Лекция на день явления Шримати Радхарани
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 05 сентября 1973 года в Лондоне, Англия.
00:00:21 Есть четыре ступени духовной жизни: брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяса. Брахмачари предписывается совершать ягьи. Ягья означает – удовлетворение Верховной Личности Бога. Итак, брахмачари это начало жизни, это период ученичества. Брахмачари должны учиться тому, как служить Верховной Личности Бога во Имя Его удовлетворения. Это первое, чему они должны учиться. Брахмачари учится рано вставать, совершать огненное жертвоприношение, затем изучать Веды, затем проводить санкиртану. У брахмачари множество разных обязанностей в течении дня и их нужно выполнять.
00:01:40 Что же касается грихастхи, ему предписывается совершать дану – благотворительность. Грихастха должен быть готов, он должен быть научен давать пожертвования. Кому? Пожертвования может брать брахмачари и санньяси. Не ванапрастха. Брахмачари принимает пожертвования от имени духовного учителя. А санньяси принимает милостыню только лишь для собственного поддержания. Грихастха не имеет право собирать пожертвования, но грихастха–брахман может принимать пожертвования, но он не будет накапливать деньги из этих пожертвований. Всё, что он получает, он обязан тратить.
00:02:49 Далее дана пратиграха. Пратиграха – означает «принимать», но он не имеет права открывать себе счет в банке. Всё лишнее, что он получает, он должен сразу же раздавать. Как он может получать пожертвования. Тогда он может получать, такой грихастха–брахман может получать пожертвование. Есть такая бенгальская поговорка: «даже, если брахман получит сто тысяч рупий, один лакх, всё равно он остается нищим», потому что он не сохранит это у себя, он не будет хранить это, он сразу раздаст это, отдаст это, как пожертвование. Поэтому на бенгальском языке говорится: лакх таки ван диги, не важно, даже, если он получит целый лакх рупий в пожертвование, он всё равно остается нищим, потому что он тут же раздаст все эти деньги. Это очень важные принципы. Ягья, дана, тапа.
00:04:06 Что же касается санньяси и ванапрастха, им предписывается совершать тапасью, тапо дивьям. Что значит тапасья? Тапасья – это добровольное подвижничество, добровольное. Сейчас наша материальная деятельность сводится к тому, чтобы постараться избежать всевозможных неудобств. Такова материальная жизнь. Но духовная жизнь подразумевает тапасью, аскезу. Даже, если это сопряжено со всевозможными неудобствами. Это называется тапасья. Кришна говорит: «ягья дана тапа». Вы можете отказаться от семейной жизни, но вы не имеете право отказываться от ягьи, даны, тапы. Вы не имеете право это делать. Не важно, какие бы неудобства вам это не причиняло. Это необходимо выполнять. Карьям значит – вы обязаны, обязаны это делать. Санньяси–майавади, карма–тьяги не работают. Они живут по принципу всегда изучать веданту, философию веданты, а всё, что им необходимо, всё то немногое, что нужно им для жизни, они собирают, как пожертвование от грихастх и живут и следуют строго принципам аскетической жизни, они очень строги. Те, кто действительно является санньяси–майавади, а не притворщиками, очень строго следуют правилам совершения омовения три раза в день, даже в очень холодное время. Они обязаны это делать, они ложатся на землю и всегда читают веданту и философию санкхьи. Но, несмотря на все эти аскезы, они не одобряют поклонение Божеству, трансцендентному образу Верховной Личности Бога, потому что они имперсоналисты, они не поклоняются Ему.
00:06:40 Итак, шастра гласит: [Шрила Прабхупада цитирует на санскрите], хотя эти люди считают себя освобожденными, санньяси-майавади обращаются друг к другу: Намо Нараяна. Иными словами, они думают, что каждый из них стал Нараяной. Такова их философия. Не опираясь на этот принцип: Намо Нараяна, Вивакананда Свами придумал понятие «даридра Нараяна». То есть для них Нараяна превратился в какую–то дешёвку, каждый стал Нараяной, каждый стал Богом. Как, например, этот мошенник - бог лежит сейчас в больнице, бог проходит операцию, гуруджи – бог. У них нет стыда даже. Если я бог и при этом даже не могу излечить себя от болезни. Что же я за бог такой? Эти негодяи будут называть себя богом и всегда найдется кучка глупцов, которая поверит им. Вивакананда также говорил: «зачем вы ищите Бога? Неужели вы не видите столько богов слоняются по улице»? Нет. Бог превратился для них в какую – то насмешку. Нет, мы принимаем такого бога. Наш Бог другой. Наш Бог, наш Нараяна, настоящий Нараяна – возвышенный. Мы не можем даже сравнить этого Верховного Нараяну с такими полубогами, как Господь Брахма, Господь Шива, не говоря уже об этих мошенниках. Любой человек, любой негодяй, считающий, что он Нараяна равен Господу Брахме, Господу Шиве. Майавади говорят так. Любого полубога можно приравнять к Вишну. Вы можете поклоняться любому полубогу, не важно. Поскольку вершина их познания состоит в том, что Абсолютная Истина безлична и вы можете вообразить любую форму, это не имеет значения. В конечном итоге вы постигаете этого безличного, вы сливаетесь с этим безличным. Такова их философия. Но это неправда. Высшее проявление Абсолютной Истины – это Кришна. Абсолютную Истину постигают в трех аспектах, прежде всего, как безличный Брахман, затем, как локализованную Параматму и далее, как Верховную Личность Бога Кришну. Абсолютная Истина описывается, как Бхагаван и есть множество экспансий Бхагавана, ананта рупам. У Кришны миллионы, триллионы экспансий. Например, Параматма. Он не только пребывает в сердце каждого, но и в каждом атоме.
00:11:22 Итак, у Кришны множество экспансий, но все они тождественны. Например, вы знаете, что такое солнце. Если вы расставите миллионы кувшинов, солнце будет отражаться в каждом из них. В каждом из них вы обнаружите солнце, хотя солнце одно и тем не менее мы видим миллионы солнц в миллионах кувшинах. Бог один, но Он может распространить Себя в миллионы и миллионы проявлений, неисчислимое число. Тем не менее Он остается одним, адвайта Ачьюта. Философия майавади гласит, что так как Бог распространил Себя во множество частей, Он вездесущ, поэтому Сам Он прекратил Свое существование. Это материальное представление. Вы можете взять большой лист бумаги, разорвать его на клочки, разбросать. Изначальный листок бумаги прекращает существовать. Такова философия майавади. Философия майавади гласит, что в силу того, что Бог вездесущ, у Него не может быть формы, Его форма перестала существовать, ее не может быть. Но это материальное представление. Духовное представление – это пурнасья пурна адайа пурнайа вишьяте. Если Кришна полное целое, если Он – Всевышний, то даже, если Он, распространяясь в миллионы, триллионы полных совершенных форм, тем не менее Он остается совершенным полным целым. Таково понимание Кришны. Поэтому авьйайа. Авьйайа – означает ачьюта, авьйайа. Ачьюта означает – «тот, кто не падает». Не судите об этом с материальных позиций. Например, у меня в банке лежит сто фунтов, и я снимаю один, два, три, четыре фунта, пять. В конце концов счет заканчивается. Но это не так в отношении Кришны. Кришна настолько совершенен, что множество форм исходит из Него, тем не менее Он остается полным целом, пурнасья пурна мадайа. Эти стихи мы уже читали в Ишо - Упанишад. Таково понимание Кришны. До тех пор, пока вы с самого начала не практикуете ягью, или, если вы грихастха, если вы не даете милостыню и, если вы санньяси, не совершаете тапасью, как вы сможете понять эту философию. Это невозможно. Однако в Кали югу такая ягья невозможна и такие ритуалистичные ягьи, которые предписываются в Ведах, сейчас невозможно совершать, они очень затратные. Необходимо запастись большим количеством гхи, злаков и так далее, кормить много людей каждый день. Это очень тяжелая задача, поэтому Кришна облегчил нам путь. Как? Ягья санкиртана прайа. Это рекомендуется в Шримад Бхагаватам. Таков путь совершения ягьи, ягья дана тапа.
00:15:52 Что такое ягья? Кришна варнам. Варна означает «категория». Например, брахмана варна, чатур варна. Варна — значит «класс», как Кришна говорит. Итак, Кришна – варнам в категории Кришны. Кришна - варна. И это также означает «тот, кто описывает Кришну», варна ити, Кришнам варнам ити Кришна, ити Кришна варнам, то есть либо он принадлежит к категории Кришны, он не принадлежит к категории души, дживы, он принадлежит к категории Верховной Личности Бога, Кришна – варне. Или это означает, что он всегда повторяет или поет Святое Имя Кришны. Кришна варнам твиша Кришнам, означает, что он Кришна, он принадлежит к категории Кришны, поэтому он Кришна. Но в нашем представлении Кришна темного цвета. Да, это так. Асита, асита – значит «черный», аситам амбхута, темное облако, амбхута – значит «облако», аситам амбхута сундарангам, цвет его кожи напоминает темное облако, но при этом очень, очень красивое. Карданпам коти камани, Он настолько прекрасен, что даже миллионов Купидонов не идут с Ним в какое сравнение. Хотя Он темный. Итак, здесь говорится о том же Кришне, Кришна – варнам, он принадлежит к категории Кришны, твиша, цветом своей кожи он акришна. акришна – значит «не Кришна». Это может быть любой другой цвет. Есть много цветов. Итак, акришна – не Кришна, он не темный, но нет, есть, в шастрах приводится конкретное описание цвета кожи Верховной Личности Бога, шукла.
00:18:29 Когда Кришна родился во дворце Нанды Махараджа, когда Он явился, в соответствии с ведической традицией проводится джата – карма, как только ребенок рождается, ему тотчас составляют гороскоп и согласно гороскопу, ему выбирают имя. Есть даша – карма, даша – карма. Одна из этих карм проводится во время рождения, даже еще до рождения ребенка, до его зачатия проводится гарбодхана самскара. Точно также, как ребенок рождается, проводится еще одна самскара, джата карма самскара. Есть множество самскар, самскара бхавет двиджа, следуй самскаре. Следуя этому процессу очищения, человек становится брахманом. Упайана самскара – это самскара наделения священным шнуром. Итак, когда Кришне проводили церемонию джата – карма самскара, когда Гаргамуни, священник Васудевы проводил эту церемонию, его послали к Нанде Махараджу, чтобы он провел джата – карму для Кришны. Он был ученым – астрологом, и он сказал: «Нанда Махарадж, этот твой сын в прошлом приходил в формах трех разных цветов, Он имел белый облик, красный облик, желтый облик, а сейчас Он низошел в облике темного цвета». Твиша – означает «цветом своей кожи», Он не черный, значит Он должен быть либо белого, либо красного, либо желтого цвета? Итак, цвет кожи Господа Чайтаньи Махапрабху желтоватый, золотистый, поэтому говорится: Он – Кришна, но сейчас Он низошел в облике золотистого цвета. Кришна – варна твиша акришнам и сан гопам гастра пашидам, Его всегда сопровождают Его спутники, анга упанга. Анга – значит «личный» и упанга – означает «экспансии экспансий», что означает «кала». Первая экспансия – это аватара. Но есть аватара аватары, которая называется кала. Рамади мурти [не понятно].
00:21:29 В шастрах приводится очень научный анализ, поэтому любой негодяй не может провозгласить: «Я – Бог». Это не признают. Мы должны опираться на шастра видхи. Когда Чайтанья Махапрабху, Верховная Личность Бога низошел на землю, многие негодяи подражали Ему, они говорили: «ну что, если этот Нимай пандит стал аватарой, то почему бы не [не понятно] пандит»? Так звали Рама – Кришну. Его имя было гададхара чатурджи, и он тоже является имитацией Чайтаньи Махапрабху. В чем разница? Где об этом сказано в шастре? Если говорить о Чайтанье Махапрабху, есть множество цитат, стихов в Махабхарате, в Бхагаватам, в Пуранах, в Упанишад, поэтому мы признаем Его Верховной Личностью Бога. Здесь неприемлемы голоса негодяев, «давайте проголосуем, изберем этого человека Богом». Он общался с другими преданными: Нитьянандой Прабху, Адвайтой Прабху, Гададхаром Прабху и Шривасом. Всякий раз, когда Чайтанья Махапрабху появлялся где – либо, Его окружали множество преданных, гоура бхакта вринда. Итак, это аватара кали.
00:23:29 Итак, те, у кого вместо мозгов коровий навоз, не способны понять санкиртана ягью, но шастра говорит: ягья санкиртана прайаир аджанти и сумедаса, те, у кого чистый разум смогут совершать эту ягью, санкиртана ягью и тогда они исполняют веление Бхагавад Гиты: ягья дана тапа карма. Что касается движения санкиртаны, санкиртаны ягьи, в эту эпоху, совершаемую перед Божеством Господа Чайтаньи Махапрабху и Его спутников: Нитьянанды, Адвайты, других, если не всех, но по крайней мере Нитьянанды или Гададхары, Гоура Гададхара или Гоура Нитьянанда или всех их пять, всех пяти: Шри Кришна Чайтанья Прабху, Нитьянанда. У вас есть панча – татва? Раньше была. Изображение. [не понятно] Свами забирает с собой во время путешествия. Хорошо. Гоура Нитьянанда здесь есть. Это и есть ягья. Итак, вы не можете отказаться от этого ни на какой ступени жизни, но, поскольку ягьи, о которых говорится в Ведах, неприемлемы в эту эпоху, Кали югу, потому что люди сейчас, люди могут сейчас выставлять себя очень прогрессивными, но все они очень несчастные, неудачливы, они обеспокоены. Манда бхагья – означает «несчастный, неудачливый» и «вечно обуреваемый тревогами». Таково положение людей в эту эпоху. Как они смогут совершать ведические ритуалы. Это невозможно. Поэтому именно эта ягья предписывается для этого века. Поставьте перед собой образ Шри Чайтаньи Махапрабху и совершайте ягью, санкиртана ягью перед Ним и вы достигните всего совершенства. Это очень легко, очень легко. Потому что отказываться от ягьи невозможно и в эту эпоху, в Кали югу тоже, но люди сейчас настолько несчастны, настолько опустившиеся, они не способны совершать ведическую ягью. Поэтому Кришна дал вам возможность совершать ягью, калоу тад дхари киртана. Магха – значит «ягья». Такую ягью совершали в Трета югу. В Сатья югу предписывалась медитация. В Двапара югу – поклонение Божествам. В Кали югу, просто благодаря киртана эва Кришна сья. Так предписывают шастры.
00:26:48 Я очень доволен, что вы поддерживаете этот центр в хорошем состоянии, по всем нашим стандартам совершая ягьи, санкиртану и сегодня Радхаштами. Наша ягья – санкиртана и Шри Мати Радхарани – это энергия наслаждения Кришны. Кришна один, экам адвитьям, но эко бакху сьят, Он может распространять Себя в множество форм. Когда Он желает наслаждаться, энергия наслаждения проявляется из Его тела. Эта энергия наслаждения Радхарани. Радхарани не обычное живое существо. Радхарани – это личная энергия наслаждения Кришны, хладини шакти. И сегодня день явления хладини шакти. Если вы хотите удовлетворить Кришну, наша обязанность, наш долг – доставить Кришне радость, харитошанам. Наше Движение – харитошанам, самсидим харитошанам. Это не только наша цель, это цель вообще. В Бхагавад Гите также говорится. Смысл всех ведических текстов – поиск Кришны и Его удовлетворение и Кришна Сам приходит, чтобы дать вам эти знания. Сарва дхармам паритьяджа, мам экам шаранам. «Негодяй! Прекрати все эти занятия. Просто предайся Мне». А как же насчет других полубогов? Есть столько разных полубогов, как мы должны с ними поступить? Но этим полубогам поклоняются только те, кто утратил всякий разум, хрита гьяна. Хрита гьяна – значит нашта будхайя, те, кто утратил рассудок. В этом нет необходимости. Просто Мам экам. Так заповедует Бхагавад Гита. Это наставление шастры. Это мантра из Риг Веды. Истинная цель жизни – удовлетворение Господа Вишну и Кришна является источником Вишну таттвы. И мы можем удовлетворить Его через Радхарани. Поэтому Кришна никогда не бывает у нас один, нет. Радха – Кришна. Сначала Радхарани.
00:30:17 И сегодня такой день. Сначала вы должны поклоняться Радхарани. Если вы будете обращаться к Кришне через Радхарани. Поэтому во Вриндаване вы увидите, что все преданные обращаются друг к другу: «джая Радхе». До сих пор. Потому что они знают, если Радхарани довольна, если я смогу удовлетворить Радхарани. Радхарани – это изначальная энергия наслаждения, она всегда поглощена мыслями о Кришне и каждый, кто предстает перед Радхарани, чтобы служить Кришне, доставляет ей большое наслаждение: «О, это преданный Кришны». И Она сразу же рекомендует его: «Кришна, вот преданный. Он лучше Меня». Это Радхарани. Я возможно совсем и не преданный, возможно я самый последний негодяй, но, если я попытаюсь обратиться к Кришне через Радхарани, тогда мне гарантирован успех. Поэтому, перво-наперво мы должны поклоняться Радхарани. Такова наша обязанность. Вместо того, чтобы предлагать цветок Кришне непосредственно, кладите его в руки Радхарани: «Матушка Радхарани, Джаганмата, если Ты милостиво возьмешь этот цветок и предложишь Кришне». Радхарани скажет: «О, ты принес цветок»? Кришна говорит: «патрам пушпам пхалам тойям». Но не пытайтесь предложить это Кришне непосредственно, напрямую. Предложите через Радхарани. Радхарани это очень понравится. Такова наша философия. Мы служим Кришне через Радхарани и сегодня благоприятный день явления Радхарани. Мы должны предложить пушпанджали и молиться Радхарани: «Радхарани, пожалуйста будь милостива, замолви за меня словечко Твоему Кришне. Кришна Твой». Кришна, Радха – Кришна, Кришна не независим, Кришна – собственность Радхарани, поэтому вы должны обращаться к Кришне через Радхарани. Сегодня благоприятный день. Поклоняйтесь Радхарани очень хорошо и будьте счастливы.
Спасибо вам большое.
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 10 May 2023