Выпуск 15
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Раз в духовном мире нет трех гун и майи, то откуда у души может возникнуть желание погрузиться в материальную иллюзию?
00:00:35 Харе Кришна. Приветствую вас, уважаемые зрители нашего канала. Сегодня на очереди 15-ый выпуск ответов на ваши вопросы. И начинаем мы с вопроса Александра. Вопрос по-прежнему пока очень большой. Всего лишь на 1,5 страницы текста, один вопросик. Поэтому, я его решил разбить на несколько подпунктов. Важный вопрос, который регулярно задают.
00:00:00 Итак, Александр спрашивает. Не раз слышал в лекциях, что причина того, что мы души изначально были в духовном мире. Но, первое, в результате неправильного использования собственной свободы мы пали в материальный мир. Или, второе, в результате того, что захотели наслаждаться без Кришны, пали в материальный мир. Однако, на мой взгляд, возникает противоречие со словами Кришны, которые Он произносит в Бхагават-гите. Он говорит, что тот, кто попадает в духовный мир, никогда в материальный мир не возвращается.
00:01:06 И второе. В шастрах есть много описаний духовного мира и жизни там. И говорится, что в духовном мире не действуют 3 гуны и иллюзорная энергия майа там тоже не действует. Таким образом, раз там нет трёх гун и нет майи, стало быть резонно возникает вопрос. Так откуда же у души, пребывающей в духовном мире, души, полной знания и блаженства, души, черпающей бесконечное блаженство в вечном непрерывном служении Господу Кришне, великолепие которого безгранично, может возникнуть желание обменять всё то, что она имеет на иллюзии материального мира? Майи ведь там нет.
00:01:47 Поэтому, из этого следует естественный вывод – души, которые сейчас находятся в материальном мире, никогда не были в духовном мире. Потому как, если бы они там побывали, то по словам самого Кришны, они никогда бы больше не родились в материальном мире. Это первая порция вопроса.
00:02:06 Итак. Александр и все те, кто интересуется ответом на этот важный вопрос. Одно вводное. Конечно же, за вот это короткое объяснение, я не могу дать всех деталей. Поэтому, сначала я вас отправлю к одному источнику хорошему. И потом коротко объясню что там. Значит, заходите на сайт forum.krishna.ru. Далее, заходите в раздел «духовные учителя и проповедники ИСККОН». Находите там, значит, ветку, которая называется «Мадана Мохан прабху». Вот. Это имя проповедника. И там, значит, выкладывают его видеоролики. Насколько я помню, предпоследний, кажется, видеоролик (можно сразу посмотреть на youtube). Он достаточно большой. Где-то там под 01:50. И он полностью посвящён этой теме, где Мадана Мохан прабху во всех деталях, полностью, до деталей эту всю тему разжёвывает.
00:03:04 У меня тоже есть лекция на эту тему, если не ошибаюсь, 2014 или 2013 годов (ссылка на аудио). Вот. Можно найти на моём сайте. Про падение души. Но, просто я вам сначала назвал лекцию Мадана Мохана прабху, потому что там он вдаётся во все, во все тончайшие детали. Абсолютно. Так сказать, какие только можно по этой теме придумать. Вот поэтому, у него там чуть-чуть более полно эта тема раскрыта. Вот. Это первое. Т.е., чтобы вы уже в деталях разобрались этого всего вопроса.
00:03:35 Значит. Второе. Теперь, по поводу вот всё-таки вот этого мистического непонятного момента. Как чистая душа, пребывающая в полном знании и блаженстве, вдруг, возжелала попасть в мир материальный? И как это, якобы, противоречит тому, что если мы там были, то здесь уже мы быть не можем? В 8-ой главе, в 15-ом стихе Кришна говорит: «мам упетйа пунар джанма», знаете, «тот, кто достигает Меня, больше в материальном мире не рождается». Т.е., имеется в виду, что когда джива, пройдя через материальный мир, возвращается к Кришне, после этого, она уже не падает. Скажем так, иммунитет уже к материальному существованию присутствует. Вот. Это обозначает, что живое существо падает один раз. Больше уже нет, так сказать, таких желаний. Но, нигде не говорится, что живое существо в принципе не может пасть. Духовный мир обладает полнотой возможностей.
00:04:32 Если даже в материальном мире есть возможность у живого существа вернуться в духовную реальность, почему же в духовной реальности не может быть потенциальной возможности спуститься, пасть сюда? Что это за такое место замечательное, заведение, в котором нет двери с надписью «выход»? Т.е., если бы у живого существа не было бы никакой возможности уйти из мира духовного в мир материальный, тогда этот духовный мир, он был бы не полон. Вот. Потому что, из него нет выхода. Нет никакой альтернативы.
00:05:03 Поэтому, полнота бытия, она в том то и состоит, что существуют 2 реальности (материальная реальность, духовная реальность) и джива занимает пограничное место, погранична её природа. И пограничная природа обозначает, что она может выбирать между духовной и материальной реальностью. Вот если она выбрала материальную реальность (почему, мы сейчас об этом более подробно поговорим), то пройдя через материальный мир, вернувшись к Кришне, больше она не попадает (в материальный мир не падает).
00:05:33 Поэтому, вот этот вот 15-ый стих 8-ой главы, где Кришна говорит: «вернувшиеся ко Мне, больше не возвращаются», он прекрасно работает и никакого противоречия здесь нет. Вот если бы живое существо вернулось к Кришне, а потом бы опять упало, тогда был бы Кришне вопрос: «где же Твоя гарантия?» Да? А если падение происходит один раз (насколько я понимаю, оно один раз и происходит), то здесь как раз всё замечательно работает. Вернувшись к Кришне, больше сюда мы не падаем.
00:05:58 Следующий момент. По поводу того, как в духовном мире, где живое существо находится в блаженстве и знании, вдруг, возникает какая-то зависть к Кришне, желание уподобиться Ему, это очень просто. Майи там нет. Трёх гун материальной природы нет. Но, у живого существа есть свобода. У живого существа есть свобода. А там, где есть свобода, там всегда есть шанс или риск ею злоупотребить. И что касается майи, в чистом виде, как здесь, её нет. Но, мы знаем, что Кришна всегда находится в сопровождении своих энергий. Так вот, в Шримад Бхагаватам говорится, что майа – это спина Господа. Т.е., она всегда за спиной у Него находится. И майи в духовном мире нет, но Кришна же есть. А если есть Кришна, значит у Кришны есть спина. А за спиной у Кришны всегда находится майа. Она всегда прячется в Его тени. Она не может никогда выйти на свет перед Ним.
00:06:51 Итак. Кришна, как полное целое, Он в себе содержит весь спектр возможностей. И теперь дальше. В 7-ой главе Бхагават-гиты, в 27-ом стихе, Кришна говорит: «иччха-двеша-самуттхена двандва-мохена бхарата», что как только у живого существа появляется желание наслаждаться («иччха»), тут же возникает «двеша». «Двеша» обозначает зависть или антипатия ко всему тому, что мешает мне наслаждаться. И тогда, «двандва-мохена бхарата» - оно рождается в материальном мире, который полон «двандвы» («двандва-мохена» - иллюзия двойственности).
00:07:24 Т.е., прежде чем родиться в этом мире иллюзии двойственности, этому предшествует процесс, вот этот вот «иччха-двеша», т.е. «иччха» - это вечное желание живого существа. Вот. И оно всегда присутствует в духовном мире. И вот это вот желание, оно может проявить майу, которой там нет. Т.е., само по себе желание, оно и проявляет эту майу сначала в уме живого существа. И потом оно уже, так сказать, переходит в материальное существование.
00:07:50 Итак. Значит, это общая картина. И есть такой ещё текст «Према-виварта». Он принадлежит перу спутника Господа Чайтаньи, которого звали Джаганананда Пандит. И там, буквально в первом тексте этого произведения, Джагананда Пандит говорит, что когда живое существо отворачивается от Кришны и хочет наслаждаться отдельно от Него, то стоящая тут же рядом Майа даёт ему пощёчину и сбрасывает его в материальный мир.
00:08:21 Т.е., это обозначает, что Майа всегда рядом. Почему она всегда рядом? Потому что, живое существо – пограничная энергия. Вот. И это вот очень трудно понять. Это трудно понять по одной простой причине, что мы сейчас находимся в состоянии сна, обусловленности. И когда человек находится в состоянии сна, ему очень трудно понять как он уснул. Потому что, он сейчас в состоянии сна находится. Т.е., ему какие-то уже детали более менее могут проясниться тогда, когда он проснулся. А рассуждать в состоянии сна как мы уснули, ну это не очень продуктивно на самом деле. Поэтому, Кришна просит нас пробудиться сначала при помощи духовного звука, и тогда уже прояснятся некоторые детали.
Почему допущено такое неравноправие: одни души (нитья-сидхи), вечно освобожденные, а другие – вынуждены рождаться в материальном мире?
00:09:04 Дальше, Александр по этому вопросу продолжает размышлять. Вследствие этого, сразу же возникает второй вопрос. Почему допущено такое неравноправие? Одни души, вечно освобождённые нитья-сидхи, вечно пребывают в духовном мире, и действительно, никогда не получают рождение в материальном мире. А другие души вынуждены терпеть все эти лишения и трудности, рождаясь в материальном мире, и поднимаясь в духовный потом и кровью. Пожалуйста, внесите ясность в эту тему.
00:09:33 Никакой несправедливости нет. За жизнь в материальном мире нужно платить, как раз той самой кровью и потом, и слезами. Это вот обычное состояние в материальном мире. Т.е., если мы подписались на эту тему, уже под влиянием иллюзии, хотели быть отдельно от Кришны, как Прабхупада объясняет в одной лекции. Он говорит, что отдельно от Кришны существовать невозможно. Быть Кришной невозможно. Но можно испытать некую иллюзию. Допустим, рядовой какой-то человек, просто он не может стать царём, но ему может присниться, что он царь. Точно также, джива не может стать Богом, но под влиянием иллюзии, ей может присниться, что она становится Богом. Или там какие-то планы вынашивает по развитию всех своих там достояний, богатства, карьеры, положения и т.д.
00:10:23 Поэтому, для того, чтобы пережить то, чего на самом деле не бывает, для этого нужно использовать некий инструмент. Этим инструментом является как раз майа-шакти, т.е. энергия иллюзии, которая погружает живое существо в такую виртуальную реальность. Допустим, человек одевает виртуальный шлем, который подключён к компьютеру. А ему кажется, что он там где-то на поле боя или на какой-то фантастической планете, в зависимости какой сигнал с компьютера ему идёт на вот этот вот шлем виртуальный. Хотя он находится в одном месте, а перед ним там какая-то полностью 3D или 4D фантасмагория, внутри которой он находится. Вот и он полностью переживает все эти эмоции, хотя он, в действительности, находится в другом месте. Вот. Поэтому, материальный мир подобен вот этому сну или временной виртуальной реальности, такой вот игре, в которой живые существа переживают всё это. Вот.
Приведите цитату из шастр, где прямо указано на то, что души рождаются в материальном мире в результате неправильного использования своей свободы выбора.
00:11:18 И теперь, значит, дальше. Александр спрашивает. Если можно, приведите цитату из шастр, где прямо указано на то, что души рождаются в материальном мире в результате неправильного использования своей свободы выбора.
00:11:33 Пожалуйста, Александр. Открываете Шримад Бхагаватам, 4-ая песнь, глава 28-ая, стихи 53 и 55. Итак. Шримад Бхагаватам 4.28.53 и .55. Итак. Там говорится. Кришна (Параматма) в виде брахмана пришла к дживе и говорит: «Дорогой друг, хотя ты и не узнал Меня сразу, разве ты не помнишь, что в прошлом у тебя был очень близкий друг». И дальше Он говорит: «К несчастью, покинув Меня, ты решил стать наслаждающимся в материальном мире». Т.е., вот это вот прямая цитата, которая показывает, что живое существо приходит в материальный мир из духовного мира, приняв желание покинуть Кришну. Вот это из аллегорической истории про царя Пуранджану, ну там, почитаете. Или, наверняка, вы с ней знакомы.
00:12:22 Вот по этому стиху и по комментарию к нему там всё ясно объясняется. Вот. И в 55-ом стихе тоже там говорится: «мой дорогой друг» (это Кришна обращается к душе). «Ты остался для Меня тем же другом, каким был прежде. С тех пор, как ты покинул Меня, ты становился всё более материалистичным и, не видя Меня, скитался в разных формах жизни по материальному миру, созданному некой женщиной». «Некая женщина» - это имеется в виду майа шакти или иллюзия материальной энергии.
00:12:53 Итак. Ещё один текст, впрямую об этом говорящий, Бхагават-гита 9.24, где Кришна говорит: «Я есть Тот, Кто наслаждается всеми жертвоприношениями, и Тот, ради Кого всё вообще существует, и все аскезы, и жертвоприношения. Всё для Меня». Он говорит: «тот, кто не признаёт эту мою трансцендентную природу, он падает вниз». Вот. Т.е., когда живое существо перестаёт признавать, что Кришна это единственный наслаждающийся, и хочет составить Ему вот эту вот конкуренцию, всё, отныне ему уже места в духовном мире нет, оно попадает в мир материальный.
00:13:28 И вот последний, пожалуй, важный момент по этой теме, это то, что в некоторых местах, действительно, говорится, что из духовного мира никто не падает, в других местах – вот, всё-таки падает. И как нам эти две концепции примирить? Эти две концепции замечательно примиряются, если мы правильно поймём, что такое «падение». Итак, неоднократно в шастрах встречаются такие утверждения, что вот этот материальный мир, он подобен сну, что живое существо, оно забывает о своём существовании в духовном мире, и погружается в сон. И вот вам прямая ссылка. Шримад Бхагаватам 2.9.1. Шукадева Госвами сказал: «О царь, если бы не влияние энергии Верховной Личности Бога, зачем было бы чистой душе, обладающей чистым сознанием, связывать себя с матеральным телом?» И дальше. Слушайте внимательно. Он говорит: «Эта связь подобна сну, в которой спящий видит как действует его тело».
00:14:27 Т.е., вот это наше материальное существование, хотя вот сейчас мы вроде бы бодрствуем, работаем, да?, говорим, как-то себя активно ведём, в действительности мы сейчас находимся в состоянии сна по отношению к духовной реальности. Вот. Где сейчас мы, спящие, видим как действует это наше внешнее тело. Вот и всё. И поэтому, если мы поймём, что падение это не просто там, что кувырком откуда-то мы там скатились, да? А что падение это просто погружение в состояние сна. Сейчас мы находимся в состоянии сна.
00:14:57 И поэтому, вот это вот утверждение о том, что падение фактически равняется сну, оно прекрасно примиряет эти две концепции. О том, что мы, с одной стороны пали, с другой стороны – что мы не пали. «Пали» в том смысле, что сознанием мы сейчас здесь. Мы занимаемся какой-то падшей деятельностью и являемся рабами вредных привычек. В этом смысле мы падшие. А не падшие, в том смысле, что это всё всего лишь сон. Нам снится всё это. И когда живое существо просыпается, всё в порядке, оно возвращается к своему духовному состоянию. Так примиряются эти две концепции: падение и не падение. Вот.
Почему в «Шикшаштаке» Господь Чайтанья говорит, что Он пал в океан смерти?
00:15:31 И ещё тут, значит, в дополнение к этому бесконечному вопросу, Александр говорит. Например, в Шикшаштаке, в пятом стихе, Господь Чайтанья говорит только: «так уж получилось, что Я пал в океан смерти». А как так получилось, не поясняется.
00:15:48 Конечно же, не поясняется. Потому что, Шикшаштака это манифест, который прославляет процесс возвращения в духовную реальность, а не процесс деградации, как мы сюда пали. Ещё раз напомню эту мысль, что находясь в состоянии сна, пытаться понять как мы уснули, это не самое лучшее. Вот. Поэтому, сейчас мы можем понять только общую концепцию, что у дживы есть свобода. А там, где есть свобода, там сразу же появляется возможность.
00:16:17 Хотя майа явно не присутствует в этом, в духовном мире. Здесь я иду по улице и вижу майу на каждом шагу (реклама греховной деятельности, там что-то ещё и т.д., пожалуйста). Т.е., это такое яркое проявление майи – соблазны всевозможные. Вот. А в духовном мире этого нет. Майи явной нет. Но, у дживы есть желание. Если это желание (иччха) проявилось, всё, тут же, так сказать, в его уме эта майа тонкая проникает и живое существо начинает испытывать зависть и неприязнь к духовной реальности. Двеша. И всё. Следующий пункт - двандва-мохена бхарата – рождается в иллюзии двойственности уже в этом материальном мире.
Можно ли утверждать, что нитья-сидхи лишены свободы выбора, так как они никогда не ошибаются?
00:16:57 И самый уже последний пункт этого бесконечного вопроса. Александр говорит. В одном из своих роликов на YouTube, из цикла «Ответы-вопросы», выпуске 3 или 4, отвечая на подобный вопрос, вы сказали, что проявление свободы воли души, это возможность сделать неправильный выбор. Таким образом, получается, что, так называемые, нитья-сидхи потеряли свою свободу выбора и они её лишены, так как они не делают неправильного выбора никогда.
00:17:30 Александр, вы не совсем правильно уловили это утверждение. Нитья-сидхи как раз правильно пользуются своей свободой, т.е. они не уходят из духовного мира. Но, другие живые существа, которые тоже нитья-сидхи, вот «нитья» обозначает вечное, вечно-совершенное, да? И то, что там какие-то живые существа попадают в этот материальный мир (на мгновение по отношению к духовной реаьности) и потом возвращаются опять в категорию «нитья-сидхи», это никак, собственно говоря, на их статус не влияет. Вот.
00:18:00 Тем не менее, живое существо в процессе своего вечного существования, потенциально имеет такую возможность. Вот. И поэтому, одни эту возможность использовали (пришли в материальный мир, уснули на какое-то время, испытали весь вот этот вот ад материального существования), другие от этого, так сказать, стоят в стороне. И те, и другие, они представляют просто две стороны этой свободы. Одни ей злоупотребили, другие нет. Надеюсь, что как-то более менее, в общих чертах, я прояснил, но детали, если вы хотите знать, я указал вам источник. Пожалуйста, послушайте эту лекцию. Она очень информативная и полезная.
Почему «Махабхарата» и «Шримад Бхагаватам» противоречат друг другу в вопросе описания ухода Пандавов?
00:18:37 Наконец, переходим ко второму вопросу. Дмитрий спрашивает. Давно мучает вопрос. Как понимать то, что в «Махабхарате» говорится о пяти братьях Пандавов, как они покидали этот мир, подымаясь по горам, а в Шримад Бхагаватам описано, как они начали медитировать на лотосные стопы Кришны и достигли райских планет в этом теле?
00:19:03 Дмитрий, это бывают такие противоречия в священных писаниях, потому что они написаны для разных людей в разных гунах. Одно и то же явление Кришны, допустим в Шримад Бхагаватам, описано более философским. В Брахмавайварта-пуране, там больше экшена, что называется. Каких-то таких вот деталей, которых нет в Шримад Бхагаватам, по поводу одного и того же явления. Потому, разные ведические писания, они для людей в разных гунах и т.д. Допустим, Махабхарата, она больше написана для простого народа, что называется. Для них больше интересен экшен, как пандавы шли по Гималаям и т.д., всё это. В Бхагаватам описано, как они медитацией занялись. Потому что, Шримад Бхагаватам больше для людей такого, трансцендентного толка.
00:19:53 Вот. Принципиальной разницы нет. Так или иначе. Просто, одним людям, для них образ действий такой, ближе какой-то вот, как йоги действуют, как преданные такие, более трансспективные, погружённые в себя. Поэтому, им такая версия, так сказать, дана ухода пандавов. Люди, которые, чтобы они не уснули, им нужно что-то такое, чтобы постоянно действия какие-то происходили, им даётся вот эта вот концепция как пандавы уходили через Гималаи. Но, чисто с точки зрения вот культуры ведической, кшатрии, если перед ними не оставалось в жизни никакой другой опции, кроме как самоубийства, они использовали махапрастхану.
00:20:34 Махапрастхана это такой поход, что называется, без сна, без пищи, без остановки, они шли, шли, шли, шли, шли, пока просто не падали замертво. Т.е., с точки зрения культуры кшатриев, вот этот вот поход через Гималаи, он выглядит более, так сказать, чтоли свойственным для кшатриев. Ну, принципиально, эти вещи не имеют значения, потому что, как говорится, если человек стал трансценденталистом, то тут все пути ведут к Богу. Либо идёт человек уже вот так вот, через Гималаи, путём на райские планеты, либо через медитацию. Это просто разные, так сказать, методики. Вот. Но, суть та же самая. В медитации, в основном, уходят брахманы. Это их обычный, так сказать, метод.
Где можно прочитать про церемонию медхаджанана?
00:21:19 Третий вопрос. Артём спрашивает. Я не очень силён в писаниях. Подскажите. Слышал такой обряд (может быть из ваших лекций). Смысл его коротко в том, что во время беременности супруги муж окунает палец в мёд и читает священные писания. После рождения, этот мёд можно давать ребёнку. Подскажите, если не сложно, где полностью это можно изучить? Может быть, вы скажете.
00:21:45 Эта церемония называется «медха-джана». Медхаджана, буквально обозначает, наделение ребёнка духовным разумом. Можете набрать в интернете. Там есть сайт. По-моему, он называется «dayalnitay.ru». Это, по-моему, сайт московского храма «Общества сознания Кришны». Там вот эти вот церемонии, самскары описаны. Вот если коротко, в двух словах, дело делается так.
00:22:12 Значит, отец что делает? Он делает смесь из жидкого мёда и топлёного масла гхи. Можно в какой-то, не знаю там, бутылёк или какая-то бутылочка, какая-то ёмкость, не важно что, блюдце там, не важно что. Вот. Причём, мёд и это топлёное масло гхи должны быть, во-первых, высочайшего качества. Потому что масло бывает там какое-то недотопленное, ещё не понятно какое. Должно быть полностью перетопленное чистое масло. Мёд жидкий. Вот. Иначе, потому что густой, ребёнок как он его будет есть. Т.е., должны быть жидкий мёд, жидкое масло. И они должны быть обязательно в разных пропорциях. Не в равных. А именно в разных пропорциях. Вот. Чего-то должно быть больше: либо мёда, либо гхи. Если они будут 50 на 50, это опасно, это яд. Поэтому гхи и мёд смешиваются, но обязательно в разных пропорциях. Может быть лучше для ребёнка чуть-чуть больше мёда, чем гхи. Потому что, гхи это сложный для переваривания продукт. И для ребёнка, который только родился, у него пищеварение ещё практически минимальное.
00:23:15 Поэтому, если взрослому человеку может быть лучше больше гхи, чем мёда, то ребёнку больше мёда, чем гхи. Процентов, может быть, 60 или 70 мёда. Процентов 30 гхи. Итак. Отец, делая эту смесь, он помещает туда палец. Обычно говорится, что вот этот вот, безымянный. Безымянный палец, который связан с Солнцем, вот эта энергия Солнца, вот как просветление. И начитывает в таком медитативном состоянии что-то из писаний, ну, допустим, 9-ую главу Бхагават-гиты «Самое сокровенное знание» с полным погружением. И потом, когда ребёнок родился, берётся или золотая ложечка. Или у нас как это было, у нас золотой ложки не было, просто взяли обручальное кольцо золотое, значит, макнули в эту смесь. И ребёнку на язык.
00:24:07 Вот. Т.е., вот это вот гхи и мёд является некой такой проводящей средой, как вот проводник для самого духовного послания. И обычно это делается до того, как ребёнок стал принимать первую пищу. Вот у нас сын родился, допустим, он рано утром родился. И грудь вообще не хотел брать абсолютно. Пол дня вообще постился. Думаю, что такое? Ребёнок есть не хочет. Потом жена говорит: «может быть, ему надо эту сначала дать, так сказать, штуку». Вот. И, действительно, мы ему дали, значит, вот эту вот смесь мёда с гхи. И после этого, он уже за милую душу начал, так сказать, там материнское молоко принимать. Вот. Поэтому, вот так дело обстоит. Но, за деталями, пожалуйста, вот этот вот сайт (кажется одним словом): «dayalnitay.ru». Или набираете просто «медхаджана», и там вас на этот сайт выведет поисковик.
Как быть, если шикша-гуру вдохновляет больше, чем дикша-гуру?
00:25:07 Четвёртый вопрос. Анастасия спрашивает. Тоже очень большой вопрос. На полстраницы. Я коротко зачитаю только начало и всё. Значит, что. Повторяю «Харе Кришна» 6 лет. Так случилось, что с самого начала попыток серьёзной практики, начала слушать ваши лекции. В одной лекции вы прославили Бхакти Видья Пурну Свами махараджа, и сказали, что его слова на вес золота. Я не удержалась, стала искать его лекции. Послушала. И очень серьёзно стала принимать его наставления в своей жизни. Каждое слово как закон и т.д.
00:25:49 И, короче говоря, значит, написали письмо махараджу, попросили у него пранама-мантру. Он разрешил читать её. А позже, ученики и старшие преданные объяснили, что он не даёт посвящения и т.д. И вот как теперь быть? Значит, что она, видимо хотела получить посвящение у Бхакти Видья Пурны махараджа. Потом выяснилось, что он не даёт посвящений. Что делать? Да? Вот.
00:26:20 Она говорит. Как мне быть? Не могу никого другого принять. Это моё ложное эго не даёт мне принять кого-то ещё так глубоко, или, может быть, манера изложения посланий и тип личности так подошёл. Как быть, если шикша-гуру вдохновляет больше, чем дикша-гуру. И как это всё примирить в своём уме.
00:26:42 Если вы действительно слушаете лекции Бхакти Видья Пурны Свами, то все ответы, они должны легко прийти. Потому что, это человек, который во всех деталях, абсолютно во всех деталях, разъясняет абсолютно всё. Вот. И, по идее, вот этого вопроса не должно возникать, потому что знание, как раз, обладает способностью решать все проблемы. В данном случае я вижу очень простой способ решения. Это когда вы принимаете, что дикша-гуру и шикша-гуру, они являются равноценными проявлениями изначального гуру (Кришны), который следит за вашим прогрессом, который привёл вас к духовной жизни, который дальше будет вести вас по духовному пути. Он проявляется в вашей жизни как гуру, дающий наставления.
00:27:31 Если вы хотите получить панчаратрику-дикшу, т.е. вот уже посвящение официальное, значит, какого-то из дикша-гуру вы примете, да? По разным причинам Бхакти Видья Пурна махарадж больше не принимает учеников. Вот это не является проблемой. Вы, как слушали его лекции, так и можете слушать. Дикшу можете принять у кого-то другого. Вот. И это всё легко в уме примирить тогда, когда вы поймёте, что и дикша-гуру и шикша-гуру, они являются проявлениями ади-гуру (изначального гуру, Кришны). Понимаете? Вот, допустим, есть правая рука, а есть левая рука. Кому-то нравится больше правая, кому-то – левая. Но если я понимаю, что они являются обе частями одного тела, я говорю: «ну, в конце концов, это, так сказать, равные проявления одного и того же». Вот.
00:28:17 Поэтому, понятное дело, что есть привязанность к какой-то личности, к какому-то проповеднику, который вдохновляет вас очень сильно. Вот это нормально. Но если, по ряду причин вы не можете получить от него официальную дикшу, можете получить от кого-то другого. И теперь у вас будет, скажем так, шикша-гуру, дающий вам наставления, мантра-гуру, тот кто давал мантру. Но, всё это примиряется тогда, когда вы понимаете, что оба они являются проявлениями высшего гуру. Вот в Кришне, в Нём все вот эти противоречия замечательно примиряются. По-другому здесь никак.
Можно ли заменить церемонию гарбхадханы-самскары чтением 50-ти кругов маха-мантры?
00:28:53 Анастасия задаёт вопрос. В одном из выпусков вы упомянули о важности гарбхадханы-самскары. (Это церемония, которая перед зачатием ребёнка проводится.) Шрила Прабхупада говорил, что преданные в день зачатия читают по 50 кругов мантры, что равносильно проведению этой церемонии. Получается, что не нужно никаких мантр, огненных ягий, и к тому же, несколько квалифицированных жрецов. И что эти 50 кругов дают тот же результат.
00:29:22 Результат дают не 50 кругов. Результат даёт Кришна. 50 кругов со стороны преданного, это его, скажем так, усилие, которое он совершает, с желанием вызвать нужный результат, который приходит от Кришны. Поэтому, действительно, Святое Имя, оно, так сказать, по своему эффекту превосходит все остальные ритуалы. Но, просто надо понимать одну такую вещь, что замысел Бога, он порой выше, чем все наши какие-то ритуалы и прочее.
00:30:00 Допустим, мы знаем из Махабхараты историю, как великий мудрец Парашара муни, желая, значит, переправиться через реку, встретил эту рыбачку Сатьявати, которая на лодке, значит, переправляла. Она была красивая молодая девушка. И увидев её, он там, значит, воспылал к ней определённым чувством. Я не думаю, что они там 50 кругов мантры прочитали, пока, значит там, она переправляла его с одного берега реки на другой. Вот. Но, в результате их контакта, так сказать, явился великий мудрец Вьясадева, который записал Веды. Т.е., совершенно очевидно, что тут врядли какие-то там соблюдались условности. Вот. Но, это не к тому, что не надо там читать или надо. Вот. Принимайте решение вы. Естественно, что чем чище будет ваше сознание, чем с более серьёзным сознанием вы подойдёте к этому вопросу зачатия детей, тем больше шансов, что появится хороший ребёнок.
00:31:00 Поэтому, естественно надо. Но смысл в том, что всегда бывают случаи, что преданные всё сделали, всё хорошо, и всё равно, так сказать, какой-то эффект у них не очень хороший получается. А бывает, что люди и не читали этих 50 кругов, вроде и дети нормальные. Вот. Поэтому, здесь не нужно думать, что процесс механистичен, что вот эти круги, они автоматически дают какой-то результат. Мы живём в мире, где не такой уж железный этот механизм, конечно же, материальный мир, но всё, что касается духовного, здесь слишком много разных факторов, которые вместе влияют. Вот. Это и ваша, так сказать, предыдущая карма и милость Кришны. Прочитать 50 кругов, это лишь один из способов привлечь благословение Кришны. Один из способов, но не единственный, как мы понимаем.
Как общество сознания Кришны защищает женщин?
00:31:57 Задаёт вопрос слушатель, назвавшийся коротко «N.». Ну, судя по всему женщина. Хотелось бы услышать вашу точку зрения о том, как предоставить матаджи защиту (матаджи, значит, женщина) в нашем обществе, потому что они вынуждены работать на кармических работах для поддержания тела. Если есть мужья, то мужья могут быть не вайшнавы. Многие молодые матаджи не могут выйти замуж. И даже семейные комитеты не могут им всем помочь. Или даже в ятрах странное отношение. Как вымыть храм, так матаджи. Что-то ещё – матаджи. Но при этом, матаджи и их дети всех беспокоят.
00:32:44 Т.е., «N.», (не знаю, как вас правильно называть), выражает некое недовольство, что нету защиты для женщин, что женщины всё должны делать (и чистить, и мыть), и при этом женщины ещё являются и источником беспокойств для всех. Понятно. Я хорошо вас понимаю. Вот. От моего мнения, от моей позиции ничего ровным счётом не изменится, потому что единственное условие, при котором что-то можно сделать, это только если в ИСККОН будут какие-то очень серьёзные социальные программы, но на данный момент их нет.
00:33:24 Нужно оценивать ИСККОН реалистично. На данный момент ИСККОН представляет собой проповедническую миссию, которая имеет храмы, которая имеет различные проповеднические программы, харинамы, лекции, там в храмах что-то проходит. И т.д. Вот. И социальные программы (забота о женщинах, детях, стариках, брахманах, коровах), это всё у нас как-бы, так сказать, на словах есть, но на практике всего этого крайне, крайне мало.
00:33:51 Поэтому, допустим, как вот посмотреть, вот обычное государство. Как оно заботится о каких-то незащищённых слоях населения? Есть бюджет. Есть какие-то, значит, статьи расходов вот эти, на социальные программы. Откуда они берутся, деньги? Они берутся из налогов. Правильно? Т.е., в государстве есть налоговая система. Вот, из налогов складывается бюджет. Бюджет распределяется уже по разным направлениям.
00:33:15 В ИСККОН никаких налогов нет. Всё на добровольных началах. Поэтому, президенты храмов, лидеры общин, они имеют очень и очень ограниченные в финансовом плане возможности, что-то там помочь, какой-то там матери-одиночке или кому-то ещё, это так, разово, может быть, что-то такое возможно. Но, на постоянной основе этого не возможно. оэтому, нужно просто напросто реалистично оценивать ситуацию, что ИСККОН это проповедническая миссия. Как социум, который способен позаботиться о различных слоях населения (в частности, женщины, старики, дети там, пенсионеры, да?, брахманы, коровы), это пока в очень, очень малой степени.
00:34:57 Почему? Я не берусь за это отвечать, потому что это у лидеров должна голова, так сказать, на эту тему болеть. Должна быть социальная программа. Т.е., должна быть совместная какая-то территория, совместный какой-то бюджет, какая-то налоговая система. Иначе, это не будет работать. Абсолютно это не будет работать. Вот.
00:35:18 По этой причине нужно просто реалистично оценивать всё это и это значит, что пока что нужно расчитывать в основном только на свои силы, либо самим каким-то образом, так сказать, какие-то там, не знаю, в профсоюзы или в прочие какие-то группы объединяться и пытаться решать все эти вопросы, поднимая их, на совместном обсуждении в общине.
00:35:41 Но, моё резюме таково, что пока в головах лидеров не будет вот социальной концепции, что наша цель это не просто храмы, допустим, их поддержание или поклонение. А что наша цель это люди. А храмы нужны не сами для себя. Храмы нужны для людей. И если вот эта вот социальная концепция когда-нибудь проявится, что человек это центр, это самое главное. Всё для людей. Вот. Тогда уже немножко всё по-другому будет работать.
00:36:13 На данном этапе, когда обычно в городах там какой-то центр или храмик какой-то небольшой есть, и мы ещё думаем: «Господи, а как же наши социальные программы?». Ну, это просто нереально. Понимаете? Вот. Для того, чтобы социальные программы решались, защиты всех этих вот слоёв населения, различных групп незащищённых, для этого целая система нужна. Государство с этим, так сказать, борется и у них не так-то просто получается всё это. А что вы хотите от общества с маленькой миссионерской миссией, в которой практически вот эта вот социальная концепция, она не является сформулированной и нет ясного понимания как её в социуме осуществлять.
00:36:50 Всё закономерно. Печально, но закономерно. Вот. Поэтому, здесь самое важное утвердиться в духовном плане, чтобы не было ощущения, что вас эксплуатируют. Принимайте это как возможность служения. Попросили помыть полы, не думайте, что это вас, матаджи, так сказать, эксплуатируют, да? Там женщин. «Вот мы – женщины. Поэтому нас попросили». Принимайте это как шанс служения Кришне. Помыть полы в храме Кришны.
00:37:15 То что там где-то, как-то говорят: «вот женщины там с детьми раздражают» - терпите. Понимаете? Т.е., воспринимайте всё как уроки. Если вы будете воспринимать всё как уроки, всё сразу изменится. Понимаете? Но если вы будете думать так: «Ага, я принадлежу какой-то незащищённой части населения. Вот, меня эксплуатируют, там мои права. Где же мои права?» - всё, вы будете в состоянии вечной претензии, вечного недовольства.
00:37:39 А если вы приходите в храм для того, чтобы совершить служение, для того, чтобы изменить своё сердце, даже где-то, как-то вам говорят: «вот, эти матаджи там, со своими детьми беспокоят». Терпите. Это урок на терпение. Понимаете? А когда вам дают какое-то задание, служение, это урок на служение. Просто измените своё отношение. И всё будет иначе. Так, глядишь, Кришна как-то позаботится и, может быть, муж появится. Харе Кришна.
Возможно ли вернуться к Богу за одну жизнь?
00:38:06 Далее. Елена спрашивает. В комментариях Шримад Бхагаватам 3.15.24 Шрила Прабхупада пишет: «Вернуться к Богу за одну жизнь невозможно». Однако, насколько мне известно, Шрила Прабхупала говорил, что мы должны за эту жизнь вернуться к Кришне. Могли бы вы это прокомментировать?
00:38:25 Да, конечно. Шрила Прабхупада неоднократно говорил, что мы должны за эту жизнь вернуться к Кришне. Также, он говорил, что вернуться за одну жизнь невозможно. Что же нам делать? Нам нужно сделать невозможное. Вот и всё. Вот. И нужно понимать просто, что то, что невозможное для нас, это возможно для Кришны. Понятное дело, что дело очень не простое. Но, по меньшей мере, мы должны постараться.
00:38:50 Потому что, понимаете, если мы вот эту фразу примем в качестве нашего лозунга, что за одну жизнь невозможно вернуться к Кришне, так это мы каждую жизнь себе будем говорить: «ну, за одну жизнь невозможно». Как говорится, завтра никогда не наступает. Потому что, так сказать, какой-то день, завтра превратилось в сегодня. А завтра завтрашнего дня опять станет сегодня когда-то. Т.е., так мы будем каждую жизнь откладывать, откладывать, откладывать. Поэтому, не смотря на то, что за одну жизнь вернуться к Богу невозможно, нужно сделать невозможное.
00:39:21 Т.е., нужно постараться по максимуму, потому что в конце концов, вот это возвращение, оно же не от нас зависит, а от Кришны. Если живое существо видит, что мы делаем что-то, казалось бы, невозможное, Кришна приходит на помощь. Есть прекрасный пример из Пуран про то, как, значит, птица одна отложила яйца. Там где-то на берегу гнездо у неё было, птенцы. И, значит, океан волной смыл это гнездо и забрал себе. И эта маленькая птичка, она была полна решимости осушить океан. Начала своим клювом, значит, вычерпывать воду из океана, чтобы, это самое, забрать себе обратно это гнездо с этими яйцами.
00:40:03 Ну, понятно, что задача, ну полностью нереальная. Да? Маленькая птичка с маленьким клювом решила осушить океан. Но, она была настолько полна решимости, что весть о том, что эта птица решила осушить океан, она дошла до царя птиц Гаруды. Вот. И Гаруда прилетел, смотрит: «что за такие странные дела». И он там взмахом своих крыльев припугнул этого полубога океана: «ну ка отдай, так сказать, это гнездо с яйцами этой моей маленькой сестре». И всё мгновенно было решено. Т.е., абсолютно нереальная задача становится вполне реальной, когда живое существо действует с большой решимостью и искренностью, и это привлекает влияние и благосклонность высших сил. Вот. Я так понимаю этот вопрос.
Есть ли у Кришны ограничения?
00:40:47 Оксана спрашивает. Можно ли сказать, что у Кришны тоже есть одно ограничение. Это то, что Он один?
00:40:56 Кришна один, но Он во множестве всегда находится: «эко бхахусьям», «Я один, но Я существую во множестве» - Он говорит. Т.е., Он может или из себя выделить всё бытиё и наслаждаться им, или этого не делать и быть в одиночестве. Одновременно Он может быть и во множестве, и в какой-то компании, и в одиночестве. Вот.
00:41:21 И дальше, Оксана спрашивает. Можно ли сказать, что, с абсолютной точки зрения, нет ничего удивительного в Его лилах и победах, ведь Он сам создал джив маленькими, неспособными на конкуренцию, а те личности, как мать или брат и тому подобное, кто максимально приближенные - это вообще его формы?
00:41:41 Это не Его формы. Это шакти. Это олицетворённая Его энергия. Это мать Яшода или Шримати Радхарани или другие. Это не Сам Бог. Это Его шакти. Это Его энергии, персонифицированные, которые нужны для осуществления Его различных игр таких отношений.
Имеет ли смысл просить у Кришны защиту?
00:41:58 И далее, Оксана спрашивает. Тогда, можно ли нам в такой ситуации, принимая себя такими, какими нас Кришна создал, полюбив Его, соглашаясь служить Ему в Его играх, желать от Него счастья, любви, полной защиты и обеспечения всех потребностей нас как личностей, ведь в ином случае это бы называлось рабством или безысходностью?
00:42:24 Итак, ещё раз. Кришна не ограничен. Одно из Его имён – Аграни. Грани обозначает грань. Аграни, значит, не имеющий граней, не имеющий ограничений. Другое Его имя – Ананта, т.е. не имеющий конца, бесконечный. Поэтому, для Кришны ограничений нет. Как я сказал, Он одновременно может быть и со всеми, и сам по себе. Он может одновременно присутствовать со своими 16 тысячами 108 жёнами в разных дворцах, с каждой из них занимаясь какой-то индивидуальной деятельностью. Вот. И при этом, Он может в форме божества Бадри Нараяны находиться в Гималаях в полном уединении и в полной медитации.
00:43:04 Что касается того, чтобы просить у Кришны защиты, ничего просить не надо. Кришна уже всех защитил. Он уже всех нас снабжает. Вот. Животные, растения, птицы ничего не просят у Бога, они имеют всё. Поэтому, не нужно просить у Бога хлеба насущного. Что это за отец такой, который забывает своим детям дать хлеб насущный. Всё уже есть.
00:43:29 И вот это вот рабство и безысходность, это только в нашей голове. Это в невежественном сознании могут эти концепции существовать. Кришна приглашает нас к любви, к любовному обмену. И Он говорит: «тебе нечего бояться, не о чем беспокоиться». Т.е., Он говорит: «Я защищу тебя от всех последствий грехов. Я дам тебе всё необходимое». В 9-ой главе, 22-ом стихе Кришна говорит: «тот, кто медитирует на мою духовную форму, я даю всё, что необходимо и сохраняю то, что он имеет». Поэтому, все эти гарантии, они уже присутствуют. Об этом нет нужды молиться.
Можно ли получить посвящение, читая книги и слушая лекции Шрилы Прабхупады?
00:44:07 Марина Зенкевич спрашивает. Шрила Прабхупада говорил, что можно получить посвящение, читая его книги, так как на всех не хватит гуру. А слушая уже долгое время его лекции и ваши, что-нибудь значит. Если да, то кроме маха-мантры, что мне позволяется ещё? Книги я обязательно куплю.
00:44:35 Нужно понимать, что посвящение (инициация) бывает разных уровней. То, что мы сейчас называем посвящением, это официальная дикша (её называют панчаратрика-дикшой), когда ученик официально принимает учителя, учитель официально принимает ученика, они знакомы друг с другом, между ними есть личные отношения. Это называется панчаратрика-дикша, с которой, значит, передаётся мантра (в том числе гаятри-мантра), благодаря которой, ученик может поклоняться божеству.
00:45:11 Но, то что вы привели эту цитату, Прабхупада говорит: «большинство людей получат посвящение, читая мои книги», это имеет отношение к так называемому бхагавата-маргу. Т.е., есть 2 пути, Веды описывают. Бхагавата-марг и панчаратрика-марг. Панчаратрика-марг это путь строгих правил, когда всё по правилам. Это, в основном, поклонение божествам. И начинается путь панчаратрика-марги именно с этой вот дикши, когда человек получает посвящение. Но там, под «посвящением» в строгом смысле слова, имеется в виду получение гаятри-мантры. Это то, что у нас в ИСККОН как «вторая инициация».
00:45:47 Посвящение через книги обозначает, что человек принял в сердце путь, процесс, принял Бога, принял это знание, принял то, что он слуга, он идёт заниматься служением. Это обозначает, что он начал процесс, потому что инициация (посвящение) – это начало. Да? Т.е., но, пока он не имеет официально учителя, он не получал гаятри-мантру. Поэтому, с точки зрения панчаратрики, он не имеет посвящения, как вот вы. Да? Но, с точки зрения бхагавата-марга, вы уже посвящены, потому что вы уже предлагаете Кришне, вы уже посвящаете Ему своё служение, вы уже воспеваете Его святое имя. Это уже происходит. Вы уже начали. Т.е., посвящение уже состоялось на уровне бхагавата-марга.
00:46:31 Допустим, как можно поклоняться божествам? На уровне панчаратрики, это пуджари, одетые в строгие все эти вот одежды и все там совершившие эти ритуалы. Ньяса-мудра, этот самый ачаман (омовение), со всеми там этими мантрами бесконечными. Он служит божеству на алтаре, предлагает там все эти упачары (подношения) Ему. Это служение божествам на уровне панчаратрики, по правилам.
00:46:56 Как можно служить божествам иначе? Вы просто поёте, танцуете перед божествами, не совершая всего ритуала. Это поклонение божествам на уровне бхагавата-марга. Они дают абсолютно одинаковый результат. Просто у людей разная квалификация. И, в зависимости от квалификации, человек может служить Кришне. Пока панчаратрики-дикши нет, ничего, вы служите, так сказать, божествам Кришны вот таким, простым способом. Вот. Поэтому, вы можете делать абсолютно всё сейчас, не имея официального посвящения, кроме вот этого поклонения божествам. Т.е., не инициированным преданным лучше поклоняться изображениям. Так будет правильнее.
Где можно получить информацию о Шри Натхаджи?
00:47:38 Далее. Марина Зенкевич продолжает спрашивать. Где можно получить информацию о Шри Натхаджи?
00:47:46 Где? Ну, во всемогущем интернете, понятное дело. Значит, Натхаджи это божество, которое обнаружил Мадхавендра Пури, один из святых Вриндавана. И он нашёл Его возле холма Говардхан. И Его поставили на сам Говардхан, на вершину. Там был сделан для Него небольшой храм, шло Ему поклонение. Вот. Потом, когда начались все эти, так сказать, мусульманские действия по разрушению ведической культуры. Они громили храмы, разрушали божества. Это божество Натхаджи увезли в Агру. Вот. Там, где этот Тадж Махал позже был построен. А потом, из Агры на юг, в место под названием Удайпур. Сейчас находится это божество там. Ну, говорят, что оно должно с течением времени вернуться во Вриндаван. Вот это всё, что я знаю об этом божестве. Ну, если, так сказать, почитать где-нибудь больше, наверняка можно что-то ещё найти.
Бывают ли односторонние отношения учитель-ученик?
00:48:45 Алина спрашивает. Был похожий вопрос, но хотелось бы уточнить. Бывают ли односторонние отношения «учитель-ученик»? Например, если я слушаю ваши лекции и через вас постигаю ведические знания, можно тогда считать вас моим духовным учителем? Если да, как тогда ученик может служить учителю? Извините, за глупый вопрос.
00:49:06 Вопрос не глупый. Вопрос очень даже умный. Ответ такой. Односторонних отношений не бывает. Вот. Учитель и ученик, они принимают друг друга и между ними есть отношения. Вот эти отношения Кришна описал в известном стихе в Бхагават-гите 4.34, где Он говорит: «пранипат» (т.е., ученик смиренно обращается к учителю), «парипрашна» (задаёт разумные вопросы) и «сева» (совершает ему служение). Т.е., это живые отношения. Т.е., не может такого быть, что ученик задаёт вопросы учителю, а учитель даже и не в курсе. Т.е., между ними связь. И служение тоже, адресно как-то совершается, конкретно. Да? Вот. Т.е., например, женщина же не может выйти замуж за мужчину так, что мужчина об этом даже не догадался, что у него теперь жена есть.
00:49:55 Вот. Т.е., это двухсторонние отношения. Точно также, невозможно принять учителя так, что учитель об этом ничего не знает. И если вы просто слушаете какого-то проповедника и он вам нравится, он вас вдохновляет, это совсем не обозначает, что он считается вашим духовным учителем. Потому что, здесь, конечно, есть разные уровни. Вы можете считать любого проповедника, который вас вдохновляет, своим учителем. Но, в какой роли? В роли вартма прадаршака гуру. Вартма-прадаршака гуру это тот, кто приводит на путь человека. Да? Вы можете считать его шравана гуру. Шравана-гуру это тот, кого вам нравится слушать, кто вдохновляет вас. Вот. Шикша-гуру уже нет, потому что шикша-гуру это тот, кто знает конкретно ученика и он не просто даёт какие-то общие, вдохновляющие наставления, а он даёт конкретные наставления, зная природу ученика, конкретно помогает ему в жизни.
00:50:51 Это вот шикша-гуру и дикша-гуру, это скажем уже отдельная категория. Вот. А всех тех, кто вас вдохновляет, вы можете считать своим вартма-прадаршака гуру или шравана-гуру, вам нравится его слушать, вы благодарны этому человеку, что он поставил вас, как говорится, указал вам путь. Наставил вас на путь истинный. Но, если уж говорить о каких-то более реальных отношениях («отношения» - это обозначает, что обе стороны участвуют в них), тогда это уже, так сказать, парипрашна (разумные вопросы), в смиренном состоянии (пранипат) и это сева (это какое-то служение). Т.е., это уже обозначает, что ученик и учитель, они знают друг о друге. Они в курсе как-бы и эти отношения обе стороны поддерживают.
00:51:33 Потому что, если этого нет, тогда вы просто можете считать любого, кто вас вдохновляет своим шравана-гуру. Вот. И это его ни на что, так сказать, ни к чему не обязывает. Понимаете? Это просто вот, допустим, там мне нравится слушать какого-то проповедника, но он об этом даже не знает, что я существую. Вот. Но, гуру, который учит уже непосредственно в жизни, более непосредственно при помощи шикши, вот, это уже совсем другое.
Почему сначала празднуется Бхишма-панчака, а потом Гита-джаянти, если Кришна побеседовал с Арджуной до битвы на Курукшетре, а уход Бхишмадева случился уже после битвы?
00:52:02 Федотова Юлия спрашивает. Скажите пожалуйста, почему сначала празднуется Бхишма-панчака, а потом Гита-джаянти, если Кришна побеседовал с Арджуной до битвы на Курукшетре, а уход Бхишмадева случился уже после битвы?
00:52:18 Было подобное у нас. Бхишма-панчака, она никак не связана с уходом Бхишмадевы. Это какое-то заблуждение, откуда-то, не знаю, оно взялось. Потому что, Бхишма-панчака это последние 4 дня месяца Картики. Месяц Картика, он всегда октябрь-ноябрь. Вот. В то время, как Гита-джаянти всегда в декабре. Т.е., это день явления Бхагават-гиты.
00:52:40 Поэтому, не нужно думать, что Бхишма-панчака это уход Бхишмадевы. Бхишмадева ушёл после битвы на Курукшетре, когда наступила уттарайана. Т.е., день стал прибывать, это как сейчас 22 декабря. Или, допустим, раньше, там 5000 лет назад, эта точка уттарайаны, она могла совпадать с макара санкранти, т.е. с вхождением Солнца в Козерог, в середине января. Ну, из-за времени там меняются все эти циклы. Вот.
00:53:10 Поэтому Бхишма-панчака это не уход Бхишмадева. Вот. Я лишь могу предположить, допустить, что вот эти вот 5 постных дней (последние 5 дней вот этой вот Картики называются Бхишма-панчака) связаны с тем, что Бхишма вёл достаточно аскетичный образ жизни. Дело в том, что он был кшатрием по рождению, но всю жизнь соблюдал брахмачарью (т.е., вот этот обет воздержания). А для кшатриев, людей под влиянием гуны страсти, это крайне сложно.
00:53:37 И поэтому, для того, чтобы соблюдать этот обет Бхишма был весьма, так сказать, сдержан, ограничен в питании. Правда, это моё допущение. Я могу только предположить, что Бхишма, поскольку он вёл такую, очень аскетичную жизнь для того, чтобы чувства его не были возбуждены и чтобы ему легко было соблюдать брахмачарью, возможно вот по его примеру вот эта вот Бхишма-панчака и есть эти вот несколько дней аскезы, которые завершают месяц Картика. Но, совершенно очевидно, что Бхишма-панчака, она никак не связана с уходом Бхишмадевы.
Есть ли доказательства тому, что «Бхагавад-гита как она есть» не интерпретировалась на усмотрение того или иного переводчика?
00:54:20 Анна спрашивает. Мы с мужем только в начале пути к познанию Абсолютной истины. Не знаю, как объяснить мужу, что Бхагават-гита является серьёзным и проверенным источником. Он мотивирует так, что ведь и другие писания, как Библия и Коран, написаны людьми, и много раз переписывались и интерпретируются кому как угодно. Есть ли доказательство тому, что «Бхагават-гита как она есть» тоже не интерпретировалась на усмотрение того или иного переводчика, ведь она же в конце концов тоже была написана рукой, хоть и очень уважаемого, но человека?
00:55:03 Гарантией неизменности и авторитетности является парампара. Парампара – это система вот этой вот неизменной передачи знаний, когда учитель и ученик существуют, проверяется их моральное качество. Вот. Но, в данном случае можно объяснить проще. Вот, Шрила Прабхупада перевёл Бхагават-гиту. Как нам узнать, эта книга претерпела изменения или не претерпела изменений? Это тоже самое, что Кришна говорил Арджуне что-то другое.
00:55:35 По эффекту. И мы видим, что когда Шрила Прабхупада Бхагават-гиту дал нашему миру, эффект был и остаётся очень сильным. Т.е., тысячи, и даже уже миллионы людей по всему миру меняют образ жизни. Т.е., если бы в этой книге была добавлена какая-то вода, всё как-то разбавлялось, разбавлялось, разбавлялось бы, то она бы не имела такого могущественного эффекта, который она имеет. Т.е., по эффекту можно понять силу, которая там внутри находится.
00:56:09 Мы видим, что огромное количество людей отказываются от греховного образа жизни и принимают преданное служение Кришне как важнейшую цель своей жизни. Это говорит о том, что вот этот потенциал, т.е. мощь, духовная мощь Бхагават-гиты, она осталась неприкосновенной. И это само по себе и является доказательством того, что там никаких изменений нет, что Бхагават-гита по-прежнему способна менять сердца людей.
Каковы кармические задачи человека, на которого влияют Раху и Кету?
00:56:35 Валериан спрашивает. Прошу вас рассказать о влиянии Раху и Кету, о кармических задачах. Вопрос. В каком возрасте особенно чувствуется влияние этих планет? Есть ли разница в выполнении кармических задач для мужчин и женщин? В примере, Раху в первом доме, в Деве Кету в седьмом доме в Рыбах. Какие вы рекомендуете способы гармонизации?
00:57:02 Валериан, я не буду сейчас об этом рассказывать, потому что тема эта очень объёмная . Я вам просто рекомендую зайти на сайт моей астрологической школы sss1.ru. Это школа «Сурья-Сидханты». И послушать 16-ый урок базового курса, который как раз посвящён вот этой вот теме: «Кармическая задача по Раху и Кету».
00:57:28 В целом, общая картина такова, что там, где находится Кету, в том доме и в том знаке, это указывает на то, какие темы для человека уже являются отработанными, темы каких знаков он уже в себе развил, какие качества. В данном случае, если вы говорите, что Кету в Рыбах, это обозначает, что у человека присутствуют врождённые качества Рыб, такие как сострадание, склонность к абстрактному мышлению, к благотврительности, чувствительность такая, интуитивность. А если Раху находится в Деве, это обозначает, что нужно развивать качества Девы. Дева обозначает конкретика, не абстрактное мышление, а конкретное мышление. Вот. Дева, она такая склонная анализу. Рыбы склонны к синтезу. А Дева склонна к анализу. Т.е., немножко другие качества нужно развивать. Ну всё это вы можете узнать из этого 16-го урока базового курса.
00:58:24 Вот. По возрасту, деятельность, особенно это сказать… Возраст Раху наступает где-то в 42 года. Возраст Кету наступает в 47-48 лет. Просто могу вам привести маленькую иллюстрацию. В моей карте астрологической Раху находится в третьем доме. Третий дом это рука, письмо и т.д. Когда мне было 42 года, мне позвонил один знакомый редактор журнала и сказал: «я предлагаю тебе писать в нашем журнале». И я начал писать. Просто начал писать. Раху заставил меня в свой период писать. И вот я 6 лет писал, с 2002-го по 2008-ой год. Наступил возраст Кету в 48 лет, бум, всё. Тема закончилась. Вот. Т.е., Раху заставил меня это делать, а Кету заставил меня прекратить делать то же самое. Так это всё работает. Вот. Но, детали, это всё узнаете из этого урока.
Можно ли убивать тараканов, комаров, крыс и прочую нечисть?
00:59:15 Марат спрашивает. Убивая тараканов, комаров и крыс, которые причиняют нам беспокойства, несём ли мы последствия греха как от обычного убийства? Дома появились тараканы от соседей, но не могу их убивать, зная, что они тоже дживы Кришны. Что можно с ними сделать? Принципы чистоты на кухне соблюдаются.
00:59:39 Нужно понять одну простую вещь. Допустим, в нашем теле есть паразиты. Это же тоже частички Кришны, правильно? Живые существа. Но, обозначает ли это, что мы должны их разводить в своём теле? Или всё-таки мы должны их как-то травить, да? Надо просто включить разум. Вот. Принципы чистоты и принципы ненасилия, они не конфликтуют, если у нас с головой всё в порядке. Вот. Допустим, Арджуна убивал многих врагов, потому что они мешали жить просто другим людям. Да? Вот.
01:00:10 Предположим, у вас есть дома Туласи. Допустим, да? И на Туласи напала вот эта вот тля. Тля начала есть Туласи. Туласи живое существо. Тля живое существо. Итак, что мы будем делать? Если мы выращиваем Туласи, скорее всего мы эту тлю будем вытравливать. хотя Ведь это тоже живые существа. Т.е., здесь, нужно просто напросто включать разум и смотреть, что вы делаете.
01:01:34 Допустим, на кухне должна быть чистота. Да? Но от соседей пошли к вам эти самые тараканы. Вы думаете: «всё, на кухне должна быть чистота, но от соседей пошли тараканы, тараканы частички Кришны, травить их не буду». Значит, у вас на кухне будет грязь. И тараканы будут везде лезть. Понимаете? Вот поэтому, если для вас первична чистота, тогда вы, так сказать, вот эту всю ахимсу забываете. Про эту всю ахимсу. Потому что, вы их не травите специально. Но вы можете там этим карандашом нарисовать от тараканов, и они сами с течением времени уйдут.
01:01:06 Вот. Поэтому, здесь нужно просто понять, чем вы занимаетесь. Если вы занимаетесь разведением тли, вот, тогда вы не будете травить эту тлю. Пускай она ест Туласи. А если вы ухаживаете за Туласи, тогда вам придётся травить тлю. Понимаете? Вот. Т.е., это просто разум и всё. И тогда, когда мы поймём, что мы занимаемся служением Богу, в служении Богу эти 2 принципа (чистота и ненасилие) не будут конфликтовать. Потому что, если даже мы совершаем насилие, у нас есть оправдание. Как у Арджуны было оправдание, что он совершает насилие для того, чтобы гарантировать нормальное существование другим живым существам.
В каком источнике можно подробно почитать о духовном мире?
01:01:40 Елена спрашивает. Подскажите, пожалуйста, в каких источниках описывается форма Бога и Его аватары подробно? В каких из ваших лекций есть описание духовного мира и качеств Бога? И в каком источнике можно более подробно прочитать о духовном мире, что он из себя представляет?
01:01:58 Значит, форме Бога подробно посвящено такое произведение, как «Лагху-бхагаватамрита» Рупы Госвами. Но я сильно сомневаюсь, что оно есть на русском языке. Поэтому, я вас отсылаю к другому источнику. Открываете «Учение Шри Чайтаньи» и читаете главы 6-ая, 7-ая, 8-ая, которые полностью описывают разнообразные виды реинкарнации, аватары, иерархии различных форм. Итак, 6-ая, 7-ая, 8-ая глава, «Учение Шри Чайтаньи». «Брахма-Самхита» описывает духовный мир. На русском языке есть. «Шримад Бхагаватам», 3-ю песнь открываете, 15-ая глава так и называется «Описание царства Бога». Там вы всё это найдёте.
Почему говорится, что нужно принять прибежище именно у лотосных стоп Кришны?
01:02:38 Елена. Почему говорится: «принять прибежище у лотосных стоп Кришны и гуру»? Что такого особенного в стопах?
01:02:44 Стопы это нижняя часть тела. И мы взращиваем в себе дух служения. Слуга находится у стоп. Как вот, знаете, говорится: «собака лежит у стоп своего господина». Т.е., стопы это место, у которых находится слуга. Поэтому, когда мы говорим: «найти убежище у стоп гуру и Кришны», это обозначает, что мы понимаем, что мы слуги, которые находятся у стоп. Т.е., Его стопы указывают нам на наше положение.
Почему некоторые духовные учителя так быстро дают посвящение (в течении полугода или года)?
01:03:08 Далее, Елена спрашивает. Если посвящение такой важный и очень ответственный процесс, то почему некоторые духовные учителя так быстро дают посвящение, в течение полугода или года? (Такого нету. Сейчас уже никто не даёт за такие короткие сроки.) Ведь чаще всего за такой период новые преданные вообще ещё мало в чём разбираются, а тут такие обеты на всю оставшуюся жизнь. Я не имею ввиду какие-то особые срочные случаи.
01:03:38 Итак, во-первых, большинство учителей не дают инициацию за полгода или год. Сейчас норма 2-3 года. Некоторые - 5-7 лет. Допустим, Шрила Прабхупада (просто для примера, историческая справка, да?), он получил посвящение через 11 лет. Он в 22-ом году встретил своего учителя, в 33-м получил посвящение. 11 лет он ждал! Вот. Потому что, он прекрасно понимал, насколько это серьёзный шаг.
01:04:05 Вот. И моё мнение таково, что если это даже и происходит быстро, то здесь 2 причины этого. Первая причина, это то, что первую инициацию, её многие учителя считают так, ну как поощрение, чисто ради вдохновения ученику. Т.е., они не считают, что это настоящая инициация. Ну как, не то чтобы… Оно настоящее, но такая, как-бы полу. Как типа предварительная. Вот. И Шрила Прабхупада тоже говорил, не всегда, но несколько раз он говорил, что настоящая инициация это вторая инициация. А вторая инициация это когда гаятри дают. Вот. Поэтому, иногда первую инициацию дают так, как бы легко, потому что, она является своего рода как бы таким авансом. Вот эта единственная причина, по которой некоторые учителя так, либерально в этом вопросе себя могут вести.
Почему во время джапы периодически становится сильно холодно, даже если одеваешь тёплые вещи?
01:05:02 Андрей 84 спрашивает. Почему во время джапы периодически становится сильно холодно, даже если одеваешь тёплые вещи?
01:05:11 Может быть, зима. Я не знаю. Я с таким эффектом никогда не сталкивался. Второе сильное предположение, может быть, признаки экстаза. Мурашки по телу побежали и поэтому человеку становится холодно. Ну, это шутка, конечно, скорее всего. Вероятно всего, это просто особенности вашего индивидуального восприятия. Потому что, никогда с такими симптомами я не сталкивался. Не обращайте внимания, это могут быть какие-то вегетативные реакции вашего тела.
Является ли этичным задавать вопрос человеку о том, кто его гуру?
01:05:40 Камала спрашивает. Доброго времени суток. Я получила дикшу в Гаудия Матхе от Его Святейшества Нараяны Махараджа. Я замужем за преданным из ИСККОН. Мне часто задают вопрос о том, кто мой Гуру. И часто я сталкиваюсь с тем, что ко мне относятся подозрительно или просят меня реинициироваться, или критикуют моего гурудева. Я никому никогда ничего не проповедую, отличного от учения Шрилы Прабхупады. С ИСККОНом уже 10 лет (служение преданным). Как мне отвечать на этот вопрос так, чтобы никто не пострадал от своей критики и т.д.?
01:06:20 Такой вопрос, кто ваш гуру, ну это верх бестактности, вообще-то говоря, потому что в «Хари-Бхакти-Виласе» Санатана Госвами говорит, что имя учителя, божество, которому вы поклоняетесь, и мантру, с которой вы поклоняетесь, эти три вещи нужно держать в тайне. Вот. К сожалению, преданные в ИСККОН в этом плане не очень сильно образованы. Вот. И поэтому, вот этот вопрос: «а кто ваш гуру?», он такой, как-бы расхожий. Но, в данном случае мы видим, что поскольку гуру из другой вайшнавской организации, то у кого-то это вызывает вот такие вот беспокойства. Это очень низкий уровень культуры. Попросите своего мужа, чтобы он поговорил с преданными, чтобы они вот таких вопросов вам не задавали.
01:07:07 Или, по меньшей мере, относились с понимаем, что ИСККОН, это, так сказать, вайшнавская организация, но не единственная. И поэтому нужно относиться с уважением к другим вайшнавским организациям, духовным учителям и к выбору живого существа. Потому что, вот такие вот вещи, критика других духовных учителей, это абсолютно не приемлемые вещи. Вот. И просто преданных нужно немножко просветить в этом плане, что выбор сердца он абсолютно индивидуален, кто у кого принял посвящение там, в какой системе. И отношения между вайшнавами должны быть дружелюбные и доброжелательные, а не критические.
Как относиться жене к тому, что её муж-преданный не против выпить пива с друзьями?
01:07:44 И, значит, последний на сегодня вопрос. Виктория спрашивает. Недавно я вышла замуж за чудесного мужчину. Он кришнаит, как и я, вегетарианец с 20-ти летним стажем, еженедельно мы проводим намахатту и стараемся следовать духовным принципам. У него есть и другая сторона жизни, светская: друзья прошлого, с которыми он систематически встречается поиграть в футбол, после чего там выпивают и ведут разговоры, далёкие от духовности. Муж сразу после игры уезжает, чтобы не погружаться. Но, порой я замечаю, что его тянет выпить пива с ребятами. Пробовал просто общаться, не выпивая – чувствует дискомфорт. Меня раздирает противоречие. Как относиться к тому, что муж не против выпить?
01:08:29 Ну, вы должны просто с ним обсуждать возможные последствия этого, что эти как бы невинные, казалось бы, привычки, там пиво попить, кажется мелочью, да? Они могут привести к плохим последствиям. Однако также, вы должны быть готовы к тому, что некоторые привычки дурные умирают достаточно долго. Вот. И поэтому, какие-то люди, они как-то так вот, узнав об этих принципах, как-то очень легко, быстро перестраивают свою жизнь, уже к старому и не возвращаются. А есть люди, у которых эти привычки имеют более глубокие корни.
01:09:03 Поэтому, у всех людей, так сказать, по-разному происходит адаптация к духовной жизни. У одних быстрее, у других медленнее. Вот. К этому тоже нужно быть готовой. Ну и, в принципе, обсуждайте с ним, ну так вот, без агрессии, без, так сказать, наездов, в таком дружелюбном тоне эти темы, что эти привычки, они могут иметь плохие последствия. Ну, и если вы будете продолжать заниматься духовной жизнью, то прасад, святое имя, духовное знание, с течением времени они должны дать свой позитивный эффект.
01:09:34 На этом мы сегодня закончим. Большое вам спасибо за ваши интересные вопросы. До новых встреч. Харе Кришна.
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 18 July 2020