Кришна вне наших чувств
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:11 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» вторая глава текст восьмой. Прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 8 августа 1973 года в Лондоне, Англия.
00:01:02 [санскрит] Перевод: «Я не знаю, как совладать с этой иссушающей меня скорбью. Я не могу избавиться от неё, даже если завоюю цветущее царство, которому не будет грозить никакие враги, и обрету власть, какой обладают небожители».
00:01:51 Таково положение материальной жизни. Иногда мы испытываем трудности. Не иногда. Мы всегда их испытываем. Но, порой, чтобы преодолеть трудности, мы прикладываем какие-то усилия, которые путаем со счастьем. На самом же деле счастья нет. Но, временами мы надеемся: «Попытаюсь ещё разок, и счастье придёт». Как мечтают так называемые учёные: «В будущем мы победим смерть». Многие мечтают.
00:02:50 Но, здравомыслящие люди говорят: «Не доверяйте будущему, каким бы радужным оно не казалось». Вот истинное положение вещей. Поэтому Арджуна обратился к Кришне. «Шишьястехам». «Отныне я твой шишья. Почему Ты пришёл ко мне? Потому что знаю, никто другой не вызволит меня из этого опасного положения». Это истинный разум. «Учошанам». Когда мы сталкиваемся с великими затруднениями, это иссушает наши чувства. Никакие чувственные услады не могут сделать нас счастливыми. «Учошанам индрийаном».
00:03:45 В этом мире счастьем считается услаждение чувств. На самом деле это не счастье. Настоящее счастье описано в «Бхагавад-гите». «Атиндрийам». Истинным счастьем, «атьйантикам», высшим счастьем наслаждаются не чувствами. «Атиндрийа». Это счастье превосходит уровень чувств. Это настоящее счастье. НО, мы путаем счастье с чувственным наслаждением. Чувственные наслаждения никого не сделали счастливым. Мы находимся в материальном мире, поэтому наши чувства не настоящие. Настоящие чувства – чувства духовные. И мы должны разбудить наше духовное сознание, тогда мы сможем наслаждаться духовными чувствами.
00:04:45 Над этими материальными чувствами, наши нынешние чувства представляют собой покрытие. Например, я тело. На самом деле я не являюсь телом, я душа. Но, моё материальное тело покрывает моё настоящее духовное тело. У духовного тела тоже есть чувства. Они не являются «ниракар». Как они могут быть «ниракар»? Это просто здравый смысл. К примеру, когда ваши руки закрыты одеждой, кажется, что у одежды тоже есть руки. Но, у моей одежды есть руки только потому, что они есть у меня. У меня есть ноги, поэтому у моего покрытия, одежды тоже есть ноги в виде брюк.
00:05:45 Это вопрос здравого смысла. Откуда взялось тело? Тело называют «васамси», одеждой. Одежда – это то, что шьётся по телу. Вот, что такое одежда. Не тело создаётся по одежде. Это опять же здравый смысл. Моё тонкое и грубое тело можно сравнить с рубашкой. Следовательно, у меня должно быть некое изначальное духовное тело. В противном случае, откуда оно появилось? Как иначе вы развиваетесь? Изначально мы все личности. Мы не лишены индивидуальности. И Кришна также говорит об этом.
00:06:43 Он скажет: «Эти воины, эти цари, ты и Я, мой дорогой Арджуна, существовали в прошлом. И в будущем мы также не прекратим существовать». Кришна излагает вполне конкретное знание: «Я, ты и все собравшиеся здесь цари, и воины существовали в прошлом». Мы существуем сейчас как индивидуальные существа. Точно так же, как отдельные существа, всегда существовали они. И в будущем, мы также продолжим своё индивидуальное существование.
00:07:23 Итак, кто же выдумал идею безличности? Беспринципные имперсоналисты привяжутся к философии пустоты. Поэтому, чтобы обрести истинное понимание, необходимо обратиться к Кришне, так как это делал Арджуна. «Шишьястехам». «Теперь я Твой ученик. Научи меня». «Шадимам прапанам». «Я предаюсь. Я прекращаю всякие панибратские разговоры». Принять гуру, значит принять всё, что он говорит. В противном случае, не принимайте гуру. Не делайте этого просто потому, что это модно. Вы должны быть готовы. Это называется «прапанам тадвидхи пранипатена». Вы можете обрести понимание просто через предание. Не нужно проверять эрудицию гуру. Зачем в таком случае принимать гуру?
00:08:19 Поэтому, Арджуна говорит: «Кроме Тебя мне никто больше не поможет разрешить эту сложную ситуацию. Скорбь иссушает мои чувства». Ведь наши внешние чувства не являются настоящими. Настоящие чувства сокрыты внутри. Мы должны служить Кришне, Хришикеше. Кришна реален. И мы должны подняться на этот уровень реальности. Когда наши чувства очистятся, мы сможем служить Кришне. Когда наши чувства очистятся. Это разные стадии.
00:09:15 Телесное мировоззрение основано на чувствах. Но, поднявшись над чувствами, вы переходите на уровень ума. Поднявшись над уровнем ума вы переноситесь на уровень разума. С уровня разума вы можете подняться на духовный уровень и осознать свою духовную форму. Существуют разные этапы и ступени. Находясь на грубом телесном уровне, мы требуем «пратьякша гьяну». «Пратьякша» значит непосредственное восприятие. Есть разные этапы эволюции знания. «Пратьякша апарокша», «апарокша адхокшаджа», «апракрита». Таковы разные ступени знания.
00:10:10 Итак, знания полученные на уровне тела, путём непосредственного восприятия, не является истинным. Поэтому, мы можем бросить вызов этим так называемым учёным. Их знание опирается на принцип телесного представления о жизни. «Пратьякшу», экспериментальные знания. Экспериментальные знания основаны на восприятии грубых чувств. Это «пратьякша». Все говорят: «Мы не видели Бога». Бог ни некий объект, который можно увидеть с помощью «пратьякши», прямого восприятия. Одно из Имён Бога «Анубхава».
00:10:59 Например, находясь в этой комнате, мы не способны посмотреть прямо на солнце. Но, мы знаем, что солнце есть. На него указывает дневной свет. Откуда вы это знаете? Вы же не видели? Но, есть и другие методы позволяющие вам почувствовать это. Это называется «апарокша». «Пратьякаша, парокша, апарокша». Таким образом, сознание Кришны – это «адхокшаджа» и «апракрита». Оно лежит вне сферы действия чувств. Поэтому, в «Бхагавад-гите» говорится «адхокшаджа». Это то, что непостижимо для материальных чувств. Если метод восприятия в данном случае бессилен, то как же нам постичь «анубхаву»? Для этого существует «шрота пандха». «Шрути». Вы должны получать знания из Вед.
00:11:55 А ведическое знание нам объясняет гуру. Поэтому, необходимо принять прибежище у Кришны как у Верховного Гуру или же у Его представителя. Тогда, все эти проблемы проистекающие из невежества, будут устранены. Итак, сейчас Кришна может сказать: «Хорошо, продолжай сражаться. А когда завоюешь царство, будешь счастлив. Не нужно принимать Меня гуру». Например, обычные люди думают: «Мы зарабатываем столько денег, к чему нам гуру? Я сам могу всё понять». А другой негодяй говорит: «Да». «Ятамата татапат». «Вы имеете право на любое мнение, любая идея хороша».
00:12:55 Вот, что происходит. Вы можете постигать Бога по-своему. Поэтому все невежды, мошенники создают своё мнение. Нет, из этого ничего не выйдет. Поэтому Арджуна говорит, это очень важное слово «сапатни». «Сапатни» значит жена-соперница, вторая жена. Если у человека две или три жены. Почему две, три? У нашего Господа было шестнадцать тысяч сто восемь жён. Это, это Бог. «Сапатни». Но, между ними не было соперничества. Об этом вы узнаете из книги о Кришне. Со слов всех цариц, когда они беседовали с Дроупади, каждая жена рассказывала о том, как страстно она желает стать служанкой Кришны.
00:13:54 Среди них нет соперниц. В материальном мире, если у человека больше одной жены, они обязательно будут ревновать. Этот пример приводится в «Шримад Бхагаватам». Жён сравнивают с различными чувствами. Одна жена хватает мужа за руку и говорит: «Идём ко мне в комнату», другая говорит: «Нет, ко мне». И муж в растерянности. Аналогичным образом действуют наши жёны-чувства. Глаза тянут: «Умоляем, пойдём в кино», язык тянет: «Пожалуйста, пойдём в ресторан». Рука ещё куда-то тащит, нога тоже. Вот в каком мы положении. Как этот человек, чьи жёны тянут его каждая к себе. Это наше положение.
00:14:52 Почему мы в нём оказались? Потому, что эти жёны соперничают друг с другом. «Сапатни мридхам». Когда несколько царей претендуют на одну землю, возникает конфликт. И Арджуна говорит: «Даже если я стану единственным обладателем таких богатств, «раджйам», такого царства, если я стану не только царём этой планеты, но и всей высшей планетарной системы». Эти люди пытаются попасть на луну. Но, есть и другое царство. Это царство принадлежит высшим живым существам. Тем, кого называют полубогами.
00:15:50 Они очень могущественны. Например, Индра очень могущественный правитель дождей. У него есть молния. Люди не верят в это, но мы верим. Об этом пишут Веды. Это не вопрос веры. Вы должны верить. Это факт. Откуда появилась молния? Кто устраивает дожди? Должен быть некий управляющий. В правительстве есть множество отделов управления. По аналогии, в правительстве Бога существует множество управляющих, должностных лиц. Их называют полубогами. «Дэвата», полубоги. Также снабжают нас всем необходимым по приказу Кришны. К примеру, Индра. Индра обеспечивает нас. Поэтому люди проводят «ягью» Индре.
00:16:50 Жертвоприношения призванные удовлетворить разных полубогов. Кришна остановил «ягью» Индре, как вам известно, из истории про Говардхан. Когда Нанда Махарадж готовился к «Индра ягье», Кришна сказал: «Мой дорогой отец, в Индра ягье нет нужды». Иными словами, тому, кто сознаёт Кришну, незачем совершать «ягьи», особенно в эту эпоху Кали югу. Проведение различных видов «ягьи» сопряжено с большими трудностями. В Трета югу это было возможно. «Макхайх» значит проведение «ягьи».
00:17:31 Итак, этим догмам, этим указаниям никто не следует. В эту эпоху это невозможно. Поэтому, наставление «шастры» таково: «Вместо того, чтобы тратить время на всевозможные дела, те кто наделён здравым рассудком проводит Санкиртану ягью». Это утверждение «шастр».
00:18:15 Итак, здесь, особенно в этой комнате «Кришна варнам твиша Кришна», присутствует Чайтанья Махапрабху. Он сам Кришна. Но, цвет Его кожи аКришна, не тёмный. «Кришна варнам твишам». «Твиша» значит цветом кожи, «аКришна» желтоватый, «санго пангаста пашедам» Его сопровождают Его спутники Нитьянанда Прабху, Адвайта Прабху. Этому божеству поклоняются в эту эпоху. «Кришна варнам твиша Кришна».
00:18:56 В чём заключается метод поклонения? «Санкиртана ягья», которую мы совершаем перед Господом Чайтаньей, Нитьянандой и другими, совершенная «ягья» этой эпохи. Поэтому, мы наблюдаем успех. Это единственная предписанная «ягья». Другие «ягьи», такие как «Раджасуйа ягья», эта «ягья», та «ягья» их очень много. Иногда в Индии люди совершают так называемые «ягьи», это приносит им прибыль и не более того. Такие «ягьи» нельзя назвать успешными, потому что уже не осталось «ягика брахманов». «Ягика брахманов» в наше время не существует.
00:19:46 Раньше такие «брахманы» проверяли правильность произнесения ведической мантры. Проверка заключалась в том, что одно животное предлагали огню. И оно выходило из огня в новом молодом теле. Так подтверждалась правильность совершения «ягьи». «Ягика брахманы» были способны безошибочно произносить мантры Вед. И для этого существовала описанная выше проверка. Но, где в наш век найти такого «брахмана»? Поэтому, никакие «ягьи» не рекомендуются.
00:20:38 В этот век «ягьи» не проводятся. Нет «ягика брахманов». Пойте мантру Харе Кришна и танцуйте в блаженстве. Вот единственная «ягья». В былые времена жило много демонов, которые завоевали царство полубогов. Например, Хираньякашипу. Даже царство Индры находилось в его власти. «Индрари». «Индрари» значит враг Индры. Индра – это царь райских планет. А демоны его враги. Демоны враги полубогов. Например, у нас множество врагов.
00:21:33 Поскольку мы повторяем мантру Харе Кришна у нас появилось множество недоброжелателей и противников. Им это не нравится. Так всегда происходит. Раньше их было меньше, сейчас их число возросло. Когда демоническое население возрастает, тогда «вйакулам лакам», человечество заходит в тупик. В такое время приходит Кришна.
00:22:10 Есть перечень Имён различных воплощений Кришны или Бога. НО, назвав все эти Имена «Бхагавата» говорит: «Все названные Имена представляют частичное воплощение Кришны. Но, Кришна изначальная Личность». «Кришнасту Бхагаван свайам». И Он приходит когда из-за гнёта демонов жизнь людей становится невыносимой. Приходит Господь. И Он также одтверждает Свой приход в «шастре». «Шастра» говорит, что Он приходит при таких-то обстоятельствах и Кришна подтверждает: «Да, Я прихожу в это время».
00:23:06 Итак, сейчас в Кали югу люди очень обеспокоены. Поэтому Кришна нисходит в форме Своего Имени. Харе Кришна. Кришна приходит не Лично, но как Своё имя. Однако, поскольку Кришна абсолютен, между Его Именем и Им Самим нет разницы. «Абхинатва намо намино». В Его Имени есть всё. В Кришне есть всё. Он совершенен. И также совершенно Его Имя. «Шудха». Оно нематериально. Вечно как вечен Кришна, так вечно и Его Имя.
00:23:59 Повторение мантры Харе Кришна не зависит от материальных представлений. «Абхинатва намо намино». «Намо» Святое Имя и Господь «абхина» тождественно. Итак, мы не можем обрести счастье, даже если мы обретём царство полубогов, «асапати», устранив всех соперников. Мы всё равно не сможем быть счастливыми, пока сохраняем материальные представления о жизни. Это невозможно. Об этом в следующем стихе. Спасибо вам большое.