Материи без идеи не существует
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Идея и форма
00:00:00 Идеи существуют, а то, как эти идеи воплощаются — это уже отражение идей. Они могут быть, а могут и не быть.
— А идея, это не материя, это идея?
— Да, идея, она в сознании существует.
— Материи не существует вообще?
— Материи не существует.
— Или это некая форма идеи?
— Ну, идея, она материализуется. Что вы имеете в виду под материей? Какие-то предметы?
— Ну, да.
— На субатомном уровне этих предметов не существует. Если вы возьмете микроскоп, вы этого стола не увидите.
— Почему? Там есть кристаллическая решетка.
— А глубже? Уже нет кристаллической решетки.
— Ну, тем не менее, она есть, но глубже…
— Тем не менее, где она есть?
— Есть атомы определённые, они связаны кристаллической решеткой.
— Ну, там вы уже не отличите атом воздуха от атома стола. К примеру, вы видите, какой-то атом, но как бы… Все равно атом, в принципе, невозможно увидеть, потому что это не физическая величина, а это математическая. Допустим, вы увидели в микроскоп атом, вы его не отделите, атом воздуха от… Границы нет.
Материя и сознание
00:01:08 Формы появляются там, где, как вы говорите, атомы. Их становится, они где-то плотнее, а где-то пожиже. А на самом деле, материя — это единая, как в ведической космологии, это слово называется «прадхана», т.е. предматерия. До того, как материя сбилась в формы, она была однородна. Такая была абсолютная энтропия.
— Но, тем не менее, она сбилась в формы.
— Где она сбилась в формы? Это вопрос вопросов. Вот, здесь она сбилась в формы. Как только появляется сознание. Представим, допустим, что сознание в какой-то момент времени появилось. К примеру, хотя это как бы противоречит здравому смыслу, но представим, что раз — она и появилась. Как только сознание появилось, то вот эта энтропийная, однородная масса, она стала приобретать формы, образы.
— Все это функция сознания? Мир создает сознание?
— Это не относится к религии какой-то. Это исключительно научное понимание мира. Непредвзятое понимание мира.
00:02:16 Формы существуют только в сознании. Поэтому с этой точки зрения теория Дарвина, дарвинистская теория, что сознание появилось из материи, она антинаучна. Потому что материя, она существует в сознании. Она не могла существовать до сознания.
— Кроме сознания есть? Вне сознания нет ничего?
— Нет форм.
— А вот за этой формой, в частности, если брать опять же этот стол, любой другой формы, за ним что-то стоит?
— Сознание.
— Или это только функция сознания и ничего больше?
— Да, конечно. Стол — это идея.
— Если говоря научным языком, объективно его нет, он чисто субъективен.
— Вне сознания его не существует, конечно. Но тут нужно сразу оговориться, что не каждое сознание одинаково.
Сознание индивидуальное (душа) и абсолютное (Бог)
00:03:12 Нужно разделять сознание наше с вами, т.е. сознание индивидуальное и есть сознание абсолютное. Это на религиозном языке, языке фанатиков это называется «Бог». Вот в сознании Бога существует все. Вот всё, что выпадает за границы его сознания, этого даже и нет. И те формы, которые существуют в его сознании, те формы, которые существуют в абсолютном сознании, они абсолютны и они есть идеи. Здесь они отражаются, как вот эти вот материальные.
— Некая связующая… Просто как его узнать?
— Есть одна книжка известная, называется «Бхагавад-Гита» и там Кришна говорит, что «Я своим сознанием пронизывают все формы, как нитки пронизывает жемчужины. Миры держатся на моем сознании, как бусинки на нитки в ожерелье». Вот так он говорит. Действительно он пронизывает своим сознанием, это ещё называется сверхдуша или параматма, она присутствует везде. Его сознание везде пронизывает, поэтому формы эти и есть.
00:04:27 — Это сознание некое абсолютное создало все формы, а мы своими признаками наделяем и видим по-разному.
— Да, в его сознании есть такая идея, как стол. В его мире существует некий, к примеру, стол. Давайте представим. Стол, который мы… Вот этот стол, ещё какие-то столы — это лишь отражение той идеи. Там существует абсолютный стол. Скажем, стол, который, чтобы ты на него ни поставил, он не провалится. А вот этот стол — это как бы его зыбкое отражение. Если мы на него поставим трактор, то стола не будет. А там идея, она как бы такая не идея, а гранит. Она такая прочная. На нее что ни ставь, стол будет… Трактор скорее разрушится, чем… Примерно так. Его мир, т.е. мир Абсолюта, он тоже состоит из идей, но из его идей. В его мире существуют все идеи, которые существуют у нас, но у нас они жалкие отображения его идей. В его мире есть идеи любви, дружбы, верности, красоты, порядочности. Идея мать, отец, друг, брат и т.д.
00:05:47 Но в нашем мире вот эти абсолютные идеи, они трансформируются. Если я, например, говорю «мать», то каждый из вас, каждый думает уже о своей матери. Это уже относительная мать. Правильно? Это уже будет твоя мать у каждого. Или «отец», или «любовь», или «красота». Я скажу: «Представьте себе красоту» и каждый уже представляет свою красоту: кто-то сало представляет, кто-то представляет косяк набитый, кто-то женщину, кто-то мужчину. У каждого понятия красоты… Но там есть Абсолютная Красота и эта красота, она и есть сам Бог, Бог он и есть Красота. Абсолютная идея Красоты, она предвечная, а все остальное уже есть отражение этой идеи.
Природа объективного мира с точки зрения физики
00:06:38 Что касается этого объективного мира из физики мы знаем, что протяженность вещей ровно такая, как её наблюдает наблюдатель. Физические размеры вещей, протяженность, точнее, исключительно зависит от скорости наблюдателя. Вещи не существуют без наблюдателя. Так говорит физика. Размер вещи существует только в сознании наблюдателя, т.е. в сознании движущегося: или вещь относительно него бежит или он бежит относительно этой вещи, что в общем, одно и то же. Скажем, вот у этого стола нет размеров. Размеры только такие, как их воспринимает перемещающийся наблюдатель или не перемещающийся. Нельзя сказать, что если наблюдатель не движется относительно стола, то у этого стола настоящие размеры, а вот если наблюдатель перемещается, то это уже какие-то… Нет-нет. У него именно такие размеры, как его воспринимаем каждый наблюдатель. О чем это говорит? Вещи только такие, как их наблюдают. Но физика, она говорит только о протяженности вещей, но если мы копнем дальше, то мы не просто о протяженности, а вообще свойства вещей только такие… Вещь только такая, как она кажется. А вне кажущести, её вообще нет.
Почему сознание наблюдает формы?
00:08:06 — У каждого свои есть проблемы. Про одного рыжего, который как бы рыжему говорил [не слышно], потому что он был лысый. Глаз у него тоже не было. Короче ничего не было, поэтому говорить тут не о чем.
— В общем, да. Теперь, почему мы наблюдаем эти образы? Откуда они берутся? Здесь уже опять мы вынуждены углубиться в религию, идея первородного греха. Грех хапания, стяжательства заставляет нас видеть вещи такие, какими мы их видим. Нас можно сравнить с актерами, которые играют в какие-то… Актеры, они образы на себя, входят в образ. Актер, он входит в образ. Но когда он снимает с себя образ, когда он возвращается домой, он там живёт настоящей жизнью. Там, у него дома с близкими он уже не играет. У него настоящая жизнь. Ровно столько времени, сколько он проводит на сцене, вживается в некие образы, вот столько времени он отнимает от своей подлинной жизни. Он играет эти образы. И со временем он так привыкает к сцене, он уже думает, что он живёт на сцене, а дом для него неестественно.
00:09:21 Я просто смотрел один документальный фильм про женщину, советская актриса одна. У нее на войне, не помню имя. Известная актриса. На войне мужа убили, сына убили. В общем, она уже домой перестала приходить, она в театре жила. Для нее дом — это уже была игра. Она входила в эти образы. Она уже забыла, что есть квартира где-то двухкомнатная. Вот мы примерно так же. Поначалу мы как бы из своего изначального положения, сознание, не обремененное образами. Мы раз, приняли образ. Но мы где-то ещё помнили, что где-то там есть подлинное что-то, где-то подлинная жизнь есть. Потом ещё образ один. А эти образы, это что такое? Это вот, образ человека, образ обезьяны, образ кузнечика, мухи, жука. И когда эта череда образов стала сменяться, мы уже забыли, что есть родной дом. Все. Мы живем только образами. Нам окружают какие-то декорации. Мы играем здесь роли какие-то: мужа, президента, наполеона, прокурора, собаки, собакоеда, слона.
00:10:34 Как Кришна в Гите говорит, что тот, кто освободился из пут иллюзии, он одинаково смотрим на слона, собаку, собакоеда, брахмана и корову. Потому что он понимает, что за всем стоит сознание. Режиссер и тот, кто знает, что творится на сцене, он понимает, что, несмотря на все эти образы, одни ковбойцы, другие индеи. Понимаете? За всеми этими образами есть актеры, которых он лично знает, а это лишь внешние маски. Но ковбойцы и индеи, они, когда если они в роль вживутся, они начинают резать друг друга. Тот, кто освободился, кто видит за маской сознание, но смотрит одинаково и на ковбоя и на индея, потому что когда спектакль закончится, все пойдут в буфет и будут вместе пить пиво и заедать воблой. Он видит сквозь. Вот так же мудрец, он видит сквозь. Несмотря на эти формы, он понимает, что это маски, а там находится сознание.
Видение мудрецов
00:11:38 — И он находится дома, этот мудрец?
— Не каждый. Но сам факт того, что он видит за маской сознание, это уже мудрец. Находится дома. Дом, он имеет много ярусов. В принципе, можно сказать, что он дома находится. Но там есть разные палаты, есть разные сферы. И в высшей сфере, там он снова играет. Там он снова находится в иллюзии, но это иллюзия любви. Ему не кажется, что он в любви находится, а ему кажется, что он в не в любви находится. Вы как бы очень тонкие материи, но в принципе, если мудрец, он видит сквозь маски, он видит сознание, то он… Кришна в Гите говорит: «Тот, кто видит сквозь иллюзию, сквозь маску, тот, кто уже в этом мире ничего не делает. Даже, если он совершает, кажется, что он совершает какие-то действия, он бездеятелен. Бездеятелен в том смысле, что он…
— Не приобретает кармы.
— Да, если умно говорить «не приобретает кармы», а в простонародье это говорится, что он не связан результатами действия. Он не действует фактически, потому что он видит, что материя по сути, это просто-напросто варианты состояния сознания.
Три состояния сознания
00:12:54 Есть три состояния сознания: это невежество, эта страсть и это добродетель, благость. Вот, когда они смешиваются, то возникают формы. Всё, что мы видим это три варианта смешения состояния сознания. Когда сознание притуплено, оно воспринимает одни формы. Когда оно немножечко подвижно, оно другие формы. Когда оно созерцательно, оно третьи формы воспринимает.
— Он выходит за пределы вообще всех этих?
— Да, это называется ниргуна, т.е. он находится «за». Ниргуна означает, что его сознание не окрашено страстью, невежеством и благостью.
— Но он переживает вот эти?
— Что?
— Ну, он же это проживает?
— Проживает, да. Опыт остается у него. Он это проживает.
— И это реально?
— А всё, что мы проживаем реально. Мы же действительно испытываем. Правда, объекты не те. Мы испытываем, скажем, реальную ненависть к нереальному объекту. Мы ненавидим, например, если тебя кто-то скажем ударил в лицо, то ты… Представь себе идиота, который будет ненавидеть кулак и подаст в суд, позовет в полицию и скажет: «Полиция, меня ударил кулак. Посадите кулак в тюрьму». У него чувство негодования настоящее, но ударил его не кулак. Его ударил владелец кулака.
00:14:29 Тот, кто находится за границами этих трех состояний материй, трех состояний иллюзий, он видит за всеми событиями, которые с ним происходят и за явлениями, которые с ним происходит, подлинное. Он видит суть. «И он, — Кришна говорит в Гите, — он не печалится, когда теряет и не радуется, когда приобретает». Не нужно грустить, когда ты теряешь, потому что ты и так это потеряешь.
— А как сместиться тогда вот в эти формы? Имею в виду, под добродетельные.
— Вообще, это называется на санскрите «саттва». Но в русском языке «добродетель» мы это переводим или «благость», некая созерцательность.
— Добродетель подразумевает некую цель или осознанность.
— Нет, добродетель ни как синоним достоинства. Он добродетельный человек, т.е. у него много добродетелей.
— Можно так сказать, что добродетель — это деяние…
— Нет, нельзя. К деянию вообще не имеет отношение. Давайте тогда говорить это «саттва», если вам это будет яснее.
Признаки состояний сознания
00:15:36 — Это некое состояние сознания, оно созерцательное.
— Невежество, это понятно. [Не слышно]. Их можно легко принадлежать к действиям, а вот получается добродетель…
— Есть признаки невежества, признаки страсти и признаки добродетели. Вот признаки невежества это лживость, это притупленность, это угрюмость, инертность. Там, где амплитуда движения очень маленькая масса увеличивается. А что такое масса? Масса — это мера инертности. Когда инертности много, человек такой грузный. Но не физически он грузный, а вот он… Потом в невежестве человек выдумывает собственные религии. Скажем, он верит в какие-то религии. Имеется в виду, он может верить в какие-то потусторонние силы, верить в приметы, в черную кошку или ещё что-нибудь такое. Это признак невежества.
00:16:34 Страстный человек, он верит в писания, условно говоря, в авторитетные писания, но для того, чтобы что-то от этого поиметь. Он верит для того, чтобы добиться лучшей доли. Он находится постоянно в движении. Страстные люди, они постоянно двигаются. А созерцательный человек, он понимает, какой смысл двигаться вокруг предметов. Какая разница я нахожусь, предметы вокруг меня двигаются или я двигаюсь вокруг предметов? Разницы никакой. С точки зрения относительности без разницы вы перемещаетесь вокруг стола или стол перемещается относительно вас. Все то же самое. Вот созерцательный человек, он как бы внешне, он не двигается или благостный человек внешне не двигается, но при этом его сознание, оно разбужено. Он видит суть предметов. Но тот, кто видит за грань. Это тоже иллюзия, вот эта созерцательность — это тоже иллюзия.
За гранью трех состояний сознания (ниргуна)
00:17:36 Тот, кто выходит за грань, он может выполнять любые действия. Он может и бегать, он может и спать, он может и созерцать. Он находится вне иллюзии: и добродетели, и страсти и невежества. Это называется «ниргуна». Он не от мира сего, он по ту сторону.
— Но его же всё равно может коснуться, так сказать, любовь, грубо говоря. В принципе, потому что любовь приходит не к нему, т.е. не от него зависит.
— Да, да может.
— И получается смысл вообще ничего, как бы смысла жизни, смысла в каких-то деяниях…
— Это да. Это плод гьяна-йоги. Тот, кто идет путем гьяни, он просто садится спокойно и начинает думать. Так, какой смысл действовать, если в конце смерть? И он как бы уходит в лес, он удаляется. Он живёт аскезами, духовным подвижничеством. Старец, он становится и т.д. Это гьяна такая.
Три пути выходи из иллюзии
00:18:34 Есть три пути, как выйти за грань вот этой иллюзии. Как понять, что этот мир существует только в моем сознании? Он только такой, как я его хочу видеть, по сути. Есть три пути. Первый путь — это карма, карма-йога. Ты действуешь, но ты понимаешь, что результаты твоих действий, они тебе не принадлежат и поскольку единственное, что тебя связывает с этим миром, это результаты твоих действий, т.е. твоя похоть, твоя алчность и стяжательство. Поскольку ты себя отвязываешь от результатов своих действий, ты не вожделеешь на плоды своего труда, то ты постепенно отдаляешься от этого мира, потому что тебя уже ничего не связывает. Это путь кармы.
00:19:21 Есть путь гьяны. Это когда ты начинаешь отделять материю от себя. Начинаешь внешний мир отделять от себя. Ты понимаешь. Ты садишься, думаешь: «Так, я вижу образы. Если я проникну в эти образы, это всего на всего, куча атомов. Атомы — это куча протонов, электронов». Если я начинаю углубляться в материю, я понимаю, что там по сути, ничего нет. Там просто какие-то вибрации. Когда эти вибрации скомпоновываются, они образуют образы, а так их как бы… Это гьяна. И дальше ты, отделив все-все, ты понимаешь, что я есть. Ты также от этого мира отдаляешься.
00:20:06 И третий путь — это путь самосозерцания. Это когда ты не мир от себя отделяешь, а себя от этого мира. Ты уже не смотришь на материю. Ты говоришь: «Так, все. Я ухожу в себя». И ты сидишь сорок тысяч лет, смотришь в точку между глаз. Своих глаз, не чужих. И постепенно мир этот рушится, формы разрушаются. И Кришна говорит, что «тот, кто вырвался из круговорота этого, он обратно не возвращается», потому что некуда больше возвращаться. Этих форм больше нет. Куда возвращаться, когда ты в какой-то момент понимаешь, что эти формы, они иллюзорны. Ты их сам создаешь в своей голове. Актер, он сам творит себе этот мир, эти образы.
— Тогда он практически больше не возвращается.
— А некуда. А куда возвращаться, если форм нет?
Какова природа наблюдаемых образов?
00:20:27 Дальше Кришна говорит, что «если тебе повезет, то ты соприкоснешься с такой вещью, как бхакти». Ты не просто разрушишь образы, а ты войдешь в мир новых образов, где царит любовь, где ты живешь не чтобы потреблять и хапать, а живешь, чтобы отдавать. Как я говорил, мы наблюдаем образы. Какова природа этих образов? Почему мы наблюдаем именно эти образы, а не другие образы? И вообще, что мы наблюдаем? Из всего разнообразия, что именно мы видим, как индивидуальные частицы сознания, что мы видим? Наши учителя говорят, что мы видим только то, что мы можем употребить для своей выгоды. Почему мы видим те или иные образы? Когда мы говорим, что мы принимаем образы, принимаем роль и находимся, создаем вокруг себя некий мир образов. Так вот, что это за образы? Это только те образы, которые мы можем употребить для своего удовольствия. Другого мы не видим. Мы видим только то, что мы можем употребить для себя или то, что мы ненавидим, т.е. другого мы просто не замечаем. Почему? Потому что видит не глаз, а видит сознание.
Три пласта бытия
00:22:13 Как вы спросили, что дальше? И вот когда, Господь говорит: «Когда я оказываю милость этой душе, — та душа, которая вышла из иллюзии, — когда я ей оказываю милость, она как бы не просто оторвалась от образов, а она понимает, что есть, оказывается, другие образы». Но там ты видишь образы любви. Ты видишь только то, чему ты можешь служить, а то, что ты можешь употребить для себя, ты это просто не замечаешь. Ты находишься уже в другом мире. Этот мир кришнаиты называют духовным миром. Духовный мир — это мир, где ты служишь, а не где тебе служат, а материальный мир — это, где тебе служат или где ты хочешь, чтобы тебе служили.
00:22:54 — Есть какой-то мир ещё и за гранью этих двух: духовного и материального? Духовный — это то же одна из иллюзий?
— За гранью этого мира есть небытие. Мир, когда ты освобождается от всяких образов, ты находишься просто в пространстве. Например, пространство, оно не имеет физических свойств. С точки зрения пространства нет разницы между Россией, Америкой, Луной, какими-то галактиками. Пространство везде одинаково, но мы это пространство наделяем свойствами, мы как бы его населяем, поэтому это называется «вселенная». Мы населяем пустое как бы. Оно не то, что пустое, оно беспредметное. Мы его населяем образами, придаем координаты. С точки зрения чистого пространства каждая точка, она одинаковая. Но мы говорим, что Москва — это одно, Нижний Новгород — другое, Нью-Йорк — третье. Почему? Потому что мы эти точки, одинаковые абсолютно точки пространства, наделяем функциями координат. Мы говорим: «Москва на такой широте, а Нью-Йорк на другой широте или долготе». Да? Хотя с точки зрения пространства все одинаково.
00:24:14 По какому принципу мы наделяем вот это беспредметное пространство предметами? Мы в него вселяем только те предметы, которые мы можем употребить для своего удовольствия. И так мы наполняем вот это беспредметное пространство своими предметами. Если убрать все предметы, останется чистое пространство. Ты будешь, как вот в физике: если убрать все предметы вообще и оставить чистый космос, то ты не будешь знать, движешься ты или стоишь. Ты даже не сможешь знать, потому что ты не будешь видеть других предметов. Так неудобно, поэтому мы наделяем это пространство беспредметное своими идеями и начинаем вокруг них двигаться. Но в том мире, не в беспредметном пространстве, а тоже в предметном пространстве по образу и подобию которого сделан наш мир, там это пустое пространство, оно напредмечивается предметами любви, т.е. то, кому мы можем служить. Мы населяем его другими предметами. Или как наш духовный учитель, он говорил, что существует три пласта бытия. Первый — это мир эксплуатации, мир, в котором мы живем. Второе — это мир равнодушия и бездействия, это называется «брахман», чистый разум, сознание. Все, нет предметов, вообще никаких нет. И есть более высокий мир, это мир служения. Там тоже есть предметы, но они иного характера.
00:25:47 — Допустим, есть мир души, где находится Кришна. Зачем тогда было Кришне создавать этот мир?
— А он не создавал, мы его создали.
— А мы, это кто?
— Частицы сознания.
— Он же допустил эту возможность.
— Можно его обвинить в том, что он создал этот мир.
— Не обвинить.
— Ну, приписать ему. А… спросить? Это все равно, что преступнику, он будет своего отца обвинять в том, что он совершил преступление. Отец виноват в том, что он его породил.
— Не виноват.
— Не виноват, а причина того, что я попал в тюрьму. Причина того, что я попал тюрьму, это потому что меня отец родил.
— Нет. Или плохо воспитал, создал условия.
— Плохо воспитал, это уже другое, а вот то, что он меня родил. Вот, если бы меня не родили, то я бы в тюрьме не оказался. Правильно? В общем, так.
00:26:44 — Скажите, а в этой [не слышно]. Мы можем как бы служить любви?
— Можем. Нет, бескорыстно не можем. Мы можем, например, тушенку по лингвизу отправлять… А? Собачью… Неважно. Тушенку по лингвизу отправлять в сражающуюся с гитлеровцами Россию. Рубить, значит, деревья каучуковые, из них делать покрышки для студобейкеров и отправлять сражающемуся советскому народу. Конечно, здесь мы бескорыстно служим кому-то как бы за счет других. Мы не себя в тушенку приносим, а мы другого убьем, чтобы послать тушенку. Это бескорыстно, в общем.
— Себя в тушенку. Гринпис китов спасает.
— Кто, кто?
— Гринпис, знаете организацию?
— Знаю, да.
— Они китов спасают.
— Они только для китов делают? Идея у них, идея у них какая? Если киты вымрут, то мы не сможем миром больше любоваться. Мир обеднеет, мы уже не сможем радоваться этому миру, как раньше. Мы не сможем радоваться или наши дети не смогут радоваться. Надо понимать, что эгоизм разный бывает: есть омерзительный эгоизм — только для себя, а есть благородный эгоизм — только для своей семьи, есть более благородный эгоизм — только для своей страны, только для человечества.
00:28:21 — Как вот, только для человечества. Гринпис, что в этом?
— Ничего плохого в этом нет.
— Кому мы кроме своих-то можем [не слышно]?
— Никого. Поэтому я и говорю, что здесь служение, оно ущербное, не абсолютное. Здесь любовь с привкусом чужой крови.
— Вы говорили, что если произойдет, а если не произойдет? Получается, что человек, как бы он вышел, а повезет ему или не повезет.
— Да, по-русски, это называется милость.
— Нет, ну хорошо. А если не повезет?
— Все, нет милости, значит. На самом деле, это вопрос вопросов. Как ни старайся, если она не захочет, ты её не сможешь взять. А потом, зачем она нужна? Вот скажи мне.
— Чтобы избавиться, в конце концов, от эгоизма.
— А-а, зачем? Вот я, например, хотя я и говорю, я не вижу ничего плохого в эгоизме.
— Эгоизм… Это порок человеческий.
— Ну и что?
— В конце концов, мы не можем вернуться к Богу с пороками.
— Ну и не сможем.
— А смысл-то жизни в чем? Я слышал, что к Богу обратно.
— Я тоже слышал такое.
00:29:32 — На самом деле, смысл-то ни к Богу вернуться. А что там?
— Частички Абсолюта.
— Раз, попал и частички летают? Откинулся, так хорошо. Да? Тогда можно более простыми средствами — закинулся, лег и хорошо. Куб загнал и нормально, частички кругом. Почему мы говорим, что надо к Богу? Я на самом деле не разделяю такого мнения, несмотря на то, что я в розовой юбке хожу. Смысл, чтобы найти счастье. Вы счастливы?
— Только стараюсь.
—Вот наше естественное состояние стараться быть счастливыми. Это верно. А быть счастливыми — это предмет наших чаяний. Мы ищем счастье. Ни к Богу вернуться или псалмы ему вечно петь, он там на троне сидит, светится, а мы ему псалмы поем, а быть счастливыми.
00:30:32 — Насколько вы [не слышно]?
— Я не знаю, я… Каждый должен определить, что для него счастье. Если счастье можно найти через служение Богу, то это замечательно. Любыми средствами надо найти счастье. Главное не врать себе, когда ты споткнулся и понял, что то, что ты искал это не счастье — выкинуть его и искать по-другому. Новая попытка, заход. Счастье, мы говорим, что счастье — это сам Бог, Он счастье. Сам Господь, но Господь не всесильный, а Господь абсолютно красивый. Вот это счастье. Мы возвращаемся, что же мы ищем. Мы не Бога ищем, а мы ищем счастье, но счастье это и есть Бог. Он есть счастье собственной персоной. Стараться соприкоснуться с Ним заложено в нас, даже если мы убегаем от Него или говорим, что Бога нет, мы всё равно этим самым действием хотим быть счастливыми, т.е. мы всё равно к Нему возвращаемся вольно-невольно.
00:31:43 — Не получится не прилагать [не слышно], потому что однажды вы захотите есть, однажды вы захотите приодеться, например.
— В общем, да. Человек прав. Кришна говорит, что «обусловленное сознание — сознание, попавшее в иллюзию — вынуждено совершать действие. И он говорит, что сознание, оно, поскольку попало в иллюзию, у него всё равно будет иллюзия действия. Все равно он будет действия совершать так или иначе. Поэтому, если уж мы вынуждены совершать какие-то действия, чтобы хоть поддерживать себя, то лучше совершать эти действия ради Него, таким образом, мы будем иметь с Ним связь, хоть умозрительную, но будем иметь с Ним связь. Кришна говорит, что «такой души Я оказываю милость. Я эту связь делаю подлинной со временем». Еще в Гите говорится, что «честнее совершать действия, имея желания, чем не совершать действия и иметь желания». Отказаться от деятельности, но при этом сохранять вожделение к внешним объектам — это нечестно, это неестественно.
Путь карма-йоги — деятельности без желания обладать результатами
00:33:00 Если мы делаем что-то неестественное для себя, т.е. у нас есть желание, а мы отказываемся от действий, то мы загоняем себя ещё в большую иллюзию. Поэтому Кришна говорит: «Если ты стал на этот путь, то нужно не от действий отказываться, а отказываться от желаний получить плоды этих действий». В общем, в корне это одно и то же — не делать ничего и не вожделеть к плодам своего труда. Это одно и то же. Потому что ты и в том и в другом случае не получаешь результаты: что ты действуешь, но не хочешь этих плодов, ты этих плодов и не получаешь; что ты не действуешь, ты эти плоды не получишь. Но во втором случае ты хочешь действовать, но не действуешь, а подлинный йог, он не хочет плодов, но действует. Поэтому Арджуна, он Кришне говорит: «Может быть, мне просто удалиться, сесть в лесу и ничего не делать?». Кришна ему говорит: «Ты по природе воин, ты всё равно будешь сражаться. Ты не сможешь жить вдали от объектов своего вожделения. Поскольку ты воин, ты начнешь с кем-то драться. В лесу кого-то начнешь убивать. Если ты сейчас не будешь за царство своё бороться, то ты в лесу будешь бороться за деревья, за муравейники, будешь спреем комаров убивать. Ты сейчас не этих убьешь, ты будешь комаров убивать. Все равно ты будешь это делать».
00:34:27 — Вариант, можно засесть и ждать милости.
— Природу твою нельзя переделать, но можно убить желания. Можно просто по природе это сделать, но так сказать, неизвестно для чего.
— Не привязываться к результатам. Если ты не будешь привязываться к результатам, то ты, в конце концов, поймешь, что ты не есть часть этого мира. Оказывается, природа, она сама по себе работает, а ты только наблюдатель. Но понять это можно только, если не привязываться к результатам. Если ты будешь, если ты привязываешься к результатам, то ты участвуешь в этой ярмарке тщеславия, вот в этой возне за лучшее место под солнцем.
Как часто сознание воплощается в человеческой форме?
00:35:10 — А кто такой Шри Гуру?
— Шри Гуру — это учитель.
— В человеческой форме воплощение [не слышно]. Общались как-то. Она очень редко дается, да?
— Как редко, это дается каждый двадцать первый раз.
— Каждое двадцать первое воплощение. Там и полубоги нам завидуют, и все-все.
— Я уж не знаю, сколько они нам завидуют, но то, что мы им завидуем — это точно. Это, как когда мы жили все в Советском Союзе, мы все думали, что у нас самое крутое, а эти… Нам показывали по программе «Время», что они только и заняты тем, что голодают и на демонстрации ходят, и все у них там плохо. Мы тоже думаем, что полубоги, они такие, нам завидуют. В общем и целом, получить тело небожителя или человеческое тело — это довольно редкое приобретение, но не настолько редкое, нужно честно сказать. Потому что существует 8 400 000 форм жизни и 400 000 из них человеческие. Из 8 000 000 — 400 000, это человеческие и формы небожителей.
00:36:28 — А человеческие не на земле?
— На земле. Надо только правильно понимать, что такое земля. Вот животные, они не на земле находятся. Животных, которых мы наблюдаем, они не на земле.
— А где они?
— Мы их просто на своем плане сознания человеческом воспринимаем таким образом, как насекомые, деревья. Они себя такими не воспринимают. Они не знают, что они комары. У них свой мир, свои отношения. Мы своими чувствами, этих живых существ, эти частицы сознания, воспринимаем, как мух, комаров, деревьев, слонов. Они себя не так воспринимают, у них мир другой. Они находятся в аду фактически, в адских условиях существования. А мы находимся где-то посредине, бултыхаемся. У них кошмары пострашнее нашего.
00:37:16 — Это наказание или это просто?
— Это награда…
— Результат действия… Это такая форма иллюзии.
— Как бы, да… Первоначально, для души, первоначально, откуда она?
— Первоначально у нее нет тела, она эмбрион. Эмбрион сознания, она не имеет…
— Потом этот эмбрион под действием чего-то, под действием своих каких-то внутренних сил, он может произвести то или иное тело.
— Под действием вожделения, он приобретает некую форму, в которой можно это вожделение удовлетворить. Вожделение глобальное, не чисто физическое.
— Ну, это вожделение ему же дали, кто-то дал. Получается, его кто-то создал, с этим самым вожделением.
— Не с вожделением, а его создали со свободой воли, его создали с чувством и его создали с самосозерцанием. Его создали думающим, волеизъявляющим и чувствующим.
Обладает ли сознание свободой?
00:38:16 — И вот он упирается, так сказать, вот это…
— Потому что есть свобода, в результате свободы. В квантовом мире, в квантовой механике законов нет, там есть закон вероятности. В одинаковых условиях частицы ведут себя по-разному, и нет строгой закономерности, есть только вероятности законы.
— А если есть вероятностные законы, то нет сознания, т.е. нет выбора права.
— Почему? Свобода и подразумевает. Всем дана свобода. Один выбирает такую дорожку, другой — другую.
— Если у них все одинаковое и нет внешних воздействий разных, то почему [не слышно].
— Когда вот всех построили и сказали: «Вольно!». Это не значит, что каждый занял одинаковое положение. Всем одинаково, всем вольно, но один сел, другой закурил.
— Да, но люди изначально разные. Получается, эмбрионы…
— Люди, это уже тридесятое…
—Все [не слышно], они изначально разные, генетически разные. То, что говорят в материальном мире. Поэтому они по-разному стоят.
— Почему? Если вы близнецам скажите: «Вольно!», они станут по-разному. Это свобода. Это означает свобода. Мы выбираем либо мир служения, либо мир эксплуатации. Свобода…
00:39:34 — Квант сознания или душа, ещё это называется, подчиняется опять-таки, если хотите, законам вероятности. Куда он полетит…
— Свободы, значит, осознанной… Мы можем сказать, потому-то я выбираю или я это выбрал.
— А-а, нет. Это уже будет неосознанно. Когда он накопил информацию, и он думает: «Вот туда пойду — будет плохо, вот туда пойду — будет хорошо». Это уже свободы нет. Свобода, это когда он делает то, что он считает нужным. Первый шаг, он свободен и дальше начинается уже порабощение, обусловленность. Потому что если бы ему сразу говорили: «Вот здесь будет тебе хорошо, вот здесь плохо», то его лишали бы свободы. Какой же дурак согласится, что б было плохо? Правильно? Все бы пошли в мир служения. Свободы никакой нет в этом случае.
— Тогда получается, что свобода есть невежество?
— Ну, хорошо, как Николай Кузанский говорил «святое невежество».
— Что вправо, влево… абсолютно одинаково.
— Для него да, он выбирает любую свободу.
— Он не выбирает, он просто идет, потому что выбор опять… Они одинаковые, то действительно выбор — чистая случайность.
— Да, вероятность.
Гаудия-матх предоставляет уют для самых падших
00:40:45 — У вас другая сампрадайя, чем ИССКОН?
— Да и что? У всех должна быть одинаковая?
— [Не слышно] они храм в Москве построить.
— Правда?
— Вы поддерживаете, нет?
— Нет. Мы рай на земле не строим, мы храм в душе строим. У нас берут как бы…
— Которых выгнали…
— На самом деле здесь не очень смешно, поэтому… В нашей сампрадайе, как вы говорите, принимают падших самых, самых грешников, кто не способен выдержать стандарты чистоты. Поэтому наши учителя приходят к самым грязным. Они оказывают им милость. А те, кто чувствует в себе силы, кто способен, тех берут более квалифицированные учителя. А нас берут самые милостивые.
— Тоже бхакти-йога, преданное служение.
— Не знаю. Я могу сказать, что наш учитель, он принимает самых падших.
00:41:42 — А что такое «падшие»?
— Тех, кого другие не принимают. Там, где задают планки некие. Чтобы начать учиться, нужно сдать экзамен. Те, кто не проходит эти экзамены, они идут к нашему духовному учителю и просят милости, они говорят: «У нас нет ни навыков, ни умения, ни денег, чтобы поступить. Мы экзамены даже сдать не сможем, поэтому можно мы просто…» Он говорит: «Да, ладно, конечно». Более того, те, кто имеют способности, он их и не берет, он говорит: «Ребята, если у вас способности, идите там, где вас со способностями примут».
— А способность в чем заключается путем проб и ошибок?
— Способность заключается в умении следовать. Как вот говорит человек, что принципы не соблюдает. Вот, кто умеет, находит в себе силы соблюдать принципы, тот уже идет, так сказать, по твоим способностям. В нашей линии учат по милости, а не по способности.
00:42:40 — Я слышал, храм тоже есть, да?
— Ну, так сложилось, да. На самом деле, я вот всех присутствующих приглашаю, храм здесь недалеко. Просто руководство нашей миссии по каким-то причинам считает, что лучше здесь собираться, а не в храме. Вот, я лично считаю, что всех приглашаю, у нас храм есть.
— Не слышно
— Да.
— Киртаны есть?
— Да, все как у людей. И каждый день киртаны.
— И утренняя служба есть?
— Утренняя, да. Но поскольку у нас, в силу нашей неспособности, на время проведения киртана, это откладывает отпечаток, у нас в семь начинается. Да? В семь, не в четыре. Когда способные заканчивают, мы только просыпаемся.
— Прасад предлагаете?
— Прасад?
— Да.
— Мы прасад не предлагаем, мы молим о том, чтобы его нам дали. Свой прасад мы никому не предлагаем.
00:43:42 — А Джаганнатх какое-то отношение имеет?
— Имеет, да.
— Джаганнатх Господь или ресторан?
— Ресторан.
— Имеет, да. Это орган миссии. Вот, как газета «Правда» — это орган коммунистической партии Советского Союза. Джаганнатх — это орган нашей милости.
— А слово «джаганнатх», что означает?
— Хозяин мироздания.
— Как бы одно из имен Бога считается?
— Да, если по отчеству его называть. Как бы почтительно он Джаганнатх, только почтительное отношение к нему — это Шри Джаганнатх или Пурушоттома — тот, кто над всем. А сам храм недалеко здесь, на Кисельном переулке. Можно приходить каждый вечер. Там у нас беседы, лекции каждый день. В шесть начинается служба, в семь мы уже начинаем говорить. Кто выдержал службу…
Принципы бхакти: терпение и смирение, уважение к другим и не ожидания уважения к себе
00:44:37 — Могли бы вы сказать, какие принципы вы не соблюдаете? Требуют соблюдать более или менее…
— Есть четыре основных принципа. Мы стараемся их соблюдать, но лично у меня не получается ни один из них. Это смирение, терпение, уважение к другим и не ожидание уважения к себе.
— Терпение, это просто восприятие мира…
— Нет, это ожидание.
— Без ожидания?
— Нет, ожидание, наоборот.
— Ожидание чего-то?
— Ожидание милости.
— Тогда, что такое смирение?
— Смирение, это… тот, кто может тебе дать милость, вот готовность принять от него все, как бы служить ему. Тот, кто держит в своих руках эту милость самую и может тебе её дать, вот ему служить. Тогда он тебе может эту милость дать. А эта милость заключается в том, что он тебе разрешит служить. Он тебе позволит быть рабом Божьим. Это и есть предназначение души.
00:45:40 — Смирение можно и в [не слышно].
— Можно.
— Это как принятие всего, что пошлет жизнь со спокойными эмоциями. С такими, как ты воспринимаешь радость, так же воспринимаешь и скорбь.
— Спокойные эмоции, имеется в виду «stone face» такой? С каменным лицом? Всегда жаждать этой милости, т.е. всегда жаждать служения. Это и есть смирение.
— Понятие «служение» у каждого… кто может оценить, что есть служение, потому что может я [курну], а вот окружающие меня. Где-то возникает конфликт между этим.
— Значит надо выбрать тех окружающих, которым ты доверяешь и тогда уже соотносить с их мнением. Если они говорят: «Нет», это значит, не надо… не значит, что надо бросить служение, это значит, сделать так, чтобы они сказали: «Да». Постараться пыль в глаза, например, пустить. Они скажут: «Да, вот это служение» и это будет служение. По крайней мере, тот, кому ты служишь, он должен сказать: «Да, ты мне служишь».
Иллюзорность мира
00:46:50 — Этот мир иллюзия?
— Да, наш мир алчного сознания, это иллюзия. Не форма сама по себе иллюзия, а форма потребления, форму, которую мы можем для себя использовать в своих собственных интересах. Вот эта форма иллюзия. Не форма, как таковая. Не значит, что все едино, бесформенно.
— Все относительно.
— Здесь, да. Все относительно… Не все относительно. Все относительно по отношению к Абсолюту. Если есть все относительное. Понимаете, когда вы говорите, что все относительно, это идея майявади. Они говорят: «Все относительно», имеется в виду, что все иллюзия. Не совсем верно. Действительно, все относительно, но относительно то, что мы видим, потому что мы находимся в относительном мире. Но если существует «относительно», то есть и «абсолютно». Одно без другого не может существовать. Если есть ложь относительная, то есть правда. Относительная правда не может быть, это ложь.
Ложь и правда
00:47:56 — Правда, это как бы антипод лжи, поэтому с собой только. Если есть ложь, то значит, есть правда. Но для человека, скажем, который над этим, то и ложь и правда — ему все равно.
— Да, это не значит, что нет Высшей Правды.
— Правда, это гармония какая-то.
— Ну, она есть?
— Далеко и трудно представить, она должна быть.
— Ну, она есть? Понятно, трудно представить, далеко. Она есть? Если есть ложь, если есть, как вы говорите, «относительная правда», значит, должна быть где-то Абсолютная Правда, с чего слеплена эта относительная правда.
— Может быть, это просто отголоски того великого.
— Оно есть?
— Я не могу сказать четко — да или нет.
— Почему?
— Я не могу сейчас вам сказать. Да, я в это верю, я к этому стремлюсь.
— Если есть окраина, значит, есть центр, потому что понятие «окраина» бессмысленно [не слышно]. Если есть ложь, если есть иллюзия, значит, есть правда, есть Абсолют.
— Очень трудно 100% быть уверенным. Постоянно наталкивающийся на то, что… то, что сейчас было, [не слышно], потом оказывается всё это не то.
— Совершенно верно, здесь все такое зыбкое. Но все вот это, вот эти все зыбкие, ненастоящие и относительные, они всё равно нанизаны на одну ниточку. Эта ниточка есть твоё сознание. Ты можешь говорить: «Это ложь, это ложь, это ложь», но тот, кто говорит это — он есть. Ты есть! Действительно, то, что вокруг нас, оно может быть правдой, оно может быть неправдой. Сегодня это так, завтра это по-другому. И это есть истина, что я — есть.
Относительно понятий «добро» и «зло»
00:49:31 — А вот такой вопрос. Если есть относительная правда и относительная ложь. Есть абсолютная правда, значит, есть абсолютная ложь. Вот, есть абсолютное добро, есть абсолютное зло. Что собой представляет абсолютное зло? Так сказать, противовес Господу, который являет собой, видимо, абсолютное добро, скорее всего.
— Нет, мы не говорим, что он… ну можно сказать, что он Абсолютное добро. Мы говорим, что он абсолютен и там понятия «добро» и «зло» сливаются. В центре нет правого и левого. Право и лево есть на периферии. Центр, в нём уже нет ни добра, ни зла. Он абсолютен.
— Там сливаются и добро и зло?
— Да, добро и зло, там в нём сливается.
— Получается и добро и зло это [не слышно].
— Да.
— Это производная, скорее всего.
— Производная. Это периферия относительно вот этого Абсолюта. А это Абсолютное, оно не добро и не зло, оно просто Красота. Добро и зло, это относительные понятия, а в центре стоит Красота. Там, где Красота смещается, уже появляется добро, зло. Господь — он Центр — это Абсолютная Красота. Там нет добра и зла, там есть красиво, гармония. Просто в этом мире мы добро и зло пониманием под «добро» — это, когда мне хорошо, а «зло» — это, когда мне плохо. Или для более широких эгоистов, «добро» — это, когда нашим хорошо, а «плохо» — это, когда нашим плохо или моим. В этом мире так.
Корыстное понимание справедливости
00:51:09 И справедливость мы так же воспринимаем. Справедливость — это, когда я прорвался, а другие нет. Я и мои прорвались. Пусть весь мир катится в тартарары, но я и мои родственники, и вот этот, вот этот, вот этот вот пусть выживут. Это будет справедливость.
— Можно ли в этом мире делать по-другому? Можем ли мы понятие родственников расширить?
— Надо это выбросить из головы. В этом мире, если мы видим несправедливость, не значит, что нужно искать справедливость. Нужно просто выкинуть идею справедливости вообще. Если ты не нащупал справедливость, вообще выкинь это.
— А равновесие можно заменить?
— Чем заменить? Вам это так важно? Ну, замените. Выбросьте идею справедливости, потому что мы за этой справедливостью будем до конца века гоняться.
00:52:02 — Все духовные люди, в принципе, они сопротивляются, когда их, так сказать, они просто не приветствуют, когда их гонят…
— Куда гонят? Нет-нет.
— Ну, они же не могут призывать: «Гоните нас! Уничтожьте нас!».
— Да, но они не будут призывать и не гоните нас, и не уничтожайте нас. Они с этим миром никак не связаны. Здесь, понимаете, волны. Волна идет, один гонит волну, другой гонит волну. Это называется справедливость, несправедливость, гонение, не гонение. Все гонят друг на друга. Святой, он понимает, что это все волны. Он понимает, что никто его гнать не может, потому что он не здесь. Когда ему распинают или когда его бьют, или по щекам колотят, он понимает, что это ни его колотят. Просто люди так ищут своё счастье. Они думаю, что убив это человека, они будут счастливы, освободится место под солнцем, что единственное, что им мешало счастливо жить на этой земле — это то, что святой пришел и стал проповедовать. Вот, если его не будет, тогда мир станет прекрасным. Поэтому они святых гвоздями приколачивают, сжигают, убивают.
Зачем к нам приходят святые?
00:53:15 — Зачем приходят, когда они знают, что люди как бы не реагируют? Они и на них слабо реагируют.
— Вот, есть единицы, которые могут отреагировать. Ради этого одного может быть. Сотни святых могут прийти ради одного. Их и традиции их не интересует. Традиции здесь, этажами ниже. Их интересует, когда, как вот этом анекдоте. Комиссия в психбольницу и спрашивает: «В унитазе рыба водится?» Все говорят: «Нет», один говорит: «Водится». Вернее, все говорят: «Водится-водится», а один говорит: «Нет, в унитазе рыба не водится». Вот ради него, собственно, комиссия собиралась. Но, правда, когда он собирает вещи, они говорят: «Слушай, а чего же ты сказал, что рыба не водится в унитазе? Все же знают, что она водится». Он говорит: «А чего же я дурак рыбные места выдавать?» Не удалось, в следующий раз. Сорвалась попытка.
— Привязанность есть, у них есть какая-то цель.
— Цель: оказать милость. Это единственная цель. Милосердие. Поэтому они здесь организовывают матхи, движения, вероучения, чтобы тех, у кого проблескивает что-то, кто действительно считает, что в унитазе рыба не водится, чтобы их как-то в кучку сбить и там дать некие высшие идеалы совместно.
Почему возникают разногласия и противоречия между вероучениями?
00:54:43 — Хорошо, есть же разные учения, и они воют между собой достаточно сильно. А почему? Там вот эти святые не могут договориться?
— Нет, там просто их нет. Они просто ушли, а те, кто остались, они уже не могут договориться.
— Не в этих учениях, а скажем, грубо говоря. Есть же там христианство [не слышно], католические учения и, в принципе, у них есть какие-то вариации своих святых. Почему они, эти святые, хотя бы там?
— Святые, они между собой не спорят.
— Они договариваются?
— Они приходят из разных областей. Они приходят из потустороннего, запредельного мира. Он же тоже разнообразен. Там есть разные пласты. Они приходят из разных пластов. Но здесь их последователи, каждого из них, думают, что там все едино: если Бог такой, то другим он уже быть не может. Как, например, христиане считают, что Бог, он восседает на троне, от него свет исходит, а праведники ему поют славу, псалмы поют. А кришнаиты считают, что это не так. Кришнаиты говорят: «Не-не. Бог это мальчик черненький с дудкой в руках и с павлиньим пером в голове. Другого быть не может». А христиане: «Нет, это…» или иудеи говорят: «Нет, Бог — это горящий куст» Или Аллах, не знаю, как они рисуют. Но примерно так. Вот, если он такой, то другим он быть не может.
00:56:24 Как в той сказке про шесть любопытных индусов. Они решили выяснить, что такое слон. Один за хобот подержался и сказал, что это шланг. Другой за хвост — сказал, что это веревка. Третий за клык — сказал, что это гарпун. Четвертый за ногу — сказал, что это колонна. Пятый потрогал бок — сказал, что это стена. А шестой, он за ухо — сказал, что это веер. Они все были правы, и каждый из них был неправ. И между собой они спорить стали. Ах, да, они слепые были. Они между собой стали спорить: «Нет, нет. Ты не прав». Когда понимание уходит, то начинается деление. Начинают делить земли, умы, последователей, деньги, финансы, квоты. Они говорят… одно время христиане возмущались: «Мол, русские они же православные, а тут приходят какие-то инородные секты и они у нас забирают паству». Они так приватизировали. Кришнаиты, они тоже говорят: «Мы проповедуем, к нам приходят люди, а вы, гаудия-матх, у нас их забираете». Делят, начинаются делиться. Зоны, зональные ачарьи появляются. Поделил мир на зоны.
Служение и его форма
00:57:50 — А вот ИССКОН занимается, книги распространяет…
— Мы занимаемся служением, а вот форма служения, она бывает разная. Понимаете? Глупо, если через двести лет все разучатся читать. Прабхупада сказал распространять книги, все будут книги распространять. Люди даже не будут знать, что это такое. Книги уже будут, ты родился и тебе в мозг вшили чип, там уже вся библиотека всех времен и народов. И чтобы прочитать, тебе надо просто нажать что-нибудь, к примеру, а тебе будут книги распространять.
— Это же проповедь у них считается.
— Понятно, суть — это служить. Служение может принимать формы. Когда ты зацикливаешься на форме, то ты выкидываешь суть саму. Ты из формы делаешь религию.
Цели любой религии
00:58:48 — Ну, да. Я как бы со стороны смотрел, каждый, как коммерческая деятельность такая: привлечь как можно больше сторонников.
— Ну, это во всех религиях. Все религии этим отличаются. Они говорят, что если ты к нам придешь, то после смерти ты в рай попадешь или на Вайкунтху, или куда-то там. Поэтому вот тебе правила — соблюдай. Если не будешь соблюдать — не попадешь. Более того, если ты уйдешь с этого пути, тебе станет ещё хуже: карма пойдет у тебя сразу… Стал на этот путь, столкнулся — все, сразу карма, тебе ещё будет хуже, чем до этого. Люди держатся, они уже из страха как бы карма не навалилась. Это признак религии.
— Интересная мысль пришла. Вы говорили о том, как они говорят, что это признак религии, а дело в том, что при лечении зависимых людей, например алкоголиков, происходит то же самое. Когда человек кодируется на какой-то срок, если он потом начинает пить, срывается, то ему становится ещё гораздо хуже, чем было до этого. Болезнь продолжается развиваться.
— Потому что он закодирован. Он закодирован, ему внушили. Точно так же и в религии, тебе внушают в сектах.
— Религия, это та же зависимость.
01:00:09 — Тебе внушили и сказали: «Соблюдай вот это, делай то-то, каждое утро вставай на брахма-мухурту, ложись, пей на ночь горячее молока». Если ты не будешь этого делать, то клеточки твоего головного мозга начнут распадаться. Предлагают прасад, потому что, если не будешь прасад предлагать, то ты и человеком не родишься и т.д. Если ты не будешь повторять вот эти слова, то у тебя дерева желаний не будет после смерти своего. Будет полное тело со знаниями и блаженствами. Кодирование такое.
— Ну, а вот следуют этому и попадают люди то же определённого склада.
— Тот, кто хочет себя обмануть. Господь Кришна говорит: «На хи калйана крит кашчид. Если ты себя не хочешь обмануть, тебя никто не обманет». Если ты себе ставишь некую определённую цель, то ты загоняешь себя в рамки, и ты уже идешь ни к Богу, потому что Бог, Господь Бог, Абсолютная Красота неограниченная и твои отношения с Ним неограниченные. Уж нельзя рамки никакие поставить. Но ты ставишь некие рамки. И ты уже идешь ни к Нему, к Господу бесконечно Красивому, а ты идешь к некоему образу, который ты себе нарисовал или нарисовали те, кто тебя кодируют.
01:01:34 — Бхакти, оно говорит совсем о другом. В бхакти, как Шрила Шридхар Махарадж говорит: «Define goal», т.е. нет определённой цели. Цель не определена. Цель — это всегда находиться в потоке, а поток, он тебя выносит всегда по-новому. Это и есть жизнь. Это живой поток. А когда ты себе говоришь: «Кришна, он должен быть черный с дудкой, а возле Него девочка в юбке, а где-нибудь там я на заднем плане пока, потом уже поближе, то ты себя загоняешь в некие рамки». И когда Господь придёт к тебе в образе, скажем, горящего куста или в образе имени своего, ты скажешь: «Не-не. Мне нужен такой вот, которого я себе нарисовал». Это есть секта.
01:02:13 Что такое секта? Это сектор. Ты вырезаешь из бесконечности какой-то образ. Ты разуверился в этих образах, которые тебя окружают, ты говоришь: «Все это иллюзия. Я лучше новый образ создам, который будет настоящий» — и раз, вырубил изо льда Кришну черного. Харе Кришна! Харе Кришна! И ждешь, когда же семь лет пройдет, клеточки твоего тела станут духовными. Говорили да?
— Да…
— Да?! То есть твоё материальное тело станет духовным через семь лет.