Выпуск 4
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Приветствую вас, уважаемые слушатели и зрители нашего канала. Сегодня у нас на очереди четвёртая серия вопросов-ответов. И мы находимся по-прежнему в Маяпуре. Сегодня 10 декабря 2018 года.
Чьими воплощениями являются Мухаммед, Христос и Будда?
00:00:25 Итак, вопрос первый на сегодня. Николай спрашивает. Как вы думаете, чьими воплощениями могут быть Мухаммед у мусульман, Христос у христиан и Будда? Это аватары Вишну?
00:00:38 Николай, есть различные могущественные личности в истории, которые обладают определённой энергией и энергия эта настолько велика, что она способна влиять на судьбы многих людей через поколения, через много поколений, через даже тысячелетия.
00:01:00 И, как раз те примеры, которые вы назвали, они попадают в эту категорию. И Веды говорят, что есть 6 категорий аватар или божественных воплощений. И одна из них это шакти-авеша-аватара. «Шакти-авеша» обозначает обладающий определённой шакти или энергией. И эта энергия, она способна влиять на умы людей. А когда мы повлияли на ум человека, тогда мы повлияли и на его жизнь, потому что жизнь меняется в зависимости от того, что мы думаем. Люди обрели какую-то веру, раз, и согласно своей вере, постороили храм, допустим. Вокруг храма что-то ещё. Вот появилась некая какая-то культура. Это то же самое, что взять какую-то юлу, запустить её и вот насколько сильный импульс ей будет придан, настолько долго она будет крутиться. Точно также, любая религиозная традиция имеет определённый импульс, который придаёт ей вот этот, так называемый, её главный пророк или основатель.
00:02:02 И эти личности, которых вы назвали, Христос, Мухаммед, Будда, да, эти личности сумели повлиять на умы многих людей. Это обозначает, что у них есть энергия. Теперь самый главный вопрос, он с одной стороны простой, с другой стороны сложный. Откуда эта шакти берётся? Эта энергия. Согласно Веданта-сутре источником всех энергий является Верховная Личность Бога Кришна или Вишну. И именно Он, так сказать, даёт разным народам в разные времена эти разные учения. Они кажутся всё, что они какие-то разные, но в действительности это просто разная степень одного и того же божественного откровения. Как вот разные курсы что называется, разные люди могут воспринять какую-то одну часть знания. Одну и ту же математику можно преподавать на каком-то более простом уровне, на более сложном уровне.
00:02:58 В разных школах есть какие-то разные курсы учебные по одной и той же науке. И, поэтому, разные учения, тоже примерно таким образом можно объяснить, что разные люди по-разному обусловлены и поэтому им через разных личностей даётся это. Но, источник всегда один, потому что они все провозглашают в качестве высшей цели достижение этого идеального бытия, освобождения от смерти и достижение любви в личностной форме, безличностной форме, так или иначе, освобождение из материального мира. Это обозначает, что кто-то из-за пределов этого материального мира дал это учение через разных людей. И, хотя у Бога тоже есть много разных воплощений, согласно ведической теологии, источник всегда один. Как говорится в Упанишадах «эко бахунам йо видадхати каман» - один исполняет желания всех остальных. Таков ведический взгляд на это многообразие учений, существующих в этом мире.
Как направлять сексуальную энергию в благость?
00:04:07 Следующий вопрос. Игорь спрашивает. Расскажите пожалуйста как направлять сексуальную энергию в благость, и как избавиться от таких пороков как порнография, онанизм, сексуальные связи на одну ночь и всё из этого вытекающее?
00:04:23 Это явление, которое можно назвать гиперсексуальностью, т.е. такая повышенная необходимость в этих сексуальных контактах в их разнообразных формах. И это обозначает, что корни этого желания какие-то очень глубокие. Как правило, такие вопросы быстро не решаются. Т.е., требуется время для того, чтобы вот эта потребность каким-то образом уменьшилась. Это подобно наркомании, только в определённой сфере.
00:05:00 Допустим, в наркотике нет никакой необходимости. В алкоголе нет никакой необходимости. Но, если люди, под влиянием какого-то неблаготворного общения, попали в зависимость от этих субстанций, им кажется что без этого просто невозможно жить. Вот точно также и в этой сфере половых отношений. Эта потребность есть у каждого человека в большей или меньшей степени. Кришна говорит в Бхагават-гите: «Подобно тому, как зеркало покрыто пылью, как зародыш сокрыт во чреве матери», т.е. в разной степени это вожделение может присутствовать в человеке. И поэтому… «Как огонь скрыт дымом» ещё там такое сравнение. У каждого человека это присутствует. Но, то о чём вы написали, это говорит о том, что эта степень вожделения, скажем так, повышенная.
00:05:57 Значит, болезнь в более какой-то тяжёлой стадии находится. А тяжёлые болезни быстро не лечатся. Т.е., обычно брак, отношения в рамках брака, причём с человеком, который примерно вот в этой же сфере имеет сходное стремление, желание, это до определённой степени решает проблему, т.е. снижает градус вот этого всего желания. Т.е., в целом его нужно понемножечку понижать, как предположим, если у человека, он сильно пристрастился там к алкоголю или к табаку, и вот он выкуривает, допустим, 2 пачки сигарет в день. И он сразу бросить не может. Поэтому, рекомендуют, давайте каждый день на одну сигарету меньше. Вы курили 60 сигарет в день. Давайте, 59. Потом 58, 57 и т.д. Т.е., сразу человек не может от этого всего избавиться. И потихонечку, послегка. И плюс ко всему этому, конечно же, должна быть духовная практика.
00:06:58 Понятно, что с такими привязанностями очень тяжело какие-то высокие духовные стандарты соблюдать, но что человек может. Чтобы до определённой степени вот эта духовная энергия всё-таки попадала в его сознание. В 9-ой песне Шримад Бхагаватам вот есть 19-ая глава, 9-ая песня, она описывает историю царя Яяти, который, можно сказать, подобной проблемой страдал. Т.е., его дух, жаждующий чувственного наслаждения, она была такая запредельная, выше чем у всех, и он даже договорился со своим младшим сыном Пуру, который отдал ему на время свою молодость, они поменялись, его младший сын стал стариком, а отцу своему отдал молодость, чтобы он ещё, ещё и ещё мог наслаждаться. Но, в конце концов Яяти понял, что никакое количество этого чувственного наслаждения не сделает его счастливым, и в какой-то момент, поскольку он всё-таки был благочестивым человеком, он понял и он на внутреннем уровне сам от этого всего отказался. Т.е., требуется время.
00:08:00 Должны быть возможности для удовлетворения этих желаний, потому что в таком случае их подавлять просто безполезно, они должны осуществляться, но это должно быть в рамках какой-то законной ситуации, т.е. желательно семья плюс духовная жизнь в той мере, в какой она возможна. И постепенно, постепенно, постепенно этот градус будет понижаться. Шрила Прабхупада приводил такой пример, что если у вас есть стакан чернил и вы начнёте в него наливать молоко, сначала это молоко с чернилами перемешается и будет какая-то непонятная смесь, но если вы будете продолжать тем не менее молоко лить, лить, лить, то с течением времени присутствие в молоке вот этой всей примеси будет всё меньше, меньше и меньше и через какое-то время там останется одно молоко. Т.е., такого рода привязанности быстро, конечно же, не решаются, но, тем не менее, здесь нет никакого другого способа, кроме как поставить их в определённые рамки. Это раз. В рамки культуры, допустим, брак. И потом, так сказать, постепенно вливанием духовной энергии, постепенно, постепенно, постепенно всё это будет немножечко уходить, меняться и произойдёт определённое преобразование. Другого рецепта в данном случае просто не бывает.
Может ли у женщины быть духовный учитель?
00:09:20 Жанна спрашивает. Хотела бы задать вопрос. Может ли у женщины быть духовный учитель? Ведическая модель такова, что муж служит Богу, а жена мужу. Я делаю вывод, что муж это всегда духовный учитель для женщины. Получается, что женщина не может искать другого духовного учителя, ведь рекомендации и советы другого человека могут противоречить тому, что говорит муж. Я правильно понимаю?
00:09:49 Да. Правильно, кроме одного момента. Вы здесь с самого начала сказали «ведическая модель». Но ведическая модель работает в рамках ведического общества. Т.е., подразумевается что все элементы этой схемы совершенны. Вы приводите пример: муж служит Богу, жена служит мужу. Прекрасно. Бог совершенен. Теперь осталось выяснить, Бог всегда независимо от эпохи совершенен? Муж и жена соответствуют или не соответствуют? Т.е., эта схема будет работать тогда, когда следующий за Богом, т.е. муж тоже соответствует этому уровню. Тогда да.
00:10:25 Т.е., просто быть мужем не достаточно. Это не есть квалификация духовного учителя. Духовный учитель обладает также духовным знанием и духовными качествами. Т.е., знание определённое и качества. Правильные качества определённые. Вот соединение вместе знания и моральных качеств, вот что делает духовного учителя. Муж по идее, в идеальной ведической модели, такую роль должен играть. Понимаете? Если он просто муж, это не делает его автоматически духовным учителем, если у него нет духовного знания и нет этих качеств.
00:10:57 Если все эти компоненты есть, прекрасная идеальная ситуация, ведическая модель. Если этого нет, должны какие-то другие быть источники этой духовной поддержки, понимаете? И поэтому, в нашу эпоху у многих замужних женщин тем не менее может быть духовный учитель. Это не обозначает, что она не послушна мужу. Т.е., с мужем она решает одни вопросы, одного уровня, но если муж не может её привести обратно к Богу, значит вот это она берёт от духовного учителя. Здесь, в Кали югу, другого варианта практически нет. Если кому-то повезло, у неё такой замечательный муж, ну что же, это идеальная ситуация, но это бывает довольно редко.
Где можно узнать Ваше расписание поездок?
00:11:37 Алексей И. спрашивает. Где или как можно узнать расписание ваших будущих лекций по миру?
00:11:46 Алексей, я уже отвечал на этот вопрос в нашей первой встрече. Мои поездки не продолжительные. Осенью я езжу в Европу. Весной я езжу в Америку. Эти все данные согласовываются буквально накануне самих поездок. Нигде это особенно не вывешивается, не рекламируется. Это же никакой-то там гранд-турне, что называется, каких-то там супер-пупер артистов по всему миру там с большой рекламой. Один человек приехал к какой-то небольшой группе 20-ти-30-ти человек, т.е. поэтому никакой большой рекламы нет.
00:12:18 Но, могу вам сказать, что, допустим, я планирую апрель 19-го года там 5 недель у меня будет поездка в США там по пяти городам: Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Чикаго, Алачуа, Нью-Йорк. Ну вот всё. Т.е., детали я не знаю. Это всё будет ближе к этому времени. Потом, что? Потом, я вернусь в Москву на несколько дней. И вернусь во Владивосток. Всё. И опять буду там до сентября-октября. А дальше что? Ну, время покажет. Поэтому, это не какие-то там турне с оповещением всех и вся там, покупайте билеты там, приходите. Это то, что я говорю. Один человек приезжает в гости к нескольким десяткам человек. Вот и всё. Потому что, в Америке, в Европе там небольшие группы преданных.
Относится ли качество целеустремленности к саттва-гуне?
00:13:05 Анна спрашивает. Можно ли относить такое качество как целеустремлённость к саттва гуне или оно ближе к гуне страсти?
00:13:15 Целеустремлённость обозначает устремлённость к какой-то цели. И гуна зависит от того, какая цель. Понимаете? Этот человек очень целеустремлённо идёт в пивбар. Очень целеустремлённо, понимаете? А этот человек очень целеустремлённо идёт в храм. Поэтому, целеустремлённость сама по себе не говорит ни о какой гуне. Она просто говорит о том, что человек очень хочет к этой цели прийти. А вот именно какого свойства эта цель, это и определяет гуну. Допустим, мы смотрим в Бхагават-гите, в 18-ой главе даётся решимость (или, в принципе, тоже самое, что и целеустремлённость) в разных гунах. Там про решимость в гуне благости сказано, что решимость, которая неустанно поддерживается практикой йоги и которая помогает человеку контролировать деятельность своих пран, чувств, ума, вот эта решимость называется в гуне благости.
00:14:09 Та решимость, с которой человек устремляется к объектам чувств, к плодам дхармы, артхи, камы, эта решимость называется решимостью в гуне страсти. А решимость, которая не помогает человеку преодолеть иллюзию, сон, безумие, апатию, ленность, это решимость в гуне невежества. Поэтому, каково качество цели, оно определяет к какой гуне вот эта целеустремлённость или решимость будет относиться.
Как полюбить странную форму Господа Джаганнатхи?
00:14:42 Анна спрашивает. Как полюбить форму Господа Джаганнатхи? Знаю, слышала много раз про эту лилу Господа, но всё равно немного смущает Его странный вид.
00:14:55 Анна, не нужно никого искусственно пытаться полюбить. Т.е., любовь это процесс, который возникает естественно, когда ваши внутренние устремления или ваше внутреннее представление об идеале совпадают с каким-то образом. И когда вот это всё сходится, тогда возникает резонанс, который мы называем любовью.
00:15:14 Форма Джаганнатхи очень специфическая. Согласен. Хотя, многие её любят. И я в том числе. Но, у Него, к счастью, у Кришны очень много разных форм. Поэтому, если к одной форме как-то вот сердце не лежит, это не является проблемой. Есть много разных других форм. Найдите то, что для вас более естественно и развивайте свою преданность по отношению к этой форме.
Прокомментируйте, пожалуйста, книгу «Женщина – мать или господин»
00:15:43 Ещё Анна спрашивает. Знакомы ли вы с книгой «Женщина – мать или господин? Если да, то хотелось бы услышать Ваш комментарий по поводу этой книги.
00:15:54 Я слышал про эту книгу. Саму я её не читал, но я знаком несколько с проблематикой, которая поднимается в этой книге. Ну, что сказать. Там, насколько я знаю, много цитат. Автор приводит от Шрилы Прабхупады и других каких-то разных источников.
00:16:15 Которые ставят целью показать, что женщина больше мать, конечно же, чем господин. И с этим никто не собирается спорить. Это очевидные вещи от самой природы. Но, тем не менее, вот это противопоставление «или-или», оно, к сожалению, скажем так невозможно «или» между ними убрать, потому что история нашей жизни, в том числе и ведическая история, также имеет примеры других женщин, где вот эта дихотомия или противопоставление «или-или» отсутствует. Допустим, та же самая Драупади, жена Пандавов, она и мать одновременно, и вела она себя весьма, так сказать, по-господски, надо сказать. Она где-то достаточно жёстко себя вела, кшатрийская такая природа. И куда её запишешь? Как вот ей поставить: ты либо уж давай мать, либо ты уж господин. Она сочетала в себе и то, и то.
00:17:12 Просто нужно понять, что есть так называемая домостроевская система. Это попытка женщину загнать исключительно на кухню, домой, и чтобы она сидела там. И вот только дети, хозяйство, домашний быт и т.д. Дело в том, что большинство женщин и так к этому стремится, понимаете? Т.е., здесь не нужно специально что-то об этом говорить. Но, также есть определённые женщины по своей карме, по своей какой-то природе обладающие другими качествами. И мы видим, что Шрила Прабхупада в этом плане дал женщинам Запада достаточно много свободы. Т.е., они проявляли себя в разных ролях. Он не подавлял этой инициативы, не подавлял их природу. Он использовал их природу. Поэтому, я думаю, что сама постановка вопроса «или-или», она, мне кажется, не совсем корректной, потому что уже есть природа.
00:18:11 Мы можем сколько угодно приводить цитаты. В шастрах сказано то, то, то. Но, ведь также в шастрах сказано, что нельзя подавлять свою природу. Это же тоже сказано в шастрах, не так ли? В 3-ей главе Бхагават-гиты Кришна говорит: «Что же даст подавление своей природы?». Если, допустим, у женщины уже такая природа. Уже такая гуна-карма. Что толку с того, что мы будём её там, так сказать, этими цитатами погонять, что женщина должна то, то, то. Но, ведь также в шастрах сказано, что же даст подавление своей природы? Значит, природу нужно не подавлять, а её нужно просто-напросто использовать. И я знаю, что автор книги не любит такое явление, как феминизм, когда женщины пытаются действовать наравне с мужчинами, в чём-то даже пытаются их там превзойти. Но, ведь это явление само по себе, оно стало реакцией на другое явление. Согласитесь. Не то, что женщинам было вообще так всё прекрасно-хорошо, и они вдруг ни с того ни с сего решили: «А давайте-ка мы станем феминстками». Да? Это же не так всё было.
00:19:11 Т.е., история была такова, что это угнетение женщин, когда слишком сильно их угнетали вот этой такой домостроевской культурой «сиди дома, не высовывайся и прочее», когда перегнули с этой сферой, тогда пошла обратная реакция и появилось вот это движение феминизма. Поэтому, я думаю, что бороться нужно не со следствиями (феминизм это следствие), а с причинами. И в том числе, традиционная культура, если она очень органично подаётся, что женщина не чувствует себя забитой, задавленной, тогда у неё не будет стремления к какой-то этой ложной свободе, к этому феминизму. Но, если где-то как-то, незнаю, цитатами, излишним давлением, женщин начинают угнетать, тогда получите распишитесь. Вы получите феминизм. Какой смысл с этим следствием бороться? Нужно с причиной бороться. И я приводил уже пример, ещё раз скажу, что, допустим, мусульманский мир, где до сих пор вообщем-то женщины как-то так на заднем плане находятся, где подавление такое идёт на всех уровнях, всё чаще и чаще в этих странах раздаются вот эти голоса протеста со стороны женщин. Почему?
00:20:17 Можно с этим бороться. Но, ведь бороться нужно, опять же, не со следствиями, а с причинами. Да, у женщины есть своя специфическая роль. Она больше мать, больше хозяйка, но нет необходимости подавлять её, нет необходимости постоянно тыкать её носом там в какие-то вещи. Понимаете? Что многие мужчины любят делать. И тогда не будет этой ответной реакции в форме феминизма. Поэтому, я думаю, что решение вопроса не в том, что женщина или мать, либо госпожа, а в том, чтобы просто используя разум и наблюдая за индивидуальной природой человека, дать возможность каждому исполнять свой долг и духовно развиваться. Потому что, в ведической литературе также приводятся примеры женщин с такой весьма природой, которую можно назвать где-то такой экспансионисткой, даже жёсткой. Это было, есть и будет. Это никак не будет вписываться вот в эту дихотомию: либо то, либо это.
Для чего проводятся ягьи полубогам?
00:21:16 Миша спрашивает. Скажите пожалуйста, для чего проводятся или проводились раньше ягьи полубогам и Богу? Имею в виду костёр, вливание ги и т.д. Это выражение благодарности или полубоги нуждаются в них? Неоднократно читал истории, как полубоги друг у друга забирают подношение.
00:21:42 Любой процесс, любое действие можно довести до абсурда. Можно любую хорошую идею испортить. Изначально, ягья, да, это акт благодарности. Потому что, как Кришна в 3-ей главе Бхагават-гиты говорит: «Люди зависят от полубогов, полубоги зависят от Верховного». Люди зависят от полубогов, поэтому процесс ягьи это процесс связывающий людей и полубогов, т.е. полубоги выполняют свои функции, они снабжают от имени Кришны людей всем необходимым.
00:22:15 А люди выражают им почтение как представителям Кришны, т.е. у них есть ощущение зависимости и благодаря этому происходит процесс ягьи (жертвоприношения) и люди возвышаются. Т.е., все получают благо. Полубоги как слуги. Они получают исполнение своих желаний. Потому что полубогам хочется тоже покомандовать здесь, побыть великими. Они эту возможность получают, но при этом в духе служения. Они служат Верховному Господу как распределителю Его благ. А люди получают благо из-за того, что они помнят, что они зависимые и у них нет вот этой глупой идеи независимости. Но, как я сказал, любую идею можно довести до абсурда. Иногда полубоги тоже могут забыть о своём долге и для них эта ягья, это будет определённая… Как вот знаете, чиновники. Коррумпированные чиновники. Вроде бы они выполняют свою какую-то роль и на каком-то этапе вот это положение власти и т.д., оно может немножко с их сознанием всякие разные хитрые эффекты сделать.
00:23:20 И человек превращается в какого-то там взяточника, что называется. И уже какие-то там начинаются интриги и т.д. Поэтому, полубоги это преданные, но их называют сакама-бхакты, т.е. преданные с определёнными материальными желаниями. И материальные желания в какой-то момент могут стать неконтролируемыми. Поэтому, всякие бывают разные ситуации. Но, в целом, ягья это процесс, который дан Верховным Господом для осуществления вот этой связи, взаимообмена, чтобы живые существа поняли, что они получают что-то не просто из материальной природы, а от высших существ, которые находятся выше этой материальной природы. А что самие эти существа, в конце концов, восходят к Верховному Господу.
Почему очень много вегетарианцев имеет проблемы с пищеварением из-за молока?
00:24:04 Борис спрашивает. Тема молока. Есть масса примеров безмолочной диеты, которая решает проблемы со здоровьем. Что всё-таки является проблемой для вегетарианцев: переедание или большое количество углеводов, или всё-таки молоко? Очень много вегетарианцев имеет проблемы с пищеварением. Что по-вашему происходит не так? Ведь эта пища не местная и, по идее, проблемы не должно быть.
00:24:34 Не совсем понял последнюю мысль по поводу местной пищи. Ну ладно, отвечу на то, что понял. Смотрите, опять же, к предыдущему вопросу, про ягью. Любую идею можно довести до абсурда, в том числе и идею вегетарианства. Т.е., вегетарианство это хорошо. Но это не панацея. Можно быть неправильным вегетарианцем. Можно, будучи вегетарианцем, принимать какие-то несовместимые продукты. Можно переедать слишком много всего, и т.д. И поэтому, вроде бы как человек вегетарианец, должен быть здоровым, а мы видим, проблема есть. Есть? Есть. Да. И молоко здесь абсолютно не причём. Т.е., замены молоку, в действительности, нету. То, что вы говорите, этого не существует. Что какая-то там масса примеров безмолочной диеты, которая решает проблемы со здоровьем. Этого нет. Понимаете? Если хотите, это даже мой вызов вам. Этого нет. Допустим, если вы меня лишите молока, всё, вызывайте похоронную контору.
00:25:32 Просто потому что, допустим, молоко это единственный и безальтернативный, никакое не кокосовое, никакое там не соевое, они не несут в себе вот этой благости коровьево молока. Не несут, потому что нужно понять идею, что такое молоко. Молоко это не просто физический продукт, это метафизический продукт. Как образуется молоко? Молоко образуется из крови под влиянием эмоции любви. Когда корова смотрит на своего телёнка, у неё это эмоция любви. Теперь, под влиянием эмоции любви образуется молоко. Поэтому, молоко это не просто какой-то продукт: жиры, белки, углеводы там… Калории. Оно несёт в себе более тонкую энергию. И никакая современная технология эту энергию не сможет синтезировать. Понимаете? Поэтому, вы не сможете доказать ни мне, никому, что молоку есть альтернатива. Её нету, понимаете? И производное молока, то же самое масло ги, не имеет альтернативы.
00:26:31 Это лучшая смазка для тела. Это лучший источник благости. Проблема состоит в том, что люди не знают другого аспекта здоровья. Это усиление огня пищеварения, агни. Поэтому, кроме того, что вегетарианские продукты лучше усваиваются, они тоже могут не усваиваться, если человек ведёт малоподвижный образ жизни, т.е. огонь не горит, понимаете? И поэтому, у вегетарианцев тоже полно проблем не потому, что они вегетарианцы, а потому что они что-то там услышали, какой-то элемент культуры приняли, а другой элемент культуры не приняли. Поэтому, нужно целиком все эти вещи принимать. Культуру невозможно принять наполовину. Она существует и она работает только в целостности, понимаете? Допустим, если интересно, послушайте в этом году в Европе я давал лекцию в Нюрнберге, и в Вене, и в Барселоне, 3 раза подряд «Аюрведа – наука о здоровье». Октябрь-ноябрь вот этого года. Там эти все вещи я достаточно подробно объясняю.
00:27:35 Поэтому, тут по поводу молока, я не покупаюсь на эти вещи, потому что я знаю природу молока. Я знаю каким образом оно помогает мне. Никакие там соевое, кокосовое молоко, оно не имеет вот этого глубинного качества, гуны, поэтому коровьему молоку, уж извините, но альтернативы нет. И эмпирически это можно легко доказать.
Почему современные достижения в отраслях знания о применении атомной энергии, медицины, физики, математики только в последние десятилетия достигли прогресса?
00:28:01 Андрей спрашивает. В Ведах есть знания обо всём. В том числе знание о применении атомной энергии в медицине, физике, математике. Описаны события, которые произойдут в будущем. Почему современные достижения в этих отраслях только в последнее десятилетие достигли прогресса? Почему люди, учёные 100, 300, 500 лет не применяли их в своей жизни, взяв из Вед? Многие же учёные прошлого изучали Веды.
00:28:31 Скорее всего вы не в курсе, что такое Веды и что такое изучать Веды. Западные учёные не могут изучать Веды. Они могут выучить санскрит, они могут прочитать тексты, но изучать Веды – это другая вселенная. Для того, чтобы изучать Веды, нужно сначала пройти упанаяну. Упанаяна обозначает посвящение в мантру гаятри. Для этого нужно обладать моральными качествами и заслужить милость духовного учителя. После этого, любая из четырёх Вед (Риг, Сама, Яджур, Адхарва)… Под руковоством учителя изучение только одной Веды занимает 7 лет. А теперь ответьте, кто из современных учёных вот так изучал Веды? И ответ простой. Никто. Поэтому, санскрит это многоуровневый язык. И то, что там что-то они прочитали, это как поверхностную стружку сняли, а что там в глубине, никто ничего не понял. Поэтому, современный человек, учёный (учёный обозначает скептик, учёный обозначает материалист) с таким подходом получить что-то из Вед не может.
00:29:40 Потому что, Веды они живые. Это не просто какие-то книжки. Веды находятся уже в нашем сердце. Как цветок лотоса. Он либо открывается, либо не открывается. Вы не можете его пальцем, искусственно открыть. Есть тонкие метафизческие процессы. Поэтому, чтобы эти вещи открылись, для этого должна быть определённая внутренняя подготовка. Тут, допустим, ещё вы спрашиваете, что почему вроде бы знание было, почему его не получали. Просто потому что, допустим, Дханур-веда (боевое искусство), оно же тоже допуск имеет определённый. Предположим, сейчас к ядерному чемоданчику, что всех кого-хочешь подпускают? Конечно же нет. Там уровень секретности обалденный. Точно также вы хотите, чтобы ядерное оружие и т.д., типа нате берите, кто ещё не получил брахмастру? Давайте, мы тут отдаём. Ну, это же смешно.
00:30:37 Т.е., это знание естественно засекречено. Тайные традиции, которые требуют духовного посвящения, моральных качеств. Современный человек в этом плане абсолютно неквалифицирован для этого знания.
Когда и почему Веды стали доступными широкой массе людей?
00:30:52 Ещё ваш вопрос. Когда и почему Веды стали доступными широкой массе людей?
00:30:59 Они стали более менее доступными уже где-то 18-19 век и т.д., какие-то первые переводы Вед стали появляться на западные языки. Причём интересно, что это всё произошло после явления Господа Чайтаньи. Он пришёл, 15-ый век, в 15-16-ом он там на гране веков пришёл. И с этого момента, честно говоря и ренессанс пошёл в Европе. Т.е., с приходом золотой аватары Господа Чайтаньи. А почему люди не знали о них в средние века или знали не многие?
00:31:34 Ну, может быть вы слышали такое понятие, как «мрачное средневековье», как это называют по-английски «dark ages». Это такие тёмные века. Дело в том, что есть ещё такое высказывание «тьма сгущается перед рассветом». Т.е., эпохи когда меняются между собой, это называется «юга-санхья». И когда эпохи меняются, допустим, предыдущая эпоха Двапара-юга перешла в Кали-югу. Эти переходы всегда болезненные. Такая тьма сгущается. И вот это сгущение тьмы само по себе не позволяет все эти вещи воспринимать. Но, когда юга санхья уже подходит к концу, появился Господь Чайтанья, всё, пошёл ренессанс ведической культуры. И в Индии, и в Европе культура стала расцветать и все эти вещи. Поэтому здесь такая связь.
Почему многим людям не интересны Веды?
00:32:29 Андрей спрашивает. Как знакомым людям объяснить, что в Ведах содержаться истинные знания и что они меняют сознание и на мир смотришь по-другому? Почему многие не верят этому? И даже когда говоришь, что мы вечные души, о реинкарнации, о множестве свидетельств воспоминаний о прошлых жизнях, о законах кармы, почему многим это не интересно?
00:32:53 Здесь 2 момента. Во-первых, может быть вы сами эти вещи ещё глубоко не поняли, и поэтому не имеете силы передать. И вторая причина, это люди, действительно, к этому не готовы. И тут можно ответить вопросом на вопрос. Почему на камнях не растут семена? Потому что для прорастания семян нужна соответствующая почва. И почва для прорастания этого семени веры и знания это состояние нашего сердца. И люди очень греховные, люди имевшие много неблагоприятного общения, они имеют в сердцах подобные камни.
00:33:29 Поэтому, вы что-то пытаетесь им говорить, сажать какие-то семена веры и знания, а им не интересно. Т.е., чёрствые сердца не способны воспринять все эти вещи. Поэтому, с такими людьми разговор только один. Мы им даём прасад (освящённую пищу), через какое-то время их сердца немножко уже становятся более восприимчивыми. Другого способа нет.
Нужно ли служить старшим преданным?
00:33:50 Владимир кузнец. Вопрос. Нужно ли служить старшим преданным. Мне казалось, служить нужно Богу и своему гуру после принятия, но старшие преданные беспрекословно говорят: «делай то, делай то». А что делать, если у меня другие планы или нет желания? Что говорят шастры?
00:34:14 Идея служения всегда была, есть и будет. Служение старшим всегда важно, потому что когда мы служим старшим, мы обретаем их качества, прогрессируем. Что касается идеи «есть Бог, есть мой учитель, и всё больше никому не обязан служить», это обычно идея такая у новичков, неофитов, которые видят только Бога, себя и учителя. Все остальные путаются под ногами и мешают. Это вполне естественная детская болезнь роста. Через неё многие проходят.
00:34:53 Но, тут нужно понять такой момент. Т.е., обычно людей раздражает когда не духовно старшие, может быть, а административно старшие что-то требуют. Т.е., есть система, допустим, храм, какая-то организация, в ней есть свои руководители. Они могут быть духовно выше, могут быть просто административно выше. Могут от вас что-то просить или даже требовать. У них есть свои обязанности. Желательно не противопоставлять одно другому. Желательно совмещать все эти вещи.
00:35:25 Но, если допустим у вас не хватает времени или сил, чего-то там ещё, вы можете в какой-то деликатной форме объяснить, что вы заняты и т.д. Но, сама идея о том, что мы служим только Богу и духовному учителю достаточно наивна. В любом случае, если у вас есть семья, вы и семье своей будете служить. А чем собственно говоря какой-то старший преданный будет отличаться от семьи? Он тоже член вашей семьи. Просто, может быть, неформального так сказать толка. Поэтому, скорее всего либо какое-то у вас непонимание несовместимое с этими людьми, вследствие чего вы отстаиваете какую-то другую концепцию, что вот «я хочу служить Высшему, а вот вам не обязан». Вы всё-равно будете служить не только высшему. Вы всё-равно будете служить и детям своим, и жене, и другим людям. Вы всё-равно будете служить. Поэтому, служение каким-то другим старшим преданным оно из этой же категории. Просто если вы не можете, так и скажите: «не могу, нет времени». Вот и всё. Но, придумывать из-за этого другую философию не стоит.
Как проповедовать широким массам, если одним из оскорблений Святого имени является проповедь о Святом имени людям неверующим?
00:36:30 Наталья спрашивает. На санкиртане мы должны проповедовать о Кришне, но одним из оскорблений Святого Имени является проповедовать о Святом Имени людям неверующим. Не противоречит ли одно другому?
00:36:44 Не противоречит. Наталья, вам нужно просто внимательно, не пропуская, понимая что имеется в виду. Девятым оскорблением Святого Имени является не проповедовать неверующим о Святом Имени, а не проповедовать неверующим о СЛАВЕ Святого Имени. Принципиальная разница. Говорить всем: «пойте Харе Кришна» это юга-дхарма. Мы должны это делать. Но, объяснять тонкости, детали всего этого воспевания человеку не имеющему веры пока не стоит. Когда человек начал повторять Харе Кришна, через какое-то время он очистится, и теперь мы можем объяснить ему тайны этого процесса.
00:37:20 Но, если вы начнёте человеку объяснять о славе Святого Имени, детали, все эти вещи, вот это будет оскорбление. А так, призывать всех петь Харе Кришна, это проповедь, это должны мы делать. Но, открывать тайны до поры до времени неверующим не стоит.
Насколько полезно держать пост в Экадаши?
00:37:37 Анна спрашивает. Добрый день. С недавних пор стараюсь держать пост на Экадаши. Насколько это полезное или бесполезное занятие, если я не кришнаитка. Карма ведь прорастает у всех, независимо от конфессии. Я лишь хочу сжечь её семена.
00:37:55 Анна, карма без сомнения прорастает у всех, но просто следованием Экадаши вы карму не сожжёте. Вы можете её уменьшить до определённой степени, но если нет преданности Богу, то вы будете создавать новую карму. Карма это не то, что мы когда-то там накопили, потом её сожгли, и всё, теперь ходим спокойно и без кармы.
00:38:19 Карма создаётся каждую секунду с каждой новой мыслью, новым словом, новым действием. Поэтому одна карма отрабатывается, другая зарабатывается. Я не хочу вас обескуражить. Экадаши это очень полезное дело, явление, оно предотвращает получение новой кармы. Так правильнее будет сказать. Освобождает от кармы преданность Богу. А если вы имеете в виду, что вы не кришнаитка в том смысле, что как-то образ Кришны вам не очень близок, это не является проблемой. Если вы, в целом, человек имеющий понятие о какой-то высшей силе, вы можете исповедовать любую другую традицию. Это индивидуальный вопрос. Но, вы должны понять, карма в конце концов исчезает не просто от следования Экадаши, она исчезает именно тогда, когда мы понимаем, что всё исходит от Бога и всё должно использоваться в служение Ему.
00:39:20 И когда человек вот так живёт, вот это уже реальное освобождение от кармы. Экадаши помогает со старой кармой до определённой степени разобраться, но чтобы новая карма не появлялась, для этого преданность Богу должна быть. Будь это форма Кришны или какая-то другая, которая вам ближе, это уже детали. Но принцип таков, что карма возникает в забвении Бога. Когда мы помним о Боге в какой-бы то ни было форме, вот тогда карма начинает уже по-настоящему на самом глубинном уровне разрушаться.
Как не огорчаться из-за неудач и не слишком радоваться, когда удача приходит?
00:39:54 Ещё Анна спрашивает. Преданный не должен огорчаться из-за неудач и не должен слишком радоваться, когда удача приходит к нему. Как к этому правильно прийти? И где увидеть нужную грань, а не стать слишком остранённым?
00:40:12 Такое восприятие естесственно для человека, достигшего гуны благости. Пока человек находится в гуне страсти, ему очень трудно не огорчаться когда приходит огорчение. Ему очень сложно не радоваться, когда приходят радости. Потому что, в гуне страсти это естественно радоваться радостям и огорчаться горестям. Это естесственно. Двойственность в гуне страсти такая.
00:40:37 Гуна благости не обозначает, что человек вообще такой не чувствительный, он радуется, но он радуется не от успеха и не сокрушается не от неудачи, а он радуется тому, что он вечная душа. Когда люди думают, что он такой отстранённый, вообще он не скорбит и не радуется, это неправильно. Он не скорбит и не радуется в связи с двойственностью. Он радуется в связи с абсолютной духовной природой.
00:41:05 Поэтому, когда человек достигает гуны благости и радуется другим вообще принципиально вещам, вот тогда двойственность «хорошее-плохое», она его уже не смущает.Тогда он не будет радоваться радостям мирским и не будет огорчаться печалям не потому, что он такой отстранённый, а потому что он радуется принципиально другим вещам.
Кто такой наставник, и как его найти?
00:41:27 Лариса спрашивает. Если можно, скажите, кто бывает наставник и как его найти? Мне хотелось бы многое узнать и делать, но иногда я путаюсь в информации, а спросить как правильно не знаю у кого.
00:41:43 Здесь, может быть, не совсем правильно вы поставили вопрос. Наставник это немножко уже другое. Наставник это человек, который постоянно обучает вас, постоянно с вами советами, он уже ведёт вас по жизни. Если вы хотите просто разобраться с какой-то ситуацией, достаточно спросить у знающего человека, он будет условным наставником. Поэтому, здесь надо понять, если вы хотите в информационном плане разобраться, это одно. Читайте книги Прабхупады, и у вас через какое-то время всё станет на место.
00:42:18 Слушайте его лекции. Читайте его книги. Когда Кришна станет в центре, тогда всё вокруг него выстроится. Путаница информацией возникает тогда, когда Кришны ещё нет в центре. Вот тогда всякие разные связи непонятные: «это то, это сё». Т.е., это обозначает пока ещё всё не отцентровалось. Когда всё отцентруется, когда Кришна станет в центре, вот тогда вся остальная информация выстроится очень красиво, гармонично вокруг Него. И книги Прабхупады, они так построены, что он постоянно говорит об этом: «Кришна в центре. Кришна в центре». И постепенно всё вокруг Него красиво выстраивается. Для этого достаточно просто процесса слушания регулярного.
00:43:03 А наставник, это человек, который уже помогает вам какими-то практическими советами в вашей жизни. Для этого лучше всего, если это какой-то местный человек, который знает вас. Знает вашу природу. Знает вашу особенность. Который помогает вам. Ну, и конечно, высший наставник это сам Кришна в сердце. Т.е., если вы обращаетесь к Нему как к высшему гуру, высшему учителю, вы можете не сомневаться, он вам пошлёт наставника. У Него нет дефицита в этих вопросах, чтобы вы могли решить все свои проблемы и сомнения.
Почему следование четвёртому принципу (воздержание) приводит к проблемам со здоровьем у мужчин?
00:43:39 Андрей спрашивает. В своих лекциях Шрила Прабхупада говорил, что еда, сон, защита и половая жизнь должны быть отрегулированы.
00:43:47 Давайте определимся, он так не говорит. Открываем Бхагават-гиту 6.17. Там Кришна говорит: «Питание, сон, отдых и работа». Половой жизни там нет в этом стихе. Дальше Андрей продолжает задавать вопрос.
00:44:01 Тем не менее, говорится, что половые отношения допускаются только для зачатия детей. Я понимаю, что духовно возвышенный йог, направляя энергию правильным образом, не получит никаких проблем. Но большинство здоровых мужчин, имеющих вожделение, почти гарантированно получат хронический простатит.
00:44:18 На этом стоп. Нет. Я по этопу вопросу специально консультировался с аюрведическим врачом моим лечащим, очень опытный человек. Он эту идею полностью опроверг. Воздержание (брахмачарья) не является причиной простатита. Это заблуждение. Причиной простатита является: инфекция, переохлаждение, неподвижный образ жизни, когда застаивается кровобращение в сфере малого таза. Воздержание может быть одной из причин простатита только в том случае, если оно является искусственным, если оно не соответствует внутреннему духовному уровню человека.
00:45:02 Если это воздержание вытекает естественно из его духовного уровня, такое воздержание не может быть причиной простатита. Но, если у человека внутри страсть, а внешне он пытается имитировать благость, тогда да, до определенной степени такое воздержание ненормальное, неестественное, оно будет, конечно же, портить человеку здоровье в этом плане. Итак, смотрите, здесь главная проблема состоит в том, что опять же люди в гуне страсти хотят получить быстрее посвящение, не будучи способны следовать всем регулирующим принципам, в частности вот этому четвёртому принципу, и потом у них начинаются какие-то определённые проблемы. Возникает вопрос: зачем было принимать обеты, которым человек не может следовать? Т.е., нужно следовать тем обетам, которые для вас естественны. В какой-то момент внутренняя благость, удовлетворённость достигнет определённого уровня, что вы сможете легко следовать принципу брахмачария-воздержания, прекрасно. На этом уровне принимайте посвящение.
00:46:04 Зачем до этого принимать. Мне совершенно не понятно это всё. Итак, духовная практика, она должна снижать этот градус вожделения. Если этого не происходит, это может обозначать 2 вещи: либо какие-то ошибки в духовной практике, либо это просто пока не ваш уровень. Вот и всё. И в этом случае вы можете практиковать духовную жизнь на своём уровне, т.е. не обязательно получать всем посвящение. Почитайте Бхагават-гиту 12.10. Где Кришна говорит: «Если ты не можешь следовать уровню садхана-бхакти (т.е. садхана начинается с инициации), ничего страшного, работай для Меня, и так ты достигнешь совершенства». И Шрила Прабхупада в самой первой строке комментария говорит: «Если человек не способен следовать этим всем принципам садхана бхакти под руководством духовного учителя, это не конец света, можно духовно развиваться, работая для Него».Поэтому, вот эти вот все незрелые инициации, они не до чего хорошего не доводят.
00:47:04 Вот вы дальше спрашиваете. Как же следовать этому регулирующему принципу, особенно инициированным преданным, которые дали обеты и не могут от них отступать? Или в этом случае не стоит получать инициацию?
00:47:15 Конечно не стоит. Зачем культивировать вот это всё лицемерие какое-то непонятное. На начальном этапе Шрила Прабхупада рисковал, да, он давал инициацию всем, зная что многие не будут следовать, но тогда у него вариантов не было. С кем ему было ещё работать? Сейчас есть уже система обучения, подготовки, какой-то определённый срок даётся человеку на все эти вещи. Спешки никакой нет в этом плане. Поэтому, только гуна страсти портит жизнь человека в этом плане. Вот эта вот поспешность или когда они дают обеты, которым не способны следовать.
Или вот дальше вы пишете.
00:47:56 Даже если вести половую активную жизнь для зачатия детей, то в период беременности близость с женой не допускается. А это опять же пауза почти в год, а это значит, что опять болезни поджидают такого мужчину.
00:48:09 Ложная предпосылка – ложные выводы. Я вам уже сказал, что воздержание, если оно совершается в благости, оно не являтся причиной болезни.
00:48:18 Как на практике найти баланс между следованиям обетам и физическим здоровьем?
00:48:24 Как? Очень просто. Ограничивайте секс настолько, насколько для вас сейчас естественно, без ущерба для здоровья. К высоким стандартам нужно прийти, в них невозможно резко впрыгнуть, потому что это определённая психология, физиология. Это сложные процессы. Так резко их невозможно перестроить, переключить. В прошлом году, январь-февраль 2017 года, послушайте семинар я давал «Стрелы Камадева». Вот эти все темы, касающиеся вожделения, контроля, всех этих вещей, подробно разбираются. «Стрелы Камадева». На моём сайте можете найти этот семинар. Там 5 или 6 лекций.
Можно ли достичь совершенства только слушанием духовного знания?
00:49:04 Оксана спрашивает. Известно, что главной причиной того, что мы оказались в материальной ловушке, является желание пережить вкус наслаждения без Кришны, вожделение. Также говорится, что большинство неспособно отказаться от него, не пережив опыт наслаждения. Чтобы ослабить этот узел в сердце, нужно научиться одухотворять карму, иначе благочестивая деятельность приведёт на райские планеты, но не в духовный мир. Как же тогда достигли совершенства преданные только слушанием глав Бхагават-гиты или только помятованием? Как это возможно избавиться от тяги к противоположному полу через слушание, например?
00:49:47 Во-первых, вы должны понять, что те примеры, которые приводятся в шастрах, они приводятся, как правило, в связи с людьми, значительно менее осквернёнными, чем мы сейчас. Если почитать, допустим, историю Нарады муни, он достиг совершенства там буквально за несколько месяцев, охотник Мригари там за пол года, и т.д. Т.е., должно быть во-первых очень сильное вливание. Учитель должен быть очень могущественным, очень сильным. И ученик должен быть готовым или не слишком сильно обусловленным. Тогда это всё легко работает. Плюс, другой момент, если у человека очень сильная мотивация, то это открывает его сердце. Когда сердце открывается, Кришна входит, соответственно, майа выходит. Свет вошёл, тьма не может там оставаться. Но, если человек сам хочет сохранять свои материальные желания, но что тут поделаешь. Вокруг может быть Солнце, а я двери закрыл, шторы опустил и всё сижу в темноте.
00:50:48 То что открывает все эти шторы, двери нашего восприятия, это наша искренность. Поэтому, фактически она является ключом к решению этого вопроса. Почитайте на досуге Шримад Бхагаватам 1.2.17. Там Кришна говорит: «Параматма доброжелатель искреннего преданного освобождает его от материальных желаний, если этот преданный погружён в процесс слушания, воспевания, которое даёт ему огромную пунью (благочестие)», но там говорится, что «преданный должен быть сатам (искренний)».
Как появился Шива?
00:51:25 Ирина спрашивает. В писаниях говорится, что Господь Вишну нерождённый, всегда был, есть и будет. А что касается Шивы, как Он пришёл в этот мир? Является ли Он рождённым?
00:51:39 Да. Шримад Бхагаватам описывает явление Господа Шивы из межбровья Брахмы. У Брахмы было 4 первых сына. Брахма от них ожидал, что они станут такими праотцами человечества, женятся, начнут наполнять вселенную другими живыми существами.
00:51:56 Они отказались, непослушались своего отца, решили оставаться брахмачариями, такими монахами ради духовного самоосознания. И Брахма разгневался на них. Он брови свёл в гневе. И из этого межбровья брахмы вышел Рудра (Шива), как воплощение гнева Брахмы. Поэтому, Шива олицетворяет энергию разрушения, энергию гнева. Он родился вот таким образом.
Как женщине уменьшить свою эмоциональную реакцию на события в жизни?
00:52:21 Джулия Хил спрашивает. Я работаю над собой, стараюсь относиться ко всем и всему доброжелательно, не привязываясь ни к негативу, ни к позитиву. Пока безуспешно. Какие практические шаги (молитвы, мантры, слова, визуализации, действия) Вы рекомендуете, чтобы хотябы немного приблизиться к цели? Вроде успеваю вспомнить философию, что Кришна причина всех причин, у всех в сердце Параматма, произнести Харе Кришна, но всё равно реагирую. Пожалуйста, скажите что это такое? Что реально поможет?
00:52:57 Я не думаю, что нужно как-то искусственно прекратить все эти реакции, не реагировать ни на то, ни на другое. Это же обычная реакция, знаете, такого йога, или какого-то гьяни-философа отстранённого. Вы женщина, это уже немножко эмоционально осложняет задачу, потому что женщины более эмоциональные, поэтому они сильнее реагируют. Поэтому, не нужно имитировать йогов, не нужно пытатся как гьяни так философски отстранённо ко всему относиться. Это будет чуть искусственно для вас. Всё, что вам нужно, это просто напросто Кришну поставить в центр вообще всех этих отношений. Видите какую-то ситуацию, видите какие-то причины-следствия взаимодействуют, помните стих из Шримад Бхагаватам, где говорится, что в начале творения Верховный Господь создал энергию причины и следствия. И теперь эти причины и следствия каждую секунду у вас перед глазами в разных ситуациях происходят.
00:53:59 И вот это понимание самого этого закона причины-следствия (действие-реакция, действие-реакция) это уже Кришна. И тогда вы будете реагировать, но будете реагировать легче, через Кришну, скажем так. Поэтому, только привязавшись к Кришне, мы можем снизить все какие-то болезненные, дуальные реакции в материальном мире. Ничего другого здесь не будет работать.
Почему у Кришны есть и двурукая, и четырёхрукая форма?
00:54:27 Оксана спрашивает. Для чего Кришне форма, и почему есть двурукая и четырёхрукая форма?
00:54:34 Ну, Оксана, как бы мы общались без формы? Мы обладаем формой, потому что Кришна обладает формой. Если бы у Кришны не было формы, у нас бы не было формы. Всё стало бы безформенное, лишённое сути. На Что мы будем смотреть? Чего мы будем касаться? С Чем мы будем взаимодействовать? Кем мы будем любоваться? С Кем мы будем обмениваться различными отношениями?
00:54:58 Форма нужна. Она делает любовь конкретной. Есть такие люди, которые говорят: «Я послал свою любовь Вселенной, всему миру там, ля, ля, ля… Какая-то такая, совершенно не конкретная вещь, да? Такие абстракционисты немножко. Но, когда рядом проходит какой-то конкретный, красивый человек, они сразу за ним раааз взглядом, да? Потому что, мы формы по сути, и поэтому нас привлекают формы. Потому что Кришна это изначальная форма. А что касается двурукой или четырёхрукой? Четырёхрукая форма показывает Его могущество. Четыре руки, много разных дел Он успевает сделать. А двурукая форма больше для любви, т.е. четырёхрукая форма это форма для работы. Как люди говорят: «вот там рук не хватает». Вот Вишну, у Него хватает рук. Поэтому многорукая форма Вишну это для работы, а двурукая форма это для любви.
Как сделать Вам пожертвование?
00:55:53 И последний вопрос на сегодня. Игорь спрашивает. Скажите, как вам можно сделать пожертвование за то, что вы делаете на YouTube?
Я это делаю, Игорь, не за пожертвование. Я это делаю поскольку это мой долг, но если у вас есть такое желание, зайдите на сайт «Vrajendra.ru», это мой сайт, или по-русски «Тушкин.рф», там зайдите в закладку «Контакты» и там находятся все реквизиты для пожертвований. На этом мы сегодня закончим. Спасибо вам за внимание. Скоро выйдет очередной выпуск ответов на ваши вопросы. Харе Кришна. Всего доброго.