Йога

20 January 2003
Что такое йога? Цель йоги. Виды йоги. Для чего нужны физические упражнения в йоге? Первоэлементы в йоге. Сверхспособности йогов, сиддхи. Природа экстаза йога. Высшая ступень йоги - бхакти-йога. Как достичь умиротворения? Что значит принцип йоги «отречься от всего, что тебя окружает»? Каким образом мы себя связываем понятиями материального мира? Что значит стать свободным? Иллюзорность окружающего мира. Чувства, ум, разум и я. Для чего нужна еда телу? Внутренняя мольба преданных. Махамантра и мантра «Ом». Что значит Кришна и Шива? Понятие Красоты и Счастья. Самоубийство и освобождение. Почему Саи Баба не йог? Доктрина буддизма. В чем заблуждается буддисты? Природа божественного откровения. Как нужно относиться к Священным писаниям? Какие Писания являются Священными? Методы поиска Счастья.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:38:57 | качество: mp3 64kB/s 45 Mb | прослушано: 3632 | скачано: 1945 | избрано: 104
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Цель, методы и путь йоги в традиции индуизма

00:00:00 Немножко мы вкратце расскажем. Если возникнут вопросы, тогда мы разойдемся. Значит, существуют разные виды йоги, но всех их объединяет одна задача: это осознание того, что единственной реальностью в окружающем мире являюсь «я» сам, наблюдатель. Вот то, что я вижу — это не совсем реально, т.е. мир, который меня окружает, он зависит от моего настроения. Он не существует независимо от меня. Это утверждает любая йога. Какой бы йогой вы ни занимались, в каждой системе йоги вам скажут, что окружающий мир, он нереален.

00:00:48 Нереален, почему? Верней, в каком смысле нереален? Он реален или нереален в той же степени, в какой реально или не реально моё отражение в зеркале. То, что я вижу в зеркале — оно реально или нереально? В каком-то смысле оно реально, потому что отражение не может существовать без оригинала. В этом смысле окружающий мир реален. Нереально отражение в том смысле, что то, что я возлагаю, надежды, которые я возлагаю на отражение в зеркале, я не смогу осуществить. Вот то, что я хочу от зазеркалья, я никогда не получу. Если я в зеркале вижу стакан воды. Если я в зеркале вижу жилище, в зеркале вижу теплую одежду, я никогда не утолю своих нужд, если я буду возлагать надежды на то, что я вижу в зеркале. В этом смысле окружающий мир, он так же реален или нереален, как реально или нереально отражение. Об этом говорит любая йога.

00:01:58 Дальше разные пути йоги, разные системы йоги говорят, как это осознать. Одно дело мы говорим, что этот мир не очень реален. Но как, же он нереален? Вот, я могу его потрогать. Разные системы йоги предлагают, что окружающий, именно окружающий мир, — не внутренний, а окружающий мир, — он иллюзорен, а тот, кто видит этот мир, наблюдатель — он реален. Это называется таким словом «самосознание». Достичь самосознания. В гьяна-йоге это называется «увидеть Неизменное среди изменчивого». Когда вы сможете среди всего, что нас окружает, увидеть то, что никогда не меняется, вот тогда вы увидите настоящую реальность.

00:02:53 Теперь вопрос: «А для чего нам нужна реальность? Неужели нас здесь не устраивает, находиться в окружающем мире?» Ответ очень простой. Реальность нужна, потому что нужды наши, чаяния, надежды — они реальны, но окружающий мир, в котором я хочу утолить эти надежды, утолить эти нужды, он нереален. Мы все хотим быть счастливы. Мы все хотим свободы. Мы все хотим не пребывать в иллюзии. В мире, который нас окружает эти желания исполнить невозможно. Поэтому йога любая призывает к познанию истины. Слово «йога» означает, «йо» — слияние, «га» — это идти. Соитие с истиной, слияние с истиной.

00:03:44 Здесь уже разные системы йоги разнятся. Одни говорят: «Нужно просто раствориться в этой Истине. Стать частью этой Истины и потерять свою индивидуальность, как капля растворяется в море. Капля перестает существовать». Другие системы йоги говорят, что эту истину нужно созерцать. Она открывается, вы её сначала видите рассудком, а потом вы её видите своим внутренним взором. Эта истина предстает перед вами в виде четырехрукого Вишну. Вы просто Его созерцаете. Такая двумерная голограмма. Как вы не обойдете Его, он всё равно будем к вам лицом находиться. Как картина на стене. На вас человек смотрит, портрет, вот он смотрит на вас и какой бы угол вы ни заняли, он всё равно будет на вас смотреть.

00:04:40 Третья йога, она, пожалуй, единственная среди всех. Она говорит, что с этой самой Истиной можно не растворяться, можно не созерцать Ее, а можно с Ней вступить в личные отношения. Эта йога называется бхакти. Но поскольку здесь присутствующие практикуют йогу созерцания, не растворения в Истине, а созерцания, то, наверное, интересно будет о Ней послушать. Да? Или может быть вообще неинтересно?
— Интересно вступление в контакт.
— В контакт, да. Так вот йога, которую мы привыкли называть йогой: это физические упражнения, медитация, она как раз призывает к созерцанию этой Истины. Способ достижения этой цели — это, наверное, присутствующие знают лучше меня. Это какие-то физические упражнения, дыхательные упражнения, упражнения на внимание, сейчас это принято называть медитацией, упражнения для контроля своих чувств, для контроля своих мыслей. После этого, эта самая частица сознания, её сейчас называют «душа», последние две тысячи лет, эта самая частица сознания, она начинает созерцать Истину или Неподвижное среди движущегося.

00:06:04 Это происходит, когда чувства восприятия опрокидываются их внешнего мира во внутренний мир. Потому что Неподвижное среди движущегося это только «я» сам. Я сам недвижим. Все остальное вокруг меня движется. Начинается йога с физических упражнений. Для чего они нужны, эти физические упражнения? Для того, чтобы… Именно с дыханием они связаны. Для того чтобы понять, что моё собственное тело — это не «я» сам. Это некая одежда, через которую я наблюдаю некую реальность. Это не есть «я». Это можно сказать «очки». Это тело, этот скафандр, которым я прикасаюсь, которым я вижу, слышу, нюхаю и ощущаю на вкус. Но это не я сам.

00:06:54 Так вот, чтобы понять это, не просто теоретически, а понять это — даются всевозможные физические упражнения. Прежде всего, они связаны с управлением жизненных потоков в теле. Их существует пять. Каждый поток имеет двунаправленность. Получается, десять потоков. Когда они приходят в равновесие, тогда душа или это сознательное существо, «я» сам, я выхожу из тела. Не физически выхожу из тела, а я как бы смотрю на себя со стороны. Я понимаю, что это тело всего на всего набор стихий, набор пяти стихий: это твердь, жидкость, газ, огонь или тепло и это пространство. Газ или воздух, его ещё называют. Дальше, после этих физических упражнений. Они называются, по-моему, асана и пранаяма.

00:07:54 Дальше идет ступень контроля чувств, контроль ума. В целом, это называется, по-моему, дхьяна. Когда физические упражнения или созерцание своего тела переходит в осмысление, что такое тело. Вы видите, что тело состоит из пяти стихий, и оно имеет форму. С помощью дхьяны или с помощью сознательного рассуждения. «Дхьяна» скорей переводится, как непрерывное рассуждение, непрерывное размышление. С помощью размышления вы понимаете, что есть две тени, и когда эти тени перекрещиваются от разных источников, то перекресток этих теней, он темней, чем каждая тень отдельно. Видели такое? Две полупрозрачные тени, когда они находят друг на друга, то это пересечение, оно более темное. Мы уже видим не просто тень, не просто эти вот лучи теневые, а мы видим какой-то четырехугольник. Дальше, если мы от третьего источника направим в этом место тень, то мы увидим, что это затенение стало ещё темнее, и приобретает ещё одну форму. Потом от четвертого и от пятого, получается, в конце концов, некая форма. Это как раз и есть наше тело.

Первоэлементы в традиции йоги

00:09:19 Если мы представим, что эти пять стихий, которые я перечислил: твердь, жидкость, газ, излучение и пространство. Это некие стихии. Они всегда бесформенны. Когда эти бесформенные тени пересекаются, получается некая форма. Эта форма и есть моё тело. Мое тело — это пересечение пяти бесформенных стихий. Кода вселенское тепло смешивается с вселенской твердью в каком-то одном месте пространства с вселенским пространством, вселенским газом, вселенской водой, то получается вот то, что мы видим — это тело. Причем мы видим с вами это тело в видимом спектре. Если б мы смотрели в тепловом спектре, оно б выглядело по-другому. Мы просто думаем, что вот то, что мы видим в зеркале — это и есть моё тело. На самом деле, тело, если мы его смотрим в тепловом спектре, оно огромное. Оно занимает, скажем, эту всю комнату.

00:10:22 — Правильно ли я понимаю, что каждый человек это определённая комбинация этих пяти стихий?
— Тело человека.
— Ну, да.
— В различных пропорциях сочетание этих пяти стихий. Но йога так же говорит, что есть три тонких стихий, которые неразличимы. Они называются ум, мысль, рассудок и мнимое «я». Но мы о них сейчас не говорим, потому что мы говорим о физической йоге. Физическое тело состоит из пяти стихий. Там, где они пересекаются эти пять стихий, получаюсь я, вернее, моё тело. На этом этапе, который называется «дхьяна» душа или сознательное существо понимает, что это не «я», а это просто сочленение пяти стихий.

00:11:13 Дальше с помощью этой дхьяны, он понимает, что вода, которая присутствует в теле, она, на самом деле, не во мне, она всё равно принадлежит воде или жидкости. Твердь, которая в моем теле — это тоже не мое. Она принадлежит общей массе тверди. Тепло, оно тоже не во мне, оно принадлежит общей массе тепла вселенной. Он понимает, что у меня нет формы. То, что я вижу — это просто пять теней соединились. Но это лишь временно, на какое-то мгновение. Как таковой формы у меня нет. Я просто наблюдаю за этим, но это не «я». Дальше он начинает рассуждать: «А что же такое эти стихии?» На этом уже дхьяна заканчивается или гьяна, по-моему. Он приходит к выводу, что эти стихии это просто напросто понятия. Стихий, как таковых нет. Это просто понятия. Вода — это не вода, а понятие. Каплю я могу видеть, а воду я не могу видеть. Язык пламени я могу видеть, а пламя, как таковое или огонь я не могу видеть. Песчинку или камень я могу видеть, а окаменелость, т.е. твердь, я не могу видеть, потому что у нее нет формы.

00:12:28 Поскольку он понимает, что твердь моего тела, тепло моего тела, вода моего тела — это часть всеобщего тепла, воды и т.д., то он начинает рассуждать: «А что же такое вообще тепло, огонь? Что же такое вообще твердь, вода, воздух?» Он понимает, что это просто напросто понятия. Они существуют лишь в моем сознании. Так йог убивает своё тело. Не физически, а он просто понимает, что его нет. Я что-то наблюдаю, но это просто сочленение пяти понятий. На этом этапе наступает свобода или мукти, ещё его называют. Одна из ступеней йоги — освобождение. Его называют мокша или мукти. Он освобождается от понятий: мое, кувшин, дом, семья. Этих понятий просто нет. Их нет физически. Они существовали в его голове, как сон. На этом этапе он становится перед дилеммой: либо обрести свободу, либо обрести силу над этим миром понятий. Он имеет возможность выбрать.

Сверхспособности йогов, сиддхи

00:13:53 Есть такие восемь йогических совершенств. Я всех их не помню. В их число входит умение становиться легче легкого. Это то, что мы говорим «по воде можно ходить». Тяжелее тяжелого, доставать на любом расстоянии любую вещь, видеть чужие мысли, управлять чужими мыслями, создавать миры и, в общем, ещё какие-то. Их восемь. Мы говорим «йога», на самом деле, правильно называть «аштанга-йога» или восьми ступенчатая йога. На восьмой ступени йог становится перед выбором — либо обрести власть над миром, т.е. ходить по воде, доставать что угодно, другими словами, создавать у других впечатление, т.е. для кого-то. Мне ж не надо по воде ходить. Не мне лично, мне-то надо, но йог рассуждает. Если настоящий йог, он говорит: «Зачем мне ходить по воде, если я свободен». Но кто-то думает: «Это же здорово ходить по воде. Во-первых, мне будут рукоплескать, потом мне будут все принадлежать. Я смогу построить ашрам. Я себе волосы кудрявые сделаю. Ко мне будут приезжать, и я буду из кулака создавать колечки, кому пепел». В мгновение раздает кому позор, кому бесславие. Вот, он колечки может раздавать, пепел и т.д., лечить кого-то.

00:15:26 Он снова вступает в отношения с этим миром, но он уже обладает некой власти. Как он входит по воде? Когда йог осознает, что этот мир все на всего понятия. Он как бы выскакивает из физического мира, где действуют законы тяготения. Камень тяжелей воды, но когда вы понимаете, что это не камень, а это твердь, а вода — это не вода, а жидкость, а это просто напросто понятия в неком уравнении, то вы понимаете, что одно понятие не может быть тяжелей другого. Вот камень, может быть, тяжелей воды или тело тяжелей воды. Понятие тела и понятие вода. Не может быть, что тяжелее, а что легче. Это как в уравнении или как числа: «Что тяжелее — девять или шесть? Что тяжелее — единица или восьмерка?» Это понятия метафизические, т.е. математические. Там не действуют законы физического мира. Восьмерка к единице не стремится. Между ними нет связи.

00:16:36 Точно так же йог, он понимает, что этот мир всего на всего понятие. Поскольку одно понятие не может быть тяжелее другого, то понятие тела может находиться над понятием воды. Вот он и пошел. Для нас это звучит, как фантастика. Я вам просто теорию рассказываю. Что происходит, когда йог? Зачем вы занимаетесь йогой: голову закидываете за ноги, наоборот? Цель этого это осознать, что у вас нет ни ног, ни головы и т.д. Это первый, один из его выборов.

00:17:15 Второй выбор. Он понимает, что я никак с этим миром не связан. Мне не нужно ни по воде ходить, потому что этих понятий нет. Это все выдумано. Я могу девять написать на бумаге, а могу и не написать. Тогда он достигает состояния свободы. У него нет отношений с окружающим миром. Он свободен. Если он делает вот этот выбор. Он не берет на себя силы никакие. Он не остается в этом мире. Не остается управляющим этого мира, а выбирает свободу — тогда он может идти дальше. Он может узреть это Истину. Она открывается ему. Это называется, эта истина называется «параматма», т.е. высшее «Я». Он начинает видеть единое сознательное начало во всём сущем. Сначала он сознает себя «атман», своё «я», что это «я» никак не соприкасается с окружающим миром. А потом он видит некое «Я», которое не является им самим, но оно пронизывает все «я», все мелкие, индивидуальные «я». Он начинает созерцать. В этом он испытывает восторг или экстаз йога. Он растворяется в этом созерцании. Он там остается. Эта душа вечно созерцает Высшую душу или, как греки говорили, мировою душу. На этом йога заканчивается. Какие-нибудь сомнения или, может быть, возражения есть?

00:18:49 — Второй вариант, это как бхакти-йога?
— Нет, бхакти-йога, она дальше идет. Но она, наверное, вам не очень интересна.
— Интересна.
— Интересно?
— Интересно, как вы это говорите.
— С чего нам нужно? Правильно или нет такого, что тебе ближе, тем ты и занимаешься?
— Какой йогой? То, что я описал?
— Кундалини-йога, хатха-йога и т.д. С чего она начинается у человека, который с этим незнаком или это для него неважно?
— А я не знаю, что такое кундалини-йога. Она не упоминается, кундалини-йога не упоминается в источниках. Вот, что упоминается это: аштанга-йога. Хатха-йога — это третья ступень аштанги-йоги, восьмичленная йога. Аштанга-йога, потом йога карма — это йога бескорыстной деятельности. Есть гьяна-йога или ещё называют санкхья — это йога рассуждений. Вы просто рассудком добиваетесь того, что делает человек бескорыстно трудящийся в миру. Не то, что он зарплату не получает, а он непривязан к плодам труда своего. Это получается гьяна-йога, рассудок. Ты отсекаешь формы этого мира, образы этого мира. Ты из своего сознания отсекаешь, понимая, что мир в тебе находится. Не ты живешь в мире, а мир в тебе живет.

Высшая ступень йога — бхакти-йога

00:20:36 Есть ещё бхакти-йога. Это высшая ступень йога. Это не просто бескорыстно действовать, а бескорыстно действовать ради кого-то. В бхакти-йоге предлагается ради Всевышнего или этого самого параматмана, Высшей души. Можно бескорыстно действовать, а можно действовать ради кого-то. Это заключает в себе и бескорыстие и это заключает в себе личные отношения с Ним.
— Пристрастность, получается.
— Да, это пристрастность, но пристрастность к кому? Вопрос не действовать с пристрастием или беспристрастно, а к кому действовать — беспристрастно к этому миру, но с пристрастием к своему Хозяину, к Господину своей души. В бхати-йога привносится понятие Безусловная Истина или Господь Бог. Во всех остальных йогах этого нет. Некий Бог, с которым можно вступить в отношения. Высшая ступень бхакти-йоги — это Бог не как наблюдатель за тобой, который контролирует тебя, и который вознаграждает тебя за бескорыстные поступки ради Него и наказывает за корыстные поступки, а Бог, который не награждает, не спасает, а просто играет. Сам в Себе Он играет. Он самодостаточен. Для того чтобы Ему было хорошо, Ему необязательно тебя наказывать или благодарить. Ему и так хорошо. Цель бхакти-йога в высшем смысле, полноценной бхакти-йоги — это играть с Ним.

00:22:25 А с чего начинается йога? Вот, йога упражнений — это третья ступень, хатха. А первая две ступени — это яма и нияма, делание и неделание. Вот, что надо делать и, что нельзя делать. Яма, нияма. Некий свод правил, что ты должен делать и что ты не должен делать в повседневной жизни, а потом ты уже можешь перейти к физическим упражнениям. Это делание и неделание, оно, по сути, сводится к непричинению насилия, непричинению вреда другим. Относится без зависти к другим. Это значит, не убивать их. Не есть их мясо. Стараться занимать, как можно меньше места. Если вы кого-то едите, то вы занимаете слишком много место в его сознании, потому что он же думает о своем убийстве. Стараться не занимать ни в чьем сознании много места. Не шутить.
— Без этого нельзя?
— Без этого вы не сможете в позе лотоса сидеть.

00:23:40 — Не есть мясо...
— Ну, это рекомендуют. Мы же говорим о йоге, мы не говорим о фитнес центре. Правда? Нам нужно на берегу договориться, что такое йога. Это уметь делать шпагат и хорошая растяжка или это некая система мировоззрения, система отношения к миру, поведенческая система, эмоциональное состояние?
— Начать со средней ступени, потом постепенно вводить первую, вторую нельзя?
— Не совсем так. Поэтому она называется не восьмиступенчатая, а восьмичленная. Это можно делать и параллельно. Аштанга: «ашта» — восемь, «анга» — это части тела, члены тела. Аштанга. Можно с любого начинать. Просто что-то труднее делать, не пройдя первое. Например, созерцать свою истинную суть, т.е. осознать, кто я такой очень сложно, если ты не выполнил какие-то другие условия. Если ты не уравновесил свой ум, тебе очень трудно подумать о себе. Если твои мысли бегают от одного объекта к другому шестьдесят раз в секунду, то тебе очень трудно подумать о себе самом. Поэтому говорится, что без одного ты не можешь сделать другое, без одной ступени не можешь пройти на другую. Говорится, что трудно.

Как уравновесить ум?

00:25:18 Как уравновесить свой ум? Нужно уравновесить свой жизненный воздух (прану). Вот, если вы замечали, когда мы гневаемся или нервничаем наше сердцебиение, наше дыхание учащается почему-то. Наши десять воздушных, жизненных потоков, они приходят в дисбаланс. Мы начинаем в гневе, в расстройствах мы начинаем быстро дышать. Воздух выходит из состояния равновесия. Поэтому в йоге даются упражнения на дыхания, чтобы привести воздух в состояние в равновесия, чтобы потоки эти ходили естественно. Эти потоки пронизывают органы тела. Каждый орган тела имеет свою плотность. Каждый орган тела вибрирует своей частотой. У сердца своя частота, свой цикл жизни, жизненная вибрация. У почек — другая, у крови — третья. Эти жизненные потоки, они уравновешивают плотность каждого органа тела. Но если вы питаетесь неправильной пищей, скажем, слишком острой, слишком соленой, жареной, сухой, то у вас какие-то органы теряют запланированную плотность и жизненным потокам труднее через них пройти.

00:26:50 Йога — это не просто физические упражнения, а определённый способ питания. Питаться нужно так, чтобы жизненным, воздушным потокам легче было циркулировать по всему телу. Это все в комплексе: вы правильно питаетесь, вы правильно дышите. Этим самым вы добиваетесь, что ваш ум приходит в состояние умиротворения. Когда вы находитесь в состоянии умиротворения, вы тогда можете сосредоточиться, оторвать свой взгляд от внешней реальности, которая выводит нас из состояния спокойствия и обратить свой взгляд во внутреннюю реальность, и там обрести спокойствие. В этом спокойствие вы, наконец, увидите себя. В состоянии безмятежности вы увидите, кто я есть на самом деле. Вот, кто мы такие? Мы же не знаем, кто мы такие. Когда-то мы болтались в чьей-то мошонке, а теперь мы директора предприятий, жены, мужья. Кто мы на самом деле? Потом мы будем дряхлыми стариками и старухами, а кто мы такие? Есть ведь нечто, что объединяет все эти существа: маленькие с хвостиком, потом больших без хвостиков, потом дряхлых непонятного рода племени. Кто-то один присутствует во всех этих формах. Этот один, он и есть «я».

00:28:09 Но как бы мы не вскрывали наш мозг, мы себя там не найдем. Как компьютер: как бы не вскрывали жесткий диск, мы там никогда не найдем внутри жесткого диска, Windows Xp. Его там нет. Даже, если мы на каждый атом разберем жесткий диск, мы там не найдем программу. Вот, «я» — есть программа. «я» — есть жизнь. Некая программа, которая заставляет эту материю работать в определённом режиме. «я» — программа, но в материи меня нет. Осознать это можно, когда я нахожусь в состоянии спокойствия. Но когда мои мысли бегают от одного объекта к другому, я не могу осознать себя.
— Это практически нереально в современном мире. Для того чтобы осознать самого себя, надо отречься от всего окружающего.
— А мир не может быть современным. Мир может быть окружающий.
— Да, окружающий нас мир. Тебе надо отречься от всего, что тебя окружает: семья, родственники, любимые.
— Да, так мы говорим сейчас о йоге или мы говорим о фитнес центре?
— Нет, мы говорим про йогу.
— Для этого надо отречься. Но не физически отречься, а в своем сознании. Если кто-то называет вас дочерью, это не значит, что вы должны называть её матерью.
— Т.е. обязанностей никаких нет?
— Обязанностей нет, есть действие...

Понятия обусловленного мира

00:29:40 — Рама Кришна всех отсылал к жене и к детям, прежде чем думать...
— Прежде думать о своей жене.
— Нет, он отстранился от всех обязанностей...
— Но если даже Рама Кришна, то тогда это уже. Речь идет не об уходе в монастырь, а об осознании того, что в этом мире у вас нет ни родственников, ни жены, ни детей, ни родителей. Осознание — не уйти из квартиры, а понять, что в этой квартире живут соседи и они вас почему-то называют дочерью. Ну, это их, правда, это их дела.
— Все даже йоги...
— Это и есть йога — соитие не с окружающим миром, а с внутренним миром. Отречься в своем сознании от этого мира. Не вожделеть к плодам своего труда. Не вожделеть к грядущему и не скорбеть о прошлом. Это уже одна из заповедей бхакти-йоги: не вожделеть к тому, что будет, потому что этого нет ещё и не скорбеть о том, что было, потому что этого уже нет. Это были просто переживания и будут просто переживания. Не считайте ничего своей собственностью. Если вы хотите обрести свободу, вы должны: либо обладать всем, либо не обладать ничем. Тогда вы будете свободны. Если у вас есть хоть что-то, если у вас есть понятия «я» и «мое», тогда вы будете испытывать страх потерять это и не сможете обрести свободу. Если вы не сможете обрести свободу, вы не сможете себя обрести, потому что мы по природе свободны. Но мы себя связываем понятиями: мужчина, женщина, русский, монгол, богатый, бедный, молодой, старый.

00:31:41 Понятия. Мы себя связываем этими понятиями. Как только мы надеваем на себя понятия, мы обязаны вступать в отношения с кем-то. Я себя называют молодым, сразу вокруг меня появляются старые. В йоге называется становление. Если я становлюсь, значит, я становлюсь отрицаниям чего-то. Если я становлюсь, как мужчина, значит, я есть противоположность женскому. Если я становлюсь, т.е. мыслю себя, как женщина, я — противоположность мужскому. Старый-молодой, высокий-низкий, толстый-худой, богатый-бедный. Как только я себя определяю, я сразу вступаю в отношения со своим антиподом. Понимаете? Я становлюсь. И чем больше этих становлений или ярлыком на себя вешаем, тем больше мы себя связываем антиподами. Если я налогоплательщик, значит, есть налогосборщик, мытарь. Если я верующий, значит, есть неверующий. Если я мужчина, значит, есть женщина. Понимаете? Эти понятия, как только вы разрываете, вы уже не вступаете в отношения ни с налоговыми инспекторами, ни с мужчинами, ни с женщинами, ни со старыми, ни с молодыми

00:33:00 Вы спросите: «Так, как же? Человек тогда умирает?» Нет, они его по-прежнему считают налогоплательщиком, мужем и женой. Но те действия, которые он производит, они расценивают, как отношения с ним, а он расценивает просто, как телодвижения. Например, он платит налоговую службу — они считают, что он платит, а он считает, что какая-то рука что-то протягивает. Ты в сознании разрушаешь связи с этим миром, но им кажется, что все нормально.

Определение свободы в разных школах йоги

00:33:34 — В любом случае, ты Бога не видишь, ты видишь Бога абстрактно.
— На этом этапе ты не видишь.
— Т.е. ты не служишь, получается, близким, а служишь Богу.
— Да, но если мы говорим о бхакти-йоге, то ты теряешь связь с этим миром. Но, что ты приобретаешь? Ты приобретаешь свободу. Но что ты приобретаешь в довесок к этой свободе? Ты приобретаешь одиночество, потому что ты разрываешь связи ,как таковые. Ты совершенно свободен. Бхакти-йога говорит, что нужно разрушить не все связи, а оставить связь со Всевышним. При этом ты не одинок, потому что у тебя есть Повелитель, есть Господин твоего сердца. Бхакти-йога, которую проповедовал Чайтанья: «Он говорил, что Господин твоего сердца — это Абсолютное Счастье или Абсолютная Красота, а не просто Бог, который ведет тебя по правильному пути. Бог не хороший, а Бог красивый». Мы как бы забегаем. Бхакти-йога, она не лишает вас свободы, потому что вы свободны от связи с этим миром и избавляет вас от одиночества. В целом, йога, она дает свободу, но она дает и одиночество. Потому что только одинокий может быть свободным.

00:35:02 — Ты не связан никакими правил только, когда ты один. Так гласит классическая йога. Ты свободен, когда ты один, когда ты понял, что в этом мире нет ничего, кроме тебя.
— Но учителя, они служат и как бы любят своих учеников.
— Тогда они не йоги.
— Семьи многие имеют.
— Тогда это не йога. Если он вступает в отношения. Если он говорит: «Я — учитель, а он — ученик», тогда он не учитель йоги. Мы ведь сейчас говорим о йоге, а не о семьях йогических и не о Рама Кришне. Мы говорим о йоге, как таковой. Йог, он уходит из этого мира. Он может ходить по улицам или может сидеть в пещере, но его ничто не связывает с этим миром. Если вы хотите примеры из йоги, это были такие йоги, как Джада Бхарати или Ришабха, которые жили, как животные. На них мочились. В них кидали экскременты, камни. Они ни на что внимания не обращили. Это йога, а те, которые сидят и проповедуют: «Я — учитель, ты ученик» — это не йога, если мы говорим о классической йоге.

00:36:22 — В бхакти-йоге этого нет, потому что бхакти-йога не проповедует свободу. Бхакти-йога говорит: «Ты будешь свободен не когда ты потеряешь своё "я", не когда ты станешь один, ты будешь свободен, когда ты будешь рабом Самого Свободного. Другими словами, когда у тебя ничего не будет, даже самомнения, тогда ты будешь свободен, а не когда тебя не будет». Классическая йога говорит: «Ты должен перестать самоотождествлять себя с чем бы то ни было». Бхакти-йога говорит: «Ты должен перестать отождествлять с этим миром себя. Быть слугой Самого Свободного — это более свободно, чем быть одиноким».

00:37:09 — Но такие люди живут в социуме?
— Внутренне или внешне, т.е. можно ли их в метро увидеть?
— Но я думаю, что можно их увидеть в метро. Я не видел. Мы теоретически говорим.
— Может он замаскировался.
— Скорее всего. Она вообще маскируются хорошо. Внутренне он не в социуме, но внешне он может производить какие-то действия. Есть классический трактат Бхагавад-Гита, там все йоги кратко описаны. Арджуна, он задает вопрос своему другу Кришне: «А как это йога? Эти йоги, они вообще есть, как вы спрашиваете? Как его отличить от других?» Кришна говорит: «В целом, он так же ходит, так же говорит, выполняет те же самые действия: моргает и т.д. Он перечисляет все действия: сидит, стоит, лежит и ходит. Четыре действия он производит, но внутренне он этому миру не принадлежит». Как вот человек задумался в толпе о чем-то, он уже не в толпе, он думает о чем-то. Он уже там. Так же и йог, он находится во внутренней реальности.

00:38:26 В Гите есть замечательный стих: «Что для мудреца день, для обычного человека ночь. Что обычного человека день — для мудреца ночь». Казалось бы, они находятся в физическом пространстве вместе, но мудрец спит там, где обычный человек-мирянин находит свет, там, где он бодрствует. Другими словами, то, что для мирянина важно — для него неважно. Для него (мудреца) это сон и наоборот.

00:39:01 — А как вот объясняют всех остальных, кто тебя окружает? Для чего они вообще нужны?
— Так они тебя не окружают.
— Нет, но есть же другие люди или их нет? Их кто-то выдумал?
— Это понятия.
— А, это понятия.
— Например, понятие «мама». Вы можете описать маму или понятие «мама» можете описать? Вы сейчас будете свою маму рисовать.
— Естественно.
— Но это ваша мама, а я говорю вообще «мама» или мамы не существует? Это некое понятие. Это то, что тебя породило. И это понятие вы отождествляете с неким тельцем. Вы говорите: «Вот это мама». Понимаете? Или понятие «дом» Вы можете мне дом описать, как он выглядит. Вы сейчас свой дом опишите или дом своей мечты.
— Нет, там, где тебе тепло и уютно.
— Пустыня.
— Тепло и уютно.
— А что значит, уютно?
— Тепло в плане, душевно. Чувствуешь себя хорошо.
— На лавочке.
— Нет. Это некое понятие. Там, где тебе комфортно, а почему же вы крышу рисуете?
— Не рисую крышу.
— Хорошо. Есть понятие «здание».
— Я и здание себе не рисую.
— Т.е. здание не существует? Я дом имею в виду не «home», а дом, как «house».
— Домашний очаг.

00:40:41 — Да, или понятие «потолок». Потолок может быть таким, а может быть другим. Но есть понятие, а это лишь воплощение понятия. Что их объединяет? Их объединяет понятие. Когда вы понимаете, что в этом мире ни домов, ни мамы, ни папы, а есть понятие «дом», понятие «мама», понятие...
— Есть ты.
— Есть ты. Кто ты, ещё ты не знаешь. Но есть ты, потому что эти понятия, они в тебе существуют.
— А Бог есть или Его нет?
— Он, понятие есть.
— Но, в принципе, его, т.е. моя душа она не может взаимодействовать с любой душой...
— А ты не отождествляешься с буддизмом или с другими религиями?
— Нет, ты себя не отождествляешь. В йоге нет. Буддизм, это же не йога. В буддизме говорится, что вообще ничего нет. Это отдельный клинический случай. Тебя тоже нет. Они не то, что говорят «этого нет» и тебя даже нет, т.е. зеркало отражает само себя. Откуда там образы появляются тогда? В зеркале я вижу образы, но этих образов нет — они отражение другого зеркала. Примерно так. Они очень любят такие апории. Как это? Парадоксами говорить. Так — раз, попадаешь в какой-то замкнутый цикл, где одно отрицает другое, а другое отрицает первое. И ты не знаешь, как из этого выбраться. Это очень умно. В целом, они говорят «тебя нет».

00:42:21 Мы говорим о йоге. Йога говорит: «Есть ты. Есть то, что ты видишь, но оно существует не независимо от тебя, только в тебе. Ты есть настоящая реальность. И есть Высшая Реальность. Потому что если бы ты был единственной реальностью, а все остальное было бы иллюзией, то ты был бы Богом. Если ты единственный, кто существует. А если бы ты был Богом, ты бы не находился в иллюзии. Но если находишься в иллюзии, значит, есть некая истина над тобой или истина, которую эта иллюзия скрывает». Так йога говорит. Человек или душа сначала понимает, что меня окружает ни дом, ни родители, ни друзья, а меня окружают понятие «дом», понятие «страна», понятие «мама». Это все понятия. Потом эти понятия, они как бы схлопываются в моем сознании и растворяются. Понятий больше нет. Остаюсь «я». А то, что было до этого, это был сон. Существует только вечное — «я» Я вечен.
— Это, как избавление от привязанностей.
— Тоже самое, но с другой стороны объяснили.

Чувства, ум, разум и я

00:43:36 Сначала исчезают предметы, потом исчезают — органы, которые эти предметы ощущают. В Бхагавад-Гите говорится: «Чувства или органы чувств стоят над предметами». Почему? Если нет кожи, то и нет гладкого. Если нет ушей, то и ней звуков. Нет глаз — нет цветов. Органы восприятия, они выше, чем предметы восприятия. Но если я не думаю о своих ощущениях, о своих чувствах, тогда даже, если мои чувства соприкасаются с поверхностью, но я не думаю, т.е. я не вкладываю туда своё сознание, то и поверхности не будет. Если я не думаю об образе, даже если мои глаза открыты и глаза соприкасаются с этим образом, но я не думаю о том, что я вижу, то я ничего не увижу. Я буду где-то в другом месте. Чувства, стоят над предметами, а ум стоит над чувствами. Дальше, стоит рассудок. Это очень летучее понятие, рассудок. Рассудок, он эти ощущения, которые ум в себе скапливает, он разделяет на «нужно оно мне или не нужно», т.е. определяет ценность моих ощущений. Бежать мне от этого или не бежать.

00:45:09 Например, мне что-то нравится, мне нравится что-то теплое. Я пришел с мороза, я вижу теплый огонь. Мне ум говорит: «Это теплое. Я вижу огонь, я прикасаюсь». Но рассудок мне говорит: «У тебя просто оледенели пальцы. Ты не чувствуешь, как у тебя сейчас пальцы сгорят, а ты этого чувствовать не будешь». Рассудок, он такая более тонкая субстанция. Над рассудком уже стою «я». Кто это все ощущает? Кто это думает? Кто это видит, мыслит и рассуждает? Это «я». Йога, сначала вы предметы растворяете в чувствах. Понимаете, что без чувств предметов нет. Как в фильме «Матрица», когда главному герою негр задает вопрос: «Что более реально — предмет или то, как ты его ощущаешь или ощущение от этого предмета?» Когда мы отвечаем на этот вопрос, что ощущение предмета, оно более реально, чем сам предмет. Потому что я могу видеть. Меня ударили по голове, я уже всё это зеленым. Потом опять ударили, я это вижу все красным. Не то, что оно красным или зеленым становится, а моё восприятие меняется. Ощущения, они реальней, чем предметы, но осмысление этих ощущений ещё более реально, чем ощущения. Но «я», который осмысляю и ощущаю ещё более реален, чем мыслительный процесс.

00:46:38 — Вы как бы погружаете предметы в чувства, чувства в мысль, мысль в рассудок, а рассудок лопается, и вы остаетесь с самим собой.
— Хорошо, а если есть понятия, которые нас окружают. Есть понятие «еды», которая тебе необходима для существования.
— Нет, не тебе. Понятие «еда» необходимо понятию «тела».
— Хорошо, но если ты осознаешь, что все вокруг понятия и тебе конкретно, как душе, еда не нужна, ты не продолжишь своё существование?
— Свое продолжишь, существование тела. Тела живет, покуда в нём движется, сбалансированы десять воздушных потоков. Если вы можете их балансировать без еды, еда вам не нужна. Для чего нужна еда телу? Когда вы едите пищу, то она сгорает. Сгорая, она толкает воздух. Для этого нужна еда. Она просто толкает эти самые десять воздушных потоков. Если вы их можете толкать без еды, если вы можете поддерживать этот огонь, не подбрасывая в него дрова — ваше тело будет существовать.
— Это возможно?
— Да, йоги, когда они удаляются в медитацию, они не едят, не пьют. Они питаются воздухом, святым духом ещё говорят. Да, есть такое.

00:48:11 — Тело живет, пока в нём воздух есть.
— Махарадж, т.е. йог может войти в состояние медитации и год...
— Год, сто лет, тысяча лет. Пока есть воздух, ваше тело будет существовать. В нашей мирской жизни, в обыденной жизни, нам этот воздух нужно толкать с помощью еды. Еда сгорает, и огонь создает потоки воздуха. Эти десять потоков, они ходят. Поэтому йога говорит: «Важно, что ты ешь». Пища сгорает и, если она неправильная, то происходит дисбаланс и болезни.
— Или же нет?
— Вы это уже осознали?
— [Не слышно].
— Когда вы осознаете, да. Мало произнести, нужно это понять. В Гите Кришна говорит: «Нужно выполнять свой долг пусть даже несовершенно, чем чужой безупречно». Если ты не осознал, что
тело может без еды, то не нужно имитировать йогов. Иначе ты будешь думать: «Это моё тело. Оно требует еды», но ты не даешь еды. И оно умрет. Когда ты поймешь, что это не твоё тело, а просто понятие, тогда понятию не нужна каша. Какие-то сомнения может возникли у кого-то? Может кто-то возразить хочет?

Внутренняя мольба преданных

00:49:52 — А чем в жизни занимаются приверженцы бхакти-йоги? [Не слышно]
— Это никак не регламентируется. В целом, они каются. Они находятся в состоянии покаяния все время. В состоянии покаяния, т.е. внутреннего осмысления. В состоянии молитвы они находятся. Эта молитва, она может быть внешней, когда вы произносите имя Бога, а может быть внутренней, когда все время о Нем думаете. Состояние молитвы. Этим занимаются приверженцы бхакти. ОН может и в метро ездить, и может водить собственный самолет. Может жить в монастыре, может жить один, но всегда находиться в состоянии молитвы. Тем самым ты связан с Тем, кому ты обращаешь молитву.
— Наверное, это невозможно.
— Невозможно.
— В социуме.
— Вообще, невозможно. В одиночестве ещё хуже. Мы теоретически говорим. Это, конечно, невозможно, но кто-то пытается. Нельзя начертить абсолютную, круглую линию. Круг нельзя начертить. Некоторые этим занимаются.

Маха-мантра и мантра «Ом»

00:51:21 — Скажите, что такое мантры?
— Мантры — это заклинания. Разные мантры. Есть мантры.
— В йоге используются мантры?
— Мантра "Ом" в йоге используется.
— А другие?
— Я не знаю. В бхакти используется мантра «Харе Кришна». Ее Чайтанья пятьсот лет назад дал. А вообще общая мантра это «Ом тат сат». Других я не знаю.
— Какое значение имеет эта мантра?
— Ом, означает, да. То, что ты ищешь — да, существует. Ом! Да с большой буквы. Гигантское да. Осталось только осмыслить, что же я все-таки ищу: ищу я свободу, ищу я силу, ищу я власть, ищу я известность. Ом, да. Это все есть. И, если ты честен с собой, то ты понимаешь, что на самом деле, ищещь ты счастье, что тебе не власть нужна, а власть нужна как средство достижения счастья. Не свобода нужна, а свобода, как средство достижения счастья. Когда ты понимаешь, что на самом деле ты ищешь счастье, тогда твой Ом настоящий. Ом, да — счастье действительно есть.

00:52:47 — Теперь, как его искать?
— Как понять, что такое счастье?
— Пока надо понять, что оно есть. И поскольку ты не можешь силой его взять ни физической, ни умственной. Поскольку ты не можешь понять, что такое Счастье, то тебе остается сдаться. Признав свою слабость перед Счастьем. Ты же не можешь его самостоятельно взять и в рог согнуть в бараний. Тебе остается ждать. Ждать, когда Оно само низойдет. Это и есть бхакти. Здесь начинается бхакти, когда ты к Счастью относишься, как к своему господину. Ты не творец счастья, а ты ждешь смиренно, когда оно милостиво соблаговолит низойти до тебя. И готов ждать бесконечно. Для этого бхакти-йогу тоже советуется осознать свою вечную природу. Для того, чтобы быть готовым вечно ждать, когда Всевышний коснется его, когда любовь его коснется.

00:53:50 — Чем заниматься, пока ты ждешь?
— Сидеть, стоять, ходить, лежать. Так, вы этим уже занимаетесь. Сейчас вы сидите. Вы просто не можете ничем другим заниматься.
— Потому что ничего другого нет.
— Да, поэтому продолжайте: сидите, ходите, стойте. Вы можете сказать: «Я ещё летаю». Нет, вы сидите в самолете.
— А приверженцы бхакти-йоги, у них Господь Кришна или [не слышно]?
— Нет, только Кришна. Полюбить можно только одного. Всех любить невозможно.
— Он же сам, просто имена разные.
— Нет, он только один. Только Кришна. Тут не отвертишься.
— Шуньята?
— Нет, даже Рама Кришна, это не он. Вот, Кришна. Тогда этот «Ом» трансформируется в «Харе Кришна». «Ом» дает вам ответ — то, что ты ищешь есть на самом деле. Дает ответ на этот вопрос. Дает ответ на вопрос: «Счастье, которое ты ищешь, есть на самом деле». Тогда «Ом» переходит в «Харе Кришна». Потому что «Харе Кришна» означает, — я хочу, я готов вечно Тебя ждать. Я готов вечно быть Твоим покорным слугой. Ом разворачивается.

00:55:17 — Это мантра личных отношений к Тому объекту, на который вам ответили: «Да, Он есть». Дальше, чтобы найти Его, эта мантра, она устанавливает правильные фигуры на этой доске. Ты — ищущий, а Он — объект поиска.
— Скажите, а вы знаете, такую историю. Ухаживал человек под именем Джаганнатх. Так вот есть человек, он приверженец Кришны и многие кришнаиты, они занимаются мирскими делами тоже так же [не слышно].
— Внешне, они занимаются. Вы можете сказать, что они сидят, стоят, ходят, едят, моргают, но внутреннее они собирают, как вы говорите, на дела общины. Внутренне они служат, а внешне они ходят. Какие-то ещё может возражения есть?

Что значит Кришна и Шива?

00:56:24 — Скажите, слово «Кришна», оно имеет какое-то значение?
— Означает, счастье. Шива означает благой, т.е. хороший. Шива — означает, хороший. На самом деле, вы ищите не благо, а вы ищите счастье.
— Счастье, имеется в виду, моё счастье и все только позитивное.
— Конечно, личное. Счастье, оно только личное. Значит, Он — личность. Счастье — это личность. Это твоё личное счастье. Не собственное, а личное. Просто в бхакти-йоге между понятием «счастье» и «красота» ставится знак равенства. Красота и есть счастье.
— А если это красота внешняя?
— Это понятие. А что значит, внешняя красота?
— Природа.
— А что это такое?
— Я могу созерцать.
— Это дерево? По нему ползет жук короед? Т.е. счастье — это дерево + жук короед.
— [Не слышно].
— Да, почему?

00:57:43 — Красота не то, что ты наблюдаешь, а то, что тебя наблюдает. В нашем искаженном мире мы под счастьем понимаем хорошее что-то.
— Необязательно хорошее.
— То, что приятно. Приятное и есть хорошее. Разница в терминах. Счастье — это то, без чего невозможно жить. То, что заканчивает твоё существование. После него уже быть ничего не может. После счастья жизни нет. Если после созерцания жука короеда на дереве, вы можете перевести взгляд на что-то другое, значит, это не было счастье. Мы говорим сейчас о безусловном, абсолютном Счастье. Все остальное, что не абсолютное счастье — оно не счастье. Как говорят "после любви жизни не может быть". Жизнь не существует после любви, потому что она есть высшее, что есть. Любовь и счастье.

00:58:47 — Любовь и красота — это все.
— Любовь, это противоположность Красоте. Прямая противоположность, поэтому они и притягиваются. Они друг без друга не живут. Но красота и счастье — это одно и тоже, а любовь — это противоположность их. Они как на циферблате одна минута и пятьдесят девять минут. Они как бы очень далеко друг от друга, при этом они очень близко. Или точное время: это начало часа и конец часа. Так же и любовь и счастье — Кришна и его противоположность. Какие-то ещё может сомнения возникли?

Самоубийство и освобождение

00:59:33 — У меня вопрос. Слишком позитивная атмосфера сейчас.
— Вы хотите испортить?
— Тело человека не есть сам человек. Да?
— Ага.
— Если, к примеру, взять святого, который ведет праведную жизнь. Он попадает под машину, и взять человека, который совершает самоубийство. В каком случае произойдет освобождение? В каком случае не произойдет? И вообще, что произойдет?
— Святой уже освобожден. Ему машина не нужна для этого. Он уже освобожден.
— А если человек заканчивает, кончает жизнь самоубийством?
— Ну, что такое человек? Это понятие.
— Ну, вот он убивает своё тело.
— Человек — это понятие. «я» — истина. Другими словами, «я» — существо. Всё, что меня окружает — это вещество. Дальше из этого вещества появляются некие формы. Одна из этих форм мне подходит. Я называю «это моё тело». Это просто форма вещества некого. Это просто понятие. Вот, что происходит, когда вы перечеркиваете слово «человек»? Написали «человек», потом — раз, зачеркнули. Что происходит? Ничего. Так же и понятие «тело». Понятие «тело» попало под понятие «машина». Просто перечеркнуто и все. Это мы метафизически говорим.

01:00:58 — Но, а с точки зрения химии тоже ничего не происходит. С точки зрения физики он теряет вес, массу теряет. И потом понятие «врач» констатирует понятие «смерть».
— Махарадж, тут вопрос был. Приводит ли самоубийство к освобождению?
— Освобождение, это состояние сознания. Если ты не был освобожден до того, как на тебя машина наехала, то ты и не освобожден после. Если ты был привязан к этой оболочке. Если ты считаешь, что мою оболочку переехало. Я уж не говорю, если ты считаешь, что меня переехало. Даже, если ты считаешь, что мою оболочку переехало, ты получишь ещё одну оболочку, другую. Если ты считаешь, что у тебя сломался прибор, то ты пойдешь его чинить или купишь новый. Если ты считаешь, что это не мой прибор, то ты и не пойдешь чинить. Например, машина столкнулась где-то, ты же не бежишь в автосервис. Мало ли чья машина где-то столкнулась. Но если ты считаешь, что это твоя машина столкнулась, ты поехал в автосервис или купил новую. Точно так же, если ты считаешь, что твоё тело столкнулось с другим телом железным, то ты приобретешь новое. Если ты считаешь, что это не твоё столкнулось, ну, и ладно. Если ты был до этого свободен, то ты и остался свободен. Собственно, это даже и не события для тебя.

01:02:32 — Т.е. человек, совершающий самоубийство, он не может быть свободен по определению, потому что он хотел освободиться от тела. Значит, он не осознал, что тела нет.
— Да. Он родится в новом теле. Но йог, он тоже совершает с внешней точки зрения самоубийство. Он, когда сидит в медитативной позе и считает, что пора уйти. Он десять жизненных воздухов, он собирает в единую кучу и пробивает темечко, и он, это самая частичка сознания, вылетает через точку в голове, и уходит.
— Растворяется.
— Да, но физически вы не сфотографируете. Вы не увидите, как там взрыв произошел, он просто сгорает. Его тело плавится. Это из многих йогических трактатов. Такой йог, он — раз и сгорел. Сгорел, значит, вода вернулась в воду. Воздух растекся в воздухе. Все стихии, которые составляли его тело объединилось со своими океанами: океан воды, океан земли.

Телепортация йогов

01:03:48 — Как вы относитесь к аватарству?
— К кому?
— К аватарству.
— А что это?
— Переселение человека.
— Реинкарнация?
— Даже, не реинкарнация. Допустим, есть Саи Баба, который не философ, а именно тот, кто сидел. Вот он даже сгорает. Появляется из ниоткуда и сгорает.
— Лично я без сердцебиения к этому отношусь, как сказкам каким-то. Даже, если он и сгорает. Ну, и что?
— Значит, он йог.
— Да.
— И Саи Баба, значит, йог.
— Если он так делает, то наверное он йог. Я просто незнаком. Просто йоги, истинные йоги, не демонстрируют свои фокусы. Если он это делает, чтобы впечатлить других, — появился и исчез, — значит, он не йог. Он с этим миром связан. Ему для удовлетворения, для самодостаточности, ему не хватает завороженных взглядов последователей. Ему что-то надо в этом мире. Почему он перед другими это делает? Йоги, они владеют этими силами, но они не перед кем их не демонстрируют, потому что их ничто не связывает. Кому демонстрировать-то? А если они демонстрируют это перед другими, значит, их с этими восторженными взглядами, их что-то связывает. Им недостаточно признания. Им недостаточно восхищения в этом мире. Значит, они связаны с этим миром. Значит, они уже не йоги.

01:05:36 — Йог, это тот, кто соединился с той реальностью, а не с этой. Йога — это соединение. Это значит, он факир, какой-то фокусник. Дэвид Копперфильд, он же тоже пропадает. Ну, вы скажите, но он фокусник.
— Он рассказывает все свои фокусы.
— Вот, вы сейчас выйдите и зайдете. Вы йог или нет? Должен ли я падать перед вами ниц, если вы исчезли и потом появились? Нет. Точно так же он взял и исчез, появился. Вот, когда Будда переправлялся через реку, ему пришлось ждать лодочника. Рядом сидел йог, который сказал: «Вот, ты проповедуешь дхарму. В своих движениях ты зависишь от лодочника. А мне не нужно этого. Я могу сейчас встать и по воде пойти. Мне не нужно лодочника». А Будда ему сказал: «А сколько ты тренировался, чтобы обрести такую способность?» Он говорит: «Двадцать лет». Он говорит: «Тебе понадобилось двадцать лет, чтобы через реку перейти, а мне две минуты надо». Будду не впечатлили эти способности, эти чудеса. Чудо — это то, чему мы не можем дать объяснение. Но когда вы можете дать объяснение этим сверхспособностям, тогда для вас это не чудо. Чему тогда восхищаться?

Доктрина буддизма

01:07:11 — А йога, в своей сути, ничего общего с буддизмом не имеет.
— Йога разная бывает. Буддизмы разные бывают. Я могу только общо сказать. Буддизм отрицает существование чего бы то ни было. Нет даже того, кто йогой занимается. Йога говорит, что есть иллюзия и есть реальность. Ты — часть Реальности. Нужно развеять иллюзию и соединиться с Реальностью. Это в целом йога так говорим. Дальше, разные йоги, разные школы йоги Реальность описывают по-разному. Одни говорят, что это Прекрасная Реальность. Она играет Сама с Собой. Другие говорят, что это неподвижная Реальность, с которой нельзя вступить в отношения. Все школы йоги немножко по-разному. А буддисты говорят: «Вообще нет реальности. Нет ничего реального». Тогда мы задаем им вопрос: «А с кем вы разговариваете? Вообще, зачем тогда вы учите меня буддизму, если вы нереальный? »
— Мне кажется, буддизм более практический. У них и медитации.
— Мы сейчас говорим теоретически. Мы про школу говорим.
— Но Будда есть.
— Нет, Будды нет тоже.
— [Не слышно] для мирских больше людей.

01:08:42 — Будды нет. Вам кажется, что он есть. Потом, его нет и вас тоже нет. Есть практика: «И ты Будда. Он — Будда. И ты Будда. И тебя нет и его нет».
— Временно есть. Оно есть, но временно.
— Т.е. в вечности, в Реальности нет Будды? Вам кажется, что есть вы.
— Ну, да. Избавится от иллюзии.
— Вот, в чем они от йогов отличаются? Они говорят, когда вы избавитесь от этих обозначений, от этого мусора, вас не станет. Другими словами, все мусор. Тогда им задаешь вопрос: «Ну, мусор-то есть? — Нет, и мусора нет. — Так, от чего избавляться?» Они говорят: «Это все слова. Займись практикой. — Но практики ведь нет. — Это тоже слова. Займись практикой». Поэтому я и говорю, это очень скользкая такая школа. Они вам будут говорить «надо заниматься практикой». Нужно делать добро. Целые книги по этому поводу написаны. Вы поймете, что все иллюзия. И в конце они ставят жирную точку: «Но тебя нет. И ничего вообще нет».
— Ну, как?
— Да, нет ничего. Все — пустота. Они пишут книги и говорят заниматься практикой. Ради чего?
— Ради того, чтобы понять. Ради освобождения. Для того чтобы и вы поверили в это.
— А кто мне это говорит тогда? Их же нет.

01:10:24 — Хорошо, кто мне говорит об этом? Ладно, вот, кто меня этому учит? Учение или носитель учения, он сам достиг совершенства?
— В буддизме есть четыре истины. Есть страдания, есть пути избавления. Там нет: «Здесь нет ничего». В конце у них есть нирвана.
— А что такое нирвана?
— До верхов там никто не доходит.
— Хорошо, до нирваны не доходят. А до чего доходят?
— Хотя бы до понимания... Я не буддист.
— С этого и начинать надо. Я не буддист, но мне кажется... В конце они говорят, есть нирвана. А что такое нирвана? Нирвана — это ничего.
— Спокойное сознание, что ты сливаешься со всем миром.
— А что такое весь мир?
— Мира нет.
— Ты сливаешься с ничем.
— С бытием.
— А что такое бытие?
— Вы говорили, что мира нет.
— Это буддисты говорят, что мира нет. Мы говорим, что он иллюзорен. Но если он иллюзорен, то значит, за ним стоит Истина. Что такое иллюзия? Иллюзия — это то, что скрывает истину. Если за иллюзией нет истины, значит, иллюзия и есть истина.

01:11:46 — Я что-то вижу. Вопрос: «Это истина или нет? ». Если это иллюзия, значит, за ней стоит.
— Просветленный разум видит истину. Воспринимает все, как истину.
— Вот, мы их и спрашиваем: «А что такое истина?» Они говорят: «Ничего».
— Какой бы пример привести...
— Приведите. Только, вы знаете, когда приведете, вы не спрашиваете про практики, про ступени, вы в корень его спросите: «Что есть истина? Существует ли вообще что-нибудь? » Они, конечно, будут вам изгаляться умными словами. Вот, как они скажут: «Когда вы дойдете до этого, вы сами поймете«
— Хорошо.
— На английском это называется bounce check. Чек, который нельзя обналичить. Вы подойдете в банк. Вам выписали на миллион долларов, а вам говорят: «А он недействительный». Они кормят вас этими bounce check. Они говорят вам: «Ты иди за нами. Когда ты достигнешь истину, ты сам все поймешь, а пока ты иди за нами». Они не говорят, что.

01:12:58 — Они совершенно милые, приветливые и жизнерадостные.
— Я же не сомневаюсь в этом. Вопрос не в том, милые они или прекрасные люди, а они вообще существуют?
— Существуют.
— Они сказали, что ничего не существуют, чтобы все понять.
— Хорошо. Тогда вы не буддист.
— Да, я не буддист.
— И они тогда не буддисты. Они могут себя называть. Учение Будды вам несут предположительно просветленные, т.е. те, кто познал истину. У них есть, конечно, глашатаи. Эти те прекрасные, отзывчивые люди, которых вы знаете. Но в корне они же эту истину или знание получают от того, кто осознал все, от того, кто постиг истину. Правильно? Предполагается, что у истоков учения стоит тот, кто достиг самой верхушки. Так вот эта самая верхушка — ничто.
— Это философия избавления от страданий.
— Так надо и говорить. Это лекарственной ,медицинское учение. Вы перестанете страдать. Так, зачем мне? Если цель буддизма — это просто не страдать, так можно пойти к анестезиологу и просто не страдать.
— Но, а почему?
— Это проще. Можно обнюхаться, обкуриться и не страдать.

01:14:18 — Чем буддизм отличается от визита к анестезиологу? Анестезиолог говорит: «Ты не будешь страдать, но ты хотя бы останешься«. А буддист говорит: «Для того, чтобы не страдать — тебя не должно быть». Вы их спросите. Вы просто не задавали этот вопрос, наверное. Чтобы не страдать, что нужно? Войти в нирвану. Правильно?
— Необязательно входить. Это последнее. Ты можешь не входить, ты можешь оставаться жить.
— Пока у тебя есть мысль, ты будешь страдать. Пока есть карма, есть страдания. Так говорят.
— Начнем с того, что...
— Вы будете всё равно болеть. Проблема-то в чем? Тело является источником страдания. Именно к нему мы привязаны. Именно его мы хотим продлить.
— Страдания, а ты говоришь: «Есть страдания. Эти страдания ко мне не относятся». Страдания, нельзя сказать, что это такое хорошее. По их рассказам.
— Т.е. они не страдают?
— Я систематизировала. Просто не могу донести до вас.
— За всеми этими словами, вы попытайтесь истину у них выудить. Пока есть мысль, ты будешь страдать. Так говорит буддизм. Чтобы не страдать, нужно избавиться от мыслей. Чтобы избавиться от мыслей, ты должен перестать существовать. Пока есть ты, у тебя будут мысли.

01:15:45 — Почему тогда все монастыри буддистские существуют? Существуют, притом, что многие живут в социуме. Необязательно в монастыре.
— Как они это воплощают, это уже не моё дело. Мы говорим сейчас о школе буддизма. Буддизм говорит: «Если есть мысль, если есть «я», другими словами, то ты будешь страдать. Пока ты существуешь, ты будешь страдать. Пока ты существуешь — ты будешь страдать».
— Есть несколько способов избежания страданий.
— Они предлагают такой способ — перестать существовать.
— Там ещё ложного эго есть.
— Они верят, что ложное эго есть ты. Надо уничтожить ложное эго, но за ним нет ничего.
— Просто они отождествляют себя со всеми.
— Ну, хорошо.
— Они так же разделяют понятия. Есть страдания.
— У них такое рассуждение. Есть страдание. Страдаешь ты. Чтобы не было страданий, не должно быть тебя.
— Нет такого «страдаешь ты». Есть просто страдание.
— У кого?
— Просто существует боль. Они тоже самое говорят, что и вы. Ты — не твоё тело.
— А кто?
— Ты — это чистый разум, но ты до него ещё не дошел.
— Разум мыслит?
— Я не знаю.

01:17:18 — Вот вы его и спросите: «Что вы понимаете под разумом? » Буддхи, они это называют. Буддхи на санскрите означает разум. Под разумом они понимают, или ум, они это называют. Вот, есть ум. Чтобы не страдать, нужно слиться с этим умом. Правильно?
— Для них просветленный ум, это тот же самый Кришна.
— Может быть. Они говорят, чтобы не страдать, не должно быть ума. Пока есть ум — ты будешь страдать. Как бы ни изгалялись ваши друзья, так гласит буддизм. Ты страдаешь, пока есть ум. Чтобы не страдать, ума не должно быть. Нужно уничтожить буддхи и раствориться в нирване. Конечно, вам это не нравится. Не одному нормальному человеку не понравится рецепт. Дяденька, у меня болит голова.
— В институте я помню. [Не слышно] малое, больше, такое, сякое.
— Ради чего? Высшая цель этого чего?
— Чтобы избавиться от страданий, на мой взгляд.
— Чтобы избавиться от страданий. Почему мы страдаем? Потому что мы действуем и потому что мы мыслим.
— Потому что мы чего-то хотим, а это все...
— Почему мы хотим? Потому что есть «я».
— Есть разделенность ты и он.
— Да.
— И ты что-то от него хочешь.
— Поэтому ты должен быть им.

01:18:50 — Вы должны быть все вместе.
— Да, т.е. вы должны раствориться со всеми. Другими словами, я и он — это одно и тоже. Правильно?
— Да, это высшее.
— Ну, это высшее.
— В идеале...
— Я и он, это одно и тоже. Допустим, вы учитель буддизма. Я страдаю, потому что я себя отделил от вас или от всего мира. Вот, как только я сольюсь с этим миром, я перестану страдать. Правильно?
— Как та же капля в океане.
— Правильно или нет?
— Наверное, да.
— Значит, я и вы в высшей реальности одно и тоже.
— Ну, да.
— С кем тогда вы разговариваете? С собой?
— Я говорю не в нашей реальности, а в высшей.
— Так, я с вами это одно и тоже.
— В высшем понимании, но не в низшим.
— Вы достигли высшего понимания?
— Нет.
— Ну, не вы лично, а учитель буддизма, он достиг высшего понимания?
— Какой-то, наверное, да.
— Т.е. высшего никто не достиг?
— Я просто не знаю.
— Я не спрашиваю знаете ли вы или нет. Я спрашиваю, кто-нибудь.
— Есть просвященные, просветленные.
— Просветленные, которые этого достигли, которые поняли, что я — это из часть.
— Да.
— Так с кем тогда они разговаривают, с собой?
— Они не разговаривают.
— А зачем они тогда мне буддизм проповедуют?
— Не проповедуют, они уже объединились.
— Или это мне кажется? А?

01:20:07 — Они в нирване.
— Понятно, что они в нирване. А зачем они учеников?
— А они не объясняют. Ученики увидели, что [не слышно] и решили тоже стремиться. Они все собирают учеников.
— Вообще, все? Даже ученики? Вот, поэтому буддисты говорят: «Все едино. Ты страдаешь, потому что ты отделен. Но я не отделен и разговариваю сам с собой, потому что... » С его же точки зрения, с точки зрения просветленного, я и он — это одно и тоже. Для меня, как его части, мне кажется, что он — это не я. А ему-то кажется, что я — это он.
— Но он же не страдает от того, что кому-то кажется.
— Что значит кому-то? Для него же это все едино.
— Мне кажется, он может об этом и не говорить.
— Да, но зачем тогда они говорят?
— Другие хотят узнать.
— Так вот, получается, что те, кто ничего не понимают, т.е. те, кто не достиг просветления, они чего-то говорят.
— Они чего-то хотят достичь.
— А те, кто всего достиг, они ничего не говорят. Т.е. глупые, несовершенные, не достигшие истины — те, кто находятся в иллюзии, они что-то говорят и хотят, чтобы их, поскольку они пребывают в иллюзии, они хотят, чтобы я их слушал.
— Это же Будда говорил.
— А кому он говорил?
— Своим ученикам.
— А они же он.

01:21:52 — Нет, они ещё не он.
— Нет, это они считают, что не он. А он-то, он же просветленный, он же видел, что они он.
— Нет, он знает, что они не он. Они не дошли.
— Они не дошли, а он-то дошел? Или Будда тоже не достиг.
— Все в абсурд превратили.
— Почему же абсурд? Вот, есть некий, давайте его назовем Буддой. Он достиг высшей ступени. Он понял, что все — это он. И потом он берет кого-то, т.е. себя.
— Частицу себя. И начинает её очищать, что бы тот понял, что он и есть Будда.
— Так он же в просветлении. Зачем её очищать? Это все равно, что он начинает разговаривать... Все равно, что я беру козявку, из носа выковырял и начинаю ей проповедовать. Вот, это же я. Правильно? Пока она у меня в носу, это же я. Раз, я начинаю ей проповедовать. Она это не знает, но я-то знаю. Она-то думает, что она что-то из себя представляет, на самом деле, просто козявка, кусок волоса или экскременты. И я, значит, выдавил из себя экскременты и начинаю с ними разговаривать. Говорю о том, что они — это я. Зачем? Вопрос.

01:23:14 — Мы с вами оказываемся в ситуации. Те, кто непросветленные, т.е. в иллюзии находятся в той или иной степени, они мне начинают что-то говорить. Они мне говорят о просветлении.
— Они начинают что-то хотеть, наверное.
— Но они мне проповедуют.
— Не проповедуют, а задают вопросы.
— Они сами говорят, что со мной разговаривают. Они мне хотят какой-то свет истины, буддизм, принести.
— Хотят спросить у вас что-то.
— Значит, хорошо. Те, кто в иллюзии, они спрашиваю у меня, который тоже в иллюзии. Вопрос, зачем они спрашивают у меня, если у них есть просветленный учитель? Значит, они не спрашивают у меня, они мне хотят что-то объяснить. А объяснить они хотят...
— К вам буддисты приходят?
— Я сейчас не про себя лично говорю, потому что, как вы поняли из моих рассуждений, ко мне буддисты не приходят. Это в прошлом уже давно.

01:24:13 — Те, кто несовершенны, т.е. в иллюзии, они мне проповедуют буддизм. Тогда у меня вопрос: «А почему я должен слушать, если они в иллюзии находятся? » А вот те, кто просветленные, они поняли. Они вообще ни с кем не разговаривают.
— То тоже не буддисты.
— Хорошо, я тогда с девушкой разговариваю. Значит, просветленные никому ничего не говорят.
— Будда был просветленный и разговаривал, значит, другим тоже можно.
— Значит, с кем он разговаривал? Опять мы возвращаемся. А с кем он разговаривал, с самим с собой? Они же и есть он. Они не пробудились, но он-то пробудился. Я с ними разговариваю. С его точки зрения, они — это он. Значит, он с самим собой разговаривает. Поэтому разговор с буддистами заканчивается очень просто. Это все слова. Когда ты постигнешь истину, ты перестанешь говорить. Если мы говорим по сути с буддистами, есть такие майавади или Рама Кршны, вся это прочая когорта, которые говорят, что все — ничего. А вы знаете лично Рама Кришну? А, вы чего говорите?
— Т.е. вы приписываете слова, которые вы не знаете.
— Нет не знаю. Но вы же мне сами сказали.
— Я не говорила, что он [не слышно] ничего.
— Да, значит, мне показалось. А что он говорил? У меня времени нет.

Поиск истины путем откровения. Священные писания

01:25:32 — Мне кажется, да. Это разговор был с буддистами официально решен.
— А зачем нам буддисты? Мы же разговариваем с человеком, который что-то понимает.
— Мне кажется, слово, оно по своей сути, искажает само понятие, которое обозначается этим словом. Но все учения основаны на словах, которые записаны человеческой рукой: будь-то Библия, Веды.
— Ага.
— Из этого приходит мысль, а не является ли любое учение записанное словами, обманом.
— Является, искажением.
— Искажением.
— Искажением, чего?
— Искажением той реальности, о которой они якобы пытаются донести.
— Но она есть эта реальность?
— Этот вопрос. Все написано только в текстах.
— Если они являются искажением реальности, значит, реальность есть. Как вы можете исказить то, чего нет. Правильно? Следуя из вашей логики, с которой я, в общем, и в целом соглашаюсь. Каждое слово есть искажение реальности, следовательно, реальность есть. Следовательно, не нужно примыкать ни к какому учению, а нужно искать эту реальность.

01:26:47 — Ищите эту реальность. Но когда вы поймете, что есть те, кто тоже её ищут и что эта Реальность, Она на самом деле, посылает или осуществляет нисшествие Себя, открывает Себя, то тогда вы будете искать Ее более определённо. Тогда вы будете искать Ее через откровения. Если каждое слово есть искажение реальности, реальность есть. Значит, я должен её найти. Но поскольку все есть её искажение, всё, что я наблюдаю, то мне остается лишь ждать, когда Она сама Себя раскроет без посредничества, без искажений. Это называется откровение, когда Она сама Себя откроет. Это очень высокая ступень понимания. Но когда вы дальше понимаете, что вы же не единственный, кому Она себя открыла. Наверное, Она открыла Себя и до вас. Они, как могли, изложили своё откровение.

01:27:50 — Когда они излагали своё откровение, то не они записывали вот это откровение, а вот эта самая Реальность просто их рукой водила, и Она сама считала, как нужно.
— Пророки могут быть.
— Могут быть. Мы же сейчас не о них говорим. Мы же говорим теоретически. Если единственный путь соприкоснуться с этой Реальность — это отвергнуть все слова и ждать откровения, то дальше вы понимаете, что вы же не единственный, кому это откровение, эта Реальность пришла через откровение. Может, были другие? И вот эти откровения, которые посетили до вас кого-то называются «священные писания». Вот, как мы их понимаем, это уже другой вопрос. Как их понимают переписчики, как их понимают трактовщики — это другое дело. Например, гениальный музыкант слышал одно, но он эту музыку, которая ему открылась, которая до него низошла, он эту музыку изложил в терминах или в тех инструментах, которые были у него под рукой. Он написал, допустим, какую-то симфонию. Но вот эта симфония, она обусловлена существующими в ту пору инструментами музыкальными, а слышал он совсем другое.

01:29:09 Так же и писания. То, что открылось святому — это одно. А то, что он записал — это другое. Но, тем не менее, хоть как-то оно связано с тем, что ему открылось. Вот тот, кто шел своим собственным опытом, тот, кто открывал ногами дверь в ту реальность, они, как вы говорите, лжепророки. Они эту реальность пытались взвесить, с помощью чувственного опыта определить. А вот те, кому Она сама низошла, они были лишь восприятелями и переписчиками. И вот они хоть как-то, но ближе к той самой реальности. Не знаю. На это у меня нет ответа. Я говорю, если вам может открыться реальность, значит, она и кому-то может открыться. И когда она захватывает все твоё существо, то не ты пишешь о ней, а она твоей рукой ведет. Как Бродский говорил: «Язык берет мою руку и сам пишет вот эти стихи». Или Пушкин говорил: «Не я пишу стихи, а какая-то неведомая сила пишет». Поэтому то, что мы читаем, это не его разум создал, это некая другая реальность.

01:30:25 Так же нужно относится к священным писаниям. Когда вы увидите в священных писаниях, порыв человека или святого изложит то, что он воспринял, тогда вы их по-другому будете воспринимать. Вы не будете говорить, что это искажение реальности, а это отражение реальности, которая вас немножечко приближает.

01:30:52 — Но Библия, она не совсем пишет.
— А я про Библию ничего говорил. Я говорил про священные писания.
— Священная книга?
— Для меня она не священная книга.
— Ну, вообще, в принципе, считается.
— Это к тем, кто считает.
— Для достаточно больших людей.
— Я не могу вам сказать: «Веды — священные писания или Библия — священные писания«». Я могу сказать, что то, что написано от откровения — это священные писания. Это может быть музыка, это может быть стихи, это может быть фильм, это может быть книга. Вот всё, что получено не путем опыта, от нисшествия — это есть священное.
— Т.е. Библия, вы считаете, что не есть священная?
— Если мне скажут, что она была написана откровением, т.е. тот, кто её записывал...
— Они рассказывают то, как они это видели. Небеса приснились или Моисею Бог явился.
— Я говорю, если. Я не знаю, как там на самом деле было. Но если Моисею Бог явился в виде горящего куста на самом деле и вот эти десять заповедей на скрижалях он написал не потому, что он сидел и думал, размышлял. Как Макиавелли размышлял, как же обустроить государство. А Моисей зашел на гору и на него низошло, он быстренько записал и через три дня пришел, людям дал. Если это так и было, значит, это священное писание.

01:32:38 — Если бы отдельно эти заповеди написаны Моисеем и не были в целой истории, описанной от одного времени до именно истории... А Гита тоже была написана.
— Я говорю «если». Мы говорим сейчас определениями. Если это написано от откровения, это священное. Если это написано от опыта, то это мирское. Это от мира сего. Вот то, что пришло свыше, это не от мира сего.
— Бхагавад-Гита, это диалог. А кто её записал? Это был мудрец Вьяса. В диалоге участвуют два персонажа: Арджуна и Кришна, а записывает их диалог Вьяса. Если он записал это. Ведь они же не стенографировали.
— А при каких обстоятельствах, в каком веке?
— В каком веке не описано.
— Я её не читала.
— Они между собой разговаривали. Там должна была война произойти, и Арджуна не захотел воевать, потому что он увидел, что в стане врага его братья. Он сказал: «Я не хочу воевать. Лучше пусть они правят моим царством». Кришна ему говорит: «Нет, ты должен воевать». Их диалог произошел за несколько минут до битвы. Этот диалог слышал Вьяса. Он записал. Вот, если этот диалог. Если Кришна, это сам Бог, а диалог Кришны и Арджуны, Вьяса записал от откровения, тогда это священное писание.

01:34:25 Если Вьяса или кто бы там ни был, сидел и думал, шлифовал, записывал, перечеркивал, бессонными ночами ходил из угла в угол и наконец написал это, тогда это не священное писание. Как мы в это верим. Вот, если откровения пророков написаны свыше, тогда они священные. Библия священная. Если это какой-то литератор писал, тогда это не священное.

Методы поиска Счастья

01:34:54 — Мне интересно ваше мнение, лично ваше. Истина — это то, что нужно искать или к чему нужно прийти или все-таки истина — это то, что нужно осознать. Просто понять, что это всегда было.
— А прийти, это что значит? Это и есть осознать.
— Просто понятия разные. Кто-то все время говорит слова «искать», «ищущий».
— Это и есть понятия.
— К примеру, Вселенная намекает на то, что там все есть, что ничего не надо искать. Как, по-вашему?
— В данном случае, прийти — это не ногами, а прийти сознанием, умом.
— Понятно. Есть такая мысль, что когда человек что-то ищет. У него ощущение поиска.
— Ему этого не хватает.
— Да, ощущение поиска само по себе говорит о том, что у нас чего-то нет.
— Так оно и есть. У нас чего-то нет. Мы это ищем.
— Т.е. если в какой-то момент осознать, что на самом деле все есть.
— Нет, у нас. А как ты осознаешь, у тебя же нет?
— Что именно есть?
— Мы говорим, что искать нужно Счастье. Все остальное вообще не стоит того, чтобы его искать. А Счастья у нас нет.
— Почему у нас его нет?
— Потому что оно живёт своей жизнью. Оно независимо от нас. Если бы могли его достичь, мы бы Его давно достигли. Оно приходит и уходит. Приходит и уходит. Значит, это не зависит от нас с вами.

01:36:20 — Все же хотят быть счастливы, но мало кто может этим похвастаться. Я бы даже дерзнул сказать, никто не может этим похвастаться. Похвастаться-то может. Это значит, что у нас есть все, кроме Счастье. Но как раз именно Его нам и не достает. Но Его мы не можем найти собственными усилиями. Точнее, Оно от нас не зависит. Мы можем Его искать, но найдем мы Его или нет — зависит от Него.
— Но многие как раз религии и философии говорят, что счастье внутри тебя и ты просто занимаешься ерундой.
— Да, сам факт того, что ищешь, уже говорит о том, что не найдешь. Соответственно, раз ищешь, ну ищи дальше.
— Чувства переживаешь, а чувств нет. Людей нет.
— Получается, они предлагают: «Не ищите счастье, и тогда оно у вас будет».
— По сути, да.
— Железная логика. Как только вы перестанете искать счастье...
— Оно к вам придет.
— Просто придёт сознание того, что оно всегда и было на самом деле. Только ты его не замечал.

01:37:36 — Понятие «счастье», что такое понятие «счастье»? Для кого-то это сидеть в пещере и медитировать.
— Мы не знаем форму счастья, но мы только знаем одно — после Него нет ничего.
— Ну, счастье, это отсутствие желаний.
— Ну, да. Вот у этой чашки тоже нет желаний.
— А она не живет.
— Ну, да. Счастье — это, когда тебя нет. Мы опять к тому самому буддизму.
— Смерть.
— Смерть, да.
— Буддизм не призывает к смерти совершенно.
— Они призывают к растворению личности. Они говорят: «Ты должен раствориться свою личность во всём. Ты не умрешь, ты просто перестанешь существовать». Но если вас удовлетворяет ответ: «Для того чтобы быть счастливым, нужно перестать искать счастье». Тогда это так просто. Ну, тогда будьте счастливы.
— Я, кстати, вполне. Меня теперь смущает другой вопрос.
— Что же вас смущает?
— Как поделиться с этим другим.
— Значит, вам не достает для полного счастья, что другие...

транскрибирование: Илья Костюченко | Запорожье | Украина | 22 July 2011