Три вида доказательств. Вайшнавские сампрадаи. Классификация Пуран
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Ответы на вопросы
00:00:00 [Роберт]: Добрый вечер. Традиционно спрошу про вопросы. Если есть вопросы, то озвучивайте. Ирина, есть вопросы?
[Из зала]: Для начала хочу поздравить от имени всех дам с наступающим 23 февраля по Ведической традиции сословие кшатриев, всех мужчин, которые имеют отношение к этому или в какой-то период жизни имели к этому отношение, служба в армии. И просто потенциальных защитников своей семьи, своей жены, детей, дома. Здоровья вам, энергии, чтобы вы были для нас примером, чтобы мы могли, глядя на вас, действительно продвигаться духовно. Поздравляем!
Проверка искренности преданного
00:00:55 [Из зала]: Вопрос такой: прошлую лекцию ещё не успела проработать, но вот интересный момент был про аскезы. Очень интересно, как Вы рассказывали и в разных традициях есть, что боги начинают ревновать к могуществу человека, который аскезой пытается достичь чего-то, и как-то опустить человека, чтобы он не сильно зарывался. Но в противовес этому получается, если преданное служение и человек, допустим, Маха-мантру читает, получается — его не испытывают, так? Вот не было таких случаев, что приходят апсары соблазнять или что-то? То есть, когда именно Всевышнего, никто не препятствует? Хотела бы понять для себя, так это или нет?
Роберт]: Нет, препятствуют. Дело не в препятствии. Господь просто хочет проверить искренность человека, его стойкость и так далее.
00:01:52 Самый яркий пример тот, что прямо просится сразу в связи с этим вопросом, это Харидас Тхакур, который находился на очень высоком уровне. И как раз с целью его проверки внешняя энергия Господа Маха-майя принимает облик женщины распутной и идёт к нему в ашрам под предлогом укрыться от непогоды. Это знаменитый случай. Надо понимать, что внешняя энергия Господа принимает такой облик, что глаз оторвать невозможно. Красота неописуемая. Тем не менее, он понимает, зачем она пришла. И Ведическая традиция такова, что женщине отказывать нельзя в такой просьбе. И он говорит: «Я не против, но ты подожди немного, мне надо свои религиозные обязанности закончить». И он начинает в её присутствии воспевать Святые Имена таким образом, что она сама входит в экстаз, и ей становится стыдно за то, зачем она пришла. Поэтому она просто просит у него прощения и уходит. Он своей святостью её побеждает.
00:03:11 Такие примеры есть. Мотив, конечно, другой. Когда полубогам именно, боясь за своё положение, это делают, боясь за конкуренцию — это одно. А Господь, Он не боится конкуренции. Ему не с кем конкурировать. Поэтому здесь немного другая мотивация. У Льва Толстого есть произведение «Отец Сергий». Там он как раз палец себе отрубает в подобной ситуации. Уровень его духовного развития был несколько ниже, поэтому он не смог без ущерба для своего тела это сделать. Но, тем не менее, он был достаточно высок, чтобы понимать, что с этим надо что-то делать, что, если он не будет ничего делать, то это плохо кончится. Поэтому он отрубает себе палец и таким образом его организм уже перестаёт проситься к женщине, а, соответственно, концентрируется на боли. И ей также становится стыдно за то, что она с этим пришла и что этим всё кончилось. Так что такие примеры, они существуют. Что-то ещё, может кому-то было не понятно? Интернет у нас завял в последнее время. Вопросов почти не задают.
Три вида доказательств
00:05:51 У нас сегодня будет такая непростая тема. Так что вы на меня не ругайтесь. Это не я автор. Мне Михаил Юрьевич это велел вам преподавать. Я старался, как мог, упростить. Если бы я не упрощал, большинство из вас просто вообще ничего не поняли бы. Там мне самому не всё понятно, но я постараюсь донести общую идею.
Мы проходили критерии авторитета последний раз. В общем, эту тему можно считать закрытой, хотя она относится к такой категории тем, на которые можно рассуждать очень долго и очень много.
00:05:51 Она бездонна по большому счёту. Но общие основные пункты, я надеюсь, вы поняли, что духовное знание получают от людей, достигших какого-то более-менее серьёзного духовного уровня. И никакой альтернативы нет. Постичь их собственным умом или собственными чувствами невозможно. Как мы с вами уже говорили, существуют три вида доказательств. Когда нам надо доказать какой-то предмет, то существует три вида доказательств. И Ведические Писания их систематизируют и называют пратьякша, анумана и прайоджана.
Пратьякша — чувственный метод доказательства
00:06:54 Первый из видов доказательств опирается на чувственный опыт, на то, что можно увидеть, услышать, потрогать и так далее, измерить. Это чувственный метод доказательства. Он чаще всего используется. Чтобы какой-то закон вывести, нужно провести эксперимент и показать: вот результаты эксперимента, их можно потрогать или увидеть, или услышать. Но они поддаются контролю наших чувств.
Анумана — логический метод доказательства
00:07:32 Второй метод доказательств называется анумана. Анумана означает логические доказательства, то есть предположения о чём-то. Если нет возможности потрогать, пощупать, увидеть, но есть какие-то косвенные факты, на основании которых можно сделать предположение и, развивая логическую цепочку, устраняя все возникающие противоречия, можно прийти даже к правильным выводам в каких-то ситуациях. Например, Дарвин, наблюдая животный и растительный мир, пришёл к выводу теории эволюции. Насколько верна теория, я думаю, никому доказывать не надо. Есть сомневающиеся в том, что теория Дарвина не верна? А кто-то может доказать это хотя бы простыми вещами? Может кто-то в зале знает, почему она не верна? Главная критика теории Дарвина на чём строится?
00:08:59 [Из зала]: [неразборчиво]
[Роберт]: Этот вариант тоже рассматривается, но, на мой взгляд, он не самый главный, потому что тебе всегда скажут, что сейчас нет условий. Дело в том, что нет возможности существовать переходным видам. Почему теория не верна? Потому что рыба должна была выйти на сушу. Для этого у неё ласты должны превратиться в ноги. Соответственно, будет живое существо, у которого уже нет ласт, но ещё нет ног. Это уродливое живое существо не сможет выжить. Как птица могла летать постепенно? У неё либо руки, либо крылья, одно из двух. Что-то промежуточное не работает. Ещё как крылья не работает и уже как руки не работает. Соответственно, эта уродина она не сможет выжить. Это барьеры. Невозможно.
00:10:04 Внутри птиц могут быть какие-то вариации, чтобы этот вид появился. Промежуточных видов не существует. Они не смогут выжить. Нужно, чтобы у них были и руки, и крылья одновременно. Тогда они смогут выживать. А такого теория не предусматривает. Соответственно, нет никаких останков таких переходных видов живых существ. Обнаружено никогда не было. Кстати говоря, сам Дарвин в общем, всегда подчёркивал, что это только теория и всю оставшуюся жизнь посвятил её опровержению. Человечество очень цепко за неё уцепилось. Потому как надвигалась первая мировая война и чтобы совершать какие-либо преступления, было очень удобно. Раз выживает сильнейший, значит не важно, каким способом мы уничтожим противника. Просто сильнейший выживет! Используй химическое оружие, любое, главное выживи. Главная задача — выжить! Поэтому это было очень удобно. Политики уже сказали: «Нет, Дарвин. Ты очень хорошую теорию придумал. Нам она нравится». Они её до сих пор пестуют. Это пример анна-майя. Это пример, когда к неправильным выводам человек пришёл, но аналогичным образом в какой-то ситуации человек может прийти к правильным выводам и тогда его предположение окажется верным.
Прайоджана — доказательство на основании безусловного авторитета Писаний
00:11:45 Последний вид доказательства — это собственно Писания. Когда мы просто почерпнём из Писаний необходимую нам информацию, из авторитетного источника. Шрила Прабхупада приводит пример такого источника. Если вам необходимо выяснить, допустим, кто ваш отец, то в принципе вы можете взять анализы ДНК у всех мужчин подходящего возраста на всей планете и таким образом выяснить, кто ваш отец. Но это долгий способ. Гораздо проще спросить у матери. И мать в данном случае будет безусловным авторитетом. Она будет выполнять роль Писаний.
00:12:40 Получается, что все альтернативные способы долгие и ненадёжные. С той же ДНК можно промахнуться. Вот это то, на что опирается большинство, наверно, не большинство, наверно, все. Философские религиозные школы опираются на метод — писания, то есть на источник, который не поддаётся сомнениям в его истинности, справедливости и так далее. Писания — это единственный способ постижения Бога. Одно из качеств Бога, которое в Писаниях упоминают, звучит как адхокшаджа. Адкохшаджа переводится как непознаваемый. И невозможность познания, конечно, подчёркивается, что это невозможно для самостоятельных усилий, ни с помощью чувств, ни с помощью ума мы Его познать не можем. У нас нет такой возможности познать Его самостоятельно. Единственная наша возможность познать Его — это почерпнуть знания, информацию из Писаний. Возвращаясь к прошлой нашей теме, Писания очень хитро в этом плане устроены.
00:14:13 Писания сами по себе духовны, они трансцендентны по отношению к нашему миру. Но, если человек начинает их читать (ну человек, который не имеет отношения с Богом, обычный мирской человек), то они становятся материальными. Для того, чтобы их познать, нужно установить отношения с тем, кто уже познал их, с тем, кто обладает вот этим трансцендентным знанием. Нужен авторитет. То, что мы в прошлый раз проходили, критерии авторитета — это очень важно. Мы можем трактовать Писания как угодно. Очень много есть вариантов. Господь сознательно даёт эту возможность, чтобы не нарушать свободу выбора людей, Он даёт возможность трактовать Писания каждому на тот вкус, какой ему хочется. Хотите вы видеть Его безличным, вы можете видеть Его безличным, нет никаких препятствий. Вы будете находить в Писаниях как раз такие слова, которые будут утверждать вас в этой мысли.
00:15:43 Ваше желание будет реализовано. При этом то, что Он на самом деле является личностью, если вас это как раз не сильно интересует, Он навязываться не будет. Он очень интеллигентное живое существо. Соответственно, если нас не интересует его личностная сторона, то Он её умело скроет. Поэтому познать Писания можно только используя шастры, используя Писания. И желательно, чтобы эти Писания давал нам человек, уже обладающий трансцендентными знаниями. В данном случае в нашей традиции это Шрила Прабхупада. Он перевёл эти Писания на английский язык и дал к ним комментарии. Комментарии — это тоже очень важная вещь. И, как мы уже с вами проходили структуру Вед, Писаний много и изучить их в полной мере нет никакой возможности. По крайней мере, в наше время, в Кали-югу, человеческая жизнь недостаточно длинна для этого.
00:16:59 Мы не сможем, даже если мы серьёзно возьмёмся, прямо с детства начнём систематически этим заниматься, у нас не хватит времени, чтобы всё изучить. Их слишком много. И различные религиозные течения, опирающиеся на Веды, они считают главным Писанием разные книги. Те, кто рассматривает, как высшее совершенство имперсональный брахман, безличное проявление Бога, опираются в основном на Упанишады. Они ищут истину в этой категории книг.
Четыре вайшнавских сампрадаи — линии ученической преемственности
00:17:43 Представители вайшнавской сампрадаи, их четыре. Не знаю, вам Михаил Юрьевич рассказывал про то, что их четыре? Непосредственно о Господе повествуют четыре линии ученической преемственности. Они все авторитетны, они все существуют на сегодняшний день. У них есть между ними небольшие отличия. Эти отличия касаются именно формы отношения с Господом для живых существ, кто находится в освобождённом состоянии.
00:18:16 Для тех, кто здесь, это не так важно. А как будет там, здесь есть небольшие различия. Соответственно, у всех этих сампрадай есть основоположники те, кто был первым учеником в этой цепи. У всех этих сампрадай есть какие-то личности, кто внёс наиболее заметный вклад в развитие этой сампрадаи. Получается их четыре.
Первая идёт от Господа Брахмы. Это наша сампрадая. Она идёт от Господа Брахмы. Вторая идёт от Господа Шивы, третья идёт от Лакшми, от супруги Господа Вишну, Богини процветания, и четвертая идёт от четырёх мудрецов — Кумаров. Они не были, они и сейчас есть. Они были первыми, кого сотворил Брахма. Когда Брахма появился в этой вселенной и понял, что он один и вселенная пустая, и ничего нет, он попытался сначала обнаружить источник, откуда он появился.
00:19:46 Он появился, сидя на лотосе. Он как бы проснулся, сидя на огромном лотосе, в центре, как Дюймовочка. Он попытался сначала определить, что это за лотос, откуда он взялся, где у него корень. Корень уходит под воду, он нырял туда, не донырнул. И когда он понял, что бесполезно, то Господь ему подсказал, что он должен заниматься тапасьей, аскезой. И он тогда сел обратно в этот лотос и начал медитировать на Господа. Промедитировал тысячу лет или что-то типа этого. Соответственно, Господь, довольный его аскезой, дал ему знания. И после этого Брахма понял, зачем он здесь, что должен делать и как это делать. Он получил полную инструкцию. Он получил Ведическое знание. Веды изначально ему были даны в таком виде. И он начал творить. Ему нужны были помощники.
00:20:49 Поэтому он сотворил этих четырёх Кумаров, четырёх молоденьких мудрецов. Они были в образе пятилетних детей. И были очень умные. Они сразу поняли, что попали в материальный мир, и что надо отсюда выбираться. И поэтому они полностью отказались от просьбы своего папы взять в жёны женщин и размножаться. Они сказали: «Нет, мы по этому пути уже ходили. Хватит!» Они пошли путём постижения знания. Они изначально тоже были имперсоналистами. В каких-то своих прошлых воплощениях они были имперсоналистами и они это трансцендентное знание принесли в это рождение. Для того, чтобы вожделение их не трогало, они остановили развитие своих тел мистическим образом и остаются пятилетними детьми. При этом они мудрые. Впоследствии они станут персоналистами. Это целая история. Я не буду туда погружаться. Главное, что они тоже являются родоначальниками одной из сампрадай.
00:21:57 Рамануджа-сампрадайа: Рамануджа — это великий святой, который в Индии жил где-то в XI или в XII веке примерно. В этой сампрадайе наиболее почитаемым Писанием является Вишну Пурана. Последователи Мадхава ачарьи делают больше акцент на Махабхарату. Подобным образом наша сампрадайа опирается на Шримад Бхагаватам. Шримад Бхагаватам — это, если вы помните структуру Вед, относится к Пуранам. И в связи с этим множество есть критики на эту тему. Сегодня мы постараемся порассуждать на эту тему все вместе, и может быть мне удастся убедить вас, что не было ошибкой то, что наша сампрадайа опирается именно на это Писание.
00:23:08 Критики вообще глобально говорят, что на Пураны не очень авторитетно опираться. Дело в том, что Пураны — это та часть Вед, которую написали люди. Она не относится к тому, что Господь сам лично сказал. И поэтому они её называют не вечной частью Писаний. Есть вечная часть — то, что Господь говорит, и есть не вечная — то, что исчезнет после того, как вселенная будет разрушена. И критика как раз на этом и основана. Смотреть на этот вопрос можно с разных сторон, и есть множество аргументов, которые подсказывают нам, что наоборот в этом заключается плюс. Начинаем с того, что возможности людей в наше время сильно ограничены, то есть люди горделиво считают себя верхом эволюции и также горделиво считают, что в процессе этой самой эволюции человек совершенствуется и становится лучше, умнее и так далее.
00:24:28 Но это расходится с мнением Писаний на эту тему. Писания говорят, что человек деградирует. И я не знаю, кто-то может с этим не согласиться, но мой житейский опыт подсказывает, что так где-то оно и есть. Наша ограниченность не позволяет нам рассматривать серьёзно другие Писания. У нас просто не хватит ума для того, чтобы серьёзно в них разобраться.
Шримад Бхагаватам — основное Писание Брахма-сампрадаи
00:25:06 Если мы вспомним историю, как Вьясадева, как литературное воплощение Бога... Это личность, которая не является непосредственной экспансией Вишну или Кришны, но он наделён необходимыми качествами. Это личность, наделённая необходимой энергией, необходимыми качествами. Шакти-авеша-аватара называется на санскрите. Шакти — это энергия. Это как бы не сам Бог, но Господь его послал со специальной миссией и дал ему все необходимые качества для этого.
00:25:46 Поэтому в этой миссии он ничуть не хуже Бога, потому что он наделён необходимой энергией. До него Писания существовали хаотично. Просто хаотично. Никто их не систематизировал. Просто были Веды. Это огромный набор мантр, гимнов и так далее. И в этом тоже был смысл. Это не случайно так сделано. Потому что в этом хаосе обычный человек не мог разобрать, в каком случае что ему нужно использовать: какую мантру, какой обряд проводить и где, и так далее. Это было очень сложно понять и это заставляло человека быть более смиренным и обращаться к авторитетам. Господь установил такой порядок, что знание передаётся по цепи ученической преемственности и никак иначе, обойти нельзя. Это касается и любого серьёзного знания.
00:27:03 Как мы уже говорили, никто не захочет лечь под нож хирурга, который хорошо прочитал книги по медицине. Много раз прочитал, наизусть знает, но никакого учителя у него не было и никакой практики нет. Есть тонкие вещи, которые невозможно передать через книгу, которые нужно, чтобы учитель передал. И здесь то же самое. Господь создал эту систему и Он желает, чтобы она поддерживалась. Поэтому Веды были даны вот таким хаосом, просто набором. И так как человек стал деградировать и перестало быть возможным, чтобы он что-то в этом понял, то всё было сильно упорядочено, разделено по той структуре, которую мы с вами и проходили.
00:27:57 Получается, что эти основные Веды людям Кали-юги понять очень сложно. Крайне сложно. Даже с духовным учителем всё равно будет очень тяжело. Когда Вьясадева понял это и не чувствовал удовлетворения от проделанной работы, работа-то колоссальная, он не чувствовал удовлетворения... Есть один из полубогов. Его зовут Ганеша. Такой человек с головой слона. Он взялся помогать Вьясадеве. У них был договор. Проблема была в том, что Ганеша Вьясадеве сказал: «Если ты прервёшься, когда будешь излагать, то я второй раз уже не смогу в это медитационное состояние войти». Он сидел, записывал на слух. Вьясадева просто диктовал, а Ганеша всё записывал. И это продолжалось несколько суток.
00:29:05 Они оба в трансе. Один диктует постоянно, а другой пишет без устали. Никакого отвлечения, ни в туалет сходить, ни покушать, ничего. Без перерывов, много дней подряд. Когда он дал согласие на это, то сказал: «Если ты остановишься хоть раз, то я не смогу. Всё!» Вьясадева — он хитрый. Он же не полубог, он же человек. Он говорит: «Хорошо, но тогда давай так, если ты чего-то не поймёшь, то ты не будешь писать. Сначала поймёшь, потом только продолжишь». Он дал добро. Поэтому, если вы читаете Махабхарату, то можете обратить внимание, что в целом произведение легкодоступное.
00:30:01 То есть читаешь и так всё легко идёт. Но периодически вставляется кусок и крышу [сносит]. А что это вообще? Как это понять? А Вьясадева, чтобы ему дела свои все сделать, ему выдавал какого-нибудь перца и Ганеша вынужден был думать об этом. И пока он думал, Вьясадева ходил, что надо делал, возвращался и продолжал. Получается, что Ганеша ему помогал писать. Это титанический труд. Произведя этот труд, у него не было удовлетворения. И после того, как он написал четыре Веды… Это первое, что он сделал — систематизировал четыре Веды, о которых мы говорили. Ригведа, Яджурведа, Атхарваведа и Самаведа. После этого он написал Веданта Сутру. Веданта Сутра — это очень сложное философское произведение. Для сегодняшнего человечества очень мало людей, кто реально может что-то понять. Их буквально единицы.
00:31:15 После этого он написал как раз Махабхарату. Он итихасы стал писать. Если кто-то помнит, когда мы классифицировали, были итихасы. Он их стал писать. Написал. И всё равно он не чувствовал удовлетворения. И тогда появился его духовный учитель — Нарада муни, который ему подсказал, что «всё, что ты пишешь — это для людей, кто все-таки интересуется в первую очередь возможностью преуспевать в материальном мире». Это не для тех, кто хочет найти выход из материального мира, а для тех, кто хочет здесь хорошо устроиться. 98% Ведического знания как раз о том, как здесь хорошо устроиться. И только 2% о том, как отсюда выйти. И Нарада Муни говорит, что для этих людей ты всё очень хорошо написал, но вот для людей, подобных лебедям, ты ничего не написал.
00:32:23 «Подобных лебедям» — очень часто Шрила Прабхупада это сравнение использует. Я не знаю, насколько это правда. Если Шрила Прабхупада говорит правда, значит правда. Но я нигде просто подтверждения не слышал никогда. Он говорит, что лебедь — удивительное живое существо. Если молоко смешать с водой, то лебедь может отсепарировать и выпить молоко, и не трогать воду. У лебедя есть такое качество. И подобно этому люди, кто интересуются искренне Господом, они в принципе отовсюду могут извлечь эту информацию, как лебедь сепарирует это молоко. Он говорит: «А для них ты ничего не написал». И тогда он пишет Шримад Бхагаватам. Шримад Бхагаватам относится к Пуранам и является основной книгой для нашей сампрадаи. И мы должны хотя бы поверхностно понять, почему это происходит.
Классификация Пуран — для людей в невежестве, страсти и благости
00:33:36 Традиционная Ведическая система образования, она предполагает... Пуран-то много. Это же не единственная Пурана. Шримад Бхагаватам к Пуранам относится, много различных Пуран. Они делятся на три большие группы. Тамасичные — те, которые для людей в невежестве. Раджасичные — те, которые для людей в страсти. Саттвичные — те, которые для людей в благости. И сама по себе система предполагает постепенную эволюцию человека. Человек, на каком бы уровне он ни находился, имеет возможность двигаться вперёд, вверх. Для этого достаточно просто начать. Если он начинает, то дальше он начинает двигаться по этой лестнице. Движение занимает порой несколько жизней, но, тем не менее, возможность такая есть, и эта система всегда хорошо работала.
00:34:43 Если вы даже в невежестве находитесь и есть какой-то минимум разума, и понимаете, что нужно двигаться вверх, то берёте соответствующие своему уровню Писания, читаете, что нужно делать, читаете, какому Божеству надо покланяться при этом. Всё это выполняете и постепенно поднимаете свою гуну, соответственно, переходите в следующий разряд. Это грубое деление на три группы. Там есть и промежуточные ещё Писания для любого уровня. И таким образом всё это движение происходит. Но здесь оказались серьёзные проблемы, связанные опять с Кали-югой. Люди Кали-юги обладают определёнными свойствами, которые не всегда позволяют этой системе хорошо сработать.
Кали-юга началась в определённое время, и в своё время делали даже астрологический прогноз для этого времени. И в астрологическом прогнозе стали очевидны качества людей, которые будут рождаться в это время. И одно из качеств — упрямство.
Фанатизм — слабая вера и отсутствие знания
00:36:10 Современный человек, если он уже выбрал объект для поклонения, то разумными аргументами заставить его что-то изменить невозможно. Существует фанатизм. А вы касались фанатизма с Михаилом Юрьевичем?
[Из зала]: Это религия в страсти. Но мы не разбирали
[Роберт]: Тут подробностей особо нет, но просто сам принцип понимать. Что такое фанатизм?
[Из зала]: Когда моё правильное, а остальное не правильное
[Роберт]: Нет. Это не совсем так
[Из зала]: Непризнавание других, может быть.
[Роберт]: Нет. Если дважды два четыре, и я говорю, что это так, я — фанатик? Вы сейчас все будете свои цифры называть, а я фанатик получаюсь? Нет. Ближе был правильный ответ: когда человек не может аргументированно ответить, почему он придерживается именно этого варианта, когда ему не хватает разума, не хватает аргументов, не хватает знания.
00:37:36 У фанатизма есть отрицательные и положительные свойства. С одной стороны, очевидны минусы, а с другой стороны: откуда берётся фанатизм? У человека появляется какая-то небольшая вера. А вера всегда идёт в гармонии со знанием и отречением. Эти три вещи всегда очень сильно зависят друг от друга. Вот у него вера небольшая появилась, соответственно, знаний практически нет. И теперь он встречается с каким-то человеком, кто легко эти убеждения разбивает, просто потому что у него знание выше. Человеку хочется защитить свою веру. Тогда он включает фанатизм. Он защищает свою веру тем, что он говорит: «Нет, ты всё неправильно говоришь. Я даже слушать не хочу, что ты говорить, мне всё равно, что ты говоришь. Я знаю, что вот это так и всё».
00:38:40 Это может иметь и положительный эффект при условии, что мы попали в правильную религиозную организацию. Тогда наш фанатизм будет нам помогать.
Люди Кали-юги, они этим фанатизмом очень сильно страдают. Люди не вникают в какие-то нюансы, не пытаются разобраться даже в той религиозной традиции, к которой они себя относят, но берутся однозначно утверждать, что правильно. И ничего им не докажешь. Поэтому этот метод постепенный в данном случае очень тяжело работает, потому что люди не готовы принять, что может быть путь многоступенчатый, что сейчас я на этом уровне, мне надо так себя вести, такому Божеству поклоняться, такие обряды выполнять. А если я подрос духовно, я могу на следующий этап переходить.
Ведический путь развития сознания
00:39:57 Вот это была традиционная Ведическая система. Она предполагала, что человек этим путём движется несколько жизней. Он родится шудрой и выполняет свои обязанности честно и как положено. Просто дхарму выполняет. Он прочитал или учителя встретил, и учитель ему объяснил, что ты сейчас в таком-то положении, тебе надо делать это. Помогай более высоким кастам и в результате будет прогресс. Человек в следующей жизни рождался уже вайшьей, у него другие качества появляются. Если опять он твёрдо следовал, то он дальше идёт. Если мы родились на островах в племени мумба-юмба, там есть шаман, который даёт нам религиозные правила. Религиозные правила есть в любом обществе. Просто это сильно деградировавшие люди, вот они оказались на островах.
00:41:02 Но если мы движемся путём дхармы, путём праведности, мы выполняем эти требования, какими бы ужасными они ни выглядели… Поклоняемся горе и людей из соседнего племени в полнолуние не едим. Во все остальные дни едим, а в полнолуние не едим. Это такое у нас религиозное правило, нам Бог сказал так делать. Мы строго следуем. А кто-то не следует. Вот тот, кто не следует, будет деградировать. А все, кто следуют, будут прогрессировать. В следующей жизни родятся уже в более высоком обществе с более высокой религией. И это будет движение. Это Ведический путь классический. Сейчас очень трудно этому пути, потому что никто ни во что толком не верит, никто ни в чём не разбирается и не хочет разбираться. Жизнь коротка, мозги слабые, общее сочетание ужасное. Гордыня высокая при этом. Всё это добивает высокая гордыня, то есть о себе очень большого мнения.
Шримад Бхагаватам — проявление Господа
00:42:13 И тогда появляется Шримад Бхагаватам. И Шримад Бхагаватам эти вещи решает. В самом Шримад Бхагаватам Господь представлен во всех аспектах, которые только можно придумать. Он проявляется там очень много раз и по-всякому. Там описывается очень большое количество явлений Господа в эту Вселенную. Господь приходил сюда в разных обликах, в том числе и как рыба. То есть одно из первых Его явлений было как рыба.
00:42:52 Многие наверно смотрели мультфильм «Десять аватар Вишну». В мультфильме всё короче и быстрее, в «Вишну Пуране» 120 серий. В разные эпохи Господь являлся в разных обликах и есть определённая прогрессия в этом. Изначально Он явился как рыба для того, чтобы помочь мудрецу спасти человечество. Потом Он являлся, как вепрь, огромный кабан. Потом Он являлся, как получеловек, полулев, Нрисимхадев. Очень много было всяких явлений и в том числе есть явление в виде книги и эта книга — Шримад Бхагаватам. Есть ссылки во многих местах других Писаний, где описывается Шримад Бхагаватам, как проявление Господа. Для тех, кому важен безличный аспект Господа, Господь описан там, как безличный. Вариантов отношений с Господом достаточно много. Есть пять основных типов отношений и семь дополнительных. И дальше ещё один миллион подвидов в каждом из этих типов.
00:44:34 Тема очень обширная, но суть в том, что у каждого есть изначальные отношения с Господом в духовном мире. В зависимости от этого многие вещи для нас по-разному видятся и мы к разному стремимся. Шримад Бхагаватам удивителен тем, что там всё это описано. Там есть тексты, которые смогут удовлетворить любой вид отношений. Какой бы он у нас ни был, он там будет описан, мы его там найдём. Это книга, в которой кроме как о Господе, больше ни о чём и нет. В большинстве Писаний проповедуются ещё параллельно какие-то другие вещи. Та же Карма-канда или Гьяна-канда — это те разделы знания, которые либо за удовлетворение чувств отвечают, либо за философское познание Бога. Во всех других Писаниях это всё смешано. Тогда как здесь больше вообще ничего нет, кроме как вот этого. Но это как раз и позволяет трактовать.
00:45:57 Все, кто опираются на Веды, используют Писания, подтверждая собственный взгляд, и смотрят на них именно таким образом, чтобы подтвердить собственную теорию, которой они придерживаются. В Шримад Бхагаватам нет плеяды различных объектов для поклонения. Шримад Бхагаватам учит нас, что в любом случае мы должны поклоняться Господу, Верховному Господу. Здесь могут быть варианты. В этой книге нам объясняется, что могут быть разные вкусы отношений с Богом. Это очень подробно разъяснено. Кому-то ближе безличный аспект, а кому-то ближе поклонение Господу, как карающей деснице, некой силе, которая следит за порядком, которая обладает безграничной властью, царскими атрибутами, царским величием и так далее.
00:47:23 Кто-то смотрит на Господа именно таким образом и считает это высшим проявлением. И для них там тоже есть всё необходимое. А кто-то смотрит на Господа и у него совершенно другие отношения. У кого-то дружеские отношения. Господь говорит: «Я принимаю любой положительный вид отношений». Если есть любовь, то я её принимаю в любом виде. Поэтому кому-то это непонятно: как они Богу поклоняются, как царю? Он этого не понимает, для него это удивительно. Шримад Бхагаватам позволяет всем категориям людей, всем категориям живых существ, какие бы отношения ни были с Господом, они все найдут что-то на страницах этой книги. Все вариации концепции Бога там учтены. Все варианты вкусов, какие только могут быть, там учтены.
00:48:30 Дальше опыт уже показывает, что люди, следующие этим путём (очень примеров много положительных), достигают высшего совершенства достаточно быстро. Это просто опыт именно нашей религиозной традиции, нашей школы ученической преемственности. То, что очень много примеров людей, которые достигли самых больших высот, развили отношения с Богом на очень большой высоте, если можно так сказать.
Бхагават-гита — основа знания
00:49:18 Всё это позволяет сделать вот эта книга. Она является основной для нашей сампрадаи, для нашей цепи ученической преемственности. Самое большое внимание, которое мы уделяем, мы уделяем как раз ей. Даже Бхагавад-гита — это очень ценная книга, это слова непосредственно Господа, но хоть стоит в изучении впереди, но многие видные деятели нашей сампрадаи как раз, комментируя этот момент, объясняют, что её по-разному можно изучать. Мы её изучаем в свете Шримад Бхагаватам.
00:50:08 [Роберт]: Кто-то читал Бхагавад -гиту? До конца кто-то прочёл?
[Из зала]: Без комментариев.
[Роберт]: Без комментариев — это вообще никаких шансов. Там разве что поймёшь? Как раз без комментариев можно увидеть различные пути движения к Богу, то есть Карма-канда, Гьяна-канда, мистическая йога, они все описаны в Бхагавад Гите. Они все описаны. И Господь, когда разговаривает с Арджуной, не говорит в лоб: «Вот этот способ лучше всех остальных, а вот эти плохие». Он очень уважительно о каждом из этих способов отзывается. Поэтому понять действительный смысл очень трудно. Я постарался вам описать это так. Потому что свобода выбора не должна быть нарушена.
00:51:18 Если человек хочет идти этим путём, Господь не насилует его, говоря: «Да это плохой путь, иди вот этим». Он хочет, у него сердце туда лежит, что сделаешь. Нужно дать ему возможность попробовать. Пусть он потом скажет, что всё неправильно. Он будет благодарен за то, что ему дали возможность попробовать. Бывает нам что-то в голову взбредёт, и мы хотим что-то сделать. И есть кто-то над нами, явно лучше разбирающийся, который понимает, что мы ошибаемся, но даёт нам возможность ошибиться. Он выскажет свою точку зрения, но не настаивает на том, чтобы мы сделали по-другому. Это с родителями часто бывает.
00:52:03Если родители настаивают, то человек потом будет всю жизнь думать, что его зря заставили. Вот если бы он тем путём пошёл, то было бы лучше. Если ему дали ошибиться, он увидел, что ошибся, но он благодарен своим родителям за то, что они ему дали эту возможность. Они честно выполнили свой долг. Они предупреждали, что это неправильный путь и дали ему эту свободу. То же самое здесь. Кришна в Бхагавад Гите не говорит жёстко, что всё плохо, а это хорошо. Там без соответствующих комментариев понять ничего невозможно. Говорит: «Вот это хорошо, и вот это хорошо, и вот это хорошо». А в конце говорит вообще: «Всё оставь и просто мне предайся». Вот и пойми Его. Нужны комментарии.
00:52:53 В шестой главе Бхагавад-гиты, посвящённой Гьяна-канде, описано, что настоящий йог должен расстелить подстилку из травы куша, сесть, выпрямив позвоночник, начать контролировать дыхание и так далее. Если мы читаем комментарии Шрилы Прабхупады, он даёт его на основании Шримад Бхагаватам. На основании других книг это бы по-другому выглядело, а он на основании Шримад Бхагаватам пишет комментарий, что настоящий йог будет воспевать Святые Имена Господа. Он даёт Знание, которое идёт практически поперёк того, что написано непосредственно в Бхагавад Гите. Это тоже, когда различные учёные, индологи, санскритологи начинают изучать все эти книги, говорят: «У вас не авторитетная религиозная традиция. Вы вообще к Ведам никакого отношения не имеете, это спекуляция и всё.
00:54:10 Там написано, что надо на шкуре оленя сидеть и дыхание налаживать, а ваш комментатор говорит, что надо Святые Имена Господа повторять». Но он это пишет, потому что он понимает суть. Он открывает нам, что Кришна описывает все религиозные системы для того, чтобы человек имел выбор. Сам он при этом понимает, что высшим путём для существующего сейчас века, для Кали-юги, является именно этот. Поэтому он и приводит нас сразу к этой мысли. Чего кота тянуть за хвост? Надо сразу всё всем сказать, чтобы всё было понятно, чтобы все точки стояли. Бхагавад-гиту мы рассматриваем именно с этой точки зрения и её раньше не сильно изучали.
00:55:00 В нашей сампрадайе её изучать подробно стали не так давно. Именно по этой самой причине. У нас вся наша философия опирается на Шримад Бхагаватам и он является основополагающей книгой. Всё, что мы дальше будем с вами изучать, оно так или иначе будет строиться в основном на ней. Большую часть информации мы черпаем именно оттуда. Все остальные Писания скорее дополняют немного эту книгу, нежели дают нам какие-то серьёзные основы. Всё, что мы будем изучать, будет основано на Шримад Бхагаватам. Я не призываю вас пока ещё читать. Если у кого-то есть желание, конечно можете, но общие наставления на эту тему таковы, что нужно в первую очередь прочесть Бхагавад-гиту и только потом приступать к Шримад Бхагаватам.
00:56:12 Шримад Бхагаватам — в ней двенадцать частей, они песнями называются. Большинство из них состоит из нескольких томов. Только вторая в одном тоне, а все остальные хотя бы в двух, а то и в трёх. Книг достаточно много. Я не помню точное количество. И изучать её нужно обязательно последовательно. Это важное условие. Информация, которая там содержится, как раз помогает человеку постепенно прогрессировать. Тот, кто постепенно читает главу за главой, ничего не пропуская, даже если не понимает, ничего страшного. Просто спокойно берёте, читаете и после этого переходите к следующей, к следующей, к следующей. И таким образом человек постепенно меняется и постепенно растёт. Но начинать, как я уже сказал, нужно все-таки с Бхагавад Гиты. Если кто-то ещё не прочёл, то я вам рекомендую это сделать.
00:57:30 Наверно это всё, о чём я поговорить сегодня хотел. У нас есть несколько тем, которые нам ещё необходимо обсудить будет до возвращения Михаила Юрьевича. Мы с ним регулярно созваниваемся и обсуждаем то, как у нас с вами проходит занятие. Я ему свои впечатления рассказываю и получаю от него инструкции, что мне делать дальше и куда двигаться. Поэтому у нас есть план, мы по нему идём. Точной даты, когда он вернётся ещё пока не известно, ещё есть варианты. Пока у него билеты на двадцать какое-то марта. Если я не ошибаюсь двадцать четверное или двадцать третье. Но они могут измениться. Он едет сейчас к своему духовному учителю и возможно тот его попросит задержаться. В самое ближайшее время выяснится, когда он вернётся, но пока ещё не известно.
Ответы на вопросы
О шиваитах, сампрадае от Господа Шивы, о фестивале Кумбха-мела
00:58:43 Если у нас возникли какие-то вопросы, какие-то сомнения, может быть какие-то дополнения...
[Из зала]: А это всё Вайшнавские сампрадаи?
[Роберт]: Да, это всё вайшнавские сампрадаи
[Из зала]: Это не шиваиты?
[Роберт]: Нет, это не шиваиты. У шиваитов другая цель. Они признают Господа Шиву Верховной Личностью Бога. А сампрадайа, которая идёт от Господа Шивы понимает, что поклоняться нужно Вишну. То есть это именно вайшнавы. Я забыл её название. Та, которая от Лакшми, называется Нимбарка-сампрадая. Та, которая наша, Брахма-сампардая, Гаудия-сампрадая по-другому. А вот от Шивы и от Кумаров, я забыл название, как они называются. Рудра — это одно из имён Господа Шивы.
00:59:55 [Из зала]: По внешнему облику они такие же?
[Роберт]: Тилака отличается. Но в любом случае это не шиваиты, у которых поперёк тилака. Там есть внешне какие-то небольшие отличия, но во Вриндаване очень много любых представителей. Соответственно, у них и мантра немного другая, у них порядок слов другой
[Из зала]: Маха-мантра другая?
[Роберт]: Другая, да. У них она не Маха. По нашим представлениям.
[Из зала]: А они все взаимодействуют между собой?
[Роберт]: В каком смысле взаимодействуют? Всё базируются на одних и тех же Писаниях и каждый делает свои акценты.
[Из зала]: А ритуалы?
[Роберт]: Нет, ритуалы, они общие. Их смысл примерно тот же, но каждый вкладывает своё, когда производит этот ритуал. Сами по себе ритуалы внешне очень похожи.
01:01:15 [Из зала]: Общих фестивалей каких-то нет?
[Роберт]: Я затрудняюсь сказать. Допустим, Кумбхамелу, можно ли её назвать общим фестивалем? Раз в двенадцать лет мистические йоги спускаются с гор, с Гималаев, в Праяге встречаются. В месте, где три реки сливаются: Ямуна, Ганга и Сарасвати. И устраивают там большой фестиваль, всякие чудеса творят и так далее. Там несколько миллионов человек собирается
[Из зала]: И когда ближайший?
[Роберт]: Ой, я не рекомендую туда ехать.
[Из зала]: Почему?
[Роберт]: Это же просто поле и берег реки, и несколько миллионов человек. И они гораздо более аскетичны, чем вы. Они лягут просто на землю и поспят нормально. А вы что будете делать? Там гостиниц для нас никто не предоставит, никто не приберёг. Вайшнавы туда приезжают для проповеди, но, я понимаю, это те, кто в индийских телах. Они готовы к этому. А белые, я думаю, туда особо не едут. Разве что из любопытства. Наверно можно где-то в ближайшем городке остановиться и на такси туда ездить. Теоретически это можно.
01:02:39 [Из зала]: А он несколько дней идёт?
[Роберт]: Да, он несколько дней. Там нужно в эти дни как раз в воду погружаться. Я не помню, что за это будет, но что-то очень круто типа.
[Из зала]: Очищение?
[Роберт]: Ну да. Там кому в рай надо, вот они все туда едут.
[Из зала]: Когда воспевают Маха-мантру: один пропевает, а остальные повторяют, но только каждый, как хочет. Не под определённую мелодию. Это особенность какой-то сампрадаи или нет?
[Роберт]: Я такого не слышал. Так бывает, когда у людей слуха нет, тогда бывает. А чтобы специально — нет, я такого никогда не слышал. Может оно и бывает, но просто я недостаточно информирован, может быть, но я не слышал. Ничего сказать не могу».
01:03:47 [Из зала]: А можно ещё раз, я не успела записать. Прятьякша, анумана и…
[Роберт]: Пратьякша. Это первое. Это на чувствах когда. Анумана от слова ман — ум, манос.
[Из зала]: А третье на санскрите как называется?
[Роберт]: Третье?
[Из зала]: Да, третье описание.
[Роберт]: Шабда. Она называется.
[Из зала]: Вот мы на Шримад Бхагаватам ориентируемся, наша от Брахмы сампрадайя. А вот от Шивы? На что они ориентируются?
[Роберт]: Нет. Вот те, что я знал, я вам перечислил. А зачем нам знать? Какая нам разница?
[Из зала]: Ну интересно. Может кто-то захочет к Шиве перейти.
[Роберт]: Им скажут тогда, какие проблемы?
[Из зала]: А они тоже вайшнавы называются?
[Роберт]: Вот эти четыре сампрадаи — да. Вайшнавы — все, кто считают Господа Вишну, как Высшим проявлением Господа.
[Из зала]: То есть, когда видишь вайшнава, нужно ещё уточнить, какой он?
01:05:13 [Роберт]: Да, в какой сампрадайе. На самом деле все авторитетные школы имеют корни в одной из вайшнавских сампрадай. Я не утверждаю, насколько это правда или нет. Эти рассказы о том, что, допустим, тот же Христос в Индию учиться приезжал и так далее. Для меня было бы не удивительно, если это так. Он получил в одной из сампрадай благословение на ту миссию, которую в последствии выполнял. И тогда всё очень гармонично становится. Это тоже была цепь ученической преемственности. Вот и всё.
Как Сознание Кришны пришло на запад и в Россию
01:05:50 [Из зала]: А в России представлена только эта сампрадайя?
[Роберт]: Нет, у нас все представлены. Просто остальные гораздо меньше представлены. В этом смысле приход Шрилы Прабхупады очень сильно всё изменил в том плане, что было предсказание о том, что это движение Господа Чайтаньи, движение Сознания Кришны, будет распространено по всему миру. Это предсказание было 500 лет назад.
01:06:25 После этого видные деятели нашей цепи ученической преемственности на это медитировали и искали возможность реализовать это. Учитель Шрилы Прабхупады Бхактиведанта Сарасвати Тхакур отправлял несколько своих учеников, находящихся на очень высоком уровне. Он не просто первых попавшихся, он брал тех, кто реально достиг серьёзных высот. И отправлял в Лондон. Тогда же это ещё времена после Первой Мировой Войны. Центром мира считался Лондон и Британская Империя считалась самой могущественной. Поэтому они туда отправляли. Но никто не достиг успеха. Это знаменитая история, когда один из них добился встречи с лордами, с Парламентом Великобритании. Там собрались серьёзные люди, образованные. И он им всё это рассказал за несколько дней, давал им лекции.
01:07:45 И один из лордов говорит ему: «Я тоже смогу стать брахманом?» На что он ему сказал: «Конечно, можете. Надо соблюдать определённые правила». И дал все необходимые религиозные принципы, что нужно соблюдать. И когда они выслушали, они начали смеяться. Они говорят: «Для европейских людей это невозможно». И он вернулся к своему духовному учителю и говорит: «Они никогда нас не станут слушать, это бесполезно. Я уже собрал там самых лучших, сливки их общества. И они говорят: «Мы не можем этому следовать». Куда тогда?» При этом в тот момент как раз Шрила Прабхупада был грихастхой, был женатым человеком. Его серьёзно никто не рассматривал.
01:08:41 То есть на него духовные браться смотрели просто, как хороший парень, молодец. Может что-нибудь достигнет даже, на следующую жизнь будет уже нормальным. Вот так на него смотрели. Там многие были саньяси. И на него никто не рассчитывал. Но его вера в то, что его духовный учитель всё правильно сказал и дал ему тоже наставления, как и многим другим, распространять Знание на английском языке. И он учил английский длительно, и издавал журнал, и духовно рос. Он поехал в результате в Соединённые Штаты, ему было 69 лет. И выстрелило. Он сразу изменил соотношение сил в мире в пользу нашей школы ученической преемственности.
01:09:44 [Из зала]: Он достиг больших успехов в Америке, да?
[Роберт]: За следующие 11 лет до момента, когда он уже ушёл из жизни, он объехал вокруг земного шара 14 раз. Открыл более 100 храмов, принял более 3500 учеников. Соответственно, его ученики стали дальше продолжать эту традицию, и она растёт и ширится. Это всё как раз соответствует предсказанию, которое было дано 500 лет назад. Год из этих десяти у него никакого успеха не было вообще. Он приехал в Америку, у него было 40 рупий с собой. На тот момент это соответствовало 4 или 5 долларам. У него больше денег не было. Он человек, выросший в Индии. У него были очень серьёзные сложности с тем, чтобы просто даже адаптироваться.
01:11:06 Он изначально приехал к сыну одного своего знакомого в Индии, который переехал жить в Америку, иммигрировал. Его там приняли. Они индийская семья, они понимают, что это саньяси, надо уважать. Они его приняли. Изначально он в ванну заходил и мылся на полу. Ванну наполнял водой, оттуда черпал и на себя лил. Они видят, что вода течёт из-под двери, начинают ему стучать туда: «Свамиджи, что Вы там делаете?» Он говорит: «Я моюсь!» — «Так надо в ванну залезть!» — «Что это за глупость? Это с меня грязная вода будет течь и я буду в ней стоять?» Были у него традиции индийские. Есть определённые нюансы, как нужно мыться. Он делал так, как это делают в Индии.
01:12:04 Он был совершенно не адаптированным человеком. И когда он жил в Нью-Йорке, поселился естественно в нищем районе с каким-то наркоманом. У него был сосед, на двоих они комнату снимали. Он был наркоман. Он, кстати, до сих пор ещё жив. Его иногда видят, он иногда приходит. Не знаю, но преданным он так и не стал. Он жил со Шрилой Прабхупадой в одной комнате.
[Из зала]: С ножом на него кидался?
[Роберт]: Да, он иногда обкурится чего-то и с ножом на него кидался, совершенно верно. И так он от него и съехал. Он пришёл к Мукунде Госвами. Он пришёл к нему утром рано. Мукунда Госвами говорит: «Я слышу стук в дверь, открываю. Там стоит Шрила Прабхупада». А у них ещё отношений толком не было, они едва знакомы были. Говорит: «Мне жить негде. Придумай что-нибудь» и заходит в комнату.
01:13:04 Тем не менее, он ходил в центральный парк, садился под деревом и начинал петь киртан. Люди приходили, начинали слушать. Он им читал лекцию. И постепенно это дело разрослось, разрослось, и всё пошло-поехало. Если есть благословение Господа, то, что ты сделаешь? Всё! Никаких шансов ни у кого сопротивляться нет. Как он приехал сюда, в Советский Союз? Это был Советский Союз, 1972 год. За ним ходили несколько КГБэшников постоянно везде. Или как в 1977 году была выставка международная в Москве и туда приехал ученик Шрилы Прабхупады. Он сейчас Гопал Кришна Госвами, а тогда он был просто Гопал. Он приехал с заданием от Шрилы Прабхупады, что надо распространять книги. Он книги на выставку брал и ходил по московским библиотекам, бесплатно их там оставлял. Просто приходил: «У меня для вас книги, поставьте на полки, пожалуйста» — «Конечно, пожалуйста, нет проблем». За ним приходили КГБэшники и забирали эти книги, соответственно.
01:14:28 Так вот человек, который ходил и забирал, он сейчас ученик Гопала Кришны Госвами. Я с ним знаком. Он говорит: «Я ходил, собирал эти книги, но мне было интересно, что там написано. Я начал читать». Это он Шримад Бхагаватам как раз начал читать. Его жена тоже работала в КГБ. И они печатали книги на КГБэшной машине первые. У них копировальный аппарат в доступе. В центральном здании в КГБ они печатали книги. Они печатали там Бхагавад Гиту и так далее, они ничего не боялись.
[Из зала]: Тогда все комментарии были написаны к Бхагавад Гите?
[Роберт]: Переводов мало было. У меня есть первая Бхагавад Гита, которая появилась в 1988 году в Советском Союзе. Её просто смешно читать.
01:15:30 Там на русский язык перевод как google переводит автоматом. Видимо как-то редактировали, но сил не хватало и что-то пропускали. Поэтому читаешь, вроде всё нормально, потом раз! Перл какой-нибудь! Начинаешь ржать, невозможно удержаться. А тогда, а 1988 году за неё просили 50 рублей. У меня зарплата 130. И для меня 50 было слишком много. Я не мог себе этого позволить. Я не купил тогда эту книгу. Я купил уже гораздо позже. В 1988 году как раз было официально зарегистрировано общество и уже преследований особых не было. Уже выпустили тех, кого сажали.
[Из зала]: Не посадили тех, кого выпустили, не поймали?
[Роберт]: Нет, не посадили. С ними всё хорошо. Посадили других. Умер один в тюрьме. Армянин по национальности, мужчина. Умер, оставил тело. А остальные все вышли.
01:16:43 Так вот, он приехал в 1972 году, за ним ходили КГБэшники по следам, прямо вот никуда не давали. С ним было двое слуг и они остановились в гостинице «Националь». Получается, Господь всё организовал. Туда приходили люди, которые фарцовкой занимаются. Тогда же с торговлей было всё очень ограничено, выбор в магазине был маленький. А курс валюты, которую меняли иностранцам, он был для них не выгодный. Реальный курс на 1972 год был где-то наверно за один доллар давали рубля, 2,5. А государство 80 копеек давало. И если менять валюту у частников, то это очень большой срок был, рискованно.
01:18:07 Поэтому иностранцы все везли с собой вещи и продавали их здесь. Продавали как раз фарцовщикам, то есть людям, которые приходили к иностранцам, забирали у них всякие джинсы, жвачку и прочую муру и платили им рублями так, что тем выгодно получалось. И, соответственно, все иностранцы, чтобы побольше денег было для трат, таким образом поступали. Все, кто ехал в Советский Союз, уже знали, что это надо делать. Они это делали. Был класс людей — фарцовщики, которые этим занимались. И они как раз пришли к одному из слуг Прабхупады и говорят: «Джинсы есть?» Он говорит: «Джинсов нет, но есть кое-что получше» — «Давай! Пошли». Привели его в номер и Прабхупада ему 4 часа проповедовал. Первый раз человек пришёл, он 4 часа с ним разговаривал.
01:19:11 Потом тот пришёл на следующий день, ещё 4 часа. И в третий ещё часа два. Три дня он ему проповедовал. И это был первый ученик Прабхупады и единственный в Советском Союзе. И дальше всё движение тянул этот человек. Он потом в психушке оказался, его уже посадили потом, в 1980-е.
Нет, Вишвамитра позже пришёл, в 1978 Вишвамитра пришёл. Анатолий его кармическое имя. Ананташеш его звали. Он уже оставил тело и ему самадхи построили во Вриндаване. Ему сильно подорвали здоровье в этом самом.
[Из зала]: В психушке?
[Роберт]: Да. Кололи всякой гадостью. Но сам факт, что Прабхупада за 3 дня смог сделать из человека преданного. За 3 дня. Вот такой энергией обладал он. Это тоже был не случайный человек. Если бы он не был к этому готов, его Господь бы не послал. Видимо он уже был готов.
Самрадаи, регулирующие принципы и количество кругов
01:20:47 [Из зала]: Роберт, а можно ещё спросить? Другие сампрадаи. У них тоже регулирующие принципы. И вот на счёт вычитывания 16 кругов. Это только вот здесь так?
[Роберт]: Нет, везде примерно одинаковые регулирующие принципы. Эти 4 основных нигде не меняются, они везде. Дальше в нюансах какие-то отличия есть. По поводу количества мантры. 16 — это же Шрила Прабхупада опустил эту цифру. И он опустил её не постоянно. Это же только для начала. Всё равно все должны выйти на 64 когда-то.
[Из зала]: На 64?
[Роберт]: Да. Все должны выйти на 64. Прабхупада дал своё благословение на то, что можно начать с 16-ти. Но всё равно надо будет увеличивать.
Хорошо, мы на этом прощаемся. До следующего четверга получается.