Выпуск 11
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Харе Кришна. Приветствую вас, уважаемые слушатели нашего канала. Сегодня у нас на очереди 11-ый выпуск ответов на ваши вопросы. Сегодня 21 января 2019 года. И я по-прежнему нахожусь в Маяпуре, Западная Бенгалия, Индия. И сегодня у нас 20 вопросов.
Почему дети рождаются уже с заболеваниями?
00:00:28 Начинаем с вопроса Николая. Мой ребёнок родился инвалидом. Меня мучает вопрос. Если Бог наш отец, то для чего он мучает своих детей такими испытаниями? Разве отец будет мучить своего ребёнка? Как мне понять, почему дети рождаются с такими заболеваниями и потом страдают?
00:00:50 Довольно сложно отвечать на такие вопросы родителям, потому что родители это люди, эмоционально вовлечённые в ситуацию, естественно они привязаны. И поэтому, слова ответа, они могут звучать так немножко как-то холодно. Такое, знаете, холодное знание какое-то справедливости. И это очень тяжело воспринимается людьми, которые эмоционально в ситуации участвуют. Когда мы слушаем что-то о ситуации, в которую мы эмоционально не вовлечены, мы без чувств, чисто разумом воспринимаем ситуацию и нормально понимаем. Поэтому, у меня не простая задача – ответить вам как родителю, который эмоционально вовлечён в эту ситуацию. С одной стороны, с определённым состраданием, таким эмоциональным пониманием. С другой стороны, мы не можем оставаться просто на такой эмоциональной сентиментальной платформе. Мы должны всё-таки привлечь знание сюда.
00:01:49 Итак. В чём смысл? Смысл в том, что существует закон вселенской справедливости. Это как закон сохранения энергии. Т.е., если где-то, что-то, так сказать, как-то было сломано или какое-то насилие было совершено каким-то определённым человеком, оно к нему обязательно вернётся. Причём, не обязательно, что надо будет помнить, осознавать все причины. Это может быть. А это может не быть. Но, если мы понимаем, что в мире есть совершенный, справедливый Бог, и что все живые существа Его дети. Допустим, у вас вот этот ребёнок, не знаю, сколько там, он один или несколько у вас детей. А весь мир это, по сути дела, Его дети. Поэтому, Ему приходится обучать своих детей.
00:02:42 Но мы это оцениваем несколько иначе. Мы говорим: «Он наказывает». Это выглядит как наказание, но в действительности это определённая учёба. Представьте себе ситуацию, что у вас 2 сына. И вот, предположим, старший бьёт младшего. И они оба ваши. Да? Вот вы будете старшего сына, который бьёт младшего, наказывать ради его же блага, чтобы он понял, что не хорошо, допустим, там маленьких обижать, да? Скорее всего, вы каким-то образом на него будете воздействовать. Хотя, и тот, и другой ваш сын. Понимаете? Т.е., вы будете разрываться как отец, потому что вы обоих любите. Но, если один совершает какую-то глупость, то хочешь, не хочешь, вы обязаны реагировать. Понимаете? И Бог в таких же обстоятельствах, что все живые существа – Его дети. И у Него есть ко всем сострадание. Именно из сострадания Он всех, так сказать, обучает. Но, также, должна быть и справедливость. И вот справедливость обозначает, что закон этого равновесия должен быть восстановлен.
00:03:44 Вот поэтому это, собственно говоря, просто восстановление справедливости, хотя мы не всегда понимаем причины. Т.е., закон причинно-следственной связи нужен для того, чтобы мы учились. Если за наши какие-то ошибки или глупые действия не будет приходить реакция, мы не будем учиться. Т.е., мы не будем развивать в себе чувство ответственности. А если у человека не будет чувства ответственности, то он не будет прогрессировать. Понимаете? Вот этот закон и нужен для этого. Т.е., если предположим, что вы видите, что ребёнок поймал муху, отрывает у неё крылышки, лапки и т.д., ему кажется, что это очень весело, муха там как-то смешно жужжит, пытается убежать, это уже насилие. Хотя, ребёнок, может быть, так сказать, до 14 лет ещё за свои поступки не несёт ответственности, но то, что совершено уже после, допустим, уже в таком, более менее зрелом сознании, за эти все поступки он получает реакции.
00:04:44 И, в действительности, если человек пришёл, родился уже с какой-то болезнью, это обозначает просто реакции, которые он недополучил, не успел из прошлой жизни. Т.е., когда мы, например, чётко видим, что этот человек совершил там какую-то глупость, или там какое-то преступление совершил и его наказали, у нас никаких вопросов нет. Да? Т.е., мы сразу видим: его поступок – и тут же реакция за него. Тут же его поймали, повязали, наказали. Но, когда благодаря силе времени происходит какая-то отсрочка, действие совершено, но, допустим, по продолжительности жизни своей он не успел получить ту реакцию, поэтому она переносится на следующую жизнь. Т.е., мы уже не видим связи причин и следствий. Мы думаем: «О, несправедливо». Но, у Бога нет такого ощущения несправедливости, потому что для Него время, там смерть, вот эти все промежутки между жизнями, для Него это не проблема. Он видит, что мы совершили в прошлом и в будущем. И поэтому, это, скажем так, дефект нашего несовершенного восприятия.Из-за которого у нас возникает определённое чувство несправедливости. Но, с его позиции всё справедливо.
00:05:54 Поэтому, если вы сейчас переживаете о страданиях своего ребёнка, это вполне естественно. Но, к сожалению, вы сейчас не переживаете о тех страданиях, которые когда-то ваш ребёнок в прошлой жизни причинил кому-то другому. Просто вы не знаете этого. Понимаете? А Бог знает. Поэтому, вам кажется, что сейчас Бог мучает вашего ребёнка. На самом деле, Он ему просто воздаёт ту реакцию, которую он заслужил, мучая какого-то другого ребёнка Бога. Понимаете? Т.е., через расширение сознания к нам приходит понимание этих вещей. Хотя, это может быть и тяжело для ума, но разум на то и стоит выше ума, чтобы вот эти все вещи более высоким пониманием переваривать.
Как связать жизнь в глуши (в Сибири) и вегетарианство?
00:06:38 И ещё, Николай, этот же автор задаёт вопрос о вегетарианстве. Очень легко быть вегетарианцем в городе, где есть множество продуктов, но город – это технократия. А технократия убивает природу и человека. Если я живу в глуши, в Сибири, я против технократии. И на улице минус 40. Мне приходится носить вещи из шкур животных. И приходится есть мясо, ибо магазинов нет. Да и не хочется ходить в магазины, ведь они следствие технократии и тотального капитализма. Как связать мне жизнь в глуши (которую я очень люблю) и вегетарианство? Жить в городе категорически не хочу.
00:07:19 Вот здесь очень важно определиться с системой ценностей. Т.е., если вы ругаете технократию с одной стороны, то по идее вы не должны пользоваться ни компьютерами, ни телефонами. Потому что это продукт технократии. Но вы вот написали сюда, пользуясь технократией, которую вы ругаете. Я вот тоже, например, очень не люблю технократию, но я её просто использую в служении Богу. Другого применения ей нет, потому что все эти преимущества современных технологий, они же не могли появиться просто так, без воли Бога.Т.е., они с Его благословения, с Его позволения возникли. Поэтому, просто используем их в служении Богу. Я согласен, что всей этой технократии должен быть какой-то предел. Т.е., когда она уже выходит за пределы, это уже разрушает цивилизацию. С этим я не спорю.
00:08:06 Но, здесь очень важно понять, что, допустим, если вы выбрали жизнь в таком месте, не простом, где нет вот современных всех этих благ, и температура такая, климат, и условия соответственные, тогда может быть вегетарианство это и не совсем то, чему вы можете следовать. Потому что здесь 2 подхода. Допустим, Веды говорят, что цивилизованные люди не должны жить за пределами той климатической зоны, где уже не растут бананы. Т.е., цивилизация, культура благости обозначает, что поддержание человека, его жизнь, выживание не должны быть проблемой. Захотел есть, сорвал банан, съел и всё. Нет проблем: отопление там, что-то ещё, прочее. Т.е., всего достаточно в природе. Вот это культура благости. Понимаете?
00:08:55 Когда люди живут в среде, где зима длится 7-8 месяцев, естественно люди живут там с какими-то запасами и всё прочее. Тут очень тяжело говорить о каком-то вегетарианстве. Поэтому, здесь нужно просто определиться, что вы хотите. Если вы категорически не хотите жить в каких-то других местах, ok, тогда вы принимаете то, что есть. И всё что вам остаётся это, может быть, вера, знание, читать книги, как-то там по-своему молиться-практиковать настолько, насколько вы можете. Вегетарианство это, ну скажем так, не первый духовный принцип. Первый духовный принцип – это осознание Бога, служение Богу. А уже эти все дела, вегетарианство это по возможности. Понимаете? Если такой возможности нет, ok. Хотя, в действительности, возможности есть. Можно переехать в какое-то другое место, где тоже и природа, но нет такого холода. Т.е., в какие-то более тёплые места. И на Земле мест для всех вот так вот, с головой, достаточно.
00:09:58 Миф о перенаселении это просто миф. Всем всего достаточно, если есть разум. Вот поэтому, здесь это исключительно вопрос системы ценностей. Что вы хотите? Может быть, через процесс слушания, чтения через какое-то время ваше понимание вещей изменится. И вы где-то, как-то переселитесь в какое-то место, где жизнь более благостная и вот эти вот возможности быть, в том числе вегетарианцем, более реалистичны.
00:10:28 Или компромиссный вариант, как я сказал, что живите где хотите, ешьте что хотите, но хотя бы просто слушайте о Боге, читайте, воспевайте. А регулирующие принципы весьма желательны, но они вторичны по отношению к первичному. Первичное, это вот осознание Бога, прямые духовные практики. Вегетарианство – это очень здорово, но если среда, в которой живёте никак вам этого не позволяет, ну что же, это вторичный принцип, по меньшей мере. Но, нужно помнить, что вот эта ситуация материальная, в которой вы находитесь, она не вечная. Она может измениться, поэтому если вы захотите её изменить, она вполне может измениться.
Какие чувства преданные испытывают по отношению к Господу?
00:11:10 Далее. Вопрос. Наталья интересуется. Помогите мне, пожалуйста, разобраться с вопросом. Говорится в лекциях и историях, что Кришна является самым лучшим другом, или Кришна – возлюбленный преданных. А возможно ли в этой жизни испытать дружеские чувства к Господу, как, например, мы испытываем по отношению к своим лучшим друзьям или любимым? Как вообще выглядят эти чувства, что испытывают преданные по отношению к Господу? Это похоже на наши близкие отношения?
00:11:42 Да, похоже, конечно. Кришна – совершенный друг. «Совершенный» потому что, Он с нами всегда. Друзья, которые в этом мире, они с нами не всегда. И Кришна «всегда», в каком виде, в каком смысле? Он сопровождает каждое живое существо как Параматма. Он Бог в сердце. И в какое бы тело мы не пошли, высшее или низшее, Он всегда с нами. Ни один друг на такое не способен. Более того, Кришна это друг со всеми абсолютными возможностями. Потому что, все энергии, все ресурсы, они находятся в Его руках. И поэтому, Он не только всегда с нами, Он всегда доброжелатель. Он не обижается на нас как вот мирские друзья, бывают там с ними какие-то конфликты иногда. И у Него все возможности. И единственное, что нас удерживает от отношений с Ним это наше собственное невежество.
00:12:38 Поэтому, если вы хотите видеть Кришну в качестве друга, вы должны Ему об этом сообщить. Внутреннее определённое послание, понимание, что «Кришна, я хочу с тобой в качестве друга общаться». И, соответственно, с вашей стороны, тоже должна быть какая-то инициатива. Т.е., если вы хотите, чтобы Кришна был вам друг, вы должны тоже к Нему какие-то дружеские чувства… Делать то, что Ему нравится. Для этого нужно изучать знание, культуру. Что Он предпочитает? И можете не сомневаться, что Кришна всегда отвечает. Но, естественно, что здесь не нужно какие-то вещи имитировать. Потому что, наша способность слышать ответ со стороны Кришны во многом зависит от нашего духовного уровня. Поэтому, дружба с Кришной, это, скажем так, требуется определённый духовный уровень. Новичок такой, который только что познакомился с этим, он вряд ли может на эти вещи рассчитывать. Для Него Бог пока что господин. И для того, чтобы господин стал другом, нам нужно самим несколько ещё возвыситься.
Почему у человека отсутствует способность очаровываться и вдохновляться?
00:13:50 Сергей интересуется. Вы сказали, что те, кто разочаровался в этой материальной жизни, начинают искать новое очарование. Это становится вдохновением. И человек начинает этим жить. Но у меня не так. Я ничем не очаровываюсь и ничем не вдохновляюсь. Что со мной не так? Как это изменить? И если это невозможно, то кем я буду в следующей жизни?
00:14:15 Обычно такая ситуация бывает тогда, когда человек сосредоточен только на себе. Когда у человека нет проявленных отношений, когда у него нет обязанностей перед кем-то, получается что он такой какой-то самозакапсулированный, сам на себя замкнутый. И поэтому, в его жизни какой-то такой динамики особенной нет. А смысл то в том, чтобы динамика обязательно была. Человек должен обязательно развиваться: либо материально, либо духовно. Потому что, если он не будет прогрессировать либо материально, либо духовно, он будет деградировать. Застоя не бывает. Застой это состояние медленной деградации.
00:14:54 И деградация это то, что разочаровывает нас. Потому что, живое существо запрограммировано на прогресс. Мы всегда радуемся какому-то новому пониманию, новому откровению, каким-то новым впечатлениям. Это всё обозначает, что мы куда-то сдвинулись, куда-то подвинулись, куда-то вперёд наше движение произошло. То же самое, что если человек попал в пробку на машине. Вот он сидит в машине, которая может быстро двигаться, а вокруг него море машин и он никуда не может поехать. Это раздражает людей. Это угнетает их. Когда пробка рассосалась, и они поехали, всё, ощущение какого-то прогресса, динамики, движения. Поэтому, вот это может быть ощущение, так сказать, застоя или чего-то ещё, это всё происходит от того, что у человека не хватает динамики. А динамики не хватает, потому что нет целей.Или нет отношений. Нет дхармы перед кем-то. Нет вот этого какого-то импульса цели, которое активизировало бы ресурсы и заставляло бы двигаться вперёд.
00:15:55 Поэтому, ведическая культура всегда ставит человека в отношения. Допустим, брахмачарский ашрам: ученик должен учителю. Семейный ашрам (грихастха): муж и жена должны друг другу, детям и т.д. Вот это вот должествование, долг, дхарма пробуждает в человеке динамику, а современному человеку хочется быть никому не должным: «я независим и никому не должен». Всё. Наушники в уши воткнул. «Я сам по себе». Ему кажется, что хорошо, он достиг какой-то независимости. Но, к сожалению, динамика уходит. Понимаете? И тогда появляется вот это ощущение какого-то застоя, которое на самом деле есть не что иное, как медленная деградация. И для того, чтобы вывести человека из этого состояния застоя, ему нужны отношения, ему нужна дхарма. Он должен быть должным кому-то. Да? И вот это заставит его двигаться. Это даст ему какую-то мотивацию определённую. И так начинается прогресс.
Почему молитва не помогает?
00:16:51 Также Сергей продолжает спрашивать уже на другую тему. Уже год не молюсь, осознав из личного опыта, что всё предопределено, и нет никакого смысла в молитвах о том, чтобы изменить неизменное. Почему мой опыт осознания бытия именно такой?
00:17:08 Сергей, ваш опыт ошибочный. Предопределены лишь некоторые параметры нашей жизни. Остальные параметры этой жизни весьма и весьма изменяемы. И это тоже многие люди реализуют. Если бы эти вещи были неизменны, священные писания, да и просто культура не предъявляла бы людям определённые требования: это делай, то не делай, веди себя так, так себя не веди. Если бы всё было абсолютно предопределено. Т.е., это обозначает, что если всё предопределено, нет никакой ответственности. Понимаете? А ответственность есть. Значит есть свобода выбора. Значит, не всё предопределено.
00:17:48 Далее, вы спрашиваете. Ибо молясь, ничего не получал. А не молясь, получал. И так возникло чёткое понимание в бесполезности своих молитв. Причём, молился я только с чистым сердцем и только о чистых вещах, для себя ничего не просил, никогда не просил ничего материального. Мои прежние молитвы деляться на 2 вида. Первые, о совершенствовании, очищении и беспристрастности моей души. Вторые, забота о ближних и дальних.
00:18:19 Сергей, в духовной жизни, здесь тоже есть определённая наука. Веды описывают молитву, так называемый процесс «ванданам», как пятый процесс служения. Первый, идёт слушание. Второе, воспевание. Третье, помятование. Четвёртое, служение. Пятое, молитва. Почему на пятом месте стоит молитва? Потому что, если человек думает, что он просто будет молиться, при этом не совершая усилий, и он получит, даже если самые чистые вещи он просит («О Господи, очисти моё сердце. Дай мне там какие-то благословения. Дай мне вкус к воспеванию этого Святого Имени»), он просит, казалось бы, о чистых, духовных вещах. Ну что, Богу жалко что ли эти вещи дать? Нет. Сначала идёт «дасьям» (служение), потом «ванданам» (молитва). Понимаете?
00:19:05 Т.е., если вы говорите, что вы осознали тщетность молитвы, я вам просто говорю, вы не совсем понимаете процесс. Т.е., прежде чем молиться, нужно сделать от себя всё возможное – дасьям. После этого, вы имеете право молиться. Иначе получается так, что я, допустим, сижу дома и молюсь: «О Господь, дай мне обед, прасад, освящённую пищу и т.д.». Всё же у тебя лежит в холодильнике. Иди и возьми. Потрудись. Приготовь. Значит, всё там сделай идеальным образом. А теперь, поставь на алтарь и помолись, чтобы Господь это принял. Т.е., сначала вы совершаете от себя определённое активное какое-то служение. И после этого, уже идёт молитва.
00:19:48 Т.е., молитвы не действуют в двух случаях: либо когда у человека нет веры, либо когда он не совершает достаточных усилий. Если его молитва основана на вере, и он выполнил свой долг, т.е. совершил все усилия, которые от него необходимы, то молитва обязательно даст эффект. Понимаете? Хотя бы какое-то понимание, удовлетворение внутри даст, потому что Бог всегда отвечает на усилия своих преданных. Но, если вы думаете, что молитва это первый и единственный процесс, вот в этом как раз технологическая ошибка. Понимаете? Поэтому, нужно правильно понимать эти моменты. Ну, и далее.
Почему человек сразу не рождается осознанным?
00:20:24 Сергей ещё третий вопрос задаёт. В страсти и невежестве я совершил множество грехов, которые разрушили тело, совершенно неосознанно, ибо не имел ни малейшего представления об устройстве мироздания. Почему мне дано именно такое воплощение – страсть в невежестве? Саморазрушение, и только после страдания осознанность, просветление, знание. Почему я не родился сразу осознанным и самообузданным?
00:20:53 Ну, я отвечу вопросом на вопрос. А почему людям не дают зарплату, пока они её не заработали? Всё же очевидно. Т.е., сначала человек должен совершить какой-то определённый труд, а потом только он получает зарплату. Не наоборот. Вы говорите: «Почему я сразу не родился осознанным, способным на контроль и всё?» Почему? Потому что, своей прошлой деятельностью вы пока это не заработали. Это обозначает, что вам сейчас необходимо вот эти вот усилия определённые затратить и потом вы можете о чём-то просить и т.д.
00:21:26 Т.е., может быть у вас такое немножко странное представление о молитве, что вы просто, знаете, как в сказке там, волшебной палочкой махнули, Бога призвали, как там «сим сим открой дверь», и всё оно происходит, да? Бог не является мальчиком на побегушках. Он не выполняет наши заказы просто потому, что мы там пальцами пощёлкали и «ну ка давай сделай нам». Т.е., он просто показывает, что успех всегда складывается из двух составляющих. Первое, это мои усилия. Второе, это уже благословение Бога. Вот, я совершаю свои усилия и молю. Вот теперь я молюсь Богу о том, чтобы он тоже поучаствовал. Т.е., двухсторонний процесс. Если человек думает: «Всё, я только молюсь Богу и от себя ничего не делаю». И потом он говорит: «Что же такое? Молитва не работает». Да? Человек просто может не понимать, как работает сам процесс.
Почему близкие не разделяют моё стремление к духовному развитию?
00:22:19 Лариса спрашивает. Проблема отношения моей семьи к тому, что я занимаюсь самоосознанием с помощью духовной практики. Не могу поехать к преданным в храм. Врать не хочу. А правда разжигает страх «страшной секты». Вот так и живу, общаясь с компьютером, слушая аудиокниги, слушая учителей, смотрю фильмы про Кришну. Но несчастной себя не чувствую. Через отношения семейные не могу переступить из-за привязанности. Я приняла такой образ жизни, но ведь есть способы воздействия на близких к более лояльному отношению?
00:23:00 На самом деле, так живут многие. Пока вы сами глубоко не изменитесь, ваши близкие тоже не изменятся. Способ воздействия на людей возможен только через определённые качества. Т.е., когда вы разовьёте в себе определённые качества поведения, это не останется не замеченным. Поверьте. Ваши родственники заметят, что вы стали лучше, что вы качественно изменились. И вот это работает лучше, чем слова, проповедь, лекция и т.д. Это знание, чтобы оно убеждало нас, оно должно быть реализовано.
00:23:39 Если вы сами думаете, что вы находитесь в страшной секте, то и другие тоже будут думать, что вы находитесь в страшной секте. Но когда они увидят, что вы не зомби какой-то, который просто ходит там по каким-то правилам, действует. Если они увидят, что вы свободный, нормальный, здравомыслящий человек, тогда и пропадёт вот это ощущение какого-то страха.
00:24:04 Я вчера слушал лекцию одного из старших учеников Шрилы Прабхупады. И он очень такой учёный, образованный человек. И когда он сказал: «Шрила Прабхупада, у меня есть возможность проповедовать сознание Кришны в университетах Америки». Прабхупада сказал ему: «Пожалуйста, я тебя прошу, не подавай людям сознание Кришны как свод правил и ограничений: это можно, то нельзя». Потому что, именно вот эти вот вещи несут ощущение какой-то секты. Понимаете? Он говорит: «Пожалуйста, подавай сознание Кришны как глубокое знание, как понимание законов мироздания, законов развития. Если люди примут это, правила и предписания, какие-то ограничения, они уже потом легче и естественно примут сами». Понимаете?
00:24:48 Вот поэтому, если вы сами думаете об этом как о какой-то религии, которая это запрещает, то разрешает, вот это вот на каком-то уровне передаётся и другим.Вот если они увидят, что духовность на самом деле освобождает человека и делает его разумным, свободным. Понимаете? Вот тогда все эти страхи, и все эти беспокойства уйдут с течением времени.
Желание славы присуще только шудрам?
00:25:13 Юлия спрашивает. В одном из видео по Шримад Бхагаватам вы сказали, что шудра хочет популярности и внимания. А она… Не понятно, кто такая она. Ну ладно. А она может привлекать внимание людей, занимаясь обучением? Или только песни и пляски относятся к шудре? Т.е., я правильно понимаю, что если есть желание прославиться любым путём, то это природа шудры?
00:25:45 Желание славы присуще абсолютно всем живым существам, потому что слава является одним из достояний Кришны. И поэтому, к ней абсолютно все стремятся. И к деньгам стремятся не только вайшьи. По идее, вайшьи это лучшие бизнесмены. Но деньги, вообще-то, хотят все. Вот точно также, знание хотят все, не только брахманы. Хотя, в основном, это богатство именно брахманов. Т.е., всё что касается богатств Бхагавана: красота, знание, сила, слава, отрешённость, этого хотят все. Все хотят этих вещей. Просто шудры хотят этого особенно, по одной простой причине – что слава даёт им ощущение какой-то такой, знаете, нужности. Что вот «мне похлопали, меня оценили – это обозначает, что моя жизнь имеет смысл».
00:26:34 Т.е., само по себе, такое состояние обозначает сильную эмоциональную зависимость от других. Т.е., шудры, они не самостоятельны. Они в материальном плане не самостоятельны. Они не могут свою работу сами себе устроить, им нужно по найму работать. И они эмоционально не очень самостоятельны. Понимаете? И это как раз в том и проявляется, что они ждут поддержку: «Ну вот я сделал. Ну как? Вам понравилось? Ну, похлопайте. Ну, вызовите меня на бис». Понимаете? Т.е., это ощущение эмоциональной зависимости, несамостоятельности. В то время как другие классы или варны ведического общества, всем приятно, когда их хвалят, какая-то слава, известность, но они в эмоциональном плане значительно более независимы. Поэтому, у них нет такого болезненного стремления к славе как у шудр.
Как правильно действовать: уходить из невежества сначала в страсть и потом в благость или пытаться сразу в благость?
00:27:29 Антон спрашивает. Принято ругать гуну страсти, но я замечаю прилив сил через неё. На фоне будней, работа, дом, уборка, сон, случайное свидание или поездка в горы на выходные, или какие-то другие виды активности, это как глоток свежего воздуха, заряжает на 2-3 дня. Как правильно действовать, уходить из невежества? Сначала в страсть, и потом в благость, или пытаться сразу в благость. Воскресные программы тоже помогают, но тоже ненадолго.
00:28:03 Нужно понять, что ненужных гун не существует. Хотя, Кришна называет в Бхагават-гите гуну невежества отвратительной, тем не менее, Он её создал, потому что она тоже нужна. Т.е., допустим, без невежества мы не можем спать. А если мы не сможем спать, если у человека, не дай Бог, бессонница, то он не будет отдыхать, восстанавливаться. Гуна невежества также нужна для того, чтобы что-то разрушить. А пока старое не разрушишь, новое не построишь. Хотя, конечно, строить сложнее, чем ломать. Как говориться, ломать не строить. Т.е., сломать дом может любой. А вот построить, не любой. Т.е., гуна невежества, хотя она связана с наименьшей квалификацией, даже она нужна. Что уже говорить о страсти?
00:28:48 Поэтому, никто не ругает страсть как таковую. Вы верно заметили, что страсть это источник материальной энергии. Она какую-то такую динамику даёт. И проблемы со страстью только в том, когда страсть выходит на первое место. Понимаете? В духовной жизни проблемы. В материальной тоже. Если страсть выйдет на первое место, страсти до хорошего не доведут. Поэтому, страсти имеют своё место. Гуна страсти, она должна быть, но она должна быть на своём почётном втором месте. Понимаете?
00:29:19 Итак, гуна страсти со всей энергичностью, если она стоит на втором месте, а на первом месте благость, т.е. разум, чувство меры и т.д., правильное понимание целей, правильное понимание жизни, тогда эту энергию страсти можно правильно направлять. Но, если страсть заняла первое место, вот тогда это уже источник проблем. Понимаете? И в материальной, и в духовной жизни. Поэтому, смысл не в том, какую гуну ругать, какую хвалить, нужно просто понять у какой гуны какое назначение.
00:29:48 Действительно, без энергии страсти ничего невозможно: едет машина, вращается двигатель и т.д. это динамика определённая, это гуна страсти. Но водитель, он должен управлять этой энергией. Он сидит и управляет: он смотрит на дорогу, оценивает ситуацию, затормозить или, наоборот, быстрее, какой-то манёвр. Т.е., у него есть разум. Он эту энергию страсти направляет определённым образом. Поэтому, смысл не в страсти как таковой, а в том, как мы ей пользуемся. Итак, на первом месте благость (разум), на втором – гуна страсти. Тогда это будет правильное сочетание. В противном случае, гуна страсти, это тоже самое, что машина или там неуправляемый механизм. Т.е., сила, определённая энергетика есть, а разума (цели, направления) нет. И тогда будут уже проблемы, естесственно.
Как Враджендра Кумар и его традиция относятся к учению Ошо?
00:30:36 Алексей спрашивает. Как вы и, в целом, ваша традиция относится к учению Ошо?
00:30:45 Я не могу говорить ничего за традицию, потому что как организация, как традиция, мы не выдаём каких-то там оценок или официальных отношений к тому или другому. Мы просто подаём знание так, как мы его получили в традиции учителей в нашей сампрадае, т.е. в нашей вот этой вот связи с первоистоками. И поэтому, я скажу только от себя. Я в молодости, где-то в середине 80-х годов, когда мне было там лет 25-27, увлекался очень Ошо. Тогда это был как такой, знаете, глоток свежего воздуха. Тогда это всё было ещё в самиздате, в ксероксе. И вот этих ещё официальных изданий не было. Они пошли поздно уже, где-то там в 90-х годах. И я помню, что он меня, конечно, поражал своей такой нестандартностью мышления. Там многие такие у него интересные интеллектуальные установочки были.
00:31:42 Я занимался и динамической этой медитацией по Ошо. Всё это было каким-то определённым шагом на пути моего развития. Но, у меня было какое-то ощущение, что нет стройности, последовательности, ясности цели и т.д. Ну и меня всегда смущали, конечно, вот такие его утверждения. Допустим, у него на этом зале лекционном, надпись такая: «Оставьте свои тапки и ум за дверью». Ну тапки, понятно, почему за дверью нужно оставить. А ум… Т.е., это обозначает, что человек не должен мыслить. Да? Или такие его утверждения. Он начинает одну лекцию со слов: «Забудьте всё, что я вам сказал вчера». Прекрасное начало. Да? Вот, и завтра он скажет то же самое.
00:32:27 Т.е., это обозначает, что во многом это учение, его учением то назвать нельзя. Потому что, если сам учитель говорит: «забудьте всё, что я вам сказал вчера», это уже как-бы немножко из области абсурда. Это весело. Понимаете? Это разбивает стереотипы. Это всё очень интересно. Да? Но это очень похоже на вот эту вот школу «Дзен», которая в своё время отпочковалась от буддизма уже там, в Китае, в Японии. Людям, которым чужда логика, какая-то цель, вот какое-то просто мгновение «истина сейчас», да? Вот какое-то мгновенное просветление, спонтанность. Вот эти вещи они называют истиной. Т.е., это очень хорошо для людей с таким немножко анархистским складом ума, которые не любят какого-то порядка, цели и т.д.
00:33:24 Допустим, чего стоит это утверждение Ошо: «не следуйте никаким путём, потому что путь ведёт к цели, а в жизни нет цели». Как хотите, так и понимайте. Какое это учение? Т.е., оно не основано ни на шастрах, ни на какой традиции. Он, без сомнения, очень талантливый, интеллектуальный вольнодумец, который из разных мест… Что-то там такое у него было из Китая, там какой-то зал медитации Лао цзы был, и что-то из Индии, оттуда и отсюда. Т.е., для людей таких вот, знаете, хиппийского такого склада, которые не любят принимать авторитет, которые не любят никаких правил, потому что он с одной стороны давал людям вот эту вот саньясу, т.е. как бы такой отречённый уклад, у него были саньяси и мужчины и женщины. Но если почитаете историю, чем занимались эти мужчины и женщины, то лучше, так сказать, и не читать.
00:34:18 Т.е., скажем так, вот эти какие-то правила, ограничения и т.д., они практически отсутствовали. А принцип таков, что если чувства человека не контролируются, не направляются на какую-то одну цель, они просто-напросто расплываются в разные стороны. Тоже самое, что убрать у реки берега. Всё. Вода растечётся и это будет просто болото. Поэтому, сказать как мы относимся к учению Ошо, а в чём учение? Учения никакого нет. У него там есть какие-то пункты, постулаты, там 9 или сколько там их, но поскольку нет ясной цели, нет определений ни Бога, ни души, ни материи, просто вот такой, знаете, какой-то спонтанный поток. Да? Поэтому, я через всё это прошёл. Всё это было для меня довольно-таки интересно лет 30 уже и более назад. Но, я просто понимаю сейчас, что ну лично для меня, это такая достаточно наивная вещь.
00:35:17 Ну и плюс, конечно, сам облик учителя. Даже такая либеральная страна, как Америка, депортировала Ошо. И потом, 21 страна мира, по-моему, сделали его persona non grata. Его никуда не пускали фактически. Это тоже о чём-то говорит, что определённое, так сказать, поведение, какие-то определённые моральные нормы, и прочие вещи, они, по идее, должны сопровождать духовность. Потому что, духовность, она, как минимум, сопровождается моралью. А то, что делалось, так сказать, в его общине, это моралью не назовёшь. Вот отсюда я делаю вывод, что и духовности, в строгом смысле слова, там тоже особенно не было. Таково моё восприятие этого человека и его наследия.
Когда Враджендра Кумар приедет в Сан-Франциско?
00:36:06 Галина спрашивает. Когда Враджендра Кумар приедет в Сан-Франциско?
00:36:13 Если всё будет по плану, то 1-го апреля я должен прилететь в Лос-Анджелес. Там где-то в пределах недели. И потом уже к вам в Сан-Франциско. Т.е., где-то может быть 6-го, 7-го, 8-го, где-то так. Если всё будет по плану, потому что билеты в Америку и из Америки у меня уже куплены, а по, внутри ещё пока нет. Ну, примерно, где-то по неделе в каждом городе я буду. Вот так.
Как побороть в себе страх смерти?
00:36:39 Экабхакти деви даси спрашивает. Я в сознании Кришны 4 года. В последнее время очень много думаю о смерти. Мне 53 года. Зная какую греховную жизнь вела раньше, очень боюсь. Знаю, что на духовные планеты идут даже не все духовные учителя. Интересно, откуда такое знание. Какой у нас шанс вырваться из самсары? Ведь времени очень мало. Каково ваше отношение к смерти? Есть ли страх? Как часто думаете?
00:37:12 Какой смысл думать о том, чего нет? Смерть – это просто дверь. Это просто переходный момент. Это не какая-то отдельно существующая реальность. Это просто переход из одного состояния в другое. Это как ночь, которая разделяет «сегодня» и «завтра». И я знаю, что завтра я буду делать то, что недоделал сегодня. Вот и всё. И поэтому, в ведической концепции, которая утверждает вечность жизни и бесконечность процесса совершенствования, здесь нету почвы для страхов в том смысле, что даже если я в конце этой жизни по своему сознанию не буду квалифицирован для возвращения в духовный мир, в этом нет большой проблемы. Потому что в 6-ой главе Бхагават-гиты Кришна говорит, что «те, кто не достигли зрелости на духовном пути, в следующей жизни они продолжают, начиная с этого момента». Т.е., мой прогресс в этой жизни не потерян, каким бы он ни был, может быть, скромным, не большим, но он не будет потерян. В следующей жизни я уже буду прогрессировать дальше.
00:38:23 Вот поэтому, учитывая вот такое позитивное отношение Кришны к тому, что Он ценит наши усилия, сохраняет их, позволяет нам дальше прогрессировать не с нуля, а с той точки, на которой мы остановились, это как раз и освобождает человека от страха смерти. Но смерть, она не приятна, без сомнения, так сказать, как вот материальное состояние, но что тут поделаешь. Иногда бывают такие ситуации, что смерть где-то даже гуманнее, чем жизнь. Когда люди очень сильно болеют, страдают, они уже, так сказать, эту смерть зовут: «быстрее бы она пришла».
00:38:58 Поэтому, если мы немножко включаем знание. Добавляем. То смерть уже не так страшна. Это просто переход из одной жизни в другую. И здесь нет потерь. Как Кришна говорит в Бхагават-гите, во 2-ой главе: «На этом пути никто не знает потерь. Даже самое небольшое продвижение по этому пути уже освобождает человека от величайшего вида страха». А смерть это и есть как раз величайший вид страха. Поэтому, если человек продвигается по этому пути, то собственно говоря, кроме неприятностей, которые для тела и ума вызывает смерть, в общем-то по большому счёту особенной проблемы нет.
Куда идут души абортированных младенцев?
00:39:38 И дальше Эканта Бхакти тоже спрашивает. Куда идут души абортированных младенцев?
00:39:47 На какое-то время, поскольку они должны были родиться, но их, так сказать, мать приняла решение, что она не будет рожать, их значит, выбросили, на какое-то время они находятся в режиме ожидания. Как вот, знаете, как пассажир, который должен был рейсом лететь на самолёте и там что-то у него нашли в багаже. Вот. И его сняли с рейса. Какое-то время он ждёт в таком режиме в зале ожидания. До создания следующей ситуации, где может реализоваться его карма, его посылают в следующий, так сказать, вариант.
00:40:25 Поэтому, здесь так. Здесь просто некоторая потеря времени. Ну, и также, женщины, которые делают аборт и потом, естественно, они сами оказываются в таком же положении, чтобы понять, что они сделали. То же самое, что, допустим, Бог кого-то, куда-то послал, Он скажет: «здесь будет твой дом». А у него перед носом дверь захлопнули: «нет, ты не будешь жить». Да? И всё. Он опять где-то там скитается, ждёт где его приютят, где ему дадут следующее воплощение. Т.е., это какая-то может быть определённая пауза. Она, конечно, не приятная.
00:40:57 Но, вероятность разных ситуаций бесконечная в мире. Поэтому, создаётся какая-то новая ситуация, где эта карма может реализоваться и Параматма направляет эту душу туда.
Кроме моей души, в моём теле живёт множество других живых существ (душ) в виде бактерий, вирусов, паразитов?
00:41:11 Лариса спрашивает. Физическое тело заполнено бактериями, вирусами, паразитами и т.д. до 90%. Являются ли они живыми существами? Без сомнения, конечно же. Это просто примитивные формы жизни. Но это живые существа. Значит ли, что они души? Тогда выходит, в моём теле имеется триллионы душ, кроме меня? Конечно, так и есть. Но, они все находятся в режиме подселения. Т.е., вы главный жилец. Вы главная джива в этом теле. А все остальные, их уровень сознания настолько примитивен, что они не осознают даже своего собственного существования. Они даже не знают, где они находятся. Понимаете? Они только вот чувствуют свои сиюминутные потребности и всё. В то время как вы, как главная джива, главный жилец в этом теле, вы имеете значительно более широкое сознание.
00:41:59 И подобный вопрос о травах. Каждая травинка имеет душу? Нет. Не травинка имеет душу. А душа имеет тело травинки. Вот. Потому что, без души тело, какое бы оно не было, травинкой или что-то ещё, оно не будет развиваться. И последний вопрос тут же. А также не видимое и не исчислимое количество душ живёт в моём доме. Так ли это? Да, конечно. Жизнь повсюду. В Бхагават-гите Кришна называет души «сарва-гата», обозначает «живущие повсюду». Поэтому, мы находимся постоянно в окружении разных живых существ. Но большая часть из них, они конечно обладают очень низким сознанием. Человек – это высокое сознание. И мы можем сознавать, что у нас дома там какие-то могут быть мелкие живые существа. Мы их осознаём. Они нас не осознают. Потому что их сознание не позволяет им этого сделать.
Можно ли молиться за мужа?
00:42:57 Елизавета спрашивает. В пятом выпуске вы отвечали на вопрос о молитвах, из чего я поняла, что молиться ради блага других не имеет смысла. Нужно только давать прасад. А если не хотят брать, то ничего не делать. Вопрос: можно ли молиться за мужа? Он пытается практиковать садхану, но похоже что ему очень трудно из-за материальных желаний и гуна-кармы. Он не всегда принимает мою помощь. Молилась за него. Но возможно его отношения с Кришной это не моё дело.
00:43:32 Да. С одной стороны, желание помочь ближнему, оно вполне естественно и закономерно. С другой стороны, как вот вы сами тут говорите, опыт показывает, что не всегда есть смысл вмешиваться в чужую судьбу. Т.е., можно просто, скажем так, помогать, предлагать свою помощь. Но вот так вот навязчиво пытаться, скажем так, затянуть за собой или вот до своего уровня довести человека, это не всегда правильно.
00:44:03 Вы говорите, что садхана ему с трудом даётся. Садхана это очень высокий уровень. Понимаете? И Кришна предусматривает и другие уровни также. Он говорит: «Не можешь следовать регулирующим принципам бхакти-йоги (т.е. не можешь следовать садхане), работай для меня». Он не ограничивает всё одной садханой. Там целая лестница, так сказать, разных уровней.
00:44:24 Садхана это очень желательно, очень хорошо. Но её можно и нужно адаптировать под возможности человека. Кроме того, у каждого есть своя воля. Пусть он развивается в своём режиме. Насилие в духовной жизни не приемлемо. В конце концов, больше всего в нашем духовном развитии заинтересован Кришна. По идее, Он должен нас всех тащить. Да? Но, почему-то Он не тащит. Да? Почему-то Он предоставляет нам свободу? Т.е., Он предоставляет возможности и свободу выбора. Вот точно также и мы должны, с одной стороны, предложить людям возможности. Но, оставить выбор за ними.
Как успокоить вата-дошу?
00:45:08 Пользователь с именем «Цветочек» спрашивает. У меня в пракрити 70% ваты. И 1,5 года назад был сильный дисбаланс ваты, что привело к сбоям в организме и стрессу. Здоровье выровнялось, но на тонком плане остались страхи, психосоматика, беспокойства, которые иногда проявляются. Ум начал замечать много негатива и ещё больше пугаться. Из-за этого появляется сильное напряжение. В поисках выхода из этой ситуации пришла к изучению ведических книг. Прочитала, что страхи и всё вышеперечисленное относится к гордыне. Так ли это?
00:45:53 Это большой вопрос. Страх есть страх. Он самостоятельно существует. Ну как. Не совсем самостоятельно. Страх рождается из привязанности. В Бхагават-гите Кришна так объясняет. Сначала привязанность. Потом страх. Гордыня это немножечко другое.
00:46:07 Можно ли практиковать медитации с таким количеством воздуха в теле? Если да, то какие? Сейчас практикую только маха-мантру. И какие методики посоветуете, чтобы успокоить ум, не привязываться к глупым мыслям и выйти из этого болота?
00:46:23 Нужно иметь в первую очередь очень хорошее окружение. Вата-доша, да, она наиболее беспокойная. Потому что, это стихия воздуха. Ветер, он двигается очень быстро. И мысли путаются и т.д. И в теле всякие процессы неуправляемые. Здесь несколько рекомендаций, хотя сомневаюсь, что, может быть, вы все их сможете сами выполнить, но тем не менее.
00:46:48 Первое, что делается для успокоения вата-доши, это ежедневный постоянный массаж горячим маслом. Холодным маслом массаж безполезен. Горячее масло, какое именно масло? Это подбирать надо. Всем по-разному. Одному подходит кунжутное масло (обычно рекомендуется для людей с сильной вата-дошей), для меня, допустим, оно (кунжутное) не подошло. Мне только кокосовое масло. Т.е., это надо пробовать, смотреть. Итак, массаж горячим маслом. Раз.
00:47:15 Пища, приготовленная на топлёном масле (гхи). Топлёное масло (гхи) очень здорово вот эту вот вату-дошу успокаивает, нейтрализует. Ещё одна такая экзотическая есть практика. Это молочные клизмы. Т.е., делаются клизмы. Тоже молоко тёплое. Когда его там с какими-то травами, потому что толстый кишечник является обителью, местом, где вот эта вот вата хранится. И там же возникают все эти запоры, сухость слизистой оболочки и т.д. Это называется «кшира басти». Вот эти вот молочные клизмы. Вот. И это выгоняет лишнюю вату из тела и делает ум более стабильным.
00:47:55 Ну, а медитация это то, что в принципе вы уже делаете через слушание и воспевание. В нашу эпоху, в Кали-югу другие медитации крайне малоэффективны.
Когда человек занимается духовной практикой, на него перестаёт действовать астрологическая карта и планеты?
00:48:06 Алина спрашивает. Услышала, что когда человек занимается духовной практикой, на него перестаёт действовать астрологическая карта и планеты. А доши становятся второстепенными. Это относится только к полностью очистившимся людям или ещё к тем, кто только встал на духовный путь? Как правильно понять это утверждение?
00:48:32 Я вам сразу дам ссылку. Зайдите на форум forum.krishna.ru. И на этом форуме есть мой раздел «Вопросы к Е.М. Враджендра Кумару прабху». Вот. И там, в числе прикреплённых тем, наверху которые зафиксированы, важные, есть большая статья. Называется «вайшнавы и астрология». И там эту тему я разбираю во всех подробностях. Почитайте. Ещё раз, forum.krishna.ru, там. Здесь я скажу только коротко основные моменты.
00:49:10 Карма относится к телу и уму. Если человек через духовную практику поднял своё сознание над материей, это так называемое состояние «брахма-бхута» - духовное самоосознание, то карма больше не действует на его ум. Но прарабха-карма (проросшая карма) тела, т.е. тела, которое родилось, она сохраняется практически до смерти. Поэтому, выход из под влияния кармы зависит от уровня сознания Кришны. Т.е., человек, который полностью одухотворил своё существование целиком, тогда даже карма тела для него уже смягчается или полностью уходит. Если человек не настолько духовно развит, соответственно пропорционально на него будет действовать карма. Кришна говорит: «в какой мере человек предаётся мне, в той мере я вознаграждаю». Здесь от степени зависит, да?
00:50:08 Но что касается влияния планет, то здесь уж извините, я немножко, так сказать, этот пыл энтузиастов вынужден охладить. Потому что, вот 2 наиболее сильные планеты Солнце и Луна, они действуют на всех. Понимаете? Ну как можно сказать, что планета не действует? Вот. Допустим, вы чистый преданный. Да? Выйдите на Солнце когда плюс 60 градусов и скажите: «на меня не действует Солнце». Вы просто сгорите как уголёк и всё. Каким бы вы не были: чистый преданный, супер чистый преданный. Вы просто сгорите. Вот и всё. Понимаете?
00:50:39 Или, допустим, мы знаем всякие там затмения и прочие вещи. Они на всех действуют, абсолютно на всех действуют. Поэтому, вот эти все разговоры о том, что «планеты на меня не действуют», ну это просто, простите, наивный лепет. Понимаете? Это лепет людей, которые не понимают вообще, как они действуют. Поскольку люди не понимают, как они действуют, поэтому они и говорят такие вещи: «а, планеты не действуют». Я могу очень легко и просто показать, как они действуют. Понимаете?
00:51:06 И проблема ещё состоит в том, что люди как-то искусственно отрывают планеты от Кришны. Они разделяют: «всё, вот это вот какая-то дурацкая астрология со всеми дурацкими планетами, а вот это вот наш Кришна». Стоп. Стоп. Кришна говорит: «Я есть повелитель всех планет». Эти планеты – Его инструменты. Понимаете? Поэтому, те наивные, которые отрывают планеты от Кришны, мне не понятно, на основании чего они делают это. Потому что, Кришна провозглашает свою связь с планетами, а не отдельность от планет. Понимаете? Поэтому, Он говорит: «сарва лока махешварам» (повелитель всех планет).
00:51:40 В Брихат-Парашара-Хора-Шастре сказано, что Господь Вишну (Джанардана) принял форму Нава-грахи (9-ти планет), чтобы воздавать карму живым существам. Он воздаёт карму через планеты. Без планет вы ничего не можете вообще в этом мире. Вы не можете определить, сегодня понедельник, вторник, среда без планет. Потому что, понедельник – день Луны. Вторник – день Марса. Среда – день Меркурия. Здесь всё связано с этими планетами. Но почему-то люди думают, что это какая-то глупость, да? Вся эта астрология, планеты, это просто глупость. Без них мы не можем жить. И они все на нас будут влиять.
00:52:13 Но, когда человек становится духовной личностью, вот тогда планеты, они уже становятся не господами, а слугами. Но они продолжают действовать, продолжают служить. А до тех пор, пока мы не осознали Кришну полностью, тогда планеты являются нашими господами. Т.е., это Кришна, опять же, господин через планеты. А когда мы становимся чистыми преданными, Кришна уже господин непосредственно, без планет. Просто нужно немножко обрести знание и тогда будет понятно, что это за утверждения и как их правильно понимать. В противном случае, это всё-таки очень наивные вещи, без знания.
Возможно ли создать семью между людьми разных вероисповеданий?
00:52:50 Юрий спрашивает. Возможно ли создать семью между людьми разных вероисповеданий? Например, между вайшнавом и человеком христианской веры. Возможно, вы знаете пример таких союзов. И что люди делали, чтобы эти отношения были гармоничными?
00:53:10 Я бы сказал, что всё зависит не от вероисповедания, а от уровня осознания человека, от уровня его культуры. От уровня его понимания, насколько вот мы можем друг друга ценить, любить, уважать свободу выбора и т.д. Я знаю несколько таких семей, где вот муж и жена имеют разные вероисповедания. Но вот по тем примерам, которые я знаю, люди живут, но со скрипом, скажем так. Т.е., находятся в сильном компромиссе. Если им культура позволяет, как-то вот они это всё нейтрализуют, как-то там переваривают, но вцелом, конечно, им часто не хватает взаимопонимания.
00:53:53 Поэтому, это довольно-таки рискованное действие. Вот. Но, если люди достаточно возвышенные, и заранее все вот эти моменты проговорены, которые связаны с питанием, с культурой в быту и т.д., чтобы не было там каких-то споров, скандалов вот на этой теме. Вот если люди зрелые, серьёзные, тогда, в принципе, особенных проблем нет.
00:54:16 Все проблемы, они же не от веры, а от того, что люди, скажем, такие фанатичные. Т.е., уровень каништха. Каништха – это новичок. Всегда он такой немножко фанатичный. И поэтому, смысл не в том, что у людей разная вера. А смысл в том, что у людей вот этот вот уровень реализации собственной веры низковат. От этого все проблемы возникают.
Почему грибы являются пищей в невежестве?
00:54:42 Анатолий Довгер спрашивает. Скажите пожалуйста, грибы, это животные или растения? Почему они являются пищей в невежестве?
00:54:54 Животные или растения, это знаете, вопрос классификации. Вот, допустим, современная наука, я не знаю, к чему она там их относит. Ведическая наука, там может быть своя классификация. Поэтому, это не столь существенно, что они там животные или растения. Смысл в том, что есть живое существо (душа) и есть какое-то тело, которой соответствует сознание этой души.
00:55:16 Что касается почему они в невежестве, они в невежестве по эффекту воздействия на сознание. Т.е., грибы, насколько я знаю и понимаю, это санитары леса, которые как губки втягивают в себя всякие там яды из почвы и т.д. Именно поэтому, грибами довольно-таки часто травятся. Хотя конечно есть, ну так называемые, съедобные грибы. Но если, скажем так, этими вещами злоупотреблять, то будет проявляться вот такая вот, знаете, некоторая инерция сознания. Такой как-бы ну тамас или вот недостаток глубины понимания вещей тонких, духовных. Поэтому, это продукт, ну не то чтобы запрещённый, скорее не рекомендованный.
Почему на нашей планете периодически появляются страшные маньяки?
00:56:09 Ещё Анатолий Довгер спрашивает. Скажите пожалуйста, почему на нашей планете периодически появляются страшные маньяки? И нужно ли их наказывать пожизненным заключением? Либо же сразу ставить к стенке?
00:56:25 «Маньяк» – интересное слово. Мания. Связано с таким словом как «манас» (ум). Т.е., люди, которые зациклены на каких-то определённых идеях, которые засели в уме и приобретают всякие разные страшные, извращённые формы. Сознание может деградировать до разных состояний, в том числе разных уродливых, через которые живые существа свои вот эти вот какие-то идеи и желания реализуют. И всё это происходит, в строгом смысле слова, из-за насилия, которое совершается над сознанием, из-за неспособности осуществить желания естественным, нормальным каким-то, природным путём.
00:57:12 Возьмите простую вещь. Возьмите, допустим, фигурку человечка из глины или из пластилина и сильно сожмите её. Что с ней будет? Она деформируется. Понимаете? Вот точно также, если мы возьмём наш ум, который полон желаний, и будем на него оказывать очень сильное давление. Эти желания начнут деформироваться. Они начнут приобретать какие-то очень странные формы, как вот человека, которого раздавило каким-то прессом, да?
00:57:38 Вот точно также происходит, когда человек не имеет возможности нормальным, естественным путём осуществить свои желания. А почему он не может осуществить? Это могут быть либо какие-то социальные табу, запреты, да? Т.е., то нельзя, сё нельзя. Или у человека нет возможности. Или его постоянно ругают. Как-то у него по природе не предоставляются возможности. Желания то есть, но из-за этих всех факторов давления они искажаются, извращаются. И в конце концов, поскольку желания как вода (от них никуда не денешься), они не через одно, так через другое выйдут, да? Вот в этом месте нельзя, она найдёт себе другой путь куда пойти. Да?
00:58:17 Вот и поэтому, скажем так, когда люди из-за какой-то искусственной культуры или из-за какого-то искусственного подавления или из-за невозможности осуществить желания нормальным путём, это может привести вот к таким вот выплескам. Может быть неправильное воспитание. Может быть, какие-то вот ханжеские вот такие какие-то традиции, которые подавляют человека очень сильно. Допустим, если человека унижать, оскорблять, насмехаться над его недостатками, над его неспособностью к чему-то там, он может затаить в себе вот эти вот какие-то обиды и потом устроить что хотите: массовый расстрел там или насилие, там какие-то садистские выходки и прочие вещи.
00:59:00 Допустим, простой вам пример. Откуда, допустим, в тюрьмах или в монастырях проявляется явление гомосексуализма? Почему? Потому что, там отсутствует возможность естественным образом вот эту вот свою сексуальную потребность удовлетворить. Вот и всё. Поэтому, она удовлетворяется извращённым образом. Понимаете? Т.е., естественная возможность подавлена. И поэтому она проявляется не естесственно. Вот и всё.
00:59:25 Поэтому, там где вот эти вот естесственные наши желания определённым образом подавляются, зажимаются, вот это и есть предпосылка, основа для всевозможных извращений. Потому что людям нужно объяснить либо как эти желания трансформировать во что-то другое, как вот, допустим, вожделение в любовь. Если нет технологии трасформации этого желания во что-то более возвышенное, тогда обязательно вот это желание подавленное приобретёт какую-то такую извращённую форму. Т.е., люди просто не знают, не понимают, как свои желания осуществлять и при этом не деградировать. Поэтому, они их пытаются подавлять. А желания, как я сказал, они как вода. Они найдут обязательно свой какой-то выход. Но, в других уже формах, которые люди называют извращёнными формами.
01:00:14 Что касается наказания для таких людей, как правило, когда у человека уже вот такие какие-то инверсии психические вот какие-то такие вот внутри, это уже невозможно исправить. Поэтому, смерть, на самом деле, это будет большим благом и для них, и большая экономия для государства. Потому что содержать таких людей десятки лет в камере, кормить их там и т.д., это бесполезное занятие. Поэтому, смерть, на самом деле, это хорошее решение. Это правильное решение. Эти люди, они сразу, так сказать, получат то, что они заработали. И уже в следующей жизни уже эти реакции, они, так сказать, будут погашены полностью.
Связано ли время ухода Бхишма-девы с Бхишма-панчакой?
01:00:56 Александр спрашивает. Мы отмечаем Бхишма-панчаку в конце картики. Я читал, что это связано с уходом Бхишма-девы. Интересно бы узнать, где вы это прочитали. Но, с другой стороны, битва на Курукшетре закончилась через 18 дней после гита-джаянти (конец декабря). И в другом месте написано, что Бхишма оставил тело через 48 дней после битвы, когда Солнце стало двигаться на север. Объясните, пожалуйста, когда же ушёл Бхишма и как это связано с Бхишма-панчакой.
01:01:31 Я тоже в своё время озадачился этим вопросом и пришёл к выводу, что Бхишма-панчака с уходом Бхишма-девы не связана вообще никак. Потому что, да, Бхишма-панчака это 5 последних дней месяца картика, когда преданные совершают там обычно такие аскетические обеты, связанные с ограничением питания и т.д. Картика, самая поздняя, заканчивается где-то в конце ноября. Это самая поздняя картика. А началась Курукшетра где-то… Гита-джаянти это день когда была поведана Бхагават-гита. Обычно где-то попадает он на середину декабря. Может быть даже ближе к 20-м числам декабря. Итак, гита-джаянти это начало битвы на Курукшетре. Затем 18 дней битва длилась. Да? И Бхишма ещё не сразу после этого оставил тело.
01:02:24 Хотя, на самом деле, вот эта вот Уттараяна или точка, когда день начинает расти, он сейчас у нас 22-го декабря. Ну, возможно, что раньше он был немножко попозже. Потому что, вот эти вот 2 зодиака, которые использует западная астрология и ведическая, они когда-то были вместе. Вишну-чакра и Нараяна-чакра совпадали градус в градус. Но, поскольку в мире всё, так сказать, крутится-вертится, между этими зодиаками уже определённая вот эта вот разница. И сейчас, допустим, уже вхождение Солнца в Козерог, которое изначально вот это вот Макара-санкранти, так сказать, день прибывающего света, он сейчас уже отличается. Он сейчас уже где-то 14-го, 15-го января. А раньше они совпадали с этим вот днём уттараяны, когда день начинал увеличиваться.
01:03:18 Вследствие вот этих вот всех конечно космических изменений и сложности всех этих календарей, эти даты уже разделились. Тем не менее, я не думаю, что… Да, Бхишма оставил тело… Если началась битва где-то там в середине декабря, 18 дней, это где-то в начале января была она закончена, плюс там ещё сколько-то там дней. Вполне может быть, что Бхишма ушёл где-то в Макара-санкранти, что-то около того, может быть в середине января. Примерно так. И это совершенно никак не соответствует, конечно же, Бхишма-панчаке, т.е. этим вот пяти последним дням картики. Поэтому, я думаю, что это немножко ложная предпосылка. Эти явления не связаны между собой.
Как передвигались воины на поле битвы Курукшетра, когда вся территория была покрыта трупами людей, животных и обломками колесниц?
01:04:04 И последний вопрос. Александр спрашивает. Я не понимаю, как передвигались колесницы по Курукшетре во время битвы, а лучники, стоя на них, выпускали стрелы во всех направлениях, если говорится, что вся Земля была покрыта трупами людей, лошадей и слонов, и обломками колесниц, и текли реки крови. Ну, Арджуна, понятно. У него Сам Господь колесничий. Но как все остальные держались на ногах?
01:04:31 Александр, всё очень просто. В конце каждого дня, люди, так сказать, специальные, приходили и убирали все эти обломки, уносили все эти мёртвые тела, кремировали, сжигали. Вот, потому что, иначе по Курукшетре передвигаться было бы просто невозможно. Поэтому, это делалось каждый день. И каждый день новая битва начиналась уже на более менее расчищенном поле. Ну, и естественно, что по мере её развития становилось всё сложнее и сложнее. Поэтому, в конце каждого дня она заканчивалась. И опять всё убирали. И в следующий день опять с нуля. Всё. На этом сегодня мы закончим. Большое вам спасибо за ваши интересные вопросы. До новых встреч. До свидания. Харе Кришна
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 21 June 2020