Виды хари-джан

audioveda.com - 25 October 2023
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:06:11 | качество: mp3 128kB/s 5 Mb | прослушано: 6 | скачано: 40 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 Сейчас мы рассмотрим виды хари-джан. Индийские историки обнаружили в различных Писаниях двенадцать видов хари-джан, например: сатвата, бхакта, бхагавата, вайшнава, панчаратрика, вайкханаса, карма-хина. Но к настоящему времени все эти категории практически исчезли, и ныне хари-джан можно грубо подразделить лишь на два вида. Преданные Господа Хари могут следовать двумя путями: арчаны или бхавы. Из четырех главных вайшнавских ачарий Шри Мадхвачарья и Шри Нимбадитья следовали по пути бхагавата-марга или бхава-марга, а Шри Рамануджачарья и Шри Вишнусвами — это ачаръи панчаратрика-арчана-марги. Хотя почтенные Шри Мадхвачарья и Шри Нимбадитья были бхагаватачаръями, они все же принимали путь арчаны, предназначенный для каништха-адхикари, и Шри Рамануджачарья также принимал пение и повторение святых имен как часть ритуалов арчаны. Шри Вишнусвами был первым комментатором «Веданта-сутр». Эти четверо возглавили четыре сам-прадаи, то есть были сампрадая-ачаръями. Здесь мы процитируем комментарий Шридхары Свами к началу Третьей Песни «Шримад-Бхагаватам».

00:01:31 «Вайшнавские сампрадаи пошли двумя путями. Первая — от Нараяны через Брахму, Нараду и так далее. Вторая — от Господа Шеши через Санат-кумару и Санкхьяяну Муни». Незачем говорить, что все входящие в вышеупомянутые сампрадаи являются вайшнавами.

00:01:53 «Падма-пурана» (Уттара Кханда) даёт тому следующее подтверждение.
(яд вишнупасана нитьям вишнур ясьешваро муне пуджйо яасаико вишнух сьяд ишто локе са ваишнавах)
«О мудрец! Кто непрестанно поклоняется Господу Вишну и кто принял своим вечным Господом, единственным объектом поклонения и целью жизни Вишну, тот в этом мире известен под именем вайшнава». В общем случае разделение хари-джан основано на существовании двух основных склонностей. Мы обратимся к анализу двух категорий — панчаратрика и бхагавата, — приводимому Шрипадой Дживой Госвами Прабху в «Шри Бхакти-сандарбхе».

00:02:33 В «Шримад-Бхагаватам» (песнь 12. Глава 3. Стих 52) сказано:
कृते यद्ध्यायतो विष्णुं त्रेतायां यजतो मखै: ।
द्वापरे परिचर्यायां कलौ तद्धरिकीर्तनात् ॥ ५२ ॥

kṛte yad dhyāyato viṣṇuṁ tretāyāṁ yajato makhaiḥ
dvāpare paricaryāyāṁ kalau tad dhari-kīrtanāt

«То, что в Сатья-югу достигалось медитацией на Вишну, в Трета-югу — совершением жертвоприношений, а в Двапара-югу — служением стопам Господа, в Кали-югу можно обрести просто - повторением Харе Кришна маха-мантры».

00:02:58 Мы процитируем свидетельство из «Шри Нараяна-самхиты», приводимое Шримад Ачарьей Анандатиртха Пурнапрагья Мадхвой Муни в его комментарии к «Мундака-упанишаде» в качестве наставления в бхагавата-марге падшим душам Кали-юги:

00:03:14 (двапарияир джанаир вишнух панчаратраис ту кевалаих калау ту нама-матрена пуджьяте бхагаван харих)
«Люди Двапара-юги поклонялись Хари по правилам пан-чаратрики, но в эту эпоху, эпоху Кали, вместо этого можно поклоняться Господу Хари, просто повторяя Его святые имена».

00:03:28 Хотя Шримад Анандатиртха в своем комментарии к «Брахма-сутрам» ничего не сказал о методе панчаратрика, тем не менее он не обошёл вниманием славу Панчаратр в другом своём комментарии, «Анувьякхьяне», написанном именно для того, чтобы утвердить эту славу. И только очень неразумные люди могут считать, что Шри Мадхва Муни отрицательно относился к системе панчаратрика.

00:03:55 Панчаратрики предпочитают путь арчаны, а бхагаваты предпочитают путь киртаны. В своей «Бхакти-сандарбхе» и «Крама-сандарбхе», комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (Песнь 7. Глава 5. Стих 23), Шри Джива Прабху писал:

00:04:12 «Если у вайшнавского садхаки возникает вера в путь арчаны, предназначенный для последователей системы панчаратра, он должен подробно расспросить об этом пути того панчаратрика-гуру, который дал ему мантру. Сказано, что даже без арчаны, следуя любому из девяти методов преданного служения, главным из которых является вручение себя Господу, человек достигает совершенства. Поэтому, хотя, согласно «Шримад-Бхагаватам», нет никакой необходимости в арчана-марге, являющейся единственным методом последователей системы панчаратрика, если садхака все же получил посвящение у вайшнавского гуру, следующего по стопам личностей, подобных Шри Нараде, который сам был панчаратрикой, он должен совершать арчану Господу Вишну, используя мантры, полученные им от своего духовного учителя.

00:05:06 Попытки нанять постороннего человека для того, чтобы тот совершал арчану вместо самого садхаки, означают лишь слабую убежденность или нежелание исполнять свои обязанности. Поэтому нанимать посторонних для исполнения арчаны вместо того, чтобы самому её совершать, есть признак безверия, что совершенно неприемлемо.

00:05:28 Хотя на самом деле бхагавата вайшнавы не нуждаются в панчаратрика-мантра-дикше, мудрецы-панчаратрики, такие как Шри Нарада, в некоторых случаях могут уделять арчане повышенное внимание для того, чтобы помочь регулировать распущенный характер и беспокойный ум людей. Отдельно же поддерживать арчану нет никакой необходимости, как о том сказано в «Рамарчана-чандрике»: «О лучший из брахманов, даже без дикши, пурашчаръи и нъяса-видхи, просто повторяя мантры Всевышнему Господу, человек достигает совершенства».

тайминг: Александра Новикова | Брянск | Россия | 02 March 2024
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 09 March 2024