Семья увеличивает материальные привязанности

Лондон - 25 July 1973
Замысел Кришны. Внешнее и внутреннее тело. Переселение души. Йога – это попытка обрести связь с Господом. Бог есть свидетель всех наших дел. Три качества материальной природы. Высшая планетарная система. Семейная привязанность. «Брахмачарья». «Гьяна» и «вайрагья». «Вайрагья видья». «Упанайана». Материальный мир. Кришна всегда остаётся Учителем.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:37:07 | качество: mp3 96kB/s 34 Mb | прослушано: 360 | скачано: 484 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» первая глава тексты с тридцать второго по тридцать пятый. Прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 25 июля 1973 года в Лондоне, Англия.

00:00:24 Перевод: «О Говинда, зачем нам царство, счастье, да и сама жизнь, если все те, ради кого мы стремимся обладать этим, собрались сейчас на поле битвы? О Мадхусудана, когда учителя, отцы, сыновья, деды, дядья по матери, тести, внуки, зятья, шурины и другие родственники стоят передо мной, готовые расстаться с жизнью и потерять всё, могу ли я желать их смерти, даже если иначе они убьют меня? О хранитель всех живых существ, я не хочу сражаться с ними даже в обмен на все три мира, не говоря уже о Земле».

00:01:05 Итак, Арджуна беспокоится об удовлетворении своих чувств. Он ведёт себя так, словно не знает замысла Кришны. Да, этот замысел сам Кришна объяснил в «Бхагавад-гите». [санскрит].

00:01:51 Уже ни для кого не секрет, как происходит управление Вселенной. Хотя это материальное творение временно, у него есть определённая цель. Предоставить живым существам, прозябающим в этом бренном мире возможность возродить своё сознание Кришной, своё изначальное сознание и вернуться домой к Богу. План таков.

00:02:46 Природа этого материального мира такова, что порой он возникает, порой уничтожается. Так происходит со всем материальным. Взять, к примеру, наше тело. Оно создаётся в определённый момент времени, и в определённый момент времени будет уничтожено. Аналогично, это гигантское тело. Это тоже тело Верховного Господа, тело «вират». «Вират» значит гигантское. Кришна явит Арджуне свою «вират рупу».

00:03:41 У нас есть материальное тело. Точно также у Господа есть внешнее тело в виде гигантской вселенной. Кроме внешнего есть ещё и внутреннее тело. Душа сокрыта в двух телах, внешнем и внутреннем. Внешнее тело состоит из физических элементов земли, воды, воздуха, огня и пространства. А внутреннее тело из ума, интеллекта и эго. Это тоже материальные элементы. Например, наше тело облачено в рубашку и куртку. Точно также душа заточена в тела двух видов.

00:04:36 Когда физическому телу приходит конец, тонкое тело, ум, разум и эго остаются. Душа скрывается под этими телами. Конец физического тела именуют смертью. Но, людям невдомёк, что для души не существует смерти. Прекращает существовать только внешняя оболочка. Внутреннее покрытие остаётся, оно и переносит душу в следующее физическое тело. Это называется переселением души. Ум создаёт наше следующее тело.

00:05:28 Формируя своё сознание в этой жизни, мы готовим себе следующую жизнь. Итак, у нас есть два типа тела: физическое и тонкое. Я или вы, то есть душа живёт в этих двух телах. «Асминдехе». В этом теле живёт «дехи», владелец тела. Люди не понимают, что смерть физического тела не является, по сути, смертью или концом существования души.

00:06:20 Даже, уничтожение тонкого тела не означает смерть для души. Есть два вида тел. Когда перестаёт существовать физическое тело, тонкое тело переносит меня в другое физическое тело. Например, воздух переносит запах того или иного места. Пролетев через розовый сад, ветер принесёт соответствующий запах. Мы не видим его, но мы можем почувствовать. По аромату мы можем понять, что ветер дует со стороны розового сада.

00:07:15 Подобным образом, ветер переносит дурной запах с грязного места. Вот так, тонкое тело переносит состояние сознания души, помещая её в соответствующее тело. В момент смерти состояние моего сознания предоставит мне шанс получить ещё одно физическое тело. Если я воспитал свой ум в сознании Кришны, то он, состояние моего ума, наделит меня телом, которое позволит мне продолжать свой духовный рост. Об этом также говорится в «Бхагавад-гите».

00:08:13 «Йога брашта». Предположим, человек начал практику в йоге. Йога – это попытка обрести связь с Господом. Вот, что такое йога. «Вийога» - это отсутствие каких-либо отношений с Богом или какой-нибудь привязанности к нему. «Йога» – это плюс, а «вийога» - это минус. Итак, плюс. Это значит, один плюс один равно двум.

00:09:01 Когда мы пытаемся установить связь с Верховным, мы понимаем, что есть Бог и есть мы, и у нас близкие отношения. Веды объясняют это на примере двух птиц сидящих на одном дереве. Одна птица клюёт плод, другая, только наблюдает. Птица наблюдатель – это Бог, Кришна. А клюющая птица – это живое существо.

00:09:42 Итак, Бог есть свидетель всех наших дел. Он знает о состоянии нашего сознания. Поэтому, Он приказывает «майе», внешней энергии, «пракрити»: «Ему необходимо такое-то тело». И материальная природа предоставляет живому существу определённое тело из набора восьми миллионов четырёхсот тысяч. Я не могу быть уверенным в том, какое тело получу в следующей жизни.

00:10:25 Но, «Бхагавад-гита» объясняет: «Если вам присущи качества добродетели, вы найдёте своё место на высших планетах». [санскрит]. У материальной природы есть три качества. Мы можем убедиться в их действии. Мы находимся под влиянием одного из них. Либо под воздействие благости, либо под воздействием страсти, либо под воздействием невежества.

00:11:14 Под влиянием невежества, наше поведение и действие становятся отвратительными, крайне отвратительными. Говорится, что особенно в Кали югу люди будут питаться, спасть и мыться не регулярно, и от того внешне станут похожими на призраков. Мы уже можем это наблюдать на примере хиппи.

00:12:02 В эту эпоху у вас не будет возможности даже ежедневно принимать душ. Мы видим особенно в этой стране. В квартире нет ни душа, ни ванны. Поэтому людям приходится куда-то идти. Общество стремительно деградирует. Поэтому, человеческая цивилизация подразумевает движение в сторону добродетели. Это поможет людям двигаться дальше.

00:12:55 «Урдвам» - это высшая планетарная система. Здесь говорится: «Трайлокья. Ом бхур бхувар сва». Мы находимся на «бхурлоке». Выше располагается «бхуварлока». А ещё выше «сварлока», райские планеты. Это Гаятри мантра.

00:13:26 Итак, Арджуна говорит о «трайлокья раджьясья». Он пытается доказать: «Даже если мне достанутся все три мира, царство Трайлокья, Сварга, Марти, Паталла, не говоря уже о Земле, что в этом толку? Я всё равно не готов сражаться со своими сородичами». Он принял такое решение. Это называется семейной привязанностью.

00:14:11 Он говорит: «Я не готов воевать даже в обмен на все три мира». «Что принесёт мне убийство двоюродных братьев и всех остальных многочисленных родственников? Мой дорогой Кришна, Мадхусудана». Он не обращается к Кришне «Кришна». Он называет Его Мадхусуданой. Он напоминает Ему: «Ты тоже убивал, но Ты убивал своего врага Мадху».

00:15:12 Мадху был демоном. «Мадху кайтава бхари». «Ты Мадхусудана. Ты убийца демона Мадху. Он был Твоим врагом. Ты не Нандасудана или Яшодасудана». С неким упрёком он напоминает Кришне: «Ты Мадхусудана. Ты убиваешь только своих врагов. Так почему же Ты толкаешь меня на убийство моих родных?» Он критиковал Кришну.

00:15:54 «Ты можешь подстрекать меня, но я не собираюсь их убивать». Это «анахантум». «Я не хочу убивать». Здесь может возникнуть вопрос. Это сражение Если ты не будешь убивать, если будешь бездействовать они убьют тебя. Ведь это бой. Что же ты тогда будешь делать? «Да, я согласен». «Ганатопи». «Пусть они убьют. Я не возражаю. Всё равно я не буду их убивать». «Ганатопи». «Пусть они убьют меня. Я не буду сражаться. Я не стану их убивать. Но если они убьют меня, то пусть. Я убивать не стану». Видите, сколько в нём решимости. Это называется семейной привязанностью.

00:16:48 Итак, он подготовил почву для учения «Бхагавад-гиты». Мы так привязаны к своей мирской идеологии, к её разрастанию. Он всё оценивает с позиции тела. К примеру, существует много тысяч женщин, но к одной из них из-за телесной привязанности, я отношусь как к своей жене, которую я должен защищать. Всё это основано на телесной связи. Если у вас нет с этой женщиной телесной связи, то вам нет до неё никакого дела. Но, как только эта связь устанавливается, тут же появляется привязанность.

00:17:49 Как правило, все мужчины интересуются женщинами, а женщины мужчинами. Это общее правило. Но, стоит им связать свои узы в браке, это влечение становится очень сильным. «Хридай гранти агу». «Хридай гранти» значит очень тугой узел. Вот это и называется семейной привязанностью. Потом, моя привязанность распространяется на моих детей, на общество, на мой дом.

00:18:35 Итак, всё о чём говорит Арджуна, порождено отождествлением с телом. К этому, собственно, сводятся все его слова. Почему все так тяжело трудятся ради денег? Из-за привязанности к семье. Когда я изучал экономику, мы читали одну книгу «Экономика» Машана. Этот господин Машан объясняет, что причиной экономического роста в семейной привязанности, в любви к семье.

00:19:21 Пока человек не обзаведётся семьёй, он не будет усердно зарабатывать деньги. Он не будет стараться заработать. Он будет безответственным. Поэтому это важно. Когда человеку дают какой-нибудь ответственный пост… Я знаю одного руководителя английской фирмы в Индии, я был с ним немного знаком, так вот, когда он нанимал кого-нибудь на работу, единственное, что он хотел знать, является ли человек семейным. Потому что если у него нет семьи, у него не будет интереса. Он может бросить работу в любой момент. Потому что он лишён семейной привязанности. Такова психология.

00:20:16 Поэтому, в соответствии с ведической культурой, долг родителей, женить сыновей и выдать замуж дочерей. Потому что если те будут привязаны к семье, то займут прочное положение в обществе. Станут организованными и дела у них пойдут хорошо. Таков общий принцип.

00:20:49 Так или иначе, привязанность к семье, способствует упорядоченной жизни. Если привязанности к семьи нет, то такая жизнь не будет упорядоченной. У нас очень богатый опыт в этой связи. Итак, семейная привязанность необходима. Не подумайте, что мы её отвергаем. Она необходима для того, чтобы жизнь была упорядоченной. Потому что беспорядочная жизнь препятствует духовному росту. Поэтому ведическая цивилизация рекомендовала грихастха ашрам (семейная жизнь). Каждый должен жить в семье и мире.

00:21:32 Если человек может оставаться «брахмачарьей» (хранящим целомудрие), то это хорошо. Прежде всего человеку предоставляется возможность в «брахмачарья ашрама», где под руководством духовного учителя он сможет жить в строгости и воздержании. Смысл в том, чтобы человек не запутывался в мире. У «брахмачарьи» нет ничего общего с суетной жизнью. Его единственный интерес, исполнение наказа духовного учителя. Вот кто такой «брахмачарья». Итак, человека обучают как «брахмачарья». Дают ему достаточно знаний, не погрязая в мирских делах. «Не запутывайся. Постарайся избежать этого. Но, если ты всё же не способен на это, если не можешь преодолеть половое желание, то ничего страшного, женись».

00:22:25 Метод такой. Прежде всего, вы получаете воспитание вайрагьи. (Вайрагья - отречение). Это Движение Сознание Кришны можно назвать «вайрагья видьей». Сарвабхаума Бхаттачарья написал один стих во славу Чайтанья Махапрабху. Он написал сто стихов. Из них до нас дошли два или четыре стиха. Когда стихи Сарвабхаумы показали Чайтанье Махапрабху, тот сразу же порвал их, поскольку посчитал, что Его возвеличивают.

00:23:10 Тем не менее преданные смогли собрать из клочков два или четыре стиха. Один из них звучит так: «Бхакти йога называется вайрагья видьей, потому что учит людей отрешённости от мирской привязанности». Это вайрагья видья. В другом месте в «Шримад Бхагаватам» говорится: «В жизни человеку необходимо две вещи: гьяна и вайрагья».

00:24:03 «Гьяна» - это понимание отличия души и тела. Это «гьяна». Это не так называемое научное знание, только усиливающее привязанность к телу, нет. Последнее именуется «агьяной». Это не «гьяна». «Гьяна» учит тому, как достичь положение «вайрагья». Вот что такое «гьяна».

00:24:30 Итак, «брахмачарья» учится «вайрагья видья». Сарвабхаума Бхаттачарья говорит: «Этот Чайтанья Махапрабху принял саньясу в очень молодом возрасте, всего в двадцать четыре года. Он очень молод. Дома у Него осталась шестнадцатилетняя молодая жена, престарелая мать, семидесяти лет. Он оставил всякую ответственность. Он был единственным мужчиной в семье. Кто позаботится о матери и молодой жене? Тем не менее, Он принял саньясу. Поэтому Он Пуранапуруша, Верховная Личность».

00:25:31 «Но, Он не низошёл в этот мир, чтобы научить нас вайрагья видья». «Пурушапурана». Кришна. Кришну называют Пурушапурана. Он пришёл, чтобы научить бхакти йоге, вайрагье видье».

00:26:12 «Сейчас Он принял облик Шри Кришны Чайтанья Махапрабху». «Тамахам прападья». «В почтении я склоняюсь перед этой Личностью. Он пришёл, чтобы научить нас вайрагья видье». Итак, «вайрагья видья». Как воспитать в себе отрешённость к семейной привязанности? «Вайрагья видья». Этому учит ведическая цивилизация. Все привязаны к своему телу и ко всему, что связано с ним.

00:27:00 Но, «вайрагья видья» подразумевает отрешённость. Это называется «брахма гьяна». Это «брахма гьяна». Если вы понимаете «ахам брахмасми» - «я не тело, я душа», это «брахма гьяна». Пока у вас нет такого знания, вы в невежестве. Это невежество может проявляться в разной степени. В «саттва гуне», в добродетели вы можете лишь теоретически понять, что отлично от тела. Это «саттва гуна». Качества «брахмана».

00:28:00 «Брахман» это тот, кто знает Брахму. Все рождаются «шудрами», но благодаря приобретению знаний, воспитанию культуры человек может стать «самскарат». Поэтому ведическая традиция включает в себя десять «самскар», очистительных методов. «Упанайана самскара» - церемония вручения священного шнура. Это одна из «самскар». «Упанайана». «Упа» значит, близко, а «найана» - подводить.

00:28:58 Когда духовный учитель приближает ученика к духовному сознанию, ученику даётся «упанайана» или священный шнур. Священный шнур символизирует, что теперь духовный учитель ведёт этого человека к духовному сознанию. Таков смысл этой церемонии «упанайана».

00:29:28 Подобным образом, существует очистительный обряд бракосочетания. Десять процедур очищения. Но, начинается всё с «гарбадханы». Сейчас в Кали югу всё это невозможно вести. Поэтому остался единственный метод очищения. [санскрит].

00:30:01 В эту эпоху Кали люди так низко пали, так опустились, что о систематическом ведении всей ведической традиции можно забыть. Это невозможно. Невозможно. Поэтому Чайтанья Махапрабху по своей милости низошёл к нам, чтобы дать нам «вайрагья видья ниджа бхакти». Чтобы показать нам самый кратчайший путь. В чём он выражается? Повторяйте Харе Кришна. Просто. Несложно.

00:30:38 Вы страдаете в этом материальном мире, «давагни», подобном лесному пожару. Материальный мир сравнивается с лесным пожаром. Но, люди настолько невежественны, что не способны понять. Мы горим в бушующем пожаре этого материального мира. Нам нужно выбираться отсюда. Но, у них нет такого знания. Они подобны животным. Животные страдают. Их ведут на бойню. У них нет разума, чтобы протестовать. Их забивают. Точно также законы природы забивают нас. Нас тоже закалывают.

00:31:26 Мы не знаем о том, как идти по пути самосознания. Это бойня. Вот в такое отвратительное время мы живём. Прежде всего, люди очень ленивы. «Мандах». «Мандах» значит плохой или ленивый. Что значит ленивый? Человеческая форма жизни предназначена для обретения духовного знания.

00:31:59 В этот век все люди очень ленивы. Они не знают о необходимости духовного знания. О необходимости духовного развития. Они забыли об этом. И уподобились животным. Поэтому их называют «мандах суманда матайа». И даже если у кого-то есть какой-то духовный интерес, он находит что-нибудь фальшивое, не имеющее смысла. Я следую этой философии, а я следую этой. Но, что значит ваша философия, ваша идеология? В чём смысл «дхармы» или «изма»? «Дхарман тусакшат бхагават пранитам» очень просто. «Дхарма» - это религиозный кодекс, это законы Верховной Личности Бога, которым мы должны подчиняться. Это называется «дхармой».

00:32:56 Но, люди об этом не знают. Ни о Верховной Личности Бога, ни о Его законах. Законы даны здесь в «Бхагавад-гите». Верховная Личность Бога нисходит в этот мир, чтобы учить нас. «Я являюсь в этот мир, когда люди забывают об упорядоченной жизни». И Он пришёл. Он пришёл. Он будет учить Арджуну. «Ты так привязан к семье». И Он научит его. Во второй главе Он начнёт своё учение.

00:33:31 Когда Арджуна принял Кришну, сказал «Я в полном смятении, что же мне делать? Я знаю, что зашёл в тупик, хотя я кшатрий. Я должен сражаться, но я колеблюсь. Я в очень неловком положении. Поэтому, я придаюсь Тебе. Теперь я Твой ученик. Не друг. Давай же поговорим как учитель и ученик, а не как друзья».

00:34:15 Когда он признал Кришну как Учителя, Кришна всегда остаётся Учителем, но вопрос лишь в том принимаем ли мы Его таковым. Итак в тот момент Кришна заговорит. «Пандита, ты выдаёшь себя…», Арджуна будет много говорить словно «пандит», ученый говорить очень красноречиво. «Как я могу убивать своих родственников?» - говорит Арджуна. «Там мой дед, мой учитель, мои кровные родственники». То, что он так думает, не плохо для обычного светского человека. Нежелание направлять оружие на своих родных очень похвально. Это очень хорошие взгляды. «Прагья вадам счабашасе». Но…

00:35:15 По материальным меркам такие мысли заслуживают похвалы. Арджуна говорит очень правильно. Но, с духовной точки зрения это невежество, это глупость. Поэтому, сперва Кришна отчитал его. Кришна занял положение духовного учителя. У духовного учителя есть право критиковать ученика. И он сразу же отчитал его. «Мой дорогой Арджуна, ты говоришь, как ты скорбишь. Ты так подавлен. Но в то же время говоришь как очень учёный человек». Вот так устроен мир человек говорит очень красиво. Но, ведёт себя просто отвратительно.

00:36:08 Постепенно мы подойдём к этому моменту. Давайте же закончим. Сейчас Арджуна обещает. Кришна устроил эту битву, чтобы выполнить свою миссию. Такова была Его цель. «Душкритам». «Миром правят все эти грешники, мошенники. Я хочу уничтожить их».

00:36:43 Поэтому Он устроил эту битву, чтобы там в одном месте собрались все эти негодяи и демоны, и поубивали друг друга. И чтобы на трон взошёл тот, кто его действительно был достоин. Махарадж Юдхиштхира. Достойный человек. Такой был Его план. Кришна хотел сделать правителем своего представителя. Царь значит представитель Бога.

транскрибирование: Елена Роева | Кривой рог | Украина | 07 December 2019