Выпуск 14

04 February 2019
Почему у многих людей, живущих по дхарме, нет артхи? Где можно найти лекции по молитвам царицы Кунти? Почему иногда при молитве текут слёзы? Почему некоторые люди так сильно хотят быть независимыми от Бога, что придумывают какие-то безумные теории? Где можно заказать проведение шраддха-ягьи? Что такое воображение и как оно связано с воспоминаниями прошлых жизней? Что такое дежавю? Правда ли, что у младенца в первые месяцы жизни проигрывается сценарий всей его будущей жизни в этом воплощении? После жизни в теле какого животного душа может родиться человеком? Почему мы все должны служить Богу? Почему жизнь на Земле считается страданием? Как угодить Кришне? Как доказать людям, что общество сознания Кришны это не секта? Как развить внимательность и память? Как справиться с завистью? Что такое абсолютная реальность? Почему демоны обладают мистическими способностями? Как прогресировать в духовном развитии? Как быть богатым и не жадным? Как быть уважаемым и не гордым? Может ли непосвящённый человек готовить прасад и предлагать пищу Кришне без листьев туласи?
ответы на вопросы для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:10:31 | качество: mp3 64kB/s 32 Mb | прослушано: 216 | скачано: 218 | избрано: 17
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Харе Кришна. Приветствую вас, уважаемые зрители нашего канала. Сегодня у нас на очереди 14-ый выпуск ответов на ваши вопросы. Мы начинаем с вопроса Николая.

Почему у многих людей, живущих по дхарме, нет артхи?

00:00:18 Николай спрашивает. Вы часто говорите, что артха вытекает из следования дхарме. Для тех, кто не в курсе терминологии, артха – это экономическое процветание, дхарма – это следование долгу. Но мы видим, что есть много людей, которые живут не греховно. Более того, даже ведут духовный образ жизни, но артхи как не было, так и нет. Всю жизнь перебиваются с копейки на копейку. Если я правильно понимаю, эти вещи нужно рассматривать в контексте кармы. Если я сейчас живу по дхарме, это ещё не гарантия того, что ко мне придёт артха уже в этой жизни?

00:00:57 Ответим на часть этого вопроса. Нужно понимать, да, вы верно заметили, что всё в контексте, так сказать, кармы нужно рассматривать. Есть хороший пример, который позволяет нам это всё очень наглядно увидеть. Многие люди, которые живут в сельских местах, и которые запасают зерно, они хранят его в металлических таких бочках, чтобы от грызунов его спасти. Вот эти бочки, как правило, они такие вертикальные. И вот снизу (там какая-то открывается крышка) высыпается это зерно, а сверху засыпают новое. И вот теперь, если взять этот образ, то, значит, то, что вы получаете сейчас (зерно да?), это то, что было раньше. Оно снизу естественно сыпется. А то, что вы зарабатываете сейчас, это как вот новое зерно, которое вы засыпаете сверху. Поэтому, довольно странно будет ожидать, что если вы…

00:01:55 У вас ещё, скажем там, допустим, пол бочки зерна старого, и вы насыпали сверху вот это вот новое, то вы не можете ожидать, что сегодня вам посыпется новое, потому что ещё продолжает сыпаться старое. Вот точно также, в контексте кармы, своей кармы прошлой жизни, необходимо воспринимать это. Допустим, сейчас человек следует духовному образу жизни, всё хорошо, исполняет свой долг перед обществом, перед Богом, но, как вы говорите, продолжает бедствовать. И, кажется, что не работает эта вот система. Что дхарму, вроде долг свой я выполняю, а артхи, т.е. экономического процветания вроде бы как за этим нет.

00:02:32 Нет. Принцип, он как был, так и есть. Он работает всегда. Сначала работа, потом зарплата. Обычно по-другому и не бывает. Но, поскольку, мы начинаем не с какого-то нуля, а мы находимся уже в контексте ситуации, когда вот эта вот карма прошлого продолжает ещё сыпаться, то время, когда мы получим вклады от своего вот этого вот нынешнего, они могут быть весьма удалены по времени. И поэтому, складывается ощущение, что система не работает. Она прекрасно работает.

00:03:02 И именно это же, как раз и объясняет почему, допустим, какие-то люди пренебрегают, казалось бы, всем. Да? Ведут себя не лучшим образом: воруют там, обманывают и т.д. И при этом, как сыр в масле. Вот всё у них есть и т.д. Людям кажется, где тут вообще справедливость? А справедливость в том, что они получают ещё плоды своего прошлого. А сейчас они сажают семена будущего. И, в конце концов, всё это хорошее заканчивается, и начинается вот как раз у них другая уже, чёрная полоса. Они начинают получать плоды вот этого всего. Вот эти вещи нужно понимать именно вот таким образом.

00:03:36 И ещё один момент, который здесь тоже важно учесть, это то, что иногда люди, которые встали на духовный путь, они немножко так вот, упрощённо бывает, понимают эту концепцию «артха/дхарма» - соотношения своих обязанностей и вот этого какого-то вознаграждения экономического. Они думают, что: «если я начал молиться Богу, поклоняться и т.д., то теперь должны деньги на меня посыпаться». Это не совсем так. Потому что, кроме вот этой вот высшей дхармы (т.е. наших высших обязанностей перед Богом), есть ещё и всё-таки обязанности перед обществом. И если человек в какую-то экономическую систему не вписан, ничего полезного для общества не делает, он будет получать свою артху, без сомнения, но в каком-то таком, вот такой, знаете, минимальный прожиточный минимум. Т.е., ему будет дано то, что необходимо, но если он хочет больше, он должен работать больше. Здесь совершенно всё, так сказать, чётко связано.

00:04:34 Дальше Николай продолжает вопрос. Если это так, это значит, что мне необязательно полагается артха уже в этой жизни. Если это так, то получается, что этот закон работает с каким-то запозданием. Всем артха нужна сейчас. Но ты её получишь в следующей жизни, когда не будешь ничего помнить и когда тебе уже это и не надо будет, возможно. И какой в этом смысл? Говорится, что Он один выполняет желания всех. Но как-то странно он их выполняет. Как мы знаем, яичко дорого к пасхе, а не потом, в следующей жизни. Например, ребёнок просит у отца машинку, а отец не покупает. Потом проходит лет 25, и отец, вдруг, раз и покупает уже взрослому сыну игрушечную машинку. И зачем она ему уже нужна?

00:05:25 Итак, получается, что живое существо постоянно в какой-то погоне за не понятно чем, не понятно когда, не понятно где и что, а когда оно приходит, то мы уже даже оценить этого не можем. И просто принимаем как должное. И опять несчастливы. И опять гонимся за чем-то ещё. И получается, вся эта система исполнения желаний от Всевышнего работает против нас. А может лучше эти желания вообще не исполнять, раз исполнение их не приходится в свой срок? А значит, не приносит живому существу умиротворение от желаемого. А в результате, только новая погоня за миражом.

00:06:07 Вот построили вы интересную философскую систему, но она не всегда соответствует реальности. Т.е., вы сейчас взяли и абсолютизировали, допустим, ту ситуацию, что человек получит желаемое обязательно в следующей жизни. Т.е., вот эту, как бы такую отсрочку в исполнении желаний вы сейчас возвели в абсолютный принцип. Как будто бы это всегда так. Хотя, это далеко не всегда так. Вот такое может быть. Итак, давайте разберёмся по пунктам в этом вашем очень важном, серьёзном вопросе.

Соответствие желаний заслугам

00:06:40 Вот, первый момент, это то, что Бог воздаёт нам не только наши желания, но также, заслуги. Т.е., если заслуги, допустим, не велики, то это именно как раз и определяет, насколько наши желания исполнятся. Действительно, если человек хочет машину, но у него нет запаса хорошей кармы, он получит, может быть, какую-нибудь игрушечную машинку. А настоящую нет. Или, если вы куда-то решили поехать (допустим, там на запад, да?) и у вас в кармане рублей 50, не больше, ну вы можете на автобусе там проехать, может быть там где-нибудь ещё, на каком-то транспорте немножко. Чуть-чуть там, несколько километров можете проехать. А если у вас в кармане уже несколько тысяч, вы можете даже на какой-то рейс такой недорогой сесть и куда-то полететь. Да? А если у вас есть несколько тысяч, допустим, там даже долларов, то может быть, вы уже улетите на другой континент. Понимаете? Поэтому, желание это одно, заслуги это другое. И эти вещи связаны вместе. Поэтому, Он не только исполняет желания, а исполняет наши желания, учитывая также наши заслуги.

Первичные потребности

00:07:46 Потом, ещё один очень важный момент. Это то, что желания бывают разные. Допустим, есть желания, которые связаны с моим вот повседневным каким-то потреблением, с повседневной необходимостью. Допустим, я хочу есть. Да? Согласно вашей логике, получается, что сейчас я хочу есть, а должен я получить пищу в следующей жизни. Это же не так, правильно? Т.е., если я хочу есть, то вот эти вот мои первичные желания, первичные потребности, такое вот самое необходимое, они, в принципе, сейчас и исполняются. Я хочу есть. Я хочу спать. Я хочу там чем-то ещё заниматься. Какие-то такие простые вещи, они доступны каждому прямо сейчас. Но, есть вещи, которые не входят в сферу первичных потребностей. Допустим, тот же какой-нибудь дорогой автомобиль. Вот, т.е. он не является первичной необходимостью. Допустим, у меня его не было, нет и никогда не будет, потому что мне это не интересно. А, допустим, тот человек, для которого автомобиль очень важен, даже у него нет денег, он возьмёт кредит, залезет в долги, потом выплатит постепенно, потому что для него это очень и очень важно. А для кого это не является первичной потребностью, ему всё равно, в этой жизни, в следующей жизни или никогда. Потому что, для него нет такой потребности.

Артха не только деньги

00:09:00 И потом, нужно понять ещё один важный момент. Это то, что под артхой почему-то многие сейчас однозначно понимают деньги, но давайте посмотрим для чего нам нужны деньги. Это для того, чтобы прийти к пониманию настоящей артхи. Итак, если у вас есть деньги, что вы можете делать? Вы можете поехать в какое-то хорошее место. Или, допустим, купить себе дом в каком-нибудь чистом месте, на природе, там чистый воздух, чистая вода. У вас своя скважина или речка там чистая, чистая земля, чистые продукты, никто вас не беспокоит. Т.е., получается, что деньги не являются артхой. Артхой является, на самом деле, чистый воздух, чистая вода, чистая земля, чистые продукты, здоровье. Вот что такое артха. Понимаете? А деньги, это то, за что можно в какой-то степени себе обеспечить. Если у вас много денег, вы можете купить себе какой-то там дом на природе, где-то ещё. Или, хотя бы, на время поехать куда-нибудь. Допустим, холодно, зима, все мёрзнут. А вы себе, раз, можете позволить поехать куда-нибудь там в тёплое место и там себе жить. И говорить: «вот хорошо, мне это деньги позволили».

00:10:16 Т.е., деньги это просто возможность, но не артха. Артха в строгом смысле слова, это вот эти вот чистые первоэлементы. Потому что, если нету уже ни чистого воздуха, ни чистой воды, ни чистой земли, ни чистой пищи, ничего, что вам эти деньги? Вы будете сидеть в противогазе, да? Посреди всего этого магнетизма, радиации, и говорить: «вот, у меня есть артха». Нету у вас артхи. Артха, это опять же повторяю, это первоэлементы чистые. Понимаете? Поэтому, изначально, на самом деле, на Земле у всех эта артха есть: чистая изначальная природа, идеальная экологическая среда, знание о том как жить гармоничной жизнью. Вот что такое артха. Понимаете? Вот что такое артха. Деньги это просто попытка иногда где-то, как-то, что-то себе из этой артхи где-то, как-то вот приобрести. И всё.

00:11:08 Поэтому, если говорить об артхе в её настоящем смысле, не в смысле «деньги», а в смысле то, что мы хотим за эти деньги получить, то эта артха вообще-то каждому гарантирована. Люди сами, так сказать, испоганили Землю, испоганили окружающую среду, и говорят: «где же наша артха?». Создали себе сами плохую карму в прошлом, и говорят: «чё-то там закон не работает или работает с большим опозданием». Всё работает нормально. Но люди сами создали себе настолько сложную карму, что вот этой вот сложной кармой они и не оставляют себе никаких других вариаций, кроме как вот этого получения своих желаний с большой отсрочкой.

00:11:49 Поэтому, скорее всего надо не Бога в этом обвинять, а вот это вот своё невежество и то, что мы создали вот такую сложную, запутанную жизнь. Перепутали понятия. Вот. Просто бумажки какие-то с напечатанными там лицами мы считаем артхой. И ради этого всего мы портим окружающий мир. А потом говорим: «ну где-же теперь мне нужно взять денег, чтобы отсюда куда-нибудь уехать?». Понимаете? Т.е., это называется невежество. А настоящая артха, она вот она, вокруг. Понимаете? Люди живут по-человечески, с нормальным пониманием. Я думаю, что до какой-то степени я прояснил ваш вопрос. Второй вопрос.

Где можно найти лекции по молитвам царицы Кунти?

00:12:29 Лена спрашивает. Я не знаю где задать вопрос о существующей лекции, простите, что задаю здесь. Есть ли у вас лекции по молитвам царицы Кунти?

00:12:41 Специального курса по молитвам царицы Кунти я не читал, но в тех местах, где когда-то мне попадались какие-то стихи из вот этой вот 8-ой главы 1-ой песни Шримад Бхагаватам, естественно такие лекции где-то есть. Можно их поискать на сайте. Просто вот по индексам Шримад Бхагаватам, 1-ая песня, 8-ая глава. Вот там находятся эти молитвы царицы Кунти. Но, даже если вы ничего не найдёте, я вам предлагаю, так сказать, не унывать. Потому что, есть замечательная альтернатива. У Шрилы Прабхупады есть целая книга, так и называется «Молитвы царицы Кунти». Это сборник его лекций по вот этой вот 8-ой главе 1-ой песни Шримад Бхагаватам. И там вы это всё можете, так сказать, почитать и изучить в лучшем виде.

Почему иногда при молитве текут слёзы?

00:13:26 Игорь спрашивает. Здравствуйте. Бывает когда молюсь Кришне, открываю сердце, то текут слёзы. Нормально ли это?

00:13:36 Конечно, это нормально. Это лучше, чем не текут. Потому что, это обозначает, что вы живой человек, что у вас есть эмоции. Но, есть одно маленькое но. Это также может быть следствием сентиментальности определённой. И для того, чтобы понять, это сентиментальность, либо это какие-то глубокие духовные чувства, для этого требуется только одно. Просто сила времени. Как известно, настоящая любовь, настоящее чувство проверяется временем.

00:14:05 Я видел людей, которые тоже начиная духовную жизнь, вот они проявляли такие бурные эмоции и слёзы и т.д., потом проходило какое-то время и эти чувства куда-то девались. Без сомнения, имя Кришны настолько могущественно, что оно наш ум, так сказать, весьма и весьма начинает там перерабатывать, переворачивать, какие-то чувства могут вспыхнуть, много чего может измениться. Вот. Но, для того, чтобы, как я сказал, быть уверенным в том, что это не материальные чувства, не сентиментальность, а настоящие, требуется просто продолжать в том же духе. Через какое-то время будет понятно, что это на самом деле.

Почему люди придумывают какие-то безумные теории?

00:14:44 Игорь спрашивает. Недавно узнал, что ведическая космология тоже придерживается теории «плоской Земли».

00:14:52 У нас уже можно составлять топ наиболее популярных вопросов. «Плоская Земля» уже где-то в топах будет. «Почему мы не помним прошлые жизни?» – один из популярных вопросов. Про плоскую Землю и что-то там ещё. Уже можно создавать этот, как это сказать, такой раздел, «часто задаваемые вопросы».

00:15:13 И Игорь продолжает. Я сам не верю НАСА и учёным, так как убеждён, что всё это фотошоп. Видимо, Игорь имеет в виду, что круглая Земля, фото с НАСА, это фотошоп. Проводил опыт сам, что нет никакого закругления планеты, и есть закон перспективы.

00:15:32 Ну, с этим я согласен. Да. Потому что, самое, действительно, удивительное, это вот над круглой Землёй увидеть закругление. Это, действительно, удивительно. Потому что, когда летаешь, летишь на самолёте (а мне это приходится делать довольно часто), с большой высоты горизонт всегда на уровне глаз. Т.е., по идее, если Земля такая закруглённая, горизонт должен уходить туда, вниз куда-то. А он никуда… Ты поднимаешься, он вместе с тобой поднимается. Он всегда на уровне глаз. Вот это вот немного странно. Мне тоже не понятно. Может быть, физики это могут объяснить, как вот на круглой Земле такой странный эффект? Вот я пока не могу себе этого объяснить.

00:16:09 Далее, он спрашивает. И что свет Луны холоднее, чем в тени. А с Солнцем дело наоборот. И выходит, что Луна излучает свой собственный свет.

00:16:19 Вот здесь ошибка, Игорь. Потому что, в Шримад Бхагаватам говорится, что Луна действительно светится отражённым светом (светом Солнца), но у Луны просто своя особая атмосфера. И вот эта вот особая атмосфера, она как раз служит своего рода такой линзой, преломляясь через которую этот вот свет Солнца приобретает новые качества. Поэтому, это совсем не обозначает, что Луна светится сама. Она светится отражённым светом, но через призму своей особой атмосферы.

00:16:48 И дальше Игорь спрашивает. Это разрушает полностью модель гелиоцентрической системы и вообще в корне меняет представление о мире, что говорит о глобальной пропаганде и лжи, что наша Земля это шар. Вопрос. Неужели люди так сильно хотят быть независимыми от Бога, что придумывают совершенно безумные концепции и верят в них?

00:17:08 Знаете, кому-то наоборот, концепция «плоской Земли» кажется полностью безумной. Поэтому, одни, так сказать, у виска крутят по отношению к тем, кто думает, что Земля плоская, другие тоже самое делают по отношению к тем, кто думает, что Земля круглая. Вот. Но, и те, и другие в равной степени безумны, если они спорят вот по поводу формы иллюзии и забывают про реальность. По поводу гелиоцентричности. Да. Т.е., гелиоцентрическая концепция подразумевает, что гелиос (Солнце) находится в центре, вокруг него всё вращается. Это действительно немного странная концепция, потому что её очень трудно совместить с таким фактом, что мы наблюдаем движение Солнца по зодиаку.

00:17:48 Т.е., допустим, Шримад Бхагаватам описывает орбиту Солнца. Т.е., допустим, нас приучили думать, что вот Солнце в центре солнечной системы, и Земля вокруг него вращается. Но, если просто посмотреть. Ну, как работает астрология? Просто даже астрономия. Даже астрономы могут сказать, что вот сейчас Солнце находится там, где там, в Козероге, там потом идёт Водолей и т.д. Т.е., если есть вот зодиак, и Солнце по нему движется, тогда не очень понятно, что значит «гелиоцентрическая концепция» (что Солнце неподвижно в центре и всё вокруг него). Раз есть конкретное движение Солнца по зодиаку и это не обсуждается. И это, в принципе, так сказать, учёные тоже это всё признают. Поэтому, здесь не понятно, что тогда имеется в виду под гелиоцентрической моделью, если мы видим движение Солнца по зодиаку. И, значит, что касается, значит, всего этого заговора и т.д. Это, пожалуй, ну, самое неинтересное что ли, что существует.

00:18:49 Потому что, материальный мир это не то чтобы заговор. Здесь трудно искать виноватых в тюрьме. Я могу искать виноватых в тюрьме, что там такой заговор, другой заговор, какая-то одна группировка против другой группировки. Вопрос к себе: что я делаю в тюрьме? Понимаете? Поэтому, если я не в тюрьме, то мне всё равно какие там заговоры. И смысл не в том, чтобы бороться с кем-то там, с учёными или с какими-то там заговорщиками, а смысл в том, чтобы пробудиться к реальности. И тогда, вот эти вот все уже детали (плоская, круглая, полукруглая, или ещё там какая-то Земля), эти все вещи не имеют большого значения. Вот поэтому, я не знаю, наверное ещё эти вопросы будут задавать. Может быть, я даже буду их уже пропускать. Потому что, я не знаю. Я не знаю. Я не могу взлететь и посмотреть какая форма Земли.

00:19:46 Взлетаешь на самолёте – всё плоское. Т.е., закругления, действительно, не видно. С другой стороны, куча вопросов плоской Земле тоже остаётся. Поэтому, можно сколько угодно эту тему рассуждать, но, как сказано в Шримад Бхагаватам, все разговоры, которые не связывают нас впрямую с Кришной, это вот как такие, как волны, которые раскачивают лодку нашего ума и только будоражат наш ум. Вот поэтому, я тоже, так сказать, могу интересоваться там какими-то тайнами истории, или там чего-то там ещё, но в конце концов, мне интересно как это связано с первоисточниками. Т.е., ни какая вот эта вот форма иллюзии вселенной или планеты, а каким образом пробудиться к реальности?

Где можно заказать проведение шраддха-ягьи?

00:20:33 Елена Светлова спрашивает. Вы говорили про совершение ягьий, в частности про шраддха-ягью в одном из своих видео. А вы сами их проводите, эти ягьи? Возможно ли у вас заказать подобную ягью во Владивостоке?

00:20:48 Мы говорили о ягьях несколько в ином контексте. Зачем люди, которые занимаются духовной практикой, проводят все эти там ягьи полубогам и т.д.? Таков был контекст. А что касается шраддхи, шраддха-ягья это ритуал, который связан с помощью усопшим людям, так называемая, антьешти крия. Т.е., это уже ритуальные духовные действия, помогающие человеку после его кончины. Это вполне в общем-то авторитетный ритуал. В нашей традиции мы знаем, что Господь Чайтанья, Он проводил шраддху. Не сам лично. Он ходил в Гаю. Гая это такое особое место, где большой храм Вишну. Так называемое, Вишну-пада, место там где вот стопа Вишну. И в этом храме брахманы проводят вот этот вот ритуал (шраддха) по усопшим предкам. И Господь Чайтанья туда ходил. Т.е., эта шраддха не является чем-то таким запрещённым или неавторитетным, но важно, кто и как эти все вещи проводит.

00:21:55 Я могу сказать, что я проводил ягьи с 1994-го по 2004-ый год. 10 лет я их проводил. И последняя моя ягья это как раз была шраддха в 2004-ом году. Умер один человек. И меня попросили провести. И это была настолько тяжелая церемония. У меня после этого жутко вообще, буквально, раскалывалась голова. У меня никогда в жизни такой не было головной боли. И в целом, я чувствовал себя очень, очень плохо. Т.е., большое такое осквернение какое-то чувствовалось. Может быть, потому что были там друзья, родственники этого человека с таким, очень тяжёлым сознанием. Но, одним словом, это стало последней моей ягьей. После этого, я больше не беру в руки вообще все эти атрибуты и не участвую во всех этих огненных жертвоприношениях, особенно связанных вот с такими кармическими вещами, как шраддха. Ладно, одно дело там, когда какие-то вот церемонии, такие более светлые, жизнеутверждающие. А вот эти все вещи, они, ну лично мне как-то не пошли. Поэтому, я этим больше не занимаюсь.

Что такое воображение и как оно связано с воспоминаниями прошлых жизней?

00:23:00 Елизавета интересуется. Что такое воображение? Правда ли, что всё, что человек может придумать, например, писатель-фантаст, это всего лишь воспоминания из прошлых жизней?

00:23:16 Воображение называется термином «калпана». «Калпана» - это одна из функций ума. Т.е., это способность создавать в уме некую такую независимую, воображаемую реальность. Т.е., то, что сейчас называют термином «визуализация», отчасти. И, с одной стороны, это может быть действительно воспоминанием каким-то, т.е. когда к человеку приходят какие-то вот сюжеты, легко как-то у него работает это всё. Это обозначает, что его ум является хорошим проводником.

00:23:47 Но, проводник, он всегда откуда-то куда-то, да? Вот, допустим, сейчас мы записываем, да? Мы записываем. Тут вот есть эти, значит, провода (аудио, видео). Всё это идёт на жёсткий диск. Потом это будет закинуто на канал YouTube в интернет. Потом это всё вы будете смотреть. Т.е., вот эта вот реальность, которая вот сейчас происходит вот здесь сейчас со мной в Маяпуре, в феврале 2019-го года, она станет вашей реальностью, допустим, через несколько часов после окончания этой сьёмки. Т.е., благодаря вот этим всем коннекторам, проводам и там всяким другим видам связи, реальность из одного места придёт в другое место. Благодаря тому, что кто-то проводит. Проводники какие-то есть, да? Так вот, когда мы говорим про фантазию, фантазия обозначает, что у человека очень такой тонкий, чувствительный, творческий ум, который является как раз проводником. Если в нашей реальности появился какой-то сюжет, допустим, то он пришёл откуда-то.

00:24:47 И человек послужил просто проводником. Как, допустим, Моцарт в 7 лет написал какую-то симфонию уже свою первую. Т.е., понятно, что маленький ребёнок, не имеющий какого-то опыта, он не может её написать. Но он может сработать проводником, допустим, если у него такая карма. Как правило, за хорошее творчество отвечает сильный Юпитер, Луна, Меркурий, как-то они вместе связаны между собой. И вследствие этого, у человека такая очень хорошая творческая фантазия работает. И поэтому, с одной стороны, это может быть из прошлых жизней или из какой-то, так сказать, другой реальности он транслирует все эти вещи. Но, это совсем не обозначает, что он не может создавать также своего. Потому что, та реальность, из которой он транслирует, там же тоже кто-то это всё создал. Правильно? Поэтому, есть определённые, скажем такие, вот как это называют, паттерны, да? Или закономерности, или клише.

00:25:47 Модели определённые, да? Допустим, есть 7 нот, 7 цветов радуги. И можно из 7 нот писать всякую разную музыку. Да? Т.е., нот всего 7. Но вот благодаря многообразию, комбинации и т.д. мы видим такое многообразие музыки. Люди и пишут, и пишут, и пишут. Хотя, много, конечно, повторяющегося. Вот точно также живопись. Да? Вот есть эти 7 цветов. Но вот художники продолжают творить что-то всё новое, новое, новое. Создают. Из тех же, допустим, фигур на доске шахматных, вроде их ограниченное количество. Но там какие-то разные партии, комбинации. И люди в футбол играют или во что-то ещё, т.е. из ограниченной данности, в принципе, можно создавать ну очень большое разнообразие. Хотя, по большому счёту, конечно, чисто математически, количество всех этих комбинаций ограничено.

00:26:41 Но вследствие того, что у нас может быть плохая память, есть такая вещь как история со своими периодическими перезагрузками, то вот эти вот вещи, которые когда-то были, они уже уходят в небытиё. И потом они вновь возвращаются. Поэтому, как говорится, всё новое это хорошо забытое старое. Но, смысл в том, что творчество, вот это вот воображение вернее, это способность ума либо проводить другую реальность, либо очень, так сказать, как-то быть способным к соединению каких-то таких вот разных элементов, что вызывает у людей определённую такую эмоциональную реакцию, что вот творческий какой-то продукт состоялся.

Что такое дежавю?

00:27:27 Елизавета продолжает спрашивать. Что такое дежавю? Это просто глюк мозга? Раньше много раз я вдруг на мгновение ощущала, что уже была в этой ситуации. Мне говорили, что это воспоминания прошлых жизней, но мне кажется, ситуации слишком идентичны для этого. Когда пришла в сознание Кришны, дежавю стали реже и слабее.

00:27:52 Здесь может быть другое прочтение этой ситуации. Не то, что вы сейчас вспоминаете прошлое, а просто в прошлом, вам могло привидеться будущее. И когда это будущее стало теперь вашим нынешним настоящим, вам кажется: «о, это уже было». Вот поэтому, попытка объяснить это прошлым, она такая немножко наивная, потому что, допустим, в прошлом этого места или ситуации могло не быть. Но, в прошлом вы могли видеть будущее. Не осознанно, во снах, не важно как. На каком-то таком подсознательном уровне вы могли фиксировать ситуацию из будущего. И теперь это будущее стало вашим настоящим. Хоп, вы думаете: «о, это уже было». Потому что, в уме это уже второй раз это впечатление повторяется. Но, это моё мнение по поводу дежавю. Потому что, других объяснений я не встречал.

Правда ли, что у младенца в первые месяцы жизни проигрывается сценарий всей его будущей жизни в этом воплощении?

00:28:45 Елена спрашивает. В книге Игоря Ветрова «Основы аюрведической медицины» встречается, что у ребёнка в течение трёх месяцев после рождения проигрывается сценарий всей жизни, и по его поведению и позам можно предсказать важные события его жизни. Подскажите пожалуйста, известно ли вам в каком источнике можно найти более подробную информацию об этом?

00:29:11 К сожалению, я не могу вам информационно помочь в этом плане. Я немножко тоже слушал помню когда-то, что-то из его лекций было такое, но он всегда в своих презентациях и лекциях он комбинировал опыт. Он не только ссылался на аюрведу, на Веды, он привлекал много всяких разных других каких-то эзотерических источников. Поэтому, я могу лишь предположить, что это что-то из какой-то там может быть эзотерической какой-то концепции. Или из области, где-то вот какого-то психоанализа, как вот связано тонкое тело с прошлым опытом, с какими-то движениями, позами и т.д. Вот. Единственное, что я могу сказать, что это не из классической аюрведы. Там этого нет. Вот поэтому, это нужно в каких-то других источниках искать. И не знаю, насколько эти вещи проверены, т.е. такая концепция существует, но тут я не могу комментировать.

После жизни в теле какого животного душа может родиться человеком?

00:30:04 Елена продолжает спрашивать. После жизни в теле дельфина, может ли живое существо родиться человеком? Конечно. Если дельфин съест прасад. Т.е., освящённую пищу. Нет проблем. Следующий вопрос Елены. После жизни в теле какого животного душа получает рождение в теле человека?

00:30:25 В Ведах говорится, что в тело человека можно прийти тремя способами: снизу, сверху и с такого же уровня. Снизу, т.е. из тела животных в тело человека приходят обычно из тела коровы, из тела хищника, либо из тела обезьяны. И соответственно, тело обезьяны это форма невежества, тело хищника это больше страсть, тело коровы это больше благость, условно говоря. Если становиться человеком со среднего уровня, т.е. можно в прошлой жизни быть человеком, и опять стать человеком. Итак, 3 варианта: прийти снизу из мира животных, один вариант – прийти из тела человека, и ещё один вариант это прийти из тела полубога. Т.е., когда человек исчерпал свою хорошую карму на райских планетах, он воплощается на Земле опять в теле человека.

00:31:20 Подскажите пожалуйста, где можно более подробно прочитать об этапах эволюции живого существа. Это всё тоже Елена спрашивает.

00:31:28 Рекомендую вам почитать Шримад Бхагаватам: 3-я песнь, глава 10-ая. Называется «этапы творения». Но, там эволюция описана не так, как её Дарвин излагает. Не в таком смысле. Потому что, Дарвин даёт эволюцию форм. Просто формы. Совершенно не понятно, почему формы должны эволюционировать. Допустим, какой-нибудь компьютер или машина сама по себе в новую модель эволюционировать не будет. Она скорее всего просто заржавеет и перестанет работать вообще. Там окислится как-нибудь. Вот. И для того, чтобы, допустим, эта машина прогрессировала в какую-то новую модель (или компьютер, создавались какие-то новые модели), должен быть кто-то живой, кто постоянно хочет усовершенствовать. Т.е., сознание должно присутствовать.

00:32:18 Поэтому, ведическая концепция эволюции описывает не просто какая форма за какой, а она описывает ситуацию так, что форма физическая соответствует уровню сознания живого существа внутри. И допустим, формы жизни до человеческой (т.е., те, которые ниже, вот растения, животные и т.д.), они как эволюционируют? Они эволюционируют из одной в другую просто изживая карму прошлого. Потому что, животные, растения, они новую карму не создают. Они только отживают карму прошлого.

00:32:52 И здесь можно привести такой простой пример, что вот если есть аэростат (допустим, там воздушный шар) и к нему какая-то вот корзина с грузом привязана. И в этой корзине какие-то мешки с песком, допустим, лежат. И вот, допустим, мы её отпустили, она вот пошла вверх. До какого-то момента взлетела. Теперь, если вы один мешок с этой корзины выкинете, она станет немножко легче, аэростат станет немножко легче, она пойдёт выше. Если выкинете ещё один, ещё выше. Т.е., по мере отживания кармы, как вот закидывание мешков с грузом. Выкинул один мешок, это тоже самое, что отжил какой-то пласт кармы. И пошёл выше, выше, выше, выше. Т.е., поскольку животные новой кармы не создают, а старую отживают, то вот этот вот как-бы аэростат их сознания поднимается во всё более, более высокие формы жизни.

00:33:37 Но, когда живое существо достигает человеческой формы жизни, вот теперь уже оно эволюционирует в тело полубога не автоматически, а только если оно живёт как-то там благостно, благочестиво, по законам Вед, совершает определённый ритуал. Тогда оно может пойти в тело полубога. Или если человек очень сильно духовно разумен, то он может вообще пойти в духовный мир, закончив всё это материальное существование. Однако, если он это человеческое тело не по назначению использовал, тогда он опять, так сказать, возвращается в круговорот рождений и смертей, может опять опуститься до тела животного там или какого-то там ещё, и опять начать возвращаться.

00:34:16 Как вот, знаете, игры такие раньше были. По клеточкам там бросаешь этот кубик с этим каким-то количеством очков, и вот там эти фишки продвигаешь. И там какие-то препятствия. Там можно пройти вверх, можно вниз опять упасть. Да? Вот типа такого, вот эта вот наша игра. Совершаешь какие-то благочестивые поступки – поднимаешься, не благочестивые поступки – опускаешься, падаешь.

00:34:43 Но «духовная жизнь» обозначает, что настоящая эволюция это не эволюция в замкнутом цикле форм, настоящая эволюция это выход за пределы всех этих вот ограниченных материальных форм. Потому что, любая форма, даже форма полубога, она всё равно обозначает по меньшей мере рождение и смерть. Полубоги, они не старятся, они не болеют. У них в этом плане всё хорошо. Но, рождение и смерть всё равно остаётся. Вот поэтому, если говорить об эволюции, то уже нужно также говорить о её наиболее высоком воплощении, что эволюция это эволюция сознания, выход за пределы ограниченных материальных форм, выход за пределы рождения и смерти.

Почему мы все должны служить Богу?

00:35:23 Николай спрашивает. Меня беспокоит, если можно так выразиться, некоторое раздвоение личности. С одной стороны, в детстве мечтал стать молчаливым монахом, а с другой, не понимаю, почему мы все должны служить Богу? Разве Бог нуждается в служении? Почему во всех религиозных учениях человек это некое беспомощное, вечно греховное существо или раб? Лично я бы не хотел, чтобы мне служили и воспевали моё имя. Надеюсь, вы услышали меня. Как мне быть? Это чувство раздвоения не даёт мне спокойно жить.

00:36:01 Ну, похоже что вы не все религии ещё изучили, раз вот такие утверждения делаете. Меня тоже всегда очень сильно смущала вот эта вот концепция раба божьего, какая-то она мне казалась немножко какой-то искусственной. И в ведической концепции я встретился с другим вариантом перевода этого термина или интерпретации, что это не раб, а это слуга. В чём разница между рабом и слугой? У раба нет свободы воли, нет свободы выбора. А у слуги есть. Более того, вот эта вот концепция, что мы греховные там рабы божьи и т.д. должны служить, она выглядит очень не привлекательно, очень я бы сказал даже так уничижительно тогда, когда у человека нету позитивной концепции Бога.

00:36:51 Получается такая картина, что вот грешные существа и грозный Бог, который в них там гром и молнии мечет, наказывает этих грешников. Да? И они из страха должны молиться: «о Господи, спаси нас, защити». Вот это вот называется очень, я бы сказал, вульгарное представление о религии, где нету вот такого позитивного, ясного представления о личности Бога как о любящей личности, а только какой-то аспект Бога гневливого, ревнивого. Поэтому, сама идея служения, она нужна не Богу. Он самодостаточный. Веды называют Его таким термином, как «Сварат» или «Сватантра», т.е. независимый. Ещё называют Его «Атмарама», т.е. удовлетворённый внутри себя. Но, служение нужно нам. Потому что, в этом служении наша жизнь приобретает смысл. Мы находим себя.

00:37:48 Потому что, когда мы не служим Богу, мы обязательно будем служить кому-то другому. Т.е., идея служения, она неизбежна. Допустим, части тела служат телу: руки, ноги и т.д. Они служат всему телу. Вот. Тело служит семье, допустим. Или обществу там. Я выполняю какие-то разные функции. Я частью какого-то организма являюсь, социального или ещё там какого-то биологического. Т.е., если мы посмотрим внимательно на мир, то мы увидим, что мир это просто цикл неосознанного служения. Если мы посмотрим на природу, то мы увидим, что все живые существа служат друг другу. Как? В виде пищи. Они служат друг другу как пища. Понимаете? Вот этот вот цикл. Вот эта вот пищевая цепочка, что кузнечик съел травинку, лягушка съела кузнечика, змея съела лягушку, орёл какой-нибудь съел змею. Орла этого никто не ест. Он упал. Его земля съела, поглотила, тело его разложилось. Теперь, в земле опять вырасла травинка. И пошло дальше.

00:38:51 Т.е., мир это цикл неосознанного служения. Т.е., живое существо не может не быть частью чего-то и оно не может никому не служить. Вы будете служить либо своей семье, либо обществу, либо своей фирме, стране. Не важно чему. Потому что, мы являемся частью. А любая часть служит целому. Винтик, болтик, шестерёнка, не важно. Они служат всему механизму. Понимаете? И поэтому, идея служения Богу это просто высшее воплощение идеи служения. Потому что, если не будет вот идеи служения Богу, значит обязательно будет служение кому-то другому. Хоть в виде пищи кому-то, но мы будем обязательно служить. Понимаете?

00:39:30 И здесь очень важный момент, что когда служение совершается из страха или из под палки, это одно. Но когда служение совершается с любовью, это совсем другое. Я не знаю, женаты вы, не женаты. Допустим, если вы когда-нибудь любимой своей женщине дарили цветы, это был рабский акт, что вот я должен это делать или это был акт любви? Понимаете? Вот точно также, если нет любви к Богу, то идея служения Ему выглядит очень уныло. Я с вами полностью согласен. Но, если есть привлекательный образ Бога, и у вас есть отношение с Ним, всё. Абсолютно всё меняется. Теперь ваше подношение, ваше служение Ему, это уже проявление любви. Вам хочется что-то делать для любимого человека. Понимаете? Точно также, если мы полюбим Бога, нам хочется делать что-то для Бога. Т.е., это становится уже естественный образ жизни. Понимаете? А если любви нет, тогда да. Я с вами согласен. Всё это очень искусственно. Всё это как-то очень, очень грустно. Итак. Таков мой ответ.

Почему жизнь на Земле считается страданием?

00:40:32 Николай спрашивает. Мне очень нравится славянское мировоззрение: «живи по совести и в ладу с природой». Т.е., можно жить по совести, и тем самым соблюдая заповеди, наслаждаться жизнью, например, чистой речкой, чистым воздухом, лесом, радоваться солнцу и дождю, радоваться детям, любить их. Мне это мировоззрение очень нравится и живя так, я чувствую себя счастливым. Но во всех религиях говорится, что жизнь на Земле это страдание, нужно освобождаться от этого и т.д. Если я люблю земную жизнь (в хорошем смысле этого слова), значит ли это, что я деградирую, а не развиваюсь?

00:41:13 Ну, во-первых, это никакое не славянское мировоззрение. Это просто мировоззрение нормального человека в гуне благости, который готов жить в гармонии с миром, в гармонии со стихиями, с природой. Это не славянское мировоззрение. Это нормальное мировоззрение. Вот. И в этом нет, казалось бы, ничего плохого. Допустим, если человек живёт в благости (в гуне благости), всё хорошо, он действительно радуется и природе, и отношениям. Потому что, из него исходит позитив, поэтому он позитив также и улавливает от других. Но, самая большая проблема состоит в том, что как бы благостно не жил человек, как бы он не любил там эту речку и т.д., в этом материальном мире всё-таки есть сила времени. Понимаете?

00:41:55 Я думаю, что славянское мировоззрение не исключает то, что всему приходит конец. И опять мы можем где-то там родиться согласно своей вере и т.д. И опять быть счастливым там какое-то количество лет. Но это опять всё будет заканчиваться, потому что сила времени действует. Поэтому, если уж вам нравится природа, речка там, и прочие, прочие разные вещи, нужно понять откуда это всё берётся. И Веды описывают нам изначальную реальность, что вот есть духовный мир (планеты Вайкунтхи или Голока там). Ну, от разных настроений зависит. И там эта изначальная природа. Потому что, интересно, был этот Платон (греческий философ). Он искусство называл, знаете как? Отражение отражения. Т.е., он говорил, что материальный мир это отражение мира духовного. А искусство это попытка скопировать какие-то прекрасные, допустим, картины этого мира. Художник что-то рисует, пейзаж какой-то, да?

00:42:51 Вот. Этот пейзаж красив. Допустим, там речка, горы, что-то ещё, водопады, деревья. Это всё красиво здесь. И художник пытается на своём полотне это всё отобразить. Но откуда красота самой природы взялась? Т.е., материальная природа это искажённое отражение вечной духовной природы. Поэтому, если вам нравятся вот эти все вещи, но сила времени огорчает и разрушает все эти хозяйства, тогда уж давайте не просто там ограниченное какое-то славянское мировоззрение, а уже духовное мировоззрение. Если вы хотите, чтобы жить в вечной природе, тогда нужно совершать вечную деятельность. Служение вечному Богу это будет вечная деятельность души. Всё. Тогда вы будете жить в вечной духовной природе. Вот это вот, мне кажется, более будет прогрессивное решение всего вопроса, чем просто ограничиваться какой-то временной благостью в этом материальном мире.

Как угодить Кришне?

00:43:44 Артур интересуется. Как служить Кришне, чтобы Он был доволен?

00:43:52 Кришна доволен очень простыми вещами. Он говорит: «предложи мне листок, цветок, плод или воду, но предложи это с преданностью» (Бхагавад Гита 9.26). Он говорит: «тогда я приму это». В последнем стихе 11-ой главы Бхагават-гиты, Он говорит, что: «совершай своё служение мне бескорыстно, сделай Меня целью жизни» (Бхагавад-Гита 11.55). Не средством, а целью. Потому что, для многих людей Бог это средство: «дай мне то, дай мне это». Т.е., Бог это Тот, Кто должен решить наши экономические проблемы. Понимаете? Итак, Кришна говорит: «служи Мне с любовью, делай это бескорыстно». Ещё один важный момент. Он говорит: «относись к другим живым существам без злобы и зависти». Т.е., не совершай никакого ненужного насилия по отношению к другим живым существам. Вот таким вот настроением Кришна больше всего и доволен.

Как доказать людям, что общество сознания Кришны это не секта?

00:44:42 Далее, Артур спрашивает. Как убедить родственников, что Веды это не секта, а знание?

00:44:55 Это большой вопрос. Тем не менее, я попытаюсь ответить. Что такое секта? У слова секта 2 таких основных значения. Это может быть маленькая группа людей. И секта это также то, что как-то делает человека очень таким зашоренным, очень ограниченным в своём восприятии, узколобым. Да? И если взять слово «секта» в его вот значении, что это маленькая религиозная группа, то здесь дело выглядит так, что все нынешние, современные, большие мировые религии когда-то начинали как маленькие секты, без исключений.

00:45:36 Христиане – это была какая-то гонимая, нео-иудейская секта. Их там римляне отлавливали, в клетки ко львам кидали и т.д. И тоже самое было со всеми абсолютно религиозными группами без исключения, т.е. любая религия начинает как маленькая секта. Дальше, всё зависит от популярности секты. Если по каким-то причинам секта сумела социально адаптироваться, и стала какой-то востребованной. Или, допустим, какие-то политики (кшатрии) на таком государственном уровне ввели эту религию как такую государственную, обязательную, тогда уже секта становится традиционной религией. Такова история.

00:46:11 Итак, это один аспект значения слова «секта». Теперь, что имеется в виду под сектой вот сейчас, допустим? Сектой называется организация, в которую легко войти. Вот есть такие «ловцы душ». Они ходят по улицам с книгой или там как-то ещё, убеждают, какие-то листовки распространяют, к себе зазывают. К ним легко попасть, но от них трудно выйти. Т.е., секта затягивает людей и там она их всё. Зомбирует. Сажает на диету вегетарианскую при помощи манипулятивных техник, лишает их воли, лишает их критического разума. И, в конце концов, вытягивает из них все деньги и силы там и т.д. Отбирает у них квартиры, машины. Полный кошмар рисуется от такой тоталитарной секты.

00:46:57 В секте обязательно должен быть какой-то лидер, чей авторитет непогрешим абсолютно. Вы не можете с ним спорить. Все должны его слушаться. То что называется «гуру-изм», т.е. принцип гуру, он прямо вот такой вот, как-бы нерушимый и т.д. Ну, и также секта, по идее, должна отключить у людей критическое мышление. И всё, да?

00:47:23 Теперь, давайте посмотрим через призму вот таких вот определений секты на то, что из себя представляет общество Сознания Кришны. Значит, авторитет лидера, он, без сомнения, есть. Но, это авторитет Шрилы Прабхупады, авторитет Кришны, авторитет Господа Чайтаньи. Но, эти вещи мы принимаем. Но, мы принимаем их на основе разума. Не слепо. Т.е., для этого есть философия, которая очень глубоко все эти вещи объясняет.

00:47:54 Что касается организационного авторитета, то просто для справки, в нашем обществе нет какого-то одного абсолютного административного авторитета, который бы всё решал. Общество управляется при помощи так называемого GBC, это вот Governing Body Commission, это коллективный значит управляющий орган, в котором около 40 человек. Также, каждый храм, каждая единица, она управляется всегда советом. Т.е., нет какого-то одного. Более того, очень высокая текучка в нашем обществе. Т.е., много людей приходит-уходит. Это говорит о том, что механизмов удержания людей в обществе не существует. Просто их нет. Любой может войти и любой может выйти.

00:48:36 Что касается абсолютного авторитета гуру, что нужно слепо ему следовать, повиноваться и т.д. Гуру скажет: «отдай мне деньги». Значит, отдай все деньги. Гуру скажет: «иди топись». Значит, нужно идти топиться. Такие представления у людей. Да? А в действительности, в Ведах есть такое понятие, как «гуру-тьяга». Т.е., отвержение гуру. И любой новичок, который вот как-то серьёзно учится в обществе сознания Кришны, он проходит экзамен. И там есть один такой вопрос, который звучит буквально так: при каких условиях необходимо отринуть гуру? И вот тут все сектоведы, так сказать, падают замертво. Вот. В обморок, да? Потому что, главный их принцип разрушается. Никакого слепого следования за гуру не наблюдается. Т.е., гуру можно также легко и отринуть, если он не соответствует определённым критериям. Более того, в Ведах приводится даже пример вот этой вот гуру-тьяги, когда в 8-ой песни Бхагаватам описывается, как Бали махарадж отверг своего гуру Шукрачарью.

00:49:33 Т.е., такие прецеденты есть. Поэтому, Шрила Прабхупада объясняет, что не должно быть никакого слепого следования гуру. Ученик задаёт разумные вопросы, совершает служение. И на основе понимания, он эти отношения поддерживает.

00:49:47 Далее, по поводу вот этого мифа, что кришнаитам промывают мозги, манипулируют их сознанием, отключают у них критическое мышление. Очень просто. Открываете Бхагават-гиту, глава 18-ая, текст 63-ий. И Кришна уже рассказав всю Бхагават-гиту Арджуне, говорит: «Арджуна, а вот теперь обдумай всё хорошенько». Т.е., Кришна поощряет процесс мышления. Обдумай всё хорошенько. Не поверхностно, а именно хорошенько. И поступай как хочешь. Т.е., Он оставляет свободу за Арджуной. И, точно также, и у нас в нашем обществе. Да, есть определённые наставления и предлагается их обсуждать. Поэтому, после каждой лекции всегда обязательно вопросы и обсуждения. Нет такого, что лекция как приказ. Всё, я вам сказал, вы должны все слепо… Ничего подобного. Всегда обсуждение, сомнения, вопросы, прояснения какие-то. И, в конце концов, человек принимает своё собственное решение.

00:50:43 Поэтому, вот эта вот концепция манипулирования, абсолютного следования авторитету, это глупость. Это как это в своё время это группа то у нас была популярная «Nautilus Pompilius». В 80-ые годы у них там была песня. «Скованные одной цепью» называлась. Там была такая одна фраза. Не помню уже рифму там. Короче говоря, «где выше голов находится зад». Знаете, как вот в поклоне человек, вот головой Земли коснулся. Задница стоит у него выше, да? Вот это вот состояние, когда выше голов находится зад, вот это вот называется состоянием секты. Когда человек отключает просто мозги. Т.е., мы кланяемся для чего Богу? Для чего? Для того, чтобы склонив свой разум перед ним, за счёт этого разума потом встать (не находиться в поклоне, а встать), и действовать уже с более высоким сознанием.

00:51:30 Но секта, это обозначает, что люди в таком положении находятся, что у них зад выше головы. Т.е., скажем так, фигурально это обозначает, что у людей отключается реально мышление. Может быть, такие секты где-то и есть, я не в курсе. Вот. Но, я сейчас говорю исключительно от имени общества сознания Кришны. Здесь наоборот, так сказать, как Шрила Прабхупада сказал. Одно из его высказываний: «наша задача – это воспитывать независимо мыслящих людей». Понимаете? Независимо мыслящих людей. Ни о каком зомбировании, ни о каком каком-то таком вот поведении, тупом абсолютно, да?, речи вообще нет. Т.е., есть дисциплина. Понятное дело. Есть какое-то принятие авторитета. Оно есть везде. Понимаете? Везде. Что хотите. Идите, так сказать, в любую церковь, в любую систему, там есть какой-то старший. Да? Но свобода выбора, она всегда есть у живого существа. Поэтому, на моей истории (я больше 30 лет нахожусь в ИСККОН), не было ни одного случая, чтобы у кого-то хитростями, хитрым путём каким-то, значит, заставили отдать деньги, собственность, машину, что-то ещё.

00:52:36 И я не знаю ни одного, кто знал бы хоть один такой случай. Понимаете? Т.е., если где-то даже такое и есть, то это скорее всего абсолютно единичный случай. Поэтому, в целом, вся вот эта вот сектоведческая истерия, это по большому счёту большой мыльный пузырь. В данном случае, я имею в виду относительно ИСККОН (общества сознания Кришны). Т.е., оно не выдерживает никакой критики. Абсолютно. Вообще никакой. Потому что, этот самый Александр Ильич Дворкин, когда его спросили. Какой это был год? Не помню уже. 2009-2010. В общем, какой-то был год, когда его 6 раз за год ИСККОН в прокуратуру, так сказать, приглашал. Вот. Я сам видел документ (он даже есть), где он подписался, что в действительности он не знает ни одного случая вот такого вопиющего нарушения законов со стороны ИСККОН, ни одного какого-то серьёзного, задокументированного преступления. И он не имеет никаких претензий к обществу сознания Кришны. Это я видел сам. В прокуратуре подписанный им документ.

00:53:37 Вот поэтому, это всё мифы, страшилки, которые вот с экранов телевизоров пускаются, но при внимательном (критическом) рассмотрении, у вас есть обвинение – докажите. Понимаете? У нас, в конце концов, презумпция невиновности. Вы обвиняете в этом? Дайте хоть один прецедент. Покажите. Предъявите. Тогда можно о чём-то говорить. А так это просто некий социальный миф, который живёт собственной жизнью, который нужен, так сказать, определённым слоям для того, чтобы, ну, бороться с неугодными. Вот и всё.

00:54:09 Ну, а что касается знания, что такое Веды, знание, ну извините, Кришна говорит: «знающий меня, знает всё». Вот именно по этой причине, преданные Кришны, если они по-настоящему, серьёзно практикуют, они действительно обладают большими познаниями в разных сферах жизни. Причём, не какие-то может быть детали, а вот такое принципиальное правильное видение вещей, принципиальная правильная картина мира. Поэтому сектант – это тот, у кого всё сужается. Человек видящий, у него наоборот, всё расширяется. И эти вещи устанавливаются экспериментально.

Как развить внимательность и память?

00:54:43 Артур спрашивает. Есть ли способы развить внимательность или память?

00:54:48 Память исходит от Параматмы (от Кришны в сердце). Медитация на Параматму, развитие гуны благости постепенно. Это даёт уму покой, порядок в мыслях, концентрацию, память. Астрологи рекомендуют носить какой-нибудь там зелёный камушек на мизинце. Потому что, зелёный камень связан с Меркурием. Меркурий отвечает за память. Если память плохая, это обозначает какие-то поражения Меркурия могут присутствовать. Но, самое лучшее, это взаимодействовать с источником памяти, с Параматмой.

Как справиться с завистью?

00:55:23 Полина спрашивает. Как справиться с завистью? Это ужасное чувство гложет, мешая жить.

00:55:32 Зависть относится к одному из 6 врагов души. Есть такая концепция, «шадрипу» называется (6 врагов). Как раз, первым врагом является зависть. Потом вожделение, жадность, гнев, безумие, иллюзия. Вот эти 6 врагов. И зависть, фактически, стартовое, первое состояние, с которого вся эта цепочка начинает раскручиваться. Зависть основана на некотором комплексе неполноценности, что у меня не всё есть. Поэтому, я смотрю на других и думаю: «вот у них там лучше, мне бы так». Да? И начинаем завидовать.

00:56:13 Зависть основана на непонимании, что мы живём в мире изобилия. Завистливому человеку кажется, что он живёт в мире дефицита, что не всем всего хватает. И поэтому, вот он себя так очень остро воспринимает, что вот как-то там несправедливо обделённым, чем-то ещё. Поэтому, при помощи духовного знания эти все вопросы решаются. Если мы поймём, что мы, в действительности, находимся не просто в материальном мире, а в мире Бога, на самом деле.

00:56:43 И в этом мире существует достаточно всего. Но, у нас нету знания, как получить то, что нам необходимо. Ну, кстати говоря, необходимое то у нас есть. Как правило, зависть идёт по поводу того, что нет каких-то у нас, может быть, излишних вещей. Одним словом, зависть – это состояние, которое рождается из такого глубинного невежества. И когда человек сравнивает себя с другими в таком конкурентном духе.

00:57:15 Вот поэтому, зависть изживается служением. Изначально, это зависть по отношению к Богу. Вот потому что, кому мы завидуем? Какому-то человеку. Вот он, допустим, богаче, красивее, там что-то ещё. Вот у него там есть, у меня нету. Да? Т.е., 6 достояний Бога: богатство, сила, красота, знание, слава, отрешённость – вот 6 вещей, к которым стремятся люди. Вот. И поэтому, если я завидую, что кто-то красивее меня, кто-то сильнее меня, кто-то умнее меня, кто-то богаче меня, фактически, я косвенно вот этим вот качествам Бога, которые у этого человека по карме есть, а у меня их, допустим, нет. Да?

00:57:50 Живи праведной жизнью, получишь тоже самое. Ну, может быть, не сейчас. Может быть, с отсрочкой. Ну ничего страшного. Т.е., при помощи знания эти вещи как-то постепенно исправляются в сознании.

Что такое абсолютная реальность?

00:58:03 Александр Ринглер. Огромнейший вопрос. Вот. Ну, я вынужден его прочитать. Задаю вам вопрос по просьбе подписчика странички книги и подкаста Шиварамы Свами, администратором которой я являюсь. На следующий пост Шиварамы Свами, вопрос… Видимо, как я понимаю, видимо ему был задан, махараджу, да? Вы считаете себя правдивы? Судя по всему. Здесь непонятно составлено. Но я предполагаю, что это так. И вот ответ махараджа, что правдивость это полное соответствие реальности наших мыслей, речи и поступков. Существует много видов реальности, столько же, сколько видов живых существ.

00:58:48 Но общая реальность всей жизни имеет абсолютный характер. Таким образом, мы правдивы, когда знаем что такое абсолютная реальность. И вот был составлен некий комментарий, с просьбой прояснить выше сказанное. Комментарий-вопрос таков. Заметили ли вы, друзья мои, что в этом мире у каждого своя правда. И практически невозможно человека убедить, что он не прав. Уже прожив жизнь, я понимаю, что и нет смысла переубеждать человека. Очень чревато нажить врага. Все войны и конфликты возникают от этого разночтения жизни, понимания абсолютной реальности. Думаю, что всё зависит от уровня сознания. Так как люди в этом мире каждый на своём уровне, то согласия нет и не может быть. И что такое абсолютная реальность? Вопрос у меня давно не реализован. Кто может ответить?

00:59:48 Итак. Абсолютная реальность это реальность духовного мира, которая не подвержена разрушению, которая не уничтожается временем. Также, это реальность, она имеет один единственный центр. Это богоцентричная реальность, где совершенная личность Бога находится в центре. Все остальные живые существа занимают какое-то своё естественное положение относительно Него. Там тоже есть разнообразие в этом мире. Но это разнообразие, оно не конфликтное. Как раз оно дополняет вот это вот одно другое. Вот эта вот относительная реальность, в которой мы находимся, это реальность, где различия, они всегда будут конфликтными. Допустим, пример, вот у птицы 2 крыла. Одно правое, другое левое. И эти 2 крыла, они не конфликтуют между собой, потому что они пронизаны единым сознанием птицы. Птица знает: «мне нужно лететь туда».

01:00:45 И поэтому 2 крыла, они синхронно, так сказать, работают у неё. Но если мы, допустим, возьмём какой-нибудь парламент в какой-нибудь стране. Допустим, там двухпартийная система, да? И в парламенте представлена одна партия и другая. Между ними постоянно будет какое-то вот противоречие. Почему? Потому что, у них разное представление, разная концепция. Так вот, абсолютная реальность это реальность, где есть разнообразие. Но это разнообразие не конфликтно. Оно является таким взаимодополняющим. Вот. Это реальность духовного мира. А здесь сейчас, в нашем материальном мире, в этой относительной реальности вот этого единства нет. И это очень дорого обходится. Понимаете? Люди не понимают друг друга. Люди бояться друг друга. Они вынуждены тратить огромные деньги на вооружение, на эту самооборону, вместо того, чтобы помогать людям.

01:01:34 Вместо того, чтобы создавать нормальные условия для образования, для развития, для какой-то инфраструктуры благостной. Да? Это всё вбухивается вот в эту всю в оборонку, просто потому что у нас есть враг. Просто потому, что мы не можем договориться. Просто потому, что мы разные. Мы просто не понимаем друг друга. И мы всегда по разные стороны баррикад. Вот это вот особенность вот этой вот относительной реальности. И когда мы находимся внутри этой относительной реальности, из неё очень трудно понять абсолютную реальность. Вот. Но, тем не менее, духовное знание, духовная картина, она даёт нам некоторое представление всё-таки о том, что такая реальность существует. Иначе бы, люди не стремились к ней. Очень часто это всё носит такой характер утопии, такой какой-то сказки, да? Но эта сказка, она вполне может стать былью, если люди следуют этим высшим законам гармонии, законам Бога.

Почему демоны обладают мистическими способностями?

01:02:25 Ольга спрашивает. Почему демоны обладают мистическими способностями? Кто наделяет их этими способностями?

01:02:32 Как кто? Источник всех сил Кришна. Он же говорит: «Я один исполняю желания всех». Демоны хотят мистических сил, хотят могущества. Они совершают аскезы. Они следуют каким-то определённым ритуалам, поклоняются полубогам (Брахме или Шиве). И они получают всё, что необходимо. Вот поэтому это всё исходит от Кришны. Они являются такими же детьми Бога. Поэтому, они получают от Него тоже самое, что и другие живые существа, по той простой причине, что они являются частью Его реальности.

01:03:09 Они нужны Ему также, как чёрная краска, как какие-то вот тёмные тона, которые оттеняют другие. Приводится хороший пример, что бриллиант, он лучше смотрится на тёмном бархате. Вот точно также, святые личности и всё хорошее, оно хорошо смотрится как раз на фоне демонов, поэтому демоны, они выполняют свою роль. Нужно просто понимать, что у них есть своя роль в этом мире.

Как прогресировать в духовном развитии?

01:03:37 18-ый вопрос. Наталья спрашивает. Какие принципы нужно соблюдать в жизни, чтобы прогрессировать в духовном развитии?

01:03:46 Есть 2 всего правила основных: всегда помнить о Боге и никогда не забывать о нём. Т.е., все остальные правила, они являются слугами этих двух правил. Т.е., мы стараемся принимать прямые вещи, которые напоминают нам о Боге, поём его святое имя, поклоняемся форме, слушаем философию, описывающую Его, общаемся со своими единоверцами (садху-санга), иногда приходим в святые места, такие как храм или ездим в какие-то святые места, где мы напитываемся этой духовной энергией. Вот эти вещи, они являются основными, главными, питательными. И избегаем всего неблагоприятного, тех вещей, которые помогают нам забыть о Боге. Вот это основные принципы, следуя которым мы можем духовно прогрессировать.

Как быть богатым и не жадным, уважаемым и не гордым?

01:04:36 Елена. Легко быть непривязанным, когда ничего не имеешь. Полностью, якобы, погружён в духовную деятельность. Занимаешься прямым служением. Потом тебе помогают старшие понять, что отречение твоё искусственное. И нужно занять свою природу. Нужно идти работать, исполнять свой долг. И тут появляется хорошая работа, большой доход, положение в обществе. Но вместе с материальным успехом приходит страх потерять всё. Как же научиться иметь всё и не быть к этому привязанным? Как быть богатым и не жадным? Как быть уважаемым и не гордым?

01:05:14 Ответ может показаться вам банальным, но это единственный правильный ответ. Это понимать, что все вот эти вот блага принадлежат Богу. Т.е., мы эти вещи все получаем, скажем так, напрокат, на какое-то время. И боязнь их потерять, ну она, с одной стороны, закономерная. С другой стороны, мы же видим, что всё равно люди теряют эти вещи. Либо они их потеряли в процессе жизни, по каким-то обстоятельствам. Либо даже если они их не потеряли в течении жизни, они, в конце концов, умерли и всё равно их оставили. Они всё равно не могут их с собой забрать.

01:05:50 Т.е., понимание того, что сила времени обесценивает все вот эти вот материальные вещи, это очень хорошее лекарство, которое питает наше отречение. И в Шримад Бхагаватам говорится, что связаны 2 понятия: вайрагья (отречение) и видья (знание). Вайрагья видья. Т.е., это прямо такая устойчивая связка слов. Вайрагья видья. Т.е., если в человеке есть вот это вот духовное знание, понимание как всё связано с Богом, тогда в нём естественная вайрагья, т.е. отрешённость развивается. Потому что человек понимает, что: «то что я сейчас имею, это не моё, а данное мне напрокат». Потеряю ли я это в течении жизни, пожертвую, отдам своим детям, передам по наследству или просто, так сказать, смерть вырвет человека из этой ситуации и он пойдёт дальше, опять там с нуля. Т.е., не важно что.

01:06:43 Т.е., вот эта вот сила времени, она показывает все эти вещи. Поэтому, когда человек наблюдает в жизнях других, как говорится, Бог дал, Бог взял, он начинает понимать, что: «Тоже самое будет со мной. Сейчас я какие-то вещи имею на время. Потом это всё куда-то там уйдёт». Богиню процветания, её называют «чанчала», т.е. непостоянная. Она сегодня здесь, завтра там. Нет таких людей, которым бы удача улыбалась всегда и постоянно. И вот это вот понимание такой временной природы этого мира, непостоянства вот этого всего богатства и успеха, вот это понимание делает человека внутренне отречённым. У него может что-то быть, но при этом, он может быть к этому не привязанным. Другого здесь не существует.

01:07:29 Ну, и ещё один важный момент. Это вот, чтобы не гордиться, как быть уважаемым и не гордым, нужно чтобы всегда был кто-то выше вас. Учитель, наставник, кто-то ещё, кто мог бы нас, так сказать, при необходимости, может быть, поставить на место. Поэтому, вот эта вот способствует смирению.

Может ли непосвящённый человек готовить прасад и предлагать пищу Кришне без листьев туласи?

01:07:46 И последний на сегодня вопрос. Марина Зенкевич спрашивает. Скажите пожалуйства, могу ли я, вернее имею ли право готовить прасад? Каждый имеет право. Абсолютно. Я не посвящена, но несколько лет слушаю ваши лекции, читаю маха-мантру. И у меня есть маленький алтарь. Когда готовят прасад, читают мантры, а у непосвящённых, они не действуют. И ещё я читала, что без листочка туласи нельзя предлагать пищу Кришне, а туласи у меня пока нет. Как мне быть?

01:08:17 Все эти вопросы решаются очень просто при помощи знания. Пункт первый. Могу ли я готовить прасад, имею ли право? Абсолютно. Любой человек. Что же ему теперь, непосвящённому есть не освящённую пищу что ли? Вот. Духовное знание, оно как раз учит человека в этом плане быть самодостаточным. Т.е., вы уже сами себе священник. Посвящения формального у вас нет. У вас нет посвящения в духе панчаратрики. На уровне бхагавата марга, т.е. божественного пути, вы уже давно посвящены. Раз вы повторяете мантру, если вы читаете шастры, если вы уже поклоняетесь Кришне, вы уже имеете посвящение. Это называется «бхагавата марг». Т.е., такой простой путь, всеобъемлющий для всех. У вас нет пока официального посвящения. Это всё детали. Т.е., приходит чуть-чуть позже, так сказать.

01:09:05 Итак, вы абсолютно имеете право готовить прасад. Далее, идея что мантры у непосвящённых не действуют, большего заблуждения я не встречал. Если бы Харе Кришна мантра не действовала, зачем бы нас просили повторять до посвящения? Она действует всегда. Какая мантра не действует без посвящения. Без посвящения не действует мантра гаятри. Эта мантра, которую получают люди при брахманическом посвящении. Вот она не действует. А вам её не нужно повторять. Зачем она вам? Т.е., для предложения пищи Кришне, предложите Шриле Прабхупаде повторение его пранама-мантры, Харе Кришна мантру, и сделайте это с чувством любви, благодарности к Кришне. Всё. Вы получите прасад.

01:09:49 Что касается листьев туласи, у вас нет пока туласи по разным причинам. Не проблема. Скажите: «туласи туласи туласи». 3 раза. Всё. Туласи появится. Вот. Духовный мир, он как раз удобен, и духовная реальность удобна своей универсальностью. В имени Кришны находится Кришна. В имени туласи находится сама Туласи. Будет возможность, будет время, заведёте уже настоящую туласи. Нет – пока действуйте таким образом. Вот. Поэтому, духовное знание, оно позволяет нам решать абсолютно все проблемы, не отходя, так сказать, от места. На этом мы сегодня закончим. Большое вам спасибо. До свидания. Харе Кришна.

транскрибирование: Ильфат Рахматуллин | Зеленодольск | Татарстан | 05 July 2020
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 07 July 2020