О строении мира

20 January 2010
Иллюзорность мира с точки зрения физики. Кришна - иллюзионист. Три вида энергии: внутренняя, пограничная и внешняя. Каким образом святые приходят в этот мир? Природа времени и сознания на основе физических представлений о свете. Как сознание попадает в мир наваждения? Эволюция сознания с разных точек зрения. Что такое ложное эго? Какое влияние оказывает материальный мир на наше сознание? Чем отличаются души друг от друга? Три вида отношений к Абсолютной Красоте. Идеальный и реальный мир. Любовь с хорошим видом из окна. Для кого предназначены Счастье и Любовь? Бесы отречения (мукти) и потребления (бхукти). Что такое подлинное отчаяние? Место обитания сознания. Волнообразная природа мира. Мир таков, какую позицию мы занимаем по отношению к нему. У святых нет ложного эго. Инструменты эксплуатации.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:50:42 | качество: mp3 64kB/s 23 Mb | прослушано: 761 | скачано: 842 | избрано: 36
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Иллюзорность мира с точки зрения физики

00:00:00 - Когда эти фотоны, они группируются, скапливаются, появляются такие вещи, как кварки или электроны. Понимаете? Есть мезоны, кварки, субатомы всевозможные. Вот эти формы, они есть, а на элементарном уровне - это просто затемненный свет. Даже масса. Вот в физике все говорят, физика, она начинается, у Ньютона первый закон или третий закон термодинамики, сохранения энергии закон. Как таковой массы не существует, т.е. наши тела, они ничего не весят, а притяжение есть. Но причём тут масса? Масса - это просто коэффициент инертности.
- Но если мира нет, то если я разбегусь и об стену.
- Как? Нет, твоё изображение ударится об это изображение и появится изображение крови. Конечно.
- Мало что появится изображение, моя душа это почувствует. Я буду ощущать боль.
- Конечно.
- Боль тоже изображение?
- Нет, боль реальна, конечно. Ну, ты видишь, что люди играют в футбол, Аргентина Ямайка шесть нуль. Ты же чувствуешь, какая боль. Вот в песне поется. Ему же больно.

00:01:17 - Тогда почему это реально?
- Потому что одно изображение ударяет об другое изображение, как в компьютере. Персонаж в компьютерной игре, он же ходит по полу. Но его же не притягивает к этому полу. У него же массы нет, там просто пиксели. И он не может через стенки пройти там, пока ты коды не наберешь там. Как в Дюке или в Думе, код набираешь - раз и уже можешь через стены ходить. Мы не можем ходить, потому что мы кодов не знаем. А йоги, вот мы знаем из священных писаний, йоги, они могут и через стены и доставать какие-то предметы, и восьмириться - раз, сразу на восемь экранов изображение появилось.
- А что происходит с теми существами, которые, грубо говоря, в дурдоме сидят?
- У них своя иллюзия. Вот, как они нарисуют себе полосочку и не могут через нее пройти. У них своя иллюзия, я же тебе говорю. Почему? Какая разница.

00:02:20 -Мы вчера говорили о том, что формы, они иллюзорны. Те формы, которые мы создаем в своем сознании, они существуют только в нашем сознании. Они не существуют в реальности. Но когда мы отождествляем себя с одной из этих форм. Вот я, например, долго смотрю на это тело, я думаю, что это я. Вот, когда я начинаю себя отождествлять с этой формой, я уже не могу ничего сделать. Я с другими формами уже вынужден вступить во взаимодействие.
- Получается я такой-то и такой-то, потому что мы думаем так-то и так-то? Где тогда Кришна?
- Где ему место?
- Вы говорили, что мы думаем о нём так-то и так-то, и он предстает перед нами такой-то, такой-то, но не мы причина того, что он такой, а Кришна ему приказывает.
- Кому ему?
- Он же в Сознании Кришны находится - объект и человек, и то на что он смотрит.

Кришна - иллюзионист. Три вида энергии: внутренняя, пограничная и внешняя

00:03:25 Кришна, он как иллюзионист. Он наделяет нас способностью видеть определённые формы иллюзии. В Бхагавад-Гите Кришна говорит, что «есть три энергии или три силы: внутренняя, пограничная, это мы, и внешняя». Вот внутренняя энергия, она имеет реальные формы или точнее, идеальные формы. И то, как мы смотрим на неё, если мы смотрим с похотью, вот мы живые существа на эту внутреннюю энергию, то мы её начинаем неправильно видеть. В одной из книг Шридхар Махарадж говорит, что если человек пьяный, он начинает, когда напился, он начинает на свою мать смотреть с вожделением. Помните, в одной из глав есть такое? По-моему, в шестой или седьмой. Он находится в иллюзии. В состоянии опьянения он на свою мать смотрит с вожделением, как на свою подружку. Но когда он приходит в себя, он мать свою воспринимает в истинном свете. Но когда он находится в состоянии опьянения, в иллюзии, это та же самая мать, но он её видит совсем по-другому. Точно так же мы видим, мы смотрим на подлинную реальность, на идеальную реальность мы смотрим, но мы смотрим на неё с похотью и поэтому мы видим извращенные формы этой реальности.

Каким образом святые приходят в этот мир?

00:04:49 - Тогда получается для святых не должен этот мир вообще существовать?
- Он не существует.
- Но они же тоже ходят по земле.
- Изображение ходит по земле, конечно.
- Внешне, да?
- Изображение, а как же? Изображение ходит по земле. Потому что святые, они по своей милости приходят. Они не могут бесформенно приходить, потому что мы их не будем ни слышать, ни видеть. Им нужно принимать какое-то изображение, какую-то осязаемую форму. В общем и целом, они не в этом мире живут, потому что они не тела.
- Они ради нас же соглашаются с нашей реальностью?
- Они входят, потому что мы, вот мы видим иллюзию. Мы больные, мы душевнобольные, мы видим какую-то иллюзию и вдруг они проникают в эту иллюзию, и мы начинаем видеть их. И они нам в этой иллюзии начинают говорить что-то. Но у нас всегда есть склонность считать их такими же, как мы. Почему? Он так же по земле ходит, в таком же белом халате, кушает так же. Но он врач, он из другого мира приходит. Да, прибивают к забору гвоздями.

00:06:01 Или, как Харидаса Тхакура, ему досталось похлеще, чем Иисусу Христу. Его шампалами били на двадцати двух рынках. Одного раза достаточно, чтоб убить. Когда царь приказал своим слугам убить Харидаса Тхакура. Вот Понтий Пилат, он сказал, когда Иисусу назначили тридцать восемь или тридцать девять ударов, он сказал: «Только не убейте его. Я хочу, чтобы вы его наказали, но не надо его убивать». Они его били, пока, так сказать, чтобы он не умер. А Кази, этот царь мусульманский, он четко приказал слугам убить. И одного раза достаточно, потому что там бьют до смерти и все. Охота им было его таскать? Неохота. Представляешь таскать эту тушу по двадцати двум рынкам? Они забивали до смерти, а он не умирает. Они думали, он умер, а он снова очнулся. Они его на другой и там до смерти его бьют, и потом они взмолились и говорят: «Слушай, ты умри, пожалуйста, а то нам плохо будет, нас убьют. Если ты не умрешь, то нас казнит наш господин». Он говорит: «Ну, хорошо. Ради вас я умру». Он умер, и они его в реку выбросили. Он им спас жизнь, своим мучителям.

00:07:21 -Вот такие личности, они во время казни страдают?
- Конечно, им больно.
- Как картинки, картинка этой личности могла выдержать такое давление вообще той же иллюзии, те же удары?
- Им больно, они страдают. Прежде всего, они страдают за тех, кто их наказывает, за своих мучителей. У них страдания совсем другого порядка, более страшные, чем физические страдания. Потому что физические страдания, они проходят. Наступает некий порог нечувствительности. Сколько тебя не бьют, ты уже ничего не чувствуешь, тело отбили, как отбивную и все. Но при этом он страдал, он сказал: «Я хочу грехи всех людей. Карму всех людей на себя взять. Пусть они начнут жить заново. Пусть они от всей кармы избавятся, а я хочу отстрадать всё, что они когда-то на себя навлекли. Только пролей на них милость». Вот такой он к Господу молился.

00:08:24 - В момент казни он берет на себя их грехи?
- По крайней мере, он просил.
- Эти мучители, который убили его, после того, как он умер, они очистились.
- А что значит очистились?
- Он карму их на себя взял, в смысле, молитва…
- А что значит очистились? Я тебе отвечу на этот вопрос, если ты мне.
- Лучше начали жить.
- Что это значит?
- Чистыми стали.
- Это что значит?
- Избавились от кармических реакций.
- Это как? Не знаю. Если ты мне так вопрос задаешь, я не знаю. Я просто не знаю, что ты подразумеваешь под словом «очистились».
- Последствия своей греховной деятельности. Осознали…
- Конечно, они преклонились перед его милосердием, что он несмотря на то, что они его мучили, он не то, что на них зла не держал, а молил, спас их от смерти и молил об их благополучии, и они в душе поклонились ему, они его поблагодарили. Они преклонились перед вайшнавом. Конечно.

00:09:25 - Очистились, в смысле от последствий греха. Они же не избавились.
- А что значит последствий? Они не умрут больше никогда?
- Допустим, болезнь - это расплата за прошлые действия. Так?
- В общем, да. Если ты веришь в это, то да. Если ты веришь в карму, то да. Картинка, она старится. Хочешь ты или не хочешь, она всё равно будет стариться. Можно, конечно, это увязать с кармой.
- Основное последствие греха - это замутнение рассудка.
- Их духовный рост начался с того, что они поблагодарили вайшнава за то, что он спас их, и они увидели в нём величайшее милосердие.

Природа времени и сознания на основе физических представлений о свете

00:10:12 - А картинка старится тоже только потому, что все в это поверили?
- А время, понимаете как. Время существует, когда происходит движение. Если мы представим, что ничего не движется, вообще ничего не движется, то мы и стариться не будем. Для этого надо просто выйти в мир сознания. Сознание, оно находится вне времени, в безвременье. Потому что в этом, откуда мы пришли, этот свет брахмана, там ничего не движется. Вот, кто знает физику. Свет он не имеет направлений. На самом деле солнечный свет, он не имеет направлений. Вообще никакой свет, лучи никуда не идут. Свет, он стоит. Потому что свет всегда распространяется с предельной, абсолютной скоростью, скоростью света. Независимо от того, частицы света летят друг напротив друга или в разные стороны, или перпендикулярно, они движутся относительно друг друга с одной и той же скоростью. Два луча света летят друг против друга, они летят со скоростью света относительно друг друга и относительно неподвижного предмета тоже та же самая скорость и когда улетают то же самое. Для света нет такой вещи, как направление.

00:11:36 - Куда-то же они летят?
- Нет, свет, он стоит.
- Для себя он стоит?
- Для всего. Свет, он абсолютную скорость имеет. Вот эти все предметы движутся, это потому что одно что-то загорается. Мы вчера говорили. Какая-то часть пикселей гаснет, какая-то загорается. По сути дела, вот этого движения, его не происходит. Это происходит лишь в нашем сознании. Я попытаюсь объяснить на примере с видеомагнитофоном. Мы смотрим, как человек идет по видео. Мы смотрим, как человек идет. Потом человек побежал там же на картинке. А головки магнитофонные при этом быстрее стали крутится? А кадры стали быстрей сменяться? А почему же быстрей стал передвигаться? Ничего не происходит. Магнитофон крутится с той же самой скоростью, но у нас возникает иллюзия, что что-то быстрее, что-то медленнее. Вот точно также свет или брахман, он стоит, он никуда не перемещается. Но у нас возникает иллюзия, что что-то происходит, и когда вот эта иллюзия, когда это что-то происходит, то возникает такая вещь, как время.

00:12:55 - Что такое движение? Это перемещение предмета во времени. Вот, если перемещения не происходит, то и времени соответственно нет. Когда мы поймем, что сознание, оно никуда не перемещается. « Сознание, - Кришна говорит в Бхагавад-Гите, - сознание стоит вне материального мира». Мы сидим в этом темном зале, смотрим на картинку, и там что-то на картинке происходит, меняется свет, но я сам никуда не перемещаюсь. Или когда я играю в игру какую-то компьютерную: я начинаю быстрее бежать, мой персонаж быстрее бежит или за угол прячется, или на него кирпичи какие-то падают, но реально я никуда не перемещаюсь. Это лишь картинка в моей голове. Так вот свет или брахман, он никуда не перемещается, для него не существует передвижения. Передвижение существует лишь в нашей голове. Возникает где-то затемненность этого света, потом она как бы снова становится светлой, потом другая затемненность. Одно гаснет, другое загорается, гаснет, загорается и нам кажется, что происходит движение. И на это уже такая вещь накладывается, как время. Чем быстрее загорается и гаснет, тем меньше времени.

Как сознание попадает в мир наваждения?

00:14:20 - Для сознания все жизни, все воплощения происходят одновременно?
- Вне времени. Мы попадаем в мир движения этих форм, и начинаются какие-то, смена форм вызывает иллюзию движения или каких-то перемен. Но «сознание, - Кришна в Гите говорит, - сознание, оно вне времени и пространства». Сознание нельзя ни рассечь, ни сжечь, ни утопить, оно стоит вне. Но когда оно наблюдает за иллюзиями, т.е. у сознания появляется сначала желание, из желания происходит мысль, которая отделяет хорошие желания. Не желания, а результаты желаний хорошие отделят мысль. Потом, из мысли происходит ощущения, из ощущений происходит органы чувств. Сначала у нас как бы видение, на видение налипает глаз, а потом глаз видит как бы объекты, но корень всего - это моё сознание. Вот из сознания происходит желание, из желания происходит мысль, из мысли чувства, а из чувств вот эти внешние объекты. И возникает иллюзия, что что-то движется.

Эволюция сознания с разных точек зрения

00:15:38 Кришна в Гите говорит об этом, что «над объектами чувств стоят…». Как там? Не помнишь? Над объектами чувств стоят органы чувств, над органами чувств стоят ощущения, над ощущениями - ум, над умом - разум, а над разумом стоишь ты, душа. Но материалисты говорят, что сначала происходит мир, происходит, возникают эти объекты, из объектов появляются - они начинают между собой там как-то взаимодействовать, подогреваться, эволюция какая-то, раз, появляется сознание. Из мира предметов, из камней появляется что-то, что начинает думать. Но вайшнавы говорят: «Все наоборот. Сознание, оно начинает видеть материю, костную материю». Сознание ещё сравнивают со светом. Есть брахман - это как бы такой океан света, который неподвижен, никуда не перемещается, а вот этот лучик, который из него как бы вычленяется это и есть наше индивидуальное сознание. И на него уже, на это сознание, налепляются всякие ощущения и т.д., ощущения, формы и со временем он начинает отождествлять себя с тем, что он видит.

Что такое ложное эго?

00:17:00 - Это и есть ложное эго?
- Да, вот этот комплекс ощущений, опыта, памяти, воображения, представления о будущем, привязанность к плодам своей работы и т.д., все это, вот этот комок, он налепляется на чистое сознание и возникает такая вещь, как ложное эго, но в трехмерном пространстве оно смотрится, как тело. Вот есть трехмерное пространство и вот мы в трехмерном пространстве выглядим, как вот эти тела. Но мы не живем в трехмерном пространстве, мы живем в огромном многомерном мире, в мире чистого сознания, но когда это сознание проходит сквозь призму иллюзии, то возникает ощущение, что я вот этот вот. Просто мы очень долго смотрели за своими телами и, в конце концов, уверовали, что это и есть мы. И потом мы смотрим на себя, как я смотрел одно кино, там человека, значит, избили хорошо. Он сознание потерял. В общем, ему расквасили лицо, он весь в шрамах, переломанный. Вот, когда он очнулся, он не знает, как он выглядит. Просто он очнулся, раз, смотрит, там что-то такое, а физиономия у него вся совершенно другая - просто такое месиво. Ну, кинокомедия. С Джеком Николсоном, по-английски, это «As much as at gets», по-русски…

00:18:37 Там у него собачка ещё какая-то была, с художником он жил. Вреднюк такой. И значит, этому человеку, морду набили, и в палату входит мать его. И значит, у нее гримаса такая на лице. Она видит, что с её сыном стало, а он не понимает, что к чему, он говорит: «Мам, что с тобой? Мам, неужели я так плохо выгляжу». А до этого у него нормально, настроение хорошее. Выжил, небольшие ссадины какие-то. И потом, когда ему зеркало поднесли, он в ужасе - сразу у него депресняк такой. Точно так же и мы, мы - совершенно чистое сознание. «Мы, - Кришна говорит в Гите, - душа, она вечно юная, она не подвержена старению, рождению, изменениям. Чистая, юная душа. Она вечно молодая». Но когда нам показывают зеркало, и мы в это зеркало смотрим своё тело. Мы же себя не видим, правильно? Мы видим через глаза, а зеркало отражает наше тело, и мы думаем: «О, вот он!» И потом начинаем действовать соответственно. Христианин, русский, кришнаит, мужчина, женщина, богатый, толстый, бедный, старый, худой. Навешиваем на себя эти ярлыки.

Какое влияние оказывает материальный мир на наше сознание?

00:20:04 Внешний мир, он оказывает на нас влияние. Мы согласны с материалистами, что внешний мир оказывает на нас влияние. Но они идут дальше в своих заключениях. Они говорят, что мир не просто оказывает на нас влияние, а он создает нас. Мы произошли из этого мира. Мир влияет на нас, т.е. наше умонастроение, наше поведение, наша реакция - они все продиктованы взаимодействием опыта с этим миром. Но это не значит, что мир нас породил.
- Изначально душа в чистом состоянии, она обладает какими-то качествами или она просто, как белый лист бумаги?
- Белый лист бумаги. Она новорожденная.
- А у души была первая жизнь?
- Конечно, если у нее есть вторая, наверняка была первая.
- А как же говорят, что души все изначально разные?
- Они индивидуальны.
- Где-то я слышал, что говорили, что она изначально обладает… А, по-моему, книга Бхактиведанты Свами, что душа обладает… Господь больше 64 качеств, полубоги 64, а душа 40, которые имеют душа в чистом виде.
- Нет, наверное. Ну что мы будем качества эти?

Чем отличаются души друг от друга?

00:21:32 - Да, говорится, что у Кришны, у него 64 качества. У его отражения в духовном мире уже 60 качеств, а у души ещё меньше. Но мы все индивидуальны. У каждого из нас есть своё «я», т.е. мы все индивидуальные «я». Мы не похожи друг на друга. Все люди имеют две ноги, две руки, голова, но при этом все разные и по внешности и по характеру.
- Но вот эта версия, что изначально душа талантлива, обладает многими как бы дарами природы, но забвение, оно навлекает на неудачу.
- Что значит талантлива? Что умеет красиво рисовать?
- Каждый по-своему. Что-то в этом роде.
- Я не понимаю, в каком роде. Что значит талантлива? Изначально душа, она создана, чтобы отдавать, дарить себя, гореть. Она частица света, как фотон. Если он летит со скоростью света, он горит. Если он замедляет свою скорость, он становится темнее, затемнённее. Если он останавливается, он превращается в какую-то инертную массу. Понимаете?

00:22:54 - Ну как ученые говорят, что мы не используем свои возможности даже на десять, на пятнадцать процентов. Природа возможностей…
- Какие возможности?
- Ну, вот потенциал души, мы вчера говорили. У каждого человека великий потенциал…
- Да, любить, любить.
- Почему вот?
- А ученые говорят: «Мы не используем свои возможности в плане - мы не все запоминаем, мы не можем свернуть горы». Да, это?
- Плохая память, именно так. И даже сейчас некоторые сокровенные вещи. Почему, допустим, я сейчас знаю, что этого нету…
- Это есть, но оно в твоем только сознании.
- Да, я это знаю, но всё равно я не могу пройти сквозь стену.
- Не можешь.
- Почему?
- Потому что ты думаешь, что ты тело, а тело, оно не может проходить через стенку.
- Ну, вот ещё говорят, что в Сатья югу люди были более способны. У них была лучше память, они могли понимать окружающий мир.
- Но у них не было бхакти. У них лучше память, они дольше жили, они были сильнее, экологически чистые продукты ели. Описано, что два человека несли одно яблоко, но при этом они не были преданными. Был рай на земле, но к преданности это не имеет никакого отношения.

00:24:13 - Чтобы раскрыть свой потенциал, нужно стараться преданно служить? Я так понимаю.
- Душа, она светит. Душа живёт естественной для себя жизнью или свободной. Она может вдохнуть этот воздух свободы только когда она отдает, а не берет. Как только она начинает брать на себя, то она гаснет. И в писаниях сравнивается, как искра, она может гореть в огне, но когда она вылетает, за счет того, что она эту темноту в себя поглощает - она сама гаснет. И душа в мире смерти, она умирает все время. Проблема не в том, что мы умираем, а в том, что мы умираем-умираем и никак не можем умереть. Мы все время умираем. Если бы можно было умереть и все и на этом, так сказать, все кончилось и хватит. Но мы не можем умереть, потому что мы снова потом рождаемся. В Гите Кришна говорит: «Кто умер, тот снова родится. Кто рождается, тот умрет», в этом беда наша. Душа, она может зажить полной жизнью, своей природной жизнью только, когда будет отдавать, любить. Когда она захочет потреблять любовь, тогда она будет умирать, потому что любовь, - мы вчера говорили, - не для всеобщего потребления.

Три вида отношений к Абсолютной Красоте

00:25:31 К Красоте, т.е. к Господу, может быть три отношения. Либо потребительское. Ну, все говорят, у Бога что-то просят, но высшая идея в материальном мире, в материальной религии - это «спаси и сохрани». Есть такая религия, они к Богу обращаются «спаси и сохрани». Все равно что-то мы просим у него, чтобы он меня спас, чтобы он меня сохранил. Есть наплевательски-равнодушные отношения, второй вид отношений к Богу. Это вот идея буддистов, что растворение в этом свете, в этом брахмане. Красоту не потреблять и не служить. Есть третье отношение к Красоте - это служить Красоте, т.е. дарить ей свою любовь и это мир преданности. Всё, что ниже - это все материальный мир. Даже, когда мы просим Бога «спаси и сохрани». Вайшнав, он никогда не просит Бога «спаси меня и сохрани». Наоборот, используй меня, как ты считаешь нужным. Не надо меня спасать и сохранять. Может быть, у тебя другие планы на мой счет, а я у тебя прошу, чтобы ты меня сохранил. Когда мы сдаемся на милость врагу, т.е. когда мы вручаем себя, мы не просим хозяина «спаси меня и сохрани», иначе это уже будет некая торговля. Я буду тебе молиться или я буду тебе верить, а ты меня спаси и сохрани. Это все материальные, корыстные отношения.

00:27:01 Вайшнавы, они приходят с другими идеями, с другими идеалами в этот мир. Они не просят у Бога, чтобы он их спас, сохранил. Они говорят: «Ты используй, как считаешь нужным. Как одноразовый предмет, расходный материал. Израсходуй и не надо меня спасать и сохранять. Сделай, как… Ну, если хочешь, конечно, если тебе надо меня сохранить, но для своих целей, пожалуйста».
- Вот такое умонастроение - это все-таки потенциал души или это нечто совершенно чуждое?
- В душе это заложено, но оно никогда не было проявлено. Оно потенциально возможно. Каждая душа, она может обрести вот эти крылья, вот эту свободу любви. Когда любовь не зависит от того, как реагирует любимый твой или любимая. Ты любишь, но твоя любовь не зависит от того, отвечает взаимностью, что он за это делает тебе. В принципе, такое возможно. Но это высочайший уровень. Те, кто приносят нам такой уровень, те, кто говорят нам об этом - мы за ними следуем, как за учителями. Они для нас учителя. Мы перед ними преклоняемся и просим у них посвящение или крещение. Вот такая любовь в чистом виде.

00:28:28 - Например, допустим, мужчина и женщина. Опять же, наверное, вожделение там разумеется, не любовь.
- Это ещё неизвестно. Пока мы не говорим.
- Мужчина испытывает к женщине чувства теплые. Так? Он будет испытывать эти чувства более качественно, если увидит, что она также к нему испытывает чувства.
- Да, что значит более качественные? Это что значит?
- Более тепло, более хочет ей что-то дать.
- Он может ей дать, если она ему что-то даст?
- Ну, грубо говоря, да.
- Это и есть…
- Корысть?
- Конечно.
- Если мужчины видит, что женщина от него вообще абстрагировалась и у него автоматически эти чувства обрезаются.
- Конечно, это корысть.
- Как тогда человек может узнать о том, что…
- Это ущербная, ублюдочная любовь.
- Это я понял. А как человек в своем сознании может узнать, что Господь его любит? Чтобы его полюбил…
- А зачем?
- Чтобы не ошибся, как он сказал.
- Ну, да-да. Что я могу сделать?

00:29:31 - Как Иисус говорил, когда ему, Фома его спрашивает: «А как бы ты докажи, что ты Господь». Иисус ему говорит: «Ты меня, что испытываешь что ли? Ты мне экзамен здесь устраиваешь?». Понимаешь? Махапрабху, он приносит более высокие идеалы, чем Иисус Христос. Когда Иисус Христос молился в саду в Гефсеманском, он говорил, он к Богу обращался и говорил: «Я готов эту чашу до дна, но ты мне хотя бы покажи, что это будет не тщетное, не напрасно я… Я хочу быть уверен, что моя жертва не будет напрасной». Здесь всё равно маленькая толика, но ты мне докажи, как бы покажи.
- Мы же, живые существа, нам ведь надо знать, за что мы боремся, с другой стороны. Хочется знать, за что мы боремся.
- За корысть, за славу, за деньги, за власть и за наслаждение. Вот, зачем тебе какие-то теоретические построения, вот я тебе уже сказал, ради чего ты борешься.
- Вообще такое возможно, чтобы…

Идеальный и реальный мир

00:30:41 - В реальном мире невозможно. В реальном невозможно. В идеальном возможно. Но кто сказал, что идеального мира нет? Реальный мир, он слеплен по образу и подобию идеального мира. Вот этот вот мир приблизительный, относительный, он создан по образу неотносительного, абсолютного мира. Тот мир, вот там существует любовь - абсолютная, красота - абсолютная, вера - абсолютная, не требующая доказательств, верность - абсолютная. Вот в том случае, когда ты говоришь, мужчина любит женщину. В идеальном случае было бы - она на него внимание не обращает, а он каждое утро ей носки стирает под дверью, не смея показаться ей на глаза. В перерывах ходит где-то деньги собирает и отдает ей, в щелку просовывает. Если он видит, что она с кем-то наслаждается, он устроит так, чтоб её наслаждение лучше было. Поэтому и говорим, в этом мире этого нет. Когда у души возникает такая тяга, такая любовь, она ставит перед собой такой идеал любви, то границы материального мира не выдерживают, трескаются по швам и разлетаются.

00:32:02 Или как Махапрабху говорил, что «росток бхакти, он начинает расти, пока не дорастет до границ материального мира, т.е. до границ понимания, доказательств и логики». Материальный мир, он ограничивается логикой и доказательствами. Вот эта вот верность, любовь, она дорастает до этих границ и дальше вот этот росток бхакти, он пробивает и идет в мир любви чистой. Когда у души будет вот такое, то Господь… Материальный мир не выдержит, он разлетится на куски. Он просто не способен вместить такую любовь и эта душа выйдет, войдет в мир любви. Нужно понять, насколько это недостижимо и нет никакого шанса такое обрести для нас с вами. Но при этом мы можем помогать другим, может быть, у них есть шансы и служить тем, кто уже такие идеалы лелеет, пестует и несет в этот мир. Это учителя в нашей линии. Они все до единого несли в мир вот эти идеалы.

Любовь с хорошим видом из окна

00:33:04 - Рассказ о «Ромео и Джульетте», это рассказ о вожделении?
- Нет, о чистой любви.
- Которой здесь нет…
- Конечно.
- Тот, который выдумал, он значит должен быть выше этих…
- По крайней мере, он знал, о чем он пишет.
- В идеальном плане человек, который писал, он знал…
- Ну, он мог иметь представление. Любовь, которая не ради наслаждения. Я просто, так сказать, давно читал. Я не знаю, там они любили друг друга, чтобы наслаждаться друг другом. Я не знаю как бы. Вот скажите мне - да или нет? Если они от этой любви хотели хороший вид из окна еще. Как в том анекдоте у еврея спрашивают: «А, правда, что вы недавно женились? Да. Ну и как вам семейная жизнь? И как удачно женились? Да, не очень. Плохой вид из окна». Если они при этом хотели хороший вид из окна, как бы вьюшку ещё отварить себе, так сказать, в этом темном омуте ещё что-нибудь себе выловить, тогда это нет…

00:34:11 Любовь, она ценна само по себе, а не то, что она тебе несет. Если ты любишь для того, чтобы тебе взаимностью ответили или, чтобы со стороны наблюдать, какой ты чистый и бескорыстный. Со стороны смотрите, как я её люблю, то это так сказать, поиск хорошего вида из окна еще. Любовь, она ценна сама по себе, но эта любовь не живёт в этом мире. В мире корысти её просто нет. В мире рассудка, в мире логики, здравомыслия, в этом мире не существует таких вещей.
- Вы же говорите, в нашем потенциале.
- Она есть на нашей исторической родине, в мире любви.
- А с нами, как с душами той же даже частички любви нету, т.е. в том потенциале?
- В потенциале. Но этот потенциал не у нас.
- В теле, в сердце.
- Да, нет. Нет, он там. Мы уже хороший вид из окна хотим. Хорошо, конечно, по любви жениться, но неплохо было бы, чтобы ещё дочка генерала была, машина, дача и хорошее положение. Мы не против, если по любви, но хорошо, чтобы ещё к этому добавки были. Мы как бы любовь воспринимаем, как средство достижения: хороший вид из окна, хорошее положение. Да? Мы забываем, что она ценна сама по себе. Вот, если у Ромео и Джульетты такое было, то это чистая любовь. А если, чтобы семьи не враждовали, родина освободилась, тогда, конечно, это поиск хорошего вида из окна.

Для кого предназначены Счастье и Любовь?

00:35:52 - Вот в том мире любви и красоты. Любовь - это личность некая, она имеет вполне личностные качества и её зовут Шримати Радхарани, эту любовь. Это личность. А Красота - это тоже личность или Счастье. Это Кришна. Счастье предназначено для Любви, а Любовь предназначена для Счастья. Мы в эту картинку никак не вписываемся, в смысле, как потребители. Мы можем лишь служить этому. Счастье не предназначено для нас и Любовь для нас не предназначена. Она предназначена для Счастья, для Красоты. Мы можем лишь склонить свои головы перед её безрассудностью, перед её абсолютной верностью и покорностью, и ей помогать и ей служить. Это можно. Но так, чтобы использовать ее…

Бесы отречения (мукти) и потребления (бхукти)

00:36:49 - Как только мы хотим что-то для себя, так сразу мы обламываемся?
- Мы видим искаженное изображение. Мы пришли сюда, чтобы в поисках счастья или в поисках любви мы пришли сюда, но поскольку мы искали это для себя, то мы нашли искаженное отражение. И мы начинаем за этим призраком или миражом бегать. Бхактивинод Тхакур это называет, что в этом мире два беса: бес эксплуататорства, т.е. потребительское отношение к Красоте и Любви и бес отречения, т.е. мне ничего не надо. Если меня не любят, но и не надо мне. Если я здесь этого ничего не нашел, мне это вообще не надо. Я лучше убью себя, и не буду существовать. Два беса: мукти и бхукти. Мукти - это желание освободится, ничего не надо. Все, полное равнодушие. И бхукти - это стяжательство. Но есть такая вещь, как бхакти. Там мы занимаем своё естественное положение, в мире бхакти, в мире преданного служения. Но там, это не где-то за пределами галактики, а это сдвиг на одну долю градуса и все.

00:38:00 Мы меняем своё видение, что этот мир не для нас создан. Мы не короли вселенной, мы не пришли сюда, чтобы стяжать все себе, а мы слуги. Когда у нас меняется видение, вот тогда мы оказываемся в мире преданного служения или в мире… Мы по-другому мир начинаем видеть. Не то, что белое мы видим черным, а черное белым. Мы просто видим, что это белое предназначено не для нас, а для Него.
- А почему тогда на одну долю? Может это вообще кардинально?
- Маленькое такое, чуть-чуть.
- Которое перевернет просто все.
- Да…
- Чтобы этот сдвиг был, нужно читать джапу. Да?
- Нужно сдвинуть вселенную всю, нужно все сдвинуть вообще.
- А как этого добиться?
- Это добиться, признать свою полную беспомощность. Впасть в отчаяние.
- Пойти и повеситься.
- Так…
- В дурку запрут и все. В дурке сидеть, признавать своё отчаяние. Если так выражаться. Вот я никчемный. Тебя отвезут.
- Могут запереть, могут и не запереть.

Что такое подлинное отчаяние?

00:39:20 - Если все люди [не слышно], те же родители, будут смотреть, что ты… человек сидим там, у нее поехала.
- А причём тут? Я же сказал впасть в отчаяние. Я ж тебе не сказал вот так сидеть.
- Можно так впасть в отчаяние, что…
- Можно очень сильно. А причём тут вот это?
- Реакцию обозначил.
- Откуда ты знаешь?
- Я подумал.
- А, это честный ответ. То как при этом будет вести твоё тело, не следует из того, что будет испытывать твоя душа. Отчаяние это необязательно вот так вот.
- Но это видно по человеку…
- Не видно.
- Потухший весь, в отчаянии он.
- Не видно.
- Допустим, я ни разу видел в жизни, чтобы человек в отчаянии смеялся и улыбался.
- Откуда ты знаешь?
- Значит, отчаяние было недостаточно сильным.
- Мне плохо, я в отчаянии. Это чувствуется.
- У тебя отчаяние на физическом в трехмерном мире вылилось в такую реакцию, т.е. твоё изображение так себя стало вести. Кто-то смеется от отчаяния, кто-то плачет, кто-то вешается, кто-то прыгает, кто-то просто ходит из угла в угол, кто-то просто сидит. Отчаяние - это внутреннее состояние, а не твоё тело. Признание полной беспомощности и потеря всякой надежды.

00:40:37 - Когда мы теряем всякую надежду, тогда мы обретаем свободу. Мы уже не боимся, что будет, если мы это не сделаем, не прочтем столько кругов или прочтем наоборот, попадем в ад за это или не попадаем. Надо обрести свободу. Не существует никакой, тебе ничего за это не будет. Отчаяние ведет к свободе. Когда мы на что-то ещё надеемся, то мы боимся за результат. Что же будет? Как ты говоришь, меня родители запрут куда-то там. Это не отчаяние. В отчаянии тебе будет неинтересно, что с тобой сделают. Это сладостное отчаяние. Потеря всякой надежды и обретение свободы. И тогда приходит, может прийти, если захочет любовь. Потому что любовь возможна только между свободными. Тогда бхакти, божественная любовь может показаться где-то на горизонте, свет её может. Свобода - это быть в своем естественном состоянии, не скованно, в естественном состоянии. Как это на теле отражается? Мы сейчас же говорим о свободе сознания, а не о том, что ты трясешься, четки держишь или крестишься.

Место обитания сознания. Волнообразная природа мира

00:41:53 - А сознание, оно по природе своей бесконечно?
- Бесконечно, в каком смысле? В физическом?
- Во всем.
- Оно не живёт в физическом мире. Физическими величинами к нему нельзя подходить к сознанию. Сколько весит километр?
- Чего?
- А, вот, километр чего. Когда мы этому километру придаем физические величины - километр меди или километр ваты, это все весит по-разному. Точно так же сознание. Что значит оно… Оно просто не находится в этом мире. Его нельзя категориями этого мира, бесконечность. Сознание не имеет начала во времени. Оно живёт вне времени, потому что в мире сознания нет передвижения иллюзорных форм. А мы знаем, что время существует когда объект из точки А перемещается в точку B. Правильно? Вот тогда мы засекаем время, за какое время пересеклось, пересек этот объект это расстояние. А если этот объект никогда не передвигается, о времени речи быть не может. Ничего не меняется. Понимаете? Точно так же в мире сознания, в этом мире духа, брахмана, там не происходит движение из точки А в точку В. Следовательно, не существует времени. Сознание, оно вне времени. Но когда оно начинает видеть передвигающиеся формы, тогда оно попадает в мир времени и со временем оно начинает отождествлять себя с этими формами. Оно начинает видеть волны.

00:43:39 Говорится, что этот материальный мир, он как бы волнами расходится. Как вот знаете, если мы возьмем веревку, натянем, её тряханем, то пойдет как бы волна. Да? И мы будем думать, что эта волна идет отсюда туда. Но на самом деле, если посмотреть с другой точки зрения, то волна, она никуда не движется. Понимаете? Вот иллюзия создается, что… Вот, как колесо крутишь, в какой-то момент времени кажется, что спицы вперёд двигаются. Если чуть быстрее покрутить, то спицы уже назад пошли. А ничего не произошло. Понимаете? Вот в материальном мире мы на эти волны, на эти объекты смотрим, как будто волны к нам идут. Мы стяжаем, нам кажется, все к нам идет. На самом деле, если посмотреть по-другому, те же самые волны, они не туда идут, а вот сюда идут. Понимаешь? Как вот я сегодня смотрел на Финский залив. Ощущение такое, что волны к нам идут. На самом деле, если вода к нам действительно шла, здесь бы её много было, а она никуда не идет. А ощущение такое как будто волна идет к нам. Так вот, если начать двигаться с определённой скоростью, будет ощущение, что волна от тебя идет. Та же самая волна.

Мир таков, какую позицию мы занимаем по отношению к нему

00:45:09 Мир мы видим так, какую позицию мы к нему занимаем. Если мы занимаем позицию эксплуататора и потребителя, то этот мир кажется нам несправедливым, жестоким - войны, разрушения и т.д. Потому что мы на этот мир смотрим, как на мир, предназначенный для нас. А если мы посмотрим по-другому на эту волну, что эта волна идет к Господу, то мы увидим, что этот мир, он наоборот, гармоничен и красив. Все зависит от того, как мы смотрим на него.
- Вот до того, как узнать о Сознании Кришны, я знаком был с книгами Кастанеды. Там просто есть опять же «техника» слово. Остановка внутреннего диалога, т.е. останавливая внутренний диалог, ты останавливаешь мир, и мир разрушается. Человек останавливает эти волны? Я так понимаю.
- Ну, наверное. Я не знаю, вы спросите у Кастанеды. Я не могу комментировать его.

00:46:17 - Вот, ещё я хотел по поводу ложного эго спросить. Если есть ложное эго, значит, есть и чистое эго, истинное. А на кого идет проявление истинного эго?
- В смысле, проявление? В материальном мире оно никак не проявляется.
- На уровне уловить вообще никак?
- А это и есть мы. Ты же не можешь себя увидеть. Такой парадокс существует, что мы можем видеть всё, кроме себя. Всё, что я наблюдаю - это не я. Тело, которое я наблюдаю, тоже не я. Даже в материальном мире, я могу увидеть кого угодно. Вот если представить, что я есть тело, я могу видеть кого угодно, кроме самого себя. Я никогда не узнаю, как я выгляжу.
- А если в зеркало посмотреть?
- Ну да, правильно. Нам нужно некое зеркало. Чтобы узнать себя, нам нужно зеркало - духовный учитель. А так мы не видим себя. Точно так же истинное эго, «я», мы себя способны увидеть. Мы способны увидеть свои мысли, ощущать мысли, видеть своё тело, но самого себя не можем.

У святых нет ложного эго

00:47:25 - А святые?
- Ложного эго нет у них.
- Они в чистом эго, в чистом виде?
- Да, но мы их видим, как тела.
- Ну да, мы их видим, как тела.
- Мы их неправильно воспринимаем. Мы скафандры видим. Как мы когда едем на машине, нам кто-то впереди сигналит, какая-то машина. Мы же не видим водителя, но мы понимаем, что он нам говорит, что там гаишник или посторонись. Три раза посигналил, два. Мы знаем, что он нам что-то хочет сказать, и мы ему тоже можем сказать. Но друг друга мы не знаем вообще. Понимаете? Точно так же мы друг друга не знаем, мы есть чистое сознание, которое находится вне этого мира. Но мы общаемся друг с другом через тела и начинаем думать, что мы тела, что мы машинки.
- Простому человеку от ложного эго, в общем, не избавиться в этом мире?
- Простому, непростому - никакому не избавиться. Пока есть желание потреблять, эксплуатировать, самое скрытое, хоть вот последняя капелька остается этого желания, то будет инструмент, с помощью которого он должен эксплуатировать: мысль, тело, чувства и т.д.

Инструменты эксплуатации

00:48:37 Как только появляется этот инструмент эксплуатации, мы начинаем отождествлять себя с этим инструментом. И мы уже себя не помним. Этот инструмент эксплуатации и есть моё ложное «я». Но в этом нет ничего нелогичного. Если ты хочешь владеть чем-то, то тебе нужно средство для владения. Если ты хочешь хапать, тебе нужны какие-то экскаваторы, руки, клешни, грабли. Правильно? Это и есть ложное эго. С помощью ложного эго мы пытаемся овладеть этим миром. Святые, они не пытаются овладеть этим миром, поэтому им не нужно средство хапания. Наша беда в том, что когда приходят святые, мы думаем, что они пришли хапнуть, что им слава нужна, чтобы памятник себе воздвигнуть нерукотворный, к нему чтоб не заросла народная тропа. Мы думаем, что святые, они приходят в этот мир, чтобы глаголом жечь сердца людей или, чтобы им часовни ставили, их причисляли к какому-то лику, что наши учителя, они приходят, чтобы их прославляли в этом мире, ради учеников, ради последователей.

00:49:50 Махапрабху говорил: «Мне не нужны ни последователи, ни деньги, ни… Что он ещё там говорил? На джанам на сундарим. Я хочу просто служить. Я хочу быть пылинкой в траве, по которой пробежали гопи». Вот это моё желание. Мы должны быть им благодарны, что они приходят сюда и несут такие идеалы в этот мир, иначе мы бы все, мы бы никогда об этом не узнали, что такое существует. Другое дело, принимаем мы идеалы или нет. Это совсем другое дело. Но то, что мы должны быть благодарны им, это факт. И, может быть, когда-то у нас возникнет желание помогать им, служить.

транскрибирование: Илья Костюченко | Запорожье | Украина | 28 March 2011