Кришна - Бхагаван. Гита совершенна
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 Лекция по «Бхагават Гите, как она есть». Вторая глава. Текст второй. Прочитано Его Божественной милостью [ачарья] Бхактиведантой Свами Прабхупадой 3 августа 1973 года в Лондоне, Англия. [звучит киртан]
00:01:00 Перевод: Верховный Господь сказал: "О, Арджуна! Как могла эта скверна одолеть тебя? Такое поведение недостойно того, кто знает истинную цель жизни. Оно приведет человека не в рай, а к бесславию." Этот стих написан Вьясадевой. Конечно, слова принадлежат Санджайи, но первым их записал Вьясадева. В других шлоках он пишет: «Арджуна увача», «Санджайя увача» и т.д. Подобно этому здесь он мог бы написать здесь "Кришна увача". Он мог так написать, однако нет. он пишет: "Бхагаван увача". Итак, Кришна - это верховная Личность Бога, написав "Шри Бхагаван увача, Вьясадева устанавливает этот факт.
00:02:25 Ни Арджуна, ни Санджайя, ни кто-либо ещё не могут быть равными Господу. [асама удва] Бхагаван - Верховная личность Бога превосходит всех, никто не может быть равным Ему или выше Него. Все ниже, таково значение слова "Бхагаван". Никто не может заявить: "Я Бхагаван". Однако в наши дни появилось множество мошенников, объявляющих себя Бхагаваном.
00:03:10 Неужели Вьясадева ошибался? На самом деле философы майавади такие отпетые мошенники, что утверждают даже такое: "Вьясадева ошибался". Они имеют дерзость отзываться так о Вьясадеве, который признаётся воплощением Нараяны, который дал нам ведическую литературу, столько книг, Веды, Пураны, Махабхарату, Шримад Бхагаватам, Веданту Сутру... Всё это литературное наследие Вьясадевы и мы признаём его воплощением Нараяны, [Маха муни Критэ]. Его также называют Вьяса муни, но он также [Маха муни критэ].
00:04:15 Поэтому в словах Вьясадевы не может быть ошибки. Проблема в том, что если люди не состоят в цепи ученической преемственности, то они допускают массу ошибок. Вьясадева выше всего этого, он не обычный писатель, рассказывающий о материальных именах и вере, он не может ошибиться. Как Бхагаван, Кришна не может совершить ошибки, так и Вьясадева - воплощение Бхагавана, ошибиться не может.
00:05:10 Преданный Кришны тоже не может ошибиться. Преданный Кришны, никогда не станет излагать своё мнение, он будет говорить только словами Кришны. Он может быть несовершенен, но слова Кришны совершенны. Поэтому, утверждения чистого преданного также безупречны, поскольку его слова не выходят за рамки того, что сказал Кришна.
00:06:00 Ошибки в этом материальном мире совершают обычные люди. Человеку свойственно ошибаться, ошибки совершают даже великие люди, но Нараяна Парам выше этого. Кришна выше этого. Он не может ошибиться или обмануться. Существам населяющим материальный мир присущи четыре недостатка - они совершают ошибки, поддаются иллюзии, наделены несовершенными чувствами [«Брама промана випролипсе»] и они также обманывают.
00:06:45 Как например, современные учёные и философы. Развивают разные направления науки, но когда наступает критический момент, когда их загоняют в тупик, они говорят: "я не обладаю совершенным знанием. Моё знание ограничено. Мы лишь делаем попытки в познании этого мира. В будущем мы достигнем совершенства." Но если ваше знание не совершенно, то почему вы заняли место учителя? Если вы не обладаете полнотой знания, тогда всё, что вы говорите - несовершенно!
00:07:25 Следовательно, почему вы при своих несовершенных познаниях становитесь учителем? Это обман. Поэтому Вьясадева намеренно написал "Шри Бхагаван увача", чтобы показать - рассказчик совершенен. Он не обманывает, он выше ошибок и иллюзий. Он выше четырёх недостатков, он не совершает ошибки, не впадает в иллюзию, не обманывает, и свободен от несовершенств. Это Бхагаван.
00:08:00 Почему мы так серьёзно относимся к Бхагават Гите? На свете существует масса других книг, множество теорий, множество великих философов... Но мы не можем их признать, поскольку им свойственны недостатки. Автор неизбежно ошибается. На него воздействует иллюзия. Он несовершенен, поскольку несовершенны его чувства. В силу всех этих изъянов, мы не можем принять чьего-либо знания. Такова ведическая традиция. Это называется традицией "парампары", ученическая преемственность. Мы получаем совершенные знания от верховного Бхагавана.
00:08:53 Если я получаю знания от Бхагавана, и если я передаю это знания другим без изменений, не обманывая, тогда передаваемое мной знание тоже совершенно. Сам я могу быть несовершенен, но если я представляю полученное от Кришны знание, как оно есть, не интерпретируя его, то я даю вам совершенное знание. Это очень легко понять, я несколько раз объяснял.
00:09:35 Например, посыльный принёс вам денежный перевод на 1000 долларов. Он передаёт его вам, и вы не можете сказать: "О, этот посыльный - человек бедный, как может он дать мне 1000 долларов?" Но даёт не он, деньги посланы кем-то другим, он просто передаёт их вам.
00:10:05 Поэтому, Чайтанья Маха Прабху говорит нам, он просит каждого стать духовным учителем. Как же каждый может стать духовным учителем? Нет, духовный учитель должен обладать достаточным знанием и множеством других качеств! Но стать духовным учителем можно и не имея качеств! Как? Об этом говорит Чайтанья Маха Прабху ["амара агьяя"] - по моему указанию. Это ключевой момент. нельзя стать духовным учителем по собственной прихоти. Человек должен получить указания свыше. Только тогда он считается духовным учителем.
00:11:00 ["Амара агьяя"]. Например, в нашем случае, наш духовный учитель приказал мне: "Просто попытайся проповедовать моё послание на английском языке". Вот мы и пытаемся, только и всего. Я не обладаю высокой квалификацией, моя единственная квалификация в том, что я попытался исполнить наказ, полученный свыше. В этом секрет успеха. (Говорит текст на санскрите)
00:12:00 ["Ништият тмикха будхи"]. Если у вас непоколебимая вера в Кришну и Гуру, мы должны получить милость духовного учителя и Кришны. Мы не можем достичь Кришны перепрыгнув через Гуру. Это ещё одна глупость. Мы должны обращаться к Кришне через Гуру. Такова традиция "парампара". Кришна - не "дешёвка", и вы не обретёте его, перепрыгнуть через Гуру. Кто-то говорит: "Зачем мне Гуру? Я могу обратиться к Кришне напрямую". Нет. Кришна этого не примет. Кришна говорит: "Прежде всего, стань преданным моего преданного. Чайтанья Маха Прабху говорит:
00:13:00 "Я слуга слуги слуги Кришны". Это называется «парампарой». Мы должны учиться как стать слугой слуги Кришны. Чем в более низкое положение вы себя ставите - слуга, слуга, слуга, слуга, слуга... сотни раз слуга, тем выше ваш духовный уровень. Здесь в материальном мире, каждый пытается быть господином над другими господами - в точности до наоборот. Но в духовном мире все стремятся стать слугой слуги, в этом секрет. Таково указание Вед.
00:14:00 Итак, ["Вишина чакравати такор], в связи со стихом [Вьявасетмика Буддхгир] говорит: "Наставления, что я получил от своего духовного учителя - моя жизнь и душа". Это называется ["Ништият тмикха будхи"]. Он твёрдо верит в указания моего духовного учителя. Дарует мне спасение. Но даже если не дарует - это не важно, настоящий преданный, настоящий слуга не ожидает ничего. Он понимает, это мой долг. Мой долг, "карья". Если человек относится к полученным наставлениям в таком духе – "карья" - это значит мой "долг". я должен это выполнить, обязан.
00:15:10 Он не ожидает результатов ["карма бхалам"]. Каждое действие приносит результат, неважно плохой или хороший, но результат всегда приходит. Так вот, по нашему – ["карма бхалам"] (санскрит). Не зависьте от плодов вашей деятельности. Как правило, если плоды слишком хороши, нам нравится действовать, и наоборот. Но преданный не должен принимать. (Отвлечённый диалог с кем-то в зале: Ш. П.: Почему ты не можешь стоять спокойно? Человек в зале: - Тело беспокоит меня, поэтому я встал. Ш.П.: - Что, если будешь двигаться, это тебе поможет? Ч.: - Прошу прощения.)
00:16:10 Не ставьте себя в зависимость от плодов своей деятельности, вы должны исполнять её как долг. Такого человека называют "саньяси". Это настоящий саньяси. Саньяcи не становятся, просто поменяв одежду. Нет, стать саньяси - значит действовать для Кришны, не завися от результата, он не важен. Кришна приказал, представитель Кришны приказал, поэтому я должен это делать.
00:17:00 Итак, "Бхагаван увача"...Вьясадева не говорит "Кришна увача". Если бы он сказал "Кришна", тогда люди неправильно бы это поняли. Он говорит прямо "Бхагаван увача", верховная Личность Бога. Как тогда сможет постичь Бхагават Гиту тот, кто не считает Бога Личностью? Бхагаван - значит "Личность". Бхагаван не безличен, Абсолютная Истина! Проявляется в трёх аспектах - Браман, Параматма, Бхагаван. Браман - это первое проявление - безликое ["сарамкал идамбрама"]. Например огонь… огонь горит в одном месте. но его жар и свет имеют безличную природу. Предположим, здесь, в нашем камине горит сильный огонь. Камин находится в одном углу, но тепло вы чувствуете по всей комнате.
00:18:20 Это тепло есть безличное проявление огня. Однако, сам камин, то есть то место, где пылает огонь - это личностная форма. Поэтому безличное проявление, это производное личности. Это будет объяснено в тринадцатой главе. Кришна говорит: "Я пронизываю собой всё, я пребываю повсюду. Как это? Посредством Его энергии. Эта энергия безлична. Но Верховная Личность не безлична, Он Личность. Поэтому говорится: "Шри Бхагаван увача". Бхагаван - это сосредоточие шести совершенств. [«Айшварья»].
00:19:15 Самый богатый, самый знаменитый, самый учёный, самый привлекательный, самый сильный и самый отрешённый. Это Бхагаван. Итак, Бхагаван - это вершина в понимании Абсолютной Истины. Например, когда вы чувствуете тепло... мы, к примеру, ощущаем жар Солнца и свет. Солнце излучает тепло и свет, мы наслаждаемся этим. Но если вы проследите источник света и тепла, то придёте к солнечному шару.
00:20:05 Это локализованное проявление, уже не безличное. Далее, если вы проникните в солнечный шар, то увидите бога Солнца Вивасвана. Не следует делать выводы, лишь, на основе тепла и света. Поэтому понимание Брамана, понимание безличной Абсолютной Истины несовершенно и неполно. Полное понимание - это Бхагаван. Поэтому здесь говорится: "Шри Бхагаван увача". Никакой ошибки быть не может, это окончательное мнение.
00:20:50 Итак, Бхагаван критикует Арджуну. Арджуна занял позицию добропорядочного человека. "Как я могу сражаться? Я не могу убивать своих родственников!" С точки зрения мирской морали, люди это высоко оценят. Арджуна такой нравственный и гуманный...