Сострадание

Веда Радио - 30 July 2021
Жизнь человека - это выбор. Относительные истины несовершенны. Качества божественных натур по Бхагавад-Гите. Сострадание ко всем живым существам. Вегетарианство помогает живым существам эволюционировать. Три критерия развитого человека. Насилие в близких отношениях. Нарушение ахимсы - потворство слабостям людей. Ответы на вопросы: сострадание возможно только с развитием духовного сознания? Отличия жалости от сострадания? Как проявляется сострадание к самому себе? На насилие отвечать насилием? Как понять, что является благом для другого живого существа? Вредных насекомых убивать грех? Для чего женщине дано видеть недостатки других людей? Почему сложно проявлять хорошие качества, если они для нас естественны?
запись эфира для практикующих из раздела «Семейные отношения» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:05:21 | качество: mp3 48kB/s 22 Mb | прослушано: 103 | скачано: 155 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

000:00:29 [Ведущая] Добрый вечер, дорогие слушатели Веда-радио! Пусть он пройдёт радостно и умиротворённо! Меня зовут Анна. И мы продолжаем на основе текстов ведического Священного Писания «Бхагавад-Гиты» изучать качества божественных и демонических натур под руководством вот уже несколько лет нашей дорогой гостьи Гуна Манджари. Я напоминаю, что мы ждём ваши вопросы в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963. Или оставляйте их на сайте vedaradio.fm. А я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!

000:01:01 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

000:01:05 [Ведущая] У нас уже несколько месяцев, мне кажется, тянется эта важная тема про божественные и демонические натуры. Потому что раз из раза мы говорим насколько важно это изучать, потому что есть это в каждом из нас. И как гласит древняя индейская притча, что какую собаку мы кормим, та в нас, собственно, и выживет. Интересно узнать, о каком качестве сегодня пойдёт наша речь.

Жизнь человека - это выбор

000:01:31 [Гуна Манджари] Да, тема качеств божественных и демонических — это извечная тема существования души в материальном мире. Потому что душа, придя в материальный мир, изначально она падает из духовного мира в материальный, как говорят ведические писания, как говорят многие писания. Придя сюда, душа постоянно вынуждена находиться в этом противодействии божественных и демонических природ. Но особенно это выражено в человеческой форме жизни. Человеческая форма жизни — это такое поле битвы, сражения между этими двумя направлениями. И мы постоянно делаем выбор в ту или иную сторону.

000:02:30 То есть наша жизнь — это выбор. И идея в том, кому мы позволим победить в этой битве. Это зависит от нас. То есть единственное, что мы можем совершать — это совершать выбор осознанный или бессознательный. Но лучше, конечно, осознанный. И поэтому мы изучаем, что это за влияния божественные и демонические, как они проявляют себя. Потому что, как говорится, предупреждён — вооружён. И поэтому это очень важный момент. И я считаю, что ведическая психология должна основываться на ведических знаниях о природе живых существ. И тогда это будет очень мощный инструмент для развития.

000:03:38 И, в соответствии с этим, мы сегодня продолжим рассматривать эту тему. По сути, мы рассматриваем «Бхагавад-Гиту», глава шестнадцатая, которая так и называется «Божественные и демонические натуры» текст с первого по третий. И можете заметить, насколько это знание, дающееся в «Бхагавад-Гите», глубоко. Мы рассматриваем только один текст на протяжении уже, я думаю, не одного месяца. И, в общем-то, мы касаемся достаточно… можно было бы глубже, но формат передачи не позволяет идти очень глубоко. Это к примеру того, насколько действительно знания, которые нам даются из Высших Источников, безграничны.

000:04:43 И сегодняшний эфир мы построим таким образом, что мы будем разбирать качество очередное, и так же хотелось бы не оставить без ответа вопросы, которые нам прислали радиослушатели с прошлого эфира. Потому что мы обычно поощряем задавать вопросы, и, наверное, ожидается, что мы будет отвечать на них. И хотелось бы сегодня так же учесть то, о чём нас спрашивали на прошлом эфире. Поэтому мы будем возвращаться к этим вопросам и попробуем на них ответить.

Относительные истины несовершенны

000:05:34 Я, наверное, опять прочту текст, как это уже стало нашей традицией. Текст из «Бхагавад-Гиты» шестнадцатой главы с первого по третий. И ещё раз напомню, что это очень благоприятно читать стихи, какие-то слова, строки из Священных Писаний, так как они исходят из Абсолютного Источника, от Абсолютной Истины. Само по себе чтение и слушание этих слов очищает. Поэтому это очень важно. Мы в наше время просто погружены в разные относительные истины, и поэтому наша жизнь так сложна и запутана. Но когда мы соприкасаемся с Абсолютной Истиной, то это как включается свет и всё становится видно в комнате, всё понятно, легко и прозрачно. Абсолютная Истина недаром сравнивается со светом. Потому что когда включён свет, то всё самоочевидно.

000:06:52 Но относительная истина связана с такой тьмой или полутьмой, когда предметы как-то угадываются, и когда кто-то пытается ориентироваться, кто-то нащупал одно, кто-то другое. И что-то правильное из того, что человек ощутил. Но это несовершенно его представление, и поэтому он видит только одну часть. Видит или осязает. И его представления относительны. Кто-то другую часть чего-то осязает. Это как в примере, люди слепые составляли для себя представление о том, кто такой слон. И кто-то схватил его за ногу, ощупывал, говорил: «Слон — это столб». Кто-то за хобот схватил: «Нет! Слон — это труба». Кто-то за хвост схватил его и говорит: «Нет, слон — это верёвка».

000:08:09 Это факт, что в слоне есть и те, и другие части его тела. Но это только части. И ни одно из этих определений не даёт представление о том, кем же является слон. И это ещё раз об относительных истинах. То есть да, это часть чего-то, это существует. Да, в слоне существует и “столп, и верёвка, и труба”. Но это не даст представление о том, кем же он является по сути. То же самое мир относительных истин даёт представление о каких-то фрагментах, но по большому счёту он не даст представление о целом. И поэтому так важно всё-таки соприкасаться с Абсолютной Истиной, чтобы это представление о едином целом у нас было, чтобы мы понимали, чтобы мы ориентировались.

Качества божественных натур по Бхагавад-Гите

00:09:17 И поэтому я зачитаю этот стих из «Бхагавад-Гиты», который даёт нам представление о том, как же проявляются божественные природы. «Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, отрешённость от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям — таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделенных божественной природой».

000:10:32 Вот такой текст мы видим перед собой, который описывает живых существ, наделённых божественной природой. В той или иной степени мы можем видеть какие-то качества у себя, вместе с другими качествами, которые противоположны божественной природе. Но, тем не менее, будем рассматривать позитивную природу. И на прошлом эфире мы остановились на отсутствии стремления злословить. Мы говорили о речи. И достаточно много эфиров разных лекторов посвящены этому качеству. Это действительно очень важное качество, потому что речь во многом определяет нашу судьбу. И поэтому важно на это обратить внимание. Это определяет божественную или демоническую натуру, то есть состояние нашей речи.

Сострадание ко всем живым существам

000:11:50 И мы об этом уже говорили, затронули эту тему. И следующее качество, которое мы видим — это сострадание ко всем живым существам. И дальше в комментарии говорится, что сострадание ко всем живым существам, на санскрите это качество называется ахимса, то есть непричинение насилия живому существу. Об этом мы так же уже говорили. Но, тем не менее, есть всё-таки разные аспекты. И в комментариях говорится о том, что сострадание к живым существам в высшей степени проявляется в том, как мы помогаем, как мы не мешаем прогрессировать живым существам по эволюционной лестнице развития.

000:12:59 Потому что именно этот фактор влияет на то, насколько живое существо будет счастливо. Мы все стремимся к счастью. Это наша изначальная природа. И поэтому в соответствии с ведическими знаниями, и вообще этот кодекс есть во всех Священных Писаниях, ведическое знание это не что-то такое отдельное от всех Священных Писаний. Это просто законы, как законы науки, которые находят отражение в общей человеческой мудрости. И даётся свод законов, или их ещё называют в ведах «Законы Ману», то есть то, что человек должен совершать, чего не должен совершать.

000:13:54 И когда нарушаются эти законы, закон вселенский называется дхарма на санскрите, когда он нарушается, то к нам приходят страдания, приходит наказание. То есть по аналогии с законами государства. И то же самое действует на вселенском уровне. Нарушение законов дхармы приводит нас к каким-то негативным последствиям. И поэтому, когда мы не даём живому существу прогрессировать, мы мешаем ему в прогрессе, то это называется нарушением принципов сострадания или милосердия. Так же к принципу ахимсы, то есть к принципу ненасилия относится такой принцип как вегетарианство — неупотребление насильственной пищи. Он тоже связан с тем, что мы не тормозим развитие других живых существ по эволюционной лестнице.

000:15:11 И сам по себе закон ненасилия или закон милосердия может иметь несколько проявлений. Во-первых, мы не причиняем страдания, мы стараемся как можно меньше причинять страданий и беспокойств живым существам. Конечно, полностью избежать насилие в материальном мире невозможно. Важно понять этот момент. Сам материальный мир на санскрите называется «дживасья дживанам». То есть когда одни поедают других. Мы живём за счёт кого-то. Это природа материального мира. Может быть, есть какие-то идеалисты или джайянисты, они пытаются полностью исключить насилие из своей жизни. Они носят повязки на лице. Не в теме сегодняшних событий, а для того чтобы не вдыхать каких-то насекомых. Они пытаются метёлочками свой путь очищать, чтобы ни на кого случайно не наступить.

000:16:31 Но по любому это невозможно в материальном мире, потому что даже когда мы кипятим воду, когда мы дышим воздухом, большое количество живых существ погибает. И идея в том, чтобы уменьшить уровень насилия. То есть как можно меньше его применять до разумно возможных пределов. И поэтому исключаются из рациона живые существа, которые обладают более развитым сознанием. Потому что очень часто есть такие аргументы вегетарианцам, что вы уничтожаете растения, они же тоже живые. Это невозможно всё равно. То есть живые существа уничтожаются.

000:17:31 Но дело в том, что есть большая разница между сознанием растений и сознанием развитых живых существ, тех же животных. И я слышала такой пример на этот аргумент. Это, конечно, понятно, что это просто отмазка. Наш ум пытается, таким образом, как-то себя оправдать, хотя в принципе это понятно здравому смыслу. Нам понятно, что есть большая разница между одним видом жизни и другим. Но ум обладает такой природой, скажем так, жульнической. Он нас будет обманывать. И мы выбираем, верим мы этому или нет.

000:18:24 И по поводу этого аргумента я слышала такой пример. Один индийский проповедник его приводил, что когда у вас в доме пожар и у вас есть животное в доме, кошка допустим, конечно, вы будете искать и вытаскивать эту кошку. Вы же не выбежите из дома с сеткой цветной капусты или картошки. То есть это понятно, что будут искать живое существо с развитым сознанием, и спасать его в первую очередь. Это связано с принципом насилия. Поэтому для человека, который хочет идти по духовному пути, который хочет развиваться и развивать свою божественную природу, очень важно исключить такое насилие.

000:19:30 Исключить мы уже говорили невозможно, всё равно мы будем жить за счёт жизней других живых существ, тех же растений. Но они даются человеку в пищу. Их сознание не так пробуждено. Они существуют как во сне. То есть не так сильна боль в их случае. А в некоторых случаях растения сами отдают свои плоды. Они их роняют. Цветы совершенно никакой боли не испытывают. Но, так или иначе, принцип тот, что мы не можем избежать насилие полностью, но его нужно минимизировать. И понятно, что бывают условия, когда нет никакой пищи, кроме как животной пищи. Человеческая жизнь более важна. И человек может поддерживать свою жизнь более низшими живыми существами по уровню сознания. Но это в определённых условиях.

Вегетарианство помогает живым существам эволюционировать

000:20:31 Но когда есть все возможности, что сейчас у людей в основном проблема не голода. Есть, конечно, страны, где есть эта проблема. Но мы говорим о более или менее цивилизованном мире, там в основном проблема лишнего веса. Поэтому с питанием нет таких особых трудностей. И важно осознанно так же подходить к этому вопросу, избегая насилия в этом ключе. И в основном вегетарианство не только полезно для здоровья, не только имеет такой аспект в плане поддержания здоровья, сколько в плане этических представлений для нашего развития, и так же для развития других живых существ.

000:21:32 То есть помимо того, что им причиняется боль, беспокойство, так же это тормозит в эволюционной лестнице. И говорится, что животное, если его жизнь была прервана преждевременно, то есть насильственно, то душа возвращается в эту форму жизни и опять вынуждена проживать, по лестнице эволюции находиться в теле этого животного до тех пор, пока естественным образом она не перейдёт в другую форму, более высокую по этой цепочке. Естественно прожив тот срок, который оно должно прожить в этом теле. То есть такой момент тут важен.

Три критерия развитого человека

000:22:31 И так же сострадание или милосердие проявляется на уровне психологическом. Это когда у нас есть такое качество как эмпатия. Мы об этом много говорили. Можно опять прослушать. То есть когда мы понимаем и видим других живых существ, мы видим других людей, которые нас окружают. Когда мы менее заражены эгоизмом. Потому что эгоистичный человек по своему состоянию не может быть сострадательным. Потому что чем более мы эгоистичны, чем более мы эгоцентричны, тем менее в нас проявлено сострадание. Мы просто не видим других живых существ, мы не понимаем их.

000:23:39 Не даром есть определение образованного человека, которое я услышала недавно, слушая духовного Учителя Шрилу Прабхупаду, который перевёл ведические знания, которые мы рассматриваем сейчас, и дал комментарий. Я слышала запись беседы, он говорил о том, что образованный человек определяется по трём критериям: первое — то, что он относится ко всем как к самому себе. Это ещё библейская заповедь — возлюби ближнего как самого себя. Это означает этот принцип сострадания. То есть, когда мы начинаем понимать других, и мы начинаем обладать такой чуткостью, которая у нас есть по отношению к себе.

000:24:42 Также у нас есть такой взгляд на мир — это минимум эгоизма. Дальше это то, что относиться к чужой собственности как к мусору на улице. Это в общем. Очень важное такое качество. И третий уровень образованности или цивилизованного человека, мы об этом говорим, третье качество — это относиться ко всем женщинам, кроме своей жены, как к матери. Соответственно у женщины точно такое же по отношению к мужчинам. То есть ко всем мужчинам, кроме своего мужа, как к сыновьям или отцам, если возраст почтенный.

000:25:44 Это уровень цивилизованного человека или уровень джентльмена. Всё достаточно просто и прозрачно. Вот такие качества определяют человека развитого, воспитанного в соответствии с вселенскими критериями. Мы можем долго спорить в каких-то относительных категориях, но есть общий закон, высший вселенский уголовный кодекс, который даёт нам такие определения. И идея в том, что сострадание — это важный критерий человеческой формы жизни, нашего развития. И очень важно применять его на практике.

Насилие в близких отношениях

000:26:39 И, опять же, в психологическом аспекте тоже очень важное качество, потому что у нас есть склонность также применять скрытое насилие в наших близких отношениях. Потому что семейная жизнь предполагает, что близкие отношения большее количества эгоизма проявляют. Так как может быть с посторонними людьми мы не так близки, и мы держим себя в определённых рамках. Но в семейной жизни очень сильно проявлен эгоизм. Так работает природа.

000:27:33 И говорится, что одному человеку, допустим, женщина столько то употребляет для её жизни, мужчина столько то. Но когда они соединяются — это не в два раза больше происходит, а происходит во много раз больше. Это, кстати, связано со следующим качеством, о котором говорится в описании божественных натур. Следующее качество — это отсутствие алчности https://audioveda.ru/audios/7710 . То есть тоже непосредственно связано с эгоизмом. И так происходит, что в семейной жизни такое качество как эгоизм увеличивается. И причём увеличивается не в два раза, а в большей прогрессии. Поэтому семейным людям так важно, во всяком случае, ведические знания так много уделяют внимание благотворительности, щедрости, пожертвованию, более открытое по отношению к другим людям.

000:28:54 Конечно, всё в рамках разумного. Но, тем не менее, это важно знать, что есть такая тенденция увеличиваться эгоистическим наклонностям в семейной жизни. И поэтому семейная жизнь бывает очень острой, очень много возникает притязаний, каких-то претензий. Потому что, понятно, увеличивается эгоизм, и это естественно. То есть это важно принять, признать, научиться с этим взаимодействовать. И есть большая потребность, даже не потребность, а тенденция к тому, чтобы в семейной жизни люди манипулировали друг другом. То есть тяга к манипуляциям очень большая по отношению к супругам, по отношению к детям.

000:30:02 Есть такое стремление. Потому что, опять же, это связано с увеличением нашего эгоизма. И поэтому здесь тоже важно понимать, быть осознанным, себя контролировать в этом плане. И как мы уже прочли, что определение сострадания проявляется также в том, насколько мы способствуем развитию эволюции другого человека, эволюции его сознания. И мы уже просмотрели такие моменты, как причинение беспокойств, страданий другим живым существам, когда мы это делаем без необходимости, когда мы в силу либо своего дурного характера, либо в силу своего эгоизма, лишний раз беспокоим человека, причиняем ему страдание собой.

Нарушение ахимсы - потворство слабостям людей

000:31:11 Но есть так же и другая сторона этого же нарушения принципа ахимсы, когда мы потворствуем человеку, когда мы потворствуем его каким-то негативным качествам, стяжательству, алчности, эгоизму. Много всего тут может быть перечислено. Его развращённости, его чрезмерным слабостям. Когда мы становимся бесхребетным в отношениях, мы имеем тенденцию растворяться. Это тоже такая слабость сердца. Когда женщина, допустим, рассказывает свою историю: «Вот я служила, служила. Я всё делала. Пыталась подстелить везде соломку. Но со мной так обошлись».

000:32:12 Но если мы посмотрим с такой точки зрения, с абсолютной, скажем так, точки зрения в этом вопросе, то благо или добро определяется тем, насколько мы способствовали эволюции сознания других живых существ, насколько мы помогали им прогрессировать. Но если мы помогаем им деградировать, по разному это может выражаться, даже когда мы позволяем об себя чрезмерно вытирать ноги, у нас есть какая-то привязанность, нам кажется, что таким мы образом сохраним отношения. Мы просто держимся за эти отношения, пренебрегая знанием об Абсолютной Истине, о том, что такое хорошо. То есть мы позволяем такую «слабость сердца» это называется, естественно, мы получаем реакции, как то, что мы можем получить неуважение, пренебрежение или нас бросают. Что-то такое негативное.

000:33:29 И сказалось бы из таких хороших побуждений. Потому что опять же, как мы уже определились, что благо или сострадание к живым существам связано с тем, насколько мы помогаем их сознанию прогрессировать. Опять же, здесь очень важно использовать здравый смысл и не обманывать себя. Потому что это утверждение может давать место для спекуляций, когда я начинаю какие-то свои мотивы использовать и объяснять это тем, что это для близкого человека хорошо, он будет прогрессировать, он состоится как хороший муж, если он будет все мои капризы исполнять. Конечно, это не работает таким образом. В общем, очень важно самому утвердиться и быть утвержденным в понимании того, что есть абсолютная истина, и тогда мы можем и другим помогать в этом. Это такой аспект.

Сострадание возможно только с развитием духовного сознания?

000:34:46 [Ведущая] То есть, правильно ли я поняла, что это качество сострадания возможно только с развитием духовного сознания? А иначе не получится испытывать его ни к людям, ни к природе, ни к животным?

000:35:00 [Гуна Манджари] Да. Иначе благими намерениями дорога в ад стелется. Потому что любой человек, и это есть в психологии, все действия человека продиктованы его благими намерениями. То есть ему так кажется, что будет лучше. Даже самые ужасные преступления, которые происходят, человек на тот момент это выбрал как самое благоприятное. Поэтому невежество, конечно, корень всех пороков. И недаром в ведической культуре брахманы считались самым высоким сословием в обществе, потому что именно брахманы обладали наиболее развитым сознанием, и помогали всем остальным избавляться от невежества.

Отличия жалости от сострадания

000:36:04 [Ведущая] Да, спасибо большое. Это очень важно знать. Такой вопрос пришёл: «Давно пытаюсь разобраться, чем отличается сострадание от жалости к животным, людям, природе? Ведь вроде как одно позитивное качество, а второе - деструктивное?»

000:36:19 [Гуна Манджари] Да. Жалость — это такое, скажем так, сострадание в невежественном его проявлении. То есть несколько трансформированное сострадание, но трансформированное свысока. Жалость унижает человека. То есть в этот момент ты на него смотришь свысока, ты как бы лишаешь этого человек его разумной составляющей, его вечных отношений с Богом, его души, которая совершенна, которая исполнена знания, вечности и блаженства, - то есть его истинного состояния. Ты отождествляешь его с его временным жалким положением. Поэтому это означает, что ты не понимаешь истинное положение вещей в его полной картине. Поэтому да, это даёт некое иллюзорное понимание, восприятие.

Сострадание к самому себе как проявляется?

000:37:38 [Ведущая] Очень важная вещь. Спасибо большое! И знаете, у меня ещё такой возник вопрос: А можно ли испытывать сострадание к самому себе? И если да, то как это может проявляться? Потому что сейчас многие стали направлять внимание на себя, отстаивать границы или ещё что-то. Можно ли так же и сострадание к себе испытывать?

000:37:59 [Гуна Манджари] Можно и нужно. Это всё взаимосвязано. То есть мы не можем испытывать что-то к другим, не испытывая это к себе. И поэтому да, истинное сострадание к себе имеет то же определение. То есть всё, что способствует нашему развитию, нашей эволюции по пути нашей души — всё для нас благоприятно, и мы создаём все условия для того, чтобы мы развивались. И есть определение в ведических писаниях человека, который не развивает свою духовную составляющую. Называют атма ха. И переводится как убийца души. То есть человек убивает самого себя. И прежде всего, когда мы нарушаем этот принцип ахимсы, мы самому себе причиняем вред. Причиняя вред кому-то, в первую очередь мы причиняем вред самому себе.

000:39:12 И поэтому так же принося благо другим, прежде всего мы приносим благо самим себе. И поэтому тут очень важно определиться, кто же я. Когда мы рассматриваем себя как тело, то мы начинаем зацикливаться слишком много на этом, и мы слишком начинаем культивировать телесный подход к жизни, считая, что ублажая наше тело всяческими путями, мы это себя любим. И мы себе всё даём, и мы себе всё покупаем. Но по сути дела, это не есть благо. Это есть насилие над самим собой. Потому что телесная концепция никогда не сделает нас счастливым. То есть, таким образом, культивируя привязанности к этому миру, мы обрекаем себя на страдания.

000:40:13 Потому что привязанность к этому миру как монета. На одной стороне привязанность, на другой — обязательно страдания. Чем больше привязанности, тем больше страдания. Это аксиома. Поэтому очень важно понимать этот принцип. Опять же, мы так же не должны приносить страдания своему телу излишние. Потому что там существует душа, Параматма, атма. И мы не должны их беспокоить лишний раз. И какие-то такие неимоверные аскезы, ненужные аскезы, какие-то политические голодовки и ещё прочие вещи, мы не должны применять к себе. Тут есть, конечно, нюансы.

000:41:03 Будучи в женском теле, может быть, мы не можем быть слишком аскетичны, нам нужны ещё какие-то цацки. Это требует женская природа. Мы должны это себе дать. Но тут очень важно понять грань — лекарство от яда отделяет доза. Да, женщине нужен какой-то комфорт, её тело более чувствительно. Мы не можем быть наравне с мужчинами. Мы должны то тело, в котором мы находимся, щадить, ему давать отдых, перезагрузку. Это всё относится к вопросу здравого смысла. Это нормально. Но из этого нельзя делать культа. То есть тут нужно быть очень осторожным, чтобы не заиграться в эти нюансы.

На насилие отвечать наличием?

000:41:59 [Ведущая] Да. На самом деле, знаете, пришёл вопрос тоже как раз про это, про то, как не заиграться, потому что читаю: «Сейчас популярно отстаивать свои границы, рьяно обороняться от насилия в отношениях. Но иногда кажется, что люди перегибают с этим. И обычные просьбы или какую-то не мягкую, но в рамках допустимого коммуникацию, тоже воспринимают как токсичность. И сами ведут себя истерично. И тогда вопрос: получится ли оградить себя от насилия, когда ты сам ведёшь себя негуманно по принципу клин клином? То есть ты на насилие отвечаешь насилием получается».

000:42:34 [Гуна Манджари] Нет, конечно. Если мы отвечаем насилием, то мы получим насилие. Это закон — что посеешь, то пожнёшь. Но другой момент, что исходя из того, что спрашивалось в этом вопросе, как бы описывалась одна ситуация, спросили о другой. То есть тут, что мы принимаем за насилие? Строгость какая-то, сдержанность — это не есть насилие. И постоянно ублажение чувств это тоже может быть насилие. Поэтому как ответить на этот вопрос? Тут, конечно, ответ в разуме. Важно понять, что действительно, мы живём в Кали-югу, и очень много понятий смещены. То есть много подмен понятий. И вообще, люди в наше время склонны к крайностям.

000:43:32 Так как баланс — это качество благости, а в Кали-югу в основном энергии страсти и невежества процветают, то людей обычно в крайности затягивает. Либо ты полностью себя, другого ублажаешь, дуешь на его ложное эго и, как говорится, заносишь на поворотах его пятую точку, либо ты уходишь в жёсткость, непримиримость. Очень сложно сохранять баланс в наше время. Всё деструктивно для того, чтобы быть в гуне благости. Но, тем не менее, очень важно культивировать разум для этого. Поэтому важно понять, что среда, в которой мы находимся, то, что нам транслируется постоянно, конечно, влияет на нас.

000:44:32 И в Кали-югу, в то время, в которое мы живём, существует культ такой чувственности, культ удовлетворения чувств. И всё, что с этим связано — хорошо, что идёт против этого — уже начинается крик и протест. Потому что люди очень сильно на этом помешаны, и время такое действительно. И об этом везде транслируется. Люди становятся очень сенситивными, очень чувствительными чрезмерно. Тоже, кстати говоря, чрезмерная чувствительность — это проявление эгоизма. Они не могут быть немножко более сдержанными, они не могут что-то потерпеть. Иногда какие-то вещи надо потерпеть. И очень сложно найти баланс между тем, что надо терпеть, что не надо терпеть. С этим постоянная путаница происходит.

000:45:34 Людям нужно какой-то список, лист, где всё будет написано по полочкам. Но это, как вы сами понимаете, невозможно. Потому что жизнь даёт разные-разные ситуации. И очень сложно всё разложить, пронумеровать. А люди требуют такой лист, где будет всё составлено, чтобы они могли сверяться постоянно. Всё, что угодно, лишь бы не использовать свой разум. Такова тенденция существует. Поэтому важно понять основной принцип, алгоритм, что где-то нужно иногда что-то потерпеть. Иногда нужно быть помягче. Иногда нужно быть более строгим. И строгость — это ещё одно из проявлений любви, как часто любит повторять доктор Торсунов.

000:46:34 Поэтому и мягкость иногда, потакание чувствам — может быть проявлением насилия и нарушением принципам ахимсы. Поэтому здесь очень важно разобраться в мотивах. Тут, как говорится, целый комплекс всего завязан. И так же научиться доносить правду или истину приятным образом. Это тоже важно. Не просто рубить правду-мать и смотреть, почему другие такие тут все изнеженные, такие все чувствительные, а правда — она такова. То есть тут тоже важно подносить правильно, деликатно. Но в и то же время иметь какой-то стержень, иметь принципы. Тут очень важно умение доносить истину. Не просто её познать, даже не познать, а услышать, а ещё уметь её донести. Это действительно такое брахманическое качество. Умение объяснить законы дхармы, как они проявляются в разных ситуациях — это очень тонкий момент. И поэтому если не хватает своего разума и своих умений — советоваться с кем-то, кто в этом более успешен. Умение донести истину — это искусство.

Как понять, что является благом для другого живого существа?

000:48:14 [Ведущая] И как Вы сказали, что истинное проявление ненасилия — это общаться или действовать с желанием для развития того, с кем ты собственно и взаимодействуешь. Но вот тут тоже возникает вопрос. Как Вы сказали, сознание человека такое интересное, что нам может казаться, что мы действуем из лучших побуждений, из того, что возвысить сейчас человека своим поведением. Как тогда понять, что то, как мы ведём себя с человеком или с личностью, или с животным это действительно будет для него благом или мы сами себе это придумали?

000:48:50 [Гуна Манджари] Нам обязательно будет так казаться, потому что мы на всё смотрим сквозь призму своего сознания. И поэтому нам очень важно прибегать к Абсолютным Источникам. Во-первых, нам важно сверяться, что написано в Писаниях, что есть что. И другой момент — нам так же важно понять, что там написано, поэтому есть комментарии, есть какие-то объяснения, есть общение с теми, кто практикует, кто развивается. И поэтому в ведических писаниях, в частности говорится, что важно иметь духовного учителя обязательно. Это может быть и наставник. Он тоже относится к категории духовного учителя. И очень важно сверять своё понимание, своё представление с тем, кого мы выбрали на роль более разумного начала в нашей жизни.

000:49:53 Потому что обязательно сквозь призму нашего относительного обусловленного состояния будет казаться, что как-то всё должно быть по-другому. Потому что эгоизм будет требовать дани для себя. Эгоизм в разных его проявлениях. Либо это может быть жёсткий эгоизм, либо это может быть мягкий, когда мы сильно прогибаемся под кого-то, чрезмерно. Но мотивы те же у нас могут быть эгоистичные. И поэтому обязательно нужен кто-то, кто нам поможет разобраться с нашей интерпретацией того, как нам кажется. Мы не достаточно развиты, зрелы. У нас есть эта внутренняя связь, и мы можем это сами понять. Некоторым людям это даётся. Они могут какие-то вещи понимать интуитивно, через сердце: «Это правильная трактовка». Но это достаточно высокий уровень.

Вредных насекомых убивать грех?

000:51:02 [Ведущая] Да, спасибо большое! Мы вновь и вновь возвращаемся к важности духовного наставника, к важности духовного учителя в нашей жизни. И знаете, мы изучаем тему ахимсы сегодня, и такой практичный очень вопрос пришёл. Может быть, даже он приходил как-то ещё на другие эфиры. «А если вредные насекомые: комары, тараканы, то тоже грех их убивать? С животными вроде понятно. А с ними как быть не знаем».

000:51:27 [Гуна Манджари] Видите, действительно, мы не можем избежать полностью проявления насилия. И в ведической традиции семейные люди совершали определённого рода жертвоприношения. Потому что семейный человек предполагает, что у него есть дом, и там что-то такое происходит обязательно с кем-то. Кто-то ещё хочет параллельно существовать в твоём пространстве, и ты не совсем согласен с этим, потому что всё-таки должна быть какая-то благость. А те, кто хотят параллельно существовать, живут по принципу невежества. И вы не можете вместе с ними жить. И поэтому да, конечно, важно соблюдать определённые правила чистоты, чтобы предотвратить появления всяких нежелательных элементов, всех этих насекомых.

000:52:32 Но если они уже появились, то, может быть, есть какие-то менее насильственные методы борьбы с ними. Травы очень сильные помогают. Я знаю мята, розмарин, ещё какие-то цитрусовые масла, всё это спрыскивать. Искать альтернативные методы взаимодействий с ними. Но иногда не получается. Что-то нужно предпринимать. Ставить им духовную музыку и произвести какой-то акт насилия. Я не знаю что. Поставить за них свечку.

000:53:30 В ведические времена семейные люди осуществляли ягьи: кормили бедных людей и возливали масло на огонь, читали мантры священные. То есть каким-то образом занимались благотворительностью. Кормили брахманов. Чуть-чуть свою карму очищали. И, конечно, для нашего времени это духовная практика. Она будет нас выводить из кармической запутанности этого мира.

Для чего женщине дано видеть недостатки других людей?

000:54:18 [Ведущая] Спасибо большое за практичные ответы! Знаете, у нас слушатели очень осознанные, глубокие люди. Вот Татьяна прислала такой вопрос: «Дорогая Гуна Манджари! Спасибо Вам большое за знание и Ваше служение людям! Скажите, пожалуйста, если женщина очень глубоко видит причинно-следственные связи и все недостатки других людей, для чего это может быть ей дано и что с этим делать?»

000:54:42 [Гуна Манджари] Вы знаете, вопрос спорный. Дело в том, что если глубоко видит недостатки других людей, если это глубокое видение, то она видит также и сильные их стороны. То есть если это одностороннее, если только недостатки других людей, то это не совсем причинно-следственные связи. Это её достаточно ограниченное видение. Но в каком-то аспекте оно у неё глубокое. То есть, она глубоко видит недостатки, но так как она не видит сильные стороны людей, опять же, я опираюсь на вопрос, я не знаю как на самом деле, но я ту информацию, которую получила, исходя из неё. То, может быть, где-то глубокое видение, но не полное.

000:55:49 Это как с этим слоном. Изучили очень хорошо его ногу или хобот, но всё равно это не даст представление о фигуре слона, о том, кто он. Потому что нет полного видения. Поэтому полное видение будет обязательно включать в себя и сильные стороны этого человека, его силу, его связь с Источником. Его светлую сторону будет включать в себя. И поэтому, такое видение даётся женщине для того, чтобы она развила понимание целостной картины мира, развивала целостное восприятие, и развила другую часть этой картины. И тогда, когда она увидит целостную картину мира, тогда она может реально помочь другим людям. И то, что она будет видеть, не будет вводить её в депрессию, стресс. Потому что если видеть негативные вещи, действительно, может быть, очень сложно жить и общаться с другими людьми.

000:57:12 Более того, есть такой момент, что то, что мы видим, то, на что направлено наше внимание, оно начинает расти в нашей жизни и в жизни других людей. Поэтому если мы разовьём другую сторону своего видения, увидим сильные стороны человека, его духовную составляющую, и когда у нас будет это видение, то человек будет расти в нашем присутствии. И конечно, нам поможет и другая ось этой картины. Если мы также видим его негативные моменты, мы можем ему как-то реально помочь. Мы не будем находиться в состоянии прелести по отношению к нему. Мы будем достаточно трезвы, не будет опьяняться его сильными сторонами. То есть мы сможем быть в адекватности, трезвости и практичной помощи человеку.

Почему нам сложно проявлять хорошие качества, если они для нас естественны?

000:58:28 [Ведущая] Спасибо большое! Да, мне кажется, это прекрасное качество уметь видеть глубоко глубинные процессы причины и следствия. И ещё ценнее видеть позитив, видеть всё хорошее, что есть в человеке. Как Вы сказали, это сознание пчелы, о котором Вы тоже нередко говорили на наших прямых эфирах. И у нас есть один вопрос, который пришёл на прошлый эфир, но мне кажется он очень важный, чтобы понимать вообще природу этих качеств. «Здравствуйте! Если для нас естественны эти хорошие качества, почему нам иногда так не просто их проявлять?»

000:59:03 [Гуна Манджари] Да, для нас это естественно. Но здесь, как говорится, в этом материальном мире мы все заболели. И основная энергия, которая здесь действует — это энергия или как мы их называем, гуны, это гуна тамас. И это вам скажет любой учёный. Даже, если мы сейчас попробуем это обосновать с научной точки зрения, мы найдём этому подтверждение. Потому что здесь действует энергия энтропии. И энергия энтропии и есть этот тамас. То есть всё стремится к своему разрушению. Ничего не становится новее со временем. Всё разрушается, всё идёт к распаду. И этот распад и есть эта энергия невежества, тама-гуна. И это то, в чём мы здесь находимся. То есть, мы покрыты. Это природа материи. Мы покрыты материей.

001:00:10 Наше, изначально духовное сознание, наша личность, те качества, которые мы перечисляем — это наше естественное состояние. Это не что-то такое привнесённое извне, что-то нам чуждое. Нет, это мы. Это наша природа, но в здоровом своём естественном состоянии. Но находясь здесь, в материальном мире, мы находимся в неестественном состоянии. И поэтому мы преодолеваем влияние материи на нас, которая диктует нам негативные качества. Поэтому в материальном мире гораздо проще деградировать, чем прогрессировать. И это понятно на простом примере. Катиться с горки просто. Ты ничего не делаешь. Ты просто сел на санки и покатился. Но для того, чтобы подняться нужно усилие.

001:01:09 То есть гуна благости в этом мире предполагает усилие. Она не даётся просто. Просто, само собой, даётся распад и разрушение. То есть если мы не будем убирать, то естественным образом станет грязно, запылится, покроется невежеством. Невежество здесь естественное, эта среда невежественная. Это также распространяется на наши качества здесь. Мы естественным образом становимся эгоистичны, гневливы, всё вокруг себя концентрируем — это естественно. Мы в материи. Это природа материи. Но для того, чтобы прогрессировать, нам нужно прилагать усилия. Так же как естественно становится грязно в квартире, если не убирать. Но для того, чтобы поддерживать чистоту, надо прилагать усилия.

001:02:13 Мы естественно становимся грязными, если мы просто ничего не делаем. Мы просто не моемся — и мы станем грязными. Но для того, чтобы быть чистыми, мы должны совершить какое-то усилие, пойти помыться. Поэтому эти негативные вещи естественны в этом мире. Они приходят так же, как пыль садится на предметы. Они сами приходят. И поэтому, чтобы поддерживать гуну благости это требует усилие. Поэтому это сложнее. Такова природа мира, в котором мы находимся.

001:02:51 [Ведущая] Да, и на самом деле эти эфиры, и в принципе всё, что происходит на Веда-радио, и наверняка, в жизни людей помимо этого проекта — это способ очиститься. Так сказать, духовный душ благодаря ведическим знаниям, благодаря общению с духовно развитыми людьми. И это то, что нас держит на этом пути божественных натур, то, что помогает по нему двигаться, и в том числе эфиры с Вами, дорогая Гуна Манджари. И спасибо Вам большое за то, что снова сегодня были с нами, за то, что мы обсудили такое важное качество как сострадательность или как ненасилие. Это ещё одна ступень, ещё один кирпичик в наше, не знаю можно ли так сказать, светлое будущее, но в наш путь, на пути к самому себе естественным таким, каким нас создал Господь.

001:03:44 [Гуна Манджари] Спасибо Вам большое за раскрытие темы! Вам лично, Анна, очень помогаете раскрывать, понимать эти вопросы. И конечно, нашим радиослушателям за такой диалог, как я много раз говорила, если бы был просто монолог, то мы не смогли так глубоко раскрывать темы и так полезно для всех нас. Поэтому спасибо большое всем, кто участвует, кто нас слушает. Это тоже поддерживает очень сильно эту тему. И да, только так мы можем избавиться от покрывающего нас невежества. Этот душ, который нам помогает, душ знания, избавится от невежества. И я желаю всем нам такого божественного душа, чтобы мы под ним стояли, очищались и шли к своему светлому будущему, как вы сказали. И так же я обещала, не получилось ответить на вопросы с предыдущего эфира, там осталось ещё несколько вопросов.

001:04:53 Я постараюсь, во всяком случае, сделаю всё возможное, чтобы ответить на следующем эфире. И ответить на вопросы, на которые ещё не ответили. Пожалуйста, продолжайте задавать ваши вопросы, это очень важно всем нам. И до следующих встреч, до свидания!

001:05:16 [Ведущая] Спасибо большое за ценные пожелания и до встречи, до свидания!

транскрибирование: Ольга Рымарь | 24 August 2021