Свобода от страха
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:05 [Ведущая] Доброго и радостного вечера вам, дорогие слушательницы и слушатели Веда-радио! Меня зовут Анна. И вновь мы завершаем пятницу знакомством с божественными и демоническими натурами, их качествами, которые есть в каждом из нас, и которые ежедневно ведут противостояние друг с другом. Помогает раскрыть для нас мудрость ведических знаний на эту тему наш дорогой и постоянный лектор Гуна Манджари. С радостью ждём ваши вопросы, которые вы можете оставить на сайте vedaradio.fm или прислать нам в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963. А я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!
00:00:43 [Гуна Манджари] Здравствуйте, Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!
00:00:46 [Ведущая] У нас настолько духовные диалоги о том, как найти свой духовный путь, как вообще вернуть это ощущение себя как душа, вернуть какую-то свою настоящесть. Это очень интересно. Спасибо Вам за это большое! И хочется узнать, о чём сегодня поговорим.
00:01:02 [Гуна Манджари] Спасибо Вам тоже за то, что углубляете наши эти беседы. Это действительно очень полезно, и мне, в первую очередь. И мы продолжим нашу тему божественные и демонические натуры. И я вижу, что это важно, как я уже говорила на прошлом эфире, ещё раз хочу подчеркнуть, особенно сейчас, когда мы стоим на так называемом стыке времён, когда мы видим как меняются ощущение времени, ситуации, устройство общества в общем. И сознание людей кардинально меняется. И даже сама внешняя ситуация к этому подталкивает.
Почему сейчас важно каждому определить свой путь
00:01:58 И оно понятно, что после всех этих кризисов, событий, которые мы сейчас переживаем, что что-то изменится в мире и уже по-другому всё пойдёт. Не так как прежде. Во всяком случае, это заставит людей больше определится как они хотят жить. Хотят ли они придерживаться каких-то старых концепций, то, что их держало, материальная составляющая прочность этого мира, так называемая. Или всё-таки то, что происходит сейчас это как идея и приглашение к тому, что есть какие-то более вечные ценности, которые не зависят от колебаний различных ситуаций в этом мире.
00:03:04 И поэтому сейчас очень важно определиться и определить свой путь. Особенно сейчас идёт время такое, так называемый коридор затмений. И все ожидают тринадцатого и четырнадцатого числа супер солнечное затмение, достаточно жёсткое. И в любом случае есть такое правило в астрологии, что нет абсолютно плохих или абсолютно хороших положений. И это правило гласит о том, что если что-то плохо, астрологическая комбинация или какое-то положение негативное, то это означает, что оно плохо для чего-то и хорошо для другого. И обычно то, что плохо, негативные положения считаются в обычной астрологии для материального процветания, прогресса и пребывания. Но какие-то негативные положения — это всегда приглашение к трансформации.
00:04:19 И трансформация всегда ведёт к чему-то более высшему, и это означает более лучшему, конечно. Трансформации бывают разные и бывают через позитивные вещи, но это реже происходит. В основном через негативные. И поэтому мы живём в эпоху трансформации и очень важно, чтобы этот поток, этот ураган, в котором мы сейчас находимся, чтобы он был для нас, так называемым, попутным ветром, который вынесет нас на следующий уровень, и приблизит нас к состоянию своего естественного положения счастливого, вечного и наполненного любви. То есть то, чем мы являемся по своей природе будучи душой.
00:05:19 И в соответствии с этим я, наверное, прочту тот текст, на который мы опираемся в этих беседах. Текст из шестнадцатой главы «Бхагавад-Гиты» Божественные и демонические натуры. И это с первого по третий текст. Мы ещё раз напомним себе качества божественных натур. То есть те качества, на которые нужно ориентироваться. Потому что для нас очень важен тот ориентир. То есть это всё направляет наше движение, куда мы двигаемся. Очень важно определиться с дирекцией. Здесь она есть. И ещё раз напомню, что мы опираемся на «Бхагавад-Гиту». «Бхагавад-Гита» представляет собой такое абсолютное понимание вещей.
Вред относительной информации
00:06:23 Это особо важно в наше время, где знания очень открыты, информации очень много. И большинство информации представляет собой относительный взгляд на вещи. И поэтому очень легко запутаться. И, к сожалению, сейчас так много всего, что это перестаёт служить цели информации. Вместо того, чтобы давать знание, давать понимание, к сожалению, обилие информации в большинстве своём относительное. Но обратная её сторона в том, что это ещё больше запутывает. Потому что даётся, опять же, относительный взгляд на вещи. Может быть в жизни этого человека что-то сработало или сработало до определённой степени. Не факт, что это будет работать в жизни других людей.
00:07:21 Да, в какой-то степени это может что-то прояснить, дать пищу для размышлений. Но это нельзя называть абсолютным знанием, которое будет абсолютно для всех, и которое является таким абсолютным законом. И поэтому так важно, ещё раз напомню, так важно в такие времена неспокойные именно прибегать к источникам, к оригиналам знания. И вот поэтому «Бхагавад-Гита как она есть». Текст первый по третий.
Качества божественных и демонических натур по Бхагавад-Гите
00:08:02 «Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, отрешённость от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям — таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделенных божественной природой».
00:09:03 Мы ещё раз напомнили себе о том, чем являются божественные качества и как можно определить божественную природу в человеке именно только по качествам. И вот мы ещё раз перечислили для себя какие эти качества, что они из себя представляют. И в прошлый раз на нашей предпоследней беседе мы остановились на качестве негневливости. Мы посвятили этому качеству несколько эфиров, потому что это действительно важная такая составляющая нашего успеха и нашего счастливого состояния. И сегодня, прежде чем перейти к следующему качеству я бы хотела обратить внимание на вопросы, которые к нам пришли с прошлого эфира.
Страх - это природа материального мира
00:10:11 Потому что вопросы, которые там подняты на самом деле достаточно важные, особенно в контексте того, что сейчас происходит. Так как сейчас такие времена перемен, как говорится, это всегда связано с нестабильностью. Времена кризиса, трансформации рождают страхи. И поэтому я хотела зачитать и ответить на вопросы, которые к нам пришли с прошлого эфира. И я думаю это будет уместно именно в контексте того, о чём мы говорим. Потому что страх является основной составляющей этого материального мира и материальный мир можно написать равно страх. Это его природа.
00:11:21 И на самом деле то, что сейчас мы проживаем, то, что сейчас в обществе усилилось ощущение страха и какая-то нестабильность — это ничего нового не произошло. То есть это природа этого мира. Такова его природа. Просто сейчас так как происходят всякие пертурбации, кризис, ничего нового, опять же, не произошло. Просто это природа обнажилась. Если раньше она была просто покрыта какими-то внешними вещами, более менее стабильностью, благополучием, но истинная природа тем не менее — это природа нестабильности и страха, материального мира. Сейчас она просто стала более очевидной, более видна. То есть ничего нового не произошло.
Меня поглотил страх своего страха, что делать с этим?
00:12:28 И я всё-таки прочитаю вопросы, которые к нам пришли в прошлый раз. Они связаны с этой темой. «Здравствуйте! У меня есть страх своего страха, что не смогу с ним справиться, и он будет влиять на мою жизнь. Буквально вчера поглотило это состояние. И что лучше делать в тот момент, когда чувствуешь, что ум сейчас впадает в панику?» То есть такой закрученный вопрос. Страх страха. И, действительно, страх — это очень такая сложная и, скажем так, комплексная тема, потому что он не связан только с каким-то одним ощущением. Это связано со всем образом жизни, это связано даже с предыдущими самскарами человека.
00:13:43 И по сути дела, проявление страха — это глубокое погружение нашего духовного сознания в материю. Чем глубже мы туда погружены, тем больше эмоция страха нас захватывает. И это легко посмотреть. Чем ниже уровень развития, тем больше страха существует в живых существах. Конечно, мы не берём растения, камни. Там сознание вообще находится в состоянии анабиоза, то есть оно там спит. Оно не проявлено. Но когда сознание проявляется, и достаточно низкий уровень развития, то там оно охвачено страхом. Мы можем видеть: животные постоянно находятся в состоянии страха.
00:14:45 И некоторые люди говорят, что хорошо быть птичкой, рыбкой или кем-то ещё. В принципе, ведическая философия предоставляет нам такую возможность, объясняя, что душа может воплощаться во всех формах жизни. И между душой человека и животного нет никакой разницы. Определяется только сознание, отличается только сознание. И поэтому у нас есть весь диапазон, где мы можем воплотиться. И люди так поверхностно знакомы с Ведами рассуждают: «Ой, хорошо быть кошечкой, собачкой, рыбкой, птичкой! Ты себе так беззаботно где-то плаваешь, порхаешь. И не надо тебе идти на работу». Обычно такие мысли приходят. Но это мы в своём человеческом сознании так размышляем.
00:15:43 Но как только душа попадает в определённую форму жизни более низшую, причем она попадает туда достаточно мучительно. Я не буду сейчас эти все подробности описывать. Для того, чтобы сузилось сознание, во многом этому служит, скажем так, пребывание на адских планетах. Но так или иначе, не буду в эту тему вдаваться более глубоко, но если есть форма тела животного, то там уже человеческое сознание отсутствует. И поэтому там совершенно другой расклад вещей есть. И это сознание, эта форма тела животного, погружает душу в состояние страха.
00:16:42 И вот животные постоянно находятся в таком состоянии. Если вы будете наблюдать за птичками, они неспокойны, они оглядываются, напряжены. И любое другое живое существо, живущее в лесу, на природе тоже находиться в таком состоянии страха, в таком определённом напряжении. Поэтому они много так же и спят, потому что это всё очень погружает душу в такое неблагополучное положение. И поэтому нужно от этого отдыхать. И животное забывается во сне в борьбе за существование, чтобы его не съели, боится, что оно будет голодным, что оно не выживет.
00:17:48 Это тяжёлая жизнь. И даже те животные, которые живут дома, всё равно они находятся в животной форме жизни и они испытывают такие же состояния страха. Там по другому поводу, но тем не менее, форма тела накладывает прежде всего отпечаток на сознание. И поэтому животные - это те существа, которые находятся в страхе. И в Ведах в этой связи говорится, что самая большая неудача человеческой формы жизни — это после оставления человеческого тела попасть в животное. Действительно, для человека, после того как душа побывала в человеческой форме жизни, попадание в животное тело подобно погружению на адские планеты, помещение на адские планеты.
00:18:58 Сознание там схлопывается, там такие эмоции присутствуют, эмоции страха, эмоции такого, что от тебя мало что зависит. Так или иначе, это можно в полной мере понять, находясь в состоянии животного, в теле животного. Но так же это можно понять по тому, когда мы испытываем страх. И страх страха — это уже очень запущенное состояние погружения души в материю. Это чтобы было понятно, почему это происходит. И поэтому тут общие советы давать сложно, потому что нужно понять конкретно как живёт человек, его образ жизни. То есть практикует ли какое-то духовное развитие человек.
00:20:03 Потому что если этого нет, то очень важно, во-первых, следить за своим образом жизни. Опять же, состояние страха, и тем более панического страха — это состояние в общем-то животного мира. И поэтому тут очень важно поднимать своё сознание, поднимать свой образ жизни в целом. Я скажу, упомяну, что для этого важно гуну благости в свою жизнь всё больше и больше внедрять. Важно расширять своё сознание, работать над своим разумом, то есть понимать природу вещей. Потому что состояние страха, как и состояние животного существования — это состояние невежества.
00:21:00 И знание — это то, что рассеивает невежество, как свет — это то, что рассеивает тьму. И поэтому очень важно рассеивать тьму невежества пониманием, изучением природы вещей. Это так же, как remedy или защита от страха. Потому что животные бояться. Они не в состоянии понять природу вещей, они не в состоянии увидеть больше, чем позволяют им инстинкты. Поэтому их сознание находится в полном непонимании и неведении, неизвестности. Вот представьте, вы находитесь где-то в неизвестности и не понимаете, где вы, куда, что происходит, к чему это, когда это всё закончится, что будет дальше?
00:21:59 И бесспорно, это повергает в состояние страха. Это то, что испытывают животные и то, что испытывают маленькие дети. Потому что они не понимают этих вещей. Взрослые более спокойные потому что они понимают всю эту взаимосвязь, что где я, куда я иду, что дальше и так далее. Есть определённость. И эту определённость дают знания. И так же, если говорить в глобальном ключе, то знание, понимание вещей, понимание собственной природы, понимание мира, в котором мы живём, целей человеческой жизни, знание в таком его, скажем, изначальном виде, освобождает душу от страха. Как говорил Иисус Христос, что обрети знание, обрети истину, и оно сделает тебя свободным.
00:23:03 Потому что страх — это клетка, это как тюрьма, которая держит живое существо, душу держит именно в таком состоянии от своей истинной природы. Это состояние, чувство страха — это клетка. Оно его там изолирует. Как в тюрьме человек изолирован. Тоже самое страх - изолирует живое существо от его истинной природы, которая исполнена противоположности страха. То есть любовь и счастье — это противоположность страха. И поэтому такое длинное вступление к тому, что насколько важно получать именно истинное знание. Потому что только истинное знание способно освободить живое существо от страха.
00:24:06 То есть истинное знание о нас, знание о душе. Не относительная какая-то информация. И относительная информация о ком-то, о жизни некоего человека или ещё каких-то людей или ещё чего-то. А именно истинное знание о самом себе, о душе, которая исполнена радости, счастья и вечна, и находится в полном знании. И вне всех этих временных пертурбаций, непостоянства. Только это знание и контакт со своей истинной природой может освободить человека от страха. То есть страх, как такая аксиома, страх равно невежество.
00:25:07 И поэтому очень важно освобождаться от этого невежества. И как мы говорим на наших эфирах, что знание это не просто информация. Это так же ещё образ жизни. Помимо того, что мы узнаём истинное положение вещей, это не достаточно оставить просто на уровне информации. Потому что если мы просто знаем, но ничего не делаем — это не означает знание. Знание означает действие. То есть реализованное знание, что мы можем реализовать. Недостаточно знать, что я миллионер, у меня много денег. Мы должны иметь возможность этим распоряжаться. То есть по факту это подтвердить. То же самое и в этом ключе. И поэтому, когда есть перманентное состояние страха, очень важно разобраться со стилем жизни, как я живу, насколько я моей жизни достаточно влияния гуны благости.
00:26:22 Благость — это чистота, это определённая диета, насколько есть это в моей жизни. Опять же, более подробно с тем, что такое благость можно познакомиться с лекциями, которые существуют на Веда-радио. Можно познакомиться на страницах Вконтакте. И с лекциями Олега Геннадиевича Торсунова. По-моему, вся его деятельность посвящена именно культивации гуны благости. Поэтому тут можно просто засесть, начать слушать и выполнять все эти рекомендации: чистота, режим дня, питание. Очень сильно влияет на нас та диета, которую мы употребляем. В частности пища, которая не насильственным путём добыта. Мясо, рыба, яйца — это очень сильно влияет на то, насколько мы боимся или не боимся.
00:27:32 Потому что все эти продукты исполнены эмоции страха, потому что это продукты насилия. И насилие это всегда страхи. И это всё проникает в наше сознание. Тут важно эту сферу жизни подкорректировать. Потому что страх — это комплексное понятие. Оно состоит из много чего. Из нашего сознания, образа жизни. Да, есть предыдущие самскары, то есть человек может родится уже такой, что называется испуганный, со всем этим набором. И бывает, что он ведёт чистый образ жизни, он развивается, но тем не менее страхи присутствуют.
00:28:28 Да, это что-то пришло с ним из предыдущего опыта, который был до этой жизни. И в этом плане, в этом ключе, если человек более расположен к страху, то ему нужна какая-то индивидуальная работа. И если говорить об алгоритме, аксиоме, которая разрушает страхи — это осознанность. То есть страх, как мы говорили, также равно материальному миру, и сама природа материального мира, как она описана в Ведах, она иллюзорна. То есть тут царство Махамайи, или царство иллюзии большой.
00:29:16 И страх по своей природе имеет такую фантомную составляющую. То есть в большей степени это может быть что-то совсем не большое, но так как страх основан на фантомах, на том, чего нет, то там развивается целая картина, которую рисует ум. То есть мы может испугались чего-от небольшого, но ум дорисовывает картину. И в основном страхи базируются на том, что ум бешено начинает рисовать какие-то картины, дорисовывать чёрными красками картины, которые могут случиться в нашей жизни. И вот мы сами себя таким образом запугиваем многократно.
00:30:18 И есть такая иллюстрация, она достаточно, во всяком случае для меня, была очень показательная. Есть такой рассказ, я его очень давно читала Паоло Коэльо, «Пророк», по-моему, называется. И там в художественной форме рассказывается о библейском пророке Илии, как он стал пророком и времена той эпохи художественно в большей степени описаны, но ты зрительно видишь эти образы, потому что мастерски описано. И это были те библейские времена, когда уничтожали пророков. Их убивали просто потому, что на трон пришла такая царица. Выражаясь нашим языком, она была такой демонической природы.
00:31:19 И поэтому, так как демоны и полубоги борются между собой, она хотела уничтожить всё божественное, всё, что обладает божественной природой. И она начала уничтожать всех пророков. Их было много в те библейские времена. И просто по городу были разосланы лучники, они скакали на конях и пронзали стрелами всех пророков. И вот Илия тоже был одним из них, но он ещё не знал, что он пророк. То есть был просто молодым человеком, которому иногда были даны какие-то видения божественные, озарения его посещали. Он никак не мог понять, что это. Ему ещё не было явлено то, что он пророк, был очень скромным человеком.
00:32:21 И может быть из-за его избрали на то, чтобы через него истины проводились. Но так или иначе, он тоже прятался. И он сидел в укрытии с другим пророком и их должен был настичь этот лучник. Он их видел, они где-то спрятались и он скакал за ними. И они сидели и ждали его приближения. И вот этот второй пророк сказал Илие, что «Всё. Я больше не могу прятаться. Я выхожу. Потому что пока я терпел этот страх, я умер уже многократно, терпя этот страх. Лучше я умру один раз, чем, находясь в страхе, я умираю много раз».
00:33:13 То есть это то, что с нами делает страх. Он увеличивает многократно. Как на реверсе стоит наша какая-то эмоция, что-то негативное. Но страх ставит это не реверс и оно повторяется много и много раз. И это к тому, что сама природа страха такая фантомная, и она в большей степени связана с нашим бессознательным. И поэтому очень важно как можно больше осознанности в природу свою испуганную, как можно больше осознанности именно туда направлять. И поэтому важно, если есть так называемые панические атаки, если это уже страх в такой очень своей запущенной форме, то важно прорабатывать его.
00:34:23 И тут скорее всего нужен помощник, то есть кто будет вам помогать. Это может быть терапевт, психотерапевт, психолог. Или может быть кто-то из друзей, кто опытен. И так же тут важно Ваше осознанное участие. Как я уже говорила, что это всё комплексно, это всё такая задача системная. Поэтому нужно это всё корректировать на всех уровнях. Ещё раз перечислю: тут важен образ жизни, важно знание, полученное из источника оригинальное, то есть изначальное знание. Не подделка, а изначальное. Образ жизни, развитие, гуна благости, диета туда входит. Это всё, что называется образ жизни. И помощь кого-то со стороны, с кем вы можете проговаривать свои страхи.
00:35:37 И вот это тоже важный такой момент. Этот момент входит в терапию, но это важно для себя понять так же, даже если вы не специалист. Тем не менее, это важно понять как это всё закручивается, эта вся тема со страхом. Страх, его питательная среда — это бессознательность, неосознанность. Когда мы просто чего-то испугались, мы боимся и мы стараемся не думать об этом, не прокручивать, не анализировать. Но к нам просто приходят эти картины страха и эмоция, и мы её переживаем, и ум уже дальше сам рисует картину, жёсткое кино прокручивает, фильмы ужасов.
00:36:36 И обычно разум может разрушить. То есть осознанность может разрушить эти проделки ума. И поэтому тут очень важно не убегать от страха, а идти в него. Допустим, мы боимся чего-то, какой-то ситуации. И мы просто боимся, и мы всячески её избегаем. И ум рисует, начинает прокручивать нам своё кино, как говорится. Но для того, чтобы работать с этой ситуацией, мы должны в неё войти. То есть мы должны пойти дальше. Вот я боюсь чего-то, и мы должны идти именно в этот страх. То есть что случится, что со мной произойдёт, если это страшное придёт в мою жизнь? И этот страх нужно прожить.
00:37:30 Обычно приходят различные варианты, мы понимаем, что ничего не заканчивается. Даже если мы умрём. Все страхи базируются на страхе смерти, на страхе того, что мы перестанем существовать. Но по сути дела этого нет. То есть мы всегда существуем. Поэтому страх базируется на том, чего не существует. И поэтому мы должны пройти дальше в этот страх. И что самое страшное со мной произошло? Я умер/умерла. И что дальше? Дальше будет следующая жизнь, дальше будет следующие возможности. И это не конец. И когда мы начинаем проходить то, чего мы боимся, мы увидим, что то, чего мы боимся, гораздо более накручено, чем это есть на самом деле.
00:38:29 Но это важно проговаривать, важно проходить это всё. И обычно человеку бывает сложно самому это делать. Поэтому есть подобные терапии. Мы можем это проделывать с нашими друзьями или со специалистами, с тем, кто нам может в этом помочь. Должен быть, конечно, квалифицированный человек в этом плане, который понимает тоже природу страха и у него достаточно широкое сознание. И он в какой-то степени не подвержен так же, как мы, этим страхам. В любом случае, даже если такого человека нет, то это возможно делать самому, если идти и понять эту методику, специфику, что страх нужно не убегать от него, а идти в него. И идти именно в осознанности.
00:39:32 И чем больше осознанности, осознанность разрушает фантомы страха. Потому что страх подобен такому туману. Темно, страшно, непонятно. И когда появляется свет, появляется солнце, то туман рассеивается. И вот знание сродни этому свету, сродни солнцу. И поэтому нужно культивировать в себе, как было такое выражение ещё в Советском Союзе, свет — знания или знание — свет. Это действительно так. И чем больше в нас будет света, тем больше будет осознанности, проявленности, тем меньше будет таких тёмных углов, чуланов тёмных в нашем сознании, где прячется страх, тем нам будет жить легче. И тем меньше этот страх будет на нас иметь такое магическое фатальное влияние, то есть мы сможем его победить.
00:40:42 И естественно, как мы всегда подытоживаем заключения, что самое большое, то, что страх на корню выкорчёвывает — это духовное знание, духовные истины и понимание своей собственной духовной природы. Могу добавить ещё последнее дополнение к этому, чтобы уже проиллюстрировать до конца природу страха и бесстрашия. Есть описание в «Источнике Вечного наслаждения», это одиннадцатая песнь «Шримад-Бхагаватам», где описаны истории связанные с тем, когда Кришна воплощался на Земле пять тысяч лет назад. Кришна — это Верховная Личность Бога. Это Аватари - Он источник всех аватар.
00:41:51 И там описываются различные истории, когда Он воплощался во Вриндаване, в месте, где Он родился, то, как Он убивал демонов, будучи маленьким, будучи только родившимся и дальше уже подрастая немножко. Вриндаван атаковали различные демоны, с которыми Он сражался и которых Он убивал. И самый главный из них был Камса. Он был правителем-царём Матхуры и ему было предсказано, что Кришна его убьёт. И боясь Его, боясь Кришны, Камса посылал различных демонов во Вриндаван для того, чтобы они уничтожили Кришну. И в «Источнике Вечного Наслаждения» описываются разные эти события.
00:42:51 Но есть определённое объяснение всех этих демонов во Вриндаване и естественно, это всё имеет такую глубокую духовную природу. Всё, что происходило, это не просто “истории и сказки древней Индии”. Все демоны, которых насылал Камса олицетворяли собой какие-то пороки, демонические проявления, которые душа должна преодолеть в своём духовном развитии, на своём пути к духовному осознанию, к Высшей Абсолютной Истине. Но, естественно, она преодолевает при помощи этой же Абсолютной Истины, при помощи Верховной Личности Бога. И все эти демоны, их было какое-то количество, олицетворяли собой те или иные пороки.
00:43:55 И самый главный - тот, который посылал Камса, олицетворял собой страх. И поэтому страх это то, что в нас присутствует или возникло, когда мы отвернулись от Бога. Страх — это то, что в нас убивает наши отношения с Богом. Господь — это любовь. А страх — это то, что является Его оппозицией, то, что противоположно любви. И поэтому чем больше в нас божественной энергии, тем больше в нас Бога, тем меньше в нас страха. Чем больше в нас любви, тем меньше в нас страха. Поэтому, да, это всё очень взаимосвязано. И это к тому, что бесспорно, духовная практика, наши взаимоотношения с Богом — это то, что реально могут полностью излечить, исцелить нас от страха.
Все ли страхи надо прорабатывать?
00:45:04 [Ведущая] Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари за вообще эту тему, что Вы её раскрыли так удивительно. Потому что это самая частая, наверное, тема, самый частый вопрос, с которым люди приходят к психологам что делать со своими страхами? Или даже если они не осознают этого, всё равно психолог потом раскапывает, что в корне наших каких-то неудач лежит страх. И вот такой вопрос возник: «Со всеми ли страхами надо бороться и прорабатывать их?»
00:45:32 [Гуна Манджари] Это хороший вопрос, да. На самом деле, мы все во власти определённых страхов. И как есть допустимая радиация какая-то, нормальная для нас, и тоже самое есть допустимый уровень страхов. И есть какой-то здоровый страх, допустим. Потому что есть такое выражение «непуганные идиоты». То есть люди, которые просто идут напролом, не понимая что за чем находится. И они обрекают себя на получение какого-то негативного опыта. И они тогда становятся более осторожными. Поэтому да, в нашем случае здоровый страх будет проявляться как осторожность.
00:46:32 Потому что это понятно, что мы не можем бесстрашно идти по дороге, просто переходить её. Мы должны быть осторожными в нашей жизни. Мы должны понимать те условия, в которых мы живём. То есть мы должны соблюдать меры предосторожности, особенно сейчас, мыть руки. Это всё страх. Но это здоровый страх. И поэтому да, мы не можем, конечно, полностью жить в такой бесстрашной атмосфере. То есть это атмосфера духовного мира. Чуть меньше страхов на райских планетах. Чем выше уровень жизни, тем меньше страхов. И это видно. Даже простой пример, какой-то бомж живущий на улице, менее защищён, чем человек, живущий в условиях, где есть охрана, сигнализация и полиция и всё такое. Это понятно.
00:47:39 Но тем не менее, определённая доза здорового страха или это называется трезвомыслие, когда мы понимаем, да, мы по природе бесстрашная душа, но мы живём в мире, который противоположен нашей духовной природе. То есть это страх, который связан с разумом. Мы понимаем причинно-следственную связь. И поэтому да, мы должны быть осторожны, мы должны опасаться каких-то вещей. И самый главный страх, который очень здоровый, и он должен присутствовать в нашей жизни, и его нужно всячески в себе поддерживать и культивировать — это страх деградации. Это страх того, что мы не воспользуемся этой человеческой формой жизни и опять попадём в какие-то животные формы жизни или попадём в какие-то не цивилизованные формы жизни.
00:48:41 Или вообще, если мы развиваемся духовно, то человеческая форма жизни — это для нас возможность выйти из тюрьмы, получить свободу из колеса сансары. Если мы поддерживаем здоровый страх не воспользоваться этим шансом, просто профукать свою человеческую форму жизни, то тогда мы не пользуемся этой благоприятной природой страха, которой мы можем действительно получить самое большее благо из страха. И очень важно в себе это поддерживать именно, скажем, трезвомыслие, которое будет давать нам здоровый страх и полезный страх.
В чём разница между страхом и осторожностью?
00:49:38 [Ведущая] Очень интересно, что прямо в продолжении возник ещё такой вопрос: «А в чём разница между страхом и разумной осторожностью? Как понять, чем ты сейчас движим? Как ощущается просто нормальная осторожность?».
00:49:52 [Гуна Манджари] Этот разумный страх, чтобы было понятно, что это такое, можно поставить равно трезвость. Есть трезвомыслящий человек. И вот эту трезвость очень важно всегда сохранять в себе. Потому что когда мы сильно подвержены чувствам… Правила гуны благости для чего нужно соблюдать чистоту. Для чего мы должны питаться правильным образом, чего-то избегать. В йоге это называется яма-нияма, в восьмиступенчатой йоге. То есть дозволенное ограничение и дозволение. То есть это определённый режим жизни, которому мы следуем. Зачем нужно мыться? Зачем нужно убираться? Зачем нужно поддерживать чистоту? Или ограничивать себя в чём-то? Почему я не могу съесть, что я хочу и как я хочу, когда я хочу, где я хочу?
00:51:01 Почему так много, почему человеческая жизнь полна ограничений? Почему бы нам не дать волю чувствам, не испытать радость от этого всего? Почему? За что это такое? И человеку, скажем так, обычному, он задаётся себе этим вопросом, не видя ответ погружается, как говорится, во все тяжкие и даёт волю чувствам. Потому что есть же так много вкусных вещей, так много всего. И мясо может быть очень вкусным, в ресторане и всё такое. Почему мы должны себя ограничивать? Это прежде всего связано с тем, что это опьяняет наше сознание, уходит трезвость и ясность, меняется наш прицел. Мы перестаём видеть вещи такими, какими они есть.
00:52:03 И в этом смысл того, что нужно следовать принципам благости. Того, что последователи вайшнавской культуры следуют четырём регулирующим принципам. Люди других культур, у них тоже есть какие-то свои посты, свои правила, свои ритуалы, которые они совершают. Это именно направленно, не ритуалы ради ритуалов. Если мы не осознаны, то это так. Но тут то идея в том, что именно важна осознанность во всех сферах нашей жизни. И целью этого всего является то, чтобы держать наш ум в состоянии трезвости, чтобы мы не опьянялись. Наши чувства имеют склонность к опьянению. И когда мы опьяняемся, естественно, мы теряем трезвость.
00:53:06 И поэтому все эти вещи, которые выводят наши чувства из такого ясного состояния, они запрещены или они регламентируются духовными или какими-то йогическими практиками. Именно для того, чтобы человек сохранял трезвость, ясность, свой прицел, и такую здоровую осторожность или трезвость. И это есть функция разума. Разум на санскрите буддхи. Слово “будильник” в русском языке от слова “будить”. Он как раз и поддерживает наше сознание в пробуждённом состоянии. Иначе, если наш разум не развит, и мы находимся на поводу у чувств, то наше сознание находится в таком иллюзорном положении.
00:54:14 Опять же, мы подобны пьяному человеку, который просто идёт, бредёт, не видя опасностей. То есть он переходит через дорогу, где хочет. Так или иначе рискует всячески, не понимая, теряя ощущения реальности и понимания того, где он находится. И поэтому всякие проблемы призывает на свою голову. Потому что мир, в котором мы находимся требует от нас трезвости. Потому что он не безопасен в принципе. И поэтому есть целый ряд мер для того, чтобы сохранять трезвость, разумность. И тогда мы будем успешны.
Как формируется ощущение, что ты - вечная душа?
00:55:05 [Ведущая] Чтобы подружиться с нашим лучшим другом разумом такой совет. Спасибо Вам большое. И последний по времени вопрос на сегодня, тоже мне кажется очень важным: «Уже несколько лет практикую и уже много всего прочитала на тему души, реинкарнации, вечной жизни и так далее. Но привязанность к телу и страх смерти не уменьшился ни на грамм, кажется. Может я что-то не то читаю? Или как формируется реально это ощущение, что ты вечная душа?».
00:55:36 [Гуна Манджари] Смотрите, духовное знание, вообще конечно, книги, практика — это всё важно. Но тут ещё важен аспект общения. Потому что говорится, что духовное знание само по себе, скажем так, реализованное знание, или даже ещё раз, чтобы чётче сформулировать что это. Очень важен духовный вкус. И сам этот вкус передаётся только через общение. Это вещь, которой можно только заразиться. То есть так же как вирусы и всякие бактерии могут передаваться только через общение. Сейчас мы это реализуем на практике понимание, как это всё может быть, и поэтому стараемся себя обезопасить.
00:56:30 То же самое происходит и с духовным уровнем, с духовным пониманием. Тут нужно от кого-то заразиться этим духовным вкусом. Потому что пока нет духовного вкуса, теория будет оставаться теорией. То есть мы не почувствуем. А для того чтобы почувствовать, уровень, когда мы чувствами ощущаем называется пратьякша, мы можем ощутить его только в общении. И поэтому нам нужно общаться с теми, у кого этот вкус есть. Как-то с ними взаимодействовать. И просто не хватает реального общения с теми людьми, у которых этот вкус есть. И нам важно общение с этими людьми. Важно также служение этим людям. Не просто теоретически, находясь в зоне своего комфорта, я пытаюсь чего-то достичь.
00:57:30 Нам важно совершать какие-то усилия для того, чтобы быть полезным этим людям, делать то, что они ожидают. И каким-то образом придти в это близкое взаимодействие, подружиться с ними. Знаете, есть такое сейчас выражение, называется «духовный потребитель». Сейчас время такое, что мы все так или иначе потребители. И очень много такого потребительского отношения в обществе культивируется, и слово такое есть «потребитель», вполне нормальное, без негативного аспекта. И вот мы становится такими потребителями духовности. То есть сидим в зоне своего комфорта, всё у нас хорошо и мы немножко что-то делаем.
00:58:33 Но если вы возьмёте, допустим, прошлые времена, то обычно люди совершали какие-то епитимьи, посты, уходили в отшельничество, занимались служением. То есть они мыли что-то в храме, приносили дрова своему духовному учителю. Они были в активной практической позиции. И тогда это начинает взаимодействовать. Это начинает жить в нашей жизни. И эта духовная энергия, духовная шакти, начинает пульсировать, мы заражаемся этим. И мы начинаем «болеть», что называется, в хорошем понимании этого слова. Если мы просто сидим у себя дома, слушаем что-то, читаем что-то и не совершаем никаких усилий выхода из зоны комфорта, то, возможно, всё будет как описала наша слушательница.
00:59:33 Поэтому тут очень важна активная практическая позиция: что-то делать, где-то находится, взаимодействовать именно с людьми, которые заражены этим. И тогда это на нас обязательно перекинется. Нужно себя проверить именно на то, насколько я практически активна, с кем я общаюсь, что я делаю. Ум, естественно, будет тяготеть к зоне комфорта. Это естественно. Это для нас как закон гравитации. Его тянет там, где ему удобно, где ему комфортно, где ему ничего не надо делать, где наша пятая точка находится в состоянии покоя. Мы не должны двигаться особо, мы просто себе читаем. Нам удобно, нам комфортно. Это всё этим словом выражается.
01:00:37 Но духовная жизнь — это движение прежде всего. И поэтому мы должны себя иногда вести туда, где нам неудобно, совершать какие-то усилия. Что-то делать практическое, что-то мыть. Какие-то аскезы принимать, несмотря на то, что мы женщины. Тем не менее. Я не знаю, кто задал вопрос. Это слушательница или слушатель. Но не важно. Духовный путь для всех имеет свои законы определённые. Поэтому именно переместить себя в плоскость действия и общения с теми, кто этим вкусом обладает. Опять же, если мы просто в пассивной позиции, то не факт, что мы заразимся этим вкусом. Тут нужна активная позиция. Если резюмировать это так в двух словах — активная позиция.
01:01:43 [Ведущая] Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари! Становится всё яснее, что сейчас такой мир, такое время, что социальная дистанция нужна, а вот духовная дистанция наоборот мешает. Если мы слишком много сидим у себя на диване и ничего не практикуем в реальности, то не факт, что наш прогресс вообще состоится. Поэтому спасибо Вам за это напоминание! Спасибо за настрой быть здоровым внутри и снаружи и излечится от этого вируса страха, и начать наполняться общением с духовными людьми. Это очень ценно, в том числе и наши с Вами эфиры. Спасибо большое! Тогда до встречи через неделю!
01:02:21 [Гуна Манджари] Спасибо Вам большое за такой разговор. Опять же, всё получается гораздо глубже, чем я обычно планирую. Это благодаря нашим слушателям, и Вам, Анна, тоже. И поэтому я желаю всем нам такой насыщенной духовной жизни и духовного пути. И до встречи на следующем эфире!
01:02:43 [Ведущая] Спасибо за такое ценное и радостное пожелание! До свидания!