Как и чем удовлетворить чувства
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» вторая глава текст девятый. Прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 15 августа 1973 года в Лондоне, Англия.
00:00:20 Перевод: «Санджая продолжал: Произнеся эти обращённые к Кришне слова, Арджуна, покоритель врагов, промолвил: «Говинда, я не буду сражаться» - и умолк».
00:00:31 В предыдущем стихе Арджуна сказал: «Это война не принесёт никакой выгоды, поскольку на противоположной стороне находятся все мои родственники. И даже если я убив их одержу победу, какая мне от этого польза?». Мы это объяснили. Иногда подобное отречение в невежестве имеет место. На самом деле, его доводы не очень разумны. «Эвам уктва». Говоря так: «Сражение ничего нам не даст», «эвам уктва».
00:01:26 Сказав так «Хришикеша» он обращается к повелителю чувств. В прошлом стихе он сказал: «Шишьястэхам прапанам», «Я твой преданный ученик». Итак, Кришна становится Гуру, а Арджуна – учеником. Раньше они разговаривали как друзья. Но, в разговорах с друзьями не решить, ни одного серьёзного вопроса. Когда встаёт серьёзная проблема, её необходимо обсуждать в кругу старших.
00:02:12 Итак, «Хришикеша». Я уже несколько раз объяснял. «Хришика» это чувства, а «иша» значит повелитель. «Хришика иша». Соединяясь, эти два слова образуют слово «Хришикеша». Имя Арджуны образуется точно также. «Гудакеша». «Гудака» значит тьма. И «иша». Тьма символизирует невежество. «Шишья» - ученик. Приходит к гуру за просвещением.
00:03:03 Все рождаются глупцами. Все. Даже люди. Потому что они приходят из царства животных путём эволюции. Таким образом, все рождаются в равных условиях. В невежестве, подобно животным. Поэтому, даже если вы человек, вам необходимо образование. Только человек может получить образование. Животное не способно на это. Поэтому «шастра» гласит [санскрит]. Я несколько раз повторял этот стих.
00:04:00 В формах жизни, ниже человеческих, нам приходится тяжело трудиться лишь ради удовлетворения четырёх потребностей жизни – еды, сна, совокупления и защиты. Наша главная цель удовлетворение чувств. Поэтому всем приходится бороться из-за всех сил. Но, нам людям Кришна предоставляет столько возможностей. Он даёт нам разум. Мы можем создать себе очень удобную жизнь, но ради того, чтобы достичь совершенства в сознании Кришны. Живите с комфортом. Это нормально. Но, не живите подобно животным, лишь ради увеличения чувственных услад.
00:04:57 Люди прилагают усилия, создавая жизненные удобства. Но, эти удобства нужны им ради услаждения чувств. В этом ошибка современной цивилизации. «Юкта харви харашча йога бхавати сиддхи». В «Бхагавад-гите» говорится «Юкта хара». Да, вам нужно есть, вам нужно спать, удовлетворять свои чувства. Вам нужно позаботиться о безопасности. Делайте это настолько насколько возможно. Но, не посвящайте этому всё своё внимание. Мы должны есть. «Юкта хара». Это факт. Но, следует избегать «атья хары».
00:05:47 В своей «Упадиш амрите» Рупа Госвами говорит: «Если вы хотите развивать духовное сознание, ибо это единственная цель жизни, вы не должны есть или накапливать больше необходимого». «Атья хара». Такова наша философия.
00:06:24 Недавно в Париже, ко мне пришёл один корреспондент из газеты социалистов. Я сказал ему: «Наша философия говорит, что всё принадлежит Богу». Кришна говорит: «Я наслаждающийся». «Бхокта». «Бхокта» значит наслаждающийся. «Бхокта равьягья тапасам». Тело трудится, чтобы наслаждаться жизнью. Но, откуда начинается наслаждение? Наслаждение начинается с желудка.
00:07:24 Вы должны дать желудку достаточно вкусной пищи. Если мы переварим пищу, и энергии будет достаточно, тогда все остальные чувства нальются силой. И тогда вы обретёте способность к наслаждению чувств. В противном случае это невозможно. Если вы не можете переваривать, к примеру, я пожилой человек. Я не могу переваривать пищу. О каких наслаждениях чувств может идти речь?
00:07:54 Итак, чувственные удовольствия начинаются с желудка. Если корень дерева получает достаточное количество воды у дерева пышная крона. Поэтому деревья называют «падапа», они пьют воду ногами, камнями, а не головой. Это мы получаем пищу через голову. Но, возможности у всех разные. Мы едим с помощью рта, а деревья едят с помощью ног. Но, еда это необходимость для всех. «Ахара нидра бхайа майдхуна». Все едят. Кто-то ест ногами, кто-то ртом, кто-то руками. Но, если говорить о Кришне, Он может есть чем угодно. Он может есть руками, ногами, глазами, ушами. Чем угодно.
00:08:55 Потому что Он всецело духовен. Между Его головой, ногами, ушами, глазами нет разницы. Об этом говорит «Брахма самхита». [санскрит]. Подобно тому как наши чувственные наслаждения начинаются с желудка, как густая крона дерева начинает своё развитие с корня, так и Кришна является источником всего. «Джанмадья сяя таха». Корнем. Следовательно, без сознания Кришны, не удовлетворив Кришну вы не можете стать счастливым.
00:09:55 Таков путь. Как удовлетворить Кришну? Мы все сыновья Кришны, сыновья Бога. Кришне принадлежит всё. Это факт. Мы можем наслаждаться «прасадом» Кришны, потому что Он владелец. «Бхокта». Наслаждающийся. Поэтому сначала всё нужно отдавать Кришне. И только потом вы можете брать «прасад». Поступая так, вы станете счастливыми. Об этом говорится в «Бхагавад-гите»: «Те, кто готовит пищу ради себя, едят лишь грех».
00:10:56 Мы должны всё делать для Кришны. Даже есть. Вы можете наслаждаться всеми видами чувственного удовлетворения, но только после того как этим насладился Кришна. Только затем вы можете есть. Поэтому Кришну зовут Хришикеша. Он хозяин, хозяин чувств. Вы не можете услаждать свои чувства независимо от Него. Например, слуга не может наслаждаться самостоятельно. Повар, к примеру, готовит на кухне очень вкусную пищу, но не может наслаждаться ею первым. Это невозможно. Его прогонят. Первым должен поесть хозяин, а потом всеми лакомствами могут наслаждаться остальные.
00:11:51 Итак, Кришна хозяин чувств. Весь мир бьётся за чувственные наслаждения. Истина проста. Прежде всего дайте насладиться Кришне. Он господин. После Него насладимся мы. «Ишопанишад» говорит, что всё принадлежит Кришне. Всё принадлежит Кришне. Но, ошибка в том, что мы думаем всё принадлежит нам. Это иллюзия.
00:12:38 «Ахам амети». Это ошибка. Все думают: «Я тело. И всё что окружает меня в этом мире предназначено для моего наслаждения». В этом ошибка цивилизации. Истина такова, всё принадлежит Богу. Я могу брать только то, что Он милостиво выделил мне. Это не философия вайшнавов, это факт. Никто ничем не владеет. «Ишавасим идам сарвам». Кришна говорит: «Я наслаждающийся. Я владелец». «Маха ишварам». «Маха» значит великий.
00:13:38 Мы можем объявлять себя «ишварой», повелителем. Но, Кришну называют «Маха ишвара», Повелитель повелителей. Таков Кришна. Независимых повелителей нет. Поэтому Кришну именуют Хришикешей. И «бхакти» значит служить Хришикеше с помощью чувств. «Хришика» это чувства. Кришна – Повелитель чувств. Поэтому, все мои чувства принадлежат Ему. Когда наши чувства удовлетворяют Повелителя чувств, это называется «бхакти». Таково определение «бхакти», преданного служения.
00:14:30 Но, когда мы служим собственным чувствам, а не чувствам господина, это называется «камой». «Кама» и «према». «Према» значит любить Кришну и делать всё ради Его удовлетворения. Это «према», любовь. «Кама» же означает удовлетворение собственных чувств. В этом разница. Чувства это лишь среда. Вы либо удовлетворяете собственные чувства, либо чувства Кришны. Но, служа чувствам Кришны, вы достигаете совершенство. А потворствуя своим чувствам, вы получаете обратный результат. И погружаетесь в иллюзию. Вы не способны удовлетворять свои чувства. Без Кришны это невозможно.
00:15:31 Поэтому чувства необходимо очистить. В настоящий момент, все пытаются потакать своим чувствам. «Амам амети». Материальный мир населён живыми существами двух видов: мужчинами и женщинами. Обе категории живых существ пытаются удовлетворять свои чувства. Что такое любовь в этом мире. Любви нет. Это не может быть любовью, потому что ни мужчина, ни женщина, никто не пытается удовлетворить чувства другой стороны. Все стараются доставить удовлетворение только себе.
00:16:24 Женщина любит мужчину ради удовлетворения собственных чувств. С той же целью мужчина любит женщину. Поэтому, как только на пути их чувственного удовлетворения возникает небольшая помеха, они разводятся. Поскольку в центре всего лежит мотив исполнять свои желания. Мы можем, красиво претворятся: «О, я так тебя люблю. Я безумно люблю тебя». Любви нет. Это всё «кама», вожделение. В материальном мире любовь невозможна. Это только обман. «Я люблю тебя. Я люблю тебя, потому что ты так прекрасна». Я удовлетворю свои чувства, я наслажусь твоей молодостью. Таков мир. Вот, что значит материальный мир.
00:17:23 В основе материального мира лежит принцип чувственного удовлетворения. Материальный мир. Так называемые любовь общества, дружба В основе всего этого лежит потворство чувствам, «майдхунади», начинающиеся с секса.
00:17:52 Итак, когда человек избавляется от «майдхунади сукхам», он становится свободным. «Свами», «госвами». Но, пока он привязан к «майдхунади», сексуальному побуждению, он не является ни «свами», ни «госвами». «Свами» мы становимся тогда, когда подчиняем себе свои чувства. Кришну называют Повелителем чувств. Аналогично этому мы тоже становимся повелителями чувств, когда обретаем сознание Кришны. Представление о том, что деятельность чувств можно остановить ошибочно. Нет. Ими нужно управлять. Пользоваться ими только тогда когда это необходимо. Так поступает тот, кто владеет своими чувствами. «Я не пойду на поводу у своих чувств, чувства должны слушаться меня». Так поступает «свами».
00:18:53 Поэтому Арджуну называют Гудакешей. Он повелитель. Арджуна не трус. Но, так как он преданный, то не лишён сострадания. Он преданный Кришны. Когда человек становится преданным Кришны, в его теле проявляются все хорошие качества. Все божественные качества. Также и Арджуна. Иначе, если бы он не занимал то же положение, разве стал бы он близким другом Кришны? Узы дружбы становятся очень прочными, когда оба друга находятся на равном уровне. Они ровесники, одинаково образованы, одинаково известны и красивы. Чем больше сходств, тем крепче дружба.
00:19:53 Итак, Арджуна находится с Кришной на одном уровне. К примеру, если кто-либо становится другом президента или другом царя, или королевы, то это уже необычный человек. Он должен иметь такой же статус. К примеру, «госвами». Когда «госвами» оставили свою семейную жизнь, об этом рассказывал Шиньявасачарья. «Мандалапати» значит великие лидеры, великие правители, заминдары. Очень большие люди. Рупа Госвами был министром. Только очень большой человек мог стать его другом. Но, Рупа Госвами оставил общество этих великих людей.
00:20:52 Как только Рупа Госвами, Санатана Госвами познакомились с Шри Чайтаньей Махапрабху, они тут же решили: «Мы оставим свои министерские обязанности и присоединимся к Шри Чайтанье Махапрабху, чтобы помогать Ему». Не помогать, а служить Ему. Шри Чайтанье Махапрабху не требуется ничья помощь. Но, если мы попытаемся обрести Его общение, если попытаемся служить Ему, тогда наша жизнь увенчается успехом. Например, Кришна говорит, Кришна пришёл, чтобы проповедовать «Бхагавад-гиту». Такова была Его миссия. Эти негодяи стали слугами общества, дружбы, любви, религии, национальности, государства. Того, другого, третьего. Эти мошенники должны прекратить этот вздор.
00:21:49 «Сарва дхарма паритьяджа». «Оставьте всю эту чепуху, просто предайтесь Мне». Вот, что такое религия. В противном случае, зачем Кришне было советовать «сарва дхарма паритьяджа», «оставьте все религиозные системы»? Он пришёл ради «дхарма самстхапанартае». Он пришёл, чтобы восстановить принципы религии. Теперь Он говорит «сарва дхарма паритьяджа», «оставьте всё». Это означает, что всё что лишено сознания Кришны, сознания Бога, всё это религия обманщиков. Это не религия. Религия это «дхарман тусакшат бхагават пранита». Это закон Верховного Господа. Если мы не знаем кто такой Верховный Господь? Если мы не знаем каковы Его законы? То какая это религия? Это не религия.
00:22:48 Это может называться религией, но это обман. Итак, «Бхагавад-гита» заканчивается «сарва дхарман паритьяджа мамакам шарман враджа». И с этого момента начинается «Бхагаватам». Поэтому, «Бхагавад-гита» это подготовка к изучению «Шримад Бхагаватам». «Бхагаватам» начинается со слов «дхарма проджита кайтава атра». Это «Шримад Бхагаватам» отвергает все виды мирской религиозности. «Проджита». Есть определённая связь между этими книгами. Истинная религия подразумевает любовь к Богу. Это истинная религия. Поэтому «Бхагаватам» говорит: «Это религия высшего порядка». Речь не идёт о следовании той или иной религиозной традиции.
00:23:45 Вы можете исповедовать любую религию, индуизм, христианство, ислам, по своему предпочтению. Это не важно. Но, мы должны проверять. Например, студента, который сдал экзамен на степень магистра гуманитарных наук, никто не спрашивает о том, в каком колледже он сдавал свой экзамен. Он сдал экзамен. Получил степень. Стал аспирантом. И это главное. Вопрос лишь в этом. Никто не спрашивает: «В каком колледже ты сдавал свой экзамен? В какой стране? Какой веры?». Нет. Аналогично, никто не должен спрашивать: «Какую религию ты исповедуешь?». Судить нужно только по тому, научился ли человек любви к Богу? Вот и всё. Это религия.
00:24:38 Это религия. «Бхагавата» говорит. «Бхагавата» не имеет ничего общего с сложными разновидностями религии. Она предназначена только для «нирмат саранам», для тех, кто свободен от зависти к Богу. Почему я должен любить Бога? Почему я должен Ему поклоняться? Почему я должен Его принимать? Все кто так говорит демоны. «Шримад Бхагаватам» предназначен только для тех, кто в серьёз стремится полюбить Бога.
00:25:21 Итак, ваша жизнь становится по настоящему успешной, когда вы научаетесь любить Бога. Тогда ваше сердце наполняется удовлетворением. Если вы обретаете Кришну, Бога… Кришна это Бог. Если вы называете Бога другим именем, то это тоже приемлемо. Но, Бог - Верховный Господь, Верховная Личность. Когда вы обретаете это… Ведь мы всегда кого-нибудь любим. Это склонность к любви живёт в нас, в каждом. Но, сейчас она направлена не туда куда нужно. Поэтому, Кришна говорит: «Оставь все эти объекты своей любви. Постарайся полюбить Меня»..
00:26:17 Иначе ваша любовь никогда не принесёт вам удовлетворения. Если вы хотите истинного удовлетворения, вы должны любить Кришну, Бога. Такова философия Вед. Да и любая другая философия говорит о том же. О том, что, в конце концов, вы хотите удовлетворения, полного удовлетворения ума. А этого можно достичь, только полюбив Бога. Поэтому та религия относится к религии высшего порядка, что развивает в своих последователях любовь к Богу. И эта любовь должна быть бескорыстной.
00:27:02 К примеру, здесь в материальном мире «Я люблю тебя, ты любишь меня». За этим всегда скрывается какой-то мотив. «Ахайтуки апратихата». «Ахайтуки» значит без мотива. «Анья билашита шуньям». Свести к нулю все остальные желания. Ноль. Этому будет учить «Бхагавад-гита».