Почему нужно уважать родственников?
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Почему мы должны быть культурными?
00:00:00 Пока мы находимся под руководством родителей, обязанность у мужчин и у женщин, у мальчиков и девочек, у юношей и девушек, одна, это - слушаться родителей. Больше обязанностей нет. Это главная обязанность. Потом, когда самостоятельности становится больше, тогда добавляются обязанности, причём эта обязанность не пропадает. Эта обязанность не аннулируется, поэтому основная обязанность для того и для другого, для мужчин и для женщин, это в общем-то, уважать старших. Поэтому нет особенно какой-то мужской обязанности, или женской обязанности, есть культура человека. Нет какого-то такого особенного отличия в обязанностях. Есть культура. Или культура есть, или культуры нет, поэтому культурой выражается уважение. Либо уважение есть, человек культурный, тогда он исполняет свои обязанности, либо уважения нет, тогда человек не культурный, тогда он не исполняет свои обязанности. В общем-то, в этом идея.
00:01:10 Нет такого, что прямо жестко по пальцем расписано, это немножко не так. Больше это имеет отношения к каким-то традициям. Это могут быть внутрисемейные традиции, или внутрикультурные традиции, где уже есть какие-то, в общем-то, свои ограничения, но это уже у каждого свои. Вот таких жестких прямо правил нет, потому что мы не мужчины и не женщины, это наше временное положение, поэтому оно зависит от культуры, мы должны быть культурными все, этого достаточно. А уже духовные обязанности, они тоже у всех одинаковые. Конечно же, это видеть отличие тела от души, поэтому вчера мы говорили об этом. Поэтому даже не стоит такой проблемы, с какой-то обязанностью, стоит проблема с культурой.
00:02:05 Поэтому наша обязанность быть культурным человеком. Вот так будет проще. В этом случае, быть просто общекультурно развитым человеком, а остальное это уже тонкости, которые нужно видеть по ситуации. Какая-то ситуация будет требовать от нас определённого вида обязанности. Как говорится, если вы заходите в метро, в метро вы обязанный человек. Там висят правила, для тех, кто зашел в метро, и вы обязаны им следовать. Если вы сели в самолет, в самолете вы уже самолетообязанный человек, следуете правилам поведения в самолете. Зашли на лекцию – вы обязанный человек как слушатель, следуете правилам слушателя, поэтому нет такого, чтобы прям жестко вот так вот, и все. Нет.
Какие свойства имеет душа?
00:03:02 Поэтому в соответствии с культурой, нужно себя правильно вести в тех или иных обстоятельствах. Так будет вернее, поэтому конкретно какие-то проблемы уже будем смотреть по ситуации, в чем конкретная проблема. Еще вопросики?
[Вопрос]: Душа, она не уничтожается?
[Рузов В.О.]:Да.
[Вопрос]:И она неизменима, неподвижна, прибывает во всём. Это значит, она пронизана всем и мы получается, наши души проникли друг в друга? Или как?
[Рузов В.О.]: Давайте посмотрим ситуацию, точно. Вот теперь стих. Давайте теперь посмотрим, чтобы разобраться точно.
00:04:20 Тут во втором абзаце, вы можете посмотреть, объясняется этот момент, в этом стихе примечательно слово Харвагата – вездесущее, вне всякого сомнения находятся в каждом уголке творения Бога, они живут на суше, в воде, в воздухе, под землей и даже в огне. Вот о чем идет речь. Тут идет пояснение, речь идет о том, что вездесущьность, говорит о том, что все места, все уголки вселенной, все пространство, оно имеет эту заселенность. Не то, что мы пронизываем друг друга, как туман, нет. Просто существуют такая вот заселенность, то есть вездесущность, присутствие души, нет просто ненужного пространства, все так гармонично устроено. Просто мы можем воспринимать только свой уровень пространства и больше не можем воспринимать, другой уровень уже не можем. То есть уровень микробов мы уже не воспринимаем, для этого необходимы какие-то инструменты. Уже необходимо какое-то видение, микроскоп нужен, чтобы увидеть этот уровень живых существ, да?
00:05:30 Точно так же уровень других живых существ, в другом пространстве, которое нам кажется незаселенным, просто мы не имеем этого особого телескопа, или микроскопа, то есть наши глаза не способны воспринять этот уровень жизни, но мы по-тихоньку догадываемся, что тут не все так просто. Человечество догадывается, глядя тупо в небо, что не все так просто. Поэтому вот этот второй абзац, первые два предложения поясняют это.
[Вопрос]: Душа действует через физическое тело, так?
[Рузов В.О.]: Сейчас? Да.
[Вопрос]: Зачем тонкое тело?
[Рузов В.О.]: Ну тонкое тело находится внутри физического.
Почему материальную жизнь сравнивают со сном?
00:06:16 [Вопрос]: А вот оно неподвижно? Оно тоже на тех уровнях одновременно? Да?
[Рузов В.О.]: Для нас кажется, что мы двигаемся. Но на духовном уровне, это не является движением, это неподвижность, то есть мы ничего не делаем, мы бездействуем, мы спим, как во сне. Поэтому жизнь сравнивается со сном. Во сне нам очень активная жизнь представляется, но когда мы просыпаемся всё это место оказывается мы находились в одном и том же положении. Поэтому материальная жизнь тоже имеет сравнение со сном. То есть тоже вам кажется, что активность максимальная, на самом деле, сознание не подключено, то есть сознание бездействует.
00:07:00 Поэтому с точки зрения движения, мы неподвижны, движения нет. Поэтому пока мы не проснулись, это невозможно понять, потому что полное ощущение движения.., во сне кажется что мы движемся, такая активность, ветер дует в лицо. Но когда мы просыпаемся, оказывается мы на том же самом диване переворачиваемся, движения ноль. Поэтому, когда человек приходит к духовной жизни, он понимает что ничего, полный ноль, то есть никакого развития, он ничего не сделал, он прилагал огромное количество усилий, пришел в себя, это называется просветление. Просветление – это понимание, что я ничего не сделал, что я просто спал всё это время. Просто ворочался со стороны на сторону. Я понимаю – движения не было, движения ноль. Поэтому, и когда мы начинаем своё духовное развитие, особенно нет такого движения, то есть мы не можем приблизиться к Сверхдуше, Параматме. Не получится. То есть наше передвижение, оно будет настолько микроскопическим, что это все равно, что мы на диване перевернулись с одного бока на другой.
00:08:05 Поэтому мы говорили, что должны жить так, чтобы сверхдуша к нам приблизилась. А она и так уже рядом. Она никуда и не отдаляется. Мы одинаково отдалены от Бога на эти десять сантиметров, если говорить в наших материальных сантиметрах, мы одинаково отделены, чтобы мы не делали, расстояние одно и то же. То есть, скажем так, в духовном пространстве, мы не передвигаемся, мы одинаково отдалены от сверхдуши, в любом состоянии, понимаете? Поэтому убирается пелена с глаз, поэтому что-то приближается. Как только туман рассевается, объект приближается. Но он был на том же самом расстоянии. Это просто был туман, пелена, иллюзия. Поэтому мы не приближаемся, в полном смысле этого слова, что мы сели на метро и поехали к Богу. Нет.
Как избавиться от иллюзии?
00:09:03 Хоть весь мир изъездийте, ближе не станете. Нет, мы уже одинаково все отдалены, или скажем так, одинаково близки. Поэтому необходимо просто удалить эту пелену, как мы говорили, прямо за стеной, то есть вот эта вот стена невежества, которая присутствует в нашем сознании, именно эта стена мешает нам понять абсолютную истину. Истина прямо за стеной, прямо перед нами. Поэтому, в общем-то, особенно каких-то таких перемещений не наблюдается, это иллюзорные перемещения. Это похоже на белку в колесе. Движений уйма, а в пространстве в том же самом остается, координаты те же самые. Поэтому даже вся земля, это просто такое колесо, даже вся вселенная, это просто большое беличье колесо. Поэтому мы не меняем положение в пространстве. Чуть-чуть на этом колесе топчемся, левее, правее, но принципиального ничего не меняется. Это называется Самсара, круг Самсары.
00:10:00 Круг Самсары – это бесконечное перерождение по всем планетам этой вселенной. И кажется, что движение огромное, а просто белка в колесе, поэтому в этом плане, так интересно.
[Вопрос]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: А вы не сможете отдалиться, некуда. Вы не сможете удалить эту систему. Духовное развитие…вы же были на лекции, вы можете перекричать через стену, а стену вы не можете удалить, сил не хватит, голос надо развивать, да. Чистоту голоса надо развивать. Дело ведь не в голосе, голос есть у всех, понимаете, как. Вот тембр – разный, чистота голоса разная. Поэтому чистоту голоса надо развивать, чистый звук. Чистоту звука. А со стеной тоже проблемы большие, не получится.
00:11:00 [Вопрос]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Фактически тоже нет, потому что мы желаем очистить свой звук, а очищает наш звук опять-таки – абсолютная истина. Сами мы не способны какое-то действие совершить, у нас нет этого механизма, что значит вот наш звук сердце очистит, как? Объясните мне, например, метод избавиться от гордости – что нужно конкретно вырезать, вырвать, откусить, отломать, отщипнуть, что нужно сделать в нашем теле, чтобы гордость ушла? Что конкретно нужно? Вот мы говорим, чтобы гордость ушла, что конкретно нужно? То есть что? Что мы отщипнули? Что мы конкретно физически сделали?
00:12:01 Физически ничего мы не сделали. То есть, на физическом плане ничего не происходит. Ни на один атом в нашем теле меньше не стало. И на тонком плане меньше не стало. Тонкое тело осталось точно таким же. Поэтому, в общем-то, не так все просто. Но это не тема сегодняшней лекции, это дальше будет. Поэтому ничего мы пока ещё не сделали. Так просто не получится сделать. Единственное что мы можем, в действительности, проявить эти желания очистить голос своего сердца, да? Проявить это желание. А какие-то достижения, они очень иллюзорны. Что можно достичь? Ничего. Поэтому, в общем-то, есть иллюзия, человеку кажется, что он тут может чего-то достичь. Что он может что-то изменить, на что-то повлиять. Но, в действительности, мы говорили, чтобы избавиться от этой иллюзии необходимо время изучать. И время все расставляет по своим местам. Все просто аннулируется, причём очень быстро аннулируется. Пух, и все нету, раз и нету, аннулируется все. То есть не является никаким достижением. А в момент смерти все аннулируется. Еще какие-то вопросики.
Кто какие обязанности должен выполнять?
00:13:40[Вопрос]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Я так не говорил. Вы неправильно меня цитируете. Я только что это говорил, я ещё помню. Нет, я говорил, что нет конкретной обязанности для мужчин и женщин, есть культура. Нет такого, что все – обязан, все, однозначно, ни влево, ни вправо. Но, мы можем этого и не делать. Есть культура.
[Вопрос]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Ну вообще это обязанность молотка. То есть молоток специально создан, чтобы гвозди забивать. Ну, любой может быть. Нет такого, что мужской молоток или женский молоток, где вы видели в магазине отдел мужских молотков?
00:14:49 Пришло время держать – держите!
[Из зала]: Отбойный.
[Рузов В.О.]: Отбойный, да. Но это уже супер молоток. Махамолоток. Это уже никто.. я, например, тоже не удержу, и не собираюсь. Поэтому, обстоятельства создают обязанности. В какие обстоятельства мы попадаем, такие и обязанности. Понимаете?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Ну вот, семья – это уже обстоятельства. И вы попали в эту семью, и мы смотрим, какие у нас в этой семье обстоятельства. Может этим должна бабушка заниматься, может вы, может папа, может кто угодно? То есть нужно смотреть на обстоятельства. Ну естественно, вот эта культура, она учитывает разницу между мужчиной и женщиной. Но каждое конкретное действие, оно должно все-таки в каких то обстоятельствах рассматриваться, понимаете?
00:15:45 И есть вот это культура поведения, есть обстоятельства, но некому гвоздь забить, ну лучше самому забить, какая проблема? Ну нету – сам забей, в чем проблема?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: А кто их определил? Так давайте в момент когда сразу образования семьи определять. Давайте возьмем ручку, бумажку, и перед тем, как идти в Загс… С каких истоков, покажите мне эти истоки. Где эти истоки, а?
[Из зала]: Домострой.
[Рузов В.О.]: Что домострой? Так это для какой вы ситуации? Ну извините, это было сколько лет назад. Сейчас другая ситуация. Сейчас попробуйте сделать, так просто, ему обязанности предъявить. Нет, это вещи, которые существуют в ситуации. То есть вы – конкретная жена, с конкретным мужем, создали конкретную семью, о конкретных вещах договорились, учитывая свою природу, понимаете, учитывая это различие.
00:16:48 Но нельзя просто хитренько что-то создать, какую-то ситуацию, и потом требовать обязанностей от друг друга. Так и начинаются внутрисемейные проблемы. Это просто поженились без всяких обязанностей. Просто по любви, называется, поженились. А потом начали требовать друг от друга то, о чем речи даже не шло. И начинается: вот тут написано, там написано, Вячеслав Олегович сказал. Даже забудьте это слово – Вячеслав Олегович сказал. Забудьте вот это выражение вообще. Вот то, что я сказал, нужно к обстоятельствам применить. Вот это можете цитировать. Вот в ваших обстоятельствах думайте сами, садитесь и принимайте на себя ответственность, кто за что отвечает. Понимаете? В реальной ситуации. Садитесь за стол и думайте, кто за что будет отвечать.
00:17:38 Вот мы создали семью, кто за что будет отвечать. Все, понимаете? А мы, конечно, здорово придумали, женщины думают – я рожаю детей, поэтому все остальное делает муж, а муж думает – я зарабатываю деньги, все остальное должна делать жена. Понимаете? И так все начинают распределять обязанности. Самораспределением. Это навязывание обязанностей, навязывание. Поэтому, все эти вещи они должны проговариваться, поэтому культура подразумевает достаточно долгий период, для того, чтобы создать какую-то структуру. Это называется формирование команды. То есть, буквальное распределение обязанностей, вот этих должностей, кто за что отвечает. И даже, когда все обязанности распределены, и розданы, там все должности, всё равно по ситуации нужно действовать. Потому что всё равно у всех немножко свои представления об обязанностях.
Для чего создается семья?
00:18:39 [Из зала]: Вот я например… [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Ну это вы сами должны решать. Так, чтобы его не обидеть. Вы должны по ситуации смотреть. Может лучше пусть она будет поломана всю жизнь, чем вы его убедите. Понимаете? Это нужно сам процесс понимать. То есть, что человеку приносит благо? То есть, принесем ли мы этим благо человеку? Поэтому, не всегда решение какой-то проблемы, это цель наших отношений. Цель наших отношений – это не расстаться. Вот цель наших отношений. И то, не расстаться первые 25 лет. А потом надо наоборот расставаться.
[Из зала]: Почему?
[Рузов В.О.]: Что значит – почему?
[Из зала]: Почему расстаться?
[Рузов В.О.]:Потому что все, выполнена цель. Для чего мы женились? Для чего создавались семьи? Чтобы детей нарожать. Нарожали детей, воспитали, что ещё делать дальше? Надо другими делами заниматься. Семья создается, я извиняюсь, для очень конкретных банальных целей: нарожать детей.
00:19:52 Я открою вам тайну. Кто ещё не знает. Очень простая цель. Нарожали детей 10 штук, воспитали, все, надо другими делами заниматься. Что делать? Свою мудрость передавать людям. Поэтому прошли этот этап, все замечательно, 25 - 30 лет, вполне хватает для человека, чтобы полностью порадоваться семейной жизни, и потихоньку начинается самостоятельная эффективность, уже в семье нет большого смысла. То есть семья - это некоторая временная страсть. Мы всё равно расстанемся, в любом случае. Поэтому вот этот момент старости, он должен быть немножечко отстраненный. То есть, человек уже должен действовать самостоятельно, как самостоятельная личность. Не как полностью в этих рамках семьи зажатая личность, а как самостоятельная личность.
00:20:54 В этом идея. То есть вы зашли в столовую, поели, чего там дальше сидеть? Ну просто, семья - это большая столовая, надо 25 лет кушать хорошенько, 25 – 30 лет. Ну дай бы Бог кто-то 25 лет оставался. Ну когда вы последний раз были на свадьбе золотой, серебряной? Напомните мне, у кого есть опыт? Кто последний раз был? Кто в этом году был? Вы были? Два человека были. Запомните этот момент, это уходящие моменты в жизни. Дальше будет хуже. Не хотят люди долго вместе находиться. Поэтому, люди хотят просто раньше времени расстаться, не нужно расставаться через 3 года или через 5. Нужно через 25 – 30 лет начинать потихоньку своими делами заниматься, можно позже. Проблемы нет. Просто раньше времени не нужно.
00:21:48 Если человек раньше времени уходит из семьи, это предательство, это измена, понимаете? Это греховно, в конце концов, это подло, не красиво, это против всех. То есть это аннулировать свою семейную жизнь. Но если человек стариком становится мудрым, начинает отдавать свою жизнь миру, это уважительно, это святость, это мудрость, это героизм, это уважается всеми, это честь семьи. Это честь и достоинство семьи, понимаете? Что мой дедушка был мудрец, он последние 10 лет жизни отдал миру, понимаете? Это гордость семьи. А то, что мой папа бросил нас в три годика, это уже не гордость семьи. Это большой позор. Понимаете разницу?
00:22:00 Поэтому этого в принципе достаточно понимать. Больше ничего не надо. Просто, как я сказал, так как культуры нет, это даже не понято. Сейчас культура оскорблений, поэтому все оскорбляют друг друга и все. Поэтому долго находиться в такой атмосфере невозможно. Культуры терпения нет. Если человек просто терпелив, все, он создал семью, потерпел 25 -30 лет, его самого, потихоньку скажут – иди погуляй, иди куда-нибудь съездий. Уже старость, уже хочется одному побыть, своими делами позаниматься, это естественно. Но нет, человек раньше времени всё это совершает, это позор. А в старости – это естественно. Так хорошо, пошел своими делами позанимался. Все довольны. Все рады. Детям тоже не нравится, когда бабушка и дедушка дома сидят. Чего сидеть? Понимаете?
00:23:43 То есть разные желания, всё это не совмещается, поэтому бабушка и дедушка они уже должны в социум идти, в люди, от этого они получат счастье. От того, что они нужны будут в социуме. А у нас вот такие вот происходят вещи, поэтому все несчастны. Бабушка с дедушкой дома сидят, боятся всего, то есть трясутся, всем мешают, и их потихоньку недолюбливают, всё это напряжение создается, все немножко недовольны.
[Из зала]: [неразборчиво]
Культура благодарности
00:24:36 [Рузов В.О.]: Она переводится как: мы выражаем свою благодарность авторам и участникам этого произведения. То есть это культура. Культура - это значит сначала всех поблагодарить. У нас культура всех потом поблагодарить. А культурный человек перед этим всех благодарит. Понимаете? Например, даже в культуре принятия пищи говорится, что по поводу пищи надо говорить только хорошее, никогда нельзя говорить, что пища не получилась. То есть это просто нельзя делать, некультурно. Если вы сели есть, вы сразу должны сказать: «Большое спасибо, вы так хорошо все приготовили, так красиво, так здорово!». И съесть. И вы не имеете права говорить, что это было не вкусно, и не получилось, если сели есть – ешьте, понимаете? Это культура.
00:25:33 А поэтому, мы также может быть не понимаем Бхагавад-гиту, и не ценим её, но сразу заранее говорим большое спасибо. Это очень культурно.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]:Подождите, вы сейчас кого цитируете?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: То есть вы меня спрашиваете? Почему нет? Есть. Во вкусе, в разнице, так же как и в пище, есть яблоко, и есть мандарин. И то, и то – полезно. И то, и то – фрукт, но вкус разный. Поэтому одним нравятся яблоки, а другим мандарины. Мне нравятся мандарины, моему секретарю нравятся яблоки, но мы едим фрукты.
00:26:39 Так же и трактаты об абсолютной истине, они едины, но вкус разный. И вы можете этот вкус сразу почувствовать. Просто возьмите эти книги перед собой положите и попробуйте их почитать. И вы поймете разный вкус. И одним нравится один вкус, другим - другой, третьим - третий, это нормально. Но суть продукта та же – фрукты. Но есть разные фрукты, разные.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Можно читать все, но читать вы будете то, что вам нравится. Но в любом случае, человек делает то, что ему нравится, а не то, что можно. Никто никому ничего не запрещает. Нет такого запрета – это нельзя читать, а то вы обязаны читать, нет такого. Мы делаем то, что нам нравится. Поэтому в нашу задачу входит развить правильный вкус. Это делает нашу жизнь полезной. Это делает нашу действительность полезной.
Как развить правильный вкус к обретению знания?
00:27:41 Поэтому даже во время принятия пищи, есть последовательность приема вкусов, то есть вкусы должны быть в определённой последовательности приняты. Сначала горький вкус, например. Он очищает наше восприятие. Поэтому, не важно, что мы считаем правильным или неправильным, всё равно мы будет делать то, что нам нравится. Факт. Поэтому только тогда, когда вкус изменится, а вкус изменится только тогда, когда мы заразимся этим вкусом, когда нас угостят чем-то, опишут нам этот вкус. Так происходит, мы можем подойти к какому-то прилавку, в жарких странах прилавки очень такие насыщенные, много фруктов всяких неизвестных, даже вы не сможете понять как они называются. Вам будут что-то говорить, вы будете пытаться это повторить, даже и не повторите, как это все называется.
00:28:45 И если вы попытаетесь сами попробовать, то вы будете в полном смятении, вкус будет абсолютно непонятен. Что это? У вас нет такого опыта, вы не можете понять, что это такое. Но если вас угощают, то вы уже понимаете, что оказывается что это надо сварить, а вот это надо отделить, а вот это надо порезать. И когда вы пробуете, когда вас угощают, вы начинаете понимать этот вкус. Сами, иногда полностью до противоположного. Вкус полностью другой можете воспринимать, то есть нужно чтобы угостили, заморские фрукты, тогда мы сможем этот вкус понять.
00:29:32 Поэтому и так же в знании, необходимо чтобы угостили, самому можно не тот вкус почувствовать, абсолютно не тот. Вы встретите людей, которые полностью противоположный вкус имеют к одному и тому же что вам нравится. И в знании вы так же встретите. То, что вы поняли, вы встретите людей, которые поняли абсолютно противоположное, и они в этом убеждены. Просто их не угостили. Они решили сами попробовать, поэтому Веды отрицают самостоятельное изучение трактатов. Потому что самостоятельный вкус он может быть кривой, неправильное восприятие. Поэтому необходимо чтобы хороший повар это приготовил, понимаете? Как мама кормит своего ребенка. Сама сначала, потом ребенку дает, показывает ему, и тогда ребенок не боится, он так пробует – и понятно что это такое. А мама: «О, смотри, как вкусно». И он: «У, ну ладно». У него-то вкуса нет, он первый раз родился, может он зайчиком был вообще, одни морковки ел. А тут его прикармливают, мама сама не понимает, чем она его прикармливает. Пробует, о, вкусно, сама удивляется. Поэтому, в этом идея.
00:30:50 [Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Все познается. Нет запретов, никто вам ничего не запрещает. Всё, что хотите, всё, что вам нравится, никакой проблемы нет.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Как они называются? Ну, порядка 100 тысяч произведений известно только в Ведах. Хотите чтобы я их перечислил? Хорошо. 100 тысяч произведений существует в Ведах, вот сейчас реально присутствуют. Есть библиотеки Аюрведические, есть люди, которые собирают Веды, особенно в Германии это распространено, очень большие санскритские библиотеки. Можете зайти на какой-нибудь немецкий сайт санскрита, и там выложены первоисточники на санскрите, миллионы произведений, в этом нет проблем, то есть множество произведений, что хотите, но есть вопрос – а зачем?
00:31:51 Вопрос - просто зачем? Это все равно, что спросить: а что можно поесть? Да ешьте, что хотите. Здесь вопрос в том, насколько это полезно. И вот уже в полезности есть разница. Поэтому, например 99% теологических произведений, они рассказывают как правильно жить в этом материальном мире. И только 1% говорит о том, как из этого мира уйти. Поэтому есть разница, что означает те 99%, как правильно жить в этом материальном мире, это тоже возможно, почему нет, или 1% произведений, которые дают возможность навсегда расстаться с этим миром. Поэтому мы изучаем этот 1%. Этого достаточно. А остальное, что хотите, можете изучать весело и интересно.
00:32:50 [Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Ну до нас вообще не дошло. Их нет. До нас вот дошло....
[Из зала]: [неразборчиво]
[В. О. Рузов] Переписывались? Да. В музеях находятся.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Где? В самом..
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Эти свитки на банановых листьях, они хранятся в музеях. Но они давным-давно уже систематизированы, переписаны и распространяются другим образом. То есть вы не сможете так просто этот банановый свиток прочитать. Поэтому, например, в Индии существует захоронение священных трактатов, есть специальное место, где хоронят трактаты. Называется Грандха Самадхи. То есть буквально – место захоронения священных трактатов. Поэтому, когда оно доживает свой век, как материя, его хоронят. И так красиво, захоронение строят, сверху храмик и пишут: здесь похоронено такое-то произведение. Те, кто поедут со мной, я покажу это место. Мы будем в этом месте, где хранятся большинство Ведических произведений.
00:34:00 Поэтому те кто изучают восток, они приходят на это место, чтобы поклониться этим произведениям. А мы уже имеем дело с нашим вариантом, тоже который придется захоронить. Сейчас видите, все произведения переводятся в цифру, ну и цифру тоже похоронят. Электричество, вещь такая, сомнительная. Это мы привыкли, что электричество есть. Я вам открою маленькую тайну, с электричеством большая проблема на земле, кто не знает. Ну не знаю, очень большая проблема на земле.
В чем плюсы живого общения?
00:35:00 На большей территории планеты невозможно поддержать нормальное электричество, чтобы оно было стабильным, непрерывнымс хорошей чистотой, чтоб техника могла бы работать. Только вот некоторые места, где все очень сильно напряглись, и изо всех сил поддерживают, и то, время от времени все рушится. До сих пор на территории России есть огромная проблема с электричеством. То есть веерные отключения. То есть все, нету денег на новые электростанции, никто их не хочет строить, но не хватает все. Населения больше – и не хватает. Просто все выкачивается пока из запасов. Но большинство уже испытывают эту проблему. Поэтому с электричеством уже большая проблема. Лучше сразу привыкать к разговорной методике общения.
00:36:04 То есть нужно учиться говорить, нужно нучиться общаться, нужно испытывать радость от реального общения. Сейчас человечество пытается уйти в супер новейшие методики обмена информацией, но это тупиковая ветвь. Чтобы не происходило, реальное живое общение, «оффлайн» так сказать, оно всё равно по качеству в миллионы раз лучше, чем любое другое, чем любой вид общения. В конце концов, вы сами можете проверить разницу между письмом, написанным от руки и письмом, написанным по электронной почте, или тем более по смс. Кто в последний раз получал письмо бумажное? Было интересно? Есть разница между смс? Письмо хранит дух, хранит атмосферу.
00:37:05 Поэтому раньше это вообще целая культура была. Там и подушат, и все что хочешь, и картинку нарисуют, и поцелуют. Атмосфера. А тут, понимаете, в электронном варианте, нужно смайлик вставлять, чтобы вообще было понятно, что это – оскорбление или шутка. Если вы не вставите рожу, никто даже не поймет, о чем вы пишете. А в письме все понятно. Поэтому сразу, так как мы должны быть разумны, мы говорили, что Веды рекомендуют к простоте держаться ближе. Мы не против развития, мы не против науки, мы не против изобретений, мы будем использовать насколько можем, но мы будем стараться проще всё это осуществлять в любом случае. Потому что я вот, например, легко могу сегодня вечером организовать вам теле-конференцию, больше мы не будем вообще в живую встречаться, теле- конференцию. У всех, у кого есть компьютеры дома, мы сможем с вами общаться в прямой, в прямом эфире, прямо у себя дома. Я вам буду читать лекцию, вы будете меня слушать. Без проблем я могу вам организовать. Хотите? Я лично – нет.
00:38:13 Да? Множество вариантов. Десятки вариантов, как угодно, можно видео – конференцию сделать, аудио – конференцию, можно через телефоны это организовать сейчас не очень дорого, и то же самое, вы все выходите в нужное время, через определённую систему связи, сейчас все так проходят, многие этим пользуются. То есть это вещи…но, я не уйду в эту систему, я хочу быть живым, и мне хочется видеть ваши живые лица, и чтобы мы отдали какое-то количество времени и усилий, чтоб прийти сюда, чтобы было вот это вот чувство, нужно отдать какую-то аскезу, что-то сделать. Это дома можно сидеть, пить чай, в носках порваных, по ходу дела ковыряться в носу и стирать что-нибудь. И просто сделать, ну погромче голос, как лекции дома. Все же лекции дома слушают?
00:39:14 Включил, выключил, перемотал, то есть своими делами занят. Другая атмосфера, поэтому я понимаю, конечно, можно этих лекций дома миллион переслушать, но одна нормальная живая лекция может дать больше, чем 100 лекций прослушанных. Больше, это факт. Они дают информацию, но они не дают чувства, не дают эмоции, нет вот этого реального контакта душ, души не контактируют, поэтому прямое общение, это все-таки прямое общение, и мы должны учиться этому, учиться слушать, учиться задавать вопросы, учиться общаться, учиться терпеть, учиться принимать других, учиться быть вместе, учиться жертвовать чем-то ради общения . И это дает понимание.
Уважение к старшим
00:40:14 Поэтому, да, все хорошо, здорово, то есть я готов, конечно, мне это очень помогает, и я всем на письма отвечаю, то да се, но прямое общение, есть прямое общение. Факт. Разобрались? Разобрались. Давайте, наверное, быстренько 4-ый стих, текст пройдем, да? 4-ый стих да у нас? На 4-ом мы остановились? Пожалуйста. Повторяйте за мной: ом намо бхагавате васудевайя.
[Из зала]: Ом намо бхагавате васудевайя.
[Рузов В.О.]:Ом намо бхагавате васудевайя.
[Из зала]: Ом намо бхагавате васудевайя.
00:41:05 [Рузов В.О.]: Ом намо бхагавате васудевайя
[Из зала]: Ом намо бхагавате васудевайя.
[Рузов В.О.]: Ом намо бхагавате васудевайя.
4-ый стих, 86 страница, звучит так: [читает на санскрите]. Переводится так: Арджуна сказал: «О, покоритель врагов, сразивший демона Мадху, могу ли я выпускать стрелы в людей подобных Бхишме и Дроне, которых я должен боготворить». Так как мы начали уже об этом говорить, законы культуры запрещают человеку перечить старшим. Такова культура, и не важно как себя старшие ведут.
00:42:07 Перечить старшим по культуре запрещено. Даже если старшие нападают на младших, младшим запрещено перечить старшим. Им нельзя оказывать сопротивление, или отвечать тем же самым, не имеют права, это принцип уважения, да, он такой серьезный. И то есть, всё, что приходит от старших, нужно смиренно принимать, и мы скажем: ну почему так, ведь не справедливо же, может же младший понимать что-то больше? Ну как? Разве нет? Ну ведь может же? Да? Смотрите, может, конечно. До тех пор, пока мы не понимаем саму систему, почему так устроено.
00:43:05 Так вот уважение старших в этом мире представляет Бога, потому что Бог самый старший. Если мы не уважаем старших, мы Бога тоже не будем уважать. Нам может показаться, что вот тут-то я больше понимаю, Бог-то в интернете не разбирается, откуда он всё это знает, интернета там нет, я наверное точно в этом больше понимаю. У человека появляются такие глупости, то есть он не уважает, он думает, что Бог немножко отсталый товарищ, в плане развития, что он там на облачке, а мы тут, и все у нас нормально. А он немножко ничего не понимает. В народе бытует такое представление, что это такой каменный век. Мы даже не представляем себе божественный разум, не можем представить. Насколько все наши попытки что-то имитировать смешны. В этом идея.
00:44:08 То есть, чтобы научиться надо от Бога принимать, всё, что считается полезным для нас, то есть Бог дает нам всё, что полезно. Всё, что приходит в нашу жизнь, это полезно. Нужно принять это как полезное. Сначала нужно принимать это как полезное от старших. Понимаете? Потому что не все в нашей жизни мы можем спокойно принимать. Мы думаем: ну это уж точно не полезно, конечно, вот богатство было бы полезным, я бы научился правильно тратить деньги, это ж полезно, полезно. А вот бедность явно не полезна, да? Учиться жить бедным, это не полезно. Это тоже входит в обучение. То есть если мы хотим понять этот мир, то мы должны пройти как богатство, так и бедность. Факт. И может быть в прошлой жизни мы уже уроки все богатства прошли. Поэтому в этой жизни у нас урок на бедность. Представляете? Поэтому если даже мы всю жизнь будем очень бедными, и умрем тяжело болея, это мы стандартно прожили жизнь, удачно. Факт, большинство так живут. Бедные умирают, тяжело болея. Это факт, натуральный факт. Если у нас получается лучше – очень хорошо. Понимаете? Но ели нет, все стандартно, чего волноваться? Все по плану, вся жизнь, бедный и умираю тяжело болея – все нормально. Все как надо идет, понимаете?
00:46:04 Но если мы не уважаем старших, мы не можем это принять. Мы не можем это принять, мы начинаем спорить, нет, это не для меня, мне нужна отдельная комната, квартира, и начинаются требования, фактически – требования от Бога. Поэтому, вот это вот правильное отношение к миру, правильное отношение к Богу, правильное отношение к росту в этом мире, культивируется на основе уважения к старшим. Нет уважения старших, духовное развитие останавливается. Нулевое духовное развитие, никакое. Поэтому культура в общем-то, стоитт на страже. Это условие, для того, чтобы правильно воспринимать любовь. В этом идея, понимаете? Если не доверяем старшим, то все бесполезно. Поэтому нужно принимать, что бы не было.
00:47:04 Однажды к Насреддину, к Хадже Насреддину, пришел сосед и попросил у него осла на какое-то время. Осел - это такая, в общем-то, бесплатная тачка, на него вешаешь что хочешь, и он возит туда, сюда, всё, что вы на него положите, то есть проблем с этим нет, намного удобнее, чем машина. Сам ходит, много не надо, сам что-то поел по ходу дела. На газон его поставил, он сам поел, такая самоходная тачка, очень удобно. Всю жизнь причём работает, ему сказали – он идет. И вот пришел этот сосед, попросить этого осла и Насреддин сказал: «Нет у меня никакого осла». А Насреддин был такой уважаемый человек. И в это время у него в стойле заревел этот осел, они вообще ужасно громко орут. Такой поразительный у них крик, жизнь веселая. Орут тоже так, как следует.
00:48:10 И сосед сказал: «О, да что ж ты говоришь, что у тебя осла нет, я ж слышу, что он орет, что ты?». Но Насреддин сказал: «Ты кому веришь, ослу или мне? Что за оскорбления такие, я сказал нет, значит нет!. Ты кому из нас веришь?» В этом принцип уважения. Не важно, что делают старшие и как они это делают. Абсолютно не важно, важен принцип уважать. Ну вот, у них такой план, а какой там план, мы не сможем понять, пока сами не станем старше. Видите, сложно вот так. Поэтому, отношение к старшим, это тесное развитие нашего сознания. Чем больше мы их уважаем, тем выше качество нашего разума. Очень просто.
Почему человек хочет быть самостоятельным?
00:49:01 Уважение к старшим – это контрольные весы, по которым мы можем сами определить, насколько мы соответствуем своему уровню развития. Поэтому для нашего же блага, рядом с нами все время будут появляться старшие, все время будет кто-то старший, все время будет кто-то умнее нас. Все время будет кто-то опытнее нас, все время кто-то будет. И поэтому, когда человек не готов к тому, чтобы постоянно видеть истинное состояние своего собственного сердца, у него появляется желание самостоятельности. Называется самостоятельность, или такое одиночество, отстраненность. Человек хочет быть самостоятельным, на самом деле он не хочет признавать факт истинного веса.
00:50:03 Как в аэропорт, если вы придете, увидите там весы контрольные. И да, можно взвесить, никто не видит, человек подходит и говорит: «Ну и что, ничего не видел, ничего не знаю», но потом перевешивают. При посадке всё равно перевешивают. Так лучше все-таки признать, что вес не тот, перебор. Нельзя так сказать: «Все, я отстранен от авиакомпании, не хочу ничего знать, я самостоятельный пассажир». Ну самостоятельный, штраф заплати за каждый килограмм, в любом случае. Так появляется идея одиночества, такого самостоятельного развития, самостоятельность появляется. И такое чувство, что он не просто уходит от старших, он подводит под эту слабость какие-то логические аргументы. И даже развивает свою философию какую-то. Начинает подводить это под какие-то концепции.
00:51:00 Посмотрите, как это выражается в речи. В речи вот эта концепция самостоятельности, не в самой самостоятельности выражается, а в каком-то доказательстве. Какие-то слова такие: «Я сам» - даже ребенок говорит. «Я сам. Я уже взрослый. Не мешайте мне, я тоже имею право». То есть, вот такие вот появляются концепции у человека. Я тоже имею право, почему нет? На самом деле всё это переводится, как: я не люблю старших. Я не люблю старших, хочу жить без старших. Вот это вот желание жить отдельно от старших тоже говорит о не способности видеть своё собственное сердце, состояние своего сердца. Сейчас культура, развиваться очень трудно. Семья – это естественное место для развития. Если человек просто находится в семье, мы говорили, он может дойти до состояния мудреца. Потому что он постоянно находится в окружении старших, ему нужно развиваться. Но если в семье нет старших, очень трудно развиваться. Развития нет, поэтому все эти двадцать пять лет, дай Бог, они проходят в пустую. Нет развития, нет старших. Никто не учит уму разуму. К сожалению.
Почему люди хотят руководить?
00:52:23 Устраиваясь на работу, все мечтают стать руководителями, никто не любит быть подчиненным, все готовы сразу быть руководителями, без проблем. Кто сейчас готов быть руководителем? Руку поднимите. Остальные не могут пойти сразу и быть руководителем? Могут. Не хотите быть руководителем? То есть, если вы устраиваетесь на работу, вы согласны сразу быть последним исполнительным звеном. Да? То есть, никак не хотите руководить, ни кем и никогда?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Хотите, хотите, может просто не дают?
00:53:08 Человек тянется к этому, человеку хочется хоть кем-нибудь руководить. Да? Хоть кем-то, хоть чуть-чуть. Если даже у него не получается никем руководить, всё равно он дома устраивает такой порядок, что все обычно дома у такого человека в таком порядке, и не дай Бог в этот дом прийти, все не так, сел не там, встал не здесь, все уже сразу, он всё равно руководит этим местом. Или он своим подъездом руководит, или ещё чем-то, всё равно он осваивает какое-то руководство. Или он автобусом руководит, люди садятся, он говорит: «Ну все, поехали». Такого нигде нет, ни в одном городе. Но здесь, только люди сели, он говорит: «Ну чего стоим? Поехали». Это только в Москве так. И еще, знаете, что я ещё интересного здесь наблюдаю? Это моё наблюдение. Они говорят: «Передайте, что уже пора ехать». И ему передают. Нонсенс вообще, нонсенс. Для России это нонсенс вообще.
00:54:00 А в Москве это можно увидеть. Я вчера, я не верил своим глазам. «Передайте ему!», и передают. И так передали, что он сразу поехал. Да, все руководители. Хоть как-то, видно, что вот на работе человек не наруководился, то есть не дали ему должность, или ещё что-то, и он хоть в автобусе, хоть напоследок, «Давай, поехали», хоть ты будешь моим подчиненным, я тебе целые двадцать рублей плачу. Ты обязан меня слушать. То есть ну не красиво, конечно. Очень не красиво, так что, интересно, в каждом городе свои какие-то проявляются явления интересные психологические.
00:55:04 Здесь так проявляется, а например в Новосибирске меня поражает, там невозможно узнать куда едет автобус, невозможно. Просто заходишь в автобус, спрашиваешь: «Куда автобус идет?», как будто тебя и не было вообще никогда. И там номера все такие какие-то четырехзначные, длинные. И пытаешься у водителя спрашивать, он тебя нет, он тебя не слышит, сидит, тебе надо, ты и спрашивай, я – водитель. Этот, контролер, он вообще не в курсе, моё дело – деньги собирать, он говорит: «Там спрашивайте, по ходу смотрите». Бесполезно. Там я просто с ума схожу, если еду по какому-то новому маршруту. И в каждом городе найдешь свои вот такие варианты, то есть по своему психология как-то проявляется в отношениях. Но принцип в этом. Немножко покомандовать. Или люди не хотят, чтобы ими командовали и игнорируют, или наоборот они проявляют как-то свой эгоизм. Но так или иначе, хочется чего-то.
00:56:05 И вот это присутствие старших, оно конечно отрезвляет человека, человек к этому должен быть готов. Карьерный рост, это тоже своего рода убегание от старшинства, не хочет быть уже не старшим, он сам вот, хочет быть один, хочет быть в окружении младших, поэтому карьерный рост – такое тяжелое занятие. Потому что это уже на неуважении построено, так сказать. Если человек уважает старших, ему всё равно на каком он месте находится, в принципе. Если человек не уважает старших, ему нужен карьерный рост. Ему нужно было чтобы как можно меньше было старших, чтобы больше у меня было подчиненных, а надо мной чтобы было как можно меньше старших. Но действуя так, человек просто лишается зеркала и все, он не может проверить это качество, он не может постоянно проверить качество своего сердца, поэтому там заводятся проблемы, тараканы там заводятся.
00:57:06 Это делает человека гордым, подозрительным. И однажды, увидев правду, человек впадает в шоковое состояние. Он понимает, что не особенно модная у него прическа, он терпит. Он в зеркало посмотрел, думал до этого, что это модная прическа, а посмотрел, это просто жуткая лохматость какая-то, просто лохматый, а не модная прическа. У него шок. Поэтому в такой ситуации очень долго надо человеку истину доносить. Потому что человек не привык получать вот эту какую-то получающую информацию, не привык, нет такой привычки. Это воспринимается как нечто такое оскорбительное. Сам знаю! Понимаете? Сами разберемся! Это все, человек не готов к принятию извне.
00:58:06 Поэтому долго с ним нужно работать, менять его сердце. Поэтому человек должен и к восприятию Бхагавад-гиты тоже подготовиться, сердце должно быть тоже подготовленным, поэтому какую-то часть времени мы фактически потратили на то, чтобы подготовиться к Бхагавад-гите. Потому что необходимо войти в это состояние уважения. Шри-Упанишад мы изучали, он подготавливает сознание к уважению, разбирают все понятия уважения. А сначала, мы прошли этот трактат, а потом только к Бхагвад-гите приступили, чтобы разобраться хорошенько. Если нет подготовки уважения, это знание покажется непонятным, покажется запутанным, пугающим, страшным. Факт.
00:59:00 Потому что Бхагавад-гита - это самое чистое зеркало, и отразит полностью любого, отразит наше сознание во всей его красе. Целиком, во всей красе, такое зеркало во всю стену, полностью отразит все. Нужно быть к этому готовым, факт. Фактически, оно покажет нам все уголки нашего сердца. Изучая Бхагавад-гиту мы по всем уголками пройдемся, и там посмотрим, что там находится. Каждый увидит все в своем сердце. Такое идеальное зеркало. Если б мы не готовились к этому, если нет подготовки, то конечно, это будет немножко болезненно. Обычно если человек без подготовки это изучает, он на первой главе уже устает. Ему уже трудно на первой главе, ему требуется наркоз. Ему хочется все это, отдохнуть немножко, помолчать, он не может так долго смотреться в зеркало, не подготовлен к этому.
Правила общения
01:00:17 И мудрецы рекомендуют нам вести себя в общении по определённым правилам, чтобы развивать это уважительное отношение, мудрецы дают некоторые культурные правила, очень простые правила. Я сейчас например скажу одно правило, простое, но концептуальное: «Старших нужно слушать, с младшими – надо говорить, а с равными надо соглашаться». Вот очень хорошее правило. Старших надо слушать, что старший говорит надо слушать. С младшими надо говорить, он младше – ему нужно говорить, а с равными надо соглашаться. Так интересно. Да, так здорово. Очень хорошее правило. Это культурное правило, оно дает возможность не совершать грубейшие ошибки. Очень простая концепция.
01:01:09 Особенно хорошо это останавливает споры и скандалы, фактически, если есть вот эта формула внутри, ни споров, ни скандалов никогда не будет, все будет тихо и спокойно, жизнь будет протекать гладко. Поэтому, что же нам делать? Как же нам быстренько разрешить эту проблему неуважения, которое в нашей культуре есть? Уважение проявляется, объясняют нам трактаты, через приятные беседы. Уважение – это приятные беседы. Если мы кого-то уважаем, мы можем приятно поговорить о чем-то, это принцип уважения. Если мы кого-то уважаем, мы можем покушать вместе, это уважительное отношение. И через обмен подарками. То есть, что это значит? Это значит, что если мы уважаем человека, мы любим его слушать, нам нравится его угощать, и нравится дарить ему подарки. Очень просто. Просто определяется наш образ жизни.
01:02:10 И даже сами эти действия не так важны, а важно само чувство уважения, с которым мы относимся к окружающим. Просто оно проявляется в этих действиях, но само чувство важнее. Самое главное не что мы делаем, а с каким чувством мы это делаем. То есть вещи – это способ передачи нашего чувства. Там этот цветочек, открытка, ещё что-то, какой-то подарок. Потому что эти вещи они передают наше чувство, но главное – чувство! В этом идея. Подаренная роза, она пахнет не столько розой, сколько вот этим сердцем человека. Она пахнет и невозможно этот запах убрать. Можно почувствовать этот запах.
01:03:15 Однажды, один мудрец, он использовал для поклонения Богу, для ухаживания за своим алтарем цветы. И однажды был день, что он не мог пойти и нарвать цветов, и он попросил другого человека нарвать цветы: «Помоги мне нарвать цветов». Этот человек пошел, сорвал цветок, и этот цветок был настолько прекрасный, что он думал: «Вот такими бы цветами мой собственный дом и алтарь украсить, это было бы здорово». И он с этой мыслью принес цветы. Мудрец сказал: «Это уже не мои цветы, ты их уже использовал. Они уже не пахнут, все уже, забирай их себе».
01:04:05 Мы можем это понять. Невозможно взять и передарить цветы. Вы пробовали когда-нибудь передарить цветы? Это просто невозможно. То есть, рука уже не поднимается. Все это, просто нонсенс – передарить цветы. Просто невозможно. Поэтому, вот это само чувство, вот оно нас волнует. Поэтому нужно это учитывать. Нужно это учитывать. Поэтому подарок без чувств, это просто одно сплошное оскорбление, никакой радости это никому не приносит, ни тому, кто дарит, ни тому, кто получает подарок. И всё это приводит к тому, что человек начинает идти по головам. Он не учитывает чувства другого человека. Нет уважения, он не уважает другую личность. Мы думаем, что наша значимость определяется тем, насколько великие дела мы делаем. Что я делаю великие дела, поэтому могу идти по головам, все. Мой план, главная цель.
01:05:05 Но ошибка состоит в том, что оценивается не величина нашего проекта, а качество наших взаимоотношений, даже скажем так, качество взаимоотношений всех, кто участвует в этом проекте. Не величина проекта, а качество взаимоотношений. Можно что-то маленькое делать, мы можем быть командой дворников, и подметать улицу, но качество наших взаимоотношений будет выше, чем команда конструкторов какого-нибудь космического аппарата. И мы, и эта команда дворников будет счастливее, чем эти конструкторы космических аппаратов. Потому что оценивается не величина проекта, а качество отношений. Вот что оценивается. И действительно это глубоко и интересно, это факт.
01:05:58 Поэтому, к сожалению, появляется вот эта тенденция, идти по головам. И чем больше людей становятся счастливыми, от того, что мы делаем, тем успешнее является наш проект. Успех проекта – это когда появляются счастливые люди. Счастливы все те, кто принимает участие в этом проекте. В этом тонкость. Поэтому, не количество, а качество. Качество важнее, оно даст естественное количество, естественный результат. Посмотрите, какое количество бургеров продается ежедневно в этих Макдональдсах, но каково их качество? В этом проблема. И качество нашего очищения тоже можно понять по тому, насколько мы ценим тех, кто находится рядом с нами. Вот это качество нашего очищения. Насколько мы рады нашим отношениям. Насколько мы рады тому, что с нами рядом есть эти люди. Вот это качество нашего очищения.
01:07:06 И чем более мы чисты, тем больше мы радуемся нашему окружению, тем больше мы радуемся, просто радуемся: «Такие хорошие люди меня окружают». На работе, везде, в автобусе, в метро, вся Москва хороших людей. Человек радуется и радуется, радуется и радуется. Так все становится все счастливее и счастливее. Поэтому на основе этого уважения, на основе этого дружелюбия, мы можем построить настоящие взаимоотношения, которые могут быть эффективными очень, могут быть не очень эффективными, но это будет приносить нам счастье. Но если мы действуем просто на основе эффективности, есть польза от этого? Нет, все, тогда начинается некоторая такая текучка кадров и это уничтожает все, все становится очень грустным. Такие, не долгосрочные отношения.
На чем должны строиться отношения?
01:08:03 И поэтому, сейчас семья, семейная жизнь – это тоже текучка кадров. Все меняется, все уходят. Меняются друг с другом, с работы на работу, поэтому человек постоянно боится предательства, обмана какого - то, измены. Как можно жить в этом состоянии? Невозможно. Поэтому когда семья создается на основе внешней эффективности, что это такое – внешняя эффективность? Зарплата партнеров, сексуальные характеристики, то потом это все быстро разрушается. Никому это не надо. Главное – верность человека. Главное - верность, главное – уважение. То есть, принцип, что культура именно по этой причине, сейчас я вам такую вещь объясню важную, гендерную вещь. Культура именно по этой причине запрещает проверять друг друга до брака на сексуальную совместимость. Запрещает, нет такого в природе.
01:09:06 Почему? Именно чтобы лишить человека вот этой ошибки создания семьи по внешним.., когда люди пытаются по внешним каким-то характеристикам создать семью. Вообще нет никакой сексуальной совместимости. Я вам сейчас тайну одну открою. Это обман, вас всех обманули. Нет никакой сексуальной совместимости. Все очень хорошо сексуально совместимы. Очень хорошо сексуально совмещаются. Никакой проблемы нет. Все. Ее придумали, чтобы оправдать себя. В этом идея. В общем-то, весь мир прекрасно совмещается, налево и направо, никакой проблемы нет. Проблема в совмещении сердец. Вот в чем проблема. Сердца трудно совместить. Поэтому верность основана на соединении сердец. Вот в этом и характеристика верности.
01:10:05 Верность возможна только на соединении сердец. Именно она способна сохраняться всю жизнь. Поэтому считай, упор делается на верности в этой совместимости. Если мы верны, мы совместимы. Если мы не верны – мы не совместимы. Верность – это совместимость. К сожалению, так происходит. Поэтому, мы должны ценить наши отношения с человеком, а не его эффективность, не его физические достоинства. Мы должны ценить наши отношения. Поэтому, наше тело – наш враг, к сожалению. И тело выделяет наркотические вещества. Тело – это наркотик на колесах. Оно выделяет этот наркотик, кто знает, как он называется. Гормон называется. Уже там тонкости другие, но гормональный фон меняется, это тот такой внутренний наркотик.
01:11:07 Тело – оно действует как враг, к сожалению. Оно действует против нас, оно обманывает нас, оно заставляет нас терять трезвость мысли. Поэтому, в йоге мы должны отделить душу от тела. Мы должны увидеть, где душа, а где тело. И когда тело начинает жить отдельною жизнью, попадает в это наркотическое состояние, мы должны уметь отделиться от тела. Мы должны сохранить трезвость мысли. И вот тут появляется этот секрет. Если нет уважения старших, мы не можем сохранить трезвость мысли сами. Присутствие старших, снижает гормональный фон человека. Это его отрезвляет. В присутствии старших невозможно находиться в гормональном фоне человеку. Тут же отрезвляет. Представьте, все помнят это романтическое состояние? Но приходят родители, и все. Никакого романтического состояния: «Ты что тут делаешь? Что такое? А ну-ка по домам». Как будто не было гормонального фона. Да? Все грустно сразу. Понимаете?
01:12:10 Просто присутствие старших, что они есть, делает человека трезвее в 100 раз. Просто трезвый. Просто в соседней комнате сидит старший, все. Уже нужно быть трезвым. Факт, абсолютный. А поэтому, что пытаются дети сделать? Куда-то отправить своих родителей, в кино сходите, туда сходите, чтоб хоть на какое-то время попасть полностью под воздействие этого фона. Но родители умные, они быстро возвращаются, надолго не уходят. Это правильно. Поэтому, вот именно это присутствие старшинства оно делает нас трезвыми, мы не совершаем непоправимые ошибки. Не создаем семьи с человеком, который просто, так сказать внешние факторы представляет, иллюзорность создает. Но мы действительно способны внутренние факторы оценить.
01:13:07 Этот внешний фон, это наркотическое состояние оно само уйдет через пару месяцев. Но уже будет поздно, к сожалению. Мы поймем, что обманулись, но уже будет поздно. Поэтому, например, в восточной культуре молодые люди до замужества только в присутствии родителей встречаются. И причем, целая толпа родителей присутствует. Обычно родители встречаются, и молодые тоже тут. Факт. Все общаются вместе. Никакой комнаты, им даже не разрешается в другую комнату уйти. Все очень трезво, абсолютно трезво оцениваются партнеры, без всяких иллюзий. Потому что только гормоны потекли по телу, уже сложно, абсолютно мозги отключаются. Факт. В этом идея. То есть, дает трезвость, трезвость, трезвость. То есть исключает эту любовь на основе тела.
01:14:03 Вот эта любовь, на основе тела, это даже не семья в полном смысле слова, это не является даже философски, не является даже какой-то формой брака. Это буквально, если мы возьмем философию, это будет называться сожительство. Семья на основе телесных концепций – это просто сожительство. Это все очень грустно. Поэтому, обычно заканчивается разводом. Это не наши души создали семью, не наши сердца создали семью, это наши тела понравились друг другу. Все. То есть они сами по себе. Понравились друг другу. Вот это вот проблема. Они решили жить вместе. Но материя потому и материя, что быстро надоедает эта проблема материальных отношений. Духовные отношения они не надоедают, они всегда становятся интереснее. А материальные отношения всегда надоедают. И тогда жить вместе просто незачем. Начинается раздражение. Материя начинает раздражать. На определённом моменте, да? Раздражение появляется.
01:15:11 Если раньше человек он с ума сходил от прикосновения к телу своего любимого, то через некоторое время его уже трясет. Не трогай меня! Да? Не трогай меня! Не слышали? Нет? Не надо меня руками трогать! Уже обратный эффект начинается. Такая материя. Уже не интересно. И так же с любой другой материей, человек покупает себе сотовый телефон, целый год ходит очень довольный, и он потом заходит в ларек, смотрит: «О», его это уже начинает раздражать, что это за телефон, это не телефон. «Тут вон какие телефоны», уже раздражает. Поэтому появляется раздражительность. Помните, если в семье началась раздражительность - все, телесная концепция закончилась. Надо срочно что-то искать на духовном плане. Понимаете? Скоро развод. Долго так жить нельзя. Факт.
01:16:11 Поэтому тот только, кто понимает отличие души от тела может создать настоящую семью, он верен. Разум человека подсказывает ему, что в принципе.... Здесь такую серьезную вещь скажу, напоследок, чтобы мы так расстались на три недельки. Разум человеку подсказывает, что в принципе, в семейной жизни вообще нет никакой необходимости. Человек это чувствует до какого-то момента, одному спокойнее, и легче, и проще, и решения сам принимай, и делай что хочешь, все. Не замечали никогда? Что дома в принципе спокойнее. Вдвоем всегда сложнее. Уже хотя бы один человек рядом – уже сложно. Уже нужно договариваться, потому что-то не нравится, все не нравится, одному в принципе проще. Но ум требует разнообразия.
Вожделение - это революция ума
01:17:05 Наш ум – это…сейчас такую интересную вещь скажу, наш ум – это главный половой орган. Именно ум требует полового разнообразия. Все это сначала поэтому в уме проигрывается. Ум – это он. Все остальное просто его продолжение. Тело – это уже продолжение ума. Поэтому уже потом, пытаются проиграть, так же проиграть не получается. Ум это все проигрывает, а в жизни это все по другому получается. Все в уме так красиво, здорово, замечательно! И разум просто отключается, когда человек попадает в это состояние опьянения. Ум становится главным в теле, и вот в этом проблема отсутствия старших. И когда появляются эти какие-то межполовые взаимоотношения, разум отключается, ум берет верх. Ум становится главным. То есть это уже не разумный человек, все. Это умный человек, но не разумный.
01:18:06 Но сразу, после совершения какой-то глупости, ум трусливо убегает. Счастливо убегает. Это не я. Убегает, прячется от разума. Разум начинает его корить: «Да что ж ты, ну как же, почему? А что теперь делать? Что теперь с нами будет? За это теперь придется отвечать, а если кто-нибудь узнает?». Разум начинает появляться, ума нет. Ума не было только что. Ум его победил. И сначала ум с этим соглашается: «Да, действительно зря, конечно, мы больше так не будем. Теперь мы будем поступать разумно». Но через некоторое время ум попадает опять под это влияние вожделения, и опять человек совершает глупости. Опять захватывает власть в теле. Поэтому разуму необходима поддержка, чтобы подавлять эти революции ума в теле. Это революции ума.
01:19:04 Вожделение – это революции ума. И разуму необходима помощь. И если есть уважение старших, разум справится с умом. Если мы уважаем, если нам стыдно, действительно, за то, что кто-то об этом что-то узнает, и все просто в нас разочаруются, если мы уважаем старших, их мнение, мы не будем этого делать, мы сможем себя перебороть. Мы не будем совершать глупости. Нам хватит сил. Таково устройство. Без вот этого уважения, наш собственный ум нас будет впутывать в эти некрасивые ситуации. И потом нам будет стыдно. Поэтому в народе у нас говорят, интересно говорят: «Скажи мне о чем ты думаешь, и я скажу чем ты думаешь». Факт. Мы разными органами думаем. Не всегда только разумом.
01:20:10 И что об этом нам говорят старшие? Старшие нам говорят об этом только одно: «Надо следовать принципам культурного поведения, надо ограничивать себя». Это говорят старшие. . Надо держать себя в руках. Надо ограничивать свою чувственную деятельность. Она опасна. Это делает нашу жизнь спокойной и безопасной, если мы ограничиваем свою чувственную деятельность. Но без уважения старших это кажется очень скучным. Это кажется – скукотища, как это ограничивать свою чувственную деятельность? Если нет уважения к старшим – скукотища. Эта ограниченность… Да, ездить по своей полосе движения - это скукотища. Все в одну сторону едут, скукотища. Каждый вот по Петровке, а вот по встречной полосе прокатиться, да без фар, понимаете? Да с выключенным светом, вот это экстрим. Тут конечно, весело. Но результаты – как обычно.
01:21:13 Причем, недавно проводились исследования интересные. Сейчас я вам напоследок расскажу чуть-чуть. Исследования эффективности ночного отдыха в семейных парах. И, семейные пары просили спать сначала вместе, в одной кровати, потом отдельно. И проверяли их на самочувствие. И каждое утро они проверяли тесты на сообразительность, на реакцию, на разум, на то, да се, разные тесты проходили, сдавали анализы. И несмотря на то, что они были уверены, что лучше спится в общей постели, результаты показали абсолютно отрицательные. Поэтому, никогда, ни в одной культуре, мужчина с женщиной не спят, ни в одной культуре. Во всех традициях, всегда мужчины и женщины отдельно спят. Да, они встречаются вечером, время от времени, но спят всегда отдельно. То есть даже наши тела не предназначены для длительного нахождения совместного. То есть, мы можем встречаться, мы можем вместе сотрудничать, мы можем даже детей рожать, но когда мы находимся слишком долго вместе, все, трезвость мышления теряется.
01:22:22 Теряется трезвость мышления, все. Не способен даже на эффективность. Слишком сильно действует этот гормональный наркотик. Поэтому культура разделяет мужчину и женщину. Небольшое разделении – уже нормально. Даже небольшое разделение- уже нормально. Это не значит что мы должны паранджи надеть, вовсе нет. Но вот эта культура дает возможность не попадать в глупые ситуации. Действовать трезво. В этом задача жизни, йога разума – быть трезвым. Конечно весело, но иллюзорно. Вопросики по этой части.
Ответы на вопросы
01:23:13 [Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В. О.]: Что значит, по какому принципу?
[Из зала]:По возрастному.
[Рузов В. О.]:По возрастному? Может. Если его должность выше, он может управлять теми, кто его старше по возрасту.
[Из зала]: Я являюсь старостой группы, и не смотря на возраст, что-то начинаешь говорить, они говорят: «Знаешь что, малявка». Как отношения такие изменить?
[Рузов В. О.]: Это проблема руководства, это не проблема возрастных ограничений. Кем бы вы не пытались руководить, так как у вас нет старших, вас не будут принимать, и не важно, старше вы возрастом или младше. Абсолютно не важно. Что вы думаете, если вы будете старше возрастом, все вас будут в лоб целовать? Так не будет никогда.
01:24:25 Так как в обществе принципиально нет старших, но назначенных не уважают, просто старших не уважают. Даже если вы. То есть принципиально старших не уважают. Ректора не уважают. Что, ректора что ли уважают? Смеются над ним, да. А вас то за что уважать? Они ректора не уважают. Они министра вашего направления не уважают. Будут хихикать над ним, понимаете? Может приехать самый уважаемый человек в своей отрасли и все студенты будут сидеть и над ним хихикать. Не так? Правильно? И потихоньку пиво пить на задней парте, ещё и в карты играть, или семечки лузгать. Скажут: «Чего вы хотите?».
01:25:12 Поэтому, взялись за должность, терпите, не обращайте внимания на это. Вам всё равно должно быть. Все что вы можете, передать своё пожелание, а вы это личное дело каждого. Если вы будете обращать внимание на то, что вас не уважают, можете раз и навсегда отказаться от каких либо возможностей. Потому что нигде и никогда вас не будут уважать. Ну мир такой. Никто никого не уважает. Принципиально. Это ваш первый опыт, радуйтесь, он на всю жизнь, раз вы трудитесь, так что привыкайте, что никто не будет уважать. Поэтому, некоторая должна быть такая отстраненность от уважения сейчас, вы должны понимать, что вы не должны требовать уважения от других, так как оно в культуре не подразумевается. Поэтому достаточно иметь поддержку своих сверху, если сверху вас поддерживают, вам все равно. Вы это делаете как исполнитель, вам сказали это делать – вы делаете. Но вы не можете просто брать и реагировать на каждый акт неуважения, к сожалению. Такова реальность.
01:26:25 Поэтому не все могут занимать руководящие должности. Если человек слишком нервно реагирует, это неуважение, ему будет трудно.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В. О.]: Мы это уже разбирали, вся первая глава была об этом. Возьмите диск по первой главе, там я все объясняю. Это уже остатки первой главы. Это мы уже на вторую переходим, это переход между первой и второй. Почему он их должен был уничтожить, несмотря ни на что, это первая глава. Первая глава, я так коротко скажу, потому что они совершили все 6 смертельных преступлений. Все 6 тягчайших преступлений, которые заслуживают смерти на месте. А они жили ещё 14 лет после этого. Просто пришла расплата, время расплачиваться. Все 6 смертельных преступлений совершили. Поэтому он должен был это решить.
01:27:25 Пришло время, поэтому он выступал в роли закона и его обязанность была быть законом. А закон нарушать нельзя. Иначе мир выйдет из равновесия, если закон будет нарушен, то есть если человек что-то совершил – он должен отвечать. И так как это были великие личности, цари, они какое-то время избегали этого наказания, их никто не мог наказать. Потому что цари иногда могут совершать такое. Но потом их ловят, рано или поздно. Видите, даже иногда какой-то там импичмент предъявляют, но на великих должностях у человека появляется эта эйфория, что он может безнаказанно, однако мир видит все, ничто не будет тайной. Поэтому пришло время, когда должен быть показательный суд. Те, кто заслужили, должны получить по заслугам и они заслужили это. Факт. Бандюги были там, приличные, которых должны были по истине наказать.
01:28:30 [Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В. О.]:Все разбираем. Что вас интересует.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В. О.]: Мадху? Да, да, Мадху Судана мы разбирали тоже. В одном из стихов прежде мы разбирали. Каждое имя, оно что-то обозначает. Мадху – это демон сомнения. И он был настоящий, живой и он был побежден. И он олицетворяет все наши сомнения. И потому что у Арджуны в сердце сомнение, поэтому он обращается к своему учителю, этим именем – Мадху Судана, уничтожающий сомнения. Уничтожающий сомнения, уничтожь и мои сомнения тоже, ты можешь это, ты уже это показывал. Мои сомнения тоже уничтожь. Вот это да, это значение. Просто мы это уже разбирали этот термин.
01:29:29 Бхагавад-гита, достаточно скурпулезно в каждой главе об одном и том же с разных сторон подходит, чтобы полноценность такая была, то есть глава так достаточно широко разбирается. Единственный вопрос. Мы видим, но уже вторая глава началась, от первой кое что осталось, но уже пошла другая философия. Уже пошло отличие души от тела. Поэтому да, конечно, мы все разбираем. Все, наша задача разобрать все. Избавиться от всех сомнений. Так же уважительно. Но не они должны говорить. Когда младший много говорит - это неуважение старших. Младший должен слушать. Поэтому старший должен сразу говорить. Если он попадает в общество младших, он должен для их же блага говорить.
01:30:30 Так, друзья мои, чем занимаемся? Такое-то, такое-то. Он должен говорить, если его не слушают, он должен уйти. Чтобы не было оскорблений. Это культура. Но если будут слушать – хорошо, если нет – надо просто расходиться и все. Поэтому обычно старший говорит, даже называется так – дайте слово старшему. Поэтому, старший, он сам это слово берет и говорит, это его задача, говорить с младшим, делиться мудростью. А не слушать, не поощрять их глупость. Если старший слушает младшего, он поощряет его глупость. Он не должен поощрять его глупость. Потому что младший будет думать, что то, что он сказал – это верно. Старший же слушает. И не важно, что вы там скажите правильно, или не скажите там, то есть утвердите это как-то или нет, если вы просто слушали, это всё равно что вы утвердили.
01:31:25 Поэтому в задачу старшего входит не молчать, если младший какую-то ересь несет. Он должен сам говорить. А для того, чтобы они не начали нести уже сразу, при общении начать умно говорить. То есть темы разговора вести, контролировать тему разговора. Потому что младший всегда какую-нибудь такую тему заведут, в этом идея. В нашей культуре, не всегда это получается, так как старших не уважают, поэтому приходится глупости выслушивать.
[Из зала]: Что делать?
[Рузов В.О.]: Если они ничего не могут изменить, они могут потерпеть. Но сейчас мы видим, да? Что происходит такое смешение, нужно терпение. Что сделаешь? Ничего не сделаешь. Поэтому, в хороших вообще заведениях, не разрешают разговаривать на рабочем месте. Это не разрешено. Принципиально.
01:32:46 На работе надо работать. А разговор называется – планерка. Когда люди разговаривают на рабочем месте, это уже не работа. Поэтому их там разделяют перегородками, и все. Если есть прямая видимость, начинается разговор. То есть ум устал, смотрит – о! как? Как дела? Чего делаешь? И начинаются разговоры. А если нет прямой видимости, то разговора нет. Это нужно вставать, идти куда-то, столько всего делать. Поэтому, если грамотно организован процесс, разговоров нет. Значит просто не грамотно процесс организован. Надо перегородки выставить, ширмочки.
01:33:30 [Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.]: Все зависит от ситуации, но обычно надо уйти как минимум. То есть нельзя допускать некультурное поведение. Поэтому лучше уйти. Самое простое, что можно сделать. Нельзя принимать участие в некультурном событии. Разобрались? Разобрались. Хорошо, значит мы начали вторую главу изучать. У вас будет 2 недели, чтобы всё это прочитать, осмыслить, записать все свои вопросы. И когда я приеду, мы сразу же начнем продолжение второй главы, чтобы постараться её изучить в ближайшее время. Спасибо большое.
транскрибирование: Наталья Лимаренко | Москва | Россия | 22 July 2012