, кошка, где вот он повелевает судьбой этих живых существ. Поэтому весь вопрос в нашем таком эгоцентризме и понимании себя в центре всего. Вот насколько мы себя чувствуем, мы видим в центре всего, настолько мы как бы заражены этой идеей, что я есть верховный повелевающий. Даже подсознательно, потому что никто не скажет, что он бог. Если он скажет, то он попадёт, как говорится, в палату номер шесть. Там уже полностью люди, как бы лишённые здравого смысла, находятся. Но обычно это у нас подспудно происходит в подсознании, в нашем поведении, в наших взаимоотношениях, в том, как мы живём - это всё проявлено - ощущение себя в центре всего.
Стоит ли использовать практики на ощущения, на восстановление контакта с телом?
00:47:55 [Ведущая] Спасибо. Мне кажется, что основная вещь, которую нужно сначала понять для того, чтобы встать на духовный путь - почему вообще так произошло, что мы здесь. Кем мы себя до этого считали. Почему это не совсем верно. И кем нужно правильно себя самоотождествлять. И вот вы упомянули сегодня о том, как нужно правильно полагаться на свои чувства или нет. И вот пришёл к нам такой интересный вопрос: “Сейчас очень популярны практики на ощущение, на восстановление контакта с телом. Потому что они помогают делать действительно свой выбор и хотя бы так услышать себя. Иначе мы живём в неосознанности и не своей жизнью. Стоит ли их использовать, или это тоже значит слишком полагаться на свои чувства?”
00:48:37 [Гуна Манджари] Ну, смотрите. Вот это такой вопрос, что есть разные виды иллюзии. Их много. То есть не то, что вот каким-то да-нет это всё и разрешится. Есть такая глобальная иллюзия, что мы не есть это тело. Это глобальная иллюзия. Есть много других иллюзий. И тем не менее, находясь в этом теле, мы должны быть в контакте с ним. То есть мы должны развенчать и работать над своей глобальной иллюзией - когда мы считаем и живём так, как будто мы есть это тело. Но также вместе с этим мы должны понимать, что мы находимся в этом теле, мы не можем жить так, как будто мы не находимся в этом теле. То есть это другая иллюзия, что мы живём без тела.
00:49:32 Да, мы поняли, что мы - дух и мы сейчас начнём действовать как дух. Мы начнём, я не знаю, лезть целоваться к тигру, или мы начнём ко всем одинаково относиться, я не знаю что, считать себя душами и ходить без одежды. Потому что я – душа. Я - не это тело, я это душа. Поэтому тут, вот эти все нюансы - их нужно уметь разграничивать. Да. С одной стороны, мы должны наметить, видеть вот эту глобальную цель – это понять, что нахождение в материальном теле - это есть болезнь души, это нездоровое состояние. Это один момент. Это как бы наша такая глобальная стратегия развития. Но есть ещё тактика. То есть, когда мы понимаем, что да, мы это поняли, но у нас есть вот такие условия: у нас есть место, время, обстоятельства.
00:50:37 То есть мы находимся сейчас, мы обусловлены этим телом, мы должны его поддерживать, оно должно быть здоровым. Потому что, чтобы нам не мешало практиковать духовную жизнь. И поэтому вот такие нюансы существуют. Как то, что мы должны учиться взаимодействовать с этим телом также. И для этого, да, мы должны его чувствовать, мы должны осознавать вот ту машину, в которой мы находимся. Вот это аналогия. Тело называется на санскрите «Янтра». Янтра - это машина, и машина нам нужна, это - наше транспортное средство. Нужна для того, чтобы мы добрались до цели. И поэтому иллюзия - отождествлять себя с машиной - это иллюзия. А невежество - это когда мы не заботимся о своей машине, мы её не заправляем, мы её не сдаём в ремонт вовремя, не следим за ней, не моем, не чистим.
00:51:37 То есть это вот такая аналогия. Поэтому, действительно, тут важно быть в контакте с этим телом, не находиться в иллюзии того, что мы уже без этого тела и мы уже вот сами по себе, находимся на том уровне, на котором мы не находимся. То есть не играть в эти игры. И поэтому да, есть телесные практики, которые помогают нам быть в равновесии. В соответствии с аюрведой, в нас есть воздушные потоки, которые осуществляют все процессы в теле. И поэтому, когда мы не находимся в контакте со своим телом, с внутренней энергией, которые там находятся, то мы можем как бы выйти из равновесия. И вот эта Вата - внутренний воздух, как раз и является тем, что провоцирует большое количество, бОльшее количество болезней.
00:52:44 Поэтому вот такое состояние, как заземление, ощущение своего тела - оно как раз и помогает вот эту Вату, этот воздух (вообще кто знает Аюрведу, знает о чём я говорю). Тем не менее, оно помогает нам заземлиться. Есть такое слово заземлиться. И вот эту всю разболтанность определённую внутреннюю воздушных потоков помогает нам как бы уравновесить. То есть это две разные вещи, из разных коробочек. Одно дело, что мы должны этот механизм поддерживать в адекватном состояния, другое - что у нас есть глобальная понимание того, кем мы являемся. И это две такие параллельные рельсы. И одно и другое мы учитываем.
Хорошие качества можно начать проявлять только тогда, когда у самого закрыты базовые потребности?
00:53:39 [Ведущая] Спасибо большое за это объяснение. Вот ещё вопрос, который похож, тоже в эту тему, мне кажется, относится. “Я слышала, что хорошее качество можно начать проявлять, когда базовые потребности закрыты. То есть пытаться быть милосердным стоит только, когда сам не думаешь постоянно как «свести концы с концами». Или всё-таки это какие-то параллельные процессы? “
00:54:00 [Гуна Манджари] В этом есть какая-то доля истины, потому что даже, если мы возьмём ведические писания, говорится что достаточно сложно практиковать духовную практику, заниматься духовной практикой на райских планетах. Потому что: «Ну хорошо. И вообще зачем, куда ещё? Зачем, когда нам хорошо?». Обычно сложно себя заставлять, когда нам очень хорошо. Мы несколько опьянены вот этим всем. То есть такое опьянение идёт. Заставлять себя что-то так ещё делать и быть очень активны в этом плане. И наоборот, когда на адских планетах - тоже сложно практиковать духовную жизнь, потому что, действительно, когда что-то болит, когда стрессы, такие всякие несчастья - тоже сложно.
00:55:07 Но это общий ответ на этот вопрос. Поэтому да, планета Земля – она наиболее благоприятна для духовной практики. Здесь легче, потому что в общем-то всё уравновешено. Но у каждого, опять же, тут всё по-разному. Поэтому общая идея – да, очень важно себя как-то уравновесить в жизни, для того чтобы уравновесить ум, для того чтобы была возможность заниматься духовной практикой. Но очень много есть спекуляций в этом плане. Когда наш ум начинает спекулировать, а он всегда спекулирует. Мы говорили об этом , что он самый великий такой мистификатор, он начнёт говорить, что вот у тебя нет вот этого платья, у тебя нет вот этого уровня жизни и поэтому ты не можешь практиковать духовную жизнь. То есть он начнёт всё усложнять. Ум - его основная задача - он работает на чувства. Вот чувства, они его, что называется, прогибают различным образом.
00:56:13 И вот он начнёт всё объяснять, как тебе это нужно для твоего духовного развития, вот как тебе нужно то для твоего духовного развития. То есть это называется спекуляции ума. Поэтому тут другой момент, тут важно быть в таком адеквате, действительно понять, что реально тебе нужно для твоей жизни, чтобы ты был (была) спокойна. Иногда это достаточно простые вещи, не столь сложно достижимые. Поэтому тут важно разобраться, что тебе нужно для твоего внутреннего спокойствия и следовать (это делать) этому в соответствии с твоей ситуацией индивидуальной твоей жизни. Иногда это бывает совсем несложно - найти какие-то возможности и как-то вот следовать этому. Но ум бывает это всё усложняет. Это другой момент. Но тем не менее, да. Ответ на этот вопрос: «Да. Нам нужны достаточно определённые условия для духовного развития».
Какое чувство сопровождает человека, который действительно развивается по духовной жизни?
00:57:23 [Ведущая] Очень важная тема, действительно, этого баланса, гармонии. Вы часто мне говорите, что истина посередине. И духовная жизнь – она всегда вот такая какая-то радостная. Правильно ли я поняла, что не нужно воспринимать духовно развитого человека как какого-то аскета, который просто вот идёт грустно по жизни. Ну то есть, какая должна быть духовная жизнь, в каком ощущении от жизни в принципе, от самого себя ощущение? Какое чувство сопровождает человека, который действительно развивается по духовной жизни, чтобы отслеживать слушателям - идём ли мы сейчас туда, или что-то это какие-то неправильные у нас действия на духовном пути.
00:58:04 [Гуна Манджари] Бесспорно, это чувство радости. То есть нам всегда сигнализируют о нашем внутреннем, о том, где мы на нашем пути - по нашему внутреннему состоянию удовлетворения, радости. И даже если нам тяжело, мы всё равно, если мы идём правильно, мы будем испытывать вот эту радость. То есть, если мы внутренне правдивы, то мы будем находить отклик с нашим сердцем, оно будет нам сигнализировать. Это - путь сердца бесспорно. Сердце нам всегда будет сигнализировать, где мы и что мы испытываем. Поэтому да, это своего рода такие маяки, на которые мы можем опираться. Конечно, есть масса, много нюансов, о которых тоже можно сказать. Но, бесспорно, - это будет радость.
00:59:00 И духовный путь - это непросто. Да, это бывает сложно, это бывает как «через тернии к звёздам». Бывают испытания, бывают сложности. Но это не так, что это такой мрак, это такое страдание от начала до конца. Если мы это ощущаем постоянно, то это значит не тот путь, который можно назвать духовным. То есть, или мы что-то делаем неправильно. Потому что, если мы всё делаем правильно, то мы обязательно будем видеть вот этот свет в конце тоннеля, мы будем испытывать радость. Иногда нам будет сложно, иногда нам будет тяжело. Но в конце мы обязательно будем испытывать вот это состояние радости, состояние удовлетворения внутреннего. Поэтому да, для кого-то эта радость идёт через аскетизм, через состояние такого полного минимализма во всём.
01:00:05 Для кого-то человека - это по-другому может идти. Но тут, опять же, есть огромное-огромное поле для умственных спекуляций. Ум может всё что угодно. Это очень важно понимать и работать со своим умом, с его тенденцией быть в иллюзии, погружать нас туда. Иллюзия, кстати, тоже может давать чувство радости, вот такое опьяняющее. Но говорится в Бхагавад-Гите, что то, что к нам приходит от иллюзии, то есть эта радость, которая приходит от иллюзии - она в начале подобна нектару, а потом она будет подобна яду. То есть все вот эти такого рода сомнительное удовольствия, что мы получаем очень много вот такого чувства, сразу получаем такую радость и удовольствия очень много - это может быть связано и с иллюзией.
01:01:08 Тогда как истинная ананда, духовное счастье, это именно через какой-то процесс, через преодоление. Там, где истина и Ананда, это именно через процесс, через преодоление. Хотя иногда бывает, и как бы нам дают просто ощутить вот это, как милость какую-то - мы ощущаем эту радость. Но, бесспорно, этот путь сопровождается радостью. Причём такого рода радостью, которая неизвестна людям в этом материальном мире. То есть ни одна материальная вещь не принесёт тебе такой радости, такого счастья, которое ты ощущаешь вот на этом пути. Поэтому, конечно, это стоит того, и аскезы человек совершает не просто так. Он ощущает огромную радость, огромный подъём, освобождение внутреннее от деятельности, которую он делает.
01:02:09 [Ведущая] Очень вдохновляющее звучат ваши слова. Спасибо большое, что говорите об этом в принципе. Что настолько мы погружаемся в ведическую культуру, науку, в принципы отношений с Богом, как они строятся, принципы культивирования в себе вот этой божественной природы, возрождение собственно, как вы сегодня сказали, что это наша естественная природа. И это здорово, это настоящий контакт с самим собой, с таким, каким нас задумал Господь, таким, какие мы есть. Поэтому благодарю Вас за эти беседы! Это очень важно и это очень вдохновляет. И с радостью будем ждать следующего эфира.
01:02:47 [Гуна Манджари] Спасибо Вам большое за эти беседы, потому что меня это также вдохновляет. И действительно в этом общении сама для себя тоже много всего раскрываю. И до следующей встречи. Желаю всем вот этой высшей божественной радости, наверно так можно это охарактеризовать.
01:03:07 [Ведущая] Чудесные пожелания. Благодарю Вас. До свидания.
01:03:11 [Гуна Манджари] До свидания.