Общество, дружба и любовь не помогут вам
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» глава первая тексты двадцать шестой и двадцать седьмой. Прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 21 июля 1973 года в Лондоне, Англия.
00:00:22 Перевод: «Стоя между двумя армиями, Арджуна увидел в их рядах своих отцов, дедов, учителей, дядьёв по матери, братьев, сыновей, внуков, друзей, а также тестей и доброжелателей. Когда сын Кунти, Арджуна, увидел на поле битвы всех своих друзей и родственников, сердце его преисполнилось состраданием. Подавленный он произнёс такие слова».
00:00:53 Это проблема. Сейчас Арджуна сталкивается с трудной ситуацией. В чём она заключается? Предположим, вы собираете всех моих друзей и моих родственников, сыновей, внуков, моего тестя, шурина, друзей, моих домашних животных. Дело в том, что тогда были солдаты, «санойор убайор апи», и там, в войне участвовали так же и животные, лошади, слоны и они так же относятся к членам общества.
00:01:43 В соответствии с ведическими представлениями, животные тоже являются членами вашей семьи, потому что они оказывают служение. Не подумайте, что «я должен защищать лишь оду часть своих родственников, а остальных эксплуатировать и убивать их». Это не цивилизация.
00:02:10 Вы содержите своих сыновей, жену, дочерей, коров, собак. Это домашние животные. К ним также относятся ослы, лошади, слоны. Если вы богаты вы можете содержать слонов. Как на уровне семьи, так и на уровне государства вы не можете защищать только одних членов и резать глотки другим. Это ужасно.
00:02:44 Так все они сейчас присутствовали на поле сражения. И проблема, с которой столкнулся Арджуна, состояла в том, что ему придётся их убить. Это битва. Это битва между родственниками. Итак, некоторые из членов семьи, находились на другой стороне, некоторые на этой стороне. Кто находился на противной стороне?
00:03:15 «Питрин», учителя. И «питрин» также относятся к тем, кто занимают положение отца. Бхишмадэва был дедом. Он был их настоящим дедушкой. «Питамаха». И он сражался на противоположной стороне. Дроначарья сражался на стороне противника. Он был их учителем, и он заслуживал их уважение. И на самом деле, Арджуна так и поступил. Прежде чем сражаться с Дроначарьей, он, прежде всего, выпустил одну стрелу к его лотосным стопам, предлагая ему тем самым поклоны. Таков этикет.
00:04:01 «Мой дорогой господин, вы научили меня военному делу. Теперь я использую это искусство против вас. Это таков мой долг. Я кланяюсь вам». И Дроначарья выпустил свою стрелу, которая коснулась головы Арджуны. «Дорогой мой мальчик, будь благословен». Это обязанность. На что благословен? «На то, чтобы убить меня. Я знаю, что ты убьёшь меня. Я даю тебе благословение, чтобы ты убил меня». Таков долг.
00:04:38 ученик сражается, и он касается стоп Дроначарьи. «Мой дорогой господин, это мой долг. Теперь мы столкнулись в битве лицом к лицу. Даруйте же мне ваши благословения». Это с одной стороны. С другой стороны, благословения. «Да, у тебя есть все мои благословения». Это проблема. Материальный мир – это очень проблематичное место. Особенно когда речь заходит о взаимоотношениях между родственниками. Общество, дружба, любовь Богом даны человеку, говорят они.
00:05:24 Не Богом они даны. Нет. Это запутывает нас. Мы запутываемся во всём этом. Есть один стих во второй песне «Шримад Бхагаватам». Прежде всего, мы привязаны к своему телу, «дэха», я такой-то, такой-то я, тело. Я испытываю влечение к своему телу. Затем у меня появляются отпрыски, побочные продукты тела. «Апати». «Апати» значит дети.
00:06:20 Каким образом они появляются? «Калатра». Благодаря жене. «Стри» значит та, благодаря которой семья растёт. «Вистара», растёт. Я один, я женюсь. «Стри». И благодаря союзу со своей женой, я расширяю свою семью. Итак, та кто помогает мне увеличивать семью, именуется «стри». У каждого санскритского слова есть значение. Почему женщину называют «стри»? Потому что она помогает мне расширяться. Каким образом? «Деха патья калатра дишу». У меня появляются дети.
00:07:10 Прежде всего, я испытывал привязанность к собственному телу. Затем, как только у меня появляется жена, я привязан также к ней, и затем, как только появляются дети, моя привязанность распространяется на детей. И таким образом, растут мои привязанности к материальному миру.
00:07:32 Привязанности в материальном мире. В ней нет необходимости. Это чуждо нам. Материальное тело чуждо нам. Я духовное существо. «Ахам брамасми». Однако, поскольку я хотел господствовать над материальной природой, Кришна предоставил мне это тело. «Дайва нетрина». Он дарует вам тело. Он даёт тело Брахме, Он даёт тело муравью. В зависимости от вашего желания. Если вы хотите тело тигра, Кришна вам даст. Если вы хотите тело свиньи, Он предоставит такое вам. Если вы хотите тело Брахмы, Он даст вам его. Если хотите тело полубога, Он даст вам. Хотите тело американца? Он даст вам. Англичанина? Даст. Индийца, даст.
00:08:32 Это Кришна. Он так добр. Кришна очень добр. Например, если сын ослушался отца, он хочет чем-то наслаждаться. Отец всё равно разрешает ему «Хорошо, ну бери мои деньги, наслаждайся». Отец очень добрый. «Будь свободен, поступай, как тебе заблагорассудится. Возьми какие-то деньги у меня». Нам даруются уступки. Материальная жизнь это уступка, данная нам Богом, для того, чтобы мы могли услаждать свои чувства. Такова материальная жизнь.
00:09:25 Кришна не хочет, чтобы вы запутывались в материальном мире. Он этого не хочет. Чего ради Ему этого хотеть? Например, у вас рождаются сыновья, дети. Почему? Чтобы вы могли жить семейной жизнью. Наслаждаться обществом жены, детей. Это понятно. Почему я беру на себя такой большой груз ответственности за семью? Я был один. Зачем я женился? Зачем обзавёлся детьми? Зачем завёл друзей? Потому что я хочу наслаждаться.
00:10:09 И Кришна тоже личность. Он произвёл на свет стольких детей, живых существ. Зачем? Чтобы наслаждаться вместе с ними. Постарайтесь понять эту психологию. Откуда берётся это представление о том, что общество, дружба, любовь, дети сделают меня счастливыми. Откуда эта идея? Каков её источник? Источник это Кришна. «Джанмадья сйайа таха». Источник любви.
00:11:01 Например, Кришна любит Радхарани. Эта идея любви происходит от Кришны. Всё, что лежит в пределах нашего опыта, всё это исходит из Кришны. Поэтому, Кришна не может быть чем-то безличным. Это абсурд. Кришна, такая же личность как вы и я. Но, разница в том, что Он безгранично могущественен, а я ограничен. В этом разница.
00:11:38 Итак, Кришна, тоже желает жить со Своей Семьёй. Наше Движение Сознания Кришны предназначено для того, чтобы вновь вступить в Семью Кришны. В этом смысл нашего Движения. Из-за этих так называемых семей мы страдаем. Мы страдаем. Но, идея семьи находит своё совершенство в Кришне, вместе с Кришной. Откуда берётся эта идея семьи? Если бы её не было в Кришне… Дело в том, что на свете нет ничего того, что не было бы в Кришне. Он источник всего. «Я источник всего».
00:12:37 Поэтому всё, что мы видим в материальном мире, исходит из Кришны. Но здесь оно искажается. В этом единственная разница. К примеру, дерево, истинное, изначальное дерево стоит ветвями вверх. Но когда мы смотрим на искажённое отражение дерева, нам кажется всё перевёрнутым. Верхушка смотрит вниз. Вы видели отражение дерева? Крона дерева смотрит вниз. Но, когда крона дерева смотрит вниз, это называется искажённым отражением.
00:13:21 Итак, материальный мир является искажённым отражением духовного мира. Он ложен. В этом смысле. Потому что это отражение. В противном случае, в духовном мире мы видим в точности всё то же самое. В «Бхагавад-гите» вы прочтёте в пятнадцатой главе «урдва мулам», источник. «Мулам» значит корень. Корень материального мира смотрит вверх. Потому что это отражение. Дерево стоит прямо, но в отражении его корни смотрят вверх. И это проблема.
00:14:12 Мы привязаны к нашей так называемой семье, к обществу, к дружбе, к любви. Когда Арджуна столкнулся с этим, он сказал «Как это возможно, Кришна, чтобы я убивал людей на той стороне? Моих отцов, моего тестя, моего деда, моих сыновей, внуков. Моего брата, стольких своих друзей». И это естественно.
00:14:53 Он преисполнился жалости. Он опустил голову. Погрустнел. «Кришна, мне придётся сражаться с ними, убивать их». В чём причина такого сознания? На другой стороне находился Дурьйодхана. Почему он так не думал? Почему только Арджуна думал так? Потому что он преданный. В этом разница. Преданные так думают.
00:15:32 Преданный не хочет убивать никого, даже муравья. Откуда у него появиться желание убивать своих друзей? Такова природа преданного. Таков результат преданности. Арджуну оскорбляли. У него отняли всю его собственность. Его изгнали на тринадцать лет. Оскорбили его жену. Ему причинили столько зла. И тем не менее, когда он стал перед вопросом убивать их или нет, он был несчастен. Нет, не хотел он убивать. Это вайшнав. Он готов простить даже страшного своего врага.
00:16:32 Но, Кришна не хочет этого. Если вы оскорбляете его преданного, преданный может простить оскорбителя, но Кришна не простит. Таково положение Кришны. Поэтому будьте внимательны, не оскорбляйте преданных. Преданный может вас простить, но Кришна не простит. Кришна очень строг. Он не потерпит никакого оскорбления по отношению к Его преданному. Поэтому произошла эта война. Арджуна хотел простить им всё. Но, Кришна не хотел этого. «Нет, ты должен сражаться, ты должен убить их». Таково положение вещей.
00:17:17 И он столкнулся с дилеммой. Кришна настаивает «Ты должен сражаться и убить их». Он же думает «Как я могу убивать своих родственников?» Такова проблема. Поэтому [санскрит]. Там находились все его друзья. Это одна из сторон. Если вы хотите удовлетворить Кришну, вы должны быть готовы даже убить ваших так называемых родственников. Если вы хотите Кришну. Если вы хотите удовлетворить Кришну.
00:18:09 Такова основа Ведической цивилизации. Смысл её в том, чтобы обучить вас отрешённости от так называемых семейных привязанностей. На этом основано обучение в Ведах. Прежде всего «брахмачарьи». «Брахмачарьи» это тот кто ведёт жизнь в воздержании. «Брахмачарьи» должен жить, чтобы служить своему духовному учителю у него в доме, и он должен выполнять самую смиренную работу. Может быть, он сын царя, может быть он сын великого брахмана. Но, как только он соглашается жить с духовным учителем, он должен выполнять любой самый неблагодарный труд.
00:19:07 Всё, что духовный учитель попросит он должен исполнять. Это «брахмачарьи». И они с удовольствием это делают, потому что они дети. Жизнь «брахмачарьи» начинается с пятилетнего возраста. Попросите ребёнка сделать что-нибудь, и он сделает. Они учатся. Их воспитывают. «Иди от двери к двери, от дома к дому и принеси какой-нибудь милостыни». Этот «брахмачарьи» родом из этой же деревни. Сыновья его соседей учатся в той же школе. И когда «брахмачарьи» идёт просить милостыню «Матушка, дай мне что-нибудь. Пожертвуй». Ему тот час же дают риса, дала, муки, овощей, иногда деньги. И они приносят всё духовному учителю. И это становится собственностью духовного учителя. Это не принадлежит ему, только потому что он попросил.
00:20:04 Всё это принадлежит гуру. Более того, после того как пища будет готова, духовный учитель зовёт учеников «Дорогие мальчики, идите на прасад». Но если он забывает позвать кого-нибудь, тот не будет касаться пищи. Он не будет есть. Это «брахмачарьи». «Духовный учитель меня не позвал, поэтому я буду поститься». Он собрал рис и овощи, ату, дал. Их приготовили. И когда это всё приготовлено, это тоже собственность духовного учителя. Если духовный учитель не попросит его есть, он не будет есть. Он не может прикасаться к пище. Такова жизнь «брахмачарьи».
00:20:54 Поэтому, прежде всего, человек должен научиться аскетизму, терпению. Он должен учиться называть всех женщин матерью. Он учится этому с самого начала. С самых молодых ногтей. Его учат называть каждую женщину, даже его ровесницу, не сестрой, матерью. Таково обучение. «Матриват парадаришу». Это образование. Великий политик Чанакьи Пандит дал определение настоящего учёного. Кто является настоящим учёным? Он дал определение. Какое?
00:21:43 К каждой женщине, кроме своей жены, такой человек должен относиться как к матери. Таково образование. Это совершенство образования. Когда вы способны относится ко всем женщинам, кроме своей жены, как к матери. Это образование. И как он относится к чужой собственности, как к мусору валаяющемуся на улице. Никто не проявляет к нему интереса. И это образование. И «атмават сарва бутишу». И относится ко всем живым существам как к самому себе. Если вы на своей шкуре испытали боль и наслаждение, вы не сможете причинять боли другим.
00:22:35 Если вам перерезают горло, отрезают вам голову, вы чувствуете сильную боль. Как вы можете отрезать голову другому животному? Это образование. «Самах сарвешу бутишу». Это образование. Три принципа, это критерии образования. И где сейчас такие «пандиты»? Сейчас этого уже нет.
00:23:10 Итак, мы должны постепенно свести к минимуму эту проблему привязанности к материальному миру. В этом смысл Ведической цивилизации. Если вы хотите вернуться домой к Богу и в то же время остаётесь привязанными к материальному миру, к так называемому обществу, к дружбе, к любви у вас ничего не выйдет. Пока у вас остаётся даже толика привязанности к материальному миру, у вас не будет возможности вознестись в духовный мир. Поэтому с помощью воспитания, образования мы должны развить в себе отрешённость. Мы должны выработать в себе не привязанность к обществу, дружбе, любви.
00:24:07 Мы должны понять иллюзорность так называемого общества, дружбы, любви. Потому что волны «майи» уносят нас. Как поёт Бхактивинод Тхакур. Иногда в сезон дождей мы наблюдаем множество растений, овощей, других предметов плывут по реке. Точно также мы плывём по волнам «майи». Иногда мы погружаемся под воду, иногда всплывем на поверхность, иногда нас прибивает к этому берегу, иногда к другому.
00:25:00 До тех пор пока мы находимся в материальном мире, нас будут бросать из стороны в сторону разные течения. Иногда я повелитель царства, иногда я рождаюсь собакой. Очень хороший пример. Волны «майи» уносят нас. Иногда мы собираемся вместе. Множество соломок, овощей собираются вместе. Иногда эти овощи и соломинки разбрасывает в разные стороны. Одну туда, другую сюда.
00:25:40 Итак, мы собрались здесь как общество, как друзья, любящие друг друга на волнах «майи». Волны «майи» согнали нас. Но, никто не является вашим отцом, матерью. Никто не является вашей сестрой. Всё это иллюзорное проявление «майи». Иллюзорные проявления временные. Но мы настолько привязаны к этим проявлениям, что отказываемся вернуться домой к Богу. Таково наше положение.
00:26:12 Поэтому, мы должны встретиться с ними в бою. На поле сражения Курукшетры. Если необходимо, убить их и исполнить волю Кришны. Таково наше положение. Если мы думаем, в материальном мире я буду в безопасности. И общество, друзья, любящие меня помогут мне. Страна поможет, политика, социология. Нет, сэр. Это невозможно. Это невозможно. Вам придётся самому заботиться о себе. Ваше так называемое общество, ваша дружба, любовь, страна, нация не смогут вам помочь. Потому что вы находитесь во власти «майи». [санскрит]
00:27:12 Вы оказались в цепких когтях «майи». У вас нет независимости. И никто не способен спасти вас. Это невозможно. Я уже ранее давал такой пример. Вы учитесь летать на самолёте. Вы поднимаетесь высоко в небе. Однако если вы окажетесь в опасности там наверху, никакой другой самолёт вам не сможет помочь. Вам конец. Поэтому, вы должны быть очень осторожным пилотом, чтобы позаботиться о себе.
00:27:52 Аналогично в материальном мире, все, каждый в отдельности, должен заботиться о себе сам. Как спастись? Как вырваться из когтей «майи»? И в этом смысл Движения Сознания Кришны. Учитель может подсказать вам, «ачарья» может подсказать вам «Ты можешь спастись вот так». Но исполнять обязанности должны вы. Если вы добросовестно исполняете свои духовные обязанности, тогда вы спасётесь. В противном случае, даже если «ачарья» даёт вам наставления, а вы не следуете им, как он может вас спасти? Он может спасти вас своими наставлениями, своей милостью. Но насколько это возможно вы должны сами воспользоваться ими, в серьёз воплощать их на практике.
00:28:50 Итак, Арджуна сейчас столкнулся с этой проблемой. И эта проблема общая для всех. «Дехаапатья». «Деха» значит тело. «Апатья» это дети, «калатра» - жена. Мы считаем, что мои эти вот солдаты защитят меня. У меня есть сыновья, внуки, у меня дед есть, мой тесть, мой шурин. Множество родственников, дружба, любовь. Все так думают. Моя нация, моя община, моя философия, политика. Нет.
00:29:37 Ничто вас не спасёт. Всё это временно. Всё это приходит и уходит. «Асат суапи». Тот, кто чрезмерно привязан к обществу, к дружбе, к любви именуется «праматта». «Праматта» значит безумец. Он сумасшедший. Он не видит, хотя он видит, что отец умер. Когда я был ребёнком, мой отец защищал меня. Теперь отца нет. Кто меня защищает? Разве мой отец защищает меня? Кто же меня защищает?
00:30:29 Раньше защищала мать. Кто теперь защищает? Я был в семье. У меня были сыновья, дочери, жена. Но я оставил их. Кто сейчас меня защищает? На самом деле Кришна всегда вас защищает. Не ваше общество, дружба, любовь. Они закончатся. И когда ваш отец прекратит своё существование, как прекратил дед, также ваши сыновья, внуки прекратят своё существование. Никто из них не сможет вас защитить. Только Кришна защищает вас. Поэтому предайтесь Кришне.
00:31:07 «Я защищу тебя» говорит Кришна. «Мой преданный никогда не погибнет». Поэтому, самое лучшее принять Сознание Кришны. Полностью предаться Ему. И вы будете под защитой. В противном случае, другого способа обретения защиты не существует. Волны «майи» унесут нас.