Влияние демонической природы на материальный мир

vedaradio.fm - 08 апреля 2022
Зачем нужно изучать демонические качества. Природа материального мира. Качества демонических натур по Бхагавад Гите. Наша философия - в нашем действии. В Кали югу всё пропитано обманом. Влияние демонической природы на материальный мир. Кшатрии и их роль. Брахманы и их роль. Ответы на вопросы: что значит доверять сердцу? Как нужно воспринимать этот мир? Как должен духовный человек относиться к демоническим проявлениям?
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:07:49 | качество: mp3 48kB/s 23 Mb | прослушано: 58 | скачано: 28 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Играет музыка]

00:00:09 [Ведущая] Доброго вечера пятницы, дорогие слушатели! Веда-радио, по традиции, уже не один месяц мы собираемся здесь с вами по пятницам, чтобы под руководством психолога и нашей дорогой гостьи Гуны Манджари обсудить священное писание на тему божественных и демонических качеств или натур. И в ближайший час мы этим и займемся.
Как всегда ждем ваши вопросы, которые вы можете оставлять на сайте Vedaradio.fm или присылать нам в Вацапе и в Вайбере по номеру телефона +79002390963. А я приветствую нашу гостью: «Здравствуйте, Гуна Манджари!»

00:00:44 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:00:47 [Ведущая] Спасибо большое, что вы сегодня вновь с нами, что мы можем продолжить эту тему. И насколько я понимаю, мы сейчас углубляемся в качества демонические, демонических натур, чтобы их отслеживать в себе и во время замечать. Может быть, контролировать, поэтому передаю вам слово и с интересом жду узнать, о чем же сегодня пойдет наша беседа.

Зачем нужно изучать демонические качества

00:01:09 [Гуна Манджари] Да, мы сегодня будем рассматривать второй полюс. Как говорится, всё имеет свои стороны, т.е медаль имеет две стороны, и позитивную и негативную. То есть позитивные аспекты мы рассматривали. Мы рассматривали божественные натуры довольно долго. У нас длились эфиры, которые позволяли нам увидеть божественные качества, и для того, чтобы понять место, в котором мы находимся. Мир, в котором мы живем, материальный мир.

00:01:48 А нам важно понимать и другую сторону медали. И поэтому мы рассматриваем качества демонические, демонических натур. Но для того, чтобы понимать ту реальность, в которой мы находимся. Во-первых, чтобы не быть оторванными от атмосферы, в которой мы находимся. И другой момент, чтобы отслеживать и видеть это в себе, потому что, как мы говорили, существуют определенные эпохи во Вселенной, Юги так называемые.

00:02:42 Существуют четыре эпохи, как четыре времени года. И в Золотой век демонические и божественные натуры жили на разных планетах. В Серебряный век они жили на одной планете, но в разных местах, на разных континентах. В Бронзовый век они жили в одних и тех же местах, странах или государствах. И в Железный век, в Кали-Югу, в которую мы живем, эти природы могут пребывать в одной и той же личности. Поэтому мы все имеем вот эти склонности, и те, и другие. И всё зависит от того, что мы будем “кормить” в себе.

Природа материального мира

00:03:42 По примеру очень известной притчи, по поводу того, что в человеке существует два разных волка, один хороший, другой плохой. Они всё время находятся в противоборстве и побеждает тот, кого кормят. Поэтому очень важно знать, кого кормить, кого контролировать. Хочется заметить, что это природа материального мира, т.е противоборство божественных и демонических сил. И, как мы уже отмечали, существуют описания райских планет, адских планет и человеческих миров.

00:04:35 То есть это всё существует в ведических трактатах. Описывается, что материальный мир делится на три части. В зависимости от влияния гун (или качеств) материальной природы, которых тоже три. В зависимости от влияния этих гун, в зависимости от их сочетаний, они образуют сферы. Райские. Человеческая сфера, к которой относится Земля. Демонические миры, к которым относятся адские планеты.

00:05:17 И это всё не что-то такое из каких-то древних библейских работ, рисунков, где художники Средневековья изображали райские и адские миры, в основном адские. Бесспорно, есть нечто подобное на этих планетах, но тем не менее, всё гораздо тоньше, потому что эти влияния происходят постоянно. На нас постоянно влияют божественные и демонические миры, аспекты, энергии. Всё зависит от того под какое влияние мы попадаем, что мы в себе культивируем. То есть это не что-то такое, отвлеченное от нас, это то, в чём мы живём, с чем непосредственно связаны.

00:06:19 Для того, чтобы получить описание как божественных так и демонических натур, мы прибегаем к Бхагавад-гите. В ней изложена суть всех ведических писаний, всего ведического знания, такая квинтэссенция. Мы неоднократно говорим, что Веды это то, что существовало на заре творения, как инструкция к этому миру. То есть инструкция от “завода-изготовителя”. Потому что всё оно было создано Высшим разумом.

00:07:12 Чтобы что-то создалось, к этому нужно приложить разум. И, естественно, всё имеет свои законы, вот Веды они и являются сводом этих законов. Поэтому Веды – это научное знание о материальных, духовных мирах, о взаимодействии между этими энергиями. Это знание обо всём, что происходит, что сотворено и не было сотворено. Поэтому это как наука, она не имеет каких-то религиозных определений и это универсальное знание. Как не бывает, например, физики американской, мусульманской, христианской, то же самое Веды. Они не имеют какого-то определения, относящегося к телу.

00:08:20 Это универсальные научные законы, но более тонких проявлений и материи или духа, т.е то, что обычная наука нам не может дать. И поэтому в этом их ценность, что независимо от того, по какому пути развития мы идём, по какой дороге или духовному пути, Веды универсальны, они могут помочь человеку, независимо от того, какой путь он выбрал. Поэтому мы обращаемся к ним для того чтобы получать вечные, общечеловеческие знания, законы.

Качества демонических натур по Бхагавад Гите

00:09:15 Я ещё раз напомню определения, какие качества относятся к демоническим натурам и мы продолжим рассматривать более раскрыто эту тему. Итак: “Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество. Таковы качества людей, обладающих демонической природой, о сын Притхи”. Вот, казалось бы таких шесть качеств, которые включают в себя определения того, кем является человек демонической природы. Но так или иначе мы можем обнаружить эти качества. Они могут проявляться как-то в нас, это не означает, что мы являемся демонами по своей природе. Дело в том, что в человеке преобладает, то и определяет его наклонности, его природу. Поэтому вот такие всплески этих чувств, качеств мы можем обнаружить.

00:10:49 Это происходит определённое низшее влияние. Но если мы не находимся постоянно в этом состоянии, если это не является ведущими для нас чувствами или настроением, если мы можем это осознавать и контролировать, это означает, что демоническая природа всё-таки не одержала над нами полную победу. И поэтому для того, чтобы мы могли контролировать эти побуждения в себе, для того, чтобы мы их хорошо понимали, мы должны ознакомиться, то есть хорошо понять, как проявляется демоническая природа.

00:11:45 Чтобы мы могли распознавать это прежде всего в себе. Для этого я ещё здесь прочитаю текст восьмой из Бхагават – Гиты. Опять же, кто хочет более углубленно для себя эту тему раскрыть, может сам почитать и поразмышлять над тем, что говорится по этому поводу в Бхагавад – Гите. Это глава 16, она называется «Божественные и демонические натуры». Но мы в рамках передачи просто будем какие-то аспекты рассматривать, для того, чтобы иметь представление об этом.

00:12:30 Итак, текст восьмой. “Они говорят [то есть демонические люди, находящиеся под демонической природой], что этот мир нереален, что у него нет основы, что нет Бога, который им управляет. Они заявляют, что мир возник из полового влечения, и что у него нет иной причины, кроме вожделения”. Достаточно знакомая материалистическая философия.

00:13:04 И дальше мы перейдем к комментарию, немного раскроем эту тему. Комментарий Шрилы Прабхупады: “Демоны приходят к выводу, что весь мир — фантасмагория. Он существует, не имея ни причин, ни следствий, ни правителя, ни цели: всё здесь нереально. Они утверждают, что мироздание возникает в результате случайного соединения материальных элементов. Им не приходит в голову, что мир был создан Богом с определенной целью. Согласно их концепции, мироздание возникло само по себе и нет никаких оснований верить в то, что за ним стоит Бог.

00:13:47 Дух не отличен от материи и нет никакого Высшего Духа. Ничего, кроме материи, не существует, и всё мироздание представляет собой комок неразумной материи. Согласно их взглядам, мир пуст, а все материальные проявления существуют только в нашем невежественном восприятии. Они исходят из того, что любые проявления разнообразия — лишь следствие нашего невежества, наподобие тех образов, которые мы создаем во сне и которых в действительности не существует. Проснувшись, мы убеждаемся, что всё это было лишь сном. Однако, провозглашая мир сном и иллюзией, демоны, тем не менее, с большим искусством наслаждаются этой иллюзией.

00:14:38 Поэтому, вместо того чтобы обрести знание, они только ещё больше запутываются в этом мире грёз. Они заключают, что этот мир возник без вмешательства духа, точно так же, как, по их мнению, появляется ребенок: просто в результате полового контакта между мужчиной и женщиной. Они убеждены, что все живые организмы появились на свет исключительно в результате соединения материальных элементов, а о существовании души не может быть и речи. Всё живое, говорят они, возникло просто в результате соединения материальных элементов мироздания, подобно тому как в капельках пота или трупах без всякой на то причины заводятся живые существа.

00:15:27 Поэтому у мироздания нет и не может быть иной причины, кроме материальной природы. Они не верят тому, что Кришна говорит в «Бхагавад- гите»:  «Весь материальный мир движется, повинуясь Моей воле». Иными словами, у демонов нет верного представления о том, как возник материальный мир; каждый из них придумывает собственную теорию. Для них любые толкования богооткровенных писаний одинаково хороши, ибо они не верят в возможность единого понимания наставлений священных писаний”.

00:16:04 Вот. Что мы можем видеть и понять из этого стиха и комментария? Что люди, которые действуют под влиянием демонической энергии, не видят, что в основе всего лежит Высшая сила, что этот мир контролируем, что есть некий высший свидетель, который присутствует в каждом атоме, в каждом проявлении всего, что происходит в нашей жизни. То есть, что есть высший свидетель. Такие люди живут так, как будто такого свидетеля нет, что этот мир - просто хаос, что всё это нагромождение хаоса, что всё является проявлением следствия нашего воображения.

00:17:10 То есть, что Господь не реален. Что Высший Дух так же не реален. Что мир неразумен. Это и есть проявление демонизма. Хотя такие люди могут прятаться или иметь какую-то религиозную или, так называемую, духовную философию. Они могут говорить такие фразы, это может быть и о всеобщей любви или цитировать религиозные писания. Они могут вполне скрываться за личинами религиозных деятелей или духовных людей. Мы говорили обо этом на одном из прошлых эфиров.

00:18:10 Тем не менее, освоить какую-то словесную риторику, это один момент, другой момент, что как человек реально действует. Его стиль жизни, т.е это будет говорить о его философии. Поэтому если человек говорит одно, а в реальности он поступает совершенно другим образом, не видя, как в основе всего лежит Высшее начало. Что Господь присутствует в каждом атоме, что Он свидетель всего. Человек действует совершенно вопреки той философии, которую он может излагать, потому что сейчас очень много всего.

Наша философия - в нашем действии

00:19:05 Сейчас много источников, много всяких течений, которые говорят такие вещи. Человек может выучить, это не проблема. Освоить, ему даже может нравится, он даже может считать всю эту философию “своей” и что он следует этому. И искренне заблуждаться, если, на самом деле, в своем обыденной жизни ведёт себя так, как будто он источник и причина всех причин и не видя присутствия Высшей Души, Верховной личности Бога в других живых существах.

00:19:50 Это всё понимание, наша философия проявляется в нашем действии, в том, как мы живём, а не в том, как мы говорим. И поэтому возникает так много каких-то недопониманий с тем что. казалось бы, духовные люди или религиозные деятели, но они говорят одно, а поступают совершенно другим образом. Таким способом, люди разочаровываются в духовных путях, т.е они видят какое-то лицемерие определенное или несоответствие, но дело же не в философии и не в самом духовном пути.

00:20:40 Дело в том, что мы живём в такое время, когда очень много обмана, лицемерия. Поэтому очень важно, во-первых, самому хорошо понимать, что есть духовное знание, истина и иметь этот духовный опыт для того, чтобы мы могли различать и ориентироваться в этом мире, в этом пространстве, где может быть всё, что угодно. Приводится такой пример, что если вы не знаете что такое, как выглядит золото, качества, у вас нет опыта распознавания, общения с этим металлом, то вас легко обмануть. Любое, что-то такое жёлтенькое, блестящее вам могут продать как золото.

00:21:50 Поэтому тут ответственность с двух сторон, т.е и с нашей стороны так же. Чтобы мы научились определять, что есть истина, что нет. Для этого есть достаточно много возможностей. Поэтому когда мы обманываемся, т.е нас обманывают, в этом есть и наша ответственность в том плане, что мы позволяем себя обмануть не обладая достаточной квалификацией, чтобы различать. Потому что люди, живущие в Кали-Югу, т.е мы все обладаем определёнными качествами деградации нашего разума. Разум становится ленивым, нам неохота самим разбираться, нам неохота думать, нам неохота напрягаться. Мы просто поглощаем то, что нам даётся, т.е любая информация, любая презентация себя.

00:23:01 Люди склонны просто поглощать, либо просто отвергать. Но вот эта способность изучать, способность анализировать, способность думать не очень-то развита в тот век, в который мы живём. Говорится, что люди очень медлительные, их разум очень медлителен, они сонные, сонный разум. Они просто предпочитают поглощать какую-то информацию, они предпочитают поглощать всё, что им идёт не утруждая себя анализом, не утруждая себя поиском каких-то истинных источников.

В Кали югу всё пропитано обманом

00:23:55 Поэтому это то, что мы имеем, это надо учитывать и в отношении себя и в отношении места, в котором мы находимся. Всё в Кали-Югу пропитано обманом, поэтому это тоже важно знать, учитывать и так очень важно, мы говорим об этом из передачи в передачу, очень важно основываться на знаниях, которые идут из абсолютных источников. Потому что человек имеет свойство обманывать и обманываться. Это такая встроенная в нас структура, которая находится в наших чувствах. Наши чувства несовершенны. И мы склонны обманываться и обманывать.

00:25:00 Поэтому любое знание, информация, передающаяся человеком, обладает этими недостатками, поэтому очень важно обращаться к абсолютным источникам и черпать оттуда информацию. Таким образом, они как эталон, по которому нам необходимо сверяться периодически, потому что наша настройка сбивается. Она может быть сбита очень легко и это важно знать, относительно этой темы. Мы живем в такое несовершенное время. Если какие-то вопросы, комментарии по этому поводу? Или я продолжу дальше рассматривать этот вопрос?

Что значит доверять сердцу?

00:26:00 [Ведущая] Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари. Действительно, Вы сейчас освещаете важный момент. Вы знаете, есть вопрос, который мне кажется очень важным. Он созвучен тому, о чём Вы сейчас говорили. Я сейчас его зачитаю: «Многие, в том числе, духовные люди, говорят о важности доверять своему сердцу. И мне давно хотелось разобраться в этом. Что значит доверять сердцу? Ведь мы действительно можем обманывать сами себя».

00:26:27 [Гуна Манджари] Это так и это не так одновременно, пока наше сердце не очищено. Дело в том, что у нас одновременно там присутствует наш ум. Наш неочищенный ум склоняет, привязывает нас к материи. То есть привязывает нас к иллюзии. В соответствии с Ведическими источниками наша душа находится в области сердца. В тонком теле это всё происходит. Поэтому если делать операцию на сердце, то понятно, что там мы не увидим этого ничего. Потому что это всё на тонких планах. Душа находится в области сердца. И Сверхдуша (Верховная Личность Бога) тоже. Верховная Личность Бога присутствует рядом с нашей душой как Параматма. Она всегда находится рядом с нашей душой. И это всё размещается в сердце. Там же находится наш ум, материальный ум.

00:27:46 Если душа представляет собой божественное проявление, то ум представляет собой демоническое проявление. И ум толкает нас к материи, привязывает нас к ней. И, если говорить ещё глубже, то потому что таково желание души испробовать, получить материальный опыт, и даётся этот ум. У нас в области сердца находится и ум и душа и Сверхдуша, поэтому возникает такая путаница. Иногда мы не можем отличить то, что идёт из сердца. Иногда у нас идёт чистое проявление интуиции, озарение, а иногда идёт проявление ума. Наш ум приводит к беспокойствам. Весь беспорядок возникает из-за ума. Он тянет нас к материи. Ум - это слуга чувств. Это слуга гун материальной природы. Он нас запутывает.

00:29:15 Одновременно в одном и том же месте расположены наша душа, которая обладает знанием, Сверхдуша (Верховный Господь) и наш ум, который нас запутывает. Поэтому, во- первых, важны навыки очищения ума; во-вторых, нужно знание, чтобы мы могли определить, что есть ум, что есть душа, что есть Параматма (Сверхдуша). Существует такой феномен, что мы не можем видеть вещи, о которых мы не знаем. Допустим, у человека что-то проявилось в жизни, он об этом узнал, и начинает это видеть кругом. Раньше, когда он об этом не знал, даже не замечал такие вещи. Мы не можем видеть то, чего мы не знаем. И, казалось бы, я всё понимаю, я всё знаю. Но тем не менее, как только мы получаем новые знания, мы начинаем видеть какие-то новые вещи.

00:30:29 Приведу такой пример из психологии. Мы никогда не понимали и не знали о том, что мы манипулируем, что у нас есть склонность к манипуляции. Но как только мы узнали об этом, как только мы ознакомились, изучили эту тему, мы начинаем это видеть в себе, мы начинаем видеть это в других. Вот такой феномен как манипуляция. Но раньше мы не знали об этом, мы не знали, что это такое. Вот поэтому никогда этого не видели. Также действуют знания относительно ума. Пока мы не изучим, что такое ум, пока мы не получим полную философию о том, как действуют ум, разум, ложное эго, наши чувства, кто такая душа, кто такая Сверхдуша, мы не сможем различать это в себе. Поэтому необходимо знание. Необходима философия для того, чтобы мы увидели эти вещи.

00:31:36 Слово «ведать», «веда» связано со словом видеть. Потому что когда мы начинаем что-то ведать, мы начинаем видеть. И когда мы начинаем это видеть, то мы начинаем уже различать, когда у нас душа, Сверхдуша и когда у нас ум говорит. Необходима практика в плане философии, философского понимания, духовная практика. Тогда мы начинаем, образно выражаясь, кормить вот эту свою «добрую собаку» или «доброго волка» как в этой индейской притче. То есть когда мы начинаем духовную практику, это означает, что мы кормим нашу духовную составляющую. Когда мы начинаем на неё обращать внимание, то мы начинаем видеть и слышать, как душа проявляется более явно.

00:32:43 То есть если мы не обращаем внимание на свою душу, если у нас нет навыков строить отношения с Параматмой (с Высшей Душой), с нашей душой, то естественно мы их не слышим. В нас не развита эта функция. Они, может, что-то и говорят, но мы не слышим. Мы просто покрыты таким слоем невежества, такой стеной, что мы не слышим, до нас не достучаться. Но когда мы разгребаем вот эти завалы невежества, когда мы очищаем свою духовную природу, то мы начинаем слышать. Душа и Сверхдуша всегда с нами говорят. По сути мы знаем всё. Вот эти навыки как ясновидение, яснослышание- это всё в нас есть. Просто мы этого не слышим, потому что мы не развиваем навык общения с душой, Сверхдушой.

00:33:59 Поэтому обладая знаниями, развивая эти навыки, мы можем услышать то, что у нас есть в сердце. Когда мы развиваем интуицию, когда мы обращаемся к своему сердцу, учимся слушать себя, то мы помогаем себе обрести контакт со своим сердцем. Это ещё называется йога. «Йога» с санскрита переводится как «связь». То есть связь с Высшим источником, связь с самим собой.

00:34:45 И это определённый процесс, это определённый путь. И требует времени, требует очищения, требует постоянной садханы (на санскрите). То есть это определённый режим, практика, постоянство этой практики. Не то, что я там ощутил, и всё- вот так будет всегда. Нет, это нужно постоянно в себе развивать, поддерживать общение с людьми, у которых есть вот этот контакт со своим сердцем, с более развитыми людьми. Общаясь с такими людьми, советуясь с ними, обращаясь к ним за поддержкой такого плана, мы и сами учимся развивать вот этот аспект в себе.

Как нужно воспринимать этот мир?

00:35:41 [Ведущая] Благодарю Вас за ответ. Действительно очень важно понимать, как работает этот «механизм». Как говорится: «Доверяй, но проверяй». Это относится в том числе и к самому себе. Нужно понимать, как мы устроены, и на каком уровне мы находимся. Спасибо Вам за ответы. Я бы еще один вопрос озвучила по сегодняшней теме, пока мы не ушли от того, о чём Вы говорили. Вот сейчас я зачитаю: «Вы прочитали, что демоны думают, что этот мир не реален. Но есть и те, кто слишком серьёзно ко всему относится. По идее духовно практикующие люди стремятся проще воспринимать эту действительность. Вроде как всё здесь игра. И я запуталась. Как нужно воспринимать этот мир?»

00:36:26 [Гуна Манджари] Дело в том, что здесь имеется в виду, что демоны думают, что это мироздание возникло само по себе, что этот мир- это то, что ты думаешь о нём, что нет никакой объективной реальности. То есть всё- только плод наших грёз, нашего воображения. И я сейчас придумаю себе такой мир, а потом придумаю себе другой мир. И это будет моей реальностью. То есть это означает, что они не видят за всем происходящим Высшие Силы. Кто такие демоны? Это те, кто отрицает присутствие Высшей разумной силы (Богоборцы). И мы говорили, что это отрицание Высшей разумной силы никак не связано с риторикой. Можно говорить очень много религиозных или боговдохновленных фраз, но тем не менее жить так, как будто ты центр всего, и как бы не понимать, что рядом с тобой всегда есть Высший Свидетель.

00:37:52 То есть ты никогда не один. Конечно, это пробуждает и совесть в человеке. Это пробуждает в нём и любовь к ближнему, так как он понимает, что частица Бога находится и в другом человеке («Возлюби ближнего твоего, как самого себя»). Первая библейская заповедь - «Возлюби Господа Бога твоего …» Через отношения с Ним ты начинаешь видеть и всех живых существ как вместе связанных, как взаимодействующих между собой. У нас общий корень.

00:38:42 Относительно иллюзий. Когда речь идёт о духовных людях, то они видят, что да, материальный мир - это своего рода иллюзия. Но он возник из Источника, который является реальным. Умение различать вот эти все нюансы - вот это и есть проявление разума, то есть вивека-шакти. Это энергия разума, когда мы можем не просто всё видеть (один план или другой план), а можем видеть всякие нюансы, всякие тонкие различия.

00:39:31 Да, этот материальный мир иллюзорен. Здесь энергия Майя. Майя означает иллюзия. Но этот материальный мир опирается на истинные вещи. В Ведах приводится вот такой пример. Допустим, как перчатка на руке. Она повторяет форму руки. Но перчатка - это не рука. Или одежда человека - это не человек. Это не личность, но она одета на личность. Поэтому одежда - это иллюзия. Но тот, на кого она одета- это реальность. То есть реальная личность.

00:40:23 [Ведущая] Спасибо большое Вам за объяснение. С духовной точки зрения очень важно это понимать. И у нас ещё есть время. Как поступим? Продолжим дальше разбирать тему, которую Вы раскрыли или затронем вопросы с прошлого эфира?

00:40:41 [Гуна Манджари] Давайте тогда мы ещё поговорим на эту тему, и, надеюсь, что у нас будет ещё время, и мы рассмотрим вопросы из прошлого эфира. Потому что тема достаточно актуальная, особенно в наше время. И важно понимать, как проявляется демоническое влияние. Мы говорили, и в тексте это описывалось, что демонически настроенные люди ведут себя так, как будто они причина всех причин. То есть они не видят присутствие божественного ни в себе, ни в других живых существах.

Влияние демонической природы на материальный мир

00:41:38 И, кстати, зачитаю следующий текст - девятый. Как раз он раскрывает поведение людей, наделённых демонической природой. Их взгляды таковы, что нет никакого Высшего присутствия. То есть там нагромождение каких-то хаотичных явлений. И я сам себе определяю, что есть хорошо, что есть плохо. И в общем я нахожусь в центре всего. Это демоническое такое настроение. «Придерживаясь таких взглядов, демонические люди, лишённые разума и потерянные для самих себя, поглощены пагубной, греховной деятельностью, ведущей к разрушению мира».

00:42:40 Как мы говорили в начале эфира, весь материальный мир управляется тремя гунами, тремя качествами природы. Тут всё движется под влиянием этих качеств. «Гуна» переводится как верёвка. Мы все, пока находимся в неосвобождённом состоянии, связаны этими верёвками. То есть мы все вынуждены действовать под их влиянием. Не мы ими повелеваем, а они нами. Мы говорили, что существует три качества материальной природы, три гуны материальной природы. И качество, под влиянием которого находится демоническая природа - это гуна невежества (тамас). И тамас стремится к разрушению. Основная энергия, которая влияет в материальном мире - это, конечно же, энергия разрушения. Физики называют её энтропия. То есть всё стремится к своему разрушению.

00:43:53 Так как всё пронизано этим качеством материальной природы, и наша психика тоже пронизана им. И когда это влияние очень сильное, оно сильно в нашей психике, то мы находимся под влиянием разрушительной энергии. И мы сами несём вот эту потенцию всё разрушать. И можно видеть, что у человека под очень сильным влиянием тамаса (невежества) всё в его жизни рушится. И куда он ни попадает, там всё рушится. И отношения рушатся. И он не в состоянии что-либо построить. Его жизнь рушится. И предметы разрушаются.

00:44:55 Война - это амплифицированное во много раз прявление гуны невежества. То есть когда рушится всё. Рушится в прямом смысле этого слова. Разрушается всё: рушатся связи, отношения, какие-то устои, характеры людей. Это всё проявление (это «взрыв») гуны невежества. Демонические люди склонны к этим проявлениям. Очень важно понимать все эти процессы материального мира. Такова природа материального мира. Она противоречивая. Она склонна к тому, что всё будет разрушаться. Апогей этого проявления - война.

00:46:03 В Шастрах есть указание на то, что в Ведические времена и вообще существуют в человеческом обществе люди, обладающие развитой природой. Мы будем говорить об этом на дальнейших эфирах. Потому что это целая тема: «Как люди, рождённые под определённой природой относятся к тому или другому сословию или, как это называется, касте». Но сейчас в Кали Югу кастовая система деградировала. В Индии человек по факту рождения причисляется к той или иной касте. Хотя изначально эта система определяла людей по качествам, по тем качествам, с которыми человек рождён.

00:47:11 В Кали Югу всё настолько смешано, что вообще нельзя судить человека по факту его рождения, нужно определять его качества. И человек с очень возвышенными качествами может родиться в семье с не очень высокой природой и наоборот. Вот эта шкала сейчас очень сбита.

Кшатрии и их роль

00:47:45 Существуют люди с определённым видом природы. Рассмотрим кшатрий. Это воины. Они рождены с достаточно высокими качествами. На них влияют гуны страсти и благости. Задача этих людей - защита, защита в обществе. Потому что природа материального мира, как мы говорили, склонна к разрушению (энтропия). Различные процессы направлены на разрушение, и оно неизбежно в этом мире происходит.

00:48:42 Поэтому существует такой класс людей, который призван к тому, чтобы защищать остальные уклады общества от этого разрушения. Кшатрии обладали очень высокой природой. Ей были наделены цари, воины. Там существовал определённый кодекс чести и качества человека были достаточно высокого уровня развития.

00:49:24 В Кали Югу это всё очень сильно деградировано. И мы видим то, что мы видим. Хаос, который неизбежен в этом материальном мире, должен обязательно быть под контролем. Кшатрии (воины) контролировали этот хаос благодаря своим качествам природы; благодаря определённому уровню подготовки, образования и врождённых качеств.

00:50:10 В наше время, в которое мы живём, существует хаос. И общество подобно организму, где полная дисфункциональность. Всё работает неправильно, и поэтому возникает такой хаос, возникают разрушения. Демонические склонности людей вырываются из-под контроля, и они начинают крушить всё на своём пути. Нет вот этой системы, когда кшатрии контролировали остальные классы людей, которые от природы обладают не очень возвышенными качествами. Так как всё это нарушено, то мы видим всё, что мы видим. Это следствие нашего времени, эпохи, в которой мы живём.

00:51:14 Поэтому нам очень важно получать знания. Нам очень важно разбираться самим, потому что мы можем услышать какие угодно наставления. Важно получать знания, которые идут из духовных источников. И важно ещё присутствие разума, которое позволяет нам понять когда, при каких времени, месте и обстоятельствах наставление уместно и когда неуместно. То есть вопрос не только в том, чтобы получить информацию. Вопрос ещё и в том, чтобы уметь её применять.

00:52:15 Поэтому в Ведические времена знание Вед давалось только высшим сословиям- брахманам и кшатриям. Потому что другие люди (все остальные) могли совершенно неправильно применять это знание. Они могли спекулировать на нём. Они могли цитаты из писаний применять для своей выгоды, для своей пользы (совершенно меняя смысл каких-то правильных вещей и применяя их неправильно). То есть получался другой посыл. Вместо знания получалось невежество.

00:53:12 Поэтому очень важно нам самим активировать свой разум, прибегая к источникам, прибегая к тем, кто действительно этим разумом обладает. Находясь в этом мире, мы видим очень много запутанности вокруг себя. И это часто может вести к агностицизму, когда люди вообще всё отвергают. Потому что они видят, как много всего происходит неправильно с достаточно праведными речами. Это следствие того, что люди в наше время не обладают достаточно высокой природой брахманов, кшатриев.

Брахманы и их роль

00:54:05 Над кшатриями были брахманы, которые помогали понять знание. И брахманы обладали достаточно высокой природой, которую мы будем изучать, я надеюсь, в дальнейшем. В наше время возникает такая путаница из-за того, что знание истолковывается неправильным образом. Истолковывается людьми относительно своей природы. Поэтому очень много спекуляций на этом. То есть чистое знание оскверняется, загрязняется проходя через призму ума и сознания людей, которые не обладают чистотой.

00:55:00 И раскрывая эту тему, хочу ещё немножко добавить. Хаос, который мы видим - это следствие разрушения Божественной системы, то есть такая дисфункция общества. Ещё раз подчеркну, что ответственность каждого человека, индивидуальная ответственность в том, чтобы развивать свой разум, в том чтобы самостоятельно взять на себя ответственность за своё развитие и понимание вещей.

Как должен духовный человек относиться к демоническим проявлениям?

00:55:41 [Ведущая] Спасибо Вам большое за освещение этой темы. Она очень актуальна. Особенно сейчас. Я бы хотела задать вопрос. Безусловно сейчас мы все обсуждаем это. И старшие, мудрые люди делятся с нами пониманием происходящего. Вы упомянули, что война - это результат наших негативных кармических действий. Как должен относиться человек, который духовно развивается, к таким демоническим проявлениям? Должны ли мы искать кого-то, кто виноват? Или должны как-то бороться с чем-то, выражать своё мнение? Что от нас требуется сейчас, когда «активно» карма нас всех «догнала» ?

00:56:24 [Гуна Манджари] Да, спасибо, Анна, за такой вопрос. Он очень уместный. Здесь есть несколько моментов, то есть две крайности. Во-первых, так как речь идёт о духовных людях, (и мы сегодня читали и обсуждали тему того, что в основе всего лежит Духовная сила, Дух; и травинка не шелохнётся без воли Бога) существует очень болезненный вопрос: как Господь допускает всё, что происходит? Но тут есть такой момент, что Он смотрит на это другими глазами.

00:57:19 Мы - вечные души в его глазах. Мы меняем это тело. Единственная угроза, которая происходит здесь - это смена тела, то есть смерть. Это в его глазах как то, что мы из одной комнаты вышли в другую. То есть ничего не изменилось в нас реальных. И поэтому важно знать, важно понимать, что в основе всего лежит Дух. И это всё (смерть) к душе нашей не имеет отношения, она неразрушима, она вечна. И это важно понимать, это важно знать. Это то, на что мы всегда должны опираться, чем мы должны руководствоваться. Это никогда не должно быть утеряно из вида.

00:58:09 И другая крайность. Люди, которые идут по духовному пути, могут прийти в некое состояние, что «на всё воля Бога и Он везде». И это всё так. Это, бесспорно, так. Но дело в том, что, как мы говорили, проявление разума в том, что мы можем использовать знания в соответствии с местом, временем и обстоятельствами. Это один момент. И другой момент, как я говорила, это Санатана Дхарма. Это вечная природа души. Дхарма - это свод законов в человеческом обществе. И если происходит что-то, если происходит нарушение Дхармы, то духовный человек должен обратить на это внимание. Несмотря на то, что он понимает, что всё контролирует Господь, всё происходит по его воле.

00:59:18 Духовный человек должен учить общество, должен учить духовным знаниям. Брахманы следили за порядком в обществе, чтобы не нарушалась Дхарма. Допустим, если происходит какое-то преступление, если вор, что-то украл, то говорится, что принцип правдивости - это назвать вора - вором. То есть не просто поднять глаза к небу и говорить, что на всё воля Бога. Что есть правда. Но вместе с тем, обязанность брахмана- быть правдивым, то есть говорить, когда происходит нарушение Дхармы.

01:00:06 Мы видим в Махабхарате пример, когда происходила такая несправедливость. Драупади была проиграна в кости, и её приволокли на арену, где происходило всё это действие. И там сидели мудрецы, старейшины, и никто из них не заступился за Драупади. Было явное нарушение Дхармы. То есть было вот это проявление насилия, но никто из них не сказал ни слова, потому что они были в услужении царя Дурьодханы. И это им было поставлено в упрёк. Понятно, что они играли свои роли. Но в Ведах это порицалось, и это было нарушением Дхармы, нарушением правдивости.

01:01:29 Они не заступились, не сказали, что принцип нарушается, что это была агрессия по отношению к Драупади. Они этого не признали. Таким образом они выступали на стороне греховного Дурьодхана.

01:01:53 Истина - в балансе. Нельзя и в другую крайность попадать, когда начинается такое огульное обвинение, законы кармы полностью игнорируются, игнорируется Высшая воля. И просто идёт драка, мордобой. Или словесный или физический. Так или иначе каждый должен выполнять свою роль. И брахманы должны просвещать общество. Они должны говорить о Брахмане, о Высшем законе. И в то же время они должны следить за тем, чтобы не нарушалась дхарма общества, чтобы не нарушались законы общества, которые также даны Богом.

01:03:02 Существование, взаимодействие между людьми - об этом брахманы также должны говорить. Говорить они должны именно учитывая Высшее устройство общества, то есть Вселенские законы. Но и также они должны напоминать людям как должно общество функционировать. То есть если есть какое-то нарушение, именно брахманы должны говорить об этом. Именно брахманы следили за тем, чтобы законы (и Высшие, и Вселенские, и законы общества) соблюдались.

01:03:40 Проблема в том, что, действительно, современное общество «без головы». Брахманы являлись «головой» общества. Они говорили, что такое хорошо, что такое плохо. Сейчас этого нет. Потому что много всего происходит. Общество деградировано. Эта прослойка также деградирована. Занимается политикой и прочими вещами. Эти люди недостаточно чисты. У них много своих амбиций, свои какие-то привязанности. Они своими интересами озабочены. Брахман должен быть непредвзят. Этой непредвзятости нет, есть свои какие-то мотивы и много всего. Поэтому сложно услышать истину и понимание вещей, которые должны брахманы предоставлять.

01:04:40 Читая Священные писания, мы можем увидеть все вот эти законы. Они описаны. Там говорится о том, что есть закон дхармы. При каких условиях та или иная личность должна подвергнуться смерти (все вот эти нападения, лишение кого-то жизни, поджигание имущества). То есть законы Ману. Может быть, в следующий раз более подробно об этом поговорим. Сейчас просто я смотрю на время. Оно уже подходит к завершению.

01:05:27 [Ведущая ] Спасибо Вам. Вы знаете, я сразу вспоминаю слова одного святого - Шрилы Прабхупады. Он сказал, что сейчас такой мир, такие люди, и что толку говорить кто прав, кто виноват. Нужно, действительно, придерживаться Вечного закона и, как Вы сказали сегодня, в первую очередь быть ответственным за собственную жизнь и побеждать демоническую натуру прежде всего в себе. Мне кажется, очень важно понимать, культивировать и удерживать это в своём сознании. И мы этим и занимаемся. Находим эти демонические качества в себе благодаря Вашей помощи, чтобы дальше с ними бороться и их ограничивать. И развиваемся в этом. Спасибо большое, что Вы нам об этом рассказываете.

01:06:13 [Гуна Манджари] Спасибо большое, что Вы поднимаете эти темы. И я могу ещё раз об этом себе напомнить. Потому что очень важно развивать это знание и уметь его адекватно применять. Иногда нужно действовать и что-то предпринимать, а не просто говорить какие-то слова о любви и всё такое. Или наоборот, иногда нужно объяснить, что такое Высшая истина, и не нужно «махать шашкой». Очень важно в наше время понять, что есть истина, что есть наши наслоения на неё. И очень важно сверять это постоянно с Шастрами, со Священными писаниями, с мудрецами, которые нам объясняют эти писания, с ачарьями, со святыми.

01:07:16 [Ведущая] Спасибо Вам, мы продолжим это делать на следующем нашем прямом эфире вновь через две недели. И благодарю Вас, что Вы были сегодня с нами, дорогая Гуна Манджари. До новых встреч.

01:07:29 [Гуна Манджари] Спасибо Вам большое ещё раз за этот разговор. И я желаю всем нам мира в сердце и вовне. И до следующих встреч, до свидания.

транскрибирование: Любовь Морозова | 30 июля 2022
транскрибирование: Екатерина Курзенко | 29 октября 2022