Как использовать боевой дух

Лондон - 06 August 1973
Сомнения Арджуны. Неизбежность войны. Движение сознания Кришны. Совершенство жизни. Бхакти. Господь Христос. Законы природы. Кали юга. Боевой дух каждого. Куда направить гнев. От чего необходимо отказаться. Природа животных. Йога – отношения с Кришной. Арджуна предаётся Кришне. Экспансии Кришны. Истинное желание вернуться домой к Богу. В материальном мире нет счастья. Хануман.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:34:30 | качество: mp3 128kB/s 31 Mb | прослушано: 488 | скачано: 329 | избрано: 12
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» вторая глава текст шестой. Прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 6 августа 1973 года в Лондоне, Англия.

00:00:23 «Ещё неизвестно, что лучше для нас: победить их или потерпеть поражение. Сыновья Дхритараштры сейчас стоят перед нами на поле боя, и если мы убьём их, жизнь наша утратит смысл».

00:00:36 Итак, двоюродные братья разделились на две стороны. У Махараджа Пандава было пятеро сыновей, а Дритараштры было сто сыновей. Это была одна семья. Между собой они пришли к согласию, что в случае нападения из вне они объединятся. Сто пять братьев. И дадут отпор. Но, затем, сражение произошло между ними. Сто братьев с одной стороны против пятерых братьев с другой.

00:01:23 Следует понять, что это была династия кшатриев. Поэтому битвы было не избежать. В роду кшатриев даже свадьбы не обходились без сражений. У Кришны было шестнадцать тысяч сто восемь жён. И почти в каждом случае Ему приходилось завоёвывать жену. Для кшатриев это азарт. Кшатрий дерётся ради забавы.

00:02:04 И вот Арджуна оказался в замешательстве. Стоит ему развязывать эту битву или нет? Есть одна бенгальская поговорка: «Если ты сомневаешься, есть тебе или не есть, лучше не есть». Иногда с нами так бывает. «Я не очень голоден. Поесть мне или не стоит?». В таком случае лучше воздержаться. Если же за окном декабрь, «пауша», вы можете есть. Почему?

00:02:56 В Бенгалии тропический климат. Но, когда наступает зима, то совет такой, можете есть, вреда не будет. Потому что пища переварится. Ночь длинная, а сезон холодный. Поэтому пищеварение сильное. Итак, когда мы сомневаемся, действовать нам или нет? Если вы думаете: «Идти мне или не идти?». Лучше не ходить. Но, если вам нужно отправить нужду вы должны идти. Это просто здравый смысл.

00:04:00 Арджуну мучили подобные сомнения. Сражаться или не сражаться. Это происходит повсюду. Когда современные политики объявляют друг другу войну, они взвешивают. Взять, к примеру, Вторую мировую войну, когда Гитлер готовился к войне. Все знали, что Гитлер собирался мстить, потому что Первую войну они проиграли. И вот Гитлер снова собирал силы. Один мой духовный брат немец, приехал в Индию в тысяча девятьсот тридцать третьем году. В то время он сообщил: «Война неизбежна. Гитлер активно готовится. Война предрешена».

00:05:00 В то время, насколько помню, премьер министром вашей страны был господин Чемберлен. Он встретился с Гитлером, чтобы не допустить войны. Но, ему это не удалось.

00:05:20 Точно также, если говорить об этой битве, то Кришна сделал всё возможное, чтобы её избежать. Он предложил Дурьйодхане: «Твои двоюродные братья кшатрии. Ты незаконно захватил их царство. Захватил, так захватил. Пусть будет так. Но, они кшатрии. У них должны быть какие-то средства к существованию. Так дай же своим пятерым братьям пять деревень. Из всей мировой империи выдели им всего лишь пять деревень». Но, он сказал: «Нет, я не собираюсь делиться с ними даже сантиметром земли без боя».

00:06:11 Вот почему, война была неизбежна. Поэтому Арджуне нечего было рассуждать. Сражаться или нет. Кришна одобрил эту войну. Она должна произойти.

00:06:11 Например, когда мы гуляли, кто-то задал вопрос: «Почему случается война?». Это не сложный вопрос. Потому что у каждого из нас есть боевой дух. Сражаются даже дети, кошки, собаки, птицы, муравьи, мы это видели. К людям это тоже относится. У людей есть желание сражаться. Это один из признаков жизни.

00:07:12 Но, в каких случаях война уместна? Конечно, в настоящий момент, политики сражаются за свои амбиции. Но, по правилам ведической цивилизации, войны должны вестись на основе религиозных принципов. «Дхарма юдха». Не из-за капризов каких-либо политиков с их идеями.

00:07:48 Например, сейчас идёт война между двумя политическими группами, коммунистами и капиталистами. Люди пытаются избежать войн. Но, они происходят. Как только Америка занимает какую-нибудь стратегическую позицию, там тут же появляется Россия. Как только во время последнего военного конфликта между Индией и Пакистаном президент Никсон послал свой Седьмой флот в Бенгальский залив Индийского океана, к самым берегам Индии, это было противозаконно. Но, Америка очень гордая нация.

00:08:40 Возможно, он послал Седьмой флот для того, чтобы выказать симпатию Пакистану, но там, мгновенно появились наши русские союзники. Поэтому Америке пришлось вернуться. В противном случае, я думаю, действуя в интересах Пакистана, Америка вторглась бы на территорию Индии. Вот так бывает. От сражений никуда ни деться. Многие люди думают, как положить войнам конец. Это невозможно. Абсурдное предложение. Такого не может быть. Потому что желание сражаться есть у каждого. Это один из признаков живого существа. Даже дети не знающие о политике и неприязни подерутся пять минут и опять становятся друзьями.

00:09:40 Дух борьбы не отнять. Куда же направить это чувство? Наше движение – это движение сознания Кришны. Мы не говорим: «Прекратите сражаться» или «Делайте это, делайте то». Нет. Каждое действие нужно совершать в сознании Кришны. Такова наша проповедь. «Нирбанда кршна самбанде». Любой ваш поступок должен так или иначе приносить Кришне удовлетворение. Если ваш поступок понравиться Кришне, действуйте. Это сознание Кришны.

00:10:26 Это любовь. Например, если вы кого-то любите, ради вашей возлюбленной вы готовы на всё. И порой мы так и поступаем. Точно также мы должны относиться к Кришне. Только и всего. Попытайтесь научиться любить Кришну и действовать только для Кришны. Это совершенство жизни.

00:11:02 «Бхакти» значит служение. «Бхадждатту». Этот элемент употребляется, когда речь идёт о служении. «Бхаджа». В санскритской грамматике есть правило «кти пратьйайа» или «ти пратйайа», множественных «пратйайа». И «бхадж дату» - «кти», тождественен «бхакти». Итак, «бхакти» значит удовлетворять Кришну. «Бхакти» не может относиться ни к кому другому.

00:11:56 Если кто-то говорит: «Я великий преданный Кали». Богини Кали. Это не «бхакти». Это бизнес. Потому что за всяким поклонением полубогам кроется какой-то мотив. Как правило, люди решают стать преданными богини Кали, чтобы есть мясо. Такова их цель. В ведической культуре мясоедам не советуют есть мясо купленное на бойне или на рынке.

00:12:43 На самом деле, раньше в мире нигде не было промышленных скотобоен. Это недавнее изобретение. Иногда в беседе с христианами мы спрашиваем их: «Господь Христос сказал: «Не убий». Почему вы убиваете?». Они ссылаются на то, что Христос также иногда ел мясо. Иногда Христос ел мясо. Хорошо, но говорил ли Христос: «Стройте большие мясокомбинаты и продолжайте есть плоть животных»? Это даже противоречит здравому смыслу. Христос мог есть иногда.

00:13:38 Если есть больше нечего, что тут поделаешь? Это другой вопрос. Во время крайней необходимости, когда нет никакой другой пищи кроме мяса. Это время грядёт. В эту эпоху Кали югу количество хлебных злаков будет сокращаться. Об этом говорится в «Шримад Бхагаватам» в двенадцатой песне. Не будет ни риса, ни пшеницы, ни молока, ни сахара. Людям придется есть мясо. Таким будет состояние общества. Людям, возможно, также придётся питаться человеческой плотью.

00:14:32 Такая низкая жизнь настолько развращает, что люди будут становиться всё более и более грешными. Законы природы помещают демонов и грешников в такие условия, что их демонизм только усиливается, навсегда лишая их возможности постичь Бога. Таковы законы природы. Если вы хотите забыть Бога, Бог поставит вас в такое положение, что вы никогда Его не поймёте. К этому приводит демоническая жизнь. Это время тоже не за горами.

00:15:22 Сейчас у некоторых людей ещё остался интерес к постижению Бога. Но, придёт время, когда и люди не будут видеть в этом никакого смысла. Это будет последний период Кали юги. И именно в это время снизойдет аватара Калки. В этом воплощении Господь в образе аватара Калки уже не будет проповедовать сознание Бога. Он будет просто убивать. Просто убивать. С мечом в руке Он уничтожит всех. Затем опять наступит Сатья юга. Вновь начнётся Золотая эпоха.

00:16:12 Итак, мы говорим о склонности к сражениям. Нам следует понять, что боевой дух присутствует в каждом. Вы не сможете его сдержать. Но, мы не говорим об этом. Философ майавади скажет: «Прекратите это!». Но, это невозможно. У вас ничего не получится. Поскольку вы живое существо у вас есть все эти наклонности. Как можно от них избавиться? Их нужно лишь правильно занять. Только и всего. Если в вас живёт воин, куда направить это желание? Да, Нароттама Дас Тхакур советует: «Вы можете направить свой гнев на тех, кто завидует Богу и Его преданным».

00:17:12 Так вы можете его занять. От гнева невозможно избавиться. Наша обязанность найти ему применение. Всему можно найти применение. Мы не говорим: «Прекратите это!», «Перестаньте!». Нет. Кришна говорит: «Я ткароси, Я джухоси, Я дашнаси». «Я ткароси». Кришна не говорит: «Делай это, делай то». Он говорит: «Чтобы ты ни делал посвящай плоды своей деятельности Мне».

00:18:00 В данном случае, Арджуна должен сражаться ни ради себя, но он только о себе и думает. Он говорит: «Они мои братья, родственники». «Если они погибнут». «Мы не хотим умирать». «Теперь они стоят передо мной. Неужели я должен убить их?». Он по-прежнему озабочен собственным удовлетворением. Он создаёт условия. Представляет материалистов, которых интересуют лишь собственные удовольствия. Вот от чего необходимо отказаться.

00:18:57 Мы должны действовать ни ради собственного удовлетворения, а ради удовлетворения Кришны. Это сознание Кришны. Род вашей деятельности не имеет значения. Вы должны убедиться в том, что ваша деятельность посвящена Кришне. В этом заключается ваше совершенство. Совершенство вашей миссии как человека. Человеческая жизнь предназначена для достижения этой цели. Животные видят совершенство своей жизни в услаждении своих собственных чувств, в личном удовлетворении. У них отсутствует чувство, что и другие животные… Например, если другие собаки нашли пищу, то каждый из них думает: «Как я могу получить её?». Им и в голову не придёт мысль поделиться с другими. Животным такие мысли не свойственны.

00:19:54 Природа животного думать только о собственных удовольствиях. Таких понятий как «мой друг», «члены моей семьи» не существует. Они не делятся даже со своими детёнышами. Вы возможно видели, если они находят какую-то пищу, то собака и её щенки пытаются каждый тащить её в свою сторону. Это животное.

00:20:26 Итак, когда мы меняем своё сознание перенеся его на Кришну, это человеческая жизнь. В этом разница между человеческой и животной жизнью. Но, это также очень трудно. Поэтому существует целая система образования. «Бхагавад-гита», которая учит людей: «Действуйте для Кришны. Действуйте для Бога не ради собственных интересов. Иначе вы запутаетесь». Любые ваши действия влекут за собой те или иные последствия, заставляющие вас наслаждаться или страдать, чтобы вы ни делали. Но, если вы действуете для Кришны, такая деятельность свободна от последствий. В этом ваша свобода. Об этом говорится в «Бхагавад-гите».

00:21:25 Йога - отношения с Кришной. В этом секрет успеха в деятельности в материальном мире. В противном случае, чтобы вы ни делали, какую бы деятельность не совершали, вам не избежать последствий и вы будете наслаждаться или страдать.

00:21:44 Итак, вернёмся к прежнему примеру. Арджуна рассуждает, он размышляет как поступить наиболее достойно? Сражаться или не сражаться? В следующих стихах мы увидим, в минуту такого смятения, когда вы не знаете как вам поступить, необходимо обратиться к духовному учителю, который укажет верный путь. И это произойдёт в следующем стихе. Арджуна скажет: «Я не знаю. Я зашёл в тупик». «Я понимаю, что долг кшатрия обязывает меня сражаться, но я не могу решиться исполнить его».

00:22:42 «Я в смятении Кришна. Я предаюсь Тебе». До этого он говорил как друг. Но, теперь он готов выслушивать от Кришны наставления. Итак, суть уроков «Бхагавад-гиты» в следующем: «Не действуй ради себя. Действуй лишь ради Кришны». Даже если тебе приходиться сражаться или выполнять ещё более неприятную работу, делай это ради Кришны.

00:23:24 Например, «гопи» были очарованы Кришной. Кришна был прекрасным юношей, а «гопи» юными девушками. Но, это поверхностное понимание. На самом деле, «гопи» вечные спутницы Кришны. Они являются экспансиями Кришны. Экспансиями Его энергии наслаждения. Они предназначены для наслаждения Кришны. Они необычные женщины. Однако внешне своим поведением они учат нас тому, что ради любви к Кришне можно пойти на любой риск.

00:24:17 Поэтому, когда в полночь Кришна заиграл на флейте, «гопи» влекомые Его игрой убежали из дома. А те из них, что находились взаперти, даже расстались со своей жизнью. Их так влекло к Кришне. Итак, если девушки ведут себя подобным образом, по правилам ведической культуры они не имеют право выходить из дома без присмотра отца, мужа или брата. Им это не позволяется. Особенно в полночь. Это противоречило принципам Вед. Это откровенная проституция. Но, поскольку они делали это ради Кришны…

00:25:08 Господь Чайтанья Махапрабху говорит: «Вы не найдёте лучший пример поклонения чем тот, что явили гопи Враджа». «Враджа вадху». Нет ничего постыднее для юной девушки, чем идти к другому юноше отказавшись от защиты отца или мужа. В ведической культуре нет ничего более отвратительного. Тем не менее, поскольку они поступали так только ради Кришны, их поведение считается величайшим образцом поклонения. Это сознание Кришны.

00:25:54 Мы должны учиться тому, как действовать ради Кришны? Как любить только Кришну? Тогда наша жизнь успешна. Поскольку мы тоже пришли с Вайкунтхи миллионы лет назад. «Анади карама пхале». «Анади» значит до сотворения. Мы живые существа вечны. Живые существа продолжают существовать даже тогда, когда спустя миллионы и триллионы лет происходит уничтожение мира живые существа остаются. Когда всё это мироздание будет уничтожено, живые существа останутся в теле Вишну.

00:26:49 Затем, во время следующего творения они вновь войдут в мир, чтобы исполнять свои желания. Вернуться домой к Богу вот истинное желание. И эта возможность предоставляется в человеческой форме жизни. Если мы пренебрегаем ей наше положение очень, очень рискованно. Нам придётся вернуться в круговорот рождений и смерти. И мало того, если мы не исполняем миссию своей жизни, после следующего разрушения мира нам опять придётся провести в теле Вишну миллионы и триллионы лет. Мы будем вынуждены вернуться снова сюда.

00:27:43 Поэтому это называется «анади карма пхале». «Анади» значит до сотворения. Так и происходит. Из-за этого Кришна лично нисходит в этот мир, чтобы учить глупых живых существ. Кришна очень хочет вернуть нас домой к Богу. Поскольку мы его неотъемлемые части. Предположим, если ваш сын праздно шатается по улицам, вы будете переживать: «О, как бы, что не стряслось». «Как бы ни убили моего бедного мальчика». Вы пойдёте, попытаетесь его отыскать. Кришна поступает точно также. Мы просто страдаем в этом материальном мире одну жизнь за другой. Это место исполнено страданий.

00:28:38 Но, под влиянием иллюзии, «майи» мы принимаем эти страдания за счастье. Это называется «майа». В этом материальном мире нет счастья. Мы только страдаем здесь. Чем раньше мы это поймём, тем скорее подготовимся к тому, чтобы оставить этот мир и вернуться домой. В этом проявляется наш разум. В противном случае, чтобы мы ни делали, мы раз за разом терпим поражение, потому что упускаем цель. Мы надеемся на чудо. Но, наши ожидания никогда не исполнятся. Мы пытаемся устроиться здесь, чтобы найти счастье не сознавая Бога. Нам это никогда не удастся.

00:29:34 «Дурашийа» значит надежда, которая никогда не оправдается. Итак, все эти материалисты такие невежды и негодяи. Они только расширяют сферу материалистической деятельности. Они думают, что повышая материальную активность, они станут счастливыми. Нет, Это невозможно. Их лидеры… Все мы крепко накрепко связаны по рукам и ногам законами материальной природы. При этом мы думаем, что свободны.

00:30:28 Учёные пытаются избежать Бога, полагаясь на свои независимые усилия в науке. Это невозможно. Мы находимся во власти материальной природы. Материальная природа это представитель Кришны. Подобно Арджуне мы постоянно пребываем в смятении, что делать, что не делать. Но, если мы будем руководствоваться следующим принципом, мы должны действовать ради Кришны. Опирайтесь в своей деятельности на наставления Кришны и Его представителя, тогда вы освободитесь от «карма бандана». В противном случае, с каждым своим поступком мы всё больше запутываемся в последствиях своей деятельности.

00:31:27 Мы не можем выбраться. Итак, решение дилеммы сражаться или нет в том, чтобы сражаться для Кришны. Тогда наша деятельность не будет сопряжена с последствиями. Например, Хануман сражался за Господа Рамачандру. Он воевал не ради себя. То же относится к Арджуне. На его флаге Капидваджа изображён Хануман. Он знал об этом. Хануман великий воин, сражался с Раваной не ради своих личных интересов. Он хотел лишь вызволить Ситу из рук Раваны. Уничтожить всю его династию. Вернуться и усадить Ситу рядом с Рамачандрой. Такова была стратегия Ханумана, преданного.

00:32:27 А стратегия Раваны заключалась в том, чтобы похитить Ситу у Рамы и наслаждаться ей. Это политика Раваны. Но, Хануман думал: «Вырву Ситу из когтей Раваны и усажу её рядом с Рамой». Та же Сита, Сита это Лакшми. Лакшми принадлежит Нарайане. Она собственность Бога. И мы должны понимать, что все эти материалисты, Раваны пытаются наслаждаться собственностью Бога в той или иной форме. Разумеется, мы не можем воевать с представителями Раваны. Мы не так сильны. Поэтому, мы должны следовать принципу молящего.

00:33:20 «Господин, Вы такой замечательный человек, пожалуйста, дайте нам что-нибудь. Дайте нам что-нибудь. Вы губите свою жизнь, посягая на собственность Бога. Вы попадёте в ад. Если так или иначе Вы станете нашим членом, то будете спасены». Такова наша стратегия. Мы не нищие. Мы просто используем такой подход. Сейчас мы не очень сильны, чтобы сражаться с Раванами. В противном случае, мы бы забрали у них все деньги, вступив с ними в бой. Но, это невозможно. Мы не так сильны. Поэтому, мы должны поступать согласно тактике нищего.

транскрибирование: Елена Роева | Кривой рог | Украина | 13 April 2020