Свидетельства из Писаний
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:03 В «Махабхарате» (Шанти-парва, «Мокша-дхарма», гл. 188) содержится наше первое свидетельство:
бхарадваджа увача
джангаманам асанкхъеях стхаваранам ча джатаях тешам вивидха-варнанам куто варна-винишчаях
бхригур увача
на вишешо 'сти варнанам сарва-брахмам идам джагат брахмана пурва-шриштам хи кармабхир варнатам гатам
химсанрита-прия лубдхах сарва-кармопадживинах Кришнах шауча-парибхраштас те двиджах шудратам гатах
00:00:13 «Бхарадваджа сказал: — Нет числа различным видам движущихся и неподвижных живых существ. Как сможем мы определить их варны?
Бхригу ответил: — По сути, различий между варнами нет. После того как Брахма сотворил вселенную, она была заселена одними лишь брахманами. Позже, поступая различным образом, люди опустились до уровня остальных варн. Когда брахманы творят насилие, лгут, впадают в жадность, зарабатывают себе на жизнь чем придется, утрачивают чистоту из-за грехов — они опускаются до уровня шудр».
00:01:02 В Шанти-парве, гл.189, содержится наше второе свидетельство. Оно выглядит следующим образом:
бхарадваджа увача
брахманах кена бхавати кшатрийо ва двиджоттама вайшьях шудраш ча випрарше тад брухи вадатам вара
бхригур увача
джата-кармадибхир яс ту самскараих самскритах шучи ведадхьяяна-сампаннах шатсу кармасв авастхитах
шаучачара-стхитах самьяг вигхасаши гуру-приях нитья-врати сатья-парах са ваи брахманаучьяте
сатья-данам атхадроха анришамсьям трапа гхрина тапаш ча дришьяте ятра са брахмана ити смритах
сарва-бхакша-ратир нитьям сарва-дхарма-каро 'шучих тьякта-ведас те аначарах са ваи шудра ити смритах
шудре чаитад бхавел лакшьям двидже тач ча на видьяте на ваи шудро бхавеч чхудро брахмано брахмано на ча
00:01:12 «Бхарадваджа сказал: — О лучший среди брахманов, о мудрец среди дважды-рожденных, о первейший среди красноречивых, расскажи, как человек становится брахманом, кшатрием, вайшьей или шудрой.
Бхригу ответил: — Прошедший через очистительные обряды, подобные джата-карме или церемонии наречения именем, чистый, посвятивший себя изучению Вед, искусный в шести видах деятельности, например в поклонении и обучении поклонению, поступающий должным образом, вкушающий остатки трапезы своего духовного учителя и тот, кто дорог духовному учителю, постоянно принимающий обеты и исполняющий их, не сходящий с путей правды — такой человек должен считаться брахманом. Человек правдивый, отзывчивый, застенчивый, не испытывающий ненависти, аскетичный, не склонный мстить и далекий от жестокости является брахманом. Тот же, кто ест что придется и делает что вздумается, нечист, отклоняется от принципов ведической культуры и дурно ведет себя, — шудра. Если шудра проявляет признаки брахмана, а брахман — признаки шудры, то первого не следует называть шудрой, а второго — брахманом».
00:02:50 Наше третье свидетельство приводится в Вана-парве, гл. 211, в следующем виде:
шудра-йонау хи джатасья сад-гунанупатиштхатах ваишьятвам лабхате брахман кшатриятвам татхаива ча арджаве вартаманасья брахманьям абхиджаяте
00:02:57 «О брахман, человек, рожденный шудрой, но обладающий хорошими качествами, становится вайшьей или кшатрием. А если он прямодушен, то он — брахман».
00:03:13 Наше четвертое свидетельство приводится в Вана-парве, гл. 215:
брахмано вьядхая сампратам чаматоме 'си брахмано натра самшаях брахманах патаниешу вартамано викармасу дамбхико душкритах прагьях шудрена садришо бхавет яс ту шудро даме сатье дарме ча сататоттхитах там брахманам ахамманье вриттена хи бхавед двиджах
00:03:19 «Брахман сказал благочестивому охотнику: "С моей точки зрения, ты все равно брахман. Это не подлежит сомнению. В конце концов, брахман, охваченный гордыней и совершающий греховные поступки, из-за которых он начинает опускаться, оскверняясь нечистой кармой, — все равно что шудра. Но я считаю, что шудра самообузданный, правдивый, с радостью исполняющий религиозный долг — это брахман. Единственное, что делает человека брахманом, — его возвышенные качества"».
00:03:57 Наше пятое свидетельство приводится в Шанти-парве, гл. 318, в следующем виде:
capee варна брахмана брахмаджаш ча брахмасьято брахманах сампрасутах бахубхьям ваи кшатриях сампрасутах набхьям вайшьях падаташ чапи шудрах capee варна наньятха ведитавьях тат-стхо брахма тастхивамш чапаро яс тасмаи нитьяммокшам ахур нарендра
00:04:05 «Люди всех варн суть брахманы, так как они все произошли от Господа Брахмы. Брахманы рождены изо рта Брахмы, кшатрии — из рук, вайшьи — из пупка, а шудры — из ног. Не следует рассматривать варны как-то иначе. Любой, утвердившийся в знании, — брахман. Поэтому, о царь, эта мокша-шастра была поведана ради блага тех брахманов и кшатриев, что обрели знание. Таково мнение древних ученых».
00:04:42 В своем комментарии к вышеприведенным стихам Шри Нилакантха говорит:
тат-стхо гьяна-ништхо ях са ева брахма брахманах, апаро кшатриядир апи таст-хау тастхиван — «Люди, произошедшие от Брахмы и утвердившиеся в знании, называются брахманами. Остальные касты, например кшатрии, тоже родились от Брахмы».
00:05:01 Наше шестое свидетельство находится в Вана-парве, гл. 180:
сарпа увача брахманах ко бхавед раджан ведьям ким ча юдхиштхира бравихй ати-матим твам хи вакьяир анумимимахе юдхиштхира увача сатьям данам кшама-шилам анришамсьям mano гхрина дришьянте ятра нагендра са брахмана ити смритах сарпа увача шудрешв апи ча сатьям ча данам акродха эва ча анришамсьям ахимса ча гхрина чаива юдхиштхира юдхиштхира увача шудре ту яд бхавел лакшма двидже тач ча на видьяте на ваи шудро бхавеч чхудро брахмано на ча брахманах ятраитал лакшъяте сарпа вриттам са брахманах смритах ятраитан на бхавет сарпа там шудрам ити нирдишет
00:05:08 «Змей спросил: — О Махараджа Юдхиштхира, кто такой брахман и какова цель познания? Ты очень разумен, просвети же меня своими речами.
Махараджа Юдхиштхира ответил: — Кто правдив, доброжелателен, способен прощать, рассудителен, благороден, живет простой жизнью и не испытывает ненависти, тот называется брахманом.
Змей сказал: — У шудр тоже встречаются и правдивость, и доброжелательность, и свобода от гнева, и ненасилие, и отсутствие зависти и ненависти.
Махараджа Юдхиштхира на это ответил: — Если шудра обнаруживает подобные качества, его не следует называть шудрой, как и брахман не является брахманом, если у него этих качеств нет. О змей, только человек, одаренный брахманскими качествами, может называться брахманом, в противном случае он — шудра».
00:06:14 Шесть вышеприведенных независимых выдержек из «Махабхараты» неопровержимо доказывают, что, независимо от рождения, человека без колебаний следует признать савитрья или дайкшъя (ведическим или духовно посвященным) брахманом, если он прямодушен и обладает природой брахмана.
00:06:35 Наследственным брахманам свойственна большая строгость в отношении принятия пищи и половых отношений. Но эти принципы не являются обузой и для савитрья брахманов. Мы увидим, что, исполняя свои брахманические обязанности, они делают это с легкостью, не встречая на своем пути никаких трудностей. Все свидетельства шастр, опровергающие теорию наследственного брахманства, разумны и неоспоримы. Дхарма-шастры, поддерживающие наследственных брахманов, не противоречат Вьясадеве. Однако свидетельства «Махабхараты» более существенны, нежели свидетельства Дхармашастр. Свидетельство Дхарма-шастр — всего лишь теория, а свидетельство «Махабхараты» — практика. Те, кто попытается противоречить этому принципу, только докажут свою склонность к распространению зла в этом мире.
00:07:37 Подобно Ведам и «Махабхарате», которые утверждают, что человек, не являющийся брахманом по рождению, но обладающий качествами брахмана, должен быть принят как истинный брахман, «Шримад-Бхагаватам» — жемчужина Писаний, зрелый плод ведического древа, книга, предназначенная для совершенных людей, подобных лебедям, — смело и беспристрастно поддерживает эту доктрину.
00:08:04 В «Шримад-Бхагаватам» (7.11.21-24, 35) сказано:
шамо дамас тапах шаучам сантошах кшантир арджавам гьянам даячьютатматвам сатьям ча брахмалакшанам
«Признаками брахмана являются: контроль ума, обуздание чувств, подвижничество и покаяние, чистота, удовлетворенность, способность прощать, прямодушие, знание, милосердие, правдивость и полная преданность Верховной Божественной Личности».
00:08:39 шаурьям вирьям дхритис теджас тьягаш чатма-джаях кшама брахманьята прасадаш ча сатьям ча кшатралакшанам
«Определяющий исход битвы, непобедимый, терпеливый, дерзкий, щедрый, ограничивающий телесные потребности, милостивый, привязанный к брахманическим качествам, жизнерадостный и правдивый — таков кшатрий».
00:08:57 дева-гурв-ачьюте бхактис три-варга-парипошанам астикьямудьямо нитьям наипуньям вайшья-лакшанам
«Преданный богам, духовному учителю и Всевышнему Господу Вишну, стремящийся к соблюдению религиозных принципов, увеличению благосостояния и наслаждению чувств (дхарма, артха и кама), верящий в слова духовног учителя и Писаний, трудолюбиво и искусно зарабатывающий деньги — таков вайшья».
00:09:23шудрасья саннатих шаучам сева сваминй амаяя амантра-ягьйо хй астеям сатьям го-випра-ракшанам
«Склоняющийся перед высшими слоями общества *брахманами, кшатриями и вайшьями+, всегда очень чистый, свободный от двуличности, служащий своему господину, приносящий жертвы без произнесения мантр, не крадущий, говорящий правду и защищающий коров и брахманов — таков шудра».
00:09:50 ясья ял лакшанам проктам пумсо варнабхиввьянджакам яд аньятрапи дришьета тат тенаива винирдишет
«Если человек обнаруживает качества брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры согласно тому, как было описано выше, то, даже если он родился в другом сословии, его следует относить к определенной варне по признакам, приводимым здесь».
00:10:09 Хотя мы уже представили на ваш суд шесть различных свидетельств из «Махабхараты», доказывающих, что, родившись в любой из варн, человек может стать достойным брахманом, а также привели стихи из «Шримад-Бхагаватам», подытоживающие их, все же, чтобы еще раз подтвердить правильность наших выводов, обратимся к беседе Умы и Махешвары из «Махабхараты» (Анушасана-парва, 163.5, 8, 26,46,48,51,59).
шри-ума увача
этанме самшаям дева вада бхута-пате 'нагха трайо варнах пракритьеха катхам брахманьям апнуюх
махешвара увача
стхито брахмана-дхармена брахманьямупадживати кшатрийо ватха вайшйо ва брахма-бхуях са гаччхати
эбхис ту кармабхир деви шубхаир ачаритаис татха шудро брахманатам яти вайшьях кшатриятам враджет
этаих карма-пхалаири деви ньюна-джати-кулодбхавах шудро 'пй агама-сампанно двиджо бхавати самскритах кармабхих шучибхир деви шуддхатма виджитендриях шудро 'пи двиджа-ват севья ити брахмабравит сваям
свабхавах карма ча шубхам ятра шудро 'пи тиштхати вишиштах са двиджатер ваи вигьея йтиме матих
на йонир напи самскаро на шрутам на ча сантатих каранани двиджатвасья вриттам эва ту каранам
capeo 'ям брахманолоке вриттена ту видхияте вритте стхитас ту шудро 'пи брахманатвам нияччхати
этат те гухъям акхъятам ятха шудро бхавед джвиджах брахмано ва чьюто дхармад ятха шудратвам апнуят
00:10:51 «Ума сказала: — О господин, о безгрешный повелитель живых существ, я сомневаюсь в том, что, следуя своей природе, члены трех каст — кшатрии, вайшьи и шудры — смогут возвыситься до уровня брахманов.
00:11:09 Махешвара ответил: — Если кшатрии и вайшьи станут вести себя как брахманы и полностью посвятят свою жизнь исполнению брахманических обязанностей, то смогут взойти на уровень брахманов. О богиня, следуя этим путем, шудра может стать брахманом, а вайшья может стать кшатрием. Поступая так и следуя Писаниям агама, или, другими словами, получив посвящение в системе панчаратрика, низкородный шудра может стать брахманом.
00:11:43 О богиня, Господь Брахма лично провозгласил, что самообузданный, совершающий чистые поступки шудра достоин того, чтобы ему поклонялись как брахману. Я же думаю, что шудра, отличающийся благочестивыми делами и покладистым характером, даже лучше брахмана. Рождение, очистительные ритуалы, изучение Вед и хорошая наследственность не делают человека брахманом. Единственным мерилом здесь служит поведение. Человек рождается в этом мире как брахман только вследствие своей природы. Шудра, утвердившийся в исполнении брахманических обязанностей, становится брахманом. Итак, я раскрыл тебе тайну, как рожденный шудрой превращается в брахмана, а рожденный брахманом, отступив от исполнения своих предписанных обязанностей, становится шудрой».
00:12:43 В «Брахма-сутрах» (1.3-37) говорится:
тад-абхава-нирдхаране ча правриттех
«Принадлежит ли человек к иной варне, нежели та, в которой он родился, можно определить, рассмотрев его качества».
00:12:59 Пурнапрагья Анандатиртха (Шри Мадхвачарья), комментируя историю Джабалы из «Чхандогья-упанишады», писал следующее:
нахам этад веда бхояд готро 'хам асмити сатья-вача-нена сатьякамасья шудратвабхава-нирдхаране харидру-матасья на этад абрахмано вивактум архатити тат-самскаре правриттеш ча
«Услышав правдивые слова Сатьякамы: Я не знаю, господин, к какой династии принадлежу, — Харидрумата понял, что Сатьякама — не шудра, и сказал: Не-брахман не смог бы говорить так. После этого он приступил к совершению над Сатьякамой очистительных ритуалов».
00:13:28 Хотя ничто не говорило о том, что Сатьякама был брахманом по рождению, Гаутама Риши отнесся к нему, как к брахману, услышав его правдивые слова.
00:13:41 В своем комментарии к «Чхандогья-упанишаде» Мадхвачарья приводит следующий стих из «Сама-самхиты»:
арджавам брахмане сакшат шудро 'нарджава-лакшанах гаутамас те ити вигьяя сатьякамамупанаят
«Брахман обладает качеством прямодушия, а шудра отличается изворотливостью. Зная об этом, Гаутама удостоил Сатьякаму посвящения шнуром и сделал его превосходным брахманом».
00:14:03 Еще пример: Трибандхана родился в семье кшатрия, царя Мандхаты. А сын его, Тришанку, хотя и был рожден кшатрием, превратился в чандалу. Вот как описывает это Шримад-Бхагаватам 9.7.5:
तस्य सत्यव्रत: पुत्रस्त्रिशङ्कुरिति विश्रुत: ।
प्राप्तश्चाण्डालतां शापाद् गुरो: कौशिकतेजसा ॥ ५ ॥
тасья сатьявратах путрас тришанкур ити вишрутах
прапташ чандалатам шапад гурох каушика-теджаса
«Сыном Трибандханы был Сатьяврата, известный под именем Тришанку. Он похитил дочь брахмана с её свадебной церемонии, за что был проклят собственным отцом, пожелавшим, чтобы он превратился в чандалу, стал ниже шудры».
00:14:40 В рассказе о Паутраяне из «Чхандогья-упанишады» (4-я прапатхака, 2-я кханда) говорится о том, как он стал шудрой, хотя и не был рожден в этой варне.
00:14:53 «Брахма-сутры» (1.3.34) повествуют:
шуг асья тад-анадара-шраванат тад-адраванат сучьяте хи
«Когда он (Джанашрути Махараджа) услышал слова порицания в свой адрес, он ощутил горечь страдания и тут же решил отомстить».
00:15:11 Шри Мадхвачарья, последователь философской школы Пурнапрагъя, так прокомментировал эту сутру «Веданты»:
насау паутраянах шудрах, шучад драванам эва хи шудратвам.
камбара енам этат сайтам итй-анадарашраванат.
сахасам джихана эва кшаттарам увачети сучьяте хи
«Царь Паутраяна отнюдь не был шудрой. Но кто слишком предается печали, считается шудрой. Когда Паутраяна услышал, что его обозвали пятнистым оленем, он тут же захотел отомстить и ответил возничему соответственно. Это говорит о том, что он был лишь подобен шудре».
00:15:41 В своем комментарии к «Чхандогья-упанишаде» Шри Анандатиртха Мадхвачарья писал:
шуча драванач чхудрах. раджа паутраянах шокач чхудретимунинодитах. прана-видъям авапъясмат парам дхармам аваптаван ити падме
«Тот, кто теряет голову от тоски, есть шудра. В «Падма-пу-ране» объясняется, что, хотя Паутраяна Махараджа и был кшатрием, он впал в тоску, и потому Раиква Муни назвал его шудрой. Впоследствии царь достиг цели жизни, обучившись у Раиквы Муни тайной медитации на прану».
00:16:11 И так сказано в «Брахма-сутрах» (1.335):
кшатриятвавагатеш коттаратра чаитраратхена лишат
«Принимая во внимание слова, заключающие описание этого происшествия, а также использование слова аитраратха, мы приходим к выводу, что Джанашрути был кшатрием».
00:16:30 Комментируя эту сутру, Шри Мадхвачарья пишет:
аям ашватари-ратха ити читраратха-самбандхит-вена лишена паутраянасъя кшатриятвавагатеш ча. ратхас те ашватари-юкташ чатра итй абхидхията ити брахме. ятра ведо ратхас татра на ведо ятра но ратха ити ча брахма-ваиварте
«Как на то указывает «Брахма-пурана», колесница Махараджи Паутраяны была запряжена мулами, что указывает на принадлежность его к кшатрийскому сословию. Колесница обозначена термином читраратха, так как она была запряжена мулами. Согласно «Брахма-вайварта-пуране», где бы ни присутствовали Веды — там есть колесница, а где Вед нет — там колесница не появится».
Поскольку читраратха наличествовала, Паутраяна Махараджа признается кшатрием.