Дхарма: свабхава, нисарга. Университеты йоги

05 February 2015
Колесо самсары. Невежество разных уровней. Родовая карма. Различие силы и святости. Три способа проявления вожделения. Разница между заботой о животных и служением им. Университеты йоги. Карма-йога. Гьяна-йога. Мистическая йога. Бхакти-йога. Свабхава.
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:12:48 | качество: mp3 64kB/s 33 Mb | прослушано: 414 | скачано: 293 | избрано: 22
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Ответы на вопросы

Колесо самсары

00:00:00 [Роберт]: Мы продолжаем нашу тему. Начнём традиционно с вопросов. Вы первый сюда пришли, и задавайте первым. Только микрофончик нужен, у нас в интернете слушатели, им тоже надо…
[Из зала]: Я хотел [спросить] про самскары, всё, что связано с самскарами. Мне сначала было всё понятно, а домой [пришёл], и половина стала непонятна.
[Роберт]: Давайте попробуем.
[Из зала]: И мне бы хотелось, чтобы у меня полностью всё прямо…
[Роберт]: Улеглось.
[Из зала]: Улеглось на всю жизнь оставшуюся.

00:00:45 [Роберт]: В чём вопрос, что не улеглось?
[Из зала]: Колесо самсары. Как там эти действия: что первое и что второе. Эти действия, мысли, потом образы…
[Роберт]: Суть в том, что любые действия, которые мы совершаем в течение жизни, любые события, которые происходят с нами, они так или иначе оставляют за собой следы, скажем так, впечатления – самскары. Эти самскары откладываются как в банк данных. Мы их копим. Их миллионы. Буквально миллионы.

00:01:44 [Из зала]: То есть подробности у нас уходят, и остаются какие-то моменты…
[Роберт]: Да, у нас остаются суть впечатлений. К каким-то, мы привязываемся и хотим их повторить. Испытали что-то, какое-то возбуждение, что-то нам казалось приятным и у нас остались такие самскары, которые мы хотели бы повторить.
[Из зала]: Из той жизни, значит, тоже?
[Роберт]: Да, из многих жизней, не из одной, из десятков и сотен.

00:02:17 [Из зала]: Нам же хочется повторить только хорошие вещи.
[Роберт]: Да, само собой. Кроме этого есть то, чего мы заслуживаем. Это тоже будет проявляться, ничего не поделаешь. Мы, так или иначе, всегда стремимся к чему-то, что нам кажется положительным. Но более того, мы не то, что не стремимся к отрицательному, мы прикладываем усилия, чтобы избежать отрицательного. И, тем не менее, это отрицательное в жизни всё равно происходит. Все же знаем, что-то происходит, что нам не нравится. Мы может быть даже предполагали, что что-то произойдёт, прикладывали усилия, чтобы этого не случилось, но это всё равно случилось. Очень часто это бывает.

00:03:11 Есть вещи, которые по карме нам положены. Ничего не сделаешь, это приходит. Это результат наших прошлых поступков. Они тоже самскарами приходят, ничего не поделаешь. Эти отрицательные впечатления у нас остаются в банке данных и откладываются. Когда решается вопрос, какие из этих самых самскар станут определять вашу очередную жизнь. Вы получаете рождение и часть этих самскар, их слишком много, активируется. Они извлекаются из банка данных и будут управлять вашей жизнью. Отсюда у вас появляются определённые стремления в жизни.

00:03:57 Эти стремления активированы таким образом, чтобы вы всю свою карму как раз и прожили. Следующим этапом для того, чтобы всё это реализовать, является наделение человека определённым типом мышления. Чтобы стать маньяком-убийцей нужно иметь определённый склад мышления, определённую систему жизненных ценностей. И она нам даётся в соответствии с теми желаниями, которые в этой жизни мы будем реализовывать. После того как мы приобрели необходимый тип мышления… Допустим, умереть в 50 лет от цирроза печени, к примеру: мы любим водку, мы пьём. Это заложено этим образом мыслей, который нам будет присущ. На всё повлиять сложно, но получается на мысли легче всего влиять. На эти склонности глобально нам очень трудно влиять.

00:05:04 Они у нас есть и влияют на то, что у нас появляются пристрастия в еде, в друзьях, в противоположном поле. Вы замечали: люди женятся, допустим, неудачно, разводятся, и через год он женится на точно такой же, просто клон. Один в один. Хочется спросить: «Ты что на что меняешь? Всё одно и то же, ничего не изменилось». Но человек влюблён, у него всё классно, ему ничего не докажешь, он никого не слушает. На самом деле всё будет то же самое, потому что программа внутри заложена, он должен почерпнуть определённые неприятные эмоции от общения с определённым типом людей. И он выбирает из всех женщин именно такую, которая принесёт ему эти неудобства. Он других не видит, они ему не нравятся. А нравится та, которая принесёт как раз этот тип дискомфорта. Параллельно с этим — что-то ему понравится, она тоже принесёт. Всё это будет совмещено.

00:06:11 В целом, механизм очень сложный. Даже представить его грандиозность очень тяжело. Он какой-то бесконечно запутанный и могущественный. Но, тем не менее, он именно так и работает.
[Из зала]: неразборчиво.
[Роберт]: Мы же об этом говорили, как раз на позапрошлой лекции. Там только одно тонкое место – это мысли. Единственное, на что мы можем во всей этой системе повлиять. На те события, которые предопределены нам, мы повлиять практически не можем. Карма работает на 72%, если точно по Ведам – 72%. То есть у нас есть свобода выбора – 28%. Всё, больше у нас её нет.

00:07:05 [Из зала]: Получается мы должны просто отношение к этому поменять?
[Роберт]: Нет. Что значит отношение? В каком-то смысле можно и, так сказать. Слишком размытая формулировка. Я понимаю, что у некоторых философских течений, относящихся к буддизму, есть такая фишка, что «ты можешь делать всё, что хочешь, главное правильно к этому относиться». Попадёшь в ад, и там тоже правильно к этому относись. И всё будет хорошо.

00:07:46 Вопрос в том, какие перед вами задачи. Начинаем с того, что вы хотите. Я хочу, допустим, просто наслаждаться своими чувствами, наслаждаться жизнью, но, чтобы было меньше каких-то проблем. Это карма-канда. Есть раздел в ведических писаниях, который это описывает. Нужно заниматься благотворительностью, нужно быть вежливым, нужно всех уважать, нужно жертвовать деньги на школу, на больницу, ещё на какие-то вещи, и можешь рассчитывать, что в следующей жизни родишься в хорошем теле, с хорошим здоровьем, с богатыми родителями, список большой.
[Из зала]: Нет. Я, допустим, хочу двигаться к Богу, но при этом никто же не отменял кармы. Не хочется же страдать, хочется же поменьше страдать как бы.
[Роберт]: Я понял. Тогда давайте по-другому смотреть. Вы сейчас хотите перепрыгнуть сразу через много вопросов. Я не готов вам ответить. Я готов, но вы не готовы это услышать. Мне нужно подвести вас к определённым вещам. Я не могу сейчас их перепрыгнуть. Нам надо немного подождать, тогда вы услышите ответ на этот вопрос. Но общий принцип именно таков. Мы разбирались с кармой, мы разбирались с механизмом, который влияет на нашу жизнь. Очевидно, на жизнь всех нас это влияет.

00:09:11 Если вы помните, Михаил Юрьевич должен был с вами обсуждать различные типы сознания. Когда самый примитивный уровень – человек считает себя творцом своей судьбы. Он думает: «Зачем заморачиваться, работать надо хорошо и всё будет нормально». Но есть люди, кто хорошо работает, но у него ничего не получается. Не зарабатывает он денег. Так или иначе, даже если заработает, у него пожар какой-нибудь случится. И все эти деньги приходится тратить на восстановление результатов пожара. Судьба, ничего не сделаешь. Более разумные люди уже это понимают, что есть вещи, которые от них не зависят. Это следующий уровень.

00:09:59 Получается, мы разбираем вопрос кармы, чтобы понять, как этот механизм работает. Мы имеем набор впечатлений, набор самскар. Мы можем не помнить каких-то деталей, но вот суть этого события мы у себя где-то внутри сохранили в тонком теле. И вот настало время… Я знал одних друзей, у них ребёнок панически боится моря. Сейчас уже, наверное, не боится – подрос. Когда он был маленький, то прямо в крик, скандал. Он родился на море. А невозможно даже поднести, орёт сразу. У него скорее всего впечатления из какой-то из прошлой жизни, что он тонул. И теперь у него паническая боязнь. На суше нормально себя ведёт. Близко к морю подходишь, начинает кричать. Это срабатывают какие-то самскары. Вот они — активировались.

00:11:10 Круг замкнётся, когда у нас мысли соответствующие появятся, когда мы начинаем действовать в этом ключе, мы получим опять определённые события. Круг замкнулся. Теперь мы этими своими желаниями не очень сильно управляем. Поменять в таком случае это движение в какую-то сторону будет трудно. Мы можем немного влиять и немного менять. Я думаю, мы более-менее разобрали или ещё какие-то дополнения требуются?
[Из зала]: Мне всегда требуется дополнения.
[Роберт]: Всегда требуется микрофон.
[Из зала]: Нам полностью нужно избавиться от невежества.
[Роберт]: Глобально – да.

Невежество разных уровней

00:12:12 [Из зала]: Для этого нужно избегать грубого среднего и тонкого невежества. [Осознать] грубое невежество – это правильное питание, среднее – это надо осознать себя душой, и тонкое – это надо служить Богу, то есть понимать, что полностью как Бог решит, так и будет.
[Роберт]: По большому счёту – да. Принцип, что я могу на что-то влиять, что я самостоятельно представляю из себя какую-то единицу, он как раз является причиной большого количества наших проблем. Человек, который придаётся воле Господа, в конечном счёте, поднимается на уровень святого.
[Из зала]: Всё, спасибо.
[Роберт]: Да.

Родовая карма

00:13:23 [Из зала]: По этой же теме маленький вопрос. Допустим, с прошлой жизнью понятно, ты что-то там наработал, карма к тебе пришла.
[Роберт]: Да.
[Из зала]: А вот бывает родовая карма? Допустим, ты родился в той семье, по карме которой ты должен родиться.
[Роберт]: Да.
[Из зала]: Допустим, у бабушки там своя какая-то была фобия, и она по генетике тебе передалась. Такое может быть?
[Роберт]: Нет. Родовая карма существует, но принцип её возникновения чуть-чуть другой. Существует не только родовая. Существует у города карма. Допустим, в Сочи сейчас случится какая-то авария и мы все на 3 дня окажемся без света. Может же такое быть? Может.

00:14:13 Это говорит о том, что у нас у всех есть это в нашей карме, что мы должны какой-то дискомфорт испытать от этого. При этом у кого-то может именно этого не быть. И у него в доме окажется генератор. И он будет 3 дня со светом. А тому, кому положено, у него, даже если есть генератор, у него сломается этот генератор. Он 3 дня будет его ремонтировать, а потом свет дадут.
Вариантов миллион, мы не погружаемся в детали. Мы общий принцип рассматриваем. Есть карма у страны. Вот война случилась. Общая карма, ничего не сделаешь. Кого-то это затронет лично. А у кого-то — вроде война, вроде у всех кого-то убили, а в моей семье никого не убили и покушать было что, и тепло было в доме. Так обстоятельства сложились.

00:15:02 При общей карме вот эта конкретная часть меня не касалась. Я по какому-то стечению обстоятельств её не получаю. Я вам могу открыть статистический секрет, который не стали придавать гласности в своё время в Советском Союзе. А это официальные статистические данные. За всё время блокады Ленинграда (Петербурга) от голода не умер ни один вегетарианец. Ни один! Вы можете себе это представить? Они погибали от пуль, от взрывов, от чего угодно, но только не от голода.
[Из зала]: Статистику кто вёл?
[Роберт]: Её вели. Дело в том, что в последствии было много всяких опросов среди тех, кто там выжил.

00:15:52 А изначально это всё началось с того, что была семья какой-то христианской церкви, какого-то отделения христианства, и они были вегетарианцами. Там было трое детей, отец и мать. Отца забрали на фронт, мать работала на заводе, туда попал снаряд, и она погибла. Остались дети, трое, и самому старшему 12 лет. И они выжили. Они говорят: «Мы наблюдали, как вымирают все в нашем доме, но у нас всё время каким-то чудом было питание. А мы так и не ели, не то что человечины, вообще мяса не ели. Всегда как-то складывалось-то нам картошки кто-то даст, то крупы какой-то, так и выжили». Говорят: «Соседи всех кошек переловили, переели всех крыc, а мы как были вегетарианцами, так и остались». Вот вещи, которые выбиваются из общей кармы.

00:17:00 Существует понятие такой кармы, и она действительно есть и действует. Она действует не так, что генетически от бабушки передалось.
[Из зала]: Заболевания?
[Роберт]: Вы путаете формальную сторону вопроса — причину и следствие. К примеру, у нас с вами есть какая-то проблема. Вы совершаете какой-то грех, и я этот же самый грех, и ещё кто-то, и ещё кто-то. Теперь есть повод нас всех объединить в одну семью. И сделать это нашей семейной проблемой. Она выражается в том, что у нас у всех какая-то болезнь. Мы считаем её наследственной, мы можем объяснять её, как угодно. Гормонами, заразами, но суть в том, что у нас у всех она проявляется. Но причину и следствие местами менять не надо. Мы понимаем, что мы все объединены тем, что у нас какая-то причина, из-за которой мы должны страдать от болезни, ещё от чего-то. И мы страдаем, что тут сделаешь. Это нас объединяет.
Ещё были вопросы?

Различие силы и святости

00:18:21 [Из зала]: Скажите, пожалуйста, существует прямая связь — вожделения-гнев. Как-то вы объясняли, может я утрирую, началось вожделение к женщине, сосуды переливаются, переливаются в каких-то жизнях, потом заканчивается каннибализмом. Я вообще не понимаю, что такое вожделение. Например, Гитлер, как-то женщинами он не особо увлекался. Тонкие виды вожделения, то есть стремление к власти над всем миром или какие-то идеи у него были благородные, я не знаю точно. А не это ли вожделение, когда закончилось реальным каннибализмом, действительно, когда фабрики смерти существовали? И там не с женщины началось. Например, в Махабхарате показан святой, можно его назвать Дурваса Муни. И он показан так, что он сразу в гнев впадал.

00:19:34 То есть, чуть что, сразу проклятья. Это не вожделение, это гнев праведника? Вот просто чтобы понять для себя.
[Роберт]: А кто сказал, что он святой?
[Из зала]: Он… У него ученики и так далее. Йогин.
[Роберт]: Я знаю так много людей, у которых ученики…
[Из зала]: Высокого уровня он показан.
[Роберт]: Высокого уровня в чём? Какие цели у него были?
[Из зала]: Я про него лично точно не знаю, но преподнесён как необычный человек. И вожделение у меня тогда с ним не совпадает.

00:20:05 [Роберт]: Он преподнесён, потому что он не являлся святым. По крайней мере, на тот момент. Я не помню, что с ним будет дальше, но на тот момент…
[Из зала]: Но все боялись его проклятий, значит, он имел такую силу.
[Роберт]: Нет, сила и святость – это разные вещи. Силу мы приобретаем в результате аскез.
[Из зала]: Вожделение должно убраться тогда?
[Роберт]: Нет. Это вообще не связано никак. Вожделение вожделением, а аскезы аскезами. Если я в результате каких-то своих желаний и каких-то знаний приму на себя какие-то серьёзные аскезы и буду им следовать длительное время, у меня появится сила на тонком уровне. Но почему один человек что-то говорит нехорошее, неприятное, угрозы какие-то нам, и мы сразу верим, что он их исполнит? У него сила в словах есть. А кто-то говорит, и ты понимаешь – это болтовня. Он может говорить всё, что угодно, это не имеет никакой силы, никаких последствий не будет. Нам не страшно. А у кого-то есть такая сила. Это результат аскезы. Это на тонком уровне, буквально на тонком уровне. Получается, что вы немного тут смешали.

Три способа проявления вожделения — удовлетворение чувств, желание контролировать других, желание оказывать покровительство

00:21:27 [Из зала]: Я уточню. В моём понимании получается тонкие виды вожделения — это не обязательно к женщине? А стремление к власти – это тоже вид вожделения?
[Роберт]: А мы же проходили, я же это рассказывал…
[Из зала]: Гораздо опаснее получается, вот в плане…
[Роберт]: Я на прошлой лекции это говорил, что вожделение проявляется тремя способами. Первый – непосредственно удовлетворение чувств. Всякий раз, когда мы стремимся к какому-то удовлетворению чувств – это проявление вожделения. Второй – это желание контролировать других. И третье – это желание оказывать покровительство. Они все друг за другом следуют. Допустим, человек состарился, и сексуально уже ослаб. Не может уже удовлетворять свои чувства, но вожделение в нём есть. Теперь у него есть возможность контролировать других. Он начинает третировать свою семью, своих подчинённых. Это проявление вожделения.

00:22:24 [Из зала]: Ну, это может и не проявляться в гневе.
[Роберт]: Нет. Не мешайте всё в одну кучу. Давайте идти последовательно. Допустим, сын вырос и нет возможности его контролировать. Я его пытаюсь контролировать, но не получается уже. Всё – вырос он. У меня следующая стадия – покровительство. «Ладно сынок, дам тебе денег на новую машину. Только помни, что папка дал». Всё, покровительство пошло. Это третья форма. Это всё вожделение. Гнев возникает от неудовлетворённого вожделения, если мы прикладываем усилия для того, чтобы это вожделение нашло себе применение. То ли это будет в удовлетворении чувств, а мы не смогли, не добились и у нас возникает гнев. То ли это будет в попытке контролировать других, а мы не смогли. Опять гнев. То ли мы пытаемся быть покровителями, а к нам попой поворачиваются. Ведь нам нужно не просто быть покровителями, а чтобы нас в ответ уважали, благодарственно смотрели. А они этого не делают. Опять гнев. Неудовлетворённое вожделение – это первая причина появления гнева. Самая важная, самая очевидная.

00:23:39 [Из зала]: Спасибо, чуть-чуть начинаю понимать.
[Роберт]: Что касается женщин. Вот этот уровень вожделения, на котором мы находимся, он не начинается каждый раз с нуля. Мы приходим уже с этим уровнем. Поэтому Гитлер, может быть, женщинами не интересовался, он пришёл уже на каком-то уровне. Дальше встаёт вопрос, у нас всегда есть свобода выбора: либо мы пытаемся контролировать чувства, и наш уровень вожделения начинает падать; либо мы не пытаемся этого делать, и тогда он продолжает расти. Этот мир похож на эскалатор. Здесь нельзя стоять на месте, ничего не делая.

00:24:21 Даже чтобы оставаться на том уровне, на котором мы сейчас есть, нужно немножко двигаться вверх. Если мы не двигаемся вверх, мы автоматически двигаемся вниз. Человечество в любом случае имеет множество способов контроля… Все эти религиозные посты призваны немного себя ограничить. Ешьте всё, что хотите, когда хотите, но хотя бы вот этот срок не ешьте. Начните чуть-чуть себя контролировать. И тогда ваш уровень вожделения хотя бы остановится на одной точке. Не будет увеличиваться. Если вы не прекращаете ничего контролировать – он будет расти.

00:25:08 Следующая жизнь – это будет новая форма. И так дальше, дальше и дальше… И кто-то родится – он уже готовый каннибал. Ему ещё 5 лет, он ещё ничего не понимает, но в 14 лет его чувства начнут просыпаться и к двадцати годам он сформируется. Поэтому интересуется женщинами, не интересуется, не имеет значения. У каждого из нас есть какой-то уровень вожделения, он уже пришёл с нами. Это наше, родное, кровное, мы за него держимся. Если от нас его убрать, нам будет казаться, что мы становимся неполноценными. Мы именно за это и держимся на самом деле, вот за такие вещи.
[Из зала]: А у женщин, у них вожделение?
[Роберт]: Да, также желание удовлетворять чувства, желание контролировать других и желание быть покровителем, всё то же самое. Никакой разницы.

Возможен ли резкий переход к гуне благости

00:26:02 [Из зала]: Спасибо, буду думать дальше на эту тему. А ещё, чтоб понять для себя, потому что столько видов этого, и чтобы это контролировать, это вообще осознать надо. Скажите пожалуйста, ещё про гуны всё-таки. Какое-то определённое соотношение гун у каждого. В гуну благости уходить хотя бы для начала? Постепенно надо или кто-то резко может это делать? Например, вот вставать не можешь рано. И когда по каким-то событиям тебе приходилось вставать в 5 утра, а ты не привык. Тело не привыкло, психика. Идёт даже психики надлом, буквально состояние психоза такого начинается, истерика может быть, психика напрягается. И вот у меня был случай на фестивале «Благость». У нас Александр Геннадьевич Хакимов раздавал после одного мероприятия прасад из своей руки. Он сосредоточенно так давал эти шарики белые вкусные, бурфи, и я взяла и когда съела, там такая благость была... Я побежала к себе в номер сразу и стала есть горчицу. Я потом стала соображать, что-то поняла, что моё тело не выдерживает этой благости. Мне надо было страсти срочно. Так ли это? То есть постепенность нужна? Или кто-то может сразу резко взять ранний подъем, сразу пищу в благости, и у него не будет никакого надлома психики? Резко это возможно? И надо ли это? Можете пояснить?

00:27:29 [Роберт]: Теоретически резко возможно. Но теоретически. Редко кому удаётся. Это такое болото, которое надо осушать постепенно, осушать и осушать. Потихонечку мы добьёмся какого-то результата. Но есть люди, у которых это получается лучше, чем у других. Именно по этой же самой причине, здесь карма вмешивается. Человек находился на каком-то более-менее высоком уровне, но при этом возможно самскары у него были невысокие. Получается, он родился для того, чтобы это низкое реализовать, понять, что там счастья нет, и опять вернуться на нормальный путь. Нам со стороны кажется — был такой же, как я, а сегодня он уже такой весь правильный, всё делает. Я вот не могу, а он делает. Но именно в этом весь секрет. В том, что человек восстанавливает свой уровень прежний. Просто восстанавливает. И восстановление идёт быстрее. В этом суть в данном случае.

Разница между заботой о животных и служением им

00:28:36 [Из зала]: Можно последний вопрос. На прошлой лекции затронули тему про животных. Как я понимаю, забота идёт в трёх гунах. Вы говорили, что человек, в некоторых [случаях] становится слугой животного, это когда он удовлетворяет своё вожделение — сюсюкание, какие-то костюмчики, выставки. Выставки — это, наверное, уже в гуне страсти? Выставки животных. Но у нас есть примеры из истории, мы знаем прекрасно, как святые относились. Как они видели в каждом живом существе. Есть наверняка забота о животных, не служение животным, но забота о животных в гуне благости? Когда человек служит Верховному Господу, он понимает, но он заботится о подопечных.

00:29:20 Например, мы живём сейчас в Кали-югу, и у меня нет стада коров, чтобы заботится. Но я вижу, если страдают животные, кошки, собаки бездомные. И дети наши видят, то это воспитание жестокости. То есть должны быть инструменты и помощь реальная. Например, те же животные могут получать освящённую пищу. Они могут слышать мантры. И те же животные могли быть нашими родственниками. И нет никакой гарантии, что мы не окажемся под забором в виде собаки. Себя даже видела как-то в роли бездомной собаки. Я потом нашла информацию, что человек без духовного учителя подобен этой бездомной собаке. Я это очень хорошо чувствую. Может быть даже Прабхупада говорил: «Посмотрите, идёт человек с собакой и собаке комфортно, её ведут, о ней заботятся». Также духовный учитель, он ведёт на поводке человека уже…
[Роберт]: Ага…

00:30:15 [Из зала]: Вот и в писаниях даже сказано, что человек — это король для животных, то есть он должен заботиться о своих подданных, а не уничтожать. И больше всего меня шокировало в Махабхарате, в конце я читала, я не помню в переводе кого, когда они, может я сейчас зря расстрою кого-то, когда они заканчивают жизнь уже, собрались и пошли в поход.
[Роберт]: последний…
[Из зала]: Да, последний. И каждый из его братьев в процессе прямо падал замертво. И он не оглянулся ни на одного, и даже на Драупади не оглянулся. И его спрашивали: «Почему ты так? Почему он так умер, твой брат, не дошёл до какого-то там…» Вот тот хвалился, тот ещё что-то, но в итоге с ним шёл пёс. И остался он один царь праведный и пёс. И когда его живым хотели взять на небо, спустились полубоги, в рай живым, в теле, его 3 раза спрашивали, и он сказал: «Я без пса своего не пойду в рай». Его спрашивали: «Как же так? Это собака. Мы не можем его взять. Там пища осквернится от одних взглядов этого существа. Наши церемонии какие-то осквернятся». Он сказал: «Нет. Этот пёс мне был предан, я только с ним пойду». Я просто в шоке была. Во всех традициях, что я изучала, все святые вот это подтверждают, что они в каждом видели живую душу.

00:31:43 [Роберт]: А вопрос в чем?
[Из зала]: Вопрос в том, что хочу уточнить, вы говорили, что человек служит собаке. Что это тоже в трёх гунах. И даже уровень святого. Это не значит, что мы служим животным. Есть люди, которые реально служат Господу, но помогают животным, заботятся. Вообще это долг человека.
[Роберт]: Мы в данном случае не углубляемся в эту тему. Потому что мы можем застрять на множестве тем. Мы общие принципы проходим, вот в чём дело. Мы должны заботиться обо всех. Здесь есть необходимость применять разум. Мы не можем одинаково относиться к ядовитой змее и к котёнку, потому что змея нас укусит. У нас должен быть разум. И из сострадания к ней, лучше держаться от неё подальше, иначе у нас возникнет желание её замочить.

00:32:42 [Из зала]: Я для чего это сказала, потому что у нас разное соотношение гун. И вот когда мы слышим где-то там, Торсунов что-то сказал, люди буквально понимают, что я как слуга животного, я животное это сейчас выброшу и буду с людьми общаться. Панорамное видение такое, надо анализировать.
[Роберт]: Вот эти слова Экзюпери, по поводу того, что мы несём ответственность за тех, кого приручили, они справедливы. Мы должны применять разум, и при этом мы должны нести какую-то ответственность.

00:33:18 [Из зала]: И вот даже с позиции кармы получается, я раньше думала, что, если люди взяли животное, а оно потом по каким-то причинам оказалось на улице, они в чем-то виноваты. Я с позиции кармы пересмотрела эту точку зрения. Потому что, когда животное привязывается к человеку, в момент смерти у него идут эти впечатления. Он в следующей жизни приобретёт человеческую форму. То есть даже если оно помнит о хозяине преданно, нет?
[Роберт]: У неё нет выбора. Дело в том, что эта функция только у человеческих форм жизни. Этот выбор есть только у человеческих форм жизни. Животные формы жизни выбора не имеют. Они отрабатывают карму, они зарабатывают её. Поэтому на что бы она там не медитировала, это не имеет значения. У неё уже прописан путь, и она будет точно идти этим путём.

Животные формы жизни

00:34:12 [Из зала]: А откуда у животных карма?
[Роберт]: Оттуда, что они когда-то не были животными, когда-то они были людьми.
[Из зала]: Ну, какие-то были людьми, а какие-то нет. Какие-то просто эволюционируют с низших…
[Роберт]: Нет.
[Из зала]: Джива, атма с камня там, и так далее, и так далее.
[Роберт]: Нет, нет, нет.
[Из зала]: Нет?
[Роберт]: Эта форма для того, чтобы отрабатывать карму. Все животные формы жизни для того, чтобы её отрабатывать.
[Из зала]: Это всё бывшие люди?
[Роберт]: Да. Хуже того, некоторые из них полубоги бывшие. И, тем не менее, пришлось принимать тело животного за какие-то вещи. Все абсолютно без исключения. То есть это было бы немилосердно со стороны Господа сразу засовывать нас безгрешных ещё в какое-то тело под забором мёрзнуть, голодным.

00:35:11 Было бы неправильно. Поэтому все сначала проходят через какие-то человеческие формы жизни, их довольно много – четыреста тысяч этих форм жизни. Поэтому все уже прошли и сделали свой выбор.
[Из зала]: Роберт, ну, тем более тогда долг человека, если что-то осознаем, понимать и милосердно относиться, заботиться правильно. Потому что даже в писаниях где-то есть, что сам Господь приходил в образе животных. Даже были такие йогины, превращались в Махабхарате в оленя, его убили. Задача человека — правильно заботиться, прийти к пониманию, правильно заботиться о животных, и служить Богу?

00:35:55 [Роберт]: Давайте по-другому на это всё посмотрим.
[Из зала]: А как?
[Роберт]: По-другому мы посмотрим так, что те, у кого так или иначе животные есть, они должны продолжать о них заботиться до того момента как эти животные умрут. При условии, что эти животные не требуют обязательно мясной диеты. Если они требуют, то вы будете брать карму. Дальше ищите выход, если у вас какой-нибудь крокодил, который ничем больше питаться не хочет, ищите возможность как-нибудь от него избавиться, куда-нибудь его пристроить. Если это собака, её в принципе можно кашами кормить. Ей не идеально, но она выживет. С кошкой тоже самое: молочка ей давайте, пусть идёт на улицу, мышей сама ловит. В конце концов, это её обязанность.

00:36:44 Если у вас нет животных, то, по крайней мере, пока лучше и не заводите. Наша задача самим в первую очередь вырасти. Помните, как Христос говорил – спасись сам, и спасутся миллионы. Вот здесь то же самое. Мы не должны делать фокусом нашего внимания и нашей жизни этот вопрос, точно.
[Из зала]: Роберт, но спастись самому можно помощью только другим живым существам, разве нет?
[Роберт]: Спастись самому можно следуя ведическим писаниям.
[Из зала]: Там везде говорится про такую помощь.
[Роберт]: Нет. Там не делается на этом акцент. В конце концов, если так ставить вопрос, то люди важнее. У людей есть выбор, а у животных нет.

00:37:28 [Из зала]: То есть однозначно вы говорите, что нельзя, что, если вот это мой родственник пришёл, у меня был случай, что родственник умер, как собака.
[Роберт]: Этот родственник вам по вашему сегодняшнему телу. У вас телесная концепция. Вы считаете себя телом, и тогда он ваш родственник. Если вы будете считать себя душой, тогда он вам уже не родственник.
[Из зала]: Нет, я беспокоюсь. Просто я думала, что я могу возвысить сознание животного, если животное…
[Роберт]: Да ради Бога, но не надо делать это смыслом жизни.
[Из зала]: А никто не делает. Мы же служим, мы же осознаем, что есть Верховная Божественная Личность…
[Роберт]: Тогда в чём ваш вопрос?
[Из зала]: У меня уже нет вопросов.
[Роберт]: Я же не против того, чтобы вы как-то поспособствовали вашему родственнику. Но если ваша духовная практика начнёт страдать от того, что вы заботитесь о животных, то я вам скажу, что вы не на верном пути.
[Из зала]: Тут важен баланс, в общем то…
[Роберт]: Да. Если вам не трудно заодно это сделать – ради Бога – делайте. Но если вам приходится жертвовать какими-то другими вещами ради этого, то вопрос стоит и надо это согласовывать.

00:38:28 [Из зала]: Нет, я только говорю, что служение Господу, а всё остальное… То есть это первое место, а остальное это уже помощь. Кто-то поставлен помогать сиротам, детям. Просто Бог он посылает людей, фронт работ свой, понимаете, но кто-то помогает животным. Но первоначально – это духовная деятельность. Да, я согласна совершенно. Спасибо.
[Роберт]: Ещё у нас есть вопросы? Передадите микрофон?

Дух и душа — в Писаниях нет разницы, имеется в виду трансцендентная субстанция

00:39:07 [Из зала]: На ряде лекций мы говорили о душе, о её вечности, неизменности, но, может быть, я пропустила или прослушала, не было понятие о духе. Есть ли в ведических писаниях понятие духа. И если есть, то как взаимосвязаны душа и дух?
[Роберт]: В ведических писаниях нет разницы. Это специфика русского языка. Я думаю, что изначально и в русском языке не было разницы. А в последствии появилась эта разница. Под словом дух, как я понимаю, современный русский язык предполагает нечто трансцендентное. А под словом душа просто как атрибут тела. Вот я тело, у меня есть душа ещё. Вот вам не видно, но оно у меня там есть.

00:40:01 Но это концепция современного общества, и современного русского, просто потому что язык русский. Тогда как когда мы говорим дух, то это уже точно связано с Богом. В ведических писаниях такой разницы нет. Всякий раз, когда говорится слово душа, имеется в виду трансцендентная субстанция.
Хорошо, мы можем идти дальше? Вопросы были в основном по позапрошлой лекции, а не по прошлой. Неужели по прошлой всё понятно?
[Из зала]: Чем миссия от дхармы отличается?
[Роберт]: Мы ещё не закончили тему дхармы. И если успеем, сегодня закончим. Возможно вы услышите ответ на свой вопрос сегодня. Хорошо.

Дхарма (продолжение)

00:41:29 Мы начали тему дхармы в прошлый раз. Как и большинство тем, которые мы проходим, эта очень глубокая и можно очень много лекций посвящать, поэтому я вынужден ограничиваться каким-то уровнем. Просто потому, что иначе вам станет скучно. На дхарму ещё сегодняшний день был выделен. Я, правда, не рассчитывал, что мы на столько вопросов будем отвечать. Надеюсь, что мы успеем её закончить. Главное, что нам нужно было понять. Перевод вы поняли? Кто-то может сказать, что это означает – дхарма?

Два вида дхармы — временная и вечная

00:42:22 [Из зала]: Долг?
[Роберт]: Долг, это как возможный вариант, есть ещё?
[Из зала]: Суть?
[Роберт]: Суть, важное слово.
[Из зала]: Высшая цель.
[Роберт]: Да, тоже подходит. Соответственно дхарма делится на 2 вида. Одна наша вечная дхарма, то есть наша суть в самом высоком понимании этот слова. Мы понимаем, что осознать себя душой – это наша высшая дхарма, или санатана-дхарма, вечная дхарма. И вторая – это временная дхарма, или по-другому свадхарма, как промежуточная цель. Даже слово цель может быть не совсем правильное. Промежуточное наше положение.

00:43:19 Для того, чтобы куда-то попасть, нужно знать цель, нужно знать дорогу, и нужно знать, где я нахожусь. Если мы не знаем последнего, то карта нам не помогает. Если мы знаем цель и у нас есть карта, то нужно ещё знать местоположение. Всё равно, что использовать карту где-то там в незнакомом городе и если ты не знаешь, где ты в принципе находишься, то ты долго будешь с этой картой разбираться, куда чего и как поворачивать. Надо знать своё положение, и дхарма как раз это помогает нам понять, в чём наше нынешнее положение. Дальше мы коснулись вкратце, но я планировал как раз заострить внимание на этом вопросе. По поводу деления общества на различные классы людей. На брахманов, кшатриев, вайш и шудр.

00:44:24 Почему это нужно сделать? У каждого из них будет немного отличаться дхарма. Высшая дхарма будет у всех одинаковая. А временная будет отличаться. Мы должны всякий раз научиться понимать, в чём разница между ними. Дальше мы с вами обсудили то, что сама по себе дхарма – это как правила дорожного движения. Правила дорожного движения никуда не ведут. Это просто правила. Понимать свою дхарму, это понимать, если применительно к правилам, тип своего транспортного средства.

00:45:06 Если у меня грузовик, значит, я должен смотреть знаки для грузовиков. Я должен знать, что дальше третьего ряда я не могу выезжать, если широкая дорога. Есть куча особенностей. Ограничения по скорости максимальной для грузовых автомобилей. Если я на внедорожнике, то я понимаю, что тут пробка, я могу вот взять и просто по полю проехать. Моё транспортное средство позволяет мне это сделать. Вот это понимание своей дхармы. А если у меня скоростная машина и низко посаженная, мне каждый бордюрчик будет препятствием. И я должен это знать. Если я это не учитываю – у меня проблемы. То же самое здесь.

Университеты йоги — пути, которые связывают с Богом

00:45:51 Для того, чтобы понять, куда двигаться, существует четыре направления движения. Они естественно все восточные, и вся эта школа – она восточная. И нам, людям Запада, может показаться, что у нас есть какие-то другие варианты. Но на самом деле вариантов нет. Всё, что мы придумаем будет вписываться в один из четырёх. С какого мы начали? Кто-то помнит? Мы их определили, как университет, в котором можно получить соответствующее образование для того, чтобы двигаться в направлении той цели, которую мы избираем. Не помните… Вам двойка коллективная. Значит, мы должны понимать, что любой из этих путей в конечном итоге ведёт к Богу. Они разные по длине, разные по сложности, но суть их всегда одна. Так как они связывают нас с Богом, то они все называются йогой. Йога, как мы помним, это связь с Богом. Любая йога – это связь с Богом.

Карма-йога — удовлетворение чувств, в соответствии с Писаниями

00:47:29 Первый университет, который мы рассматривали, это университет карма-йогов. В чём особенности карма-йогов? Расскажите мне. Мы это обсуждали. Давайте микрофон.
[Из зала]: Научиться получать чувственные наслаждения и совершать всё, чтобы не нарушать законы Бога, и соответственно получать то, что хочется.
[Роберт]: Да. Это люди, которые ставят своей целью чувственные удовольствия и при этом они не хотят страдать. Поэтому они используют ведические писания для того, чтобы сделать это благочестиво. И они идут этим путём.

00:48:20 У них тоже есть свои авторитеты в этом университете, преподаватели, свои градации. Они поступили туда и движутся. В результате этого движения, рано или поздно, они придут к выводу, что путь не совершенен, что этот вид образования счастливым меня не сделал. Я испытал все райские удовольствия, и чего только не вытворял и, в конечном итоге не чувствую себя удовлетворённым, не чувствую себя счастливым. И когда человек доходит до этой стадии, в результате может быть тысячи рождений, он доходит до этой стадии, он начинает смотреть, что есть ещё. И здесь для него открываются двери следующего университета.

Гьяна-йога — контроль чувств и постижение Бога посредством философских рассуждений

00:49:17 Следующий университет называется – гьяна-йога. От слова гьяна – знание. В этом университете немного другие цели. Они идут путём отречения. Они говорят, что вы все наслаждаетесь – это неправильно. Нужно научиться контролировать чувства. И при этом, они пытаются постичь Господа, развивая знания. Они развивают философию, они рассуждают о том, как устроен этот мир, почему он так устроен, для чего Господь так это сделал. Берут какие-то конкретные темы, разрабатывают их. И таким образом продвигаются.

00:50:07 Там дальше есть вариации. Они могут быть имперсоналистами. Они могут не считать Бога личностью, а считать, что Бог безличен – безличная сила. И поклоняться ему. В этом случае у них одни цели. Если они имеют личностную концепцию Бога, то философия будет немного отличаться, но суть будет той же самой. В эту категорию подпадают люди, шедшие всеми предыдущими путями, разочаровавшиеся, и теперь они пытаются таким образом достичь совершенства. Рано или поздно эти люди поймут, что этот способ не приведёт к полному совершенству, к высшему совершенству. То есть до какого-то уровня он доведёт. И этот уровень уже выше, чем тот, которого достигают карма-йоги. На этом уровне меньше страданий. Сто процентов. Но там есть свои подводные камни. Контролировать чувства ничем не занятые очень сложно. А у них они ничем не заняты. И, таким образом, человек достигнув этого совершенства, идёт дальше.

Мистическая йога — контроль чувств и постижение Бога посредством медитации

00:51:29 Следующий университет, в который он поступит, называется мистическая йога. В случае с мистической йогой человек, по-прежнему, придерживается концепции того, что нужно удерживать чувства от удовлетворения полностью. Он заменяет рассуждения умственные, которые практикуются в гьяна-йоге, на медитацию. Он ставит немного другие задачи, медитирует на какие-то вещи. Может быть имперсональная медитация, и может быть личностная медитация.

00:52:13 Он может медитировать на Господа как на Личность. И в таком случае он даже может достичь полного совершенства и уйти в духовный мир. Общие принципы те же самые: нужно научиться контролировать чувства и ум. Практика мистической йоги — восьми ступенчатая йога. Первые уровни называются яма, нияма: научиться контролировать простые вещи. Уровнем выше будет пранаяма, асаны. Последовательно они движутся. И совершенством этого всего будет – самадхи, когда человек достигает совершенства, он в медитации начинает видеть личность Бога, тогда он погружается в это созерцание и ему становится не интересно всё, что здесь происходит на земле.

00:53:10 Он оставляет тело и возвращается в духовный мир. Метод авторитетный. Проблема в том, что он сложный. Особенно для современной эпохи, для Кали-юги, очень сложный. Мы не можем длительное время концентрироваться ни на чём. Если даже с материалистической точки зрения рассматривать нашу жизнь, наша проблема в том, что мы не можем ни на чём сконцентрироваться. Мы ставим перед собой какую-то задачу: всё, с завтрашнего дня начинаю учить французский. Мне очень нужен французский для работы, ещё для чего-то. Но проходит неделя-две, и мы уже забываем о том, что мы учим французский, другие дела нас перебивают.

00:53:57 Если мы возьмём людей, достигших каких-то серьёзных результатов в этой жизни, то вы можете без труда заметить, что они умеют концентрироваться. Мы начинаем копить на какие-то хорошие вещи, но потом соблазняемся какой-то фигнёй и тратим накопленное. В результате нам всё время не хватает на эту серьёзную вещь. Это мы не можем концентрироваться. Это просто особенность этого века. Люди деградировали и утратили эту способность концентрироваться на чём-то. И, в данном случае, это проявляется в этой же самой йоге. Трудно достичь в наше время совершенства, пользуясь этим методом именно потому, что мы обладаем большим количеством недостатков, в том числе не можем концентрироваться.

Бхакти-йога — всё связывать с Господом и делать для Его удовлетворения

00:54:57 Последний университет называется бхакти-йога. Разочаровавшись в том, что невозможно достичь совершенства методом мистической йоги, человек может начать заниматься бхакти-йогой. Бхакти-йога – это лучший из университетов во все времена. Но особенно в наше время – в Кали-югу. В предыдущие эпохи хотя бы у людей были качества, которые им позволяли теми путями чего-то серьёзного достигнуть. Сейчас у людей нет никаких качеств для того, чтобы чего-то достигнуть. Но Господь достаточно милосерден, чтобы дать нам лёгкую дорожку. Суть этого метода заключается в том, что мы можем даже удовлетворять свои чувства, но просто мы не должны этого делать отдельно от Бога. Всякий раз мы должны помнить о том, что всё можно использовать правильным образом.

00:55:59 Если мы хотим вкусно питаться, мы можем предложить эту пищу Господу сначала, а потом ею воспользоваться, её съесть. Если мы хотим сексуально наслаждаться, то мы должны жениться или выйти замуж, и делать это в соответствии с писаниями, зачинать детей. Любую цель какую бы мы не поставили, она может быть материалистичной, тем не менее, мы можем её реализовать именно в рамках бхакти-йоги. Можем научиться всё связывать с Господом и делать для Его удовлетворения. Он в принципе не против того, чтобы мы удовлетворяли свои чувства. Он против того, что мы становимся несчастными в результате удовлетворения этих чувств – вот в чём беда.

00:56:47 Устраните причину своих несчастий и таким образом можно наслаждаться. Бхакти-йога говорит, что нужно просто всё использовать для удовлетворения Господа. Надо сменить концепцию. Нужно сместить акцент с себя на Него. И тогда всё автоматически будет хорошо. Раневская говорила: «Хотите добиться какой-то цели, легко исполните, если перестанете хотеть, тут же сбудется». Просто прекратите этого хотеть, и оно тут же сбудется. Человек становится несчастен в ту секунду, когда он начинает думать о собственном счастье. Как только мы задумываемся о том, что нам хочется какого-то счастья, в эту секунду всё переворачивается, всё становится плохо.

00:57:41 И наоборот, когда человек увлекается чем-то бескорыстным, то он потом начинает анализировать, и понимаем, это было самое лучшее для меня время, самое классное. И не важно, чем он конкретно занимался. Сам принцип: когда мы с себя смещаем акцент, то мир немножко переворачивается, и всё становится по-другому. Интересная специфика: эти университеты можно проходить последовательно. Можно поступать, доходить до вершины, переходить в следующий. Уже не на первый курс, а повыше немного. Но в них во всех есть вход с нуля, то есть можно идти в любой из них, не проходя предыдущий. Эта возможность даёт сократить путь. Как бы не идти длинным путём миллионов рождений, а сократить и оказаться сразу в самом правильном университете. Это значительно облегчит нашу задачу.

00:58:46 Эти четыре университета позволяют нам определиться с целью. Дальше, используя дхарму, мы можем достигать этой цели. Любой из вас может просто задуматься о том, чего он хочет глобально, и каким путём он будет двигаться. Пути, которые мы обозначили, как викарма, запрещённые действия, мы не обсуждаем. Понятно, что это приведёт к плохим результатам. Вы помните, что такое акарма, что такое карма, что такое викарма? Путь викармы мы не рассматриваем. Я думаю, всё это уже поняли достаточно хорошо. А всё остальное умещается вот в эти четыре цели.

Дхарма — другие определения

Свабхава — вечная природа. Изначальное, концептуальное определение предмета

00:59:36 Теперь следует ещё немного вернуться к самому понятию дхармы. Я ещё покопал немного определений и нашёл другие варианты. Может быть, кому-то это станет более понятно или более интересно. Сам принцип – дхарма – неотъемлемая сущность предмета, его вечная природа, проявленная на концептуальном уровне существования этого предмета. Тот пример, который я вам приводил с сахаром или с солью, очень хорошо показывает [суть]. Основное качество сахара, ради которого его человек использует, производит, он должен быть сладким. То, что он белый, нам не так важно, что он порошкообразный, нам не так важно, он может быть куском, главное, чтобы он сладким был. Мы его тогда с удовольствием используем. С солью та же самая история. С этой точки зрения можно сказать, что дхарма сахара – быть сладким, дхарма соли – быть солёной. Не белый, не порошкообразный, а сладким или солёной. Этот изначальный концептуальный уровень предмета есть у каждого предмета. Он называется гхатана.

01:01:10 Гхатана – это именно он определяет концепцию того или иного предмета. Слово дхарма по-другому может быть сказано — его синоним свабхава. Само слово дхарма происходит от слова дхри. Санскритсткое слово дхри переводится как держать. И на русское похоже чем-то. Держать – это вот слово дхри. Держать, удерживать. С этой точки зрения если смотреть перевод, то дхарма – это природа предмета, которая сопровождает этот предмет всё время его существования. Пока этот предмет существует, он будет с этой самой природой. Если мы этот синоним рассмотрим – свабхава, то бхава обозначает существование, а сва – переводится как собственное, собственное существование. Дальше интересный момент, если какой-то предмет длительно соприкасается с какими-то другими предметами или процессами, явлениями в этом мире, то эта его свабхава может меняться.

Нисарга — вновь приобретённое качество предмета, которое кажется истинным и изначальным

01:02:45 Длительное пребывание в таком видоизменённом состоянии создаёт иллюзию того, что качество, которое этот предмет приобрел, является истинным и являются изначальными. Эти качества, вновь приобретённые предметом, на санскрите называются нисарга. Для того, чтобы вам понять, о чём речь, берём воду. Вода жидкая, прозрачная. Это её естественное состояние, это её дхарма. Если мы станем воздействовать отрицательной температурой, она станет льдом, твёрдым. Если мы поселимся на Северном полюсе, родимся там, мы можем даже думать, что это её естественное состояние – быть твёрдой. Но на самом деле её естественное состояние – быть жидкой. Она временно стала твёрдой. Это приобретённое качество нисарга.

01:03:56 Если мы её начнём выпаривать, то она станет паром, станет газом. Это тоже неестественное для неё состояние, временное, но тем не менее… Приобретённое качество под воздействием каких-то внешних сил называется нисарга. Когда это воздействие длительно происходит, то у нас создаётся иллюзия, что это и есть истинное качество. Изначальное. Хотя оно и не будет соответствовать внутренней природе этого объекта, этого предмета. Нисарга, приобретённые качества, могут подменить собой свабхаву или дхарму. У нас будет иллюзия, но происходит подмена. Когда обстоятельства, вызывающие эту нисаргу, исчезают, то естественным образом проявляются истинные качества этого предмета, истинная дхарма.

Суть проблем – неправильное представление о своей дхарме

01:05:00 Почему я углубился в эту тему. Потому что суть наших проблем заключается в том, что у нас неправильное представление о нашей дхарме. У нас неправильное представление о себе. И так как это воздействие происходит длительное время, то эта вещь закрепляется. Мы все обладаем фактически нисаргой. Мы все приобрели какие-то качества в результате контактов с материальным миром и считаем эти качества истинными и начинаем жить, отталкиваясь от того, что это наши истинные качества. А потом удивляемся, почему мы никак счастливыми не станем, почему у нас проблемы всё время в жизни. Проблемы в жизни от того, что мы не можем определить своё местоположение на карте. Мало того, у нас карты чаще всего неправильные. У нас цели неправильные, карты неправильные и ещё мы не знаем, где мы находимся. Какой у нас шанс вообще чего-то хорошего добиться? Ноль. У нас нет шансов. Это я могу сказать точно. Никаких.

01:06:06 Даже обладая этим знанием, у нас всё равно шансы невелики. Вернее, они велики, они даже стопроцентные, если мы действительно по серьёзному берёмся за этот путь. Просто объяснить эту ситуацию любому человеку, вновь пришедшему и он начнёт думать: «А где моя дхарма?» И самостоятельно это определить достаточно трудно. Он начнёт думать: «А каков правильный путь?» И попробуйте, выберите, когда у вас бешеный ум, который нас тянет сегодня в одну сторону, завтра в другую. Никак не выберешь. На чём основываться, за что зацепиться? У нас неправильные цели. А какая из них правильная? Как это определить? Всё очень сложно. Поэтому шансы наши очень невелики, если мы движемся самостоятельно.

01:06:55 Единственный наш серьёзный шанс – это следовать писаниям. Следовать писаниям, следовать наставлениям духовно продвинутых людей. Это наш единственный шанс все эти три вещи прояснить. Прояснить нашу истинную дхарму. Есть вещи очевидные, которые являются временной, но истиной. Нам не так сложно определить, допустим, собственный пол. Если девочки ведут себя как мальчики, то это не очень хорошо, они будут страдать. Если мальчики ведут себя как девочки, это тоже не очень хорошо, они тоже будут страдать. Все должны вести себя гармонично, естественно. С этим определились. Хотя нет, в современном обществе и здесь путают. Есть люди, кто попутал это дело и ведёт себя неправильно, и страдает в конечном итоге. Если бабушка ведёт себя как молодая девушка – она будет страдать. Это неправильное определение своего положения, неправильное понимание своей дхармы. Если есть правильное понимание, нужно понимать её как глобальную дхарму. Глобально, кем я являюсь.

Страдание — результат невежества

01:07:58 Так и временную. Сейчас у меня тело мужчины, которому столько-то лет, у которого такое-то образование, и так далее. Это всё временное, но я это должен учитывать. И если я не буду этого учитывать, я буду страдать всякий раз. Любое наше страдание является результатом нашего же невежества. Никаких других причин страдания нет. Если вы хотите действительно по-настоящему разобраться с собственными страданиями, с собственными проблемами, начните анализировать конкретно, где и в чём проявляется ваше невежество для того, чтобы его побороть. И вы причину устраните. Это всегда так, вариантов никаких нет. Получается, раз есть страдания, — значит, точно есть невежество. Остаётся только найти, где и как. И всё.
Нам во сколько надо закончить? Не закончили мы дхарму, к сожалению. Может быть, будет меньше вопросов в следующий раз. Или, может быть, мы вообще практическое занятие проведём?

Ответы на вопросы

Как происходит разочарование в мистической йоге

01:09:08 [Из зала]: Да, давайте
[Из зала]: Давайте
[Роберт]: Соскучились?
[Из зала]: А на какую тему?
[Из зала]: На любую
[Роберт]: А вы готовиться будете?
[Из зала]: По какой теме?
[Роберт]: По последним видимо… По душе, по карме и по дхарме. Это последние получается лекций пять. Приблизительно… У нас строгих оценок нет, так что за что вам волноваться? Кто не сдал, тот больше не приходит. Тогда нужно было бы беспокоиться и учиться. Для себя только это, чтобы меньше страданий было в жизни. Хорошо.
По сегодняшней теме есть какие-то вопросы? Потому что я, может быть, что-то новое сказал для кого-то. У нас есть немного времени, мы можем им воспользоваться.
[Из зала]: Можно вопрос без микрофона?
[Из зала]: Нельзя.
[Роберт]: Надо же иметь сострадание не только к кошкам и собакам… Я шучу.

01:10:13 [Из зала]: Спасибо. Про институт мистической йоги я не совсем поняла. Предыдущие как-то ещё поняла. Как человек понимает, что это уже его не удовлетворяет. Человек испытал какое-то разочарование. Допустим, кого-то устраивает нирвана просто, не сама личность? Почему он потом на этом уровне разочаровывается? Он должен испытать разочарование, чтобы дальше устремиться? Как это происходит?
[Роберт]: Тут два варианта. Вариант первый, что он не может достичь совершенства в этом виде и писания изобилуют практическими примерами на эту тему.

01:11:01 Когда человек серьёзно встаёт на этот путь и его чувства сбивают его с этого пути. Вот тот же случай с йогом, который умел медитировать под водой. Он привязался к рыбкам, которые там его окружали в процессе медитации. В результате вылез из этого пруда и пошёл женился. Чувства заставили. Это первый вариант разочарования. Человек пытается, но не получается. Его чувства всякий раз сбивают. Второй вариант, когда человек в той же имперсональной медитации достигает совершенства, он получает освобождение безличное. Он сливается с безличным брахманом – с сиянием Господа и находится там в экстазе. Но экстаз статичный. Развития нет.

01:12:00 Вам же Михаил Юрьевич говорил, что счастье – это процесс динамичный, он должен развиваться. Как только он остановился – всё. Нам может быть очень хорошо, но это очень хорошо нам надоедает. Мы купили новую машину. День ездим, два, три, неделю и потом вроде ничего так, а потом уже и вообще — машина как машина, какая разница. То же самое со всем, что имеет ограниченность всё рано или поздно нам надоест. То же самое в Брахмаджьоти. Человек получил это освобождение, он слился с этим безличным сиянием, но дальше нет развития. А душа по природе деятельна, ей хочется действовать. Соответственно, он выпадает опять в мир. И опять начинает своё движение, приходит в новый институт.