Определение вайшнавов и смарт из Мундака-упанишады
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:05 Определение как вайшнавов, так и смарт приводится в «Мундака-упанишаде» (часть 1, глава 1, стихи 4-5 и часть 3, глава 1, стихи 1-3) в следующем виде:
две видъе ведитавъя ити, ха сма яд брахма-видо вадан-ти, пара чаивапара ча.
Татрапара риг-ведо яджурведах сама-ведо 'тхарва-ведах шикша калпо въякаранам нирук-там чхандо джйотишам ити. атха пара яятадакшарам адхигамъяте
«Шаунака сказал: "Существует два вида систем образования. Знатоки Высшей Истины, познавшие вкус Абсолютного, говорят, что одни образовательные системы посвящены надмирному знанию (пара видья), а другие — мирскому знанию (стара видья). «Риг-веда», «Яджур-веда», «Сама-веда», «Атхарва-веда» и их приложения — ритуальные книги калпа, состоящие из сутр и т.п., книги шикша, объясняющие расстановку и способ произнесения букв, грамматические книги въякарана, описывающие правильное употребление слов, книга нирукта об образовании словоформ, книги чханда, повествующие о размерах стихосложения, и астрономические книги джйотиша, учащие определять благоприятные моменты времени, — все они относятся к низшей системе материального знания (апара видья). Эти книги в большом почете у непреданных. Человек, изучающий эти книги, движимый духом наслаждения, добровольно заключает себя в оковы, как это происходит с любым, кто изучает обряды. Высшее образование (пара видъя) — это могущественное духовное знание, посредством которого человек может познать Акшару — Брахман или Абсолютную Истину. Пара видъю, духовное образование, достоин получить человек, отрекшийся от мирских концепций смарт. Он принимает Вишну как свое единственное благо и становится вайшнавом».
00:02:05 два супарна саюджа сакхъяя саманом врикшам паришасваджате тайор анъях пиппалам свадв
аттй анашнанн анйо 'бхичакашити
самане врикше пурушо нимагно 'нишая шочати мухъяманах джуштам яда пашъяти анъям
ишам асъя махиманам эти вита-шоках
яда пашъях пашъяте рукма-варнам картарам ишам пурушам брахма-йоним
тада видван пунъя-папе видхуя ниранджанах паромам самъям упаити
«На ветвях дерева баньян сидят две духовные птицы. Между собой их связывает дружба. Одна птица кормит другую. Две духовные птицы — это преданная джива и Всевышний Господь, а сидят они на дереве материального тела. Птица-джива поедает плоды дерева-тела в виде результатов своей кармы, и ей они кажутся сладкими. Другая птица, Всевышний Господь, сама не пробует плодов, но устраивает всё таким образом, чтобы другая птица могла их есть.
00:02:44 Одна птица (душа) относится к материальному телу с позиции «я» и «мое». Не имея преданности Богу, она страдает от скорбей, приходящих как следствие кармы. Так карма-канда смарта, отвратившийся от служения Господу, проводит всю свою жизнь в страдании от материальных неудобств. Но как только душа отрекается от мировоззрения смарт и желания обрести мирские плоды, она тут же понимает, что другая птица, запредельный Господь Вишну, никак не связана с объектами материального наслаждения. Осознав, что это — суть вечной природы служения Богу, душа освобождается от скорби, и слава игр Господа раскрывается перед нею».
00:02:36 Уровень вайшнавизма достигается, когда человек познает, что он — вечный слуга Кришны, а уровень отсутствия желаний достигается, когда человек отрекается от желания наслаждаться плодами кармы. Джива обретает чистоту и освобождение, только став преданной Господа.
00:03:56 Когда, став преданной Вишну, полностью очистившаяся джива понимает свое положение слуги Бога и видит златокожего творца вселенной Хираньягарбху, она обретает плод высшего образования. Тогда она отрекается от греха и благочестия, порожденных мирским образом мышления, внушенным ей низшим образованием, освобождается от скверны и становится духовно равной Господу».
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 27 January 2024