Концепция отличия души от тела
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Вопрос состоит в том, как себя вести, когда идет противоположная информация той, которую мы уже приняли как за исходящую. И здесь поведение делится на два этапа: если нас это сильно волнует, и мы чувствуем, что нас это раздражает, что для нас это опасно, что это может запутать, тогда нужно просто уйти. Это значит, что мы ещё не готовы для восприятия такой информации. И обычно этот этап заканчивается. И при появлении такого рода знания, нам становится интересно какими доводами пользуется человек с противоположной стороны. И мы уже как специалисты это изучаем.
00:01:01 Интересно же узнать доводы противоположной стороны. И мы себя проверяем: этот довод - с ним я справлюсь, этот довод — с ним я справлюсь, этот довод — с ним я справлюсь, а вот с этим я не знаю, как поступать. И мы себе выписываем: смотри какой интересный довод. Люди же не зря, в конце концов, за это деньги получают. Они за это деньги берут, они работают, они готовятся к тому, чтобы найти какие-то доводы, в пользу своей теории, конечно же. И профессионалам должно быть это интересно. Поэтому если мы занимаемся профессионально, например, своей наукой, то нам это будет интересно. Нам даже будет более интересно, в общем-то, наш ум обрадуется противоположной информации. Потому что позитивное мы слышим часто и даже, так сказать, это становится иногда скучно. То негативная информация она, в общем-то, всегда взбудораживает наше сознание и нам приходится искать новые доказательства своей правоты.
00:02:05 То есть во всяком случаи мы это делаем интуитивно, подсознательно. Поэтому такой человек не борется, такой человек не вступает в конфликт, он не противится, ему искренне интересно, насколько далеко можно зайти в противоположных выводах. И он это для себя берет как очень хороший урок. Поэтому для профессионала любой урок положительный: будь то информация, которая с ним согласуется, будь то информация, которая противоречит его каким-то идеям. Если мы не чувствуем в себе этой надобности быть таким профессионалом, тогда лучше избегать подобного рода вещей. Так как ничего полезного они нам не дадут, только вызовут какие-то дополнительные сомнения, которые абсолютно не нужны. Поэтому нужно просто оценить за первые десять минут. И если вы уйдете в первые пять, десять минут, то это не будет обидно. Но если вы уходите с середины лекции, то это уже некрасиво.
Что значит быть профессионалом?
00:03:02 Поэтому если вы не успели разобраться за первые десять минут, просто тогда сидите, так сказать, видите себя смирно. Но если вы поняли, что это просто не ваше, встали и ушли, никто на вас не обидится, никакой проблемы нет, это выбор, он ясен. Но если вы встанете и уйдете после середины лекции, это будет оскорбительно, поэтому этого лучше не делать. В общем-то, техника проста, мы можем по своему неприятию это понять. Например, как мы говорили, этим определяется профессионализм. Например, настоящего вегетарианца не будет нервировать разговоры о невегетарианском питании, абсолютно не будет. Более того его не будет нервировать само присутствие невегетарианских продуктов. Он не будет переживать по этому поводу. Он не будет думать, что это тяжелая карма, что это все осквернение, нехорошо. Нет, он будет понимать, что это есть факт. И, в общем-то, он не будет по этому поводу волноваться
00:04:01 Если человек настоящий музыкант, то он не будет волноваться по поводу чужих проблем, что он спал в лесу и медведь мимо проходил, наступил ему на ухо случайно. Он не будет по этому поводу волноваться, будет понимать: ну вот не профессионал выступает, но что тут особо волноваться. Он не будет нервничать и говорить: «Уберите это все. Я не могу это слушать, мне плохо», нет. То есть если человек профессионал, его не будет раздражать не профессионализм. Если человек не профессионал, его будет раздражать не профессионализм, очень интересно. Именно этим определяется профессионал — он спокоен. Он понимает, есть все, есть разные уровни профессионализма, есть не профессионализм, есть глубокое невежество и с этим надо смириться сразу. Какой смысл бороться? Невозможно бороться с не профессионализмом. Как с ним бороться? Что делать? Подходить лично к каждому и говорить: «Ты не профессионал». Или что?
00:05:01 Поэтому надо подняться на этот уровень и не волноваться по поводу того, что что-то не входит в зону нашего влияния. Если это входит, можно изменить, не входит, лучше жить спокойно, в этом плане. Какой смысл проявлять излишнюю эмоцию? Эмоция не нужна. Поэтому, в общем-то, постарайтесь за первые десять минут принять решение. Потом удивляйтесь, насколько интересно бывает. Это ещё доброе проявление. Бывает, что нас втягивают во что-то, заставляют высказываться, ещё что-то, то есть это уже сложнее. В общем-то, если вы просто слушаете, то это так терпимо. Представьте, что вы едете в автобусе и вынуждены слушать какую-то музыку или что включил водитель, такое бывает. Иногда в поезде едешь несколько дней, одну и ту же кассету гоняют по кругу, какую-нибудь десятилетней давности.
Как проявляется неуважение?
00:06:01 И на каком-то моменте понимаешь, что или ты станешь профессиональным пассажиром и отключишься от всего этого или ты пойдешь и убьешь того человека, который включил все это. Просто пойдешь и убьешь. Поэтому что-то надо выбрать, одно из двух.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Ну, тогда лучше уйти. Потому что это некрасиво. То, что вы ушли, вас всегда поймут. Потому что у вас есть что-то очень важное, это факт. И вы вспомнили это что-то очень важное, и ушли, все вас поймут. Но, если вы явно будете проявлять своё неуважение, это будет видно. Вот, как лектор могу вам сказать, человек, которому неинтересно, он просто мешает жить лектору. Он забирает его жизненный воздух, он мешает ему работать, то есть это просто некрасиво.
00:07:01 Лектору приходится от него отворачиваться, не видеть его кислое лицо, хочется сказать: «Встаньте, выйдете», я так делаю иногда. Когда меня приглашают на такие лекции, где явно собраны люди иногда насильно, я вижу, что есть люди, которым всё это абсолютно раздражительно, я прошу разрешения у директора пойти им домой. Я лично прошу разрешения: «Отпустите их домой. Вот я не могу, смотреть, как они мучаются. Мне им хочется таблетку дать от головной боли. «Может, мы не будем издеваться друг над другом, пусть они пойдут домой, отдохнут». Потому что, действительно, невозможно так, в общем-то. Поэтому лучше и себя не мучить и человека не оскорблять, а быстренько разобраться и расстаться, это будет честно. То есть и ему будет легче, он будет работать с заинтересованной аудиторией, он будет раскрепощен и всю свою правду выложит по полной программе.
00:08:05 И мы будем спокойны, нас это не будет нервировать, целый день потом будем тоже счастливы. Ну, не сошлось, ну не получилось, ну бывает, жизнь такая, не со всеми мы сходимся, вот так вот получилось, не сошлось. Что делать? Это как книга. Понимаете? Приходим в магазин, посмотрели, пролистали чуть-чуть, ну не понравилась, никто не будет обижаться, а если мы взяли, всю книгу прочитали, потом говорим: «Ерунда какая-то», это уже некрасиво. Не хочешь читать, не читай. Поэтому есть такая интересная профессия — критик. Критик специально изучает произведение, чтобы потом его критиковать. Вот это очень нехорошая постановка вопроса. Поэтому их никто не любит.
00:09:02 Они сами себя не любят, и друг друга не любят, и все их не любят. Потому это нехорошо, то есть специально изучать чужую душу, чтобы найти в ней недостатки. Поэтому если вы почувствовали, что вы начали играть роль такого критика и вы это все слушаете и у вас, так сказать, замечания появляются, целый список, лучше не играйте эту роль, итак понятно. Так будет спокойнее всем. Да, но если у вас есть должностные какие-то обязанности и вы всё это устраиваете, вот тогда нужно проявлять решимость, говорите: «Извините, нам это совершенно не подходит». Но, всё равно в конце лекции, когда уже все ушли. У лектора не получилось, лектор заболел, следующей лекции не будет. Тут уже нужно быть решительным. Понимаете? Потому что иногда от нас что-то зависит, и мы можем на это повлиять. Почему нет? Еще вопросики.
Что такое любовь?
00:10:04 [Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Если вы любите мать, бабушку, дедушку, мужа, Владимира Ильича Ленина и своего ребенка? Это всеобщая измена? Или это возможность расширить своё сердце, свою любовь? Плюс к этому вы ещё любите торт, весну и т.д. Любовь - это достаточно широкое чувство, и измена принимается только в половом плане.
00:11:05 Вот если вы своему мужу изменяете - это измена. Если вы любите ещё какого-то мужчину, кроме своего мужа, в половом плане - это измена. Но, все остальное это расширение нашей любви, поэтому мы должны весь мир полюбить. Мы должны не только ещё что-то полюбить, мы должны весь мир полюбить, мы должны каждого человека полюбить, каждую душу полюбить, мы должны каждого пророка любить, каждый вариант проявления духовной энергии, и все варианты, и все виды, и все подходы. И это показывает о широте души человека. Поэтому это делится на несколько этапов. Но, сначала, чтобы человек развил свою любовь, в философском плане, он может любить, он должен любить только то, чем он занимается.
00:12:03 Верность дает ему возможность быстро встать на ноги и понять саму суть любви. Поэтому пока человек не понял, что такое любовь, ему лучше только в одном направлении развиваться. Поэтому мы видим, что первичные наставления любых духовных трактатов - это верность своему пути. Но, потом мы видим, когда любовь развита, в любом духовном трактате объясняется: «любить надо всех». Просто человек не может любить всех, пока он одного кого-то не может полюбить. Поэтому сначала любовь проходит стадию репетиции, необходимо кого-то одного нормально полюбить, потом мы можем двух любить, трех. Поэтому даже родителям обидно, когда ребенок ещё кого-то начинает любить. Ревность появляется родительская, ещё что-то. Ребенку так же обидно, любили только его, ещё один ребенок родился, ещё кого-то любят. Как это так? Родители должны всех любить, всех своих детей.
00:13:02 А дети должны любить родителей, потом они должны любить учителей, потом должны любить своих сотрудников, и т.д. Это развивается. Поэтому измена принимается только в вентерном отношении, в межполовом отношении. Но, здесь идет развитие, поэтому к развитию нужно подходить очень аккуратно, грамотно и понимать, что всё это должно быть не на основе отвержения предыдущего, а на основе углубления предыдущего. Так мы углубляем свою любовь, мы находим варианты, новые способы любви. Разнообразие - это природа любви. И духовность настолько разнообразна, что она дает возможность насытиться этой любовью со всех сторон, разными её формами. Поэтому для человека, который стоит на первом этапе, на этапе развития своей любви, этого ему не понять. Вы не сможете ему это даже объяснить, поэтому лучше не объяснять.
00:14:04 Для человека, который развил свою любовь и способен действительно широко любить этот мир и все духовные проявления, для него это естественно и понятно. Поэтому, например, в ведической концепции разбираются все воплощения Бога, все святые описаны, вся философия, она разбирается от начала и до конца. К этому подходят не с позиции какого-то одного направления, а с общей понимающей позици. Это и не объединение, потому что объединение - это тупиковый путь. Невозможно объединять такие разные вкусы. Сладкое с соленым объединять трудно достаточно, то есть мороженное с огурцами лучше не объединять, будет очень подозрительно. У каждого свой вкус, этот вкус в отдельности совершенен. Но смешивать это немножко неправильно. Представьте, что вы пришли и перед вами поставили двенадцать прекрасных блюд, и вы взяли всё это в одну тарелку сложили и перемешали хорошенько, вот здорово, это совершенство.
В чем заключается совершенство?
00:15:09 Это не совершенство, это глупость. Совершенство — это насладиться каждым блюдом в своей очередности. Поэтому, например, в восточной культуре принятия пищи расписано, какое блюдо за каким надо принимать, чтобы полностью вкус ощутить. Чтобы рецепторы на языке.., то есть некоторая последовательность в принятии соленого, сладкого, кислого, есть шесть вкусов. Если не правильно принимать, то язык отключается. И потом все ровненьким становится, сереньким. Поэтому можете поизучать, это описывается, технология приема пищи. Это не просто пирожок съел и пошел, нет, целое умение извлечь максимум. Поэтому так же из своего развития можно извлечь максимум, проходя и совершенствуясь в этих этапах, не отказываясь от предыдущего, а добавляя.
00:16:01 Представьте, например, мы приготовили первое блюдо, борщ сварили. Потом мы готовим второе блюдо — картошку жарим. И в этот момент мы думаем: «Я же в принципе, жарю картошку» и выливаем борщ. Не надо борщ выливать, пожарьте картошку, потом ещё третье блюдо приготовьте - сливки взбейте. И всё это кушайте прекрасно, по очереди, никакой проблемы нет. Самое главное не волновать тех, кто настроен очень жестко, или борщ или картошка. Поэтому на разном этапах нам будут нравиться какие-то разные блюда, это факт. Но, мы принимаем все блюда и первое, и второе, и третье. Но, какое-то нам нравится больше, кто-то десерт только ждет, кому-то сладкое, кому-то нравятся несладкие блюда и он ими наслаждается. Поэтому эта грамотность, она не сразу приходит и ей не нужно никого волновать. Это достаточно внутреннее состояние, но мы должны помнить, что нужно понимать, а не менять, добавлять, а не менять.
00:17:04 Тогда все будет культурно, но не пытайтесь всё это объяснять. Вы не сможете это объяснить, никто это не поймет. Это достаточно высокие материи, чтобы их объяснять, нужно находиться в обществе уже искушенных людей. Или иначе вы будете вероотступником, христопродавцем и т.д., обвинят во всех грехах, в сектантстве. На самом деле вы просто стали атеистом, вы просто разобрались во многогранности духовности. Вы смотрите сверху на разные атеистические направления, на разные виды духовности и вы их способны осознать в единстве и все. А если человек неспособен, называется фанат. Ему нужно ещё немножко поразвиваться. Поэтому не волнуйтесь по его поводу, просто не объясняйте ему. Его кандрат хватит, если вы ему будете это объяснять. Он будет сразу орать, кричать, трястись, придавать вас анафеме, желательно будет мечтать сжечь вас на костре.
Кто должен готовить еду?
00:18:03 Что и делали в недавние времена, очень усердно и качественно. Сожгли на всякий случай всех народных целителей, так по ходу дела, вместе с этим, на всякий случай. Еще вопросики.
[Из зала]: Вопрос о еде.
[Рузов В.О.] О еде? Угу. Хороший вопрос.
[Из зала]: Когда мы готовим еду, и может ли простой человек [неразборчиво]?
[Рузов В.О.] Он не может, он должен.
[Из зала]: Просто я читала, может быть я неправильно поняла, только посвященный может [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Нет, мы все должны освещать нашу пищу. Конечно, есть разница. И вы помните цитату именно про это. Поэтому если есть выбор кому осветить пищу, то просят самого развитого.
00:19:05 Как знаете, как если собрались музыканты, то просят самого музыкального музыканта сыграть. Понимаете? То есть первая скрипка, она есть, знаете, маэстро. Его просят, это культура и если собрались умники просят самого умного высказаться. То есть поэтому если собрались люди развивающиеся, просят самого развитого осветить пищу, это культура, духовная культура. И в его присутствии некультурно самому это делать. Поэтому всегда его просят, и он радуется тому, что его уважают и так пища освящается. Да. Но обязанность каждого человека есть чистую пищу. Человек не обязан совершать грех. Поэтому этот грех убийства растений и других живых существ, ради своего пропитания, он снимается методом освящения пищи. Поэтому это обязанность. Понимаете? Как мы обязаны заплатить за товар в магазине. Не только посвященные платят в магазине за товар.
00:20:06 Понимаете? Нет, все обязаны в магазине платить за товар. И непосвященные, и дети должны платить в магазине за товар. Понимаете? Все. Неважно кто, абсолютно. Поэтому освящение пищи - это плата за то, что мы её используем, поэтому просто заплатите. А насколько это уже качественно произойдет, уже вопрос, конечно, интересный, бесконечный и глубокий. Поэтому тут разницу вы почувствуете, когда попробуете пищу от более развитого человека. Тот, кто более развит, если вы потом попробуете эту пищу, то будет нечто особенное. Конечно, вы ощутите, эту разницу и захочется ещё лучше развиваться, захочется то, что разница есть. Еще вопросики.
Азбука саморазвития
00:21:02 На первой главе нужно поставить многоточие, что мы радостно с ней, так сказать, разобрались вчера. Будем считать, что все довольны, первой главой. Да? Диск мы уже отдали в печать, поэтому он появится завтра, послезавтра, можно будет его приобрести. Тогда мы перейдем ко второй главе. Да? Потихонечку. Кто прочитал всю вторую главу, руки поднимите? Радует. Кто хотя бы что-то из нее прочитал? Еще радует. Прямо я рад. Потому что вторая глава концептуальная.
00:22:00 Если в первой главе нужно было разрушить свои культурные проблемы, то во второй главе мы будем разрушать свои философские проблемы. С культурными разобрались, теперь с философскими. Фактически вторая глава так и называется «Краткие изложения Бхагавад Гиты», то есть это основное знание, где дается коротко все. Представьте себе, коротко все. Поэтому нам придется коротко все изучить. Достаточно много стихов в этой главе, в два раза больше, семьдесят два стиха. Поэтому изучать будем подольше. И это основное знание, которое должен получить человек в этой жизни, чтобы встать на путь мудрости. Без этого знания невозможно встать на путь мудрости. Поэтому мудрецы утверждают: «Вторая глава — самая важная глава в этой книге», так как является азбукой саморазвития человека. Это азбука, в ней объяснены истины, без которых человек не может, в принципе, даже человеком считаться. Так очень жестко говорится.
00:23:10 Без понимания этих истин человек не может считаться человеком образованным. Потому что это минимальные основы какой-то жизненной идеи, как жить, собственно говоря. Как жить, это есть, в общем-то, человеческое сознание, какие-то принципы человеческой жизни. Что это за истины такие? Это знание об отличии тела и души. Знание о том, что тело отличается от души, то есть знание о том кто же мы такие. Человек понимает кто он такой, животное не понимает кто он такой, ему все равно. Ему абсолютно все равно, оно не знает, как называется его порода. Абсолютно не интересует название других пород, абсолютно все равно, почему хочется за хвостом гоняться.
00:24:03 Просто хорошее время препровождение, хвост. Очень такое мощное философское занятие, бегать за хвостом, то есть это абсолютно не волнует. Человека волнует, человека очень сильно всё это волнует. Его волнует это отличие. Он понимает, что истинное «я» и тело отлично, так как в теле происходят изменения одни, а в душе происходят изменения другие. Он видит, что есть разница в этих изменениях, он чувствует, что мы хотим вечности, он чувствует противоречия с этой жизнью. Мы хотим вечности, а тело хочет умереть, оно пытается умереть каждый раз, оно пытается заболеть и умереть постоянно. Его нужно уговаривать, не умирать. А душе хочется жить. Душа, хочет знания, а телу в принципе все равно, ему и так нормально.
00:25:02 Более того, оно пытается утверждать, что незнание – второе счастье. Да, меньше знаешь, легче спать. То есть появляется такая интересная философия, чем меньше знаешь, тем счастливее живешь. Что сказать? Да. Незнание - это некоторый путь для телесной концепции. Нашей душе хочется блаженства, счастья, но тело состоит из боли, мы говорили. Можете ущипнуть себя за любое место, будет больно. Тело состоит из боли, а мы хотим счастья. И все эти сомнения заставляют нас думать о том, что что-то не так, что мы не просто это тело. Что есть что-то другое – душа. И эта вторая глава объясняет разницу между телом и душой, концептуальная глава. И это знание дается Арджуне. Странно оно дается Арджуне, воину, который не захотел сражаться.
00:26:02 Может показаться странным. Он не захотел сражаться, отказался сражаться, в предыдущей главе. Он был в полной растерянности. Так как на противоположной стороне, были личности, которых он почитал своими учителями. Именно эти учителя, такие как Бхишма, Дрона, собственно говоря, они его и обучили этой воинской науке. И он должен был идти и проявлять воинское искусство против того, кто его обучил воинскому искусству. Он был растерян. Это очень сложная ситуация. И Арджуна понимает, что он не может сам принять решение. Он не понимает, как правильно принять решение. Вот это человеческое сознание. Он не понимает на чем нужно основывать своё решение. И поэтому он не принимает решение, отказывает сражаться. И так же это есть наше человеческое сознание, прежде чем как-то поступить, надо подумать: «Как я поступаю? Зачем поступаю? На какой основе поступаю? Чем всё это закончится, в конце концов?».
00:27:02 Чем всё это закончится? А не когда уже все закончилось, мы думаем: «Ничего себе! Вот это мы понатворили». Это первое протрезвление, приходит сейчас к человеку: «Ничего себе, мы понатворили! А как теперь всё это убирать?». Ну, как дети, знаете, они веселятся, на чем свет стоит, и потом когда уже мама звонит в дверь, они пытаются быстро убираться. «Шух-шух-шух-шух». Все, не успели все равно. До последней секунды, нет никакого понимания. Но, это дети им простительно. Но, когда здоровые мужики и женщины, творят в своей жизни незнамо что. И потом удивляются, когда все закончилось. Говорит: «Ну, как же я попал в такую ситуацию?». Ко мне все время приходят люди и говорят одну и ту же фразу: «Вы знаете, я в такую ситуацию попал». Мне все время хочется сказать одну и ту же фразу: «А что вы думали до этого? Что другие никогда не попадали? Вы что не видели, что ли вокруг. Ну, ладно давайте разбираться».
Почему нужно учиться?
00:28:04 Я понимаю передо мной пятидесятилетний ребенок, очень испуганный, и его поймали за руку, мама пришла. Мама в виде судьбы пришла и схватила за руку: «Вы, что тут делаете такое?». Поймали за руку, у всех одинаковое выражение лица. Вот если сфотографировать, в разном возрасте человека, застигнутого врасплох, будет одно и тоже выражение лица, абсолютно одно и тоже. Поэтому он не может принять решения, поэтому действует очень разумно — он принимает учителя. Прежде чем принять решение, он принимает учителя. Он принимает своим учителем величайшего йога, верховную личность Бога, Кришну. Он рядом и он ждал этого момента, принимает своим учителем. Очень простое действие — не понимаешь как действовать, иди учись. И он решил надо учиться, тут прямо на поле боя.
00:29:01 Представьте себе, война через две минуты, уже все пушки заряжены, факелы дымятся, стрелы натянуты, он говорит: «Извините, ещё маленький семинарчик. Назрели вопросы». Представьте себе ситуацию. «Есть пара вопросов, надо выяснить». Все ждут, понимают, дело серьезное, потому что Арджуна не просто воин, он самый сильный воин, все ждут, ничего не поделаешь. Поэтому именно его выбрали для этой ситуации. Он решил ещё один семинар прослушать, ну вот дело хорошее, а семинар был бесплатный. Поэтому все ждали. И он решил получить это высшее знание, он решил разобраться. Потому что концептуальная ситуация, война, ошибаться нельзя. Поэтому мало просто принять учителя. Он не просто принял учителя, он предался учителю, вручил ему своё тело, ум, душу, все.
00:30:05 Полностью отдался, не постеснялся прямо на поле боя при всех, он не постеснялся показать всем своим поведением: «Я не понимаю ничего». Представьте себе, при всех сказать: «Я ничего не понимаю. Мне нужно ещё поучиться». Представьте себе, генерал выходит, перед всей армией, говорит: «Извините, я немножко тут чего-то не понимаю. Мне нужно ещё проконсультироваться, пару вопросов принять». Это сумасшествие, никогда такого не будет сейчас, никогда. Но он самый лучший воин, говорит: «Мне нужно ещё пару вопросов. Мне ещё нужно разобраться». Представьте себе, величайший авторитет при всех учится. Принесли парту, сели, все начали учиться. Очень интересно. Без всякой гордости, абсолютно предавшись, вручив себя полностью, при всех. Красивая очень сцена на самом деле, и она изображена тут, над каждой главой эта сцена, маленькая картиночка.
Сознание ученика
00:31:13 Видите, принял учителя, при всех принял учителя, очень красиво, необычно. И это не так, что мы просто принимаем учителя, как грушу для битья и оттачиваем на нем свои какие-то логические идеи. Сейчас так принимают учителя, что ладно, пусть будет он моим противником и начинает: «А вот тут я подумал, а ну-ка объясните. А я вот тут подумал, ну что вы на это скажете», просто груша для битья. Да, ну ладно, а ну-ка проверим его, так сказать, на крепость, что он из себя представляет. Нет, нет.
00:32:05 Арджуна в этой ситуации олицетворяет всех нас, всю нашу жизнь. Мы постоянно находимся в замешательстве, постоянно не знаем, как поступить и не знаем, что конкретно делать в том или ином случаи. Но, если мы последуем за этим примером, то этот пример на стыке первой и второй главы, пример предания учителю, вот это вот умение дополучить знания, если его не хватает, тогда все решиться, факт. В общем-то, мы должны в этом случаи Бхагавад Гиту принять как своего учителя. И тогда знание открылось, видите Арджуне знание открылось, он получил всю ясность происходящего. Так же если мы способны сосредоточится на Бхагавад Гите, то мы тоже сможем получить какую-то ясность. Это наш некоторый шанс. Пришла наша пора им воспользоваться, то есть мы видим, что Арджуна в этом случаи, перестал из себя корчить учителя.
00:33:14 Он снял эту маску учителя, хотя он мог учить любого. Он был учитель-воин, но здесь он стал учеником. Понимаете, он перестал делать вид знатока, он принял, в общем-то, эту идею ученика. Нужно признаться себе в том, что мы мало что понимаем в этой жизни. Нужно признаться себе, что мы ученики, мы не учителя и принять это сознание, сознание ученика, что нам ещё есть что изучать, что нам ещё есть что понимать. И только в этом состоянии можно принять высшее знание во всей полноте, во всей красоте. Только в этом состоянии оно откроется, иначе оно будет только раздражать. То есть это только книга для учеников, это не книга для учителей, эта книга для учеников. Учителям читать строго запрещено.
00:34:08 Запрещена для учителей, она только будет вредить учителям. Если у человека сознание учителя, он только станет более гордым, более наглым, более искушенным: «Читали мы вашу Бахгавад Гиту». Слышали такое? Это значит, что учитель прочитал. Нет, её нужно читать с сознанием ученика. Эта книга для учеников. Поэтому раньше её было запрещено издавать, печатать, её было запрещено переписывать даже. Более того, была смертная казнь за переписывание этой книги, было некоторое время, когда была смертная казнь.
[Из зала]: [неразборчиво].
[Рузов В.О.] А?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Я не знаю, была ли это вообще Россия, но казнь уже была. Понимаете? Была за переписывание, запрещено было переписывать. Потому что если человек настолько наглый, что решает, что он достоин этого знания просто так.
00:35:09 Поэтому разрешалось переписывать, нужно было брать разрешение на переписывание. Ученик приходил, какое-то время жил в доме учителя, может быть, пять лет жил и просто учил санскрит. И когда на основе обучения санскрита, санскрит сложный язык, с ним нужно полностью раскрыться, в языке человек раскрывается полностью. Только после этого ему разрешалось самому переписать на санскрите Бхагавад Гиту. Представьте, что вы приходите, я вам говорю: «Первые пять лет, каждый день изучаем. Потом сами переписываем Бхагавад Гиту и потом уже семинар по Бхагавад Гите». Так и сделаем? В принципе я могу санскритолога пригласить, проблемы нет. Нас это не устроит сейчас. Поэтому для нас, лентяев, перестали убивать за переписывание Бхагавад Гиты.
Как происходят изменения?
00:36:05 А напечатали её обычным тиражом, потому что сейчас не то что её никто не бросится переписывать, сейчас её читать никто не хочет. Никто не хочет изучать, поэтому стало безопасно. То есть мир настолько обленился, что если у человека учительское сознание, он не будет читать, он пролистает, скажет: «А, понятно. Все ясно. Это мы и до этого знали». Поэтому сейчас можно не бояться. Это особая книга, необычная книга, она ждет, когда мы откроемся, только тогда в ответ она открывается перед нами. Мы не можем открыть эту книгу, нет. Можете открыть, но это будет абсолютно бесполезная деятельность, она сама должна открыться эта книга. Но, первыми мы должны открыться, тогда она откроется, такая последовательность. Поэтому мало открыть саму книгу, надо самому открыться для неё, а это значит, что мы с великим уважением прислушиваемся к каждой букве этого произведения, стараясь понять её изо всех своих сил.
00:37:08 Если что-то не понятно мы задаем вопросы, пытаемся разобраться, пытаемся выяснить, почему я не могу этого понять, почему для меня она не открывается, что ж такое, неужели я ещё учитель. Если мы что-то не понимаем, проблема только в нас, у нас ещё сознание учителя, мы ещё пытаемся нагло, быстро разобраться: «Но я же все понимаю, разве я не могу понять так быстро все?». Не можешь. Мы не можем этого сделать, это высшее знание. И когда Арджуна вошел в это состояние, медитативное состояние. Состояние ученика - это медитативное состояние, это форма медитации. Если человек думает, что он ученик, он в медитации находится, это некоторая, почти что форма самадхи, это одно из высших состояний йоги. И он вошел в это состояние ученика, и только тогда Бхагавад Гита начала ему открываться. Только тогда полилось это философское знание, вторая глава началась, пошла вторая глава.
00:38:07 Поэтому мы должны, изучая эту книгу, вместе с Арджуной пройти все эти изменения в сознании, все эти ступени. Мы должны понять его состояние, мы не должны тупо изучить какие-то идеи, мы должны так же это состояние прочувствовать. Это медитативная книга, нужно почувствовать это состояние Арджуны, нас тоже должно трясти, у нас должна авоська из рук выпасть. Понимаете? Пусть не лук, но хотя бы авоська с картошкой. И мы должны понять: «Насколько я ничего не понимаю. Так я своими действиями могу просто убить кого-нибудь. Или может быть, уже убил». И волосы должны стать дыбом от воспоминаний, что мы только не понаделали в этой жизни. То есть это не просто книга, это учитель по трансформации сознания, по трансформации собственного сердца. Эта трансформация должна проходить, сердце должно меняться со скоростью нашего изучения этого трактата.
00:39:05 Поэтому мы взяли такую медленную скорость, достаточно медленную. Сколько мы читали первую главу? Но, всё равно это будет очень быстро. Если наше сознание пройдет все эти стадии изменения Арджуны, всего за три года, которые мы рассчитываем эту книгу изучать, то это будет максимальная скорость. Это фактически супер скорость, в общем-то, для йоги это просто не постижимая скорость. В йоги достижение высших стадий сознания - это сотни лет. Но, мы хотим так быстро это осуществить. Поэтому торопиться не будем, попытаемся постепенно пройти все эти этапы. Поэтому будем стараться не отставать от этих изменений, к восемнадцати главе, если у нас получится не отстать, то сердце избавится от всех сомнений, от всех иллюзий, это очень интересно.
Отличие души от тела
00:40:05 И самой главной идеей второй главы является, как мы выяснили, концепция отличия души от тела. Если мы сможем понять это, то двери саморазвития открываются, это двери в начало собственных изменений, это дверь в духовную жизнь, мы сможем приступить к самоосознанию. Если нет, духовная жизнь для нас навсегда будет просто сказкой и не более того, нам это будет казаться сказкой. Чувствовали в себе такое? Что на сказку немножко похоже, было такое, я уверен? Было. Это значит, что мы ещё не поняли отличие души от тела. Вот эту простую дверку, мы её не открыли. Ее нужно открыть, тогда окажется, что не сказка, оказывается жизнь, самая что ни на есть натуральная жизнь. Поэтому это глобальная идея, эта идея прослеживается и в других религиозных трактатах, где угодно.
00:41:02 Мы находим в Библии подобные изречения. Какой смысл обрести весь мир и потерять при этом свою бессмертную душу? Какой смысл во всём этом? Какой смысл во всех этих достижениях, если мы в душе не разобрались, если мы даже душу не нашли? Человек нашел все, кроме своей души. Деньги нашел, богатство нашел, машины нашел, все, бытовую технику нашел, сковородку «тефаль» нашел, все нашел, душу потерял, не может найти. Думает: «Куда она делась? Может, её нет?». Он просто не искал, «может нет». Поэтому мы должны в этом разобраться и наверное сегодня прочитаем пару стихов. Да? Давайте первый стих откроем, восемьдесят первая страница.
00:42:05 Давайте вспомним мантру, которую надо повторять перед чтением Бхагавад Гиты.
[Рузов В.О.] Послушайте, как звучит первый текст, следите за мной. ... Переводится это так: «Санджая сказал, увидев, что Арджуна охвачен страданием и скорбью, а глаза его полны слез. Кришна произнес такие слова».
00:43:04 И сразу второй стих мы прочитаем. [Читает стих]. Верховный господь сказал: «О, Арджуна как могла эта скверна одолеть тебя? Такое поведение не достойно того, кто знает истинную цель жизни. Оно приведет человека не в рай, а к бесславию». Началось. Начался диалог, начались вопросы. В общем-то, мы становимся свидетелями этого. И когда человек слишком беспокоится о своем физическом теле, мы видим, это происходит. Это говорит о том, что он не понял свою истинную природу, излишнее беспокойство: «Как? Что? Где? Как я выгляжу? Все ой, ой».
00:44:00 Наша природа духовна. Что это значит? Это значит, что мы должны заботиться в первую очередь о своей душе. Вот это утверждается в этих стихах. Это вовсе не значит, что мы должны перестать есть и спать, вовсе нет. Надо хорошо питаться, высыпаться, одеваться прилично, конечно же. Но, всё это надо только для того чтобы иметь силы для очищения собственной души. Все это нужно только для того, чтобы не потерять духовную силу, чтобы какие-то физические проблемы не обесточили нас, не лишили нас активности. То, что мы очень слабы, мы не поели и все. Понимаете? Чуть-чуть голова заболела, все. Чуть-чуть что-то, любая проблема все. Понимаете? Кран капает, человек уже не может, все ему плохо. То есть вот эта слабость, она проявляется каждую секунду и любая какая-то недоделанность вводит нас в ступор: «А, все. Как же так? Как же так?».
00:45:09 Человек в шоке от какой-то мелочи, просто в шоке. Современный человек зачастую даже не знает, как сострадать. Мы видим, что Арджуна пытается сострадать, что первую главу он пытался это делать. Мы не понимаем даже как проявить широту нашего сердца, чуткость сердца. У нас есть эта широта, есть чуткость, есть желание помочь. Но, как это сделать? И приводится классическое сравнение здесь. В комментариях дается классическое сравнение, когда кто-то тонет, а мы жалеем одежду, жалко такие хорошие джинсы утонут. Вот это ложное сострадание. Понимаете? Жалко, тонет, хоть бы сумку на берег выкинул, такой телефон хороший. Ну, чего просто так тонуть?
00:46:10 Да, сапоги-то жалко. Мародерство называется, есть такое понятие мародерство, это не сострадание. Сапоги-то чего пропадают? Ну, солдатик-то понятно погиб, а сапоги-то чего пропадают, коронки золотые? Мародерство - не сострадание, нет. Очень сложно правильно сострадать. Человека надо жалеть, а не одежду. Человека надо спасать, а не одежду. О человеке надо думать, а не об одежде. Так мы видим, что когда человек тонет, одежда только мешает. Иногда, одежда является причиной того, что человек утонул. Поэтому если вы тонете, надо быстро избавиться от куртки, ещё чего-то, будет какая-то подвижность, руками хоть будете хлопать по воде, а не прямо пойдете ко дну.
00:47:02 Так и духовно развитый человек понимает, что тело в принципе всё равно умрет, это безысходно. Поэтому в настоящей заботе, сострадании, чуткости нуждается человеческая душа, о её спасении надо подумать. Как бы мы не пытались спасти тело, не получится, и сами ещё утоним. Часто спасатель тонет вместе с тем, кого он спасает. Достаточно частая история, не получается спасти. Нет, о душе надо подумать. Поэтому человек, который жалеет только об одежде, не жалеет о тонущем человеке называется особым термином. Этот термин звучит как шудра. Шудра - это тот, кто скорбит напрасно, буквально переводится, скорбящий напрасно, жалеющий одежду. И мы видим, что Арджуна вовсе не был шудрой. Да? Он вовсе не был шудрой. Кто он был? Он был великим воином - кшатрий.
00:48:02 Другое мировоззрение кшатрий. Поэтому ему не полагалось проявлять такое не понимание ситуации, для него это был нонсенс, он не должен был так чувствовать, он не должен был так думать. Поэтому и была рассказана Бхагавад Гита, чтобы вернуть трезвость мышления. Потому что особая шоковая ситуация и нужно было вернуть эту трезвость. Поэтому в этой главе применяется аналитическая система. Мы будем изучать аналитическую систему саморазвития, буквально сантья йога. Мы сейчас приступилик сантья йоге, аналитическая йога. Мы постараемся понять отличия между душой и телом через размышления об этом, аналитика. И мы видим, если вы читали эту главу, а многие подняли руки, с разных сторон это все разбирается, и разбирается, и разбирается, и разбирается и переразбирается и с той и с другой стороны, это называется сантья йога, йога размышлений. Радуйтесь теперь вы сантья йоги, можете прийти домой и сказать: «Я сегодня получил посвящение в сантья йогу. Я буду везде стараться увидеть отличия души от тела».
Как избавиться от сомнений?
00:49:12 Сантья йог видит отличия души от тела, такая интересная йога. И сомнения это то, что мешают нам практиковать эту йогу, сомнения - наша основная проблема. Вот на ранних стадиях саморазвития сомнения основная проблема. Поэтому здесь применяется слово мадхусудана. Мадхусудана, то есть тот, кто уничтожает все сомнения. Как только в сознании возникает сомнение, наше движение полностью останавливается. В Бхагавад Гите можно встретить такое описание, что сомнения - это признак не цивилизованности.
00:50:00 Еще одно доказательство того, что мы не очень-то цивилизованы по своей природе, что современная цивилизация не очень-то цивилизация. Потому что сомнение один из самых главных признаков современного человека. Все сомневаются. Это не цивилизованность. Сомнительность настолько губительное качество, что лишает человека успеха, как в материальной жизни, так и в духовной. Забирает успех, сомнения забирают успех, человек не может развиваться. Возникшее сомнение, расценивается с визгом тормозов. Как только мы засомневались, мы со всей силы нажали на тормоз, все тормозной путь пошел, короткий тормозной путь, очень короткий. Иногда, мне кажется, что даже немножко паленой резиной попахивает от этих колес, так сильно тормозит человек. Вроде жил нормально, развивался, все пошли сомнения, все начало не хорошо пахнуть, вот затормозил, сомнения начались.
00:51:08 Нет, надо уметь разрешать свои сомнения, нужно уметь с ними разбираться. И вот эта битва на Курукшетре была необыкновенной битвой, это была битва джентльменов, вчера мы говорили об этом. Фактически это даже не была битва воинов, это была битва джентльменов, проявлялись джентльменские качества, бой шел только днем, только дневные сражения. Вечером все войны играли в игры, я даже подозреваю, что в футбол. В мяч играли друг с другом. Ну, это тогда ещё не называлось футболом, но в мяч играли. Он был такой кожаный, чем-то набитый. Играли в мяч, представьте себе, и кушали вместе. Как такое может быть? Они в одном лагере жили. Это был мой первый шок, ну когда я изучал Бхагавад Гиту.
00:52:03 Был мой первый шок - они жили в одном лагере, войны и с той и с другой стороны, подумайте только. Сразу хочется посмотреть этот фильм и прочитать всю эту книгу, и вообще навсегда изучать это произведение. И что этого достаточно, чтобы навсегда стать востоковедом. Просто, чтобы хотя бы в этом разобраться. Как такое может быть? Это не шутка. Я не шучу сейчас, я не похож вообще на шутника. Если я шучу, то по очень серьезным вопросам и после этого смеюсь, сейчас я не смеюсь. Это правда, они жили в одном лагере, представьте, шок. Очень необычно, очень необычная битва. И только днем они рассчитывались на первый, второй. Первые за левых, правые за правых, все разошлись воевать. И причём бились в полную силу. Понимаете?
00:53:00 Исполняли свой долг в полную силу. У нас это, в армии, я помню, называлось «сопка ваша, сопка наша». Помните, нет, кто служил? Все, армию вывели, напополам разделили: «Это ваша сопка, это наша. Все воюем», очень удобно. Такое сознание, очень интересно, очень необычно. Причем бились в полную силу, говорилось, что воин не мог уйти с поля боя, если он не ранен. Только раненый мог уйти с поля боя, нераненый не имел права, никак. Его тут же аннулировали, все ты не воин, честь воина была навсегда потеряна. Нераненый не мог уйти с поля боя, только раненый. Как и сейчас, даже сейчас эта культура осталась. И мы видим, что знания дается на этом поле боя одному Арджуне. Там было столько воинов, столько джентльменов, но он проявляет эти качества, достойного получения знания.
00:54:03 Специально дается этот пример, он достоин. И его качество, какое? Мягкость сердца. Благодаря особым качествам его сердца и появилась вторая глава. А иначе, Бхагвад Гита бы на первой главе закончилась и все. Но, появилась вторая глава. И вторая глава это суть всего этого произведения, основа основ. И основа эта состоит в том, что человек может избавиться от всех сомнений, любых других проблем в своей жизни, если примет учителем саму верховную личность Бога, если он примет священный трактат, как заглавный обучающий трактат. Когда он принимает, самое возвышенное, за высшую мудрость, духовность за высшую мудрость. Когда он, в общем-то, как кажется, в материальном поступке пытается обратиться именно за духовной помощью. Называется духовное решение материальных проблем, вот в этом суть второй главы.
00:55:07 Нужно духовными способами решать материальные проблемы. Не материальными способами решать материальные проблемы, это абсолютно тупиковый путь. Невозможно материальными способами решить материальные проблемы, необходимо духовными способами их решать. Вот в этом идея Бхагавад Гиты, очень интересно. И отдать всего себя вот этой мудрости, вот этой духовности, это называется здесь истинной щедростью. Щедрость - это признак великой личности, щедрость признак величия. Все хотят быть великими, пожалуйста, будь открыт. Но никто не хочет быть великим по-настоящему, потому что все скупы. Но путь к величию – щедрость. Будьте щедры и будете великими, все пожалуйста. Весь секрет как стать великим, книгу писать не надо, одна бумажка. Придите в магазин ксерокопируйте эту цитату и продавайте её за десять тысяч долларов «Как стать великим?», идеальное руководство.
История щедрости царя Рамачандры
00:56:09 Будь щедрым, вот все, больше ничего не надо, никакие книги больше не нужны по этому вопросу. Такие даются советы. И поэтому, например, в Индии до сих пор помнят Рамачандру. Великий царь Рама, идеальный правитель. Почему его помнят? Он и его супруга Сита, они занимали царский трон. Обладали всеми сокровищами, всеми богатствами, Индия тогда была чрезвычайно богата. Мало того чрезвычайно богатая страна, все были богаты. И они раздали все своим подданным, все раздали. Оставили себе только кольца в носу и серьги в ушах, все ничего не осталось, все раздали. Они раздали даже стабилизационный фонд, не знаю, был тогда или нет. Но, казна какая-то должна быть все равно.
00:57:03 И его раздали, все раздали, ничего себе не оставили, абсолютно нищими остались. Как вы думаете, что сделало население страны? Жители страны, как вы думаете, что они сделали? Кто догадается?
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да, отдали все назад. Не взяли, отказались, сказали: «Мы не можем это принять. Вы слишком щедрые, мы не можем это принять». И все отдали назад. Он пытался ещё раз все отдать, опять никто не взял, он опять, вот так жили, отдавали, все обратно возвращали. Все помнят время этого правления. Все понят, каждый человек на Востоке помнит Раму. Вот такая была личность, вот он велик. Его помнят, про него рассказывают, книги о нём продаются, видео и все что хотите, до сих пор снимают, и будут снимать. Все пишут и рассказывают, все помнят, Рама, вот такая была личность, очень необычная личность.
00:58:00 И это я только одну историю из его жизни рассказал. А у него было десять миллионов истории в его жизни. Он очень много всего совершил интересного, представьте себе, вот это великие личности. Одного этого хватило, чтобы навсегда войти в историю. Представьте, Путин раздал все, ему ничего не вернули, вошел в историю. Сложно это достаточно сейчас, конечно. Сейчас у нас человек думает: «Они мне сядут на голову. Они все заберут. Они выгрызут мне шею». Поэтому щедрость очень трудно применять. И в честь этой силы Бхагавад Гиты до сих пор даже известен день, когда она была произнесена, так и называется этот день [Гитаджаяньте], это день, когда Бхагавад Гита была произнесена. Это обычно где-то в начале декабря. По лунному календарю просто считается, поэтому каждый раз по-разному. Это огромный праздник для всех, кто действительно занимается восточной культурой. Он празднуется не один день, целый месяц празднуется, такой праздник, весь декабрь.
00:59:10 Образованный человек должен знать, что декабрь это месяц, когда вот действительно была поведана Бхагавад Гита, это самый прекрасный месяц в мире. Потому что после этого действительно начинается Новый год, осталась эта традиция. Все пытаются, где-то в это время новый год начать. Почему? Потому что после того как человек услышал Бхагавад Гиту у него начинается новая жизнь. Поэтому, в самом деле, все эти новогодние праздники - это празднование начала новой жизни, когда человек получил новое знание. Все чувствуют это в декабре, это мировой праздник. Чуть-чуть это смещено там или сям, но вот это время, все чувства что-то не то, подъем какое-то есть. Чувствуете, нет? Потому что до сих пор это осталось, Бхагавад Гита была дана и новую жизнь хочется начать, хочется новую жизнь начать. Да? Хочется? Нет? Хочется.
01:00:05 Поэтому у нас будет три года Новый год. Мы три года будем пытаться начать новую жизнь. И есть особое произведение «Гита Махатми», прославление Гиты. Где говорится, что человек каждый день должен умываться водой, чтобы смывать с себя грязь. Но, если он хотя бы один раз совершит омовения Бхагавад Гитой, то есть получит это знание, которое подобно священным водам Ганги, то вся грязь материальной жизни будет смыта с него раз и навсегда. Более того, дальше можно встретить ещё более интересное утверждение. Поскольку Бхагавад Гита дана верховной личностью Бога, нет никакой необходимости читать какие-либо другие произведения из Вед. Нет никакой необходимости в других Ведах.
Очищение Бхагавад Гитой
01:01:02 Достаточно просто внимательно и регулярно слушать и читать Бхагавад Гиту. В наш век люди так погрязли в мирских делах, что не в состоянии прочесть все ведические писания. Но в этом нет никакой необходимости, вполне достаточно одной Бхагавад Гиты, так как это книга квинтессенция всех ведических произведений. Вот так оценивается это произведение, что все остальные Веды можно выкинуть, в принципе. Одной этой книги достаточно. Но мы люди разносторонние, нас так просто не уговоришь. Поэтому мы прочитаем все, на всякий случай. Да? Бхагавад Гита - это книга воина, это книга победителя. Она не учит нас отсиживаться в кустах, видите, о чем идет речь. Арджуна пытался уйти в лес. Но Бхагавад Гита не учит нас отсиживаться, она призывает нас научиться сражаться, так чтобы умереть достойно. У нас всего один выбор, мы говорили об этом, или умереть достойно как воин на поле боя или умереть с позором, стыдясь своей жизни. Вот выбор.
01:02:10 Просто представьте, что мы завтра умираем. Как мы умираем? Как воины на поле боя, достойно сражаясь за правое дело или стыдясь того, что было. Стыдясь посмертной речи, которые будут произносить на поминках. Думаете: «Что же про меня скажет? Только бы не про это. Только бы не об этом». И знаете, такую речь читают, не видя это, и что-нибудь говорят: «Он был таким-то, таким-то, таким-то». И все: «Ну, да, да мы знаем». «И вот таким-то он был». «Ну, да, да. Ну, был, да, немножко». И таким очень грустным, потому что обычно всегда хорошие речи читаются. Есть такая культура «или хорошо, или ничего», но когда все вокруг стоят и говорят: «Ну, да, да, конечно, да, это да. Так принято, конечно, вот подлец был, конечно, хороший, да. И тут он, был веселый, да. И вот тут он, да, понатворил. И в общем, нормально, вовремя ушел, хоть больше горя не устроил».
01:03:14 Не хотелось бы так умирать. Как-то не хочется, действительно не хочется. Причем мы будем присутствовать, очень часто душе позволяют это прослушать. Поэтому там празднуют разные дни по этому поводу. Дают прослушать. Очень грустно всё это прослушивать. Поэтому вывод такой интересный. И Бхагавад Гита учит нас этому истинному состраданию, тому как должно оно проявляться, активно проявляться в нашей жизни. Истинное сострадание – говорить людям правду, о истинном положение вещей в этом мире. Это нелегко, это битва. Говорить людям правду – это битва.
История об одном азартном игроке
01:04:01 Очень трудно. Поэтому если уж проявлять сострадание, то сражаясь за истину. Действительно, чтобы в этом было нечто высокое, нечто достойное, чтобы была какая-то глубина, какая-то красота в этом поведении. А не отсиживаться в лесу, как пытался предложить Арджуна: «Давайте отсидимся, потихоньку. Там посмотрим». Поэтому, видите, это сострадание не было одобрено. Кажется, такое высокое сострадание, но это сострадание к телу. И Бхагавад Гита поднимает нас на непостижимый уровень сострадания, на сострадания к душе. Никто об этом даже не знает. Есть разница. Однажды, один человек решил принести пользу миру. Он решил, что будет обучать грешников уму разуму. Так сказать почувствовал себя учителем.
01:05:00 И он нашел человека, который был такой азартный игрок, ему очень нравились какие-то игры азартные. И он не знал, как избавиться от этой привычки. И тогда этот человек решил ему помочь. И он поселился возле дома этого человека, возле дома этого игрока. И каждый раз, когда тот отправлялся в игорный дом, он ложил камень на определённом месте, на его пути, на газончике. И каждый раз, когда тот играл, он ложил камень и постепенно эта гора стала расти, расти, расти. Тот стал догадываться, ложил новый камень. И тот выходил из дома, он уже начал чувствовать себя виноватым. Когда он шел назад, он видел, что эта куча увеличивалась. Он видел, как все происходит. А тот учитель, он тоже чувствовал себя очень довольным. Он чувствовал удовлетворение от того, что он помогает, что он зарегистрировал грех.
01:06:05 Он очень точно следил, за тем чтобы ни один грех не был мимо пропущен, чтобы счет велся точно. Да, все хорошо, он был очень довольный, все посчитано. И так продолжалось в течении двадцати лет и каждый раз, когда этот игрок видел этого благочестивого человека, который о нём заботился, он говорил себе: «Да, вот такой действительно хороший человек. Святой человек, ради моего спасения свою жизнь губит. За меня всю свою жизнь отдал, чтобы меня спасти. Если бы я только мог исправиться, то я бы все отдал, чтобы стать таким же как он. Поэтому, конечно, это святой человек». Он ходил постоянно восхищался этим человеком. И однажды случилось так, что в результате стихийного бедствия оба погибли, в одно и то же время. И прилетели ангелы и взяли душу этого игрока и сказали ему: «Ну, все нормально. Полетели в рай».
01:07:04 И грешник удивился: «Не понял! Не может быть такого. Вы, наверное, ошиблись? Вы, наверное, за тем соседом? Вот тот святой человек. Вы, наверное, за ним прилетели? Вы перепутали, проверьте свои книги, записи. Наверное, ошибка какая-то. Он двадцать лет меня пытался изменить, двадцать лет обо мне заботился, это святой человек. Вы не ко мне, вы к нему. Вот тот святой благочестивый человек». «Какой святой? Какой благочестивый человек? Нет, его в ад уже утащили». «Не понял! Как в ад? Что-то не то. Как же так?». И они стали ему объяснять, что суть дела обстоит в том, что: «Двадцать лет, человек считающий себя учителем, он потакал своему чувству значимости и превосходства. Каждый раз, когда он ложил камень, он думал о том, что насколько его святость отличается от падшего положения этого игрока.
01:08:02 И каждый раз он испытывал радость от того, что он возвышается, помогая игроку. Каждый раз он чувствовал гордость за своё развитие, за своё положение, за свою значимость. Поэтому сейчас пришел черед восстановить равновесие. Поэтому он складывал эти камни не для тебя, а для себя, чтобы показать своё превосходство, чтобы выделить себя в своих же собственных глазах». Тогда игрок спросил: «А я то что? Меня-то за что? Ладно, он, ну Бог с ним, его личное дело. А меня-то за что?». Говорит: «А тебя вот так наградили, потому что каждый раз, когда ты проходил мимо этого человека, ты думал о его доброте и святости. И даже сейчас ты думаешь о его доброте и святости. Поэтому ты достоин попасть туда, о чем ты думал. Поэтому пожалуйста вперед». Такая интересная история, очень необычная.
Что такое карма-йога?
01:09:05 Это и есть карма-йога, она ещё не началась. Она начнется в третьей главе. Да? Если мы откроем третью главу, мы видим, она называется «Карма-йога», посмотрите. Да? Кто-то уже дошел? «Карма-йога» - третья глава. Карма-йога уже здесь начинается. Это не наука зарабатывать себе хорошую карму. Сейчас так думают, что карма-йога - это наука о хорошей карме, чтобы получить богатство, силу, еду, товарищей противоположного пола, так сказать. Карма йога – это наука как жить для Бога. Как все делать для Бога, как есть для Бога, как ходить для Бога, как дышать для Бога, как работать для Бога, как рожать детей для Бога, как все делать для Бога, вот это карма йога. Все остальное - это махровое невежество.
01:10:00 И тут уже начинается это объяснение, о карма-йоге. Карма-йога будет третья глава, это сантья-йога, то, что мы сейчас изучаем. Будет ещё третья глава. И читая Бхагавад Гиту, мы тоже должны помнить о карма-йоге, тоже должны помнить об этой основе создания сознания. Значит, мы должны её читать так, чтобы это понравилось Богу, в первую очередь. Не чувствовать себя самодовольными, великими учителями, гордыми, что мы знаем, другие нет. История очень поучительна. Нет, мы должны читать так, чтобы это понравилось Богу. Читать в умонастроении ученика. Это секрет Бхагавад Гиты. Секрет в том, что чем больше мы её читаем, тем больше мы её понимаем. Даже если мы каждый день будем читать один и тот же стих, она будет раскрываться все больше, больше и больше. Каждый раз мы будем понимать, что до этого ничего не понимали. И Бхагвад Гита видит нашу решимость, нашу любовь и открывает нам себя. В этом секрет, мы уже говорили об этом. Поэтому каждый раз, когда мы правильно читаем её, когда мы правильно настроены, в этом настроении ученика, мы будем понимать что-то, чего раньше не понимали.
01:11:08 Эта книга на всю жизнь. Вот её один раз нашли, все, можно больше ни о чем не волноваться. Ее одной достаточно, чтобы понять все, все что есть в этом мире, даже больше, её одной достаточно. Она ещё и о духовном мире немного рассказывает. Об всем, что есть в материальном мире рассказывает, все полностью, все знание. Хорошая новость, там нет электричества, там и так нормально. У нас без электричества смерть. Но, в Бхагавад Гите вы дальше прочитаете, там нет электричества, без него хорошо. Немного рассказывается, но интересно. Потом вот это вот отдельно расскажу. Поэтому все разбирается в этом интереснейшем произведении, в общем-то, мы постараемся, какую-то часть этого знания для себя раскрыть, чтобы потом всю жизнь изучать его дальше. Вопросики, пожалуйста, слушаю.
Ответы на вопросы
01:12:02 Времечка много. Такая у нас сегодня была вводная тема по поводу второй главы. Дальше мы уже начнем философию как таковую изучать.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] От работы.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Ну давайте подумаем. Мы что пытались сделать? Пытались не честным образом, что сделать?
[Из зала] Деньги получить.
[Рузов В.О.] Деньги получить. Поэтому, что мы теперь должны делать, честным образом? Их отдавать. Проявляйте щедрость, станете великим [неразборчиво]. Потом будете со своей гордостью бороться. Щедрость, щедрость, щедрость, очень хорошо помогает и заодно от других проблем тоже помогает. Щедрость от всего помогает, но от этого в первую очередь, конечно.
01:13:06 [Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] В теле способность слышать проявлена через уши, но душа слышит без ушей, без наших грубых, грязных таких подозрительных ушей, которые ничего толком-то и не слышат.
01:14:05 Потому что если мы попытаемся разницу в полу тонах найти и нас уже проблемы начнутся. Там ещё две октавы сможем отличить, а уже полутона не сможем, так просто. Нужно много лет тренироваться, чтобы разницу услышать. Но, это грубый элемент, который накладывается на истинную слышимость души. Душа слышит без этих грубых элементов. Поэтому, в общем-то, когда грубое тело уходит, это не значит, что слух тоже уходит, мы так же видим и слышим, только это немножко другой опыт. Поэтому вы можете слышать более тонко. В каком-то случаи да, в каком-то нет, не всегда. Не обязательно должны быть какие-то внутренние идеи проявлены, иначе, тогда не будет интереса. Поэтому мы можем, проявлять свои идеи открыто, а можем проявлять их внутренне.
01:15:03 Поэтому должна быть некоторая закрытость, она дает интерес, дает игру. Жизнь - это игра. Поэтому вы не сможете уже играть, если все будет понятно. Как вы сможете сыграть? Как вы сможете сыграть в прятки, если вы слышите мысль? Не сможете. Поэтому и настоящее наслаждение - это игра. И в общем-то, духовный мир, он состоит из игры, называется лила, духовная игра. Поэтому для этого, конечно же, тоже есть вот эта вот некоторая открытость и закрытость специальная. Поэтому что-то можете услышать, что-то нет, это уже вопрос другой. Но, то, что нужно будет услышать, вы услышите. Поэтому если это будет поучительно, почему нет? Мы даже здесь, без слов многое понимаем. Здесь многое без слов говорится, абсолютно понятно. Так сказать, между строк читаем, тоже можем понять, что за этим стоит, конечно же.
01:16:16 Поэтому мы можем сказать, что слух очень грубое явление. Поэтому когда придёт старость, ещё придется слуховой аппарат купить. Сразу копите деньги, стоит дорого, хороший слуховой аппарат, на всякий случай. Слух естественно падает, так например, в медицине рекомендуется готовиться к старости слуха, и закапывать одну капельку хорошего масла. Это смазывает внутреннюю полость, и все проблемы начинают от сухости. Потому что вата-доша, старость это время ваты, вата - это сухость, и сухость высушивает всю эту систему. Она очень тоненькая, очень такая подвижная, поэтому маслицем смазывать надо. Надо подбирать масло, для уха, которое подходит.
[Из зала] [неразборчиво]
01:17:01 [Рузов В.О.] Щедрость.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] А в щедрости да, я понимаю вас.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да. Щедрость и не подразумевает, что-то решить в этом мире. Мы с помощью своей щедрости ничего не решаем, абсолютно. Это не задача щедрости, это задача бизнеса, что-то здесь решить. Но щедрость - это задача очистить своё сердце. Поэтому насколько мы готовы очистить своё сердце, столько мы и отдадим. Поэтому, например…
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Кроме чистоты сердца ничего взамен не придет. Более того ещё остальное заберут. Да. Заберут, будут ругать, критиковать и палками побьют. И правильно сделают, потому что мы хотели что-то получить, мы хотели с ними бизнес сделать.
01:18:03 [Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] А что? Ну, чего-то же хочется? Вам хочется, чтобы вас хотя бы не били?
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Это бизнес.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да, если мы хотя бы что-то ждем, нас ещё и побьют.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да
[Из зала] Но у каждого мера щедрости разная. [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да. Вот это щедрость. Это очищает сердце и мы понимаем, что я не это тело, я душа. И я должен очистить своё сердце, от чего? От эгоизма, от желания что-то получить взамен. Эгоизм - это желание что-то получить взамен. Мы хоть чего-то ждем, мы хоть нейтрального отношения ждем. Хотя бы нейтрального …
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Вот это эгоизм.
[Из зала] То есть это ещё и эгоизм
[Рузов В.О.] Это ещё и эгоизм, это ещё махровый эгоизм.
01:19:01 И когда мы будем готовы подставить другую щеку, когда нас по одной так ногой лупснут, что мы скажем: «Большое спасибо. Еще по этой». Понимаете? Когда мы отдадим все, и нас ещё за это гвоздями прибьют к столбу, вот тогда вас назовут пророком. Все пророки не своей смертью умерли, отдали свои жизни Иисусу, никто своей смертью не умер, всех забили. Кстати, какая тяжелая жизнь у тех, кто пытается всю свою жизнь отдать другим. И только если мы щедры, мы сможем это сделать и тогда мы героически умрем. Это будет героическая смерть, настоящая смерть. Потому что вариантов всего два. Или умереть, сомневаясь, зачем я жил, вообще была ли это жизнь, или мы умерли героически. Вот в этом вариант. Поэтому эгоизм он такой, корневой. И он как раз в щедрости проявляется.
01:20:11 Вроде сделал: «Ну, как же так?». Посмотрите, есть целые организации, ротари, люди которые собираются, чтобы быть щедрыми, но сердце не очищается. Потому что они получают вознаграждение. Поэтому в законах кармы так описывается: максимальное благо, максимально очищающий эффект приходит от благотворительности, только анонимной. Понимаете? Только анонимной. С этого только начинается щедрость. Потому что при анонимной благотворительности, нас хотя бы ругать не будут за это, что мало дал. Понимаете? Поэтому очищение только с анонимности начинается, до этого даже нет никакого очищения. Если вы хотя бы анонимно дали, то мы хотя бы ничего не получили, это уже очищение. Думать: «Зачем же вообще давать? Зачем же вообще давать, если даже никто не узнает, что это дал я?». Это уже очищение.
01:21:00 Но, если мы готовы дать и получить взамен ненависть, это значит, что мы избавились от эгоизма. «Большое спасибо. Да, я должен. Я достоин этого очищения. Я достоин очищения от своего эгоизма». Это сложно, очистится от эгоизма. Потому что даже очищаясь, мы развиваем свой эгоизм. Человек становится монахом и очень горд: «Я монах!». Человек что-то отдал, он говорит: «Я отдал! Я отдал, все свои ненужные вещи в детский дом», он герой. А нужные бы отдал. «А нужные, мне самому нужны. На то они и нужные». Ты нужные отдай, ты вот раздели все вещи на нужные и ненужные, и отдай в детский дом все нужные вещи, а ненужные оставь себе. Вот с этого давайте начнем. Я занимался благотворительностью, я разбирал эту благотворительную помощь. Одна вещь из двух ста была нормальная, одна вещь из двух ста. Сто девяносто девять просто сжигалось. Понимаете?
01:22:00 Потому что от них там не понятно что, или заразится можно, или умереть, я не знаю. Понимаете? Никто не хочет нужного, а вот очищение с нужного начинается. Вот свой компьютер сейчас собрали, пошли, отдали. «Ууу, компьютер. Зачем вам компьютер?». Очень сложно. Очищаться трудно, никто не говорил, что легко, очищаться трудно, интересно.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Как повезет.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Ну, да. Просто может быть, так сказать, крест публичный, а может быть крест внутренний. Но, в любом случаи надо полностью.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Ну, есть только два варианта или мы стремимся к накопительству, или мы стремимся к отдаче. И это противоположный вектор. Поэтому человеку сначала рекомендуется спокойно об этом подумать, называется жизнь семейная. Где по долгу нельзя все отдавать.
01:23:00 Когда человек живёт в семье, он не имеет права все отдавать. Он обязан заботиться о своей семье. Понимаете? Поэтому пока мы живем в семье, мы не имеем права все отдавать, так процентов десять, пятнадцать, нормально, но все не имеем права. Поэтому, например, в традиционных религиях есть такая десятина, там ещё что-нибудь. Нельзя человеку сказать девяносто процентов, он семейный человек, он не может все отдать. Он должен пройти через философию очищения. Он должен использовать время семейной жизни для того, что бы разобраться в этих идеях. И когда семейная жизнь будет уже уходить, тогда он может начать применять свои познания в теории очищения и поэтому на Востоке это называется ванапрастха. Когда человек начинает отказываться. И когда он лет двадцать пробует отказываться, уже более чем десять процентов, например, пробует отказываться, то тогда он принимает полное отречение, называется санньяса, полное отречение.
01:24:05 И тогда он от всего полностью отрешается и путешествует. И он даже в одном месте, больше трех дней не может находиться, ему запрещено. Потому что после трех дней, уже кажется, что это твой дом. И он уже знакомый, и уже удобно, и уже прямо, так вот знаете, хорошо. Я постоянно путешествую и приезжаю, все неудобно, все не так, как-то все криво. Три дня поживешь: «О, как хорошо. Как нормально. Может, тут остаться?», но надо ехать дальше. Понимаете? Поэтому это не быстрый процесс. Невозможно, мы сейчас не можем выйти, снять с себя рубашку и сказать: «Ну, забирай», мы не можем этого делать. Нет, мы должны к этому идти. Сначала философски, потом пробуя это делать правильно, долго учась, а потом практикуясь, [неразборчиво] на увеличение этого стандарта. Но, под конец всё равно придется отдать все. Весь вопрос или мы это сами отдадим, или у нас это жизнь заберет. Она всё равно все заберет, никто с собой ничего не возьмет.
01:25:03 Напишите список, что вы с собой возьмете в следующую жизнь. Хороший список составьте, каталог. Ничего с собой взять невозможно. Поэтому или мы сами отдадим и через это очистимся или мы это будем пытаться сохранять и через это просто превратимся в животное. Вот в чем вопрос. Нет, лучше самому отдать, но правильно отдать, что всё равно придется. Даже тело потом заберут в конце, буквально вырвут. Говорится, что момент смерти так неприятен для того, кто не практиковал отречение, потому что тело буквально приходится отбирать. Душа не хочет уходить, она цепляется за тело, орет, кричит, сопротивляется. Поэтому буквально приходится вырывать из тела душу, вырывать, собаками вытравливать. Специальные собаки используются и собаками душу вытравливают.
01:26:03 Все собак бояться? Нет? Еще не боялись? Значит, просто с собаками хорошими не встречались. Еще встретитесь. Когда чувствуется, что собака не любит, что она вот готова вам в глотку вцепиться. Такой страх по телу пробегает, что смерть идет. И вот такие собаки специальные используются, их не видно, но они вытравливают душу из тела и она убегает, буквально. Очень нехотя убегает. Такой неприятный момент в жизни, из собственного тела, собаками. Да? Очень неприятно. Поэтому если человек сам готов к этому отречению: «Ну, вот здорово, пришло время. И так уже тело старое, от него толку никакого», никаких собак нет. Говорят: «Пожалуйста, выходите. Большое спасибо. Подвиньтесь, вот проходите», все аккуратно, красиво, все замечательно.
01:27:03 Не хочет, приходиться. Потому что в мертвом теле жить нельзя, это некрасиво. Зомби называется, очень некрасиво, никому не понравится. Нельзя, а просто ради психического здоровья родственников. Потому что если он хочет слова вставить во время этой речи поминальной. Потом всех родственников тоже придется из тела выживать. Поэтому ради общего здоровья его вытравливают оттуда, неприятная ситуация. Поэтому мы должны быть готовы к отдаче и потом тело придется отдать, потихоньку. А семье, почему дается такое послабление? Потому что родственники, добрые люди и они будут нас тренировать, всю нашу семейную жизнь, по поводу самоотдачи. Они все очень добры и они будут очень сильно стараться, чтобы мы научились отдавать.
01:28:05 Поэтому мы будем тренироваться каждую минуту и каждую секунду. Они нам будут напоминать, что: «Тебе вот в понедельник нужно мне отдать вот это. Во вторник вот это. В среду мы договорились вот на это, не забудь. В четверг вот на это. И вообще ты мне всю жизнь испоганил», вот. То есть тренировка будет идти каждый день, упорная, серьезная. Если не научиться отдавать, то человек будет не готов к отдаче. Это называется развод. Развод - это когда человек был не готов к отдаче, он хотел только получать в семье. А началась нормальная отдача, и он был к этому не готов: «Не понял! Что такое? Обещали же что будем счастливыми. А тут, давайте, требования одни. Что это за жизнь такая?», это жизнь в очищении. Поэтому вся эта жизнь проходит только в двух руслах. Или мы не на жизнь, а на смерть боремся за материальные элементы, атомы, какие-то варианты атомов, как-то соединенных в определённой последовательности, с питанием сто десять вольт или двести двадцать, неважно.
01:29:06 Или мы учимся отдавать и тогда наша жизнь налаживается. Во всяком случаи мы уже спокойно относимся к тому, что что-то от нас ушло. «Ушло. Ну, что делать? Хотел сам отдать, а оно само ушло, даже проще. Нести не надо. Ушло само. Что же делать? И сам был готов».
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Ну, да.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Да.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Ну, это если оно само ушло. Потому что тут уже что сделаешь. Поэтому это мудрость. Обычно человек, он всех обвиняет, что они украли, очень не доволен, орет, плачет, а толку, оно уже ушло, «поезд ушел» называется. Что биться-то головой об стенку? Нет. И он, поэтому все время тренируется грамотно отдавать раньше, чем оно само ушло.
01:30:14 Потому что если оно само ушло, это не очищает, нужно просто это терпеть. А вот когда мы сами отдаем, это очищает. Поэтому вот человек видит разницу, между тем, что само ушло, и он отдал и очистился. И чувствуя эту разницу, он уже учится сам отдавать, это его рост. А мы этому постоянно тренируемся. Видите, нужно все время отдавать, или время надо отдать, или деньги надо отдать, или нервы надо отдать, или здоровье, всё равно в этой жизни надо постоянно что-то отдавать. Есть вопросы или мы учимся делать это правильно и радуемся этому процессу, или нас это раздражат, бесит, нервирует, и мы с этим боремся изо всех сил. Но, всё равно все отберут, то называется сантья-йога. То, чем мы сейчас занимаемся, это сантья-йога. Мы должны уметь видеть разницу, между материальным и духовным. В материальном всё равно все заберут, потому что это временно. Материальность - это временность. Поэтому нас интересует только духовное благо. Духовное благо - это очищение. Поэтому если мы отдадим то, что всё равно отберут, но получим вечное благо очищения, это же выгодно, в конце концов.
01:31:04 Даже с точки зрения выгоды, это выгодно, это сантья-йога, это выгодно. Очень выгодная йога, йога выгоды. Но, так просто не объяснишь, конечно, простому человеку на улице. Он будет спорить до потери пульса. Что просто не умеют пользоваться просто или у них этого нет. Да есть, все есть.
[Из зала] [неразборчиво]
Законы благотворительности
01:32:05 [Рузов В.О.] В благотворительности есть такой закон, говорится, что нельзя давать два раза одному и тому же человеку. И там дается уже временной промежуток. Если у вас часто просят, нельзя давать в один и тот же день. Если редко просят, нельзя давать в один и тот же год. Понимаете? Если очень большая сумма, нельзя два раза давать в одну и ту же жизнь. Поэтому вы уж сами там распределите. Но, это факт, есть такой закон, нельзя поощрять чужое тунеядство. Поэтому нужно давать для очищения, но не поощрительно давать иногда. Поэтому, вот например, когда часто просят на Востоке, там это принято просить. Поэтому люди они так как отвлеклись полностью, они просто себе на еду насобирали, пошли, поели, все. Это не считается попрошайничество. Нет, просто люди уже от всего отказались и им вроде дают, это нормально. Но, даже для них принято, никогда второй раз не давать. Поэтому они сами второй раз никогда не подходят. Это некультурно считается.
01:33:02 Никогда второй раз не подойдут. Один раз только подходят.
[Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В.О.] Ну, не всегда много. Там тоже так сказать, есть такие места, в общем-то, где принято на своей территории просить, те кто живёт на этой территории. Но, некультурно два раза просить, потому что не дадут все равно. Есть такая культура, второй раз не давать, чтобы не поощрять. А то это может поощрять какие-то совсем не те мотивы. Не мотивы очищения, а мотивы таких людей, туниядствующие мотивы, да. Поэтому есть такие хорошие принципы «два раза в одни руки не давать», очень помогает. Желающих много, поэтому в этом мире можете всю жизнь практиковаться в своей благотворительности, но ни разу не засомневаться, не поощряете ли вы чужое туниядство. Если вы просто каждый раз даете новому человеку.
[Из зала] А речь идет о деньгах или о вещах?
[Рузов В.О.] Да какая разница.
01:34:03 Есть такая традиция, да. Например, даже тут, например, на Востоке принято пищу раздавать. Бесплатную пищу раздают, очень часто, это видно, вы можете даже выбрать где её взять. Пища, она очень хорошего качества. Поэтому люди, в общем-то, бедные, но не голодают. И если человек стал в очередь, ему наложили пищи, дали ему. Но, если он второй раз пытается, не всегда дадут. Пока все не получат, так просто его не пустят в очередь. У нас тоже была такая традиция, когда были очереди. Второй раз в очередь некрасиво было вставать. Поэтому в разные очереди занимали. Помните? В одну очередь второй раз уже было некрасиво становиться. Поэтому, да, есть такая традиция. Но, если все уже получили, то потом повторно дают, никакой проблемы нет. Это практика.
01:35:03 Нужно практиковаться и искать очищения, и вы почувствуете очищение, есть оно или нет. Поэтому если правильно отреклись, правильно помогли, вы почувствуете очищение. Если нет, значит, появится недовольство, гордость, нехорошие качества появятся. Вот тут можно тренироваться, узнавать как, пробовать, тренироваться и обязательно получится. Разобрались? Разобрались. Хорошо. Большое спасибо.
транскрибирование: Евгения Ильченко | 22 April 2012