Воспевание Святых Имён Господа
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Ответы на вопросы
Служение — способ избавления от недостатков
00:00:00 [Роберт]: Добрый вечер! Начинаем с небольшого количества вопросов.
[Из зала]: Добрый вечер! Хотела бы дополнить слова Роберта о проповеди. Я не могу похвастаться ни Маяпуром, ни тем, что я была где-то. Мы говорим про фестиваль «Благость» и то нас впечатлило это. Там Шахов — психолог. Я не знаю, он вайшнав или нет, но он в теме Вед. Им было хорошо сказано о проповеди, что проповедуйте всегда и везде, если надо, используйте для этого слова. Это Мать Тереза, по-моему, её цитата. Мне так понравилось. Хотела дополнить. Вы говорили, что проповедовать надо, можно даже своим присутствием, если человек высокого духовного уровня.
00:00:55 Вопросы такие... Не сочтите кощунственными. Их всего два.
В Ведах есть такое понятие, как «слуга слуги слуги». Возможно ли, что в этой системе всё правильно, но у человека сохраняется гордыня? Если конечно он понимает, что он слуга. Потому что ваше общество, община и принадлежность к ней, даёт силу человеку. Это когда ты не один, ощущаешь какую-то важность. И ты служишь, например, более продвинутому. Или даже не служишь, тебе могут служить. Возможно, что у человека будет сохраняться тайная или даже явная гордыня? Это же духовная практика. А гордыня, она убивает всё на корню. Бывают ли у вас, такие случаи? Возможно, ли такое или я что-то не так понимаю?
[Роберт]: Всякое бывает.
00:02:02 [Из зала]: Вроде, правильно, что слуга слуги. А с другой стороны, человек может даже этим гордиться. Что вот там...
[Роберт]: Да может, конечно. Человек всем, чем хочешь, может гордиться. Ему только повод дай любой. Всё равно. Самый жуткий повод и он будет гордиться. Что в туалет ходит больше, чем все остальные — будет гордиться. Что сделаешь — природа такая. Осквернённая.
[Из зала]: Печально. Я думала и просто сравнивала для себя, когда... Мы ищущие люди, в основном и ещё не определились. И думаю, какой хороший метод, в других системах гордыня может возрастать, а здесь, понимаешь, что ты слуга... Вот сегодня иду и думаю…
[Роберт]: Нет! Тогда вы меня не правильно поняли. Или я вас неправильно понял. Господь освободит от гордыни. Это однозначно. Нет никаких сомнений. Вопрос в том, что мы пытаемся признать себя слугами. Это же процесс.
00:03:05 Мы же насколько-то процентов всегда признаём себя слугами, даже, если в целом не признаём. Но у меня есть, например, кошка, надо же её покормить. Это служение. Я уже служу. Правильно!? Хотя я, может быть, с этим и не согласен. Может быть, думаю, что я хозяин, что я наслаждающийся, что я великий и так далее. Но по факту, я уже слуга и что-то делаю. У меня есть какие-то знакомые, друзья, я и им что-то делаю. Пусть это корыстно, но всё равно делаю. Слугами мы являемся всегда. Вопрос: насколько мы это понимаем? Поэтому, тут очень тонкий момент. Сам факт того, что мы встали на этот путь, нас от гордыни, наверное, не избавит, но если мы искренне хотим по нему двигаться, то Господь о нас позаботится. Естественно, Он помогает нам избавиться от всего. От всех недостатков, в том числе, от гордыни.
[Из зала]: Понятно. Спасибо. Тогда, значит, и в других традициях, если человек продвигается, там тоже будет...
[Роберт]: Конечно, сто процентов, да.
Как поступать, когда оскорбляют Господа и преданных
00:04:17 [Из зала]: Понятно. Спасибо. И ещё такой вопрос. Здесь говорили о разных уровнях развития, и есть такое явление как «фанатизм в вере». И вот, например, в Сочи проходит ваше шествие с воспеваниями. А у нас есть казаки. Я как-то читала в газете, что казаки этого не понимают, и шествие было разогнано. Но я видела эту заметку. Как должен повести себя преданный или человек, который участвует в этом, если оскорбляют его религию, имя Бога, которое он воспевает? Потому что казаки могут и с нагайками и как-то оскорблять... Как человек должен себя повести? Он должен понимать, что это уровень сознания такой или должен защищать свою веру?
00:05:12 [Роберт]: Всё зависит от обстоятельств. Мы не должны сносить, когда оскорбляют Господа и когда оскорбляют других преданных. Соответственно, если у вас есть способности наказать оскорбляющего, то вы можете это сделать и это правильно. Но если вы, допустим, в женском теле, то как вы накажете? Вам предписано покинуть это место, неправильно будет слушать оскорбления. Их нельзя слушать, надо уходить. Тот, кто слушает, тот соучаствует. Всё зависит от обстоятельств. Надо смотреть, всякий раз будет... Ответ может быть другим в каких-то других обстоятельствах.
Воспевание Святого Имени
Сила Святого Имени
00:06:09 Хорошо. Мы с вами разбирали в прошлый раз первый стих Шикшаштаки и закончили введение. Собственно, нам нужно прояснить, что даёт воспевание святых имён. Метод сам по себе не сложный. Но следование ему сложно в виду того, что нужно быть сфокусированным, нужно научиться погружать своё сознание в Святое Имя, а это нелегко. На это уходят годы, но другого пути нет. Альтернативы нет.
00:07:06 Хорошо. Для того чтобы было интересней, мы будем говорить о том, что это вам даст. Простое механическое повторение мало что даёт. Святое имя Господа буквально всесильно. И процесс устроен так, что когда мы воспеваем Его, если мы о чём-то думаем, то Оно нам даст то, о чём мы думаем. Но, при этом, дорога к нашему дальнейшему духовному продвижению будет постепенно закрываться. Сам факт того, что мы своё сознание погружаем ни туда, куда надо, в такой ответственный момент, как раз говорит о том, что мы не понимаем важности и, соответственно, получим то, о чём просим, фактически, на что медитируем, о чём думаем.
Умонастроение во время воспевания — делаем это не для себя
00:08:07 Если мы упрямо будем всё время думать о каких-то своих житейских проблемах или о материальных богатствах, то мы их получим, но духовный путь для нас закроется. Поэтому само по себе механическое повторение с духовной точки зрения ничего не даёт, почти ничего. Немного всё-таки даёт даже оскорбительное Имя, но мало. Бхактивенода Тхакура говорит, что всё это превращается в такой эгоистический ритуал. Человек повторяет мантру и думает: «Когда же ко мне придёт всё то, о чём я думаю». При этом он говорит: «Харе Кришна, Харе Кришна! ...» Человек может думать, что ему обещали, что он станет счастливым. А счастья как не было, так и нет. Но всё это происходит по одной причине, потому что у человека неправильное настроение.
00:09:10 Так как у человека такое настроение, то он и не получает того, что ему изначально было обещано. По крайней мере, этот путь для него удлиняется. И этот секрет можно открыть в общении с людьми, для кого это уже пройдённый этап. Можно получить вкус от этих людей.
Самый главный секрет в данном случае заключается в том, что когда мы что-то делаем в преданном служении, мы должны всегда помнить одну очень важную вещь, что мы это делаем не для себя. Служение является чистым только тогда, когда оно бескорыстно. А если мы всякий раз думаем, что нам это зачтётся, то оно становится нечистым. И, соответственно, плоды от него сильно уменьшаются.
00:10:09 Если мы делаем что-то, а про себя думаем: «Ну, наверное, мне зачтётся, я вот классно сделал», то мы перечёркиваем плоды. Вот в чём беда. И это очень распространено. Мы это делаем просто интуитивно, привыкли в материальном мире так делать. Сделаем другу что-нибудь хорошее и думаем: «Мне будет что-нибудь нужно, он явно мне сделает. Я же ему хорошую вещь сделал бесплатно и так далее». Мы корыстные и это плохо. Для преданного служения — это смерть. Поэтому самое главное, что нужно понять с самого начала. Что какое бы служение мы не совершали, должны помнить, что мы его делаем не для себя. И что даже если нам за это ничего и никогда не будет, мы всё равно должны и будем это делать. И это правильное умонастроение.
Бескорыстие — основа духовного прогресса
00:11:08 Если у вас есть богатый отец, и он попросил вас что-то сделать. Вы делаете и думаете: «Вот я за это у него вот это попрошу». Это одно умонастроение. А когда вы ничего не просите, просто понимаете, что отец меня любит, он всегда сделает то, что мне надо, всё что считает, что для меня хорошо, он обязательно сделает. И это другое умонастроение. Какое отцу больше понравится? Что мы всякий раз с калькулятором перед ним стоим и говорим: «А я вот ещё вчера мусор вынес, посмотри, ты мне ничего не дал». Это не отношения — это торговля. Вот Господь в такие отношения не вступает. Ему не нравится, соответственно Он и не вступает.
00:11:55 Поэтому, для нас важно, мы должны понимать, что никогда… Это не зависит от конфессии. Можете пойти к христианам, всё то же самое. Это же правило будет работать. Пока вы бескорыстны, будете духовно прогрессировать. Чем больше вы думаете о каких-то плодах, тем сложнее, тем будет хуже. Меньше будете продвигаться. Мы привыкли всё делать для себя, в этом наша беда. У нас есть склонность — постоянно думать о себе. Когда мы с таким сознанием начинаем заниматься служением, у нас возникает такая проблема и наше служение превращается в ритуал. При этом мы всё время ждём, когда же нам счастье придёт. Все ждём счастья? Или кто-то не ждёт? Или я один, может, жду? Для того, чтобы пришло счастье, нужно воспевать Святое Имя.
00:13:03 Это обязательное условие. Если вы хотите настоящего счастья, большого, искреннего, полного, нужно начинать повторять Святое Имя. При этом не ожидать, что нам за это что-то будет, при этом не ожидать, что оно сразу придёт и так далее. Мы понимаем, что тот, кто удовлетворил Господа, будет удовлетворён полностью. Но для этого Его надо удовлетворить, а с корыстным умонастроением мы не сможем этого сделать. Нам нужно решить эту проблему внутри себя. И, порой, нам кажется, что это очень долгий путь. И не понятно дойдём мы вообще до конца или не дойдём. Сомнительно. Я сегодня уже бескорыстен, а завтра мне всё ещё ничего нет. Как-то непривычно, неуютно. Это типичные для нас мысли. Что поделаешь. Придётся с этим бороться. Тем не менее, ответ всё равно будет одинаковый. Не важно, какие у нас мысли, ответ таков, что альтернативы нет.
00:14:16 Мы можем менять конфессии, религиозные направления. Там будут те же самые правила. Это законы материального мира. Просто законы. И с ними ничего не сделаешь. Вернее, это даже законы духовного мира. Так как мы сейчас здесь находимся, они и будут действовать на нас здесь. При этом, этот секрет — его можно обрести мгновенно. Почему я говорю по-прежнему секрет, потому что то, что я вам говорю, пока это, всё-таки, для нас просто информация, это глубоко в сердце не зашло. Мы слышали, что нужно быть бескорыстными, но в практической своей деятельности мы всё равно будем корыстны. И для того, чтобы это изменилось, нужно, чтобы знание наше стало реализованным. И вот эта реализация — и есть секрет.
00:15:14 Для кого-то это будет очень долго, а кто-то сможет довольно быстро это реализовать. Все сложности заключаются только в том, что мы не можем никак правильно настроить своё сознание. Мы вообще не задумываемся об этом. Может быть, кто-то задумывается, но я отношусь к тем людям, кто обычно об этом не задумывается. Какой у меня настрой к этому, какое сознание — мы просто живём и живём, правильно. Наше сознание чем-то похоже на радиоприёмник. Сейчас они все цифровые и, поэтому, не понятно, а раньше они были аналоговые, и нужно было ручку крутить, когда бегунок перемещался с волны на волну, то всякие шипения доносились, то музыка появлялась.
00:16:14 Так вот нужно просто своё... Сознание точно так же настраивается на какую-то вещь. Если мы чем-то занимаемся, у нас может что-то не получаться, потому что мы не настроены. Стоит нам настроиться — у нас начинает получаться. При этом какая-то более важная вещь может нас тут же выбить из колеи. Нам что-то сказали: «А вот так, вот так, вот так» и мы уже опять настройку потеряли, уже опять не можем делать эту вещь, у нас не получается. Вопрос в настройке. Но коль уж это на материальном уровне работает, то на духовном это работает ещё сильнее и это очень важно. Нам нужна эта правильная настройка. И без этого наше служение, любое служение будет не таким эффективным.
Три уровня повторения Святого Имени — оскорбительное, очистительное, чистое
00:17:05 Как мы уже говорили, есть три уровня, три этапа повторения Святого Имени. На первом этапе, с духовной точки зрения, очень мало чего происходит, как я уже говорил. Мы только-только погружаемся в это. Я не знаю, у кого как это происходит или происходило, но обычно это невнимательное повторение Святого Имени и, соответственно, духовных плодов очень мало. Через какое-то время человек начинает задумываться о том, что вроде я пришёл в правильное движение, использую правильные методы, но не могу добиться результата. В какой-то степени он был, я духовно прогрессировал до какого-то уровня, а дальше наступил ступор. И, как я уже говорил, это проблема в том, что наше служение, наше воспевание Святого Имени неправильное, невнимательное. И в этом проблема.
00:18:20 И вот, осознав это в какой-то момент, человек начинает искать. Он начинает общаться на эту тему с людьми, искать лекции на эту тему, задаёт вопросы своему наставнику, духовному учителю. И, таким образом, у него появляется возможность перейти на следующий уровень очистительного произношения Святого Имени. По-другому его называют тень Святого Имени. И тень Святого Имени уже имеет отношение к Святому Имени. Поэтому такое произношение гораздо действенней. И вот это название очистительное — не случайно. Человек начинает прогрессировать, когда у него появляется очистительное Святое Имя. А когда у него появляется чистое, то это уже последний этап. Писания говорят, что достаточно один раз произнести мантру чисто и таким образом получить освобождение. Нам становится здесь нечего делать. Но чтобы один раз чисто произнести, нужно до этого уровня дорасти. Вот в чём беда. Поэтому повторение Святого Имени постепенно нас будет поднимать всё выше и выше, ближе к самому чистому Святому Имени. Первый этап, когда повторение у нас оскорбительное, — самый сложный.
Бхакти — преданное служение, которое станет любовью
00:19:51 Рупа Госвами на эту тему очень интересные вещи говорит. Он говорит, что бхакти, преданное служение на санскрите, — это практика. Как есть поговорка: «Чтобы научиться играть в хоккей, нужно играть в хоккей». Пока не начнёшь, не научишься. Так же и здесь. То есть, бхакти — это практика. Когда мы просто тренируемся, заставляем себя что-то делать — это бывает сложно, потом постепенно к нам приходят какие-то чувства, появляются какие-то отношения с Господом. И бхакти становится чувствами, эмоциями. В конце концов, оно станет любовью. Беда наша в том, что у нас нет практического уровня. Тонкие вещи в нас не развиты, мы не чувствительны. А на грубом уровне мало чего происходит, чтобы мы могли заметить.
00:21:02 Наша задача — добиться состояния, когда Господь проявится для нас на чувственном уровне, когда мы сможем через познающие чувства получить о Нём какую-то информацию. Нам нужна эмоция. Мы без эмоций ничего делать не можем, вообще ничего. Нам не интересно. Поэтому, для того, чтоб закрепиться на какой-то духовной практике, нам обязательно нужно, чтобы в ней присутствовала эмоция. И пока её нет, это бесполезно. Потому что можно сколько угодно читать книги, ходить на лекции — это скучно. Если это просто информация — это скучно. И точно так же с воспеванием Святых Имён. Если мы не получим эмоцию — это скучно. Вопрос того, что мы это оставим, бросим, — вопрос времени. Кто-то продержится год, кто-то два, а кто-то месяц. И всё. По одной единственной причине — нет встречи с Господом, нет эмоции. Нам нужно подкрепить её обязательно.
Любовь невозможно испытывать с нечистым сознанием и нечистым сердцем
00:22:13 Господь милостив, поэтому Он будет идти нам на встречу. Мы можем ожидать от Него помощи, надеяться на Его поддержку. На первом этапе кажется будто ничего не происходит. На самом деле нам нужно понимать, что этот этап неизбежен, что по-другому быть не может. Наше сознание, наше сердце должно очиститься. Пока этого не произойдёт, нас будет преследовать эта проблема. Любовь невозможно испытывать, когда у нас нечистое сознание и нечистое сердце.
И кто-то, может быть, спросит: «Почему Кришна не может нам сразу дать любовь? Почему нужно долго ждать?» В Евангелие есть очень хорошее выражение о том, что невозможно налить новое вино в старые меха. Прежде чем сосуд наполнить, нужно оттуда вылить то, что там было старое. Вот и всё. Это единственная причина.
00:23:30 Тот, кто смиренен, кто готов избавиться от всего накопленного груза своих чувств, своих эмоций, своей памяти, своих представлений о том, что такое хорошее, что такое плохое. У нас же всё неправильно. У нас есть установки, по которым мы живём: вот это хорошо, вот это плохо. А кто это сказал? Наш ум сказал, и наши чувства сказали и больше никто. На самом деле, это всё очень сомнительно, очень неавторитетно. У Господа совершенно свои представления о том, какие должны быть отношения между друзьями, какие должны быть отношения между мужем и женой и так далее. И пока мы им не соответствуем, как Он будет в нашей жизни, как Он может проявиться, если мы не хотим выливать то, что у нас уже есть. Мы должны от этого избавиться. Ничего не поделаешь.
00:24:36 Наше сознание не подготовлено к тому, чтобы эту любовь испытывать. Поэтому мы и не можем её получить. Человек должен пройти через этот сложный мучительный путь очищения от всей той грязи, которую мы скопили. Когда любовь всё-таки придёт к нам, а она ко всем придёт, вопрос времени. Нужно понимать, откуда она приходит. Это не результат наших собственных усилий, это дар. В какой-то момент Господь решит, что мы готовы к этому и наградит нас этим просто-напросто. Он сам принесёт нам эту любовь.
История о том, как полубоги и демоны пахтали причинный океан
00:25:28 В восьмой песни «Шримад Бхагаватам» есть очень интересная история. Возможно, её многие знают. О том, как Полубоги и демоны пахтали причинный океан. Кто-нибудь слышал эту историю? Когда они змея использовали в качестве верёвки, а гору Меру в качестве мутовки. В общем, она к нам, казалось бы, отношения не имеет, но, на самом деле, имеет к каждому из нас. Это пахтание подобно тому, как мы своё сердце пахтаем Святым Именем. Когда мы начинаем воспевать Святые Имена — это подобно тому, как они пахтали океан. Кто помнит историю? Первое что появилось из океана?.. Правильно — это был яд. И это была проблема для всех, потому что яд был такой силы, что мог отравить всю Вселенную без проблем. То же самое происходит с нами. Это к вопросу, о котором вы говорили. Вроде, раньше не было таких проблем, а вот стал на духовный путь и проблемы появились. Вы пахтать начали и яд начал появляться. Это закон. Просто-напросто, закон. И что дальше с ядом делать?
00:26:54 [Из зала]: Выпить надо кому-то?
[Роберт]: А кому?
[Из зала]: Или чему-то... [неразборчиво]
[Роберт]: Господь Шива выпил у них. А у нас кто будет пить?
[Из зала]: [неразборчиво] процесс.
[Роберт]: Процесс, это процесс. А, пить-то кто будет? Вы надеетесь, что Он лично придёт?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Роберт]: Нет, боюсь, этого недостаточно. Нужно понимать, что к чему. Духовный учитель выступает в роли Господа Шивы. Этот маха-прасад Ему достанется. Нужно это понимать. В дальнейшем, нектар они получили. А кто принёс им нектар? Господь в образе Мохини Мурти — прекрасной, неотразимой женщины.
Пахтание сердца Святым Именем — сначала яд, потом нектар
00:28:04 С нами то же самое. Пахтание закончится нектаром. Этот нектар называется любовью, который нам подарит Господь. И Он принесёт её Сам. Точь-в-точь, как в этой истории. Всё то же самое с нами, никакой разницы. В какой-то момент сам Кришна должен прийти и дать нам эту любовь. Любовь обязательно должна случиться с нами. Это не результат практики. Это именно Его подарок. Мы должны это понимать. Рупа Госвами очень интересно говорит, что когда любовь приходит, на нас нисходит две особые энергии. Когда Господь принесёт нам эту любовь, то у нас появятся эти энергии, которые у обычных живых существ не появляются.
Энергии Господа — самвит-шакти и хладини-шакти
00:29:02 Одна из них называется самвит-шакти. Шакти — это энергия на санскрите. Самвит. А другая — хладини-шакти. И эти энергии дают нам определённые способности, возможности делать какие-то вещи, которые мы до этого делать не могли. И когда к человеку приходит духовная любовь, настоящая любовь, то вместе с ней приходят эти способности. Самвит — это энергия знания. Когда человек получает любовь или энергию знания от Бога, он обретает способность знать, видеть и понимать Бога. Люди, достигшие серьёзного уровня в воспевании Святого Имени, обладают этими способностями и в любых обстоятельствах понимают, как Господь проявляется. В любых абсолютно. Поэтому мы приходим к духовным учителям за советами, которые в конечном итоге оказываются правильными, потому что они эти знания, эту способность получили.
00:30:18 [Из зала]: Они даже не задумываются. Сразу отвечают.
[Роберт]: Иногда задумываются, но не в этом дело. Именно сама суть, что они обладают этой энергией, ничего не сделаешь. Поэтому вы приходите с вопросом, вам не понятно: как поступить, так, вроде, правильно, но и так тоже свои достоинства есть. А он смотрит и говорит третье, что вам казалось безумием. Тем не менее, вы начинаете следовать, перекрестившись «ну ладно, попробую». Раз и всё получается. Они обладают способностью знать, понимать Бога. В любых обстоятельствах понимать. Вместе с этим обретается способность понимать самого себя. До этого момента мы не понимаем себя, своих истинных желаний. Ум нам диктует многие вещи, и с этого момента будет по-другому. Это первый результат, который к нам придёт, когда достигнем этого уровня на духовном пути. Мы сможем видеть Бога реально.
00:31:29 Рупа Госвами объясняет, что Святое Имя способно непосредственно проявить Бога перед нами и одновременно дать к Нему любовь. Мы сможем увидеть его прямо лицом к лицу. И самвит-шакти означает — я вижу Кришну, я вижу Его. Много всяческих историй в других религиях, в христианстве, мусульманстве, как Господь являлся перед разными Святыми. Где-то в форме горящего куста, где-то в форме света, где-то…Архангел Гавриил, по-моему, Его ночью встретил и боролся с Ним. Он не знал, что это Господь. Он в темноте ничего не видел. По-моему, у него было вывихнуто плечо после этой встречи. Шрила Рупа Госвами говорит, что имя Кришны способно даровать нам возможность видеть Его. Это значит самвит-шакти. И вместе с этим, в качестве бонуса, мы понимаем свою духовную природу.
00:32:47 Когда говорят, что человек на определённом уровне понимает свою сварупу, свою изначальную духовную форму — вот здесь он её и понимает, на него как некая благодать сходит, и он после этого сможет понимать и Бога и себя. Вторая способность, которую даёт нам Святое Имя — это хладини-шакти. Это тоже очень редкая способность, в высшей степени — мистическая. Когда к человеку приходит эта любовь к Богу, он обретает способность доставлять Богу удовольствие. Он начинает понимать, что удовлетворит Бога, какие действия удовлетворят Его. И это тоже к тому вопросу, что духовные учителя дают советы, исполняя которые, мы чувствуем воодушевление, духовное удовлетворение, потому что они знают, чем мы можем удовлетворить Бога. И, соответственно, дают нам такие наставления, чтобы мы смогли это сделать.
00:33:57 Это получается вторая энергия. У неё тоже есть бонус — даёт возможность увидеть самого себя в отношениях с Богом. Вторая энергия, помимо того, что мы обретаем способность доставлять Богу удовольствие, приводит к тому, что мы сами становимся счастливыми и полностью удовлетворёнными. Мы не ставили себе это целью, не ради этого всем этим занимались, мы хотели послужить Богу, и Он в качестве бонуса даёт нам ощущение полного удовлетворения. Что нам больше ничего не нужно.
История Дхрувы Махараджа
00:34:36 Как в четвертой песни «Шримад Бхагаватам» Дхрува Махарадж, который был обижен мачехой, и ушёл в лес медитировать по совету своей матери. Ему было пять лет. И вот через три месяца медитации Господь явился перед ним, удовлетворённый его аскезой. Мальчику было 5 лет, когда он увидел Господа. Он не мог и слова выговорить, дар речи полностью был утрачен. И Господь, понимая это, дотронулся раковиной до его головы и после этого мальчик обрёл способность говорить стихами фантастические молитвы. Он сказал: «Я царство себе хотел круче, чем у моего отца, а тут Тебя встретил. Мне теперь стыдно за то, что я хотел, просто стыдно. Я медитировал на то, чтобы получить стеклянные бусы, а получил бриллиантовое ожерелье». Вот такие у него были молитвы. Соответственно, он обрёл это удовлетворение и понял, что всё мирское, на что он медитировал до этого, просто смешно и никому не нужно.
00:36:13 Это счастье мы получаем через осознание того, что Кришна нами доволен. Это нельзя получить силой, нельзя вырвать или при помощи каких-то сверхусилий. Это должно прийти по воле Господа. И произойдёт в тот момент, когда Он будет нами удовлетворён тем, что мы всё делаем правильно. Плюс к этому — великие святые могут проявить милости, подарить нам то же самое. Хорошо, мы возвращаемся, собственно, к тексту. Господь Чайтанья говорит, что сначала появляется чето-дарпана-марджанам. Если вы помните, я вам зачитывал четверостишие из Шикшаштаки. И это то, с чего она начинается — чето-дарпана-марджанам. Сейчас начинается пояснение этого четверостишия, этого стиха.
Первый результат воспевания Святых Имён — зеркало ума очищается от ненужных желаний
00:37:37 Первое, что случается и первое, что каждый человек может сразу же заметить, практически, с первых же дней после того, как он начинает воспевать Святые Имена, — это то, что зеркало ума начинает очищаться от ненужных желаний. У нас очень много ненужных желаний. Я не знаю, у кого как этот процесс происходит, но знаю, что периодически начинаю думать о каких-то вещах, о которых вообще думать не нужно и где-то разумом я понимаю, что никакого счастья в этом нет, соответственно, зачем об этом думать. Тем не менее, эти мысли всё равно приходят. Ум силён, как ветер, остановить его очень трудно. Соответственно, он несёт всякую пургу, что называется. И ничего с этим нельзя поделать, просто невозможно.
00:38:31 Это первое, что мы получаем, начиная воспевать Святые Имена. И это замечают сразу все, если обратить на это внимание. Таких желаний становится меньше. Не то чтобы они совсем исчезли, но их становится, очевидно, меньше. Мы начинаем меньше думать о каких-то своих желаниях, которые, в общем-то, нам не очень нужны. И само слово «дарпана» (на санскрите) очень интересное, потому что «дарпа» — означает гордыня. Дарпана — это то, что нам даёт гордыня, источник этой самой гордыни. И вот выражение «зеркало ума» — оно в Ведах очень часто употребляется. Дело в том, что если ум чистый, он отражает истину. Мы в нём можем увидеть истину. Ум же отражает окружающий мир. И так как ум нечист, то, соответственно, окружающий мир искажён. Наши представления о нём не соответствуют действительности.
00:39:45 Когда ум становится чистым, тогда мы сможем видеть истину. Поэтому называют «зеркало ума». Обычно зеркало нам для чего нужно?
[Из зала]: Себя увидеть.
[Роберт]: Совершенно верно — себя увидеть. Как это: свет мой, зеркальце, скажи да всю правду...
[Из зала]: Доложи.
[Роберт]: Кто на свете всех умнее, всех красивей и преданнее... Зеркало нам для этого и дано, чтобы человек мог в него смотреть. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет одну лилу очень интересным образом. Когда Господь Чайтанья был маленьким, Он плакал и просил у мамы Луну. «Вон Луна, достань мне Луну, я хочу Луну». Как мама могла достать Ему Луну? Никак. Соответственно, она взяла зеркало, дала ему в руки и сказала: «Вот, смотри, у тебя Луна». Он видит отражение, в руках держит. Да, у Него есть Луна. Получил то, что хотел.
00:41:06 С нами та же самая история. Мы пришли к Господу в духовном мире и говорим: «Мы хотим независимости от Тебя». А Кришна нам отвечает: «Ты на себя в зеркало посмотри. Ты не можешь быть независимым. Это исключено полностью». А мы сказали: «Нет, мы всё равно хотим». И начали плакать, капризничать. Мы хотим независимость. И тогда Он нам дал «зеркало ума», в котором мы видим себя независимыми. Мы зависимы по-прежнему, как и были, но вот эта иллюзия позволяет нам считать себя независимыми. Мы же все считаем себя независимыми или кто-то со мной не согласен?
[Из зала]: Независимыми?!
[Роберт]: Да.
[Из зала]: Не считаем.
[Роберт]: Считаем, ещё как.
00:41:54 [Из зала]: Иначе бы нас здесь не было.
[Роберт]: Иначе бы нас здесь не было. Совершенно верно Светлана говорит. Раз мы здесь — это признак того, что мы так считаем и в эту иллюзию по-прежнему верим.
Ирина, Вы можете, знаете как… Это так легко обычно решается. Если Вы, действительно, искренне считаете, что я ошибаюсь по поводу Вас, Вы можете попросить Господа, чтобы он Вам продемонстрировал. И Он продемонстрирует. Нужно немного искренности и после этого быть внимательной. Или попросить для тех, кто в танке, но тогда обстоятельства могут сложиться очень сурово. Но зато сразу станет всё понятно. Сомнения исчезнут. Однозначно.
А почему не надо? Что такого-то?
[Из зала]: Лучше не рисковать.
[Роберт]: Да чем рисковать! Перестаньте вы! Что Он что-то плохое для нас сделает что ли!?
00:42:51 [Из зала]: Лучше знать врага в лицо.
[Роберт]: Конечно, лучше знать правду, при любых обстоятельствах лучше знать правду. Лучше, чтобы не было иллюзии. Вот с помощью «зеркала ума» мы эту иллюзию получаем. Гордыня. Мы сегодня эту тему поднимали. И гордыня — это тоже один из видов иллюзии, которая у нас есть. Правильно! Чем мы гордимся? Всем, чем попало. Нам абсолютно не важно, чем гордиться. Гордыня — это вообще очень хорошая вещь. Всё, что угодно можно засунуть в ум, на выходе получишь гордыню. Буквально всё, что угодно. Наш ум — это такой аппарат по производству гордыни. Даже когда мы занимаемся преданным служением, даже когда мы воспеваем Святые Имена, ум всё равно может нам рассказать какие мы хорошие, как мы правильно всё делаем, какие мы молодцы. Как, должно быть, нами гордится наш духовный учитель.
00:44:12 «Ты самый лучший» — говорит наш ум. Правда, есть обратная сторона, но это всё та же история, когда он говорит: «Ты самый плохой». Но это всё та же история. Это то же самое, что я самый хороший.
[Из зала]: Ключевое слово — самый.
[Роберт]: Ну да, слово самый, — это корень. И гордыню нам даёт это слово «самый». Но всё-таки, у нас есть какая-то независимость. Нельзя сказать, что её нет. Ирина, Ваши желания независимы от Господа?
[Из зала]: Нет. Но Вы в тупик ставите. Если я изъявляю такую волю, что хочу читать, понимаю, что полностью зависима от Бога, я изъявляю эту волю...
00:44:58 [Роберт]: Нет. Я не об этом сейчас говорю. Я не говорю о том, куда мы движемся. Мы движемся к зависимости. Движемся к тому, чтобы понять, что мы абсолютно зависимые. Это сто процентов. Я говорю про то, как мы сейчас живём, как считаем на сегодняшний день.
[Из зала]: Ну конечно, мы не дотягиваем.
[Роберт]: О чём речь. Мы считаем себя независимыми. Где-то внутри, там глубоко-глубоко, оно зарылось.
[Из зала]: По факту — да.
[Роберт]: Да. Мы только об этом сейчас и говорим, что по факту считаем себя независимыми. Наши независимые желания говорят о том, что мы независимы. Если бы мы были зависимы, мы бы соизмеряли наши желания с желаниями Бога, а мы этого не делаем. Нам это даже не интересно. Так по-хорошему. Правда! Это говорит о том, что мы считаем себя независимыми, пытаемся считать себя независимыми. И для кого-то, может быть, даже духовная жизнь — это способ доказательства своей независимости. Наверное, я слишком загнул. Тем не менее, поверьте мне пока на слово. Я не буду погружаться сильно. Но это точно бывает так.
00:46:10 Что же делает Святое Имя с нами на самых первых этапах? На первых этапах человек может начать потихонечку избавляться от своих независимых желаний. В этом суть первого этапа. Независимые желания они проявляются в том, что человек всё время строит какие-то планы. Вот эти планы — это независимые желания. Мы все, так или иначе, их строим. Ум для того и создан, чтобы строить планы. Даже когда человеку уже почти сто лет, он всё равно строит планы. Ничего с этим поделать нельзя. Ум устроен таким образом.
00:46:48 Эти планы, по большому счёту, — наши материальные способы стать счастливыми. Какие-то материальные удовольствия. Человек строит планы, а потом думает, что если они исполнятся, то что-то в его жизни изменится, что он будет как-то лучше себя чувствовать, станет более счастливым. Радуется этому даже, может быть, виртуально будущему состоянию. В этом, может быть, счастье и есть. В этом суть. При этом, когда человек повторяет Святое Имя, сознание начинает потихонечку проясняться. Первый результат, как я уже сказал, который каждый человек может увидеть это то, что независимые желания потихонечку начинают терять свою силу. Либо они совсем уходят, либо становятся не такими сильными. Но суть именно в том, что процесс так работает. Конечно, они ещё будут нас беспокоить какое-то время, но уже несколько слабее или качество их изменится. Они будут не такими дурными. От чего нужно очищать «зеркало ума»? Вот от этих вещей и нужно. Это как пыль на зеркале. Вот так же наши желания осаждаются в нашем уме. Грязь как раз в том, что когда мы говорим, сердце полно грязи. Это значит, что у нас есть какие-то независимые желания. В этом вся суть. Мы пытаемся их реализовывать, мы хотим этого. Вот, это и есть грязь. Это то, что нам мешает. И это первое, что происходит с человеком, который начинает воспевать Святые Имена. Таких вещей становится меньше.
Второй результат воспевания Святых Имён — угасает вкус материального существования
00:48:54 Второй результат, который будет у человека, называется «Бхава-маха-дава-агни-нирвапанам». Просто я беру из текста куски, соответствующие сути. Это означает, что лесной пожар этого материального существования — бхава — определённый вкус материального существования, начинает угасать.
00:49:28 Сначала желания становятся менее назойливыми, а потом у нас постепенно уменьшается вкус к этим вещам. Даже если что-то происходит в нашей жизни, мы не испытываем такого удовольствия, как раньше. Есть что-то, к чему мы привыкли: вроде, всегда так делал, всегда мне было от этого хорошо, а сейчас, постепенно из этого состояния выходим. Иллюзия наша рассеивается и, соответственно, нас эти вещи начинают меньше привлекать. Мы перестаём быть рабами своих желаний. И этот пожар желаний, в сердце постепенно угасает. Бхава — это сосредоточенность на материальной жизни, полная поглощённость материальными объектами, полная поглощённость нашего сознания, сосредоточенность на материальных вещах. И за счёт них наше сознание, на самом деле, приобретает довольно уродливые формы.
00:50:37 Мы концентрируемся на мёртвой материи, поэтому она не даёт нам того счастья, которое ожидаем, потому что она мертва и не может ничего дать. Теперь второе, что мы получаем постепенное угасание желаний. Это проявляется в том, что наша сосредоточенность на материальных предметах становится всё меньше и меньше. Она как раз искажает наше сознание, как я уже сказал. У нас есть какие-то поверхностные желания, а есть какие-то более глубокие. Вот второе говорит о каких-то более глубоких вещах, о том, что мы, даже не всегда осознаём, что не всегда для нас очевидно. Какие-то проблемные вещи: жадность, вожделение, гнев, гордыня. Вот они к этому, скорее, относятся. Это бхава. Всё, что глубоко внутри.
00:51:53 Жар становится всё меньше, меньше и меньше. Гордыни, соответственно, будет меньше. Всё это происходит, если человек повторяет Святое Имя и старается делать это правильно и внимательно. Таким образом, человек приобретает какие-то другие качества. Качества личности начинают меняться. И это может быть не всегда заметно со стороны или не сразу заметно. Процесс, тем не менее, идёт. На самом деле, особенно второй результат — это уже очень серьёзный и глубокий результат. В том плане, что получить его какими-то материальными способами практически невозможно. Никак иначе вы его получить не сможете.
00:52:53 Духовный учитель Шрилы Прабхупады Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур понимал, что одна из его миссий — помочь распространить движение сознания Кришны на весь мир. Это предсказано в писаниях, и, соответственно, он это знал и прилагал усилия. Он отправлял своих учеников на Запад проповедовать. И вот один из учеников, проведя там два года, вернулся и рассказал ему историю, как он... Тогда Англия была самой крупной империей, самой влиятельной, скажем так. Наверное, по площади Россия всё равно была больше, но самой влиятельной была Англия. И поэтому они направляли проповедников именно в Англию, считая её центром мироздания на тот момент.
00:53:51 Один из учеников Бхактисиддханта Сарасвати смог добиться встречи в палате лордов, в высшем, можно сказать, демократическом органе власти. И он там прочитал большую лекцию на эту тему, после которой один из этих лордов... Мы должны понимать, что это же не просто лорды. Что это люди, являющиеся цветом нации, лучшие представители нации. И он спросил его: «Вы знаете, мне понравилось. Я, в принципе, не против стать брахманом. Вы можете мне в этом помочь?» На что он сказал: «Конечно, нет никаких проблем» — «А что нужно делать?» — «Нужно соблюдать регулирующие принципы: отказаться от мяса, отказаться от незаконного секса, отказаться от азартных игры, отказаться от интоксикаций и воспевать Святые Имена Господа». Выслушав это, лорд засмеялся и говорит: «В Западном мире это невозможно. Здесь никто не сможет этому следовать. Совсем никто».
00:55:04 Благо, он оказался неправ. И, впоследствии это было доказано. Но на тот момент было так. Этот ученик вернулся расстроенный, что не смог решить этот вопрос. Для материального мира такие вещи невозможны. Но человек, начинающий воспевать Святые Имена, может это сделать. Для него это становится доступно. Даже первый результат довольно удивительный. Сам факт, что у человека становится меньше дурных желаний, уже удивительный. А когда ещё такие глубинные вещи начинают происходить, то это совсем удивительно. Это то, что невозможно получить никак иначе. Я буду ещё много раз вам это повторять, потому что это, действительно, очень важно. И Господь Чайтанья обещает, что если человек повторяет Святое Имя, то все ценности человека поменяются. Всё то, что было раньше ценным перестанет быть ценным. Самые высокие ценности войдут в его сердце, и человек станет жить по-другому.
Третий результат воспевания Святых Имён — полная перемена ценностей — отказ от сиюминутных вещей ради высшей цели
00:56:16 И следующее, третье, что обещает нам Господь Чайтанья — «Шриях-кая-рава-чандрика-витара-нам». Это значит полная перемена ценностей человека. Шреяс — значит высшие ценности. Есть противопоставление между шреясом и преясом. Преяс — это то, что мне, непосредственно приятно. Допустим, если выпить бутылку коньяка, то вроде не плохо, но потом похмелье. С точки зрения шреяса не надо пить коньяк. В высшем смысле слова, он ничего не даст. Удовольствия будет меньше, чем потом проблем. А с точки зрения преяса: получить сразу чего-то быстро, как раз, получается, что надо такие вещи делать. Святое Имя как раз даёт этот самый шреяс — «Шриях-кая-рава-чандрика».
00:57:22 Иначе говоря, существует динамика. Вначале у человека уходят какие-то поверхностные желания, потом на глубинном уровне он начинает меняться. У него уходит вкус к каким-то материальным наслаждениям, потом меняются ориентиры и ценности в жизни. Шреяс означает, что у человека появляется высшая цель, высший смысл. И ради высшей цели можно отказаться от каких-то сиюминутных вещей. Если у тебя нет этого высшего смысла, как ты откажешься? Никаких шансов. Есть такой способ психоанализа, который позволяет человеку понять какие-то глубинные ценности, ради которых он живёт. Был такой психолог Виктор Франкл. Он является автором этого анализа. И он говорит, что если у человека нет высшего смысла в жизни... Он не преданный и не на духовном пути, а просто психолог. Если у него нет высшего смысла жизни, если нет понимания того, что существует высший смысл, ради чего стоит жить, то все его стратегии, которыми он будет жить, будут приводить его к саморазрушению.
00:58:49 Вы можете посмотреть на своих близких, друзей, знакомых и так далее и увидеть подтверждение этих слов. Если у человека нет высшей цели, то всё, что он делает, будет вести его в одну сторону — к саморазрушению. Этот метод самоанализа как раз в том и заключается, чтобы докопаться до высших глубинных ценностных слоёв человека. И вот третий результат воспевания Святых Имён заключается в том, что Святое Имя постепенно проникает вглубь нас. Сначала оно на поверхности что-то снимает, потом глубже начинает помогать, нам исправиться. Затем меняет нашу систему ценностей, представление ради чего мы живём, для чего мы живём и так далее. На этом тоже не остановится. Будет идти дальше и дальше.
00:59:53 Это не такая простая вещь, потому что может быть, мы где-то понимаем на поверхностном уровне, но чтобы жить ради подобных вещей, это, на самом деле, уже сложно. Не сложно задекларировать, что я слуга слуги, живу ради служения, но это слова. Мы должны понимать. Нужно трезво к таким вещам относиться. Без всякой паники, без всякого стеснения. Что на сегодняшний день я пока этим не живу, но понимаю, что это высшая ценность и было бы неплохо её обрести. Жить ради того, чтобы стать слугой, по-настоящему. Это не простая вещь, но тем не менее, с помощью Святого Имени это произойдёт. Это третий результат. Всего их 7, я вам напомню. И эти первые нам наиболее важны, потому что они для нас сейчас актуальны. Потому что те, которые будут последними, они будут на высших стадиях. Когда мы до них дойдём — одному Богу известно. Поэтому, нам надо понять, что в ближайшей перспективе.
Четвёртый результат воспевания Святых Имён — невежество исчезнет из нашей жизни
01:01:08 Итак, что дальше — «Видья-вадху-дживанам». Это значит, что невежество, которое есть основа нашего материального существования, фундамент нашего материального существования, будет полностью разрушено. Это четвёртый результат. Невежество исчезнет из нашей жизни. На поверхности проблема заключается в том, что у нас есть какие-то материальные желания. У нас есть страх смерти, например. Он же есть у всех. У нас иногда может быть какая-то иллюзия, что у меня, вроде, никаких особо желаний нет. Каждый может подумать: «Я на Боге сконцентрирован, вот тут у меня желания». На самом деле, сконцентрированность на Боге означает, что страха смерти нет.
01:02:00 Как только осознаем, что мы душа, то поймём, что мы вечны. Соответственно, тогда что бояться смерти, я вечен. На самом деле, это не очень высокий уровень. Это не то, что уже почти святой. Нет. Осознание этого доступно очень многим. Это не высокий уровень, поэтому мы должны об этом думать, на это медитировать и это нам откроется. И Святое Имя, конечно, избавит нас, в том числе и от страха смерти. Избавит нас от двойственности: хочу — не хочу, люблю — не люблю. От всех капризов, которых у нас очень много. Самое удивительное, что оно дойдёт до самого конца. Оно разрушит полностью всё наше невежество. Без невежества материальный мир невозможен.
01:03:01 Почему мы говорим, что гуны не бывают чистыми. Как бы высоко вы в благость не поднимались, если вы не трансценденталист, если не стремитесь к Богу, а просто понимаете устройство мира и стремитесь жить, так чтобы благость была у вас максимально развита, вы не сможете избавиться от невежества. Потому что невежество — основа материального мира. Как только мы сюда попадаем, нас сразу награждают — это тамаса-буддхи называется — разум в невежестве. Просто ничего не сделаешь. Если этого не сделать, то мы сразу скажем: «А нет, мы здесь жить не хотим». Каждый из нас скажет. Если у нас не будет невежества, каждый сразу скажет: «Да вы что, куда вы меня засунули, там жить невозможно». Мы сразу захотим отсюда свалить. Поэтому, чтобы мы не хотели, нам даётся невежество. Святое Имя это невежество разрушает.
01:04:04 И пока оно не уничтожено, человек будет рождаться здесь снова и снова. «Видья-вадху-дживанам» — означает, что состояние любви входит в наше сердце, человек понимает, что есть самое высшее проявление знания. Высшее проявление знания — есть любовь. Чайтанья Махапрабху называет это состояние юной девушкой. Он говорит, что к дживе приходит удивительная женская энергия. И в этой женской энергии человек понимает, что всё остальное знание мёртвое. У нас есть какое-то знание, о материальном мире, но оно на самом деле, мёртвое, никому не нужное и не имеет никакой ценности. У нас полно всяких глупостей в голове, но мы поймём, что на самом деле никакой ценности это не представляет, и легко от него откажемся, от всего остального ненужного знания. Высшее знание — это любовь, и никакого другого нет.
01:05:09 У нас должно уйти невежество. На таких стадиях уже важно, как мы повторяем Святое Имя. Господь Чайтанья нам говорит, что Святое Имя так устроено, что при всей кажущейся лёгкости или даже наивности этого процесса: человек сидит, повторяет мантру, могут закрасться какие-то сомнения в том, что работает ли такой процесс. Ключ находится в том, что должно быть изначально правильное умонастроение, мы делаем это именно, как служение. Я служу Святому Имени, я делаю это не ради себя самого, не ради каких-то там плодов, не ради каких-то результатов. И на начальном этапе «не ради самого себя» — значит, для того, чтобы сердце моё очистилось. Если мы делаем ради очищения, то это не ради себя самого.
01:06:25 Это не эгоизм. В данном случае, когда мы понимаем, что это не имеет никакой ценности, это то, что мы накопили, что от этого надо избавиться и самостоятельно у нас не получится. Святое Имя буквально как крот начинает рыться во всём этом и всё выкидывать из нас. Вот и опускается ниже, ниже... Пока не вычистит всё до дна. Все эти глупости из нашего сознания. Это уровень — Видья-вадху-дживанам называется. В этот момент мы сможем понять — кто я такой. Наша проблема заключается в том, что мы этого не понимаем. Так как я не понимаю, кто я, то не понимаю, что мне нужно. Если у меня неправильное представление о том, кто я есть, то я не понимаю какие у меня ценности, потребности и так далее. Все наши желания исходят из концепции нашего я. Поэтому, желания у нас и неправильные.
Пятый результат воспевания Святых Имён — океан наслаждения постоянно увеличивается
01:07:43 Хорошо, идём дальше. Следующая — четвертая. Нет, пятая, она называется — Анандам-будхи-вартханам. Чайтанья Махапрабху говорит, что когда человек повторяет Святое Имя, то океан наслаждения постоянно увеличивается. Это бесконечный океан. Бесконечный океан может увеличиваться? Вообще не может, он же бесконечный, но он всё равно увеличивается. Мистический процесс. Это происходит потому, что опыт, который человек получает, когда повторяет Святое Имя, всякий раз новый. Как счастье — процесс динамический и должен развиваться. То же самое со Святым Именем — процесс должен развиваться. Мы делаем это из раза в раз и всякий раз этот опыт новый, новый и новый. И так же Кришна, которого видит человек, когда произносит Святое Имя, Он тоже всякий раз будет другой. И всякий раз он Его видит, как в первый раз. Нам, конечно, далеко до этого. Но мы хотя бы в теории должны запомнить, на будущее, в качестве стимула. Анандам-будхи-вартханам описывает эту динамическую природу любви. Когда человек все материальные проблемы преодолел, после этого встретился с Кришной лицом к лицу, и он Ему говорит: «Вот оно, оказывается, как». Это значит, что мы — анандам-будхи-вартханам — встречаемся с Кришной и всякий раз удивляемся Ему. Удивление — это трансцендентное качество. Это предвестник любви. Когда мы влюбляемся, перед тем, как влюбиться, первое, что происходит, мы удивляемся. Встретили: «Ах, какая она красивая!» Удивление, правда, же. Соответственно, оно предшествует любви. И в данном случае оно тоже нас настигнет.
Шестой результат воспевания Святых Имён — полное очищение в объятиях Кришны, на каждом слоге чувствуется новый вкус
01:10:22 Шестое — прати-падам-пурнамрита-сваданам. Это значит, что на каждом шагу человек чувствует новый вкус. На каждом шагу или на каждом слоге. Как Чайтанья Махапрабху, когда Он повторял Святое Имя, не мог полностью произнести Харе Кришна. Харидас Тхакур повторял 300 тысяч Святых Имён в день. А Рупа Госвами не мог даже одно Святое Имя повторить. Начинал говорить, а у него слёзы из глаз начинали течь. Он закончить не мог. Экстаз такой силы, что уже мышцы не подчиняются, поэтому невозможно закончить. Господь Чайтанья, когда приходил в Джаганнатха Пури, так же не мог слово «Джаганнатх» произнести, а мы говорим нормально. Никаких проблем. Сколько хочешь, можем сказать.
01:11:27 Человек на этом уровне, произнося Имя, знает, что это Бог. Ни что Бог где-то там, а Бог — в этом звуке. Уже в звуке. Экстаз от того, что Он в любой момент перед тобой. В любой! Когда бы тебе не захотелось, Он всегда с тобой. Соответственно, это очень высокий уровень.
[Из зала]: Роберт, человек на каждом слоге начинает чувствовать новый вкус?
[Роберт]: Да, он всё время меняется. Сарватма-снапанам — значит, человек, в конце концов, полностью очищается. Это шестой этап — когда он полностью очищается, и есть разное объяснение этих слов. Есть несколько версий. Одни говорят, что полностью очищается. Это значит, что он видит Господа и чувствует Его всеми своими чувствами. До этого я только слышал Имя, а тут уже и запах могу слышать, и видеть своими глазами, и вкус испытывать, и прикосновения.
01:12:50 Сарватма-снапанам — значит, что Кришна подходит ко мне и обнимает меня. Мы полностью очищаемся в Его объятиях. Это шестое, что нам даёт Святое Имя. Но это очень высокий уровень. Это очень далеко от нас. Но, тем не менее, мы должны стремиться. А второй вариант — Бхактивинода Тхакур говорит, что сарватма-снапанам значит полная чистота. И он говорит: «Кто может усомниться в том, что сам человек получает удовольствие от этого». Он говорит: «Получает полностью чистое удовольствие, абсолютно не эгоистичное, ни грамма эгоизма в этом нет. Полное блаженство».
01:13:57 Глобально мы должны понять, что все проблемы, которые у нас есть, мы можем преодолеть, если повторяем Святые Имена. Вначале у нас их много, просто океан проблем. Вначале — один сплошной яд, сплошные проблемы, ничего кроме проблем. Но если человек просто продолжает, это одна из любимых поговорок в ИСККОН — просто продолжай. Нитай Каруна очень хорошо в таких случаях говорит. Он, когда приходил к Бхакти Вигьяна Госвами Махараджу, на что-нибудь пожаловаться и только встречал глаза Махараджа и говорил: «Понял. Просто продолжать, да!?» Уже заранее так: «Просто продолжать». У человека хорошее чувство юмора. Он, собственно, вопроса не задал, а уже получил ответ — просто продолжай.
01:15:08 Так вот если человек просто продолжает со знанием и пониманием того, что, в конце концов, ему может дать это продолжение. И он повторяет Святое Имя, понимая, что все свои проблемы я могу решить. Могу. Что не теоретически они как-то там решатся, а мне самому их придётся решать. Но именно это является тем способом, который в результате сработает. Да, проблем много, они долго накапливались. Мы долго их пестовали, нянчили, можно сказать. Берегли, несли с собой груз наших драгоценных, уникальных проблем. И Святое Имя все их вычерпает постепенно. Потребуется время, но это произойдёт. Но это произойдёт в том случае, если у меня есть ясное понимание того, как и что есть вера в то, что этот процесс будет так работать. И тогда это всё происходит довольно быстро.
01:16:16 Мы ещё и ещё раз напоминаем о том, как это происходит, чтобы путь до конца был ясен. Сначала немного уходит какая-то гордыня, может быть, вместе с какими-то поверхностными глупыми желаниями. Потом немного меняется природа человека, меняются ценности. Потом меняется сам человек, он начинает понимать кто я. Вот процесс так идёт. Он начинает понимать духовную природу, потом поднимается настолько, что видит Кришну, непосредственно, перед собой. Он встречается с Господом. Анандам-Будхи-вартханам. Он понимает какие-то удивительные вещи, что Господь, Сам пришёл. Он начинает просто запинаться от любви, Святое Имя застревает у него в горле. В конце концов, Кришна придёт и обнимет его. И всё это есть в Святом Имени. Все эти результаты есть в этом простом и нехитром повторении Святого Имени. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе! Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе!
01:17:39 Несмотря на то, что кажется, так просто. Мы начинали эту встречу с того, что думали, что должно быть что-то сложное. Нужно стоять на одной ноге 14 лет и при этом пить только воду и кушать 3 гречневых зёрнышка в день. Нет, ничего этого не нужно. Тот способ, может быть, он и авторитетен, но он не для нас точно. У нас нет качеств, для того, чтобы это получить. И такого экстаза там нет точно. Его нет нигде. Ни в пранаяме, ни в самадхи, ни в каком другом месте. Но это всё есть в Святом Имени. Если мы повторяем с верой и преданностью Его, то мы всё это обретём. В конце концов, мы к Нему придём.
На этом мы сегодня закончим.
[Из зала]: [неразборчиво]...
[Роберт]: Да, конечно. Микрофон мы подтянем.
01:18:56 [Из зала]: Роберт, скажите, пожалуйста, а есть какое-нибудь хотя бы ориентировочное соответствие между количеством начитываемых кругов соответствующее этапам, которые вы перечислили? То есть, это может быть всё в одном круге? Все 7-6 этапов этих пройти?
[Роберт]: Да. Это непредсказуемо, индивидуально.
[Из зала]: А среднестатистические какие-нибудь показатели?
[Роберт]: Мы говорим о тонких вещах. Дело в том, что чем дальше человек продвигается по этому пути, тем более смиренным он становится, тем менее чистым он себя начинает считать. Никто не сознается, что он чего-то достиг. Не потому, что он тщательно скрывает, а потому что искренне считает, что ничего не достиг.
01:19:50 Мы смотрим на святых и думаем: «У них Бог есть, у них всё классно». А они-то считают, что у них ничего нет. Вот в чём беда. Они искренне плачут, потому что у них нет. Мы-то не плачем — у нас нормально. У нас нет, но мы и не плачем. А они именно понимают что то, что у них есть, это фигня, что этого мало. Там предела-то нет, дна-то нет у бочки, поэтому не донырнуть. И чем больше они погружаются, тем больше у них убеждённость, что у них ничего нет. Вот так. Поэтому очень трудно статистику вести. Статистику легко вести, когда можно посчитать: раз, два, три, четыре, пять... А тут как посчитаешь? Кто избавился от гордыни, а кто нет, как ты это поймёшь? Можно подумать, что кто-то там пришёл и громко говорит, у него гордыня. Да не факт. Не факт.
01:20:50 Поэтому, я был бы рад, чтобы была статистика, но понимаю, что это нереально. Не будет её. Всё индивидуально. Мы все находимся на разных духовных уровнях, только внешне, более-менее, одинаково выглядим. На самом деле, мы разные. Кому-то потребуется 2 года для того, чтобы стать серьёзнее в этом вопросе. А кто-то 15 лет и всё ещё футбол смотрит вечерами. Ну что сделаешь. Или «Санта-Барбару», в зависимости от пола. Процесс в любом случае будет работать, но просто у тех, кто делает неправильно, он медленно работает, очень медленно. Им много потребуется, но с другой стороны, это лучше, чем ничего. В любом случае, это лучше, чем ничего. Здесь нужно понять простую вещь, мы можем сколько угодно думать, какой нам выбрать путь... Выбирайте любой. Всё равно сведётся к одному. Абсолютно любой, они все сойдутся. Альтернативы нет никакой. Дорога одна. Мы движемся либо в одну сторону, либо в другую по этой дороге.
Ответы на вопросы
Отстранённость — не возможно стать духовным не получив этот уровень
01:22:15 [Из зала]: Да, Роберт, спасибо. А ещё один вопрос можно?
[Роберт]: Да, конечно. У нас сегодня никого нет, поэтому можем немного задержаться.
[Из зала]: На одной из предыдущих лекций мы разбирали «Бхагавад-Гиту», а именно, я своими словами скажу, дословно не помню. Кришна говорит, что состояние радости и печали в человеческой жизни цикличны и сменяют друг друга. Человек, который понимает это и не привязывается к этим состояниям... Можете закончить, я не помню…
[Роберт]: Я пока не совсем понимаю. Тут могут быть какие-то варианты. Смотря к чему это Вы?
[Из зала]: Нет, в «Бхагавад-Гите» говорится, что человек который осознаёт, что эти состояния сменяют друг друга и не нужно к ним привязываться?
[Роберт]: Да.
[Из зала]: То он высокого уровня достиг или что-то такое. Духовного, да?
[Роберт]: «Счастье и горе сменяют друг друга, как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия». Этот стих Вы имеете в виду?
[Из зала]: Да. Именно этот.
01:23:31 [Роберт]: 2.14. Вторая глава, четырнадцатый текст.
[Из зала]: Да. Это состояние непривязанности к чувствам...
[Роберт]: Нужно научиться стойко переносить их, оставаясь невозмутимым.
[Из зала]: Тут есть варианты: есть вариант терпеть это, а есть вариант...
[Роберт]: Чего вы там все зашуршали, у нас ничего не закончилось. Отвлекает, честное слово. Прошу прощение.
[Из зала]: Есть вариант: научиться искренне не привязываться и видеть это со стороны? Быть наблюдателем своей жизни.
[Роберт]: Да, да.
[Из зала]: Вот это состояние наблюдательности, по духовному уровню какому человеку свойственно?
[Роберт]: А это пока не относится к духовному уровню. Есть вещи, которые мы понимаем, что это именно духовность. А есть вещи, которые так же хорошо работают и для материалистов.
01:24:27 Вот хороший пример, как профессор какого-то университета, еврей по национальности, выжил в концлагере. Слышали, наверное. Он испытал там какие-то жуткие пытки и так далее. В конце концов, немцы его стали бояться. Они глядя на него, стали его бояться. Каждый думал про себя: «Я приказ получил его убить, мучать, ещё что-то, но он так себя ведёт. Он явно какой-то святой. И что я потом за него страдать должен? Нафиг он мне нужен». Его все стали избегать просто-напросто. Таким образом, он вышел из концлагеря, дожил до Победы. Когда его спрашивали: «Как это оказалось возможным?» Он отвечал: «Положение было настолько плохое, что погружаться в это не было никакой возможности, сразу тело оставишь, просто-напросто».
01:25:18 «Поэтому я, — говорит, — медитировал на то, как я буду рассказывать своим студентам, что здесь происходило». Он же профессор. — «Я со стороны смотрел на этот процесс. Что со мной делали, как меня пытали. Я на всё это смотрел со стороны». И это позволило ему не сойти с ума и выйти. Он ещё человеком вышел, не озлобленным животным, которое готово растерзать своих мучителей, а именно человеком с нормальным сознанием. При этом, никакой духовности. Он смог получить это отстранение, о котором Кришна говорит в этом стихе.
[Из зала]: С духовностью это никак не связано?
[Роберт]: Напрямую не связано. Невозможно стать духовным человеком не получив этот уровень. Но с другой стороны, получив этот уровень, ещё не факт, что станете духовным человеком. Вегетарианство само по себе не является духовным признаком. Но если вы духовный человек, то, скорее всего, вы вегетарианец. Когда Шриле Прабхупаде ученики задавали вопросы по вегетарианству, он им объяснял, что мы не ставим себе целью сделать мир вегетарианским. Если они станут духовными людьми и поймут, кто они есть, то автоматически перестанут есть мясо, вот и всё.
Духовность — связь своей жизни с Господом
01:26:40 [Из зала]: Ну тогда понятие духовности раскройте.
[Роберт]: Человек, кто ставит перед собой трансцендентные цели, связывает свою жизнь с Господом, вот это духовность. Мы видим своё счастье независимо от Господа в материальном мире. Мы думаем, что квартира в центре Москвы восемнадцати комнатная сделает нас счастливыми и Роллс ройс в придачу, и ещё там что-то.
[Из зала]: Разве возможно не понимая природу Бога и свою природу не привязываться к чувствам? Отстранённость такую получить. Разве можно, не понимая этого?
[Роберт]: Да. Вот этот профессор продемонстрировал, что можно. У него просто не было никакого другого выбора.
01:27:30 Есть ещё другой пример тоже с войны. В кино в каком-то американском, когда японцы захватили остров, на котором была военно-морская база Соединённых Штатов.
[Из зала]: Перл-Харбор.
[Роберт]: Они Перл-Харбор не захватили, кстати говоря. Его разбомбили, но не захватили. А это был другой остров. Там была база. Они взяли в плен жену генерала. Молодую женщину аристократического происхождения и её служанку. Их двоих отвели в казарму к солдатам, которых 200 человек. Она понимала для чего их ведут и сразу оставила тело, ничего даже не сделав. Просто её сознание не выдержало предстоящего испытания. Она раз и просто оставила тело. А служанка, у неё сознание пониже, она выдержала и через весь этот ад прошла. Мы не осуждаем служанку, но понимаем, что между ними есть разница. Жена генерала не смогла абстрагироваться от этого, поэтому сразу оставила тело. А профессор смог. Он смог посмотреть на всё это со стороны.
01:28:53 А как люди терпят жуткую боль? Ведь есть примеры — материальные люди терпят жуткую боль. Как правило, это происходит ради каких-то высших идеалов, ради какой-то высшей цели. Если нужно спасти ребёнка или ещё что-то, человек терпит, переносит какие-нибудь ожоги.
[Из зала]: Может быть тогда нельзя говорить о материальности этих людей так уверенно?
[Роберт]: Почему?
[Из зала]: Может быть у них высокий уровень духовного развития ещё с прошлых жизней остался.
[Роберт]: Нет, я так не думаю.
[Из зала]: А может быть и в этой жизни.
[Роберт]: Нет. Мне кажется, вы недооцениваете материалистов. Среди материалистов есть много людей, не то, чтобы даже приличных, дело не в приличии, они все приличные. Но, что если даже он ведёт себя неприлично, такая форма заболевания у человека, что сделаешь. Это ж просто болезнь. Мы же не будем его осуждать.
01:30:00 Есть весьма отречённые люди, которые ради каких-то высших идеалов жертвуют серьёзными вещами. Не только деньгами. Здоровьем ради возвышенных целей науки. Испытал на себе новые лекарства, которые сам изобрёл. Заразил себя чумой и попытался вылечиться. Не получилось. Умер. Цель была возвышенная. Не эгоизм. Вернее, эгоизм, конечно, но тонкий, не грубый. Поэтому, много всяких вариантов. Об этом говорить не приходится. Эта отрешённость ещё не говорит о духовном уровне. И наоборот, есть не слишком отрешённые люди, но абсолютно духовные. Как правило, духовность естественным образом приводит нас к отречению. Грубо говоря, сейчас мы в песочнице и нам куличики нравятся. Классные такие куличики, правильно. А потом нам лет 18 исполнилось, мы на эти куличи смотрим и думаем: «А как они нам могли нравиться? Вообще, что в них находят?»
01:31:08 То же самое здесь. Отрешённость духовных людей — они смотрят на ценности этого мира, как на куличики. Как взрослый человек на куличики. Но ребёнок-то по-другому на куличики смотрит. Они же классные для него. Он же подраться может с другим ребёнком за эти куличики. Вот так.
[Из зала]: Спасибо.
[Роберт]: Интернет молчит?
[Из зала]: Можно один вопрос?
[Роберт]: Конечно можно. Ну а когда отвечать, время восьмой час. Что я могу сделать, я бы рад.
[Из зала]: Роберт, а Вы на каком этапе находитесь, Ваш личный опыт? Можно вкратце, спасибо.
[Роберт]: Я на начальном этапе, в самом-самом начале. Я не шучу, я серьёзно. Был до этого несерьёзен. Сейчас стал немного серьёзней. Понимаю, что я на начальном этапе. 17 лет где-то. Я точно плохой пример, без ложной скромности это говорю. Знаю много людей, кто начал гораздо позже меня и продвинулся гораздо выше. Я точно знаю их лично. И не одного, многих. Я понимаю, что у них какой-то багаж с прошлых жизней. Что это меняет? Факт надо признать, на сегодняшний день это так.
[Из зала]: Разве вопрос в скорости?
[Роберт]: Нет, в направлении движения. Мы же об этом говорили. В материальном мире ценятся достижения, а в духовном ценятся направления.
Вань, там есть вопросы?
[Из зала]: Можно один вопрос?
[Роберт]: Да.
Правильное умонастроение для джапы
01:33:13 [Из зала]: Роберт, проясните, пожалуйста, какое правильное умонастроение, когда я сажусь читать джапу? Вот как Вы сейчас говорили: или Кришна спасёт меня, или я могу вот как... Может я не так поняла, что я знаю это знание о Святом Имени, у меня есть уверенность, что я могу с этой практикой, когда-нибудь достичь результатов? Или третий вариант, я знаю, что я не могу и не достигну, и меня, может и не спасти? Какое правильное умонастроение?
[Роберт]: Они все совместимы, правильные умонастроения. Правильное умонастроение, что мы делаем для того, чтобы удовлетворить Господа. Мы верим, что этот процесс правильный, и Он нам поможет. При этом верим, что это не наша заслуга, и Он нам поможет. Ни то, что встать в позу: «Да я крутой, сейчас всё решу!» Нет. Мы понимаем, что если будем всё правильно делать, то Господь с удовольствием нам поможет. Он просто ждёт не дождётся мгновения, когда мы избавимся от грязи, которая у нас есть и просто бросится к нам в объятия. Он этого ждёт. Поэтому Он нам точно поможет. Мы на эту помощь надеемся, смиренно надеемся. Мы понимаем: может быть завтра, а может быть через 50 лет. Кто знает.
01:34:38 [Из зала]: А правильно ли убеждение, что меня спасёт? Правильное?
[Роберт]: Спасёт, конечно. Конечно, спасёт. Рано или поздно спасёт. Но вот множество примеров того, что сам по себе срок, действительно, не важен. Когда-то Господь Чайтанья отверг одного из своих спутников, потому что у того было неправильное настроение, ошибочное, не смиренное, Он просто сказал: «Вообще больше никогда не приходи, я видеть тебя не хочу». И тот ушёл. Через какое-то время Господь немного успокоился. А тот человек, наоборот стал очень смиренным, в сердце своём. А Господь сканирует же и понимает, что тот принял правильное умонастроение. Он через других людей ему передал, что возможно через миллион жизней он всё-таки встретится со Мной. Ему передали, что Господь сказал, что через миллион жизней Он с тобой встретится, и тот начал петь, танцевать, прыгать и плакать от радости. — «Что я всё-таки встречу Его. Ну и что, что миллион жизней, но, всё-таки, встречу». И Господь был так доволен, что сказал: «Ведите его сюда сразу». Вот так.
Задача курса «Йога как она есть» —понимание, что материальный мир не является источником счастья и знакомство с духовными практиками
01:35:56 Поэтому это может случиться в любой момент. Мы не должны расстраиваться, что это так долго там или… Всё будет очень гармонично. Хорошо, мы на этом заканчиваем. Надеюсь, в следующий раз будет Михаил Юрьевич, но стопроцентной уверенности пока нет. Соответственно, барышни наши сделают дополнительное объявление по этому поводу. Он приедет восьмого и девятого лекция, если он будет в состоянии. Глобально, в общем-то, мы всё прошли, ребят. Ничего другого у нас нет.
[Из зала]: Жаль.
[Роберт]: Почему жаль? Мне вот не жаль. Нет, смотрите, мы ... Задача курса заключается в том, чтобы вы поняли, что ничего хорошего в материальном мире не получите. Подпрыгивайте сколько хотите, не получите. Мы просто пытались открыть вам на это глаза. Дальше, пытались показать вам, что есть куча разных духовных практик. Суть их сводится к нескольким вещам. Мы вкратце их рассмотрели: вот эти вот так, вот эти вот так, вот эти вот так.
01:37:10 Сейчас, встретившись с любым религиозным течением, вы можете задать несколько наводящих вопросов и тут же понять, откуда это. Любой из вас сможет это сделать. Сейчас пойдите куда-нибудь, например, философия мумба-юмба. Спросите: «Вы мумба-юмба? Очень хорошо. Бог личность?» А они скажут: «Личность» — «О, хорошо». Следующий вопрос: «А что вы будете делать, когда Его встретите?» — «Мы будем наслаждаться» — «А понятно, с вами всё понятно». И так далее. Вы сможете понять любую философию, любой расклад. Вашего знания для этого достаточно. Соответственно, последнее, что мы могли вам дать — объяснить общие правила, объяснить, что Господь не просто Личность. Это самая любящая нас Личность, которая просто с нетерпением ждёт нас, пока мы в этой тюрьме сидим и на что-то надеемся. Говорит: «Идите быстрее к выходу! Я вас там жду». Вот мы стоим перед вопросом: идти к выходу или нет? Как идти к выходу — это воспевание Святых Имён.
01:38:12 Поэтому курс на этом закончен. В принципе, мы будем дальше продолжать встречаться, но по большому счёту, я предполагаю, что Михаил Юрьевич вам скажет: «Уважаемые друзья, те, кто не готов повторять Святое Имя, нет смысла дальше посещать, просто нет смысла». Если вы решили поставить эксперимент на себе, сказать: «Ладно, я попробую. Может, они все придурки, а может, правильные ребята. Для того, чтобы это выяснить, мне придётся этим путём пройти, я попробую». Вот те, кто это скажут, им welcome a board — добро пожаловать на борт корабля. А те, кто, допустим, остался в сомнениях, максимум, что они могут — ещё раз прослушать этот же курс, который предполагается, что в мае снова начнётся. Но я не знаю, начнётся или нет. Этот вопрос не ко мне.
Зависть — мать всех недостатков (анонс семинара)
01:39:07 Насколько я знаю планы Михаила, у него есть в плане, провести где-то 3 лекции по зависти. Почему эта тема нужна? Потому что она устранит последние сомнения у тех, кто ещё колеблется. Каждый из вас увидит, что зависть — это мать всех недостатков. Мать всех грехов. Если все грехи этого мира собрать в одну кучу, то получится зависть. Соответственно, каждый из нас должен понять, что он обладает ею, в полной мере, не так, что у меня тоже немного. Нет, ничего подобного — в полной мере.
01:40:04 Полной ложкой мы её начерпали, наелись и сидим довольные. Это лишний раз поможет вам понять, что — да, если это всё во мне есть, то как же я от этого избавлюсь, как с этим жить то? Что даже в материальном мире невозможно жить с таким количеством недостатков. Надо избавляться. Это то, что я знаю у него в плане. Может быть, он уже что-то изменил или при встрече с вами что-то изменит. Послушает вас и скажет: «Вы вообще не завидуете, оказывается, зачем вам эта лекция».
Так что до следующего четверга.