Классификация негодяев
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» первая глава текст двадцатый. Прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 17 июля 1973 года в Лондоне, Англия.
00:00:22 Перевод: «О, царь, тогда Арджуна, сын Панду, восседавший на колеснице, которую украшал флаг с изображением Ханумана, вскинул свой лук и приготовился стрелять. Но, взглянув на сыновей Дритараштры, выстроившись в боевые колонны, Арджуна обратился к Господу Кришне с такими словами».
00:00:43 Итак, здесь вновь используется слово «Хришикеша». В начале тоже было сказано «Хришикешах панчаджаниум». Здесь Кришну вновь называют «Хришикешей». Как мы уже говорили несколько раз «бхакти» - это «Хришикена, Хришикеша севанам бхакти ручьяте». В чём состоит весь путь преданного служения? «Хришикена, Хришикеша севанам».
00:01:22 Итак, предназначение Арджуны заключалось в том, чтобы служить Кришне. Потому что он «бхакта». Кришна уже обратился к нему: «бактоси прийоси». «Мой дорогой Арджуна, Я рассказываю тебе тайну «Бхагавад-гиты». Это тайна». Что значит тайна? Это очень сложная тема. Обычно люди не способны это понять. Поэтому это знание называется «рахасьям», тайной. Но не обычной «рахасьей» - «уттамам». Иными словами, божественным знанием, не покрытым тьмой материальной науки.
00:02:18 Оно сияет словно Солнце. «Дивьям», «рахасьям». Итак, обычные люди не способны его понять. Поэтому они дают глупые трактовки. Теоретизируют. И демонстрируют своё невежество, только и всего. Даже учёные с большим именем не способны этого понять, потому что они не преданные. Эта наука предназначена для преданных. Вся эта «Бхагавад-гита» представляет собой взаимоотношения между Богом и преданным. Здесь нет ничего больше.
00:03:08 Например, если вы отправитесь на рынок и встретите там двух разговаривающих торговцев, следует понимать, что один торговец и другой торговец, и поэтому они говорят о бизнесе. Естественно. Не подумайте, что два бизнесмена говорят серьёзно о «Бхагавад-гите». Вряд ли. Они, скорее всего, говорят о бизнесе. Что-нибудь об извлечении прибыли. Например, все бизнесмены собираются на фондовой бирже. Они шумят там, кричат, громко говорят друг с другом. Там стоит страшный гул. И что же значит этот гул?
00:04:05 Один бизнесмен говорит: «У тебя какой рейтинг? А это мой рейтинг». Только и всего. Не ожидайте, что на фондовой бирже люди собираются, чтобы говорить о «Бхагавате», о «Бхагавад-гите». Нет. Подобно этому, когда мы наблюдаем беседу между Верховным Господом Кришной и Его преданным, эта беседа от начала до конца о «бхакти», ни о чём другом. Они извлекают некий смысл, «гьяна», «гьянатмака», «вьякья».
00:04:51 Они говорят о понимании «гьяни», мудрствующих философов. Эти философы тоже являются кандидатами в «бхакти». На самом деле, настоящие «гьяни» заинтересованы в познании Кришны. [санскрит] Эти четыре категории людей, при условии, что их прошлое было благочестивым. Неблагочестивые люди неспособны задавать вопросы о Боге, они неспособны понять Бога.
00:05:34 Мы несколько раз повторяли этот стих [санскрит] «Папи», грешники не могут этого понять. Они лишь думают, что «Кришна – «Бхагаван» и я тоже «бхагаван». Он обычный человек, может быть немного могущественный. Известная историческая фигура. В конце концов, Он просто человек и я тоже человек. Почему же я не бог?» К такому выводу приходят «абхакты», непреданные и грешники. Всякий кто провозглашает себя богом, вы должны понимать, что это величайший грешник.
00:06:28 Если вы изучите его жизнь поближе, вы увидите, что он последний грешник. Таков критерий. В противном случае, никто не будет говорить, что «Я бог». Это ложное утверждение. Никто не будет этого делать. Никакой благочестивый человек не посмеет так сказать. Он знает: «Кто я такой? Я обычный человек. Как я могу заявлять, что занимаю положение Бога?» И эти мошенники становятся знаменитыми среди таких же мошенников.
00:07:05 Как сказано в «Шримад Бхагаватам».. В этом мире мы наблюдаем множество великих людей, так называемых великих людей. И люди, народ превозносит их. Но, «Бхагавата» говорит, если человек не является преданным, если он никогда не повторяет мантру Харе Кришна, пусть он даже великий человек в глазах негодяев, но он никто иной, как животное.
00:07:57 Как же вы можете говорить про такого великого человека и называть его животным? Вот поэтому мы занимаемся очень неблагодарным трудом. Мы говорим, что каждый человек, не являющимся преданным - негодяй. Это общее и достаточно суровое утверждение, но нам приходится пользоваться такими словами. Как только мы видим, что человек не является преданным Кришны, мы понимаем, что он негодяй. Как мы можем так говорить? Он не мой враг. Но мы обязаны так говорить, потому что об этом сказал Кришна.
00:08:44 Если вы действительно сознаёте Кришну, то ваш долг повторять слова Кришны. В чём разница между представителем Кришны и тем, кто таковым не является? Представитель Кришны будет лишь повторять то, что сказал Кришна. И он становиться представителем. Для этого не требуется какой-то особой квалификации. Просто повторяйте с твёрдой верой. Как Кришна говорит [санскрит]. И тот, кто признаёт эту истину, «если я предамся Кришне, то во всём я обрету успех», является представителем Кришны.
00:09:37 Совсем не обязательно быть высокообразованным, продвинутым. Если вы просто признаёте то, что говорит Кришна, как Арджуна, он говорит: «Мой дорогой Кришна, Кешава всё, что ты говоришь, я признаю» Не привнося никаких изменений. И это «бхакта». Поэтому Арджуну называют «бхактоси». Именно так поступает «бхакта». Чего ради я должен считать Кришну подобным себе? Обычным человеком. В этом разница между «бхактой» и не «бхактой».
00:10:23 «Бхакта» знает» «Кто я такой? Много ли я стою? Я маленькая искра Кришны. Кришна индивидуален и я тоже индивидуален. Но если мы взвесим Его могущество и моё могущество, то я занимаю очень незначительное положение». Таково понимание Кришны. Это не сложно. Необходимо просто быть искренним, а не грешным. Но грешник не способен понять Его.
00:11:01 Грешник скажет: «Кришна тоже человек и я человек. Почему же я не бог? Почему только Он? Нет, я тоже. И ты, и ты, все боги» Как Вивекананда сказал: «Почему вы ищете Бога, разве вы не видите, столько богов уже ходит по улицам?» Вот так он познал Бога. Таким он познал Бога. И он стал великим человеком. Он считает Богом всех.
00:11:38 Это глупость, это невежество можно наблюдать по всему миру. Человек не знает кто такой Бог, каково могущество Бога, что подразумевается под Богом. И люди принимают какого-то негодяя за Бога. Сейчас это происходит. Какой-нибудь негодяй появляется и провозглашает себя Богом.
00:12:00 Это превратилось в какую-то дешёвку. Но у них нет разума, чтобы задуматься: «Я заявляю, что я бог, но какая у меня сила?». Итак, это тайна, это тайна. Если вы не станете преданным, то Бог так и останется для вас тайной. Кришна сказал в «Бхагавад-гите» как Его можно постичь. Только преданностью. Только этим. Он мог бы сказать: «При помощи великого знания или метода йоги, или став великим карми можно постичь Меня». Нет, он такого не говорил, никогда.
00:13:00 Итак, карми, гьяни, йоги - все они мошенники. Они не могут понять Кришну. Все мошенники. Карми – мошенники третьей категории, гьяни – мошенники второй категории, а йоги – это первые мошенники. Вы должны понять, так называемые йоги – это первые мошенники, потому что они не знают Кришну. Гьяни относятся к мошенникам второго класса. Даже великие ученые, такие как доктор Радакришнан. Как он искажал смысл «Бхагавад-гиты». Кришна сказал: «Всегда думай обо мне». Это сознание Кришны. «Манмана» - всегда думать о Кришне.
00:13:58 «Обо Мне» - Кришна говорит. Они истолковывают это иначе. Кришна говорит, всегда думайте о Нём. Вы можете сказать: «Думайте обо мне», то есть они искажают значение этих слов. Кришна говорит: «Манмана бхагават бхагто», а доктор Радакришнан говорит: «Это относится не к Личности Кришны». Представьте себе, учёный с известным именем, доктор философии не может понять Кришну. Кришна говорит прямо, а он по-своему истолковывает эти слова.
00:14:44 Поэтому здесь используется это слово «Хришикеша». [санскрит] «Магхипате» - о, царь. Санджая обращался к Дритараштре. Он царь. «Магхипате». «Капидваджа» - это именительный падеж. Он говорит: «Капидваджа». Эти слова очень важны. «Капидваджа». Арджуна. Как и сейчас у каждой нации есть свой флаг. И у Арджуны тоже был свой флаг.
00:15:39 «Дваджа». «Дваджа» значит флаг. Его флаг развивался на верхушке его колесницы и на флаге был изображён Хануман. «Ваджрангаджи». Хануман, который сражался за Господа Рамачандру. Арджуна сражается за Кришну. И он тоже следует по стопам Ваджрангаджи. Таков вайшнавизм. Вайшнав должен идти по стопам своего предшествующего «махаджаны» - великого учителя. Это вайшнавизм. Мы не придумываем ничего.
00:16:27 Мы не поступаем как мошенники. Мы лишь идём по стопам наших предыдущих ачарьев. И в этом нет ничего сложного. Итак, в сражении Арджуна сражался за Кришну. И он идёт по стопам предыдущего ачарьи воинского искусства Хануманджи. Поэтому на его флаге был изображён Хануман. Иными словами, Хануманджи, Ваджрангаджи пожалуйста помоги мне. Это вайшнавизм.
00:17:14 «Я пришёл сюда, чтобы сражаться за Господа Кришну. Ты тоже сражался за Господа, пожалуйста помоги мне». В этом смысл. «Капидваджа». Поэтому во всех своих начинаниях, вайшнавы всегда должны молиться предыдущим ачарьям: «Пожалуйста, помогите мне». Вайшнав всегда считает себя беспомощным, и он упрашивает предыдущих ачарьев даровать ему поддержку.
00:17:51 Например, в «Чайтанья Чаритамрите» вы прочтёте слова автора в конце каждой главы, на каждой строчке он думает о Рупераганатхе, о предыдущих ачарьях: «Я предаюсь госвами», говорит он, «И они помогут мне написать этот труд». Вы не способны написать такое, это невозможно. Так ведёт себя вайшнав.
00:18:32 Бхактивинод Тхакур поёт в своей песне: «Мой дорогой Вайшнава Тхакур, прими меня своей собакой». Как пёс повинуется командам своего хозяина. Он отдаёт свою жизнь. У собаки есть хорошее качество. Каким бы сильным ни был пёс, когда хозяин приказывает ему, он готов отдать свою жизнь ради него. Собака очень верна своему хозяину.
00:19:12 итак, Бхактивинод Тхакур молится: «Мой дорогой Вайшнав Тхакур…». Вайшнав Тхакур – это гуру. «Пожалуйста, прими меня своим псом». И он, и он забыл уже все слова, но он говорит: «Я всегда буду стараться защищать тебя. Как собака стоит на стороже, я буду следить, чтобы никто не беспокоил тебя. И те крохи прасада, которые ты будешь мне давать, я буду довольствоваться этим». Это качество собаки. Хозяин ест, но собака никогда не подойдёт пока хозяин не бросит кусок ей. И она будет довольна этим. И это вайшнавизм.
00:20:06 Следовать предшествующим ачарьям. Это вайшнавизм. [санскрит] Только если вы великий логик, вы можете полемизировать: «Почему Кришна Бог? Я тоже могу быть богом». При помощи логики вы можете опровергнуть и разбить доводы необразованного преданного. Но шастра говорит, став великим логиком вы не сможете постичь трансцендентной науки. Вы должны постигать трансцендентное знание при помощи смирения.
00:20:58 «Пранипатэна». Прежде всего, должна быть преданность. «Тадвитхи». Если вы хотите постичь эту трансцендентную науку вы должны полностью предаться. Это первая квалификация. Три фактора. Прежде всего предание. И тогда если вы не можете чего-то понять, задавайте вопросы. В противном случае у вас нет права задавать вопросы вайшнаву. Вы не должны задавать таких вопросов: «Можете ли вы мне показать Бога?» А какие качества у вас есть, чтобы увидеть Бога? Другой негодяй скажет: «Да, я покажу тебе Бога. Идём со мной. Я покажу тебе Бога». Вот что происходит.
00:21:55 Один мошенник спрашивает: «Можете ли показать мне Бога?», а большой мошенник отвечает: «Да, иди ко мне. Я тебе покажу. Приходи один» Вот что происходит. Так сейчас легко стало увидеть Бога. Любой мошенник приходит, спрашивает: «Можете показать мне Бога?». Другой приходит и говорит: «Да, приходи ко мне. Вечером. Я тебе покажу». То есть, если этот глупец придёт к нему, он покажет ему какой-нибудь фокус. И он потом подумает: «О, я видел Бога. Теперь я увидел Бога». И увидев Бога, он остаётся тем же негодяем. Как это повлияло на вашу жизнь к лучшему? Вы увидели Бога, и что это дало вам?
00:22:44 Так стало легко увидеть Бога сейчас. Нет. Мы должны быть очень осторожными, если мы действительно проявляем интерес к постижению этой науки. «Манушьянам» - это не так просто. В «Бхагавад-гите» вы прочтёте об этом: «Из многих миллионов людей, лишь один проявляет интерес к достижению успеха своей жизни». Потому что люди не знают, в чём заключается этот успех. Они лишь знают о том, как работать подобно животным, свиньям, собакам. Денно и нощно. Ради чего? Какова цель жизни? Удовлетворение чувств.
00:23:36 Свиньи, например, посмотрите, они день и ночь ищут экскременты. И они их поедают. Как только они съедают их, они толстеют, потому что они очень питательны. Экскременты, с химической точки зрения, очень питательная пища. Они содержат гидра фосфаты. Врачи говорят об этом, я не знаю. Проверяли ли они, тестировали ли они сами? Но, на самом деле они это делали. Когда они проводят анализ в лаборатории, они пробуют на вкус. Я знаю, они пробуют на вкус. Они должны это делать, потому что химический анализ, лабораторный анализ подразумевает исследования свойств. Они должны описать эти свойства. Например, цианистый калий они конечно же не пробовали, потому что как только вы попробуете вы умрёте.
00:24:34 Итак, химический анализ подразумевает, что нужно попробовать, чтобы узнать характеристики элемента, вещества. Я видел. Один мой знакомый врач, у него в тарелке хранилось, хранились экскременты больного дизентерией. Я видел и спросил: «Что это такое врач?» Он сказал: «Это нужно протестировать. Это экскременты больного дизентерией». Они тестируют. Они пробуют это. Они обязаны это делать. Любой врач знает.
00:25:09 Итак, что делает свинья? Поедает экскременты. И как только она толстеет, она занимается сексом. И сексом без разбора. Вы увидите свиней, им нипочём, будь это мать или сестра, или дочь, неважно. Это поросячья цивилизация. Только есть, наполнятся силой, силой чувств и наслаждаться.
00:25:45 Человеческая жизнь не предназначена для этой цели. Поэтому говорится, что человек без сознания Бога, без сознания Кришны не лучше этих свиней и собак. Таков наш вывод. Мы никакого формального уважения не оказываем. Конечно, мы должны уважительно относиться, потому что мы живём в этом мире. Но, в сердце мы не можем выражать уважение тому, кто не имеет, ни грамма Сознания Кришны. Мы не можем уважать такого человека, потому что кто будет уважать собак, свиней?
00:26:30 Поэтому Джива Госвами дал комментарий к этому стиху. Если кто-то говорит, такой-то мистер, такой-то доктор. Люди, очень многие люди уважают его, а Вы говорите, что он мошенник? Что это такое? Джива Госвами говорит: «Этот человек уважаемый? Кем? Его уважают эти люди, свиньи, собаки, верблюды, ослы. Поэтому он большой «пашу». Например, лев. Льва уважают в лесу другие животные, собаки, свиньи, верблюды, ослы и другие животные. Потому что лев царь зверей.
00:27:28 Но, означает ли это, так как его считают царём животных, от него есть какая-то практическая польза? Какая практическая польза? Точно также эти политические лидеры. Они могут быть львами. Но кто их уважает? Эти свиньи, собаки, верблюды, ослы. Он может быть крупным животным, но он лишь животное. Не более чем крупное животное. И другие животные превозносят его. Собаки, свиньи, верблюды.
00:28:03 В «Шримад Бхагаватам» каждое слово имеет смысл. Мы рассказали о том, почему именно эти эпитеты были выбраны. Собаки, свиньи, верблюды, ослы. Собака очень верна своему хозяину. Ради своего хозяина, собака готова на любые оскорбления, потому что она знает, хозяин кормит меня. В вашей стране, если вы проходите мимо чьего-то дома, то из-за ограды собака будет лаять на вас: «гав, гав, гав, почему ты проходишь перед моим домом?» Она оскорбляет. Она оскорбляет без необходимости. Это делает собака. С одной стороны, она очень верна, с другой стороны, она только и делает, что оскорбляет других. Без всякой необходимости пугает других людей. Без нужды.
00:29:02 И другое качество собаки, она всегда ищет себе хозяина. Пока она не найдёт себе хорошего хозяина, она остаётся уличным псом и у неё нет дома. У неё нет дома. Она недоедает, чахнет, бродит по улице. Потому что собака должна найти себе хозяина. Это как «шудры». Пока «шудра» не найдёт себе хозяина, который будет обеспечивать его, всё его образование «шудры» бесполезно. Сейчас люди получают образование, но они должны наняться на хорошую службу, на работу. Это означает, что они «шудры». До тех пор пока они не нашли себе хорошего хозяина, нет никакого смысла в их образовании. Поэтому в «шастре» говорится: «калау шудра самбава». «Калау» - в этот век, в Кали югу, все «шудры».
00:30:00 Потому что люди не могут даже жить, не имея хозяина. У человека должен быть хозяин, который кормит его, обеспечивает. Но, Ведическая культура состоит из «браманов, кшатриев, вайшев». Они не нанимаются ни к кому на услужение. Нет. Они умрут от голода, особенно «браманы». Это предписывается в «шастрах». Если даже «браман» оказался волею судьбы в тяжёлом положении, в экономическом тяжёлом положении, он может занять положение «кшатрии» или «вайшьи», но он ни в коем случае не должен становиться «шудрой». Оно сравнивается с положением собаки. Есть такое предписание.
00:30:50 Поэтому, раньше, если «браман» нанимался к кому-то на услужение, его изгоняли из общины «браманов». Вы знаете Санатана Госвами. Санатана Госвами, Рупа Госвами принадлежали к очень почтенному сословию «браманов», «Сарасвата браманов», очень богатых людей. Но оба брата пошли на служение к правительству мусульман. Они стали министрами и их сразу же отвергли, изгнали из общества «браманов». Это было не так давно, скажем, пятьсот лет назад. Таким строгим было общество «браманов». Как только они нанимались на служение.
00:31:37 Семья Тагоры из Калькутты, Робиндраната Тагора. Они тоже «браманы». И мы знаем ещё с детства, что их тоже изгнали из общины «браманов», потому что они тоже нанялись на службу. Таковы ведические принципы. «Баман» не станет не к кому наниматься. Это противоречит его принципам. Точно также «кшатрий». Почему состоялся этот бой между Арджуной? Они лишили Пандавов царства.
00:32:17 И Пандавы обратились к Дурьодхане: «Мой дорогой Дурьодхана, ты мой брат, ты отнял у нас всю собственность. Мы кшатрии. Мы не собираемся становиться вайшьями или браманами. Мы должны жить. По крайней мере, дай нам пять деревень нам пятерым братьям и мы будем довольствоваться этим. Не нужно воевать». «Нет, сэр, я не дам тебе даже столько земли, в который можно воткнуть острие иглы. Я не дам вам». Потому, ничего другого не оставалось. Произошло сражение.
00:32:58 Такова слава этой войны. Но, Арджуна зависел от Кришны. Поэтому он стал победителем. Действуйте как «кшатрий». «Кшатрий не может становиться «браманом» и просить подаяние. «Кшатрий» не имеет права просить подаяние. Также как и «браман» не может быть «вайшьи». Это истинная кастовая система.
00:33:29 Но вы работаете как сапожник и в тоже время считаете себя «браманом»? Это не позволяется. Раньше царь следил за тем, действует ли «браман» как «браман». В противном случае его деятельность пресекается, и его начинают называть в соответствии с родом его занятий. И это было обязанностью царя, следить за тем, чтобы все занимались деятельностью соответствующей его положению. Это обязанность царя следить за этим, чтобы все работали.
00:34:08 «Браман» должен действовать именно так как «браман», «кшатрий» должен действовать как «кшатрий» и «вайшьи». В противном случае, а не так как сейчас, «браман работает как слуга, как «шудра», но его считают «браманом». Нет. Это называется «асурика варна ашрама». «Варнаашрама» - это очень хороший институт. Но, тем не менее, совершенная «варнаашрама» не возможна в эту эпоху.
00:34:46 Поэтому, когда Чайтанья Махапрабху разговаривал с Раманадараем о том, как достичь совершенство жизни, прежде всего Рманандарай процитировал стих из «Вишну Пураны»: [санскрит] «Если в человеческом обществе следуют институту варнаашрамы, системе браманов, кшатриев, вайшьев, шудр, брамачарьев, грихастх, варнапрастх – это ведическая цивилизация. Без этих делений цивилизации не может быть. Люди остаются животными». Поэтому он процитировал этот стих.
00:35:34 Если люди следуют принципам «варнаашрамы», они поклоняются Господу Вишну. Потому что наша жизнь предназначена для поклонения Вишну. Нынешняя цивилизация об этом не знает. Люди не знают об этом, негодяи. В чём цель жизни? Цель жизни – стать вайшнавом, слугой Вишну. Поэтому используется это слово «Хришикеша». Он ведёт нас
00:36:16 Арджуна строго следовал принципам вайшнавов. Поэтому, он спросил у Хришикеши, потому что он знает: «Хришикеша направит меня». Арджуна знал это. Поэтому и используется это слово. Недавно мы также встречались с этим словом «Хришикеша». И «бхакти» означает удовлетворение Хришикеши. Это простое определение «бхакти». «Хришикена», «хришика» значит чувства. У вас есть руки, ноги, глаза, уши, разные чувства.
00:37:11 Когда вы занимаете свои чувства только в служении Кришне, тогда вы становитесь преданным и ваша жизнь совершенна. Просто старайтесь украшать Кришну в храме. Это «бхакти». Просто готовьте пищу для Кришны. Это «бхакти». Просто повторяйте Святое Имя Кришны. Это «бхакти». Так мы можем занять все чувства.
00:37:45 Мы можем пользоваться нашими руками, собирая цветы, убирая храм. Если у вас есть образование, в этом нет необходимости, даже если вы необразованны, просто займите свои чувства. «хришикена хришикеша севанам». И вы достигнете совершенства. У вас есть чувства, займите их в служении Кришне. И тогда вы станете совершенными. В этом прелесть этого пути. Вам совсем не обязательно становиться великим философом, очень богатым человеком или очень образованным. Ничего подобного. У вас просто есть чувства, займите ваши чувства в служении Кришне. И ваша жизнь совершенна. Спасибо вам большое.