Расширенный эгоизм
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» первая глава текст тридцатый (БГ 1.30), прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 23 июля 1973 года в Лондоне, Англия.
00:00:23 Перевод: «Я более не в силах оставаться здесь. Память отказывает мне, и разум мой помутился. Всё, что я вижу, предвещает одни лишь несчастья, о Кришна, сразивший демона Кеши»
00:00:37 «Випаритани». Слово «випаритани» означает противоположное. «Я пришёл сюда, чтобы сражаться. Чтобы вернуть своё царство. По этой причине я пришёл сюда сразиться. В действительности же я вижу противоположный результат. Моё участие в этой битве не принесёт ничего хорошего. Я прибыл сюда, чтобы сражаться за правое дело. Теперь же я вижу…», «випаритани», «…обратное. Всё это без толку».
Зачем человек старается разбогатеть?
00:01:32 Почему? А вот в чём дело… Зачем человек старается разбогатеть? Такова материальная природа. Для того, чтобы показать своим родственникам, своим друзьям, членам своей семьи «Посмотрите, как я разбогател». Это психология. Человек в поте лица трудиться круглыми сутками, чтобы разбогатеть. Чтобы показать другим «Мои дорогие друзья, мои родственники посмотрите, каким богатым я стал». Он делает это только с этой целью. Никто не станет тяжело трудиться для служения Кришне. Так действует «майа».
00:02:29 Но Сознание Кришны означает, что мы прилагаем те же усилия, идём на те же трудности, но ради Кришны. К примеру, наша госпожа Шарма раньше работала на семью, но сейчас она работает на Кришну. И это решение дарует человеку «мукти». Не подумайте, что мы должны прекратить работу. Мы лишь должны поменять положение. В семейной жизни мы заняты бесполезным трудом, ради так называемых родственников.
00:03:21 Однако, если мы прикладываем те же усилия в служении Кришне, то каждая толика этих усилий приносит благо. Есть такая песня Говинда даса [санскрит]. Он говорит: «Я тяжело трудился, невзирая на обжигающую жару и жестокий холод». На самом деле, люди очень тяжело трудятся. Человеку приходиться ехать на работу. Даже если идёт сильный снег, ему приходиться ехать. Он не может остаться дома.
00:04:20 Или если палящий зной, он всё равно едет. У вас нет такого опыта, в вашей стране нет сильного зноя. Но в Индии порой пятьдесят градусов жары. Представьте себе. И вам всё равно приходиться ехать на работу. Это где-то очень холодно. Где-то нестерпимая жара. Таков закон природы. Вы вынуждены страдать. Если вы работаете в холодных странах, вы думаете: «В Индии так тепло, они там счастливые люди». А в Индии люди думают: «В Англии люди счастливые». Так действует иллюзия.
Во всех трёх мирах нет счастья
00:05:03 Никто не думает, что во всех этих трёх мирах нет счастья, начиная с Брахма-локи до самой Патала-локи нет счастья. Даже если вы отправитесь на Брахмалоку. Или получите возможность жить как Брхама миллионы лет. С уровнем жизни в тысячи раз, превышающий таковой на этой планете. Тем не менее, счастья там нет. Люди это не знают.
00:05:36 Поэтому, наша цель должна состоять лишь в том, чтобы вернуться домой к Богу. Итак, «нимитани випаритани». «Випаритани». Когда мы пребываем в материальном сознании, нам кажется, что если я не испытываю счастья, личного счастья, счастья в семье, в обществе, в стране, в общине люди воспринимают счастье в рамках расширенного эгоизма.
00:06:25 Прежде всего на первом месте у человека стоит личное счастье.Например, ребёнок. Он не думает о чужом счастье. Всё, что он берёт, он кладёт себе в рот. По мере того как мы растём, наше счастье расширяется. Понемногу. Моё счастье, счастье брата, счастье родителей, счастье общины, счастье нации. Мы можем продолжать расширять размер этого счастья, но счастья нет. Счастья нет. Эти глупцы не знают об этом.
00:07:11 И Арджуна тоже играет роль обычного глупца. «Нимитани випаритани». «Где моё счастье? Я пришёл сюда, чтобы сражаться. Чтобы стать счастливым. И мне приходиться убивать своих людей. Так как же я могу стать счастливым? Я не смогу наслаждаться этой собственностью, этим царством в одиночку. Должны быть родственники, братья. Я буду гордиться. Посмотрите. Я стал царём. Если же они умрут, то кому я буду демонстрировать моё богатство?» Такова психология. Обратный результат. Это иллюзия.
00:08:02 На самом дела, счастья нет. Даже в расширенном эгоизме. Например, наш национальный лидер Махатма Ганди в нашей стране. У него был план. «Нужно изгнать англичан и тогда мои сограждане будут счастливы». Но когда англичане ушли, оставив ответственность за Индийскую империю на индийском народе, Ганди по утрам думал: «Я такой несчастный. Сейчас только смерть облегчит мои страдания». И в тот же вечер он был убит.
00:08:57 Он был так несчастен. Потому что всё перевернулось к верху дном. Он хотел объединить индусов и мусульман, а сейчас страна разделилась. Мусульмане отделились от Индии. Его программа пошла не так как он хотел. И много других факторов. Он хотел, чтобы правительство было очень упрощенным, но он увидел, что его ученики, его последователи только и гонялись, что за креслами, кабинетами. «Нимитани». Он думал: «Я буду счастлив. Мои сограждане будут счастливыми». Но, в конце концов, он увидел «випаритани». Противоположный результат. И все столкнутся с этим опытом.
00:09:49 До тех пор, пока мы сохраняем материальные привязанности, нам придётся сталкиваться с «випаритани». Я хотел построить этот удивительный, прекрасный дом, чтобы жить счастливо, но случился пожар и всему пришёл конец. Вы строите всё ради счастья. Но происходит нечто, что ввергает вас в жестокие страдания. Это называется материальным миром. Люди об этом не знают.
Наше положение – это положение слуги
00:10:29 Поэтому, тот у кого есть разум, задумывается: «Если мне приходится так тяжело трудиться ради так называемого счастья, а здесь Кришна просит меня «Трудись для меня». Так почему бы мне не работать для Кришны? Здесь я вижу «випаритани», я вижу противоположный результат, счастья-то нет». И это разум.
00:11:01 «Мне приходиться тяжело работать». И Кришна говорит: «Просто предайся Мне». Кришна просит трудиться для него. Оставить всё. И это ясно. Все понимают это. «И здесь я тоже очень тяжело тружусь. Но здесь я тружусь ради счастья. Однако «випаритани» – напротив, я становлюсь несчастным. Так почему бы мне не работать для Кришны?». И это разум. «В конце концов, мне всё равно придётся работать».
00:11:42 По своему конституциональному положению, каждое живое существо является слугой. Вечным слугой Кришны. Если оно не служит Кришне, то ему придётся стать слугой «майи». Но само по себе служение никуда не уйдёт. «Денки». Вы не знаете, что это такое. Это машина обмолачивающая зерно. Ну, допустим, возьмём пример печатной машинки. Если вы отправите печатную машинку в рай, что это будет значить? Она всё равно будет работать как печатная машинка. Если вы отправили её в рай, это ещё не означает, что её функция изменится. Нет. Функция будет та же самая. В раю или в аду она будет печатать.
00:12:44 Точно также наше положение – это положение слуги. Если вы не становитесь слугой Кришны, то вам придётся стать слугой своей жены, своих детей, своих родственников, своей страны, своей нации, своей собаки. По крайней мере, если у вас нет семьи, то вы станете слугой своей собаки. Вы знаете в вашей стране это обычное дело. Если у человека никого нет, то он заводит собаку. И выгуливает её на улице. Пёс испражняется на улице и он стоит и ждёт «Да, сэр, делай своё дело, я подожду».
Человеку необходим разум, чтобы служить Кришне
00:13:25 Посмотрите, это практичный пример, если вы не становитесь слугой Кришны вам придётся стать слугой собаки. Так работает природа. Поэтому разумный человек учится на этих примерах. «Если я должен стать слугой, то почему бы не стать слугой Кришны? Тогда я стану счастливым. Ведь столько слуг Кришны. Они такие счастливые. Почему я должен оставаться слугой майи?»
00:14:03 Почему мы остаёмся слугами «майи»? Из-за желания услаждать чувства. Только из-за этого. «Я стаю слугой своей жены, потому что хочу услаждать свои чувства». «Я хочу оставаться слугой своего мужа, потому что хочу чувственных удовольствий». Это болезнь. Ей болен каждый. Даже слуга слуги, слуга собаки. «Мне нравится держать питомца». На самом деле, вместо того чтобы стать хозяином, господином, мы становимся слугой. Это факт. Слугой кого? Слугой похоти. Слугой жадности. Слугой всех этих чувств.
00:14:55 Поэтому, разумный человек, был браман. Он сказал так: «Мой дорогой Господь Кришна, теперь я слуга. Я столько служил. Я служил людям так добросовестно. Я даже шёл на всякие нехорошие поступки, чтобы служить им». Если вы становитесь слугой кого-то, если он говорит: «Ты должен это сделать». Ваша совесть вам не позволяет, но вы всё равно должны это сделать, вы всё равно вынуждены это сделать.
00:15:50 Например, человек крадёт ради семьи, ему не хочется красть, тем не менее, он нуждается в деньгах. И он вынужден красть. [санскрит] Об этом свидетельствуют исследования психологических состояний человека. Если я становлюсь слугой «майи», даже если я не хочу совершать предосудительных поступков, тем не менее я вынужден это делать. Но в результате, никто не удовлетворён. Опять же, Ганди служил своей стране, отдавая всего себя, добровольно. Тем не менее, в результате его же люди убили его.
00:16:45 Представьте себе, какую награду он получил за служение, за самоотверженное служение своё стране. Никто не сомневается, что никто не может служить с такой искренностью, такой самоотверженностью как Махатма Ганди. Все знают об этом. Но, в результате даже такая душа как Махатма Ганди была убита, своими же земляками.
00:17:15 Сегодня утром госпожа Шарма говорила, что она так тяжело трудилась, тем не менее, сыновья и дочери сказали ей: «Нет-нет ты не можешь нас покинуть, ты должна служить нам. Мы ещё не удовлетворены». Они никогда не будут удовлетворены. Сколько бы вы не служили «майе», «майа» никогда не удовлетвориться.
00:17:49 И разумный человек говорит: «Мой дорогой Господь, я служил своим чувствам, похоти, гневу, жадности, так сильно служил и тем не менее, они не проявляют доброты ко мне. Они всё ещё требуют. Требуют. Делай это, делай то. Поэтому, теперь по твоей милости разум пришёл ко мне!». «Гуру Кришна крипая». «По милости моего духовного учителя, по Твоей милости я обрёл разум, теперь я пришёл к Тебе, чтобы служить. Пожалуйста, займи меня». Это придание. «Я служил своим чувствам, похоти, жадности так верно, а они не довольны. Они до сих пор хотят, чтобы я служил. Они не собираются отправлять меня на пенсию. Они до сих пор хотят, чтобы я работал у них. Что ты сделал? Тебе ещё столько предстоит сделать. И теперь я сыт по горло».
00:18:49 И это называется «вайрагья» (отречение). Это необходимо. Человеку необходим этот разум. «Вайрагья». Чтобы не служить этому материальному миру, но служить Кришне. Философы майавади просто прекращают материальную деятельность. Например, к этому призывает философия Будды - нирвана. Он лишь советует прекратить деятельность. Однако, после того как вы прекратите, что же дальше, сэр? Ничего. Ноль. Это невозможно. Это невозможно. Это их ошибка.
Философия Будды
00:19:33 Но, людям которым проповедовалась философия Будды, не были очень разумными. И они не понимали, что как после того как вы отказываетесь от служения материальной энергии вы обретаете лучшее служение. Поэтому Будда говорит: «Чтобы стать счастливыми, нужно прекратить это служение, потому что в конце концов, всё есть ноль». Шуньявада (философия пустоты). Есть две категории майавади: имперсоналисты и последователи философии пустоты. Все они майавади.
00:20:13 И их философия в каком-то смысле хороша. Потому что глупцы не способны понять более, чем это. Глупец. Если ему сказать, что «В духовном мире есть более счастливая жизнь, если ты станешь слугой Бога Кришны», они подумают «Я стал слугой этого материального мира, я столько страдал и опять я должен стать слугой Кришны?» Они отвергают эту идею. «Нет-нет-нет, это плохо». Как только они слышат о служении, они воспринимают это служение в свете своего опыта. Они не могут представить, что есть служение, которое приносит только «ананду» (блаженство, счастье).
00:21:06 Когда человек ещё больше желает служить Кришне. Это духовный мир. Они этого не могут понять. Итак, эти «нирвишешавади», имперсоналисты рассуждают именно так. Например, если больному человеку, который лежит на больничной койке, сказать: «Когда ты излечишься, ты сможешь хорошо есть, ты сможешь гулять». Он думает: «Опять гулять, опять есть». Потому что его кормят горькими лекарствами. «Согудана», которая совершенно отвратительна. И он испражняется и ходит под себя. Но как только ему говорят, что «как только ты излечишься, ты тоже будешь ходить по нужде, есть очень вкусную пищу». Он не способен уже этого понять. Он говорит: «Это наверное то же самое».
00:22:07 Имперсоналисты – майавади не могут понять, что служение Кришне приносит одно наслаждение и блаженство. Они не могут этого понять. Поэтому они превращаются в имперсоналистов. «Нет, Абсолютная Истина не может быть Личностью». Это другая сторона философии Будды. Имперсональное значит «ноль». Несуществующая. Философия Будды также считает, что конечная цель это «ничто». Также как и майавади. Они не понимают, что есть блаженная жизнь служение Кришне.
Как обуславливает материальная жизнь
00:22:48 Поэтому, здесь Арджуна играет роль обычного человека. Он говорит Кришне: «Ты хотел, чтобы я сражался, чтобы я стал счастливым, завоевал царство. Но если я убью своих людей?». «Нимитани випаритани». «Ты меня обманываешь? Если я убью своих близких, как я могу стать счастливым? Это невозможно. Почему Ты толкаешь меня на это?» Он сказал: «Нет-нет. Я не могу стоять здесь. Верни меня. Разворачивай колесницу. Я здесь не останусь. Я сбит с толку. Я озадачен». Таково положение – Материальный мир.
00:23:49 Мы всегда обуреваемы проблемами. Мы озадачены. И когда материалисту предлагают лучшую альтернативу «Примите Сознание Кришны, и вы будете счастливыми». Он видит в этом «нимитани випаритани», противоположный результат. «Как это Сознание Кришны поможет мне стать счастливым? Моя семья в беде. У меня столько проблем. Как Сознание Кришны мне поможет?» Так обуславливает материальная жизнь. Поэтому необходимо время.
00:24:24 Нужно время, чтобы понять. И это «Бхагавад-гита». То же самое случилось с Арджуной. Когда Арджуна поймёт «Бхагавад-гиту», он скажет: «Да, то, что Ты говоришь Кришна, верно. Это верно». Потому что дав наставления Арджуне, Кришна спросит его: «Что же ты хочешь сейчас сделать?» Дело в том, что Кришна не заставляет. Кришна говорит: «Предайся Мне». Он не заставляет: «Ты обязан предаться. Я Бог. Ты моя неотъемлемая часть». Нет. Он так никогда не говорит.
Сознание Кришны – добровольное служение Кришне
00:25:08 Дело в том, что Он дал вам немного независимости, и Он не посягает на неё. В противном случае, в чём разница между камнем и живым существом? Живое существо должно обладать независимостью. Хотя и немного. Но Кришна не посягает на неё. Он не нарушает её. Вы должны согласиться: «Да, Кришна я предамся Тебе. Да, это принесёт мне благо». И это Сознание Кришны. Вы должны добровольно согласиться. Не механически.
00:25:46 «Духовный учитель говорит так хорошо. Раз духовный учитель говорит, я должен так делать». Нет. Вы должны во всём хорошо разобраться. «Прити», с любовью. Если вы трудитесь для Кришны с любовью, энтузиазмом, то это ваша жизнь в Сознании Кришны. Если же вы считаете что это что-то нудное, тяжёлое: «Ну что я могу поделать? Я должен это делать, потому что эти люди меня попросили». Это не Сознание Кришны.
00:26:26 Вы должны делать это добровольно. И с великим наслаждением. И тогда вы поймёте [санскрит] Об этом вы прочтёте в нашей «Упадишамрите». Вы всегда должны испытывать энтузиазм – «утсаха», «дхаирья» – проявлять терпение, «нишчая» – вы должны иметь веру. «Если я служу Кришне, Кришна непременно вернёт меня домой к Богу».
00:27:14 И Кришна говорит: «Я заберу тебя!». Он говорит об этом. Он не лжец. Итак, мы должны трудиться с энтузиазмом. «нивипаритани». И в конце Арджуна согласиться. Кришна спросит его: «Мой дорогой Арджуна, каково же твоё решение?» Арджуна скажет: «Да. Теперь все мои иллюзии развеялись по Твоей милости» Спасибо вам большое.
транскрибирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 25 October 2019