Тело умирает, но душа бессмертна

Лондон - 18 August 1973
Три конца тела. Жизнь атеиста. Мы никогда не умираем. Кришна – Верховная Личность Бога. В чём различие между Кришной и нами. Что происходит с безбожной цивилизацией. Перенаселённость. Предназначение этого мира. Материальная жизнь. Душа. Духовное тело. Теория маявади. Мы неотъемлемые части Кришны. Философы-маявади. Трансцендентные качества.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:35:27 | качество: mp3 128kB/s 33 Mb | прослушано: 427 | скачано: 317 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» 2.12 глава вторая текст двенадцатый. Прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 18 августа 1973 года в Лондон, Англия.

00:00:20 न त्वेवाहं जातु नासं न त्वं नेमे जनाधिपाः ।
न चैव नभविष्यामः सर्वे वयमतः परम् ॥ १२ ॥

na tv evāhaṁ jātu nāsaṁ
na tvaṁ neme janādhipāḥ
na caiva na bhaviṣyāmaḥ
sarve vayam ataḥ param

«Не было такого времени, когда бы не существовал Я, ты и все эти цари, и в будущем никто из нас не перестанет существовать»

00:00:35 Это очень важный стих. Современные учёные, философы говорят, что со смертью тела нашему существованию приходит конец. Это не новая идея. В древние времена также были атеисты, такие как Чарвака муни. Он тоже говорил: «Почему сейчас вы беспокоитесь о следующей жизни? Как только тело превратиться в пепел, всему придёт конец"

00:01:29 По ведической традиции тело умершего кремируют. Тело ожидает три конца: либо оно превращается в экскременты, либо в пепел, либо в землю. Если тело хоронят, как это заведено у христиан и мусульман, оно превращается в землю. Тело родилось из земли «из праха созданы в прах вернётесь». Это привлекательное, красивое тело станет землёй.

00:02:21 Те, кто кремируют тела превращают их в пепел. А если тело оставляют на съедение шакалам и воронам, оно превращается в экскременты. Таков его конец. Мы так заботимся о нашем теле. Но, в конечном итоге оно превратиться в экскременты, землю или пепел.

00:02:58 Глупцы, убеждённые, что они тело, рассуждают: «В конце концов, этому телу придёт конец, так давайте же наслаждаться пока у нас есть тело и чувства. К чему все эти ограничения? Не вступать в недозволенные половые отношения, не играть в азартные игры. Нет, всё это чепуха. Давайте же брать от жизни всё». Такова жизнь атеиста. Глупая жизнь. Им неведомо, что на теле всё не заканчивается. Таков первый урок духовной жизни. Духовной науки. Но, этим негодяям неизвестно об этом.

00:03:45 Поэтому, сначала Кришна дал Арджуне пощёчину. «Ты не знаешь истины, но говоришь как великий учёный. Попытайся понять истину. Прежде всего, «насам». Для нас не существует «насам». Мы никогда не умираем. И об этом будет более детально рассказано дальше. «Насам», мы никогда не умираем. Даже иногда, нет, никогда. «Джат»

00:04:39 Итак, «Господин, Ты Верховная Личность Бога. Ты возможно и не умираешь. Но, мы простые смертные, умираем». Но, Кришна говорит: «на тв эвахам джату насам». «Ни ты, ни Я мы никогда не умираем». «А может это касается только нас, потому что Ты Кришна, а я твой друг? Но, другие умрут?». Нет. «Неме джана-андхипах». Не умрут и все эти люди. Все эти воины. Цари которые здесь собрались. Для них не существует конца тоже. Они никогда не умрут.

00:05:39 Мы существуем в настоящем и мы существовали в прошлом. Это знает каждый. Поэтому не думайте, что в будущем мы не будем существовать. «На бхавишйамах». Не подумайте, что в будущем наше существование прекратиться. «На бхавишйамах» - несуществует. И ещё раз «нет». Два отрицания образует «да». Два слова «нет» образует слово «да». Поэтому здесь используется два отрицания. «На чаива на бхавишйамах». «На бхавишйамах» означает не существует в будущем. И это отрицается. Иными словами, мы будем существовать.

00:06:38 «Сарве» - все мы. «Все мы. Не только Я и ты, потому что Я Бог, а ты мой друг». Нет все остальные тоже». Вот, что такое знание. В «Катха упанишад» есть стих. «Нитйанам» означает вечно существующий. «Нитйа» значит вечно, всегда. Как и Кришна, ы существуем вечно, потому что мы Его неотъемлемые части. Следовательно, если Он существует всегда, мы тоже существуем вечно.

00:07:34 По своим качествам крупица золота тоже золото. По стоимости золотая россыпь и золотая серьга могут отличаться. Золотая серьга может стоить, скажем, сто долларов, но золотая россыпь может оцениваться в миллионы долларов. Но, и то, и другое золото. Не железо.

00:08:00 Кришна – Верховная Личность Бога. Он Вездесущий. Он присутствует повсюду. Он пронизывает Своим присутствием всё. Мы же, мы тоже вездесущи, но только в пределах нашего тела. Вездесущность Кришны распространяется на всё Творение. Мы же распространяем своё присутствие только на наше тело. Я чувствую боль и наслаждение своего тела. Вы чувствуете боль и наслаждение своего тела.

00:08:50 Наша вездесущность ограничена нашим телом. Если я ущипну себя где-нибудь, я почувствую боль. Вы её не почувствуете. Поэтому вы и я не вездесущие. Но, этого нельзя сказать о Кришне. Если я чувствую боль, Кришна знает об этом. «Я знаю всё», говорит Кришна. Попытайтесь понять разницу между Кришной и нами. Он Всепроникающий. Но, Он также «Нитйа», Вечен. Мы тоже вечны. У нас есть знание, у Кришны есть знание.

00:09:47 Но, наше знание ограничено. Знание Кришны безгранично. В этом разница. Кришна тоже сознаёт. Тогда в чём различие между Кришной и нами? Да, оно есть. Какое? Кришна в единственном числе. «Нитйо нитйананам». «Нитйананам» это уже множественное число. «четанаш четананам». «Четананам» стоит во множественном числе. Итак, есть одна личность в единственном числе, остальные мы «дживы» во множественном.

00:10:32 «Антйайа калпате». Веды говорят о размерах «дживы». Я несколько раз рассказывал. Прежде всего, поделите кончик волоса на сто частей. Эта крошечная часть, величиной меньше атома, есть размер души. И души «антйайа калпате». Им нет числа. Живых существ безграничное множество.

00:11:25 Если вы исследуете свои экскременты, вы обнаружите там миллионы живых существ, бактерий. Даже из крохотной дырочки в вашей комнате появится сотни тысяч муравьёв. Микробы живут в земле, в воздухе и даже в огне. Даже в огне живут микробы и бактерии. Эти негодяи не знают об этом. Дело в том, что «нитйа» означает вечная. Поэтому в огне живые существа не погибают.

00:12:14 В наше время люди стерилизуют. Стерилизовано, что это значит? Когда вы стерилизуете, вы убиваете тело, но не живое существо. Если вы делаете аборт вы убиваете тело, но душа не погибает. Погибает тело. Если вы употребляете противозачаточные средства, но вы, вы не убиваете душу, вы создаёте для души нашедшего во чреве невыносимые условия, вы убиваете тело, но душе приходиться искать другое тело. Вот что происходит. Только взгляните, что происходит с этой безбожной цивилизацией. Они думают, что убивают. Но, это грех, потому что вы причиняете неудобства этой душе.

00:13:12 Она нашла своё прибежище. В соответствии со своей кармой она получила возможность обрести тело. Однако, если вы убьёте это тело, вы нарушите порядок, установленный Господом. «Дайва нетвина». Предположим, судьбой вам предначертано занять какую-то комнату, но некто мешает вам в неё войти. Разве это не преступление? Это преступно. Это противозаконное задержание. Это считается незаконным даже в государстве. Точно также, если живое существо получает тело, а вы убиваете его, вы сразу становитесь преступником и заслуживаете наказание.

00:14:08 Живое существо, которому не дали получить тело и поместили в стеснённое положение, тоже греховно. Он тоже грешник. Возможно, ему приходится переходить из одной утробы в другую, потому что он тоже в свою очередь совершал этот грех, аборт. И сейчас совершивший аборт терпит наказание. Ты никогда не увидишь света белого. Тебе придётся менять одну утробу на другую. Одну на другую. Так наказывает природа. Но, глупцы об этом не ведают. «Нитйо нитйана».

00:15:02 Каждое живое существо вечно, как и Кришна. Он в единственном числе, мы во множественном. В этом разница. Нас много, Кришна один. Не может быть многих Кришн. Только живые существа прибывают во множестве. Итак, в чём разница между единственным числом и множественным? Об этом тоже здесь говорится: «эко бахунам йо видадхати каман». Этот Один обеспечивает множество всем необходимым. Разве это не так?

00:15:41 Нас очень беспокоит перенаселённость. Всё это чепуха. Даже если возникнет перенаселённость, Кришна вполне способен прокормить всех. Перенаселённость исключена, потому что живые существа уже «ананда». Как можно говорить о перенаселённости? Она уже имеет место. Живых существ не счесть. Мир уже перенаселён. И Кришна может обеспечить всех. Кришна не ограничен. Он тоже безграничен. Он может снабдить всем необходимым безграничное число живых существ. В пище нет недостатка. Поэтому эта теория о перенаселённости абсурд. Глупость. Перенаселённости быть не может.

00:16:44 Но, природа может наложить ограничение. Если появятся демоны, то природа ограничит производство пищи. Природа не будет обеспечивать демонов. Вы прочтёте об этом в Четвёртой Песне «Шримад Бхагаватам».

00:17:01 Природа всегда готова предоставить любую пищу. Но, когда численность демонов возрастает… Поскольку предназначение этого мира исправлять, например, преступников сажают в тюрьму для исправления, чтобы впредь они не совершали преступлений. В этом цель. Точно также мы все жители этого материального мира преступники. Мы должны исправиться. Мы хотели подражать Кришне. Стать Кришной. Поэтому мы нарушили законы Кришны и наши преступления стали причиной материальной жизни.

00:17:56 Это «майа». Этот материальный мир – «Майа». Тело – фальшивка, «майа». Нам приходиться рождаться в материальном теле, потому что мы хотели наслаждаться. С помощью своего тела мы наслаждаемся. Будь оно телом человека, телом собаки, кошки или полубога. Вы получаете тело сообразно своим желаниям и наслаждаетесь. Вот, что такое материальная жизнь. Но, даже эту нашу материальную жизнь Кришна обеспечивает всем необходимым. В должное время сезоны сменяют друг друга. В соответствии с сезонами вы получаете плоды, цветы и злаки, и всё необходимое. Вам, особенное если вы человек, всё равно будет дано всё необходимое.

00:18:50 Вас обеспечат всем. Вы только должны возродить своё сознание Кришны. Таков план. Но, если вы не пробуждаете своё сознание Кришны, если вы просто услаждаете чувства, на вас будут наложены ограничения. Таков закон. Вас ограничат в ресурсах. Поэтому перестанут идти дожди. А если не будет дождей, как вам негодяям помогут заводы? Вы можете производить ножницы, ножи, пластмассовые вёдра, но вы не сможете произвести риса и пшеницы. Это невозможно. Это будет зависеть от дождя. Итак, дождей сразу будет выпадать меньше. Можете живать свой канкар.

00:19:49 Как это называется? «Каменные осколки»? Гальки? Как они называются? На хинди мы называем это канкар. Гальки. Большие гальки. Маленькие. Песок. Да. Вот, вы можете есть это. Песок. Когда дождя нет, это тоже пойдёт в пищу. Павлины едят. Голуби тоже едят. Они могут это есть. Вы видели?

00:20:28 Всё можно есть. О какой перенаселённости мы говорим? Мир уже перенаселён. «Анантйа калпате». Почему вы называете это перенаселённостью? Если пожар уже идёт, почему вы говорите пожар начнётся? Он уже идёт. Но, природа накладывает ограничения. «Эко бахунам йо видадхати каман». Этот «Эко» Кришна приказывает. На самом деле приказывает не Он. К примеру, чтобы наказать преступника, полиции не всегда требуется приказ высшей инстанции. Они знают, как его наказать. Так и природа сама знает, как наказать нарушителей закона.

00:21:23 Поэтому, сейчас учёные говорят о дефиците бензина, дефиците того, другого. Что делать. Такова ситуация. В противном же случае о перенаселённости не может быть и речи. Проблема лишь в том, что нас ограничивают в ресурсах. Он даёт нам всё, что нужно. И Он наложит ограничения. Чем больше люди будут предаваться греху забывая сознание Кришны, тем больше будет трудностей. Их будут убивать в утробах. Будет война, эпидемия, голод, землетрясения. Нам приходится умирать по тем или иным причинам.

00:22:19 Затем, мы снова рождаемся, и это будет продолжаться. В конце концов, когда будет уничтожена вся вселенная, мы вновь обретём прибежище в теле Маха Вишну. Где лишённые тела, мы будем пребывать многие миллионы лет до тех пор, пока со следующим творением нам опять не предоставится шанс. «Хорошо, вот тебе ещё одна возможность. Будь сознающим Кришну». Таков материальный мир. С этим телом мы получаем шанс стать сознающими Кришну. Если мы его упускаем, то трудно будет сказать какой будет наша следующая жизнь. Но, одно не вызывает сомнений, мы не умрём. Об этом будет говориться в следующем стихе. Я не умру.

00:23:14 Итак, мы существовали в прошлом, мы существуем в настоящем и мы будем существовать в будущем. Такова реальность. Но, каким будет наше существование, какое у нас будет тело? Тело полубога или тело собаки? Тело дерева или тело рыбы? Это будет зависеть от нашей деятельности. Либо же мы вернёмся домой к Богу. У нас будет духовное тело как у Кришны. Всё возможно.

00:23:49 От нас зависит, какое тело мы получим в следующей жизни. На самом деле, если мы обретём сознание Кришны, тогда оставив своё тело, мы больше не родимся в материальном теле, потому что у нас уже будет духовное тело. Вечное тело. Душа, духовное тело не исчезает никогда. Оно существовало в прошлом, оно существует сейчас и будет существовать в будущем. Люди могут сказать: «Как так?». Кришна говорит очень странно.

00:24:44 Мы же действительно умирали. Возможно мы снова родились, но все умирают. Как можно говорить, что мы не умираем? Нет. Кришна говорит не о теле, но о душе. Душа вечна. Она существовала в прошлом, существует сейчас и будет существовать в будущем. Возможно в другом теле. Это уже решает Кришна.

00:25:12 Другой момент заключается в том, что философы-маявади отстаивают теорию единства. Они говорят, что не существует «ты» и «я». Всё едино. Но, в таком случае, Кришна ошибается. Если Кришна говорит: «Ты, Я, все остальные». Он говорит не о единстве, не о чём-то однородном. Мы все индивидуальные существа. «Ты индивидуален, Я индивидуален. И все эти цари, воины индивидуальны». Теория маявади гласит, что все после освобождения все становятся едиными. Одной массой. Как это называется? Однородный дух. Нет.

00:26:04 В таком случае, Кришна лжёт. Если принять теорию маявади об однородной массе, тогда теория Кришны, вернее не теория, а истинное знание Кришны становиться ложным. А если слова Кришны несовершенны, тогда какой толк от чтения «Бхагавад гиты»? Почему мы должны читать «Бхагавад гиту» рассказанную несовершенной личностью? Нет, это не так. Кришна говорит истину.

00:26:39 В противном случае, почему «Бхагавад гиту» считают таким важным произведением? Итак, философы-маявади пытаются толковать её на свой лад. «Я» значит это, «ты» значит то. Что такое «освобождение» в понимании маявади? Это значит, что после освобождения мы соединяемся, смешиваемся друг с другом. Как солнце, сияние солнца. Оно состоит из ярких частиц. Вот, что такое свет солнца. Точно также «Брахмаджйоти».

00:27:27 Прежде всего, «Брахмаджйоти» первое проявление Абсолютной Истины. Затем, локализованное проявление «Параматма». Итак, поскольку мы индивидуальные души, мы не можем находиться в «Брахмаджйоти». Нам приходиться возвращаться. Потому что каждая индивидуальная душа, является неотъемлемой частью Кришны и поэтому она ищет «ананды». «Ананда» значит блаженство. Поскольку она неотделимая часть Кришны. Кришна. Кришне очень нравиться жить с многими. Так Он играет с «гопи», с пастушками. Он никогда ни одинок.

00:28:22 Мы никогда не найдём Кришну одиноким. Но, мы неотъемлемые части Кришны. Как мы можем жить отдельно от Него? Как мы можем жить одни? Поэтому нам необходимо общество, дружба, любовь. Это факт. Мы не можем жить в одиночестве. Мы не можем быть неактивными. Попробуйте заставить ребёнка не играть. Попросите его: «Сядь и сиди здесь». Он не сможет. Потому что его природа такова, что ему хочется наслаждаться. Поэтому, как только собирается много детей, они начинают играть, это их природа.

00:29:08 Итак, «монизм» - это идея о том, чтобы слиться с сиянием «Брахмана», несостоятельна. И поскольку у них нет знания о планетах Голока Вриндавана, о Вайткунтхе, они не знают об этом. И поэтому они наслаждаются жизнью. Они снова возвращаются на материальный уровень. Об этом сказано в «Шримад Бхагаватам». Эти философы-маявади, «вимукто манина». Они считают, что сейчас они достигли освобождения, сейчас они слились со Всевышним. Это «вимукто манина», они лишь только думают так. Негодяи.

00:29:57 На самом деле, мы не можем слиться воедино, мы все индивидуальны. Но, они лишь думают так. Они воображают это в своём сознании. И это ошибочное воображение. Почему они думают так? Потому что они непреданные. Они не считают, что есть Господь. Они думают, что мы все Бог и сейчас мы все сливаемся воедино.

00:30:30 Итак, когда эти маявади думают: «Я саньяси». Они обращаются друг к другу «Намо Нарайана». Они думают, что они уже все стали Нарайанами. Хотя они собирают милостыню на улице, они все воображают себя Нарайанами. Наш Свами Вивикананда думал: «Если они Нарайаны, как они могут просить милостыню?». Поэтому он назвал их «Даридра Нарайана» - Бедный Нарайана. Но, если есть Бедный Нарайана, а есть Богатый Нарайана, то это уже подразумевает двойственность. О каком монизме может идти речь? Как только вы говорите о Даридра Нарайане, также нужно говорить и о Богатых Нарайанах.

00:31:30 Это уже Двайта вада, это уже дуализм. Итак, в их философии очень много изъянов. Поэтому «Бхагавата» говорит: «вимукто манина». Они в иллюзии воображают, что они достигли освобождения. Почему? Потому что у них нет знания о Твоих лотосных стопах. Итак, какого результата они достигают? Они совершают сурового подвижничества, аскезу. На самом деле, саньяси-маявади, они не спят на постели, они лежат прямо на земле. Таково предписание. Они просто лежат на полу. Три раза в день вы должны совершать омовение. Очень много строгих правил, строгих ограничений. И некоторые из них действительно следуют им.

00:32:30 Итак, «арухи кричена». Совершая такое великое подвижничество, они достигают Безличного Сияния. Например, если вы летите на спутнике, что это значит? Вы, вы находитесь в небе, но как только вам это надоедает, вы возвращаетесь. Возвращаетесь, потому что вам это надоедает. Иначе зачем вы возвращаетесь? До тех пор, пока вы не находите прибежище там, вы вынуждены возвращаться. Точно также эти маявади. Они сливаются с сиянием Кришны Брахмаджйоти, но поскольку там нет существования, там нет блаженства жизни. Одного лишь существования недостаточно.

00:33:28 Допустим, я живу тысячи лет, но если у меня нет общества, разве это доставит мне наслаждения? Нет. Предположим кто-то даст мне благословение способность жить тысячи лет, но жить в одиночестве, без общества людей. Разве я соглашусь на это? Это невозможно. Поэтому, хотя эти маявади достигают, они действительно достигают, «парампадам», безличного сияния Брахмана, они вновь падают. Почему падают?

00:34:12 Потому что они пренебрегали Твоими лотосными стопами. Они не знают, что есть Вайкунтха лока, Голока Вриндавана, есть Кришна, есть служение Кришне. Они всего этого не знают. И вследствие этого падают. Итак, «сайуджа мукти», слияние с этим сиянием. Это ложная теория. И даже если вы сливаетесь на какое-то время, поскольку там есть лишь аспекты вечности, но мы, будучи неотъемлемыми частицами Кришны, мы также обладаем тремя трансцендентными качествами – «сат», «чит» и «анандой». Как Кришна «Сатчитананда виграха». Мы духовно тоже «сатчитананда виграха». Но, не в точности как Кришна.

00:35:11 Поэтому, иногда наш аспект «сат», вечности не может проявиться по настоящему, когда мы падаем в этот материальный мир. Но, мы ищем «ананды», наслаждения в этом материальном теле, но так и не достигаем его. В этом разница между философией вайшнавов и философией маявади. Не пытайтесь стать жертвами философии маявади. Придерживайтесь сознания Кришны и возвращайтесь домой к Богу и танцуйте с Ним. Спасибо вам.

транскрибирование: Елена Роева | Кривой рог | Украина | 30 October 2021