Кто знает Бога

Париж - 14 June 1974
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:49:06 | качество: mp3 128kB/s 45 Mb | прослушано: 113 | скачано: 183 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады на фестивале Харе Кришна в La Salle Pleyel 14 июня 1974 года в Париже.
Обрыв записи...
Что такое Движение санкиртаны? Это произнесение трансцендентного звука. Звук является источником всего творения. Это подтверждается также и в Библии. Где это, этот лист? Прочти. Мы читаем отрывок из Библии. Послание от Иоанна, глава 1. «В начале было слово и слово было у Бога и слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Всё через Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь и жизнь была свет человеков и свет во тьме светит, и тьма не объяла Его». Итак, то же объясняется в ведических текстах. Здесь говорится, что вначале было слово и слово было у Бога и слово было Бог. Поскольку Бог - Абсолютная истина, нет разницы между Богом, Его формой, Его качествами, Его словами и всё, что связано с Богом. К примеру, в материальном мире имя и объект отличаются друг от друга. Например, когда вы хотите пить, вы можете произносить слово вода, но это не утолит вашей жажды. Однако в духовном мире нет разницы между Именем Бога, то есть Кришной и Верховной Личностью Бога. Они суть одно.

00:03:14 В унисон с этим отрывком из Библии я процитирую один из санскритских стихов из Вед.
nāma-cintāmaṇi-kṛṣṇa
caitanya-rasa-vigrahaḥ
pūrṇaḥ śuddho nitya-mukto
abhinnatvān nāma-nāminoḥ

[Чайтанья Чаритамрита. Мадхья 17.133]

00:03:36 Этот стих гласит, что Имя Бога настолько же могущественно, как и Сам Господь. Имя именуют «пурна», то есть совершенным и полным, а шудха значит лишенный какой - либо материальной скверны. Нитья значит вечная. Эти слова означают, что имя не отлично от Самой Личности, чьё Имя мы повторяем.

00:04:32 Идея в том, что когда мы повторяем святое Имя Бога, например, Кришна, Кришна присутствует в этом имени. Как только вы повторяете Имя Бога, а совсем не обязательно повторять именно Имя Кришна. Если вы знаете какое - то другое Имя Бога, вы можете повторять Его. У Бога много Имен и их можно повторять на разных языках и людьми в разных странах. Результат будет тот же самый. Фактически у Бога нет Имени, но Ему дают Имя в зависимости от Его деяний. Например, мы повторяем Имя Бога Кришна. Кришна значит Всепривлекающий. Бог Всепривлекающий. Мы можем получить некое представление об этом качестве, посмотрев на привлекательные объекты в материальном мире. В материальном мире человек становится привлекательным, если он очень богат, если он очень могущественен, очень мудр, очень красив. Таким образом шесть качеств делают человека привлекательным. Таким образом шесть качеств делают человека привлекательным.

00:06:50 Это утверждение содержится в ведических текстах.
aiśvaryasya samagrasya
vīryasya yaśasaḥ śriyaḥ
jñāna-vairāgyayoś caiva
ṣaṇṇāṁ iti bhaga ganā

[Вишну Пурана 6.5.47]

00:07:03 Это означает, что Бог – Всепривлекающий и привлекающий в шести проявлениях. Он самый богатый из всех, Он самый сильный, Он самый красивый, Он самый мудрый, Он самый отрешенный, и самый знаменитый. Мы все живые существа, все, кто сидят в этом зале, мы все сыновья Бога, все люди.
(Кто-то в зале кричит «нет!»).

00:08:08 Найдите этот в Бхагавад Гите 14.4 стих:
सर्वयोनिषु कौन्तेय मूर्तय: सम्भवन्ति या: ।
तासां ब्रह्म महद्योनिरहं बीजप्रद: पिता ॥ ४ ॥

Прочти!
sarva-yoniṣu kaunteya sambhavanti mūrtayo yaḥ
tāsāṁ mahad yonir brahma ahaṁ bīja-pradaḥ pitā

«О сын Кунти, следует понимать, что все формы жизни рождаются в материальной природе, а Я - Отец, дающий семя».

00:08:52 Итак, согласно ведическим представлениям, любое живое существо, в любой форме жизни является неотъемлемой частицей Бога. Ваша Библия говорит, что вначале было только слово и слово было Богом. Таким образом, Бог существовал ещё до творения. Затем, все создания, откуда они взялись? Они произошли от Бога. В этом стихе это ясно сказано. Всё сделано Им. Изначальным творцом всего был Бог. Что значит всего? Это включает в себя всё, не только каких-то людей или какие-то объекты. Нет, всё значит всё.

00:10:12 Итак, Бог создал всё. Это означает, что Он создал. То есть все эти создания, а их очень много, 8 400 000 видов жизни. Они были созданы Богом. А отцом является тот, кто создает. Например, даже в материальном смысле отец создает своих детей. Как вы можете говорить нет, ведь здесь в Библии говорится. Всё создано Им, поэтому Он Отец всего. И без Него ничто не было бы создано. Поэтому вы не имеете право отрицать авторитетное утверждение Вед или Библии по своей прихоти. Когда вы идете в свою церковь, вы просите: «Отче, дай нам наш хлеб насущный!». Это означает, что Он – Отец каждого. Это совершенное знание. Бог - Отец всего существующего. Здесь об этом ясно сказано. Всё было создано Им. Без Него нечего бы не возникло. Об этом так же говорит Веданта-сутра, самая совершенная философия на ведическом языке. В Веданта-сутре говорится: атато брахма джигьяса, что означает: человеческая жизнь предназначена для постижения Бога. Первое, что мы должны понять в отношении Бога - это то, что Он творец всего.

00:12:07 Итак, нынешнее Движение сознания Кришны предназначено для постижения Бога. Это Движение сознания Кришны было основано не сейчас. Ну скажем, в ваших странах Запада, западных странах оно существует последние шесть или семь лет, но Движение сознания Кришны на планете существует уже 5000 лет. Говоря о сознании Кришны, я имею в виду сознание Бога. Итак, человеческая жизнь предназначена для постижения Бога, для обретения сознания Бога. У животных нет возможности постичь Бога. Когда мы делаем рекламу, приглашаем всех, пожалуйста приходите на эти собрания, мы поговорим здесь о Боге. Приходят люди, не кошки и собаки.

00:13:50 Итак, человеческое существо имеет возможность, данную ему природой постичь Бога. Если мы не воспользуемся этим шансом, если упустим его, это означает, что следующая наша жизнь может быть и не человеческой, но мы можем родиться животным. Душа находится в вашем теле. Душа - неотъемлемая частица бога. Если вы постараетесь понять кто такая душа, то вы сможете отчасти постичь Бога. Если вы изучите себя до какой - то степени, вы поймете кто такой Бог, потому что вы частица Бога. Об этом также сказано и в Библии, о том, что человек создан по образу и подобию Бога. Если вы изучите себя, это называется медитацией, вы сможете понять, кто такой Бог. Поэтому рекомендуется система йоги. Те, кто отождествляет себя с телом, для них рекомендуется практиковать йогу, чтобы постичь себя и это очень важно. Если вы постараетесь постичь себя, пользуясь очень простым методом. Посмотрите на свой палец и спросите: «вы палец»? Конечно же ответ будет: «нет, я не палец. Это мой палец». Все скажут, что это моя рука, моя нога, моя голова. Никто не скажет: я голова, я рука, я нога. Поэтому следует вывод: я - душа, отлична от материального тела. Материальное тело меняется благодаря присутствию души. К примеру, ребенок получает тело мальчика, мальчик получает тело юноши, юноша получает тело старика. Каждый из нас может прийти к такому заключению. У меня было маленькое тело младенца. Затем у меня было тело ребенка, затем тело юноши, затем, сейчас у меня тело старика. И при помощи этого простого анализа, каждый может понять, что я отличаюсь от тела. И поскольку я вечен, я также могу понять, что я существовал во всех формах тел.

00:18:19 Поэтому в Бхагавад Гите сказано na hanyate hanyamāne śarīre [Бг. 2.20], после уничтожения тела я - душа не перестаю существовать, я продолжаю жить. Душа вечна, об этом говорится в Бхагавад Гите: nityaḥ śāśvato 'yaṁ na hanyate hanyamāne śarīre Вечная, она очень стара и тем не менее после уничтожения тела, душа не уничтожается. Смерть означает уничтожение внешнего нашего грубого тела. Мы испытываем это каждый день, каждую ночь. Тело лежит на постели, но в своем тонком теле, состоящем из ума, разума и эго, я покидаю свою спальню, перемещаюсь в какое - то другое место. Я вижу это во сне. Каждый день я прохожу через этот опыт, я покидаю свое грубое тело и в своем тонком теле я путешествую в какое-то другое место, хотя мое грубое тело остается лежать здесь.

00:20:01 Поэтому вывод следующий: я - душа, меняю тела с грубого на тонкое, с тонкого на грубое. У нас есть повседневный опыт, опыт тонкого тела. У меня есть тонкое тело и благодаря тонкому телу мне снится сон и когда сон заканчивается, я оказываюсь в своем грубом теле. Вот когда тонкое тело переносит душу в другое грубое тело, вот это называется смертью. Тонкое тело - это ум, разум и эго, которые переносят меня в другое тело, соответствующее природе моего ума. И в момент смерти, когда наш ум погружен в какие - то мысли, в соответствии с этими мыслями нам дается следующее грубое тело. Об этом сказано в Бхагавад Гите: that anta-kale..., yaṁ yaṁ vāpi smaran bhāvaṁ tyajaty ante kalevaram [Бг. 8.6]. Бхавам – вот это отношение, это настроение или состояние ума в момент смерти, перенесет меня в следующее грубое тело. Поэтому необходимо подготовить себя к тому, какое мы тело получим после смерти.

00:22:27 В Бхагавад Гите сказано, что после смерти душа, tathā dehāntara-prāptiḥ [Бг. 2.13] получает другое тело. Опыт позволяет нам увидеть, что есть разные формы жизни. Есть допустим, 900 000 форм жизни, обитающих в воде, к царству растения относится 2 миллиона форм жизни; к насекомым относится 1 100 000 форм; 1 миллион видов птиц; к зверям, млекопитающим относится 3 миллиона форм жизни; а к человеческим формам жизни относится 400 000 видов. Из всех человеческих форм жизни идеальной является цивилизованная форма.

00:24:12 Итак, природа дает нам человеческую форму жизни, чтобы мы могли постичь Бога. В других формах жизни уже у существ нет возможности постичь Бога. Поэтому это наш долг, это долг каждого. Прежде, чем придет смерть, мы должны постичь Бога. Если мы злоупотребляем телом, действуем, как кошки и собаки, то мы упускаем эту возможность. Мы не можем сказать, что мы свободны, это невозможно. Мы целиком и полностью подвластны материальной природе.

00:25:10 Об этом сказано в Бхагавад Гите
प्रकृतेः क्रियमाणानि गुणैः कर्माणि सर्वशः ।
अहङ्कारविमूढात्मा कर्ताहमिति मन्यते ॥ २७ ॥

prakṛteḥ kriyamāṇāni guṇaiḥ karmāṇi sarvaśaḥ
ahaṅkāra-vimūḍhātmā kartāham iti manyate

Введенная в заблуждение ложным эго, душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершаются тремя гунами материальной природы.
(Бг. 3.27)

00:25:21 Каждый из нас в настоящий момент находится в полном ведении материальной природы. Есть три гуны материальной природы, то есть добродетель, страсть, и невежество. Если мы пребываем во власти материальной природы, мы соприкасаемся с каким - то из этих качеств. Если мы связываем с качеством добродетели, то мы возносимся в высшие миры.

00:26:15 Об этом сказано в Бхагавад Гите
ऊर्ध्वं गच्छन्ति सत्त्वस्था मध्ये तिष्ठन्ति राजसा: ।
जघन्यगुणवृत्तिस्था अधो गच्छन्ति तामसा: ॥ १८ ॥

ūrdhvaṁ gacchanti sattva-sthā madhye tiṣṭhanti rājasāḥ
jaghanya-guṇa-vṛtti-sthā adho gacchanti tāmasāḥ

Те, кто пребывает в гуне благости, после смерти поднимаются на высшие планеты; люди в гуне страсти остаются на земных планетах, а те, кто находится под влиянием низшей из гун, отвратительной гуны невежества, попадают в адские миры.
(Бг. 4.18)

00:26:27 Это означает, что те, кто связывает себя с добродетелью, возносится на высшие планетарные системы. Те, кто соприкасается с гуной страсти, остаются на средних планетарных системах...
Обрыв записи..

00:27:08 Итак, как говорилось: в начале было слово. Это значит, что до творения был трансцендентный звук. И вот это слово или трансцендентный звук - это не материальный звук. Если мы связываем себя с трансцендентным звуком Харе Кришна, то мы очищаемся и становимся трансцендентными к гунам материальной природы. Можно привести грубый пример. Возьмите железный прут и поместите его в огонь. Железный прут будет нагреваться всё сильнее и сильнее, пока не раскалится до красна. Когда он раскалится до красна, он уже не железный прут, от становится огнем. Каким образом он становится огнем? Благодаря с соприкосновением с огнем. Аналогично, если вы поддерживаете связь с Богом, повторяя трансцендентный звук, постепенно вы обретете божественные качества. И как только вы обретаете божественную природу, вы преисполняетесь тех же качеств, аишварья самаграсья, вы преисполняетесь богатства, силы, могущества, знания и всего остального. Поэтому Веды призывают тамасьи джйоти гама, не оставайтесь во тьме, выходите на свет.

00:29:32 У нас единственная просьба. В настоящий момент из - за непонимания Бога мир пребывает во тьме. И обретя эту привилегию человеческой формы жизни, мы не должны пребывать во тьме. Что значит тьма? Это означает невежество в отношении души и Бога. Пока я считаю себя телом, я пребываю во тьме. Кроме человека, любое другое живое существо пребывает во тьме. Поэтому долг человеческого существа не пребывать во тьме, не оставаться во тьме, но выйти к свету. Пока у нас материальное тело, мы должны удовлетворять четыре потребности жизни. Это потребность в еде, во сне, в сексе и в защите. Кошки и собаки тоже спят, едят, занимаются сексом и защищаются. Но люди не должны получать знания только для того, чтобы научиться удовлетворять животные потребности. У человека есть еще одна потребность: постичь Бога. Поэтому в цивилизованном человеческом обществе существует какая-то система религии. Как бы вы это ни называли, христианством, исламом или индуизмом, в цивилизованном обществе должна быть какая - то форма религии. И человек должен следовать принципам, чтобы обладать совершенным знанием о Бог и о себе, чтобы знать, каковы отношения между Богом и мной и какова цель жизни. Поэтому не имеет значения кто вы, христианин, индуист, мусульманин. Истинный смысл жизни - постичь Бога. И в ведических текстах говорится: дхармам ту сакшад Бхагавад пранитам. Дхарма или религия - это кодекс, данный Богом. Например, у государства есть законы. Если мы следуем этим законам, то мы законопослушные, хорошие граждане.

00:33:09 Шум, свист в зале. Что это такое?
Женский голос: Им не нравится, потому что им не нравятся законы государства. Когда вы использовали пример государства, им это не нравится.
Вам может быть это не нравится, но, если вы не следуете, вы будете наказаны. В любом случае, если вы не следуете кодексу, не следуете законам государства или Бога, вы непременно будете наказаны. Вы можете провозглашать свою независимость, но этого просто не существует. Для этого необходимы знания.
Из зала: Он говорит, что есть люди, которые хотят задать вопросы.
Шрила Прабхупада: Если вы прям сейчас хотите задать вопросы, я могу остановиться. Если вы хотите, чтобы я продолжал говорить, я буду говорить. Как вам угодно. Мы можем остановиться?
Женский голос: Я могу сказать, что вопросы будут потом, после того, как лекция закончится, будут вопросы.
Шрила Прабхупада: Мы можем закончить и сейчас. Давайте подытожим. Бог есть. Слово Бога или звук Бога - это означает, что Бог Личность. Как только мы признаем слово Бога, мы должны признать и то, что Бог Личность. Например, я произношу какие - то слова, вы произносите слова, это означает, что вы и я личности. Итак, слово Бога и Сам Бог неотличны друг от друга, но Бог - Личность и Он говорит. И, если Он способен говорить, значит Он способен и слушать, и обонять, и есть, Он может совершать любую деятельность. Если бы Он не мог слушать, то наша молитва, обращенная к Нему: «Господи, дай нам хлеб наш насущный» бесполезна. Итак, из этих утверждений писаний, будь то Библия или Бхагавад Гита, следует, что Бог - Личность, как и вы. Об этом говорят Веды. То есть Бог означает Высшее существо. В словаре также сказано: Бог - это Высшее существо. Мы все существа, но Бог является Высшим существом. К примеру, в каждом государстве есть граждане, но есть главный гражданин. Это президент, или что - то вроде этого.

00:37:46 Женский голос: Им не нравится этот пример с правительством.
Шрила Прабхупада: Нет, нет, это не пример. Об этом говорится в ведических текстах. Он главное живое существо среди всех живых существ. Бог вечен, мы тоже вечны. Бог - живое существо и мы тоже живые существа. В этом смысл. Но Бог один, а нас много. И каково положение этого одного? Он поддерживает множество живых существ. Это Бог. Поскольку Он Личность, мы тоже личности, но Он Личность, которая поддерживает нас, поэтому мы идем к Богу и просим дать нам хлеб насущный. Итак, наше изначальное положение в том, что мы подвластны Богу, а Бог повелевает нами. Мы очень малы, а Бог чрезвычайно велик. В настоящий момент мы пытаемся отрицать это положение Бога, поэтому мы в таком жалком положении. В нашем Движении сознания Кришны мы учим людей: будьте подчинены Кришне, предайтесь Ему и вы будете счастливы. Не нужно бунтовать, предайтесь Богу, и вы будете счастливы. Таково заключение Бхагавад Гиты. Мы строим столько планов во имя обретения счастья, но все они терпят фиаско. Однако, если вы воспользуетесь этим планом, давайте предадимся Богу, то все проблемы будут решены. Не следует считать, что цель нашего Движения сознания Кришны - это превратить индусов в христиан, или христиан в индусов. Это не наш план. Мы обращаемся с единственной просьбой: каждый из вас постарайтесь постичь Бога, полюбить Его и будьте счастливы. Заключительные слова Бхагавад Гиты таковы: если вы хотите обрести мир, если вы хотите достичь покоя в своем сознании, вы должны понять три истины. Первое: нужно понять, что Бог - Верховный наслаждающийся. Он владеет всем и Он друг каждого. Если вы усвоите хотя бы эти три истины, а они очень научные. Истина в том, что Бог владелец всего, Бог - наслаждающийся и Бог - высший друг всех, ваша жизнь будет успешной. И вы сможете постичь это, воспользовавшись простым методом повторения Имени Бога. Харе означает энергия Бога. Кришна значит Бог, Всепривлекающий. Аналогично, Рама — значит Бог. В этой мантре есть три слова, каждый может повторять эти три слова, три имени: Харе Кришна и Рама и достичь успеха в жизни. Я надеюсь, вы присоединитесь к нам в пении маха мантры Харе Кришна.

00:43:46 Вы сами организуете? Они хотят задать вопросы. Вы можете задавать.
Женский голос: Итак, он говорит, вы говорили о том, кто такой Бог, согласно Библии, Бхагавад Гите и он хочет узнать, чтобы так говорить, вы встречались с Богом, вы видели Бога и давал ли Бог вам вот этот авторитет, чтобы сидеть на этой вьясасане и получать, принимать поклоны от своих учеников?
Шрила Прабхупада: Да, вы тоже можете получить это положение. Если вы знаете о Боге, если вы способны говорить о Боге, вы можете тоже сесть здесь и говорить о Боге.
Женский голос: Он говорит, что единственное, что он может сказать о Боге, это то, что он не способен говорить о Боге.
Шрила Прабхупада: Почему? Вы можете говорить о чем угодно, а почему не о Боге?
Из зала: Потому что Бог - это тот, кого невозможно увидеть и невозможно понять.
Шрила Прабхупада: Но это вы говорите так, однако Библия и Бхагавад Гита говорит по-другому. Почему я должен считать вас авторитетом в этом вопросе?
Из зала: Он говорит, что Бог означает свобода, Бог значит свобода.
Шрила Прабхупада: Откуда вы знаете это? Прежде всего скажите мне, как вы узнали о том, что Бог - это свобода и так далее. Откуда вы узнали об этом?
Из зала: Поскольку у каждого внутри есть знание о Боге, нужно просто слушать внутри себя и человек узнает.
Шрила Прабхупада: У меня тоже есть свое знание о Боге, как и у вас. Почему вы со мной не согласны?
Из зала: Он говорит, ну он же не сидит на троне, он не сидит на троне и не просит людей кланяться ему.
Шрила Прабхупада: Если вы хотите меня слушать, я могу слезть с этого трона.
Из зала: Он говорит, если человек хочет понять это, должен ли он действовать, как ученик?
Шрила Прабхупада: Да, это очень хорошо, очень хорошо. Давайте петь Харе Кришна. Пой.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 01 January 2023
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 01 March 2024
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 24 March 2024