Освобождение из ада сегодняшней жизни

Лондон - 29 July 1973
Нежеланные дети. Семейные женщины. Почитание предков. Материальное тело. Арджуна. Дваждырождённые. «Махабхарата». Веды. «Бхагавад-гита». «Варна санкара». «Джати дхарма». Поклонение полубогам. Избавление от долгов и грехов. Прибежище у лотосных стоп Кришны.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:37:07 | качество: mp3 96kB/s 34 Mb | прослушано: 368 | скачано: 466 | избрано: 23
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» первая глава текст сорок первый и сорок второй. Прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 29 июля 1973 года в Лондоне, Англия.

00:00:23 Перевод: «Рост числа нежеланных детей неизбежно приводит к тому, что члены семьи и люди, разрушающие семейные традиции, попадают в ад. С вырождением рода, праотцов ждёт падение, ибо потомки перестают подносить им пищу и воду».

00:00:40 Когда рождаются нежеланные дети, забываются все семейные традиции и обязанности. В настоящий момент, никто не знает о жизни после смерти, а ведь такая жизнь связана с семьёй, предками и потомками. В наше время об этой науке ничего неизвестно.

00:01:32 Люди в большей или в меньшей степени превратились в животных. Не более того. У животного нет понимания таких связей. Вся его жизнь это просто изо дня в день есть, спасть, заниматься сексом и в конце концов умереть. Но, искусство тонкого регулирования семейных отношений сейчас забыто. При этом люди очень гордятся своим прогрессивным знанием.

00:02:11 Итак, нежеланные дети, как мы ранее говорили. Если женщина «куластрия», семья. Между семейной женщиной и проституткой большая разница. В Индии до сих пор существует класс женщин вольного поведения, проституток. Они не относятся к семейным женщинам. Но, на «куластрия», семейных женщинах лежит огромная ответственность.

00:02:58 Есть такой стих…[санскрит]. «Дхара» значит жена. Жена может помочь человеку подняться на райские планеты. И «дхарматха карма», она помогает ему постигать религиозные и духовные знания. Следовать «дхарме», «артхе», достигать экономического преуспевания. «Кама», удовлетворять чувства. «Дхарма», «артха», «кама» и также «мокша», достигать освобождения.

00:03:50 Жена очень важна. Если у мужчины есть праведная жена, она может помочь ему в этих четырёх принципах жизни. Если мы сможем воспитать хороших жён, если общество воспитает девушек как добродетельных жён, такие жёны становятся для мужей источником неисчерпаемой энергии. Однако, если они теряют чистоту, то становятся источником «варнасанкары». Наглядный пример «варнасанкары» это современные хиппи.

00:04:43 И это происходит не только в странах Запада, но по всему миру, включая Индию. Поколение хиппи это поколение «варнасанкары». Когда такое население увеличивается, наша нынешняя, да и следующие жизни превращаются в ад, «наракайва». Мы своими глазами видели, как в последние годы, особенно в Калькутте, жизнь превратилась в ад. В особенности молодое поколение настолько развратилось, что нельзя уже спокойно пройти по улице.

00:05:46 Вас где угодно могут окружить парни и ограбить. Вы ничего не сможете сказать. Полиция вам не поможет, правительство тоже. Не получив воспитание в традиции «варнаашрамы», эти нежеланные дети превращают в ад нашу нынешнюю и следующие жизни. После смерти, согласно положению Вед, «пинда удака», члены семьи, по меньшей мере, раз в год должны подносить предкам «пинду» в виде «Вишну прасада» и воды.

00:06:37 В ведической культуре, в определённый месяц в году, все люди предлагают «пинду» и «удаку» своим предкам. «Тарпана» в течении недели или двух. Смысл в том, что если какой-нибудь член семьи сошёл с пути праведной жизни, иногда из-за греховных поступков и чрезмерных привязанностей человек становится привидением. Привидения существуют «бхутта», «претта», «пишача». Они не только становятся демонами в этой жизни, но и после смерти их ждёт жизнь привидения.

00:07:37 Они не получают физического тела, но остаются в тонком теле, в форме ума, разума и эго. В наказание за свою отвратительную, греховную жизнь их лишают возможности жить в физическом теле. Без грубого тела мы не можем наслаждаться. С помощью одного только ума я не могу наслаждаться «рассагулой». Мне нужен язык, нужны пальцы, руки, чтобы взять её. Я могу представлять, что ем или беру «рассагулу». Но, на самом деле я не получаю вкуса.

00:08:27 Итак, нам необходимо физическое тело. Потому что каждое живое существо приходит в материальный мир наслаждаться. С этого начинается наша материальная жизнь. Когда мы забываем о служении Кришне, мы тут же получаем материальное тело от материальной природы. [Санскрит].

00:09:06 Итак, для наслаждения нам необходимо грубое тело. Дух, духовное тело так же очень тонкое, как и астральное тонкое тело. Нам необходимо физическое тело. За свои тяжёлые грехи живое существо не получает физического тела. Поэтому, «лопта пинда удака крия». Допуская, что некоторые из моих предков стали призраками и лишились грубого тела. Благодаря «пинда удаке», «пинда» это «Вишну прасад», который мы предлагаем предкам.

00:10:02 В Индии до сих пор есть место под название Гая. Там находится храм Вишну. И по традиции все индусы, хотя сейчас они уже не ходят, они даже не верят в это. Всё забыто. Из-за нежеланного потомства они утратили к этому интерес. К семье, к «пинда удаке». Они просто едят, пьют, веселятся и наслаждаются.

00:10:30 Но, как видите, пять тысяч лет назад, Арджуна… Арджуна не был «брахманом», не был он и «саньяси», он был «грихастхой», домохозяином. И принадлежал к царскому сословию. Он на поле битвы. Он не ведантист. Но, только посмотрите, насколько совершенны его знания. Такова ведическая культура. Человек может и не быть «брахманом». «Брахман» находится на высоком уровне. «Сатья шама дхарма титикша», но даже «кшатрии» были очень образованными и воспитанными. Только посмотрите, он слушает как Кришна рассказывает «Бхагавад-гиту» на поле сражения. Сколько у вас свободного времени на поле битвы?

00:11:24 Эта беседа произошла между двумя армиями. Когда Арджуна уже готов был выпустить стрелу, «шастра сампате», он преисполнился жалости. «Кришна я вынужден убивать своих родственников». И он начал пояснять. «Какой грех я собираюсь взять на душу?»

00:11:51 Итак, просто попытайтесь понять, какими благородными были эти люди. Эта беседа. «Бхагавад-гита» произошла между Кришной и Арджуной на поле битвы перед самым началом битвы. Много ли у Арджуны было времени? В лучшем случае полчаса. Не больше. Итак, «Бхагавад-гита» была поведана Арджуне за полчаса. И он понял её и согласился сражаться. Да. Только представьте, каким учёным и образованным он был. Сейчас эти именитые учёные, маститые теологи изучают «Бхагавад-гиту» годами, но не могут её понять.

00:12:51 Прочитав «Бхагавад-гиту» они обвиняют Кришну в безнравственности. Один профессор в университете Оксфорда, профессор «Бхагавад-гиты», автор книги пришёл к выводу, что Кришна аморален. Это говорит о том, что он не понял «Бхагават-гиту». Ни один демон или человек третьего сорта не способен понять «Бхагавад-гиту». Сама «Бхагавад-гита» говорит об этом. Кришна говорит Арджуне: «Я сообщаю тебе древнее знание «Бхагавад-гиты». Науку о Боге, которую я передал богу Солнца миллионы лет назад. И поскольку парампара прервалась, Я выбрал тебя, ибо бактоси миа прийоси, ты очень дорогой мой друг и бхакта».

00:13:53 Итак, «Бхагавад-гита» не предназначена для демонов или «абхакт». Первое условие, необходимо быть преданным Кришне, тогда это знание откроется. В противном случае, невозможно. [Санскрит]. Именно так. Если вы преданы Кришне, то очень легко поймёте «Бхагавад-гиту». Арджуна , например, понял её за полчаса. Другие не способны понять.

00:14:39 С одной стороны, люди того времени были настолько образованы, настолько возвышены, что могли говорить об Абсолютной Истине и понять Её за полчаса или за час. В те дни в книгах нужды не было. Память у людей была такой острой, что стоило им один раз услышать слова духовного учителя, они никогда уже не забывали их. С наступлением Кали многие качества будут исчезать. Одно из них, память будет ослабевать всё больше. Люди будут становиться всё слабее. Они лишаться сострадания. Их мозг уже не будет таким сильным и ясным. Всё это описано.

00:15:31 Мы не можем даже представить себе, каким мозгом был наделён Арджуна. Нужно сказать так же о том, что «Бхагавад-гита» является частью «Махабхараты». А «Махабхарата» была написана для «стришу драдвиджа бандхунам». «Стри» - женщина, «шудра» и «двиджабандху». «Двиджабандху» это тот, кто родился в уважаемой семье «брахманов», «кшатриев» и «вайшьев». По крайней мере, в семье «брахмана» или «кшатрия». Однако, не наделён качествами «брахмана» или «кшатрия». Такого человека называют «брахмабандху» - другом дваждырождённых. Дваждырождёнными считают «брахмана», «кшатрия» и «вайшью». Первое рождение человек получает от родителей, второе когда получает ведическое знание духовного учителя.

00:16:28 Ведическое знание считается матерью, а духовный учитель отцом Поэтому таких людей называют «двиджа», дваждырождёнными. Итак, «двиджа бандхунам». Это те, кто в действительности не имеют второго рождения. Они лишь родились в семье «двиджа». Поэтому их называют «двиджа бандху», друзьями «двиджей». «Двиджа бандху». Вы можете быть сыном Верховного Судьи, но это не значит, что вы тоже Верховный Судья. Однако, сейчас они утверждают: «Я брахман, потому что мой отец брахман». Нет. Это никуда не годится. Может быть твой отец и является «брахманом», но если ты не обладаешь «брахманскими» качествами, тебя нельзя считать «брахманом». Ты можешь называться только «двиджа бандху».

00:17:26 Итак, «Махабхарата» была написана для «стришу драдвиджа бандхунам». Женщины, «двиджа бандху» и «шудры». Им очень трудно понять первоисточники Вед. Потому что они не столь образованы. Поэтому, ведическое знание было записано в форме «Махабхараты». Эпического повествования. Всем нравится читать истории. Так, через истории люди постигают ведическое знание. Поэтому «Махабхарату» называют пятой Ведой.

00:18:10 Существуют четыре Веды. «Сама», «Яджур», «Риг», «Атхарва». «Махабхарата» пятая Веда. Она написана для «стри», «шудр», «двиджа бандху». Итак, «Бхагавад-гита» это часть «Махабхараты». На самом деле она предназначалась для людей невысокого интеллекта. Но, сейчас даже представители высшей прослойки интеллектуалов не способны понять «Бхагавад-гиту». Только представьте себе разницу.

00:18:39 В былые времена, пять тысячелетий тому назад, эта книга предназначалась для менее разумных людей. Но, мы так деградировали, что даже так называемые интеллектуалы не могут понять «Бхагавад-гиту». И при этом он является профессором Оксфорского университета. Вот такие люди стоят у руля общества. Наши лидеры это люди третьего – четвёртого классов.

00:19:16 Итак, нам приходится ежедневно встречаться с множеством известных людей. Но, в действительности, мы можем наблюдать, что эти лидеры общества и в самом деле относятся к третьему, к четвёртому классу. Они практически слепы, но ведут за собой остальных. Поэтому становиться понятно, почему общество в таком состоянии.

00:19:44 Например, Арджуна говорит здесь. Кто об этом знает? Кто знает эту науку о том, что «санкара наракайва», что общество превращается в ад из-за нежеланного потомства. Кого это заботит? Мир превращается в ад, что в полнее очевидно. Но, они пытаются решать проблемы своими методами. Они хотят оставаться демонами и в то же время вести за собой общество.

00:20:16 Итак, если сравнить нынешнее положение общества с тем, что было пять тысяч лет назад… Согласно теории Дарвина, пять тысячелетий лет назад люди были нецивилизованными, то есть эта книга была написана людьми нецивилизованными. Представьте себе. Произведение величайшей научной мысли были написаны варварами, а теперь люди стали цивилизованными. Такова теория Дарвина.

00:20:54 Итак, Арджуна сказал, «пинда удака». В Калькутте жил один известный учёный. Его звали Сарписират. Он был атеистом номер один. Он говорил: «Говорят, что во время предложения, пинда прасад и вода направляются к моему предку. Что ж в таком случае, предложите мне что-нибудь на первом этаже, а я в это время буду есть это на верхнем». Он приводил такой аргумент. Но, он не знает, что пищу принимать можно по-разному. Они не знают, что и в тонком теле можно принимать пищу.

00:21:51 Призраки тоже едят. Но делают это по-другому. Итак, если даже известный учёный так говорит, то, что можно сказать про обычных людей. Если эти так называемые эрудиты говорят столь несерьёзно, то естественно, другие будут к ним прислушиваться. Поэтому в настоящий момент, всё поколение прозябает в невежестве и тьме. У людей нет ясного понимания. А без этого, чтобы мы ни делали… Например, если мы находимся в темноте, то любые наши действия приносят одни убытки. Люди недопонимают. А потому у нас ни истинного знания, ни правильных действий. И как результат «наракайава».

00:22:51 Можешь прочитать следующий стих.

00:22:54 Перевод: «Прегрешения тех, кто разрушает семейные традиции и способствует появлению нежеланных детей, останавливают деятельность на благо семьи и общества в целом».

00:23:08 Итак, «джати дхарма». «Джати». Сегодня это слово трактуют как национальный. Но, в данном случае, «джати дхарма»… Например, человек рождается в семье «брахмана джати», «кшатрия джати», «вайшья джати», «шудра джати». У каждой «джати» есть свои обязанности. Итак, когда нежеланные, безответственные потомки перестают следовать семейным традициям, «джати дхармия», они порождают в обществе класс «варна санкары». Всё становится с ног на голову. Создаются невыносимые условия. На самом деле так и случилось.

00:24:03 Теперь «джати дхармы» уже не существует. Все только и знают, что наполняют свои животы. А раньше была строгость. Высшие касты «брахманы», «кшатрии» и «вайшьи» следовали определённым ограничениям. «Брахман» соблюдал определённые запреты и исполнял свой долг. Это называется «джати дхармой». «Браман» не может ни к кому наниматься на работу. Я уже много раз говорил о этом. «Кшатрий» тоже не может, равно как и «вайшья». Только «шудра» может становиться слугой других.

00:25:00 Итак, в настоящий момент никто не следует этим строгим правилам и ограничениям. Если человек родился в семье «брахмана», то не может ни к кому наниматься. Тогда ему придётся голодать, потому что у него нет «брахманских» качеств. Он может называть себя «брахманом» или «кшатрием», но по образованию и по культуре он «шудра».

00:25:26 Итак, из-за этих нежеланных детей забыто всё. «Джати дхарма», семейные традиции, семейные ритуалы. Нежеланное потомство приносит в жизни хаос. Поэтому Аджуна предвидит все эти бедствия. Но, от этих проблем есть одно средство. Это факт, что мы позабыли о «джати дхарме». Мы уже не следуем ей строго. Сейчас никто не может назвать себя настоящим «брахманом» или «кшатрием». Под влиянием Кали юги всё это сейчас утрачено и появилась «варна санкара».

00:26:20 Но, есть одно средство. Только одно. О нём говорится в одиннадцатой песне «Шримад Бхагаватам». [Санскрит]. Мы должны признать, что создали в обществе адские условия, производя на свет нежеланных детей и пренебрегая «джати дхармой» или «кула дхармой». Каждый должен признаться в этом. Так как же исправить положение? Единственный путь предаться Кришне.

00:27:16 Кришна говорит: «Просто предайся Мне. И ты можешь отказаться от своей «джати дхармы». Я защищу тебя». В «Шримад Бхагаватам» есть ещё один стих. «Свадхарма» это «джати дхарма». Итак, я могу быть сыном «брахмана» или «кшатрия» и это моя «свадхарма». У «кшатрия» или «брахмана» есть свои регулирующие принципы.

00:27:54 Итак, Бхагавата и Нарада говорят, что если человек отказался от своей «джати дхармы», поскольку Кришна просит об этом, «сарва дхарма» указывает именно на эту «свадхарму», «джати дхарму» или разные другие «дхармы», которые создал человек для поддержания общества. Например, даже в современном мире мы придумываем множество правил и ограничений. Взять, к примеру, правило ездить по левой полосе дороги. Это необходимо для поддержания порядка в обществе. Таких правил множество. И «джати дхарма», «кула дхарма» имеют тоже предназначение. С духовной точки зрения они неважны.

00:28:44 Эти правила могут помочь человеку подняться на духовный уровень. Но, духовное продвижение не зависит от «джати дхармы» или «кула дхармы». Не зависит. Вы можете преуспеть в духовной жизни, даже если не следуете правилам и ограничениям «джати дхармы» и «кула дхармы». «Ахайтуки апратихата». Если ваше намерение обрести сознание Кришны серьёзно, то все эти материальные препятствия не могут вам помешать. Достичь сознания Кришны может каждый.

00:29:29 «Сат шва пачо». Человек ожжет следовать «джате дхарме», но если он не «вайшнав», если не предан Господу Кришне, «вайшнав» это «вишнур йаси дэвата». Существует множество полубогов, «дэватов». Иногда человеку советуют : «Если ты хочешь такого-то результата, поклоняйся этому полубогу». Например, если ты хочешь красивую жену поклоняйся Уме. Ума – жена Господа Шивы. Очень красива.

00:30:30 Если вы хотите стать образованным, поклоняйтесь такому-то полубогу. Если хотите денег поклоняйтесь такому-то полубогу. Все эти предписания содержатся в ведических текстах. Но, если хотите освобождения от материальной жизни, примите прибежище у Вишну, «вайшнава». И даже если у вас другие желания, «шастра» всё равно советует вам стать «вайшнавом». Таков окончательный вывод священных писаний. Нет нужды поклоняться полубогам.

00:31:19 В «Бхагавад-гите» также говорится: «Если человек теряет голову от похоти, то он обращается к разным полубогам, чтобы просить у них те или иные блага». Это «хрита гьяна». «Хрита гьяна» значит люди лишённые разума. Если Кришна Верховный Господь, если предположим, вы хотите какого-то материального счастья, разве Он не может вам его дать? Он тоже может. Тогда зачем обращаться к полубогам? Поэтому говорится «камаис таис таир хрита гьяна». Если Кришна Верховный Господь, если меня беспокоят материальные желания, в сущности «бхакти» подразумевает полное отсутствие материальных желаний, «анйа бхилашита шунйам», у нас не должно быть никаких материальных желаний. Но, даже если у вас есть какое-то материальное желание, вы всё равно можете положиться в этом на Кришну.

00:32:20 Нет необходимости принимать прибежище у полубогов. Таков заключительный вывод ведической литературы. [Санскрит]. «Акама» значит преданный. У преданных нет желаний, у них только одно желание, стать преданным Кришны. Это естественное желание.

00:32:46 Если сын желает: «Я стану послушным отцу», то это естественное желание. Или сын может захотеть: «Я положусь на своего отца и обрету счастье». Это естественное желание. Подобным образом, если человек желает: «Я стану преданным Господа Кришны», то в таком желании нет ничего неестественного. Но, когда мы желаем повелевать материальной природой, и забываем о служении Кришне, это называется «васана». Это материальное желание. «Абилаша». Мы должны отказаться от таких материальных желаний, тогда это «бхакти».

00:33:37 Итак, даже если мы нарушили «джати дхарму» и «кула дхарму», это факт, мы это сделали. Нет смысла это отрицать. Каждый из нас сделал это. В таком случае, что мы обязаны сделать, какие принять меры, ведь мы всё нарушили. В данной ситуации путь нам указывает «Бхагаватам». Там есть стих. «Питри», «питри пиндодака крийа». Мы обязаны предлагать предкам «пинду» и воду. Но, здесь предлагается выход. «Дэварши». Мы должны «дэватам», «риши», мы должны великим мудрецам.

00:34:30 «Дэварши», «бхутанам». Мы в долгу перед столькими живыми существами. «Бхутанам» и «нринам». Мы также в долгу перед человеческим обществом. «Питринам». Мы должны «питри», предкам. Человек освобождается от долгов перед всеми. Каким образом?

00:35:09 Тот, кто всецело предался лотосам стоп Господа, «шаранйам». «Шаранйам» значит «вот моё истинное прибежище». Что касается других, если я предамся кошкам или собакам, то как они мне помогут? Поэтому они не являются «шаранйам». Если же по ошибке они избирают своим прибежищем кошек и собак, то какое благо получат? Поэтому, «шаранйам», лотосные стопы Мукунды, достойное прибежище.

00:35:53 В этой связи говорится, [санскрит], у нас столько обязанностей, но в эту эпоху мы всё утратили. Поэтому наш единственный долг предаться лотосным стопам Мукунды, Кришны. Это спасёт нас.

00:36:17 Кришна говорит, и это не выдумка, Кришна говорит: «Я знаю, что ты попрал свою семейную традицию, свои прошлые устои. Ты сделал всё, чтобы быть наказанным за свои грехи. Но, Я уверяю тебя, если ты предашься Мне, Я избавлю тебя от последствий всех твоих грехов». Сейчас мы утратили всякую культуру. На нашей совести столько грехов. Поэтому, если мы хотим спасения, выход один – предаться лотосным стопам Кришны. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Елена Роева | Кривой рог | Украина | 12 February 2020