Эволюция сознания

19 June 2010
Как происходит эволюция сознания? Понятие свободы. Что значит изменить свою природу? В чем заключается прогресс йога? Свобода выбора. Как связаны эмоции в жизни с кармой? Вечные и временные ценности. Природа духовного мира. Истина, ложь и сказка. Тезис, антитезис и синтез. Радость бытия, атмарама. Путь карма-йоги. Что значит творить добро избирательно? Цель и смысл жизни. Для чего нужна садху-санга? Учение Шанкары и Будды. Учение Мадхавы Ачарьи и Махапрабху. Смысл мантры «Харе Кришна». Смысл материального существования. Техники просветления. Ложное самомнение. Природа вдохновения. Феномен гениальности.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:17:16 | качество: mp3 64kB/s 35 Mb | прослушано: 1205 | скачано: 978 | избрано: 30
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Как происходит эволюция сознания? Понятие свободы

00:00:00 — У нас какая-то тема определённая или просто вопросы?
— Вопросы о счастье.
— Может тема какая-то есть?
— Тема "Счастье".
— Да, ладно. =)
— А можно посвятить "Эволюции сознания"?
— Если вкратце, то точно так же, как мы знаем, что существует эволюция материи. Мы привыкли думать, что есть эволюция материи. Точнее, это не то, что эволюция. Это движение материи от простых форм к сложным формам, от сложных форм к простым. Такое смещение передвижения материи по шкале сложности. Точно так же сознание тоже способно эволюционировать. Оно тоже способно подниматься. Индусы даже придумали такое колеса сансары. Оно, как на чертовом колесе может подниматься до высшей точки и опускаться до низшей точки.

00:01:20 Шкалой является свобода сознания. Нижняя точка — это там, где сознание заключено в темницу, а высшая точка — это там, где сознание имеет максимальное число степеней свободы. В зависимости от порабощенности или в зависимости от освобождения сознания, сознание получает ту или иную форму. Соответственно, чем ниже форма сознания, чем ниже сознание на эволюционной ступени, тем оно менее свободно. Оно имеет такие формы (это называется формы жизни или формы сознания), в которых это сознание меньше всего пропускает через себя ощущений. Это называется порабощенное состояние. Соответственно, там, где сознание больше всего раскрепощено, где оно свободно...

00:02:33 Свобода — это не способность перемещаться из одного места в другое. Можно в темном ящике перемещаться по всему свету и всё равно ты будешь в темнице, хотя физически ты перемещаешься на дно океана, взлетаешь в воздух, перемещаешься по континентам. Но из-за того, что твои ощущения сведены к минимуму, т.е. ты просто находишься в темном ящике, в гробу, то это и не называется свободой. Так вот, свобода, даже если вы находитесь в одном месте, физически вы располагаетесь в одном месте, но при этом у вас большое количество впечатлений, вы через себя пропускаете огромное количество впечатлений — вы свободы. Причем, впечатления вы можете сами себе выбирать.

00:03:26 Говорится, что йог. Йогой, который вы все занимаетесь. Вот, йог, даже находясь где-то в пещере. Раньше йоги сидели на дне моря, залезали в пещеры, в норы, залезали в муравейники. Хотя они физически находились в одном месте, но благодаря медитации они были свободны. Они через себя пропускали ощущения Брахмана. Они были свободны, хотя физически они были скованы. Это есть эволюция сознания. От более скованных форм жизни, как правило, это горы, валуны, примитивные бактерии. Это те формы жизни или те формы сознания, у которых меньше всего развиты чувства, как у человека в коме. Хотя у него присутствуют все органы чувств, но из-за того, что его ощущения притуплены. Все через вату: он и не видит, и не слышит. Все как будто через вату. Мы говорим, что он находится в ужасном состоянии, в состоянии комы, хотя все у него работает.

00:04:52 В низшем состоянии сознания, на низшей ступени эволюции у нас практически нет ощущений. Это формирует ту оболочку, которую мы имеем. Это, как я уже сказал, валуны всевозможные, бактерии, растения и т.д. По эволюционному кругу, по кругу сансары постепенно эта душа или это сознание обретает все больше и больше степеней восприятия, все больше и больше степеней свободы, как я говорил. Наконец, доходит до состояния небожителя, ангела или Творца Брахмы, где он способен создавать собственный мир, собственную Вселенную. Он создал собственную Вселенную. В этой Вселенной он родоначальник, Господь Бог в этой Вселенной. Он обладает самой большой степенью свободы.

00:05:58 — Если мы знаем, что мы не свободны, мы зависимы от законов кармы, мы зависимы от Его материальной энергии. О какой свободе идет речь, когда мы зависимы и зависимы от личности?
— Да, но я просто нарисовал шкалу. Не применительно к нам с вами. Люди, они находятся где-то посредине этого круга сансары — между высшей точкой и низшей точкой. Люди где-то посредине находятся. Они прежде всего зависят от своей природы. Они зависят, это ещё называется, привычки или, как говорят, "привычка — вторая натура или вторая природа". Конечно, мы зависим. Мы зависим от расписания судьбы, называется кармой.

00:06:48 Когда мы рождаемся в этом теле, нам положено определённое количество удовольствий испытать и определённое количество несчастий испытать. Поскольку это уже расписано, то в Бхагавад-Гите Кришна говорит: "Поскольку это уже расписано и изменить нельзя, то относись к этому спокойно. Не печалься, когда приходят невзгоды, и не радуйся, когда приходит радость. Не печалься, когда ты не получаешь желаемого и не радуйся, когда получаешь то, на что рассчитывал, потому что это уже заложено". Это я в сторону.

Что значит изменить свою природу?

00:07:26 — Что хотели спросить?
— Что делать с зависимостью? Мы обусловлены чем-то. У нас есть какие-то привычки. Кто-то считает хорошими, плохими. С ними надо что-то делать: избавлять от плохих привычек или, если это все обусловлено и от нас не зависит?
От нас не зависит количество радостей и печалей, потому что мы в прошлом и в нынешнем, настоящем, мы совершаем поступки, которые формируют нашу природу и вместе с природой формируют наше восприятие: и умственное восприятие и чувственное восприятие, способность воспринимать мир. Поэтому и количество радостей и печалей тоже запрограммировано. Например, если мы рождаемся людьми...

00:08:32 Мы рождаемся людьми. Мы обретаем определённую природу, человеческую природу. Из-за этой природы для нас что-то является радостью, а что-то является страданием. Хотя для существа в другом облике — это самое не является страданием. Например, для собаки не является печалью поедание экскрементов, а для человека это же самое является печалью. Мы приобретаем такую природу. Мы приобретаем такую природную оболочку, в которой имея определённый взгляд на вещи, мы будем и радоваться и печалиться. Например, мы радуемся, когда сдаем экзамен по ЭГЕ. Но какой-нибудь слон он не радуется, потому что ему это не надо. То, что для нас является радостью и печалью, для других существ не является радостью и печалью. В чем разница? Разница в природе. Мы получаем такую природу, которая формирует эти радости и печали. Как с этим быть?

00:09:52 Зная, что невозможно изменить количество радостей и печалей в этой жизни, мы можем изменить свою приобретенную природу. Мы можем изменять свои привычки, т.е. изменять свою природу для того, чтобы в будущем то, что для нас было бы печалью — для нас не будет печалью. Грубо говоря, вместо того, чтобы приобретать в этом мире, для того чтобы получить радость от этого, можно изменить свою природу. И то, что принесло бы тебе радость, тебе не будет приносить радость. Соответственно, не будет отсутствие этого приносить печаль. Словами Кришны: "Изменить свой взгляд на мир, тогда то, что тебя печалит, не будет больше печалить. Избавиться от деления всего на своё и чужое". Это называется изменить свою природу.

В чем заключается прогресс йога?

00:11:02 Постепенно... Вот, в чем заключается прогресс йога или духовный путь? Когда ты изменяешь свою природу настолько, что в целом свете, в целом материальном мире, не остается таких вещей, которые причиняли бы тебе печаль. Постепенно, ты как бы выдавливаешь. Ты за границы своего горизонта выдавливаешь то, что тебя опечалило бы. Не благодаря тому, что ты достигаешь это, а благодаря тому, что ты понимаешь, что тебе это не нужно. Изменяешь свою природу.

00:11:38 — Ну, так же легко очень впасть. У меня, например, схожее состояние было, когда меня бросили. Это не радует, не печалит. То, что обычных людей радует и печалит, но при этом происходит равнодушие к миру. В общем-то, сидишь вот так и наблюдаешь. Просто равнодушие.
— Ну, и сиди, и наблюдай. А вас печалило, что вы сидите и наблюдаете? Или какие-то голоса говорили: "Ну, что ж ты не такая, как все остальные?" Вы смотрите на свою кожную оболочку и думаете: "Она же ещё долго просуществует, что же я ещё ничего не добилась?" Те, у кого кожаная оболочка сморщилась, они уже думают: "А чего этого достигать, осталось-то чуть-чуть". А разницы-то в чем? Ей почему-то кажется, этой душе, что ей много лет. Много лет — это когда шарик Земной много раз вокруг Солнца прокрутился. Можно же представить себе, что он вообще не крутился вокруг Солнца.

Свобода выбора

00:12:55 Часто вот это желание тщеславия, т.е. желание добиться успеха среди умов окружающих продиктовано лишь взглядом на свою кожу. Вот, если мало морщин, значит, надо добиваться до того, как их станет много. А если морщин много, чего я буду туда лезть. Вот, почему бабушки не сдают ЭГЕ? Смешной вопрос. А потому что ЭГЕ или какое-то достижение — это средство обрести что-то, а когда у тебя времени-то не осталось, зачем тебе тратить на это время? Нужно осознать, что без разницы, сколько нам осталось, у нас все уже отмеряно. Вот, кто был в южной Индии в храме Господа Баладжи. Там перед тем, как придешь к нему, увидишь изваяние божества, там много таких вот зал, которые переходят одна в другую. Там даже у них номера такие есть одиннадцатый, десятый, все ближе и ближе, пока, наконец, не увидишь Господа Баладжу. Тебя смотритель вызывает в следующую залу. Ты ждешь, когда те, которые были в предыдущей ушли в другую, пока те не ушли ещё в более близкую. И, наконец, ты предстаешь перед ним. Время уже отмеряно. Назад-то уже нельзя вернуться. Ты всё равно предстанешь перед ним. Когда это случится — это не так важно. Главное, что это случится.

00:14:50 Когда ты понимаешь, что неважно чего ты добиваешься, всё равно ты должен предстать перед ликом Всевышнего, тогда ты не отвлекаешься на ненужные цели. Это, что касается эволюции сознания.
— Получается, если количество радостей и печалей, которое нам дано в жизни, предопределено заранее без нашего участия, то в принципе, какие бы ни совершали поступки или какой бы выбор ни делали (встаем перед выбор: выбрать этот путь или этот), то в любом случае, если это должно привести к чему-то, оно в любом случае приведет?
— Да.
— Т.е. от нашего выбора ничего не зависит?
От нас не зависит количество радостей и печалей.
— В общей сложности?
Единственное, что мы можем изменить свой взгляд на радости и печали. Мы можем, как я сказал, изменить свою природу и тогда то событие, которое для тебя было бы печальным, оно не будет казаться таковым. Совершая поступки, мы не сможем избавить себя от радостей и печалей, от потерь и приобретений. Но если мы сможем изменить свой взгляд на потери и приобретения, тогда они перестанут нас тревожить. Это называется ещё порвать цепь сансары, порвать оковы кармы.

Как связаны эмоции в жизни с кармой?

00:16:21 Карма, что это такое? Это определённое количество ощущений, которые тебе даются, и эти ощущения призваны вызвать какие-то эмоции, радостные или печальные. Но если ты сможешь изменить взгляд на эти вещи, они будут происходить, но они не будут тебя печалить, но и не будут тебя радовать.
— Это, что получается, не должно быть в жизни ни радости, ни печали как бы? [Не слышно] То, что происходит в жизни, мы должны как-то и не радоваться и не печалиться.
— Правильней сказать, мы не должны радоваться потерям и приобретениям. Верней, мы не должны радоваться приобретениям и не должны печалиться о потерях. В этом мире естественно. Потому что вы не печалитесь, если теряете то, что вам не принадлежит. Вы не печалитесь, если кто-то что-то теряет, потому что это не ваше.
— Не факт. По-разному.
— Да, просто, если вы этого кого-то отождествляете с собой, если вы считаете это мой близкий...
— Нет, неважно. Может быть чужой человек.
— Чужой человек, но если он теряет, значит, кто-то находит. Правильно? Тогда вы должны и за него радоваться. Если у кого-то украли кошелек и вам от этого больно, значит, вы должны порадоваться за вора, который украл кошелек. Но, а почему бы нет? Ведь он нашел, ему же счастье привалило.

00:18:13 Мы радуемся, когда ближний наш... Другое дело, кого мы считаем своими ближними. Например, мы считаем, ближними людей, и когда ближний, т.е. человек вообще сыт, мы радуемся. При этом, чтобы он был сыт, он съел много-много других живых существ. Но поскольку их мы не считаем своими близкими, то нам до них нет дела. Мы радуемся за нашего ближнего. Мы радуемся, когда мы... Ну, или если, в общем, говорить, то наш близкий что-то получает, что-то приобретает. Так вот, если мы перестанем его считать своим близким, то нам будет все равно: приобретает он или не приобретает.

00:19:02 Точно так же, если мы перестанем в этом мире считать что-то своей собственностью, то нас не будут радовать приобретения, потому что это и так не наше. Зачем печалиться о том, что нам не принадлежит? Мы не будем радоваться, приобретая не своё и не будем печалиться, теряя не свое. Вопрос: "А что же мы совсем не будем испытывать печали?" Нет, бхакти-йога советует печалиться о потерях того, что принадлежит действительно тебе, печалиться о своем. Так вот, жизнь наша, жизнь бхакти-йога сводится к тому, чтобы понять: "А что же принадлежит мне? Чем дорожить? Когда печалиться, если я теряю что-то своё и радоваться, когда я приобретаю что-то своё?"

00:20:04 Бхакты или последователи бхакти-йоги говорят: "Нам принадлежит, по сути, вещь эфемерная, вещь, которую нельзя уловить в этом мире. Нам принадлежит наша душа. Наша душа или даже восторг от любви. Это наше. Все остальное не наше". Вот, когда мы не испытываем восторг любви, вот здесь мы теряем свое. Вот здесь у нас должно быть чувство печали, т.е. разлука с неким Высшим Существом. Это Высшее Существо в бхакти-йоге называют Кришна. Высшее Существо или сгущенное до максимума Счастье, т.е. Счастье собственной Персоной. Вот, когда ты теряешь это Счастье совершенное, абсолютное, вот здесь пора печалиться, когда приобретаешь — здесь пора радоваться. Печалиться и радоваться о чем-то вечном, о чем-то истинном.

00:21:16 Кришна в Бхагавад-Гите говорит: "Не печалься о том, что временно, потому что оно и так будет потеряно, и не радуйся о том, что временно, потому что оно придёт и уйдет". Он говорит, прежде всего, Кришна Арджуне во второй главе говорит, что ты вечная душа, поэтому эмоции, вообще движения твоей души, твои телодвижения должны вызывать также вещи вечные. Эмоции, чувства ты должен проявлять относительно вещей вечных, таких же, как и ты, поскольку ты тоже вечен. То, что временно — это не должно у тебя вызывать никаких эмоций. Это просто поток какой-то. Он мимо проносится: туда, сюда.

00:22:05 Выражаясь, современным языком, Кришна говорит: "Не печалься о том, что происходит на экране кино, а печалься о том, что происходит в реальной жизни". На экране — это все игра света и тени. Это не должно у тебя вызывать эмоции. Потому что это иллюзия, великая иллюзия. Эмоции у тебя должна вызывать настоящая жизнь, когда ты выходишь после сеанса. Поскольку мы являемся с вами вечными существами, не наши тела, а наши, т.е. мы с вами, частицы сознания. Поскольку мы с вами вечные, то и вечное или всё, что имеет отношение к вечности, должно вызывать у нас жизненный отклик. Там мы должны жить. Не во сне мы должны жить, а наяву.

Вечные и временные ценности. Природа духовного мира

00:23:02 А что вечное? А вечное — это то, что в этом мире обычным людям представляется чем-то эфемерным, чем-то нереальным. А в том мире, в мире вечности, оно наоборот составляет основу. Оно составляет недвижимость. А что в этом мире для нас составляет фундамент, основу, убежище? Это имущество, деньги, власть, слава. То, где мы ищем с вами прибежище. То, где мы хотим закрепиться. А такие вещи, как вера, любовь, душа, счастье, Красота. Они говорят: "Красота у всех своя, т.е. другими словами, её нет. Каждый её сам себе выдумывает. Вера... Сегодня ты веришь, завтра — не веришь".

00:24:00 Вот то, что в этом мире, опрокинутом, перевернутом мире, считается ненастоящим, в том мире наоборот составляет основу. Там вера является фундаментом, на котором строится все. В том мире нужно искать убежище, потому что мы принадлежим к тому миру. Мы с вами ищем убежище, как вечные души, мы ищем убежище в мире, где все эфемерно, где все течет или растекается, в воображаемом или в зримом мире мы ищем убежище. При этом мы не принадлежим этому миру.

00:24:38 — А тот мир, как он выглядит, по-вашему?
— Он не определен. Его ещё называют ниргуна, т.е. не имеющих определённых качеств, не имеющий застывших качеств. Ниргуна. Как выглядит? Он выглядит внешне, так говорят, что он выглядит подобно нашему. Точнее, наш мир является отражением того мира. С чем можно ещё сравнить? Когда мы смотрим с вами кино, например, я спрошу вас: "А как выглядит Шерлок Холмс?" Вы сразу скажите: "Как? Как актер Василий Ливанов". Правильно? Это является отражением. Лицо Василия Иванова является отражением настоящего Шерлока Холмса. А как он действительно-то выглядит Шерлок Холмс? Он выглядит так, как его представил себе Конан Дойль. Вот в уме Конан Дойля настоящий Шерлок Холмс, а все остальные, сколько бы актеров не играло бы этого Шерлока Холмса, они лишь отражение настоящего, потому что настоящий только в уме создателя. Вот, вы спрашиваете, как выглядит тот мир? Он выглядит так, как в голове Главного Персонажа того мира, Режиссера того мира, Бхагавана. Вот, как в Его голове, так и по-настоящему. Все остальное — это домыслы, додумки.

00:26:32 Мы с вами видим окружающий мир, тот мир, который мы с вами видим — это додумка того настоящего, который в голове у Него. Там так же есть отношения. Там есть отношения с близкими. Там есть разные отношения. Есть отношения, например, сына и отца, сына и матери, Его и возлюбленной, Его и друзей. Наши с вами отношения — это домыслы. Такие отражения, определённые уже домыслы. Там это все неопределенно. Там это все имеет очень гибкую, подвижную природу. При этом туда можно попасть, если изменить своё мировоззрение. Если изменить свой взгляд на окружающий мир с потребительского на жертвенный, тогда тот мир и откроется. Потому что тот мир сделан для того, чтобы они любили друг друга и жертвовали друг другу.

00:27:48 — Если у нас другое мировоззрение. В буквальном смысле миро воззрение. Если у нас другое мировоззрение, то мы не будем Его видеть. Он будет не для нас. У нас просто зрение на другое заточено.
— Такое впечатление, что вы рассказываете об определённом слое. Есть ещё выше.
— Ну, не знаю.
— Правильно ли я понимаю, что в этом смысле, он не имеем гибкую природу. Я имею в виду, что тот факт, что для того, чтобы туда попасть нужно сменить мировоззрение на жертвенность с потребительского, то он видится не может? Эти вещи, они, т.е. все-таки какие-то твердые вещи есть.
— Какие-то флажки. Конечно, есть. Это вера, жертвенность, бхакти, готовность отдать себя ради Персонажа №1. Поэтически это называется "стать рабом Божьем".

Истина, ложь и сказка. Тезис, антитезис и синтез

00:28:47 — Это кино, если оно иллюзорно?
— Это кино, да.
— Почему это кино? Это кино, следующее кино.
Истины нет. Одна иллюзия сменяется на другую.
— Да, почему?
— Почему? Потому что истина скучна. Даже русское слово "истина" означает что-то неподвижное. Почему мы с вами ищем истину? Потому что мы устали жить в зыбком мире — в мире, где с наступлением весны дома тают. Вы не замечали, как вот, например, этаж, сейчас он подвал, а когда-то это был первый этаж. Почему? Потому что все здесь уходит под землю, все растворяется.

00:29:35 Есть разные периоды распада. У одних предметов, веществ распад длится долю секунды, у других, как вот этот дом или этот предмет — он будет сотни лет распадаться, пока совсем под землю не уйдет. Здесь все распадается. Все зыбко. Нас это чрезвычайно тревожит. Мы хотим найти что-то надежное, на что можно опереться. Опять, поэтически это называется "найти прибежище". Что-то надежное... Эта зыбкая иллюзия, она нас удручает, из жизни в жизнь. Мы ищем убежище в знании, во власти, в силе, в красоте телесной, в благолепии.

00:30:27 Почему мы пытаемся продлить опору молодости? Потому что мы хотим с помощью молодого, прелестного тела мы способны притягивать к себе внимание других. Мы ищем у них убежище. А потом мы переходим в другой этап игры. Мы пытаемся найти убежище с помощью власти или с помощью злата и серебра, потом с помощью известности, с помощью славы.
— Скажем, это человеческий голод.
— Поэтому мы ищем истину, нечто на что можно опереться. Тогда наступает этот: "Мне нужна истина". Истина — это что-то неизменное, что не канет в лету. Мы это ищем.

00:31:38 Почему мы ищем что-то вечное, почему душа ищем убежище у чего-то вечного? Потому что сама по себе душа вечная. Этот мир, где все разрушается. Этот мир, который, по сути, есть огромное поле склепов и могил. Он нас удручает. Мы хотим что-то неизменное. Это неизменное есть истина, суть. Но найдя её, мы впадаем в уныние, потому что она неизменная. Душа ищет же игры. Душа ищет забавы, потехи. И вот здесь мы можем соприкоснуться, если мы достаточно открыты, если мы не на берегу.

00:32:19 Мы говорим, истина не есть последняя инстанция. Есть такая ложь, которая, в общем-то, и не ложь, а сказка. Такой синтез лжи и правды — сказка, которая включает в себя и ложь и правду. Это сказка. Это тот мир, который я вам сказал. Ниргуна — мир, где Главный Актер, он же и Главный Режиссер, забавляется. У Него там своё потешное войско. Он забавляется, вечно и всегда. Его счастье вечно увеличивается. Это не мир истины. Там иллюзия, но это сказка, без похмелья.

00:33:13 — Ну, истина или иллюзия в сказке это не понимается.
— Они не понимают, да. Но, а надо ли?
— В том-то и проблема, что неподготовленная душа, встречаясь с истиной, и мы на эту истину смотрим, как на уныние.
— Ну, опять, смотря какая истина. Если истина это что-то недвижимое, то любая душа подготовленная или неподготовленная... Да, здесь наши взгляды расходятся. Есть множество философий, которые говорят, что истина неподвижна и в ней можно черпать радость.
— [Не слышно].
— Нет, вида нет у нее. Она нечто неизменное. В ней можно черпать радость. Это множество таких учений: буддисты, майавади. Они говорят, что высшее состояние это атмарама, т.е. саморадость, черпание радости в истине. Атмарама. Любая ложь, любая иллюзия, она заведома ниже, заведомо менее притягательная, чем истина. Но мы говорим, что нет. Есть такая ложь, такая сказка, по сравнению с которой истина ничто, ничтожество.

Радость бытия, атмарама

00:34:45 Есть такая книга " Шримад-Бхагаватам". Написал её Вьясадева, сам автор всех Вед, Пуран, Упанишад. После того, как он написал все Веды, все Упанишады, все былины, все философские произведения, он написал Шримад-Бхагаватам. Он это называл — это зрелый плод моего духовного поиска. Она начинается, в одной из первых шлок, стихов он говорит: "Атмарама чамуна йо". Я вам сказал "атмарама", т.е. тот, кто удовлетворен в истине. Он черпает радость в созерцании истины. Восторг от того, что примерно, как вы блуждаете в мире теней и вдруг вы увидели свет. Вы испытали такой восторг. Все эти тени, которые зазывали вас, которые звали вас: "Давай, добивайся меня!" Появляется тень какая-то и говорит: "Овладей мною!" И ты пытаешься ею овладеть в этой жизни, в следующей. Майя, она предстает в разных образах. Разные образы.

00:36:07 И вдруг наступает просветление. Эти все тени уходят. И вот свет истины. Это состояние восторга от просветления называется "атмарама". "Атма" — ся, себя, самосчастье, счастье от того, что ты есть часть света и ты есть этот свет. Вьясадева, который, кстати, и эту же концепцию изложил. Он говорит "атмарама чамуна йо", т.е. даже те, кто являются атмарамы, кто прозрел в свете, и восторгается этим светом, столкнувшись с той сказкой, понимают, насколько видение света, насколько прозрение уныло. Это говорит сам автор Вед.

00:37:02 — Я понимаю. Мне кажется, когда вот этот свет... там времени нет.
— Правильно, там нет времени. Там все вечно. Это блаженство. Это состояние Брахмана. Но автор Вед говорит, что это настолько уныло по сравнению с сказкой, которая происходит в мире над этим светом. Если вам по милости участника того действия, той забавы, той игры, вам по их милости когда-нибудь удастся преодолеть этот свет, войти в эту сказку, то этот свет покажется вам адским существованием, адом.
— А можно так сказать, что Кришна прямо сейчас Арджуне показывает Вселенскую форму, а мы как бы персонажи этой формы?
— Сказать можно, что угодно.

00:38:16 — Вы говорили, если не радоваться временным вещам. Наша жизнь, она вообще временна.
Жизнь нашей оболочки временная. Наша жизнь вечная.
— Да, но как не радоваться, когда ты прочтешь интересную книгу и получишь какие-то знания. Как этому не радоваться? Как не радоваться солнышку, дождику или ребенку, который на свет появился? Это же глупо. Кем ты тогда будешь? Ты будешь не человеком, а непонятным каким-то камнем.
— Да, ты будешь не от мира сего.
— Да.
— Ты не будешь радоваться ребенку, солнышку.
— И зачем тогда вот этот человеческий облик?
— Незачем, когда ты обретешь знание не от мира сего... Даже не знание, а вдохновение, откровение, то даже человеческий облик тебе покажется оковами, кандалами. Такая резиновая кукла, в которую ты засунут.

00:39:17 — А вот, можно вопрос. Учителя все говорят про иллюзию, про чувства. Правильно девушка сказала. Как радоваться? Почему, будучи молодым, наоборот это прочувствовать настолько глубоко?
— Пусть прочувствует.
— Наоборот, [не слышно] свой опыт.
— Да.
— А почему они говорят наоборот?
— Я поэтому и не хотел ехать сюда, потому что пусть все порадуются.
— Правильно, порадуются до конца.
— Ну, да.
— До восемнадцати или до девятнадцати?
— Выше.

Путь карма-йоги. Что значит творить добро избирательно?

00:39:51 — А как милость может появиться?
— Благодаря добродетели, т.е. деланию добра. Добродетель. Если вы служите, сева, если вы совершаете какое-то служение, то может случиться так, что вы окажете служение посланнику того мира. И это будет милостью. Делать добро вообще. Желательно, конечно, делать избирательное добро, т.е. делать всем добро — это жизнь потаскухи. Она всем добра, она всем готова открыться. Целомудренная жена, она делает добро только мужу, всем остальным она недоступна. Это очень сложно. Кому? Кого избрать? Правильно? Кому делать добро? Конечно, добро нужно делать тому миру, миру Кришны, миру запредельной реальности. Не нашей реальности, а запредельной. Но где она? Как её уловить?Поэтому нужно раскинуть невод и делать всем, многим.

00:41:14 — Может тот, кто просит, тому делать добро?
— Тот мир, он постоянно присылает нам своих гонцов. Это святые, пророки. Они всегда говорят о том, что этот мир иллюзия. Все великие пророки, родоначальники учений, религий, они всегда говорили: "Кесарю — кесарево, Богу — богово". Этот мир временный, преходящий. В Библии постоянно об этом говорится. Экклезиаст говорит: "Ничто не вечно под Луной и все есть томление духи, души". Душа, как на сковородке здесь жарится, томится здесь. Все что-то не так здесь. Томление духа. Но есть мир, где... Этот Экклезиаст выражает общее наше настроение: "Вот, все здесь что-то не так. Маета какая-то." Многие пророки во всех писаниях говорят об этом. Говорят о каком-то другом мире.

00:42:30 Так вот, если говорить, кому служить, то по крайней мере тому, кто говорит об этом. Потому что те, кто не говорят об этом. Это уж точно им не нужно служить.
— А если мы делаем кому-то добро, то как это влияет на их отношение с этим миром? Это приближает или отдаляет?
— Смотря, какое добро вы делаете. Если вы им даете им то, что они просят, то вы им делаете зло. А если вы даете им то, в чем они нуждаются, вы им делаете добро.
— А если они одновременно нуждаются в том, что просят.
— Тогда это прозревший человек.
— Т.е. человек.
— Что такое прозрение? Это ты знаешь, ты просишь то, что тебе действительно нужно. Потому что дети, они что просят? Они просят сладостей. Как правило, дети просят то, что им не нужно, то, что им вредно. А вы думаете, что превратившись из четырехлетнего в тридцатилетнего, мы умеем уже просить то, что нам нужно?

00:43:39 —Т.е. реально, скажем так, если мы даем человеку то, что он просит, но на самом деле, ему не нужно, то мы ему делаем не добро, а зло. Таким образом, мы отдаем [не слышно].
— Как мы даем, в каком месте и какому человеку. Это все очень важно. Это отдельная наука, как делать добро.
— Т.е. добро можно делать только по определённым правилам.
— Я сейчас грубый пример приведу. Кто-то просит, подходит нищий на светофоре, говорит: "Дай мне 50 рублей, мне нечего есть". Значит, ты понимаешь, что он возьмет 50 рублей для того, чтобы купить еды. Вот, дай ему еды. Он же есть хочет. Так вот, если он говорит: "А чего ты мне это яблоко даешь? Я же у тебя 50 рублей прошу". Значит, ему нужно не на еду, а на что-то другое.
— Ага.
— Это грубый пример, понимаете.
— Для того, чтобы добро, нужно владеть...
— Что такое служение? Можно даже и служить, делать добро. Есть такой путь карма-йоги — это делать добро всем. Есть такой путь карма-йоги, заниматься благими делами или благим творением, как в христианстве. Неважно, будешь ли ты им делать добро или твои подаяния пойдут во зло, главное — ты сам научишься отдавать от себя. Не привязываться к плодам своего труда. Со временем ты научишься на все взирать беспристрастно. Ты, взирая беспристрастно, научишься отделять настоящее зло от добра. Только беспристрастный может сказать, где зло, а где добро.

00:45:43 Главное качество судьи, беспристрастие. При этом он кому-то делает зло как бы, кому-то делает добро.
— Правильно ли я понимаю что, по-вашему...
— Вот, наш учитель говорил, что добро или жертвовать. Вот научитесь, говорит, хотя бы жертвовать фантики от конфет. Хотя бы, пусть у вас рука научиться отдавать. Хотя бы так.
— А нет ли в этом деле противоречия? Получается, мы жертвуем и отдаем не просто так, но ради того, чтобы приблизиться к тому миру. В конечном итоге, мы делаем из эгоистических целей.
— Из соображений пользы. Да, мы делаем.
— А не будет ли более просветленный человек, который жертвует собой не ради того, чтобы достичь того мира, а просто из...
— Чтобы пожертвовать собой, нужно знать, кто ты есть. Кем ты будешь жертвовать? Пока мы находимся с вами в тисках иллюзии, пока мы себя отождествляем с временной оболочкой, то говоря, я жертвую собою — ты на самом деле жертвуешь своими телесами.

Цель и смысл жизни

00:46:52 В этом-то и суть. Познать себя для того, чтобы пожертвовать собой. Извлечь пользу из своего существования. Понимаете? Мы же с вами все существуем, значит, есть какая-то причина нашего существования, и есть цель нашего существования. Только совершенно глупый человек может сказать, что мы существуем бесцельно. Любой предмет существующий имеет цель своего существования, следовательно, и мы тоже имеем цель. Для чего-то же мы существуем. Значит, то, ради чего мы существуем — оно значительно ценнее нашего с вами существования.

00:47:34 Например, если это чашка существует для меня, значит, я важнее этой чашки. Она же для меня существует. А если я существую для этой чашки, значит, она важнее меня. Цель всегда важнее средства. Если у меня есть цель, смысл, значит, этот смысл важнее, чем я сам. Вот нужно найти этот смысл, раз. Второе, нужно найти самого себя, понять, кто я такой. И тогда существовать ради этой цели. Зная, что эта цель важнее тебя. Если ты существуешь ради детей или ради страны, то ты будешь жертвовать собой ради детей и ради страны. Т.е. твоя страна будет для тебя важнее твоей собственной жизни.
— Но дело в том, всё равно получается, что человек, который допустим жертвует собой ради страны, он при этом испытываем некое воодушевление, правильно?
— Конечно.
— Поэтому, получается, в основном жертва ради этой эмоции своей, значит, это не жертва.
— Любая жертва вызывает позитивные эмоции. Любая жертва. Другое дело, что не каждый объект жертвы является ценным.

00:49:06 — Эти эмоции лишь показывают, что наше счастье, наш восторг лежит в стране жертвенности. Мы жертвуем ради чего-то и мы испытываем от этого радость. Мы должны понять, что если эта радость проходит, а я её по-прежнему хочу, значит, есть такой объект жертвы — Господь Бог, жертвуя ради которого, я буду испытывать постоянную радость.
— А если мы пожертвуем допустим своим просветлением, своими достижениями, это более высокий мир? Мы от этого испытаем?
— Конечно. Мы пожертвуем своим просветлением ради того, чтобы попасть снова в мир игры света и теней. Но какие это тени?
— А если игрой пожертвовать?
— Ради чего?
— Не ради чего, просто пожертвовать.
— А мы это уже прошли. Мы же были в этом свете. Если вы жертвуете игрой, значит, ради чего? Ради истины. Понимаете, ложью можно пожертвовать ради истины, а истиной можно пожертвовать ради лжи. Третьего не дано. Вопрос, какая это ложь? Если это прекрасная сказка, то стоит пожертвовать. А если документальное кино, то не надо. "В гостях у сказки", передача такая была. Она шла сразу после "Служу Советскому Союзу".
— Что же лучше жить в сказке?
— Ага. А есть какие-то предложения?

Для чего нужна садху-санга?

00:50:56 — Отделить себя, как духовную частицу Бога от ума и разума, можно только в благом общении, только в обществе.
— да, только в благом общении. Садху-санга — это называется на санскрите. Общение с садху. Общение с теми, для кого жертвенность ценна, для кого истина ценна, для кого сказка ценна. Чтобы понять ценность чего-то, нужно общаться с теми, для кого это уже ценно. Например, мы с вами не сможем понять ценность монгольских тугриков, если мы не отправимся в Монголию. Если мы не будем общаться с монголами, мы не поймем ценность этой валюты. Мы с вами не сможем осознать ценность мира сказки, мира Любви и Самопожертвования, если мы не будем общатсья с теми, для кого это тоже является ценной валютой. От слова "value", ценное.
— В этом необходимость духовной преемственности учителей.
— Да, совершенно верно.

Учение Шанкары и Будды

00:52:06 — В Чайтанья-чаритамрите в мадху-лиле Шанкарачарья, когда пришел.
— У нас сейчас более общая лекция. У Шанкарачарьи была определённая задача. Его надо рассматривать не как во времени, он пришел на смену какого-то учения. Эти сошествия учителей, сошествия Всевышнего, они как восход и заход солнца. Восход солнца существует лишь в нашем воображении, потому что солнце никогда не восходит. Оно всегда светит. Нам кажется, что оно над горизонтом встает. Нам кажется, что оно заходит. Мы просто поворачиваемся к нему и отворачиваемся. Ну, или вместе с землей. Эти учения учителей, в том числе Шанкарачарьи, они существуют всегда. Просто они, как восход солнца. Они вдруг становятся явны в этом мире , а потом вдруг растворяются. Учение Шанкары, оно как бы в противовес учению Будды.

00:53:26 Какая задача у Шанкары была, одна из задач? Это нивелировать учение Будды. До Шанкары буддизм был распространен везде на Востоке. Когда Шанкара за свою недолгую жизнь, он ушел из этого мира в тридцать два года. Он проповедовал буквально шесть или семь лет. За эти шесть или семь лет он совершенно нивелировал, совершенно разбил в пух и прах учение Будды. Оно осталось где-то фрагментарно, куда Шанкара физически не дошел. Он как бы, новая волна. Вот, пришла волна Будды.

00:54:04 Что Будда говорил? Будда говорил, что все есть пустота. Мы просто пустоты, которые вообразили себя чем-то. Когда мы себя вообразили чем-то, мы страдаем. Наша задача — снова стать пустотой. Нет ничего. То, что вам кажется — это пустота. Даже, когда вам кажется, что вы существуете — это тоже иллюзия. Шанкара говорил: "Это же нелогично. Как это? Как пустота может себя вообразить кем-то. Кто-то себя может вообразить. Не может пустота подумать, там же ничего нет". Тем самым он оживил, он сказал: "Есть иллюзия, а есть дух, единый дух. Частями которого мы с вами все являемся. Чтобы быть счастливыми, нужно избавиться от иллюзии и осознать себя единым духом". Будда говорил: "Есть иллюзия и все. Ничего больше нет. Вот, чтобы перестать страдать, нужно избавиться от иллюзии, снова стать пустотой". Шанкара говорил: "Нет, нужно избавиться от иллюзии и стать духом". Вот это одна волна, потом другая волна, потом пришла третья волна.

Учение Мадхавы Ачарьи и Махапрабху

00:55:42 Мадхава Ачарья: "Нет, есть иллюзия. Она реальна. И есть дух. Две совершенно независимые существующие инстанции". Мы можем существовать и в той и в другой. Потом пришел Махапрабху. Он сказал, что мы частицы этого духа и мы никогда не можем стать этим духом. Мы просто его частицы, многообразные частицы. Насколько мы многообразны? Мы не можем понять, насколько мир разнообразен. Скажем, Шанкара Ачарья говорил, что истина однообразна, а иллюзия — многообразна. Всё, что имеет образы конечно. Вот, мы смотрим, образ. Образ — это нечто отделяемое себя от другого. Образ — это всегда некое ограничение, очертание. Будда и Шанкара говорили: "Для того чтобы быть счастливым, нужно разбить все очертания. Не должно быть образов. Когда ты сольешься с бесконечностью, то ты будешь счастлив.

00:57:16 Махапрабху Шри Чайтанья говорил, что образы тоже приносят счастье, но другие образы — образы служения, а не образы эксплуатации. Значит, Шанкара и Будда говорили, что счастье, блаженство в отказе от образов. Блаженство в однообразии, когда все едино. Махапрабху говорил: "Нет, блаженство — это отказ от однообразия. Это тоже игра с образами, но с другими. Не с образами этой иллюзии, а с образами другой иллюзии".

00:58:00 Наши учителя всегда говорят. Хотя вот вы говорите, что есть ещё какие-то сферы. Наши учителя говорят, что есть три сферы бытия: мир эксплуатации; мир застывший, мир свободы — это где-то в невесомости; и мир служения. Эти три пласта бытия. В мире эксплуатации мы страдаем. В мире свободы мы не страдаем и не радуемся, а мы в невесомости пребываем в мире истины. А в мире сказки, в мире служения, мы соприкасаемся с блаженством. Мы реализуем своё блаженство.

00:58:50 — Ведь сказка не своя, может не понравиться.
— Ну, да. Есть мир под солнцем, мир обжигающий. Солнце обжигает нас. Мы томимся на огне под солнцем. Есть мрак или свет, а есть мир подлунный. Там такие же образы, но они освещены прохладной луной Махапрабху. Когда пришел Господь Чайтанья, его приходит сравнивают с восходом луны. Он охладил страждующие сердца живых существ. Подлунный мир — это тоже мир образов, но там все серебрится. Это мир сказки. Мир под солнцем — это обжигающий мир томления духа. На смену солнца приходит Луна. Такая эволюция сознания.

00:59:50 — Шри Чайтанья Махапрабху явился в этом мир. Он сказал, что только путем воспевания святого имени мы сможем освободиться от страданий, и достичь, таким образом...
— Да, это метод бхакти или метод последователей Шри Чайтаньи. Соприкоснуться с тем миром сказки можно и нужно, необходимо произнося название, воспевая этот мир сказки. Воспевая имена главных персонажей этой сказки. Ну, кто там? Руслан и Людмила. Это мантра "Харе Кришна".

Смысл мантры «Харе Кришна»

01:00:41 — Что означает слово "Харе Кришна"?
— Харе Кришна! Хара — это служение, от слова "арадхани". Арадхани на санскрите означает служить. Хара — это служение. Кришна на санскрите означает "неотразимый". Служить Неотразимому, Харе Кришна!
— А Рама?
— Рама, это радость.
— А как же Кришна черный?
— Кришна означает "неотразимый". Черное это тоже качество неотразимого. Чернота ничего не отражает. Она только вбирает в себя.

Смысл материального существования

01:01:25 — Можно вопрос?
— А когда у нас? Сколько сейчас времени?
— Путем воспевания святого имени достичь ощущения счастье. Можно ли счастье достичь, воспевая святое имя?
В материальном мире счастья достичь невозможно. Он на это не заточен. Он для того, чтобы... Материальный мир дает нам прозрение. Он дает нам направление, в каком направлении двигаться.
— Это не счастье, не верьте!
— От чего оттолкнуться? Материальный мир — это как земля. Чтобы взлететь, нужно от нее оттолкнуться. Материальный мир — это пьеса по мотивам настоящей сказки.
— Почему мы все стремимся обратно?
— Потому что это чужбина наша. Мы хотим вернуться.
— Мы же приходим сюда.
— Ну, да. Мы попадаем на чужбину. Мы приходим наслаждаться сюда. Мы приходим стяжать.

01:02:57 — А мы не приходим попробовать другого вкуса горького, чтобы почувствовать там сладкого?
— Мы приходим наслаждаться сюда.  
— Наслаждаться.
— Наслаждение и счастье это разные вещи?
— Это тоже самое, в общем. Наслаждение — это чувства. Если счастье — это имя существительное, то наслаждение — это наречие, это чувство, которое вы испытываете от соприкосновения с счастьем.
— А если...
— Ну, как например, сахар и ощущение сладости. Эти вещи взаимосвязаны. Но сахар и ощущение сладости это не одно и то же. Ощущение сладости у вас может быть на языке от того, что рядом гниет труп. Это же тоже ощущение сладости? В морге, там же тоже сладко на языке. Хотя сладость и счастье они связаны, наслаждение и счастье связаны, но наслаждение вы можете получать и от чего-то другого, не обязательно от счастья.
— А мы можем быть и там и здесь?
— Нет, мы просто такие маленькие. Мы такие ничтожные, что не можем сразу на двух стульях усидеть. Мы можем жить либо в сказке, либо... Мы можем либо в документальном фильме играть, либо в художественном.

Техники просветления. Ложное самомнение

01:04:44Йога, дыхательные техники, разве они не дают возможность вернуться?
— Дыхательные техники легкие развивают, меха. Знаете, меха качают?
— Зачем тогда вся эта йога, разные учения, если мы не ищем?
— Йога, как учение имеет смысл, если вы преподаватель йоги. Вполне полезная вещь, если вы преподаете ее. Йога позволяет, дыхательная, дольше прожить здесь. Дольше простоять возле своей могилы, возле своего склепа.
— Нам сразу туда прыгать?
— Не надо сразу прыгать. Это продлевает. Что такое наша жизнь вот здесь, материальная жизнь? Это украшательство своего надгробного камня. У нас у всех уже заготовлена своя эпитафия. Все, чем мы занимаемся до самой смерти — это вот вензеля рисуем на своем надгробном камне, стихи какие-нибудь. Потом он готов, мы ложимся туда. Этот камень остается. Приходит следующее поколение, оно слой снимает, форматирует и уже другой на этом камне всю жизнь рисует.

01:06:37 — Что ж вы так всю правду говорите?
— Для того чтобы сказать, что есть ещё и сказка.
— Сказка — ложь. Да, но в ней намек. В том-то и дело, что сказка не совсем ложь.
— В ней намек.
— Чем сказка отличается от лжи? Ложь — это, когда вы смотрите сериал. То, что вы там видите — это ложь. Когда вы играете в этом сериале — это сказка. Понимаете? Причем не за какие-то коврижки, а вот вы играете. Сам процесс игры. Вот это сказка. Точно так же духовный мир или мир неотразимой Красоты — там не ложь, там сказка.
— Разве здесь нельзя научиться играть, как в сказке?
— Ну, как научиться?
— Просто.
— Может быть и можно, я не знаю. Наверное, все этим и занимаются.
— Ну, да. Каждый играет свою роль.
— Надо же просто сместить акценты, посмотреть в другом масштабе на окружающий мир. Сейчас мы играем в эту сказку, но в этой сказке мы занимаем... каждый из нас в своей сказке занимает главную роль. А есть мир, где ты играешь третий сто тысяч степенную роль, где-то там, а есть Главный Персонаж.
— А есть ещё Режиссер.
— Вот, действительно. Здесь мы до самой струнки души докапываемся.

01:08:34 — Что же в этом хорошего?
— Лучше, чтобы я. Лучше править в преисподней, чем быть слугой на небесах. Да? Лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме.
— Там сказка интереснее?
— Да, он там захватывающая. Здесь же нет сказки. Здесь же реальность. А реальность в чем заключается? Мы всех пытаемся, мы пытаемся обратить на себя внимание. Мы хотим занять умы, занять внимание других разными способами. Скажем, один из способов привлечь к себе внимание, привлечь внимание к своей надгробной плите — это в шестьдесят лет выглядеть, как двадцатилетний. Для чего ещё йога? Чтобы они: "Ух, ты!" Подаешь паспорт, они открывают: "Ух, ты!" В этот момент вы испытываете счастье. Да! Еще одна загагуленка на надгробном камне. Не так?

01:09:51 — Можно просто сделать много всего полезного.
— Можно сделать новые документы. Заново родиться.
— С одной стороны — да, с другой стороны по-другому. Голоса людей нужны для того, чтобы любить себя, исследовать каждого.
— Это и есть стяжательство. Посмотрите на меня! Я не могу себя видеть, вы мне скажите, какой я, какая я.
— Это и говорит об иллюзии.
— Ну, да. Поскольку нет больше вопросов, возражений.
— Есть.

Природа вдохновения. Феномен гениальности

01:10:29 — Я хотела спросить: "А любимая работа, labor of love — это может быть проявление маски любви?
— Да, labor of love — работа от любви. Это и есть соприкосновение. Работа от вдохновения. Это и есть то, как там вообще все время происходит. Представьте, некую общину. Сразу говорю, на земле её нету. Вот некую воображаемую общину, где все трудятся от вдохновения.
— Есть такая община.
— Да. Есть такая.
— Не одна даже.
— Ну, все. Просто я не знаю. Я говорю от своего лица. Мне кажется, что такой нет. Если вы говорите "есть и много".
— Есть-есть.
— Где это вдохновение постоянно, постоянно увеличивается, усиливается. Представляете?
— А вся жизнь может стать вот такой?
— Ну, она и не жизнь будет. Это даже не называется жизнью. О таких мгновениях мечтали гении. Все гении в любой сфере человеческого общества. Они мечтали соприкоснуться. Каждый день он пытался соприкоснуться с этим. Он ловил мгновения вдохновения.

01:11:57 А представьте себе мир, откуда это вдохновение, как лучик приходит и исчезает, как молния. Представьте себе мир, где все время молнии. Она все время меняется. Вдохновение всегда и везде. Ведь, что такое вдохновение? Вдохновение — это когда ты отбрасываешь свой опыт, свой чувственный опыт и живешь только тем потоком, который исходит непонятно откуда, откуда изнутри твоего нутра. Даже не с твоего нутра, а что-то ещё внутри там есть. Ты все время находишься в потоке этого чего-то необъяснимого. Гении создавали, вернее, они перекладывали своё вдохновение корявым языком букв, корявым языком бараньих жил или выдувая из меди, или смешивая минералы и бросая на холст. Они пытались своё вдохновение переложить в чувственные образы. Но само по себе вдохновение и то, что они излагают — это вещи разные. Так вот есть мир, где это вдохновение всегда. Оно направляет тебя. Ты теряешь свободу, но ради потери такой свободы — гении молятся.

01:13:25 Они ждут, когда же уйдет вот это моя чувственная свобода, когда я могу творить, как хочу. Когда это все уйдет? Когда некая рука будет волозить моей рукой или будет вычерчивать мои закорючки, а утром я буду хвататься за голову и смотреть: "Как же я могу написать? Это точно не я написал". Они ждут этого. А есть мир, откуда вдохновение приходит. Вдохновение же откуда-то приходит. Оно не от мира сего. Так вот есть этот рог изобилия. Только вместо изобилия — вдохновение. Оно никогда не иссекает. Так вот этот Самый, от которого исходит вдохновение, Он в окружении остальных. Он им дает непосредственное вдохновение. Они этим живут. Им и спать не хочется.

01:14:19 — А это вдохновение, которое приходит. Допустим, ко мне пришло какое-то вдохновение что-то приготовить. Я приготовила, кого-то покормила. Я в этот момент не думала, кому я готовила. Просто так мне захотелось. Оно всегда направлено на что-то полезное или может получиться так, что...
Вдохновение вне пользы. Гений и злодейство несовместим. Действительно, вдохновение и злодейство несовместимы. Там совсем другие законы, не добра и зла, не пользы и убытков, а законы красиво и некрасиво. Вдохновение всегда красиво.
— А вдохновение убить и изнасиловать может?
— Оно вне понятия добра и зла.
— Т.е. собственно к маньякам оно и приходит.
— К кому?
— К маньякам.
— Это надо в каждом конкретном случае. Мне кажется, что они переигрывают. Они неискренни в своих. Главное, как, понимаете. Ради кого? Если ты делаешь от вдохновения. Кришна же говорит в Бхагавад-Гите, что даже если ты делаешь по божьей, т.е. по Моей указке. Кришна говорит: "Даже если ты уничтожишь целую Вселенную, в этом не будет зла никакого". Там другие законы. Вне добра и зла. Добро и зло, это приятно и неприятно. Полезно и неполезно. Там нет пользы. Не то, что там нет пользы, просто то, что там есть, оно затмевает собой пользу.

01:16:10 — Величие Творца обусловлено ничтожностью твари. Должна ли тварь унизить себя, чтобы Творец возвысился?
— Нет. Чтобы тварь ощутила присутствие Творца, она должна себя унизить. Чтобы увидеть величие Бога, нужно самому стать маленьким. Иначе ты будешь Ему соперником. Нужно стать прямой Ему противоположностью для того, чтобы с Ним соприкоснуться.
— Чьего соперником?
— Бога. Мы же здесь все Ему соперники. Вот такая новость последняя. И никогда не сможем Им стать.

транскрибирование: Илья Костюченко | Запорожье | Украина | 03 August 2011