Стойкость и чистота

Веда Радио - 14 January 2022
Ведическая космология. Качества божественных и демонических натур по Бхагавад-Гите. Ощущение человека зависит от его качеств характера. Основная задача души в человеческой форме жизни. Иллюстрация качества гибкости из Рамаяны. Ответы на вопросы: как следовать цели по-женски? Как культивировать стойкость от материальных желаний? Как вдохновиться на высокую цель, если привлекают мирские? Бык Дхармы или четыре качества, на которые опирается религия.
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:00:04 | качество: mp3 48kB/s 20 Mb | прослушано: 34 | скачано: 118 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая] Здравствуйте, дорогие слушатели веда-радио. Меня зовут Анна. Вечерний пятничный эфир с нашей дорогой гостьей Гуной Манджари уже становится доброй традицией. И сегодня мы продолжим нашу беседу о божественных и демонических натурах на основе стиха из древнего священного писания Бхагавад-Гита. Ждём ваши вопросы, которые вы можете оставлять на сайте vedaradio.fm, а также присылать нам в ватсапе и Вайбере по номеру телефона +7 900 239 0963. А я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:45 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна. Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:00:50 [Ведущая] Спасибо большое, что Вы вновь с нами. Это всегда радостно. И в предвкушении каких-то новых знаний, ведических и духовных. На прошлом эфире мы отвечали на вопросы. Что же мы будем делать сегодня, какая наша тема?

00:01:05 [Гуна Манджари] Сегодня мы также будем продолжать рассматривать, в общем-то уже достаточно давно начатую нами тему: «Божественные и демонические натуры». Мы продвигаемся по этой теме, уже практически прошли, можно сказать, большую часть. Нам осталось совсем немного, мы движемся к завершению этого обзора. Но ещё есть несколько качеств, которые мы сегодня рассмотрим, сколько успеем. И также будем отвечать на вопросы, если таковые появятся. То есть в режиме беседы мы и продолжим, в режиме диалога.

00:01:55 [Ведущая] Мне кажется, замечательный план. Нас ждёт впереди много погружения глубокого в духовную науку. Спасибо. Давайте тогда начнём.

Ведическая космология

00:02:05 [Гуна Манджари] Да. Давайте попробуем. И по традиции уже, когда мы ведём речь о божественных и демонических натурах, мы обращаемся к истокам знания, откуда к нам пришло это понятие божественности и демоничности. Это изначальная психология, ведическая психология. Она объясняет качества людей, взаимоотношений, взаимодействий качеств в человеке как проявление божественной и демонической природы. Вот так всё объясняет изначальная психология. Потому что человеческая форма жизни - это полигон такой, где сталкиваются божественная и демоническая природы. Они вступают во взаимодействие, в борьбу, в противостояние в силу своей разности.

00:03:06 И в общем, что из этого победит - зависит от самого человека. Это его свобода воли, свобода выбора. Этим и отличается форма жизни человеческая. Так как в отличие от человеческой формы жизни есть и другие. Об этом нам ведают веды, скажем так. Говорится, что есть высшие планетные системы, есть средние, есть низшие. Высшие планетные системы населяют божественные личности, обладающие божественной природой. Средний - это человеческий мир. И низшие - это демонические живые существа. На среднем уровне происходит противодействие между высшими и низшими.

00:04:07 Поэтому это и есть определение человеческой жизни, её смысл. Что происходит на этом развитии эволюции души. Душа может быть во всех трёх сферах. И там она проходит свои уроки. Человеческий уровень там, где душа проходит через такой урок, как противостояние божественного и демонических начал. И говорится, что ни в одном из этих уровней, в отличие от человеческого уровня, душа не нарабатывает карму. То есть карма нарабатывается только на человеческом уровне.

00:05:08 То есть это такая карма-кшетра. Там, где люди её нарабатывают. В высших планетных системах, куда душа попадает, там она просто наслаждается плодами своей хорошей кармы наработанной. Там нет нарабатывается карма, а просто приходят плоды хорошего, наслаждение плодами хорошей кармы. И на низших планетных системах душа отрабатывает. Там она получает как «места лишения свободы». Там она просто отрабатывает что-то негативное.

00:06:03 Это можно сравнить с такой аналогией, как есть место, где человек зарабатывает деньги. Это вот такой человеческий уровень планетных систем. Здесь “заработка” идёт. А есть вот человек, он заработал. У него есть какая-то сумма денег, он поехал куда-то на курорт, на отдых. Это райские планеты. Там ничего не зарабатывается, просто ресурс расходуется, наслаждение идёт плодами труда. И если ведёт себя плохо, то попадает в тюрьму. Это адские планетные системы: тоже человек в тюрьме. Он особо не занимается зарабатыванием денег. Там особо бизнес не построишь, а в основном идёт просто отбывание срока наказания.

00:07:07 Всё как везде. То есть на всех уровнях эта система, эта модель повторяется. Как и в человеческом обществе, и во вселенной. Это называется фракталы. То есть они везде повторяют единое целое. Это в двух словах такой небольшой экскурс для тех, кто не знает. Для тех, кто знает, чтобы напомнить о том, как ведическая система строится. Ещё такое небольшое на всякий случай замечание, что вот эти все три уровня - это уровни материального существования души.

00:08:01 За пределами есть духовный мир, в котором законы материи не действуют. Туда законы материи не распространяются. Поэтому там душа находится в освобожденном своём состоянии вечности, знания и блаженства – сат чит ананда. Это так в общем, чтобы был такой у нас переход к философии, к тому, о чём мы будем сегодня говорить. И как всегда по традиции мы обращаемся к Бхагавад-Гите, которая нам и даёт вот это знание о божественных и демонических натурах. Это находится в главе 16 стих с 1 по 3. Сейчас мы прочтём характеристику божественной природы.

Качества божественных натур по Бхагавад-Гите

00:09:06 Верховный Господь сказал: «Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, отрешённость от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решительность, целеустремлённость, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям - таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделённых божественной природой».

00:10:02 Вот здесь и описывается психология высших планет. Это не что-то такое абстрактное: «Есть какие-то высшие планеты, какие-то там инопланетяне хорошие, плохие». Это всё существует. Но это не абстрактная модель или что-то из “Звёздных войн”, а очень реальные вещи. То есть это всё, что на нас влияет постоянно. И уже здесь, на этой планете мы сможем сделаться жителем либо высших миров, либо низших миров. Говорится, что у каждого человека может быть свой собственный ад или свой собственный рай. И это тоже не абстрактные понятия, это действительно реальная связь с высшим миром или с низшими мирами.

Ощущение человека зависит от его качеств характера

00:11:01 Эта связь происходит в силу наших качеств. Не просто что-то эфемерное, непонятное веяние, свет. Нет. Всё очень-очень объяснимо и практично. Это всё происходит на основе нашего характера, на основе наших качеств. В зависимости от того, какие качества наработал человек, вот с тем уровнем влияния планет он и будет связан. В зависимости от этих качеств человек будет ощущать либо себя как в раю, либо он может ощущать себя как в аду. Либо как на Земле - когда и то, и другое более или менее поровну. Об этом здесь идёт речь.

00:12:04 Очень часто, когда речь идёт о духовном, у людей возникает такое очень эфемерное понятие, что нет чётких определений, что какой-то кисель. То есть любое понятие неопределённости, если нет чётких определений, то это можно отнести к духовным вещам. Но это профанация этого знания. На самом деле всё чётко определено. И есть чёткие описания, чёткие градации. Просто идея в том, что люди не очень-то в этом деле разбираются и не могут оперировать вот этими категориями.

00:13:00 И это действительно не так просто, потому что с одной стороны это квалификация брахманов – людей, которые являются наиболее разумными в обществе. Они могут, благодаря своему развитому разуму, апеллировать этими понятиями и чётко видеть всякие нюансы и объяснять остальным людям, классам общества. Именно вот эти категории. Так как в наше время брахманы практически отсутствуют, то люди очень часто путают одно с другим. В общем много неразберихи в этом вопросе. Но это тема другого разговора. Может быть, если у нас ещё будут дальнейшие встречи, мы будем разбирать качества людей, которые относятся к той или иной природе для того, чтобы разобраться в этом вопросе.

Основная задача души в человеческой форме жизни

00:14:10 Это тоже относится к психологии непосредственно и очень помогает. Это и часть астрологии тоже, с этим связано. Это вот у нас такое немножко протяжённое вступление. И качество, о котором мы говорили на нашем последнем эфире, это было качество стойкости. Я думаю, что мы его разобрали. Это действительно такое важное качество в любом деле, которым мы бы ни занимались. Духовный путь или развитие в себе божественных качеств - это основная задача души, которая эволюционирует и находится в человеческой форме жизни. Победа достанется тому, кто на мгновение больше продержится со своим противником.

00:15:18 Поэтому для того, чтобы быть успешным в чём бы то ни было, нам нужна стойкость. И также в развитии качеств, в развитии знания, в духовной практике. Если в общем говорить, в нашей эволюции. Для того, чтобы быть успешным, нам важна стойкость. Есть масса примеров такой стойкости. В ведах есть много-много примеров, как люди достигали успеха благодаря тому, что они были стойкими в том пути, который они решили предпринять. Успеха достигал тот, кто проявлял качество стойкости.

00:16:13 Как говорится, есть такое выражение: «Победа достанется тому, кто на мгновение больше продержится со своим противником». То есть у него хватит, он на мгновение дольше продержится. Другой момент: мы не знаем, когда это мгновение придёт. Но в какой-то момент этот переломный этап наступает, благодаря нашей стойкости. Это, бесспорно, одно из важнейших качеств для того, чтобы мы были успешны в том, что мы делаем. Конечно же, оно не само по себе. Оно в приложении со всем тем набором качеств, которые мы уже рассматривали. Также должен присутствовать разум.

00:17:10 Потому что стойкость тоже бывает в разных гунах материальной природы, в разных качествах. Поэтому естественно любое самое хорошее дело тоже можно испортить. Поэтому стойкость тоже нужно применять по назначению. К нам приходили вопросы по поводу стойкости. Вот как, если допустим в семье кто-то против вашей духовной практики или вашего высшего стиля жизни, который вы себе выбрали. И люди по привычке, по инерции не хотят. Они хотят как им привычно, в стагнации находиться. И что вот с этим делать? Проявлять ли какую-то решимость, стойкость?

00:18:06 Ответ на этот вопрос: «Да, это всегда нужно проявлять». Но другой момент - как это проявляется. То есть стойкость не означает, что нет гибкости. Понимаете, вот как раз в нюансах и заключается решение многих вопросов. Поэтому человек сохраняет стойкость. Но при этом он ещё и гибок. Тогда он будет успешен. Если он просто такой железобетонный, то конечно сложности его найдут. Он найдёт свои проблемы. Иногда важно уметь быть во взаимодействии с обстоятельствами. И, кстати говоря, примеров этому очень много.

Иллюстрация качества гибкости из Рамаяны

00:19:18 Вот одна из таких иллюстраций этого качества, как гибкость, есть в Рамаяне. Когда Хануман полетел на Ланку, где была в плену Сита находилась. Он полетел принести ей весточку от Рамы, чтобы как бы подкрепить её духом. Ещё можно напомнить, что Хануман олицетворяет собой преданность. Преданного и преданность Верховной Личности Бога. Это Его проявление. Он олицетворяет вот такую душу, которая полностью находится в такой решимости и в предаче.

00:20:18 Также он обладал огромной, неимоверной силой. Хотя преданность, “душа предалась” - это звучит несколько пассивно. Но тем не менее это требует огромной силы души. И Хануман это демонстрировал. Он обладал сверхчеловеческим могуществом и многими мистическими совершенствами. Хануман перелетел через Индийский океан. По дороге ему попадались разные демонические сущности, которые хотели остановить его путь. Тоже самое, что происходит с душой. По дороге к её /его восхождению обязательно есть какие-то препятствия в форме наших же каких-то пороков, слабостей и проявлений материальной природы. И другие живые существа тоже могут быть такими препятствиями.

00:21:27 Но так или иначе по дороге он встречал разные препятствия. И там была огромная демоница, которая пыталась его схватить. Тогда Хануман сделался очень-очень маленьким, и проскочил мимо её пальцев. Когда надо - он становился огромным, когда надо - он становился маленьким. Также, когда он прилетел в Ланку, это царство демона Раваны, он тоже принял форму маленькой-маленькой обезьянки, которая была не больше котёнка. Он не бросался в глаза, его никто не заметил. Вот это как раз и говорит о определённой гибкости, которую нам необходимо соблюдать.

00:22:23 Все вот эти истории ведические, пуранические - это определённого рода послание нам. Это не просто какое-то повествование, чтобы мы послушали какую-то интересную сказку на ночь и так развлеклись. Всегда в сказках или пураны - это тоже самое что и сказки, там есть определённого рода послание. Это обучение. Обучение в форме истории. И эта история, она как раз о том, что даже самый могущественный, могущественное живое существо, а Хануман был сверх могущественный. Для того чтобы немножечко представить, нам сложно это представить. В ведах есть описание того, как Хануман, как только родился, он почувствовал нестерпимый голод. И он увидел солнце на небе, принял его за такой плод оранжевый, и он его проглотил.

00:23:30 Это нам даже сложно представить. Но это не просто преувеличение художественное. Это реальные вещи, реальные события. Он был могущественен. Но тем не менее он принимал форму и маленькой такой обезьянки. И проскакивал там, где ему нужно было проскочить. То есть он не просто “танком пёр”, что называется. Он использовал разум, использовал гибкостью. Я к тому, чтобы это качество стойкость охарактеризовать с разных сторон. Что тем не менее Хануман шёл к своей цели, применяя разные тактики, методики, меняя свои формы, обличия для того, чтобы обстоятельства, как-то учитывая обстоятельства, приспосабливаясь к обстоятельствам. Это конечно требует разума.

00:24:48 Поэтому стойкость необходима в любом случае априори всем и женщинам, и мужчинам. Но применять её нужно именно с таким качеством как гибкость в соответствии с различными обстоятельствами, в которых мы можем оказаться. В соответствии с нашей природой, в которой мы также оказываемся. Тем не менее это качество, оно своей важности не теряет. Это то, что хотела сказать про стойкость.

Как следовать цели по-женски?

00:25:34 [Ведущая] Очень интересный момент. И вот такой вопрос к нам пришёл: «Вы сказали, что стойкость и гибкость должна быть ради цели. Но что делать, если цели как будто бы и нет? И вообще, как правильно следовать цели по-женски?»

00:25:48 [Гуна Манджари] Это такой вопрос, что, во-первых, нужно определиться с целью. Человеческая форма жизни, человек, даже возьмём у обычных учёных, называется «homo sapiens». Переводится как человек разумный. То есть человеческая форма жизни, независимо в брюках вы или в юбке, эту форму отличает присутствие разума. Поэтому независимо от того, какого пола мы обусловлены, но мы уже человек. У нас есть разум. Поэтому наша цель жизни в том, чтобы применять этот разум. И разум нужно развивать, культивировать. Разум, так сказать, находится над умом.

00:26:46 То есть ум просто помогает нам достигать чего-то для чувств. Вот хочу это, вот что мне сделать, чтобы вкусно есть, сладко спать. И ум продумывает эти задачи. Что же касается разума. Разум - такой экзистенциальный, такой компонент. Он задаёт вопросы: «А зачем? Зачем я вкусно ем и сладко сплю? Зачем это всё?». Как только человек начинает себе задавать эти вопросы, а человек должен задавать эти вопросы. Потому что иначе он ничем не отличается от животной формы жизни. То есть животное бежит на четырёх лапах в большинстве своём. Это четыре аспекта животной жизни: еда, сон, оборона и воспроизводство себе подобных.

00:27:45 Человеческая форма жизни вертикальная. Человек уже поднят, вверх нацелен. То есть он уже думает над смыслом. И смысл указан, он даётся в священных писаниях, ведах. Сейчас очень много информации по поводу смысла, по поводу эволюции души. Вот Бхагавад-гита очень чётко всё описывает, раскладывает по полочкам о смысле человеческого существования. Это надо конечно почитать. Там всё-всё очень подробно. Это оригинал. Но если в двух словах, то человеческая форма жизни и вообще материальная жизнь души в материальном мире подобна тюрьме, в которой находится живое существо, которое по своей природе свободно. Но в материальном мире оно вынуждена рождаться, стареть, болеть и умирать. С этим никто не поспорит.

00:28:51 Душа, которая вечна, должна постоянно находиться в этом круговороте, колесе сансары: рождаться, стареть, болеть, умирать. Что неестественно для живого существа. Поэтому цель человеческой жизни - вырваться из круговорота рождения, старости, болезней и смертей и обрести себя, свою вечную природу, которая не связана со всеми этими материальными разрушительными тенденциями. То есть душа, мы и являемся этой душой, мы вечны по своей природе, мы исполнены блаженства, счастья и знаний. И это всё во взаимоотношениях с Высшей Божественной Личностью.

00:29:44 Всё об этом есть в ведах, в других священных писаниях. Это знание отражено. Поэтому вопросы есть, нужно просто не лениться, а искать ответы. И они обязательно придут. Вот в этом цель. Видите, как в двух словах её обрисовали мы здесь. И дальше, конечно, человеку нужно каждый день идти к этой цели. То есть этого недостаточно, что мы сейчас ответили. Недостаточно, чтобы к этой цели прийти. К ней надо идти, как говорится. Не достаточно найти правильную дорогу и лечь на неё. По ней надо идти ещё. Так что это так коротко о цели.

00:30:34 Что же касается женской формы жизни. Да. Безусловно очень важно также понимать и природу, и свою, как называется, обусловленность определённым образом. Как говорится, нам нужно из пункта А в пункт Б. То есть мы поняли с пунктом Б, куда нам нужно. Теперь нам нужно разобраться с пунктом А. Где же мы находимся, что у нас есть, какой у нас этот арсенал. Поэтому тут тоже важно изучать, что свойственно женской природе и как двигаться по-женски. Помимо этого, у нас есть индивидуальное наша природа. Тут тоже есть свои нюансы и различия. Поэтому с этим тоже важно ознакомиться. Это элемент осознанности относится к категории благости.

00:31:32 Поэтому нужно понимать, что допустим находясь в женском теле, женщина, больше склонна к гармонии, к защищённой позиции. Какой-то минимальный комфорт. У каждого своё понимание этого. Допустим, в мужском теле можно быть более аскетичным, можно быть более таким жёстким по отношению к себе. И более таким требовательным. Женская природа может ломаться от такого жёсткого подхода. Поэтому тут нужно понять свой путь, свой стиль. Что вас поддерживает. Какой уровень, как вы чувствуете себя в ресурсе.

00:32:39 Давать себе его. Женская природа более деликатна. Требует более мягкого обращение с собой. Может быть больше нужно гармонии. Какая-то красота присутствует при всём при этом, чтобы ощущать себя в ресурсе, чтобы эмоционально быть наполненной. То есть свои «примочки, игрушки». Этим важно себя окружить, потому что это помогает быть в контакте со своей природой. А этот контакт позволяет быть более успешным на том пути, который душа использует, который душа выбирает для эволюции.

00:33:36 Поэтому в Бхагавад-Гите говорится, что лучше следовать своей природе пусть даже несовершенно, чем совершенно следовать чужой природе. Во всяком случае, в ведическом обществе было так много всяких градаций. Были женщины, мужчины. Были брахманы, вайшьи и другие сословия. Это всё непосредственно было связано с природой человека. Каждому описывалось его место, его какие-то нюансы. Да, это важно – понимать нашу высшую природу. Но и важно понимать ту, в которой мы находимся. И быть с этим в контакте. Иначе, если мы будем пренебрегать теми природными условиями, в которых мы находимся, в которых находится душа, то мы не сможем достичь высшей цели. Это будет нас очень сильно отвлекать, мешать. Поэтому это всё взаимодействовано. Это важно изучать. Если отвечать на этот вопрос в двух словах, то это вот так.

Как культивировать стойкость от материальных желаний?

00:35:00 [Ведущая] Спасибо большое. Такие темы удивительные нас поднимаются, вечные. Они вне каких-то делений на мужское-женское. Меня всегда это радует. И вот такой вопрос интересный пришёл. Вы говорите о стойкости. Мне кажется, иногда жизнь, она как будто нас проверяет на стойкость. Вопрос пришёл: «Как культивировать стойкость от материальных желаний?»

00:35:25 [Гуна Манджари] Да, спасибо за вопрос. Жизнь нас всё время проверяет. Особенно материальный мир. Мы здесь попадаем как между молотом и наковальней. Материальная природа что-то из нас выковывает. И сама материя, её повелительница материальной природы. Понятно, что всем повелевает Верховная Личность Бога. Но его энергии - тоже личности. Там Он не один управляет. У Него большой аппарат, выражаясь нашим языком современным. За материальную природу отвечает богиня Дурга. В Индии кто бывал, видел там культ. Ей очень многие поклоняются, потому что понимают, что с материальной природой шутки плохи.

00:36:30 Материальная природа, Дурга, всегда на изображениях практически во всех руках держит оружие. То есть она жёсткая. Как мы же говорили об этом, что материальный мир - это тюрьма для души, для живого существа. И поэтому понятно, что в тюрьме всё связано с определённого рода жёсткостью. Материальный мир достаточно жёсток. Если мы ведём себя неправильно, то мы будем получать. Но если мы более или менее понимаем условия игры, понимаем эту природу, то всё будет по более мягкому сценарию.

00:37:25 Культивация стойкости связана, во-первых, с осознанием. Потому что, как говорил, Пифагор [могу ошибаться]. Если мне скажут: «Зачем?», я смогу преодолеть любое «Как? Каким образом?». Поэтому тут очень важно определиться с целью. Стойкость приложима к цели, к целеустремлённости. Потому что стойкость, сама по себе как качество, не работает, она рассматривается в паре, в контексте цели. Когда у нас есть цель, то это, бесспорно, влияет на нашу стойкость.

00:38:28 Простой пример. Если у женщины есть ребёнок, то, какие бы качества у неё не были, она становится очень целеустремлённая в этом в этом вопросе и очень стойка. Даже примеров столько, именно о стойкости матери, насколько она стойка в выполнении своего долга. Потому что есть цель, она очень явно присутствует. То же самое, когда мы связаны с реальной целью и понимаем её, то это придаёт нам стойкости в её достижении. Поэтому, что нам важно для стойкости? Это постоянно питать, кормить свою цель. Это достигается общением, это достигается практикой общения с теми, кто очень чётко в этой цели зафиксирован, и кто обладает этими качествами стойкости.

Гуна благости подразумевает умеренность в культивировании качеств

00:39:39 Поэтому постепенно, знаете. Особенно женская форма жизни, я не знаю, кто нам задал вопрос. Но так как у нас большинство женщин, наших слушательниц, женская форма жизни нуждается в таком более мягком подходе. И поэтому тут важно искусство маленьких шагов. Следует потихонечку развивать свою стойкость, общаясь с теми, кто этой стойкостью наделён, кто связан с целью. И потихонечку себя чуть-чуть на пол шажка делать больше в этом, ещё чуть-чуть больше. Тут важна какая-то осознанность, важно ставить перед собой цели и идти к ним «медленно, но верно». Как есть такая японская пословица, что «Быстро это медленно, но без перерывов».

00:40:50 Поэтому то, что мы постоянно культивируем и делаем умеренно, приводит нас к успеху. Это проявление гуны благости. Гуна страсти - это когда мы решили что-то приобрести, и мы такими большими скачками к этому несёмся. Я имею в виду приобрести какое-то качество, культивировать. Всё. Я начинаю себя там истязать, начинаю себя скручивать в «бараний рог», образно говоря. Чтобы достичь чего-то, что я хочу. Или стать кем-то, чем-то. Похудеть или ещё что-то. Такие цели знакомые обычным людям.

00:41:45 Значит я делаю усилия гигантские для себя и вроде чего-то достигаю. Потом - всё. У меня полная апатия, и я скатываюсь туда же. Получается «шаг вперёд - два назад». Поэтому здесь надо очень разумно, дозированно помещать себя в те условия, которые будут способствовать развитию качеств. Делать это регулярно. Для того, чтобы мы были успешны в чём-то, есть два правила: регулярность и непрерывность. Поэтому мы по чуть-чуть задаём себе какую-то задачу, которая будет способствовать культивации того или иного качество. И делаем это регулярно, понемножечку, не прерываясь. Тогда придёт успех.

Как вдохновиться на высокую цель, если привлекают мирские цели?

00:42:46 [Ведущая] Я думаю, во многом вы уже ответили на тот вопрос, который я хочу сейчас задать. Но тем не менее зачитаю. Мне кажется он важный. «Как вдохновиться на высокую цель, если пока привлекает достаточно мирские - как матери, жены или просто что-то маленькое, ежедневное?»

00:43:05 [Гуна Манджари] Это всё вопрос разума, культивации разума. Поэтому в ведических писаниях и вообще в писаниях говорится, что женщины менее разумны, чем мужчины. И в этом есть свой смысл. Потому что действительно женская форма жизни больше связана с материей. Даже слово мать, материя. Это необходимо в какой-то степени для того, чтобы быть успешной в задачах этого воплощения. Душа действительно, которая имела больше связи с материей, с чувствами, она получает женскую форму, тело. Это вот такие условия игры. Но тем не менее в то время, в которое мы живём, да и всегда, у всех есть в общем-то одинаковые возможности для достижения высшей цели.

00:44:12 Поэтому понимая, что да, у меня есть большие привязанности к материи и всё, что с этим связано. Тем не менее привязанность - это очень мощная вещь. Та же привязанность может послужить деградации живого существа. Та же привязанность может и возвысить живое существо и даже освободить его. Поэтому очень важно привязаться к нужным вещам. Поэтому можно культивировать ту же свою привязанность к тому, чтобы привязаться к тем людям, у которых этой привязанности меньше. Общаться с такими людьми, как-то служить им. Потому что у женщины больше, чем мужчины есть склонность служить.

00:45:13 Вот это природное качество служения можно использовать для того, чтобы как-то служить таким людям или проектам, миссии и так далее. Женщина больше оказывает служение в храмах. Женщина через это получает этот высший вкус и своё развитие в духовном ключе. Нужно понять, как можно задействовать свои природные склонности к тому, чтобы зафиксировать себя с духовными целями каким-то таким образом.

00:46:10 [Ведущая] Очень важный момент. Спасибо. Вы говорили в предыдущем вопросе, что очень важно подпитывать хорошие, не то что правильные цели, духовные цели. В принципе, мне кажется, наш эфир - это тоже в чём-то подпитка. Потому что мы соприкасаемся с духовными вещами и знаниями. Это тоже может помогать питать нашу цель.

00:46:31 [Гуна Манджари] Да, это как раз и об этом. Действительно Веда-радио связано с Ведами и очень много информации, которая помогает человеку для того, чтобы развивать разум и в конечном итоге связаться со своей истинной целью. Это всё прогресс души, её эволюция. Это и есть вот движение, это и есть та цель, ради которой мы находимся здесь. Даже движение к цели и может стать нашей целью. Поэтому есть большой-большой объём того, что мы должны делать постоянно в нашей духовной эволюции.

00:47:30 [Ведущая] Спасибо Вам большое. Я вот смотрю у нас ещё 10 минуток есть. Какой план? Может быть ещё на один вопрос, который у вас есть, ответим. Либо из старых. Либо начнём новое качество?

00:47:43 [Гуна Манджари] Я не знаю, как удобнее, так мы и поступим. Что вы считаете будет сейчас наиболее.

00:47:55 [Ведущая] Давайте начнём новое качество, чтобы начать о нём размышлять. И потом продолжить на следующем эфире.

Бык Дхармы или четыре качества, на которые опирается религия

00:48:01 [Гуна Манджари] Да. Я тоже так думаю, потому что мы уже вошли в определённый поток. Так что будем двигаться с потоком. И следующее качество, которое мы будем рассматривать - это качество чистота. Это очень-очень важное качество. Для того, чтобы понять его важность, мы можем обратиться к тем же Ведам. Там говорится о том, что религия (или дхарма) олицетворяется быком, дхармой. В ведах есть история об этом быке. Но сейчас не об этом. Этот бык (или религия, дхарма) стоит на четырёх ногах. И эти четыре ноги олицетворяются определёнными качествами. Первое качества - это чистота. Чистота, милосердие, аскетизм и правдивость – это четыре качества, на которые опирается религия.

00:49:11 Поэтому тут такой момент, что да, у людей есть много конфликтов с религией. Действительно, мы живём в Кали-Югу, когда многие понятия как бы выхолащиваются, то есть не совсем понятно, что есть что. Религия, именно по тем определениям, которые существуют в ведических писаниях, это не просто институт. Вот мы себя назвали христианами, мусульманами или ещё как-то обозначились. Религия связана непосредственно с тем, что существуют определённые пути, по которым ведёт то или иное учение. Это должно быть. Есть какая-то философия. Этого никто не отрицает, она существует.

00:50:06 Но дело в том, что для того, чтобы религия была истинная, в ней должно существовать, присутствовать вот эти четыре качества. Такие как милосердие. То есть когда под видом религии происходят всякие насильственные вещи, как инквизиция, джихад или что-то ещё. Любое насилие, которое происходит под видом религии - это не религия. Потому что есть чёткое определение религии и там гвоорится о милосердии. С этим тоже нужно определиться, потому что это не означает просто сентиментализм. Милосердие - как избежание насилия, оно существует в определении религии.

00:51:03 Также чистота. То, что мы рассмотрим более подробно. Что успеем - сейчас, что не успеем - дальше. Также существует аскетизм. То есть невозможно, о религии не может идти речи, о религиозном институте, если там процветает гедонизм. Это то, что мы можем видеть иногда происходит. Когда слишком много, даже не материальных средств. Да, они нужны для того, чтобы развивать проекты, чтобы строить храмы, помогать и проповедовать. Это всё нужно.

00:51:55 Но когда религия поддерживает развитие материалистичного, такого чувственного подхода к жизни. Это не поддерживается именно Дхармой. Когда слишком человек раздувает свои искусственные потребности. Религия истинна не поддерживает эти вещи. Поэтому аскетизм. При этом есть милосердие, чистота и правдивость. Говорится, что в Золотой век, когда на Земле был золотой век, в обществе присутствовали все четыре принципа. Была чистота, милосердие, аскетизм и правдивость. Полностью были проявлены.

00:53:05 Поэтому не было института религии. Люди занимались йогой, все были йогами. Все в общем-то возносились на райские планеты и дальше. Такое было общество. Дальше со временем деградации наступил Серебряный век. И на одно качество стало меньше. Не могу сказать точно, надо мне посмотреть на какое точно. Потом наступил Бронзовый век. Осталось два качества. Говорится, что бык религии стоит на двух ногах. И в Кали-югу этот бык религии стоит на одной ноге. Единственное качество, которое сейчас ещё осталось - это правдивость. На ней ещё что-то может держаться.

00:54:05 Поэтому люди ищут правды. То есть не до конца она исчезла. Но три остальные, как милосердие, аскетизм и чистота, они исчезли в обществе. Их не культивируют и они не очень-то модны сейчас. Но правдивость ещё есть. Говорится, что если человек искренен, то он может продвигаться на этом пути. Основное качество для духовного развития в Кали-югу вот эта искренность, такая внутренняя правдивость. Даже несмотря на то, что с другими качествами сложнее.

00:55:00 Поэтому вот это в контексте чистоты, что это качество очень важно. Настолько, что оно является одним из принципов дхармы, вселенского закона или религии. В этом контексте. Поэтому о том, чем является чистота, как она раскрывается. Мы знаем, что есть физическая чистота, которая необходима для того, чтобы мы были успешны в том, что мы делаем. Есть такое выражение: «Чистота - сестра божественности». Это и с физическим аспектом связано, и с поступками, с речью, со многими другими. Со всеми областями жизни, в которой мы находимся. Также присутствует аспект чистоты.

00:56:07 Мы обязательно будем раскрывать это на следующем эфире. О разных составляющих того, чем является чистота. Опять же то, что нам известно, наиболее для нас понятно - это физическая чистота. Мы об этом тоже поговорим подробнее. О том, что веды рекомендуют в этой связи. И почему это важно, почему это следует делать. Это определённого рода аскеза - поддерживать физическую чистоту. Каждый на каком-то своём уровне. Это качество неразрывно связано, в полной мере оно представлено в характеристике брахманов. Самое высшее сословие общества.

00:57:08 Душа, которая в человеческом обществе получает самое развитое тело - это тело брахмана. Или культивирует себя до этого уровня. Это наиболее высокий стандарт чистоты. Если мы возьмём ведические произведения, там говорится, что брахман принимает омовение три раза в день. Мы можем понять, что практически нам немножко сложно с этой культурой. Но так или иначе для того, чтобы понять это свойство. И много всяких правил чистоты, которым следуют брахманы. Мы говорим о наиболее практичным для нашего времени. И мы продолжим эту тему на следующих наших встречах. Я так вижу, что время у нас подошло к завершению. Это всё, что можно сказать в этом эфире.

00:58:24 [Ведущая] Спасибо Вам большое. Это получился такой анонс. И уже есть у нас вопрос на следующий эфир. Тоже интересует, как можно очиститься женщине от предыдущих отношений. Если этот вопрос по теме, если можно будет его тоже рассмотрите. Не хочется на самом деле, хоть вы сказали, что мы приближаемся к концу. Но мне так нравится изучать эти качества, пытаться их культивировать в себе. И видеть их других. Это тоже очень важно. Спасибо большое, что учите нас этому. Это очень большая польза для каждого из нас. Благодарим Вас, ждём новой встречи.

00:59:00 [Гуна Манджари] Спасибо Вам за этот разговор. Спасибо за вопросы нашим радиослушатели. Потому что мы все учимся. Я тоже учусь. Говорится, что учится больше всех тот, кто рассказывает. Поэтому для меня в этом тоже прямая польза, поговорить об этом и что-то больше понять, раскрыть для себя. Есть куда расти, и очень много есть куда расти. Поэтому, я думаю это у нас такой разговор, который полезен всем в одинаковой, и даже в большей степени кому-то. Поэтому спасибо Вам за эту беседу, за этот диалог. Всем нам развития и чистоты. До следующих встреч. До свидания.

00:59:51 [Ведущая] Полностью с Вами согласна. Спасибо Вам за пожелания. И до встречи. До свидания.

транскрибирование: Надежда Милютина | Омск | Россия | 01 February 2022