Потребность сердца

21 October 2004
Причины возникновения гнева. Три вида йоги. Почему так важна искренность на пути бхакти? Счастья для служения, а не для испытаний. Основные человеческие цели. Первопричина падения в мир майи. Состояние Шивы. Милость Кришны.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:00:23 | качество: mp3 64kB/s 27 Mb | прослушано: 667 | скачано: 780 | избрано: 16
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Причины возникновения гнева

00:00:00 Гнев обычно возникает, когда мы не получаем желаемого или теряем то, что считаем своим. То есть гнев возникает когда мы не получаем будущего своего или теряем прошлое свое. Ну, то, что мы считаем, что мы приобрели в прошлом и тут мы теряем. Это приводит к гневу. Или в будущем, мы надеемся на что-то, мы это как бы уже приватизировали, сделали это своим в уме, в будущем, а это не приходит и это вызывает гневную реакцию. Вот но если призадуматься, то и прошлое наше приобретенное и будущее, которое мы в уме себе построили, но ещё его не приобрели, это всего навсего работа ума, т.е. это все существует в голове. Все твое, оно существует только у тебя в уме. Реально в этом мире у тебя ничего нет.

00:01:01 И поэтому когда ты что-то теряешь и это вызывает в тебе или гнев, или другая сторона гнев, это сожаление. В принципе, между сожалением и гневом небольшая разница. Гнев возникает у тех кто может, у кого больше надежды вернуть, а у кого меньше надежды, у того возникает сожаление. Вот и это чувство сожаления, оно приходит от того, что нам кажется, что у нас что-то есть. И когда у нас это наше отбирают, мы гневаемся или сожалеем, но у нас ничего нет.

00:01:44 Касательно жизни с преданными у нас гнев возникает, когда нам кажется, что нам что-то принадлежит, например, статус старшего преданного или, например, я долго здесь нахожусь, я хоть какое-то уважение заслужил среди других, ну хоть маломальское и тут меня ни во что не ставят. То есть я должен был приобрести какой-то статус, а меня лишают этого статуса. Это вызывает гнев. Но если понять, что статус, на статус какой бы то ни было может претендовать только Господь. Господь имеет право на самоутверждение или имеет право претендовать на какой-то статус. Мы не имеем право претендовать ни на какой-то статус. Раб Божий, он не может ни на что претендовать. Тогда не возникает никакого гнева. Если тебе ничего не принадлежит, значит, у тебя ничего не отбирают. Гордыня.

00:02:39 — Не до конца осознал, мне ничего в этом мире не принадлежит. Немного понимаю.
— Вот я и сказал, когда ты, мы, это неважно. Я сейчас не конкретно о тебе говорю, а о неком собирательном образе. Когда ты понимаешь, что гнев, он по-настоящему мешает, тогда легко от него избавиться. А пока это в уме, там мешает гнев, про гнев прочитал в книжках. В книжках говорится это плохо, у меня есть гнев. То есть это все книжное знание, теоретическое. Оно бесполезное.
— Пока я ехал в храм, у меня был живой пример. Я подрезал на машине парня на машине. Он вышел на светофоре и мне нормально стал говорить, как бы что ты на дорогу смотришь. Нормально. Я не с того ни с сего попер на него. Я не знаю. Он на меня посмотрел, что типа «псих какой-то».
— Сел и уехал.
— Да, он развернулся и уехал.
— Правильно. Чего с психом связываться?
— Да. Я ещё минут двадцать еду и себе в голове с ним диалог веду, типа то, что [не слышно], а потом осознаю, что ерунду какую-то.
— Это хорошо, что осознаешь. Как Наполеон говорил, увидеть врага, это полпобеды. Главное, знать, где он расположен. Ты уже видишь, что гнев тебе мешает. Это очень хорошо. По крайней мере, ты знаешь, что он тебе мешает, потому что другой на твоем месте, он продолжал бы вести диалог с этим человеком. Вот это узы. Тебя бы с этим человеком узы связали бы ещё прочнее.

00:04:18 А поскольку ты видишь, что этот гнев плох. Скажем, прошел целый час и тебя отпустило, ты понимаешь, что ты был не совсем прав на дороге, а следующий раз у тебя на это понадобится полчаса, потом пятнадцать минут и потом ты поймешь, что находится в состоянии не гнева, это комфортнее и это ближе к твоей природе. Это ближе к сердцу, чем если сердце охвачено гневом. И ты посмотришь на мир по-другому. Ты посмотришь, что этот мир не тебе принадлежит. Гнев у нас возникает из-за того, что нам хочется переиначить как-то. Нам кажется, что нам здесь что-то принадлежит и когда это уплывает у нас… То есть мир несовершенен. Человек тебе подрезал или ты его подрезал. Явное несовершенство. Явная несправедливость. Но когда ты понимаешь, что тебе в этом мире ничего не принадлежит. Этот мир замыслил не тобою и не для тебя. Господь мир замыслил только для Себя. И тогда не будет возникать гнева.

00:05:24 — А как сделать, чтобы углубить это осознание?
— Ну, в следующий раз. Я же говорю, в следующий раз на это у тебя меньше времени понадобится, потом ещё меньше. И когда-то ты поймешь, что в мире все устроено совершенным образом. Просто мы считаем, что совершенство, это когда все скроено по нашему желанию. Мы вот за долгие жизни в этом мире мы пришли к выводу, что справедливо — это когда делается, как нам надо, а когда делается, как нам не надо — это несправедливо. Но если ты поймешь, что справедливо — это когда делается, как нужно тому, кто создал мир. А тот, кто сумел мир, он, наверное, имел представление о том, как надо что-то делать. Значит, смог создать наиболее выгодный для себя проект. Поэтому гнев он происходит из… В Гите мы читаем, что гнев, он происходит их похоти.

00:06:29 Похоть надо понимать в неком универсальном смысле. Похоть не чисто физическая, а похоть, как желание иметь что-то или обладать чем-то. Это называется похотью. Желание что-то использовать в собственных интересах или Шридхар Махарадж это называется «эксплуатация». По-русски, это желание использовать что-то в собственных интересах. И Кришна говорит, что эта похоть или желание хапнуть, она распределилась по всем пластам твоего ложного я, по всем пластам второго тебя. Она, похоть, находится в рассудке, парализовала рассудок похотью. Мысль парализовались похотью и тело парализовано похотью. Она везде. И дальше Кришна начинает объяснять, как избавиться от этой похоти. Он предлагает три вида йоги. Это карма-йога, гьяна и дхьяна.

Три вида йоги

00:07:37 Карма-йога, это избавиться от похоти, т.е. желания обладать чем-либо, с помощью карма-йоги, это разорвать узы с плодами своих действий. То есть ты действуешь, но то, что происходит, как результат этого действия, не принадлежит тебе. То есть ты не обладатель результатами своих поступков, следовательно, у тебя нет вожделения, похоти на эти результаты. Ну начинается это с чисто физического уровня. Ты работаешь, но ты не привязан. Дальше идет гьяна-йога. Это когда ты похоть начинаешь выдавливать из своих мыслей. Ты с помощью ума начинаешь понимать, что в этом мире тебе ничего не принадлежит, соответственно, ты и к поступкам можешь не привязываться, к результатам.

00:08:33 Следующее идет дхьяна-йога, когда ты понимаешь, кто ты такой и на основе этого ты понимаешь, что тебе в этом мире ничего не принадлежит. И дальше Кришна говорит, что в принципе, когда Арджуна говорит, что это сложно сделать. Это ещё сложнее, чем дыханием остановить ветер или мыслью паровоз. Как в этом анекдоте: «Товарищ прапорщик мы летим под откос, остановите поезд. Поезд стой, раз, два!» То есть вот точно так же, как прапорщику сложно остановить поезд с помощью команды: «Стой, раз, два!» Так же похоть трудно остановить, контролируя свою мысль. Обуздать свою мысль очень сложно. Дальше Кришна говорит, но если ты предашься, если ты хочешь повелевать чувствами, если хочешь повелевать и обуздать свои мысли, свои чувства, ты придайся Мне, потому что Я уже повелеваю чувствами. Если ты будешь находиться под покровательством Мукунды (Мукунда — Тот, кто свободен от страстей) и Он тебе эту свободу тоже может дать. То ты легко выйдешь из-под влияния законов.

00:09:51 Другими словами, законов так много в этом мире. И вот этих вот тонких правил Кришна говорит, что хитросплетений этих законов кармы. Они такие сложные. Ты не сможешь соблюдать все законы. Ты неизбежно будешь нарушать какие-то. Соблюдая один закон, ты будешь нарушать другой закон. Если ты хочешь кому-то помочь, то ты должен совершить насилие над кем-то еще: джива дживасья дживанам. Мы в таком убогом положении находимся, что даже если мы хотим добро кому-то сделать, в том числе и себе, мы должны кому-то причинить зло. Если кто-то, например, попал в беду, ты делаешь ему что-то, какую-то деревянную конструкцию, но эта деревянная конструкция, шину накладываешь или ещё что-то. Это вырубленное дерево. Или кто-то подвернул ногу, ты бежишь, а по дороге уничтожаешь каких-то насекомых.

00:10:54 Кришна говорит, что это очень сложно, соблюсти все эти правила. Но если ты будешь под опекой Меня, то тебе эти правила даже не понадобятся. Вот, то есть, как в государстве есть очень многих всяких законов. И все законы соблюсти невозможно. Обязательно где-то что-то нарушим. Но если мы будем служить непосредственно царю, главе государства, то вот этот вот служение, оно будет подчинять, оно будет выше, чем следование высшим законам, законам более низшего порядка. Дальше Кришна говорит сарва дхарман паритья джа. Откажись от всех представлений о том, что нужно делать, о том, что не нужно делать, о том, что такое норма праведности или норма греховности. Откажись, просто давайте с тобой дружить и тогда законы низшего порядка не будут на тебя действовать.

Почему так важна искренность на пути бхакти?

00:11:56 — Вот вы сказали, гнев. Для того чтобы избавиться от гнева, как [не слышно] для йоги. Я хотел, меня интересовала тема покаяния. Она во многих религиях есть. И могли бы вы рассказать о том, как механизм этот действует. Ведь в вайшнавизме тоже Бхактивинод Тхакур, он писал шаранагати. Вот для чего это вообще делается? Это как-то помогает либо это просто?
— Покаяние это великая вещь. Шаранагати, собственно, на русский можно перевести, как покаяние. Покаяние это когда у тебя не остается никаких надежд. Ты уже не на что не надеешься. В одной статьи Бхактивинод Тхакура пишет, что пока у нас есть надежды. Он надежды всевозможные сравнивает с золотыми монетами у нас в карманах. Вот пока у нас есть вот эти тяжести золотых монет, одежды всевозможные или надежды на перспективы в этом мире, то мы будем тонуть. Нужно выбросить все эти надежды, желание обрести родной дом в этом мире, покаяться. Мы не сможем развернуться в обратную сторону. Шридхар Махарадж в одной лекции говорит, что пока душа не избавиться от видов на этот мир, она не сможет полностью обратиться в мир любви и красоты. Пока она лелеет хоть какую-то надежду, что в этом мире она найдет себе место упокоения, то она не обратится в мир любви и служения. Когда это произойдет, то душа будет и засыпать и просыпать с мыслью об одном: «Как достичь того мира?»

00:13:55 То есть вся её жизнь будет подчинена только вот этой задаче, но пока мы ещё лелеем какие-то надежды на этот мир, то для нас преданное служение, покаяние, вот эти вещи, они являются хобби, некими красивыми словами, которые отличают нас. Так сказать, клуб по интересам. У нас такие интересы. У нас интерес покаяние. У нас интерес преданное служение. У кого-то интерес рыбалка или марки собирать, а у нас вот… Ну, здесь просто тепло, красиво. Интересно. У нас есть ещё надежды. Для нас преданное служение это какая-то побочная деятельность, а есть основная деятельность. Это обрести, как Иисус говорил, царство Божье на земле найти. И вот эти идеи про царство Божье на земле именно. Они разные формы принимают от самых грубых типа мы обустроим Россию или обустроим ещё какую-то, до более тонких, изощренных. Вот есть организации, где хотят построить варнашрама-дхарму, где значит, будут брахманы, вайшьи, шудры и т.д. Они называют это красивыми словами, варнашрама-дхарма, гармоничное общество, но между строчек, мы всё равно должны читать — они хотят рай на земле построить, правда, называют это индийскими словами.

00:15:36 Вот пока мы не поймем, что в мире корысти и потребления, нет нашего родного дома, мы будем лелеять надежду построить здесь. Не вернуться в царство Божье, а здесь построить своими силами. И преданное служение, оно будет для нас, как вспомогательный инструмент для привлечения все новых и новых строителей. Для чего проповедовать? Чтобы все принимали идеи варнашрама-дхармы, чтобы, по крайней мере, чтобы не мешали строить нам варнашрама-дхарму. Но когда мы построим, когда у нас каждый водопроводчик будет вайшнавом, то мы сможем контролировать так сказать обычных людей. Так, раз, воду выключил за то, что мантру не повторяешь или не накормил. Мне один преданный пожаловался, что там на Кисельном типа ему не дали еды, потому что он утром не просыпается на мангала-арати. То есть такая варнашрама-дхарма в миниатюре.

00:16:47 — Пытался читать заветы в разных книжках. Тибетские йоги, когда там соблюдают какие-то йогические техники, и он достигает гармонии с миром.
— А откуда ты знаешь?
— Ну, написано так. Я, конечно, не знаю, я доверяю.
— Ты просто доверяешь.
— Есть такие люди, которые действительно достигли гармонии с миром.
— Соблюдая техники?
— Ну, Шридхар Махарадж в «Субъективной эволюции сознания» пишет, что нет совершенного мира, есть несовершенные чувства, через которые мы воспринимаем этот мир. Если чувства несовершенны, то мы и мир будем воспринимать несовершенно.
— Ага.
— Я к тому, что может ли человек максимально усовершенствовать свои чувства, чтобы реально воспринимать этот мир, не как мир скорби и эксплуатации, а, например, как преданную Кришны. Все-таки, майя, же преданная Кришне.
— Да, может быть. Но для этого не существует техник никаких.
— Но это я образно сказал.
— Это не… Я понимаю, что образно. Чтобы, как ты говоришь, майю воспринять, как преданную Кришны, нужно смотреть на неё глазами преданного. А чтобы стать преданным для этого не существует техник никаких. Нужно просто служить, нужно просто быть преданным, т.е. преданно служить.
— Это техника?
— Нет, это не техника. Это состояние души.

00:18:16 — Если ты удаляешься от мира и просто сидишь, медитируешь. Вот это техника. То ты не сможешь в себе активизировать преданность. Без служения, как ты можешь стать преданным? Как ты можешь стать слугой, не имея служения?
— Путем осознания, что я — атман, и что я слуга Кришна. Та же медитация.
— Слуга Кришны и дальше ты должен… Как только понял, что ты слуга Кришны, ты должен начать служить, правильно? Или продолжать сидеть?
— Начать служить.
— Значит, так можно сразу начать служить.
— А потом осознание придет.
— Конечно, даже если оно не придет, ты уже будешь Кришне служить.
— Но ведь тогда служение получится нечистым. Тебе это не надо знать. Служение чистое оно или нечистое, решает тот, кому ты служишь. То есть если например тебя просят в ресторане, ты — официант, ты можешь, конечно, удалится в комнату отдыха и сидеть медитировать на то, что ты служишь посетителям, но посетитель голоден. И он тебя что-то попросил принести, а ты ему говоришь, что я в общем-то ещё нечистый официант. У меня руки грязные. Я ещё толком не умею подавать. Я не знаю, как тарелки мыть. А посетитель говорит: «Да, ладно. Это неважно. Ты мне только принеси поесть». Господин решает, служишь ты ему или нет.

00:19:48 — А если мы будем сидеть медитировать, думать, насколько мы чистые или нечистые, то реального служения не будет. Мы придем к каким-то другим выводам. Мы сможем осознать свет, брахман, брахмаджйоти мы сможем осознать. Но мы не осознаем себя, как преданных. То есть надо просто решить сразу на берегу ради чего ломать копья все.
— То есть начать стараться служить, не осознавая себя слугой?
— Конечно.
— Я по себе чувствую. Когда я делаю что-то для себя, мне это нравится. Когда я иду в храму служить, это может быть тоже нравится моему [не слышно], но не так нравится, как я делаю что-то для себя.
— Для себя.
— Не такое качество. Когда я для себя делаю, это хорошо изнутри. Когда я себе что-то купил, тот же плеер какой-нибудь, но когда я иду в храм служить, я это делаю…
— Сквозь, через силу.
— Через какую-то силу. Мне нужно преодолевать это. Это потому что я не осознал себя слугой. Но если человек осознает ведь как-то себя слугой, ему не придется чего-то преодолевать, чтобы ехать в храм и служить.

00:21:03 — Есть просто разные уровни служения. Есть такой уровень служения, когда ты получаешь удовлетворение от того, что ты служишь. Это мир, это как бы духовный мир. То есть ты как бы живешь в духовном мире. Духовный мир — это не когда у тебя очки розовые, и все летают там. Духовный мир — это когда ты получаешь удовлетворение от преданного служения. Но есть более высокий уровень служения, это когда ты не получаешь удовлетворения от служения, а если ты не будешь служить, то ты просто умрешь. Один человек пьет воду, потому что ему это нравится, а другой с виду делает тоже самое, он пьет воду, потому что если он не попьет, то он через секунду умрет, потому что он десять дней не пил. А с виду тоже самое: оба льют себе воду и глотают одинаково. Этим отличается служение по расчету. Это ни какое-то уничижительное по расчету или служение на Вайкунтхе и служение на Голоке Вриндавана. На Голоке Вриндавана они служат не потому, что им это нравится или им это приносит удовлетворение, а потому что если они этого не сделают, они перестанут существовать. Это у них потребность сердца. Наступает разрушение личности, если они не служат. То есть там есть любовь, но там нет свободы выбора больше.

00:22:38 А на Вайкунтхе или царстве Божьем, как мы говорим, там служение происходит с оглядкой. У тебя есть вкус. Ты служишь, потому что тебе это нравится. Если ты не служишь, тебе не нравится. Если ты служишь, тебе нравится. На Голоке Вриндавна, если ты не служишь, ты умрешь, а если будешь служить, ты не умрешь. А в материальном мире нам нравится что-то делать для себя и это нормально, потому что мы пришли сюда для этого.
— А имеет смысл служение через силу?
— Я считаю, что нет. Наверное, есть и другие мнения.
— То есть если мне придется преодолевать какие-то барьеры, чтобы служить, то лучше мне вообще не служить. Так я понимаю? Лучше сидеть и осознавать?
— Решай сам, что подсказывает тебе сердце. Решай сам. Если преданное служение не приносит никакой радости, то не знаю, имеет ли смысл. Подумай.
— Что-то тянет.
— Это другое дело.
— Не то, что полное мертвое, как тупой. Тебе сказали, ты служишь.
— Тогда не надо. Зачем себя обманывать? Если мы ещё не насытились соблазнами этого мира, зачем себя обманывать. Надо испить это чашу до дна. Если ты придешь честно к выводу, что в этом мире мне больше делать нечего, тогда служение будет подлинным. Может оно не будет приносить той радости, которую ты ожидаешь, но по крайней мере, ты будешь понимать, что материальный мир, мир корысти, где ты всех потребляешь и тебя все потребляют, где ты общаешься с другими только потому, что тебе от них что-то надо и они общаются с тобой, потому что им что-то надо от тебя. Вот этот мир для тебя больше не родной дом.

00:24:43 Вот если ты это понимаешь, тогда может быть, мир самопожертвования, мир отдавания, ещё не приносит тебе радости, но ты понимаешь, что в мире корысти тем более нет того, что ты искал.
— А как же вы говорите, если не достиг полного осознания, что в это мире делать нечего, то это как бы не есть служение, лучше тогда и…
— Нет. Я говорю, что если для тебя преданное служение в тягость, тогда ну его. Испей чашу эту до дна. Проживи полную жизнь в мире корысти, но делай это осознанно. То есть пойми, если ты живешь в мире корысти, если ты сознательно идешь заново в мир корысти, ты идешь туда, чтобы найти счастье. И будь до конца честным с собой, когда ты поймешь, что этого счастья в принципе нет в мире корысти, вот тогда возвращайся обратно. То есть мир корысти, он не задуман. Такого элемента, как любовь и счастье в этом мире, в принципе, нет. Но сможешь ли ты остановиться, понять, что да, этих элементов: веры, любви, бескорыстия, преданности, счастья в этом мире, в принципе не существует. Сможешь ли ты затормозить? Я думаю, что сможешь.

00:26:28 — Но ни в коем случае не продолжать в мире преданности жить потому, что здесь больше обещают. Кришнаиты обещают, что после того, как ты умрешь с именем Кришны на устах, у тебя будет полное тело вечного знания и блаженства. Фактически, ты и не ушел из этого мира корысти, тебе нужно новое, полное тело. Только это тело будет набито вечным знанием и блаженством. Фактически ты остался на той же самой орбите. Просто ты поверил в какую-то сказку, что мир преданности — это мир, где ты испытаешь счастье. Нам говорят, что в этом мире счастье невозможно испытать, поэтому давайте его испытывать в другом мире, в мире Кришны. А Кришна — Он есть сам счастье. То есть если мотивом или мотивацией преданного служения является испытать счастье там. Здесь мы не испытали, его там надо испытать, то мы даже никуда и не сдвинулись. Мы просто одну сказку сменили на другую сказку. То есть идем в тот же самый воображаемый мир похоти, где у тебя собственное дерево желаний, где у тебя полное тело со знанием и блаженством. Все то же самое.

00:27:55 — Но, а с другой стороны, мы понимаем, что Кришна — раса-радж, и это наша истинная природа стремиться к счастью.
— Да, совершенно верно. Проблема в том, что мы ищем не там счастье. И мы ищем счастье, чтобы Его испытать, а не чтобы Ему служить.
— То есть счастье, это побочный эффект, вторичный?
— Нет, это Кришна. Счастье, Он не побочный эффект. Это сам Кришна. Нужно понять, что счастье невозможно испытать.
— Почему? Нет способности?
— Счастье — это Кришна. Как ты будешь Кришну испытывать? Чем?
— Отношением.
— Он не предназначен для испытаний. Раса-радж — это значит, резервуар или Господин всякого счастья. Он как бы вместилище всякого счастья. Испытать Его нельзя. Он не источник вечного наслаждения, Он — резервуар вечного наслаждения. К нему счастье стекается, а не от Него, как из источника. Есть книжка такая , называется «Источник вечного наслаждения». И мы как это понимаем? Кришна, Он такой и к нам Он течет. Это наслаждение к нам течет. На самом деле, Он резервуар и к Нему всякое наслаждение стекается. То есть счастье мы ищем, как некое состояние для нашего употребления. А счастье, оно не для употребления нашего, а оно само по себе и оно употребляет все остальное. Вот, и покуда мы ищем это тело вечного знания и блаженства, чтобы испытать счастье, т.е. Кришну испытать, мы будем Его искать в воображаемом мире. И когда мы не найдем, то мы начнем воображать себя гопи или ещё каким-то существами. Мы ищем там, где светло, а не там, где потеряли.

00:30:00 Мы почему-то думаем, что поиск — это значит найти для себя, а это не факт. Например, такая вещь, как поиск своего Господина, это не для себя. Я нашла себе парня, понимаете? Или, когда ты ищешь себе Господина, ты не можешь говорить: «Я нашла себе парня», т.е. ты ищешь Господина, чтобы ему служить. И это тоже поиск.
— Но служить с какой-то целью, с целью испытать счастье от служения.
— Вот тогда ты уже не Господина ищешь, а ищешь предмет для употребления. Сразу все меняется: любовь меняется на похоть, вера меняется на уверенность, безумие меняется на расчетливость. Внутреннее наполнение. Все тоже самое, но монетки уже не золотые, а глиняные. Духовный мир Шридхар Махарадж говорит: «Он точно так же. Там все те же самые формы: мама, папа на Голоке Вриндавана, родственники, речки текут». Но здесь это все сделано из глины, а там все сделано из золота. Образно, понимаете? Наполнение все другое. Здесь мы ищем для того, что употребить, а там мы ищем для того, чтобы «а за ним и пирожок, ну-ка съешь меня дружок». Пирожок, он ищет Мойдодыра или кого он там искал? Пирожок ищет не для того, чтобы съесть этого персонажа, а чтобы он его съел. Зачем пирожку это надо? Такова его внутренняя природа. Пирожок он зачерствеет, если его не съедят. И он ищет того, кто его съест.

Счастья для служения, а не для испытаний

00:31:50 Точно так же душа. Она ищет счастье, но не для тог, чтобы употребить это счастье, а для того, чтобы это счастье Его употребило эту душу. А внешне поиск тот же самый. Два человека ищут. Один ищет Господина, чтобы заработать что-то себе, а другой ищет Господина, чтобы ему предаться, а внешне тоже самое: и тот и другой идет на биржу труда искать работу.
— Дело в умонастроении
— В мотивации. Но пока нет ничего плохого в том, что мы честно признаемся или мы каемся. О покаянии сегодня речь была. Мы действительно раскаиваемся в том, что на самом деле, нашей мотивацией является, обрести, испытать Кришну, получить полное самоудовлтеорение. Кришна, как орудие удовлетворения нашего. Надо честно признаться. Но при этом мы должны восхищаться нашими учителями, которые нам несут другие совершенно идеи, которые пока для нас чуждые, а идеи найти для того, чтобы отдаться, а не для того, чтобы взять.
— Так выходит название книги «Источник вечного наслаждения» не совсем правильное?
— Опять-таки, если Кришна источник для нашего наслаждения, то это правильное название, но если учесть, что Кришна не предназначен для наслаждения нами, а мы предназначены для Его наслаждения, тогда правильнее назвать «резервуар или вместилище, океан наслаждения». То есть то, куда стекается.

00:33:30 — И вот это наслаждение, это шлейф Счастья. Если Кришну представить, как некий сгусток счастья, то вот шлейф Его, вот то, что остается от Него, это есть сознание. Сознание — это более низкая величина, чем счастье. И сознание, оно ищет счастье. Оно, как хвост за кометой, оно ищет свою комету. Оно летит за этим счастьем. А хвост сознания, там где счастье притормаживает — это сознание, а там где сознание притормаживает — это материя. Такая трехступенчатая ракета. Сознание, оно ищет счастье для того, чтобы… Сознание ищет счастье, но по природе оно вливается в это счастье. Не употребляет Его для себя, а вливается в это счастье. А это заложено в нашей природе. Как говорил один персонаж из советского кино «жить хорошо, а хорошо жить ещё лучше». Действительно, то, что мы существуем, то, что мы отдаем себе отчет в том, что мы существуем, это неполное или ущербное существование наше. Знать, что ты существуешь, это не полноценное существование. А быть в счастье, это полноценное. То есть существовать вместе с счастьем, это уже полноценное. Сознание обретает полноценность, пурна, завершенность, только когда оно вот этот вот хвост, это сознание соприкасается со счастьем. Но если мы хотим получить что-то, какую-то выгоду от того, что мы соприкоснемся со счастьем, то мы, наоборот, от него отдаляемся. И куда мы отдаляемся? В материю.

00:35:27 Вот этот вот хвост кометы, сознания, чем дальше оно от кометы, от этого ядра света, тем куда оно ближе? Ближе к материи, в темноту. Мы действительно ищем счастье, но когда мы начинаем искать счастье не там, где оно есть, мы попадаем в материю. А так нас называют татастха-шакти. Мы находимся на границе между счастьем и небытием. Вот материя это неосознанное существование, т.е. небытие. И вот сознание находится в пограничном. Оно мечется.
— У меня такой ещё вопрос сложился с самого начала времен, как говорят, не читал, но преданные говорили, что с реки Вираджа, откуда дживы берутся. Некоторые падают в материальный мир, а большая часть уходит как бы в духовный мир.
— Статистики нет.
— С этого отрезка времени почему одни души пошли искать иллюзорное счастье, а другие души пошли вот в истинную. Или кто-то там говорит? Или кто-то их там разводит, искушает там? Я не знаю.
— Когда из общего сознания вычленяется индивидуальность, это называется джива, то эта джива начинает видеть то, что вне себя. Она не видит себя еще. Она не понимает, кто она такая, но при этом некие образы уже появляются.

00:37:04 Индивидуальность начинает видеть вне что-то. Мы сейчас не говорим, это духовное или не духовное, а некую реальность. Вот, и эти образы, они вызывают у нее влечение. Вот если она хочет употребить эти образы. В это самое мгновение или в этот самый миг эти образы становятся иллюзорными. Это как можно сравнить. Я всегда такой пример привожу, что если мы возьмем. Ну, вот под новый год есть такие шланги с лампочками, китайские такие вот, да. И там лампочки. И вот если одна лампочка загорается. У вас, наверное, нет. Ну, вот в Навадвипе есть. Одна лампочка загорается, другая гаснет и создается впечатление, что бежит как волна такая. Но на самом деле волны никакой нет. Просто каждая индивидуальная лампочка гаснет, загорается, гаснет, загорается. Правильно? А где волна существует? Только в сознании. То есть реально никакой волны нет. Просто каждая индивидуальная лампочка горит, гаснет, горит, гаснет. И поскольку происходит эта последовательность, то мы начинаем бежать за этой волной.

00:38:22 Вот волну ещё можно сравнить с образом. Вот душа, она начинает видеть некие образы, но реальных этих образов нет. Вот этот мир — это мир многопиксельных образов, реально здесь форм никаких нет. Здесь одни лампочки гаснут, другие загораются. Но если это, так сказать, с большой скоростью делать, то возникают образы тел, объектов, от самых примитивных до самих тонких типа любовь к Родине или Родина. Это тоже всякие образы, которые формируются. И душа дальше очаровывается этими образами. Она начинает бежать к этим. Когда ты видишь вот эту волну лампочек. Лампочки сами никуда не бегут. Правильно?
— Волна такая.
— Ну, ты же видишь, что волна какая-то есть. Вот это иллюзия. И когда ты начинаешь за ней бежать и очень близко прибегаешь, ты видишь одну лампочку, которая гаснет. Никакой волны нет. Как только ты в этом мире начинаешь преследовать свои какие-то цели.

Основные человеческие цели

00:39:32 — У нас много целей. В основном, это четыре цели: это плотские удовольствия, это знания, деньги и…
— Слава.
— И слава, да. То есть издалека кажется, что образ, слава какая-то там. Образ появился. И как только ты начинаешь преследовать, прибегаешь, никакого образа нет. Просто одна лампочка тебе раз. Так, думаешь, значит, надо что-то другое искать: деньги. Ты начинаешь вот эти образы преследовать. Когда у тебя их много, ты понимаешь, что то, чего ты искал, всё равно нет. Потому что тебе приходится защищать от дефолтов, от бандитов, от милиции, от наследников. Вот, сначала ты их копишь, а потом думаешь, если удается накопить, кому же их завещать, вот эти деньги. Вот этот плохой. Ты мир начинаешь делать на хороших, плохих. Этот плохой, этому не дам. Этот хороший, этому дам. Потом выясняется, что он тоже плохой. И так вот. Душа начинает эти образы. У нее возникают вот эти образы. Вот эти вот лампочки светятся. И если она поддается, то она начинает преследовать эти образы. Ну, эти образы очень тонкие: от самых примитивных, телесных, плотских удовольствий до самых тонких, таких как набожность, следование каким-то, ты говорил, техникам. Вот самые тонкие образы, очень заворожительные.

00:41:12 И когда она достигает это, она понимает, что по сути никаких образов нет. Это одни души, а другие души. Они когда начинают видеть вот эту волну, они начинают сознанием своим. То есть когда ты смотришь в одну точку, то тебе кажется, что волна бежит, а если ты смотришь на бегущую волну, то ты видишь только одну горящую лампочку. Правильно? Волны как таковой нет. Если ты перемещаешься взглядом со скоростью этой лампочки, со скоростью смены сигналов, то ты видишь только одну лампочку горящую. И вот те души, они не попадают в иллюзию. Они понимают, что волны никакой… Образов никаких нет. Есть свет. Они не очарованы вот этими ложными представлениями. И они идут действительно в мир служения.
— Это зависит от потенциала души самого изначального?
— Да.
— Грубо говоря, что все души, которые в этом мире, грубо говоря, опять же, слабые души или как? Почему мы очаровались, а другие не очаровались?
— Почему? Гены, ты хочешь это сказать? Нет. Мы не можем ответить на этот вопрос, почему это происходит. Потому что это как бы первопричина. одних привлекло, других не привлекло. Я сейчас немножечко дополню.

Первопричина падения в мир майи

00:42:38 — Есть такая вещь, Сарасвати Тхакур говорил: «Гйана прайаса упадасйа наманте эва» Вот в такой вопрос, если мы начнем вдаваться, то мы придем к ложному умозаключению. Эти вещи можно понять, но у нас нет инструментов. Вот сейчас уже, когда мы попали сюда, почему это происходит, мы не можем понять, потому что у нас нет инструмента понимания. Мы можем понимать лишь с помощью мысли, а мысль не способна в такую тонкую вещь залезть. И если мы начнем вдаваться с помощью мысли вот в такие предметы, то мы к какому выводу придем? Господь виноват в том, что мы были очарованы вот этими формами, потому что Он так задумал, Он предопределил это. Это единственный вывод, к которому придёт мысль живого существа. Потому что у живого существа нет другого инструмента понимания сейчас. Пока у нас нет с вами. То есть ответ на это есть, но сознание, в том числе, наше сознание, оно является причиной того, что произошло, поэтому оно не способно понять себя. Понимаете? Те, кто мы представляем себя, кто мы есть на самом деле сейчас, вот эти мы, мы возникли после того, как это произошло. Поэтому мы не можем отследить, почему это произошло и как это произошло. То есть мы являемся результатом этой ошибки, нашей. И всё, что нам дается — это мысль, а мысль, она действует по принципу приятно/неприятно. И наш разум, он тоже заражен вот этим: справедливо/несправедливо по отношению ко мне.

00:44:32 Вот у нас есть два инструмента: это мысль и рассудок. И вот этими двумя инструментами мы не способны понять, почему же это произошло. Почему мы оказались очарованы вот этими ложными формами, а другими нет? Потому что нащ рассудок работает по принципу справедливо/несправедливо, правильно/неправильно. И когда мы вот этим инструментом начинаем, пытаемся докопаться, почему же вот это произошло, мы всё равно будем накладывать вот своё правильно/неправильно, справедливо/несправедливо, и мы неизбежно придем к выводу, что Господь несправедлив. То есть нам нужен совсем другой инструмент, чтобы понять это, понять, что Господь, Он милосерден, а не справедлив.
— А интуиция?
— Интуиция, это тот же самый рассудок. Вот рассудок, наша интуиция или голос сердца, он покрыт вот этим рассудком. Вот этими идеями справедливо/несправедливо, правильно/неправильно. Дальше вот это правильно/неправильно покрыто слоем приятно/неприятно. Дальше вот этот слой приятно/неприятно покрыт слоем ощущений, а ощущения покрыты слоем внешних предметов. И когда мы начинаем рассуждать о своей причине, как мы возникли и почему мы здесь оказались, то мы вынуждены пользоваться инструментом приятно/неприятно, справедливо/несправедливо, а это невозможно.

00:45:58 — Эта область бытия, из которой мы произошли, она выходит за рамки справедливо/несправедливо, потому что она наша причина. Причина, она не может быть справедливой/несправедливой. Она просто сама по себе. Она данность. Вот то, что из нее происходит, уже можно ощупать, подумать.
— А если прийти к выводу, что мы сами виноваты. Я привлекся, я виноват.
— Да. Мы злоупотребили данной нам свободой и за это надо Господа благодарить, потому что, по крайней мере, Он даровал нам свободу. Было бы лучше, если бы у нас не было выбора?
— Я задавал такой вопрос Авадхуту Махарджу по поводу, почему у нас есть свобода выбора. Если у нас есть свобода выбора, то мы неизбежно будем её злоупотреблять и поэтому запутываемся.
— Нет, не неизбежно. У нас есть возможность злоупотреблить.
— Обычно, в основном, люди злоупотребляют. Просто это хорошо, когда убери свободу выбора и ты будешь роботом, ты будешь рабом. Тогда в таком случае мы будем роботами и будем этими рабами Кришны.
— Нет.
— А кого?
— Мы будем во-первых не рабами, а мы будем материей бездумной. Робот и раб — это разные вещи.
— Если человек вытащит свободу выбора, он сразу станет камнем?
— Ну, он станет. В коме он будет лежать. Он будет зомби. То есть он будет механизмом. Все его действия, они будут продиктованы лишь внешними раздражителями. Это то, о чем говорят современные ученые, что сознание — это все на всего некая программа, которая реагирует на внешние раздражители.

00:47:44 — Понимаете? Мы с вами поступаем так или иначе, не потому что мы есть сознание, а потому что в нас в детстве вложили определённые программы, определённые стереотипы. И если, например, взять два одинаковых человека и детстве с ними совершать совершенно одинаковые действия. В двух одинаковых в одно и то же время будут их няньки кормить, одни и те же слова говорить. То скажем, через пять лет, когда они выйдут, они будут вести себя совершенно одинаково. Это неверно. Сознание, на него, конечно, влияют. Внешние условия на него влияют. Но из этого ученые делают вывод, что раз внешние условия влияют на наше сознание, следовательно, внешние условия порождают наше сознание. Но это очень натянутый и очень глупый вывод. Если что-то на меня влияет, это не значит, что я произошло от него. Они говорят, что сознание — это порождение внешних обстоятельств. Вот ученые, они говорят, что свободного сознания нет. Они пытаются из нас сделать зомби, материалисты. Зомби или просто сложных роботов, ну, очень сложных роботов. Если так не нравится, то очень-очень сложных роботов, но всё равно роботов. Но сознание, оно всегда остается независимым. У него всегда свобода. Когда мы у сознания вытаскиваем свободу, вот это робот. Это уже не сознание, это материя. Некий компьютер.

00:49:20 — Вот компьютер, он действительно не обладает сознанием. Если у вас два абсолютно одинаковых компьютера и там внутри абсолютно одинаковые программы, которые загружены в одно и то же время, то они будут реагировать на одинаковые раздражители одинаково. Понимаете? Вот там нет никакой свободы, а что касается души, у нее всегда есть свобода. И если нас спросить: «Что мы предпочитаем, иметь свободу, но в довесок нам дается ещё право на ошибку или не иметь свободы, но всегда поступать правильно, но при этом не иметь свободу?» Мы все выберем свободу. Но когда мы осознаем свою свободу, когда мы понимаем, что мы, как свободные существа, независим. Не то, что на нас влияют внешние обстоятельства. Они на нас никак не влияют. Это называется самореализация. Стадия нашего бытия, когда внешние обстоятельства на нас не влияют, когда мы понимаем, что внешний мир — это не внешний мир. То есть внешнего мира не существуют, а существуют лишь мои ощущения этого мира. Я с материей никогда соприкоснуться, даже при всем желании. Я с ней соприкасаюсь только через ощущения.

Состояние Шивы. Милость Кришны

00:50:40 То есть этот микрофон, я не знаю, что он такое на самом деле, но я знаю свои ощущения по поводу: звук, на вкус. И вот этот мир внешний — это лишь комплекс всевозможных ощущений. И в центре этих ощущений нахожусь я, как сознание. И эти ощущения, они зависят от кого? Только от меня. И тогда приходит состояние свободы. Я абсолютно свободен. Этот мир. Или это ещё называют состоянием Шивы. Шива, он подчиняет себе этот мир, потому что Он хозяин Парвати. Он хозяин иллюзии. Этот мир на него не влияет, напротив, он влияет на этот мир. И когда вот это состояние свободы, когда сознание обретает свободу абсолютную, оно не зависит от внешнего мира. Потому что внешний мир это всего на всего ощущения. И когда вот это состояние свободы оно добровольно отдает ради служения, это уже называется бхакти. Может быть и хорошо, что мы были очарованы вот этими всевозможными формами, потому что лишь отказавшись от этих форм и обретя свободу, мы можем эту свободу отдать и распрощаться с нею взамен на бхакти, взамен на любовь.

00:52:15 Что подтолкнуло нас на этот выбор? Кришна в четвертой главе спешит раскрыть нам одну тайну. Он говорит, что ни в коем случае, как бы ты не рассуждал о том, почему ты оказался в таких условиях, ни в коем случае, не пеняй на меня. Я не являюсь, я не виновен в том, что ты оказался с таких условиях. В том, что ты в иллюзии, я не виновен. Вот тогда тебе легче будет развязаться с иллюзиями. Вот это в четвертой главе, в Гите. Гьяна-йога, то есть первую тайну, которую нам открывает в Гите. Есть три тайны, которые нам открывает. В четвертой главе, в девятой главе и в восемнадцатой.

00:53:15 Первая тайна. Он говорит: «Я не виновен в твоих бедах, хотя ты можешь прийти к выводу, что я виноват. Ты можешь подумать, раз я создал тебя, значит, косвенно я причина твоих бед». Ни в коем случае не делай такого умозаключения, иначе ты уйдешь в другую сторону.
— Многие люди, с кем я вот общался, я говорил: «Бог есть и Он всеблагой, и нам всем желает добра», Почему Бог допускает войны? Я, честно, не могу ответить на этот вопрос. Почему Бог допускает? Почему перед Его лицом происходит насилие?
— Он нам дает свободу. Разве это не благое деяние с его стороны? При этом он приходит к нам регулярно и говорит, что убив тело, вы фактически не убиваете носителя тела. Убивая тело… Что такое тело? Я рукой двигаю, это просто изображение. На самом деле, ничего не двигается. А что двигается? Двигается изображение некое: одно гаснет, другое загорается и создается иллюзия, что что-то перемещается. И точно так же эта рука. Я её двигаю и создается иллюзия, что рука движется. Но у меня не хватит сил, чтобы сдвинуть такое количество электронов. То есть у меня сил должно быть… Рука же из электронов состоит. Вот чтобы передвинуть такое количество электронов, мне нужно сил примерно, как десять масс Солнца я должен.

00:55:06 В телевизоре кто-то руку по экрану. Там изображение переносится. Там же рука не движется. Там просто одни пиксели гаснут, другие загораются. Правильно? Но реально рука не движется, но у нас создается иллюзия, что движется рука. Вот точно так же и здесь. Чтобы не передвигать такую глыбу электронов, я просто соседним электронам передаю состояние, как электрический ток. Или как вода. Представьте себе воду. Вот чтобы сдвинуть массу воды внутри, мы не сдвигаем водяные молекулы. Молекулы остаются на одном и том же месте, но соседние молекулы передают своё состояние другой, та другой. Создается такая волна. Просто передаются состояния молекул. Ничего там не движется. В этой массе воды ничего не привидится. Вот какой смысл одну молекулу заменять на другую, согласны? Зачем, когда можно просто передать состояние. Как, например, с денежным переводом, если я хочу кому-то сто долларов послать, я не обязан. Я не должен покупать билет на самолет, визу в Америку получать, лететь в Нью-Йорк и давать сто долларов. Я просто беру здесь в банке, и говорю, я пересылаю сто долларов туда. Сама бумажка никуда не летит, но здесь у меня меньше становится, а там больше. При этом никакие электроны никуда не перелетают. Это просто напросто изображение. Зачем одни электроны, зачем одни и те же электроны перемещать в пространстве, можно просто соседним передать состояние. Сейчас ученые это делают. Они передают квантовые состояния. Фактически состояния материи передают на расстоянии, и там возникает то же самое квантовое состояние.

00:56:54 — Когда войны происходят… Ну, да. Тела, изображения, умирают. Ну и что?
— Страшно
— Вот, и поэтому вайшнавы приходят и говорят, что смерть не страшна, страшен страх смерти. А что такое страх смерти? Состояние сознания. Не бойся! Кришна говорит Арджуне: «Ты же никого не убиваешь». Картинки падают состояния материи падают, падают. Это очень хорошее. Состояние материи. Кришна в Гите объясняет, про три гунны материальной природы. Существуют три состояния материи. А что такое состояния? Состояние — это наше состояние сознания. У нас есть представления о материи, как о твердом, представления материи, как о жидком и представления о материи, как о газообразном. И вот эти состояния меняются, а мы это называем движениями тел. Понимаете? Существует, например, твердое состояние материи. Весит оно девять грамм. Хотя никто не может сказать, что такое девять грамм, потому что это величина очень относительная. И вот эти девять грамм соединяются с жидким состоянием материи, и на следующий день выходит некролог.

00:58:13 События — это всего на всего наши представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Никаких войн не существует. Это просто наши представления о том, что что-то произошло.
— Хорошо. Страх — состояние сознание. А боль?
— Тоже.
— Руку гвоздем. Это не зависит от моего сознания.
— Если тебе до этого сделать анестезию, то ничего ты чувствовать не будешь. Видеть будешь, но чувствовать не будешь, но при этом будет бояться. В нее же гвоздь воткнули, а не больно. Страх. Поэтому вайшнавы говорят абхая. Вайшнавы, они бесстрашные. Они говорят, что страх смерти есть. Но страх — это всего на всего состояние сознания. Ты боишься, что если картинка твоя разрушится, ты умрешь. Вот это есть, поэтому мы говорим, что вайшнавы это крипа-синдху, это океан милосердия. Он приходит и нам объясняет, что мы все находимся в темном, темном зале и все сидим, и друг друга не видим, но на экране высвечиваются какие-то образы. И мы говорим, вот это я. Там раз, образ какого-то ковбоя. А рядом сидит сосед. Мы его не знаем. Он говорит, а вот тот вон я, правее. И мы начинаем общаться. Вот там две картинки друг с другом общаются, потом начинают драться, а мы ненавидим его. Вот мы точно так же. Вот мы сейчас сидим, у нас есть некие, мы смотрим на изображения друг друга. Или ты сегодня увидел чье-то изображение и у тебя гнев к нему возник. Просто картинка и ты такой злой на эту картинку побежал. И вайшнавы, они иллюзии рассеивают перед нами. Они нам объясняют, что к чему, что всё это картинки.

транскрибирование: Илья Костюченко | Запорожье | Украина | 17 February 2012