Выпуск 17
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Харе Кришна. Дорогие слушатели и зрители нашего канала на YouTube. Я приветствую вас. Сегодня у нас 17-ый выпуск ответов на ваши вопросы. И сегодня 18 февраля 2019 года. Мы находимся в Маяпуре. Сегодня здесь отмечают праздник Нитьянанда-трайодаши. Это большой праздник для тех, кто следует гаудия-вайшнавской традиции, кришнаитов, как говорят в простонародье. Вот. И тут уже, так сказать, по-нашему лето, по местным понятиям весна. Итак, мы переходим к нашим вопросам.
В чём причина религиозного экстремизма, радикализма и терроризма?
00:00:47 Первый вопрос задаёт Азат. Предлагаю раскрыть тему «Причина религиозного экстремизма, радикализма и терроризма».
00:00:58 Врядли, конечно, в такой рубрике я смогу раскрыть её во всех деталях. Но я постараюсь объяснить сам принцип. В Бхагават-гите (в 17-ой главе, которая называется «Разновидности веры») Кришна говорит, что с одной стороны, вера это естественное состояние живого существа, потому что душа не может всё знать. Она маленькая. И поэтому, то, что она не знает, это компенсируется верой, естественным образом. Вот. Ну и, собственно говоря, мы в основном принимаем информацию на веру. Процентов 90 того, что мы узнаём, мы получаем на веру из средств массовой информации, телевидения, интернета, радио. Мы не можем всё проверять. Поэтому, вера является частью нашей жизни. Это такая, как бы ткань, по которой мы идём, невидимая ткань. Вера. Мы верим, что, скажем так, заплатив за какой-нибудь билет в интернете, мы получим этот билет, и нас пустят на самолёт.Мы верим, что банк сохранит наши деньги и прочее, и прочее. Вот. Мы верим в новости.
00:02:04 Но, как и всё в этом мире, вера может быть в разных гунах. И в зависимости от того, под влиянием какой гуны находится наша вера, такого типа религиозным ритуалам, религиозной практике, люди склонны следовать. И вот Кришна говорит о том, что вера может быть в благости, в страсти и невежестве. Т.е., вера это, скажем такое, состояние сердца нашего. И отсюда уже вытекает определённого типа религиозная практика. Т.е., религия это некая форма, в которую вера облачает себя. И вот когда мы говорим о таких явлениях, как радикализм, экстремизм, религиозный терроризм, то это совершенно очевидно, что речь идёт о деструктивных тенденциях. Потому что, это связано с разрушением. Кого-то убивают. Кого-то пугают. И т.д. И по классификации Бхагават-гиты, это всё относится к категории гуны невежества.
00:02:59 Т.е., энергетика невежества действует на человека. Т.е., люди в таком состоянии, они не способны понимать других, они не способны оценить божественного разнообразия, они не способны понять, что Бог Он как драгоценный бриллиант, у Него много разных граней. И разным людям Он открывается как-то по-своему. Это всё не для них. Т.е., вот эти вот религиозные фанатики, фундаменталисты, они рассуждают очень просто: «Кто не с нами, тот против нас. Всё должно быть так, так, так. И никак по-другому». Как в армии. Чуть-чуть, так сказать, как вот в армии, за дезертирство растрел. Да? Точно также и, предположим, человек, который где-то, как-то там проявил какое-то, так сказать, вот религиозное, не знаю, вольнодумство или свободу воли, всё, это уже, скажем, отщепенец, уже его необходимо уничтожить и т.д. Т.е., у этого явления одна общая платформа – невежество. И невежество всегда связано с идеей разрушения.
00:03:59 Вот поэтому, вот эта вот нетерпимость, отсутствие благости, неспособность терпеть других, неспособность понять других, что одного и того же Бога люди воспринимают все по-разному, в зависимости от степени их сознания, вот это вот и является основой этого радикализма. В Ведах приводится такой пример, что, допустим, небо, оно очень обширное, но каждая птица летает на своей высоте, в зависимости от её способности залетать на ту или иную высоту. Допустим, курица может пролететь там метров 5 там на какой-нибудь высоте там метр-два, больше она не может взлететь. Какие-нибудь там голуби, воробьи летают выше. Орлы ещё выше. Хотя это одно и то же небо. И соответственно, картинка у них совершенно разная, открывается им, в зависимости от высоты их полёта.
00:04:47 Точно также и духовная жизнь, она может быть разных уровней. Как вот свет может быть разной степени яркости. Лампочка 20 ватт, 40 ватт, 60, 150. Вот. Точно также, есть разная степень божественного откровения и разные люди. Все имеют какую-то веру. Но, в зависимости от гуны, которой они обусловлены, их вера будет сопровождаться большим или меньшим знанием. И чем больше знания, естественно, тем больше терпимости. Чем меньше знания, тем, соответственно, меньше терпимости. Вот поэтому, у всех этих негативных явлений здесь один только корень – гуна невежества. Как бы там это всё, за какие красивые религиозные постулаты, как бы это всё не скрывалось.
00:05:36 Вот это как в своё время, по-моему, году где-то в 85-ом Юрий Шевчук из ДДТ пел, такая песенка у него была полушуточная: «хватит трепатся, наш козырь террор». Это как бы такая вот шутка. Она, к сожалению, стала уже реальностью. Для многих людей террор это козырь. Потому что, как-то так вот по-серьёзному с кем-то воевать они не могут.
00:06:00 Но, вот такими подлыми какими-то вылазками, когда убивают, так сказать, людей, которые в общем-то никак не связаны, может быть там, ни с политикой, ни с чем. Вот и благодаря этому людей держат в страхе. Потому что, само слово террор обозначает страх буквально, по-английски «terror». Т.е., смыслом террора является не просто кого-то там убить, а они, может быть, убьют в процессе этого терракта 50-100 человек, но напугают весь мир. И в этом весь смысл террора. Т.е., держать людей в страхе. Вот есть некая какая-то сила, которая вот, если что, будет на вас воздействовать. Вот это ужасное явление, конечно, которое целиком и полностью порождено вот этим вот невежеством. И здесь нет никакого способа, кроме как просвещение. Т.е., только через возвышение сознания можно помогать людям не попадать под влияние вот таких вот тенденций.
00:06:54 Ну, а те, кто является носителями таких идей, они конечно, так сказать, подлежат уничтожению, потому что эти люди, которые уже, так сказать, пропитались всеми этими делами, они абсолютно, так сказать, уже не вменяемые. Вот. Т.е., гуна невежества, она такова. И Кришна обычно, что делает с теми, кто вот так вот демонично настроен невежеством? Он говорит: «вот таких вот злонравных и демоничных я навеки низвергаю в низшие формы жизни, из которых они не могут вырваться». Эти люди, будучи религиозными фанатиками, могут думать, что им обеспечен рай, что они ради Бога всё это сделали. Но, к счастью, это не так. И люди, которые ведут себя таким образом, именем Бога устраивая вот такие вот ужасные вещи, их назначение, конечно, предназначение не наверху, а внизу.
Почему демоны получают различные благословения от богов?
00:07:48 Ольга спрашивает. Почему демоны получают различные благословения от богов? Неужели их природа и желания не известны богам?
00:07:58 Ну, правильно Ольга написала здесь в данном случае «богов» с маленькой буквы, имея ввиду полубогов. Да. В ведической традиции многие демоны поклонялись Брахме, Шиве, которые согласно вайшнавской традиции относятся к категории полубогов, так как никто из них не является независимым. И Брахма, и Шива должны были давать им плоды их молитв, их аскез и не потому, что они не знают какова природа этих демонов. Нет. Здесь замысел шире. Дело в том, что эти демоны тоже играют свою определённую роль. И, скажем так, для того, чтобы оттенить что-то светлое, нужно иметь что-то тёмное. Как приводится такой пример, что бриллиант хорошо смотрится на фоне чёрного бархата. Вот точно также, для того, чтобы чётко мы могли здесь разделять, что есть благочестие, что есть грех, для этого и нужны вот эти контрастные натуры.
00:09:08 Это называется божественные и демонические натуры. 16-ая глава Бхагават-гиты этому посвящена. Если бы не было демонов в этом мире, тогда, фактически, этот мир, он бы, наверное, не назывался материальным. Вот для того, чтобы от этого материального мира остался статус именно материального мира, для этого должны быть те, кто живут здесь вот с такими идеями. И есть материалисты такие, ну относительно безвредные, что называется, а те материалисты, которые стали вот такими вот агрессивными, социально опасными, их называют демонами. Вот. В целом, они нужны, конечно, как художнику тёмные краски и светлые краски для создания такого вот драматизма определённого. И также ещё демоны выступают здесь, хочешь, не хочешь, может быть неосознанно, как некий стимул для духовно ориентированных людей.
00:10:02 Потому что, духовные люди смотрят на беспредельные вещи многие, которые происходят сейчас и говорят: «нет, мы бы в этом мире жить не хотели». Потому что, демоны делают мир, всю ситуацию достаточно такой взрывоопасной. Вот. И когда мы видим какую-то опасную ситуацию, мы хотим из неё куда-то убежать, спрятаться. Вот поэтому, демоны устраивают свои какие-то игры и неосознанно они выступают одним из стимулов для тех, кто хочет из этого мира уйти, потому что демоны не оставляют, так сказать, надежд на то, что здесь когда-то будет такая нормальная жизнь в этом мире.
Что значит быть честным в наше время?
00:10:41 Далее. Татьяна задаёт вопрос. Было бы интересно узнать о честности в наше время. Что значит, быть честным?
00:10:54 Честность в наше время или в другое время ничем принципиально не отличается. У честности есть свои истоки. И честность или то, что на санскрите называется термином «сатья» (принцип правдивости), он связан с правильным пониманием вещей, что мы живём в мире, который поддерживается божественными энергиями. И когда благодаря духовному знанию мы увидели это, то честностью будет такой образ жизни, который бы и показывал, что мы знаем, что мы живём в божественном мире, когда мы используем энергии Бога в служении Ему. Это будет такая практическая, высшая форма честности. В противном случае, если мы берём просто вот локальную честность (не врать, платить по счетам и т.д., и всё прочее), это выглядит вроде как честность, но если при этом мы не честны перед Богом, т.е. мы не понимаем, что мир работает на его энергиях, то эта честность будет очень похожа на честность воров.
00:11:59 Допусим, у криминальных элементов, у них тоже есть какой-то свой кодекс чести. Допустим, воры (грабители) ограбили банк, и теперь они по-честному всё делят. Т.е., это по их понятию честно. Хотя, на самом деле, то, что они награбили, это уже результат нечестности. Вот. Подобно этому, если мы вроде бы честны в своих каких-то повседневных отношениях, но у нас нет внутренней честности перед Богом, то наша эта честность примерно такая же, как у этих воров, которые по-честному делят то, что они только что украли. Понимаете? Вот такое вот несоответствие.
00:12:35 Ещё один момент есть в этом, достаточно такой тонкий, который не всегда люди правильно понимают, что честность не обладает ценностью сама по себе. Она всегда связана с чем-то более высоким. И существует такое понятие, наверняка многие слышали, как «святая ложь». Кажется, такое очень странное словосочетание. Вроде бы ложь это нарушение одного из божественных принципов, принципа правдивости. Но вот святая ложь. Да?
00:13:08 Я просто приведу вам пару примеров, когда это словосочетание обретает свой смысл. Допустим, во время второй мировой войны, когда был геноцид евреев в Германии, была ситуация, когда у одного немца спрятался его друг-еврей от всех этих, кто его искали там, преследовали. И когда полиция пришла к этому немцу, они спросили: «вы не прячете случайно никого там из евреев?». И этот немец был христианином по своим убеждениям. И он попал в такую, знаете, вилку, как говорится. С одной стороны, если бы он сейчас проявил принцип правдивости, сказал бы: «да, да, я вот прячу его той-то комнате, пожалуйста, приходите, забирайте его», тогда его друг погиб бы. Т.е., нарушился бы принцип «не убий». Он бы способствовал убийству. Но, если он соврал, т.е. совершил такой акт «святая ложь», этим он вроде бы обманул, но сохранил жизнь своему другу. Понимаете, да? Т.е., вот эта ситуация показывает, что честность это не просто какая-то самоценность или вещь в себе, она всегда связана с чем-то более высоким.
00:14:25 Точно также, в Махабхарате приводится пример того, как значит во время битвы этой между кауравами и пандавами, Сам Кришна сказал царю Юдхиштхире, который никогда в жизни не лгал, он приказал ему соврать в одной ситуации, когда, значит, на другой стороне один из воинов был Дрона. Дроначарья был практически непобедимым воином, потому что у него было оружие, которое он получил от самого Парашурамы (божественного воплощения). Т.е., он (Дрона) владел совершенно не человеческим оружием. И поэтому, он был почти не уязвимым воином.
00:14:59 Его невозможно было убить. Но его можно было деморализовать. Потому что, в этой же битве участвовал его сын Ашваттхама, которого он очень любил. И в это время убили одного слона, боевого слона, которого звали Ашваттхама. И Кришна сказал этому Юдхиштхире: провозгласи: «Ашваттхаму убили!». Потому что, это сразу же деморализует Дрону. Он оставит оружие. Потому что Ашваттхама был единственным стимулом его жизни. А Юдхиштхира был привязан к своей репутации. Он боялся солгать. И он долго колебался, но, в конце концов, он сказал: «слон Ашваттхама был убит!». И когда он сказал слово «слон», Кришна в это время протрубил в свою раковину, чтобы вот этот звук раковины заглушил слово «слон». И Дрона услышал только вот: «Ашваттхама убит». И, таким образом, он сразу же оставил оружие.
00:15:58 Всё там. Сел в медитацию. Отключился. И его убили мгновенно. Т.е., была такая, можно сказать, тактическая хитрость. Боевая. Да? Причём её простимулировал сам Кришна. Понимаете? Вот. И нам кажется, как так? По-другому было просто никак. И вот поскольку это была война. И это не просто была какая-то война за какое-то материальное богатство, а эта война определяла, какая будет власть на Земле, божественная или демоническая. То в этой игре вот такая тактическая хитрость или какая-то временная ложь, она служит высшей цели. Вот поэтому, мы видим, что, опять же, вот эта вот честность, она не существует сама по себе. Только в связи с высшим замыслом. И также, честность является фактически таким мировоззренческим принципом. Т.е., когда я понимаю, что всё в мире исходит от Бога. Вот этот вот мировоззренческий принцип (сатья или правдивость), он включает поведенческие принципы уже: аскетизм, милосердие, чистота и всё прочее.
00:17:03 Вот эти принципы, им легко следовать тогда, когда человек имеет правильное понимание. Т.е., когда он правдив в своём сердце по отношению к Богу. А если вот этой вот правдивости по отношнию к Богу нет, то сиюминутная правдивость в каких-то повседневных делах, она не плоха, она хороша, она лучше, чем её отсутствие. Вот. Но по большому счёту, мы вроде бы как честны друг перед другом, но не честны перед Богом. Это опять-же, я говорю, честность этих воров, которые ограбили банк и по-честному всё делят между собой.
Что такое второе пришествие Христа с точки зрения Вед?
00:17:37 Александр задаёт вопрос. Пока не приходилось встречать более менее чёткий и ясный ответ из точки зрения Вед на такие вопросы: что такое второе пришествие Христа?
00:17:50 Александр, вы не найдёте этих ответов в ведической традиции, потому что одна традиция другую не комментирует, как правило. Все эти традиции, они достаточно автономны. Они рассчитаны на определённый этнос, в какое-то определённое место, время и т.д. Было бы очень странно, если бы Веды что-то такое там, вот объясняли бы второе пришествие Христа. Христианство занимается этими всеми вещами.
00:18:20 Единственное, что я могу по этому поводу сказать, это то, что в любой традиции есть какие-то предсказания, которые, по идее, должны подтверждать авторитетность традиции. Допустим, в нашей гаудия-вайшнавской традиции было такое предсказание. В средние века был написан такой текст «Чайтанья-чаритамрита», это вот о жизни Господа Чайтаньи. И там говорилось, что придёт время, когда Харе Кришна мантра (святое имя Кришны) будет слышна по всему миру, в каждом городе и деревне. Буквально так сказано. И тогда, в 15-16 веках никто не понимал, как это пророчество может сбыться. Просто не понятно. Потому что, как это вот, вдруг, люди на других континентах об этом узнают.
00:19:08 Прошло время, прошло 5 веков и это всё сбылось. Теперь Харе Кришна знают по всему миру. Практически. Да? И вот это вот сбывшееся пророчество, оно показывает, что традиция не выдуманная, что это некий божественный замысел. Вот это вот пророчество подтвердилось. Да? Это вдохновляющий фактор. Когда, допустим, мы открываем «Откровение», последнюю книгу «Евангелие», это, так называемый, апокалипсис. Вот. Мы читаем там всякие разные вот эти вот тоже откровения, то да сё, то что там Христос обещал прийти и многие разные другие вещи. И многие обещания, они, как-то так, ну видимо или очевидно не сбылись. Да? И христианские теологи естественно ломали голову по этому поводу, потому что как-то же нужно из ситуации выходить. Понимаете?
00:20:02 Вот. И здесь происходит вот что. Если, предположим, допустим, не наступил армагеддон, да? Не наступил этот самый апокалипсис, который должен был вот вот вот. И вот уже 2000 лет более того и всё никак, да? И когда этого не происходит, тогда теологи пытаются это решить другим путём. Как? Они это объясняют, это, как говорится, такая субъективизация идёт предсказания. Т.е., это обозначает, что это внутри нас должно быть. Ведь каждому из нас личный апокалипсис гарантирован точно. Да? Т.е., каждый когда-то там заболеет, состарится и умрёт. Т.е., он будет сам в этих всех муках гореть и страдать, и т.д. Вот. Т.е., тогда теологи пытаются вот это вот предсказание, которое дано во вне, они пытаются его субъективизировать, т.е. говоря, что имеется в виду, что внутри каждый из нас будет вот так делать, вернее проходить через все эти страдания. И внутри каждому из нас Христос как-то там должен прийти. Ну, по меньшей мере, я так слышал. Я не специалист по христианской теологии. Вот. Но такие вот, скажем так, попытки объяснения того всего существуют.
О чипизации населения и числе зверя.
00:21:13 Далее, Александр интересуется другим вопросом. Второй вопрос. Чипизация населения. Говорится, что якобы души или люди, которые примут «число зверя» не будут иметь второго окончательного воскрешения. Не принявшие же «число зверя» (хотя как это возможно, тоже не понимаю, как не принять всеобщую чипизацию, без которой ни купить, ни продать никто ничего не сможет) будут иметь такую возможность. А именно, получат окончательное второе воскрешение. Разрешите, пожалуйста, о чём речь с точки зрения Вед.
00:21:51 Ну, во-первых, здесь много мифов, домысла. Я слышал несколько выступлений разных христианских теологов, богословов на эту тему, где практически они все (немножко с разными вариациями, но примерно одно и то же) говорят, что вот это вот «число зверя» или там «печать зверя», это всё не имеет никакого отношения к действительности и всей этой чипизации. Потому что, доходило до смешного, когда, значит, люди не хотели даже принимать этот ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика). Вот им в этом казалось что-то такое дьявольское. И теперь вот все эти банковские карты, вот, значит, биометрические паспорта, люди бояться, что дело дойдёт до чипизации, когда там под кожу вводят чип.
00:22:39 Т.е., здесь нужно понять одну простую вещь, что вот это вот внешнее какое-то там «число зверя» 666, я не очень, так сказать, понимаю, что там должно с этим всем происходить. Но это всё рождается из вцелом христианской такой дихотомии, т.е. разделения мира на 2 силы, что вот есть Бог и есть некий дьявол, который вот с Богом, значит, борется. И вот это вот «чило зверя» или «печать зверя», это что-то такое, очень могущественное, попав под влияние которого человек уже теряет какие-то божественные шансы. Это немного странно лично мне, потому что я, скажем так, в другой теологии развиваюсь, в ведической. И согласно ведической теологии этой дихотомии, т.е. Бога и дьявола, вот этого разделения не существует. В ведической концепции нет никакого дьявола. Потому что, никто не может быть равным Богу. Никто не может Ему противостоять.
00:23:41 И получается, значит, какая-то странная вещь, что если человек где-то, как-то по невежеству, не важно как, попал под это влияние, то теперь он всё уже, да? Теряет шансы на воскрешение и всё прочее, т.е. ошибка не прощается, скажем так, да? Или получается, что в этом смысле дьявол оказался сильнее Бога, что вообще достаточно абсурдно. Поэтому, в Ведах совсем другая теология, другая концепция. И в Ведах есть, конечно же, понятие о тёмных силах. Это сила иллюзии, Майей её называют там, чародейкой и т.д. Или, допустим, этот Кали. Кали пуруша, т.е. господин вот этой вот эпохи Кали-юги, когда творятся все эти бесчинства и т.д. Такой вот атеизм агалтелый. И всякие разные преступления совершаются.
00:24:26 Это всё описано. Но, смысл в том, что эти силы тьмы в нашу эпоху, они тоже являются частью более глобального плана Бога. То, о чём только что вот недавно говорили, что демоны где-то так, они способствуют тоже нашему освобождению, чтобы мы здесь особенно глубокие корни не пускали, в этом материальном мире. Т.е., это совсем другая теология, это совсем другой подход, абсолютно, к восприятию этих вещей. Что касается всей этой чипизации и т.д., ну здесь нужно понять, что мы живём сейчас в этой технократической культуре и избежать её уже не удасться. Потому что, уже у всех биометрические паспорта. Если даже внутренние паспорта, они, по-моему, не очень там как-то, хотя это тоже с элементами биометрики, то вот загранпаспорта, они все уже биометрические. Там снимают эту сетчатку глаза, во многие страны уже без отпечатков пальцев не поедешь, всё это снимают. Нужно понять почему.
00:25:27 Люди бояться идеи контроля, что, допустим, если в этом чипе содержится вся информация обо мне, то меня могут купить, продать и всё что угодно со мной сделать. Да. Такая вероятность существует. Но, вцелом, эта вот идея сбора информации и хранения на каком-то вот едином носителе, она почему существует? Потому что, в Кали-югу люди, скажем так, очень склонны к вот этому мошенническому менталитету. Подделывать что-нибудь там и т.д. Поэтому, везде понатыканы видеокамеры. Или вот собирается вот эта вот информация для людей. На самом деле, потому что люди очень склонны отклоняться от закона. Вот. И поэтому, на них приходится заводить вот такое досье, которое хранится там как-то, где-то вот на этих чипах, во всей этой биометрической, так сказать, информации. Т.е., мы думаем, что это какие-то там хитрые силы, значит, это всё пытаются сделать. Да?
00:26:26 На самом деле, сама греховная природа человека, она и побуждает вот эту всю систему именно так существовать. Никак иначе, понимаете? Хотя, с другой стороны, контроль же всегда существует. Допустим, мы узнаём… Я помню, как я был удивлён, когда я узнал, что в сердце каждого живого существа находится Параматма. Т.е., вот это вот высшее сознание, сверхсознание, Бог в сердце, который всё видит. Упадрашта и ануманта. Он даёт санкции на те, или иные действия. Т.е., я был поражён, что вот этот вот как бы встроенный монитор, он всегда есть. Но, человеку безгрешному, это не проблема. Человек греховный, он начинает бунтовать: «что это вы обо мне информацию собираете?» Потому что, ему есть что скрывать. Понимаете? Т.е., людям, которым нечего скрывать, они не бояться никакого контроля. А люди, у которых, так сказать, рыльце в пушку, они очень бояться того, что что-то там про них узнают и поэтому они к этим вещам очень болезненно относятся.
00:27:25 Вот. Поэтому, здесь вот такой вот момент, что, допустим, при помощи всех этих чипов и т.д. можно контролировать местоположение человека, как маячок. Сейчас же любой сотовый телефон (сейчас почти у всех сотовые телефоны), это как вот некий маячок, т.е. через вашу SIM-карту вас могут легко отследить, где вы есть. Понимаете? И поэтому, уже все под контролем. Все уже под контролем. Но, опять же, говорю, если человек искренне чист перед Богом, он этого не боится. Люди с мошенническими склонностями, им конечно, есть чего бояться, но смысл в том, что вот эта вот чипизация, она может до определённой степени контролировать местоположение человека, его физического тела и т.д. но, она не способна контролировать душу. Вот поэтому, эти все вещи, все технические новшества, они могут немножко звучать страшновато. Да? Но, они на вопросы освобождения души, очищения души, вообще никак не влияют.
00:28:24 Вот потому что, чип, он может быть максимум в теле или там в вашем паспорте, или в вашем телефоне, или в вашей банковской карточке. Вот. Но душа, она, так сказать, с совсем другой реальностью связана. Поэтому, если мы практикуем духовную жизнь, это как бы такая прошивка сознания при помощи духовного знания. Всё. Мы связаны с Кришной. Все остальные эти вот системы контроля и т.д., они уже не имеют большого значения. В конце концов, Кришна (Парамишвара), высший контролирующий. Если мы связаны с ним, тогда все остальные контролирующие более низкого порядка, они уже не могут иметь такой власти над нами. Или даже, если они имеют её над телами, они не имеют её над душой. Поэтому, здесь волноваться не о чем.
Как Веды объясняют убывание и возрастание диска Луны?
00:29:15 Алина. Скажите, пожалуйста, как Веды объясняют убывание и возрастание диска Луны?
00:29:23 Здесь всё очень просто. Это ничем не отличается, собственно говоря, от обычного астрономического объяснения. Единственное, что здесь нужно понять, что мы находимся на Земле. Поэтому, Земля принимается за точку отсчёта, за центр. Вот. И с нашей точки зрения, Солнце крутится вокруг Земли по Зодиаку. Луна крутится вокруг Земли по Зодиаку. Луна обходит Зодиак за лунный месяц (27 с небольшим дней). Солнце обходит Зодиак за год. И поскольку скорость движения Луны и Солнца разная, то вот здесь наблюдаются такие вот интересные фазы, что, допустим, когда Солнце с Луной соединились, поскольку Луна быстрее двигается. Это, значит, начало нового месяца. И потом Луна начинает обгонять Солнце. Она от Солнца уходит всё дальше, дальше, дальше. И когда она ушла в максимальную точку от Солнца, это называется Пурнима или полнолуние. Т.е., Луна полная, да?
00:30:21 Вот. Ничто, так сказать, больше на неё не бросает тень. Т.е., она находится прямо в противоположной точке от Солнца. И потом, она начинает, опять, так сказать, приближаться. Её траектория приближается, приближается к Солнцу. Это называется фазой убывающей Луны. И когда она подходит к максимально близкой точке Солнца, это называется «амаваси», т.е. новолуние, когда Луну практически не видно. Т.е., объяснение всё то же самое. Т.е., за счёт разной скорости движения Солнца и Луны, вот эти вот, скажем, они же по орбитам двигаются. Поэтому, когда Луна от Солнца на одной прямой линии, она полная, целая. Да? Или когда она максимально далеко на прямой линии. Когда она максимально близко на прямой линии, это называется, как раз, амаваси (новолуние), когда её не видно. А когда она, так сказать, по дуге уходит, так сказать, от Солнца либо в точку максимального удаления, либо по дуге приближается к нему, тогда мы видим её не полной, а видим только какую-то определённую фазу. Т.е., ту её грань, которую освещает Солнце.
Как излечиться от аллергии?
00:31:28 Наталья спрашивает. У меня аллергия больше 15 лет, и никакие лекарства мне не помогают. Понимаю, что это скорее всего на психологическом уровне. Как избавиться от неё? Как мне понять, что изменить в себе, чтобы она прошла?
00:31:48 Я не врач. Я не имею никакого морального права давать вам какие-то медицинские советы без медицинского диплома. Я скажу просто общие вещи. Аллергия обозначает повышенную реакцию организма на какие-то внешние агенты, будь то пыльца каких-то растений или шерсть животных, или тополиный пух и т.д. Т.е., в строгом смысле слова, такая вот очень сильная реакция организма обозначает, что защитные силы организма снижены. Т.е., это ослаблена вот эта вот иммунная система. Т.е., организм не защищён в должной степени. Вот это один момент.
00:32:30 Второй момент, какая-то, может быть, предрасположенность из прошлой жизни по разным причинам. Я в таких случаях обычно рекомендую глубинную очистку организма, которая называется «панча-карма». Это вот такая классическая аюрведа, которая очищает организм на клеточном уровне. Сейчас я об этом подробно рассказывать не могу. Это достаточно долгая, так сказать, тематика, сама по себе. Вы можете послушать мой семинар «Ведическая концепция здоровья». Там я эти вещи более подробно объясняю. Вот это может дать глубинную очистку организма, усиление иммунитета, и как следствие, аллергия может исчезнуть или стать меньше, по меньшей мере.
Что такое «момент смерти»?
00:33:11 Елена М. задаёт вопрос. Поясните, пожалуйста, что такое «момент смерти»? Спрашиваю относительно вашего ответа в 9-ом выпуске, когда вы сказали, что некоторые люди испражняются в момент смерти. Моя бабушка так ушла, но я хочу верить, что это случилось после момента смерти. Или это не так? Говорят, что практически все так уходят.
00:33:35 Понятно, что верить хочется всегда в хорошее, но кроме веры ещё есть знание. И вот этот процесс, так сказать, опорожнения, он происходит тогда, когда воздушные потоки в теле (так называемые, праны) выталкивают все эти субстанции из кишечника, из мочевого пузыря. Согласно Ведам, в нашем теле есть 10 пран. 5 входящих, через которые мы получаем энергию и благодаря которым действуют наши познающие чувства (слух, зрение, обоняние, вкус, тактильное ощущение) и 5 пран исходящих, которые связаны с нашими деятельными чувствами (руки, ноги, язык в форме речи, анус, гениталии). Т.е., выделительная система тоже работает на этих пранах.
00:34:26 Поэтому, когда происходит вот этот вот, как говорится, акт опорожнения, это обозначает определённая прана срабатывает. В частности, это, так называемая, апана-ваю. Апана это прана, которая от пупка вниз идёт, как раз вот выталкивает все эти субстанции. Происходит сокращение кишечника, и тогда всё это выходит наружу. И также, с этими пранами в момент смерти выходит душа. Потому что, Веды описывают это всё, есть в 4-ой песне Шримад Бхагаватам такая аллегорическая история про царя Пуранжану, где тело описывается как город с 9-ю вратами (навадвара-пури, город с 9-ю вратами). И душа это как вот такой наслаждающийся в этом теле. И в момент смерти, вот этот вот 5-ти главый змей, т.е. эти вот 5 пран это вот как-бы змей такой, он покидает тело с последним выдохом, что называется. Но этот выдох не всегда бывает через рот или через нос.
00:35:24 Бывает так, что вот эта вот прана последняя, она выходит как раз через нижние центры. Это происходит в тех случаях, когда живое существо, к сожалению, отправляется в низшие миры. По поводу того, что почти все так умирают, не все. Я согласен, что наверное… У меня нет статистики, конечно, но судя по Кали-юге, да, многие живые существа идут в низшие формы жизни. Те же, кто ведут возвышенный образ жизни, их сознание уходит наверх и соответственно вот эта вот нижняя прана не сокращает выделительную систему. Поэтому, соответственно, этого испражнения не происходит.
Как можно убедиться в том, что писания имеют высшее происхождение?
00:36:05 Борис задаёт вопрос. Как можно убедиться в том, что писания имеют высшее происхождение, а не созданы по заказу политиков для присмирения общества?
00:36:20 Это можно проверить практически. Если человек изучает писания, и не только изучает, а практикует их, то меняется его жизнь. Предположим, вещи какие-то выдуманные, они не меняют сознание в лучшую сторону, по меньшей мере, и не приводят к практическим изменениям на уровне поведения. Допустим, как доказать, что божество в храме это не идол какой-то, сделанный из камня, металла или дерева, а что это реально форма Бога? Очень просто. Когда человек поклоняется этой форме, меняется его сознание. Если вы просто поклоняетесь телеграфному столбу или там какому-нибудь бюсту Ленина, или кого-нибудь ещё, этих изменений не будет происходить. Т.е., здесь всё практически работает. Т.е., если я читаю писания (слушаю писания), и у меня начинает развиваться возвышенный образ мыслей. Теперь этот возвышенный образ мыслей уже влияет на моё поведение, в возвышенный образ жизни превращается. Вот это и есть доказательство того, что писания пришли свыше. Если бы они не пришли свыше, они бы не возвышали нас.
00:37:35 Т.е., сам факт возвышения сознания, который происхдит от чтения писаний, говорит о том, что они свыше пришли. Всё то, что придумано умами людей здесь на Земле, оно и сознание наше здесь на Земле оставит. Понимаете? Если я читаю какой-нибудь, может быть, даже талантливый роман, написанный каким-то талантливым человеком, очень интересно, очень увлекательно всё читаю, но моё сознание не покидает этих вот пределов этого материального мира. Когда же читаешь священные писания, они расширяют сознание. Понимаете? И не только просто это субъективная вещь (сознание), у человека уже начинают развиваться другие качества. Поэтому, если религия основывается только на вере, и нет знания, и нет практики, тогда можно заподозрить такую веру в некой умозрительности. Да? Но когда к вере прилагается знание, и к знанию прилагается практика и человек меняет реально свои качества и образ жизни, вот это и является показателем, так сказать, того, что процесс реально работает.
00:38:36 Может быть, вы слышали или видели даже, фильмы эти были о воде. Значит, про эксперимент вот этого японского учёного Эмото Масару, когда он над водой произносил какие-то то молитвы, то какие-то слова, то негативные, то позитивные, и потом эту воду замораживал и потом фотографировал эти кристаллы, то, допустим, те кристаллы воды, над которыми произносилась какая-то определённая молитва, они очень такие гармоничные, красивые. Там, где какой-то негатив, так сказать, то соответственно наоборот, те кристаллы очень такой дисгармоничной формы. Поэтому, всё то, что меняет наше сознание в позитивную сторону, обозначает, что оно пришло свыше. И теперь, при помощи этого уже возвышенного сознания, мы можем преображать мир вокруг себя. Т.е., фактически, мы можем превращать материю в дух.
00:39:33 Когда люди освящают пищу, пожалуйста, допустим вот этот вот фотоаппарат Кирлиана, который фотографирует биополе, капля воды, у неё одно биополе. Капля освящённой воды, у неё совсем другое биополе, значительно больше. Т.е., это обозначает, что духовная энергия, она реальна. Она даже влияет вот на, так сказать, биологические процессы. Духовная энергия берётся откуда? Из духовного мира. И священные писания, это один из агентов или, скажем так, один из интерфейсов, или один из носителей, через которые проявляется эта высшая энергия. Т.е., священные писания, там определённый звук в определённых формулировках, который корректирует, возвращает сознание наше в изначальное духовное состояние. Это практикой проверяется.
Можно ли носить на шее кроме кантхимал ещё и другие украшения на серебряной цепочке?
00:40:24 Олег спрашивает. Если есть возможность, ответьте на такой, может быть, не совсем серьёзный вопрос. Можно ли носить на шее, кроме кантхимал (кантхималы это вот такие вот бусы из дерева Туласи) ещё и серебряные изображения Кришны, Радхарани, коровы на серебряной цепочке? Я уже купил, и вот не знаю, можно ли повесить на шею?
00:40:54 Обычно вайшнавы носят кантхималы. Это бусы из Туласи, потому что Туласи, её называют ещё носителем бхакти. И Туласи защищает человека и от всяких дурных сновидений, и от беспокойств ума. И в конце концов, она наделяет бхакти, даёт бхакти (преданность). Этого достаточно. Если вы повесите тут же изображение Радхи и Кришны, для чего? Как украшение, вряд ли. Если вы хотите, чтобы Радха и Кришна полностью присутствовали, нужно понять одну простую вещь. Радху и Кришну мы помещаем в те места, где абсолютная чистота. Иначе Им, придётся, так сказать, нюхать, уж извините, пот вашего тела. Поэтому, обычно Радху и Кришну мы ставим на алтарь, там где чистота, там мы предлагаем им не, так сказать, запахи своего тела, а мы предлагаем им цветы или там благовония и т.д.
00:41:56 Поэтому, скажем так, с Радхой и Кришной, я бы, честно говоря, повременил. Нашёл бы им какое-нибудь другое применение. Потому что, если мы служим Кришне, то мы должны делать всё то, что приятно для Кришны. Т.е., в этом смысле нет необходимости вот эти изображения Радхи и Кришны наносить. Т.е., есть некоторые символы. Знак тилаки, допустим, как у меня на лбу. Этим знаком тилаки украшают 13 точек в теле: на груди, на руках, на спине… Потому что, этими тилаками украшают храмы Вишну. Это обозначает, что тело это храм и внутри этого храма находится Параматма (Бог). Обычно вайшнавы ограничиваются вот такими украшениями.
По какой причине Кришна не создал никого равного себе?
00:42:51 Оксана задаёт вопрос. По какой причине Кришна не создал никого равного себе или того, кому действительно может проиграть? Никто также не может развиваться до Его уровня самостоятельно.
00:43:07 Я вот всегда думаю, а вот если Кришна создал бы кого-то равного себе, тогда кто-то задал бы вопрос: «А зачем Кришна создал кого-то равного себе?». Т.е., что не сделай, всегда кто-то будет недоволен, к сожалению. И вот такие вопросы появляются. Итак, если бы кто-то был равен Ему, тогда всегда существовал бы риск выхода системы из равновесия. Потому что, мог бы наступить хаос, вследствие того, что этот кто-то, равный Ему… Если он такой-же благодетельный, тогда зачем это, плодить таких же?
00:43:42 Если он имеет шанс стать не совсем, так сказать, благодетельным, тогда мир находится в опасности от такой ситуации. Или у этой личности появились бы какие-нибудь свои там тоже последователи и был бы какой-то неизбежный конфликт. Поэтому, богоцентричная модель (с одним центром), она имеет больше достоинств. Она делает мир более стабильным. И живому существу нет необходимости развиваться до уровня Бога. Вот этот вопрос, он сам по себе уже имеет подоплёку: «хочу быть Богом». Потому что, если бы такой подоплёки не было, и вопроса бы такого не было. Но вот, тем не менее, Оксана задаёт вопрос.
Являются ли игры Кришны настоящими?
00:44:22 Дальше мысль развивается. Прочитаем. Не являются ли Его игры, в таком случае, ненастоящими, в отличие от людских, где один реально слабее другого?
00:44:33 Как раз игры Бога являются настоящими, в отличие от наших игр, которые, прямо скажем, глуповаты и никого не возвышают. Настоящие игры Бога, почему настоящие? Потому что, они реально способствуют развитию живого существа, когда мы об этом слушаем. Более того, может быть, у вас не совсем правильно сложились впечатления, что игры Бога только там, где Он демонстрирует своё абсолютное превосходство, что Он победил всех демонов там, то да сё, Он свою силу демонстрирует. Может быть, вы думаете, что это игры Кришны? Да. Есть такие игры Кришны.
00:45:10 На самом деле, Бога больше занимают совсем другие игры Кришны, в которых Он (может быть, вы удивитесь), играет второстепенную роль. Кришне значительно больше нравятся игры, где Он играет роль маленького ребёнка, ставя себя в зависимость от своих, так называемых, родителей. Ему нравится, когда Его возлюбленная Шримати Радхарани где-нибудь там даже обижается на Него, ругается на Него, уходит от Него и он чувствует себя, скажем, брошенным, переживает. Вот эти игры привлекают Его куда больше, чем игры творения, где Он проявляет своё могущество или где Ему там нужно убивать каких-то там демонов.
00:45:48 Все Его игры хороши. Они все, так сказать, благоприятны для нас. Они все имеют свой смысл. Но нужно понять вот эти моменты. Допустим, Кришна явился в этом мире в необычной ситуации, когда Его вот эти вот родители Васудева и Деваки, они находились в тюрьме. И, значит, когда Кришна явился в полночь, то под влиянием Его внутренней энергии Йога-майи все стражники уснули, все ворота открылись. И Его отец Васудева в какой-то корзине Его на голове перенёс через реку Ямуну во Вриндаван, оставил Его. И там Кришна уже, так сказать, рос, проявлял Свои дальнейшие игры. Вот. Т.е., Кришна поставил себя в зависимость. И вот эти игры приносят Ему особое наслаждение. Понимаете?
00:46:36 Поэтому, не нужно думать, что Кришна своими играми просто унижает нас, показывая нам Своё, якобы, превосходство. А мы тут такие все забитые, зачуханные, не можем там до Его уровня подняться. Это абсолютно неправильное понимание Его игр. Это, вернее, однобокое очень понимание. Вот поэтому, если мы расширяем своё понимание, что такое игры Кришны, тогда картина будет выглядить совершенно иначе.
Почему Бог не создал абсолютный выбор, где можно быть счастливым без Него?
00:47:02 И дальше Оксана продолжает спрашивать. Почему Он не создал абсолютный выбор, где можно быть счастливым без Него? Через болезненный опыт своего выбора мы возвращаемся назад, иначе многие предпочли бы жить отдельно.
00:47:22 Да, это нормальный вопрос обусловленной души. Хотим царство Бога, но без Бога. Да? И требуем от Него абсолютного выбора. На самом деле, Он создал возможности. Допустим, освобождение в Брахмане. Всё. Вроде бы как живое существо свободно, наслаждается вечным полётом и свободой, не давит на него никакая карма. И, вроде как, и с Богом впрямую не связан. Не надо Ему служить и т.д.
00:47:51 Есть Била Сварга (подземный рай), где живые существа очень долго живут, где они счастливы. Это не традиционный рай (Сварга), а Била Сварга. «Била» это значит под Землёй, ниже уровня Земли они находятся. И вроде они там счастливы. Но, всё дело в том, что живое существо никогда не будет вот до конца этой концепции само то счастливо. Поэтому, счастье без Бога в том мире, где мы зависимы от Его энергии, ну как оно может быть. Понимаете? Т.е., где бы вы не находились, в Брахмане, в материальном мире, в духовном, всё равно же Его энергии. Вы пьёте воду, вы ходите по Земле, вы дышите воздухом, там какую-то пищу едите. Это же всё Его энергии. И при этом вы требуете себе счастья без Бога. Ну это что такое? Это просто послание с уровня ложного эго. Это болезненное желание быть независимым.
00:48:47 Он может нам дать возможность забыть о Нём и побыть какое-то время счастливыми. Да? Вроде как без Бога. Но, в высшей перспективе, в перспективе вечности это уже невозможно. Поэтому, не думайте, пожалуйста, что Он не создал альтернатив. Он создал все разные, так сказать, варианты. Но просто сейчас вы находитесь в таком состоянии сознания, которое побуждает вас задать такой вопрос и которое побуждает вас думать, что где-то Он в чём-то там не справедлив. На самом деле, всё что Он делает, исключительно для нашего блага. Но мы не всегда это благо в обусловленном состоянии можем понять. Также, как вот, допустим, ребёнок думает: «чё ко мне родители прицепились со своими правилами и т.д. Пойдука я жить отдельно от них». Да? Но реально он не может жить от них отдельно. Вот этот вот бунт его такой юношеский и желание самоутверждения, оно побуждает его так думать. И вот ваш вопрос, уж простите, он тоже таким вот бунтарским духом пронизан и через который слышан голос ложного эго: «Я хочу быть независимым». Ну как можно быть независимым от Его энергии? Мы живём в Его мире. Понимаете?
С какого момента человека можно считать преданным?
00:49:59 Галина говорит. Скажите, пожалуйста, с какого момента человека можно считать преданным?
00:50:06 В Чайтанья-Чаритамрите приводится история, когда Господу Чайтанье задавали этот вопрос неоднократно. И в первый раз Он ответил: «тот, кто просто хотя бы один раз повторил святоя имя Харе Кришна, его можно считать преданным». Через год к Нему опять обратились с таким же вопросом. Он говорит: «тот, кто постоянно воспевает святое имя, его можно считать преданным». И через год Его опять спросили об этом. Он говорит: «тот, в чьём присутствии люди начинают воспевать святое имя, вот он настоящий преданный». Т.е., Он давал разные уровни ответа. Потому что, есть разные градации преданных. В строгом смысле слова, духовная жизнь начинается с уровня веры (называется «шрадха»). И её кульминация, это Кришна према (чистая любовь к Богу). 9 ступеней.
00:50:55 И между ними есть вот определённые градации и центральной ключевой точкой является, так называемая, анартха-нивритти. Анартха-нивритти – это этап очищения сердца. И вот когда человек прошёл от веры через практику через вот эту вот анартху-нивритти и уже находится на уровне твёрдости, духовного вкуса, полной вовлечённости в процесс, вот с этого уровня его преданность становится уже необратимой. Вот это уже настоящий преданный. До момента, пока человек не прошёл ступень анартха-нивритти, он пока ещё кандидат в преданные. Т.е., поэтому его преданность обратима. Также как, допустим, студент поступил в университет. Всё, его зачислили. Там он уже в процессе находится. Но, чтобы получить диплом и стать специалистом, ему нужно пройти весь процесс до конца. Понимаете? Если он там где-то у него какие-то долги, хвосты, что-то там он не сдал, он вроде бы в системе находится, но реально он не следует этим вот определённым правилам и поэтому он до диплома не дотягивает. Понимаете?
00:51:57 Вот поэтому, начать преданное служение, это как поступить в университет. Но студент, он потенциальный специалист и потенциальный выпускник. Но для того, чтобы стать выпускником реально, нужно пройти весь процесс до конца. Поэтому, люди, которые прошли вот анартха-нивритти уже, очистили сердце хотя бы процентов, не знаю там, 70-80-90, т.е. грех не мешает им практиковать преданное служение. Т.е., они больше не являются уже рабами дурных привычек. Вот это уже, можно сказать, такие утвердившиеся преданные. А так, вцелом, чтобы дать нам надежду, ну любой преданный, который повторяет святые имена, уже считается преданным. Любой человек.
Какую мантру следует прочитать перед чтением Бхагават-гиты?
00:52:38 Галина спрашивает. Какую мантру нужно (можно) читать перед чтением Бхагават-гиты, Шримад Бхагаватам, Нектара преданности и т.д. человеку начинающему, не имеющему пока учителя?
00:52:52 Если вы читаете шастры, книги Шрилы Прабхупады, это обозначает, что вы установили связь со Шрилой Прабхупадой как со своим шикша-гуру. Т.е., как с учителем, дающим наставления. Поэтому, когда вы говорите «не имеющий учителя», вы подразумеваете, что у вас нет пока официальной дикши, но раз вы уже читаете книги, значит, вы уже учитесь, уже шикша есть, поэтому, учитель есть. Вы не можете учиться без учителя. Понимаете? Т.е., такого не бывает, чтобы процесс обучения был без учителя. Если даже человек сам по себе сидит, просто книгу читает, но эту книгу же кто-то написал. Если он принимает всё это, чё-то там он цитирует, для себя выписывает, заучивает, это уже обозначает, что он учится. Понимаете? Учится у учителя. Т.е., учиться без учителя невозможно. Вот поэтому, Шрила Прабхупада как шикша-гуру, он у вас есть уже.
00:53:40 Какие мантры? Перед Шримад Бхагаватам, Бхагават-гитой обычно читают мантру: «Ом намо бхагавате Васудевая», чтобы Кришна вошёл в наш разум. Вы можете «Харе Кришна» мантру прочитать, можете перед ней прочитать панча-таттва мантру (Шри Кришна Чайтанья Прабху Нитьянанда Шри Адвайта Гададхара Шри Васади Гаура Бхакта Вринда). Вот. Т.е., этого достаточно вполне.
Верно ли, что родители отрабатывают карму своего ребёнка до достижения им 14 лет?
00:54:04 Наталья спрашивает. Если карма начинает «прогрессировать» с 14 лет, значит ли это, что до этого возраста неправомерные действия родителей по отношению к этому ребёнку влекут отягощение кармы родителей? Или всё-таки ребёнок «отгребает» с самого рождения последствия своих действий в прошлых жизнях?
00:54:32 В 14 лет ребёнок, его разум созревает, и он начинает нести уже социальную ответственность. Ему дают паспорт. И уже его могут привлечь к уголовной ответственности, в том числе. Т.е., человек начинает осознанно создавать карму этой жизни и будущей жизни уже после 14 лет.
00:54:53 До той поры, все действия, которые он совершает, за них несут ответственность его родители. Если ребёнок разбил в школе окно, вызывают родителей. Они платят, а не он. Что касается получения кармы, то получает карму ребёнок буквально с первым мгновением. Он родился уже, и всё, карма пошла, из прошлой жизни он начинает её получать. А осознанно начинает создавать карму после 14 лет. Отвечать уже за свои действия. Что касается родителей, неправомерные действия родителей по отношению к этому ребёнку влекут отягощение кармы роделей, конечно да. Потому что, родителям явно больше 14 лет. И поэтому, все действия, которые совершают они, они за них и несут ответственность.
Почему некоторые духовные люди в возрасте оставляют семью как Шрила Прабхупада и отстраняются от материального мира, а некоторые духовные учителя уходят из жизни, будучи семейными людьми?
00:54:40 Вероника спрашивает. Скажите, пожалуйста, почему некоторые духовные люди в возрасте оставляют семью как Шрила Прабхупада и отстраняются от материального мира, а некоторые духовные учителя уходят из жизни, будучи семейными людьми? От чего это зависит? Есть ли в этом привязанность к материи, и кто это решает?
00:56:04 Всё зависит от масштабов миссии учителя. У Шрилы Прабхупады была очень большая миссия, которая врядли бы осуществилась, если бы он оставался семейным человеком. И поэтому, Кришна так всё устроил, что он ушёл из семьи. Побыл какое-то время ванапрастхой. Потом принял уже монашество (саньясу), и отправился в Америку. Если бы он этого не сделал, где мы сейчас все с вами были? Непонятно. С другой стороны, в ведической культуре существует понятие «гуру-патни». «Гуру-патни» это обозначает жена духовного учителя. Т.е., согласно ведической традиции, у учителя может быть жена. Это обозначает, что он может быть семейным человеком. И если у учителя нет какой-то большой масштабной миссии, если он не такая крупнокалиберная личность как Шрила Прабхупада, то он может жить в своём ашраме. Там какие-то могут быть у него ученики учиться или приезжать, что-то ещё.
00:57:01 Т.е., он может вести такой, более осёдлый образ жизни, без путешествий. Это зависит во многом от индивидуальной природы человека. Кому-то нравится передвигаться (саньяси). Человек принял саньясу (отречение), значит всё, вот он постоянно должен быть в движении. Потому что, для саньяси обрасти привязанностями, это неприемлемо. Вот. А семейного уклада люди, для них это как-бы норма, но, естественно, что, даже если они не принимают саньясу внешне, они развивают внутреннюю тьягу, т.е. отрешённость внутреннюю. Они принимают эти вот условия ашрама, допустим, дом там, какое-то хозяйство просто как площадка для обучения учеников. Вот в этом смысле они это принимают, а не как место для своего наслаждения.
Поясните цитату из Шримад Бхагаватам 1.10.13: «Их сердца таяли в сосуде влечения к Нему»?
00:57:48 Далее, Галина задаёт вопрос по Шримад Бхагаватам. Первая песня, десятая глава, текст тринадцатый. Приводится цитата: «Их сердца таяли в сосуде влечения к Нему». В комментариях нет объяснения. Что подразумевается под «сосудом»?
00:58:04 Это цитата из главы, когда преданные из Хастинапура провожали Кришну. Кришна уезжал в Двараку уже, после того как вся эта эпопея с Курукшетрой закончилась. И вот, значит, они стояли, Кунти, Гандхари и другие. И провожали Кришну. И вот они смотрели на Него. И здесь говорится, что вот их сердца таяли в сосуде влечения к Нему.
00:58:29 Что за сосуд имеется в виду, да? Идея такова. Это, конечно, образное выражение. Сердце часто сравнивается… Вернее содержание сердца, эмоциональное состояние сердца сравнивается с маслом. Масло может быть в таком твёрдом состоянии, может быть в расплавленном состоянии. Если мы хотим масло расплавить, его обычно кладут в какой-то сосуд, в какую-то кастрюлю, её ставят на огонь и там оно, значит, плавится. И в этом смысле, можно сказать, что сердце как вот некий сосуд и в нём эмоция находится какая-то.
00:59:04 И когда эти души смотрели на Кришну, то их эмоции, их сердце таяло буквально от любви к Нему. Т.е., это образное такое выражение, которое просто показывает, что когда преданный смотрит на Кришну, то его вот это вот эмоциональное состояние (сосуд и сердце), оно становится таким очень мягким. Там написано буквально «снеха» на санскрите. «Снеха» обозначает смягчение. Т.е., сердце становится очень мягким от взаимоотношения с Кришной.
Что делать, когда родственники постоянно пытаются накормить моего ребёнка мясом?
00:59:37 Марина задаёт вопрос. Мы с мужем и дочерью, которой 8 лет, ведём ведический образ жизни. Родственники постоянно пытаются накормить дочь мясом. Как нам себя вести?
00:59:51 Ну, а вы пытайтесь постоянно накормить их прасадом. Так у вас будет соревнование. Они будут пытаться дочь мясом, а вы их пытайтесь прасадом. И, в конце концов, я думаю, что Кришна победит. Понятно ваше желание защитить дочь от этих всех негативных влияний. И также понятно их желание, потому что они думают вот в своём состоянии, что мясо это благо, что в мясе там какая-то сила есть. Так действует невежество, да? Хотя если посмотреть, то самые сильные животные слоны, быки, лошади такие очень тягловые, да? Никакого мяса не едят, силы достаточно.
01:00:28 Но мы выросли в такой культуре, где вот эта иллюзия очень сильно распространена. Поэтому, родственники, они, конечно же, желают блага дочери, пытаясь накормить её мясом, пока действует эта иллюзия. Нужно относиться к ним терпимо, но при этом, так сказать, тоже действовать их же средствами, пытаясь их накормить прасадом. Больше ничего делать не надо.
За какой грех человек получает такую болезнь как псориаз?
01:00:53 Марина спрашивает. За какой грех человек получает такую болезнь, как псориаз? Как избавиться от страданий тела?
01:01:02 Ну, во-первых, нужно понять, что тело это храм болезней. Аюрведа так говорит: «шарира рога мандира». Тело есть храм болезней. Поэтому, вы полностью от этого не избавитесь. Ни одно, так другое. Вот. Что касается псориаза, то вот это вот поражение кожи, которое сопровождается зудом. Эзотерическая причина такова, что кожа выполняет роль покрова. Т.е., она покрывает. Она защищает тело, мышечную ткань. И вот эта вот такая повышенная чувствительность кожи означает, что человек не чувствует себя достаточно защищённым. Т.е., на таком более глубинном уровне. И получается, что у него не совсем правильно выстроено взаимодействие с окружающей средой. И поэтому он очень болезненно реагирует на всякие эти разные моменты, которые выражаются на коже.
01:02:06 Поэтому, вот эти вот границы безопасности у человека могут быть неправильно выставлены. Т.е., совершенно очевидно, что ему нужно больше внутренней уверенности, которая приходит не через какую-то там аутогенную тренировку: «я спокоен, я совершенно спокоен, всё хорошо». Не такие вот глупости. А ощущение защищённости, которое приходит из реального духовного знания. Понимаете? Которое приходит через контакт с Богом. И когда вот это вот чувство глубокой защищённости появляется, тогда это чувство защищённости, оно проявляется также и на кожном покрове. Оно уже, так сказать, не столь восприимчиво ко всем этим воздействиям. Конечно, можно говорить там и о неправильном питании, то да сё, но это всё уже более поверхностные причины. А более глубинные причины, они всегда находятся в психике человека.
Стоит ли вайшнавам отмечать Новый год? Можно ли одевать Божества в тематическую новогоднюю одежду?
01:03:05 Роман задаёт вопрос. Стоит ли вайшнавам отмечать Новый год? Если да, то как? Можно ли одевать Божества в тематическую новогоднюю одежду?
01:03:18 Вайшнавы разные бывают. Если человек живёт, так сказать, «в ногу» с этим материальным миром, этими реалиями материального мира, тогда, скорее всего, он будет отмечать новый год. Если человек полностью, так сказать, уже своим сознанием вне времени и пространства, для него все эти какие-то временные циклы, год прошёл там или что-то ещё, это не имеет такого большого значения. Что касается Божеств и новогодней одежды, ну чисто ведическая традиция такова, что, допустим, в Индии наступление зимы (это происходит где-то в декабре) называют (день такой) «одана-шаштхи».
01:03:58 Это когда одевают на Божества дополнительные чадары такие (накидки шерстяные) согревающие. По поводу одевания Радхи и Кришны, не знаю там, в костюмы Деда Мороза и Снегурочки, я бы, честно говоря, воздержался. Потому что, это уже такое, немножко искусственное скрещивание вот этих разных культур. В этом нет никакой необходимости. Поэтому, культура, она всегда является проявлением знания определённого. И знание имеет свой источник. Изначальным знанием и источником являются Веды. Все вот эти вот истории про Деда Мороза и всё прочее, это уже такая, мифологизация, что называется. Поэтому, вроде бы как ничего такого страшного особенного нет. С другой стороны, фактически, то, что мы признаём, принимаем все эти мифы, это обозначает, что нам не хватает просто знания. Поэтому, если у нас есть знание, этого достаточно. И уже мифам нет необходимости давать свободу такую.
Любопытство во всех областях жизни приводит к растеканию внимания и потере времени, но ведь оно также необходимо для того чтобы иметь широкий кругозор?
01:05:06 Алиса задаёт вопрос. Необходимо быть достаточно эрудированным, чтобы отвечать на вопросы. К тому же, много интересного и любопытного. Это с одной стороны. Хотя, это приводит к растеканию внимания и утеканию времени. С другой же, необходимо копать в глубину и не упускать из внимания цель. Как же поступать?
01:05:31 Если эрудиция и разные детали уводят от сути, тогда это будет просто такое мирское любопытство и не более того. А если копание в деталях как раз приводит к тому, что мы начинаем понимать присутствие Бога повсюду, тогда здесь нет никакой проблемы. Допустим, если вы просто изучаете физику, изучаете мир, изучаете атомы. Если вы узнали, что в атоме там есть электроны, протоны там, ядро, то да сё, всякие там синхрофазотроны, это просто мирская наука обыкновенная. А если вы узнали, что в центре атома находится Параматма (Кришна), благодаря которому всё это и вращение электронов вокруг ядра и т.д., это всё Его энергия, это уже обозначает, что вы изучаете мир в связи с Богом.
01:06:20 Если вы просто изучаете Космос в духе современного мира, вы бросаете вызов, запускаете «челенджер» (корабль), в духе вызова вы о космосе мало что узнаете. Но, если вы изучаете Космос через призму священных писаний, вы узнаёте, что Космос это вселенская форма Бога, что Космос он как косметика. Косметика это то, что покрывает сверху Космос. Косметика покрывает тело Бога. Теперь вы начинаете уже видеть божественное творение, разумное творение. И также во всём, т.е. любой элемент культуры связан с Кришной. Тогда вы начинаете уже видеть не просто Солнце и Луну, а вы понимаете, что Солнце и Луна это глаза Бога.
01:07:02 В 10-ой главе Бхагават-гиты Кришна описывает свои различные проявления. Можно сказать, что он растекается мыслью по древу. Нет. Это нужно как раз для того, чтобы, куда бы мы ни посмотрели, мы видели Кришну. Кришна говорит: «Среди водоёмов я океан. Среди оружий я удар молнии». Да? Пожалуйста, услышали удар молнии, гром, увидели океан, вы вспоминаете о Кришне. Т.е., поэтому, с одной стороны, скажем так, можно сказать, что вот это вот всё изучение всего вокруг нас, это уход от сути, погружение в детали. С другой стороны, если в этих деталях мы увидели Кришну, то тогда это расширение нашего не просто кругозора, а духовного мировоззрения.
01:07:44 Для новичка, он мыслит так: «Весь мир вокруг это майа, это иллюзия. Закроюсь-ка я в храме. Сяду перед божествами и буду петь Харе Кришна». Это очень здорово. Да? Но, он не сможет так всю жизнь жить, за редким исключением. Это так мыслит новичок. Ему кажется, что все должны так жить. Те, кто так не живут, они вообще в майе находятся, в иллюзии.
01:08:05 А люди уровня мадхьяма-адхикари, т.е. уже более широкого мышления, они видят Бога в храме и они видят Бога повсюду, благодаря вот этой вот не просто какой-то мирской эрудиции, а понимания того, что Бог находится повсюду. Как Бхагават-гита говорит: «Васудева сарвам ити». Васудева (Кришна) живёт повсюду. Само слово Васудева обозначает всепроникающий, живущий повсюду. И поэтому, при помощи духовного знания, мы можем не только увидеть Бога на алтаре, в узком каком-то месте, а может увидеть Его повсюду. И тогда это уже не будет просто какой-то там эрудицией, а это будет именно способность видеть всепроникающую природу Бога. Т.е., в этом случае уже эрудиция не мешает, а помогает.
Можно ли убивать насекомых-вредителей в своём саду?
01:08:49 Алиса спрашивает. Различные существа в доме, будь то мокрицы, тараканы, пауки, муравьи, Господи, перечисление всех… И колорадские жуки, и гусеницы, и грызуны, и растения-сорняки и другие в огороде. Ведь убивать же тела других живых существ грех. Однако, они являются вредителями и мешают процессу роста растений или чистоте дома. Что будет в данном случае? И какие последствия в будущем? Мудрец, убивающий змею, освобождает её из жизни в таком теле, но навлекает же на себя определённые последствия?
01:09:26 Нет, не навлекает. Он как раз её освобождает. Потому что, её никто освободить иначе не может, такие формы жизни. А мы же не можем так не поступать. Странная немножко постановка вопроса. Или это ошибка. Или я чего-то не понимаю. Это же не комары, которых возможно не трогать.
01:09:46 Очень необычная формулировка мыслей. Но, я попытаюсь понять, как я понял. Во-первых, не нужно имитировать мудрецов. Это первое. Потому что, мудрецы это люди, как правило, разорвавшие отношения с социумом. У них своё видение. Такие, знаете, уттама-адхикари, не от мира сего.
01:10:03 Нам нужно выполнять свой долг. И долг стоит превыше всего, потому что благодаря долгу мы прогрессируем. Если вы огородник, то хочешь, не хочешь, вы будете бороться с сорняками, вы будете выращивать, допустим, картошку или морковку, или репку, а какие-то сорняки будете выпалывать. Казалось бы, почему такая несправедливость? И то, и то, и то растения. Да? Но, одни вы выпалываете, другие – выращиваете. Потому что, это ваш долг. Потому что, сорняки вы не едите, а картошку, допустим, едите.
01:10:31 Или, предположим там, вам придётся бороться с колорадским жуком, который на вашу картошку нападает. И, тем не менее, вроде бы как грех (убийство), но ведь вы же выполняете свою дхарму. Вы же кормите свою семью там или что-то ещё. Как-то там эту картошку кому-то продаёте, может быть, это для вас бизнес и т.д. Т.е., это ваш долг. Вы выполняете свой долг. А колорадский жук, ну он сколько там съест, всех их вы там не изведёте. Но, он мешает вам. Поэтому, хочешь, не хочешь, приходится выбирать. Долг определяет все эти вещи.
01:11:04 Это была дилемма Арджуны, который не хотел убивать родственников. Убивать родственников, однозначно, плохо. Но, если родственники стали на сторону греха, стали совершенно какие-то непотребные вещи делать и говорить, то Кришна говорит: «Убей их и всё». Потому что, они мешают. Это была дилемма Арджуны. Поэтому, получается так, что вроде бы как убивать не хорошо, но если кто-то занял демоническую позицию, то у кого-то есть дхарма или обязанность вот это живое существо, человека с демонической позицией просто устранить. Вот поэтому, насилия в полной мере избежать невозможно, но у насилия есть своё назначение, применение. Поэтому, иногда вынужденное насилие просто является частью дхармы. Вот так к этому нужно относиться.
Как можно сочетать принцип чистоты и содержанием дома домашних животных?
01:11:54 И последний вопрос. Тоже от Алисы. А что делать тогда, когда есть домашние животные, питающиеся невегетарианской пищей? Как это соотносится с принципом чистоты и долгом домохозяина? Стоит ли вообще тогда брать на попечение животных?
01:12:11 С принципом чистоты это не соотносится никак. Вы не можете заставить животное мыться каждый день и т.д. Т.е., там где есть животное, там обязательно будут специфические запахи от этого животного. Если вы взяли это животное, значит, вы уже делите с ним его карму. Вы должны покупать ему там какой-то корм. Или там мясо, рыбу, не знаю что. Потому что, вы взяли на себя ответственность за это живое существо. Если не хотите принимать часть ответственности за карму этого живого существа, не берите. А если взяли, тогда теперь, так сказать, принимайте её. Но, при этом, также кормите прасадом.
01:12:50 Не ждите, что животное будет мыться каждый день и ещё там мантру повторять и на мангала-арати ходить. Не будет. Будет спать. Будут от него запахи не очень, потому что это животное. Вот поэтому, если вы взяли это, значит, это уже становится неизбежной частью вашей жизни. Тогда уже про принципы чистоты приходится забыть или как-то, по меньшей мере, стандарты будут не такие высокие. А если не хотите всего этого, тогда не берите. Вот и всё.
01:13:17 Т.е., и в том, и в другом случае, принципиальный момент, это ответственность. Понимаете? Если человек принимает на себя ответственность за то, что он взял животное, то питание этого животного и образ жизни этого животного, оно становится частью жизни этого человека. Ему приходится выгуливать эту кошку или собаку. И это уже, хочешь, не хочешь, служение этому животному. В то время как, можно было посвятить себя служению Богу. Но, каждый делает свой выбор сам. Поэтому, если вы что-то приняли, то теперь вы за этот выбор уже отвечаете.
01:13:50 На этом сегодня мы закончим. Спасибо вам за ваши интересные вопросы. До новых встреч. Харе Кришна.
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 23 July 2020