Качества Бхагавана, рассказчика Бхагавад-гиты
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Лекция по «Бхагават-гите как она есть», глава вторая, тексты с первого по пятый. Прочитано Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 16 июня 1974 года в Германии.
00:00:14 Пословный перевод? − Нет. − Все, кто ушли за водой, так и не вернулись. − Вот она. (Переводчику) – Ты можешь перевести на немецкий [неразборчиво] эту шлоку?
00:00:40 Итак, это была беседа Арджуны и Кришны на поле битвы Курукшетра. Хотя война была объявлена, Арджуна, обнаружив на противной стороне своих родственников, не мог смириться с тем, что ему придётся убивать их. Кришна советовал ему: «Каждый обязан исполнять свой долг, не думая о том, извлечёт ли он из этого личную выгоду или нет».
00:01:51 Согласно ведической цивилизации, в обществе существует четыре деления. Весь мир состоит из этих классов. Это совершенно естественно. Мы видим, что наше тело состоит из головы, рук, живота и ног.
00:02:26 Подобным образом в обществе должен быть класс людей, представляющих мозг. Также должен существовать класс людей, призванных защищать общество от опасности. Также – класс людей, способных выращивать хлебные злаки, заниматься торговлей и оберегать коров.
00:03:10 К последнему классу принадлежат те, кто не может действовать ни как мозг, ни как защитники от угроз, кто не может производить злаки или защищать коров. Таких людей называют шудрами. Без мозга, без рук, без туловища, без органов передвижения и деятельности тело не может быть полноценным.
00:04:01 Итак, Арджуна принадлежал к классу людей, чьим долгом является защита общества. Когда Арджуна уклонялся от войны, Кришна посоветовал ему: «Твой долг – воевать». Как правило, ничего хорошего в убийстве нет, но, когда на вас нападает враг, вы можете убить агрессора, и это не грех.
00:04:59 Итак, противная сторона, участвующая в сражении на Курукшетре, являлась агрессором по отношению к стороне Арджуны. Такова прелюдия к Бхагават-Гите. Истинная же её цель заключалась в том, чтобы наставить Арджуну в духовной науке.
00:05:36 Духовное понимание, прежде всего, подразумевает знание природы души. Если вы не знаете, что такое душа, – тогда о каком духовном понимании может идти речь? Вся жизнь людей вращается вокруг тела. Это называется материализмом. Но когда вы признаёте существование души и действуете соответственно – это духовность.
00:06:22 Итак, Арджуна не решался вступать в сражение с противником, поскольку состоял с ними в родственных отношениях. Между Арджуной и Кришной произошла беседа, но это был приятельский разговор. Поэтому, когда Арджуна понял, что за одной лишь дружеской беседой эту проблему не решить, он стал учеником Кришны.
00:07:10 Арджуна предался Кришне: «шишйас те 'хам шадхи мам твам прапаннам» [гл.2, текст 7]. «Мой дорогой Кришна, всё это время мы разговаривали как друзья, но сейчас я становлюсь твоим учеником. Пожалуйста, спаси меня своими наставлениями. Как мне поступить?» И вот, когда они подошли к этому уровню, Кришна советует Арджуне следующее.
00:08:00 Здесь говорится: «шри-бхагаван увача». Кто обращается к Арджуне? Бхагават-гита была рассказана Кришной. Это диалог между Кришной и Арджуной. А Вьясадева записал его, и позднее он был издан в виде книги. Например, когда мы говорим – эта лекция записывается, а потом издаётся в виде книги.
00:08:52 Поэтому мы читаем: «бхагаван увача». Вьясадева – писатель. Он не пишет: «Я говорю». Он пишет: «бхагаван увача» − «Верховная Личность Бога сказал». Итак, великие учителя признают Кришну Бхагаваном – Верховной Личностью Бога. И кто такой Бхагаван? Бхагаван – это тот, кто наделён всеми шестью достояниями.
00:09:46 А это означает, что Бхагаван – богатейшая Личность. Насколько богат Бхагаван, или Бог? Мы гордимся тем, что владеем несколькими акрами земли. Но Бхагаван владеет всей Вселенной. Поэтому его считают самым богатым. Подобным образом его считают наисильнейшим. И наимудрейшим.
00:10:39 Также он – самая красивая Личность. Таким образом, если вы находите самого состоятельного, самого привлекательного, самого мудрого и самого сильного, − это значит, что вы нашли Бхагавана − Бога. Когда Кришна находился на этой планете, он продемонстрировал все эти достояния.
00:11:24 К примеру, мы знаем, что женятся все. Но Кришна, будучи Верховной Личностью, женился на шестнадцати тысячах ста восьми женщинах. Но не подумайте, что он оставался одним мужем для шестнадцати тысяч жен. Каждую жену он обеспечивал отдельным дворцом.
00:12:10 Говорится, что каждый дворец был сделан из превосходного мрамора и обставлен мебелью из слоновой кости с подушками из отборного мягкого хлопка, а во дворе росло множество деревьев, утопающих в цветах. Мало того, Кришна также распространил себя в шестнадцать тысяч форм личных экспансий.
00:13:05 И так он жил с каждой из своих жен. Для Бога это нетрудная задача. Говорится, что Бог находится повсюду. Разве Ему трудно находиться одновременно в шестнадцати тысячах дворцах? Итак, здесь говорится: «шри-бхагаван увача» − «Это слова самого непререкаемого авторитета». А потому всё, что он говорит, следует принимать за истину.
00:13:59 Например, мы, находясь под влиянием материальных условий, подвержены четырём недостаткам. Мы совершаем ошибки. Мы находимся в иллюзии. Мы также склонны обманывать. И, наконец, наши чувства несовершенны. Поэтому знание, полученное от человека, несвободного от четырёх недостатков, несовершенно.
00:14:44 Но, если вы получаете знание от того, кто поднялся над этими четырьмя изъянами, − такое знание совершенно. Современные ученые теоретизируют: «Возможно это так, а возможно и так». Но это − несовершенное знание. Если вы строите гипотезы, опираясь на информацию, полученную с помощью несовершенных чувств, − что ценного в таком знании? Это может быть неполное знание, но совершенным его назвать нельзя.
00:15:44 Поэтому мы получаем знания от совершенной Личности. Мы получаем его от Кришны, Бхагавана, самого совершенного. А потому наше знание совершенно. Например, ребенок может быть несовершенным. Но если его отец говорит: «Мой дорогой сын, это очки», − повторив за отцом: «Это очки» − ребенок демонстрирует совершенное знание.
00:16:36 Ребенок не проводит исследований и не ставит экспериментов, чтобы получить знания. Он спрашивает у отца или у матери: «Папа, что это? Мама, что это?» И мать говорит: «Мой дорогой, это то-то и то-то». Можно привести другой пример. Если ребенок не знает, кто его отец, ему не нужно проводить никакой исследовательской работы. Если, желая выяснить, кто приходится ему отцом, он примется за исследование, то никогда этого не узнает.
00:17:35 Но, если он спросит у своей матери: «Кто мой отец?» И мать скажет: «Вот твой отец». И это − совершенное знание. Поэтому как вы можете узнать о Боге, недоступном восприятию ваших чувств? Вы должны узнавать о нём от него самого или его представителя. Итак, в данном случае говорит сам Кришна, Верховная Личность Бога, последняя инстанция в этих вопросах.
00:18:29 Он обращается к Арджуне следующим образом. Он говорит: «Мой дорогой Арджуна, ты говоришь как учёный, но сокрушаешься о том, что недостойно этого. «Гатасун» − значит «тело». Считать, что тело, мертвое или живое, это смысл жизни − глупость. Ни один учёный человек не будет придавать телу большого значения.
00:19:30 Поэтому в ведической литературе говорится: «Тот, кто смотрит на мир с позиции тела, − не более чем животное». Следовательно, в настоящий момент во всём мире господствует телесное мировоззрение, поскольку люди лишены знания о душе. Такое сознание присуще миру животных. Кошки и собаки очень гордятся своим положением.
00:20:21 Подобным образом, если человек раздувается от гордости: «Я − великий американец! Великий немец! Великий!» − то чем он отличается от животных? Но так оно и происходит. Поэтому они дерутся между собой как кошки с собаками. Что ж, завтра мы поговорим подробнее.