Слава Святого Имени

Сочи - 26 March 2015
Ответы на вопросы. Почему демоны богаты. Ухудшается ли карма близких, когда мы делимся с ними знаниями, а они всё равно не следуют им. Почему когда мы делимся знанием, то быстро прилетает бумеранг в виде проблем. Духовный экстаз и его имитация. Трансцендентные эмоции. Садхана – ежедневная практика под руководством духовного учителя. Почему бросать в огонь мусор — это оскорбление. Отличие наслаждения от счастья. Отношения с Господом — у каждого свои. Индивидуальность души. Что значит «на заре сотворения мира». Что нужно сделать, чтобы в новом теле осознанно продолжать духовный рост. Что делать с агрессией. Слава Святого Имени. Задача курса «Йога как она есть» — понять, что материального счастья не существует. Книги о славе Святого Имени. Виды воспевания Святых Имён — джапа и киртан. Нама-таттва. Шрила Прабхупада о Святом Имени. Слава Святого Имени. Стадии воспевания Святого Имени — нама-апарадха, нама-абхаса, шуддха-нама. Смысл Святых Имен Харе, Кришна, Рама. Благотворное воздействие Святого Имени. Святое Имя — Юга-дхарма для Кали-юги. Наставления Ямараджа о Святом Имени. Ответы на вопросы. Виды отношений с Господом — нейтральные, служение, дружеские, родительские, супружеские.
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:25:01 | качество: mp3 64kB/s 39 Mb | прослушано: 267 | скачано: 240 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Ответы на вопросы

Почему демоны богаты

00:00:00 [Роберт]: Добрый вечер. Начинаем с вопросов.
[Из зала]: Здравствуйте всем. Я хотела поблагодарить курс. Столько открытий, даже невозможно осознать, сколько этот курс даёт. Даже за уровни сознания большая благодарность. В семье много лет как-то я пыталась что-то доказывать людям, которые философию вообще не хотят, она им претит. Просто не надо этого делать, не надо доказывать, оказывается, где это не надо. И про богатых. Мне девочки помогли, у меня было презрение до этого курса, неправильное понимание. Было презрение к богатым людям. Вы мне разъяснили. Ирина принесла книгу Торсунова О.Г., там хорошо написано.

00:00:47 Человек уже испортился от богатства, а благочестие ещё не закончилось, мы же этого не видим. И я поняла насколько, в принципе, им можно даже сострадать. Потому что они наверху колеса, но уже опускаются, потому что много денег. С ними надо заниматься, надо что-то делать, жизнь уходит в этом направлении. А если они неправильно тратят, то они это теряют. И даже уже в этой жизни богатый, а потом не известно, что с ним будет. Но остался вопрос, а как же демоны? Равана, демоны, они цари, они богатые были. А как это? Они же не были когда-то святыми, почему у них богатства?
[Роберт]: Богатство не у святых.

00:01:30 [Из зала]: Я имею благочестие. У демонов откуда?
[Роберт]: А почему они не должны были быть благочестивыми? Они все поклонялись полубогам для того, чтобы обрести могущество. Тот же Равана, он много лет совершал аскезу, медитировал на Господа Брахму, и тот ему давал благословения. Совершенно всё традиционным способом. Нет, тут другой вопрос возникает. Допустим, этих демонов Господь пришёл и убил, а сейчас столько демонов и Он никого не приходит и не убивает. Как раз ответ кроется в том, что те демоны жили по Ведическим писаниям. Они не были полностью как дворовые хулиганы. Они полностью жили по писаниям, всё соблюдали, ничего не нарушали. Только цель другая, вот и всё. У них глобально другая цель – себя наслаждать. При этом они понимают, что будут перерождения, что они могут получить плохое тело. Не надо получать плохого тела, надо совершать благочестивые поступки – строить больницы, школы. Только высшая цель другая.

Ухудшается ли карма близких, когда мы делимся с ними знаниями, а они всё равно не следуют им

00:02:55 [Из зала]: Жаль, что сейчас этого не знают. Спасибо. А ещё, пожалуйста, у нас созрел вопрос, многих это интересует. Когда мы делимся знаниями с кем-то, с близкими, например, ухудшаем их карму? То есть, пока они не знали и делали что-то неправильно, это один момент, но когда мы им это сказали, но они этого не приняли и продолжают знать и делать опять неправильно, мы же ухудшаем их карму? Считается, когда человек знает и делает неправильно, он уже вдвойне ответственен.
[Роберт]: Что, например, делает неправильно?
[Из зала]: Что угодно. Распорядок дня, просто даёшь эту информацию. Не знал когда человек, он ответственности, может, такой не нёс, но когда он осознанно это знает и продолжает делать, по карме его влечёт к этому, мы не делаем зла, таким образом? Можно ли делиться такой информацией?

00:03:44 [Роберт]: Я не представляю ситуацию, когда вы бы ухудшили состояние. Дело в том, что это как уголовный кодекс — незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому она может быть усилена, но, по-моему, не в этой ситуации, не в этом случае. Они как жили, так и продолжают жить. Вы для них не авторитет, поэтому они не следуют. Соответственно, раз это так, почему им должно ещё хуже становиться? Как было, так и будет.

Почему когда мы делимся знанием, то быстро прилетает бумеранг в виде проблем

00:04:20 [Из зала]: Тогда такая ситуация, не связанная с этим, когда мы тоже делимся знанием, чтобы помочь человеку. Вроде с чистым намерением, но многие люди говорят, что им тут же бумерангом прилетает. У человека проблема, ссора в семье, вот что-то я там по Ведическому знанию сказала. Я прихожу, и ссоры у меня в семье начинаются, буквально в тот же день. С чем это связано?

00:04:39 [Роберт]: С тем, что мотив у нас не чист, скорей всего. Мы хотим похвалиться своим знанием, допустим, как вариант. У нас есть мотив помочь человеку, но параллельно у нас есть ещё дополнительный мотив, и он заставляет нас в это окунуться. Господь как бы говорит: «А ты себя большим экспертом считаешь? Ну, давай, разбирайся».
[Из зала]: Это точно про эксперта. Кто-то как будто прямо наблюдает. Как это может быть? В тот же день и это многократно. И не только у меня. Прямо наблюдает кто-то.
[Роберт]: Надо сделать вывод, что может ещё рано советы давать пока. Надо воздержаться, научиться воздерживаться. Михаил Юрьевич советует такой способ – до трёх считать.

00:05:32 [Из зала]: До десяти помогает.
[Роберт]: Нет, а вы же просто считаете, а он не просто считает. Он говорит, что складывается ситуация, что вам хочется «сейчас я им всем скажу». Молчу, первый раз говорю – раз. Дальше тема, допустим, меняется и опять складывается ситуация, опять хочется сказать – два. Два раза смолчал, но уже на другую тему. И если уже три — ладно, высказывайся. Послабление такое себе небольшое. Просто совсем молчать у нас не получится, мы не на том уровне. А так хотя бы два раза стерплю, а потом выскажу.

Духовный экстаз и его имитация

00:06:17 [Из зала]: Спасибо. И такой вопрос. Правильно ли я понимаю, что Ведическое знание, Прабхупада, он говорит, что практика вся нацелена на то, чтобы жить уже сейчас как в Духовном Мире? Готовить своё сознание.
[Роберт]: Абсолютно правильно.
[Из зала]: Но если я почувствую, осознаю себя душой на самом деле, я здесь ни секунды не останусь. Душе это ничего вообще не интересно, совершенно никакого отношения не имеет. И такие люди они же неадекватные. Когда уже трансцендентная энергия, это какой-то экстаз. Этот человек – надо чтобы за ним ухаживали. Он не в состоянии как-то себя обслуживать. Как это всё понять?
[Роберт]: А зачем вам это?
[Из зала]: А кто за вами будет ухаживать?
[Роберт]: Господь будет ухаживать. Он найдёт, вдохновит кого-то. Всё будет хорошо. Они не находятся постоянно в состоянии этого экстаза.

00:07:22 Дело в том, что параллельно с этим, они понимают дальше, чего от них хочет Господь. Вы достигли этого совершенства, допустим, вы тут же осознаёте — чего Он теперь от вас хочет. Он же ваш любимый. Чтобы Он любимый не хотел, вы всё готовы сделать. Соответственно, чего бы Он ни захотел, Он через сердце вам тут же подсказывает что. У вас остаётся ещё сколько-то лет здесь прожить, Он использует их с пользой. Раз вы достигли этого состояния, помогите другим, проповедуйте. Он тут же вам подскажет куда вам, что и как. У этих людей есть предписание — скрывать экстаз. Они напоказ этого никогда не делают. Бывают ситуации, где их прошибает, что они не удержались, это бывает. Но бывают люди, которые имитируют это дело.

00:08:11 Была ситуация как раз в Америке, во времена Шрила Прабхупада. В храм какой-то пришёл человек, никому не знакомый, и у него все признаки экстаза – сознание Кришны. Он валяется на полу, кричит что-то. Все не знают, что с этим делать, с ним чего-нибудь сделаешь – это оскорбление совершишь, в ад пойдёшь. Кому это надо? Все боятся. Благо была возможность позвонить Шриле Прабхупаде. Они ему звонят, говорят: «Шрила Прабхупада, тут пришёл какой-то чистый преданный. Валяется на полу в пыли, кричит Имена Бога. Что нам делать?» — «А вы его пните!» — «Как пнуть?» — «Если у него экстаз, ему всё равно, он даже не заметит. А если нет, вы сразу поймёте». Вот так. Они пнули, он тут же вскочил и начал возмущаться. Экстаза не было.

Трансцендентные эмоции

00:09:30 [Из зала]: Роберт, подскажите, а эмоции у нас тут в материальном мире такие. А духовные эмоции, кроме блаженства, есть трансцендентная грусть? Спектр эмоций трансцендентных.
[Роберт]: Как вы вперёд далеко бежите, просто кошмар. Да, конечно. Существует пять основных типов отношений с Господом, семь дополнительных. И дальше они все ещё делятся на подгруппы. И среди этих видов есть такие эмоции как отвращение, страх. И это признаки трансцендентной любви к Господу, они могут проявляться через такие вещи. Я не против вам рассказать, но я думаю, что это пока рано. Вы поймите простую вещь. Материальный мир – это блеклое отражение Духовного, просто блеклое-блеклое. И уж насколько он нам нравится, то там всё в миллионы раз лучше, интересней, разнообразней. Вот в чём дело. Поэтому там масса различных эмоций, и они все доставляют всем огромное наслаждение. Всё.

Садхана – ежедневная практика под руководством духовного учителя

00:10:45 [Из зала]: Спасибо. И последний вопрос про садхану. Правильно ли я понимаю? У меня было, когда я начинала практиковать мантра-медитацию, по шестнадцать кругов, дошла до шестнадцати, делала, не осилила, бросила. Потом я поняла, что надо как бы ни за техникой, а когда один круг, но я что-то чувствую, и мне это здорово. Сейчас у меня такое понимание, что эта садхана – нравится тебе, не нравится, хочешь ты не хочешь – ты должен каждый день делать. Духовная практика – это некая жертва, аскеза. Даже если ты сейчас не чувствуешь, может ты никогда не почувствуешь нектар от Святых Имён. Может не почувствуешь, а может, почувствуешь, но ты должен это каждый день делать. Правильно? И в рамках, как предписано, стараться делать. Правильно это я понимаю?

00:11:34 [Роберт]: Да, ещё и под руководством наставника или духовного учителя. Правильно всё. Мать ухаживает за ребёнком из любви. Не надоедает же? Но она всё равно делает, даже когда надоело. Она не говорит: «Сегодня не буду кормить, что-то меня это так достало уже». Несерьёзно. То же самое здесь. Если это любовь, то будешь делать в любом настроении. Может быть не так вдохновенно, но, тем не менее, всё равно будешь делать. Обязательно будешь.
У нас есть ещё из интернета. А у нас тут ещё есть у кого-то вопросы? Замечательно, давайте. Микрофон можно передать? Он включён.

Почему бросать в огонь мусор — это оскорбление

00:12:30 [Из зала]: У меня такой вопрос. Две лекции назад вы говорили нам, что огонь – это полубог, тело полубога огня. И сказали, что когда бросать в него – это осквернение его, а когда просто кучку собрал. Что-то до меня не доходит. А почему? Ведь это же тоже тело. Сразу же оно.
[Роберт]: Тонкий момент. Когда мы, допустим, сложили кучу, пусть это даже мусор, и подожгли её, мы даём ему выбор — уничтожить это или не уничтожить. А когда он уже горит, и мы туда кидаем, у него выбора нет. Понимаете разницу? Поэтому кидать мусор в огонь это плохо. Это плохо тем, что у нас будут болезни связанные с огнём. Всё, что связано с огнём, всё нас будет преследовать. Или, допустим, люди, особенно мальчишки, писают в костёр, оскорбление, очевидно. Соответственно, будут болезни, ничего не сделаешь. Пищеварение, глаза, всё, что с огнём связано. Или, если это делать в воду, то будут болезни, связанные с водой. Мне так с ходу не приходят на ум, но наверняка какие-то есть. Все почечные, это же с водой связано.
[Из зала]: С жидкостями? Кровь. Урология.
[Роберт]: Да.
[Из зала]: Спасибо большое.
[Роберт]: Передайте микрофон обратно, пожалуйста.

Отличие наслаждения от счастья

00:14:10 [Из зала]: Добрый вечер! Скажите, пожалуйста, чем отличается наслаждение от счастья? Если вообще есть отличие. Чувства, как их различать?
[Роберт]: Вопрос сложный. Это индивидуально на мой взгляд. Я сейчас не могу сказать авторитетно. И сказать, что это в писаниях сказано, или я в лекциях такого-то и такого-то Махараджа слышал. Не слышал. Но, на мой взгляд, вопрос именно в вашем личном отношении. Скушать какое-нибудь вкусное блюдо – наслаждение, счастье?
[Из зала]: Для меня это, похоже, очень.

00:14:52 [Роберт]: Я говорю к тому, что... Хорошо, корку хлеба скушать – счастье?
[Из зала]: Даже можно сказать, что счастье от наслаждения.
[Роберт]: Корку хлеба счастье? Нет, это всё очень относительно. Для кого-то корка хлеба несчастье. Просто еда.
[Из зала]: Хорошо, тогда, ведь мы стремимся к счастью, но мы не должны себя считать наслаждающимися?
[Роберт]: Да. Пояснить.
[Из зала]: Как-то да.
[Роберт]: А чем живёт мать?
[Из зала]: Мать?
[Роберт]: Счастьем ребёнка. Она всё делает, чтобы у него было всё хорошо. И это ей приносит блаженство. Когда она всё сделала хорошо и правильно, у неё чувство удовлетворения появляется. То же самое живые существа: они удовлетворяют Господа и таким образом чувствуют удовлетворение.

Отношения с Господом — у каждого свои

00:15:52 [Из зала]: То есть получается, видя счастье, видя наслаждение других, мы счастливы.
[Роберт]: Если ты их любишь, и если тебе это приносит счастье, да. В принципе, есть же люди, кто занимается благотворительностью, получают от этого удовлетворение. То же самое. Принцип именно таков. Суть жизни в Духовном Мире в том, что там идёт обмен взаимоотношениями с Господом. Вы постоянно стремитесь что-то для Него сделать, а Он постоянно стремится что-то для вас сделать.
[Из зала]: Там же не только это с Господом? И с жителями?
[Роберт]: А это всё через Него, всё завязано на Него.

00:16:38 [Из зала]: Всё через Него?
[Роберт]: Да! Вы дружите с кем-то, и вы дружите на основе того, что у вас общее служение какое-то. Допустим, вы там пастушок, и у вас есть друзья пастушки. И давай мы Кришне сюрприз сделаем. Сейчас Он придёт, а мы вот так и вот так, и вот так-то, и поиграем так. Всё. Сделали сюрприз. И это основа для дружбы, это основа для любых других отношений.
[Из зала]: Очень тяжело представить, что Духовный Мир огромный. Он же больше материального во сколько-то раз. И всё через одну Личность.
[Роберт]: Он проявлен многократно. Мы в основном рассматриваем отношения на Голоке Вриндавана. У меня нет уверенности, но есть надежда, что мы все оттуда. Уверенности нет.

00:17:35 Дело в том, что в нашей организации не проявлены никак нигде такие айшварья-отношения, то есть отношения почёта к Господу, уважения, трепета, благоговения. В других организациях это проявлено, у нас не проявлено. Поэтому вероятней всего, все кто приходит в нашу организацию, они всё-таки с Голоки.
[Из зала]: Значит можно не переживать?
[Роберт]: А в любом случае не надо переживать. Дело в том, что если вы с Вайкунтхи, вам на Голоке не понравится. Это не ваше настроение.
[Из зала]: То есть, вкус, да.

00:18:13 [Роберт]: В любом случае бояться нечего. Можно сколько угодно объяснять рыбе, что птицей быть лучше, но, боюсь, она нас не поймёт. Она скажет: «Пустите меня в воду, летайте сами со своими крыльями». То же самое здесь. Если ваша природа быть на Вайкунтхе, то какой смысл вам стремиться на Голоку? Это наш ум сейчас диктует всякую ерунду. У каждого из нас есть свои отношения с Богом. И именно их нам и надо обрести. Нам чужие не нужны. Нам нужно обрести наши. Нам сейчас, с позиции нашего материального ума, они могут казаться какие-то варианты хуже, какие-то лучше. То есть мне травой не хочется быть, я хочу быть мамой Кришны. Но если вы трава по природе, то всё у вас будет хорошо в положении травы. На вас будет Кришна наступать и у вас будет экстаз. Вот и всё. Поэтому об этом можно не беспокоиться, просто забудьте. В нужный момент всё само проявится и всё будет хорошо.
[Из зала]: Спасибо.

Индивидуальность души

00:19:22 [Роберт]: Кончились вопросы, нет? У нас на лекцию время не хватит.
[Из зала]: Один вопрос маленький. Про кучку говорили, что мы кучка. А на тонком плане душа, эго, ум, разум – там тоже всё это отлетает и остаётся душа? Или что-то с душой навечно прикреплено, что переносит нашу индивидуальность, то, что мы индивидуальны?
[Роберт]: У нас есть индивидуальность, но мы о ней ничего не знаем. Наше представление о себе сейчас полностью к этой индивидуальности никакого отношения не имеет. Вообще. Мы погружены в скафандр, и мы здесь себя отождествляем. Мы вообще не понимаем, что мы можем полностью быть чем-то другим. Птицей в Духовном Мире, ещё чем-то. Там всё Абсолютно. Там нет ничего неживого, там одежда живая.

00:20:10 Гопи приходят, решают, как им одеться, и сари их сами одевают. Они живые сари, они их обнимают, заворачивают определённым образом. Та говорит: «Нет, так мне не нравится, давай по-другому». И по-другому, раз! Поэтому многообразие большое и то, что мы сейчас о себе думаем, не имеет никакого значения. Душа полностью трансцендентна к материальному миру. Поэтому все наши мысли, они не актуальны. Когда мы дойдём до соответствующего уровня, то Кришна нам откроет нашу сварупу и подскажет наше место. Тогда мы сможем духовно прогрессировать уже немного по-другому. Мы будем ориентироваться на людей, имеющих схожие отношения с Богом, и будем к ним стремиться, ближе быть, с них брать пример. Есть механизм, как достичь полного совершенства высшего.
У нас есть ещё вопросы из интернета. Я их зачту.

Что значит «на заре сотворения мира»

00:21:22 [Роберт читает вопрос]: Что называют «на заре сотворения мира»? Какого мира? Я понимаю, что материального, но ведь тогда, когда его разрушат, снова будет заря и, наверняка, уже была до этого. И сомнения в том, что события, которые упоминаются с фразой «на заре сотворения мира», могут быть только один раз, но цикличность сотворения настораживает в этом аспекте. Спасибо.
[Роберт]: Я не знаю, что тут настораживает. Меня ничего не настораживает. «На заре сотворения», имеется в виду, что после того, как вселенная была создана очередной раз, и в этот момент какие-то события происходили. Для этой вселенной это будет один раз. Дальше вселенная будет разрушена и будет создана вновь уже не она, в буквальном смысле слова. Будет какая-то аналогичная, но, тем не менее, это не она.

Что нужно сделать, чтобы в новом теле осознанно продолжать духовный рост

00:22:28 [Роберт читает вопрос]: Мне уже пятьдесят пять лет, и я скорей всего не успею очиститься, чтобы попасть к Господу. Что нужно сделать, чтобы в новом теле осознанно продолжать духовный рост, а не начинать всё сначала?
[Роберт]: Что нужно делать, нужно продвигаться по духовному пути и всё. Чего успеете достичь, то и хорошо. Кто знает, может быть, дойдёте до самого конца. На непосредственно очищение, как здесь человек употребил слово, на это требуются секунды. Подготовительная очень длительная операция. Готовиться долго приходится, а дальше всё очень быстро. Поэтому я не думаю, что кто-то должен унывать. В любом случае, даже если мы не достигнем, но мы получим хорошее рождение в семье, где будет духовное знание. Получим хорошие благоприятные возможности для этого, хорошее здоровье и так далее, благополучие. Не нужно будет думать о зарабатывании денег и так далее. Всё будет очень хорошо. Имеет смысл продвигаться в любом случае.
Так, последний вопрос на сегодня.

Что делать с агрессией

00:23:46 [Роберт читает вопрос]: Теперь, когда мы знаем, что всё, что мы сейчас имеем, мы сами себе заказали и та жизнь, которая у нас есть, тоже. Вот у меня лично начинает появляться какая-то агрессия ко всему этому. Я имею в виду к своей жизни: к близким и даже к детям. И мне это совсем не нравится. Что теперь делать и как жить дальше?
[Роберт]: Я не знаю, для меня это не совсем понятна природа такого явления. По-моему, это не должно быть какой-то большой проблемой. Надо просто продолжать, и всё будет хорошо.
У нас сегодня важная тема. Нас осталось немного. Я прилагал очень большие усилия для того, чтобы избежать её. Я хотел, чтобы Михаил Юрьевич её вам давал, но у меня не получилось избежать. Мне, соответственно, придётся сейчас этим заниматься. Она важная, она очень важная. То есть мы подошли, собственно говоря, к переломному моменту.

Слава Святого Имени

Задача курса «Йога как она есть» — понять, что материального счастья не существует

00:25:08 Всё, что мы проходили… Когда мы начали, в сентябре?
[Из зала]: Девятого октября.
[Роберт]: Таких групп у нас ещё не было никогда. Все предыдущие встречались один раз в неделю, а не два. И поэтому этот курс затягивался на год. А сейчас у нас экспресс метод, два раза в неделю. И, в целом, для меня это сюрприз, но я считаю, что он сработал. В том плане, что потери они, заранее было известно, что будут. Когда здесь было первое занятие, тут было человек пятьдесят. Правильно? Кто был, тот помнит. Было много народу. Сейчас нас тут семнадцать человек, восемнадцать осталось. Это нормально, так и должно быть. После сегодняшней лекции может быть ещё меньше станет.
[Из зала]: Спасибо большое, мы пошли, пока не поздно.
[Роберт]: Нет, не надо никуда уходить, надо послушать, а потом принять решение. Да нет, ничего страшного, для большинства из вас вообще никаких проблем не будет.

00:26:36 Хорошо. Что мы проходили? Глобально, куда мы шли и зачем?
[Из зала]: К Богу!
[Роберт]: В общем, да. Так, весьма абстрактно пока. Задача этого курса состояла в том, чтобы убедить слушателей, что никакие материальные способы не позволят вам стать счастливыми. Вообще никакие. Что не существует здесь материального счастья. Вообще! И, в принципе, я так понимаю, что большинство из вас практически в этом уже убеждены. Может быть, там небольшие надежды ещё какие-то питаете, но уже очень небольшие. Соответственно, дальше можно рассмотреть множество способов, что с этим делать. К несчастью, и способы тоже не работают. Способ только один – преданное служение Господу, воспевание Святых Имён. Это тема нашей сегодняшней лекции: Слава Святого Имени.

Книги о славе Святого Имени

00:27:50 Эта тема для меня тяжела, потому что она очень объёмна, и я беспокоюсь упустить что-то важное. Я, чего со мной обычно не бывает, но сегодня сел готовится к сегодняшней лекции в девять часов утра и просидел, прям до приезда сюда. Я перечитал кучу литературы, переслушал кучу лекций и постарался сделать это наиболее убедительно, но не знаю – как хорошо у меня получится. Будем судить дальше по вам. В результате пришёл к выводу, использовать для этой лекции три источника. Есть такая книга, она называется «Ещё один шанс». Возможно, кто-то её знает. Эта книга написана тоже Шрилой Прабхупадой, но она построена на основании шестой Песни Шримад Бхагаватам, где есть история про Аджамилу. Про человека, который изначально родился в хорошей семье духовно продвинутых людей, но так исторически сложилось, что он сошёл с этого пути. Мы поговорим о ней. Дальше у меня есть отрывок из книги Шачинандана Махараджа, посвящённый как раз Святому Имени. Это второй наш источник. И третий источник, это непосредственно Шримад Бхагаватам, та же самая шестая Песнь про Аджамилу, но там есть хорошая глава, которая тоже говорит о нашей с вами теме.

00:29:44 Итак, начнём мы с книги Шачинандана Махараджа. Я буду зачитывать отрывки и по ходу комментировать. Если у вас будут вопросы, вы можете меня остановить и спросить, чтобы мы далеко не уходили.
[Из зала]: Какое название книги?
[Роберт]: Махараджа, сейчас, одну секунду. Скажу. «Океан Святого Имени». Вы все слышали уже о том, что в различные эпохи существуют различные методы для духовного прогрессирования. На самом деле это часть правды. Воспевание Святых Имён – это тот метод, который действует в любые другие эпохи. И более того, он является наиболее эффективным для других эпох тоже. Но люди там другого склада рождаются.

00:30:55 В Кали-югу родятся люди, которые по большому счёту ничего не могут. У нас нет памяти, у нас нет благочестия, у нас нет аскетизма. У нас ничего нет! Мы ни на что не способны практически. И поэтому нам и этот метод сложный, уж про другие и вообще говорить не приходиться. А в те эпохи на Земле жили люди, для которых этот метод казался не серьёзным. Им казался он слишком простым, они считали, что они, достигнут большего, если они будут заниматься какой-то серьёзной практикой – просидеть тысячу лет в аскезе в какой-нибудь пещере. Они предпочитали такие методы. Поэтому они, как бы, немножко игнорировали. Но, тем не менее, в писаниях огромное множество ссылок и мы их сегодня зачитаем, которые прославляют как раз именно этот метод – воспевание Святых Имён. Оно может быть двух видов. Глобально делится на совместное воспевание и индивидуальное.

Виды воспевания Святых Имён — джапа и киртан. Нама-таттва

00:32:03 Индивидуальное называется – джапа, а совместное называется – киртан. Киртан считается более сильным методом. Совместное воспевание это более сильный метод.
Нама-таттва, или что такое Святое Имя. Наука о Святом Имени Господа на санскрите называется нама-таттва. Слово нама – это имя. У немцев, у англичан этот name оттуда, эти корни имеет. Нама слово санскритское. В ведическом обществе и в философии вайшнавов — всё строго научно, поэтому не удивительно, что к постижению Святого Имени нам также следует обратиться с научным подходом. В этой статье великие ачарья-вайшнавы, а также авторитетные цитаты из древнейших писаний Вед поведают нам истинное знание о Святых Именах Господа, а мы узнаем, почему в наше время эта информация является наиважнейшей.

00:33:15 Иисус Христос дал будущим христианам молитву, вторая фраза которой звучит: «Да святится Имя Твоё!» Пророк Мухаммед [Мир ему и благословение] записал: «Славь Имя Господа твоего Всевышнего» [Коран, 87:1]. Однако мало кто из современных христиан и мусульман на сегодня владеет истинной наукой о Святом Имени. Поэтому на сегодня возникла необходимость восполнить пробелы в духовном знании. Обратившись к первоисточнику всех религий и философий — к древним Ведам, мы разберём сегодня, что представляет из себя наука о Святом Имени — Нама-таттва.

Шрила Прабхупада о Святом Имени

00:34:06 Первый раздел этой статьи: Шрила Прабхупада о Святом Имени. «Трансцендентная вибрация, возникающая в результате повторения Святых Имён Господа: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, — возвышенный метод пробуждения трансцендентного сознания». Все мы – изначально сознающие Кришну существа, но, к сожалению, наше сознание осквернено, поскольку мы соприкасаемся с материей с незапамятных времён. Материальный мир, где мы сейчас живём, называется майей, то есть иллюзией. Слово майя переводится как «то, чего нет».

00:34:47 Что же это за иллюзия? Все мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя на самом деле находимся в тисках её строгих законов. Если слуга пытается изображать из себя всемогущего господина, всем ясно, что он берёт на себя слишком много. Мы пытаемся эксплуатировать ресурсы материальной природы, но на самом деле всё больше и больше запутываемся в её сетях. Мы ведём тяжёлую борьбу с природой, стремясь её покорить, но в результате попадаем в ещё большую зависимость от неё. Эта бесплодная борьба с материальной природой прекращается лишь тогда, когда мы возрождаем в себе своё истинное сознание – сознание Кришны.

00:35:30 Маха-мантра – трансцендентный метод возрождения изначального сознания. Произнося трансцендентные звуки Святого Имени, мы освобождаем своё сердце от страха. В основе всех страхов, терзающих человека, лежит ложное представление о том, что человек является господином своей жизни. Сознание Кришны – изначальное, естественное сознание живого существа. Когда мы слышим трансцендентный звук мантры Харе Кришна, это сознание пробуждается. Это простейший метод медитации рекомендован для нынешнего беспокойного века. Можно убедиться на практике, что повторение маха-мантры, которую называют также великой песнью освобождения, позволяет ощутить трансцендентный экстаз.

00:36:17 Придерживаясь материальных представлений о жизни, мы пытаемся удовлетворять свои чувства, уподобляясь неразумным животным. Человек, разочарованный постоянными поисками чувственных наслаждений, занимается эмпирическим философствованием, надеясь таким образом вырваться из материальных оков. Но действительно разумный человек быстро минует этот спекулятивный уровень и пытается обнаружить высшую причину всех причин внутри и вне всего сущего. Достигнув уровня духовного понимания, он поднимается над сферами чувств, ума и интеллекта. Повторение маха-мантры является духовной деятельностью, поэтому звуковая вибрация выходит за рамки низших уровней сознания: чувственного, умственного, интеллектуального.

00:37:05 Поэтому для того, чтобы воспевать маха-мантру, не нужно прилагать каких-либо интеллектуальных усилий. Принять участие в воспевании мантры может любой человек, даже не обладающий какими-либо особыми качествами. Предполагается, конечно, что на более высокой духовной ступени человек, воспевающий Святое Имя, не должен совершать оскорблений. Слово ХАРА – форма обращения к энергии Господа, а КРИШНА и РАМА – формы обращения к Самому Господу. Эти имена – Кришна и Рама — символизируют высшее духовное наслаждение, а ХАРА – энергию наслаждения Господа. В звательном падеже слова ХАРА звучит как ХАРЕ. Высшая энергия наслаждения Господа помогает нам приблизиться к Господу.

00:37:54 Материальная энергия, называемая майей, также является одной из многочисленных энергий Господа. Души, или живые существа, являются пограничной энергией Господа. Живые существа выше материальной энергии. Когда высшая пограничная энергия соприкасается с высшей энергией Харой, она утверждается в своём исполненном счастья изначальном состоянии. Эти три слова: Харе, Кришна и Рама – трансцендентные семена божественной маха-мантры. Воспевание мантры — это духовный призыв к Господу и Его энергии, способный защитить обусловленную душу. Воспевание Святых Имён Господа подобно плачу ребёнка, который скучает по своей матери. Мать Хара помогает преданному, помогает обрести милость Господа-отца, и Господь являет себя преданному, искренне воспевающему маха-мантру. В эпоху раздоров и лицемерия никакие другие средства не являются столь же эффективными, как пение маха-мантры:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Слава Святого Имени

00:39:05 Святое Имя Кришны исполнено духовного блаженства. Оно дарует человеку высочайшие духовные благословения, ибо оно – Сам Кришна, источник всех наслаждений. Имя Кришны совершенно. Оно не соприкасается с материальной энергией и не уступает Самому Кришне Своим могуществом. Имя Кришны не осквернено материальными качествами, поэтому не может быть и речи о Его соприкосновении с майей. На Святое Имя не влияют законы материальной природы, потому что Имя Кришны и Сам Кришна неотличны друг от друга.

00:39:39 Сколько нектара содержится в двух слогах «Криш-на»! Когда произносишь Святое Имя Кришны, Оно танцует у тебя на устах. Чтобы воспевать Его, хочется иметь миллионы ртов; чтобы слушать Его, хочется иметь миллионы ушей. Когда Святое Имя танцует на лотосе твоего сердца, все чувства замирают. Воспевание Святого Имени – весьма действенный метод развития любви к Богу. Оно не зависит от каких-либо внешних условий, ибо внимание Кришны можно привлечь только смирением и покорностью. Так утверждается во всех священных писаниях. Итак, тот, кто ведёт себя смиренно и покорно, может достичь лотосных стоп Кришны даже в эпоху Кали. Воспевание Святого Имени – венец всех великих жертвоприношений и подвижничества, ибо экстатическая любовь к Богу является высшим совершенством жизни. Поэтому любая деятельность, совершаемая в рамках преданного служения, должна сопровождаться воспеванием Святого Имени Господа.

00:40:44 Святое Имя не отлично от Кришны, Верховной Личности Бога, и, кто бы не воспевал Его без оскорблений, Кришна тотчас лично является на языке этого человека. Поэтому преданный говорит: «Какой толк от всего лишь одного языка? Я хочу иметь миллионы языков. И какой толк от всего лишь двух глаз? С их помощью я могу охватить слишком малую часть трансцендентной природы Кришны. Я хочу иметь миллионы глаз». Как подчёркивается в «Брихат-Нарадия пуране»: воспевание Святого Имени не только чрезвычайно могущественный, но и наиболее подходящий для Кали-юги способ обретения духовного знания. Это подтверждается и в «Кали-сантарана Упанишаде», где приводится диалог между Нарадой муни и Господом Брахмой. Беседа эта произошла в начале Кали-юги.

00:41:36 Нарада Муни спросил Брахму: «Как падшим спастись в Кали-югу?» Брахма ответил: «Воистину, эта тайна, сокрытая в текстах ведических писаний. Человек, познавший её, сможет переправиться через океан страданий Кали-юги. Чтобы обрести чистоту, следует воспевать Святые Имена Верховной Личности Бога, Нараяны». Выслушав Брахму, Нарада Муни спросил: «Что же это за имена?» Брахма ответил: «- Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Эти 16 слов, состоящие из 32 слогов – единственный способ противостоять разрушительному воздействию Кали-юги. Изучив все Веды, я не нашёл иного способа. Маха-мантра, состоящая из 16 слов, уничтожает грубые и тонкие материальные оболочки дживы. Всевышний Господь, Шри Кришна, явится перед душой, взывающей к Нему, подобно сверкающему солнцу, пробивающемуся сквозь тучи».

00:42:40 Шрила Санатана Госвами описывает воздействие Святого Имени следующим образом: «Слава, слава всеблагому Святому Имени Кришны! Оно побуждает преданных забыть религиозные обязанности, сосредоточенную медитацию и ритуальное поклонение». То есть, методы, которые актуальны для всех остальных эпох. «Если человек хотя бы раз произнесёт Святое Имя Господа, оно дарует ему освобождение. Святое Имя Кришны — божественный нектар. Оно — моя жизнь и моё единственное богатство».
В «Брихад-Вишнупуране» утверждается следующее: «Воспевая Святое Имя Хари, грешник избавляется от большего количества грехов, чем он способен совершить за всю свою жизнь».

00:43:32 Святое Имя проявляет Своё могущество даже тогда, когда произносится неосознанно или ненамеренно. Этот момент прекрасно иллюстрирует история о мусульманине, у которого случилось сильное расстройство желудка от испорченного мяса. Он бросился в лес, чтобы справить нужду, однако после этого так ослабел, что не мог даже встать на ноги. За ним наблюдал дикий кабан, считавший человеческие испражнения деликатесом и с нетерпением ожидавший возможности полакомиться ими. В конце концов, не выдержав, он напал на беднягу и проткнул его своими клыками. Умирая, мусульманин воскликнул: «Харирама!»

00:44:17 Харирама – это арабское слово, которое можно перевести как «проклятие». В нём содержатся слоги Святого Имени «Рама», поэтому мусульманин, случайно произнёсший это слово, обрёл мокшу [освобождение]. Таков результат неосознанного повторения Святого Имени. Исходя из этого, можно представить, насколько могущественно постоянное и осознанное воспевание Святого Имени. В «Чайтанья-чаритамрите» сказано следующее: «Самым важным из 9 видов преданного служения является неустанное воспевание Святого Имени Господа. Если человек делает это, избегая оскорблений, он обретёт сокровище любви к Богу». До тех пор, пока мы находимся на стадии нама-апарадхи или нама-абхасы, воспевание не всегда будет приносить нам удовольствие.

Стадии воспевания Святого Имени — нама-апарадха, нама-абхаса, шуддха-нама

00:45:08 Я поясню. Книга написана для тех, кто это знает. Существует три стадии воспевания Святого Имени. Первая стадия называется оскорбительной. Так как она естественна, поэтому нам не следует сильно беспокоиться, что у нас оскорбительное воспевание. Если мы будет над этим работать, то оно перейдёт на следующую стадию. Следующая называется очистительной или по-другому... Первое называлось нама-апарадха. Апарадха это оскорбление, нама это имя – оскорбление Святого Имени. Оскорбительная стадия. А второе нама-абхаса. Абхаса значит тень, то есть тень Святого Имени. Не само Святое Имя, а Его тень. Но даже тень так могущественна, что она даёт очень сильные результаты. И последнее – чистое воспевание. Но человек, находящийся на этих двух стадиях, он не будет испытывать экстаза от самого воспевания.

00:46:18 Мы не должны ожидать, что мы сегодня начнём это делать и завтра станем чистыми преданными святыми. Конечно, это не так, то есть потребуются годы. Хоть это, может быть, не очень вдохновляет, но, тем не менее, факт остаётся фактом. Сам Шрила Прабхупада говорил, что он почувствовал по-настоящему вкус Святого Имени через сорок лет воспевания. Сорок лет! Я надеюсь, что кому-то из нас удастся и раньше достичь этого. Нет, практические примеры есть. Я не говорю, что это невозможно, что все должны сорок лет воспевать, нет. Тем не менее, мы не должны удивляться, если это будет долго продолжаться. Тем не менее, продолжая воспевать Святое Имя, мы, несомненно, придём к соприкосновению с истинной природой Кришны.

00:47:23 Шрила Рупа Госвами сравнивал трудности этого периода с состоянием человека, страдающего желтухой (это про нас): Святое Имя, качества, игры и деяния Кришны трансцендентны и сладки, словно леденцы. Язык больного желтухой — авидья [невежество] не способен ощущать вкус сладкого, но если он будет внимательно повторять эти сладостные Имена, к его языку вернётся способность наслаждаться сладким вкусом, и со временем болезнь отступит. Это знаменитый пример, я, правда, не знаю, у меня нет никакого медицинского образования. У нас желтуху тоже сладким вкусом лечат?
[Из зала]: Нет.

00:48:09 [Роберт]: Нет? А чем у нас лечат?
[Из зала]: Овсом в простонародии, заваривают и пьют.
[Роберт]: В Индии они говорят, что это особенность, что больной желтухой, у него рецепторы отключатся, он сладкий вкус не ощущает. Я не знаю, болел ли я или нет, но, в общем, я не помню такого. Но понятно, как я понимаю, В, С уже гепатит. А – это такая лёгкая форма.
[Из зала]: Сейчас всё лечат.
[Роберт]: Желтуху они лечат сладким вкусом. Человеку не нравится сладкое, но, тем не менее, он на разуме ест сладкие блюда, конфеты и так далее.
[Из зала]: Во время, когда желтухой болеют, наоборот нельзя сладкое, потому что оно будет напрягать печень...

00:49:10 [Роберт]: Я аюрведе больше доверяю, если честно. Я бы последовал этому совету, если бы пришлось. Получается, здесь рекомендуют продолжать потреблять сладкое, а это сладкое излечит болезнь и вернёт сладкий вкус. В этом смысле мы больны. Для нас Имя Господа не является сладким, но если мы упорно Его продолжаем принимать как таблетки, то мы постепенно излечимся.
В «Брихад-вишну-сахасра-нама-стотре» перечисляется тысяча имён Вишну. Поскольку Господь имеет такое множество имён, может возникнуть вполне резонный вопрос о том, какое из них следует повторять.

00:50:03 По этому поводу Господь Шива сказал своей супруге, Дурге, следующее: «Я повторяю Святое Имя Рама, безмерно наслаждаясь его прекрасным звучанием. Святое Имя Рамачандры равноценно тысяче Святых Имён Господа Вишну». В «Брахманда пуране» утверждается следующее: «Благие плоды троекратного произнесения тысячи Имён Вишну могут быть обретены одним упоминанием Святого Имени Кришны». Иными словами, Имя Кришны в 3 раза могущественнее Имени Рама, а одно Имя Рамы равноценно тысяче Имён Вишну. Это даёт нам некоторое представление о том, насколько могущественны Имена Кришны и Рамы.

Смысл Святых Имен — Харе, Кришна, Рама

00:50:51 Смысл Святого Имени. Считается оскорбительным давать произвольные толкования Святому Имени, поскольку верное толкование уже было дано священными писаниями и Шрилой Прабхупадой. Харе Кришна маха-мантра состоит из 32 слогов и трёх различных Имён: Харе, Кришна и Рама. «Кришна» переводится как «привлекательный для каждого». Слог «криш» отображает аспект привлекательности Господа, а слог «на» происходит от слова ананда, которое переводится как «духовное блаженство». Таким образом, Святое Имя Кришны символизирует как аспект привлекательности Господа, так и аспект Его наслаждения.

00:51:31 В словаре «Нирукти» приводится следующее объяснение: Слог «криш» может переводиться как «приводить», либо как «все сущее», а слог «на» означает «прекращение». Таким образом, слово «Кришна» переводится также как «приводящий к себе обусловленные души» и «разрывающий цепь рождений и смертей». «Рама» переводится как «духовное наслаждение». Это Имя Шри Баларама, а также Шри Рамачандры. По мнению великих вайшнавов, между Баларамой и Рамачандрой не существует разницы, поскольку оба являются воплощениями Господа. Таким образом, слово «Рама» равным образом относится и к Балараме, и к Рамачандре. «Харе» – звательная форма слова «Хари», Имени Кришны, которое переводится как «дарующий освобождение». Однако Имя «Харе» может относиться и к другой личности.

00:52:26 Когда Шукадева Госвами рассказывал «Шримад-Бхагаватам»... Кто-нибудь читал Шримад-Бхагаватам хотя бы начало? Первую Песнь никто не читал? Читали. Я чуть-чуть вас посвящу, чтобы была понятна предыстория. Там святой царь Парикшит получает известие, что он проклят и должен будет умереть через семь дней. Он оставляет своё царство и принимает решение, что ему нужно оставшееся время посвятить духовному прогрессу. Он на самом деле и так был святой, но, тем не менее, он и здесь показывает, как должен вести себя настоящий человек, предавшийся Господу. Эта весть о том, что он принимает решение, облетает буквально всю вселенную и мудрецы, предвкушая интересные события, собираются со всей вселенной в одном и том же месте. Где этот человек, он ушёл из своего царства, из своего города Хастинапура и сидел на берегу Ганги. И там собралось большое количество мудрецов буквально со всей вселенной. Одним из них был Шукадева Госвами.

00:53:49 Шукадева Госвами был мудрецом, несмотря на то, что ему было шестнадцать лет. Он был полностью освобождённой душой, имеющий личностные отношения с Господом. Он был очень продвинутый, и ему было доверено давать наставления царю Парикшиту, и он давал эти наставления. Но при этом, его форма в Духовном Мире попугай Шримати Радхарани. У него есть личные отношения, и он не может произносить Её Имя, потому что если он произнесёт Её Имя, он впадает в такой экстаз, что дальше ничего не сможет. Поэтому весь Шримад Бхагаватам он тщательно избегал произнести Её имя. Он так его ни разу и не назвал. Во всём Шримад Бхагаватам Радхарани ни разу не упоминается. Именно по этой причине. Там был только один случай, но мы сейчас это прочитаем как раз...

00:54:53 Когда Шукадева Госвами рассказывал «Шримад-Бхагаватам» он старался не произносить Имени Радхарани, ибо как только эти два слога – ра-дха – касались его слуха, он сразу погружался в трансцендентный экстаз. Произнося имя Шримати Радхарани, лучшей из всех гопи, Шукадева Госвами так погружался в мысли о Ней, что был не в состоянии продолжать беседу. Поэтому он только однажды упомянул слово арадхитах, которое переводится как «гопи, которая лучше всех служит Кришне». Это единственное упоминание о Шримати Радхарани в «Шримад-Бхагаватам». Шукадева Госвами никогда не произносил Имя Радхи, поскольку, в противном случае, он не смог бы завершить свой рассказ, обращённый к Махарадже Парикшиту.

00:55:33 Хара – это одно из имён Радхарани, а слово Харе – звательный падеж этого Имени. Итак, слово «Харе» может равным образом относиться и к Господу Хари, и к Шримати Радхарани. Маха-мантра олицетворяет собой следующую молитву: О энергия Кришны, о Кришна, пожалуйста, займите меня преданным служением. Слова «Харе Кришна» нужно рассматривать как обращение: «О мой Господь, о энергия Господа». Именно так объяснял смысл маха-мантры Шрила Прабхупада, и нам не следует выдумывать собственные толкования.

Благотворное воздействие Святого Имени

00:56:12 Благотворное воздействие Святого Имени.
Чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам
Шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам
Анадамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам
Сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам
Да восторжествует слава Святого Имени Господа Кришны, которое очищает зеркало сердца от скверны и гасит пожар страданий материального существования. Святое Имя подобно растущей луне, дарующей белый лотос удачи всем живущим. Святое Имя Господа является смыслом и целью всех познаний – как материальных, так и духовных. Воспевание Святого Имени Господа увеличивает океан трансцендентного блаженства. Оно дарует надежду всем страждущим и позволяет им в полной мере наслаждаться духовным нектаром.

00:57:07 В приведённом стихе упомянуты семь духовных благословений, которые дарует воспевание Святого Имени Господа.
1. Чето-дарпана-марджанам. Очищение сердца. Материальный ум подобен зеркалу, покрытому пылью многочисленных материальных впечатлений, которые накапливались в течение долгого времени. Подобные «накопления» препятствуют верному восприятию вечной природы души. «Пылинки», покрывающие зеркало ума, имеют весьма тонкую природу. Они состоят, главным образом, из желаний наслаждаться отдельно от Кришны, а также из дурных привычек, анартх. Воспевание Святого Имени очищает ум от этой скверны, позволяя возродиться изначальной духовной природе ума. Освобождённый ум способен познать истинную сущность души.

00:58:02 2. Бхава-маха-дава-агни-нирвапанам. Воспевание Святого Имени гасит пожар материального существования, избавляя живое существо от страданий. Пожар материального существования гасят божественные звуки Святого Имени, а Святое Имя мы получаем от духовного учителя. Шрила Прабхупада утверждал, что самое важное из наставлений духовного учителя – повторять ежедневно маха-мантру.
3. Шреях-каирава-чандрика-витаранам. Воспевание Святого Имени подобно прохладному лунному свету, в сиянии которого распускается белый лотос удачи. Белые лотосы распускаются только тогда, когда их лепестков коснётся лунный свет. Подобно этому, лунный свет святого Имени открывает перед человеком возможность избавиться от последствий греховных деяний, совершенных ранее.

00:59:09 4. Видья-вадху-дживанам. Воспевание Святого Имени – суть всех духовных познаний. Санскритское слово вадху переводится как «невеста»; в сердце преданного, воспевающего Святое Имя, является Бхакти-деви, невеста Господа, вместе с двумя своими сыновьями: знанием и отречением. Святое Имя пробуждает в сердце духовное начало и избавляет живое существо от материальных привязанностей.
5. Анада-амбудхи-вардханам. Воспевание Святого Имени является основой плодотворной духовной жизни. Иными словами, духовная жизнь рождается из воспевания Святого Имени, подобно тому, как огромное дерево вырастает из маленького семечка.
6. Прати-падам пурна-амрита-асваданам. Воспевание святого Имени дарит нам вкус божественного нектара.

01:00:07 Шрила Бхактивенода Тхакура писал: Святое Имя – бутон цветка божественной любви, обитель удивительных духовных вкусов. По мере того, как Святое Имя распускается, подобно прекрасному цветку, оно являет моему взору свою божественную форму и качества, которые похищают моё сердце и навеки приковывают его к Кришне. Когда цветок Святого Имени распускается полностью, он позволяет мне приобщиться к любовным развлечениям Враджи. Святое Имя Господа дарует мне вечное духовное тело и безжалостно рушит материалистический образ мыслей. Имя Кришны – божественный философский камень, сокровищница духовной реальности. Оно является олицетворением чистой расы. Когда все препятствия, стоящие на пути к чистому воспеванию Святого Имени будут преодолены, мне откроется истинное счастье.

01:01:03 7. Сарва-атма-снапанам. Воспевание Святого Имени охлаждает горячие головы живых существ, влачащих жалкое существование в материальном мире. Желание наслаждаться материальной жизнью подобно огню, побуждающему обусловленную душу жить греховной жизнью, порой даже против собственной воли. В «Бхагавад-гите» Господь Кришна утверждает следующее: «Это лишь вожделение, Арджуна. Оно рождается от соприкосновения с гуной страсти и перерастает в гнев; оно – греховный, всепожирающий враг этого мира». Воспевание Святого Имени гасит огонь вожделения и кладёт конец материальной жизни. Тот, кто искренне воспевает и слушает Святое Имя, сможет помнить о Господе в час смерти и, благодаря этому, будет вознесён в духовное царство.

Святое Имя — Юга-дхарма для Кали-юги

01:02:09 Святое Имя — Юга-дхарма. Это то, о чём мы вначале говорили — то, что этот метод для Кали-юги является самым основным. В век Кали нет религиозной деятельности благотворнее, чем воспевание Святого Имени, которое является сердцем всех ведических гимнов. Воспевание Святого Имени – Юга-дхарма, метод религиозного поклонения, рекомендованный для века Кали. В «Шримад-Бхагаватам» о различных эпохах и соответствующих им Юга-дхармах сказано следующее: Сатья-юга: медитация на Вишну; Трета-юга: совершение жертвоприношений; Двапара-юга: поклонение Божеству Господа; Кали-юга: воспевание Святого Имени Господа.

01:02:52 Духовное благо, которое в предыдущие эпохи достигали следованием соответствующим юга-дхармам, в Кали-югу даруется людям, которые воспевают Святые Имена Господа. Господь Чайтанья Махапрабху говорил: «В век Кали Святое Имя Господа является воплощением Господа Кришны. Воспевая Святое Имя, человек общается с Господом, такой человек получает духовное освобождение». Интересное утверждение содержится в «Шри Кришна-самхите» Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Он пишет, что проанализировав уровни духовного развития людей, мудрецы прошлого указали Святые Имена, наиболее благотворные для людей каждой эпохи; такие Имена известны как Тарка-Брахма-Нама. Святые Имена, дарующие освобождение в Сатья-югу, таковы:
Нарайана-пара веда нарайана-паракшарах
Нарайана-пара муктир нарайана-пара гатих

01:03:50 Господь Нараяна – высшая цель знания. Более того, Господь Нараяна есть высшее освобождение. Эта молитва олицетворяет почтение и благоговение перед величием Абсолютной Истины, являющей Себя в облике Нараяны. Итак, в Сатья-югу дух преданности выражался, главным образом, в шанта-расе [почтении] и, в меньшей степени, в дасья-расе [служении].
Для следующей эпохи, трета-юги, была составлена такая тарака-брахма-нама:
Рама нарайанананта мукунда мадхусудана
Кршна кешаве камсаре харе ваикунтха вамана
«Я поклоняюсь Всевышнему Господу, произнося Его божественные Имена: Рама, Нараяна, Ананта, Мукунда, Мадхусудана, Кришна, Кешава, Касари, Хари, Вайкунтха и Вамана»

01:04:42 Все эти Имена Господа тоже указывают на доблесть Нараяны. Однако Имена Мадхусудана [«убивший демона Мадху»] и Касари [«враг Камсы»] имеют отношение к расе дружбы [сакхья]. Друзья Кришны нередко употребляют эти имена, обращаясь к Нему. Таким образом, в трета-югу в полной мере проявлена дасья-раса и в некоторой степени – сакхья-раса; однако по-прежнему превалирует дух преклонения и благоговения.
В Двапара-югу, эпоху, предшествующую Кали-юге, для достижения освобождения рекомендовалась следующая мантра:
Харе мураре мадху-каитабхаре
Гопала говинда мукунда шауре
Йаджнеша нарайана кршна вишно
Нирашрайам мам джагадиша ракша
«О Господь Хари, враг демонов Муры, Мадху и Кайтабхи; о Гопала, Говинда, Шаури; o Мукунда, дарующий освобождение; о Нараяна, властелин жертвоприношений; о Кришна, о Вишну, о Господь вселенной, пожалуйста, защити меня, ибо у меня нет иного прибежища».

01:05:57 Имена, перечисленные в данном стихе, свидетельствуют о том, что Господь является единственным прибежищем для беззащитных живых существ. На этой стадии преобладают шанта, дасья, сакхья и ватсалья.
Тарака-брахма-намой для века Кали является маха-мантра:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Шрила Бхативинода Тхакур описывает исключительность маха-мантры следующими словами: «Кришна и Рама – самые сладостные Имена Господа. В этом стихе отсутствует молитва как таковая, но он свидетельствует о сильной привязанности к Господу, обусловленной пробуждением духовных рас. В этой молитве отсутствует упоминание о доблести Господа и молитвы об освобождении; эта мантра указывает лишь на то, что любая душа наделена любовным влечением к Высшей Душе».

01:06:54 Эта молитва предназначена для тех, кто идёт по пути мадхурья-расы [супружеской любви]. Постоянное размышление над величием этих Имён есть высшая форма поклонения Господу.
Мы прочитали эту статью из этой книги и сейчас прочтём... Я вам опишу эту историю. Жил благочестивый брахман. Молодой человек, родившийся в брахманической семье. У него были духовно продвинутые родители, и всё у него было хорошо. И однажды он пошёл в лес собрать хвороста и увидел как шудра, то есть человек низшего класса по варнашрама-дхарме, развлекается с проституткой. И это зрелище зародило в нём желание большое. И в результате этого он пал. Он бросил семью, ушёл к этой проститутке и в результате, впоследствии, на ней женился. Занимался неблагочестивой деятельностью, ему нужны были средства к существованию, он промышлял даже разбоем. Итак, он дожил до старости. И дожив до старости, у него был ребёнок ещё маленький, была привязанность к этому ребёнку. Его, по Ведической традиции, он назвал Именем Господа – Нараяна.

01:08:50 В тот момент, когда за ним пришли представители ада, он просто от страха, когда он их увидел, позвал своего сына. Он стал кричать Нараяна. В тот же момент появились Божественные существа с оружием, которые у представителей ада его [брахмана] отобрали и популярно им объяснили, что этого человека они не могут забрать, потому что он произнёс Имя Господа. И представители ада, – их ямадутами называют, – они были сильно обескуражены. Они с таким никогда не сталкивались, для них это было удивительно. Они думали, что повелитель ада, полубог, который отвечает за наказания, его имя Ямарадж, думали, что он Верховный Господь. А тут выяснилось, что приходят какие-то чудаки и ещё сильнее их явно. И они возвращаются в ад и идут жаловаться Ямараджу. Там нас обидели какие-то нехорошие люди, отобрали у нас грешника. Что делать? И он даёт им наставление. И одно из этих наставлений я сейчас вам зачитаю. Это практически последнее. У нас осталось пятнадцать минут, я надеюсь, что нам хватит.

Наставления Ямараджа о Святом Имени

01:10:20 Наставления Ямараджа о Святом Имени. Царь Парикшит... Это же Шримад Бхагаватам, где царь Парикшит, который должен скоро умереть, получает наставления от Шукадевы Госвами. Царь Парикшит сказал: «Мой господин, [это к своему учителю обращается], все в этом мире подвластны Ямарадже: он судит всех существ сообразно их грехам или праведности. Но на этот раз его приговор был оспорен. Что же сказал он своим слугам, когда узнал, что они потерпели поражение от вишнудутов [то есть, представителей Господа] и не смогли пленить Аджамилу? О, великий мудрец, противиться воле Ямараджи — дело неслыханное. Мне кажется, что люди могут не поверить этому рассказу, и я убеждён, что никто, кроме тебя, не способен рассеять их сомнения. Поэтому прошу тебя: объясни, как такое могло случиться».

01:11:17 Шри Шукадева Госвами отвечал: «О, царь, получив отпор от посланцев Господа Вишну, слуги Ямараджи, карающего грешников, вернулись к своему господину, в Самьямани-пури [это город, где живёт Ямарадж], чтобы рассказать о том, что произошло. Ямадуты спросили: «О, владыка, сколько ещё повелителей в этом мире? И сколько можно насчитать причин тому, что действия, совершенные в трёх гунах природы [саттва-, раджо- и тамо-гуне], приносят разные плоды? Будь во вселенной много властителей и судий, каждый из которых решал бы по-своему, за что карать, а за что вознаграждать, их противоречивые решения лишали бы друг друга силы, и тогда не существовало бы ни наказания за грехи, ни вознаграждения за праведные поступки. А если бы их решения все же имели силу, тогда за один и тот же поступок человек получал бы и кару, и награду».

01:12:13 Ямадуты продолжали: «На свете много карми, занятых разными видами деятельности, поэтому над ними стоят разные правители и судьи. Но как над многочисленными царями должен быть один император, так и над всеми правителями и судьями должен быть один верховный повелитель и судия. Верховный судия должен быть один. Мы думали, что это ты и что тебе подвластны даже полубоги. Нам казалось, что именно ты господствуешь над всеми и решаешь, кто из людей поступает праведно, а кто грешит. Но теперь мы убедились, что ты не всевластен, иначе разве осмелились бы те четверо прекрасных, совершенных существ попрать твою волю? Исполняя твой приказ, мы уже тащили грешного Аджамилу на адские планеты, как вдруг эти прекрасные обитатели Сиддхалоки вмешались и рассекли путы, которыми он был связан.

01:13:04 Эти четверо небожителей явились, как только грешный Аджамила произнёс имя «Нараяна». Они сказали Аджамиле, что теперь ему нечего бояться. О, владыка, мы желаем услышать о них из твоих уст. Если считаешь, что мы способны проникнуть в смысл твоих слов, будь милостив, объясни нам, кто они такие». Шри Шукадева Госвами сказал: «Господь Ямараджа, повелитель всех обитателей этого мира, возрадовался, когда услышал от своих слуг имя Нараяны. Он тотчас вспомнил лотосные стопы Господа и дал слугам такой ответ». Махараджа Парикшит в недоумении спросил Шукадеву Госвами: «Кто же посмеет ослушаться приказа Ямараджи?» Приказ судьи обязателен для всех, а Ямараджа — вселенский судья, исполняющий волю Верховного Господа, Кришны.

01:13:51 К Ямарадже приводят грешников, и он определяет им наказание в подвластной ему области вселенной — Ямалоке. Затем по его приказу грешников отправляют в тот или иной ад. Однако Аджамиле, вопреки ожиданиям, удалось миновать ад. Ямадутам было приказано схватить его и доставить на суд Ямараджи, но вишнудуты помешали им исполнить приказ. На первый взгляд вишнудуты нарушили закон, остановив ямадутов. Но как Сам Господь Вишну независим в Своих поступках, так и Его посланцы в материальном мире властны отменить чей угодно приказ. Таково могущество Верховного Господа. В материальном мире никто не властен, оспаривать приказы Ямараджи, но вишнудуты сделали это, поскольку исполняли волю высшего судии — Верховного Господа.

01:14:37 Возвратившись на Ямалоку, ямадуты немедленно отправились к Ямарадже и спросили его: «Как могло случиться, что нам помешали исполнить наш долг? О, господин, сколько же ещё властителей в этом мире? Один ли ты управляешь им, или есть и другие правители?» Неразумные люди обычно считают Всевышним Индру, Сурью, Чандру или какого-нибудь другого полубога. Это всё равно, что думать, будто верховной властью в государстве обладает уличный постовой. На улицах много постовых, регулирующих движение пешеходов, но только глупец может не понимать, что постовыми командуют их начальники, а теми — начальники более высокого ранга вплоть до губернатора и, наконец, президента. Ямадуты не задумываясь, исполняли приказ Ямараджи, полагая, что он-то и повелевает всем в этом мире. Никогда раньше не случалось, чтобы им не позволили исполнить его приказ.

01:15:28 Как указывает Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, посланцы Ямараджи были столь раздосадованы, что, чуть ли не гневаясь на своего господина, потребовали ответить им, правда ли, что миром правит только он, или же есть ещё другие властители. Поскольку ямадуты не получили от Ямараджи поддержки и потерпели поражение, они уже готовы были отказаться служить своему господину. Зачем служить бессильному господину, чьи приказы не позволяют исполнять? Ямадутам не удалось осуществить приговор Ямараджи, и тогда они засомневались, действительно ли их господин властен, карать грешников. Ямараджа велел им пленить Аджамилу, но они не смогли исполнить его волю, потому что были остановлены посланцами кого-то более могущественного, чем их господин.

01:16:14 Это и заставило ямадутов усомниться, что Ямараджа правит миром единовластно. Если правителей много, то все они будут выносить разные решения, иногда противореча друг другу. А это значит, что человек может быть незаслуженно наказан или вознаграждён, а может вообще не получить за свой поступок ни награды, ни наказания. В наше время не редкость, когда человек обжалует приговор одного суда в другом суде. Так одного и того же человека по решению одного судьи могут наказать, а по решению другого — наградить. Но суду природы, то есть суду Верховной Личности Бога, противоречивые решения не свойственны. Судьи должны быть единодушны и справедливы в своих решениях.

01:16:56 Однако в случае с Аджамилой, судья Ямараджа попал в довольно затруднительное положение. Ямадуты были правы, когда пытались пленить Аджамилу, но вишнудуты, тем не менее, помешали им. И все же, хотя и те, и другие обвиняли Ямараджу, он был и остаётся безупречным судьёй, ибо вершит суд от имени Верховного Господа. Далее Ямараджа объяснит ямадутам своё истинное положение, а также откроет им, что в этом мире над всеми стоит Верховный Повелитель — Личность Бога. Чтобы управлять живыми существами, населяющими материальный мир, необходимы особые средства. Для цивилизованных людей это священные писания, шастры. От слова шастра происходит слово шишья, ученик, — тот, кто добровольно принимает руководство духовного учителя. Непокорными же управляют с помощью оружия, астры. Так, чтобы держать в узде преступников, полиция использует пистолеты и дубинки.

01:17:50 Ямадуты спрашивают своего господина, верно ли, что над разными людьми стоят разные судьи? В материальном мире все существа осквернены тремя гунами природы: благостью, страстью и невежеством, и ведут себя соответственно. Находящийся в гуне невежества ленив, нечист, сонлив. Главный признак влияния гуны страсти — сильное желание повелевать материальной природой и другими существами, чтобы наслаждаться жизнью. Тот же, на кого воздействует гуна благости, смотрит на мир трезво. Он всё видит в истинном свете. Ямадуты предположили, что над разными людьми стоят разные правители и судьи. Но кто же верховный правитель и судья? И как он действует? Раньше ямадуты думали, что верховный властелин — это сам Ямараджа.

01:18:32 В государстве может быть много чиновников, следящих за соблюдением закона, но сам закон для всех один, и ему должны подчиняться все подданные. Вот почему Ямадуты недоумевали, как двое судей могли по одному делу вынести разные решения, и хотели узнать, кто же из них верховный судья. Ямадуты не сомневались в порочности Аджамилы, и Ямараджа уже готовил ему кару, но вишнудуты оправдали брахмана. Это озадачило ямадутов, и они обратились к Ямарадже за разъяснениями. Прежде Ямадуты верили, что Ямараджа — единственный вершитель правосудия. Они были убеждены, что его воля непререкаема, и можно представить себе их изумление, когда четыре прекрасных существа, судя по всему, обитатели Сиддхалоки, посмели ослушаться его приказа. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит слова ямадутов: «Мы видим, что ты более не всевластен, ибо мы не смогли исполнить твоё повеление. Нам помешали сделать это четыре удивительно прекрасных существа».

01:19:29 Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур замечает, что ямадуты были бы не прочь привести к Ямарадже и самих вишнудутов. И если бы он их как следует, наказал, ямадуты были бы очень рады. Иначе они готовы были покончить с собой. Но, прежде чем действовать, ямадуты всё-таки решили больше узнать о вишнудутах и потому обратились к всеведущему Ямарадже.
Почтительные вопросы. Ямадуты сказали: «Поведай же нам, о владыка, что произошло, если считаешь нас способными понять твои слова». Именно так, почтительно, без вызова, полагается вопрошать старших. Махараджа Парикшит, Арджуна и другие великие преданные, жаждавшие духовного знания, обращались к наставнику очень смиренно и выражали готовность служить ему. Не нужно думать, будто учитель обязан отвечать нам уже потому, что мы его спросили.

01:20:27 Он может и не дать нам ответа, если сочтёт, что мы не способны его понять. Мы не имеем права требовать. Задавать вопросы, подчиняться и служить — вот пути, ведущие к знанию. Когда Махараджа Парикшит спрашивал Шукадеву Госвами о чём-нибудь, он всегда смиренно добавлял: «Ответь мне, если думаешь, что я способен понять»...
Мы не дочитаем, потому что у нас кончилось время. Нам придётся в следующий раз это дело продолжить. Если есть какие-нибудь короткие вопросы, я могу попробовать на них ответить.

Ответы на вопросы

Виды отношений с Господом — нейтральные, служение, дружеские, родительские, супружеские

01:21:11 [Из зала]: Почему после этой лекции нас должно быть меньше?
[Роберт]: Мы в следующий раз об этом поговорим.
[Из зала]: Роберт, скажите, пожалуйста, всё-таки про Голоку, какие у вас отношения...? Вот вы я так поняла... Разный вкус? Вайкунтха, Голока, а у вас какие отношения?
[Роберт]: Я не знаю, я не на том уровне. Я вас разочаровал?
[Из зала]: Нет, вы сказали что благоговение, страх... Может я что-то не поняла. Почтение. Что другое что-то.
[Роберт]: Это похоже на дерево. Духовный мир это дерево, а материальный мир это отражение этого дерева в воде. В отражении всё перевёрнуто. Какие качества считаются высшей святостью в материальном мире? Шанти, то есть, тот, кто всегда умиротворён. Представление о святом, обычное мирское. А вот ему всё по барабану — шанти. Это для материального мира — высшее, для Духовного, – это же отражение, – это низшая ступенька. Соответственно, есть шанта-раса, то есть, нейтральная. Мне нравится Господь, я имею с Ним какие-то небольшие взаимоотношения и на этом всё. Мир и покой. Всё! И меня это устраивает и Господа это устраивает. Мы оба довольны. Всё хорошо. Шанта-раса.

01:22:47 Чуть менее святое, но всё-таки тоже весьма почитаемое в материальном мире – служение. Люди, которые могут всем служить, они сразу: «О, круто!» Это следующая ступень по истинной цепочке. Чуть выше стоит, когда есть личные отношения. Например, кто-то из проповедников этот пример использует. Допустим, есть человек, у него в комнате есть кровать, какие у него с кроватью отношения? Нейтральные. Но он может на ней полежать, даже она ему может нравиться. Но больше никаких отношений нет. При этом у него есть слуга, который принёс ему чай, ещё что-то. Тут уже отношения, тут уже можно о чём-то поговорить: «Как там твои детишки, не болеет ли жена?» Какие-то отношения появляются. Следующий вид отношений – друзья. Пришли друзья, человек уже на слугу не будет обращать внимание, друзья важнее. Это следующий вид отношений – дружеский.

01:23:55 В дружеских отношениях того почтения, какое есть в служении и в шанта нет. Можно как-нибудь пошутить, посмеяться над ним. Это дружеские отношения. Они выше. Следующие – родительские. Есть живые существа, которые готовы оказывать покровительство Верховному Господу. Смешно звучит, но у них такое умонастроение и Он готов для них быть сыном. Он принимает роль сына, говорит: «Хорошо, заботьтесь обо мне. Я хочу кушать». И они Ему варят, кормят. Это тип отношений. Для материального мира это уже не святость. О детях большинство заботится. Это уже нормально. Дальше супружеские отношения, они являются самым высшим типом отношений. Живые существа, которые относятся к Господу, как к супругу.
Всё, давайте прощаться.