Самая большая аскеза
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 54-55 стихи Второй главы звучат так: [санскрит]. Переводится это так: «Арджуна сказал: «О Кришна, как распознать человека, обладающего этим божественным сознанием? О чем он говорит и как выражает свои мысли? Как он сидит и как ходит?». Верховный Господь сказал: «О Партха, о человеке, который очистил свой ум от всех желаний, берущих начало в чувствах и черпает удовольствие только в своем истинном «Я».
00:01:05 Говорят, что он обладает чистым, божественным сознанием». Такие два очередных стиха. И речь в них идет о том, что мы отличаемся друг от друга тем, как ведем себя в критической ситуации. Как ведем себя в какой-то конкретной ситуации, которая требует нашей определённой реакции, которая требует от нас определённого поведения. Как мы думаем; что мы говорим; какова наша реакция. По реакции определяется - что внутри. Это некоторая в современной науке система черного ящика. Непонятно, что внутри ящика, но если мы посылаем туда какой-то сигнал, смотрим, что на выходе, и понятно, какова структура того, что внутри.
00:02:00 И также мы не можем увидеть сознание человека. Мы не можем его так просто разглядеть. Человек – это такое шифрующееся устройство. Никто не собирается говорить, о чем он думает - это секрет. Никто не может читать мысли людей. Это абсолютный обман. Никто не читает мысли людей. Нет таких. Это сказки. Такие очень хорошие сказки. На этом можно снять большую телепередачу, интересную, можно написать книжку. Но не возможно читать мысли, потому что это - энергия души. Энергию души невозможно понять каким-то материальным сознанием. Невозможно понять. Это и есть наш секрет. В этом и есть загадка отношений. Можно догадаться о чем-то, можно вторичные признаки поймать. В основном это строится на некоторой психофизиологии, не более того. Туда посмотрел. Там дернулось.
00:03:05 Хороший массажист может понять, массируя тело человека, о чем у него примерно постоянные мысли. Потому что это – психофизиология. Определенные мышцы будут в скованном состоянии. И можно понять, в чем проблема. Массажисты изучают это, чтобы по ходу дела поговорить с клиентом, когда его массирует: «Об этом лучше вам не думать. А вот тут у вас все нормально. А вот здесь аккуратнее». И это психофизиология. Но это не чтение мыслей, это не понимание сознания, это разбирание симптомов, это определённые симптомы, которые можно увидеть, также, как лицо. По лицу можно понять примерно, как ведет себя сознание внутри. Но и то: если мы посмотрим на лицо восточного человека, так просто не поймешь, что там у него. Они изначально все улыбающиеся.
00:04:01 Принято в культуре на лицо не выводить. И в то же время наоборот - если это человек искусства, восточного искусства, то он может выразить своим лицом все что угодно. Поэтому не так то просто прочитать. А так, в принципе, в разряд таких вот вторичных чтений – это чтение по лицу. Это считалось одним из таких высоких искусств – физиогномика. Потому что читать будущее по руке не так просто. Кто вам даст руку? Никто не даст! Это будет очень странным. Но если вы видите лицо человека, вы может понять его карму. Поэтому это считалось самым сложным искусством, сейчас таких специалистов нет. Не смотря на то, что можно книжки купить на каждом углу, физиономистов нет. Это искусство ушло, оно пропало. Достаточно сложное искусство, а то, что мы знаем – это такой детский лепет, не относящийся к науке.
00:05:04 И вот во всех этих отличиях главным отличием является речь человека. По речи мы можем сделать для себя достаточно серьезные выводы. И в комментариях к этим стихам говорится, что глупца, даже если он очень хорошо одет, невозможно распознать до тех пор, особенно, если он так замаскируется, спрячется, его невозможно распознать до тех пор, пока он не заговорит. Пока его речь не проявится. Но стоит ему открыть рот, как сразу же становится ясно, кто он такой. Сразу становится понятно, сразу понятно, что внутри. По речи можно легко понять, потому что речь проходит все внутренности. Проходит через все наши слои сознания, через ум, через разум, через эго.
00:06:03 Поэтому и несет уже в себе эту окраску. И по речь уже можно все понять. «Но стоит ему открыть рот», - мы читали в этих комментариях, - «сразу же становится ясно, что из себя человек представляет». В речи это становится понятно через речь. Поэтому мудреца легко узнать по его речи. Она всегда направлена на то, чтобы раскрыть смысл происходящего. Это речь мудреца. Мудрец всегда старается раскрыть смысл происходящего. О чем идея, для чего все это? К чему это все? Каков смысл того, что происходит? - Он пытается это понять. И для чего это? Почему мы пытаемся понять план? Если мы понимаем план Бога – это делает нас свободными. Понимание плана дает свободу. Свобода – это некоторая обретение фундамента. Свобода – это когда у нас есть от чего оттолкнуться.
00:07:04 Если нам не отчего оттолкнуться, мы не свободны. Как можно быть свободным? Нет. Просто болтаемся в своей жизни. А если есть фундамент какой-то, есть конкретная идея. Если эта идея правильная, то мы можем делать свои собственные выводы. Если у нас есть правильный фундамент, мы можем делать свои собственные выводы: и по поводу своего поведения, и по поводу поведения других. И у нас могут быть свои мысли и свои планы. Т.е. если у нас есть фундамент, у нас могут быть свои мысли. И мы можем быть спокойны по поводу своих мыслей. Потому что главный толчок - верный, остальная идея верна. К сожалению, в основном наблюдается эта зажатость тисками мнения окружающих. Наше сознание может быть зажато этими тисками мнения окружающих – это сковывает нашу свободу, это внешнее мнение. Оно сковывает нас, т.е. нет какой-то своей идеи. Мешает нашей душе полностью проявить свои желания.
00:08:05 Не дает полностью проявиться желаниям. Есть эта скованность, зажатость. Нет, мы должны сами отвечать за свои убеждения. Это и есть свобода. За свои принципы, за свой путь, за свои идеи. Если у нас есть этот фундамент понимания плана Бога, тогда мы можем нести эту ответственность полностью. Тогда мы можем действительно понимать смысл того, что мы делаем, что мы говорим, что мы думаем. Это некоторая категория честности. Мы уже не просто свободны, мы честно свободны. Мы, в общем-то, свободны в своем выражении. Можем в действительности свободно высказывать своё мнение. И свободно нести за него ответственность. Нет какого-то внешнего влияния. Поэтому мудрец, например, не боится извиниться за свой поступок.
00:09:09 Особенно, если поступок приводит к негативным результатам. Особенно, если он приводит к негативным результатам. Обычно все заканчивается не так, как нам хочется. Обычно все заканчивается каким-то неидеальным результатом. Мы должны понимать, что вот тут проявляется наша свобода. Потому что иначе сковывает наш неидеальный результат, мы попадаем под влияние своего этого неидеального результата, и нас начинает давить эта ошибка. Поэтому мудрец не боится ответственности, т.к. старался поступать правильно.
00:10:09 Т.к. в принципе он поступал правильно, шел по правильному пути. Он понимал этот план, он понимал, как поступить верно, но все закончилось как обычно. И он спокоен: «Да, действовал я правильно, но закончилось все как обычно». Поэтому извините, не получилось. Но действовал правильно. Поэтому он не комплексует, он не зажат этой ошибкой. Он не зажат, поэтому он не несет ответственность. Если мы понимаем, что действовали верно, но ничего не получилось, мы можем спокойно извинять, обсуждать, мы не боимся об этом честно поговорить, потому что действовали из хороших побуждений. Какая проблема? Но не получилось. И это делает жизнь очень легкой. Т.е. не нужно приходить домой, переживать, обдумывать это сто раз. «Ну как же это так получилось?». Нет. Действовали из лучших побуждений, но получилось как обычно. Ну что делать? Т.е. это делает тут же жизнь свободной..
00:11:03 Тут же делает жизнь свободной. Кто-то ощущал такой эффект? Когда-нибудь? Это очень интересно. Но не дай Бог мы действовали не понятно как, просто на свой страх и риск, не понимая, что это и зачем, вот тут начинаются проблемы. Потому что все заканчивается не так, как мы хотели, но в этом случае мы понимаем, что в этом случае мы несем полную ответственность, и вся карма ложится на нас. Потому что если мы действовали по плану Бога, кармы нет. Даже если все плохо закончилось, Кармы нет. Потому что плохо закончилось или хорошо - это местное понимание, это материальное понимание. С точки зрения Бога все хорошо закончилось. Это с нашей все закончилось не так, как мы хотели. Так интересно. Очень не обычно. Т.е. не боится ответственности. Приходит понимание, что может чего-то не хватить для результата, удачи может не хватить для результата. В конце концов. но в этом случае мы понимаем, что в этом случае мы несем полную ответственность и вся карма ложится на нас. ?нас начинает дави
00:12:07 Ему нечего стесняться. Когда мы действуем не по собственной прихоти, а по законам Бога, стесняться нечего. Для этого должна быть некоторая уверенность, что то, что мы делаем – не греховно. Это очень серьезная уверенность. Это уверенность дает нам возможность идти по жизни с радостью. Если я точно понимаю, что я делаю то, что не греховно, значит, я могу быть довольным тем, что происходит. Сегодня сложная тема, я пытаюсь её объяснить, и чтобы меня не отвлекали.
00:13:02 Это сложная тема. Концептуально сложная тема. Кажется простой, но в ней очень много тонких моментов, в которых нужно разобраться. Человек знает, что он идет по правильной дороге, а уже легкая она или тяжелая - не нам решать. Вот в чем идея. Нам, главное, знать, что дорога правильная. А легкая она или тяжелая - это уже вторичные вещи. Поэтому это неважно: легкая или тяжелая, с ошибками мы идем или без, но если мы идем правильно, человек становится счастливым. Мы становимся счастливыми. Мы становимся спокойными, мы удовлетворены, у нас все в порядке. Мы чувствуем подъем, мы чувствуем приближение к хорошему завершению. К нашей цели. В этом идея. Вообще путь редко бывает легкий, тем более, путь вверх.
00:14:02 Как может быть путь вверх легкий? Лестница не бывает расслабляющая. Лестница всегда немножечко напрягающая. Даже для спортсмена. Он первые двадцать этажей легко пробежит, но бывают и более высокие здания. Сколько там бывает? Пятьдесят этажей. Уж к 50-му любой спортсмен немножечко устанет, всем будет немножечко трудновато. Это сначала мы стартом отличаемся, но к концу все бежим запыхавшиеся. Старость всех ровняет, все становятся одинаковыми. Так и путь - он всех немножечко сравнивает. Мы начинаем путь по-разному: одни быстро начинают, одни за один день все бросили, прямо все поняли. У других на это много лет ушло. Но в результате всё равно мы становимся одинаковыми. Наше понимание становится одинаковым,
00:15:03 Наше развитие становится одинаковым. Т.е. уже не так видны эти различия. В этом идея. Поэтому, главное - что эта дорога верная. А уже как она, в принципе, проявляется – это вторично. Есть одна история о человеке, который любил выпивать. И в Индии пьянство считается грехом. Это большой грех. Поэтому друг этого человека его предупредил, он сказал: «Из-за своего пьянства ты пойдешь в ад. Просто пойдешь в ад». Тот ответил: «А мой отец тоже пьет», и друг ему сказал: «И твой отец тоже пойдет в ад». Тот сказал: «Ну и мой брат тоже пьет». Сказал: «Ну и брат твой тоже пойдет в ад». «Ну и сестра моя тоже пьет», «Ну так и сестра тоже». Так они всех перебрали. «Тоже все пойдут в ад». Тогда этот человек сказал: «Ну, тогда этот ад похож на рай, там все знакомые, все свои, очень удобно, нормально, почему нет?».
00:16:07 Дорога такая. Человек выбрал себе такую дорогу и пошел. И там все встретимся. Вместе пили, вместе будем в аду. Весело, нормально. Таков путь. Человек это как рай воспринимает: все будут родные, знакомые, близкие. Даже религия так говорит, что рай – это там, где все твои родные. Но это может и в аду так оказаться, там тоже могут быть все вокруг родные, знакомые, Вася с соседнего подъезда. С тем пили, с этим пили. Не все так просто. Это нужно точно понимать, куда идем. Из этого произрастает мудрость. Мудрец готов пожертвовать собственными удобствами, собственными деньгами, собственным временем, собственной свободой ради того, чтобы помочь другим обрести счастье. Это категория мудрости. Если мы свободны, тогда мы готовы чем-то пожертвовать. Если мы не свободны - нам мало. Когда мы не свободны - нам мало. Мы накапливаем. Но если свобода действительно есть, мы готовы отдавать.
00:17:07 Свободный человек всегда отдает. Он всегда готов поделиться. Эта жертвенность, умение что-то отдать, является некоторым признаком того, что человек понимает суть происходящего. Того, что он понимает, куда он идет. Потому что если я не понимаю, куда я иду, лучше приготовиться. Лучше накопить побольше, потому что, мало ли что! Надо же будет от чего-то откупаться. Ничего не понятно. Эта готовность помогать ближнему, помогать детям Бога, делает нас по-настоящему близкими к Богу. Это некоторый секрет. Если мы помогаем детям Бога, мы становимся близкими к Богу. Это некоторая идея. Концептуальная идея. Она объяснятся в трактатах. Это некоторый секрет. Т.е. чтобы стать близким к Богу, нужно помогать Его детям, и многие это чувствуют.
00:18:01 Многие это чувствуют, несмотря на то, что государство сейчас профессионально борется с боготворительностью. Профессионально. Т.е. делается все, чтобы не было благотворительности, изо всех сил, просто уничтожается, но люди хотят что-то делать. Всем хочется что-то делать. Но, к сожалению, нет никакой поддержки, но человеку всё равно хочется. Если раньше это как-то все поддерживалось, и была некоторая концепция того, что это было выгодно, лет 15 назад, когда человек жертвовал что-то, то его налоги в какой-то мере снимались. Был закон, который позволял жертвовать достаточно много.
00:19:04 И это было даже выгодно, с материальной точки зрения. Потому что какие-то налоги урезались. Были какие-то льготы. И, в общем-то, достаточно активно была развита эта область. Сейчас все немножечко поменялось. Но сам принцип, что это некоторый признак того, что появилась эта внутренняя свобода. Наша миссия в этом мире – это некоторая спасательная миссия. Мы все – спасатели, а не наблюдатели. В основном кажется, что мы - наблюдатели. Это некоторая материальная концепция. Мы сюда пришли, чтобы наблюдать. Сейчас можно встретить эту идею, когда эзотерика превращается в просто очередную форму материального наблюдения. Человека можно спросить: «Чем вы занимаетесь?». «А мы вот медитацией занимаемся». «А что вы делаете?».
00:20:03 «Мы наблюдаем, мы созерцаем». Никакого отношения к духовному развитию это не имеет. Духовность – это всегда спасение. Духовность – это всегда помощь другим. А созерцание – это материализм, это просто разглядывать вокруг то, что происходит. Тяжелый материализм, причём в такой очень тяжелой форме. Созерцательная некоторая функция. Т.е. мы не снимаем здесь очередную телепередачу «Случайный свидетель». Такая созерцающая функция. Очень страшное, кстати, явление. Сейчас очень популярное, но очень страшное явление. С философской точки зрения - страшное явление, потому что нет в этом мире ничего случайного. И значит, если Бог показал нам какую-то проблемную ситуацию, значит, Он хочет посмотреть, как мы будем на неё реагировать:
00:21:00 как спасатели или как наблюдатели. И мотивация идет в наблюдение. Т.е. все выхватывают свои телекамеры, свои сотовые телефоны и снимают какую-нибудь аварию. Как люди умирают или как ещё что-то. Проявляется такая махровая форма материализма - запечатлеть. Поэтому мы пришли сюда не запечатлевать. Не констатировать факт, чтобы потом всем рассказывать: «А ты видел?». Автобус проезжает, там авария, трупы лежат: «А ты видел?». Все давятся, аж автобус сейчас перевернется. Это не наша задача – запечатлеть что-то. Наша задача - не стать наблюдателем. Наша задача – стать спасателем. Не хочешь спасать - не лезь тогда вообще. Не должны наслаждаться этим видом проблемы. Поэтому сейчас для человека становится важнее увидеть проблему, чем понять, как помочь в этой ситуации.
00:22:07 Важнее увидеть. Это форма психологического расстройства. Причем, тяжелое расстройство. Если не можешь помочь - лучше даже не смотреть. Это закон культуры. Не можешь помочь - не смотри. Хорошему человеку должно быть больно видеть, как страдают другие. Ему должно быть больно, а не интересно. Потому что интерес - значит наслаждение. Интерес - это форма наслаждения. Если нам интересно, как люди насмерть разбились - мы наслаждаемся смертью. Это психическое расстройство, причём тяжелое психическое расстройство. Нельзя наслаждаться смертью -это очень опасно! Надо стараться как-то помочь. Человек должен плакать от бессилия, если он не может помочь. Должен плакать. Насколько должно быть жестоким сердце, чтобы с радостью снимать боль других живых существ. Затем наслаждаться этим видом на всю Россию. На весь мир. И ещё получить приз.
00:23:15 Еще на этом деньги заработать «За самое жестокое сердце». Первый приз. «Вот вам ещё одна видеокамера, больше снимайте горе. Больше снимайте страдания. И чем более жуткое страдание ты снял, тем больше приз мы тебе дадим за самое жестокое сердце». На самом деле, жуткая ситуация. Никто даже не понимает, что происходит. Вообще телевидение превратилось в большой справочник психических расстройств. По каждой передаче можно целую книгу о психических расстройствах написать: это такая форма расстройства, это такая форма. Вот каждая передача с точки зрения психиатра - справочник. Поэтому лучше не знать психологию, не изучать,
00:24:05 а то трудно будет жить. Так живешь спокойно. А когда знаешь, о чем речь идет – уже трудно жить. Поэтому лучше не надо. Мудрец всегда готов поделиться своим мнением, которое не противоречит Абсолютной Истине, не противоречит мудрости. Он никогда не будет говорить о том, что не нашло своего подтверждения у других мудрецов, священных трактатов, он не будет просто так говорить то, что не проверено. Мудрость – это умение говорить то, что проверено. То, что не проверено, человек не говорит, поэтому он всегда уверен, что говорит правду. Правду и только правду, положа руку на Бхагават-гиту, и это делает жизнь спокойной. Если мы не несем отсебятину, если мы говорим только то, что проверено, то, что точно было сказано мудрецами, то у нас появляется эта удовлетворенность.
00:25:10 Опять-таки появляется это спокойствие и удовлетворенность. Потому что мы уже не несем ответственности за эти слова. За какую-то свою идею глупую, которую мы пытаемся донести до этого мира. Нет Т.е. он не боится, что завтра его обвинят в том, что он говорил сегодня. У него этого страха нет. Т.е. есть некоторая пожизненная гарантия. Если мы говорим то, что уже сказали великие мудрецы - в этом есть пожизненная гарантия. Потому что это не какая-то столетняя гарантия, не год, ни два – пожизненная. Потому что этим трактатам - уже Бог знает, сколько лет. Наш срок жизни точно маленький, поэтому эти гарантии верности на нашу жизнь точно хватит.
00:26:03 Мудрец, совершая ошибку, берет всю ответственность на себя. Он понимает, что план идеален. Если он следует плану Бога, то этот план идеален. Но наша неуклюжесть способна все испортить. Мы неуклюжи по своей природе, мы можем все испортить. Скорее всего, либо мы не поняли этот план, и пытаемся какому-то своему плану следовать, или например, изо всех сил надеемся, что наш план тоже немножко божественный. Что мы тоже можем хороший план составить. Поэтому глупец всегда сваливает вину на кого-то другого. Он всегда перекладывает ответственность на кого-то другого и думает, что сам он ошибиться не мог, просто помешали враги. С ними нужно бороться. Враги все испортили. У глупца может быть только два ответа на вопрос: или «я знаю» или «я не знаю». Что делает его общение болезненным,
00:27:05 потому что он очень радуется, когда что-то знает и обычно перебивает собеседника, старается быстро ответить, чтобы показать всем свою осведомленность. «О, я знаю, я знаю!», - отвечает. А если в этом вопросе у него провал в памяти, не знает, что говорить, тогда он очень переживает. Начинает всякую чушь нести, доказывает важность того, что он сказал, т.е. сильно мучается: «Я не знаю». Переживает очень сильно. У мудреца все немножко по-другому. Мудрец, если знает, то не торопится высказать своё мнение, он дожидается действительно уважительного слушания, когда действительно это нужно, он понимает, что без правильного отношения к словам они просто растворяются в пространстве. Если просто сказал, и никому это не надо, какой смысл это говорить?
00:28:01 А если не знает, то тогда он не защищается, а с радостью говорит, что спросит у своего учителя, поищет ответ в книгах мудрости. И радуется, что у него появилась хорошая возможность самому в чем-то разобраться. Т.е. он не говорит: «Я не знаю», он говорит «Я спрошу». Это некоторая категория мудрости. Мудрость определяется тем, что если мы не знаем, мы говорим «Я спрошу. Я пойду, спрошу». Зал так всегда очень удивляется. Приезжаешь куда-нибудь, собирается какой-нибудь большой зал и что-нибудь у меня спрашивают, и я говорю: «Вы знаете, я спрошу, потом мне напишите через месяц, я отвечу». Все так удивляются. Для людей это шок, потому что принято поддерживать свой статус, нести какую-то отсебятину. Муть наводить, туман. И вдруг тебе просто говорят: «Я спрошу, у меня есть специалист, я у него спрошу, потом мне напишите, я отвечу». У людей просто шок, у них руки опускаются:
00:29:05 как так? Что это такое? Весь зал сидит и молчит. Никто ничего понять не может. Как такое может быть? В среде глупости это не приемлемое поведение - так говорить. Нужно отстаивать свою точку зрения, нужно на все иметь свою точку зрения. Или нужно сделать умный вид и сказать: «No comment» - без комментариев, типа, я все знаю, но не скажу. Нет. Это делает жизнь неспокойной. Даже в этой среде, когда нужно общаться с внешним миром, даже отказаться от ответа считается плохим тоном. Нужно хоть что-нибудь сказать.
00:30:01 Какую-нибудь ерунду. Я не знаю. За последний год я не видел, чтобы кто-нибудь нормально взял и отказался от ответа, и сказал : "Ну, я потом узнаю и скажу». Нет. К сожалению. Трудно очень жить в этом состоянии. Мудрец не зависит от хорошего отношения к себе. Он понимает, что уже столько натворил за свои предыдущие жизни, что хорошее отношение к нему окружающих – это просто подарок от Бога. Что если к нему хорошо относятся - это просто подарок. Поэтому что бы с ним не произошло, он всегда радуется тому, что все так легко и явно, неравноценно закончилось. Что все так легко обошлось. Так, немножко поругали, немножко покритиковали. Т.е. он осознает, что эта возможность жить в теле человека с, к сожалению, животными желаниями, - это просто личный подарок от Абсолютной Истины.
00:31:08 Т.е. мы живем в теле человека, а зачастую испытываем животные желания. И это просто подарок. Потому что с животными желаниями нужно в животном теле жить. Когда мы чувствуем, что в нашем человеческом теле проявляются эти животные желания, мы должны понимать, что это просто подарок, что мы попали в человеческую форму жизни. Что это некоторый аванс. Поэтому часть жизни мы проживаем ещё с животными потребностями. Но в какой-то момент нужно одуматься и стать человеком. В этом идея. Нельзя так просто радоваться, жить и думать, что все хорошо. Что раз у меня человеческое тело, значит все хорошо. Все так дальше и будет хорошо. Нет. Это некоторый аванс. Поэтому в нашу задачу входит оценить то, что мы имеем.
00:32:03 Поэтому мудрец очень высоко оценивает даже нейтральные отношения, считая их великим благословением. То, что с кем-то есть нейтральные отношения, он считает это очень большим счастьем. Не пытается даже рассчитывать на что-то большее. А если и большее получается, он просто удивлен. А глупец хочет, чтобы его все любили. Чтобы все к нему хорошо относились, чтобы все его уважали, все мечтали с ним пообщаться. Это глупец. Это просто ещё один вариант желания стать самому Богом. Не более того. К сожалению те, кто нас окружают, просто отдают нам наши кармические долги. Это те, к кому мы раньше как-то относились, и в зависимости от того, как мы к ним относились, сейчас они к нам относятся. Поэтому кто-то причиняет нам беспокойства, т.е. у них какое-то к нам особое отношение.
00:33:04 Они нам должны вернуть то, что мы им уже дали. Поэтому мы и получаем то, что заслужили. Нет какого-то предвзятого отношения. Все время нам кажется, что к нам какое-то предвзятое отношение. Вообще нет предвзятого отношения. Оно просто подсознательно. Просто, может человек не понимает, почему он к нам плохо относится. Потому что он уже забыл, почему. Но подсознание заставляет нас плохо воспринимать. Подсознание помнит. Сознание уже не помнит. Вроде бы нормальный человек на вид. Но подсознание говорит: «Надо ему как следует вернуть. Надо ему все сполна вернуть». Подсознание помнит прошлую жизнь, а сознание нет. Поэтому лучше не вспоминать, а то вообще мы как увидим, кто нас окружает, можем очень сильно удивиться, узнав, какие у нас были раньше отношения. Поэтому лучше не знать. Потому что достаточно можно загрустить, слишком много узнав
00:34:01 о том, как мы были раньше связаны. И чем наши предыдущие жизни закончились. Такая интересная концепция. Т.е. мы заслужили отношение к нам своими поступками и должны принимать это как справедливость. То, что происходит, то справедливо. С другой стороны мудрец понимает, что невозможно своими действиями удовлетворить всех и каждого. Как бы мы все хорошо ни делали, всех и каждого не удовлетворишь. Поэтому он с великим сожалением извиняется и действует так, чтобы был доволен, главное, Бог или его учителя. Т.е. он старается действовать так, чтобы были довольны самые разумные. Потому что всех не удовлетворишь и действовать так, чтобы были довольны глупцы - это не очень эффективно. Лучше действовать так, чтобы были довольны мудрецы.
00:35:01 Потому что если мудрец доволен, значит мы идем правильной дорогой. Если глупцы довольны, даже если их большинство… Если довольны 99 глупцов, но один мудрец не доволен, лучше все-таки, чтобы был доволен один мудрец, чем 90 человек-глупцов. Т.е. тут уже категория другая. Поэтому поведение со стороны может выглядеть нелогично, но, смотря какой логикой мы пользуемся. Человеческая логика состоит в том, что хорошее – это когда мне хорошо. Это человеческая логика. А духовная логика состоит в том, что хорошее - это то, что приближает нас к Богу. Хорошее то, что приближает нас к Абсолютной Истине. К сожалению эти две логики не всегда по одинаковому относятся к одному и тому же событию, например, молитва. Очень интересно. Молитва с мирской точки зрения забирает время, отдаляет человека от насущных забот, мешает зарабатывать деньги,
00:36:05 мешает общаться с членами семьи, один сплошной вред. Колени протираются в новых брюках. Но с духовной точки зрения только молитва может дать правильное видение своей жизни, а потому позволяет принять правильное решение, которое всем может помочь. Совершенное решение позволяет принять, чтобы всех на ступеньку выше продвинуть в этой жизни. С какой логики мы смотрим, вот в чем вопрос, какой логикой мы пользуемся. Мудрец не пытается разобраться во всём, что происходит в этом мире. Он не хочет стать таким великим знатоком: изучить все языки, стать специалистом во всех науках. Все-все-все, во всём разобраться. Таким знатоком стать.
00:37:01 Нет. Он пытается понять Истину, а для этого не обязательно досконально разбираться в устройстве материальных элементов. Чтобы понять Истину, нужно просто увидеть свой путь, путь обратно к Богу, путь к Истине. Если мы увидим свой путь, мы поймем Истину. Простой пример - зачем изучать все комнаты темного подвала? Ходить и изучать: что в этой комнате, что в той. А тут как пахнет, а тут, какие стены. Достаточно увидеть хотя бы щель света под входной дверью. Хотя бы маленький лучик света из щели входной двери сюда идет, чтобы понять, как отсюда выбраться. Все! Маленький лучик увидели, все. Знаем, как отсюда выйти. Зачем весь подвал изучать? Как мы себя ведем? Если попали в полную темноту, мы стараемся увидеть, где выход, где свет. Чуть-чуть увидели, все, можно идти.
00:38:02 Зачем все изучать? Не нужно. Это и есть настоящий разум. Какой смысл стать знатоком подвала? Если не знаешь самого главного – где выход. Поэтому изучение материи превращается в просто копание в каком-то полуподвальном помещении, где ничего не видно, толку никакого. Поиск выхода называется аскезой. Аскеза – это поиск выхода. А самая большая аскеза – это делать то, что говорят. Это самая большая аскеза. Когда мы делаем то, что говорят, мы легко находим выход. Очень интересно. Поэтому если человек начинает делать то, что ему говорит Бог, то, что сказано в священных трактатах, то, тем самым, он совершает самую большую аскезу в своей жизни. Это самая серьезная аскеза, которая обязательно дает понимание как выйти,
00:39:05 как решить свою проблему, обязательно дает понимание всей сути происходящего. Аскеза дает чистоту, с помощью которой можно понять истину. Поэтому аскезу можно сравнить с давлением. Да, аскеза давит, у нее есть это давление, есть эта сила. Если, например, аскезу давления направить на уголь, на графит, то в результате этого давления что получится? Алмаз получится. Очень благородный, чистый. Сам по себе уголь грязный, его отмыть невозможно. Он не отмывается. Уголь отмыть невозможно. Очень грязный. Но если превращается в алмаз, - самым чистым становится, прозрачным. То же самое происходит с нами. Если мы попадаем под этот правильный пресс аскезы и делаем то, что говорится в трактатах мудрости, то наша карма прессуется и превращается в чистоту,
00:40:04 в акарму. В бриллиант. В этом чудо. Сияние появляется. Наш ум очищается. А в чем самое большое отречение? Это отречение от своего мнения. Очень интересное отречение. Сейчас своё мнение очень ценно. Все спрашивают: «А какое ваше мнение? А какое ваше?». Очень хитрое явление. Это отречение должно появится в тот момент, когда мы осознаем, что мы не можем сами во всём разобраться, что наше мнение не настолько уж и велико. Посмотрите: какая-нибудь новая звезда дает мнение по любому поводу. И думает, что это очень ценно, очень важно.
00:41:06 На самом деле, никакой ценности в этом нет. Абсолютная иллюзия. И когда мы отречемся от своей важности, от важности своего мнения, то тут же к нам придёт сила. Тут же придёт понимание Истины. В чем, в действительности, наш путь. Любой атеист думает, что может понять все, если немножко напряжется. В этом идея. Это вообще некоторая концепция материального сознания, что если я хотя бы чуть-чуть напрягусь, я точно пойму. Т.е. любой уважающий себя атеист так думает. Фактически - это признак уважающего себя атеиста. Что если я напрягусь, я точно пойму. Дайте мне немножко времени, дня три, я пойму и разберусь. Есть такая концепция. Но мудрец, потому и мудрец, потому что отказывается от этой концепции. От готов с радостью принять Истину от своего учителя. Он готов с радостью поискать Истину в трактатах, он не спорит, он пытается понять.
00:42:10 Не спорит. В споре Истина не рождается. В споре умирает смирение. Истина рождается в смиренных вопросах и благородных ответах. Когда вопрос смиренен, а ответ благороден, тогда рождается Истина. Ответ благороден, если он не унижает спрашивающего. Если ответ не унизителен, если он не унижает того, кто спрашивает, не подчеркивает глупость того, кто спрашивает, тогда это благородный ответ. Так рождается Истина. Поэтому и трудно задавать смиренные вопросы и трудно давать благородные ответы. На это уходит некоторое время. В принципе даже легче задать смиренный вопрос, чем дать благородный ответ. Легче. Потому что к вопросу можно долго готовиться, а отвечать нужно сразу. Поэтому в вопросе проверяется качество характера, а ответ можно подготовить. Вернее, вопрос можно подготовить, а в ответе все вылазит,
00:43:18 потому что это мгновенная реакция на происходящее. Так появляется взаимослужение. Служение спрашивающего /что это такое – это задавать смиренный вопрос без желания поймать говорящего/, а служение отвечающего – это ответить так, чтобы все остались довольны этой беседой. Чтобы стали счастливыми. Чтобы спрашивающий захотел задать ещё больше вопросов. Чтобы он почувствовал важность своих вопросов и необходимость их для всех слушающих. И правильная аскеза, и правильное отречение приводит к контролю желаний.
00:44:01 Начинают контролироваться желания. Желания невозможно просто подавить. Это все, о чем догадалась современная психология. Вся современная психологи за все свои, не знаю, сорок лет развития, наконец она дошла до того, что написано в этом стихе Бхагават-гиты. Дошла! Великое достижение. Сорок лет ушло, чтобы дойти до 54 стиха Бхагават-гиты. Взяли бы да прочитали. Это факт. Желания подавлять невозможно. Просто подавить желание невозможно. Не подавляются. Они прут и прут, давят и давят. Подавить невозможно. Вот молодцы! Можно сказать, что психология своё дело сделала. Меня часто ругают, что я так критикую психологию, но я не сильно её критикую, поверьте мне, я совсем чуть-чуть её критикую, достойно её критикую. Есть намного больше поводов. Поэтому я просто не буду этого делать. Это сам принцип.
00:45:02 Сам принцип, что в этом смысл психологии. Желание просто невозможно подавить. Но секрет то в чем? Вот в этом уже проблема. Но дальше в этом стихе Бхагават-гиты объясняется: «Только если сознание человека очистилось настолько, что он принимает миссию своего учителя, как свою собственную, желания сами, взявшись за ручки, дружно уходят из его сознания». Как вы думаете, куда? Куда уходят наши желания, когда мы принимаем миссию в своё сердце? Куда они уходят, наши дурные желания? Они уходят к нашим обидчикам! Очень интересно. Потому что куда-то надо уйти! Энергия никуда, так просто, в этом мире не девается. И все они уходят к обидчикам. Все наши желания. Поэтому очень вредно обижать других людей. Потому что, как только они развиваются, ну хотя бы чуть-чуть, все их дурные желания, вся их тяжелая карма уходит к обидчикам.
00:46:02 Например, когда умирает духовно развитый человек, карма должна куда-то деться. Потому что он уходит в духовный мир, карме дальше деваться некуда. Самсара остановилась, а т.к. тело есть, карма какая-то осталась. Как она распределяется? Хорошая карма идет к тем, кто к нему хорошо относился, а плохая карма идет к тем, кто к нему плохо относился. Очень просто. Поэтому те, кто хорошо относились к этому духовно развитому человеку, они себя чувствуют ещё лучше. Им ещё легче становится. Они понимают: «Вот он вернулся, и я скоро за ним тоже вернусь к Богу». А те, кто плохо относился, им ещё хуже становится. Они ещё больше нервничают, ещё больше страдают, им ещё хуже, они чувствуют эту тяжесть. И они ещё больше ругаются, ещё больше ненавидят. Таков закон интересный, очень просто.
00:47:00 Очень просто. А какая миссия, мы говорили? Быть спасателем, а не наблюдателем. Это миссия. Почему миссия? Потому что сложная. Потому что быть наблюдателем легко. В щелку смотри и нормально. А быть спасателем трудно. Нужно что-то делать, шевелиться надо, рисковать, в конце концов. Это миссия. И тут уже все желания уходят. Они берутся за ручку и уходят. Опять перестаем быть спасателями, становимся наблюдателями, желания опять дружно возвращаются, как из детского садика, знаете? Пришли-ушли, взявшись за руки. Туда-сюда. Это и есть совершенство самоосознания. Осознать себя как слугу этого мира, который старается помогать, а не наблюдать. Такой человек всегда счастлив. Такой человек всегда удовлетворен. К вопросикам можно приступить. Пожалуйста.
00:48:01 Очень интересная тема, сложная. Вторая глава уже заканчивается, поэтому пошли такие высоко философские стихи. Очень глубокие стихи пошли.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] ну конечно, если он возьмет лопату и будет вас по спине бить, вряд ли вам будет интересно с ним. Потому что он не наслаждает вас. Интересно когда наслаждение, когда приятно. Неприятное не может быть интересным так просто. Как же может быть интересно? Это уже расстройство серьезное. Уже лечиться надо, если неприятное наслаждает. Представьте, что вы купили какую-нибудь консерву, открыли, а она пахнет. Протухшая консерва, и вы с наслаждением берете ложку и начинаете её есть.
00:49:03 Это лечиться надо. Если вкусно пахнет, думаете: «Новая консерва», изучаете баночку, что это, кто производитель, сколько стоит, где продается. Новый йогурт, интересно, из чего состоит. Тогда конечно, это наслаждение. Поэтому это всегда признак наслаждения. С интересом смотрят на человека. Заинтересовался – признак того, что наслаждение пошло. Это значит, может быть объектом наслаждения. Как это говорят: «Интересный молодой человек». Так это культурно сказано. Совсем по-другому можно всё это перевести. Интересная девушка, интересный молодой человек.
00:50:04 Интересная работа. Интересная зарплата. Интересно – это так культурно. Т.е. фактически, когда говорят: «А вы этим интересуетесь?», буквально можно перевести «А вас это наслаждает?». Ведами интересуетесь? Поэтому если человек почувствовал вкус к Ведам, он ими интересуется. Ему интересно, если нет – то все. Вкуса нет. Поэтому так интересно.
[Вопрос] скажите, пожалуйста, если один человек делает другому заведомо неприятно, не по карме, и получает в ответ тоже какую-то неприятность, причём на первый взгляд в 10 раз больше. Со стороны так кажется. Это что – тоже его действие какое-то, кармические последствия, или что?
[Ответ] в принципе, да. Если мы разбежимся и головой стукнемся об стену, то на стене может быть останется маленькая царапинка, а мы себе голову разобьем. Т.е. последствия не всегда должны быть равнозначны.
00:51:28 А поэтому, когда мы пытаемся в этой жизни что-нибудь поменять, скорее, мы себе голову разобьем, а в жизни ничего не произойдет. В жизни все нормально. Материальный мир мы не испортим, как бы мы не вредили, мы сильно тут ничего испортить не можем. Испортить что-нибудь сложно, а вот голову себе разбить – запросто. Поэтому, да, последствия могут приходить в тысячу раз тяжелее. Вот простой пример.
[Вопрос] т.е. это не что карма другого человека плохая приходит к тому обидчику?
[Ответ] нет, это сначала своя плохая приходит,
00:52:06 т.е. явно неравноценная. «Ну, как же так, я же тебе ничего плохого не сделал, а она меня так, за что?». Да нет, это не она нас так «за что», это мы сначала получили свою глупость в полном объеме. Просто мы всегда немножечко принижаем последствия своей глупости, мы всегда рассчитываем, что не так тяжело произойдет. «Ну, украл немножко, но зачем сразу 10 лет давать?». Т.е. человек всегда немножечко не в свою сторону обсчитывает. Такой хитрый бухгалтер. У нас всегда такая хитрая бухгалтерия в уме. Мы думаем, что сделаем что-то, а получим пускай совсем мало реакции, совсем мало придет. Нет, нужно понимать, что реакции придёт полностью, полный объем, поэтому скорее всего, намного больше, чем мы ожидали. Сразу хочу предупредить. Намного больше придёт реакции. Поэтому можете время от времени проверять, как это все действует.
[Вопрос] а эта реакция, она откуда приходит?
00:53:08 [ответ] что значит откуда? От нашего действия. Действие вызывает противодействие - это закон. От закона приходит. Не приходит какой-то конкретный почтальон, не распечатывает посылку, не достает оттуда молоток и не бьет нас по голове. Нет. По закону карму. Есть такой закон. Реакция тут же приходит. Можете проверить. Т.е. между нами и стеной нет никакого посредника. Никто не появился и не стукнул нас в ответ. Прямо во время совершения глупости к нам приходят последствия. Понимаете? Просто в этом случае они явны, а могут приходить в неявном виде, чуть попозже. В зависимости оттого, насколько карма, этот закон, будет действовать. Поэтому эти законы прописаны. Но принцип – все честно.
00:54:02 все честно. Сколько получили, столько забрали. Просто мы не правильно оцениваем эту энергию.
[Вопрос неразборчиво]
[Ответ] берет, да. В этом случае да. Если мы совершаем негативное действие против человека, а он на нас не обижается, мы берем его плохую карму. Но если он обижается, то - нет. Поэтому если мы не обижаемся, то у нас сначала загорается огонь аскезы, потому что трудно не обижаться, но потом становится легко.
00:55:02 «На обиженных воду возят», помните? Толку никакого потому что. Потому что жизнь трудная, и она так устроена, чтобы мы очищались, /если мы на жизнь не обижаемся/. А если обижаемся, очищения нет никакого. Однажды один мудрец вышел на площадь и вышел какой-то сумасшедший человек, и стал на него плевать. Двадцать раз на него плюнул. И когда он перестал плевать, он спросил: «Ты че? Ты как? Ты что?». Мудрец ответил: «Большое спасибо, так я обычно один раз в день моюсь, а теперь 20 раз помылся». Не обидчивый человек каждый раз, когда в его жизни случается негативная ситуация, он очищается. Каждый раз, понимаете? Каждый раз. На ногу ему наступили в метро, он не обиделся, очистился.
00:56:03 Как интересно! И тогда вся жизнь превращается в очищение. Поэтому с обидой нужно разбираться. Нужно понимать, что каждый раз, когда возникает желание обидеться, нужно понять - это мой шанс стать на одну ступеньку выше в своем сознании. Просто не обижусь в этой ситуации, и – все! Вот нужно в этом проявить свою свободу воли. Не обидеться. Просто не обидеться. Потому что обида – это появление нашего невежества, а невежество оскверняет. Что значит обида? Это значит, что я не согласен с тем, что ко мне пришло, как последствие моей собственной деятельности. А значит, что это невежество, а значит, что я осквернился. Поэтому, если я обиделся – я осквернился, если нет, значит, я понял, я получил то, что заслужил. Знание очищает, знание - свет, незнание - тьма.
00:57:03 Очень просто. Поэтому просто не обижайтесь. И оно быстро придет, очищение. А люди помогут. Люди очень сильно помогают. Быстро стать необидчивым. Очень сильно! Поэтому нужно идти в люди. Мы говорили - нужно быть спасателем, а не наблюдающим. Если мы наблюдаем, не будет очищения, т.к. мы будем уходить от этих сложностей жизни. «Никто не обижает и нормально. Живу в лесу, и никто меня не обижает». Никто не обижает, просто никто. Но и йоги иногда даже срываются. Сидит себе йог, медитирует, и птичка ему кап – на голову. И он в гневе на птичку смотрит, и птичка сгорает в его гневе, и все, нужно опять 10 тысяч лет медитировать. Много таких историй происходило. Обиделся.
00:58:04 Как это так? На великого йога, птичка… Что это такое?! Несерьезно! Поэтому, если мы активны, то жизнь даст очень много возможностей, чтобы не обижаться. Очень много возможностей не обижаться.
[Вопрос не разборчиво]
[Ответ] вот я и говорю. Очень много возможностей, чтобы не обижаться. Вот и не обижайтесь. Жизнь такая, и тогда все будет легко и просто. Каждый раз это будет очередное омовение. Не обиделись – омовение приняли, причем, внутреннее такое. Дивья-снана. Божественное омовение. Когда солнце и дождь одновременно, называется дивья-снана, божественное очищение. И то же самое, когда мы очищаемся - это тоже дивья-снана. Тоже божественное омовение, потому что ум очищается. Так интересно – взять и не обидеться!
00:59:03 Это всех поражает. Это очищает даже тех, кто вас оскорбил. Даже они очень сильно очищаются. Они будут приставать до тех пор, пока вы не научитесь не обижаться. Только научитесь не обижаться, все отстанут. Факт. Как только опять появится негативная тенденция, опять придут, опять начнут обижать. Люди это понимают. Можно увидеть: даже когда очень серьезные вещи происходят, люди встают на эту благородную позицию, не обижаются. Даже когда преступления совершаются, многие люди не хотят мстить. Многие не хотят. Чтобы благородство проявилось в полной мере, иногда нужны серьезные испытания. И тогда проявляется благородный характер. Чем серьезнее испытание, тем больше оно вытаскивает из нас внутренностей.
01:00:09 Поэтому мы должны работать каждый день над этим. Тут не обидеться, там не обидеться. Вы прямо можете… Если вы будете так тренироваться, вы почувствуете этот момент, когда мы решаем – обидеться или нет. И прямо Бог в сердце напрягается в этот момент, ждет нашего решения. Если мы решаем не обидеться, Он доволен, прямо вы чувствуете, как доволен. А если мы решаем обидеться, то Он сникает: «Ну опять за старое!». Можно это прямо почувствовать в сердце. Чувствовали, нет? Вот в этот момент просто послушайте своё сердце, как оно будет реагировать на эту ситуацию. Вот сам этот момент, когда обидели нас сильно, этот момент решения – как я себя поведу. В этот момент пауза такая, МХАТовская, звенящая в сердце: «Ну, как он поступит?». Бог ждет от нас правильного поступка.
01:01:08 И мы не обижаемся, Он: «Молодец! Правильной дорогой идете, товарищи!». А если обиделись: «Аааа», и опять оскомина. Все по-старому, так мы уже 10 миллионов жизней прожили с обидами. Что в этом интересного? А вот не обидеться – ух! Силища, красота, красотища! Приятно - взять и не обидеться. И человек сначала: его обижают, он «А я и не обижусь, не заставите! Не выведете меня на эту эмоцию, не обижусь!». Поэтому, видите как? Иисус не обиделся. А было на что! Не обиделся, а у нас ещё и не было на что!
01:02:06 С нас ещё кожу не сняли. Нас ученики не предали, поэтому лучше пока в мирной ситуации тренироваться. В мирной.
[Вопрос] как почувствовать момент, когда возникает чувство обиды, когда чувствуешь несправедливость по отношению к себе. Это уже считается, что ты обиделся? Т.е. суть в том, чтобы достичь момента, чтобы ты не чувствовал…
[Ответ] да, это философское состояние, когда мы чувствуем обиду, мы на Бога обижены. Мы говорим: «Ты, Бог, не правильно все устроил.
01:03:01 Не должно было со мной такой ситуации произойти, почему Ты позволил этому произойти? Мне, хорошему, такую ситуацию?! Ты, Бог, глуп!». Т.е. это фактически обвинить Бога в издевательстве, в глупости, в жестокосердии. Нет. Он любит нас. Это мы поучили свою собственную реакцию. Это, знаете, ребенок разбегается, и опять-таки головой бьется об эту стену и на маму обижается: «Ты что ж такое, мать, делаешь? Я из дома уйду. Зачем мне такая мать». Т.е. какая связь вообще? Поэтому на кого обижаться? Поэтому в этом и есть эффект развития, потому что если мы не обижаемся, значит, мы в очередной раз правильно осознаем реальность, и это нас очищает. Если мы обиделись, значит, мы опять неправильно осознали реальность, и поэтому деградируем. Поэтому обида вот такая эмоция, по которой можно понять – мы правильно философски развиваемся или нет.
01:04:02 Поэтому вот так в народе, в общем-то, и относятся нехорошо к обиженным.. «На обиженных возят воду». Т.е., вот если ты туповатый – иди работай. Тебя тогда работа очистит. Буквально – почему на обиженных воду возят? Если обижаешься – значит, к возвышенному ещё не готов, иди, работай. Тяжело работай, потому что тяжелая работа от обиды избавляет. Потрудишься – уже ни на кого не обижен, уже смиренный. Еще воду – она расплескивается, очищает. А что делать?
[Вопрос] т.е., это заранее нужно принимать любую ситуацию как благословение?
[Ответ] заранее. Мы об этом на каждой лекции говорим, а вот сама эта ситуация, её нужно уметь… Т.е. не принимать сразу решение – какую эмоцию проявить.
01:05:01 Нужно её почувствовать. Ситуация произошла. Вот она произошла. «Вот не дождетесь, вот не обижусь». Нужно её почувствовать. Меня поймали в эту ситуацию. Потому что это всегда неожиданность. Любая ситуация - всегда неожиданность. Ну да, может, я ожидал, что мне на ногу наступят в метро, но что мне подзатыльник в метро дадут, я не ожидал. Что вот так вот именно произойдет. Не ожидал я. Т.е. сегодня стоял я, и вроде я уже всего ожидаю, но мужик просто взял и просто прошел по всем моим ногам, просто прошел. По всем ногам. Просто такой сталинский мужичок, знаете? И вот он просто с ненавистью прошел. По всем моим ногам, я аж привстал. Я почувствовал, что я не ожидал. И вот в этот момент нужно, вот раз - и не проявить эмоцию. Нужно остановиться, вспомнить все и сказать: «Фигушки вам», мудру показать.
01:06:10 Мудр много. Это тоже мудра, поэтому: «Извините, не буду! Имею права не обижаться! Большое спасибо, господин дедушка. На голову наступите». Может быть сначала мы будем проявлять некоторую такую неискреннюю форму необиды, но это уже путь вперед, потому что трудно сразу искренне не обижаться. Потому что каждый раз мы будем попадать в эти неожиданные, обидные ситуации с удивлением для себя и будем тренироваться. Подготовиться к этому невозможно, только ежедневное изучение мудрости. Тут постоянно об этом говорится. О карме мы говорим каждый раз. Но вот реальная проверка – это обидная ситуация. Реальная проверка – обидная ситуация. Я рассказывал эту историю, помните?
01:07:17 Недавно на лекции, про Франциска, когда он объяснял, в чем радость совершенная. Кто-то был на лекции, кто-то не был. Потом переслушаете историю. В этом идея: что не важно, что мы знаем, не важно как мы одеты, сколько мы денег заработали, не важно, как мы себя позиционируем. Важно, как мы себя конкретно ведем в очень обидной ситуации. Когда их не пустили. Если они обрадовались этой ситуации, значит, действительно в этом радость совершенная. Но это уже долгая история, другая. Сам принцип - что неважно, что мы о себе думаем, что мы знаем, сколько мы книг прочитали, не важно! Важно - как мы себя поведем в обидной ситуации.
01:08:17 Вот это важно. Это проверяет все. Поэтому жизнь добрая, она создает обидные ситуации. Нужно сразу это принять как наш путь – уметь проходить через обидные ситуации. Особенно, когда мы за что-то большое беремся. Как только человек за что-то большое берется, все! Тут же прямо очередь выстраивается из обидных ситуаций. Прямо очередь. Попробуйте за что-то большое взяться, тут же все начнут помогать! Все. Хоть что-нибудь чуть-чуть выдающееся, все! Хотя бы просто перекрасить стены в своем подъезде попробуйте. Вот все соседи вам что-нибудь скажут, все!
01:09:05 Все. Однажды у меня красили подъезд, и у меня нет времени вообще, и эти все соседи, они сказали: «Мы в субботу-воскресенье будем красить подъезд, ВСЕ должны красить». Я говорю: «Извините, времени нету, давайте я вам дам просто денег на краску, сколько хотите, только сами покрасьте. Не могу». Деньги взяли, дверь мою не покрасили. Все вокруг покрасили, а дверь не покрасили. А мне все равно. Нет времени. Я честен, у меня действительно не было времени. Я денег дал, все, извините, ничем помочь.. не покрасили. Ну и вам же хуже, ну и ходите мимо непокрашенной двери. Вот так вот, знаете.
01:10:03 Они думали, что я обижусь, я не обиделся. Потом они покрасили. В какой-то момент докрасили. На меня не действует. Я честно поступил. Вот как мы говорили вначале: что если мы поступаем честно, и уверены внутри, что мы всё, что могли, сделали, то нас это не задевает, то, что плохо закончилось. Не задевает. Еще вопросики, пожалуйста. Такие концептуальные стихи, очень интересные. Очень многое могут решить в нашей жизни.
[Вопрос неразборчиво]
[Ответ] они всё равно приходят по карме. Тут все согласовано.
01:11:01 Т.е. мы получаем в своем варианте. Прямо дополнительно вас никто мучить не будет. «Что: ещё карма? Еще и от Бога, вот здрасьте!». Нет, все наше, родное. Просто уже специально. В этом, в общем-то, и разница между развивающимся человеком и атеистом. Атеист получает карму по очереди, а духовно развитый человек получает карму специально. Лично, индивидуально. То, что ему поможет в данный момент. Это похоже на столовую, знаете. Т.е. все в очереди стоят и всем повар пем-пем-пем. А если вы знакомый этого повара, вам, раз, в супе и, выловили. Не знаю, что там сейчас вылавливают. Еды. Сливу в компоте. Раз – и уже со сливой.
01:12:06 Т.е. особое отношение. Т.е. наше, но уже с отношением. Это уже помогает. Это уже мы не просто карму отрабатываем, а она уже помогает, она уже вот как надо. Разобрались? Очень важные стихи. Просто очень важные стихи, вам очень сильно повезло, что мы смогли их обсудить. Концептуальнейшие стихи, может быть, одни из самых важных в этот раз. Хорошо. Спасибо большое.