Список личностей, ставших брахманами

audioveda.com - 25 October 2023
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:18:35 | качество: mp3 128kB/s 17 Mb | прослушано: 3 | скачано: 46 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 Сейчас мы представим вашему вниманию список людей разума, родившихся в семьях статусом ниже брахманского, но тем не менее считавшихся в силу своих достоинств брахманами и передавших брахманский титул своим потомкам.

00:00:19 Гадхи был сыном Кушики из династии Чандра. Он был царем Каньякубджи, а его сын, Вишвамитра, хотя и был рожден кшатрием, силой своего подвижничества превратился в брахмана.

00:00:33 В «Махабхарате» (Ади-парва, гл. 174) говорится:
кшатрийо 'хам бхаван випрас тапах-свадхьяя-садханах
сва-дхармам на прахасьями нешьями ча балена гам
дхиг балам кшатрия-балам брахма-теджо-балам балам балаболам винишчитья mana эва парам балам
татапа сарван диптауджах брахманатвам аваптаван
00:00:40
«Вишвамитра сказал Вашиштхе: "Ты — брахман, украшенный добродетелями воздержания и изучения Вед. Я — кшатрий, поэтому, следуя своей природе, я силой отберу у тебя корову Нандини".

00:00:56 Позже, потерпев поражение, Вишвамитра признал, что сила кшатриев уступает силе святости брахманов. Он решил, что высшее могущество брахман обрел благодаря подвижничеству. И тогда сиятельный Вишвамитра начал совершать разнообразные виды аскезы и так возвысился до брахманского уровня».

00:01:19 В «Махабхарате» (Анушасана-парва, гл. 30) приводится следующее описание того, как родившийся кшатрием Махараджа Витахавья стал брахманом:

00:01:30 эвам випратвам агамад витахавйо нарадхипах бхригох прасададраджендра кшатриях кшатрияршабха тасья гритсамадах путро рупенендра ивапарах са брахмачари випраших шриман гритсамадо 'бхават путро гритсамадасьяпи сучета абхавад двиджа варчах (сутеджасах) сучетасах путро/ вихавьяс тасья чатмаджах вихавьясья ту путрас ту витатьяс тасья чатмаджах витатьясья сутах сатьях сайтах сатьясья чатмаджах шравас тасья суташ чарших шравасаш чабхават томах тамасаш ча пракашо 'бхут танайо двиджа-саттамах пракашасья ча вагиндро бабхува джаятам варах тасьятмаджаш ча прамиттир веда-веданга-парагах гхритасьям тасья путрас ту руру-намодападьята прамадвараян ту рурох путра самудападьята шунако нома випраршир ясья путро 'тха шаунаках
«Вот как Махараджа Витахавья возвысился до уровня брахмана. О лучший среди царей-кшатриев, хотя по рождению Витахавья был кшатрием, по милости Бхригу он стал брахманом. Его сын Гритсамада красотой был равен Индре. Он стал брахмачари и мудрецом-брахманом. Сучета, сын Гритсамады, также стал брахманом. Сыном Сучеты был Варча, а его сыном — Вихавья. Сыном Виха-вьи был Витатья, а его сыном — Сатья. Сыном Сатьи был Санта, чьим сыном был Ришишрава. Сыном Ришишравы был Тама, а его сын, Пракаша, был лучшим среди брахманов. У Пракаши был сын Вагиндра, а его сын, Прамити, был сведущ в Ведах и дополнительных ведических писаниях. Прамити зачал Руру в лоне Гхритачи. У Руру и его жены Прамадвары родился сын по имени Шунака, ставший випрарши. Сыном Шунаки был Шаунака Риши». Такова династия Гритсамады.

00:02:44 Родословная Витахавьи приводится в «Шримад-Бхагаватам» (9.13.1, 12-27) в следующем виде:
нимир икшваку-танайо васиштхам авритартвиджам
дехам мамантхух сма нимех кумарах самаджаята джанмана джанаках со 'бхуд ваидехас ту видеха-джах
тасмад удавасус тасья путро 'бхун нандивардханах татх сукетус тасьяпи деварато махи-пате
тасмад брихадратхас тасья махавирьях судхрит-пита судхритер дхриштакетур ваи харьяшво 'тха марус
татах марох пратипакас тасмадж джатах критаратхо ятах девамидхас тасья путро вишруто 'тха махадхритих
критиратас татас тасман махарома ча тат-сутах сварнарома сутас тасья храсварома вьяджаята
татах ширадхваджо джагье ягьяртхам каршатомахим кушадхваджас тасья бхрата тато дхармадхваджо нрипах дхармадхваджасья двау путрау/ критадхваджа-митадхваджау критадхваджат кешидхваджах/ кхандикьяс ту митадхваджат критадхваджа-сутораджанн атма-видья-вишарадах бханумамс тасья путро 'бхуч чхатадьюмнас ту тат-сутах шучис ту танаяс тасмат санадваджах суто 'бхават урджакетух санадваджад аджо 'тха пуруджит сутах ариштанемис тасьяпи шрутаюс тат супаршваках таташ читраратхо ясья кшемадхир митхиладхипах тасмат самаратхас тасья сутах сатьяратхас татах асидупагурус тасмад упагупто 'гни-самбхавах васвананто 'тха тат-путро ююдхо ят субхашанах шрутас тато джаяс тасмад виджайо 'смадритах сутах шунакас тат-суто джагье витахавйо дхритис татах бахулашво дхритес тасья критир асьямахаваши
эте ваимаитхилараджанн атма-видья-вишарадах йогешвара-прасадена двандваир мукта грихешв апи

00:02:56 1) Брахма, 2) Ману, 3) Икшваку, 4) Ними, 5) Джанака, 6) Удавасу, 7) Нандивардхана, 8) Сукету, 9) Деварата, 10)Брхадратха, 11) Махавирья, 12) Судхрити, 13) Дхри-штакету, 14) Харьяшва, 15) Мару, 16) Пратипа, 17) Крита-ратха, 18) Девамидха, 19) Вишрута, 20) Махадхрити, 21) Критирата, 22) Махарома, 23) Сварнарома, 24) Храсварома, 25) Ширадхваджа, 26) Кришадхваджа, 27) Дхармад-хваджа, 28) Критадхваджа, 29) Кешиджваджа, 30) Бхануман, 31) Шатадьюмна, 32) Шучи, 33) Санадваджа, 34) Урджакету, 35) Пуруджит, 36) Ариштанеми, 37) Шрутаю, 38) Супаршва, 39) Читраратха, 40) Кшимадхи, 41) Сама-ратха, 42) Сатьяратха, 43) Упагуру, 44) Упагупта, 45) Васвананта, 46) Ююрван, 47) Субхашана, 48) Шрута, 49) Джая, 50) Виджая, 51) Рита, 52) Шунака, 53) Витахавья, 54) Дхрити, 55) Бахулашва, 56) Крити.
«Все эти цари из династии Митхила полностью сознавали свою духовную сущность. Так, по милости Всевышнего Повелителя Йоги, они, не покидая дома, были свободны от двойственности материального бытия
».

00:04:39 Этот отрывок из «Шримад-Бхагаватам» описывает брахманскую династию Гритсамада от Витахавьи не совсем в том виде, как она приводится в «Махабхарате». В «Шримад-Бхагаватам» Витахавью называют также Шаунакой Риши. Кшатрии Каруша пошли от Каруши, сына Ману, а от сына Ману по имени Дхришта пошла каста кшатриев Дхаршта, члены которой возвысились в этом мире до положения брахманов.

00:05:08 Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (92.16-17):
карушан манавад асан карушах кшатра-джатаях дхриштад дхарштам абхут кшатрам брахма-бхуям гатам кшитау
«От Каруши, другого сына Ману, произошла династия Каруша, кшатрийский род. От сына Ману Дхришты пошла кшатрийская каста Дхаршта, члены которой обрели положение брахманов».
Комментируя этот стих, Шридхара Свами писал, что слово брахма-бхуям означает «положение брахманов».

00:05:43 Девадатта был в десятом поколении потомком Наришьянты, сына Ману. Сыном кшатрия Девадатты был Агнившьяяна, ставший махарши-брахманом и основателем брахманской династии.

00:05:58 «Шримад-Бхагаватам» (9-2.19-22):
читрасено наришьянтад рикшас тасья суто 'бхават тасья мадхвамс татах пурна индрасенас ту тат-сутах витихотрас те индрасенат тасья сатьяшрава абхут урушравах сутас тасья девадаттас тато 'бхават тато 'гнивешйо бхагаван агних сваям абхут сутах канина ити викхьято джатукарнйо махан риших тато брахма-кулам джатам агнивешьяянам нрипа.
«1) Наришьянта, 2) Читрасена, 3) Рикша, 4) Мидхван, 5) Пурна, 6) Индрасена, 7) Витихотра, 8) Сатьяшрава, 9) Урушрава, 10) Девадатта, 11) Агнивешья. В облике Агниве-шьи, сына Девадатты, лично явился бог огня Агни. Агнивешья был прославленным мудрецом, носившим также имена Канина и Джатукарнья. О царь, от Агнивешьи пошла брахманская династия Агнивешьяяна».

00:06:39 Джахну Муни родился у Хотры в династии Чандра. Его родословная приводится в «Шримад-Бхагаватам» (9.15.1-4):
аиласья чорваши-гарбхат шад асанн атмаджа нрипа аюх шрутаюх сатьяю райо 'тха виджайо джаях
шрутайор васуман путрах сатьяйош ча шрутанджаях раясья сута экаш ча джаясья танайо 'митах
бхимас ту виджаясьятха канчано хотракас татах тасья джанух суто гангам гандуши-критья йо 'пибат
джанос ту пурус тасьятха балакаш чатмаджо 'джаках татх кушах кушасьяпи кушамбус танайо васух
кушанабхаш ча чатваро гадхир асит кушамбхуджах
«1) Чандра, 2) Будха, 3) Пурурава, 4) Аю, Шрутаю, Сатьяю, Рая, Виджая и Джая, 5) сын Виджаи Бхима, 6) Канчана, 7) Хотрака, 8) Джахну, 9) Пуру, 10) Балака, 11) Аджака, 12) Куша, 13) Кушамбху или Каушика, 14) Гадхи».

00:07:18 Кшатравриддха был сыном Аюраджи из династии Чандра. Сыном Аюраджи был Сухотра, а его сыном — Гритсамада. От Гритсамады произошел Шунака, а от него — Шаунака, великий мудрец, знавший «Риг-веду» лучше кого-либо другого. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (9-17.3) следующим образом:
кашьях кушо гритсамада ити гритсамадад абхут шунаках шаунако ясья бахврича-праваро муних
«*У Сухотры было три сына:+ Кашья, Куша и Гритсамада. От Гритсамады произошел Шунака, а от него — Шаунака, великий мудрец, лучший среди знающих «Риг-веду»».

00:07:58 У Махараджи Яяти из династии Чандра был сын Пуру, среди потомков которого числится Канва Риши. Сына этого последнего звали Медхатитхи, и от него пошла брахманская династия Прасканна. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (920.1-7):
пурор вамшам правакшьями ятра джато 'си бхарата ятра раджаршайо вамшья брахма-вамшьяш ча джагьире джанамеджайо хй абхут пурох прачинвамс тат-сутас татах правиро 'тхаманусьюр ваи тасмач чару nado 'бхават тасья судьюр абхут путрас тасмад бахугавас татах самьятис тасьяхамьяти раудрашвас тат-сутах смритах ритеюс тасья какшеюх стхандилеюх критеюках джалеюх саннатеюш ча дхарма-сатья-вратеявах дашаите 'псарасах путра ванеюш чавамах смритах гхритачьям индриянива мукхьясья джагад-атманах ритейо рантинаво 'бхут траяс тасьятмаджа нрипа суматир дхруво 'пратиратхах канво 'пратиратхатмаджах тасья медхатитхис тасмат прасканнадья джвиджатаях путро 'бхут суматеребхир душмантас тат-суто матах

00:08:22 «О Махараджа Парикшит, потомок Махараджи Бхараты, сейчас я опишу династию Пуру из которой ты произошел, в которой явилось множество святых царей и от которой пошло множество брахманских династий: 1) Пуру, 2) Джанамеджая, 3) Прачинван, 4) Правира, 5) Манусью, 6) Чарупада, 7) Судью, 8) Бахугава, 9) Самьяти, 10) Ахамьяти, 11) Раудрашва, 12) Ритейю, 13) Рантинава, 14) Апра-тиратха, 15) Канва, 16) Медхатитхи, 17) Прасканна и другие брахманы. Сын Рантинавы по имени Сумати был отцом Ребхи. Общеизвестно, что Махараджа Душманта является сыном Ребхи».

00:09:15 У Махараджи Бхараты, сына Душманты, не было потомства, поэтому Маруты принесли ему Бхарадваджу которого Бхарата усыновил. Бхарадваджа был внебрачным сыном Брихаспати от Маматы, жены Утатхьи. Впоследствии в качестве приемного сына Бхараты Бхарадваджа стал известен под именем Витанвы. Сыном Бхарадваджи был Манью, родивший Брихаткшатру, Джаю, Махавирью, Нару и Гаргу. Сыном Нары был Санкрити, а его сыновьями — Гуру и Рантидева. Сыном Гарги был Шини, у которого был сын по имени Гаргья.

00:10:00 Вот еще один пример того, как в семьях кшатриев рождаются брахманы. В «Шримад-Бхагаватам» (9-21.19-21, 30,31,33) это описано так:
гаргач чхинис тато гаргьях кшатрад брахма хи авартата дуритакшайо махавирьят тасья трайяруних кавих пушкарарунир итй атра йе брахмана-гатим гатах брихаткшатрасья путро 'бхуд дхасти яд-дхастинапурам аджамидхо двимидхаш ча пурумидхаш ча хастинах аджамидхасья вамшьях сьюх приямедхадайо двиджах налиньям аджамидхасья нилах шантис ту тат-сутах шантех сушантис тат-путрах пуруджо 'ркас тато 'бхават бхармьяшвас танаяс тасья панчасан мудгаладаях мудгалад брахма-нирвриттам готраммаудгалья-самгьитам

00:10:16 «У Гарги родился сын Шини, а у того — Гаргья. Хотя Гаргья был кшатрием, от него произошли поколения брахманов. У Махавирьи родился сын Дуритакшая, сыновьями которого стали Трайяруни, Кави и Пушкараруни. Хотя эти сыновья Дуритакшаи родились в кшатрийской династии, они тоже стали брахманами. У Брихаткшатры был сын по имени Хасти, основавший город Хастинапур (современный Нью-Дели). У царя Хасти было три сына: Аджамидха, Двимидха и Пурумидха. Все потомки Аджамидхи, во главе с Приямедхой, стали брахманами. У Аджамидхи был сын Нила от жены Налини, а у Нилы — сын по имени Шанти. Сыном Шанти был Сушанти, сыном Сушанти — Пуруджа, а сыном Пуруджи — Арка. От Арки произошел Бхармьяшва, а у Бхармьяшвы родились пять сыновей, старшим из которых был Мудгала. От Мудгалы произошла брахманическая династия Маудгалья».

00:11:30 У Махараджи Набхи, сына Приявраты, был сын Ришабха. Ришабхадева зачал сто сыновей в лоне Своей жены, которая была дарована Ему царем небес Индрой. Бхарата и следующие за ним девять младших братьев стали царями девяти варш. Девять сыновей, во главе с Кави и Хави, называемые Навайогендрами, стали вайшнавами. Остальные сыновья (числом восемьдесят один) стали брахманами.

00:12:02 Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (5.4.13) следующим образом:
явиямса экашитир джаянтеях питур
адеша-кара маха-шсалина маха-шротрия ягья-шилах карма-вишуддха брахмана бабхувух

«Кроме вышеупомянутых девятнадцати, у Ришабхадевы и Джаянти были еще сыновья, числом восемьдесят один. Повинуясь отцу, они стали людьми высокой культуры, добронравными, чистыми в поступках, искушенными в ведическом знании и опытными в исполнении ведических обрядов. Словом, все они стали достойными брахманами».

00:12:33 В «Хари-вамше» («Хари-вамша-парва», 11.9) объясняется:
набхагадишта-путрау двау ваишьяу брахманатам гатау
«Набхага и сын Дишты, хотя по рождению и были вайшьями, оба стали брахманами».

00:12:47 Согласно своим индивидуальным качествам, среди сыновей Гритсамады были брахманы, во главе с Шаунакой, и были кшатрии, вайшьи и шудры. Это подтверждается следующими словами «Хари-вамши» («Хари-вамша-парва» 29-7-8):
путро гритсамадасьяпи шунако ясья шаунаках брахманах кшатрияш чаива вайшьях шудрас татхаива ча

00:10:04 Комментируя этот стих, Нилакантха говорит:
гритса-мада-сантатау шунакадайо брахмана анъе кшатрияда-яш ча шудрантах путра джатах
«Среди потомков Гритсамады одни, возглавляемые Шунакой, стали брахманами, другие — кшатриями, третьи — вайшьями, а четвертые — шудрами».

00:13:18 У Бали Махараджи кроме пяти сыновей-кшатриев были также сыновья, основавшие брахманские династии. Об этом говорится в «Хари-вамше» («Хари-вамша-парва», 31.33-35):
маха-йоги са ту балир абхута нрипатих пура путран утпадаям аса пача вамша-каран бхуви
ангах пратхамато джагье вангах сухмас татхаива ча пундрах калингаш ча татха балеям кшатрамучьяте
болея брахманаш чаива тасья вамша-кара бхуви

00:13:34 «Бали Махараджа был великим йогом, который в незапамятные времена стал царем. Чтобы увеличить население Земли, он родил пятерых сыновей. Первого из этих пяти звали Анга, второго — Ванга, третьего — Сухма, четвертого — Пундра, а пятого — Калинга. Эти сыновья стали известны как балея-кшатрии. В династии Бали были также и балея-брахманы, распространившие свой род по всей земле».

00:14:06 Сыновья великого мудреца Кашьяпы также делились на различные варны, согласно своей природе. В исторических источниках содержится масса подтверждений тому. Неправда, будто бы лишь рожденные в семье брахманов — брахманы, а те, кто стали достойными брахманского звания, получив посвящение и воспитав себя соответствующим образом, брахманами не являются. Все свидетельства, приведенные нами ранее, достаточно подтверждают нашу точку зрения. Даже если истина остается скрытой, в силу незнания шастр и исключительного себялюбия, рано или поздно она все равно выйдет наружу.

00:14:52 Сейчас, в эпоху Кали, правда не в чести среди людей, ослепленных себялюбием, зато недостойные увенчаны славой. Так или иначе, если приведенные нами свидетельства хоть немного укротили чьё-то самолюбие, это уже принесет миру благо. Состряпанные обществом недостойных людей аргументы не могут стать серьезным препятствием на пути достойных брахманов.

00:15:21 Утверждение «Брахма-сутр» (1.3.28): ата эва ча нитй-атвам — «поэтому оно так же вечно» — используется как доказательство того, что слова Вед вечны, и ученическая преемственность брахманов, представляющих богов, также вечна. Хотя брахманы и являются «зримыми богами», они все же вечные слуги Господа Вишну. Вечным источником знания для брахманов являются Веды. Изучая Веды, они приходят к пониманию того, что они вечны, и потому обращаются к вечному преданному служению Господу. Многие люди становятся брахманами несмотря на то, что не были рождены в семьях брахманов, посвятивших себя изучению Вед.

00:16:12 Чтобы подтвердить эту мысль, Шрила Джаятиртхапада (в шестом поколении от Шримад Ананда-тиртхи Мадхвачарьи) ссылается на вришчика-тандули-нъяю, логику «скорпиона и риса». В своем комментарии «Шрута-пракашика» он пишет: брахманад ева брахмана ити ниямасъя квачид анъятхатвопапатте вришчика-тандулиякади-вад ити. Когда семя одного скорпиона попадает во чрево другого, рождается скорпион — таков естественный закон природы. Все же иногда приходится быть свидетелями того, как скорпионы и другие насекомые рождаются из риса. Хотя в данном случае вложение семени не является очевидным, причиной появления скорпиона становится непостижимое могущество Абсолютной Истины, делающее невозможное возможным.

00:17:02 Великие мудрецы, например Вашиштха, Агастья, Ришаяшринга и Вьясадева, не были брахманами согласно общепринятым сейчас меркам. Но впоследствии их потомки, в совершенстве постигнув запредельное знание, были признаны познавшими себя брахманами и вайшнавами. Многочисленные выражения почтения брахманам и описания их достоинств, которыми изобилуют Писания, относятся в равной мере к потомственным брахманам и к тем, кто вошел в число брахманов благодаря посвящению. Подобные места Писаний, посвященных карме, гъяне и бхакти, относятся не только к потомственным брахманам.Эти Писания ни в коем случае не проявляют неуважения к брахманам, получившим брахманский статус в результате посвящения.

00:17:53 Хотя по мнению некоторых Писаний невозможно стать посвященным брахманом, не являясь при этом потомственным брахманом, подобное ограничение вызвано лишь общественными предрассудками. Когда благодаря глубоким исследованиям и высокому образованию общества эти предрассудки будут отброшены, весь мир осветится славой вечной арийской культуры. Тогда мы все поймем, насколько жалки попытки лягушек наполнить вселенную звуками своего кваканья.

обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 16 December 2023