Выпуск 7
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Как читать джапу?
00:00:00 Приветствую вас, уважаемые слушатели и зрители нашего канала. Сегодня у нас на очереди 7-ой выпуск ответов на ваши вопросы. Итак, мы начинаем с вопроса Натальи, которая говорит. Повторение маха-мантры. На что нужно больше обратить внимание: на качество повторения или же количество кругов? Есть лекция, где говорится, что определённое количество кругов даёт определённый результат. Как насчёт качества и правильного настроя?
00:00:38 Наталья, существует огромное количество лекций по поводу искусства воспевания святого имени. Есть пректрасные книги Маханидхи свами «Искусство воспевания святого имени». Есть книга Шикшананданы свами «Нектарный океан святого имени». Есть много чего.
00:00:56 Ещё есть книга Дханурдхары свами тоже по джапа-медитации. Там вы можете найти ответы на ваши вопросы. Я скажу лишь коротко, что в данном случае имеет значение и количество и качество. В материальном мире есть законы развития, законы диалектики. Один из законов гласит: «Количество переходит в качество». И, в общем то, мы можем видеть, что когда человек что-то делает много много много раз, т.е. количественный показатель, то качество его деятельности улучшается. Допустим, музыкант играет играет играет, тренируется много много много раз, или спортсмен ходит на тренировки много много много раз, и качество их игры, и музыкальной и спортивной, увеличивается. Но, в духовной жизни, скажем так, здесь механистичности материальной места нет, потому что молитва, джапа-медитация (это одна из форм молитвы), она не механистичная. Поэтому, здесь можно всё делать механистически правильно, но это не обозначает, что будет какой-то живой ответ от Кришны.
00:02:02 Нужно понимать, что молитва – это взаимоотношение личности (души) с другой личностью (Богом). Поэтому, для того, чтобы качество нашего воспевания улучшалось, нужно помнить всего 2 вещи: к Кому вы обращаетесь и зачем вы обращаетесь. А количество кругов нужно для того, чтобы как-то, так сказать, всё-таки происходило определённое погружение. Потому что, если вы повторили 2-3 раза, то нехватает погружённости. Именно для того, чтобы вот это погружение происходило, для этого нам даётся определённое количество кругов мантры.
Нужно ли проводить ритуалы по умершим родственникам?
00:02:38 Ольга спрашивает. Вопрос про души предков. Если душа после смерти реинкарнирует в другое воплощение, то получается, что все наши умершие предки уже давно в других воплощениях или в других родах. Тогда к кому мы обращаемся? И надо ли делать ритуал кормления предков? Если да, то как и когда его лучше проводить?
00:03:05 Ольга, очень важно понять, что если мы обращаемся к предкам, нас интересует не столько вот эта семейная линия, что они были в нашем роду, а нас интересуют именно сами дживы (живые существа), которые были в этих телах. И пусть они находятся сейчас уже в каких-то других семьях, других родах, это не имеет большого значения. Мы имеем свой долг перед ними. Мы им должны, потому что мы появились в их семьях, в их родах. Они какой-то вклад привнесли, и у нас появился определённый долг перед ними. Поэтому, независимо от того, где они сейчас, это никак не меняет нашего долга по отношению к ним, когда они были членами нашего рода. И эта связь осуществляется через Параматму(сверхсознание, Бога в сердце), который знает кто где был, кто где сейчас находится, кто где будет.
00:04:00 Вот, поэтому здесь нет проблемы предлагать какое-то подношение этим предкам. И Параматма (Кришна в сердце) передаст им это подношение. Поэтому, вам не нужно об этом беспокоиться. Где-то, может быть несколько выпусков назад, у нас был сходный вопрос по поводу того, как вот обстоятельства вот этих вот кремирований или когда хоронят человека, что лучше, да? Вот. Я говорил тогда, что вот, допустим потомки Махараджа Сагара, они нашли вот эти вот скелеты или, так сказать, уже разложившиеся тела, фактически, скелеты уже своих предков, окропили их водой Ганги и эти предки достигли освобождения. Как они достигли освобождения? Кто помог им в этом вопросе? Параматма, Которая знает связь вот этих конкретных останков, вот этого тела и дживы (души), которая в этом теле жила. Поэтому, вроде бы эти души уже давно куда-то ушли, но вот теперь потомки окропили эти останки святой водой Ганги, и Параматма, зная связь кто-где, Она теперь передаёт вот это духовное влияние, которое пришло от воды Ганги, которое попало на останки этих тел, и теперь это благо пошло этим душам, хотя они где-то в совсем других местах находились.
00:05:20 Поэтому, здесь нужно понимать, что материальное творение очень запутанное. Сами мы не знаем что-где, где там наши предки и т.д. Но, мы знаем Того, Кто знает всё. И поэтому, через Него и происходит вот эта вот связь. Поэтому, здесь вы можете не волноваться в этом плане, что до них, так сказать, дойдёт ваше подношение. А когда, как это делается, это уже технические моменты, здесь, собственно говоря, особенно говорить не о чём. Просто вы ставите их изображение, предлагаете им маха-прасад (т.е. пищу, предложенную Кришне, Божествам). И всё. Дальше уже на этом ваша ответственность заканчивается. Дальше уже Кришна Сам действует.
Зачем существует ад?
00:06:04 Наталья спрашивает. Существуют адские миры, которые находятся ниже нашей планеты. Страшно подумать что происходит там, если на нашей планете столько страданий, когда страдают дети, женщины, животные от насилия. В одной из лекций, я услышала, что 2 важных закона мира для выполнения своего предназначения: это доверие к миру и бескорыстное служение. Как я могу доверять миру, видя столько страданий? Также, есть страх упасть ещё ниже того, что есть на Земле. Господь создал всю Вселенную. Я не могу понять, в чём Его милосердие и любовь к живым существам? Зачем Он создал адские планеты? У людей это должно вызывать страх или что? Не греши, иначе попадёшь в ад? А жить из страха, это не жить. Но, очень сложно понять, в чём моя ответственность, если я отвечаю за всё зло, которое существует. Но, как я могу отвечать за то, что создано не мной?
00:07:10 Я не знаю что вы слушаете, какие источники. Поэтому, очень важно, что свои уши нужно подставлять далеко не под все источники знания. Потому что, иначе, эта информация может вас очень сильно увести не туда. В Ведах нигде не говорится, что нужно служить и верить миру. В Ведах говорится, что нужно верить Богу и служить Богу. А мир получит своё благо, потому что мир - это древо, а Бог – это корни. Если вы хотите, чтобы древо процветало, вы же не древо поливаете, вы корни поливаете. Точно также, вот это очень наивная идея о служении миру, о доверии миру. Бог достоин доверия. Бог достоин служения. Мир это Его продолжение. Поливаете корень и всё остальное дерево получает своё питание.
00:08:00 Очень простая формула, понимаете? Незнаю, кто там вам чего наговорил. Что касается ада, то ад создан не Богом. Ад создан людьми. В каком смысле? В том смысле, что люди отклоняются. И Господь уже вынужден создавать какие-то определённые условия. Допустим, можно сказать, что государство строит тюрьму. На самом деле, тюрьму строят преступники. Государство просто напросто создаёт условия где их содержать. У государства нет желания строить тюрьмы, понимаете? Поэтому, люди своим поведением заставляют Бога создавать вот эти вот адские условия как некую форму принудительного очищения. Потому что, очищение может быть добровольным на основе знания, правильного образа жизни. Пожалуйста. Но, если люди не хотят добровольно очищаться, ну что же, будет принудительное очищение. Это называется чистилище (ад). И причём здесь Бог?
00:08:56 Т.е., если, допустим, ребёнка поставили в угол или ему дали там розги, можно сказать, какой жестокий родитель поставил ребёнка в угол, дал ему там розгами по филейным местам. Но кто это сделал? Это сделал непослушный ребёнок. Он вынудил родителя. Поэтому, причём здесь Бог? Понимаете? Поэтому, нужно не путать причину и следствие. И ад нужен как некая, так сказать, страховочная сеть, ниже которой уже невозможно пасть. Т.е., ад – это некий ограничитель. Не было бы ада, тогда деградация была бы бесконечной. Понимаете? Поэтому, ад нужен для того, чтобы была как-бы такая нижняя точка, куда уже вот эти души скатываются, и там их очищают принудительно, через боль, через страдание. И потом, они идут опять выше. Т.е., это как вот на колесе обозрения. Есть верхняя точка и нижняя точка. И, опустившись в самый низ, потом постепенно начинаем потихонечку подниматься. Точно также, ад это самый низ. И теперь начинаем понемножку подниматься. Если бы ада как нижней точки не было, живое существо падало бы до бесконечности.
00:10:00 Тогда бы мы сказали: «А что же это Господь не позаботился о том, чтобы как-то нас спасти от бесконечной деградации?» Видите. Мы всегда в претензии. То в претензии, что Бог создал ад, то мы в претензии, что Он там не создал что-нибудь. Т.е., мы всегда в претензии. А вместо того, чтобы претензии предъявлять, нужно просто разобраться где наша ответственность, а где Его ответственность. Если мы понимаем, что Он является лучшим другом живых существ, то все претензии к Нему отпадут. Итак, дальше ваши были вопросы. Жизнь в страхе – это не жизнь. А не нужно жить в страхе. В страхе живут люди, которые находятся под влиянием гуны невежества. Жить надо в благости. Потому что, благость сопровождается знанием и счастьем. Всё. Жить в невежестве не обязательно. Поскольку страх – это эмоция связанная с невежеством. И по поводу ещё вашей ответственности, что «я не могу отвечать за то, что я не делал». Правильно. Вы не можете.
00:10:58 Я не знаю что это за лекторы, которые внушают вам другие идеи, что мы тут ответственные за всех. Нет. У каждого человека есть своя ограниченная доля ответственности. Не нужно искусственно принимать на себя какой-то там крест и т.д., не нужно играть роль миссии, если вы таковым не являетесь. Поэтому здесь вы принимайте свою ответственность и не беспокойтёсь об остальном.
Почему Кришну называют Верховной личностью Бога?
00:11:23 Ольга спрашивает. Недавно я начала интересоваться ведическими знаниями. Мне это очень интересно. Но я не могу понять, разобраться с вопросом о Боге. Есть триада. Кто это всё придумал, создал, поддерживает, разрушает, Брахма, Вишну и Шива? Почему тогда Кришну называют Верховной Личностью Бога? Кого же считать, принимать за Бога: Кришну, Махадева? Или я совсем ничего не понимаю?
00:11:50 Обычно такая путаница возникает после просмотра индийских сериалов, по моим наблюдениям. Особенно таких, как вот типа «Махадев» там, или «Шани дев». Что-нибудь такое.
00:12:00 Т.е., люди, у которых ещё нет такого ясного, устоявшегося понимания кто есть кто, они вот во всей этой, так сказать, в этой всей этой индийской каше очень легко начинают путаться. Потому что, то что сейчас в Индии, это так называемый «индуизм» - это просто замес, в котором перепутано всё что только можно перепутать. И поэтому, Шрила Прабхупада всё время ругался и говорил, что индуизм – это полная чушь вообще. Что есть Веды. В Ведах есть знания для разных уровней людей. И нет никаких противоречий во всех этих вещах, если у нас есть правильная методология. И правильная методология начинается с исходного момента. То есть нужно какую-то точку отсчёта принять. И потом уже, начиная с этой точки отсчёта, мы начинаем мыслить и у нас выстраивается вся культура мышления. Поэтому, пункт первый, это то, что Веды являются источником знания. Пункт второй – что утверждается теперь в Ведах?
00:13:00 В Ведах говорится, что Вишну является Верховной Личностью Бога. Ригведу прям открываете и читаете: «Ом тад Вишнох парамам падам Сада пашйанти сурайо» - что лотосные стопы Вишну созерцают все полубоги, к которым относится Махадев (Шива), Брахма и т.д. А какое место здесь играет Кришна? Очень просто. Кришна вообще не принадлежит к этому материальному миру, к этой вселенной в том числе. Он и Вишну это одна и та же личность, но в разных функциях. И Вишну, у него 4 руки, потому что тут много дел, работы много. Вишну – это Бог на работе. Кришна – это Бог дома, Он развлекается, играет на флейте. Вот и всё. Это одна и та же личность, но в разных ипостасях. Все остальные – это слуги. Один ведический текст гласит (ЧЧ, Ади лила, 5.142): «эколе ишвара Кршна, ара саба бхртйа» - есть только один Господин Кришна, все остальные Его слуги. Всё. Если этот момент принят, дальше вся схема выстроится очень красиво и изящно.
Какую пищу нужно готовить для Господа?
00:13:56 Анна спрашивает. Когда я готовлю пищу для Господа, я прежде всего учитываю потребности своего организма: минимум жареного, минимум сахара. Т.е., я делаю упор на здоровое питание. Но Кришна любит совсем другие блюда. Получается, что я думаю прежде всего о себе, а не о вкусах Кришны. Это оскорбление? И как найти нужный баланс?
00:14:19 На самом деле, меню Кришны не ограничивается индийской кухней. Поэтому, можете не беспокоиться. Что касается здорового питания, то нужно вспомнить одну простую вещь, что аюрведу, между прочим, тоже дал Кришна в форме Дханвантари. И в аюрведе говорится, что у человека есть определённая конституция. И питаться нужно согласно своей конституции. Поэтому, меню Кришны и наставления Дханвантари в аюрведе о том, каким должно быть питание для разных категорий людей, не противоречат друг другу. Просто нужно немножко культуру мышления свою чуть-чуть настроить и всё будет прекрасно и хорошо.
00:14:59 Допустим, в Бхагават-гите 9.26 Кришна говорит: «Предложи мне листок, цветок, плод или воду с любовью и преданностью и я приму это». Он там не называет какие-то там разные блюда, пакоры там какие-то, качори, и всякую такую индийскую специфику. Он говорит: «Листок, цветок, плод или вода». Очень просто, но с любовью. С любовью. Поэтому, в действительности, меню у Кришны очень разнообразное. Т.е., Он питается в первую очередь любовью. Это первый ингредиент. Понимаете? И подношение может быть очень простым, как я только что перечислил. В следующем стихе, в 27-м стихе 9-ой главы Кришна говорит: «Что бы ты не делал, что бы ты не ел, что бы не предлагал, что бы не отдавал, через какую-бы аскезу не проходил, делай это как подношение мне». Т.е., что бы ты не ел, делай как подношение мне. Итак, это другой уровень бхакти, немножечко пониже, но тем не менее, неплохое начало. Вы делаете то, что вы готовите для себя, то что подходит вашему здоровью и предлагаете это Кришне. Нет никаких проблем.
00:16:02 Просто нужно найти себя в процессе. Мы не меняем процесс. Мы не идём на компромиссы с процессом, но мы находим своё место в процессе. Если вы стоите на какой-то лестнице, ведущей к Богу, мы же не придумываем новую лестницу, мы находим свою ступень на этой лестнице. Если сейчас ваша ступень на этой лестнице, ведущей к Богу, состоит в том, что вам нужно как-то там питаться по диете, это не проблема, вы готовите это и предлагаете Кришне. И идёте на ступенечку выше. Всё в порядке. Нет никаких проблем.
Как прогрессируют животные и люди в страсти и невежестве?
00:16:33 Азат спрашивает. Помогите разобраться в такой проблеме. Люди, рождённые в гуне невежества или страсти каждый раз обречены на новые страдания в новом теле. Вопрос: как они могут подняться на следующую ступень развития, если они не осознают своё бытие и повторяют одни и те же ошибки в каждом новом воплощении?
00:16:54 На самом деле, это не совсем так. Это медленный прогресс, но сознание живого существа постепенно, постепенно, постепенно всплывает из этого невежества чуть выше и выше.
00:17:04 Дальше вы спрашиваете: Если бы человек знал свои прошлые жизни, то он бы понимал, что ему необходимо разорвать колесо самсары путём исправления своих ошибок. А тут человек рождается в неведении в определённой гуне и умирает в неведении, и снова всё повторяется в следующей жизни.
00:17:27 Не совсем всё. Кое-что всё-таки происходит, т.е. опыт души накапливается незаметно, и поэтому качественное изменение всё-таки немножко есть.
00:17:36 Дальше вы пишете. Я уже не говорю о том, что когда от неведения человек совершает тяжкие преступления, он идёт в низшие миры, и опять ничего не сознаёт. Так и попадает в ещё большее невежество. Уходя из жизни подобные люди, как правило, уходят озлобленными на жизнь, сетуя о том, что она так не справедлива по отношению к ним. А если, например, душа рождается в теле животного, то как она вообще может что-то осознавать? Где же тут выход, если свобода выбора в неосознанном состоянии, так как его выбор уже предопределён внешними условиями?
00:18:11 На самом деле, все мы проходили через вот эти долгие этапы развития прежде чем пришли к духовной жизни. И вот это благочестие в нас, которое постепенно пробуждает сознание и обращает его к Богу, оно накапливается буквально по крупицам, по частицам. Но, здесь нужно понять одну простую вещь. Пока человек не выспался ещё, сколько бы вы не будили его: «Вставай уже!». Он говорит: «Мм хмм». И будет продолжать спать. Понимаете? Т.е., пока живое существо ещё не выспалось в этом мире иллюзии, вы не можете его искусственно пробудить. Но когда он уже выспался, он сам пробуждается. Понимаете? Уже без будильника. Сам он начинает вставать, там что-то делать. Т.е., у каждого живого существа есть какой-то определённый срок, в котором оно должно находиться в иллюзии.
00:18:59 И даже как-то действовать вроде как в невежестве, но закон мира так устроен, что одно живое существо, оно неосознанно служит кому-то другому. Мышка служит кошке в качестве пищи. Травинка служит кузнечику в качестве пищи. Кузнечик служит там жабе в качестве пищи. Жаба служит змее в качестве пищи. Змея служит какому-нибудь там орлу в качестве пищи, и т.д. Т.е., живые существа, даже живя неосознанной жизнью, они находятся в неосознанном цикле служения. И служа более высоким существам, пускай даже в форме пищи, они постепенно прогрессируют, понимаете? Человек в невежестве, просто там метём улицу, он больше ничего не может делать, но он служит другим более высоким классам. И поэтому он постепенно прогрессирует, даже не имея вроде бы никакого знания. Т.е., это очень медленный процесс возвышения. И когда вот этот уже сон иллюзии живого существа постепенно подходит к концу, и уже накоплено какое-то благочестие в сердце, вот тогда у него начинает уже проклёвываться вот это духовное сознание.
00:20:04 Это то же самое, что, знаете, если человек хочет поступить в ВУЗ, в высшее учебное заведение, там есть какой-то проходной балл. Т.е., если у человека нет вообще никакого образования, он придёт и скажет: «Я хочу поступить в ВУЗ». Ему скажут: «А где ваш аттестат?» А он: «Я в школе не учился». «Ну, тогда сначала пройди школу, потом пойдёшь уже в университет». Понимаете, да? Т.е., для того, чтобы учиться в ВУЗе, необходимо иметь какую-то предварительную квалификацию, без которой вас туда просто не возьмут. Точно также, и для того, чтобы вот это высшее знание открылось, должна быть какая-то минимальная предварительная квалификация, какая-то зрелость. А для того, чтобы эта зрелость накопилась, т.е. благочестие, вера пробудилась, вот для этого и нужно много много много раз проходить все эти вещи. Поэтому, не волнуйтесь. Мир только кажется, что он в хаосе. На самом деле, это очень тонкая, неуловимая форма порядка, божественного плана, за которым стоит верховный Господь и Он внимательно смотрит за прогрессом каждого конкретного индивидуального живого существа. Поэтому, ваше беспокойство похвально о живых существах, но оно немножко безпочвенно, потому что уже есть Тот, кто беспокоится о других. Не волнуйтесь.
Почему мы забываем свои прошлые жизни?
00:21:13 И ещё к вашему же вопросу добавление. Почему мы забываем свои прошлые жизни? Я думаю, что это лишь усугубляет невежество.
Вы неправильно думаете. Параматма даёт нам ту память, которая нам необходима. Если вы понимаете, что Параматма доброжелатель души, то доброжелатель знает сколько чего ей нужно. Т.е., Он даёт нам память в форме определённых убеждений. Такого какого-то интуитивного понимания, что делать, что не делать. А событийная память прошлой жизни, это вам лишнее беспокойство ума. Тут не знаешь как бы избавиться от памяти своего прошлого в этой жизни, а вы ещё хотите добавить прошлую или позапрошлую. Это может быть как, знаете, такое «любопытно узнать кем я был», но любопытство это может очень дорого стоить.
00:21:59 Понимаете? Потому что, если вам откроется память прошлого, это не просто кем вы были, а ещё и все привязанности ваши оживут. Понимаете? Все привязанности оживут. Как вы с ними будете бороться, если трудно победить привязанности этой жизни, а ещё и прошлой, и позапрошлой? И вы будете помнить всю свою боль и все там потери и смерти всяких родственников и прочие неудачи, это же всё вместе должно в комплекте вернуться. Вы уверены, что это будет для вас благо? Я сомневаюсь. И Параматма точно знает, что для нас является благом, а что не является благом. И поэтому, Он даёт нам ровно столько памяти, сколько необходимо для того, чтобы нормально функционировать и духовно прогрессировать.
Почему так сложно жить в настоящем моменте времени?
00:22:40 Анна спрашивает. Очень сложно жить в настоящем моменте «здесь и сейчас». Периодически стараюсь отслеживать себя. Но, на самом деле, ум в облаках где-то. Как научиться жить настоящим временем? Почему это так сложно? Это влияние силы времени так действует на тонкое тело?
00:22:58 В действительности, это влияние трёх гун. Время – это сила, которая включает в действие 3 гуны. И в Ведах говорится, что гуна страсти привязывает нас к будущему. То что вы говорите «в облаках», т.е. мы мечтаем о будущем. Это гуна страсти. Люди, которые говорят: «Эх, старые добрые времена», те, кто в прошлом живут своим сознанием - это невежество. А для того, чтобы жить в настоящем, нужно быть в гуне благости. Гуна благости – это вот сейчас. Как вот песня была хорошая: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Поэтому, легко жить в настоящем тем, кто находится в гуне благости. Люди в страсти витают в облаках, в будущем. Люди в невежестве вспоминают о прошлом. Поэтому, это не просто как вот взять и сказать: «я живу сегодняшним моментом, прямо сейчас». Нет. Гуна благости должна быть. А её нужно развить, и тогда всё будет хорошо.
Как определить чрезмерную остроту пищи?
00:23:55 Борик спрашивает. Как определить чрезмерную остроту пищи? Чем должен руководствоваться повар, учитывая наставления в 17-ой главе Бхагават-гиты?
Для тех, кто не знает что такое 17-ая глава Бхагават-гиты, я коротко скажу в связи с питанием. Там Кришна перечисляет разные виды пищи, в частности про пищу в гуне страсти. Он говорит, что пища слишком острая, слишком сухая, слишком горячая, в общем, всякое слишком, оно находится в гуне страсти. И вот, автор вопроса интересуется, где вот эта дозировка по остроте. Вы можете просто напросто посмотреть как в ресторанах, кафе, столовых, там всегда на столе стоит солонка и перечница. Т.е., на тот случай, если человеку маловато, он сам досаливает или сам добавляет перца. Отсюда вытекает очень простой вывод, что с такими специями как перец нужно быть очень осторожным. Лучше чуть-чуть положить меньше. Кому мало, тот сам добавит. А если его попало туда больше, сами понимаете, что для кого-то это уже не приемлемо. Это просто здравый смысл.
Почему душа пала?
00:25:05 Максим спрашивает. Души пришли в материальный мир из духовного, в котором нет места пороку. Зачем и почему?
00:25:14 Вы правы. В духовном мире нет порока. Поэтому те, кто его хотят, они из духовного мира уходят, приходят в мир материальный. А как живое существо может захотеть порока? Ну как, у живого существа есть свобода. И свобода в течении нашего вечного существования обозначает, что мы можем ей как-то злоупотребить. Потому что, если у нас нет возможности злоупотребить свободой, использовать её как-то иначе, то в самой свободе и смысла то как такового нет. Поэтому здесь, если уж мыслить логически, то мыслить логически до конца. И само понятие свободы, оно подразумевает злоупотребление свободой. И вот те живые существа, которые решили злоупотребить свободой, несмотря на все замечательные возможности духовного мира, они попадают в этот материальный мир, где порока на каждом шагу сколько угодно.
Как развиваться в духовном плане, находясь в исламской среде?
00:26:13 Азамат из Алма-Аты спрашивает. Привлёкся вашими фильмами, регулярно смотрю в Youtube ваши лекции. Живу в мусульманской стране, обществе, семье. Вопрос первый. Как развиваться в духовном плане, находясь в исламской среде?
00:26:33 Очень просто. Во всех религиях есть всегда какие-то точки соприкосновения общие, которые являются универсальными в исламе, в буддизме, в христианстве, в ведической традиции. И есть какие-то специфические черты, которые отличают эти религии. Поэтому, вы внешне можете следовать всем тем универсальным правилам, которые роднят все религии, которые являются общими, универсальными.
00:27:02 Что касается специфических аспектов, ритуалов допустим (повторение мантры на чётках или что-то ещё там, какие-то поклонения), эти вещи лучше делать, скажем так, наедине с собой, чтобы не беспокоить окружающих. Т.е., здесь, хочешь не хочешь, как говориться, надо учитывать и интересы и особенности общества, их социальное какое-то давление и всё прочее. Т.е., всё то, что не беспокоит людей, универсальные вещи, это вы открыто практикуете. Все те вещи, которые могут беспокоить других людей, какие-то там, может быть, ненужные или провокационные вопросы, или там могут какую-то вызвать агрессию или непонимание, все вот эти вещи, их нужно практиковать уже в каких-то уединённых местах, чтобы другие это не видели. Ну, ещё второй ваш вопрос по поводу консультации астролога, я говорил уже, что я сейчас на неопределённый срок не провожу эти все консультации. Но, на ваш электронный адрес, который вы оставили, я сброшу вам рекомендацию.
Как людям с преобладающей капха-дошей пить молоко?
00:28:07 Татьяна спрашивает. Скажите пожалуйста, является ли молоко слизесодержащим продуктом? Как его пить людям, у которых преобладает капха доша?
00:28:17 Без сомнения, молоко является слизесодержащим продуктом (капха-доша). У многих людей почему-то такие представления, что капха это очень плохо. Что это вот жир там и т.д. На самом деле, капха лишняя плоха для тех, у кого её в теле много. А есть люди, у которых её мало. Поэтому, молоко, топлёное масло, гхи это самая здоровая, самая естественная, самая лучшая форма капха-доши, которой может не хватать людям с доминантой, допустим, вата-доши или пита-доши. Но, люди капха-доши тоже могут пить молоко. Просто нужно немножко видоизменить его качества.
00:28:59 Если капха-доша является холодной и влажной, и вот вы молоко достали из холодильника, оно холодное и влажное. Теперь нужно просто чуть-чуть изменить его качества. Нужно его в небольшом количестве подогреть его на плите и уже добавили вы элемент питы. Т.е., элемент огня. Всё. И теперь уже эта слизь, которая есть в молоке, уже легче усваивается. Но, естественно, что людям с преобладающей капха-дошей молоко можно в очень небольших количествах. А людям с другой конституцией, его можно пить больше.
Как связан закон кармы с Кришной?
00:29:33 Сарасвати спрашивает. В высшем смысле причина и следствие суть одно, так как причина всегда присутствует в следствии. Поэтому, какая-либо реакция на какие-либо действия предопределена? Просто реакцию нужно связать с Кришной?
00:29:52 Да. Разорвать причину и следствие невозможно. Но, если мы осознаём Кришну как источник всех причин, то тогда вся эта причинно-следственная связь уже на нас не действует столь сильно. Т.е., мы по-прежнему продолжаем жить в мире причинно-следственной связи, в мире кармы, но сознание становится выше всего этого. Просто потому, что мы уловили механизм, как здесь всё работает. И теперь мы поняли кто является механиком. Поэтому, хотя мы продолжаем крутиться в той же самой карусели, но мы уже живём с другим сознанием, с пониманием того, что этот мир является божественным и что Он является главным законодателем. И просто следуем Его законам. И таким образом, мы постепенно выходим из под влияния закона кармы. Хотя, число внешне, мы продолжаем оставаться вроде бы как в механизме причин и следствий. Но, на сознание это уже не действует.
Почему современные учёные утверждают, что ум и разум не функционируют синхронно?
00:30:47 Татьяна спрашивает. Учёные-популяризаторы в области изучения мозговой деятельности Анохин, Ченниговская, Курпатов утверждают, что человек осознаёт свой выбор только через 77 секунд после того, как мозг уже сделал выбор. И это экспериментально подтверждено неоднократно.
00:31:09 Татьяна, я вам хочу сказать одну сразу вещь. Всё что связано с наукой, с экспериментальной наукой, меняется постоянно. Каждые 10-15 лет какие-то появляются новые эксперименты, какие-то появляются новые парадигмы, теории и прочие вещи. Поэтому, наука находится в развитии, находится в изменении. И то, что для них считается сейчас непоколебимой истиной, через пару десятков лет этот вопрос уже под вопросом оказывается. Поэтому здесь, всё что касается экспериментальной науки, этому невозможно верить до конца.
00:31:50 Ну, мы читаем дальше ваш вопрос. На этом основании ими делается вывод, что мозг управляет сознанием. И в добавок ещё и дурит человека, посылая в сознание сигнал: «не переживай, ты сам сделал этот выбор». У меня вопрос: как с точки зрения Вед объяснить этот феномен? Я сама пыталась сообразить. Мозг с помощью рецепторов собирает информацию, которая принимается разумом. Разум принимает решение и посылает команду в ум. Но почему задержка аж на 7 секунд до осознания человеком? Разве ум и разум не функционируют синхронно? Ведь, отдёргивая руку от огня или задумавшись и идя по дороге, мы действуем на автомате. И в этом случае ум и разум синхронизированы.
00:32:38 Понимаете, слабое место всех этих теорий состоит в том, что, допустим, учёные говорят: «мозг сам через рецепторы собирает там какую-то информацию, анализирует её, а потом, вроде бы как он там делает какой-то выбор самостоятельно, а потом с какой-то там отсрочкой, передаёт уже своё решение уму и разуму, и ещё и убеждает их в том, что это они сделали этот вывод». Т.е., как они вот это докажут? Если они говорят, что мозг это какая-то некая разумная сущность, которая сама через рецепторы что-то там собирает, анализирует, принимает решение, то это обозначает, что мозг это какая-то личность. Потому что, собирать, анализировать, принимать решение это свойство личности. В Ведах всё легко и просто. Там мы говорим, что есть живое существо – субъект психического восприятия, индивидуум, вечноя я. А ум, разум, эго – это тонкие его определённые функции.
00:33:40 А мозг это уже внешний интерфейс, через который сознание души связано с внешними чувствами. Поэтому, говорить о том, что мозг это некая живая сущность, которая самостоятельно принимает решение, это само по себе не научно. Потому что, если разобрать что такое мозг с точки зрения той же науки, то это просто серое вещество. Как это серое вещество может принимать решение, что-то там анализировать и т.д.? Допустим, мы можем сказать, что мой компьютер сейчас что-то там анализирует, выполняет какие-то там разные функции. Но он же это делает только потому, что я, пользователь, оператор запрограммировал его на эти вещи. Поэтому, мозг что-такое, конечно, может делать. Там тоже своя деятельность происходит. Но, она происходит, потому что кто-то даёт заказ, мозг не является изначальной точкой действия.
00:34:38 Вот трансцендентное, т.е. стоящее за пределами материального мира, живое существо просто взаимодействует с этим миром через эго, ум, разум, через мозг как координирующий орган, который связывает воспринимающие чувства и активное действующее чувство уже с самим живым существом. Поэтому, здесь очень важно не попасть вот в эту ловушку, что если есть механизм, то за механизмом всегда стоит какая-то живая личность.
Согласны ли вы с метафизической ролью России, которая описана в произведении Д.Андреева «Роза мира»?
00:35:08 Николай спрашивает. Знакомы ли вы с творчеством Даниила Андреева, и в частности, с его «Розой мира»? Если да, то каково ваше мнение по метафизической роли современной России с точки зрения взгляда на историю как извечной борьбы добра и зла?
00:35:27 Да. Я знаком с этой темой. Но, вот эта идея об освободительной роли Росии, что Россия спасёт мир и т.д., идея конечно очень красивая, очень романтичная, но для того, чтобы спасать других, для этого нужно быть спасённым самому.
00:35:47 Если человек сам тонет, кого он может спасти? Поэтому, я думаю так, что помогать другим избавляться от зла, Россие нужно внутри себя ещё много зла искоренить. И здесь достаточно много чего нужно ещё сделать. И я лично не сторонник вот этой концепции, что мы тешим своё такое псевдопатриотическое эго, что Россия какая-то особенная страна-освободительница, а мы в ней живём, поэтому мы тоже какие-то такие важные. Это не что иное как просто способ потешить своё эго в таких геополитических масштабах. Поэтому, здесь давайте, так сказать, от фантазии к реальности вернёмся. Реальность такова, что у России очень большой потенциал, но для того, чтобы он реализовался, очень много ещё от чего негативного нужно избавиться.
Можно ли изучать Веды, будучи православным?
00:36:47 Елена спрашивает. Можно ли изучать Веды, будучи православным, и как это совмещать?
00:36:56 Я не знаю достаточно хорошо православие, но я никогда не слышал о том, что православие ставит запрет на обучение. Разве православные не ходят в школу, в какие-то университеты и т.д.? Это образование не запрещено православным. Вера должна всегда быть обогащена знанием. И в этом смысле чаще всего православие ассоциируют именно с верой. Веды ассоциируют именно со знанием. И я не знаю какая необходимость противопоставлять одно другому. Т.е., вера – это начальный этап знания. Но, если, скажем, человек так и останется на начальном этапе знания, не пойдёт дальше, тогда его вера станет просто фанатичной, либо она будет разрушена какими-то жизненными ситуациями, на которые человек не сможет найти ответ.
00:37:48 Т.е., его вера треснет. Понимаете? Как вот во времена второй мировой войны. Многие женщины ходили в церковь, молили Бога, чтобы Он вернул живыми домой их мужей, отцов, сыновей. И во многих случаях эта молитва не срабатывала. Т.е., их мужчины умирали. И многие женщины потеряли веру. Потому что вера была, а знания не было. Знание о законе кармы, и т.д. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваша вера стала прочнее, тогда нужен «фундамент» знания. И принадлежность к какой-то конфессии, православие или что-то ещё, оно не является в этом плане препятствием, чтобы там не говорили иерархи церкви. Это уже, уж простите, как говорится политика от религии. А если говорить о духовном развитии, то как знание может помешать человеку?
Будет ли подобная рубрика вопросов-ответов по астрологии?
00:38:40 Елена спрашивает. Будет ли подобная рубрика вопросов-ответов по астрологии?
00:38:46 Елена, если вы зарегестрированы в школе «Сурья-сиддханта», то этот вопрос отпадает. Потому что в школе «Сурья-сиддханта» я отвечаю на все вопросы студентов, там на сайте школы. И также там, пока не так часто, но тем не менее проводятся вебинары, где заранее задаётся тема и мы её обсуждаем. А в таком открытом виде, как сейчас, это абсолютно бессмысленно, потому что астрология – специфическая наука. Там много разных тонкостей, не всем понятных. Поэтому, если вам требуется какая-то такая связь со мной в плане там ответов на вопросы по астрологии, то просто регистрируйтесь на сайте школы, просто задаёте вопросы, я вам просто отвечаю. Всё уже работает.
Что такое малодушие, и как оно связано с глупостью и трусостью?
00:39:31 Ирина спрашивает. Скажите пожалуйста, что такое малодушие, и чем оно отличается от глупости, трусости или отличается ли?
00:39:41 Я не совсем понимаю о чём вы именно говорите в данном случае. Отвечу как понимаю. Малодушие в каком-то смысле можно сравнить с трусостью, но иногда люди не совсем правильно применяют это понятие, потому что, допустим, если идёт какое-то сражение или, грубо говоря, драка, какой-то силовой конфликт, одни люди там очень себя уверенно чувствуют, другие робеют как-то так, они не могут там участвовать. Почему это происходит? Те, кто сильны, они, как правило, смелы. Те, кто слабее, у них больше робости, потому что они не уверенно себя в этом чувствуют. Т.е., допустим, кшатрий должен быть смелым в бою. А, предположим, брахман должен быть смелым в вопросах отстаивания истины.
00:40:30 Если, предположим, кшатрий струсил, убежал с поля боя, это, можно сказать, малодушие для него. А если вы брахмана подтолкнёте в поле боя, и он там испугается, вы не можете назвать его малодушным, потому что это вообще не его дхарма. Понимаете? Точно также, если, допустим, брахман, скажем так, не решается отстаивать абсолютную истину, то тогда его можно обвинить в малодушии, потому что это его долг. Поэтому, «трусливость» или «малодушие» это не просто какое-то абстрактное понятие, оно связано с индивидуальной природой человека. И когда человек исполняет свой долг, тогда можно сказать, что он в этом плане не малодушный человек. Потому что, «малая душа» это душа, которая не хочет развиваться, которая не принимает какие-то определённые вызовы, не принимает свой долг, свою дхарму, если я правильно понял, конечно, постановку вашего вопроса.
Почему некоторые люди вообще не испытывают никакого страха перед Кришной?
00:41:21 Ирина спрашивает. Пожалуйста, объясните мне почему у некоторых людей нет никакого страха перед Кришной с младенчества? А есть только вера, любовь и абсолютная вера во встречу с ним. Почему это происходит? Это высокомерие, глупость или недопонимание чего-либо, или что-то другое? Вообще, бывает ли такое или это заблуждение?
00:41:45 Тоже, честно говоря, не очень понятно для меня составленный вопрос. Я вас всех очень прошу, старайтесь формулировать вопрос как-то более конкретно. Тем не менее, я отвечу то, что я понимаю. Бога не нужно бояться. Кришну не нужно бояться. Боязнь, страх – это мотивация в невежестве. Как говориться: «не можешь полюбить Бога, хотя бы побойся». Т.е., это минимальная мотивация для поклонения Богу.
00:42:11 Кришна не страшный. У Него нет никого оружия в руках. У Него в руках флейта. Он улыбается. Он приглашает нас на Свой танец любви. Поэтому, зачем Его бояться? Поэтому, есть люди, которые как-то спонтанно, из любви, естественно поклоняются Богу, и порадоваться за них надо. Другие люди так немножко зажаты перед Богом, с какой-то боязнью. Это тоже не плохо, не плохое начало, но эта мотивация ниже уровнем. Поэтому, не нужно думать, что все обязательно должны бояться Бога. Богобоязненность это не плохо, но это нижний уровень религиозности. Не нужно думать, что это какой-то стандарт для всех.
Есть ли эффект от даршана по изображению Божества?
00:42:54 Алфёрова Ирина спрашивает. Считается, что Господь везде, во всём. И в изображении, и на картинке, соответственно, тоже. Зачем же тогда ехать, например, в Джайпур и в Кароли, чтобы получить даршан трёх Божеств одновременно за день? Получается, можно просто посмотреть на картинки и также получить даршан.
00:43:20 Да, можно. Но, дело в том, что когда человек совершает паломничество, это некоторая дополнительная аскеза, это тоже жертва, дополнительное усилие, которое Кришна тоже ценит. У меня с этими тремя Божествами, которые там в Кароли Мадана-Мохана и Говиндаджи, и Гопинатха, которые стоят в Джайпуре, была интересная история, лет уже не помню сколько, 12-15 назад, когда в храме во Вриндаване в Кришна Балараме, собирались люди поехать в эти 3 храма. И я сначала вроде бы хотел, потом думаю: «нет, это слишком аскеза, весь день в дороге или даже там 2 дня», не хотелось.
00:43:59 И я как-то подошёл к киоску сувенирному внутри этого храма, и к своему большому удивлению обнаружил там фотографию заламинированную, как раз все 3 Божества: Мадана-Мохан из Кароли, Говиндаджи и Гопинатха из Джайпура. Подумал: «О, отлично. Кришна услышал мою молитву, что я не хочу ехать, Он пришёл ко мне в виде этих изображений». И я купил и был счастлив какое-то время. Но, потом, по-моему на следующий год, или через 2 года, уже не помню, всё-таки предоставилась возможность и я решил поехать. Т.е., это аскеза: едешь, там тратишь деньги и силы там, и т.д., и всё прочее, но я помню, что был определённный эффект. И, поэтому, хотя изображения Кришны не отличны от него самого, но когда человек совершает некую дополнительную аскезу, некую дополнительную жертву, Кришна также это ценит и реагирует соответствующим образом.
Как сказать на санскрите «отец наш небесный»?
00:44:55 И последний вопрос от Сарасвати. Как сказать на санскрите: «Отец наш небесный»?
00:45:02 Я не санскритолог, санскрита не знаю, хотя мне интересны языки всегда. Первое, что мне приходит в голову из более менее близких санскритских терминов, это «Джаганатха» - повелитель вселенной. Он как повелитель или как отец. Другого варианта пока я найти, так сказать, не могу.
На каком языке говорят на Голоке (в духовном мире)?
00:45:21 И второй вопрос от Сарасвати. На каком языке говорят на Голоке (в духовном мире)?
00:45:27 Это не язык материального мира. На Голоке говорят на языке любви. Если я вам скажу, что там говорят на хинди, санскрите или на каком-то там ещё непонятном языке, вы будете учить этот язык. Нет. Языки материального мира все несовершенны. Допустим, санскрит – это язык полубогов. Потому что, полубоги – это ого-го уровень, по отношению к нам. А какой язык? Его невозможно назвать. Потому что, если я скажу французский, английский – это привязанность к материальному миру. Понимаете? А духовный мир не имеет никакого отношения к миру материальному. Все материальные языки несовершенны. Санскрит наиболее совершенный. Может быть на санскрите, я не знаю. Но, в любом случае, самый главный язык духовного мира это язык любви. А уж как он там по звуковому, так сказать, выглядит, это уже, как придём, так узнаем. На этом мы закончим. Спасибо вам за ваши вопросы. До новых встреч. Харе Кришна.