Кто является брахманом
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:10 Если бы мы захотели узнать, кто же в действительности является тем влиятельным брахманом, о котором повествуют Писания, то Вот как об этом говорится в первой главе (5, 6, 8, 9, 31) «Дхарма-шастры» Ману:
асид идам тамо-бхутам
апрагьятам алакшанам
татах сваямбхур бхагаван авьякто вьянджаян идам
махабхутади вриттауджах прадурасит тамо-нудах
со 'бхидхьяя шарират сват сисрикшур вивидхах праджах
ana эва сасарджадау тасу биджам авасриджат
тад андам абхавад дхаимам сахасрамшу-сама-прабхам
тасмин джагье сваям брахма сарва-лока-питамахах
локанам ту вивриддхй-артхам мукха-бахуру-падатах
брахманам кшатриям вайшьям шудрам ча ниравартаят.
00:00:28 На заре Творения вселенная, которую мы сейчас видим, была лишена качеств, невидима и наполнена тьмой. Немного погодя самопроявленный Господь привел в движение маха-бхуты и другие материальные элементы и вошел внутрь этой ещё не проявленной вселенной, чтобы осветить ее.
00:00:51 Сотворив вначале воду, Господь Нараяна поместил в нее Свое семя, желая произвести из Своего тела разнообразное потомство. Из Его семени явилось золотое яйцо, сияющее, как тысяча солнц. Из этого яйца был рожден Господь Брахма, создатель всех миров. Чтобы заселить все планеты вселенной, изо рта Брахмы изошли брахманы, из его рук — кшатрии, из бёдер — вайшьи, а из ног — шудры. Так были созданы четыре варны.
00:01:27 В «Риг-паришиште» утверждается:
брахмано 'сьямукхам асид баху раджаньях критах
уру тад асья яд вайшьях падбхьям шудро 'джаята
«Брахман явился из его лица, царь — из его рук, вайшья — из его бедер, а шудра — из его ног».
00:01:39 Составитель «Дхарма-шастр», Харита (1.12,15), говорит:
ягья-сиддхй-артхам анагхан брахманан мукхато 'сриджат
брахманьям брахманенаивам утпанно брахманах смритах
«Изо рта изошли безгрешные брахманы, чтобы совершать жертвоприношения. Ребенок, зачатый брахманом в лоне
его жены-брахмани, тоже родится брахманом».
00:02:10 Ягьявалкья (1.90) говорит:
саварнебхьях саварнасу джаянте ваи сва-джатаях
«Когда люди различных каст, во главе которых стоит каста брахманов, производят потомство от своих жен, принадлежащих к тем же самым кастам, их сыновья наследуют касту отцов».
00:02:18 Когда начались межкастовые браки, то поначалу сыновья, рожденные от брахманов из лона женщин кшатриек
или вайший, тоже считались брахманами.
брахманьям брахманадж джато брахманах сьян на самшях
кшатрияям татхаива сьят ваишьяям апи чаива хи
«Сын, рожденный от брахмана из лона женщины-бршг-мани, несомненно, является брахманом, и сын, рожденный
от брахмана из лона женщины кшатрийки или вайшьи, также является брахманом».
00:02:41 Но средневековые смарты, например, Куллука, комментатор «Ману-самхиты», и Вигьянешвара, автор «Митакшары», считают, что подобные дети, родившиеся от межкастовых браков, принадлежат к касте матери.
00:02:56 В «Ману-самхите» (10.6) говорится:
стришв анантара-джатасу двиджаирутпадитанн сутан
садришан эва тан ахур матри-доша-вигархитан
«Сын, зачатый в лоне женщины, принадлежащей к касте более низкой, чем каста отца, принадлежит к той же касте,
что и отец, но осквернен более низким положением матери».
00:03:13 По мнению таких комментаторов, как Куллука,
кастовый статус таких сыновей ниже отцовского, но выше материнского. В некоторых местах такие сыновья называются словом «мурдха бхишикта». Вот что говорит «Ману-самхита» (10.41):
випрасья тришу варнешу нрипатер варнайор двайох
ваишьясья варне чаикасмин шад эте 'пасадах смритах
саджати-джан антара-джах шат сута двиджа-дхарминах
шудранам ту садхарманах capee 'падхвамса-джах
смритах
«Дети, рожденные от отца-брахмана и матери-кшатрийки, вайшьи или шудры; от отца-кшатрия и матери вайшьи или шудры; от отца-вайшъи и матери-шудры — эти шесть разновидностей детей по рождению ниже тех,
чьи родители принадлежат к одной и той же касте».
00:03:54 Сыновья, рожденные от родителей-брахманов, сыновья, рожденные от родителей-кшатриев, и сыновья, рожденные от родптелей-вайшъев, а также сыновья, рожденные от отцов-брахманов и матерей-кшатриек или вайшьев, и сыновья, рожденные от отцов-кшатриев и матерей-вайшъев, считаются двиджами, то есть дважды-рождёнными. Поэтому все они достойны принять священный шнур и пройти другие брахманические самскары.
00:04:25 Суты, магадхи и другие, рожденные в браках пратилома с членами каст дваждырожденных, например отец-шудра и матъ-брахмани, отец-вайшья и мать-брахмани, отец-кшатрий и мать-брахмани, отец-шудра и матъ-кшатрийка, отец-шудра и матъ-вайшъя, отец-вайшъя и матъ-кшатрийка, — все они считаются шудрами, и потому для них не проводится обряд возложения священного шнура.
00:04:56 Мудрецы, составившие двадцать Дхарма-шастр, помогали царям руководить человеческим обществом, направляя его по пути корыстной ритуальной деятельности. Составители Пуран в основном записывали события и обычаи своего времени. Методы определения того, кто является брахманом, а кто им не является, приводимые в Итихасах и Пуранах, соответствуют методам Дхарма-шастр.
00:05:23 Дхарма-шастры состоят из правил и предписаний, а то, как эти правила и предписания соблюдались людьми, было описано учеными авторами в Итихасах — это явствует из приводимых в них рассказов об исторических событиях. В древние времена деятельность варн определялась в различных районах страны отличающимися друг от друга руководствами по применению ритуалов, относящимися к различным разделам Вед. Вот почему поведение семьи в одном районе отличалось от поведения семьи в другом.
00:05:57 Приспособить эти практические руководства — «Ашвалаяна-грихья-сутры» и «Шанкхаяна-шраута-сутры» для разделов «Риг-веды», «Латьяяна-шраута-сутры» и «Гобхи-лья-грихья-сутры» для разделов «Сама-веды», «Катьяянашраута-сутры» и «Параскария-грихья-сутры» для «Шукла-яджур-веды», «Апастамбия-шраута-сутры» для разделов «Кришна-яджур-веды» и «Каушитака-сутры» для разделов «Атхарва-веды» — мудрецам помогали правители различных местностей.
00:06:27 Правила и предписания определенной Дхарма-шастры в разных местах соблюдались по-разному. По мнению одних комментаторов, в начале эпохи Кали общепринятыми были «Дхарма-шастра» Ману и учение Парашары Муни, тогда как остальными двадцатью Дхарма-шастрами пренебрегали. Другие утверждают, что повсеместное признание встречала доктрина Хариты, а виды деятельности, предписанные другими Дхарма-шастрами, были забыты. В общем, что человек считал удобным, то он и принимал как личное руководство к действию, ни с кем не советуясь и ничьим мнением не интересуясь.
00:07:07 В средневековье появилось множество новых смрити, составленных в различных уголках страны на основе Дхарма-шастр. Люди уделяли особое внимание тем частям Дхарма-шастр, которые им больше нравились, и при этом отвергали те части, которые им не нравились, забывая порой о главной цели Дхарма-шастр. Те, кому знакомы различные Писания, часто сталкиваются с этим явлением, читая разные источники.
00:07:38 Когда ритуалистические смритишастры оказываются полезными для данного человека в определенном месте на определенном отрезке времени, тогда этот конкретный человек в этом определенном месте и в это определенное время очень высоко их ценит. Однако нельзя с уверенностью сказать, что подобное признание ожидало бы эти шастры в кругах других людей, в другой местности или в другое время.
00:08:06 Не следует ожидать, что абсолютно все люди, в любом месте и в любое время будут почитать одни и те же смрити-шастры. В определенное время, в определенных местах и у тех людей, для которых важны только ритуалы, а темы гъяны и бхакти не встречали, не встречают и никогда не встретят никакой поддержки, любая этика, отличающаяся от того, что предписано смрити-шастрами, отвергалась, отвергается и будет отвергаться.
00:08:39 Ученые составители смрити-шастр нашей страны — Рагхунандана Бхаттачарья и Камалакара — собрали в своих сочинениях свидетельства из многих ведических сутр, двадцати Дхарма-шастр, Пуран, Итихас, Ямал, Панчаратр и Тантр. «Каламадхава» Мадхавы, «Нирная-синдху» Камалакары, «Вивада-ратнакара» Чандешвары, «Вивада-чинтамани» Вачаспати, «Дайя-бхага» и «Кала-вивека» Джимутавуханы, «Брахмана-сарвасья» Халаюдхи, «Праяшчитта-вивека» Шулапани, «Смритьяртха-сагара» Чхалари Нрисимхачарьи, «Садачара-смрити» Ананда Тиртхи, «Сурендра-дхармаманджари» Нимбадитьи, «Нрисимха-паричарья» и «Рамарчана-чандрика» Кришнадевы — во всех этих сборниках вы обнаружите разнообразие мнений, причиной которого является разница во вкусах. Любое свое мнение авторы подкрепляют теми утверждениями предшествующих мудрецов, которые им по вкусу.