Можно ли отвергнуть гуру

Лондон - 05 August 1973
Великие учителя. Кришна убийца своих врагов. Даже у Кришны есть враги. Верховный Наслаждающийся. Указания Вед. У Кришны две миссии. Прахлада Махарадж. Обязанности гуру. Истинный гуру. Бхишмадева. Долг кшатрия.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:23:00 | качество: mp3 128kB/s 21 Mb | прослушано: 422 | скачано: 318 | избрано: 14
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» вторая глава текст четвёртый и пятый. Прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 5 августа 1973 года в Лондоне, Англия.

00:00:23 «Уж лучше просить подаяние, чем существовать ценою гибели великих душ, которых я считаю своими учителями. Пусть ими движет корысть, но они всё равно остаются моими наставниками. Если они погибнут, всё то, чем мы собираемся наслаждаться, будет запятнано их кровью».

00:00:40 Арджуна недоумевал, как он может убивать своих родственников? В этом заключалась его первая проблема. Кришна как друг отругал его: «Откуда в тебе эта слабость? Не поддавайся ей. Это просто чувство, подобная жалость проявление сентиментальности. Утиштха. Лучше встань и сражайся». Если мне не хочется что-либо делать, я могу найти тысячу оправданий.

00:01:27 Поэтому, Арджуна заговорил о «гуру»: «Хорошо Кришна. Ты говоришь о моих родственниках. Я согласен, что это моя слабость. Но, как можешь Ты толкать меня на убийство моего гуру? Дроначарья мой гуру. И Бхишмадева тоже. Ты хочешь, чтобы я убил своего гуру?». «Гурун хихатва». «И необычного гуру. Они необычные люди». «Махан бхаван». Бхишма великий преданный, как и Дроначарья. «Махан бхаван».

00:02:21 कथं भीष्ममहं संख्ये द्रोणं च मधुसूदन ।
इषुभिः प्रतियोत्स्यामि पूजार्हावरिसूदन ॥ ४ ॥

kathaṁ bhīṣmam ahaṁ saṅkhye
droṇaṁ ca madhusūdana
iṣubhiḥ pratiyotsyāmi
pūjārhāv ari-sūdana

(Бхагавад Гита 2.4)

00:02:28 «Они не только мои гуру, они великие души». Арджуна называет Кришну Мадхусуданой. Мадху был врагом Кришны. Демоном. Кришна убил его. «Ты Мадхусудана, убийца своих врагов, но скажи, когда ты убивал своего гуру? Так почему же Ты просишь меня об этом?». Таков смысл его слов.

00:03:00 Iṣubhiḥ pratiyotsyāmi pūjārhāv ari-sūdana. «Ари» значит враг. Сначала Арджуна назвал Кришну Мадхусуданой, убийцей демона Мадху. А затем Арджуна говорит «Арисудана». «Ари» значит враг. Итак, Кришна убил множество демонов. «Ари» которые сражались с Ним как с врагом. Поэтому Его называют Арисудана. Итак, у Кришны тоже есть враги. Что говорить про нас? У нас обязательно будут враги в этом мире. Так уж он устроен. «Матсарата». Это значит зависть, ревность.

00:03:58 Таков уж этот материальный мир. Поэтому и у Бога есть завистливые враги. Их называют демонами. Если к вам относятся враждебно или с завистью, в этом нет ничего удивительного. Это происходит даже с Богом. Как, например, вчера вечером ко мне пришёл один человек. Он спорил: «Почему мы должны принимать Кришну Богом?». Он оспаривал это. Поэтому враги есть даже у Кришны.

00:04:40 Каждый живущий в этом материальном мире враг Кришны. Каждый. Они хотят быть Его соперниками. Кришна говорит: «Бхоктарам». «Я Верховный Наслаждающийся». Sarva-loka-maheśvaram [Бхагавад-Гита 5.29] «Я Верховный Владыка». И Веды также подтверждают это.  īśāvāsyam idaṁ sarvam. Всё принадлежит Верховному Господу. Sarvaṁ khalv idaṁ brahma.. Таковы указания Вед.

00:05:27 Yato vā imāni bhūtāni jāyante: От кого всё исходит? Janmādy asya yataḥ [Шримад Бхагаватам 1.1.1] Это слова Вед. Тем не менее, мы из-за своей враждебности говорим: «Нет. Почему Кришна должен быть Владельцем? Я владелец. Почему только Кришна должен быть Богом? У меня другой бог. Вот ещё один бог». Итак, у Кришны есть враги. «Арисудана». Ему приходиться убивать их. У Кришны две миссии. Негодяи. Они мошенники. Те демоны, что бросают Кришне вызов, кто хочет состязаться с ним, кто желает заявить свои права на собственность Кришны, все они враги Кришны. И должны быть убиты.

00:06:25 Когда речь идёт об уничтожении врагов, то в этом нет ничего необычного. Но, у Арджуны возник вопрос: «Хорошо, врагов Ты можешь убивать, я согласен, но, как Ты можешь советовать мне, убить моих гуру?». «Гуру нахатва». Однако, ради Кришны, когда это необходимо, вы обязаны убить даже своего гуру. Такова философия. Ради Кришны. Если Кришна хочет этого, вы должны убить даже своего гуру, если таково желание Кришны. Это сознание Кришны.

00:07:17 Разумеется, Кришна не попросит вас убивать гуру, но поскольку гуру и Кришна суть одно, «Гуру Кришна крипайа», по милости гуру и Кришны мы обретаем сознание Кришны. Истинного гуру ни в коем случае нельзя убивать. Если кого и нужно убить так это самозваного гуру. Гуру притворщика. Фальшивого гуру.

00:07:52 Например, Прахлада Махарадж. Прахлада Махарадж стоял перед Нрсимхадевой, который убивал его отца. Отец это гуру. Отец тоже гуру. По крайней мере по своему формальному положению, с материальной точки зрения. Мать тоже является гуру. Почему же Прахлада Махарадж позволил Нрсимхадеву убить своего гуру? Он же его отец. Всем известно, что Хираньякашипу приходился ему отцом. Будете ли вы спокойно стоять и смотреть, как убивают вашего отца? Вы не будете протестовать? Разве это не ваш долг? Нет, это не ваш долг.

00:08:46 Если на вашего отца нападают, вы должны выражать протест. По меньшей мере, вы должны драться. Вы скорее пожертвуете своей жизнью: «Что такое, моего отца убивают у меня на глазах?». Мы обязаны так поступить. Но, Прахлада Махарадж не протестовал. Он преданный. Он мог бы попросить. «Мой дорогой Господин, Прабху, мой Господь, прости моего отца». Он не сделал этого. Но, он знал: «Убивают не моего отца, убивают его тело». Позже он попросил за своего отца по-другому.

00:09:42 Сначала, когда Нрсимхадева был в гневе, когда убивал тело демона, Прахлада знал: «Мой отец не тело. Он душа. Пусть же Господь удовлетворит свой гнев, уничтожив тело моего отца. Затем я спасу его». Итак, Прахлада Махарадж, Нрсимхадева предложил Прахладе Махараджу: «Теперь ты можешь просить любое благословение».

00:10:21 И Прахлада Махарадж ответил: «Мой Господь, мы материалисты. Мой отец был закоренелым материалистом. Родившись от отца материалиста, я тоже являюсь таковым. Ты же Верховная Личность Бога предлагаешь мне какое-то благословение? Я могу принять от Тебя любое благословение, я знаю это. Но какой в этом толк? К чему мне просить Тебя о благословении? Я видел моего отца. С материальной точки зрения он был настолько могущественен, что даже полубоги Индра, Чандра, Варуна приходили в трепет от его гневного взгляда».

00:11:12 «Он обрёл власть над всей вселенной. Такова была его сила. У него было всё богатство, власть, слава, но Ты в мгновенье положил этому конец. Так зачем же ты предлагаешь мне такое благословение? Что я буду с этим делать? Если я приму Твоё благословение и возгоржусь и буду поступать во всём против Тебя, Ты можешь в один миг лишить меня этого. Поэтому, пожалуйста, не предлагай мне благословение в виде материального богатства. Лучше благослови меня служить Твоему слуге. Я хочу этого благословения».

00:12:06 «Благослови меня, чтобы я мог служить Твоему слуге, я не достоин служить Тебе лично». Затем, вознеся множество молитв, успокоив Господа, Господь был в страшном гневе, когда Он немного остыл, Прахлада попросил: «Мой дорогой Господь, Могу ли я попросить у Тебя ещё одно благословение? Мой отец был Твоим заклятым врагом, это стало причиной его смерти, прошу Тебя милостиво прости его и даруй ему освобождение».

00:12:59 Вот, что значит сын вайшнав. Он ничего не просит для себя. Зная, что его отец был величайшим врагом Господа, он тем не менее, попросил благословить его. «Освободи этого несчастного». Господь Нрсимхадева заверил его: «Мой дорогой Прахлада, освобождение получит не только твой отец, но и твой дед и прадед, и остальные вплоть до четырнадцатого колена, потому что ты родился в этой семье».

00:13:35 Итак, любой кто стал вайшнавом, преданным Господа, оказывает величайшее служение семье. Потому что благодаря родству с ним его отец, мать и все остальные обретут освобождение. Например, мы знаем по своему опыту, если человек погибает в бою ещё молодым, правительство заботиться о его осиротевшей семье. Подобным образом, если человек становится преданным, он обладает величайшими качествами. У него есть всё.

00:14:28 Там где Кришна, его преданный, там всегда победа и слава. В этом нет сомнений. Итак, «гурун ахатва». Если преданный Кришны сталкивается с необходимостью отвергнуть своего гуру, недостойный гуру это тот, кто не знает как вести ученика. Обязанность гуру направлять. Если он на это не способен, то такого гуру нужно, по крайней мере, отвергнуть. Об этом говорится в книге Джива Госвами «Карья карьям аджаната». Если гуру не знает, что следует делать, а что не следует, если я по ошибке принял такого гуру, я должен отвергнуть его.

00:15:24 Отказавшись от него вы можете принять истинного гуру. Вы не убиваете, вы отвергаете его. Так предписывает шастра. Бхишмадева и Дрогачарья безусловно были гуру. Но, Кришна косвенно намекает Арджуне: «Хотя они занимают положение гуру, ты можешь отвергнуть их». «Карья карьям аджаната». Они не знают истины.

00:16:09 Бхишмадева оценивал своё положение с материальной точки зрения. Он с самого начала знал, что Пандавы были сиротами, и он с малу лет воспитывал их. Более того, Бхишмадева так любил Пандавов, что когда их изгнали в лес, он плакал: «Эти пять мальчиков настолько чисты и честны, они такие могучие воины, Арджуна и Бхима».

00:17:04 «А Дроупади? Она, в сущности, сама богиня удачи. Их другом является Сам Кришна – Верховная Личность Бога. Почему же они страдают?» Он плакал. Он так любил их. Поэтому Арджуна рассуждает: «Как могу я убивать Бхишму?». Но, долг неумолим. Кришна советует: «Да, он должен быть убит, потому что перешёл на другую сторону. Он позабыл о своём долге. Он должен был примкнуть к твоей армии, поэтому он утратил положение гуру. Ты должен убить его. Он поступил, неправильно перейдя на сторону врага. Если ты убьёшь его, в этом не будет греха».

00:18:04 «То же самое относится к Дроначарье. Я знаю, они великие души. Они очень любят вас. Но, они перешли на противоположную сторону лишь из меркантильных соображений». Что это значит? Бхишма думал: «Дурьодхана содержит меня за свой счёт, он платит мне. Теперь он в опасности. И если я присоединюсь к его противнику, то поступлю неблагодарно. Он так долго содержал меня. Если в минуту опасности, когда нужно сражаться я перейду на другую сторону, что это будет?». Такими были его мысли.

00:18:49 Он не задумывался о том, что хотя Дурьодхана и содержал его, он узурпировал собственность Пандавов. Но, Бхишма был великой душой. Он знал, что Арджуна не погибнет, потому что с ним Кришна. Поэтому он подумал: «Я обязан быть благодарным Дурьодхане, хотя бы в материальном отношении». В твком же положении находился Дроначарья. Они жили за счёт Дурьодханы. Поэтому Чайтанья Махапрабху сказал: «Даже такие великие души утратили своё сияние. Потому что взяли у них деньги». «Анна».

00:19:45 Если я получаю средства к существованию от закоренелого материалиста, то это не может не повлиять на меня. Я тоже превращусь в материалиста. Я тоже им стану. Поэтому Чайтанья Махапрабху предупредил: «Не принимайте ничего из рук вишаи, непреданных, потому что это осквернит ваш ум». Поэтому брахман и вайшнав не должны получать деньги непосредственно. Они принимают «бикшу». «Бикша». Это можно брать. Например, здесь говорится «байкшьям»

00:20:40 Когда вы просите кого-нибудь и тем не менее, иногда запрещается брать даже «бикшу» у слишком материалистичного человека. Но, саньяси и брахманам позволяется это делать. Поэтому Арджуна говорит: «Вместо того, чтобы убивать таких великих гуру, великих душ…». «Махану бхаван», «байкшьям», брахман, саньяси может брать милостыню, но только не кшатрий и не вайшья. Это запрещено.

00:21:27 Арджуна был кшатрием. И он говорит: «Лучше я буду, как брахман просить подаяний от двери к двери, чем наслаждаться царством завоёванным ценой жизни моего гуру». Таким было его предложение. Арджуна попал под влияние иллюзии, в том смысле, что позабыл о своём долге. Он кшатрий. Его долг – сражаться. Неважно, кто стоит на противной стороне. Даже если это его сын, кшатрий убьёт его, неколеблясь.

00:22:15 А если на вражеской стороне находится отец, то у сына тоже не дрогнет рука. Таков строгий кодекс кшатриев. Никаких разглагольствований. Кшатрию это не позволяется. Поэтому Кришна говорит, «клайбьйом». «Не будь трусом. Почему ты позволяешь себе это?». Обычно друзья говорят друг с другом о чём-то заурядном. Но, позднее Кришна даст Арджуне поистине духовное наставление.

транскрибирование: Елена Роева | Кривой рог | Украина | 31 March 2020